Основные правила по русскому языку за 3 класс. Что такое основа предложения 3 класс правило


Основные правила по русскому языку за 3 класс. — КиберПедия

Основные правила по русскому языку за 3 класс.

Речь. Текст. Предложение. Слово.

Текст состоит из предложений, а предложения - из слов.

Предложение-это слово или несколько слов, выражающих законченную мысль.

Каждое предложение произносится с какой-либо целью.

Предложение в котором о чем- либо сообщают (повествуют), называется повествовательным.

Предложение, в котором о чем то спрашивают, называется вопросительным. Предложение, в котором советуют что-либо сделать, побуждают к действию, называется побудительным.

Предложение, которое произносится с сильным чувством, называется восклицательным. В конце такого предложения ставиться восклицательный знак (!)

Текст- это связанные по смыслу предложения. Текст можно озаглавить.

Слово- это название предмета, признака предмета, действия предмета.

Фамилия, имена, отчества людей, клички животных, названия стран, городов, сел, улиц, озер, рек, морей пишутся с большой буквы.

Тема текста - это то, о чем говорится в тексте.

Текст - повествование отвечает на вопросы что случилось? Что произошло? В повествовании три части:начало, основная часть, концовка.

В тексте - описании дано описание людей, животных, растений, явлений природы, различных предметов.

Текст - рассуждение объясняет причину явлений, событий. К этому тексту можно поставить вопрос почему?

Главные члены предложения:

Подлежащее обозначает, о ком или о чем говорится в предложении. Оно отвечает на вопрос кто? Или что?

Сказуемое обозначает, что говорится о подлежащем. Оно отвечает на вопросы: что делает? Что делал? Что будет делать? Что сделал? Что сделает?

В предложении есть главные члены и второстепенные.

Главные члены- подлежащее и сказуемое.

Второстепенные члены поясняют подлежащее, сказуемое или второстепенный член

Для того чтобы найти слова, которые связаны между собой по смыслу, ставь вопрос от одного слова к другому.

Однокоренные слова.

Слова, которые имеют что-то общее по смыслу и одинаковый корень, называются однокоренными.

Звуки и буквы.

Звуки мы произносим и слышим.

Букву пишем и видим.

Звук на письме обозначается буквой.

Буквы Ь Ъ звуков не обозначают.

Гласных звуков шесть: а, и, о, у, ы, э.

Гласных букв десять: а, и, о, у, ы, э, е, ё, ю, я.

Гласные буквы е, ё, ю, я обозначают два звука в начале слова, после гласных, после ъ, ь.

Буквы е, ё, ю, я после согласных обозначают мягкость согласного звука и гласный звук.

При произношении гласного звука воздух проходит свободно, слышится голос.

Гласный звук образует слог.

Сколько в слове гласных, столько и слогов.

Перенос слов:

Слово переноситься по слогам, слова из одного слога не переносятся.

Одну букву нельзя оставлять на строчке или переносить на другую.

Буквы Ь, Й при переносе слов нельзя отделять от стоящей впереди буквы. При переносе слов с двойными согласными одна согласная остается на строчке, а другая переносится

В конце слова мягкость согласного звука обозначается Ь.

Ударные и безударные гласные.

Безударные гласные в корне слова нужно проверять.

Для проверки измените слово так, чтобы безударный гласный стал ударным.

Словосочетание

Словосочетание - два слова, связанные между собой по смыслу.

В словосочетании одно слово зависит от другого.

Подлежащее и сказуемое не образуют словосочетание.

Состав слова.

Корень - это общая (одинаковая) часть однокоренных слов. Корень в однокоренных словах пишется одинаково.

Окончание - это изменяемая часть слова. Окончание служит для связи слов в предложении.

Однокоренные слова образуются с помощью приставок и суффиксов. Приставка - это часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов.

Суффикс - это часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов.

Основа – это часть слова до окончания.

Слова с непроизносимыми согласными в корне.

В корнях некоторых слов звуки в, д,л, т не произносятся, а буквы в, д,л, т пишутся.

Для проверки подбираем однокоренное слово. Если звук слышится, то пишем в слове. Если звук не слышится, то и в слове его не пишем.

Правописание приставок.

Приставка - это часть слова, и на письме её нельзя отделять от корня. Приставки о-, об - (обо-), от - (ото-), до-, по-, под - (подо-), про-, за-, на-, над-, в - (во-), с - (со-), вы-, пере- пишутся всегда одинаково, независимо от того, как они произносятся.

Предлог и приставка.

В русском языке есть одинаковые предлоги и приставки: в, во, за, на, над, по, под, про, с, о, об, от.

Между предлогом и словом, перед которым он стоит, можно вставить другое слово или вопрос.

Предлоги никогда не стоят перед словами, которые обозначают действие предмета.

Части речи.

Слова в нашей речи делятся на большие группы, или части речи: имена существительные, имена прилагательные, глаголы, предлоги, местоимения.

Слова, которые обозначают предметы и отвечают на вопрос кто? Или что?, называются именами существительными.

Слова, которые обозначают действия предметов и отвечают на вопросы что делать? Что сделать? называются глаголами.

Слова, которые обозначают признаки предметов и отвечают на вопросы какой? Какая? Какое? Какие? называются именами прилагательными.

Чтобы узнать, какой частью речи является слово, поставь к нему вопрос и определи, что обозначает слово (предмет, признак предмета, действие предмета).

Я, ты, мы, вы, он, она, оно, они – это местоимения. Они не называют предмет, а только на него указывают.Местоимение это часть речи.

Предлог не бывает членом предложения. Он употребляется в предложении вместе с существительным или местоимением и служит для связи слов в предложении.

Имя существительное.

Имена существительные, которые называют людей и животных, отвечают на вопрос кто? Это одушевленные.

Другие имена существительные отвечают на вопрос что? Это неодушевленные.

Имена существительные бывают мужского, женского и среднего рода. Имена существительные, к которым можно поставить слова он, мой,- мужского рода.

Имена существительные, к которым можно поставить слова она, моя. - женского рода.

Имена существительные, к которым можно поставить слова оно, мое,- среднего рода.

Чтобы узнать род имени существительного, которое стоит во множественном числе, надо поставить его в единственном числе.

Имена существительные изменяются по числам (единственное и множественное). При изменении существительного по числам изменяется его окончание.

Изменение окончаний имен существительных по вопросам называется изменением по падежам или склонением:

Родительный Кого? Чего?

Дательный Кому? Чему?

Винительный Кого? Что?

Творительного Кем? Чем?

Предложный О Ком? О чем?

Чтобы определить падеж существительного, найди слово, с которым связано имя существительное, поставь от него вопрос. По вопросу (и по предлогу) определи падеж.

Чтобы определить падеж существительного, найди слово, с которым связано имя существительное, поставь от него вопрос. По вопросу (и по предлогу) определи падеж.

Падеж Предлоги Вопросы
Именительный Родительный Дательный Винительный Творительный Предложный от, до, из, без, у, для, около, с к, по в, во, на, за, про, через с, со, за, под, над, между, перед о, об, в, на, при Кто? Что? Кого? Чего? Кому? Чему? Кого? Что? Кем? Чем? О ком? О чем?

Существительное в именительном падеже является в предложении подлежащим.

На конце существительного женского рода после шипящих пишется мягкий знак. На конце существительных мужского рода после шипящих мягкий знак не пишется.

Имя прилагательное

Имена прилагательные обозначают признак предмета. Они делают нашу речь точной и выразительной.

Один предмет можно противопоставить другому по какому - либо признаку: температуре, цвету, размеру.

Имена прилагательные в единственном числе изменяются по родам.

Род имени прилагательного определяется по роду имени существительного, с которым оно связано.

Мужской род - какой?

Женский род - какая?

Средний род - какое?

Имена прилагательные во множественном числе отвечают на вопросы какие? и имеют окончания –ие, -ые.

Глагол.

Глагол это часть речи, которая обозначает действие предметов.

В предложении глагол чаще всего бывает сказуемым.

В русском языке есть глаголы, близкие по смыслу и противоположные. Один и тот же глагол может употребляться в разных значениях.

Смысл слова уточняется в предложении и в тексте.

Глаголы изменяются по числам. Глагол в единственном числе обозначает действие одного предмета.

Если глагол обозначает действие двух и более предметов, то он стоит во множественном числе.

Глагол изменяется по временам.

Глаголы в настоящем времени отвечают на вопросы Что делаю? Что делаешь? Что делает? Что делаем? Что делаете? Что делают?

Глаголы в прошедшем времени отвечают на вопросы Что делал? Что сделал?Что делали? Что сделали?

Глаголы в прошедшем времени можно отличить по суффиксу –л-

Глаголы прошедшего времени в единственном числе изменяются по родам: мужской род - что делал?

Женский род - что делала?

Средний род - что делало?

Род глагола в предложении зависит от рода имени существительного, с которым он связан по смыслу.

Глаголы в будущем времени отвечают на вопросы Что сделает? Что будет делать? Что сделают? Что будут делать?

Глагол в неопределенной форме отвечает на вопрос Что делать? Что сделать?

Не придает глаголу отрицательный смысл.

Не с глаголами пишется раздельно.

 

Основные правила по русскому языку за 3 класс.

cyberpedia.su

Основа предложения. - Мои файлы - Каталог файлов

Из чего состоит простое предложение? Сердце его –грамматическая основа, состоящая, как правило, из подлежащего и сказуемого. Вокруг грамматической основы располагаются второстепенные члены предложения

Грамматическая основа потому и основа, что на ней держится все предложение.

Грамматическая основа – важное грамматическое явление: без нее предложение не существует.

 

 

Тест 1.

1. Подлежащее и сказуемое - это....

1) части речи

2) главные члены предложения

3) второстепенные члены предложения

 

2. Укажи нераспространенные предложения:

1) Подул холодный ветер.

2) Наступила зима.

3) Сгущались сумерки.

4) На небе сияла луна.

5) Кругом глубокая тишь.

6) Улетают птицы.

 

3. Укажи предложения с однородными члена­ми:

1) Зимой от заморозков часто гибнут яблони, груши, вишни.

2) Каждую ночь в чаще раздаётся пение птиц.

3) В нашем саду растут вишни и яблони.

4) Встрепенулись и запорхали тучи резвых мо­тыльков.

5) Первые скворцы важно зашагали по гряд­кам.

 6) Два брата друг на друга глядят, а вместе не сойдутся.

 

4. Укажи предложения, в которых надо по­ставить запятую между однородными чле­нами:

1) У белки мягкая шерсть и проворные лапы.

2) Сначала думай а потом делай.

3) На севере деревья растут медленно но вы­растают крепкими.

4) В нашей реке водятся окуни и ерши.

5) В большом лесу во время бури деревья шу­мят стонут трещат.

6) На осине и липе лежали хлопья снега.

 

5. Найди предложения с дополнениями:

1) Бабушка напекла вкусные пироги.

2) Целый день идет проливной дождь.

3) Собака - верный друг человека.

4) Школьники собрали много лекарственных трав.

5) Стоит ясная погода.

 

6. Укажи предложения с однородными под­лежащими:

1) Однажды лебедь, рак и щука везти с покла­жей воз взялись.

2) Запорошила зима снегом поля, завалила суг­робами.

3) Лес окрасился в жёлтые, красные, золоти­стые краски.

4) За речкой тянутся огромные луга и поля.

5) Ребята вернулись из леса с грибами и яго­дами.

6) Собака, кошка, корова - домашние живот­ные.

 

7. Найди предложения к данной схеме:

1) Блестят пушистые шапки сосен.

2) От деревьев легли на землю длинные тени.

3) Пастбища весной покрываются зеленой тра­вой.

4) Слышится звонкая песня жаворонка.

5) Раскрылись набухшие почки от тепла.

6) Ветер гонит волны по пшеничному полю.

 

8. Какие группы предложений можно назвать текстом:

1) Долго борется зима с осенью. Наконец зима побеждает. Деревья остаются без листьев.

2) Отправился Иван - царевич в дозор. Вот царь опять едет в гости к Марье Царевне. Крошечка-Хаврошечка работала на сестёр и мачеху с утра до вечера.

3) Хлопчатник сеют там, где много солнца. В тени он погибает. Цветёт хлопчатник один день.

 

9. Укажи в предложении главные члены:

Весной пернатые возвращаются на свои родные места и вьют гнезда.

 

10. Укажи предложения, в которых неверно расставлены знаки препинания: 1) Дала она ему на дорогу гребёнку да два мо­ложавых яблочка.

2) Ребята, подкормите птиц зимой?

3) Когда распускаются почки на деревьях.

4) Василиса пошла в чуланчик и поставила пе­ред куколкой ужин.

5) Меня бьют, журят, хлеба не дают и плакать не велят.

6) Однажды девицы сидели под окном, и раз­говаривали.

 

Вариант №2

1.Укажи верные высказывания:

1) Предложение не может состоять из одного слова.

2) Слова в предложении самостоятельны и не связаны друг с другом.

3) Предложение - это одно или несколько слов, связанных между собой по смыслу.

 

2. Укажи распространённые предложения:

1) Бегут ручьи.

2) Весело поют птицы.

3) На небе появились тучи.

4) Олени живут на севере.

5) Вечереет.

6) Бушуют метели.

 

3. Укажи предложения с однородными членами:

1) Гуляй, но дело не забывай.

2) По широкой аллее мы подошли к дому.

3) Сосна, ель, пихта стоят всегда зелёные.

4) Молоко в кувшине было тёплое и вкусное.

5) Ранним утром я с товарищем собрался на рыбалку.

6) Кот схватил рыбу и съел.

 

4. Укажи предложения, в которых надо поста­вить запятые между однородными членами:

1) На осине и липе лежали хлопья снега.

2) Уж любит жить по берегам рек прудов и озёр.

3) Печальный крик журавлей звучал над рекой и полями.

4) В мае июне и июле птицы заняты выращи­ванием птенцов.

5) Мой дядя живёт в деревне но часто бывает у нас в гостях.

6) На солнце гадюка оживает и отправляется на охоту.

 

5. Найди предложения с определениями:

1) Аист бродил по болотам и искал лягушек.

2) Возле избы на старой берёзе пел дрозд.

3) Припекало ласковое солнышко.

4) Вокруг школы ребята разбили цветники.

5) Осень сорвала с деревьев зелёный наряд.

6) Свежий ветерок бродил над уснувшей зем­лёй.

 

 6. Укажи предложения с однородными ска­зуемыми:

1) На смелого собака лает, а трусливого кусает.

2) Медведь питается плодами, почками, мясом.

3) В густой траве и в кустах заяц прячется от врагов.

4) Зубы у белки то стачиваются, то опять подрастают.

5) Запорошила зима снегом поля, завалила суг­робами.

6) Из-за толстых ракит выглядывал домик с те­совой крышей и крылечком.

 

7. Найди предложения к схеме:

1) Русская берёза распустила косы.

2) Кислая клюква зимует на болотах Сибири.

3) В глубине сада тянулась аллея.

4) Хитрая лиса заметает следы.

5) Узкими полосками колосья золотились.

6) Трудолюбивые бобры построили плотину.

 

8.Укажи предложения, в которых верно рас­ставлены знаки препинания:

1) Вынул солдат из мешка зёрнышко, и бросил наземь.

2) По крыше хором голуби ходили, да с неба звёзды склёвывали.

3) Живёт Балда в поповом доме спит себе на соломе.

4) Какой сегодня замечательный день?

5) Да здравствует мир во всём мире.

6) Дом царевна обошла, всё порядком убрала.

 

9. Обозначь цифрами главные члены пред­ложения:

Прилетели с далёкого севера стаи болотных и водяных птиц.

 

10 Какие группы предложений нельзя на­звать текстом:

1) В Индии на слонах ездят по улицам. Они слушают даже маленьких детей. Слоны ра­ботают в саду. Это очень мудрое животное.

2) Мальчики взяли лыжи и поехали в лес. Люди ждут прихода весны. Соловьи показались - черёмуха зацвела. Большим и маленьким нужно делать зарядку.

3) Издали луг кажется чудным ковром. Село раскинулось на большом холме. На болотах нельзя выращивать культурные растения.

 

Задания.

 

1. Прочитай предложения. Укажи, в каком из них есть второстепенные члены.

А) Мама стирала и пылесосила. Б) Марина и Наташа играли. В) Ярко светило солнце.

2. Прочитай текст.

 

 Кончился апрель. Лес пахнет корой и соком берёз. Под ногами шуршит ветхий лист. Дуб спит. Шумно кричат грачи у своих гнёзд. Они долго ждали весну.

 

Сколько в нём распространённых предложений?

A) 3 предложения Б) 4 предложения В) 5 предложений

3. Прочитай текст. Найдите и подчеркните в нем дополнения.

Папа принес домой птенца. Лена насыпала ему крошек. Но бедняга даже не посмотрел на еду. Девочка вынесла клетку на улицу и поставила у порога. Слетелись воробьи. Вдруг одна воробьиха взяла в клюв крошку и подлетела к птенцу.

4. Прочитай текст. Найдите и подчеркните в нем определения.

Мать-и-мачеха – первые весенние цветы. Золотистые головки цветка похожи на цветки одуванчика. Стебли растения покрыты красноватыми чешуйками. Листья с верхней стороны гладкие и холодные, а снизу – мягкие и теплые.

5. Прочитай текст. Найдите и подчеркните в нем обстоятельства.

Мы решили пройтись по лесу пешком. Весна пришла в лес к лесным жителям. Хорошо здесь. На деревьях птицы вьют гнезда для птенцов. Бурый медведь вылез из берлоги. В полдень над лесом собралась гроза.

6.Распространи простые предложения. Подчеркни главные и второстепенные члены.

Пришла весна. Бегут ручейки. Солнце согревает. Плывут облака. Щебечут птенцы. Проснулся медведь. Мне нравится весна.

 

 

 

 

lyuceum7-1a.ucoz.ru

что такое грамматическая основа правило

Грамматическая основа характеризуется главными членами предложения: подлежащим и сказуемым Главные члены предложения 1) Подлежащее-главный член предложения, обозначающий предмет речи, то, о чём или о ком говориться в предложении. Подлежащее отвечает на вопросы: кто? что? В роли подлежащего употребляется имя существительное, местоимение, сочетание слов или любая другая часть речи в значении имени существительного, а также синтаксически несвободные словосочетания и собственные наименования. А также подлежащее может выражаться фразеологизмом и неопределённой формой глагола (инфинитив) Пример: Солнце своего света никому не жалеет (здесь подлежащее-выражено существительным в именительном падеже) . Умный говорит за себя своими делами (здесь подлежащее выражено прилагательным и так далее) 2) Сказуемое - главный член предложения, характеризующий подлежащее. Сказуемое обозначает действие, признак или состояние предмета реччи и отвечает на вопросы что делает предмет? т каков предмет? что такое предмет? что происходит с предметом? Пример: Выхожу (выхожу-сказуемое, выраженное глаголом 1 -го лица) один Я на дорогу Народ Наш очень талантлив (сказуемое-талантлив-выражено прилагательным) Сказуемое делится на: 1) Простое глагольное сказуемое-которое выражает и грамматическое и лексическое значение, и выражается спрягаемой формой глагола 2) Составное глагольное сказуемое, которое состоит из вспомогательного глагола, выражающего грамматическое значение сказуемое, и неопределённой формы глагола, выражающей его лексическое значение. Пример: Мы начали трясти берёзу (начали трясти-составное глагольное сказуемое, состоящее из вспомогательного глагола-начали и неопределённой формы глагола -трясти) 3) И из составного именного сказуемого, которое состоит из глагола-связки, выражающего грамматическое значение сказуемого, и именной части (имени существительного, имени прилагательного и других) выражающей его лексическое значение Пример: Вода у берегов была чистая (была чистая-составное именное сказуемое, состоящее из глагола-связки была и именной части-чистая) Наиболее употребительным в составном именном сказуемом является глагол-связка быть, выражающий только грамматическое значение времени и наклонения: Всегда был, есть и буду человекопоклонником

ну даешь. Грамматическая основа предложения-это основная часть предложения, состоящая из его главных членов: подлежащего и сказуемого, — или одного из них. Подлежащее-обычно выражено существительным и отвечает о чем или о ком говорится в предложении. Сказуемое-обычно выражено глаголом и отвечает "что делает? " Односоставные предложения — предложения с одним главным членом только сказуемым или только подлежащим: Тишина; Светает; На улице никого нет. Двусоставные предложения -предложения, в которых грамматическая основа которого состоит из сочетания подлежащего и сказуемого.

а в школе нет учебников по русскому языку? ? там все должно быть написано или уже до того дошли, что легче в инете напечатать, спросить чем самому искать)))

В учебниках восьмого класса правил мало, повтора не будет.

что такое граммотическая основа

touch.otvet.mail.ru

Что такое грамматическая основа?

Русский язык богат и могуч. Всех правил знать нельзя, но стремиться к этому нужно. Сегодня займемся именно этим.

Какие слова являются грамматической основой?

Каждое предложение содержит в себе грамматическую основу. Составляющими грамматической основы предложения являются подлежащее и сказуемое. Второстепенные же члены предложения косвенно или прямо разделяют данные слова. Грамматические значения конструкции определяются значением наклонения и времени сказуемого, выраженного глаголом. Например:

  • "Мяч летит прямо в ворота". Действие предмета происходит, и происходит в настоящее время.
  • "Мяч летел прямо в ворота". Действие предмета происходило, и происходило в прошедшем времени.
  • "Полетел бы мяч в ворота". Действие предмет не происходит, но выражено в пожелании.

Грамматическая основа: примеры

Подлежащее и сказуемое в предложении может выражаться по-разному, принимая порой непривычные формы. Поэтому следует разобрать подробнее понятие и примеры составляющих грамматическую основу членов предложения.

Подлежащее является главным членом предложения и обозначается предмет, осуществляющий какое-либо действие. Подлежащее отвечает на вопросы "кто?" и "что?", характерные именительному падежу. Следующие примеры помогут правильно определить подлежащее в предложении:

  1. Подлежащее - существительное в именительном падеже. "Собака поджала хвост".
  2. Подлежащее - местоимение в именительном падеже. "Я видел", "Кто принес яблоки?". "Это смешно". "Это их ребенок". "Кошелек, который нашелся, принадлежал Марине" (подлежащее в предложении придаточного типа). "Лист, что падал на аллею, казался огненно красным" (подлежащее в предложении придаточного типа). "Кто-нибудь увидит". "Все притихли".
  3. Подлежащее - неопределенная форма глагола. "Быть смелым - это уже победа". "Слушать - значит слышать". "Ломать - не строить".
  4. Подлежащее - сочетание нескольких слов (одно в именительном падеже). "Мы с братом редко ссорились".
  5. Подлежащее - сочетание нескольких слов (без именительного падежа). "Две птицы сели на подоконник"

Сказуемое является главным членом предложения, связанным с подлежащим и имеющим выраженное вопросом "что делает?" значение. Также к вопросам, характеризующим сказуемое можно отнести "какой он?", "что он собой представляет", "кем он является?". Например, "Выпил около литра воды"

Сказуемое является главным членом предложения, связанным с подлежащим и имеющим выраженное вопросом "что делает?" значение. Также к вопросам, характеризующим сказуемое можно отнести "какой он?", "что он собой представляет", "кем он является?".

Говоря о том, что такое грамм

elhow.ru

А9. Грамматическая основа предложения / Русский на 5

  • Главная
  • А9. Грамматическая основа предложения

Грамматическая основа в

Выделяй грамматическую основу в простом предложении и частях сложного. Грамматическая основа включает в себя главные члены в двусоставных предложениях или один главный член в односоставных.

Двусоставные - это предложения, имеющие два главных члена: подлежащее и сказуемое, например: 

Эта пара отлично танцует.

Односоставные - это предложения, имеющие только один главный член, например: 

Тишина. Светает. На улице ни души. Мне холодно и грустно.

 

 

Грамматическая основа в двусоставном предложении

Главный член:

Подлежащее и сказуемое

  1. Подлежащее — слово разных частей речи:
    • Существительное (+ глагол)
    • Местоимение (+ глагол)
    • Прилагательное (+ глагол)
    • Причастие (+ глагол)
    • Числительное (+ глагол)

    Животные зевают, как и люди.

    Он что-то кричит.

    Больной выздоравливает.

    Присутствующие недоумевают.

    Один зевнёт, и все начинают зевать.

  2. Подлежащее — словосочетание:
    • И.п. сущ. и формы Т.п. с предлогом с
    • И.п. числит. и сущ. в Р.п.
    • Местоим., сущ., числит., прил. в форме превосходной степени и сущ. или мест. в форме Р.п.
    • Местоимение или сущ. в И.п. с прилагательным или причастием

    Мы с братом дерёмся от скуки.

    Пять человек дописывают контрольную.

    Самые маленькие скучают: им ничего непонятно.

    Кто-нибудь знакомый зайдёт, я радуюсь.

  3. Подлежащее — неопределённая форма глагола

    Зевать невежливо.

    Задаваться – всех смешить.

  4. Подлежащее — фразеологизм или устойчивое сочетание

    Из пушек по воробьям – напрасная трата сил.

Cказуемое и подлежащие

  1. Простое глагольное сказуемое
    • Глагол в личной форме
    • Инфинитив
    • Междометие
    • Повторы и устойчивые сочетания с повторам
    • Глагол со вспомогательной частицей, глаголом и др.

    Он прыгает от радости.

    Звонок – он прыгать от радости.

    Пёс цап меня за палец!

    Я жду-жду, а он не идёт.

    Я жду не дождусь его прихода.

    А он возьми да и прийди в этот самый момент.

    Я пошел было к нему, но по пути вспомнил, что его дома нет.

    Она только и делает, что ждёт от него звонка.

  2. Составное глагольное сказуемое
    • Глагол в фазисном значении: начинать, продолжать, переставать, заканчивать, прекращать и др. + инфинитив глагола, называющего действие
    • Глаголы уметь, мочь, хотеть, желать, стараться, намереваться, осмелиться, предпочитать, любить, привыкнуть, ненавидеть и др.в личной форме + инфинитив глагола,называющего действие
    • Глагол связка  быть + краткие прилагательные
    • Глагол связка значить + инфинитив глагола, называющего действие

    Я начала готовить утром.

     

    Я не умею готовить, но хочу научиться.

     

     

     

     

    Я была готова к двум.

     

    Понять – значит простить.

  3. Составное именное сказуемое
    Неименная часть:
    • глагол связка быть (не выражена в наст. времени) + сущ.
    • полузнаменательные глаголы:являться, бывать, оказаться, стать, остаться, считаться и др. + сущ.
    • глаголы со значениями движения, состояния, деятельности: идти, ходить, вернуться, сидеть, лежать, стоять, работать, жить и др.+ сущ.

    Она балерина. Она была балериной. 

     

    Он оказался вруном.

    Она стала балериной. 

    Она работала дворником.

     

    Именная часть:
    • И.п. или Т.п. (в конструкциях с глаголом быть в прошедшем или будущем времени)
    • Прилагательное в любых формах

    Она была (будет) балериной.

     

    Она умна. (краткая форма)

    Она умная. (полная форма)

    Она умнее всех. (степень сравнения)

Грамматическая основа в односоставном назывном предложении

Главный член:

Подлежащее

И.п. существительного

Ночь. Тишина.

Какой мороз!

 

Грамматическая основа в односоставном определённо-личном предложении

Главный член:

Сказуемое

1) гл. в форме 1 и 2 л. ед. и мн.ч. в наст. или буд. времени в изъявит. накл.2) гл. в форм повелит. накл.

Иду по улице, смотрю по сторонам.

 

Иди сюда!

 

Грамматическая основа в односоставном неопределённо-личном предложении

Главный член:

Сказуемое

1) гл. в форме 3 л. мн.ч. наст., буд. или прош. времени в изъявит. накл.2) гл. в повелит. накл.3) гл. в форме условн. накл.

Звонят!

 

Пусть звонят.

Если бы мне сказали, я бы запомнила.

 

Грамматическая основа в односоставном обобщённо-личном предложении

Главный член:

Сказуемое

1) гл. в фоме 2 л. ед. и мн.ч.2) гл. в форме 3 л. мн.ч.

Слышишь звонок и бежишь открывать.

Так сейчас одеваются.

 

Грамматическая основа в односоставном безличном предложении

Главный член:

Сказуемое

1) гл. в форме 3 л. ед.ч. наст. или буд. времени2) гл. в форме ср.рода ед.ч. в прош. времени или условн. накл.

Смеркается. Меня тошнит.

Смеркалось.

* В примерах подчёркнуты основы только в тех частях сложных предложений, о которых говорится в комментарии.

 

Не путай:

  1. Быть может встречаться в составе формы будущего времени, например: 

    Я буду ждать тебя.

    (В таких случаях это не составное глагольное, а простое глагольное сказуемое.)

  2. Инфинитив может не входить в сказуемое, а выполнять другие синтаксические роли в предложении. Примеры:

    1) Дополнение:

    Я попросила ее подождать.

    Здесь действия относятся к разным производителям действия: я просила, она должна ждать, поэтому подождать – дополнение.

    2) Обстоятельство:

    Я вышла на улицу подышать.

    Подышать – обстоятельство цели (с какой целью?).

    Естественно, что в подобных случаях инфинитивы не входят в состав грамматической основы предложения.

 

Смотрите также

— Понравилась статья?:)

Facebook

Twitter

Мой мир

Вконтакте

Одноклассники

Google+

russkiy-na-5.ru

Что такое основа предложения 4 класс правило — Гильдия юристов и риэлторов

Грамматическая основа предложения

«Глагол урок» — Начальная форма. Не с глаголами. Дуй не?Стони не?Издавай не?Роняй не?Становись. Что нового появится при изучении глагола в 4 классе ? Неопределённая форма (инфинитив). ? ? ? ? ? ? ? ? ? Формы глагола. Часть речи. Не?Чавкай не? На какие вопросы отвечает? Частица не. Из 3 класса в 4 класс. Не?Ныряй не?Ползай не?Барабань не?Свисти не?Пой не?Хохочи не?Ешь. Форма. Правописание. Повторение – мать учения.

«Три склонения имён существительных» — Смотри на собеседника. Старая женщина волновалась о сестр. и дочер. . Правила «этикета». Таблица. Прочитай слово. Вспомни правило: 1 скл. Р – о, — е 3- е склонение: ж.Р. ____Ь. Определи род. Алгоритм определения склонения имени существительного. Страна, мышь, земля, дедушка, дядя, стол, озеро, поле, дочь. Обязанности членов группы. Рядовой – дополняет, уточняет. Докладчик – рассказывает, что решила группа.

«Спряжение глаголов 4 класс» — -Ат (-ят). -У -ешь -ет ем ете ут. Пишет. Ругаются. Спряжение глаголов. Изменение глаголов по родам и числам. Изменение глаголов по числам и лицам. Отдохнем. 2 спряжение. Спасу спасёшь спасёт спасём спасёте спасут. Молодцы. Читаешь. Типы спряжения. -Ут (-ют). 1 спряжение. Спасти. Лететь. Б) вокзал, гореть, костер; б) кастрюля, растение, квартира; в) ужин, рисунок, жилище. I спряжение. Молчат. Лечу летишь летит летим летите летят. Слово «спрягать» исконно русское, устаревшее. Изменение глаголов по числам.

«Урок русского 4 класс Глагол» — Там чудеса: там леший бродит, Русалка на ветвях сидит; Там на неведомых дорожках Следы невиданных зверей; Избушка там на курьих на ножках Стоит без окон, без дверей… Урок русского языка 4 класс Учитель начальных классов Булгакова Татьяна Николаевна МОУ «СОШ № 5» г. Черемхово. Как изменяются глаголы в настоящем времени и какие имеют окончания? Чтобы определить спряжение, Посмотрим на окончание, И ещё на ударение Обрати своё внимание! Тема: Словоизменение глаголов. Брод…т сидит стоит. Понятие о спряжении глаголов.

Грамматическая основа предложения. подлежащее сказуемое (о ком? или о чём? (Что говорится о говорится в подлежащем? предложении) Какое действие оно совершает?).

«Тема Предложения» — Цель урока: Зашелестели листья. Великая радость – работа. Назовите одним словом, что написано на доске. Словарно-орфографическая работа. Работа по теме. Подул ветер. Наступила осень. Ж*лтеть, *зд*ть,з*се*ть Составьте предложения с данными словами. В полях, за станком, за столом! Что можно сказать о данных предложениях. Тест. Расшифруйте слова. Спишите, подчеркните буквы обозначающие два звука.

Что такое основа предложения 4 класс правило

Когда вскипел самовар и мы все (по)шли (в)дом, оленёнок Мишка (по)лез (на)крыльцо вслед (за)нами. Пока пили чай, он ходил (по)комнате и обнюхивал всё, что попадалось ему (на) глаза. Совал мордочку (в)окна, (под)кровать. Потом (обо)шёл вторую комнату и наконец, выбрав уютное местечко, опустился (на)колени и лёг. Рядом (с)ним (на)полу лежала бумажка. Мишка (за)- хватил её губами и принялся жевать. (По О. Перовской)Упражнение 2. Прочитай стихотворение. Укажи падеж выделенных местоимений.

Упражнение 5. Просклоняй местоимение она. Составь с ним и напиши предложение. Подчеркни в предложении главные члены.

(Кто?) Они медленно приближались к нам.Упражнение 1. Спиши текст, раскрывая скобки. Подчеркни местоимения с предлогами.

Личные местоимения отвечают на те же вопросы, что и имена существительные. Разница между этими частями речи заключается в том, что имена существительные называют предметы, а местоимения лишь указывают на них.

1. Рыбаки вышли в море. Море было тёмное, неспокойное.2. В вазе стояли розовые бутоны. Бутоны вот- вот раскроются. 3. Мы вышли на освещённую солнцем поляну. На поляне росли голубые незабудки и жёлтые лютики.4. Дети расположились на отдых под могучим развесистым дубом. Под дубом они укрылись от палящего солнца.5. Дедушка рассказал мне, как охотился на тигра. Он охотился на тигра прошлой осенью.Упражнение 4. Спиши предложения. Подчеркни местоимения, укажи их лицо и число.

(С. Фруг)Упражнение 3. Спиши предложения, заменяя выделенные имена существительные местоимениями. Укажи род и падеж местоимений.

Урок русского языка по теме «Грамматическая основа предложения

Проблемные; частично-поисковые; наглядные.Средства обучения:

— Что общего в этих словах? (Цвет) Как одним словом мы можем назвать эти слова? (однокоренные)

Воспитывать интерес к урокам русского языка через разнообразные виды работы, самостоятельностиМетоды обучения:

Формировать умения применять изученные правила правописания.

1.Презентация по теме.2.Карточки для составления кластера и синквейна.

Развивать кругозор учащихся, воспитывать интерес к родному языку, к родной природе

Грамматическая основа: подлежащее и сказуемое

Однако подлежащее может быть выражено и другими частями речи. В роли подлежащего может выступать:

Подлежащее — это главный член предложения, обозначающий предмет, действие или признак которого выражается сказуемым, и отвечающий на вопросы «кто?», «что?».

Чаще всего подлежащее выражено существительным или личным местоимением в именительном падеже ( я , ты , он , она , оно , мы , вы , они ).

Кот вскочил на подоконник . В этом предложении подлежащее — кот .

При разборе предложения подлежащее подчеркивается одной чертой.

Тем, кто просто хочет правильно расставлять запятые: для того чтобы выделить части сложного предложения и правильно расставить запятые между ними, надо уметь определять грамматическую основу. Поэтому вам сюда.

Грамматическая основа предложения

«Глагол урок» — Начальная форма. Не с глаголами. Дуй не?Стони не?Издавай не?Роняй не?Становись. Что нового появится при изучении глагола в 4 классе ? Неопределённая форма (инфинитив). ? ? ? ? ? ? ? ? ? Формы глагола. Часть речи. Не?Чавкай не? На какие вопросы отвечает? Частица не. Из 3 класса в 4 класс. Не?Ныряй не?Ползай не?Барабань не?Свисти не?Пой не?Хохочи не?Ешь. Форма. Правописание. Повторение – мать учения.

«Урок русского 4 класс Глагол» — Там чудеса: там леший бродит, Русалка на ветвях сидит; Там на неведомых дорожках Следы невиданных зверей; Избушка там на курьих на ножках Стоит без окон, без дверей… Урок русского языка 4 класс Учитель начальных классов Булгакова Татьяна Николаевна МОУ «СОШ № 5» г. Черемхово. Как изменяются глаголы в настоящем времени и какие имеют окончания? Чтобы определить спряжение, Посмотрим на окончание, И ещё на ударение Обрати своё внимание! Тема: Словоизменение глаголов. Брод…т сидит стоит. Понятие о спряжении глаголов.

«Спряжение глаголов 4 класс» — -Ат (-ят). -У -ешь -ет ем ете ут. Пишет. Ругаются. Спряжение глаголов. Изменение глаголов по родам и числам. Изменение глаголов по числам и лицам. Отдохнем. 2 спряжение. Спасу спасёшь спасёт спасём спасёте спасут. Молодцы. Читаешь. Типы спряжения. -Ут (-ют). 1 спряжение. Спасти. Лететь. Б) вокзал, гореть, костер; б) кастрюля, растение, квартира; в) ужин, рисунок, жилище. I спряжение. Молчат. Лечу летишь летит летим летите летят. Слово «спрягать» исконно русское, устаревшее. Изменение глаголов по числам.

«Три склонения имён существительных» — Смотри на собеседника. Старая женщина волновалась о сестр. и дочер. . Правила «этикета». Таблица. Прочитай слово. Вспомни правило: 1 скл. Р – о, — е 3- е склонение: ж.Р. ____Ь. Определи род. Алгоритм определения склонения имени существительного. Страна, мышь, земля, дедушка, дядя, стол, озеро, поле, дочь. Обязанности членов группы. Рядовой – дополняет, уточняет. Докладчик – рассказывает, что решила группа.

Грамматическая основа предложения. подлежащее сказуемое (о ком? или о чём? (Что говорится о говорится в подлежащем? предложении) Какое действие оно совершает?).

«Тема Предложения» — Цель урока: Зашелестели листья. Великая радость – работа. Назовите одним словом, что написано на доске. Словарно-орфографическая работа. Работа по теме. Подул ветер. Наступила осень. Ж*лтеть, *зд*ть,з*се*ть Составьте предложения с данными словами. В полях, за станком, за столом! Что можно сказать о данных предложениях. Тест. Расшифруйте слова. Спишите, подчеркните буквы обозначающие два звука.

Однородные члены предложения

В качестве однородных могут выступать любые члены предложения. В таблице приведены примеры употребления однородных членов предложения с разной синтаксической ролью.

Предложения с однородными членами относятся к осложненным предложениям.

Если перед однородными членами предложения употребляется обобщающее слово, после него ставится двоеточие; если обобщающее слово стоит после однородных членов предложения, то перед ним ставится тире (Я люблю разные фрукты: яблоки, бананы и апельсины. О радостях, о неудачах, о любви – обо всем было в этой книге).

Одиночные противительные (а, но, да), уступительный (хотя)

  • Выделить главные и второстепенные члены предложения;
  • Определить, какие члены предложения отвечают на один вопрос и относятся к одному слову;
  • Проверить, связаны ли они сочинительной или бессоюзной связью (произносятся ли с интонацией перечисления).

В предложениях однородные члены могут объединяться союзной и бессоюзной связью.

Что такое грамматическая основа предложения (примеры)

В двусоставном предложении грамматическую основу его составляют подлежащее и сказуемое.

Грамматической основой предложения являются главные члены предложения, то есть тот костяк синтаксической единицы русского языка, на основе которого потом строится предложение со всеми второстепенными его членами. Образно говоря, грамматическая основа предложения — это ствол дерева, к которому крепятся веточки и листики — второстепенные члены предложения, служебные части речи и слова, словосочетания, не являющиеся членом предложения (вводные слова, вставные конструкции, обращения).

зови — грамматическая основа определенно-личного односоставного предложения;

В односоставных предложениях имеется только сказуемое или только подлежащее. Они и будут грамматической основой предложения.

Зверьки прячутся — грамматическая основа предложения.

помощь нужна — грамматическая основа подчиненного предложения времени.

Что такое основа предложения 4 класс правило

1. Рыбаки вышли в море. Море было тёмное, неспокойное.2. В вазе стояли розовые бутоны. Бутоны вот- вот раскроются. 3. Мы вышли на освещённую солнцем поляну. На поляне росли голубые незабудки и жёлтые лютики.4. Дети расположились на отдых под могучим развесистым дубом. Под дубом они укрылись от палящего солнца.5. Дедушка рассказал мне, как охотился на тигра. Он охотился на тигра прошлой осенью.Упражнение 4. Спиши предложения. Подчеркни местоимения, укажи их лицо и число.

Если у вас есть исправления или предложения к данному уроку, напишите нам.

Личные местоимения отвечают на те же вопросы, что и имена существительные. Разница между этими частями речи заключается в том, что имена существительные называют предметы, а местоимения лишь указывают на них.

(Кто?) Они медленно приближались к нам.Упражнение 1. Спиши текст, раскрывая скобки. Подчеркни местоимения с предлогами.

1. Скоро мы набрели на ветхую лесную сторожку. 2. Я позвоню тебе вечером. 3. Я долго ничего не слышала о нём. 4. Она закрыла лицо руками и заплакала. 5. Он поедет с вами за город.

(С. Фруг)Упражнение 3. Спиши предложения, заменяя выделенные имена существительные местоимениями. Укажи род и падеж местоимений.

Урок русского языка по теме «Грамматическая основа предложения

II. Мотивация к учебной деятельности. Составление кластера на доске(левая сторона)

-Ребята, как много мы уже знаем о предложении, но еще осталось много тем с которыми будем знакомиться на последующих уроках

—Совершенствовать умения находить грамматическую основу предложения и второстепенные члены по вопросу

Развивать орфографическую зоркость на практическом материале.

– Для чего важно изучать эту тему? (Мы должны правильно строить предложения, чтобы наша речь была понятна.)

– Какую тему мы изучаем на уроках русского языка? (Предложение.)

Еще по теме:

  • Законодательство рф клевета Статья 128 Преступление считается оконченным с момента распространения заведомо ложных сведений в любой форме. Мотивы клеветы на квалификацию влияния не оказывают. 1. Состав преступления: 1) объект: основной - общественные отношения, […]
  • 93 федерального закона n 44-фз Главные новости госзакупок: последние изменения в 44 фз и 223 фз Согласно ч. 12 ст. 95 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных […]
  • Заявление о ввозе товаров и уплате косвенных налогов электронно Заявление о ввозе товаров и уплате косвенных налогов электронно Федеральная налоговая служба в письме от № ЕД-4-15/[email protected] разъяснила порядок подтверждения обоснованности применения нулевой ставки по НДС при экспорте товаров российскими […]
  • Закон о льготах по оплате коммунальных услуг Договор о предоставлении коммунальных услуг Условия договора о предоставлении коммунальных услуг Если договор о предоставлении коммунальных услуг заключается в письменной форме, он должен включать: 1) дату и место его заключения; 2) […]
  • Возврат ндфл иностранцам в 2018 году по патенту Возврат ндфл иностранцу на патенте в 2018 в московскую организацию взят на работу мигрант с патентом, срок действия которого — с 08.12.2015 по 08.04.2018. При трудоустройстве, помимо патента и прочих документов, иностранец предъявил […]

grb03.ru

Конспект урока русского языка во 2-м классе "Грамматическая основа предложения"

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Тип урока: формирование новых знаний.

Деятельность учителя Деятельность обучающихся
I. Орг момент
Проверка готовности к уроку  
II. Формулирование цели урока
На электронный адрес школы поступило звуковое письмо, адресованное Вам ребята. Здравствуйте ребята. Мы, жители страны Русского языка знаем, что вы умные и прилежные ребята, поэтому мы именно к вам обращаемся за помощью. Дело в том, что у нас пропало предложение, мы не смогли разгадать его тайну. И сейчас у нас царит беспорядок. Помогите нам

Сегодня на уроке мы проведем грамматическое расследование и попытаемся разгадать ещё одну тайну предложения.

Прослушивание Слайд 1
III. Актуализация знаний
Для начала проведем мозговой штурм и составим модель предложения Блиц-опрос 1. Что такое предложение? 2. Как связаны слова в предложении? 3. Как стоят слова в предложении? 4. Какие знаки препинания можно поставить в конце предложения? Составление модели предложения (на доске)
Постановка проблемного вопроса5. Что такое грамматическая основа предложения? Я думаю, что именно эту тайну мы и должны открыть сегодня на уроке и научиться находить в предложении грамматическую основу.
IV. Открытие нового знания
Слайд 2 Жители страны Русского языка выслали нам улики, с их помощью мы и попытаемся разгадать тайну предложения. Поиск в толковом словаре значение слова улики
1. Записка Слайд 3Прочитайте. Можно ли данную запись назвать предложением? Почему? Чтение с доски_зык Р_бята Ру__кий
Составьте предложение, используя данные слова. Составление предложения В школе ребята учат русский язык. Комментированная запись у доски
2. Грамматическое исследование Слайды 4-10О ком говорится в этом предложении? Ответы
На какой вопрос отвечает слово ребята? Давайте подчеркнем это слово одной чертой. ЗаписьКто? Ребята
Попробуем убрать это слово из предложения. Прочитайте. Что вы заметили? Ответы
Что говорится о ребятах в предложении? Поставьте вопрос от слова ребята, к слову учат. Давайте подчеркнем это слово двумя чертами. ЗаписьКто? Ребята (что делают?) учат
попробуем убрать это слово из предложения. Прочитайте. Что вы заметили? Ответы
Теперь давайте попробуем убрать из предложения слова, которые мы подчеркнули. Прочитайте. Можно ли данную запись назвать предложением? Почему? Давайте сделаем наоборот. Уберем слова, которые не подчеркнули. Понятен ли смысл? Можно ли данную запись назвать предложением? Ответы
Как вы думаете, как можно назвать, эти слова в предложении? Давайте обратимся к следующей улике и попытаемся ответить на этот вопрос. Предположительный вывод
3. Грамматическая справка Слайд 11В предложении есть слова, которые составляют грамматическую основу предложения. В неё входят подлежащее и сказуемое. Подлежащее отвечает на вопросы кто? что? и подчёркивается одной чертой. Сказуемое отвечает на вопросы что делает? что делают? (и.т.д) и подчёркивается двумя чертами.

Что вы узнали из грамматической справки?

Чтение правила«Что такое грамматическая основа предложения»
Назовите грамматическую основу предложения Ребята учат русский язык. Ответы
V. Первичное закрепление
4. Грамматический алгоритм Слайд 121. Прочитать предложение 2. Определить о ком или о чём говориться в предложении 3. Задать вопросы (кто? или что?) .(найти подлежащее). 4. Подчеркнуть подлежащее одной чертой. 5. Определить, что говорится о подлежащем. 6. Задать вопросы (что делает? что делают? и.т.д) (найти сказуемое). 7. Подчеркнуть сказуемое двумя чертами. 8. Прочитать грамматическую основу. Работа в парах Составление алгоритма«Как найти в предложении грамматическую основу?»
5. Грамматический тренажер Выполнение задания на компьютере Мультимедийное приложение «Игры и задачи в начальной школе»
VI. Итог урока
Слайд 14 Какую тайну предложения мы с вами раскрыли на уроке? Что такое грамматическая основа предложения? Что такое подлежащее? Что такое сказуемое? Составление модели предложения ( на доске )
VII. Рефлексия
Слайд 15 Что было легко? В чем была трудность Самооценка
VIII. Дом.задание
Слайд 16 Правило. Д.м. Упр.74  

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai