Как готовиться к ЕГЭ по обществознанию? РЕКОМЕНДАЦИИ. Что нужно знать для егэ по обществознанию


Как сдать ЕГЭ по обществознанию — Учёба.ру

Анна Митина,

Заслуженный учитель РФ,

эксперт ЕГЭ по обществознанию,

преподаватель обществознания гимназии № 1518

Среди школьников существует мнение, что обществознание — это самый простой предмет ЕГЭ, и многие выбирают его именно по этой причине. Выпускники придерживаются такой установки: например, на ЕГЭ по физике или химии невозможно решить задание, если ты не знаешь предмета, а в обществознании на многие вопросы можно ответить благодаря общей эрудиции и здравому смыслу. Как вам такое мнение?

В рассуждениях школьников есть доля истины. Обществознание действительно требует определенного уровня общей эрудиции, но отнюдь не обыденного и не повседневного знания. Процессы, которые находятся в фокусе социальных наук, невозможно понять без опоры на знания в области истории, литературы и социальной практики. На мой взгляд, можно утверждать, что этот курс является своеобразной «лакмусовой бумажкой», с помощью которой можно оценить уровень подготовки выпускника во многих областях. Однако школьники (нередко с подачи взрослых) подменяют это весьма поверхностным пониманием социальной действительности, что приводит к попыткам сдать экзамен на уровне «догадок».

Это заблуждение, увы, уводит в сторону от той серьезной подготовки, которая требуется для качественной сдачи экзамена. Обществознание включает в себя знания из нескольких самостоятельных социальных наук, каждая из которых является областью профессиональной деятельности, изучается в рамках отдельных специальностей в вузах. А подросток в 16-18 лет должен их освоить на довольно высоком уровне, причем не только «уложить» упорядоченно в голове теорию, но и уметь иллюстрировать социальные явления конкретными примерами из разных сфер. Именно это и требует широкого кругозора, гуманитарной эрудиции и не только.

По вашему опыту, какие разделы обществознания самые сложные и вызывают наибольшее затруднение? И какие темы самые простые?

Анализ экзамена ежегодно показывает, что наиболее сложными разделами курса являются «Политология», «Экономика» и «Право». Безусловно, наша повседневная жизнь наполнена событиями, имеющими непосредственное практическое значение для изучения вопросов в рамках этих наук. Родители и учителя порой удивляются, почему ребята не могут подобрать примеры для иллюстрации социальных явлений в области политики и экономики. Нам кажется, что они на поверхности. Однако у подростков еще не сформировалась культура работы с потоком информации, они мало интересуются событиями, которые не оказывают непосредственного влияния на их жизнь, а круг их интересов не лежит в плоскости интересов общества. И в этом заключается большая проблема. Мы не всегда понимаем значение знания «в чистом виде», знания, которое не применяется в повседневной практике. Кроме того, в великом множестве исторических и современных событий бывает очень сложно найти факты, иллюстрирующие именно те социальные явления, которые необходимы в соответствии с требованиями задания.

В то же время, на мой взгляд, простых тем в обществознании нет. Многолетняя практика преподавания показывает, что учащиеся с трудом осваивают философские и гносеологические вопросы. Эти разделы почти не опираются на практику (по крайней мере, на опыт самих выпускников) и, следовательно, с трудом укладываются в сознании школьников. Как правило, разделы социологии и социальной психологии даются им легче. Здесь помогают знания, полученные при изучении литературы и истории, именно в рамках данной тематики у ребят накоплен и социальный опыт.

Что нужно делать, чтобы получить 100 баллов?

Сто баллов по обществознанию получить непросто. Ежегодно таких результатов добиваются единицы. Однако нет ничего невозможного. Грамотного эксперта всегда «подкупают» работы, написанные нестандартно, творчески, пронизанные интересом к предмету, содержащие грамотные, логически выстроенные суждения. Такие работы демонстрируют высокий уровень социальной компетенции выпускников.

Есть ли «формула успеха», которая поможет подготовиться к ЕГЭ по обществознанию наилучшим образом?

Уверена, что не предложу ничего нового и неожиданного. Во-первых, труд. Желание и умение работать может помочь преодолеть все сложности. Во-вторых, интерес. Интерес к жизни общества, в котором мы все существуем, желание проникнуть в суть общественных явлений. В-третьих, читать! Необходимо чтение — осознанное, заинтересованное, разнообразное. Чтение способствует развитию интеллекта, освоению опыта человечества, пока недостает своего собственного.

Как вы считаете, присутствует ли на ЕГЭ по обществознанию фактор везения? Возможно ли получить максимальный балл за экзамен, если знаешь предмет на более скромный результат?

Я думаю, школьник, обладающий определенными знаниями по истории и интересующийся социальной практикой, вполне способен сдать экзамен выше порогового балла. Но вот сдать на результат от 75 баллов и выше невозможно без тщательной подготовки. Для достижения такого высокого результата потребуется много читать по теме, интересоваться текущими событиями, не забывать о таких предметах социально-гуманитарного цикла, как литература и история. И, конечно же, практика, практика и еще раз практика.

Постоянная работа с заданиями дает возможность научиться грамотно их анализировать. Не секрет, что аналитическое чтение у современных школьников развито не очень хорошо. Привычка читать быстро, «по диагонали» вырабатывается как следствие постоянного контакта с гаджетами, где большой поток информации нужно в буквальном смысле пробегать глазами. Тексты, которые предлагаются на экзамене (любом!), требуют тщательного анализа. Только в этом случае можно верно понять, что от тебя хотят, и выполнить поставленные задачи.

Можно ли завалить ЕГЭ по обществознанию, если знаешь предмет очень хорошо?

Все мы люди. Плохое самочувствие, волнение, даже элементарный страх — вот факторы, которые могут повлиять на результат. Именно это приводит к срывам. На преодоление этих трудностей должна быть в том числе направлена и работа педагога. Я рада, когда мои ученики выходят с экзамена спокойными и уверенными в том, что не встретили ничего незнакомого.

До ЕГЭ по обществознанию осталось три месяца. Как вы посоветуете выпускникам распределить свое время, чтобы подготовиться наилучшим образом?

Я думаю, сейчас самое время приступить к повторению курса, даже если не закончено изучение всех разделов. Системно организованное обращение к пройденному материалу позволит постоянно актуализировать все основные вопросы курса, чтобы не возникла паника за два дня до экзамена. Необходимо (если это еще не было сделано раньше) составить планы по основным темам курса, освежить знания понятийного аппарата.

Есть, безусловно, задания, выполнение которых нужно отработать. Я имею в виду задания части 1. Вопросы со множественным выбором, задачи на соотнесение, обобщение и вычленение лишнего, предполагающие хороший уровень владения именно теоретическим материалом, нужно научиться решать. Сейчас самое время заняться ими. И, конечно же, пишите эссе! Уже накоплен теоретический материал практически по всем разделам курса. А значит, настал момент научиться его красиво, грамотно излагать.

Как готовиться к заданиям повышенной сложности

Задание № 21 Внимательно читаем текст. Ответы на все вопросы данного задания содержатся в представленном фрагменте. Важно! Ответы могут быть «разбросаны» по всему тексту. Читайте внимательно! Обязательно структурируйте ответ по формату заданного вопроса.
Задание № 22 Задание так же обращено к тексту. Однако только наполовину. Будьте внимательны! Часть вопроса требует вашего самостоятельного ответа. Это может быть пояснение авторского суждения, пример, теоретические знания, дополняющие приведенные в тексте аспекты.
Задание № 23 Задание чаще всего требует иллюстрации авторских суждений. Не игнорируйте условие задания! Очень часто мы читаем только сам вопрос, а данные в задании утверждения считаем лишь «лирическими отступлениями». Это не так. Ваши примеры должны быть в логике предложенного задания. Помните, что примеры всегда ситуативные. Важно не дать имена вашим «героям», а именно смоделировать ситуацию или привести реальный пример (исторический, из литературы, социальной практики).
Задание № 24 Как правило, в задании требуется аргументация той или иной точки зрения, нередко — аргументы «за» и «против». Никаких односложных ответов. Каждый аргумент должен представлять собой законченное суждение. Эксперт не должен «догадываться», что вы имели в виду.
Задание № 25 Для выполнения этого задания не забудьте повторить основные понятия курса. Важно грамотно объяснить суть понятия, применить это понятие в заданном контексте. В ответе должно быть три предложения: объяснение понятия и два суждения.
Задание № 26 Задание на конкретизацию примерами теоретических положений курса. Не забываем приводить теоретическое положение, а затем его иллюстрируем. Только в этом случае вы сможете получить полный балл. Если вас просят проиллюстрировать функции социальных объектов, процессов, явлений, не ленитесь эти функции объяснить, а затем уже иллюстрировать. То же самое и с другими социальными явлениями — социальными институтами, лифтами мобильности и пр. Сначала — как работает, затем — пример. Очень хорошо, если примеры будут с опорой на социальную практику или историю, литературу, научные знания. Не можете — моделируйте!
Задание № 27 Задание-задача. Прочитав условие, соотнесите описание с соответствующим разделом курса, а затем с конкретными социальными явлениями, теоретическими знаниями в данной области. Помните, если вы не ответили на главный вопрос задачи, вы получите нулевой результат.
Задание № 28 Сложное теоретическое задание, требующее и знания курса, и умения подавать эти знания структурно, системно, организованно. Постарайтесь восстановить логику темы, в рамках которой мог прозвучать такой заголовок. Вспомните соответствующее занятие. А лучше всего — начинайте сейчас составлять развернутые планы по ключевым вопросам курса и не ленитесь их повторять как можно чаще.
Задание № 29 Одно из самых сложных заданий. Синтезирует в себе все умения, которые вы проявили при выполнении предыдущих заданий, а также навыки написания текста-рассуждения. Определив проблему, над которой задумывается автор высказывания, сформулируйте авторское и свое решение этой проблемы. Помните, проблема чаще всего не имеет однозначного решения! Авторское высказывание — лишь один из вариантов решения спорного вопроса. Выдвинув свой тезис, приведите аргументы — теоретические суждения с опорой на понятийный аппарат выбранной вами науки. Выстраивая цепочку логических рассуждений, не забывайте иллюстрировать ваши тезисы конкретными примерами. Примеры должны быть из разных областей знания. Требуется теоретическая аргументация, достаточная для раскрытия темы, здесь действует качественный критерий. Вопрос о количестве теоретических суждений неуместен! Вы должны убедить эксперта в своей способности на теоретическом уровне аргументировать сформулированный вами аспект проблемы. Эмпирических примеров должно быть не менее двух, но можно привести больше. Следите за качеством примеров: они должны быть приведены без ошибок. Пример должен иллюстрировать заявленное суждение, поэтому не стремитесь разместить их в конце текста, предоставив эксперту право самому определить, что вы хотели показать.

www.ucheba.ru

Что нужно знать, чтобы хорошо сдать ЕГЭ по обществознанию

Обществознание считается одним из наиболее популярных предметов, выбираемых выпускниками для сдачи на ЕГЭ. Статистика показывает, что в последние годы это испытание проходит около 50 % абитуриентов вузов. Этот факт обусловлен тем, что обществознание включено в перечень дисциплин, рекомендованных Минобрнауки в качестве профильных для поступления на практически все гуманитарные и естественно-научные специальности. Успешно сдать ЕГЭ помогут советы опытных преподавателей и экспертов, проверяющих экзаменационные работы.

Рекомендации по подготовке к ЕГЭ

Тренируйте свои навыки в сопоставлении и анализе информации. Обществознание – это дисциплина, включающая в себя несколько научных областей, таких как экономика, философия, социология, право. Поэтому, для того чтобы хорошо сдать ЕГЭ, следует развивать логическое мышление и уметь пользоваться комплексом приобретенных знаний.

  1. Систематизируйте изученный материал за месяц до экзамена. Просмотрите список экзаменационных тем, представленный в кодификаторе ЕГЭ, и восстановите в памяти всю изученную за последние несколько месяцев информацию. Если обнаружились пробелы, срочно беритесь за учебник – по закону подлости на экзамене попадется именно то, что было упущено.
  2. Учитесь правильно излагать свои мысли. Этот навык особенно пригодится для развернутых ответов на вопросы второй части КИМ. Чтобы развить риторические способности, почаще читайте научную литературу, публицистические материалы, газеты и журналы политического и социального содержания.
  3. Обратите особое внимание на типы заданий. В первой части КИМ кроме простейших на указание правильного варианта еще и задания:
    • на выбор обобщающего понятия для других, предложенных в списке;
    • на соотнесение видовых и родовых понятий;
    • на анализ информации, представленной в форме графиков, диаграмм или таблиц.

    Если есть проблемы с выполнением заданий определенного типа, потренируйтесь в их выполнении. Первая часть относительно простая, за правильные краткие ответы можно набрать приличное количество баллов.

  4. Ознакомьтесь с критериями оценки эссе. Они подробно изложены в демоверсии ЕГЭ. Чтобы выполнить эту часть экзамена на максимальный балл, важно знать, как его будут оценивать эксперты. Проштудируете перечень критериев, почитайте готовые эссе и дайте им свою оценку на основании принятой системы. Напишите несколько собственных вариантов и сами выступите в роли эксперта при их проверке.
  5. Отвечайте по существу. Внимательно читайте задания, чтобы понять, что именно требуется: только это будет оцениваться – и ничего больше. Важно уяснить не только, что конкретно надо назвать, указать и т. д. (это могут быть признаки, примеры, аргументы), но и определить, сколько элементов записывать – 1 или 5. Это нужно для того, чтобы заработать максимальный балл, не делая лишней работы, например, вместо двух примеров подбирая шесть. Если недобрать, даже правильный ответ не будет считаться полным, и на высшую оценку за него рассчитывать не стоит.

    Развернутые ответы должны быть конкретными и ясными. Определения понятиям надо давать двумя-тремя четко сформулированными предложениями без воды и отступлений от темы.

  6. Составьте план доклада. Для выполнения этого задания потребуется запомнить структуру главных тем ЕГЭ по обществознанию: к примеру, «Формы государственного правления». Откройте содержание учебника и изучите основные пункты и подпункты – понятия, виды, структура и т. д. Так вам будет намного проще подготовиться, и примерно так должен выглядеть ваш ответ.
  7. Научитесь технике эффективного запоминания информации. Для этого потребуется систематически готовиться к каждому уроку с использованием не менее двух источников. Одним из них может быть справочник, другим – учебник. При освоении нового материала выполняйте один тест на заданную тему: так вы эффективнее запомните информацию.
  8. Не ограничивайте подготовку чтением учебников и решением тестов. Смотрите фильмы и передачи на экономические, социальные и политические темы. Так вы сможете отдохнуть от изнурительной подготовки и с пользой провести время.
  9. Изучите законы. Особые трудности при ответах на задания ЕГЭ по обществознанию вызывают вопросы по экономике, правоведению и полномочиям органов государственной власти. Чтобы не плавать в материале, ознакомьтесь с нормативно-правовыми актами, знание которых пригодится на экзамене. Их перечень есть в приложении № 2 к спецификации КИМ.

Последовав этим простым советам, вы не только повысите качество своих знаний, но и сэкономите время, перестав зазубривать большие объемы информации, но так и не добиваясь желаемого результата. Разобравшись, как правильно организовывать свое время и на что обратить особое внимание, вы сможете сдать ЕГЭ по обществознанию на весьма достойную оценку. Удачи!

edunews.ru

Личный опыт как сдать ЕГЭ по обществознанию на 90

Один из самых популярных экзаменов среди выпускников – обществознание. Так ли просто сдать ЕГЭ по этому предмету и получить при этом высокий балл? Первокурсники рассказывают, как они готовились и шли к заветным 90+.

 

Андрей Рябов, первокурсник СПбГУ, юридического факультета, 90 баллов

ПОМНИТЕ О СВОЕЙ МОЛОДОСТИ

Как говорил мой учитель по обществознанию: «Для того, чтобы сдать ЕГЭ, нужно попасть в стандарт». И это, пожалуй, абсолютно верное утверждение. Проверяющим не нужны энциклопедические знания, они требуют лишь четкого ответа на поставленный вопрос. Поэтому не стоит пускаться в рассуждения о проблемах бытия или писать эссе о «Критике чистого разума». Все это стоит оставить для олимпиад, где это требуется, и которые дают бонусы для поступления.

Конечно, для успешной сдачи ЕГЭ нужно нарабатывать навык решения тестов, без этого никуда. Невозможно сдать экзамен, не понимая его формата. Но не надо забывать и о базе знаний, которую не наработаешь всего лишь за год. Надо изучать право, экономику, философию не только в 11 классе, но и в 10, и даже раньше. А вообще на ЕГЭ не стоит зацикливаться – это просто этап жизни.

Нельзя посвящать все свое время экзамену, иначе просто можно сойти с ума. Занимайтесь спортом, находите время для отдыха, иначе под конец года рискуете обнаружить у себя какое-нибудь хроническое заболевание. Главное – не бояться ЕГЭ и не нервничать перед ним, лучше вообще расслабиться и думать чем-то другом.

Конечно, многое зависит от учителя. Мне повезло с педагогом по обществознанию. Начиная со средней школы она плавно готовила нас к сдаче этого экзамена. И ее заслуга в том, что у меня такой высокий результат.

Главное – быть уверенным в себе и не посвящать всего себя ЕГЭ. Стоит помнить о своей молодости и о том, что она проходит. Важно чередовать подготовку к ЕГЭ с чем-то другим, например, я играл в большой теннис. И, конечно же, нужно научиться подстраиваться под формат экзамена, тогда можно рассчитывать на 90+ и успешное поступление в вуз.

 

Влад Князев, первокурсник СПбГУ, экономического факультета, 96 баллов

ВЫБЕРИТЕ ОДНУ ТЕМУ

Экзамен по обществознанию имеет интересную особенность, которая, с одной стороны, затрудняет освоение предмета, с другой – позволяет ученикам понимать базовые процессы, происходящие в важнейших сферах общественной жизни. Эта особенность заключается в том, что в курсе предмета изучается, как минимум, шесть наук: экономика, юриспруденция, политология, социология, философия и культурология. Следовательно, если вы хотите сдать ЕГЭ по «обществу» на хорошие баллы, то 1 сентября – крайний срок, когда надо начинать заниматься. «К обществознанию за 2 месяца не подготовишься» - настаивал мой преподаватель, и я не могу не согласиться с этим. Именно поэтому, чем раньше вы начинаете, тем больше времени вам удастся поспать в ночь перед экзаменом.

Я советую сосредоточиться на одной конкретной науке, которую изучают на уроках. Я, например, занимался олимпиадной экономикой, и этот багаж знаний очень пригодился мне на ЕГЭ. Особенно актуально это для успешного написания эссе по одной из выбранных тем.

Считаю, что стоит как можно скорее выбрать направление, которое легче дается, и весь год накапливать теоретический и фактический материал из различных источников. Читайте научную литературу, изучайте профильные СМИ, и тогда у вас точно не будет проблем с грамотной аргументацией своей позиции.

 

Матвей Чайка, первокурсник СПбГУ, экономического факультета, 96 баллов

ЗАНИМАЙТЕСЬ СПОРТОМ

Моя подготовка к экзамену началась с того момента, как я попал к своему преподавателю по обществознанию. Его методика заставила меня полюбить этот предмет. Я начал изучать его углубленно. Все наши уроки проходили в виде лекций с периодическим обращением к «аудитории'». Как только мы заканчивали какой-то раздел, учитель устраивал прогон по всем темам. Чтобы удачно сдать такую работу нужно знать абсолютно все конспекты до мелочей, уметь приводить примеры, аргументировать свою точку зрения, систематизировать и анализировать информацию, полученную на уроках.

Десятый-одиннадцатый класс учитель давал нам решать задания из ЕГЭ. Поэтому скажу так: «Решайте как можно больше вариантов».  

Я никогда не ходил к репетитору и считаю, что правильно делал. Я на своем примере подтвердил, что работа дома в уютной обстановке намного эффективнее. Но есть одно но: нужно уметь сосредоточиться, потому что дома существует множество вещей, которые могут отвлечь.

Советую заниматься спортом или чем-то другим – это сможет отвлечь. Я часто ходил в зал и, думаю, поэтому я не «сгорел». В последнем полугодии выпускного класса я повторял все темы, составил для себя план и не отступал от него. За три месяца до экзамена я начал писать эссе на те темы, которые мне казались сложными. Главное – понять, чего от тебя хочет эксперт.

Меньше читайте эссе в интернете! Работайте над ошибками, не избегайте трудных тем, а, наоборот, делайте их любимыми для себя. Завысьте планку – это поможет увереннее чувствовать себя на экзамене.

За несколько дней до экзамена не надо нагружать себя информацией. Повторять необходимо, но в легкой форме. Надо давать голове отдохнуть. На самом экзамене забудьте обо всем, что происходит вокруг, окунитесь в работу с головой. Когда придете в кабинет, привыкните, посмотрите на лица организаторов – они нервничают, наверное, даже больше, мне так казалось.

Самое главное – определиться, чего хочешь, и идти вперед.

 В следующий раз вы узнаете, как сдать ЕГЭ по литературе на 90+.

5uglov.ru

ЕГЭ по обществознанию. Как готовиться и правда ли это простой предмет

Наверное, каждый что-то помнит с уроков обществознания. Про демократию, нигилизм, мораль и нравственность. И это одна из причин, почему выпускники часто выбирают обществознание на ЕГЭ, — потому что просто. Но на деле всё немного сложнее. Рассказываем, как спланировать подготовку к самому популярному ЕГЭ по выбору.

Рассылка «Мела»

Мы отправляем нашу интересную и очень полезную рассылку два раза в неделю: во вторник и пятницу

В 2018 году ЕГЭ по обществознанию (его будут сдавать 14 июня) изменится совсем немного. Например, поменялись критерии оценивания в заданиях № 28 и 29 (а в последнем ещё и детализирована формулировка задания). Из-за этого максимальный первичный балл увеличится с 62 до 64.

Первая часть экзамена по обществознанию состоит из заданий двух уровней сложности — 8 заданий базового и 12 заданий повышенного уровня (это всё тестовая часть). Во второй части 2 задания базового (21 и 22) и 7 заданий высокого уровня сложности (23–29). На выполнение экзаменационной работы даётся 3 часа 55 минут (235 минут).

На самом деле обществознание — самый объёмный по знаниям экзамен. Он объединяет пять разных наук: право, философию, социологию, экономику и политологию. То есть нужно разбираться и хорошо помнить формулировки терминов каждой. И в этом сложность, в отличие от того же ЕГЭ по математике с чёткой структурой: попробуй быстро переключиться с политеистических религий на историю массовой культуры или экономику.

Критерии оценки

Задания 1–3, 10 и 12 оцениваются в 1 балл. Задание считается выполненным верно, если ответ записан в той форме, которая указана в инструкции к заданию. Задания 4–9, 11, 13–20 оценивается в 2 балла. Если задание выполнено с одной ошибкой или не полностью — ставится 1 балл.

Полное правильное выполнение заданий второй части оценивается по шкале от 2 до 5 баллов. За задания № 21-22 дают по 2 балла, за задания № 23–28 — 3 балла, за задание № 29 — 5 баллов.

Почему задание 29 стоит так дорого? По сути, это мини-сочинение. Оно состоит из трёх частей: раскрытие смысла высказывания (1 балл), отношение к высказыванию и собственная позиция, которые не оцениваются, и третья часть — рассуждения и выводы, где можно получить по 2 балла за каждый критерий. Обобщающий вывод для всех частей эссе, который проверяет корректность использования терминов и теории, оценивают ещё в 1 балл.

Что может помочь. Выбор высказывания нужно сделать на основе понимания его смысла. Иначе говоря, ученик должен понимать, что этой фразой хотел сказать автор. Для второй части теста можно использовать подсказки в тексте их задания № 20 первого теста. В третьей части нужно обратить внимание на раздел обществознания, к которому относится высказывание.

Когда и как готовиться

Перед подготовкой важно оценить свои навыки. В ЕГЭ по обществознанию — пять разделов. Они неодинаковые по объёму, поэтому важно понять, сколько материала вы уже прошли и с какими разделами у вас нет проблем.

Идеально закончить подготовку за два месяца до экзамена — в середине апреля. К этому времени нужно знать всю теорию. И не льстите себе: вы вряд ли освоите такой объём материала, например, за майские праздники. Честно скажите себе: я в это время отдыхаю. И отдыхайте. Не делайте ничего. По факту все начинают усиленно готовиться в феврале. Хотя нужно, конечно, сильно раньше.

Важно спланировать подготовку по месяцам/неделям и распланировать объём материала. В самом начале обязательно зайдите на сайт ФИПИ и посмотрите, какие нормативно-правовые акты вы должны знать, чтобы сдать экзамен. Никаких нормативно-правовых актов в учебниках просто нет, поэтому ФИПИ — единственный источник.

Каждую неделю надо решать задания второй части по теме, которую изучаете. Выделите на это примерно пять часов в неделю. Обязательно пишите эссе. До экзамена вы должны написать их как минимум 20 штук. Так сможете отработать и закрепить материал.

С каких тем лучше начать (а какими закончить)

Всего в ЕГЭ по обществознанию пять блоков: экономика, политика, социальные отношения, право, человек и общество.

Начинайте с человека и общества или социальных отношений — это простые и приятные разделы. Подготовку к ним можно оставить на конец года. Экономика — небольшая по объёму. И с неё можно начать. Времени займёт немного, но разбираться в чём-то точно придётся. Пока у вас ещё есть силы. Главное, ни в коем случае не оставляйте право на весну. Раздел объёмный, скучный и нудный. Все срезаются именно на праве. Поэтому, когда разгонитесь на экономике, идите к праву. Вы должны знать нормативно-правовые акты. Списка актов нет в учебниках, зато они есть в классификации (тот же ФИПИ). Все акты и формулировки из них надо знать наизусть. Без этого, к сожалению, никак.

Полезные ссылки:

За помощь в подготовке материала благодарим основателя центра подготовки к ЕГЭ LUDI Илью Созонтова

mel.fm

Как готовиться к ЕГЭ по обществознанию? РЕКОМЕНДАЦИИ |

%d1%80%d0%b5%d0%ba%d0%be%d0%bc

ЕГЭ по обществознанию в качестве предмета по выбору сдают многие выпускники. Это, пожалуй, один из наиболее популярных экзаменов. Как готовиться к нему? Как продумать подготовку таким образом, чтобы она была наиболее эффективной? Попробую дать вам, ребята, рекомендации. Они не раз уже оправдали себя, мои ученики сдают ЕГЭ на высокие баллы.

Как готовиться к ЕГЭ по обществознанию?

РЕКОМЕНДАЦИИ

Первый шаг: учите теорию

  • Помните, что ответ на любой вопрос начинается со знания ТЕОРИИ. Не зная её, опираясь только на жизненный опыт, много баллов не набрать.
  • Ориентиром в море информации станет для вас КОДИФИКАТОР. Он всегда прилагается к демоверсии. В нём чётко указано, по каким темам будет опрос, какие вопросы нужно повторить. Пусть кодификатор всегда будет на видном месте (над письменным столом, на титульном листе ваших конспектов и т.д.)
  • Однако кодификатор даёт лишь общие направления тем. В каждой из тем есть множество мелких подтем, которые в нём не указаны. Поэтому нужно стараться изучить хорошо всё, что есть по школьной программе.

Например.

В кодификаторе есть тема: «Ценные бумаги». Какие ценные бумаги нужно знать конкретно? В тестах мы встречаем и облигации, и акции. Даже есть вопросы по поводу того, чем обыкновенные акции отличаются от  привилегированных.

Помочь ученикам должны педагоги, репетиторы. Помогут вам, ребята, и мои статьи на сайте.

Помните, что всего 8 тем:

— общество

— человек

— познание

— духовная сфера (культура)

— социальная сфера

-экономика

-политика

— право

Отдельно можно выделить Конституцию РФ. По ней много вопросов. Есть специальное задание — № 16, которое только по данному правовому  документу.

  • Необходимо хорошо знать термины, понятия. Если вы не можете точно передать своими словами их суть, то просто заучивайте, как правило! Ведь ответы второй части   основаны  именно на знании терминологии, различных функций чего-либо, типов , видов, принципов.
  • Возьмите за правило: ни дня без выученных ТРЁХ терминов. В течение времени их будет предостаточно. А три в день выучить не так уж и сложно. Повторяйте каждый день по ПЯТЬ терминов, понятий, которые вы уже выучили. Составляйте СПИСОК их, по этому списку вспоминайте, повторяйте.

 

Второй шаг: хорошо изучите структуру заданий, систему их оценивания.

  • Вы должны чётко знать, ЧТО нужно сделать в том или ином задании. Поймите суть задания, имейте таблицу баллов, которые вы можете получить за выполнение заданий.
  • Задания имеют общие принципы. Например, в задании № 1 нужно заполнить таблицу, в задании № 2- найти слов, которое является обобщающим для всех остальных и т.д. Запомнив структуру заданий, вы не будете тратить каждый раз время на их прочтение, а тем более на то, чтобы понять. Всю структуру работы вы должны знать чётко.

я

Третий шаг: выполнение тестовых заданий

  • Я всегда говорю своим ученикам, что количество переходит в качество. Чем больше вариантов вы будете выполнять, тем прочнее будут ваши знания, тем лучше сформируются умения .
  • Все темы вы уже в той или иной степени проходили . Я считаю, что выполнять нужно и полные варианты, и тематические, на какой бы стадии изучения теории вы ни находились.
  • Сколько тестов делать в неделю? На этот вопрос я не отвечу однозначно. Это зависит и от вашей загруженности, и от уровня подготовки. Мои ученики в неделю выполняют сначала по два теста (на уровне изучения материал), а затем, когда в основном теория пройдена — по 3-4. Больше не нужно. Вы просто не успеете. Даже лучше выполнить один тест, но досконально, поняв ответ на каждый вопрос.
  • Обязательно разбирайте свои ошибки. Доучивайте материал, по которому они допущены. Мало просто констатировать, сколько ошибок вы сделали в варианте. Важно понять, ПОЧЕМУ сделали, КАК не допустить их в будущем.
  • Заведите отдельную тетрадь для тестов. В неё записывайте свои ответы, комментарии к ошибкам. Так вы легче запомните материал. Ведь не зря в народе говорят, что на ошибках учатся.

Таковы общие рекомендации.  Основную формулу можно вывести следующим образом.

Высокие баллы на ЕГЭ = теория + практика + систематическое повторение + чётко организованное время для занятий + желание + воля + трудолюбие.

ПРИМЕЧАНИЕ

Я планирую серию рекомендаций,  видеоуроков, где подробно объясню, как выполнять конкретно каждый номер заданий на ЕГЭ.

Конечно, это длительный процесс, но к концу года постараюсь всё сделать )))

Пока могу вам предложить теорию на моём сайте . Кстати, первые ШЕСТЬ тем там представлены ПОЛНОСТЬЮ, а по политике и праву дан материал по наиболее трудным темам( сейчас я продолжаю работать над статьями).Так что хорошая основа теоретического материал вам уже предложена- учите.

Что касается тестов, первые попытки их составления уже вы видите на сайте. Я не буду помещать скаченные из каких-то источников. Только авторские варианты буду вам предлагать. Пока эта работа в стадии начала, но  и здесь «процесс пошёл».

Итак, рекомендации к действию даны. Готовьтесь. Старайтесь. Стремитесь к успеху! И тогда у вас всё поучится.

С уважением, Вера Александровна.

 

obschestvoznanie-ege.ru

Как подготовиться к ЕГЭ по обществознанию: способы лучше усваивать информацию

Как подготовиться к экзаменуХорошо сдать ЕГЭ – актуальнейшая задача для каждого выпускника школы. По статистике, очень многие вузы требуют сдачи обществознания, эта дисциплина на протяжении уже нескольких лет занимает первое место по востребованности. Как же подготовиться к экзамену наилучшим образом?

Какие темы встречаются?

Многим кажется, что обществознание – это самый лёгкий учебный предмет. Объясняют это тем, что многие задания можно решить исходя из собственного жизненного опыта. Однако это не так, и на высокий балл, не готовясь, написать никак не получится. Чтобы ЕГЭ по обществознанию не было сложным, необходимо знать большой объем материала и интересоваться общественной и культурной жизнью. Можно выделить общие темы, встречающиеся в экзамене.

  • Как лучше усваивать темыПолитика. В заданиях по этой теме встречаются вопросы о государственном устройстве, политическом строе, его влиянии на личность.
  • Право. Тем, кто желает сдать ЕГЭ по обществознанию на высший балл, необходимо знать основные законы РФ. В первую очередь, нужно ознакомиться с Конституцией. Необходимы также знания о правонарушениях, договорах, правах и свободах, административной и судебной системе страны.
  • Социальные отношения. Здесь потребуются знания о социальных институтах, таких, как, например, семья, о международных и межличностных отношениях.
  • Человек и общество. Необходимы знания о культуре и взаимодействии человека с ней и окружающим социумом.
  • Экономика. Необходимы знания об основных экономических процессах и понятиях, например, о видах собственности, о налогах и экономике предприятия.

В первых двадцати заданиях необходимо выбрать один или несколько вариантов ответа. В них могут использоваться, в том числе, таблицы, диаграммы, результаты социальных опросов. Ещё десять заданий требуют умения анализировать, правильно строить высказывания и приводить убедительные аргументы. Заключительное задание – эссе. Чаще всего даётся несколько цитат различных деятелей, и из списка необходимо выбрать одну и раскрыть её.

Это интересно: сайт ГТО, регистрация для получения номера.

Как сдать ЕГЭ по обществознанию?

Когда изучен список тем, требующих изучения, можно приступать непосредственно к подготовке. Подготавливаться самостоятельно, несмотря на возможную подготовку в школе, не только можно, но и обязательно необходимо. Есть две основных проблемы, с которыми сталкиваются ученики: неспособность усвоить материал и сильный психологический дискомфорт, перерастающий в панику. Рассмотрим, как бороться с каждой из них.

Это интересно: что такое кадетская школа, как в нее поступить учиться?

Как лучше усваивать информацию

Существует великое множество способов лучшего усвоения информации. Рассмотрим некоторые пункты, которые помогут готовиться к экзамену максимально эффективно.

  • Как быстро подготовиться к егэ по обществознаниюТребуется систематичность. За один день подготовиться к экзамену и сдать его на высокий балл точно не удастся, поэтому можно создать себе расписание. Например, заниматься час-полтора в день пять дней в неделю. Переусердствовать и стараться усвоить максимум информации за короткий срок не стоит – чаще всего такая «быстрая» информация не укладывается в памяти надолго.
  • Для подготовки к ЕГЭ обязательно работать с тестовыми вариантами. Существуют сайты, которые позволяют совершенно бесплатно решать задания из базы ЕГЭ и дают пояснения к этим заданиям. Так ученик будет понимать, что его ждёт на экзамене, и сможет примерно оценить свои силы.
  • Для большинства информация лучше усваивается в виде схем и таблиц, поэтому стоит чертить их, особенно в сложных темах.
  • В обществознании очень много терминов, часть из которых обязательно встретится в экзамене. Их стоит выписывать в отдельную тетрадь-словарик, причём отдать предпочтение лучше тетради на пружинке – практика показывает, что работать с таким конспектом удобнее.
  • Разделив материал на блоки, не нужно стараться вызубрить всё и сразу. Лучше изучать материал последовательно, по темам.
  • Чтобы сделать подготовку удобнее, можно использовать школьные учебники. В них информация уже структурирована, к тому же чаще всего вопросы ЕГЭ касаются именно школьного курса.
  • Готовясь к написанию эссе, необходимо изучить, как за него начисляются баллы, чтобы понять, какой должна быть его идеальная структура. Так, необходимо использовать термины и ссылки на известных авторов и известные события, показывая свою компетентность в этом вопросе.
  • Лучше усваивается та информация, которая была не просто прочитана, но и услышана от другого человека, а ещё лучше – обсуждена с ним. Нелишним будет дискутировать с друзьями по поводу изученной информации – это сделает подготовку не только интереснее, но и полезнее.
  • После того как тема изучена, полезно будет пересказать её себе, причём – вслух. Так будет задействована ещё и слуховая память.
  • К трудно запоминаемым терминам или фактам можно попробовать подобрать ассоциации, которые запомнятся легко. Главное, помнить, что это лишь ассоциация, и не путаться, особенно в эссе.
  • Зубрёжка – не лучший выбор. Требуется понимание предмета, в том числе терминов. Ведь заучивают не слова, а то, что за ними стоит.

Это интересно: как правильно оформить титульный лист проекта?

Как психологически подготовиться к ЕГЭ

Очень часто неправильные ответы на вопросы обусловлены не незнанием материала, а тем, что ученик находится в состоянии паники. Есть несколько психологических моментов, на которые требуется обращать внимание.

  • Как готовиться к экзаменамПервое правило спокойной подготовки – готовиться заранее. Так удастся избежать спешки и, как следствие, паники.
  • Важно помнить, что экзамен – это всего лишь экзамен. Да, его результаты очень важны, но полностью решить жизнь ученика, как порой пугают преподаватели и даже родители, он не может. В любом случае, пребывая в спокойном состоянии, куда больше шансов сдать ЕГЭ на высокий балл.
  • Когда на работу настроиться особенно сложно, можно попробовать выбрать наиболее интересную для себя тему для подготовки в этот день.
  • Не стоит забывать о физических потребностях: спать, есть, гулять. Это не только не помешает учёбе, но и поможет ей, ведь здоровому и бодрому человеку намного легче усваивать новый материал.
  • Тем, кто постоянно отвлекается на внешние факторы, например, телефон, можно посоветовать полностью отключить их.
  • Стоит отметить, что на экзамене нужно успокоиться и внимательно читать вопрос. Например, иногда ученики выбирают противоположный ответ, не заметив частицу «не» в задании.
  • Чтобы избежать паники и разочарования, нужно поставить реально выполнимую цель. Будущему абитуриенту необходимо узнать, сколько примерно баллов необходимо набрать для поступления в выбранный вуз, и подумать, сможет ли он это сделать. Пусть ученик не сдаст ЕГЭ на 300 баллов, но для того, чтобы поступить в выбранный вуз, ему может быть достаточно около 180.
  • Во время написания эссе и ответов на открытые вопросы, нужно стараться отвечать чётко, без «воды». Формулировать мысль следует на черновике.
  • Правило, известное почти всем школьникам и студентам – сначала выполняют те задания, которые не вызывают затруднений, чтобы сэкономить время и силы.

Заключение

Сложно ли сдать ЕГЭ по обществознанию? Нет, если настроиться на учёбу и соблюдать принципы, изложенные выше. Вряд ли самостоятельная подготовка вызовет в этом случае затруднения. Правильный подход к изучению информации и спокойствие – главные ключи к наивысшим баллам.

obrazovanie.guru

Как сдать ЕГЭ по обществознанию

Советы преподавателя обществознания гимназии № 1518, эксперта ЕГЭ Анны Михайловны Митиной и ответы на вопросы портала «Учёба.ру».

Среди школьников существует мнение, что обществознание — это самый простой предмет ЕГЭ, и многие выбирают его именно по этой причине. Выпускники придерживаются такой установки: например, на ЕГЭ по физике или химии невозможно решить задание, если ты не знаешь предмета, а в обществознании на многие вопросы можно ответить благодаря общей эрудиции и здравому смыслу. Как вам такое мнение?

В рассуждениях школьников есть доля истины. Обществознание действительно требует определенного уровня общей эрудиции, но отнюдь не обыденного и не повседневного знания. Процессы, которые находятся в фокусе социальных наук, невозможно понять без опоры на знания в области истории, литературы и социальной практики. На мой взгляд, можно утверждать, что этот курс является своеобразной «лакмусовой бумажкой», с помощью которой можно оценить уровень подготовки выпускника во многих областях. Однако школьники (нередко с подачи взрослых) подменяют это весьма поверхностным пониманием социальной действительности, что приводит к попыткам сдать экзамен на уровне «догадок».

Это заблуждение, увы, уводит в сторону от той серьезной подготовки, которая требуется для качественной сдачи экзамена. Обществознание включает в себя знания из нескольких самостоятельных социальных наук, каждая из которых является областью профессиональной деятельности, изучается в рамках отдельных специальностей в вузах. А подросток в 16-18 лет должен их освоить на довольно высоком уровне, причем не только «уложить» упорядоченно в голове теорию, но и уметь иллюстрировать социальные явления конкретными примерами из разных сфер. Именно это и требует широкого кругозора, гуманитарной эрудиции и не только.

По вашему опыту, какие разделы обществознания самые сложные и вызывают наибольшее затруднение? И какие темы самые простые?

Анализ экзамена ежегодно показывает, что наиболее сложными разделами курса являются «Политология», «Экономика» и «Право». Безусловно, наша повседневная жизнь наполнена событиями, имеющими непосредственное практическое значение для изучения вопросов в рамках этих наук. Родители и учителя порой удивляются, почему ребята не могут подобрать примеры для иллюстрации социальных явлений в области политики и экономики. Нам кажется, что они на поверхности. Однако у подростков еще не сформировалась культура работы с потоком информации, они мало интересуются событиями, которые не оказывают непосредственного влияния на их жизнь, а круг их интересов не лежит в плоскости интересов общества. И в этом заключается большая проблема. Мы не всегда понимаем значение знания «в чистом виде», знания, которое не применяется в повседневной практике. Кроме того, в великом множестве исторических и современных событий бывает очень сложно найти факты, иллюстрирующие именно те социальные явления, которые необходимы в соответствии с требованиями задания.

В то же время, на мой взгляд, простых тем в обществознании нет. Многолетняя практика преподавания показывает, что учащиеся с трудом осваивают философские и гносеологические вопросы. Эти разделы почти не опираются на практику (по крайней мере, на опыт самих выпускников) и, следовательно, с трудом укладываются в сознании школьников. Как правило, разделы социологии и социальной психологии даются им легче. Здесь помогают знания, полученные при изучении литературы и истории, именно в рамках данной тематики у ребят накоплен и социальный опыт.

Что нужно делать, чтобы получить 100 баллов?

Сто баллов по обществознанию получить непросто. Ежегодно таких результатов добиваются единицы. Однако нет ничего невозможного. Грамотного эксперта всегда «подкупают» работы, написанные нестандартно, творчески, пронизанные интересом к предмету, содержащие грамотные, логически выстроенные суждения. Такие работы демонстрируют высокий уровень социальной компетенции выпускников.

Уверена, что не предложу ничего нового и неожиданного. Во-первых, труд. Желание и умение работать может помочь преодолеть все сложности. Во-вторых, интерес. Интерес к жизни общества, в котором мы все существуем, желание проникнуть в суть общественных явлений. В-третьих, читать! Необходимо чтение — осознанное, заинтересованное, разнообразное. Чтение способствует развитию интеллекта, освоению опыта человечества, пока недостает своего собственного.

Как вы считаете, присутствует ли на ЕГЭ по обществознанию фактор везения? Возможно ли получить максимальный балл за экзамен, если знаешь предмет на более скромный результат?

Я думаю, школьник, обладающий определенными знаниями по истории и интересующийся социальной практикой, вполне способен сдать экзамен выше порогового балла. Но вот сдать на результат от 75 баллов и выше невозможно без тщательной подготовки. Для достижения такого высокого результата потребуется много читать по теме, интересоваться текущими событиями, не забывать о таких предметах социально-гуманитарного цикла, как литература и история. И, конечно же, практика, практика и еще раз практика.

Постоянная работа с заданиями дает возможность научиться грамотно их анализировать. Не секрет, что аналитическое чтение у современных школьников развито не очень хорошо. Привычка читать быстро, «по диагонали» вырабатывается как следствие постоянного контакта с гаджетами, где большой поток информации нужно в буквальном смысле пробегать глазами. Тексты, которые предлагаются на экзамене (любом!), требуют тщательного анализа. Только в этом случае можно верно понять, что от тебя хотят, и выполнить поставленные задачи.

Можно ли завалить ЕГЭ по обществознанию, если знаешь предмет очень хорошо?

Все мы люди. Плохое самочувствие, волнение, даже элементарный страх — вот факторы, которые могут повлиять на результат. Именно это приводит к срывам. На преодоление этих трудностей должна быть в том числе направлена и работа педагога. Я рада, когда мои ученики выходят с экзамена спокойными и уверенными в том, что не встретили ничего незнакомого.

До ЕГЭ по обществознанию осталось три месяца. Как вы посоветуете выпускникам распределить свое время, чтобы подготовиться наилучшим образом?

Я думаю, сейчас самое время приступить к повторению курса, даже если не закончено изучение всех разделов. Системно организованное обращение к пройденному материалу позволит постоянно актуализировать все основные вопросы курса, чтобы не возникла паника за два дня до экзамена. Необходимо (если это еще не было сделано раньше) составить планы по основным темам курса, освежить знания понятийного аппарата.

Есть, безусловно, задания, выполнение которых нужно отработать. Я имею в виду задания части 1. Вопросы со множественным выбором, задачи на соотнесение, обобщение и вычленение лишнего, предполагающие хороший уровень владения именно теоретическим материалом, нужно научиться решать. Сейчас самое время заняться ими. И, конечно же, пишите эссе! Уже накоплен теоретический материал практически по всем разделам курса. А значит, настал момент научиться его красиво, грамотно излагать.

Как готовиться к заданиям повышенной сложности

Задание № 21 Внимательно читаем текст. Ответы на все вопросы данного задания содержатся в представленном фрагменте. Важно! Ответы могут быть «разбросаны» по всему тексту. Читайте внимательно! Обязательно структурируйте ответ по формату заданного вопроса.
Задание № 22 Задание так же обращено к тексту. Однако только наполовину. Будьте внимательны! Часть вопроса требует вашего самостоятельного ответа. Это может быть пояснение авторского суждения, пример, теоретические знания, дополняющие приведенные в тексте аспекты.
Задание № 23 Задание чаще всего требует иллюстрации авторских суждений. Не игнорируйте условие задания! Очень часто мы читаем только сам вопрос, а данные в задании утверждения считаем лишь «лирическими отступлениями». Это не так. Ваши примеры должны быть в логике предложенного задания. Помните, что примеры всегда ситуативные. Важно не дать имена вашим «героям», а именно смоделировать ситуацию или привести реальный пример (исторический, из литературы, социальной практики).
Задание № 24 Как правило, в задании требуется аргументация той или иной точки зрения, нередко — аргументы «за» и «против». Никаких односложных ответов. Каждый аргумент должен представлять собой законченное суждение. Эксперт не должен «догадываться», что вы имели в виду.
Задание № 25 Для выполнения этого задания не забудьте повторить основные понятия курса. Важно грамотно объяснить суть понятия, применить это понятие в заданном контексте. В ответе должно быть три предложения: объяснение понятия и два суждения.
Задание № 26 Задание на конкретизацию примерами теоретических положений курса. Не забываем приводить теоретическое положение, а затем его иллюстрируем. Только в этом случае вы сможете получить полный балл. Если вас просят проиллюстрировать функции социальных объектов, процессов, явлений, не ленитесь эти функции объяснить, а затем уже иллюстрировать. То же самое и с другими социальными явлениями — социальными институтами, лифтами мобильности и пр. Сначала — как работает, затем — пример. Очень хорошо, если примеры будут с опорой на социальную практику или историю, литературу, научные знания. Не можете — моделируйте!
Задание № 27 Задание-задача. Прочитав условие, соотнесите описание с соответствующим разделом курса, а затем с конкретными социальными явлениями, теоретическими знаниями в данной области. Помните, если вы не ответили на главный вопрос задачи, вы получите нулевой результат.
Задание № 28 Сложное теоретическое задание, требующее и знания курса, и умения подавать эти знания структурно, системно, организованно. Постарайтесь восстановить логику темы, в рамках которой мог прозвучать такой заголовок. Вспомните соответствующее занятие. А лучше всего — начинайте сейчас составлять развернутые планы по ключевым вопросам курса и не ленитесь их повторять как можно чаще.
Задание № 29 Одно из самых сложных заданий. Синтезирует в себе все умения, которые вы проявили при выполнении предыдущих заданий, а также навыки написания текста-рассуждения. Определив проблему, над которой задумывается автор высказывания, сформулируйте авторское и свое решение этой проблемы. Помните, проблема чаще всего не имеет однозначного решения! Авторское высказывание — лишь один из вариантов решения спорного вопроса. Выдвинув свой тезис, приведите аргументы — теоретические суждения с опорой на понятийный аппарат выбранной вами науки. Выстраивая цепочку логических рассуждений, не забывайте иллюстрировать ваши тезисы конкретными примерами. Примеры должны быть из разных областей знания. Требуется теоретическая аргументация, достаточная для раскрытия темы, здесь действует качественный критерий. Вопрос о количестве теоретических суждений неуместен! Вы должны убедить эксперта в своей способности на теоретическом уровне аргументировать сформулированный вами аспект проблемы. Эмпирических примеров должно быть не менее двух, но можно привести больше. Следите за качеством примеров: они должны быть приведены без ошибок. Пример должен иллюстрировать заявленное суждение, поэтому не стремитесь разместить их в конце текста, предоставив эксперту право самому определить, что вы хотели показать.

11ege.ru