Применение средств и методов элементарной диагностики. Диагностика в детском саду


Диагностика педагога-психолога в детском саду

  Название методики Цель Автор Источник Примечание

1 и 2 младшие группы

1 Анкета «Мой ребенок» (диагностика сенсомоторного и социального развития ребенка) 1,5; 2; 2,5; 3; 3,5 г. Диагностика соответствия возрастной норме зрительного и слухового восприятия, крупной и мелкой моторики, речи, социального развития. Э. Й. Кипхард Кипхард, Эрнест Й. Как развивается ваш ребенок? Пер. с нем. –М: Теревинф, 2006. Заполняется родителем или педагогом
2 Диагностика неконструктивного поведения детей Выявление детей с нарушениями поведения и личностной сферы для коррекционно-развивающих занятий Вайнер М.Э. Вайнер М.Э. Профилактика, диагностика и коррекция недостатков эмоционально развития дошкольников. – М.: Педагогическое общество России, 2006 Заполняется педагогом совместно с психологом по итогам наблюдений.
3 Наблюдение за адаптацией Анализ адаптации вновь поступающих детей Модификация Разработано на основе нескольких источников

Средние группы

1 Анкета «Мой ребенок» (диагностика сенсомоторного и социального развития ребенка) 3,5 или 4 года Диагностика соответствия возрастной норме зрительного и слухового восприятия, крупной и мелкой моторики, речи, социального развития. Э. Й. Кипхард Кипхард, Эрнест Й. Как развивается ваш ребенок? Пер. с нем. –М: Теревинф, 2006. Заполняется родителем или педагогом
2 Диагностика неконструктивного поведения детей Выявление детей с нарушениями поведения и личностной сферы для коррекционно-развивающих занятий Вайнер М.Э. Вайнер М.Э. Профилактика, диагностика и коррекция недостатков эмоционально развития дошкольников. – М.: Педагогическое общество России, 2006 Заполняется педагогом совместно с психологом по итогам наблюдений.
3 Диагностический комплект для групповой диагностики познавательного развития детей средних групп
 ЗМК (нарисовать круг, крест, треугольник и квадрат). Диагностика зрительно-моторной координации Практикум по возрастной и педагогической психологии / под ред. И.В. Дубровиной. –М.: издательский центр «Академия», 1998
«Рисунок человека» Диагностика общего интеллектуального развития Гудинаф-Харис. С.С. Степенов Диагностика интеллекта.
«Дорожки», «Обведи по точкам»  Диагностика развития моторики руки
 «Дорисовывание» (овал). Диагностика уровня развития воображения
«Раскрась кружки названным цветом», «Раскрась картинки». Диагностика восприятия цвета Авторская модификая
«Раскрась фигуры заданным цветом», «Найди соответствие: предмет – форма». Диагностика восприятия формы Авторская модификая
 «Обведи заданное время года». Диагностика восприятия времен года Авторская модификая
«4-й лишний». Диагностика мышления

Старшие группы

1 Диагностика неконструктивного поведения детей Выявление детей с нарушениями поведения и личностной сферы для коррекционно-развивающих занятий Вайнер М.Э. Вайнер М.Э. Профилактика, диагностика и коррекция недостатков эмоционально развития дошкольников. – М.: Педагогическое общество России, 2006 Заполняется педагогом совместно с психологом по итогам наблюдений.
«Рисунок семьи» Диагностика внутрисемейных отношений, эмоционального состояния ребенка к членам семьи.
Рисунок «Я в детском саду» Быкова М.
Диагностический комплект для групповой диагностики познавательного развития детей старшей группы
 «Рисунок человека» Диагностика общего интеллектуального развития Гудинаф-Харис. С.С. Степенов Диагностика интеллекта. Бланк 1
 «Зачеркни названные картинки». Диагностика уровня развития слуховой памяти Бланк 1
 «Обведи заданное время года». Диагностика восприятия времен года Бланк 1
 «Методика цветопредпочтения» (Волшебный торт»). Диагностика эмоционального состояния ребенка Бланк 1
«Раскрась звезды названным цветом». Диагностика восприятия цвета Бланк 1
 «Дорисовывание» Диагностика уровня развития воображения Дьяченко. Практикум по возрастной и педагогической психологии / под ред. И.В. Дубровиной. –М.: издательский центр «Академия», 1998 Бланк 2
 «Раскрась рисунок по заданному расположению». Диагностика восприятия пространства, ориентировки в пространстве. Бланк 2
«Поставь в фигуре заданный знак», «Найди соответствие: предмет – форма». Диагностика восприятия формы Бланк 2
ЗМК Диагностика зрительно-моторной координации — Практикум по возрастной и педагогической психологии / под ред. И.В. Дубровиной. –М.: издательский центр «Академия», 1998 Бланк 2
 «4-й лишний». Диагностика мышления. Бланк 3
 «Запомни и проставь значки».  Диагностика зрительной памяти. Бланк 4
 «Кодирование».  Диагностика уровня развития внимания Бланк 5

Подготовительные группы

Диагностика неконструктивного поведения детей Выявление детей с нарушениями поведения и личностной сферы для коррекционно-развивающих занятий Вайнер М.Э. Вайнер М.Э. Профилактика, диагностика и коррекция недостатков эмоционально развития дошкольников. – М.: Педагогическое общество России, 2006 Заполняется педагогом совместно с психологом по итогам наблюдений.
«Рисунок семьи» Диагностика внутрисемейных отношений, эмоционального состояния ребенка к членам семьи.
Рисунок «Я в детском саду» Быкова М.
Готовность к школе Диагностика готовности к обучению в школе Керн-Йерасек. Готовим детей к школе. Диагностические  методики выявления готовности детей к обучению в школе. В 3 частях /Составитель И.В. Захарюта. Ростов –н/Д, 1997
Выбор школы Нежнова Диагностика дошкольников. Феникс, 2009
«Рисунок человека» Гудинаф-Харис.  Диагностика общего интеллектуального развития С.С. Степенов Диагностика интеллекта. Бланк 1
«Зачеркни названные картинки».  Диагностика уровня развития слуховой памяти Авторская модификация Бланк 1
 «Обведи заданное время года». Диагностика восприятия времен года Авторская модификация Бланк 1
 «Методика цветопредпочтения» (Волшебный торт»). Диагностика эмоционального состояния ребенка Бланк 1
 «Раскрась звезды названным цветом». Диагностика восприятия цвета Бланк 1
Дорисовывание» Диагностика уровня развития воображения Дьяченко Практикум по возрастной и педагогической психологии / под ред. И.В. Дубровиной. –М.: издательский центр «Академия», 1998 Бланк 2
«Раскрась рисунок по заданному расположению». Диагностика восприятия пространства, ориентировки в пространстве Авторская модификация Бланк 2
«Поставь в фигуре заданный знак», «Найди соответствие: предмет – форма». Диагностика восприятия формы Бланк 2
ЗМК Диагностика зрительно-моторной координации Практикум по возрастной и педагогической психологии / под ред. И.В. Дубровиной. –М.: издательский центр «Академия», 1998 Бланк 2,
4 лишний Диагностика мышления Лурия Худик В.А. Психологические методики исследования личности: исключение предметов. – К.: Здоровье, 1994 Бланк 3
 «Запомни и проставь значки». Диагностика зрительной памяти Бланк 4
 «Кодирование» Диагностика уровня развития внимания Практикум по возрастной и педагогической психологии / под ред. И.В. Дубровиной. –М.: издательский центр «Академия», 1998

www.psixologicheskoezerkalo.ru

Диагностика детей в детском саду по ФГОС.

Интересные статьи

Разберем как же все-таки производить диагностику детей в детском саду и нужно это делать или нет, согласно федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования, утв. Приказом Минобрнауки России от 17.10.2013 №1155 (далее ФГОС).Выдержка из ФГОС, пункт 4.3:

Таким образом, можно сказать, что диагностика детей в детском саду по ФГОС является необязательной и даже запрещена.Выдержка из ФГОС, пункт 3.2.2:

Но, согласно п. 3.2.3 ФГОС, приведенному выше, при выполнении образовательной программы дошкольного образования в детском саду может вестись оценка индивидуального развития детей дошкольного возраста в рамках педагогической диагностики. Диагностика индивидуального развития детей также отражается авторами проектов примерных основных образовательных программ дошкольного образования.

Список программ и их авторы:

  • «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой
  • «Детский сад – дом радости» автор – Н. М. Крылова
  • «Детство» под ред. Т. И. Бабаевой, А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцевой
  • «На крыльях детства» под ред. Н. В. Микляевой
  • «Истоки» под ред. Л. А. Парамоновой
  • «Мозаика» авторы – В. Ю. Белькович, Н. В. Гребенкина, И. А. Кильдышева
  • «Тропинки» под ред. В. Т. Кудрявцева

Эта оценка может быть сопряжена с овладением воспитанниками базовой образовательной программы дошкольного образования. Так как главная задача программы — это обеспечить развитие личности, мотивации и способностей детей в разных видах деятельности и захватывать предопределенные направления развития и образования. Из этого значит, что оценка индивидуального развития детей будет складываться в анализе освоенного ими содержания образовательных разделов: речевое, художественно-эстетическое, познавательное, физическое развитие, социально-коммуникативное.

Оценку индивидуального образования детей в детском саду воспитатель может проводить во время внутренней диагностики формирования показателей развития его личности. Результаты такой диагностики могут применяться только для индивидуализации образования. То есть подстраиваться под каждого ребенка. Помогать тем детям у которых возникли определенные трудности в образовательном процессе.

Диагностика выполняется в форме систематических наблюдениях воспитателя за детьми в детском саду при их повседневной жизни и, разумеется, в процессе образовательной деятельности с ними.

Диагностика в форме наблюдения выполняется в течение всего учебного года и во всех возрастных группах. Обнаруженные характеристики развития каждого малыша записываются воспитателем. На основании этих записей делаются определенные выводы в середине и в конце учебного года.

Учет соответствующих показателей воспитанника выражается в вербальной форме:

  • сформирован;
  • не сформирован;
  • находится в стадии становления.

В качестве характеристик оценки становления личности дошкольника можно выделить внешние особенности у него в поведении, деятельности. А также уделить внимание тому как он взаимодействует со сверстниками и взрослыми. Эти характеристики показывают его развитие в каждой возрастной группе и, ввиду этого, в течение всего дошкольного периода.

Для примера в приложении к ФГОС (см. ниже) даны некоторые характеристики возможных достижений дошкольника в образовательном процессе, соответствующие определенному возрасту.

Выдержка из ФГОС, пункт 4.6:

При общем рассмотрении группу воспитатель может выявить детей, которым нужно уделить побольше времени и скорректировать или изменить обучающий процесс. Данные диагностики обязаны отображать динамику формирования показателей, которые развиваются у дошкольников в течение всего образовательного процесса. Отслеживая динамику развития дошкольника по показателям. Тем самым можно определить, какой характер она несет: регрессивный, прогрессивный или не изменяющийся. Также можно сделать общую психолого-педагогическую оценку правильности образовательных и воспитательных поступков взрослых на разных уровнях образовательного процесса. Можно, также определить те направления, в которых дошкольнику требуется помощь.

Выявленные показатели указывают на главные периоды развития дошкольников. Те качества, которые образовываются и развиваются в дошкольном возрасте. Они обуславливают благополучность перехода детей на очередной возрастной уровень. Таким образом, данные диагностики – это особенности динамики формирования показателей развития личности малыша в дошкольном образовании. Они помогут педагогу в начальных классах школы для организации более результативного взаимодействия с детьми в период их адаптации в первые школьные дни.

Если же не проводить эту диагностику, направленную на индивидуализацию образования, тогда не будет отслеживаться динамика становления каждого ребенка в возрасте от 3 до 7 лет. Не будет возможности формировать и пополнять портфолио детей, чтобы учитывать их достижения, особенности и способности. И это может явиться причиной потери преемственности между дошкольным и начальным образованием.

semyatut.ru

Психолог в детском саду. - Диагностика

Диагностический инструмент

Комплекс методик по изучению познавательной сферы детей

 

Возраст

Название методики, автор
 

2-3 года

«Ранняя диагностика Умственной отсталости» Е.А.Стребелева

 

3-4 года

«Экспресс –диагностика» Павлова

 4-5 лет (средняя группа)

Процессы

Название методики

 

«Экспресс – диагностика в детском саду. Средняя группа»

Н.Н.Павлова, Л.Г.Руденко

внимание

«Найди отличия»«Найди и вычеркни»

воображение

«На что это похоже?»

память

тест «8 предметов»«Запомни рисунок»«Запомни рисунок и нарисуй»

мышление

«Кому чего недостает»«Времена года»« 4 лишний»«Последовательные картинки»«Нелепицы»«Лабиринт»«Раздели на группы»

восприятие

Разрезные картинки«Какие предметы спрятаны в рисунках»«Узнай кто это»

самооценка

«Лесенка»

 5-6 лет (старшая группа

 

Процессы

 

Название методики

 

«Экспресс – диагностика в детском саду. Старшая группа»

Н.Н.Павлова, Л.Г.Руденко

«Диагностические программы психолого-педагогического обследования детей» Н.Я.Кушнир, О.Е.Антипенко

 

внимание

«Найди отличия»«Найди и вычеркни»

 

воображение

«Дорисуй фигуры» М.Дьяченко«Придумай рассказ»

 

память

 «10 предметов»«10 слов»м. «Узнай фигуры»

 

речь

«Последовательные картинки»«Составление рассказа по картинке»

 

мышление

т. Равенна«Перцептивное моделирование»«Невербальная классификация»« 4 лишний»«Нелепицы»м. «Схематизация»Р.И.Бардина«Классификация»

 

восприятие

Разрезные картинки«Какие предметы спрятаны»«Эталоны» О.М.Дьяченко

 

самооценка

 «Нарисуй себя»«Лесенка»

 

Комплекс методик для определения психологической

готовности  детей к обучению в школе (6 – 7 лет)

 

Название методики, автор

   1.  «Экспресс – диагностика в детском саду. Подготовительная группа»

Н.Н.Павлова, Л.Г.Руденко

   2   «Диагностические программы психолого-педагогического обследования детей» Н.Я.Кушнир, О.Е.Антипенко

   3. «Вербальное мышление» Чирков В.Н., Разумовская О.Л.

   4. Тест информированности ребёнка о социальном окружении» Чирков В.Н., Разумовская О.Л.

   5. Карточно-словарный тест (КСТ)  Чирков В.Н., Разумовская О.Л.

   6. Ориентировочный тест школьной зрелости» Я. Йерасек

   7. «Психолого-педагогическая оценка готовности к началу школьного обучения»  Н. Семаго, М.Семаго

   8. Диагностика дошкольной зрелости» М.Битянова

   9. «МЭДИС – методика экспресс диагностики интеллектуальных способностей»

Аверина И.С., Щелбанова Е.И., Задорина Е.Н.

Вариативный комплекс методик по изучениюэмоциональных процессов детей.

 

Возраст

 

Название методики

 

Автор

 

4 – 5 лет, 5 – 7 лет

 

Тест «Кактус»

 

Тэммл, Дорки

 

Тест «Страхи в домиках»

Тест М.А. Панфиловой

 

Анкета «Признаки импульсивности»

 
 

Тест «Нарисуй свой страх»

 
 

Тест «дом-дерево-человек»

 

Дж.Бак

   Методика «Какой Я»

     Р. С Немов.

 

Диагностика сформированности игровых навыков

 

Калинина Р. Р.

 

Методика  «Паравозик»

 

С.В. Велиева

 

Методика «Секрет»

 

Разработана Т.А. Репиной, модифицирована           Т.В. Антоновой

 

Методика «День рожденья»

 

М.А. Панфиловой

 

Тест «2 домика»

 

Фопель К

 

Методика «Маски»

 

Денисова Н.Д.

 

Критерии гиперактивности

 
 

5 – 7 лет

 

Анкета «Признаки агрессивности»

 
 

Тест «Несуществующее животное»

 

М. З. Друкаревич.

 

Диагностика эмоционального состояния с использованием восьмицветной гаммы Люшера

 

Люшер

 

Тест тревожность

 

Р.Теммл, М.Дорки

 

Анкета по выявлению тревожности

 

Лаврентьева Г. П., Титаренко Т. М.

 

проективной методике «Человек под дождем»

 

Е.С. Романовой и Т.И. Сытько

 

Методика «Цветовая социометрия»

 

Комплекс методик по изучениюпсихологического микроклимата в детском саду.

Дети Методики

1. « Рисунок воспитателя »      

2.Рисунок"Моягруппа"                                                                                   

3. « Социометрия »4. «Определение ребенком эмоц.состояний человека»5. «Проективные рассказы»6. «Отношение ребенка к сверстникам»7. «Отношение ребенка к чужому взрослому»8. «С каким настроением ты идешь в д/с»9. «тест Роршаха»10. Тест «для определения эмоционального благополучия ребенка в группе детского сада»11. т. «рисунок детского сада»12. «Маски»   

Педагогический коллективМетодики 1. Тест для определения характера взаимодействия воспитателя с детьми2. Тест для определения эмоционального благополучия воспитателя в детском саду3. Анкета «Климат»4. т. «Определение групповой сплоченности Сишора»5. т. «Психологический микроклимат в трудовом коллективе» Шатыло6. т. «Психологический климат в коллективе»7. «Социометрия» Морено.   

Диагностический материал по работе с педагогами.

Анкеты

  1. <*>Анкета 1 "Восприимчивость педагогов к новшествам"<*>Анкета 2 "Мотивационная готовность педагогического коллективак освоению новшеств"<*>Анкета 3"Барьеры, препятствующие освоению инноваций"<*>Анкета 4"Определение уровня новаторства педагогов в коллективе"<*>Анкета "Определение мотивов трудовой деятельности педагогов"<*> Анкета "Определение затруднений педагогов при организации учебного процесса"<*>Анкета  "Выявление затруднений учителя при осуществлении воспитательного процесса"<*>Анкета«Воспитатель глазами воспитателя»<*>Анкета  «Готовность к участию в ОЭР для педагогического коллектива ДОУ» 
  2.  

  3.  

 

Тесты

 

  1. <*>Тест «Удовлетворённость работой»<*>Тест  на оценку уровня творческого потенциала личности<*>Тест  «Взаимодействие педагога с ребёнком»<*>Тест А.Ассингера (позволяет определить достаточно ли педагог корректен 
  2.  

  3.  

 

в отношениях со своими коллегами и детьми, легко ли им общаться с ним).

Опросники

 

  1. <*>Модифицированный опросник оценки уровня готовности педагоговк инновационной деятельности  Т.С. Соловьевой.

     2. Опросник для оценки уровня социально-психологической адаптации  педагога

     3. «Опросник  Баса – Дарки»

     4  Способность педагога к эмпатии

     6.  Изучения межличностных отношений.

     7. Опросник айзенка

     8. Самооценка профессиональных качеств педагога.

     9. Опросник креативности Джонсона

   10. Степень педагогического общения 

Методики

1. Методика диагностики  мотивационной среды

2. Диагностическая карта "Оценка готовности учителя к участию в инновационной деятельности"

3. Экспресс-методика по изучению социально-психологического климата в коллективе.

    Методика разработана О.С. Михалюк и А.Ю. Шалыто

4. Общий уровень общительности, разработан В.Ф.Ряховским

5. Методика изучения удовлетворённости педагогов жизнедеятельностью

     в образовательном учреждении (разработана Е.Н.Степановым)

6. Диагностическая проективная методика «Древо желаний» В.С. Юркевич

7. Диагностика степени психосоциальной зрелости (тестовая беседа)

8. Диагностика уровня «эмоционального выгорания»

           Шкала мотивации достижения.  

           Шкала профессионального стресса

           Шкала проявления тревожности Дж. Тейлор

           Шкала  мотивации достижения

           Самотест «Эмпатия»

           Оценка уровня инновационного потенциала педагогического коллектива Позняк Л.В. 

 Детско-родительские отношения.

Детско-родительские отношения 4 -5 лет (дети)

Автор, методикаОпросник идентификации детей с родителями (Захаров)«Рисунок семьи»Тест «2 домика»Методика «День рождения» Панфилова    

Детско-родительские отношения 5-6 лет

Автор, методикаОпросник идентификации детей с родителями (Захаров)«Рисунок семьи» Тест «2 домика»,  проективная игра «Почта»                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                      

 

psicholog-v-dou.ucoz.ru

Диагностика в детском саду

Диагностика в детском саду

Диагностика в дошкольном возрасте. Диагностика развития ребенка. Проводимая диагностика в детском саду. В чем ее необходимость, особенность и значимость?

Диагностика детей в детском саду нужна. Диагностика в детском саду помогает определить уровень развития ребенка (интеллектуального, психического, физического и т.д.), врожденность или приобретенность определенных качеств личности, анализ которых позволит спланировать необходимую их коррекцию, формирование или развитие, обеспечить необходимые условия для полноценного и правильного формирования личности.

Диагностика и коррекция связаны между собой. В отношении обнаруженных в процессе диагностики у детей проблем или отклонений всегда преследуется цель их коррекции. Анализ результатов диагностики детей в детском саду помогает правильно подобрать формы и методы воспитания, выбрать тип детского сада, школы, кружка, программы дальнейшего развития. Диагностика в детском саду позволяет обнаружить сильные и слабые стороны психики ребенка и, что является самым главным для родителей, – помочь построить правильные отношения с ребенком, благоприятные, доброжелательные, не травмирующие личность.

Психологической диагностикой ребенка принято считать исследование личности, позволяющее получить информацию о его способностях, особенностях личностного развития, интересах и склонностях.

На современном этапе развития науки психологии имеется множество методик полного и разностороннего изучения ребенка.

Методы и приемы диагностики в детском саду

Не секрет, что гармоничное развитие обеспечивается путем создания необходимых соответствующих условий. На выбор этих условий влияет наличие тех или иных приобретенных или врожденных качеств. Ясно, что врожденные характеристики, как бы нам не хотелось, практически не изменяются ни воспитанием, ни наказанием, в то время как приобретенные – поддаются коррекции и изменениям без вреда для психики ребенка. Чтобы не допустить травмирования психики из-за незнания этих особенностей и «из лучших родительских побуждений» (а ошибочные действия родителей смогут проявиться лишь в подростковом возрасте) нужна диагностика. Знание врожденных особенностей психики ребенка позволит грамотно подойти к выбору и созданию условий для его воспитания, развития и становления (от выбора няни до выбора программ обучения).

Диагностика в педагогике применяется для создания групповых, мини-групповых и индивидуальных методик обучения, что обеспечивает эффективность процесса обучения, повышает активность обучаемых. Психологическая диагностика в детском саду помогает осознанию внутренних ресурсов, соответствующей адаптации, самореализации в социуме, реализации врожденных способностей.

Примеры диагностики в детском саду:

  • диагностика раннего развития,

  • профориентационная диагностика,

  • диагностика готовности к школе,

  • диагностика предрасположенности к дисграфии,

  • диагностика психологического состояния,

  • предрасположенности к заболеваниям,

  • диагностика совместимости и многие другие.

На этапе раннего и дошкольного развития ребенка желаемым является диагностирование развития интеллектуального и творческого потенциала. Проводимая диагностика в детском саду поможет выявить особенности его развития, заложенные природой и те, которые необходимо корректировать либо развивать.

Уже с трехлетнего возраста можно провести диагностику профориентации. Она позволит выявить предрасположенность ребенка к тем или иным видам деятельности, спланировать выбор будущей профессии, выбрать соответствующий тип учебного заведения, формы обучения.

С трех лет представляется возможность проведения так называемой глубинной диагностики детей в детском саду. Ее название свидетельствует о том, что она помогает выявить глубинные мотивы всех его поступков, понять философию. Профессиональная диагностика в детском саду позволяет разобраться с серьезными проблемами, возникающими у ребенка при общении, построении отношений, обучении, при задержке психического развития и энцефалопатии. Учитывая, что многие проблемы обусловлены физиологическими причинами, глубинная диагностика проводится на основе анализа крови и сканирования головного мозга.

С полугодовалого возраста возможно диагностирование предрасположенности к заболеваниям. Диагностика заболеваний позволяет выявить заложенные от рождения болезни, провести их коррекцию и тем самым предупредить развитие хронических заболеваний.

В любом возрасте применима диагностика совместимости. Она позволяет сделать правильный выбор для ребенка няни, репетитора или даже первой учительницы.

Особый интерес для родителей представляет диагностика готовности их ребенка к обучению в школе. Эта готовность анализируется обычно в трех аспектах – интеллектуальная, социальная и эмоциональная. Например, американские психологи большее внимание акцентируют на интеллектуальном аспекте готовности ребенка к школе. Чаще всего ими анализируются слуховые и зрительные различения (понимание на слух), общая осведомленность, словарный запас, уровень развития сенсорики и моторики, количественные понятия и т.д. Иной подход имеет диагностика готовности к школе института Гизелла. Сотрудниками этого института упор в диагностике делается не на интеллектуальный аспект развития, а на оценку уровня физического, сенсомоторного развития ребенка, его умение отвечать на поставленные вопросы.

Диагностические тесты

Существует множество тестов, позволяющих диагностировать уровень общего интеллектуального развития детей, овладения простейшими математическими понятиями, счетом, действиями, умениями читать, понимать смысл устной информации и т.д. Уже на протяжение многих лет популярностью в нашей стране пользуется тест готовности к школе Керна – Йирасека, который включает три задания:

Нарисовать мужскую фигуру.

Срисовать предложенные письменные буквы.

Срисовать группы точек.

Этот тест диагностирует не только интеллектуальный уровень готовности ребенка к обучению в школе, а и степень развития зрительной координации, тонкой моторики руки. Опыт применения теста на протяжении многих лет подтвердил его эффективность в прогнозировании успешности обучения ребенка в школе. Однако нужно заметить, что дети, плохо выполнившие тест, способны также к хорошей успеваемости в школе, в связи, с чем акцентируется внимание (тем же автором теста) на том, что предлагаемая методика является недостаточной для констатации школьной незрелости, а позволяет лишь достаточно точно диагностировать наличие школьной зрелости.

multiurok.ru

Диагностика в детском саду

Диагностика в детском саду

Диагностика в дошкольном возрасте. Диагностика развития ребенка. Проводимая диагностика в детском саду. В чем ее необходимость, особенность и значимость?

Диагностика детей в детском саду нужна. Диагностика в детском саду помогает определить уровень развития ребенка (интеллектуального, психического, физического и т.д.), врожденность или приобретенность определенных качеств личности, анализ которых позволит спланировать необходимую их коррекцию, формирование или развитие, обеспечить необходимые условия для полноценного и правильного формирования личности.

Диагностика и коррекция связаны между собой. В отношении обнаруженных в процессе диагностики у детей проблем или отклонений всегда преследуется цель их коррекции. Анализ результатов диагностики детей в детском саду помогает правильно подобрать формы и методы воспитания, выбрать тип детского сада, школы, кружка, программы дальнейшего развития. Диагностика в детском саду позволяет обнаружить сильные и слабые стороны психики ребенка и, что является самым главным для родителей, – помочь построить правильные отношения с ребенком, благоприятные, доброжелательные, не травмирующие личность.

Психологической диагностикой ребенка принято считать исследование личности, позволяющее получить информацию о его способностях, особенностях личностного развития, интересах и склонностях.

На современном этапе развития науки психологии имеется множество методик полного и разностороннего изучения ребенка.

Методы и приемы диагностики в детском саду

Не секрет, что гармоничное развитие обеспечивается путем создания необходимых соответствующих условий. На выбор этих условий влияет наличие тех или иных приобретенных или врожденных качеств. Ясно, что врожденные характеристики, как бы нам не хотелось, практически не изменяются ни воспитанием, ни наказанием, в то время как приобретенные – поддаются коррекции и изменениям без вреда для психики ребенка. Чтобы не допустить травмирования психики из-за незнания этих особенностей и «из лучших родительских побуждений» (а ошибочные действия родителей смогут проявиться лишь в подростковом возрасте) нужна диагностика. Знание врожденных особенностей психики ребенка позволит грамотно подойти к выбору и созданию условий для его воспитания, развития и становления (от выбора няни до выбора программ обучения).

Диагностика в педагогике применяется для создания групповых, мини-групповых и индивидуальных методик обучения, что обеспечивает эффективность процесса обучения, повышает активность обучаемых. Психологическая диагностика в детском саду помогает осознанию внутренних ресурсов, соответствующей адаптации, самореализации в социуме, реализации врожденных способностей.

Примеры диагностики в детском саду:

  • диагностика раннего развития,

  • профориентационная диагностика,

  • диагностика готовности к школе,

  • диагностика предрасположенности к дисграфии,

  • диагностика психологического состояния,

  • предрасположенности к заболеваниям,

  • диагностика совместимости и многие другие.

На этапе раннего и дошкольного развития ребенка желаемым является диагностирование развития интеллектуального и творческого потенциала. Проводимая диагностика в детском саду поможет выявить особенности его развития, заложенные природой и те, которые необходимо корректировать либо развивать.

Уже с трехлетнего возраста можно провести диагностику профориентации. Она позволит выявить предрасположенность ребенка к тем или иным видам деятельности, спланировать выбор будущей профессии, выбрать соответствующий тип учебного заведения, формы обучения.

С трех лет представляется возможность проведения так называемой глубинной диагностики детей в детском саду. Ее название свидетельствует о том, что она помогает выявить глубинные мотивы всех его поступков, понять философию. Профессиональная диагностика в детском саду позволяет разобраться с серьезными проблемами, возникающими у ребенка при общении, построении отношений, обучении, при задержке психического развития и энцефалопатии. Учитывая, что многие проблемы обусловлены физиологическими причинами, глубинная диагностика проводится на основе анализа крови и сканирования головного мозга.

С полугодовалого возраста возможно диагностирование предрасположенности к заболеваниям. Диагностика заболеваний позволяет выявить заложенные от рождения болезни, провести их коррекцию и тем самым предупредить развитие хронических заболеваний.

В любом возрасте применима диагностика совместимости. Она позволяет сделать правильный выбор для ребенка няни, репетитора или даже первой учительницы.

Особый интерес для родителей представляет диагностика готовности их ребенка к обучению в школе. Эта готовность анализируется обычно в трех аспектах – интеллектуальная, социальная и эмоциональная. Например, американские психологи большее внимание акцентируют на интеллектуальном аспекте готовности ребенка к школе. Чаще всего ими анализируются слуховые и зрительные различения (понимание на слух), общая осведомленность, словарный запас, уровень развития сенсорики и моторики, количественные понятия и т.д. Иной подход имеет диагностика готовности к школе института Гизелла. Сотрудниками этого института упор в диагностике делается не на интеллектуальный аспект развития, а на оценку уровня физического, сенсомоторного развития ребенка, его умение отвечать на поставленные вопросы.

Диагностические тесты

Существует множество тестов, позволяющих диагностировать уровень общего интеллектуального развития детей, овладения простейшими математическими понятиями, счетом, действиями, умениями читать, понимать смысл устной информации и т.д. Уже на протяжение многих лет популярностью в нашей стране пользуется тест готовности к школе Керна – Йирасека, который включает три задания:

Нарисовать мужскую фигуру.

Срисовать предложенные письменные буквы.

Срисовать группы точек.

Этот тест диагностирует не только интеллектуальный уровень готовности ребенка к обучению в школе, а и степень развития зрительной координации, тонкой моторики руки. Опыт применения теста на протяжении многих лет подтвердил его эффективность в прогнозировании успешности обучения ребенка в школе. Однако нужно заметить, что дети, плохо выполнившие тест, способны также к хорошей успеваемости в школе, в связи, с чем акцентируется внимание (тем же автором теста) на том, что предлагаемая методика является недостаточной для констатации школьной незрелости, а позволяет лишь достаточно точно диагностировать наличие школьной зрелости.

multiurok.ru

Экспресс-диагностика в детском саду

Название: Экспресс-диагностика в детском саду. Комплект материалом для педагогов-психологов детских дошкольных образовательных учреждений.Автор: Павлова Н.Н, Руденко Л.Г.Год издания: 2008 г.Кол-во страниц: 80Формат: doc, pdf и jpg в rar. архиве Размер: 5,15 Мб (методичка) + 12,7 Мб (приложения и стимульный материал).Качество: хорошее

Комплект материалов предназначен для экспресс-диагностики развития психических процессов у детей дошкольного возраста.

Для диагностики используются классические методики, позволяющие выявить уровень интеллектуального развития, произвольности, особенности личностной сферы. Материалы структурированы по возрастам: 3—4 года (вторая младшая группа), 4—5 лет (средняя группа), 5—6 лет (старшая группа), 6—7 лет (подготовительная к школе группа). В комплект входят методическое пособие, в котором подробно описаны процедура диагностики и критерии оценки результатов, а также необходимые для проведения диагностики материалы.Пособие адресовано психологам, работающим в детских дошкольных образовательных учреждениях.

Содержание книги «Экспресс-диагностика в детском саду»:

Введение Процедура проведения диагностического обследования. Оценка результатов.Вторая младшая группа (3—4 года). Возрастные особенности детей.Диагностика. Средняя группа (4—5 лет). Возрастные особенности детей.Диагностика.Старшая группа (5—6 лет). Возрастные особенности детей.Диагностика.Подготовительная к школе группа (6—7 лет). Возрастные особенности детей.Диагностика. Литература. Список приложений.

Введение:

Дошкольное детство — очень короткий отрезок в жизни человека, всего первые семь лет, однако он имеет непреходящее значение. Это период, когда ребенок развивается как никогда бурно и стремительно. С каждым годом он изменяется физически и приобретает совершенно новые психические способности и качества. Из беспомощного малыша он превращается в относительно самостоятельную, активную личность. Дошкольный период является сензитивным для развития многих психических процессов, а потому уделять внимание развитию ребенка надо начинать с раннего возраста.

Данное пособие представляет собой комплект материалов для экспресс-диагностики развития психических процессов у детей дошкольного возраста. Пособие предназначено для психологов, работающих в детских дошкольных образовательных учреждениях. Составлено в соответствии с требованиями «Программы воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.К. Комаровой. Апробировано на базе «Центра развития ребенка — д/с № 80», «Центра развития ребенка — д/с № 14» и школы-д/с № 72 города Раменское Московской области в течение пяти лет.

Для диагностики используются классические методики, позволяющие выявить уровень интеллектуального развития, произвольности, особенности личностной сферы. Диагностические материалы структурированы по возрастам: 3—4 года (вторая младшая группа), 4—5 лет (средняя группа), 5—6 лет (старшая группа), 6—7 лет (подготовительная к школе группа). Составленный таким образом комплект позволит педагогам-психологам наблюдать за развитием каждого ребенка и обеспечить непрерывное психологическое сопровождение с момента его поступления в детский сад до выпуска в школу.

По результатам обследования психолог разрабатывает коррекционно-развивающую программу (индивидуально на каждого ребенка и на группу в целом), которая позволит воспитателям и специалистам ДОУ осуществлять индивидуальный подход к каждому ребенку (основы коррекционной работы изложены в комплекте «Коррекционная работа в детском саду»).

В диагностический комплект входят методическое пособие, в котором описаны возрастные особенности детей от трех до семи лет, содержание и процедура диагностики и критерии оценки результатов, а также Приложения, где представлены необходимые для проведения диагностики материалы.

Стимульные материалы делятся на три вида. Первая группа — предметы (матрешки, коробка форм, игрушки и т.п.), в Приложениях они не представлены, в этом случае просто приводится описание процедуры проведения диагностики. Вторая группа — материалы многоразового использования, и третья — расходные материалы, которые потребуются на каждого ребенка и соответственно их надо будет ксерокопировать. Два последних типа материалов включены в Приложения.

Скриншоты книги «Экспресс-диагностика в детском саду»:

диагностика в детском садудиагностика в детском саду

Скачать методичку «Экспресс-диагностика в детском саду»:

Купить на Ozon

Внимание! Использование психодиагностических методик неспециалистами может привести к недостоверным результатам и нанести прямой или косвенный ущерб испытуемому. На ту же тему:

5psy.ru

Применение средств и методов элементарной диагностики в ДОУ

Всем привет, с вами Татьяна Сухих! Сегодня мы обсудим проведение диагностики в детском саду. Пожалуй, каждого воспитателя интересует умелое применение средств и методов элементарной диагностики, интересно узнать, как это делают в других детских садах, как проводит диагностику каждый воспитатель. Недавно мы со старшим воспитателем обсуждали этот вопрос, и вот какой ликбез у нас получился. 

Содержание статьи:

Применение средств и методов элементарной диагностики

Цель: Расширение знаний педагогов о диагностике и научить применять ее в  своей работе.

План:

  1. Введение.
  2. Что такое диагностика?
  3. Цель диагностики.
  4. Составление диагностики.

Диагностику  можно разбить на две части – педагогическая и психологическая. В настоящее время в общественном дошкольном воспитании произошли большие изменения. Прежде всего, это связано с обновлением его содержания. Если раньше задачи воспитания и обучения, стоящие перед работниками дошкольных учреждений четко определяла единая для всех программа, то сегодня мы имеем возможность выбора.

Коллектив детского сада самостоятельно выбирает программу, в соответствии с которой строит процесс воспитания и обучения детей. Об успешности педагогического процесса в дошкольном учреждении можно судить по тому, насколько он обеспечивает нормальный ход психического развития ребенка в соответствии с его возрастными показателями.

Правильный выбор методов позволяет воспитателю проводить работу в соответствии с условиями, в которых находится ребенок, при этом учитывать свой педагогический опыт и непременно осуществить анализ сделанного. Ведь метод — не шаблон. Уметь применить метод, значит, уметь использовать его в определенной ситуации, что и составляет основу педагогического мастерства. Все это предъявляет большие требования к воспитателю, и прежде всего от него потребуется умение понимать ребенка.

Отсюда в квалификационных категориях воспитателя детского сада одно из главных мест занимает умение применять средства и методы элементарной диагностики (распознания, определения) уровня интеллектуального и личного развития ребенка внутри каждого возрастного этапа и при переходе от одного периода развития к другому.

Цель такой диагностики заключается в том, что анализируется учебный процесс и далее определяется его результат.

Диагностика и ее методы

data-ad-client="ca-pub-8500929059585348"data-ad-slot="5932752765"data-ad-format="auto">

Диагностика – это деятельность, в ходе которой воспитатель наблюдает за воспитанником, обрабатывает данные наблюдений с целью познать состояние, объяснить причины успехов или неудач, спрогнозировать результаты.

Важен вопрос, который возникает при проведении воспитателем диагностики детей: с помощью каких методов это делать, как изучить?

Поскольку воспитатель — не психолог и проводит не научное исследование, а педагогическое, методы должны быть органично включены в воспитательно-образовательный процесс. Тогда проведение исследования не нарушает жизнедеятельность детей, а естественно вписывается в нее.

Главным методом выступает – наблюдение, которое проводится на занятиях, во время хозяйственно-бытового труда детей. Дополнятся наблюдение беседой, анализом проделанной работы, экспериментом. Широко используется естественный эксперимент, когда создаются ситуации, в которые ребенок включается неоднократно: рисование на свободную тему, составление сказки, описание игрушки.

Методы диагностики, используемые воспитателем, просты и доступны. Зная содержание педагогического процесса, необходимый материал может без труда изготовить или подобрать каждый воспитатель: найти картинки, сказки, стихи, составление этических ситуаций, вопросы для беседы.

При анализе данных педагог опирается не только на специальные психологические знания, но и на свой опыт. Любой метод должен быть достаточно информативным, давать возможность определить не только сущность явления, но и его взаимосвязь с другими сторонами психики ребенка.

Например: в хозяйственно-бытовом труде рассматриваются не только особенности его выполнения ребенком, но и взаимоотношения со сверстниками и взрослыми, социальные эмоции, волевые умения. Это достигается именно за счет близости методик к педагогическому процессу.

Еще несколько важных моментов

Особо нужно сказать об организации работы. Ее нужно проводить в системе. Для этого надо с самого начала наметить определенную последовательность целей изучения и соответствующих методов, в которой должен быть предусмотрен переход от центральных линий развития к дополнительным, от ведущих линий к вновь образованным и условия осуществления, от вскрытия направлений в развитии к установлению их взаимосвязей.

И последнее, чтобы исследование было планомерным, важно составить его календарный план и включить в план воспитательно-образовательной работы детского сада.

Пример: Диагностика произвольности поведения и роли.

В итоге можно сделать вывод, что педагогическая диагностика имеет двусторонний характер: с одной стороны, она направлена на развитие детей, улучшение условий образования, его эффективности, а с другой стороны – на развитие и совершенствование самого педагога, повышение уровня рефлексии, позволяющей понять особенность своей собственной деятельности.

С уважением, Татьяна Сухих! До завтра!

Кстати, рекомендую прочитать:

Опубликовано: 19.03.2016

Привет, уважаемые читатели моего педагогического ))) блога! С вами Татьяна...

Опубликовано: 09.01.2017

Я, Татьяна Сухих, приветствую своих постоянных читателей – мам и...

Применение средств и методов элементарной диагностики

Оцените запись

metodbv.ru