iFixit сняли на видео работу механизма тактильного отклика Taptic Engine в iPhone 6s. Что такое тактильный отклик


iFixit сняли на видео работу механизма тактильного отклика Taptic Engine в iPhone 6s

Задолго до анонса iPhone 6s ходили слухи о том, что помимо модуля 3D Touch Apple планирует интегрировать в смартфон датчик Taptic Engine. Технология тактильного отклика представляет собой систему с приводом линейного перемещения. Привычного вибромотора в iPhone больше нет. Благодаря особому механизму внутри корпуса, гаджет словно касается пользователя в ответ.

Механизм Taptic Engine изначально разрабатывался с прицелом на Apple Watch. Инженерам пришлось потрудиться над тем, чтобы обеспечить комфортный уровень тактильной отдачи для дисплея Force Touch. Датчик способен напомнить о себе пользователю лишь одним колебанием, тогда как обычному вибромотору необходимо совершить около десяти.

Apple следующим образом описывает «совершенно новую технологию Taptic Engine»:

«iPhone 6s мгновенно реагирует на каждый жест не только выполнением соответствующих действий на дисплее, но и лёгким откликом от привода Taptic Engine. Сила реакции отвечает силе нажатия на дисплей, поэтому вы точно знаете, что делаете и какой будет результат».

Специалисты iFixit, разобрав iPhone 6s, выяснили, что в новых смартфонах механизм прибавляет к весу устройства целых 15 г, что довольно ощутимо.

«Taptic Engine занимает большую часть пространства под батареей, вследствие чего иного выхода, кроме как уменьшить емкость аккумулятора, у Apple не осталось».

Используя рентгеновские лучи, iFixit продемонстрировали работу вибромотора «нового поколения»:

Как мы можем видеть, модуль Taptic Engine скрыт под алюминиевым кожухом, в который встроено несколько пружин.

«На самом деле, черный цвет механизма на изображении обусловлен не попыткой выделить его в видеоредакторе. Некоторые компоненты попросту абсорбируют излучение. Подобное происходит в том случае, если в конструкции используются магниты, – рассказали в iFixit. – Должны заметить, что внедрение модуля Taptic Engine никак не повлияло на ремонтопригодность iPhone 6s. Смартфоны от Apple по этому показателю заработали 7 из 10 баллов».

В свою очередь, iPad Air 2 и iPad mini 4 с треском провалили это «испытание», заработав лишь 2 балла из 10.

И все-таки, зачем понадобился Taptic Engine? Как уже упоминалось выше, датчик работает в тандеме с модулем смартфона 3D Touch, являющийся дальнейшим развитием технологии Force Touch. По сути, он обеспечивает обратную связь с пользователем. Согласитесь, гораздо удобнее тактильно ощутить отклик на прикосновение, чем гадать, сработало «усиленное» нажатие или нет.

Благодаря новому механизму, пользователь всегда будет знать, какое действие совершается в данный момент: вызов контекстного меню или предварительный просмотр. Функция призвана помочь пользователям быстрее освоить 3D Touch и новые возможности iPhone 6s.

Следите за новостями Apple в нашем Telegram-канале, а также в приложении MacDigger на iOS.

Присоединяйтесь к нам в Twitter, ВКонтакте, Facebook, Google+ или через RSS, чтобы быть в курсе последних новостей из мира Apple, Microsoft и Google.

Поделись этой статьей с друзьями

www.macdigger.ru

Технологию тактильного отклика Taptic Engine назвали главным преимуществом Apple Watch

Система ненавязчивых уведомлений Apple Watch – важнейшее преимущество «умных» часов Apple перед другими устройствами, считает главный редактор iMore Рене Ричи. Благодаря инновационной технологии Taptic Engine, носимое устройство оповещает о входящих сообщениях абсолютно незаметно для окружающих.

Часы Apple в отличие от аналогов располагают не стандартным вибромотором, а особым приводом линейного перемещения Taptic Engine, который обеспечивает тактильный отклик. Другими словами, гаджет как бы касается запястья человека.

«Как работают уведомления на Apple Watch: при поступлении нового сообщения Taptic Engine буквально касается запястья вашей руки. Здесь нет никаких громкий вибраций, привлекающих внимание окружающих – лишь легкое, но хорошо уловимое касание».

Технология Taptic Engine задействована во всех стандартных приложениях. Когда пользователь получает уведомление, поворачивает колесо Digital Crown или нажимает на дисплей, он ощущает тактильный контакт — разный для каждого типа действия.

Механизм Taptic Engine сигнализирует таким образом о каких-либо событиях. Характер прикосновений может настолько отличаться, что человек способен распознавать разные типы сигнала. К примеру, приложение «Карты» может отправлять владельцу часов уведомления о том, куда надо повернуть в тот или иной момент. При этом сигналы для поворота влево-вправо будут разными.

Другое преимущество Apple Watch, по мнению Ричи, заключается в том, что часы не показывают текст сообщения сразу. По замыслу Apple, это позволяет сохранить приватность пользователя.

Сами Apple гордятся технологией Digital Crown — способом прокрутки, масштабирования и навигации. Цифровую коронку, «крутилку», в Купертино называют наиболее революционным способом навигации со времён колеса Click Wheel на iPod и технологии мульти-тач на iPhone. Apple Watch позволяет взаимодействовать с электронным устройством новыми способами прямо с запястья, в том числе отправлять и получать сообщения, отвечать на приходящие на iPhone звонки и т.д. При нажатии Digital Crown выступает в роли кнопки Home.

Не так давно главный дизайнер Apple Джонатан Айв рассказал о функции мягкого пробуждения в Apple Watch, которой он очень гордится.

Следите за новостями Apple в нашем Telegram-канале, а также в приложении MacDigger на iOS.

Присоединяйтесь к нам в Twitter, ВКонтакте, Facebook, Google+ или через RSS, чтобы быть в курсе последних новостей из мира Apple, Microsoft и Google.

Поделись этой статьей с друзьями

www.macdigger.ru

Технология Force Touch и Taptic Engine

Привет, друзья. Этой статьей я открываю целую серию маленьких публикаций, в которых буду рассказывать о новых терминах, с которыми вы рано или поздно сталкиваетесь во время общения с гаджетами Apple.Эту серию Я решил назвать просто — A-Z СЛОВАРЬ. Ведь это действительно не что иное как толковый словарь, где вы сможете узнать больше о слове (или сочетании слов), смысл которого вам не понятен.

Итак, сегодня мы выясним что же такое Force Touch…

Что такое Force Touch?

Force Touch — (от англ. «Касание с нажимом«) это способность сенсорных поверхностей распознавать силу нажатия на эту поверхность. Нажав на сенсорную панель сильнее обычного можно вызывать различные функции (в зависимости от приложения). Таким образом компания Apple внедрила в жизнь очередную технологию будущего и снабдила управление сенсорными экранами и трекпадами третьим измерением.

Впервые технология Force Touch была применена в MacBook Pro 13″ в 2015 году. Чуть позже появились часы Apple Watch, также способные различать силу нажатия на экран. Давайте подробнее рассмотрим каждое из этих устройств и узнаем как-же это работает.

Force Touch теркпад в MacBook

Обновленный трекпад MacBook с поддержкой Force Touch хоть и выглядит как и прежде, но внутри имеет совершенно другую конструкцию. Предыдущая версия трекпада представляла собой механическую качель с шарниром в верхней грани. Теперь это неподвижная панель под которой находятся четыре датчика усилия и привод тактильного отклика Taptic Engine.

Как же работает Force Touch трекпад? На самом деле все очень просто. Вы нажимаете на стеклянную поверхность в любой точке, пытаясь сделать обычный клик, датчики усилия считывают силу с которой вы давите и MacBook выполняет определенное действие (опять же в зависимости от силы нажатия). Одновременно с этим срабатывает привод тактильного отклика Taptic Engine. По сути происходит кратковременная вибрация трекпада, которая один в один напоминает привычный нам механический клик.

Датчики усилия (Force Sensors), расположенные под четырьмя углами трекпада, различают силу нажатия на сенсорную панель. Так если на трекпад нажать сильней обычного, можно вызывать специальные команды в зависимости от приложения в котором вы работаете.

Тактильный отклик — вибрация, создаваемая приводом Taptic Engine, для тактильной симуляции нажатия или клика по трекпаду. Эта симуляция дает пользователю ощущение того что клик все-такие произошел, когда на самом деле трекпад остается неподвижным.

Taptic Engine — миниатюрное устройство, состоящее из нескольких катушек с ферромагнитными сердечниками, которое закреплено с обратной стороны трекпада. Это устройство создает вибрацию, которая имитирует физическое перемещение стеклянной сенсорной панели. Благодаря наличию различных по размеру магнитных катушек, Taptic Engine умеет создавать имитацию клика, а также другие «рисунки вибрации”.

В настройках теперь можно регулировать чувствительность трекпада, т.е. выбрать усилие при котором будет выполняться обычный клик. Трекпад также может различать палец, которым вы нажимаете и автоматически подстраивать уровень чувствительности.

Ниже я привел несколько примеров того как можно использовать Force Touch трекпад.

Глубокий Клик (нажатие с усилием)

Кликните с нажатием на трекпад для отображения толкового значения слова, быстрого просмотра файла в Finder или создания нового события в Календаре (если глубоко кликнуть по дате в тексте или почтовом сообщении).

Ускоритель

Плавно нажимайте на трекпад для регулировки скорости перемотки при просмотре видео в QuickTime или же зумирования в приложении Карты.

Рисование с силой нажима на перо

Теперь Force Touch трекпад можно использовать в качестве графической таблетки. Если вы создаете скетч для отправки в приложении Mail или же подпись в приложении Просмотр (Preview), силой нажатия на трекпад теперь можно управлять толщиной линии. Ну прям как на графических таблетках Wacom!

Полный список Force Touch команд для трекпада можно найти здесь.

Технология Force Touch в Apple Watch

Apple Watch также различает силу с которой вы давите на экран, но здесь используется абсолютно другая технология. Экран часов Apple покрыт сеткой микроскопических электродов, которые способны отличить легкое прикосновение от сильного нажатия.

“Глубокое нажатие” на экран Apple Watch, открывает доступ к дополнительным элементам управления в приложениях Музыка, Календарь, Сообщения, а также позволяет менять цифровые цеферблаты, ставить на паузу или заканчивать тренировку, производить поиск в приложении Карты, и еще много чего. Практически все штатные приложения на Apple Watch поддерживают технологию Force Touch. Сторонние разработчики также могут использовать данную технологию в своих приложениях.

В недрах Apple Watch также скрывается миниатюрный привод линейного перемещения Taptic Engine. Когда на ваше устройство приходит сообщение, уведомление, вы прокручиваете боковое колесико или нажимаете на экран, вы почувствуете тактильный отклик, различимый для разного вида взаимодействия. Создается ощущение, как будто кто-то прикасается к вашему запястью. При помощи Taptic Engine пользователи Apple Watch могут обмениваться дружескими вибро-сообщениями и даже собственным сердцебиением.

Будет ли Force Touch в iPhone 6S

Компания Apple уже несколько лет вынашивает идею внедрения тактильного отклика в экраны своих iOS устройств, и вот настало время для воплощения этой идеи в iPhone. С большой вероятностью можно сказать что технология Force Touch будет применена для обновленных экранов iPhone 6S.

Возможно экраны iPhone будут определять силу нажатия совершенно по другому принципу. Измеряться будет не физическая сила нажатия, а пятно соприкосновения пальца с экраном (легкое прикосновения — маленькая область, сильное нажатие — большая область).

До презентации нового iPhone осталось каких-то 3-4 месяца. По слухам это будет разрыв башки. В следующей статье я соберу всю известную на данный момент информацию о предстоящем релизе iPhone 6S, так что подписывайтесь на нашу группу вКонтакте и на обновления через форму ниже. Дальше будет еще интересней.

Читателям также нравится:

Похожие записи:

macnoob.ru

Как работает технология Force Touch (распознавание силы нажатия)?

На презентации 9 марта Apple рассказала о Force Touch — уникальной технологии, позволяющей осуществлять взаимодействие пользователя с ноутбуком. Новый трекпад 12-дюймового MacBook распознает силу прикосновения и генерирует электромагнитный отклик. Детальное описание новой «яблочной» технологии доступно ниже.

Facebook

Twitter

Вконтакте

Google+

А зачем мне вообще знать что-то о Force Touch? MacBook приобретать не собираюсь…

Данная технология появилась так же и в смарт-часах Apple Watch и, вполне возможно, появится в iPhone 6s. Так что «привыкать» к новой технологии имеет смысл уже сегодня. Если новый MacBook — это действительно дорого, то iPhone и Watch — уже несколько другая (и более дешевая) история.

Что такое Force Touch в MacBook?

Трекпад (заменяющее мышку поле-прямоугольник в нижней части корпуса MacBook) нового типа. Строго говоря, тачпады ноутбуков Apple и сегодня удерживают звание лидера по количеству поддерживаемых мультитач-жестов. Но в Apple решили добавить к его возможностям две новые «фичи» — распознавание силы прикосновения и тактильный отклик (за него отвечает Taptic Engine).

Apple ввела сразу несколько новых терминов. Давайте разберемся в их значении.

Force Click. Новый тип клика по тачпаду. Вы нажимаете на поверхность трекпада с усилием — сильнее, чем обычно. Система распознает «силовое» прикосновение и совершает дополнительное действие (разное для разных программ). К примеру, «форс-клик» по слову выводит его значение из Wikipedia.

Актуальный список возможностей «глубокого клика» в разных программах:

— Предпросмотр веб-страниц (Safari, Mail).— Показ данных (например, адреса из электронного письма) в Картах.— Добавление в календарь дат и событий.— «Подробные сведения» (чат в Сообщениях, Напоминания, Календарь).— «Быстрый просмотр» «глубоким» кликом по значку файла, в Finder — переименование файла.— Отобразить все открытые окна программы в Dock (нажатие с усилием на её иконку).— «Умная перемотка» в QuickTime и iMovie.

Новый тачпад умён настолько, что даже может распознать, каким именно пальцем на него нажимают, и отрегулировать уровень чувствительности.

Haptic Feedback. Тактильный отклик, ощущения на физическом уровне от того, что происходит на экране. Тачпад «откликается» на прикосновения, при помощи электромагнитов симулирует несильный клик или вибрацию. Пример использования: при работе в iMovie трекпад легкой вибрацией даст знать, когда закончился клип.

С тактильным откликом вы думаете, что слышите клик и «продавливаете» трекпад… но на самом деле тачпад никуда не опускается, а по воле Taptic Engine (о нём см. ниже)… сдвигается в сторону! При выключенном компьютере стеклянная панель после нажатия лишь слегка подастся вниз (чуть заметнее — у края, практически незаметно — в центре).

Taptic Engine. Так называется «умный» вибромотор под трекпадом Force Touch. Taptic Engine отвечает за реакцию системы на прикосновения пальцев и симулирует соответствующие звуки и тактильные эффекты.

Портал iFixit уже разобрал «на винтики» MacBook Pro 2015 года с новым тачпадом. Как выяснилось, трекпад состоит из четырех катушек с ферромагнитными сердечниками (чем их больше, тем больше «ощущений» для пользователя) и специальных «датчиков усилия».

Как ощущается Force Click в реальной жизни?

Журналист портала MacWorld Эндрю Гаррисон протестировал новый MacBook Pro 2015 с Force Touch. Он отметил, что для начала, конечно, придется изменить свои привычки на уровне мускульной памяти. Но оно того стоит — «яблочная» технология позволяет сделать простой «клик» в любой точке трекпада, а не в ближайшем к пальцу углу, как на любом другом механическом трекпаде прошлого поколения.

На первый взгляд Force Touch практически неотличим от регулярного трекпада. Но если как следует разобраться с «силовым» кликом и тактильным откликом, польза будет очевидна.

Force Touch для разработчиков

Системные приложения OS X уже «понимают» Force Click. Apple открыла API Force Touch для сторонних разработчиков, так что они уже могут начинать работу по внедрению новых возможностей в свои собственные программы. Необходимые инструменты — Xcode 6.3 Beta и OS X 10.10.3, скачать их можно веб-сайта Apple для разработчиков.

Смотрите также:

yablyk.com

Что такое Force Touch? О технологии, внедренной в трэкпад Force Touch, iPhone и Apple Watch

Apple описывает Force Touch как «новейший сенсор» со времён внедрения технологии мультитач в старых лэптопах MacBook. Технология, основанная на тактильной обратной связи, известна под названием Force Touch. Она представлена не только в новом MacBook, но и внедрена в iPhone и Apple Watch.

Force Touch

Кроме обычных жестов вроде скролла, смахивания и щипка новый трэкпад обладает настраиваемой функцией, метко названной Force Touch, что значит «сила прикосновения». Его чувствительность можно настраивать, таким образом, давление, необходимое для регистрации клика, задаётся вами. Force Touch может даже определить, используете ли вы большой палец или какой-то ещё, и автоматически подстраивать уровень чувствительности.

Force sensors

Трэкпад Force Touch на самом деле не двигается при нажатии. По четырём его углам расположены «Сенсоры нажатия», которые определяют мельчайшие различия в силе давления, которую вы прикладываете, согласно заявлению Apple, предоставляя вам набор из множества функций в разных приложениях. Сенсоры нажатия не только засекают факт клика, но и двигают трэкпад с краёв по направлению к вам, имитируя движение поверхности вниз.

Виброотклик

Трэкпад Force Touch реагирует на ваши прикосновения, используя технологию тактильной обратной связи, которую можно реально ощутить. Виброотклик позволяет трекпаду воссоздавать ощущение нажатия, имитируя вибрации и другие движения, что означает, что вы можете почувствовать клик, хотя фактически трэкпад не уходит при этом вниз. Виброотклик стал возможен благодаря технологии Taptic Engine.

Taptic Engine

Taptic Engine это небольшое устройство, расположенное на задней панели трекпада. Оно имитирует движение трэкпада вниз (или отжатие предполагаемой кнопки) создавая толчки с противоположной стороны, тем самым симулируя движение и заставляя вас думать, что трэкпад физически смещается. В обычном трэкпаде ничего подобного нет, вместо этого под панелью находится трамплинный механизм, именно он щёлкает и двигает её вниз.

Вот несколько примеров использования т

wiseanswers.ru

Как отключить Force Click на трекпаде MacBook

Совсем недавно корпорация Apple представила новую уникальную технологию тактильного отклика Force Touch в новых моделях ноутбуков, а также в трекпадах. Обычное нажатие на Force Touch осталось таким же по функциональности для владельцев MacBook, однако теперь возможно и усиленное нажатие. Такое действие вызывает опцию Force Click, которая предлагает разнообразные функции — от поиска по словарю и тезаурус до перемотки видеофайлов. Такой многофункциональный диапазон действий варьируется в зависимости от разных аспектов работы OS X и приложений.

Многие пользователи Mac уже опробовали полезную  функцию Force Click, в результате чего выяснилось, что порой ее использование нежелательно, поэтому есть необходимость ее отключить.

При отключении функции Force Click трекпад будет работать в обычном режиме, только без опции усиленного нажатия.

Для этого необходимо:

  1. Запустить в меню Apple “System Preferences” («Системные настройки»)
  2. На панели “Trackpad” («Трекпад») выбрать вкладку “Point & Click” («Выбор и нажатие»)
  3. Снять галочку напротив поля “Force Click and haptic feedback” («Нажатие с усилием и тактильный отклик«). Напоминаем, что это отключит только лишь Force Click, но не Force Touch.

При отключенной опции Force Click пользователь может нажимать на трекпад с любым усилием, при этом функционал опции не будет проявляться.

Выключение данной функции актуально для новых пользователей Mac, которые раньше работали на традиционных Windows PC ноутбуках, особенно, если они привыкли использовать правую кнопку либо активно используют мышь. Также отключение оценят давние пользователи Mac, которые привыкли к обычному щелчку, как на компьютере.

Активированная функция Force Click может привести к неожиданному результату, тогда как ее отключение оставит трекпад с прежним функционалом.

Вконтакте

Facebook

Twitter

Google+

Одноклассники

Мой мир

neiphone.com

Тактильное управление: наработка опыта - Control Engineering Russia

Возрастание эффективности и роли тактильных средств управления сопровождается снижением их стоимости.

Подавляющая часть людей общается с компьютерами при помощи зрения и слуха. Однако, в некоторых случаях, самым подходящим чувством стало бы осязание. Производители в сфере компьютерных технологий признают это и расширяют использование тактильных решений.

Тактильный (от греческого слова, означающего "схватить" или "потрогать") отражает способность оборудования давать на выходе сигнал, который мы можем чувствовать, благодаря осязанию, а не видеть или слышать. Тактильный сигнал — это обычно отдача или вибрация. Насколько сильная отдача? "Маленькие аппараты выдают 3-4 ньютона [от 300 до 400 грамм], а некоторые большие — более, чем 30 Н [3 килограмма]”, — утверждает Бен Лэндон, специалист по тактильному оборудованию компании SensAble Technologies Inc.

Применение тактильных технологий

Можно выделить две основные сферы применения тактильных технологий: виртуальная реальность (в том числе игры и медицинские тренинги) и удаленное управление (или телеуправление). Хотя самой очевидной возможностью использования тактильных технологий являются компьютерные игры, аналогичные проекты существуют и в промышленности. Например, тактильные технологии предоставляют пользователям возможность потрогать и почувствовать объекты компьютерного дизайна и проектирования в системах САПР и подобных. Такие средства предоставляют обратную связь с программным приложением, в котором ведется проектирование, а полностью электронное рулевое управление и тормоза вполне реалистично реагируют на действия операторов или водителей, избавляя от массивных и сложных прямых соединений или систем с усилителями.

"Рука" Omni производства компании SensAble Technologies поддерживает позиционирование с шестью степенями свободы и силовую обратную связь

Тактильные технологии, применяемые в медицине, — это способ защитить пациента от врачебных ошибок, они обеспечивают "виртуальный" тренинг для неопытного персонала. Тактильные медицинские тренировочные системы с поражающей реалистичностью воспроизводят ощущение погружения иглы или перитонеоскопа и позволяют видеть результаты на экране, а заодно и слышать, как жалуется пациент, если что-то сделано неправильно. Такие приборы могут быть использованы для проведения стоматологических процедур и многого другого.

"Существующий сегодня процесс обучения врачей сопровождается долей риска, — считает Том Андерсон, президент компании Novint Technologies. — Во время первых 50 процедур на живом пациенте, они учатся”. В Novint есть эпидуральный и дентальный имитаторы, которые получили положительные отзывы от пользователей. Майкл Левин, вице-президент и главный менеджер по промышленным и игровым технологиям компании Immersion Corp., сообщает, что сейчас используются около 800 приборов его компании, имитирующих сосудистую систему. Они позволяют обучать студентов технике введения иглы капельницы.

Тактильные технологии также находят применение при разработке медицинских имплантатов, отмечает Боб Стейнгарт, президент и директор по производственным вопросам компании SensAble Technologies Inc. Данные компьютерного томографа поступают в виде вокселов (трехмерных объемных пикселов). Оборудование SensAble использует тот же формат. "Представьте себе человека с дыркой в черепе, — объясняет Стейнгарт. — Следует начать с модели, полученной при помощи компьютерного или магнитно-резонансного томографа. Цель — получить протез, который заполнит это отверстие. Используя нашу систему вокселов и виртуальный наполнитель — модель черепа тоже будет состоять из вокселов, — можно получить очень хорошо подогнанную синтетическую часть тела, и, главное, очень быстро. Выходные данные обычно подаются на прибор, который быстро создает прототип, а в некоторых случаях — на фрезерный станок".

"Тактильные технологии также могут быть использованы для улучшения представления данных, — отмечает Лэндон (комапния SensAble), — что дает возможность пользователю ориентироваться в целом море данных (например, сейсмическое отображение скальных пород) при помощи дополнительных средств восприятия. У Вас есть не только цвет и время, но также силовое воздействие, что поможет вам определить характер данных".

Кнопки, мыши, джойстики

Возможно, самый простой пример тактильных технологий — это регулировочные ручки, наподобие тех, которые используются для настройки радио. Оснастив такую ручку двигателем и тормозом, можно добиться различных типов фиксации, упора и даже амортизации. И все эти характеристики можно изменять по мере необходимости.

Тактильные мыши поддерживают отдачу или вибрацию, или и то и другое в качестве реакции программного обеспечения на действия пользователя. Они применяются в широком спектре задач: от игр до физиотерапии, а сейчас исследуется применение тактильной мыши в качестве инструмента ввода данных в компьютер для слепых людей. При использовании тактильной мыши возникает одна проблема. Она заключается в том, что мышь должна иметь какие-либо средства отслеживания своего абсолютного положения; сейчас для этого используют оси или нити, связанные с основой.

Робототехника наоборот: виртуальные манипуляторы

В виртуальном трехмерном мире тактильные технологии соответствуют "роботам наоборот”. Робот позволяет виртуальному миру (программному обеспечению) манипулировать реальными объектами. Тактильный прибор позволяет человеку манипулировать виртуальными объектами и чувствовать их, как если бы они были настоящими.

Сенсорный экран, оборудованный электромагнитными приводами

Тактильный сенсорный экран использует электромагнитные приводы в углах экрана, чтобы верхний слой, к которому прикасается человек, мог вибрировать (схема дана с разрешения Immersion Corp.)

Например, пользователь может взяться за манипулятор (некоторые системы используют перчатку или "кольцо"), соединенный с системой кронштейнов.

У тактильных приборов могут быть три степени свободы (3 СС), которые позволяют ощущать оси X, Y и Z, или 6 степеней свободы (6 СС), которые также чувствительны к повороту и наклону. Количество степеней свободы отражает количество изменяемых параметров. Система чувствует положение рукоятки и передает пользователю соответствующую отдачу и вибрацию с помощью встроенных двигателей и систем торможения. Когда курсор встречает виртуальный объект, оператор чувствует сопротивление, которое может быть жестким (для твердого объекта), мягким или эластичным. Если это необходимо, рукоятка может вибрировать, чтобы имитировать, например, ощущения человека, ведущего пером по неровной поверхности. Тактильные перчатки могут использоваться в физиотерапии, чтобы помочь пациентам, перенесшим сердечный приступ, вернуть силы и улучшить функции организма.

Исследователи Японского технологического университета города Тоехаши изучали возможность применения тактильных джойстиков для управления подъемными кранами с целью предотвращения столкновений. Некоторые организации занимаются разработкой систем тактильной обратной связи для хирургических роботов (которые, в действительности, дистанционно управляются). Нано-технологи пытаются интегрировать тактильные приборы в сканирующие электронные микроскопы, чтобы обеспечить чувство прикосновения при манипуляции нано-объектами.

Сенсорные экраны с обратной связью

Совсем недавно тактильные технологии стали использовать при изготовлении сенсорных экранов. Обычные сенсорные экраны позволяют оператору воздействовать на любую точку поверхности экрана, а тактильные технологии дают возможность действительно это почувствовать. Нажмите на кнопку, и вы почувствуете (а часто даже услышите) щелчок. Виртуальные кнопки могут быть любого размера или формы и находиться где угодно на экране. Тип реакции на прикосновение тоже может различаться.

В декабре 2005 года компания Volkswagen AG получила лицензию на использование тактильных технологий компании Immersion в автомобильных панелях. Вместо того, чтобы просто ощущать твердую поверхность виртуальной контрольной панели, водители чувствуют, как кнопки утапливаются и отпускаются, совсем как настоящие кнопки и переключатели. По словам Левина, пользователи, которым предлагали выбор между сенсорными экранами с тактильным откликом и без него, выказывали большое предпочтение тактильным вариантам, и если они могли выбрать только один вариант, они выбирали именно этот.

Чувство прикосновения можно воссоздать несколькими способами. Вероятно, самым прямым будет построить целый ряд подвижных контактных выводов на экране так, что поверхность действительно примет желаемую форму. Хотя такой подход и эффективен, он сложен и дорог. Более простой подход — расположить в углах экрана электромагнитные приводы, которые будут управлять движением внешней поверхности сенсорного экрана (см. схему). Исследования показали, что критическим параметром является не расстояние, а ускорение. Согласно стандарту ассоциации NEMA, смещение может составлять от 0,1 до 0,2 мм.

В то время как тактильные технологии завоевывают все большее признание в играх и тренировочных имитаторах, расширение области промышленного применения проходит медленнее. Одним из факторов, который будет способствовать расширению применения этой технологии в промышленном оборудовании, является упрощение задачи интеграции тактильных технологий в итрерфейсы.

Большинство компаний, занимающихся тактильными технологиями, предлагают целый ряд программных интерфейсов (API) для различных областей применения этих технологий и другого программного обеспечения, облегчающего разработку. Immersion Corp работает над универсальным комплектом, состоящим из небольшой круглой панели, набора приводов и руководства по эксплуатации. В панели заранее запрограммированы тактильные эффекты, любые другие можно будет дополнительно загрузить и сохранить на флэш-памяти. Компания SensAble Technologies также предлагает различные тактильные средства для своего оборудования.

Снижение стоимости также приведет к увеличению спроса на тактильные технологии. В нижнем ценовом диапазоне находится модель Falcon компании Novint с тремя степенями свободы, которая продается за 150-200$. Хотя этот прибор создан для повседневного применения, опыт показал, что некоторые потребительские электронные товары проникают в промышленный и коммерческий сектор практически без изменений. И если они производятся и продаются в количествах, характерных для розничной продажи, цены могут оказаться весьма привлекательными. Что касается надежности прибора, то, по словам Андерсона (компании Novint), эта продукция "рассчитана на то, что люди будут по ней стучать, им также захочется, чтобы она работала непрерывно в течение длительного времени, особенно, когда они играют на ней в видео игры".

Первая версия Novint Falcon поддерживала три степени свободы и стоила около 100 $

Phantom Omni компании SensAble — "рука" с шестью степенями свободы, прикрепленная к основанию, которое может располагаться на рабочем столе — стоит около 2400$ вместе с пакетом программного обеспечения. Что касается сенсорных экранов: доступны дисплеи Immersion размером до 19", цена устройства тактильной обратной связи примерно равна цене сенсорного экрана.

Хотя тактильные технологии далеко не совершенны, уже ясно, что у них многообещающее будущее в промышленной сфере. Хотя обычные мыши, скорее всего, не исчезнут, несмотря на то, что компания Novint назвала одну из своих моделей Falcon (Сокол) в честь хищной птицы, питающейся мышами, может оказаться, что не только они смогут выполнять такие функции.

се

controlengrussia.com