Собеседование перед крещением ребенка: как проходит, что спрашивают. Что такое огласительная беседа перед крещением


как пройти, сколько длится, что спрашивают

«Мир Вам!». Вступайте в наше новое сообщество в инстаграме Молитвы на каждый день. Нам важна ваша поддержка, подписывайтесь. «Ангела Хранителя Вам!»

Есть немало таинств в православии, но наиболее важным считается обряд Крещения. Так как проводят такое действие в основном в раннем возрасте, то ребенок не может отдавать себе полноценно отчет в своих деяниях. Для этого ему подбираются крестные родители. Подходить к этому вопросу стоит очень ответственно. В каждом храме священнослужители даже проводят с ними огласительные беседы перед Крещением. Именно во время него считается, что душа рождается вновь и очищается от всех грехов. Кроме всего этого, многие думают, что именно данный ритуал вводит крещаемого под Господний оберег.

Что это такое и о чем идет речь?

В современном мире не все придерживаются традиций православия и часто относятся к проведению данного обряда несколько поверхностно, не отдавая себе отчет во всей его значительности. Именно для того, чтобы понять всю суть огласительных бесед перед Крещением для крестных дают ответы на многие вопросы и показывают их настоящую роль в жизни будущего крестника или крестницы.

В древности для того, чтобы пройти этот обряд, стоило пройти длительный путь. Несколько лет человек тратил на то, чтобы выучить основы веры и проходил собеседования со святыми отцами. Им не разрешалось присутствовать во время литургий, причащаться и исповедоваться. И только после того, как он безошибочно выполнит все задания, ему будет позволено стать крещенным.

Крестные родители или духовные наставники считаются одними из самых важных людей. Так как именно в их руки попадает «чистый» младенец после купели. Требования к крестным:

  • быть верующими;
  • не состоять в браке и родственных связях;
  • быть совершеннолетними;
  • не иметь проблем психологического характера и с законом;
  • не быть монахом или монашкой.

Весь ритуал должен быть построен именно на их вере.

Огласительные беседы в храме

Перед проведением обряда восприемники должны посетить того же святого отца, с которым уже договорились родители. Он расскажет им все подробности процедуры и какова их роль. Длительность подобного собеседования будет полностью зависеть от собеседников, так как им придется выполнить еще и некоторые задания от священника. Важно не только собрать определенную сумму финансов для решения всех материальных вопросов или приобрести вещи для крестника. Нужно подготовить себя в духовном плане.

Духовные отцы советуют перед Крещением прийти в храм и исповедаться, а после причастится. Не стоит забывать и о том, что перед такими процедурами нужно постится несколько дней. Это поможет Вам укрепить вашу веру.

Первое занятие

После того, как отец и мать определились с выбором духовных наставников, батюшка расскажет о том, когда и где будут проводится огласительные беседы перед таинством Крещения. Так как желающих пройти подобный обряд ежегодно росло, то было выдано распоряжение о том, что проведение подобных бесед должно быть обязательным. Иначе ни один священник не проведет обряд. Они должны касаться не только крестных, но и родных родителей. Беседы для наставников проводят в 2 этапа:

  • в храме – объясняется роль крестных и ответственность их за душу ребенка, особенности процессии и роль каждого присутствующего, заполнение анкетных данных;
  • задание на дом – то, что должны выполнить в домашних условиях до проведения таинства.

Выполнение последнего пункта может занимать и длительное время. Так что подбирать дату стоит относительно успешности Ваших будущих кумовьев. Чаще всего им дают выучить:

  • 10 заповедей Ветхого Завета и 7 заповедей Христа;
  • молитвы «Символ веры», «Богородице Дево» и «Отче наш»;
  • знать компоненты Нового Завета и прочитать Евангелие от Марка.

Второе занятие

На нем священник проверяет выполнение домашнего задания. Если теоретические знания находятся на должном уровне, то стоит перейти к исповедованию претендентов. После этого их необходимо причастить. Если по каким-то причинам крестные отказываются делать это, то он в праве отстранить их от ритуала и заменить более ответственными. В случаи положительного результата им выдается свидетельство о прохождении огласительных бесед, которое заверяется печатью и подписью. Только после этого можно проводить крещение.

Помните, что никто не заставляет Вас придерживаться всех правил, но Вы должны показать всю ответственность к данному делу.

Господь всегда с Вами!

Молитва при онкологии ВсецарицеКогда беда приходит в дом, люди впадают в уныние и отчаяние. Господь посылает те испытания, которые по силам человеку, а молитва Всецарице при онкологии за больного родственника будет в помощь. Раковая опухоль это своег... Read more Молитва Николаю Чудотворцу от тюрьмыЕсть такое высказывание в народе «От сумы и от тюрьмы не зарекайся». Жизнь наша очень переменчива и может случится все, что мы даже себе не можем представить. Нельзя быть уверенным в том, что Вас не подставят или Вы не бу... Read moreМолитва Николаю Чудотворцу о беременностиДля каждой женщины возможность родить ребенка – это неимоверное чудо, которое помогает укрепится семье и познать все прелести материнства. У кого-то забеременеть получается с первого раза, но у некоторых возникают с э... Read more

tolkovanie.info

Огласительные беседы перед крещением | Правмир

Огласительные беседы перед крещением: что нужно знать перед крестинами ребенка – информация для родителей и крестных, ответы на вопросы о крещении в статье!

Огласительные беседы перед крещением

По милости Божией и с благословения правящего архиерея, мне приходится проводить огласительные беседы с людьми, желающими принять таинство Крещения. Это послушание приносит мне большую духовную радость. Ведь оно дает возможность в простой и непринужденной беседе рассказать людям о Христе, о Его искупительной жертве, о церковных таинствах и обрядах, о жизни во Христе. Люди на беседы приходят разные, к каждому приходится искать свой ключик, чтобы донести до разума истину Христову. В этой заметке хотел бы поделиться некоторыми наблюдениями, сделанными мной во время этих бесед.

Начну по порядку с самого начала. Первое, о чем я спрашиваю человека, изъявившего желание креститься – читал ли он Евангелие. Ответы на этот, казалось бы, весьма простой вопрос бывают различными. Большинство ответов бывают односложными: т.е. «да» или «нет». С этим все понятно. Человек, который осознанно принимает решение креститься и проявил усердие в своем желании, конечно же, прочитал если не всю Библию, то хотя бы Евангелие. У такого человека и вопросов будет достаточно и рассказывать ему о Христе и Церкви будет намного проще. Беседы в таких случаях достаточно эффективны. Но если человек читает Евангелие параллельно с посещением огласительных бесед, то и это очень хорошо, т.к. в процессе прочтения Священного Писания у него возникает множество вопросов, требующих подробного разъяснения. Лично для меня, чем больше человек задает вопросов, тем лучше. Это дает мне некоторое представление об уровне познаний человека в области христианского вероучения. Помимо этого, по вопросам можно понять, что наиболее интересно человеку в данный момент. Ведь ответ на поставленный им же вопрос будет для вопрошающего неким личным достижением в познании христианской веры. На опыте знаю, что беседа, в которой присутствуют ответы на задаваемые слушателем вопросы, намного продуктивнее, чем отвлеченный рассказ священника практически на ту же тему.

Несколько иначе обстоит дело с людьми, не читавшими Священное Писание до беседы со священником. Им трудно объяснить те или иные догматические положения православной веры. Как правило, подобные «собеседники» большей частью молчат, с трудом пытаясь переваривать сказанное священником. Большим достижением в беседе с подобными слушателями бывает какой-либо вопрос, заданный по теме разговора. Хотя, бывает совсем наоборот. Мне помнится один молодой человек, пришедший на беседу вместе со своей невестой. Евангелие он не читал, каких-то особых познаний в христианском вероучении у него также не было. Девушка, в отличие от него, имела некоторое представление о Православной Церкви и ее догматах. В течение двух часов я рассказывал этой паре о Христе, о Его искупительной жертве, о Церкви и ее таинствах. Все два часа молодой человек умно кивал головой на мои слова. Я даже обрадовался и в конце своего рассказа поинтересовался – нет ли у них вопросов по теме. И услышал: «Скажите, а правда, что тамплиеры были чернокнижниками и за это их жгли на кострах?». Стоит ли говорить, что в своем рассказе я никаким образом не касался этого католического рыцарского ордена и его истории.

Есть еще одна немногочисленная категория людей, посещающих огласительные беседы. Эти люди черпают «знания» о Боге из любых источников, кроме Священного Писания и православной литературы. Человек, знающий о жизни и проповеди  Спасителя из бульварных газет и журналов, или, еще хуже, атеистических книг, имеет неверное представление о вероучении Православной Церкви. Такие люди обладают весьма туманным понятием о Святой Троице, зачастую смешивают понятия о Боге, присутствующие в различных религиях, приписывают Христу качества, чуждые Ему, как Богочеловеку. Порой к этим сумбурным знаниям примешиваются даже откровенно оккультные понятия. В итоге получается какая-то гремучая каша, составленная из совершенно противоречащих друг другу понятий, и которая, кстати говоря, не выдерживает никакой критики.

Приходится встречать и людей, которые верят в Высший Разум – неопределенную абстрактную субстанцию, которая правит вселенной и периодически открывает свои тайны человечеству. Мне приходилось встречать и людей, свято верящих в то, что миром управляют внеземные существа – инопланетяне, эдакие зеленые человечки из соседней галактики, которые намного умнее всего человечества, вместе взятого. Ну, а человечество у них, как подопытные кролики. Правда, первоначально мне было совершенно непонятно желание людей, верящих в подобную чушь, принять таинство Крещения. Оказалось, что во главе этой «зеленой марсианской братии» стоит Бог. А на мое предложение почитать Евангелие и Закон Божий однажды последовало: «А для чего это нужно, я и так знаю, о чем там написано. И вообще, раньше без всяких Евангелий крестили, и ничего». После долгих и тщетных попыток объяснить, что никакого отношения к марсианам Бог не имеет, более того, с точки зрения Православия эти самые зеленые человечки – суть бесы и их козни, а Христос – это воплотившийся Сын Божий, мне пришлось отказать этому человеку в Крещении. Вообще с подобной категорией людей работать труднее всего. Беседа не клеится с самого начала, т.к. эти люди требуют принять их в лоно Церкви такими, какие они есть со всеми их заблуждениями. Более того, зачастую пытаются навязать свое мнение, внести корректировки в «неправильное христианство», мотивируя свои домыслы потребностью пересмотреть догматы Православной Церкви в свете различных псевдонаучных исследований, сектантских заблуждений и извращенного понятия о Боге. Принять их в лоно Православной Церкви не представляется возможным в силу их нежелания расстаться со своими убеждениями.

Существует еще одна категория людей, приходящих креститься из-за различных языческих и оккультных верований. К примеру, очень распространено магическое поверие, что если на человека наслана порча и он покрестится, то всю порчу «как рукой снимет». Зачастую подобные «знания» бывают получены от гадалок, колдунов, экстрасенсов и прочих деятелей оккультных наук или из оккультных книг. Приходится объяснять, что посещение оккультистов – это обращение к дьяволу, что является несомненным тяжким грехом. Никак нельзя совместить жизнь во Христе и служение дьяволу. Некоторая часть этих людей после подробных разъяснений раскаивается в содеянном и впоследствии вполне осознанно принимает таинство Крещения. Большая часть пришедших просто уходит после разговора со священником, предпочитая еще поразмыслить над своим желанием креститься. Оставшаяся же часть остается при своем мнении, ставя мнение оккультистов выше авторитета Церкви.

Однажды мне пришлось столкнуться с молодой женщиной, которая хотела, во что бы то ни стало, креститься, чтобы избавиться от якобы наведенной на нее порчи. Поначалу я стал объяснять, чем чревато ее посещение оккультистов и укоренение в их заблуждениях. Это не имело ровно никакого эффекта. Более того, женщина начала упрекать меня в том, что не хочу помочь ей избавиться от порчи. Потом в ход пошли уговоры и мольбы, дошло до предложения определенной суммы денег в обмен на допуск до крещения. Само собой, я ей отказал, уже не пытаясь что-то объяснять. В итоге женщина ушла ни с чем. Что же, она сделала свой сознательный выбор.

Вот такие разные люди приходят креститься. Беседы с ними приходится вести тоже по-разному. С кем-то достаточно поговорить один раз и понять, что человек имеет достаточный запас знаний и твердую веру в Бога для принятия таинства Крещения. С другими приходится проводить не одну беседу, пока донесешь до них азы православной веры. Было пару человек, которые приходили ко мне в течение нескольких месяцев. Зато теперь я постоянно вижу этих людей в храме.

К сожалению, есть и такие, которые просто поприсутствовали на беседах, мало что вынеся из них для себя. Что поделаешь, все люди разные. Но больше всего мне запомнился один случай. Однажды ко мне подошел молодой человек, который в течение месяца прилежно посещал все беседы, параллельно читая Библию. Он очень активно задавал вопросы по прочитанному. Накануне он закончил чтение Священного Писания, о чем радостно отрапортовал почти сразу же, как только я зашел в класс. Когда после беседы я собирался уходить, он остановил меня, явно пытаясь сказать что-то очень важное. Я остановился, чтобы выслушать его. Парень сиял от радости, и мне было интересно узнать, какое столь радостное событие произошло у него. Вот, что он мне сказал: «Батюшка, вчера я закончил чтение Библии, прочитал все от корки до корки. Теперь я точно знаю, что Христос – это Бог, пришедший спасти мир от греха, и верю в Него всем сердцем». Оставалось только порадоваться за этого молодого человека. Очевидно, что мои усилия не прошли даром. Наверно, лучшая награда для священника – это то, что человек, которому он рассказал о Христе, уверовал в Него всем сердцем. Слава Богу за все!

Вы прочитали статью Огласительные беседы перед крещением. Читайте также: Таинства Церкви: сложные и актуальные практические вопросы

 

www.pravmir.ru

Собеседование перед крещением ребенка: как проходит, что спрашивают

Окрестить новорождённого ребёнка сегодня становится чуть ли не модой. Подчас родители и сами не знают, зачем это нужно и какое это важное таинство.

Церковь укрепляет статус крёстных родителей

Крещение - важнейшее событие в человеческой жизни. С погружением в воду и призыванием Отца, Сына и Святого Духа наступает смерть для греха и рождение в жизнь святую, духовную. Православная церковь с давних пор совершает это таинство над младенцами, хотя они ещё не в состоянии понять важность того, что над ними совершается. Поэтому в церковной практике установилось правило подыскивать для ребенка взрослых поручителей. Насколько крестные родители готовы к новой роли, должно выяснить собеседование перед крещением, на которое Русская православная церковь в последнее время обращает особое внимание.

Кто такие оглашенные

В самом начале существования церкви, когда крестились в веру только взрослые, которые чаще всего становились мучениками, подготовка к этому таинству была серьёзной и длительной. В течение 1-3 лет такие люди "оглашались", т. е. знакомились с основами вероисповедания, проходили не одно собеседование перед крещением. Долгое время они изучали Евангелие, участвовали в совместных молитвах и даже в изгнании злых духов. Но их участие в богослужении имело границы: после возгласа священника: "Оглашенные, изыдите!" они должны были покинуть помещение, где начиналась Литургия верных, Таинства Исповеди и Причастия. После крещения, которое, как правило, происходило на Пасху, люди, прошедшие столь длительное испытание, становились настоящими христианами и за свои убеждения готовы были идти на смерть.

Роль крёстных родителей при оглашении

Со временем, когда положение церкви укрепилось, исповедание Христа не грозило муками и гибелью, исчезла надобность длительной подготовки к воцерковлению, крестить стали младенцев. Но богослужебный чин оглашения, пришедший из древней церкви, остался до сих пор. Тот, кто собирается принять таинство крещения, должен три раза отречься от сатаны: "Отреклся ли еси сатаны?" - "Отрекохся". Затем подтвердить свою веру : "Сочетался ли еси Христу?" - "Сочетался". Поклониться Ему и прочитать Символ Веры. Естественно, младенец этого сделать не в состоянии. За него поручаются и делают это крестный отец (у мальчика) и крестная мать (у девочки). Им необходимо пройти собеседование перед крещением ребенка, чтобы подготовиться к ответственной роли, отведенной им в этом таинстве.

Распоряжение патриарха

В конце прошлого-начале нынешнего века Русская православная церковь испытала наплыв взрослых, желающих воцерковиться, и родителей, стремящихся окрестить своих детей. Причем многие из них имели весьма отдаленное представление о вере, о Христе, о духовной жизни. Этим людям был необходим хотя бы минимум религиозных знаний и представление об обязанностях, которые накладывает на них Таинство Крещения.

С этой целью патриаршество РПЦ в 2013 году особым распоряжением вводит требование, чтобы обязательно проводилось собеседование в церкви перед крещением. Оно предназначено как для родителей, так и для восприемников их детей. Дважды приходят они на огласительную беседу, чтобы получить необходимые знания о предстоящем событии. Без этих бесед священник совершать таинство не вправе.

Катехизация родителей

Катехизис - свод основных правил церкви. Если родители приносят ребенка креститься не в силу своей веры, а потому, что все так делают, то их будет тревожить вопрос, что спрашивают на собеседовании перед крещением. Задав несколько вопросов о том, часто ли они бывают в церкви, исповедуются ли регулярно, приступают ли к причастию, священник просветит их в основных вопросах веры. Они узнают о церковных таинствах, об обязанности регулярно причащать своё чадо, молиться за него. Лектор-катехизатор расскажет им о том, что главным авторитетом в семье и воспитании должен стать Христос. Беседа с родителями предполагает решение практических вопросов: дата, время крещения, необходимая одежда.

Сами родители в таинстве крещения не участвуют и остаются простыми зрителями. Но на последнем этапе этой службы происходит введение новокрещённых в храм. Пока священник заносит мальчика в алтарь, а девочку прикладывает к святым иконам, родная мать кладет земные поклоны и молится за своего ребенка. Чтобы иметь возможность участвовать в обряде воцерковления, ей нужно быть в чистоте, поэтому дату события надо согласовать и с этим естественным обстоятельством.

Наречение имени

Во время собеседования перед крещением с родителями обговаривается имя, которое примет младенец после таинства. Особенно важен этот вопрос, если в свидетельстве о рождении записано пусть красивое имя, но не входящее в святцы. Родители Эдуардов и Станиславов, Олесь и Викторий по совету священника заранее подбирают ребенку православное имя и вместе с ним - небесного покровителя. Этот защитник и молитвенник сопровождает человека на всем протяжении жизни. Обычно крещаемому дается имя святого, чья память празднуется в день его крещения.

Раньше наречение имени происходило на 8-й день после рождения - день именин был важнее дня рождения. Судьба человека связывалась с тем, как его нарекли. Теперь же, к сожалению, многие не знают, как они по-православному зовутся. А ведь церкви человек известен под своим христианским именем. Хорошо будет подарить крестнику икону с изображением его покровителя, чтобы она была его спутницей во всю жизнь.

Огласительная беседа для крёстных

Восприемник от купели - это человек, принимающий на свои руки только что освящённого младенца. Главная роль в этом таинстве отводится крестным родителям. Папа или мама малыша могут быть и нецерковными или исповедовать другую веру - это не помешает их ребенку стать христианином. А вот восприемники просто обязаны быть религиозными людьми. Все, что произойдет на таинстве с младенцем, произойдет только по их вере.

Поэтому собеседование крестных перед крещением - очень ответственный момент подготовки к этому событию. Священник объясняет им роль, какую они будут играть в самой службе, говорит об ответственности за душу младенца, которого они берутся вести к Богу. Дает задание, чтобы они выполнили его ко второму занятию.

Требования, предъявляемые к восприемникам

Для крестного родителя важно знать, если ему предстоит собеседование перед крещением ребёнка, что спрашивает батюшка. А восприемник от купели должен многое:

  1. Знать, понимать и применять в своей жизни десять заповедей Ветхого Завета и семь заповедей-блаженств Иисуса Христа. Это основа христианской нравственности, которую он будет формировать в будущем крестнике.
  2. Регулярно участвовать в богослужениях, исповедоваться и причащаться.
  3. Знать молитвы "Отче наш" и "Богородице Дево". Уметь четко, без запинки читать "Символ Веры", понимать и объяснять его.
  4. Знать, из чего состоит Новый Завет, а Евангелие от Марка прочитать от корки до корки.
  5. Накануне таинства выдержать трехдневный пост, исповедаться и причаститься, чтобы с чистой душой и помощью Божией принять ответственность за новую душу.

Кто не может быть крёстным

  1. Человек, находящийся под церковным наказанием, на которого наложена епитимия, и он отлучен от причастия, не может стать восприемником от купели.
  2. Близкие родственники: родители, брат или сестра тоже не имеют на это права.
  3. Муж и жена не могут крестить одного и того же ребёнка.
  4. Монахи и те, кто готовится к монашеству - это не крёстные.
  5. Люди с нарушенной психикой в таинстве крещения не участвуют.

Как видим, довольно широкий круг вопросов затрагивает первое собеседование перед крещением с восприемниками от купели. На этом же занятии заполняется анкета на ребенка и его крестных родителей, дается задание, выполнение которого может занять 3-4 недели.

Зачем причащаться перед таинством крещения

Чтобы подготовиться к предстоящему событию, должны основательно потрудиться именно восприемники от купели. Причем не круг материальных вопросов важен в этом деле. Купить крестильную сорочку, полотенце, крестик, цепочку, пожертвовать в церковь деньги и накрыть праздничный стол - все это внешняя суета. За ней может укрыться страшная вещь: таинство не состоялось, обручения с Богом не произошло. И все потому что младенец сам за себя отвечать не может, а восприемник за него не хочет. Ну не считает он важными эти вопросы, нет у него для них времени!

Поэтому очень важным этапом подготовки к предстоящему событию является второе собеседование батюшкой перед крещением. Помимо проверки теоретических знаний ("Символ веры", Евангелие, заповеди) оно обязательно включает исповедь. Это таинство раскроет искренность и подлинность веры тех, кто будет главными фигурами в будущем крещении. Нежелание крестных исповедаться и причаститься свидетельствует о том, что надо их поменять, нельзя портить ребёнку еще не начавшуюся духовную жизнь. И священник в таких случаях вправе отложить крещение, пока восприемник не будет соответствовать требованиям, которые диктует таинств.

Заветная справка

Родители, уже окрестившие детей, знают, как тяжело найти момент, когда в семье все готово, ребенок не болеет, оба восприемника на месте и оба свободны, и в церкви нет препятствий для совершения обряда. С этой точки зрения требование об обязательной катехизации является дополнительным препятствием: заветное крещение откладывается еще на месяц-полтора, до тех пор, пока священник не примет экзамен и не выдаст справку об успешном оглашении. Никакие ссылки на занятость и отсутствие времени не имеют силы.

Если крестные родители живут в другом городе, они могут пройти собеседование перед крещением ребенка по месту жительства и привести в день совершения таинства всё ту же справку об оглашении, заверенную подписью и печатью.

Возможно, ребенку повезет, и его восприемник действительно воцерковленный человек. Но и в этом случае он должен взять письменную рекомендацию у священника своего прихода и предоставить её по месту крещения. Для человека, согласившегося взять ответственность за душу маленького христианина, обходные пути исключаются: или отказаться, или воцерковляться.

Последнее слово остаётся за батюшкой

Священник как никто иной понимает роль крестных родителей в жизни малыша: это и введение его в молитвенную жизнь, и чтение с ним Библии. Случись что-нибудь с родителями, и останься ребенок один - усыновляют его восприемники от купели.

От священника, проводящего катехизацию, во многом зависит, как проходит собеседование перед крещением. Один задаст пару вопросов, махнет рукой и - окрестит малыша. Другой же спросит по всей строгости, и только убедившись, что ребенок попадет в надежные руки, даст разрешение на таинство. Возможно, оба будут правы: пути Господни неисповедимы.

fb.ru

понятие огласительной беседы, что нужно знать родителям и крестным

Крещение есть великое Церковное Таинство к сверхъестественному рождению. Не каждый человек ясно понимает его смысл, поэтому в церкви совершаются огласительные беседы перед крещением.

Для чего проводится беседа

В настоящее время по Указу Патриарха всея Руси Кирилла в православных церквях установлено обязательное собеседование в церкви перед крестинами.

Таинство крещения

Беседа проводится с:

  1. Родителями.
  2. Восприемниками.
  3. Самими крещаемыми в возрасте старше 15 лет.

Многие посетители храмов не понимают смысла нововведения, ведь раньше все было намного проще.

Беседы проводит катехизатор, их целью является повышение уровня сознательной готовности к принятию Таинства как самих крещаемых, так и их крестных родителей.

Внимание! Без проведения бесед с крестными и родителями крещение ребенка (взрослого) не проводится.

Правила Таинства Крещения

Во время Таинства человек окунается в крещальную воду, тем самым он символически умирает для жизни во грехе и воскресает к житию новому, святому, безгрешному. Как Иисус умер на Кресте и воскрес через три дня к новой, прославленной жизни, так и крещаемый после трехкратного погружения, выходит из купели иным.

Крещение ребенка

Для желающих принять Святое Крещение взрослых людей обязательными являются следующие требования:

  1. принятие и исполнение Заповедей Божиих;
  2. согласие с догматами православного вероучения;
  3. осознание необходимости постоянного участия в приходской жизни;
  4. приобретение начальных навыков посещения богослужений;
  5. знание основных молитв;
  6. знакомство с текстом Евангелия.

Перед совершением Крещения взрослый человек обязательно должен исповедоваться, а на следующий день причаститься на Литургии.

При Крещении младенцев и отроков (до 15 лет), обязательно наличие хотя бы одного крестного:

  • у мальчиков — мужчина;
  • у девочек — женщина.

Подготовительные беседы с крестными

Для крестных родителей РПЦ выдвигает те же требования, что и для крещаемых. Но незадолго до совершения Таинства им следует исповедаться во грехах и причаститься.

Существует ряд ограничений для восприемников:

  • они не должны быть биологическими родителями крещаемых, их родными и сводными братьями и сестрами;
  • в крестные запрещено выбирать монашествующих;
  • люди с психическими недугами в качестве восприемников не допускаются.
Корнеев Аким Егорович «Крестины»

Если крестный является постоянным прихожанином любого из храмов РПЦ, то для него не обязательно прохождение оглашения. Но сам факт принадлежности к Вере Христовой необходимо подтвердить документом за подписью настоятеля храма или духовника, с оттиском печати указанного храма.

Совет! Огласительные беседы можно прослушать в любой российской православной церкви, но для подтверждения нужно будет предоставить свидетельство об оглашении.

Подготовительная беседа с родителями

Перед крещением священнослужитель обязательно обговаривает с родителями следующие моменты:

  1. Назначают срок и время проведения таинства.
  2. Какую одежду необходимо иметь для крещения родителям и крещаемому.
  3. Выбирают церковное имя, того, кто крестится.
Перед крещением священнослужитель обязательно обговаривает с родителями некоторые моменты

Обязанности родителей:

  • должны быть сами верующие;
  • посещать службу;
  • причащаться.

Обязанности родителей после крещения ребенка:

  1. Посещать богослужения.
  2. Водить на причастие.
  3. Самим жить и ребенка воспитывать по православным канонам.
Важно! Родители должны всячески наставлять и помогать младенцу в его духовной жизни.

Пример огласительной беседы

В Православной Церкви принято крестить детей по вероисповеданию их родителей. Последние приносят обязательство пред Богом о научении детей вере, воспитании их в духе православия.

Крещение — это самое первое Таинство, которое было установлено для вступления в Церковь. В этом Таинстве верующий умирает для мирской жизни плотской и рождается в житие духовное. Происходит важный перелом в человеческой жизни ради спасения в жизнь вечную.

А для чего нам спасение?

Все люди произошли от Адама, который согрешил пред Богом. Поэтому все люди с рождения грешные, им чужда духовная жизнь.

А в Крещении человек:

  • умирает;
  • отрекается от страстей и грехов;
  • воскресает в жизни новой, ведущей в вечность;
  • очищается от первородного греха.

Творец дал Адаму и Еве заповедь для утверждения души в послушании, но они ее нарушили и отошли от Него. Тогда же они вкусили запретный плод и их настигло ощущение потери Благодати Божией. Их потомки стали рабами страстей, а диавол подчинил их себе. Ради соединения с Отцом Небесным мы и принимаем Крещение.

Важно! Крестный принимает крещаемого от купели, потому и называется восприемником. На него ложится огромная ответственность перед Богом. Он должен обучить крестника молитве, участию в Таинствах и богослужениях.

Между ним и новокрещеным возникают духовные узы, не менее крепкие, чем кровные.

Таинство Крещения вводит человека в Церковь, и теперь можно о нем возносить молитвы к Небу и причащать Святых Христовых Таин. Господь дарит новокрещеному Ангела-хранителя, который будет:

  • оберегать человека;
  • молиться за него;
  • по смерти поможет его душе подняться на Небо к своему Создателю.

Быть крестными — это великая ответственность за новорожденного члена Церкви.

Внимание! Главное, в чем может и должен помочь крестный, и в чем он берет на себя обязательство, — помочь воспринятому от купели возрастать, укрепляться в церковной жизни, и ни в коем случае не ограничить свое христианство только фактом Крещения.

Видео о беседе перед крещением.

molitva-info.ru

Огласительные беседы перед Крещением. -

Беседа первая

     Приветствуем в нашем храме людей, желающих принять крещение, а также восприемников и родителей крещаемых.     В беседах перед крещением мы поясняем смысл и цель Таинства крещения, уточняем у пришедших, знают ли основные молитвы, читают ли Евангелие, что знают о православном учении?     Для сознательного крещения взрослому человеку нужна подготовка, необходимо изучение истин нашей веры, чтение Священного Писания. Разумеется, взрослые люди должны уже иметь веру, иметь покаянное чувство, желание жить согласно с заповедями Божиими.     В Православной Церкви детей (младенцев) крестят по вере родителей и восприемников (крестных), которые за детей приносят определенные обеты перед Богом и обязуются научать детей вере, воспитывать как православных христиан.       В наших беседах мы коснемся некоторых вопросов, которые необходимо понимать перед таким важным событием в жизни – принятием Святого Крещения.                                      Итак, что такое Крещение?     Крещение- это первое по времени установления христианское Таинство, позволяющее человеку вступить в Церковь.     В православном катехизисе говорится, что «Крещение есть Таинство, в котором верующий при троекратном погружении тела в воду и призывании крестящим имени Отца и Сына и Святого Духа умирает для жизни плотской, греховной и возрождается Духом Святым в жизнь духовную и святую». Поэтому Крещение  называется вторым, духовным рождением или рождением от воды и Духа.     Само определение Таинства крещения говорит о том, что оно связано с важным переломом в жизни человека! В Евангелии Господь нам заповедует: «…истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие. Рожденное от плоти есть плоть, а рожденное от Духа есть дух» (Ин.3.5-6)    Значит, без таинственного крещения, установленного самим Господом, нельзя войти в Царство Божие и наследовать спасение.                        Рассмотрим, зачем нужно спасение?     Происходя от Адама, согрешившего и осужденного, всякий человек рождается грешным и виновным перед правосудием Божиим. Поэтому все люди, рождающиеся по-плотски, чужды жизни духовной, богоугодной и вечноблаженной, которая была свойственна первым людям Адаму и Еве, созданным по образу и подобию Божию для блаженного бессмертия.     И вот, в Крещении человек таинственным образом умирает, отрекаясь от грехов и страстей, и воскресает для новой жизни, ведущей в жизнь вечную!    Крещение очищает человека от первородного греха и от всех личных его грехов, содеянных вольно и невольно. Для младенца также важно очищение поврежденной грехом природы, которая неизменно наследуется от родителей.    Взрослому человеку, готовящемуся принять крещение, необходимо веровать Богу, иметь желание следовать евангельским заповедям, участвовать в церковных Таинствах, богослужении, молитвах и постах. Духовное  рождение означает, что человек начал жить для Господа и других людей, обретая полноту жизни. Обращение ко Христу должно менять центр интересов крещеного человека.      По объяснению святых отцов Церкви, в Крещении подается не только оставление грехов, но и помощь на будущее, чтобы он не делал грехов новых, подается знание того, что надобно делать, и вдыхается любовь к исполнению познанного.        В то же время, христианин должен знать, что данный в Таинстве талант, как залог новой жизни, надо приумножать путем личных усилий.      В Евангелии (то есть Благой вести) сказано, как Спаситель наш Господь Иисус Христос дал ученикам Своим  заповедь: «Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа,  уча их соблюдать все, что Я повелел вам; и вот, Я с вами во все дни до скончания века» (Мф.28.19.20).      Научению основам христианской веры и служит так называемое оглашение, которое раньше проводилось в течение нескольких месяцев, а теперь, к сожалению, сводится к минимуму. Новокрещенные  практически будут самостоятельно постигать основы веры.       В учение о вере нас вводит Символ веры – краткое изложение истин христианства. В этой молитве, которую на каждой Литургии поют все православные, в точных чеканных формулировках говорится, во что мы веруем.    Символ веры был составлен на Вселенских Соборах в 4-м веке и содержит основные положения (догматы) нашей веры:« 1. Верую во единого Бога Отца, Вседержителя, Творца небу и земли, видимым же всем и невидимым.   2. И во единаго Господа Иисусу Христа, Сына Божия, Единороднаго, Иже от Отца рожденнаго прежде всех век, Света от Света, Бога истинна от Бога истинна, рожденна, несотворенна, единосущна Отцу, Имже вся  быша.  3. Нас ради человек  и нашего ради спасения сшедшаго с Небес, и воплотившагося от Духа Свята и Марии Девы, и вочеловечшася.  4. Распятаго же за ны при Понтийстем Пилате, и страдавша, и погребенна.  5. И воскресшаго в третий день по Писаниям.  6. И восшедшаго на Небеса, и седяща одесную Отца.  7. И паки грядущаго со славою судити живым и мертвым, Егоже Царствию не будет конца.  8. И в Духа Святаго, Господа, Животворящаго, Иже от Отца исходящего, Иже со Отцем и Сыном  споклоняема и сславима, глаголавшего Пророки.  9. Во Едину Святую Соборную и Апостольскую Церковь.10. Исповедую едино Крещение во оставление грехов.11. Чаю воскресения мертвых.12. и жизни будущаго века.  Аминь.»     Рассмотрим кратко смысл Символа веры по отдельным членам (или предложениям).    В первом члене Символа веры говорится, что Бог – Вседержитель, так как Он содержит все в своей Силе, своей Воле. Там же говорится о Боге как Творце мира видимого и невидимого, создавшего мир материальный и духовный. Бог един по существу, но троичен в Лицах: Отец, Сын и Святой Дух являются Троицей  Единосущной и Нераздельной.    В творении Мира невидимого и видимого участвует вся Святая Троица.    Здесь неприменимы законы арифметики, но чтобы легче воспринять это положение, можно воспользоваться аналогией: мы хорошо и сразу понимаем, что такое «солнце»: оно одно, но состоит из физического тела, солнечных лучей и тепла. И разъять их невозможно!      Этот догмат о Пресвятой Троице выведен из Божественного Откровения, приведенного в Евангелии. И Отцы Вселенских Соборов засвидетельствовали эту вероучительную истину, принимаемую всей полнотой Православной Церкви.    Сначала Бог сотворил мир невидимый, то есть духовный, ангельский. Ангелы – это духи   безплотные, обладающие свободной волей и определенными силами. Затем, как написано в Библии, был сотворен мир видимый, то есть материальный, весь космос. Бог сотворил и весь животный мир, и, наконец, сотворил человека, как венец творения, который должен был объединить видимый и невидимый мир.     Поподробнее можно рассмотреть о сотворении человека, о жизни первых безгрешных людей в Раю, о грехопадении и катастрофических последствиях этого, прочитав первые главы книги Бытия ( это как домашнее задание).    Бог при творении человека вдохнул в него «дыхание жизни», то есть благодать Святого Духа. И человек создан был для того, чтобы жить в единстве с Богом, постоянно находиться с Ним в общении, в вечном блаженстве, довольстве и радости. «По образу и подобию Божию» сотворен человек, будучи разумным, со свободной волей, потенциально нетленным и безсмертным. В Библии говорится: « Бог создал человека для нетления и соделал его образом вечного бытия Своего, но завистью диавола вошла в мир смерть» (Книга Прем. 2. 23-24).                                  Как же вошла в мир смерть?     Бог дал первым людям Адаму и Еве заповедь для утверждения души в послушании, но они добровольно нарушив заповедь, согрешив, послушав злого духа, отпали от Бога.    «Первозданный Адам, будучи в Раю, по внушению змия впал в гордость, и возмечтав быть богом, как сказал ему диавол, вкусил от запретного плода древа познания добра и зла, от которого Бог повелел ему не есть» (Св.Симеон Новый Богослов).      Тогда же Адам и Ева , вкусив плод запрещенного древа вопреки воли Божией, сразу же почувствовали себя лишенными благодати Божией, «почувствовали наготу свою» посреди непорочного Божьего творения. И им захотелось закрыться и скрыться.  «и скрылся Адам и жена его от лица Господа Бога между деревьями рая».     Господь всемилостивый открывал согрешившим возможность покаяния! На вопрос Бога: Адам, где ты? Не ел ли ты от дерева, с которого Я запретил тебе есть? Можно было бы Адаму сказать: согрешил я, нарушил заповедь, не должен был слушать никого, кроме Тебя! Но Адам стал оправдываться: «…Жена, которую Ты мне дал, она мне дала (плод) от дерева, и я ел». И Ева могла бы сказать: прости меня, Господи! Поверила я, глупая, какой-то ползучей твари, усомнилась в Твоих словах! А она, как будто тоже совсем ни причем, сказала : «змей обольстил меня, и я ела».( Быт.3.7-13).        Тем самым наши прародители укрепились в своем прегрешении, в нежелании открыто покаяться Богу. Они прятались от Него «между деревьями рая». Вот как помрачился их ум, пострадала душа. И тогда Бог вывел их из рая, из райского состояния, чтобы зло, вошедшее в природу человеческую, не смогло бы пребывать там вечно, но чтобы можно было опять восстановить человека.     «Так душою Адам умер тотчас, как только вкусил, а после…умер и телом, ибо смерть души есть отделение от нее Духа Святого, а смерть тела есть отделение от нее души» — пишет Симеон Новый Богослов.      Согласно первозданной иерархии человеческой природы, дух человека должен жить Богом, душа – духом человека , а тело – душой. «Но грех перевернул все с ног на голову, и телесные потребности подчинили себе душу, а духовное смешали с  земным» . Так изменилась физическая природа человека, сделавшись тленной, подверженной болезням, недомоганиям, усталости, старости, смерти.      Растлилась и нравственная природа человека: в душе, лишенной благодати Святого Духа, со временем стали появляться «плоды древа познания» — зависть, лукавство, ложь, ненависть, славолюбие, богозабвение, дерзость, бесстыдство и всякое другое зло…     Человек в падшем состоянии уже не чувствует Бога, как Адам в раю до грехопадения, не может « видеть Его», но может только стремиться к Богу, искать вновь соединения с Ним!     Человек стал рабом страстей, а диавол, соблазнивший человека, подчинил его себе, поработил. Вот так произошло рабство греху, страстям , диаволу, появилось тление и смерть.     Итак, первородный грех как нарушение заповеди Божией, преступление, преслушание, привел к тому, что «грех вошел в мир, а грехом – смерть» (Рим. 5.12).     И дети падших Адама и Евы рождались (и рождаются теперь) по их «образу и подобию» с наследственными греховными чертами.     Значит, первородный грех передается по наследству и заключается, во-первых, в отпадении человека от благодатной жизни и, во-вторых, в искажении природы и порче естества его.      Значит, нам всем нужно спасение, то есть, восстановление связи с Богом и восстановление падшей природы. Человеку самому это сделать невозможно, но все возможно Богу, обещавшему падшим людям послать Сына Своего, Который  придет в мир, чтобы спасти его от греха, тления и смерти.     И пришел на землю Сын Божий, Иисус Христос, родившись не обычным образом, а от Духа Святого и Марии Девы, сделавшись Человеком, не переставая быть Богом.     Вернемся к рассмотрению Символа Веры,    где об этом говорится так:2. И во Единого Господа Иисуса Христа…  ( просим прочитать крестных)    Это значит, что мы православно веруем, что Сын Божий – Второе Лицо Пресвятой Троицы, рожденный прежде всех веков, то есть также вечен, как и Бог Отец, рожден как Свет от Света, имеет одно существо Божественное с Отцом, и воля Сына едина с волей Отца.3. Сын Божий сошел с Небес ради нас, чтобы спасти от осуждения и смерти вечной, воплотился, принял тело человеческое от Пречистой Девы Марии, и не переставая  быть Сыном Божиим, сделался Сыном Человеческим, т.е. Человеком совершенным и безгрешным, иначе говоря, Вторым Адамом, только без греха.4. Как Человек, Он испытывал земные невзгоды, усталость, потребность в пище и во сне, в отдыхе и т.п. Он испытывал и нравственные страдания, как все люди… Он был предан  одним из Своих учеников, был приговорен  на позорную смерть с разбойниками на кресте, и пошел на эту смерть добровольно, чтобы нас избавить, искупить от смерти, которую навлек наш праотец Адам по своеволию.    Господь Иисус Христос –Спаситель, мучительно страдал и умер на кресте, чтобы нас освободить от страданий и смерти вечной!    Вспомним: от древа добра и зла было вкушение плодов, принесших смерть…  А Сын Божий, распинаясь на древе Креста, искупает нас и спасает от вечной смерти… И древо Креста, освятившись через Жертву Богочеловека, становится из орудия позорной казни Оружием против диавола.   Это надо стараться усвоить нам, т.к. мало кто до конца понимает всю серьезность призвания в христианство (через Крещение) и опасность возможной гибели, если не отвергаем от себя «духа мира сего», враждующего на Бога  и постоянно обольщающего нас.5. Богочеловек Иисус Христос воскрес в третий день, сделавшись « первенцем, воскресшим из мертвых» (1Кор.15,20) , и как Он воскрес, так и нам предстоит воскреснуть в конце мира.     Как учат Святые Отцы, Христос воскресший имеет нетленное тело, которое не испытывает уже голода, жажды, ему нельзя причинить какую-то физическую боль…  Как пишет Апостол Павел (1 Кор.15,42-44) «Сеется в тлении, восстает в нетлении; сеется в уничижении, восстает в славе; сеется в немощи, восстанет в  силе; сеется тело душевное, восстанет тело духовное».6. В сороковой день после Своего Воскресения Господь Иисус Христос вознесся с Телом на  Небо, и воссел рядом с Отцом (одесную т. е. справа, по  правую руку – означает ,что Он имеет такую же власть, силу и честь, как и Бог Отец, управляя вместе с Отцом всем видимым и невидимым миром).   Богочеловек Иисус Христос в себе Самом соделал тело человеческое нетленным и вознес его на Небо, туда, где Его Отец; вознес туда нашу человеческую природу, как бы прорвав средостение, образовавшееся после грехопадения первых людей.7. Господь Иисус Христос опять придет на землю видимым образом, но только не так, как впервый раз, когда о рождестве Его знали немногие, но Он придет в великой славе со Ангелами, чтобы судить всех живущих и умерших. А после Суда настанет нескончаемое Его Царство. И все, кто соединился со Христом, будут с Ним и там, в вечной жизни.    И ради этого, чтобы соединиться со Христом, чтобы получить спасение, мы и принимаем Крещение и другие Таинства нашей Церкви, становимся христианами, детьми Божиими.8.Как христиане, мы еще веруем в Третье Лицо Пресвятой Троицы, в Духа Святого, который дает всему жизнь. Как учит наша Церковь, «Дух Святой предвечно от Отца исходит», и Ему мы поклоняемся и почитаем так же, как  Бога Отца и Бога Сына. Он, вечный Дух Истины, еще в древности открывал Пророкам  учение веры и тайны будущего.9. Мы веруем в единую Апостольскую Церковь, основанную Господом Иисусом Христом, и управляемую Им через законно поставляемых епископов.Церковь едина, т.к. имеет одного Главу- Господа, она является одним духовным телом, даже Богочеловеческим организмом, она одушевляется одним Духом Святым.    Церковь едина и единством веры, духовного опыта, устроением духовной жизни  и связью времен и всех святых.    Церковь Святая – т.к. создана была, когда Дух Святой сошел на Апостолов, а Господь ранее сказал: « Созижду Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее».    Церковь называется  Соборной, т.к. основана на соборе всех Апостолов, включает в себя Поместные церкви, православно верующих и святых всех времен, мест и народов. В этом можно убедиться, заглянув в наш церковный календарь, где ежедневно отмечаются, поминаются и празднуются наши святые различных времен, мест и народов.    Церковь Апостольская неизменно и непрерывно сохраняет от Апостолов учение и преемство Даров Святого Духа через рукоположение епископов и священников.10. Мы исповедуем и признаем, что  Крещение не повторяется, т.к. это Таинство духовного рождения, которое должно быть одно.11 и 12. И мы ожидаем , что все умершие (мы говорим — усопшие) воскреснут, т.е души соединятся с своими телами, которые будут нетленными, и тогда настанет жизнь вечная, нескончаемая жизнь будущего века. Аминь, истинно так!    Так веруя, мы должны и эту земную жизнь проводить соответственно вере, участвуя в церковной жизни, в Таинствах, в богослужениях и праздника Церкви, основные из которых можно перечислить, читая Символ веры. Кто из присутствующих может их назвать?    Все сказанное в этой беседе необходимо знать и помнить, чтобы понимать то, что будет совершаться во время  Таинства Крещения.     О самом Таинстве, о его чинопоследовании  мы будем говорить в следующей беседе. 

Беседа вторая

О чинопоследовании Таинства Крещении и крестных родителях

     Для крещения младенца, (а иногда и взрослого — как младенца духом), необходим восприемник: крестный отец обязательно нужен для мальчика и крестная мать — для девочки.     Восприемников может быть и двое, как принято в нашей церкви.     Крестный принимает крещаемого от купели, потому и называется восприемником.Крестных именуют также духовным отцом и духовной матерью неспроста. На них ложится серьезная ответственность перед Богом – сделать все, чтобы возрастить в своих крестниках зерно веры, залог жизни вечной, полученные во святом Крещении.     Поэтому крестный (крестная) должен быть не просто верующим, но и человеком воцерковленным, чтобы научить крестника (крестницу) по мере их возрастания обращению к Богу с молитвой, участию в Таинствах Церкви. Иначе, без живой связи с Господом, без общения с Ним в Таинствах дар Крещения останется нераскрытым, как семечко, упавшее в землю и не проросшее в положенное время ( хотя дар Крещения не исчезает окончательно, как учит нас Церковь).      Крестный не может отсутствовать во время Крещения, не назначается заочно, т.к. сам должен будет непосредственно участвовать в Таинстве. Во время крещения младенца именно крестные дают ответы за дитя на вопросы священника об отречении от сатаны и сочетания со Христом, читает Символ Веры, воспринимает крестника от купели.     Таким образом между крестником и крестным возникают духовные узы, не менее крепкие, чем кровные.    Заметим, что восприемниками не могут быть люди, ведущие явно греховную жизнь, или некрещеные, или неверующие, или неправославного вероисповедания.    Также не могут быть крестными малолетние, не знакомые с православным вероучением, а также люди с психическими расстройствами (недееспособные).     Восприемниками обычно не бывают монашествующие.     Родители не могут быть крестными своих детей. Вообще супруги не могут быть восприемниками одного младенца. Но муж и жена могут стать крестными разных детей одних родителей.     Кроме того крестники, воспринятые одним и тем же крестным (крестной) , становятся духовными братом и сестрой, что влечет за собой ограничения для обычного брака между ними.     Время крещения строго не определено, не ограничено. Обычно это могут определять сами родители в зависимости от семейных или иных обстоятельств.     Таинство Крещения вводит человека в Церковь, и в богослужениях тогда можно молиться о нем. При Крещении человек обретает Ангела-хранителя, и ему после Крещения можно приступать ко всем другим Таинствам, а главное, приобщаться Святых Христовых Таин. Поэтому и младенцу, и взрослому человеку надо креститься, как только созрело решение, не откладывая на неопределенный срок.               Порядок  (чинопоследование) Крещения обычно таков.     Совершению Таинства  предшествуют особые молитвословия. Если предстоит крестить младенца, то над его матерью читается так называемая молитва сорокового дня. Так священником испрашивается  исцеление и очищение матери и прощение ее грехов, при этом молятся о спасении и сохранении матери и младенца, чтобы Господь укрепил их силы.     Перед Крещением обычно нарекается имя (младенцу и взрослому) в честь Святого, чья память празднуется либо в день рождения, либо в один из ближайших дней, либо в день крещения. Впрочем, возможны и другие варианты.     Священник молится, чтобы в уме и сердце данного человека, принимающего крещение, запечатлелся крест Христов и он стал бы настоящим христианином.   Имя, данное в Крещении, является печатью Божественной, хотя невидимой для людей, но видимой в духовном мире.     Святое имя – это первая и самая главная собственность ребенка, и дается оно затем, чтобы придя в возраст, узнал о житии своего святого покровителя, молился ему, подражал его добродетелям. Тогда святой, призываемый в молитвах, будет небесным ходатаем перед Богом за этого христианина.      В день своего Святого, т.е в день тезоименитства, празднуем свои именины, обычно и причащаемся Христовых Таин.    Далее, крещаемый взрослый человек снимает с себя верхнюю одежду в знак покорности и смирения, в знак того, что он сознательно отрекается от прежней, обычно греховной жизни; он встает лицом к востоку (т.е лицом к алтарю храма), что символизирует страну света, (где восходит солнце), Царство Небесное, где Солнце Правды – Господь Бог наш.    Далее следует возложение руки священника на голову крещаемого в знак защиты и благословения. Это здесь рука самого Господа, который с этих пор берет под свою защиту и покровительство пришедшего к нему человека.    Затем совершаются последовательно: оглашение, отречение от сатаны и сочетание со Христом.    В чине оглашения читаются три молитвы, в которых Церковь в лице священника запрещает именем Господа Иисуса Христа диаволу и нечистым духам строить козни крещаемому и гонит их прочь.   Сделаем некоторое важное примечание. Зло – это не только нежелание добра, но и присутствие вполне реальной темной злой силы, хотя источник этого присутствия для человека может быть не сразу ясным и осознаваемым. Под влиянием темной злой силы , мы не только , например, не прощаем обид, но пытаемся найти еще более злые слова, а то и действия, чтобы отомстить обидчику, заставить его страдать. Такое ощущение зла, как  силы, которая овладевает нами и управляет нашими делами, словами и помыслами, знакомо всякому, кто серьезно оценивает свои поступки.     А какой источник этого зла?     Предводитель темных сил, Люцифер, поначалу принадлежал к самым первым, самым лучшим созданиям Божиим, к ангельскому миру. Он обладал могучим разумом и свободной волей. Возгордясь своим совершенством и красотой, он захотел стать равным своему Создателю, Творцу Богу своему, стать независимым от Него. И свою  «свободу вожделенную» осуществил в гордости, в отрицании, ненависти и бунте против Бога; вовлек в бунт треть ангелов, теперь называемых падшими ангелами или бесами, или злыми духами.     Священное Писание так повествует нам о падении Люцифера : «Как упал ты с Неба, разбился о землю… А говорил в сердце своем : «взойду на Небо выше звезд Божиих, вознесу престол мой и сяду… в сонме богов, на краю севера, взойду на высоты облачные, буду подобен Всевышнему». Но ты низвержен во ад, в глубины преисподней» (Ис. 14,12-15)     Когда же были сотворены люди , призванные для блаженства с Богом, которого лишился Люцифер, (теперь называемый диаволом, т.е противником или сатаной, т.е лжецом), то он по зависти и ненависти своей обратил свое существование на то, чтобы губить человеческие души. Обольщая людей многими способами, он хочет отвести нас от Бога и сделать, подобно себе, наследниками вечного огня, вечной смерти.     Для людей, далеких от Церкви, свойственно заблуждение, что злых духов не существует, что изобретателем зла является только человек. Такое отношение приводит к серьезным ошибкам и, в результате, к неспособности противостоять злу.    Но с Божьей помощью побеждается любая сила тьмы, любое зло. Главное, хранить верность Богу, Его спасительным заповедям, тогда диавол и бесы  с их  ухищрениями будут бессильны.     Священник молится Господу: «Избавь его (крещаемого)  от рабства греху, прими  в Царство Твое пренебесное…» Тогда лукавый, укрывавшийся в сердце некрещенного человека, изгоняется из него Именем Божиим. После крещения человек искушается только извне, а не изнутри, как ранее.      Крещаемый и сам должен отречься от сатаны и всех дел его.     В знак отречения он вместе со священником (и со своим восприемником) оборачивается к западной стене храма. Священник троекратно спрашивает: «Отрицаешь ли ся сатаны и всех дел его, и всего служения его, и всея гордыни его?» Крещаемый или восприемник младенца трижды говорит: «Отрицаюся».В знак отвращения и отрицания от сатаны он дует и плюет на него (за младенца это делает восприемник).      После этого, объявив свое отношение к сатане, как отцу греха и лжи, человек поворачивается в востоку, ко Христу-Свету мира, духовному Солнцу. Так человек объявляет о своем желании соединиться со Христом, стать воином Христовым и дает обет (как присягу!) быть верным Ему до конца. Священник трижды спрашивает: «Сочетаваеши ли ся Христу?», а крещаемый трижды отвечает: «Сочетаваюся» — на церковнославянском языке, языке молитв и богослужений.      Это решение принимается раз и навсегда, оно не должно пересматриваться в зависимости от обстоятельств, это же клятва верности, веры. Вера не означает одного согласия ума с набором вероучительных положений и механического исполнения обрядов, но…     Вера – это верность, доверие, полная отдача себя воле Христа Бога нашего, воле благой и спасительной: « Ибо иго Мое благо и бремя Мое легко есть»,-говорит Господь(Мф.11.30)     Далее по чину следует чтение Символа веры, как гласное исповедание своей веры, как главного оружия в духовной борьбе! Потом крещаемый (или восприемник) , осеняя себя крестным знамением, поклоняется в сторону алтаря, говоря: «Поклоняюся Отцу и Сыну и Святому Духу, Троице Единосущней и Нераздельней». Для верующего человека это совершаемое поклонение Богу необходимо для преодоления своей гордыни и утверждения подлинной свободы и достоинства во Христе и со Христом.     Далее начинается важная часть чина Крещения – освящение воды для Таинства. Допускается пользоваться и ранее освященной водой.     Вода, как мы узнаем из Библии, это первичная материя, она лежала в основе сотворенного мира. Вода – животворящая сила, имеет глубокое символическое значение.     Вода очищает, освящает, возрождает, обновляет нас.      Священник молится, чтобы вода освятилась посещением Святого Духа, который дает воде силу избавлять от грехов, очищать и возрождать душу и тело.Священник трижды дует на воду и творит знамение Креста с молитвой: « Да сокрушатся под знамением Креста Твоего вся сопротивные силы». Таким образом вода очищается и становится средой Божественного присутствия.      Далее происходит освящение елея в том же порядке, как освящение воды. Допускается применять ранее освященный елей. На воде делается крестное знамение освященным елеем (растительным маслом). С древности масло употреблялось как средство лечения ран, использовалось в светильниках. Поэтому елей – символ исцеления и света. Елей еще и знак примирения Бога с человеком. Как написано в книге Бытия, во время Всемирного потопа Ной выпускал из ковчега голубя, который принес ему свежий масличный лист оливкового дерева; это был знак того, что Бог помиловал людей и прекратил потоп, «что вода сошла с земли» (Быт.8,11).       Итак, елей в купели крещения означает полноту жизни и радость примирения с Богом.Этим «елеем радования» помазываются крестообразно лоб, грудь, руки, ноги крещаемого — во освящение всех сил и органов человека, вступающего в завет с Богом.       И вот наступает самый главный момент совершения Таинства. Священник, обращая крещаемого в востоку, произнося крещальную молитву, так крестит  его в купели: «Крещается раб Божий (раба Божия, имя крещаемого) во имя  Отца»- и погружает в воду. И поднимает из воды, произносит «Аминь». Погружает во второй раз, говоря «  И Сына».,  и возводя из купели : «Аминь». Погружая в третий раз, произносит: « И Святаго Духа», и поднимая из воды, говорит «Аминь».           Трижды совершается погружение в честь Святой Троицы и в воспоминание трехдневного пребывания Спасителя во гробе после распятия. При этом купель символизирует пещеру, где был погребен Господь Иисус Христос. Погружение в воду – это образ приобщения смерти и воскрения со Христом. Так человек не только разумом принимает вероучение христианства, но и переживает его всем существом.     Перед крещением младенцев восприемники держат своих крестных детей на руках (можно или крестной, или крестному), а из купели принимает от священника мальчика – только крестный, девочку – крестная (на чистую пеленку или полотенце, чтобы сразу  протереть ребенка).     После этого новокрещенный облачается в белую одежду (крестильную рубашку нужного размера). Облачение христианина в белую одежду, которую отцы Церкви называют «блистающей ризой, ризой царской, одеждой нетления», является знаком восстановления его истинной природы, символизирует чистоту души, вышедшей из купели и очищенной, и освященной.      Вместе с белой одеждой на человека возлагается нательный крест, это не украшение, а символ нашего спасения от рабства греху и вечной смерти, т.к. спасение это осуществилось через смерть Спасителя на Кресте. Нательный крестик – это напоминание и исповедание нашей верности Христу.     Тайна Крещения велика. Крестившийся человек становится сыном или дочерью света, наследником вечных благ, нетления и жизни вечной, которая дается Христом. Душа получает благодатную одежду, сотканную из благодати  Святого Духа. В купели крещения начинается Царство Небесное, которое «подобно горчичному зерну, которое человек взял и посеял на поле своем», т.е Господь посеял в сердце человека в Таинстве Крещения.

Таинство миропомазания.

      По уставу нашей Церкви, тотчас после облачения в одежду, священник совершает еще одно Таинство – Миропомазания. В Православном катехизисе об этом Таинстве пишется: «Миропомазание есть Таинство, в котором верующему при помазании освященным Миром частей тела во имя  Святого Духа подаются дары Святого Духа, возращающие и укрепляющие в жизни духовной».      Миро – это благовонное вещество, смесь многих масел, оно готовится и освящается один раз в году Патриархом в Великий четверг, на страстной неделе перед Пасхой.      Хотя Миропомазание – это отдельное Таинство, оно по традиции Православной Церкви составляет одно целое с Крещением, т.е. совершается одновременно.      Мы знаем, что в Крещении человек получает новую жизнь во Христе, а в Таинстве Миропомазания ему даются благодатные силы жить по заповедям Евангелия, силы бороться с искушениями и приражениями злых духов.      Миропомазание называется Таинством усыновления Богу, оно делает нас чадами Божиими (и братьями и сестрами, отсюда пословица: «Миром мазаными»).         Священник со словами: «Печать дара Духа Святаго» крестообразно помазывает лоб новокрещенного (что означает освящение ума, мыслей), затем грудь (освящение сердца и желаний), глаза, уши, уста, ноздри – освящение чувств, руки и ноги – освящение дел и всех поступков христианина. Теперь благодать Святого Духа будет просвещать ум, хранить сердце от злых желаний, укреплять волю в делании добра.       Но эти дарования будут действенны только при собственных усилиях христианина в исполнении заповедей Христовых.      Сподобившись святого Миропомазания, человек именуется «помазанным», т.е. христианином («христос» греческое слово означает «помазанник»)      Затем совершается шествие вокруг купели. Священник вместе с новокрещенным и восприемниками,  держащими в руках горящие свечи , трижды обходит вокруг крещальной купели, идя как бы навстречу солнцу. Это означает, что крещенный человек идет навстреч Христу- Солнцу Правды! В это время поют: «Елицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся. Аллилуия». Значит, во Христа облеклись! Круг – символ вечности, а троекратное обхождение – символ начала вечной жизни с Богом, вечного общения с Ним во Христе, приближения к Нему.  И восприемники также участвуют в этом шествии, выражая обещание не оставлять крестника, всегда заботиться о нем, о его духовном состоянии.      Шествие вокруг купели напоминает древнюю традицию, потому что после крещения обычно шли на Пасхальную Литургию.    После  читаются из Священного Писания  Апостол (см. Рим.:,3-11) и Евангелие (Мф.28,16-20), потом произносится  молитва «Помилуй нас, Боже…» в которой есть особые прошения о восприемнике и новокрещенном.      В прежние времена новокрещенный взрослый ходил в светлой одежде целую неделю после крещения. И святое Миро также оставалось на его теле целую неделю. В это время он слушал объяснения Таинства Евхаристии, т.е. Причастия, и готовился к нему. В наше неблагоговейное время  после  чтения крещальных Апостола и Евангелия и некоторых молитв, священник специальной губкой отирает те места на теле, которые были помазаны, чтобы святыню Мира предохранить от какого-либо осквернения.     По омовении Мира священник  говорит: «Вот ты и крестился, и просветился, и миропомазался, и освятился и омылся во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь».      Далее следует чин пострижения волос. Пострижение – это символ и послушания, и жертвы. Волосы приносятся Богу как знак доверия Ему, как небольшая, но искренняя жертва ( у младенца и нет более ничего). Так человек обещает Богу принести в ответный дар свою добрую жизнь, мысли и чувства, иначе говоря, быть рабом Божиим.      В этом добровольном рабстве Богу нет ничего унизительного, наоборот, только отдав себя в послушание Богу, человек обретает подлинную свободу; он освобождается от самого худшего рабства- рабства своим грехам, страстям, пагубной гордыни…(вспомним о грехопадении первых людей и его последствиях!)     В заключение происходит чин воцерковления, которое означает полноправное вступление в Церковь, введение новокрещенного в храм Божий. Этот обряд совершается и над младенцами, подобно тому, как Матерь Божия, Пресвятая Богородица, на сороковой день после рождения Своего Сына Иисуса принесла Его в храм, чтобы по закону посвятить Богу.     Священник после молитв на воцерковление, взяв  ребенка на руки, подносит его к Царским вратам (взрослого крещеного человека подводит за руку) и произносит: «Воцерковляется раб Божий… во имя Отца и Сына и Святого Духа.Аминь. Внидет в дом Твой и поклонится ко храму святому Твоему. Посреди Церкви воспоет Тебя».      Если воцерковляется девочка (или женщина), она прикладывается к обеим половинам Царских врат. Если воцерковляется мальчик (или мужчина), то священник входит с ним в алтарь, обходит вокруг Престола и выходит из алтаря. Затем также  он прикладывается к обеим иконам на Царских вратах. Священник произносит молитву «Ныне отпущаеши…», затем дает всем присутствующим целовать крест.                                                 Заключение       Итак, в  жизни человека произошло великое событие – открылся спасительный и радостный путь к Отцу Небесному.        Благодатная сила Божия, принимаемая в Крещении и Миропомазании, всегда будет сопутствовать христианину; призывать к добру и покаянию, но не насильно, не принудительно. Она, как вода, питающая корни дерева, будет питать душу человека, помогая ему расти духовно.        Многие на этом успокаиваются, считая, что они выполнили необходимые обряды и от них больше ничего не требуется. Но это же заблуждение. Крещение – это только первый шаг в жизни во Христе. Если бы человек, живя обычной жизнью на земле, мог бы не грешить больше… Но увы, грешим волей и неволей…  И без собственных усилий наша духовная жизнь замирает, «ибо без нас Бог нас не спасает».        Только взаимодействие нашей воли с Божественной волей дает спасительный результат. Связав свою жизнь с Церковью, с этим «кораблем спасения» — храмом, мы всегда найдем здесь необходимую помощь и поддержку от Бога: в  Таинствах Исповеди и Причащения, во всех богослужениях, молитвах.    При составлении бесед использованы источники:

  1. Митрополит Филарет (Дроздов). Пространный катехизис Православной церкви. М; Благозвонница, 2011г.
  2. Архимандрит Борис (Холчев). Огласительные беседы с крещаемыми. М; Лептокнига, 2012г.
  3. Протоиерей Вячеслав Резников. Твое Крещение. М; «Покровский храм», 2013г.
  4. Таинство Крещения. Брошюра. М; Сретенский монастырь, 2012г.

         

hrammitino.ru

Для чего нужны огласительные беседы перед крещением?

На вопросы, для чего нужны огласительные беседы, является ли такая практика нововведением и насколько обязательно такое научение, отвечает настоятель храма Михаила Архангела протоиерей Дионисий КРЮКОВ (г. Пущино)

— Что представляют собой огласительные катехизические беседы, и для кого они предназначены?

— Эти беседы призваны дать самые начальные представления о христианской вере тем, кто собирается принять таинство Крещения. «Катехизис» — это и есть научение в вере. «Оглашение» — традиционное наименование подготовки к крещению.

— Для чего нужно вводить занятия с теми, кто желает принять крещение? Не достаточно ли одной беседы накануне?

— Крещение — это шаг, который должен кардинально изменить жизнь человека, а через это и окружающий мир. Именно так горстка преследуемых апостолов обратила в спасительную веру устаревший языческий мир, исполняя заповедь Спасителя: «Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа, уча их соблюдать всё, что Я повелел вам» (Мф 28:19). Но это ощущение преображения, к сожалению, утрачено в современном мире. Наши соотечественники в большинстве своём относятся к Церкви, как к этнографическому заповеднику, а к Христианству — как к милым, но мало к чему обязывающим обрядам. Православие, как многим кажется, имеет к ним отношение лишь только по факту рождения на территории, где эта религия имеет исторические корни. О Христе даже не всегда вспоминают, освящая куличи, приходя за крещенской водой или сидя за праздничным рождественским столом! Крестившись или окрестив своих детей, человек как бы отдаёт дань многовековой традиции, смутно осознавая, зачем ему это, собственно говоря, нужно. Другим поводом к крещению может быть желание получить «небесную защиту». Как будто, крестившись, человек подписывает односторонний договор, по которому отныне он может претендовать на «высокое покровительство», даже не задаваясь вопросом — а что эти отношения будут требовать от него? Но этот договор — завет, заключён кровью Христа. И мы крестимся в образ Его смерти (Рим 6:3).Нисколько не принижая культурного вклада Православия в историю России и не отрицая приобретения крещёными христианами благодатной защиты, всё же, стоит помнить смысл этого таинства гораздо глубже, ответственнее и даже страшнее.

Бог ждёт от своих чад не снисходительного соглашения, а горячего желания посвятить Ему свою жизнь. «Сыне, даждь Ми твое сердце».

Таким образом, недостаточно лишь смутного желания «приобщиться к духовному». Опыт показывает, что и единственного собеседования накануне мало. На одной встрече трудно раскрыть подлинную глубину евангельской истины. Хотя и эти встречи давали свои добрые всходы.

— Является ли такая практика нововведением? Ведь наших родителей, бабушек и прабабушек никто не готовил к крещению.

— Наши деды и прадеды учили Закон Божий в гимназиях и церковноприходских школах. Мы же сейчас унаследовали с советского периода практику приступать к таинству без подготовки, когда крещение само по себе было уже подвигом. За это можно было поплатиться репрессиями в той или иной форме.

А религиозное образование было в принципе невозможно. Времена изменились. Святейший патриарх Алексий II неоднократно призывал вводить огласительные беседы для крещающихся. Фраза «народ крещён, но не просвещён» стала крылатой в церковной среде. В Москве всё больше и больше храмов вводят обязательные огласительные беседы. Активно трудился на этом поприще недавно убиенный священник Даниил Сысоев. Впрочем, в ранний период христианства, вплоть до VI — VII вв., принять крещение без подготовки было просто невозможно. Иногда она продолжалась до трёх лет. Многие отцы Церкви так называемого «золотого века» православного богословия были учителями в катехизических огласительных школах. Таковы Афанасий Великий, Кирилл Иерусалимский, Василий Великий, Григорий Богослов, Иоанн Златоуст и другие.

Так что практика крестить без научения не имеет оправдания ни в истории, ни по здравому рассуждению, ведь Христос призывал апостолов «научить все народы, крестя их…».

— Насколько обязательно такое научение? Может быть, было бы целесообразно ввести беседы только для желающих?

— Обязательно для всех. Желающие всегда найдут для себя способ удовлетворить свою жажду познания. Но допускать к великому таинству Крещения неподготовленных равносильно тому, как дать голодному сырую пищу, не научив, как готовить её должным образом. К тому же, поспешное крещение прямо запрещено церковными правилами, о которых мы, к сожалению, забываем.

Желание совершить всё «побыстрее и попроще» является свидетельством легкомыслия. В конце концов, никто не удивляется, когда в ЗАГСе молодым парам определяют дату бракосочетания не ранее, чем через месяц после подачи заявления. Крещение, на мой взгляд, сравнимо с супружеством, а то и превосходит его. Ведь это взаимоотношение не просто двух людей, а Личности Бога и человеческой личности.

— Отдаёте ли вы себе отчёт в том, что подобная практика может встретить непонимание и нежелание? Возможно, эти беседы кого-то отпугнут или заставят искать более простые и скорые способы решения этого вопроса, например, в других приходах?

— Признаюсь, что этот малодушный страх долгое время останавливал нас перед столь ответственным решением. Но всё же мы задумались: «Кого мы боимся потерять?»

Те, кто не способен сосредоточиться на четыре беседы, не может освободить четыре воскресных вечера на полтора часа — те не придут в храм и после крещения. Кстати, на церковном языке «крещение» и «просвещение» как наименование процесса вхождения в духовную жизнь являются синонимами. Крестившийся, но не просветившийся профанирует Божественный дар.

Тому же, кто неравнодушен к спасению своей души, наши беседы, безусловно, дадут первоначальный толчок для духовного пути. Ведь крещение — это только первый шаг, но и останавливаться нельзя. Этой цели служат катехизические двухгодичные курсы в нашем храме, проповеди на богослужении, христианская литература.

Что же касается обращения в другие приходы, то я думаю, этого не стоит бояться. На одном из собраний духовенства серпуховского благочиния я поднял этот вопрос, и к моей радости, отцы отнеслись к нему с пониманием и поддержали меня. Все мы заняты одним общим делом и понимаем, что Церкви не нужны «номинальные» христиане. Надеюсь, практика подобной подготовки будет вскоре распространена повсеместно.

Беседу вела Елена Иванова

borsheva.ortox.ru

Зачем нужны какие-то ещё огласительные беседы перед Таинством Крещения?

Почти все родители, решившие окрестить своего малыша, сталкивались с необходимостью прохождения катехизаторских огласительных бесед. При чём, если вы не являетесь постоянным прихожанином того храма, в котором собираетесь крестить, и не к своему духовнику обратились, то без справки о прохождении катехизации вас к крещению не допустят. Некоторые раздражаются, мол, зачем столько трудностей и препонов? Некоторые, наоборот, с интересом посещают эти беседы. А для чего, собственно, был заведён такой порядок во всех приходах Русской Православной Церкви?

А вот для чего...

Перед принятием таинства Крещения каждый человек должен быть научен основам нашей веры. Взрослым и детям сознательного возраста необходимо иметь представление о Боге — Святой Троице, о Церкви и церковных таинствах и о многом другом. Чем лучше крещаемый будет подготовлен к таинству, тем плодотворнее и ярче будет его жизнь в Церкви, тем большую пользу душе принесет церковная жизнь. За христианское воспитание младенцев ручаются крестные родители — восприемники. Они также должны тщательно подготовиться к участию в таинстве. В храмах сейчас проводятся огласительные беседы перед Крещением, их посещение обязательно и тем кто, собирается креститься, и родителям маленьких детей, а также будущим крестным.

В церковной практике такая подготовка называется оглашением, что по-русски имеет смысл устного рассказа — рассказа о Христе. В апостольские времена именно так — из уст в уста передавалась Благая весть

Cегодня существует парадоксальная ситуация. Детей приносят ко Крещению неверующие люди и в восприемники детям выбирают своих неверующих друзей. И крестят не для того, чтобы приобщить к Церкви, а чтоб здоровенький был, потому что традиция такая; потому что иначе няня отказывается с ребенком сидеть и т.п.

А задача катехизатора — не профанировать Таинство, а, выяснив причины, побудившие крестить младенца, и условия его дальнейшего воспитания, поговорив с восприемниками и получив представление о мере их церковности, составить мнение: стоит ли такого младенца крестить, или нет.

С любовью, Алексия Кочегарова

www.baby.ru