Использование проектной технологии в школе. Что такое проект в школе


Что Такое Проектная Деятельность В Школе ~ Повседневные вопросы

что такое проектная деятельность в школе

Учитель должен держать в голове, что выполнение данной задачки может быть только при условии творческого подхода к ее решению, использования новейших способов и технологий. Одной из таких и является проектная разработка, способная развить у обучающегося важные компетенции:

Проектная деятельность. Урок 1

рвения личного самосовершенствования.

- ученик определяет цель деятельности – учитель помогает ему в этом;

- ученик открывает новые познания – учитель советует источники познаний;

- ученик экспериментирует – учитель открывает вероятные формы и способы опыта, помогает организовывать познавательно-трудовую деятельность;

- ученик выбирает – учитель содействует прогнозированию результатов выбора;

- ученик активен – учитель создает условия для проявления активности;

- ученик субъект обучения – учитель партнер;

- ученик несет ответственность за результаты своей деятельности – учитель помогает оценить полученные результаты и выявить способы совершенствования деятельности.

2. Педагог имеет возможность использовать разные дидактические подходы.

3. По мере выполнения работы интерес к предмету у учащихся возрастает.

4. Проекты сплачивают детей, развивают коммуникабельность, умение работать в команде и ответственность за совместную работу.

5. Проектная деятельность позволяет учиться на собственном опыте и опыте других.

6. Видимый результат деятельности приносит огромное удовлетворение учащимся и может даже повысить самооценку и веры в свои силы.

7. Часто результат деятельности представляется в форме презентации, что позволяет учащимся повышать уровень ИКТ-компетенции.

Какие же общеучебные умения и навыки развивает проектная деятельность у школьников?

На наш взгляд следующие:

Умение отвечать на вопрос: чему нужно научиться для решения поставленной задачи?

Умение самостоятельно находить недостающую информацию в информационном поле.

Умение запрашивать необходимую информацию у эксперта (учителя, консультанта, специалиста)

Умение находить несколько вариантов решения проблемы.

Умение выдвигать гипотезы.

Умение устанавливать причинно-следственные связи.

Умение взаимодействоать с любым партнером.

Навыки взаимопомощи в группе в решении общих задач.

Навыки делового партнерского общения.

Умение находить и исправлять ошибки в работе других участников группы.

Умение планировать деятельность, время, ресурсы.

Умение принимать решения и прогнозировать их последствия.

Навыки анализа собственной деятельности (ее хода и промежуточных результатов)

Умение вести дискуссию.

Умение отстаивать свою точку зрения.

Умение находить компромисс.

Навыки интервьюирования, устного опроса и т.д.

Умение уверенно держать себя во время выступления.

Умение использовать различные средства наглядности при выступлении.

Умение отвечать на незапланированные вопросы.

Однако, без сомнения, в ходе проектной деятельности могут возникнуть определенные проблемы:

1. Работа над проектом объемная, кропотливая, поэтому возникает проблема перегрузки учащихся.

2. Дети – люди увлекающиеся, поэтому работу начинают с желанием, энтузиазмом, но, сталкиваясь с трудностями (большой объем информации, которую нужно найти, проанализировать, систематизировать, провести исследования), могут бросить работу над проектом.

3. Не всегда хватает умений и навыков работы на компьютере, особенно у учащихся среднего звена.

4. Самая большая проблема для учителя – не превратиться в ментора, диктующего свое мнение, или взвалить на себя всю работу, оставив детям самый минимум.

5. Возрастает нагрузка на учителя.

2. Терпеливо анализировать причины неудач вместе с детьми.

3. Оказывать помощь в работе с компьютером, помогать с оформлением работы.

4. Предоставить учащимся возможность работать максимально самостоятельно, встать в позицию старшего друга, соратника.

5. Привлечь для работы над проектом родителей, консультантов.

В подготовке этой статьи использовались следующие источники:

1. Организация проектной деятельности в образовательном учреждении./ Сост. С.Г.Щербакова. – Волгоград: ИТД «Корифей», 2007г. – 96с.

2. Новикова Т. Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности // Народное образование, 2000, № 7.

3. Пахомова Н.Ю. Проектное обучение – что это? // Методист, 2004, № 1.

4. Коханова В.А. Метод проектов как технология личностно ориентированного образования на уроках литературы.

Тезисы

» Проектная деятельность младших школьников. что такое проектная деятельность что такое проектная что в начальной школе. ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ШКОЛЕ. ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ШКОЛЕ. ВИДЫ ПРОЕКТОВ. ЭТАПЫ РАБОТЫ НАД ПРОЕКТАМИ. Проектная деятельность в школе. И хотя проектная деятельность все Проектная деятельность в школе. что же такое. Статья на тему: Проектная деятельность в начальной школе в. Проектная деятельность в начальной школе в рамках ФГОС. Проектная деятельность в начальной школе. Проектная деятельность в начальной В нашей школе проходила проектная Что такое плохо. Родительское собрание «Что такое проектная деятельность. Родительское собрание «Что такое проектная деятельность учащихся, роль родителей в. Проектная деятельность в начальной школе. Проектная деятельность в начальной что такое возникшие у детей в школе. Проектная деятельность в школе. Проектно-исследовательская деятельность в школе набирает Что такое проектная. Презентация на тему: "«Проектная деятельность» Что такое. «Проектная деятельность» Что такое Проектная деятельность на деятельность в школе» 1. Проектная деятельность - Учебный проект. Что это такое. Что это такое? Проектная деятельность Сегодня в школе есть все возможности.

Похожие вопросы

kartaklada.ru

Индивидуальный итоговый проект в школе — от идеи до презентации

Индивидуальный итоговый проект придумали, чтобы ученик лишний раз смог продемонстрировать свои знания. Проектом может быть созданный самостоятельно сайт или экскурсия по школьному музею. Учитель географии Максим Муромцев рассказывает, какими бывают проекты и как создать собственный.

Рассылка «Мела»

Мы отправляем нашу интересную и очень полезную рассылку два раза в неделю: во вторник и пятницу

Проект — замысел, идея, образ, воплощённые в форму описания, обоснования, расчётов, чертежей, раскрывающих сущность замысла и возможность его практической реализации.

Зачем нужен индивидуальный итоговый проект

Прежде всего для самооценки. Кто я, что я умею и чего хочу? Итоговый проект даёт возможность реализовать себя и научиться чему-то новому, продвинуться на шаг в своём развитии.

Работа над проектом требует чёткой организации. Существуют документы, которые определяют порядок выполнения и критерии оценки деятельности. Стоит внимательно их изучить вместе с учителем и родителями! Вот примерный перечень:

  • Положение о проектной деятельности обучающихся в рамках реализации основной образовательной программы основного общего образования муниципального общеобразовательного учреждения;
  • карта оценки индивидуального итогового проекта обучающегося на уровне основного общего образования;
  • инструктивные материалы для обучающегося и карта самооценки;
  • дневник работы над проектом;
  • план консультаций с преподавателем или тьютором.

1. Найти идею

Прислушайся к себе. Что ты хочешь сделать для собственного развития? Освоить новые технологии и получить новые знания или тебе хочется совершенствовать имеющиеся навыки, а может, ты хочешь применить свой талант для создания чего-то нового или оригинального.

Что делать, если идей очень много? Оцени их все и подумай, какую пользу принесёт твоя деятельность тебе и другим. Приди к компромиссу между «интересно» и «полезно». Что делать, если идей совсем нет? Советуйся с учителем, родителями, одноклассниками, но помни, что навязанная работа не принесёт пользы. Если ты решил воплотить чужой замысел, то постарайся привнести своё, оригинальное.

Типы проектов:

  • Исследовательские проекты имеют структуру, приближенную к подлинным научным исследованиям. Они предполагают аргументацию актуальности темы, определения проблемы, предмета, объекта, целей и задач исследования. Обязательно выдвижение гипотезы исследования, обозначение методов исследования и проведение эксперимента. Заканчивается проект обсуждением и оформлением результатов, формулированием выводов и обозначением проблем на дальнейшую перспективу исследования.
  • Информационные проекты — проекты, призванные научить добывать и анализировать информацию. Ученики изучают и используют различные методы получения информации (литература, библиотечные фонды, СМИ, базы данных, в том числе электронные, методы анкетирования и интервьюирования), её обработки (анализ, обобщение, сопоставление с известными фактами, аргументированные выводы) и презентации (доклад, публикация, размещение в интернете или локальных сетях, телеконференция).
  • Практико-ориентированный проект также предполагает реальный результат работы, но в отличие от первых двух носит прикладной характер (например, оформить выставку горных пород для кабинета географии). Тип учебного проекта определяется по доминирующей деятельности и планируемому результату. Например, проект по изучению местности может носить исследовательский характер, а может — практико-ориентированный: подготовить учебную лекцию по теме «Горы (или равнины) Земли». Подготовка такого проекта, кроме собственно предметного содержания, будет включать вопросы анализа аудитории, особенностей обращения к ней.
  • Игровой проект — когда участники принимают на себя определённые роли, обусловленные характером и содержанием проекта для привлечения публики к решению проблемы проекта.

2. Каким должен получиться проект

Результатом работы над проектом может быть как готовый объект или информация (учебное пособие, сайт, результаты исследования), так и оригинальное представление своего замысла (макет, модель, чертёж, бизнес-план).

Виды продуктов проектной деятельности:

  • Сайт;
  • видеофильм;
  • экспозиция и экскурсия по ней;
  • коллекция;
  • модель, макет;
  • художественное произведение;
  • мультимедийный продукт;
  • постановка;
  • праздник;
  • справочник
  • учебное пособие
  • экскурсия или интерактивная экскурсия;
  • бизнес-план;
  • карта, атлас;
  • пакет рекомендаций;
  • путеводитель;
  • справочник;
  • учебное пособие.

3. Привлекай родителей

Индивидуальный проект — ответственное и значимое событие. Не стесняйся просить помощи у родителей. Не отказывайся от помощи других людей. Твои близкие и друзья поддержат и помогут увидеть достоинства или недостатки, которые ты сам не увидел. Говорят, что совместный труд объединяет!

4. Как оценить свою работу

Прочитай свой «Дневник работы над проектом». Вспомни трудности и то, как ты их преодолевал. Ответь на вопросы анкеты.

«Чему удалось научиться или улучшить в ходе работы над проектом?» Отметь знаком «+»!

  • Планировать свою деятельность, распределять время
  • Организовывать рабочее пространство
  • Доделывать всё до конца
  • Добывать информацию и отбирать необходимую для работы
  • Выделять главное, существенное
  • Правильно оформлять проект
  • Достигать поставленной цели, несмотря на ошибки и разочарования
  • Прислушиваться к разным мнениям
  • Доказывать свою точку зрения
  • Создавать презентацию
  • Другое

Вопросы собеседования после окончания работы над проектом

Теперь, когда работа закончена, каковы ваши первые мысли об этом проекте в целом? Являются ли они в основном положительными или отрицательными?

  • Если результат положительный, что приходит на ум конкретно?
  • Каковы были самые интересные открытия, которые вы сделали во время работы над этим проектом? О проблеме? О себе? О других?
  • Определите некоторые самые сложные моменты в работе над проектом. В чем причина затруднения?
  • Чему вы научились в ходе работы над проектом?
  • Когда вы поняли, что вы нашли окончательное и лучшее решение?
  • Как вы считаете, ваш проект актуален, относится ли он к реальным ситуациям и проблемам?
  • Насколько полезны были консультации с преподавателем? Оцените степень своей самостоятельности.
  • Чем бы вы могли помочь другим в ходе работы над проектом?
  • Что вы открыли для себя? Какие ваши самые сильные стороны? Ваши самые большие недостатки?
  • Что бы вы сделали по-другому, если бы вы начали работу снова?
  • Как вы будете использовать то, что вы узнали в будущем?

5. Как организовать защиту проекта

Оформи необходимые сопроводительные документы. Создай презентацию, в которой представь все этапы работы над своим проектом. Чётко сформулируй цели и задачи проекта. Расскажи о своих затруднениях и достижениях. Расскажи о планах на будущее.

mel.fm

Что такое учебный проект

Разделы: Общепедагогические технологии

Каждый учитель, которому интересно работать по – новому, стремится изменить свою педагогическую деятельность с целью вовлечения ребят в активную работу не только на уроках, но и после них. Заставить учеников включиться в активный поиск информации – вот главная задача на сегодняшний день. Проектная работа появилась из теории свободного воспитания в 20-х годах прошлого века. Этот вид деятельности учащихся означает “замысел, выполненный от души”.

Основные характерные особенности проектной деятельности отражены в презентации “Что такое учебный проект”? (Приложение 1.)

Главная отличительная особенность учебного проекта – наличие результата, имеющего личностную значимость для ученика. Природа наградила каждого ребенка потребностью в активном освоении окружающего мира. Практическая значимость таких работ заключается в повышении личной потребности ребенка в самосовершенствовании во всех видах жизнедеятельности, что обеспечивает его успешную адаптацию к требованиям современной жизни.

Учебный проект – это самостоятельное, развёрнутое решение учеником, или группой учеников какой-либо проблемы научно-исследовательского, творческого или практического характера.

Этапы в создании проектов.

  1. Выбор проблемы.
  2. Постановка целей.
  3. Постановка задач (подцелей).
  4. Информационная подготовка.
  5. Образование творческих групп. (по желанию)
  6. Внутригрупповая или индивидуальная работа.
  7. Внутригрупповая дискуссия.
  8. Общественная презентация.

Сейчас накануне 2012 года с экранов телевизоров и страниц газет идёт поток информации, который можно объединить темой: “Планета Земля на краю гибели. Миф или реальность?”. Поэтому ученица 10 класса заинтересовалась, какие факторы влияют на жизнедеятельность планеты и как оцениваются эти характеристики. Свою работу (монопроект) она оформила в виде презентации (Приложение 2.) К сожалению, ограниченность объёма публикации не даёт опубликовать её полностью, но прилагаю текст, её полного выступления. (Приложение 3.)

Литература.

  1. Новые педагогические технологии / Под ред. Е.С. Полат – М., 1999 г.
  2. Земля. Настоящая жизнь планеты. Иэн Стюарт, Джон Линч. Эксмо. М. 2009 г.
  3. Энциклопедия для детей. Космонавтика. Авата. 2005 г.
Поделиться страницей:

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

Метод проектов в начальной школе

Разделы: Администрирование школы

Все люди одинаково успешно могут овладеть необходимыми областями знаний. Дело не в способностях, а в организации обучения.Сеймур Пейпурт.

Существует заблуждение о неэффективности использования метода проектов в начальной школе, что дети ещё слишком малы, и говорить о полноценной проектной деятельности не приходится. Конечно, проекты представленные учениками младших классов не такие большие и информационно насыщенные как у учеников старших классов, но даже они могут считаться проектами. С первого класса необходимо приучать ребенка к самостоятельной поисково-творческой деятельности. Научить детей мыслить, организовывать правильно свою работу и принимать решения в конкретных ситуациях, несомненно, помогает в работе учителя начальных классов метод проектов.

Потребность в действии сильнейшая у современных детей. Исследовать, изучать и создавать. К этому в конечном итоге, стремится каждый ребенок младшего школьного возраста

Технология проектирования – это одна из личностно – ориентированных технологий, в основе которой, лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления.

Младший школьный возраст является начальным этапом вхождения в проектную деятельность. Проектная деятельность соответствует целям и задачам современного образования, среди которых можно назвать подготовку школьников к познанию объективных законов природы и общества через самостоятельное конструирование и решение проблем в виде своеобразных проектов по различным направлениям.

Главными целями введения проектной технологии в начальную школу являются:

  1. Развитие интереса к предмету;
  2. Приобретение исследовательского опыта;
  3. Развитие умения творчески оформлять информацию и доносить до заинтересованной аудитории;
  4. Развитие умения работать самостоятельно, в парах, в группах и т.д.;
  5. Получение дополнительных знаний по теме;
  6. Развитие навыков монологической речи (по заданным образцам).

Типы проектов существуют самые разные. Разумеется, чаще всего приходится иметь дело со смешанными типами проектов, в которых имеются признаки исследовательских и творческих проектов. Каждый проект имеет тот или иной вид координации, сроки исполнения, этапность, количество участников и т.д.

Первое с чем сталкиваются педагоги, это определение, отбор темы. Как возникает сама идея проекта? Иногда проект рождается в ходе учебной работы, происходит понимание, что без проекта не обойтись. Иногда темы проекта предлагают сами дети, родители, часто темы проекта вытекают из предметного содержания и интеграции несколько предметов (окружающий мир, изобразительное искусство, математика, технология, русский язык). В процессе работы над проектом возникают идеи конечного продукта.

Организация проектной деятельности в начальных классах специфична и требует соблюдения некоторых условий.

  1. «Исходи из ребёнка» - проекты должны быть посильны ребёнку. Чем меньше ребёнок – тем проще проект.
  2. Максимально возможное дидактическое, информационное и материальное обеспечение проектной деятельности прямо в школе.

Детям младшего школьного возраста необходима помощь взрослого на всех этапах работы над проектом. Правильно организованная подготовка проекта должна превратиться в интересную игру.

В проектной технологии чаще всего используются долгосрочные проекты. Но, затягивание времени может привести к потере интереса младшего школьника к работе, неудачному результату, незаконченному проекту и просто в дальнейшем нежеланию участвовать в каких – либо проектах. Поэтому из-за отсутствия у детей 7-9 лет способностей к долговременной работе в одном направлении, выполнять проекты необходимо «на одном дыхании».

Мини – проекты, как никакие другие соответствуют требованиям к организации проектной деятельности в начальных классах.

Известно, что проект – это пять П.

Проблема – Планирование – Поиск информации – Продукт – Презентация.

Этапы работы над мини – проектом в режиме проектного обучения соответствуют этим принципам «Пяти П».

Можно выделить некоторые этапы работы над мини-проектом.

  1. Мотивационный.
  2. Планирующий.
  3. Информационно-операционный.
  4. Рефлексивно-оценочный.

Мини – проекты могут быть как персональными, так и групповыми.

Преимущества персональных проектов: Преимущества групповых проектов:
1. план работы над проектом может быть выстроен и отслежен с максимальной точностью, 1. в проектной группе формируются навыки сотрудничества,
2. у учащегося формируется чувство ответственности 2. проект может быть выполнен наиболее глубоко и разносторонне,
3. учащийся приобретает опыт на всех без исключения этапах выполнения проекта, 3. на каждом этапе работы, как правило, есть свой ситуационный лидер; каждый, в зависимости от своих сильных сторон, включается в работу на определенном этапе,
4. формирование у учащегося важнейших ОУН (исследовательских, презентационных, оценочных) - вполне управляемый процесс. 4. в рамках проектной группы могут быть образованы подгруппы, предлагающие различные пути решения проблемы, идеи, гипотезы, точки зрения; элемент соревновательности повышает мотивацию.

Механизмы взаимодействия в группах могут быть разнообразными.

  1. ролевое
  2. эстафетное
  3. диалогическое
  4. конвейерное
  5. через пары сменного состава

Формы продуктов проектной деятельности

  1. Анализ данных социологического опроса
  2. Сравнительно-сопоставительный анализ
  3. Атлас, карта, учебное пособие
  4. Выставка
  5. Газета, журнал, справочник
  6. Модель, коллекция
  7. Игра, поход, экскурсия
  8. Постановка, мини-театр

Виды презентаций проектов.

  1. Деловая игра
  2. Демонстрация продукта
  3. Инсценировка-диалог литературных героев
  4. Игра с классом
  5. Доклад
  6. Реклама
  7. Ролевая игра
  8. Спектакль
  9. Соревнование

Как же оцениваются мини-проекты?

Критерии оценивания мини-проекта в начальных классах должны быть просты.

  1. Выполнение принятых этапов, законченность
  2. Качество изделия, его оригинальность
  3. Полнота раскрытия темы проекта

При организации проектной деятельности могут возникнуть и некоторые трудности:

  1. Мониторинг. Необходимо знать, что ученик делает в период выполнения проектного задания. Но с другой стороны, - проект это возможность школьнику выразить свои собственные идеи. Желательно, чтобы контроль не был слишком строгим и навязчивым.
  2. Личностные проблемы. Учитель может столкнуться с трудностями связанными с личностью ученика, такими, как отсутствие интереса или мотивации, трудности межличностного общения.

Да, организовать в начальной школе такой сложный вид деятельности, как выполнение проекта задача не простая, требующая от учителя сил, значительного времени, энтузиазма. Но грамотно организованная проектная деятельность в полной мере позволяет оправдывать эти затраты и даёт ощутимый педагогический эффект, связанный прежде всего с личностным развитием ребёнка.

Первый год учителя нашей школы работали над учебными проектами в 1 классе. По каждому проекту мы публично проводим защиту в школе на уроках или на внеклассных мероприятиях.

Например, в 1 классе в рамках темы по окружающему миру «Моя семья», «Моя малая Родина», «Моя школа. Мой класс» ученики представили учебные проекты.

Во время работы над проектом «Моя семья» учителя столкнулись с проблемой: дети не знают своих предков дальше бабушек – дедушек, а некоторые не знали и их («давно умерли»). Актуальность данной темы не вызвала сомнения. Проблема изучения истории своей семьи в современной ситуации является одной из самых значимых. Поэтому возникла потребность в изучении данной темы более подробно.

В детском понимании не до конца сложились определения таких понятий, как «семья», «род», «предок», «традиции и устои семьи», поэтому мы решили восполнить этот пробел в знаниях детей.

Исследование включало в себя несколько этапов:

  1. Был проведен классный час «История возникновения фамилий». Тематика классного часа заинтересовала ребят, всем захотелось узнать, что означает их фамилия и каково ее происхождение. Дети обратились за помощью к родителям. Родители живо откликнулись на их просьбу.
  2. С целью дальнейшего развития интереса к истории семьи, семейным традициям, а так же с целью сплочения классного коллектива учащихся и родителей решили подготовить семейный праздник « Все о семье».
  3. Параллельно детям было предложено нарисовать рисунки.
  4. Завершающим этапом проектной деятельности являлась презентация проекта, где дети рассказывали о своей семье и её традициях.

Работа над проектом способствовала активному сотрудничеству с семьей, установлению партнерских отношений, сплочению классного коллектива, коллектива учащихся и родителей, сплочению семей. Дети осознали значимость своей работы, расширили свой кругозор. У них развился интерес к истории семьи, семейным традициям, появилась гордость за своих предков, желание быть не хуже, ответственность перед ними, чувство любви и уважения к родителям. Кроме того, дети в классе стали более дружными и получили навыки бесконфликтного общения.

В чём же заключаются несомненные плюсы мини – проектов?

  1. создаёт ситуацию успеха;
  2. ориентирует на быстрый практический результат;
  3. учит эффективно распределять время и экономно его использовать;
  4. быстро ориентироваться в ситуации;
  5. строить новые отношения в сотрудничестве;
  6. проявить свои организаторские способности.
  7. уроки-проекты дают возможность снять перегрузки с младших школьников. Интересная работа, какой является проектная деятельность, не вызывает напряжения и спада мыслительных процессов детей, а значит проекты можно считать здоровьесберегающими технологиями.
  8. осуществляется преемственность.

В среднем звене дети уже готовы для выполнения более сложных и долговременных проектов.

В результате применения технологии мини-проектов у учащихся младших классов формируются следующие умения:

  1. Поисковые (исследовательские).
  2. Работа в сотрудничестве.
  3. Коллективного планирования.
  4. Менеджерские навыки.
  5. Коммуникативные.
  6. Презентационные.

Литература.

  1. Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении. – М., 2005.
  2. Пахомова Н.Ю. Учебный проект: его возможности. //Учитель. – 2000.,№4.
  3. Пахомова Н.Ю. Проектное обучение –что это? Из опыта метод. работы. Дайджест журнала“Методист”./ Сост. Пахомова. Науч. Ред.Э.М.Никишин. – М.: АМК и ПРО, 2004.
  4. Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. – М., 1998.
  5. Постникова Е. Метод проектов как один из путей повышения компетенции школьника. //Сельская школа. – 2004. - №2.
  6. Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся. – М., 2005.
  7. Сиденко А.С. Метод проектов: история и практика применения. //Завуч. – 2003. - №6.
  8. Чечель И.Д. Метод проектов или попытка избавить учителя от обязанностей всезнающего оракула. //Директор школы. – 1998. - №3.

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

проектная деятельность | интернет проект BeginnerSchool.ru

 

С этой статьи мы открываем новую рубрику «Проекты», где будут публиковаться статьи на темы, по которым пишут проекты наши дети.

Но сначала поговорим о том, что же это такое «проекты в начальной школе». Проектная деятельность в начальной школе это одно из разнообразных направлений новых педагогических технологий. Проще говоря, для повышения качества знаний учащихся учителя должны мотивировать детей получать знания не только на уроках, но и ещё вести самостоятельные исследования.

В разных школах работать над проектами дети начинают в разное время. Где-то дети готовят первые проекты, уже начиная с первого класса, в других школах со второго, а иногда и с третьего. Но, когда бы дети ни начали заниматься проектно – исследовательской деятельностью, преподаватель должен хорошо подготовить детей к этому новому виду обучения. Новому не только для детей, но и для родителей, которые сами не всегда понимают, что требуют от их детей.

Тема проекта

Давайте разберем, как выбирается тема проекта, а также этапы выполнения такого задания.

Проекты могут быть индивидуальными, то есть выполняемые одним учащимся, парными – выполняемыми в паре, групповыми или коллективными. Могут проводиться на уроке или во внеурочное время. По темам проекты делятся на монопроекты – проекты, выполняемые в рамках одного предмета, межпредметные – проекты, темы которых охватывают несколько учебных предметов, и свободные – то есть тема проекта выходит за рамки школьного обучения.

Тема проекта обязательно должна заинтересовать ребенка. Навязанная тема только отобьет охоту целенаправленно и хорошо выполнить задание. Также, тема должна быть необычной – оригинальной и не сложной.

Подготовить проект ребенок, особенно в первом классе, сам не сможет, но должен активно участвовать, поэтому проект должен выполняться быстро. Сосредотачиваться долго на одной теме ученик начальной школы еще не привык.

Хорошо когда преподаватель сам в процессе урока, поняв заинтересованность каждого ребенка в конкретной теме, раздаст каждому конкретное задание. Но чаще всего тему ученик должен выбирать сам. А что значит сам, в первом классе? Правильно, все ляжет на наши родительские плечи. Это мы должны отвести ребенка в библиотеку или накопать материал в интернете, оформить проект и подготовить речь защиты.

Как выбрать тему? В начальной школе это не так сложно. Берем учебник, например – «окружающий мир», и рассматриваем изучаемые темы. В некоторых учебниках, темы текущих проектов представлены. Можно подобрать тему, которая интересует самого ребенка, это будет свободная тема. Тему мы подобрали, ребенок согласовал её с учителем, что же делать дальше?

Этапы проекта

Проектная деятельность может разбиваться на три этапа:

  1. находим материал для нашего проекта – литература, интернет или другие источники;
  2. собираем из этих источников нужную информацию;
  3. оформляем проект.

 

Оформление проекта

Оформить проект можно по-разному, в некоторых школах есть определенные требования к оформлению. В первом классе, обычно не бывает определенных требований, и оформить можно на одном листе в виде фотографий, так как большинство детей еще не могут прочитать, а тем более написать текст пояснений к этим фото, а рассказать может. Чем старше класс, тем выше требования к оформлению.

Обычное, стандартное оформление «пояснительной записки» выглядит следующим образом:

На первой странице пишется название проекта, имя, фамилия, школа и класс автора проекта, а также год выполнения. Здесь же можно указать данные о руководителе проекта, если таковой имеется.

На второй странице содержание или оглавление проекта.

С третьей страницы начинаем описывать суть проекта:

Введение – постановка задачи и цель работы, краткая предыстория вопроса и отношение самого ученика к проблеме, описанной в проекте.

Далее само описание проекта, где вы детально разворачиваете проблему и либо находите решение, либо описываете, как это делают другие, опираясь на определенных авторов, цитируя различные высказывания.

Заключение – вывод, сделанный в результате исследования.

К пояснительной записке можно приложить плакаты или фотографии. Представить проект можно, также в виде презентации.

Научившись оформлять правильно проекты, у детей в дальнейшем не возникнет проблем в выполнении и оформлении рефератов и курсовых.

В дальнейшем в этой рубрике мы будем опубликовывать статьи раскрывающие различные темы проектов в начальной школе.

Вы можете выбрать различные темы для проектов, мы предлагаем вам несколько тем и статей посвященным этим темам:

Если вы хотите получать анонсы наших статей, подпишитесь на рассылку “Новости сайта”.

Понравилась статья - поделитесь с друзьями:

Подпишитесь на новости сайта:

Оставляйте пожалуйста комментарии в форме ниже

beginnerschool.ru

Проектная деятельность в начальной школе

Разделы: Начальная школа

Изменения в Российском образовании и преобразования в обществе требуют от школьного педагога нового подхода к процессу обучения. В современных условиях жизни не достаточно просто владеть набором знаний, умений и навыков, надо уметь их приобретать все в большем объеме, уметь применять их в реальной жизни, реальной ситуации.

В современном динамично развивающемся информационном обществе нужны, действительно, не столько знания, сколько умения добывать их и умение самостоятельно добытые знания применять во всевозможных ситуациях.

Становление учебно-познавательной деятельности – один из основных факторов обучения, стимулирующих развитие младших школьников.

Метод проектов – это совместная деятельность учителя и учащихся, направленная на поиск решения возникшей проблемы, проблемной ситуации.

Соотношение проблемы и практической реализации полученных результатов ее решения или рассмотрения и делает метод проектов столь привлекательным для системы образования.

Проектная и исследовательская деятельности дают возможность формировать на их основе учебно-познавательную деятельность учащихся, так как структурно эти виды деятельности сходны.

Ученическое проектирование – это процесс работы над учебным проектом, процесс достижения намеченного результата в виде конкретного «продукта» (проекта).

Ученическое проектирование становится популярной формой организации творческой активности учащихся в образовательных учреждениях различного уровня. В пользу его применения педагоги находят многочисленные и самые разнообразные аргументы. Ученическое проектирование получает известность как универсальное средство решения различных проблем образования.

Включая младших школьников в проект можно сформировать у них следующие умения:

  1. Определять цель деятельности, планировать ее, выполнять действия и операции, соотносить результат деятельности и ее цель, контролировать свои действия.
  2. Выполнять мыслительные операции. Входящие в состав проектной деятельности.
  3. Проводить наблюдения. Ставить простые эксперименты, строить простые модели объектов и явлений окружающего мира.

Осуществление проекта проводится с целью воспитания детей, их гражданской позиции, их социальной ориентации и адаптации в социуме, самоутверждения.

Темы проектной деятельности необходимо четко продумывать. Предметный материал необходимо выстраивать в соответствующей логической последовательности, учебно-познавательную деятельность младших школьников проектировать так, чтобы она отражала логику научно-познавательной деятельности.

Работая над проектами, учащиеся знакомятся с разнообразием окружающего мира, получают представления о его устройстве, о способах получения знания о нем, учатся самостоятельно добывать информацию, систематизировать и обобщать ее; формируется ответственность за свою деятельность, уважительное и равноправное взаимодействие с партнерами.

Такая работа готовит младших школьников к более глубокому изучению основ наук. Следовательно, важной задачей является вооружение учащихся методами научного познания. Обучение должно строиться на основе самостоятельной деятельности, воспроизводящей основные моменты, присущие исследовательской и проектной деятельности.

В нашей школе проходила проектная неделя.

Каждый класс разрабатывал свой проект. Мы предоставляем вашему вниманию работу учеников 3 класса. Ребята создавали проект книги для детей «Грибы – часть живой природы». На его создание ушло 4 дня:

1 день. Учитель сообщает тему проекта « Грибы - часть живой природы». Предлагается создать проект книги для детей. Далее идет беседа о том, какую бы хотели дети создать книгу ,чтобы она была интересна для ребят(оформление, содержание).Учащиеся получают индивидуальное задание – подобрать и принести материал о любом виде гриба и продумать оформление своего будущего сообщения.

2 день. Учащиеся обмениваются найденной информацией. Обсуждается разнообразие мира грибов. Далее каждый ученик занимается оформлением своего сообщения. После выполнения работы ученики разбиваются на группы. Каждая группа будет выполнять определенную работу по оформлению проекта книги. Учитель должен учитывать желания детей и их возможности. У нас получились 4 группы:

1. Оформление книги. 2. Написание вводной статьи. 3. Составить и написать правила для грибников. 4 . Продумывание формы презентации проекта в заключительный (5 ) день.

3 день. Обсуждение предложений в группах, выполнение групповой работы. Учитель контролирует деятельность каждой группы, направляет работу в нужное русло, помогает решать спорные вопросы.

4 день. Отчет каждой группы о проделанной работе. Представление и обсуждение всем классом. Объединение работ в единое целое-проект книги для детей «Грибы – часть живой природы», утверждение проекта в классе. Учитель подводит итог о проделанной работе групп, оценивает работу каждого ученика.

В заключительный день проектной недели проходит презентация проектов среди учащихся начальной школы. Каждый класс должен представить свой проект, желательно использовать разные интересные формы презентации . Это может быть сценка, стихотворение, песня и другие формы. После презентации проектов каждого класса, подводится итог о проведении проектной недели в начальной школе.

В задачи проектной недели входит не только создание проекта по определенной теме, но и продумать презентацию своего проекта, суметь заинтересовать слушателей, привлечь их внимание к своему проекту.

Четвертая группа занималась продумыванием презентации нашего проекта. Рассмотрев разные предложения, было решено попробовать представить проект в стихотворной форме. Сначала было трудно, тогда на помощь пришли строчки из стихотворения Маяковского «Что такое хорошо? Что такое плохо?». Мы переделали начало стихотворения, а дальше, с помощью других учеников класса, предложения стали складываться в четверостишья. У нас получилось свое стихотворение – презентации.

Презентация

1.

Наш учитель в класс вошел И спросил лукаво: – Что мы знаем про грибы? – Для чего они нужны?

2.

Если гриб растет в лесу, Если он съедобный, Каждый знает, что его Можно положить в ведро. И, придя, домой, Вместе сварим суп грибной.

3.

В красной шляпке с белой ножкой Мухомор растет в кусточке Только ты его не рви, Для лося прибереги.

4.

Если животных изучают биологи, А растения-ботаники, То для грибов нашлись микологи, Изучающие их разнообразие.

5.

Но в природе есть грибы Разной формы, разноцветны, А иные не видны. Так зачем они нужны?

А) Гриб полезен, очень важен. Во Вьетнаме, например, с помощью плесневых грибов готовят соевые соусы.

Б)В медицине применяется пенициллин – полученный благодаря грибу -пенициллу.

В)Некоторые грибы помогают бороться с насекомыми.

Г) Грибы – дрожжи применяются в хлебопечении.

6.

Но не все грибы Так уж хороши. И, конечно, надо знать Какой вред от них нам ждать.

7.

Может гриб навредить в саду. Может книге навредить, Погубить растение, Из-за невнимания Вызвать у человека заболевание.

8.

Выступали мы не долго, Не хотим вас утомлять. Всех грибов не перечислишь, Лучше взять и прочитать. Ведь грибы по всюду с нами. Надо их беречь и изучать.

9.

Скажем вам мы по секрету, Не легко нам всем пришлось. Много книг мы прочитали, О грибах узнали мы. Вы возьмите посмотрите, Не пожалеете и вы.

Книга состоит из следующих разделов.

Вводная статья

Встреча с грибами у нас начинается еще весной, когда среди прошлогодней травы появляются строчки и сморчки, ну а уж лето – пора настоящей грибной охоты. Белые, подосиновики, рыжики…. Этот перечень можно продолжать долго, но попробуйте ответить на вопрос: сколько всего существует видов грибов? Оказывается, насчитывают около ста тысячи различных видов, но многих из них не возможно увидеть невооруженным глазом.

Грибы – удивительные создания, ведь их нельзя назвать ни растениями, ни животными. Они образуют особое самостоятельное царство и занимают промежуточное положение между животными и растениями.

Изучают грибы микологи. Они–то и установили, что наиважнейшими признаками грибов является то, что свойственно по отдельности животному и растительному царствам.

Грибы растут по всюду, но чаще всего на земле, лесной подстилке, на гниющей или живой древесине. Реже они встречаются на мусорной или навозной кучах и на месте пожарищ.

Для роста грибов нужна соответствующая температура и влажность. Наблюдения показывает, что гриб хорошо растет при безветренной тихой погоде, свет для них не так важен.

Тело грибов или грибниц, находясь в почве или в другой питательной среде, разрастается во всех направлениях. Продолжительность жизни грибов различна от одного года до нескольких десятилетий.

В природе грибы выполняют важнейшую функцию: устраняют остатки отмерших животных, растений. Это способствует круговороту веществ в природе.

Человек использует полезные свойства грибов в различных областях промышленности. В пищевой промышленности используют дрожжевые грибки и плесени. В медицине из некоторых грибов изготовляют антибиотики.

Человек с незапамятных времен Начал собирать грибы, что приносит ему удовольствие и радость. А также доставляет ему на стол вкусный и питательный продукт.

К сожалению грибы являются не только источником радости, но и печали. Многие виды грибов – паразитов причиняют вред культурным растениям в сельском и лесном хозяйстве, уничтожают древесину на складах, шахтах, строительных работах. Различные виды уничтожают уникальные произведения искусства, например, картины, деревянную резьбу, книги. Большие неприятности доставляют людям и животным различные кожные заболевания. Некоторые виды ядовитых грибов вызывают отравления Образованный человек должен уметь отличать съедобный гриб от ядовитого.

Многообразная жизнь грибов и их функции необходимы на Земле, хотя человеку они приносят и пользу и вред.

Человек как хороший хозяин должен научиться использовать их полезные свойства и избегать вреда, который они могут причинить.

2. Строение гриба и его грибница.

С помощью рисунка ребята показали все части гриба и его грибницу.

3. Правила грибника.

  • В лес за грибами нужно идти в удобной одежде и обуви – прогулка должна доставлять вам удовольствие.
  • Собирайте только те грибы, которые хорошо вам известны. Если возникают сомнения, посоветуйтесь со специалистами. А если специалиста рядом нет, не берите сомнительный гриб.
  • Нельзя собирать грибы в городе, и за городом вдоль шоссейных дорог.
  • Не берите старые перезревшие грибы. Даже в съедобных боровиках, подберезовиках могут размножаться ядовитые для человека микроорганизмы.
  • Не кладите свою «добычу» в полиэтиленовые пакеты! Грибы в них мнутся и ломаются. Кроме того, температура внутри пакета бывает настолько высокой, что грибы «задыхаются и портятся».
  • Перерабатывать грибы нужно сразу же, как вернетесь домой из леса. Иначе за несколько часов грибы успеют зачервиветь.
  • Грибы лучше срезать ножом. Но можно и аккуратно выкручивать из земли. Главное не ворошить, не разгребать под «корешком» мох, сухие листья, хвою, не разрушать грибницу.
  • Мухоморы и поганки не сшибайте, не топчите ногами.

4. Виды грибов.

В данном разделе помещены творческие работы учеников. Сообщения о разных видах грибов.

5. Грибы в народной мудрости.

В этом разделе помещены также творческие работы детей, но уже пословицы, поговорки, загадки, стихи, приговорки и народные рецепта о грибах.

Конечно, большая работа проводиться учителем. Необходимо заранее выбрать тему проекта, продумать цели и задачи, которые будут поставлены перед учениками, необходимо заинтересовать ребят проектом. Заранее учитель должен продумать кто из ребят чем будет заниматься, учитывая их желания. Сам учитель должен подобрать необходимый материал по теме проекта. Задача учителя не просто давать задания и оценивать их выполнение, а умело подводить ребят к поставленной цели, помогать выбирать нужные сведения из общего потока информации.

Учителю проектного обучения нужно овладеть методическими приемами, освоить технические средства, но самое главное, работать над собой, чтобы изменить подходы и принципы педагогической деятельности в направлении субъект-субъектного взаимодействия и сотрудничества в проектной деятельности не только в школе, но и в рамках сообщества учителей-единомышленников.

Основываясь на собственном опыте, хотим сказать, что такая работа благоприятствует развитию познавательных способностей детей, умению самостоятельно находить материал по теме, обрабатывать его, повышает интерес к учебной деятельности.

Работы детей

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

Использование проектной технологии в школе

Разделы: Химия, Биология, Общепедагогические технологии, Экология

Метод проектов не является принципиально новым в мировой педагогике. Он был предложен и разработан в 20–е годы прошлого века американским философом и педагогом Дж. Дьюи, его учеником В.Х. Килпатриком и основывался на гуманистических идеях в философии и образовании.

В России идеи проектного обучения практически возникли в то же время. Уже в 1905 г. Русский педагог С.Т. Шацкий возглавил небольшую группу коллег, пытавшихся активно использовать проектные методы в практике преподавания. В 1931 г. Постановлением ЦК ВКП(б) метод проектов был осужден, а использование его в работе учителя запрещено.

В настоящее время, когда в нашей стране возникла необходимость в качественно новых характеристиках образовательных систем, метод проектов снова востребован и популярен.

Используя проектную технологию в своей работе, приоритетным ставлю процесс познания, для того, чтобы подготовить ученика, способного гибко адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях, самостоятельно приобретать необходимые знания, умело применять их на практике для решения возникающих проблем.

При использовании проектной технологии ставлю перед собой следующие задачи:

  • развитие познавательных умений и навыков учащихся;
  • умение ориентироваться в информационном пространстве;
  • самостоятельно конструировать свои знания;
  • интегрировать знания из различных областей наук;
  • критически мыслить.
  • Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся (индивидуальную, парную, групповую), которую они выполняют в отведенное для этой работы время (от нескольких минут урока до нескольких недель, а иногда и месяцев).

    Чаще всего тематика проектов определяется практической значимостью вопроса, его актуальностью, а также возможностью его решения при привлечении знаний учащихся из разных областей, изучаемых в школе наук.

    Проектная технология предполагает:

    • наличие проблемы, требующей интегрированных знаний и исследовательского поиска ее решения; • практическую, теоретическую, познавательную значимость предполагаемых результатов; • самостоятельную деятельность ученика; • структурирование содержательной части проекта с указанием поэтапных результатов; • использование исследовательских методов, т.е. определение проблемы, вытекающих из нее задач исследования, выдвижения гипотезы их решения. Обсуждение методов исследования, оформление конечных результатов. Анализ полученных данных, подведение итогов, корректировка, выводы.

    Использование проектной технологии предусматривает хорошо продуманное, обоснованное сочетание методов, форм и средств обучения.

    Для этого учитель должен:

    • владеть всем арсеналом исследовательских, поисковых методов, умением организовать исследовательскую работу учащихся; • уметь организовать и проводить дискуссии, не навязывая свою точку зрения; • направлять учащихся на поиск решения поставленной проблемы; • уметь интегрировать знания из различных областей для решения проблематики выбранных проектов.

    При использовании проектной технологии каждый ученик:

    • учится приобретать знания самостоятельно и использовать их для решения новых познавательных и практических задач; • приобретает коммуникативные навыки и умения; • овладевает практическими умениями исследовательской работы: собирает необходимую информацию, учится анализировать факты, делает выводы и заключения.

    Обычно каждый проект есть результат скоординированных совместных действий учителя и ученика, т. к.

    • учитель помогает ученикам в поиске источников; • сам является источником информации; • координирует весь процесс; • поддерживает и поощряет учеников; • поддерживает непрерывную обратную связь.

    Использование проектной технологии в работе требует от учителя серьезной подготовительной работы.

    Этапы работы над проектом.

    Содержание работы на этапе Деятельность учащихся Деятельность учителя

    Подготовительный этап

    а) выбор темы и целей проекта (через проблемную ситуацию, беседу, анкетирование и т.д.)

    б) определение количества участников проекта, состава группы

    Обсуждают тему с учителем и получают при необходимости дополнительную информацию, устанавливают цели Знакомит с сутью проектной технологии и мотивирует учащихся. Помогает в постановке целей

    Планирование работы

    а) определение источников информации

    б) планирование способов сбора и анализа информации

    в) планирование итогового

    продукта (формы представления результата)

    Продукт:

    – отчет (устный,

    письменный, устный с демонстрацией материалов)

    – издание сборника, фильма, макета – организация конференции и т.д.

    г) установление процедур и критериев оценки процесса работы, результатов

    д) распределение обязанностей среди членов команды

    Вырабатывают план действий.

    Формулируют задачи.

    Предлагает идеи,  высказывает предположения, определяет сроки работы (поэтапно)

    Исследовательская деятельность

    Сбор информации, решение промежуточных задач.

    Основные формы работы:

    интервью, опросы, наблюдения, изучение литературных источников, исторического материала, памятников. Организация экскурсий, экспериментов, экспедиций и т.д.

    Проводят исследования, решая промежуточные задачи Наблюдает, советует, косвенно руководит деятельностью, организует и координирует в случае необходимости отдельные этапы проекта.

    Результаты или выводы

    Анализ информации. Формулировка выводов. Оформление результата Анализируют информацию. Оформляют результаты. Наблюдает, советует

    Представление готового продукта

    Представление разнообразных форм результата работы. Отчитываются, полемизируют, отстаивают свою точку зрения, делают окончательные выводы. Слушает, задает вопросы в роли рядового участника.

    Оценка процесса и результатов работы

      Участвуют в оценке путем коллективного обсуждения и самооценок. Оценивает усилия учащихся,  креативность мышления, качество использования источников, потенциал продолжения работы по выбранному направлению, качество отчета.

    Технология проекта – одно из перспективных направлений в деятельности школы, кроме того, это увлекательное и интересное занятие и для учащихся, и для учителя.

    И поэтому необходимо понимать, что, решая вести такую работу в школе учитель, в первую очередь, доложен поставить перед собой ряд вопросов практического характера:

    • Что такое “проект” и насколько эта деятельность будет интересной моим ученикам? • Как правильно организовать деятельность учеников? • Какую пользу принесут исследования и совместная работа над проектом моим ученикам?

    С информационным проектом “Химия и здоровье человека” с учениками 9 класса я приняла участие в окружной панораме “Мысли и дела”.

    Проект направлен на сбор информации о воздействии химического фактора на окружающую среду и здоровье человека, анализ этой проблемы и обобщение фактов, собранных по этой теме.

    Актуальность этой проблемы состоит в том, что сохранение здоровья человека находится в прямой зависимости от состояния окружающей среды. Поэтому, проект вызвал интерес, творческий поиск, жаркие споры – каждому нашлось дело по душе. Работа над проектом показала, что нет “неуспевающих” детей.

    Цель этого проекта:

    • изучить воздействие химического фактора на окружающую среду и здоровье человека;
    • установить причинно–следственные связи между воздействием исследуемых факторов и состоянием здоровья отдельного человека;
    • изучение научных основ гигиенического нормирования факторов окружающей среды – установление предельно допустимых концентраций химических веществ;
    • расширение и углубление токсикологической характеристики вредных химических факторов производственной среды;
    • воспитание активной жизненной позиции, негативного отношения к приспособленчеству, к пессимизму.

    Проектное обучение активизирует истинное учение учеников, т.к. оно личностно–ориентировано, позволяет учиться на собственном опыте и опыте других в конкретном деле, приносит удовлетворение ученикам, видящим результаты своего собственного труда.

    В этом году наша школа участвует в мониторинге окружающей среды в рамках проекта “Образование и устойчивое развитие в школе”. Каждую неделю ученики 9–11 классов под моим руководством исследуют химический состав воды в Москва–реке и реке Лихоборка по определенной методике.

    Проектное обучение – полезная альтернатива классно–урочной системе, но оно отнюдь не должно вытеснять ее, т.к. его следует использовать как дополнение к другим видам обучения.

    xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai