Диалектика - это... Определение, законы диалектики. Диалектика простыми словами


Диалектика — это просто | Вестник бури

Обычно, когда в разговоре мелькает слово “диалектика”, оно используется как некий штамп, как магическое средство или, наоборот, как ругательство. По сути дела, действительный смысл этого понятия не всегда ясен даже для тех, кто его употребляет. Это приводит к тому, что диалектикой оправдывают любую демагогию и бессовестную спекуляцию понятиями. Тем не менее, современному человеку крайне важно знать, что же такое действительно диалектика и как ей пользоваться. Всезнаек и людей, подвизавшихся на ниве философии, не может не возмутить название статьи – им может показаться, что автор предлагает очередное шарлатанское средство, очередной «царский путь в геометрии». Однако, это совершенно не так – автор прекрасно понимает, что в совершенстве овладеть диалектическим методом мышления действительно сложно. Но вот в том, чтобы начать им овладевать и использовать в повседневной жизни  самые азы диалектики нет ничего сложного. Тем более, что большинство это  и уже так делают, причём самым стихийным образом.

Итак, диалектика есть искусство отыскивать в конкретной ситуации реально существующие противоречия и находить им практически ценное разрешение. Раскроем слова определения:

Сердцем диалектического мышления является противоречие. Диалектическое противоречие – это всегда единство и борьба двух явлений, двух процессов, двух начал. Так, патологоанатом не может определить причину смерти человека, не разобравшись в том, как этот человек жил в последние часы, дни и даже месяцы своего существования. Более того, сами признаки смерти, с которыми он работает – есть результат процессов, ранее обеспечивавших жизнь покойного. Но, перейдя определённую грань, они стали работать в другую сторону – в сторону разложения его тела. Так, не подчинённая уже мёртвому мозгу, пищеварительная система переваривает, разрушает свой собственный организм, вместо того, чтобы пополнять его строительным материалом в виде питательных веществ.

При этом, речь идёт не об абстрактном, где-то над миром существующем противоречии, а о противоречиях конкретной ситуации во всём богатстве её внутренних  и внешних связей. Перефразируя слова Ленина, диалектическое мышление есть конкретный анализ конкретной ситуации. Следовательно, и ситуация, и её рассмотрение обязательно имеют границы, за пределами которых точные, верно установленные факты и связи между ними превращаются в заблуждение и даже прямую ложь. У многих народов мира есть свой вариант сказки, известной в России под названием «Набитый дурак». Герой сказки, спросив совета старших, не глядя, механически применяет его, воспринимая как некую вечную, универсальную истину. Так, встретив на улице людей, несущих покойника, он говорит «Бог в помощь! Носить – не переносить, таскать и не перетаскать!», за что вполне справедливо оказывается побит.

Как правило, все так называемые «вечные истины» банальны и мало что дают практике. Не случайно Чехов в рассказе «Учитель словесности» иронизирует над такими прописными – и совершенно пустяковыми - истинами, что «Волга впадает в Каспийское море. Лошади кушают овёс и сено». Настоящий диалектик и здесь найдёт границы, за которыми эти «вечные» истины теряют своё значение. Так, он вспомнит, что арабских скакунов обычно кормят финиками и сушёной рыбой. Если же их кормить вместо этого овсом и сеном, то они хиреют и утрачивают свою знаменитую скорость и выносливость. Что касается первого утверждения,то и здесь у учёных  есть сомнения – ведь с точки зрения силы водного потока оказывается, что в Каспийское море впадает именно Кама, а Волга является лишь её притоком, а не наоборот, как мы все привыкли думать.

Искусство диалектики состоит не только в том, чтобы находить истинные противоречия, но и отбрасывать ложные. При этом надо понимать, что ни одно ложное противоречие не может существовать без единого зерна истины – его ложность заключается лишь в том, что неверно был определён его масштаб, его место в системе других противоречий. Так, нельзя сказать, что межнациональных противоречий не существует – это было бы преступлением против истины. Но не меньшим грехом против неё будет и утверждать, что они являются основополагающими. Ведь при малейшем честном анализе оказывается, что межнациональные противоречия - лишь частное следствие противоречий классовых.

Умение отбрасывать ложные противоречия или, попросту, разводки, - крайне важный навык для современного человека. Господствующая идеология буквально держится на целой системе ложных противоречий, заставляющих человека выбирать якобы «меньшее из двух зол». Так, человек, который своим умом дошёл до того, что борьба либералов и охранителей в Кремле есть в немалой степени блеф и клоунада, может с полным правом считать, что овладел азами диалектического мышления.

Важно отметить и то, что плохой диалектик натыкается на противоречие случайно, как начинающий грибник на поляну, полную опят. И, конечно же, он к такой находке чаще всего не готов. У горе-грибника два равно неблагоприятных варианта действий – или наспех рассовать грибы по имеющимся кулькам и карманам – с немалым риском потерять половину по дороге. Или бежать домой за вёдрами – с ещё большим риском потерять саму поляну. Ровно так же, плохой, стихийный диалектик или спасует перед противоречием, посчитав его слишком сложным, или попробует его разрешить с немалым риском ошибиться.

Диалектик получше уже постоянно настороже и во всеоружии ждёт, когда из-за угла выскочит противоречие, чтобы дать ему бой. Самый же лучший диалектик тот, кто распознает противоречие ещё до того, как оно само поставит его в неудобную ситуацию. В первую очередь потому, что разрешив одно противоречие, он понимает, что из него прямо вытекает противоречие следующее и, возможно, в общих чертах представляет его суть. В этом смысле настоящая школа прикладной диалектики – это сплав на байдарках и катамаранах по порожистым рекам. Собственно, практически любая река в Карелии, на Урале или на Кавказе – это динамическая система, живое противоречие текучей воды и неподвижного камня, порождающее различные формы течения, с которыми приходится иметь дело туристу – перекаты, бочки, поганки и прижимы.

Все они вместе образуют практически бесконечное разнообразие порогов – от самых простых до сложнейших, в которых нашли свою смерть многие опытные туристы. При таком разнообразии едва ли можно говорить о заранее готовых схемах. Тем не менее, жизнь требует от туриста навыка прогнозировать своё поведение в каждом следующем пороге. Собственно, умение опытного туриста «читать воду» в том и заключается, чтобы разлагать динамическую систему реки на простейшие элементы, читай противоречия. Вот там, прямо по курсу под водой виден огромный камень. И проблема даже не в том, что на этот камень можно налететь и застрять, но в другом – за ним неизбежно будет зона низкого давления или, на языке туристов, бочка. А опасна она тем, что под силой тяжести груза корпус может – если катамаран задержится в бочке – треснуть и сломаться пополам. А невдалеке, на правом берегу высится гладко вылизанная водой скала, то есть прижим. Попадание в прижим чревато травмами для гребцов и повреждениями правого борта. Решение надо принимать быстро – особенно, если всё указанное выше обнаружилось прямо в процессе прохождения порога – ведь далеко не всегда есть возможность провести разведку всего порога целиком. И в данном случае умелый капитан мгновенно приказывает сильнее налегать на вёсла, чтобы пронестись мимо бочки, а сразу после неё задним гребком весла резко отворачивает влево – и катамаран проходит на безопасном расстоянии от скалы на правом берегу.

Казалось бы, зачем автор разводил всю эту лирику про водный туризм? Но именно на этом примере мы проиллюстрировали, что противоречие надо не только отыскивать, но и разрешать практически ценным образом. В конце концов – отказ видеть противоречие – это тоже в каком-то смысле вариант его разрешения. Другой вопрос, что он не приводит к его практическому снятию, чего никак не хотят понять, к примеру, высокопоставленные «страусы» из  министерства финансов России. Оптимизм госпожи Набиуллиной, к слову, пытающейся игнорировать экономический кризис, способен успокоить разве что идиота или…  саму Набиуллину и её ближайшее окружение. Чем же для нашего туриста чревата такая страусиная позиция? Допустим, разглядев и камень, и бочку, и прижим, наш капитан принимает решение – гребём как гребли, авось пронесёт. Что ж, может и пронести, но, скорее всего, ободранный о камень и прижим, с надтреснувшим после бочки корпусом, катамаран кое-как выберется из порога, причём двое гребцов получат досадные ссадины и ушибы на руках или ногах. А если – не дай бог – экипаж пошёл в порог без касок, то травмы могут быть и куда более опасными.

Что ж, и гораздо более простые и обыденные задачи требуют успешного применения диалектики – сознательно или, что чаще, стихийно. Последнее вовсе не случайно - так как диалектика есть не только логика разумного мышления, но и логика самого движения и развития всей сущей в мире материи. Этого требует уже сам процесс приобретения маленьким ребёнком простейших бытовых и социальных навыков. Выдающийся советский философ Эвальд Ильенков в качестве «чистого» примера приводит те проблемы, с которым он и его коллеги сталкивались при обучении слепоглухих детей в Загорске. Результаты этого эксперимента говорят сами за себя – по меньшей мере четверо выпускников загорского интерната достигли выдающихся и для здоровых детей успехов в научной, творческой и общественной деятельности. Так, тёзка великого полководца Александр Суворов – доктор психологических наук, также известен как поэт и общественный деятель. А ведь физиологически он по-прежнему остаётся слепоглухим.

Именно этот эксперимент, по мнению автора, и поставил точку в споре между советской гуманистической марксисткой психологией и популярным и по сей день бихевиоризмом, полагающим, что воспитание человека ничем не отличается от дрессировки животных. Советские психологи ранее тоже экспериментировали с такими методами, но при огромных затратах сил потолком возможностей оказывался уровень хорошо выдрессированной собаки, не способной ни к членораздельной речи, ни к осознанной трудовой деятельности. Конечно, и этого тоже немало, но советским учёным попало в руки доказательство того, что слепой и глухой от рождения ребёнок может достигнуть существенно более высокой степени развития личности.

Феномен Элен Келлер, которая с помощью психолога Энн Салливан выучилась говорить, получила высшее образование, а затем сделала научную карьеру, был для американских психологов – включая и саму Салливан – непостижимым чудом. Одни приписывали это божественному вмешательству, другие – особенному генетическому складу Келлер, третьи – чудодейственному влиянию слова. Одно было общим – никто не мог воспроизвести этот эксперимент.  Советские же учёные – психологи Мещеряков и Соколянский и философ Ильенков – опираясь на диалектико-материалистический метод, смогли научно объяснить её успехи и, на основе этого, создать работающий метод обучения слепоглухих детей.

Для того, чтобы понять, почему это произошло, надо сравнить три основных метода воспитания, которые известны современному человечеству. Первый – стихийный, объединяющий в себе как элемент рутины (то есть дрессировки), так и диалектики. В той мере, в которой терпят неудачу попытки диалектического решения проблемы, воспитуемый всё более бросается в объятия рутины. Тем не менее, отсутствие системы в воспитании постоянно ставят человека перед противоречием, заставляя его – более или менее удачно, но быть стихийным диалектиком. Именно стихийно-диалектическому методу и лично негритянской девочке-служанке и была обязана своим первичным «очеловечением» Элен Келлер. Ставя перед своей подопечной всё более сложные бытовые и трудовые задачи для самостоятельного разрешения, служанка подготовила, как это выяснил Соколянский, сознание Элен к освоению речи.

Другой метод, – организованная рутина и, в особенности, самая грубая её форма – муштра. Именно этот метод по сей день и господствует – вопреки всем достижениям педагогической науки – в основных институтах общественного воспитания человека, а именно в школе и в армии. Суть его – в механической загрузке готовых схем в мозг обучающегося и закрепления их постоянным повторением. Этот метод настолько преуспел в перестройке общественного сознания под нужды существующей системы разделения труда, что многие буржуазные психологи вполне искренне заблуждаются, что 95% людей только для того и созданы, чтобы воспроизводить готовые схемы. На самом деле, всё ровно наоборот – неумение этих самых 95% самостоятельно и творчески решать поставленные задачи обусловлено только тем, что лишь оставшиеся 5% имеют доступ к такой системе воспитания, которая может привить эти способности.

Более того, современность опровергает эту идею и с другой стороны, демонстрируя  ещё более неприглядную картину. Оказывается, что вопреки всей рутине и муштре, в кризисной ситуации представители «глупого» большинства демонстрируют больше способностей к диалектическому мышлению, чем «элитная» интеллигенция. Именно на этом и основано не лишённое справедливости представление трудящегося большинства о бытовой неловкости и нерешительности интеллигенции, особенно в экстренной ситуации. Последняя же, имея несравненно больше возможностей для целенаправленного развития в себе способностей к самостоятельному мышлению, оказывается зачастую неспособна к простейшей, самой что ни на есть стихийной диалектике.

Третий, сознательно диалектический метод воспитания лежит россыпью среди различных демократических, прогрессивных школ педагогики, делающих акцент на самостоятельной творческой активности ребёнка. Именно диалектические методы воспитания, целенаправленно и концентрированно применённые, и позволили сделать из слепоглухих человекообразных растений зрелых и талантливых людей. И если все дети мира получат доступ к таким методикам воспитания, то тогда каждый на этой планете сможет с уверенностью сказать «диалектика – это просто» , а не использовать это слово для прикрытия грязной демагогии или просто для красоты..

 

vestnikburi.com

ДИАЛЕКТИКА - это... Что такое ДИАЛЕКТИКА?

  • ДИАЛЕКТИКА — (от греч. dialektike (techne) искусство вести беседу, спор) филос. теория, утверждающая внутреннюю противоречивость всего существующего и мыслимого и считающая эту противоречивость основным или даже единственным источником всякого движения и… …   Философская энциклопедия

  • ДИАЛЕКТИКА —     ДИАЛЕКТИКА (ἡ διαλεκτικὴ sc. τέχνη, от глаг. διαλέγομαι разговаривать, беседовать, рассуждать), искусство вести беседу, спор; в различных контекстах термин диалектика использовался как синоним 1) риторики, 2) логики, 3) философии.     Софисты …   Античная философия

  • Диалектика —  Диалектика  ♦ Dialectique    Искусство диалога и противоречия, искусство контроверзы. В лучшем случае диалектика также – логика видимости, в худшем – видимость логики. Наконец, в философии Гегеля или Маркса диалектика – определенный метод… …   Философский словарь Спонвиля

  • ДИАЛЕКТИКА — (греч. dialektike, от dialektes язык, наречие). 1) у древних философов, искусство правильного расположения выводов при доказательстве чего либо. 2) искусство правильного расположения, доводов в споре. 3) в старину то же, что логика. Словарь… …   Словарь иностранных слов русского языка

  • Диалектика — (гр. dialectic) алғашқыда, ертедегі Грекияда, логикалық аргументация (дәлелдеме) әдісі. Көне грек ойшылдары диалектика деп талас жүргізу өнерін, дискуссияда жоққа шығару тәсілін, үғымдарды үнемі бағалау (саралау) әдісін түсінген. Ақиқатты қарама… …   Философиялық терминдердің сөздігі

  • диалектика —         ДИАЛЕКТИКА (от греч. SiaXsyopou веду беседу, спор). 1. В античности, в полном соответствии с этимологией, Д. называли искусство ведения диалога ради достижения истины. Д. противопоставляли эристике искусству спора ради победы в нем любой… …   Энциклопедия эпистемологии и философии науки

  • диалектика — по злоупотреблению искусство убедительного пустословия, ловкого спора (Даль) См …   Словарь синонимов

  • ДИАЛЕКТИКА — [от греческого dialektike (techne) искусство вести беседу, спор], философское учение о становлении и развитии бытия и познания и основанный на этом учении метод мышления. В истории философии выдвигались различные толкования диалектики: учение о… …   Современная энциклопедия

  • ДИАЛЕКТИКА — философская концептуализация развития, понятого как в онтологическом, так и в логико понятийном его измерениях, и соответственно конституирующаяся в историко философской традиции как в качестве теории, так и в качестве метода. Исходно в… …   История Философии: Энциклопедия

  • Диалектика — (от греч. dialegesJai) искусство вести беседу.Аристотель считает Зенона, философа элейской школы, родоначальником Д.Диалектика Зенона состоит в опровержении, основанном на законепротиворечия, положений, выставленных представителями других… …   Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

  • dic.academic.ru

    Ответы@Mail.Ru: что такое диалектика???

    Диалектика (искусство спорить, вести рассуждение) — метод философского познания и способ мышления, базирующийся на анализе всевозможных точек зрения на исследуемый предмет. Как правило, такой анализ различных точек зрения сводится к столкновению противоположных позиций, которые принято называть тезисом и антитезисом.Цель диалектического метода:

    Рассматривать предмет со всех сторон и со всех возможных позиций. Рационально, основываясь на этом всестороннем анализе, пытаться решать философские проблемы. Различают два понимания природы диалектики:

    Одно основывается на том, что диалектика есть только способ познания мира, особый метод всестороннего анализа, а не сама реальность. Другое признает «диалектическим» саму реальность, которую мышление только фиксирует — такими «реально диалектическим» признаются всякое изменение и развитие (см. апории Зенона) . Так, еще Гераклит утверждал, что «все течет, ничего не стоит на месте» , имея в виду саму реальность. А Жорж Сорель назвал диалектику «искусством примирения противоположностей с помощью фокус-покуса» , имея в виду диалектику как особый метод. В истории философии выделяются следующие исторические формы диалектики:

    Диалектика античности (наиболее яркий представитель — Гераклит и досократики) . Идеалистическая диалектика немецкой классической философии XVIII — первой половины XIX в. (И. Кант, Г. Фихте, Ф. Шеллинг, Г. Гегель) . Материалистическая диалектика (К. Маркс, Ф. Энгельс, философы советской школы Э. Ильенков, Готт В. С. и др. ) В более узком смысле диалектика — название гносеологического метода (методологического принципа познания) , который реализуется по схеме «тезис-антитезис-синтез» . Следуя этому методу, вначале познающий субъект выделяет в реальности некоторое явление, формирует для этого явления понятие или формулу (суждение) , которые рассматриваются им как тезис. Затем процесс познания продолжается формированием антитезиса — формулы или понятия, содержание которых противоположно (противопоставлено) тезису. Только после этого субъект переходит к рассмотрению и познанию взаимосвязи между тезисом и антитезисом — к познанию синтеза. Процесс может повториться на метауровне, когда синтез рассматривается, как тезис более высокого уровня. Таким образом постигается истина.

    Диалектике противостоят метафизика и эклектика. Современное мышление, правильное понимание мира, мировоззрение, которое помогает правильно действовать, невозможны без овладения диалектикой, навыками диалектического мышления.

    В противоположность метафизическому познанию, диалектическое познание учитывает нестационарный характер наших знаний о мире и рассматривает систему знаний о мире как динамическую систему, в которой понятия имеют развитие во времени. Кроме того, сама познаваемая реальность носит динамический характер, поэтому логические схемы диалектического познания неизбежно требуют использования как дедуктивных схем рассуждений классической формальной логики, так и схем рассуждений, применимых в темпоральных (временных) логиках и их расширениях.

    В диалектике общему понятию «вещь» (как что-то, что имеет историю и внешние связи с другими вещами) предпочитаются понятие «процесс» (в котором содержится история этого процесса и возможное будущее) и понятие «отношение» (в котором как часть его самого содержатся его связи с другими отношениями) . Диалектика преимущественно направлена на нахождение четырех типов отношений: тождество/различие, взаимное проникновение противоположностей, количество/качество и противоречие.

    «Три закона диалектики»

    1. Закон перехода количественных изменений в качественные.

    2. Закон единства и борьбы противоположностей.

    3. Закон отрицания отрицания.

    otvet.mail.ru

    ДИАЛЕКТИКА - это... Что такое ДИАЛЕКТИКА?

  • ДИАЛЕКТИКА — (от греч. dialektike (techne) искусство вести беседу, спор) филос. теория, утверждающая внутреннюю противоречивость всего существующего и мыслимого и считающая эту противоречивость основным или даже единственным источником всякого движения и… …   Философская энциклопедия

  • ДИАЛЕКТИКА —     ДИАЛЕКТИКА (ἡ διαλεκτικὴ sc. τέχνη, от глаг. διαλέγομαι разговаривать, беседовать, рассуждать), искусство вести беседу, спор; в различных контекстах термин диалектика использовался как синоним 1) риторики, 2) логики, 3) философии.     Софисты …   Античная философия

  • Диалектика —  Диалектика  ♦ Dialectique    Искусство диалога и противоречия, искусство контроверзы. В лучшем случае диалектика также – логика видимости, в худшем – видимость логики. Наконец, в философии Гегеля или Маркса диалектика – определенный метод… …   Философский словарь Спонвиля

  • ДИАЛЕКТИКА — (греч. dialektike, от dialektes язык, наречие). 1) у древних философов, искусство правильного расположения выводов при доказательстве чего либо. 2) искусство правильного расположения, доводов в споре. 3) в старину то же, что логика. Словарь… …   Словарь иностранных слов русского языка

  • Диалектика — (гр. dialectic) алғашқыда, ертедегі Грекияда, логикалық аргументация (дәлелдеме) әдісі. Көне грек ойшылдары диалектика деп талас жүргізу өнерін, дискуссияда жоққа шығару тәсілін, үғымдарды үнемі бағалау (саралау) әдісін түсінген. Ақиқатты қарама… …   Философиялық терминдердің сөздігі

  • диалектика —         ДИАЛЕКТИКА (от греч. SiaXsyopou веду беседу, спор). 1. В античности, в полном соответствии с этимологией, Д. называли искусство ведения диалога ради достижения истины. Д. противопоставляли эристике искусству спора ради победы в нем любой… …   Энциклопедия эпистемологии и философии науки

  • ДИАЛЕКТИКА — ДИАЛЕКТИКА, диалектики, мн. нет, жен. (греч. dialektike). 1. Наука о всеобщих законах движения и развития природы, человеческого общества и мышления, как процесса накопления внутренних противоречий, как процесса борьбы противоположностей,… …   Толковый словарь Ушакова

  • диалектика — по злоупотреблению искусство убедительного пустословия, ловкого спора (Даль) См …   Словарь синонимов

  • ДИАЛЕКТИКА — [от греческого dialektike (techne) искусство вести беседу, спор], философское учение о становлении и развитии бытия и познания и основанный на этом учении метод мышления. В истории философии выдвигались различные толкования диалектики: учение о… …   Современная энциклопедия

  • ДИАЛЕКТИКА — философская концептуализация развития, понятого как в онтологическом, так и в логико понятийном его измерениях, и соответственно конституирующаяся в историко философской традиции как в качестве теории, так и в качестве метода. Исходно в… …   История Философии: Энциклопедия

  • Диалектика — (от греч. dialegesJai) искусство вести беседу.Аристотель считает Зенона, философа элейской школы, родоначальником Д.Диалектика Зенона состоит в опровержении, основанном на законепротиворечия, положений, выставленных представителями других… …   Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

  • dic.academic.ru

    это... Определение, законы диалектики :: SYL.ru

    Каждый человек, который начинает интересоваться наукой о бытие, находит для себя диалектику в философии. Люди сталкиваются с этим понятием, не только изучая Платона или Гераклида, но и в обычной жизни. Если говорить кратко и самое главное о диалектике философии, то стоит отметить даже самую простую дискуссию. Диалог, в котором человек ищет истину, и есть основа диалектики.

    Основное определение

    Слово "диалектика" берет свое начало из древнегреческого языка. В переводе оно обозначает искусство спора, способность вести рассуждения в диалоге. Главные законы диалектики в философии - это использование способов аргументации своих рассуждений, применяя всевозможные методы формирования рефлексирующего размышления над теорией. Немаловажным будет исследовать все противоречия, возникающие в процессе мышления и дедукции.

    Сам метод диалектического познания раскрывается во многих философских школах прогрессивной Азии и Европы. Популярность диалектики и значение в философии началось с появлением одного из главных основоположников античной культуры. Определение данного понятия можно найти в трудах Платона ("Диалоги"). Так, философ считал, что диалектика - это наука о сущем. Общение и поиск истины, раскрытые в общении мыслителя с известными деятелями культуры, политики, торговцами, дали ответ на многие неразрешимые вопросы о смысле жизни, справедливости, правде.

    Гегель считал, что самое главное (кратко) в диалектике философии - это сопротивление метафизической теории мира. В понимании немецкого философа, мир не является независимым или бессвязным, а взаимодействует по определенным законам.

    Трактовки философов

    Многие из тех, кто занимался в свое время определением того, что такое диалектика в философии, давали собственную оценку этого понятия. Самыми известными были:

    • Гераклит. Определение диалектики в философии - это формировании самого бытия. Оно будет изменчивым вечность.
    • Сократ говорил о значении диалектики в философии как об искусстве ведения диалога. Целью изучения для него было постижение реальности, путем наваждения собеседника на определенные вопросы. Сократ был одним из самых критикуемых философов своего времени.
    • Платон. Ученик Сократа говорил, что диалектика - это способ разделения или объединения определений. Цель этого действия заключается в достижении сверхчувствительного, превосходного понимания предметной стороны жизни.
    • Аристотель. Не называл диалектику искусством. Считал ее наукой, объединяющей реальные исследования науки.
    • Джордано Бруно значительно отошел от классического, общего восприятия диалектики в философии. Это способствовало формированию совершенно нового понятия. Итальянец наполнил его более реалистичным и живым содержанием. Так, согласно Бруно, в философии диалектика - наука скрещивания противоположных вещей.
    • Кант. В одном из своих главных произведений, "Критике чистого разума", он говорил о диалектике, как об инструменте уничтожения иллюзорного восприятия мира. По его мнению, человек запутывается в противоречиях и только рациональное зерно диалектики способно решить загадки человечества.
    • Гегель говорил о познании противоречивых исходов, которые являются двигателем прогресса человеческой мысли.

    Как развивалось понятие диалектики?

    Понятие о том, что такое диалектика, начало зарождаться около 3 тысяч лет тому назад. Одни из первых философов Древней Греции, Индии и Китая имели малый уровень познаний и миропонимания. Они занимались опосредованной диалектикой и не имели весомого значения в культуре этих стран.

    Первым этапом развития диалектики считается период античности. Философские школы стран востока опирались на те же принципы, что и Древнегреческая: использование диалогического метода исследования истины через сравнение двух противоположностей (добро - зло, правда - ложь и т.д.). Если говорить о том, что такое определение диалектики в философии кратко, то это осознание бытия, представленное чувственным достижением гармонии.

    Закон единения и борьбы

    Самым главным понятием, связанным с пониманием диалектики, является понимание законов, по которым она работает. Их суть заключается в определении всего процесса человеческого развития. Главный закон диалектики - это закономерность единства и противоречия. Он гласит о том, что каждый предмет естественной реальности, вне зависимости от наличия физического воплощения, борется внутри себя. Причиной этому служит противоречие, которое легло в основу мироздания и Вселенной, борьба и мир в каждой вещи. Как ответить кратко, что такое диалектика в философии и закон единения и борьбы? Они представляют собой два принципа - противоречия и противоположности.

    Аспект противоречия заключается в формировании стадии различий, причин и примет, которые исключают сами себя и друг друга. Суть же противоречия заложена в противодействии полярных сторон, которые могут не только исключать друг друга, но и совместно с этим подтверждать истинность каждой из них.

    Это понятие требует определения аспектов вещей и их связь с законами самой логики. При осознании этого факта стоит отказаться от противоречий, тождественных утверждений и синергии этих понятий с осознанием самого термина "познание".

    Логическая противоестественность этого закона ведет к противоположным истине результатам. Это может послужить оповещением, сообщающем о присутствии ошибок, но не может непосредственно указать на них. Использование диалектического закона противоречия позволяет определить место неточности до уровня звена. Следующим шагом в получении нового познания станет трактовка предполагаемой истины и понимание вида проблемы. В этом случае каждое противоречие будет стерто причинно-следственными связями.

    Закон двойного отрицания

    Характеристика этого аспекта заключается в факте развития человека. Любая система, стремящаяся к развитию, проходит несколько ступеней. Они ведут к самому последнему этапу, обусловленному копированием некоторых основных черт, заложенных в начале развития. Но как тогда появляется отрицание самого отрицания?

    Природа противоречий движет развитие человечества, что обусловлено доминированием одной из двух крайностей на протяжении отдельных временных отрезков. Формирование преимуществ связано с накоплением качественных и количественных перемен обеих сторон. Это и есть первое из двух отрицаний.

    Суть второго отрицания выходит из первого. Это означает, что новое отрицание объясняет процесс получения более совершенного знания (как в первой крайности, так и во второй). Эволюция природы вещей делает круг и возвращается к первоначальному и усовершенствованному пониманию. Каждый этап развития заключен в балансировании между двумя крайностями, которые, в свою очередь, обозначают благодетель (скупость - щедрость - расточительство и т.п.). Второе отрицание уже присутствовало на период появления первого, но было в более имплицитной и незаметной форме. Таким образом, открытие второго отрицания не создает ничего принципиально нового, а только раскрывает полную картину действительности.

    Этот закон применим во многих сферах бытия, главной характеристикой которых является цикличность и статичность. Предметная сфера применения отрицания достаточно широка, но факт того, что у вещей не бывает только две стороны, значительно сужает область допустимых применений. Выявить отрицание предмета и его противоречивость достаточно сложно на начальной стадии понимания. Логическая составляющая часто тонет в исторической, а отрицание может быть явным из-за взаимодействия со внешними структурами, что делает его субъективным и заметным лишь снаружи.

    Закон перехода от экстенсивного к интенсивному развитию

    Предметный диапазон эволюции любого предмета реального мира всегда развивается по определенному сценарию. Закон перехода от количественного изменения к качественному, как нельзя лучше можно представить наглядно. Он гласит о том, что каждый предмет в процессе своего развития накапливает какие-либо изменения, связанные с количеством. Соответственно, чем больше продуктов деятельности имеется, тем больше в них будет качественных изменений. Если говорить простыми словами, то этот закон можно сравнить с процессом эволюции животного мира - чем больше популяция и ее разнообразие, тем лучше и качественнее происходит процесс эволюции.

    Античная диалектика

    Главными первооткрывателями диалогов, как способа определения основных понятий жизни, были античные греки. Ранние греки рассказывали о мировом вечном движении и уже тогда представляли вселенную, как последовательный и завершенный продукт, идеальное творение физики. Согласно этой доктрине, диалектика - это тот способ постижения мира, который способен объяснить как самые простые вещи, так и движение Вселенной.

    Гераклит говорил о вечном движении хаотичной жизни к идеалу, которого она никогда не постигнет, так как две противоположности - порядок и хаос, никогда не смогут взаимодействовать вместе. Основателем законов диалектики в философии традиционно считается Зенон Элейский. Именно он первым поднял вопрос о противоречивости понятий перемещения и множеств. Гераклит развил эту идею и заложил в нее понятия морали и скептического взгляда на вещи.

    Один из самых известных приверженцев диалектики, Аристотель, был тем, кто разделил понятия "диалектика" и "аналитика". Диалектика ни в коем случае не претендует на объективность, но аналитика, в свою очередь, оперирует непосредственными фактами и расчетами. Исходя из этого можно сказать, что первое - философское понятие, а второе - научное. Также великий мыслитель разделил познание на 4 составляющие: целевую, движущую, материальную и формальную стороны.

    Платон в этом вопросе стал приверженцем школы элейцев, отождествляя истинное бытие со статичностью и монументальной постоянностью естества. Также весомое отличие его диалектики в философии - это выделение более высшего рода человеческого естества. Такие существа способны мыслить иначе, осознавая себя в противоречиях. Быть и не быть, быть равным себе и не равным, переводя естество в совершенно иное русло. Платон полностью отошел от канонов, заключив определение диалектики философии в более широкое поле противоречий - единство и множество, вечность и сиюминутность, спокойствие и передвижение. Именно противоречие стало для него тем стимулом, который толкает человечество к поиску истины и своего места в мире. Платон развил свою идею до формирования пяти основных принципов диалектики: бытие, тождественность, покой, движение и изменчивость.

    В своих произведениях античные философы рассматривали вопросы понятия родов всего сущего. Они подвергали анализу такие понятия, как, бытие, покой, передвижение. Платон, например, говорил, что движение и покой не могут быть связаны. Единственным камнем преткновения перед этим утверждением являлся факт "существования" этих двух понятий. Их объединяло третье - "бытие". На основании этих диалектических исследований, было образовано понятие о трех родах.

    Они являлись представительствами самих себя и противоречиями друг друга. Такая трактовка провоцировала появление допущения, согласно которому "бытие" и "иное", так же связано, как и "покой" и "движение". Сопоставление этих понятий делает их "тождественными", что противоречит само себе по своей сути.

    Именно эти размышления способствовали появлению пяти независимых родов всего сущего - покоя, движения, бытия, тождества и иного.

    Древне-восточная диалектика

    Самым главным двигателем понятия и определения диалектики в философии были китайские философы. Они также поддерживали идею о неделимости и постоянстве Вселенной, дополняя ее собственными понятиями "инь-янь". В этих двух основах закладывалась идея о противопоставлении и противоречии природы вещей. Если сравнивать с греческой философией, то можно найти параллель: "инь" - "покой", а "янь" - движение. Все основы восточной мифологии объединяли философию с религиозными доктринами. Светлая сторона, которая называется "Янь", связывается с активной мужской силой, положительными эмоциями и добром. Темная "Инь" - с женским началом, смертью и бедами. Эти противоречивые составляющие совмещаются в одно целое, формируя черно-белое бытие, которое сопоставимо с греческим единством движения, статичности и существования.

    Определение диалектики в философии востока - это понимание каждого понятия как единение пяти элементов:

    • Природные элементы. Вода, огонь, земля, дерево и металл.
    • Естественные природные состояния. Сухость, влага, тепло, холод и ветер.
    • Способности человека. Слух, зрение, мышление, речь и мимика.
    • Человеческие состояния. Созерцание, страх, ненависть, радость и забота.

    Средневековая диалектика

    Период "Темных времен" истории человечества ни в коем случае не существовал в культурном или философском вакууме. Во времена Средних веков точно так же использовался античный метод постижения истины.

    Диалектику называли одной из составляющих семи вольных искусств и трактовали ее в более широком смысле, чем это делали в Древней Греции. Для ученых и философов это было наукой ведения споров. В структуру диалектического диалога входили вопросы и ответы, которые часто были категоричными и претендовали на максимальную объективность. В изречениях и рукописях Средневековья часто использовались религиозные доводы и суждения, основанные на полном признании власти Господа над душой и разумом человека. Каждый предмет такой "объективной" реальности был разделен между родами и видами.

    Всем известная теория триединства мира также использовалась в диалектических размышлениях Средних веков. Это была христианская догма о Боге-Отце, Боге-Сыне и Боге-Духе. Уровень развития диалектики не стал ниже, а просто пошел по другому пути. Темные века нельзя связывать с деградацией философской мысли, а лишь с временным упадком числа поддерживающих ее людей. Диалектика все еще имела в своей структуре те же законы, которые применялись тысячу лет назад. Закон двойного отрицания, единения и борьбы, качественного и количественного развития - все они применялись в Средневековье.

    Главной целью, связанной с использованием диалектики Средних веков, является попытка воссоединения двух крайностей. Мирская жизнь должна была быть связана с божественной, мирское с сакральным, бедность с богатством, сила со слабостью и так далее.

    Самой главной ошибкой, связанной с развитием диалектики тех времен, считается ее взаимодействие с религией и теологией. Учение о едином боге никаким образом не могло сочетаться с теорией о самом объективном познании, выведенном путем долгих размышлений и диалогов как с человеком, так и с природой. На основании этого Аристотель вывел собственную теорию миропонимания, завязанную на аспекте мирового абсолюта, который, в свою очередь, не зависел от менее монументальных частиц нашего мира. Неоплатоники вывели свою теорию, которая была лишь переосмыслением (или переименованием) уже существующего закона "перехода от количественного к качественному развитию". В работах Кузанского вопрос о том, что такое определение диалектики в философии, раскрывается в отождествлении истинного и ложного, знания и невежества, минимума и максимума. Оно заключается в смысловом объединении всех качественных противоречий.

    Диалектика в немецкой философии

    Жемчужиной мировой философии традиционно называют работы немецких философов эпохи классицизма. Идеалистические понятия значения диалектики в философии (кратко) связаны не только с познанием истинности суждений, но и с деятельностью и причинно-следственными факторами. Согласно кантовской диалектической теории, главная проблема бытия заключается в критике чистого разума, действительности и философского познания древности. Это был принципиально новый подход к обсуждению диалектики, который был раскрыт в работах Фихте, Шелинга, Гегеля и многих других известных мыслителей эпохи классицизма. Они размышляли над природой человеческого развития не как религиозного познания, а как единение разума и души.

    www.syl.ru

    Диалектика - это... Что такое Диалектика?

    Диале́ктика (греч. διαλεκτική — искусство спорить, вести рассуждение) — метод аргументации в философии, а также форма и способ рефлексивного теоретического мышления, имеющего своим предметом противоречие мыслимого содержания этого мышления.[1] Диалектический метод является одним из центральных в европейской и индийской философской традиции. Само слово «диалектика» происходит из древнегреческой философии и стало популярным благодаря «Диалогам» Платона, в которых двое или более участников диалога могли придерживаться различных мнений, но желали найти истину путем обмена своими мнениями.

    История развития понятия

    Диалектика в Античности

    Аристотель считает изобретателем диалектики Зенона Элейского, который подверг анализу противоречия, возникающие при попытке осмыслить понятия движения и множества.

    Сам Аристотель отличает «диалектику» от «аналитики» как науку о вероятных мнениях от науки о доказательстве. Платон вслед за элеатами (Элейская школа) определяет истинное бытие как тождественное и неизменное, тем не менее в диалогах «Софист» и «Парменид» обосновывает диалектические выводы о том, что высшие роды сущего могут мыслиться только таким образом, что каждый из них есть и не есть, равен себе самому и не равен, тождествен себе и переходит в свое «иное». Поэтому бытие заключает в себе противоречия: оно едино и множественно, вечно и преходяще, неизменно и изменчиво, покоится и движется. Противоречие есть необходимое условие для побуждения души к размышлению. Это искусство и является, по Платону, искусством диалектики. Развитие диалектики продолжали неоплатоники (Плотин, Прокл). У них словом «диалектика» обозначается научный метод анализа и синтеза, который исходит из Единого, чтобы к Единому вернуться.

    Диалектика в традиционной китайской философии

    В китайской философии диалектика традиционно связывается с категориями Ян и Инь. С точки зрения китайских мыслителей, эти категории отражают взаимосвязь и взаимопревращение противоположных сторон явления друг в друга. К примеру, «Ян» — светлое, «Инь» — темное; «Ян» переходит в «Инь» — жесткое размягчается[источник не указан 235 дней]; «Инь» переходит в «Ян» — темное светлеет и т. д.

    Диалектика в Средние века

    В средние века диалектика являлась частью семи свободных искусств и понималась обычно в широком смысле как способность вести спор посредством вопросов и ответов, искусство составлять силлогизмы, используя вероятностные и правдоподобные аргументы по предложенному вопросу, а также искусство классификации понятий, разделения вещей на роды и виды.

    В немецкой классической философии

    Немецкий классический идеализм рассматривал действительность не только как предмет познания, но и как предмет деятельности. Так, в теории познания Кант развивает диалектические идеи в учении об «антиномиях». Однако диалектика разума, по Канту, — иллюзия, и она устраняется, как только мысль возвращается в свои пределы, ограниченные познанием одних явлений. Позже в теории познания (в «Наукоучении») Фихте развил «антитетический» метод выведения категорий, содержащий важные диалектические идеи. Шеллинг вслед за Кантом развивает диалектическое понимание процессов природы.

    Существенную роль понятие диалектики играет в философии Гегеля. Для него диалектика — это такой переход одного определения в другое, в котором обнаруживается, что эти определения односторонни и ограниченны, то есть содержат отрицание самих себя. Поэтому диалектика, согласно Гегелю, — «движущая душа всякого научного развертывания мысли и представляет собой единственный принцип, который вносит в содержание науки имманентную связь и необходимость…».

    Диалектика марксизма

    Понятие диалектики в своих произведениях использовали Карл Маркс и Фридрих Энгельс, которые перевели её в материалистическую плоскость. Отличие своей диалектики от гегелевской Маркс выразил в утверждении, что философия Гегеля перевернута с ног на голову. Именно поэтому следует отличать диалектику Гегеля от её интерпретации в диалектике марксизма.

    Маркс понимает философию как науку и пытается построить её по научному методу. Сознание Марксом понимается как свойство материи отражать саму себя, а не как самостоятельная сущность. Материя находится в постоянном движении и развивается. Диалектика же выступает в качестве закона развития этой материи.

    Маркс следующим образом описывает разницу между его диалектикой и диалектикой Гегеля:[2]

    Мой диалектический метод по своей основе не только отличен от гегелевского, но является его прямой противоположностью. Для Гегеля процесс мышления, который он превращает даже под именем идеи в самостоятельный субъект, есть демиург действительного, которое составляет лишь его внешнее проявление. У меня же, наоборот, идеальное есть не что иное, как материальное, пересаженное в человеческую голову и преобразованное в ней.

    Последователями Маркса, главным образом, советскими, была создана особая философская школа — диалектический материализм. В диалектическом материализме диалектика Гегеля была воспринята в интерпретации Энгельса, который сформулировал так называемые «Три закона диалектики»:

    1. закон перехода количественных изменений в качественные;
    2. закон взаимного проникновения противоположностей;
    3. закон отрицания отрицания.

    Диалектика в советской и российской философии

    В советское время единственной допустимой формой диалектики считалась материалистическая диалектика, и к попыткам неортодоксального ее развития относились с подозрением[источник не указан 83 дня]. После распада СССР диалектика в значительной степени потеряла своё распространение, хотя ряд авторов продолжает оценивать её позитивно. Среди авторов, предложивших оригинальные диалектические концепции, были Г. С. Батищев, А. Ф. Лосев, З. М. Оруджев, Э. В. Ильенков, В. А. Вазюлин и другие.

    Диалектика сегодня

    Для современного состояния науки характерно замалчивание диалектики одновременно с существенным развитием и конкретизацией её идей под другими названиями. Так, в синергетике подробно разработаны закономерности перехода от количественных изменений к качественным.

    Критика гегелевской диалектики и диалектики марксизма

    Шопенгауэр

    Гегелевскую диалектику и философию активно критиковал его современник Артур Шопенгауэр, знавший Гегеля лично:[3]

    Гегель, назначенный властями сверху в качестве дипломированного Великого философа, был глупый, скучный, противный, безграмотный шарлатан, который достиг вершин наглости в наскребании и преподнесении безумнейшей мистифицирующей чепухи. Эта чепуха была шумно объявлена бессмертной мудростью корыстными последователями и с готовностью принята всеми дураками, которые, таким образом, соединились в столь совершенный хор восхищения, который вряд ли когда-либо звучал ранее. Широчайшее поле духовного влияния, предоставленное Гегелю власть предержащими, позволило ему добиться успеха в деле интеллектуального разложения целого поколения.

    Поппер

    Диалектика Гегеля объясняет развитие мышления через триаду тезис → антитезис → синтез. К. Поппер[4] объясняет эту схему, сравнивая её с научным методом проб и ошибок, который отбраковывает неподтверждающиеся экспериментом теории. Поппер признаёт, что весьма разумно начинать «развитие определенной области человеческого мышления с какой-то одной идеи — тезиса, открытого для критики, которая “создаст“ свой антитезис». Завершаемая синтезом разумных зёрен схема «добавляет некоторые ценные моменты к интерпретации мышления в терминах проб и ошибок».

    Критику Поппер начинает с того, что синтез субъективен — определяется не только материалом тезиса и антитезиса, но и умами, его (этот синтез) отстаивающими[5]. Но главное, что, правильно замечая, что противоречия — двигатель интеллектуального прогресса и что они неизбежны, диалектики делают крайне неверный вывод, что избавляться от противоречий даже нежелательно. Это опасно, говорит Поппер, поскольку так называемая плодотворность противоречий есть просто результат нашего решения не мириться с ними[6]. Кроме того, он показывает, как из противоречия следует что угодно. Примирение с противоречием обязательно приводит нас к отказу от критики, от поиска непротиворечивых теорий, синтеза, к концу рациональности и науки. Поэтому диалектическая логика, более чем годная для философского описания истории, не должна занимать фундаментальное место формального логического вывода в жизни. И уж тем более нелепо утверждать, что физическая реальность развивается диалектически, как это делает Маркс.

    К. Поппер отмечает, что в диалектике неправильно употребляются логические термины, а понятия «отрицание» и «противоречие» имеют определенное логическое значение, отличное от диалектического. Такая терминология, по мнению Поппера, лишь вводит в заблуждение. Менее обманчивыми были бы термины «конфликт», «противоположная тенденция» или «противоположный интерес». А неуязвимость диалектики для критики Поппер называет чрезвычайно опасным «железобетонным» догматизмом.

    См. также

    Примечания

    1. ↑ Михайлов, Ф. Т. Диалектика // Новая философская энциклопедия. — М.: Мысль, 2000. — Т. 1—4. — ISBN 5-244-00961-3.
    2. ↑ Маркс К. «Капитал». Том I. Послесловие ко второму изданию
    3. ↑ Цитируется из Поппер К. Открытое общество и его враги. Т. 2. Время лжепророков: Гегель, Маркс и другие оракулы — Глава 12
    4. ↑ К.Поппер, «Что такое диалектика?»
    5. ↑ «... не следует думать также, что именно «борьба» между тезисом и антитезисом «создает» синтез. На самом деле происходит битва умов, и именно умы должны быть продуктивны и создавать новые идеи ...»
    6. ↑ «Единственной «силой», движущей диалектическое развитие, является, таким образом, наша решимость не мириться с противоречиями между тезисом и антитезисом.»

    Литература

    • Диалектика // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: В 86 томах (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
    • Абрамов М. А. Догмы и поиск (сто лет дискуссий о диалектике в английской философии). — М., 1994. — 210 с.
    • Адорно Т. В. Негативная диалектика. Пер. с нем. — М.: Научный мир, 2003. — 372 с.
    • Алексеев П. В., Панин А. В. Теория познания и диалектика. — М., 1991. — 383 с.
    • Берти Э. Древнегреческая диалектика как выражение свободы мысли слова // Историко-философский ежегодник 1990. — М., 1991. — С. 321—344.
    • Богомолов А. С. Диалектический логос. Становление античной диалектики. — М., 1982. — 263 с.
    • Бурова И. Н. Парадоксы теории множеств и диалектика. — М., 1976.- 176 с.
    • Вазюлин В. А. Логика «Капитала» К. Маркса. — М., 1968—2002². — 295 с.
    • Дёмин Р. Н. Сократ о диалектике и учение о разделении по родам в древнем Китае // Универсум платоновской мысли: неоплатонизм и христианство. Апологии Сократа. — СПб., 2001.
    • Джохадзе Д. В. Диалектика Аристотеля. — М., 1971.
    • Джохадзе Д. В., Джохадзе Н. И. История диалектики: Эпоха античности. — М., 2005. — 326 с.
    • Диалектика и её критики. — М., 1986.
    • Диалектическое противоречие. — М., 1979. — 343 с.
    • Дынник М. А. Диалектика Гераклита Эфесского. — М., 1929.
    • Зелькина О. С. Системно-структурный анализ основных категорий диалектики. — Саратов, 1970.
    • Ильенков Э. В. Диалектическая логика. Очерки истории и теории. Москва, Политиздат, 1974. — 271 с. // Второе издание, дополненное. М.: Политиздат, 1984. — 320 с.
    • История античной диалектики. — М., 1972. — 335 с.
    • История диалектики XIV—XVIII вв. — М., 1974. — 356 с. (АН СССР.Ин-т философии).
    • История марксистской диалектики от возникновения марксизма до ленинского этапа. — М., 1972.
    • Кедров Б. М. О методе изложения диалектики: Три великих замысла. — М.: Наука, 1983. — 478 с.
    • Критика немарксистских концепций диалектики XX века. Диалектика и проблема иррационального / Под ред. Ю. Н. Давыдова. — М., 1988. − 478 с. ISBN 5-211-00186-9
    • Луканин Р. К. Диалектика аристотелевской «Топики» // Философские науки. — 1971. — № 6.
    • Мисюров Д. А. Опыт диалектики: Формулы развития, диалектическое исчисление, диалектические опыты. — Москва, Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2012 (книга вышла в 2011 году) — 288 c.
    • Моисеев Н. Н. Алгоритмы развития. — М.: Наука, 1987. — С. 17-37, 44.
    • Нарский И. С. К вопросу о соотношении формальной логики и диалектики // Вестник Московского университета. — 1960. — № 3.
    • Омельяновский М. Э. Диалектика в современной физике. — М.: Наука, 1973. — 324 с.
    • Оруджев З. М. Диалектика как система. — М., 1973. — 352 с.
    • Петров Ю. А. Логическая функция категорий диалектики. — М., 1972.
    • Садовский Г. И. Диалектика мысли. Логика понятий как теория отражения сущности развития. — Минск, 1982. — 310 с.
    • Семашко Л. М. Диалектика Платона и её интерпретация Гегелем // Философские науки. — 1971. — № 4.
    • Фурман А. Материалистическая диалектика. — М., 1969.
    • Чан Шэнь. Диалектика Гегеля и китайская традиция диалектического мышления. // Судьбы гегельянства: философия, религия и политика прощаются с модерном. — М., 2000. — С.335-347.
    • Шаш С. Д. Проблема исследования раннегреческой диалектики // Сб. Философские исследования. — Минск, 1970.
    • Широканов Д. И. Взаимосвязь категорий диалектики. — Минск, 1969.
    • Howard Ll. Williams, Hegel, Heraclitus, and Marx’s Dialectic. — Harvester Wheatsheaf, 1989. — 256 p. ISBN 0-7450-0527-6

    Критика диалектики

    dal.academic.ru

    Диалектика – способ понимать свою жизнь и окружающее

    Диалектика – законы мира и его познания

    СОДЕРЖАНИЕ СТАТЬИ отвечает на такие вопросы:

    Откуда взялась диалектика

    Диалектика появилась вместе с человеческим сознанием, как попытка людей понять окружающий мир и себя в нём.

    В своём исследовании мира, даже древние люди, не могли не заметить повторяемость и похожесть явлений жизни вокруг них и в их собственной жизни.

    И, гонимые страхом неизвестности вокруг и в самих себе, просто жаждали научиться прогнозировать свою жизнь – понимать и знать, а что произойдёт в ближайшем и в отдалённом будущем.

    Понятно, ведь, да? — для человека: когда знаешь, что будет завтра, как-то спокойней жить. Вопреки призыву к животности или в криминале, когда: меньше знаешь – спокойней.

    Хотя и животному не плохо бы знать: туда не ходи – пропадёшь. И жертву криминала незнание никогда не спасало, на самом деле.

    В общем, диалектика появилась, когда люди начали понимать закономерности в жизни. И сообразили, что знание этих закономерностей им помогает в жизни, как способ понимать и изменять эту жизнь.

    Не будем, здесь, вдаваться в историю диалектики – она многотомная.

    Диалектика — отражение реалий жизни

    Отметим лишь, что, диалектика взялась из наблюдений за реалиями жизни и соображений на основе их. И что всё в этой жизни – в мире, окружающем человека:

    1. Связано между собой.

    2. Противоречиво. Типа: Нет худа без добра.

    3. Количество вещей и явлений связано с их состоянием – качеством. И всему есть мера.

    4. Всё в этом мире изменяется и никогда не становится тем, чем уже было.

    Вот из этих простых житейских наблюдений, постепенно сформулировались философские законы диалектики. Как наиболее общие и всеобщие законы мира и жизни человека, как частного случая этого мира.

    О значении понятий и категорий диалектики

    Но, для того, чтобы эти законы стали доступным для понимания и применения знанием. Необходимо было их изложить в таких понятиях и закреплённых за ними терминах, которые могли нести более-менее понятную информацию.

    Иначе говоря, законы диалектики, мало того, что КОМУ-ТО нужно было понять. Но и нужно подтвердить и доказать, что это именно всеобщие и общие законы мира.

    И сделать их именно информацией – знаниями, которые можно передать и сохранить.

    Поэтому, параллельно с формулировкой законов диалектики, вырабатывался не только общефилософский понятийный аппарат, но и выкристаллизовывались категории диалектики.

    Категории диалектики – наиболее общие понятия – несущие в себе информацию о законах диалектики – инструментарий познания этих законов.

    Диалектика и метафизика

    Наряду с диалектикой, есть и метафизика, как способ познания и представления мира и его закономерностей.

    Разница между диалектикой и метафизикой колоссальная. И состоит в том, что, если диалектика – знание, появившееся из житейских наблюдений мудрствующего человека. И, к тому же, она проверяется и подтверждается реалиями жизни вокруг человека.

    В то время, как метафизика – это плоды умственной деятельности человека. Его воображение о том, как оно может или должно быть всё в этом мире, исходя из его представлений, замешанных на тупости, незнаниях, желаниях и интересах.

    Понятия и категории диалектики

    Каждая область человеческого знания имеет свои специфические термины и, соответствующие понятия под ними. Диалектика — не исключение.

    Понятие – это определение содержания того или иного знания о чём-либо. То есть, если термин, слово — это форма знания, то понятие — содержание этого знания.

    Большинство слов, которые используются человеком в его обыденной жизни и применяются в названии конкретных вещей и явлений, являются и словами с понятиями о них.

    Например, словом женщина мы можем называть как конкретную женщину, так и иметь общее понятие, что такое женщина. И так далее, и тому подобное.

    Так как диалектика – это методология философского познания мира, то она имеет понятийный аппарат с наиболее обобщённым – абстрактным содержанием.

    Поэтому, часто, философские понятия являются категориями – как такими понятиями, которые настолько абстрагированы, что в их содержании осталось только суть того или иного знания.

    Наиболее важные и часто употребляемые категории диалектики

    1. Субъект и объект.

    Субъект – это человек или группа людей, которые воздействуют на объект – преобразуют его или изучают. Объект, объекты, соответственно, – это то, на что направлена активность субъекта.

    2. Материя, материальное и идеальное, материализм и идеализм

    Материя – всё то, что имеется в реальности, вне зависимости от человеческого сознания. Идеальное — то что порождено разумом, воображением.

    Материализм в философии — учения, в основе которых, положение о материальности мира и человека.

    Идеализм, в философии — утверждение, и концепции, построенные на нём, что мир или его отдельные элементы, например, мир человека — это порождение некоего сверх разума или бога. Или порождение сознания самого человека.

    3. Сознание – способность высокоорганизованной, систематизированной материи отражать в себе окружающую материю, в виде её информационной картинки.

    4. Мышление – способность материи, в виде нам известного мозга, осмысливать-понимать содержание сознания, и оперировать знаниями, содержащимися в нём.

    Категории диалектики: Вещь и явление

    6. Вещь, вещь в себе – категория, обозначающая пространственно обозначенный ВЕЩЕСТВЕННЫЙ – состоящий из вещества, объект, имеющий свою сущность. Человек, как таковой, тоже может быть обозначен как вещь.

    Явление – то, как вещь проявляет себя – является человеку. Разница между пониманием, знанием вещи и её явлением – степень познания вещи – её сути. Вещь в себе – это суть вещи.

    7. Суть, сущность, сущее.

    Категории диалектики, обозначающие основные свойства объекта, которые делают его именно таким, а никаким иначе.

    Часто, употребляются и для обозначения единиц, единицы материи – вещи в самой себе. Когда говорят о ней, именно, как о сущности, – не обращая внимания на вторичные, производные от неё, свойства и признаки.

    8. Движение, перемещение, развитие.

    Категории, обозначающие различные способы активности объектов.

    9. Мир, пространство, космос, вселенная.

    Категории диалектики, для обозначения реальности.

    10. Реальность, действительность, бытие, иллюзии и кажимость.

    Категории, обозначающие то, что существует независимо от человека. В отличие от иллюзий и кажимостей – неправильных представлений реалий, действительности, бытия, в сознании человека.

    11. Форма и содержание.

    Категории диалектики, которые обозначают наличие у каждого объекта своей формы и своего содержания – наполнение этой формы сущностью.

    Форма и содержание находятся в диалектической связи: изменение формы приводит к изменению содержания и наоборот.

    Категории: причина и следствие

    12. Причина – событие предшествующее следствию.

    Диалектика гласит: все в этом мире имеет причинно-следственные связи.

    Есть ещё ряд категорий и понятий диалектики, которые имеют общефилософское значение. Или вплотную примыкают к понятиям других наук и, даже, к бытийным понятиям человека.

    Если возникают затруднения в определении понятия, категории, то нужно обязательно понять, узнать его содержание. Ибо, неправильно истолкованный термин, приводит, как раз, к непониманию того знания, которое оно содержит.

    Вульгарная диалектика

    НО, надо всегда иметь в виду, что, диалектика – лишь инструмент познания, и лишь часть знаний человека о мире. А никак не сами полновесные знания о мире, и человеке в нём.

    Более того, очень часто бывает, что человек, зная законы и положения диалектики, не правильно их понимает и применяет.

    Например, зная закон противоположностей, но, не понимая его, человек может сделать вывод, что всё в мире имеет свои противоположные объекты.

    Типа: начинают искать анти материю, анти Землю, анти время, и прочее, в таком духе.

    То есть, происходит вульгаризация, примитивизация знаний диалектики. Тогда как, на самом деле, диалектика – сложна, и для понимания, и для применения.

    Ибо она помогает понять сущности, суть мира, и процессов, которые в нём происходят. А это вершины человеческого знания, как такового.

    Законы диалектики

    Диалектика: Закон системности

    Закон системности гласит: Всё в мире связано между собой – нет ничего, что существовало бы вне зависимости от чего-либо.

    Несколько объектов, связанных между собой и образующих одну сущность, — есть система. При этом эти объекты становятся элементами этой системы.

    Элементы, связи и отношения между ними, образуют пространственно-функциональную структуру этой системы. Которая задаёт её сущностные свойства, определяющие её именно такой, а не другой сущностью.

    Любой объект мира является его элементом – сущностью связанной с другими сущностями.

    Системность мира имеет свою иерархию – более простые системы входят в более сложные системы, являясь их подсистемами.

    Гносеологическое – познавательное и мировоззренческое значение понимание этого закона диалектики, закона системности, в том, что:

    — Перед человеком, весь мир и любой его объект, включая и самого человека, предстаёт в виде сущности, в которой достаточно знать составляющие её элементы и отношения и связи между ними.

    А также знать и понимать место этой системы в иерархии взаимодействующих с ней систем.

    И, тогда, человеку предстанет, если он правильно определил саму систему и её структуру, и влияние на неё других систем, её суть.

    Например, если мы имеем отношения мужчины и женщины со знаком «x». То, чтобы понять их сущность, нам необходимо понять сущность подсистем женщина и мужчина, их отношения и связи.

    А так же, уяснить, как на них влияют элементы других систем. И тогда, нам будут видна истина в этих отношениях.

    Мир, как система

    Современные знания позволяют предполагать два варианта мира:

    1. Мир есть открытая система – он является подсистемой чего-то иного, нам пока неизвестного.

    2. Мир есть закрытая, замкнутая система – он имеет свои границы и существует сам по себе.

    Так же, мы можем предполагать, что:

    1. Мир безграничен в своей системности — нет простейшей системы мира – системы, которая лежит в основе мирообразования.

    То есть, нет микросистемы, состоящей всего из двух элементов, которые не являются подсистемами следующего ниже уровня системообразования.

    2. Мир ограничен в своей системности – в его основе лежат однотипные системы, элементы которых, более не образуют системы – не являются подсистемами.

    Лично я, считаю, что, наш мир – замкнутая, самодостаточная система. И имеет, в своей основе, простейшие, неделимые далее, системы элементарных частиц.

    Более подробно об этом можно почитать в предыдущих статьях этого цикла, ссылки на них в конце этой статьи.

    Диалектика. Закон противоположностей

    Самый сложный для понимания закон диалектики. Этот закон диалектики показывает не только источник всего сущего в мире, но и определяет причину его качественного и количественного многообразия.

    Закон противоположностей гласит:

    1. Всё в нашем мире существует, потому что развивается — постоянно изменяет свои качественные и количественные параметры. Вне саморазвития не может быть ни одной сущности в нашем мире.

    2. Источником этого развития, как процесса, служит наличие, в любой сущности мира, противоположностей – диаметрально разных свойств.

    3. Эти противоположные свойства находятся в отношениях единства и отрицания друг друга.

    Ибо любое свойство сущности, едва зародившись, тут же, само создаёт свою противоположность.

    И, тут же, начинается взаимоуничтожение этих противоположностей, которое и обуславливает развитие этой сущности – её активность, в виде развития — её существование.

    Та из противоположностей, которая «побеждает», но не уничтожает до конца, свою противоположность, на этом этапе развития, определяет основное качество этой сущности.

    Например, возьмём такую сущность, как чувство любви. Как только она появляется, так тут же возникает и её противоположность – ненависть, пусть даже совершенно не видимая и не признаваемая человеком, который любит.

    Далее, в процессе развития любви, ненависть может «побороть» любовь и заменить её, став главным чувством – оставив любовь «в глубине души». Но любовь, может преобладать над ненавистью, и так далее, в таком духе.

    Обратите внимание: нет ненависти — нет и любви — эти чувства исчезают — появляется безразличие к этому человеку.

    Закон противоположности, как отражение основных свойств мира

    На мой взгляд, этот закон диалектики, описывает суть процесса образования самого нашего мира. Более того, таковое зарождение мира и породило этот закон всего сущего.

    В чём тут дело?

    Если мы, даже в религиозном толковании образования мира, допускаем, что вначале всего было абсолютное Ничто. Оно, это Ничто, для того, чтобы быть – оставаться Ничем, должно было создать Что-то.

    То есть, даже для того, чтобы быть Ничем, нужно иметь Что-то, в отношении чего, Ничто, может проявлять себя как Ничто.

    Далее, как только Ничто порождает Что-то – свою противоположность. И само, в силу этого, становится противоположным ему Чем-то, между ними тут же возникает война на уничтожение друг друга.

    Ибо каждая противоположность, чтобы быть-существовать – оставаться собой, должна уничтожить свою противоположность – своё небытие.

    И это единство и борьба противоположностей, как её активность — развитие, мало того, что порождает некую элементарную сущность мира – элементарную его систему.

    Но и порождает её качественное и количественное развитие, как внутри (изнутри) себя, так и во вне – порождая новые системные сущности мира.

    Именно, вот это фундаментальное свойство нашего мира, которое лежало в основе его появления, далее стало законом его существования, как системы. И всех систем внутри него – образующих наш мир.

    Вот, в чем, собственно, диалектика сущего и диалектика основ мироздания.

    Диалектика. Закон перехода количественных изменений в качественные изменения

    Должен оговорить, что все законы диалектики нужно и можно понимать только в их единстве. Ибо они — отражение единства принципов нашего мира и его сущностей.

    Ибо мы, очевидно, даже на бытийном уровне своего познания окружающего и самих себя в нём, можем видеть, что мир не хаотичен. А подвержен упорядоченности и повторяемости – подчиняется всеобщим законам и частным, основанных на них, закономерностям.

    Закон диалектики, о переходе количественных изменений в качественные изменения, гласит:

    1. Любая сущность мира – любая его система и подсистема, имеют количественные и качественные параметры своего существования.

    Именно количество и качество сущности делают её форму и содержание именно такими, а не другими. Под качеством понимается свойство или совокупность свойств, определяющих эту сущность.

    2. Количество сущности неразрывно связано с её качеством: нет количества без качества и наоборот.

    3. По мере развития сущности – по мере её существования, происходит увеличение количества его качества, как процесс накопления и раскрытия качества.

    Качество, как бы, становится «качественнее». Ну, например, классический пример для студентов: почка дерева всё более набухает, но остаётся, всё же, почкой.

    4. НО, каждое качество имеет свою количественную меру существования: наступает момент, когда качество не может больше оставаться в этой форме и быть её содержанием — иметь такое качество.

    Почка дерева «взрывается» — скачкообразно переходит в новое качество – становится листком. И так далее, и тому подобное.

    Коротко этот закон диалектики можно сформулировать так:

    Каждые изменения в процессе развития сущности, имеют свойство накапливаться количественно, без изменения качества сущности. НО, у каждого такого накопления есть мера – граница существования этого качества.

    Как только увеличение количества достигает меры — это качество количественно уже не соответствует форме своего существования. Происходит скачок – быстрый переход сущности к новому качеству с новым своим количеством.

    Диалектика. Закон отрицания отрицанием

    Это самый простой и понятный закон диалектики. Он отражает поступательность процесса развития сущего и не повторяемость его новых состояний в этом развитии.

    Суть его в том, что, каждое новое состояние сущности в процессе её развития-существования, отрицает своё предыдущее состояние. «Я не такая, как прежде», — как бы говорит она.

    Но тут же становится сама отрицаема, последующим своим состоянием, и так далее. Поэтому закон и получил название закона «отрицания отрицанием».

    Диалектика нужна каждому человеку

    Диалектика, как научная методология познания мира, и всего, что входит в этот мир, нужна не только философам и учёным мужам, всех специальностей.

    Диалектика нужна каждому взрослому дееспособному человеку, если, конечно, он хочет жить человеческую СВОЮ жизнь. А не прозябать в качестве раба-марионетки в руках других людей и обстоятельств.

    Ибо, без диалектики, которая учит основным и всеобщим законам и принципам жизни всего сущего, включая, естественно, и жизнь самого человека, невозможно ПРАВИЛЬНО понять, ни что такое жизнь, ни себя в ней.

    А раз нет правильного понимания мира и жизни в нём, то человек обречён жить в полуживотном состоянии. Ибо его сознание находится в потёмках невежественного незнания, куда, как и зачем жить.

    Диалектика, без преувеличения – луч света знания в царстве человеческого невежества — дикости и тупости.

    Статьи из этого цикла статей по философии

    Метафизика и диалектика, в сознании, в науке и в жизни

    Мироздание, представления о пространстве и времени

    Жизнь человека, как частный случай и элемент мира

    Пространство и время – явления, фантазии и сущности

    Пространство, время, движение – поиски истины

    Ценность человеческой жизни – главный смысл человека

    Адекватность сознания – свойство жизни и психики

    Причинно-следственные связи в жизни человека и его судьба

    love-family-life.info