Литературное чтение. Карточки по теме "План текста". Для чего нужен план текста 3 класс ответы


Русский язык. 3 класс. Тема урока: План текста

План-конспект урока Русского языка в 3 классе

Тема урока: План текста

Цели урока:

— познакомить с предназначением плана — кратко отражать содержание текста и помогать его воспроизведению;

— формировать умение составлять план текста, пересказывать текст по плану;

— развивать речь и творческие способности учащихся.

Ход урока

1. Организационный момент

2. Чистописание

Кк Кк Кк ка ко ку ки ке

картина картина картина

Дама сд…вала в бага…

диван, чемодан, саквояж,

к…ртину, к…рзину, картонку

и мал…нькую с…бачонку.

— Вставьте буквы, объясните свой выбор.

Словарная работа.

Посуда, футбол, (лексическое значение слов, повтор)

3. Новая тема

— На прошлом уроке мы говорили о тексте. Что такое текст?

— Что такое тема текста?

— Какова роль заголовка в тексте?

— Сегодня мы научимся делить текст на части и составлять план текста.

Стр. 18 упр. 26

Чтение стихотворения.

— Чему учит вас это стихотворение?

— Для чего нужен план?

!!! Повторить: как пишутся предлоги.

— Спишите второе предложение.

— Достаточно ли для успешного завершения дела только составить план?

— Следует планировать собственные действия. При этом не только начинать какое-либо действие, но и продолжать его в нужной последовательности. И что не менее важно, заканчивать начатое.

Стр. 19 упр 26.

Дети читают текст «Как помыть чашки?».

— Найдите в тексте ту часть, которая содержит изложение последовательности необходимых действий. Сравните её с предложенным планом.

!!! Обратить внимание учеников: в тексте автор только сожалеет о том, что Тина не знала, как поступить, чтобы чашки стали чистыми, а в плане предложения строятся в форме советов.

— Дополните предложения каждого пункта плана, запишите их.

Стр. 20 упр. 27.

Восстановление деформированного текста по данному вопросному плану.

Чтение плана. Устные ответы на вопросы плана.

Составление текста по плану.

!!! Обратить внимание детей на необходимость избегать повторения слова клюква, для чего использовать слова ягода, она.

Коллективное составление плана «Как делать домашнее задание по русскому языку».

1. Начинай с работы над ошибками. Повтори правила, которые ты забыл.

2. Выучи или повтори заданное правило. Придумай свои примеры на это правило.

3. Прочитай задания к упражнению.

4. Прочитай всё упражнение и выполни устно задания к нему.

5. Выполни упражнение письменно.

6. Проверь свою работу – сначала по смыслу, а потом по написанию.

5. Итоги урока

— Зачем нужно составлять план действий?

— Достаточно ли только составить план и всё?

— Когда и зачем нужно составлять план текста?

6. Домашнее задание

Стр. 22 упр. 29 (составить и записать план-инструкцию, как нужно чистить обувь).

В классе эту работу проделать в устной форме.

Уроки для вашей копилки

Следующие уроки русского языка:

Деление текста на абзацы. На­чало, основная часть, концовка текста

Какие бывают типы текстов

Чтобы не пропустить ничего, что происходит и публикуется на блоге, подписывайтесь ЗДЕСЬ. И не забудьте оставить чуть ниже свой комментарий 😉 Я ценю ваше мнение!

С уважением и любовью, Татьяна Саксон

lit-dety.ru

План текста.

План текста

  • Прочитай текст.
  • Раздели текст на смысловые части (одна часть от другой отличается новым содержанием).
  • Перечитай первую часть, выдели в ней главное. Подбери к ней заголовок.
  • Таким образом, поработай над другими частями.
  • Запиши заголовки к каждой части (план).
  • Проверь себя:
  • прочитай план;
  • просмотри текст;
  • убедись в том, что план отражает главное (не упущено основное, не повторяются заголовки, заголовки помогают вспомнить содержание рассказа).

Виды плана

  • Вопросный
  • Назывной
  • Тезисный
  • План – опорная схема
  • Комбинированный

Как правильно составить каждый из них?

Попробуем сделать это на примере рассказа «Капля в море».

Мы как-то раз поймали в море черепаху. Она была большой-пребольшой. Не черепаха, а настоящий домик на косолапых ножках.Посадили мы эту черепаху на палубу. А она вдруг расплакалась. Утром плачет, вечером плачет и в обед тоже кап-кап… Укатилось солнышко в море – черепаха плачет. Ей солнышко жалко. Погасли звезды – снова плачет. Жалко ей звездочек.Нам тоже стало жалко черепаху. Мы отпустили её в синее море. Потом узнали : обманула она нас… Ничего ей не жалко было. Плачут черепахи потому, что живут в море. Вода в море соленая. Лишнюю соль из воды черепахи и выплакивают. ( По Г.Цыферову).

Вопросный план

План записывают в форме вопросов к тексту. Каждый вопрос – к какой – либо одной смысловой части текста. вопросы должны быть заданы так, чтобы ответы на них помогали восстановить содержание всего текста.При составлении вопросного плана лучше использовать вопросительные слова («как», «сколько», «когда», «почему» и т.д.), а не словосочетания с частицей «ли» («есть ли», «нашел ли», и т.п. ).

Например:

  • Кого поймали в море?
  • О чем плакала пойманная черепаха?
  • Почему черепаха плакала на самом деле?

Тезисный план

План записывают в виде тезисов*.

*Тезис – кратко сформулированная идея абзаца или части текста.

Каждый тезис соответствует какой-либо одной смысловой части текста. В таком плане много глаголов.

Например:

  • В море поймали черепаху.
  • Пойманная черепаха все время плачет.
  • Черепаха выплакивает лишнюю соль из организма.

Назывной план

План записывают в виде тезисов, в которых не используют глаголы. В назывном плане много существительных и прилагательных.

Например:

  • Пойманная черепаха.
  • Черепашьи слезы.
  • Настоящая причина слёз черепахи.

План – опорная схема

Этот план состоит из «опор», то есть слов и словосочетаний, предложений, несущих наибольшую смысловую нагрузку. По «опорам» легко восстановить текст.

Выбор «опор» зависит от особенностей твоей памяти, целей и задач, которые ты ставишь. Опорную схему каждый человек составляет так, чтобы ему было удобно ею воспользоваться.

Например:

  • Черепаха
  • Слёзы.
  • Соль из воды.

Комбинированный

Такой план может сочетать в себе разные виды планов.

Например:

  • Кого поймали в море?
  • Пойманная черепаха все время плачет.
  • Настоящая причина слёз черепахи.

moy2gklass.ru

Как правильно составить план текста. Подробная инструкция с рекомендациями.

Составление плана к тесту может понадобиться не только на уроках русского языка. В дальнейшем умение правильно его составлять может пригодиться на протяжении всей жизни. Это не обязательно должен быть план прочитанного текста или произведения. Он составляется для выступления перед аудиторией преподавателями, учеными, ораторами. В любой работе его составление может играть немаловажную роль, поэтому мы учимся этому умению, начиная со школьной скамьи. С составления плана начинается написание сочинений, рефератов, курсовых, дипломных работ и даже художественных произведений.

Виды и типы планов текста

Существует несколько типов плана в зависимости от цели их составления и объема исходного текста:

Составляется с помощью вопросов к каждому абзацу или блоку текста. Ответы на вопросы предусматривают полное раскрытие темы прочитанного материала, по которому составлялся план.

Тезис с древнегреческого переводится как установка, утверждение. Это краткая и лаконичная мысль небольшого отрывка текста, сформулированная в одном или двух предложениях. Их удобно использовать для изучения большого объема материала, записывая для каждой части отдельные тезисы, отображающие её суть. Просматривая тезисы после записи, можно легко восстановить в памяти прочитанное. Правильно составленный тезисный план представляет собой лаконичный и последовательный сжатый текст исходного материала.

  • Опорная схема

Отличается тем, что опорами могут служить как предложения, так и отдельные слова. Все зависит от памяти запоминающего, насколько краткими или развернутыми должны быть опоры. Со стороны опорная схема может выглядеть как набор слов и предложений, практически не связанных друг с другом. Но для составляющего такой план достаточно понятен.

Также планы различают по видам: простой и сложный.

  • Простой состоит чаще всего из назывных предложений. Краткие заголовки основных моментов текста.
  • Сложный является более подробным и глубоким. Когда краткие мысли могут быть дополнены подпунктами либо больше раскрыты уточнениями.

Составляем план текста правильно

Для того чтобы наиболее точно и правильно составить план, достаточно следовать небольшой инструкции:

  • Внимательно и не торопясь прочитайте текст. Если встретили незнакомое слово, запишите его в черновике.
  • Во время чтения выделите карандашом основные части. Они отличаются по своему содержанию и имеют законченную мысль, сформулировав которую, вы можете её использовать для подзаголовка.
  • Прочитав текст, выделите для себя его основную тему. То, о чем и для чего написан был текст. Запишите основные моменты, которые показались вам наиболее важными.
  • Посмотрите в словаре значение незнакомых слов, возможно, они дополнят прочитанное ранее.
  • Повторно прочитайте текст по выделенным ранее частям. Каждую часть озаглавьте или задайте к ней вопрос, в зависимости от того, какого типа план вы составляете.
  • Записав все пункты на черновик, следует еще раз все перепроверить, чтобы избежать ошибок.
  • План должен быть достаточно логичным по повествованию, бывает так, что при написании путается последовательность пунктов.
  • Нет ли дублирования заголовков? Иногда одну и ту же мысль можно ошибочно сформулировать другими словами. Таким образом, план будет составлен неправильно и скорее всего работа с ним приведет к путанице.
  • Он должен соответствовать основной теме текста. В противном случае вы не выделили главное, возможно, отвлеклись на детали.
  • Обязательно должны присутствовать вступительная и заключительная часть или итог.
  • При повторном прочтении плана, возможно, вы вспомните еще важные детали, обязательно допишите их, таким образом, ваш результат будет дополненным и более подробным. Однако не следует сильно увлекаться уточнениями, иначе у вас получится уже краткое изложение.

Составляя план текста, следуйте инструкции и постарайтесь избежать возможных ошибок, и все у вас получится!

olgadyachenko.ru

Готовимся к ОГЭ по русскому языку: Как составить план текста

Зачем нужен план? План текста  - это перечень основных мыслей, расположенных в такой последовательности, которая отражает логику текста. Чтобы составить план, весь текст нужно разделить на микротемы (как правило, это абзацы текста), каждая из которых объединена определённой мыслью и имеет логическую завершённость. Выделяя основную мысль, вы формируете пункт плана. При этом план может быть простым, когда сформулированные положения располагаются последовательно, или сложным, если вы сумеете выделить мысли разного уровня, когда одна мысль раскрывается через несколько других. Выделенные пункты и подпункты можно пронумеровать. Составление плана способствует лучшему пониманию текста. 

Таким образом, план: 

  • раскрывает содержание текста; 

  • отражает последовательность развития авторской мысли; 

  • восстанавливает в памяти содержание текста; 

  • ускоряет работу над текстом сжатого изложения; 
  • помогает сохранить авторский стиль; 
  • организует самоконтроль; 

  • сосредотачивает внимание. 

Принципы составления плана 

  1. Выделив в абзацах опорные слова и словосочетания, получите назывной план. 

  2. Поставив вопрос к каждому абзацу, получите вопросный план. 

  3. Ответив на вопрос кратко, получите тезисный план. 

Попробуем составить все эти виды планов на примере следующего текста. 

Скрипка, подаренная дедом внучке при поступлении в консерваторию, кулон – талисман от тёти на счастье, шахматы прадеда, фотоаппарат отца… Такие подарки, переходя от старшего поколения к младшему, выражают особые чувства, соединяющие дарящего и принимающего дар.  

Выбирая одну вещь из многих, даритель наделяет ее символическим смыслом.  Такой подарок словно превращается в частичку его души и, конечно, многое говорит об отношении к получателю. В этом сила и суть семейных реликвий, этим и объясняется их роль в истории семьи. Старинный рубанок, деревенская крынка, стеклянная чернильница… Даже самые обычные вещи, вписываясь в историю преемственности поколений, обретают особую значимость. Эти предметы помогают нам ощутить связь с прошлым,  почувствовать себя звеном в цепи поколений и таким образом быть уверенным в том, что мой род продолжается.  

А что движет нами, когда мы преподносим такой подарок? Осознанно или нет, мы хотим оставить напоминание о себе, символически продлить свое бытие и за порогом смерти.  Но это далеко не единственная причина. Мы словно протягиваем нить между поколениями, напоминая детям об их корнях, прививая им те ценности, к которым привержены сами. 

(По Г. Черменской)

oge2015.blogspot.com

Как составить план текста? Рекомендации по составлению плана с примерами

План – это перечень основных смысловых блоков текста. Составление плана имеет большое значение при подготовке текста. Пункты плана – это ориентиры, которые помогают автору двигаться в нужном направлении – к задаче, поставленной перед текстом.

Текст, написанный без плана, напоминает поток сознания. Невозможно уловить его центральную идею, а следить за развитием мысли – крайне сложно. Такой текст имеет право на жизнь в художественной литературе, но в сфере бизнеса или науки он неприемлем. В данной статье мы рассмотрим виды планов, разберем, как составить план текста, проанализируем примеры планов.

Виды планов текста

Существуют разные виды планов текста. Мы рассмотрим вопросный, тезисный планы и план-опорную схему. Покажем примеры и разберемся, как составить каждый тип плана.

Вопросный план

Строится в виде списка вопросов, на которые необходимо ответить автору статьи по ходу ее подготовки. Оптимален для написания инструкций, мастер-классов, обучающих статей.

Пример вопросного плана:

  1. Что такое декоративная штукатурка?
  2. Как подготовить поверхность к нанесению декоративной штукатурки?
  3. Какую декоративную штукатурку лучше выбрать?
  4. Сколько стоит декоративная штукатурка?

Тезисный план

Тезис – кратко сформулированное содержание одного-двух абзацев текста. Позволяет зафиксировать не только структуру текста, но и основные идеи и мысли, которые будут раскрыты в каждой части статьи. Универсален, можно использовать для подготовки любого текста.

На каждую 1000 знаков текста рекомендуется отводить один пункт в тезисном плане. Если вам нужно написать статью на 5000 знаков, значит, в плане должно быть 5 пунктов, если на 10 тыс. знаков – значит нужно составить план из 10 пунктов.

Пример тезисного плана текста:

  1. Определение контекстной рекламы, особенности и преимущества (позволяет привлечь «горячих» клиентов, уже заинтересованных в покупке товара или услуги).
  2. Показатели эффективности контекстной рекламы: количество показов и переходов, кликабельность (CTR), стоимость одного перехода. Формулы для расчета, ориентиры для оценки.
  3. Условия, при которых контекстная реклама будет эффективной.
  4. Чек-лист, нужна ли читателю контекстная реклама (10-15 вопросов и интерпретация результатов теста).

План-опорная схема

«Опоры» – это ключевые слова и части предложений, по которым легко восстановить полный текст. Строится по усмотрению автора. Такой вариант плана хорошо подходит для устного выступления. В работе копирайтера может пригодиться для составления коротких текстов, например, новостей. В такой план можно включать основные факты, цифры, которые планируется изложить в материале.

Пример такого плана:

  1. Контекстная реклама.
  2. Количество показов, переходов, CTR, стоимость клика.
  3. Эффективность контекстной рекламы.
  4. Чек-лист, нужна ли вам контекстная реклама?

Как составить план текста?

Существует довольно большое количество видов текстов, которые имеют четкую структуру. К ним относятся, например, новости, пресс-релизы, деловая корреспонденция, научные работы. Для примера приведем структуру новости: заголовок, лид (первый абзац – суть новости), содержание (раскрывает суть подробнее), бэкграунд (дополнительная информация).

Важно знать, какую структуру должен иметь текст, и придерживаться правил. Во-первых, читатели интуитивно ожидают, что текст определенного стиля и жанра будет иметь определенную структуру. Во-вторых, типовая структура составлена оптимальным образом для решения задачи, поставленной перед текстом.

Знание структуры текста – это важно!

Посмотрите, как значительно отличаются, например, структуры научного и журналистского текста:

  • Научный текст строится так, чтобы логично, аргументированно и убедительно подвести читателя к главной мысли текста. Таким образом, главная мысль находится в конце текста.
  • Журналистский текст строится по противоположному принципу: сначала – самое важное, затем – чуть менее важное, а конце – второстепенная информация.

Разница связна со спецификой текстов. В научной работе важно обосновать ее значимость, актуальность, подтвердить собственные мысли ссылками на материалы других ученых. Научные труды не читают на бегу, их внимательно изучают. Журналистские тексты «живут» в совершенно иных условиях. В них не вчитываются, их пробегают глазами за завтраком, по дороге на работу. Они должны привлечь внимание читателя и сразу сообщить ему важную информацию. Если не учесть эту разницу при подготовке материалов, тексты получатся «неработающими».

Общий алгоритм составления плана текста

Составить план любого текста поможет следующий алгоритм:

  1. понять задачу текста,
  2. определить, какая информация необходима для решения задачи,
  3. изложить эту информацию в виде пунктов плана,
  4. логично расположить пункты – и план готов.

Пункт 2 – выбор информации – может вызывать сложность, особенно если объем текста не ограничен. Здесь можно рассуждать следующим образом: готов ли потенциальный читатель текста воспринимать большой объем информации? Например, для рекламных текстов действует следующее общее правило: чем дороже и сложнее товар или услуга, тем больше объем текста. Если товар недорогой и решение о покупке может быть импульсивным, то объем текста уходит на второй план, а основной задачей становится запоминаемость.

Давайте попробуем составить план текста по этому алгоритму!

Допустим, мы готовим посты для блога компании, которая занимается продажей бытовой техники. Какой-то общепринятой структуры для постов в блоге не существует, поэтому рамками структуры мы не ограничены.

Тема сегодняшнего поста – интересные факты о холодильниках. Итак, начали:

1. Задача текста – получить интересный материал, который люди будут охотно читать и делиться им в социальные сети, отправлять друзьям.

2. Что нужно написать в тексте, чтобы решить эту задачу? Действительно интересные факты. Сколько их должно быть? Вероятно, от 5 до 10. Меньше 5 – слишком мало, больше 10 – долго и утомительно читать.

3. Ищем фактическую информацию. Допустим, нам удалось найти 20 интересных фактов. Выбираем из них 10 самых любопытных и кратко формулируем в виде пунктов плана-опорной схемы, например:

  • Холодильник императора Нерона.
  • Самый дорогой холодильник в мире.
  • Холодильник размером с дом.
  • ...

4. Теперь ранжируем пункты по тому, насколько они интересны. Самые интересные размещаем в начале, а также оставляем один из самых интересных пунктов на конец текста – чтобы пост закончился на интересной ноте и у читателя был стимул поделиться постом. Вот и все, план готов.

Общие требования к планам текста

Проверьте, что составленный план отвечает следующим требованиям:

  • Логичность. Структура текста должна быть понятной и логичной.
  • Отсутствие дублирования. Пункты плана не должны дублировать друг друга, информация не должна повторяться.
  • Полнота. Важно, чтобы план вмещал всю информацию, которую необходимо изложить в тексте.
  • Возможность развития темы. Проверьте, что в каждом пункте есть что написать. Пункт плана, который нельзя расписать подробнее его краткой формулировки, необходимо объединить с другим пунктом.
  • Краткость. Избыточно формировать пункты плана как фрагменты готового текста, на данном этапе это лишняя работа. Точные и развернутые формулировки будут отшлифовываться на этапе написания текста.
  • Лаконичность. Оптимально умещать план в 5-7 пунктов, так как большее число пунктов трудно запомнить. Мелкие пункты можно объединять. Проверьте, что в плане нет пунктов, которые можно убрать, и ценность текста от этого не уменьшится. Возможно, такие пункты стоит удалить.

Пример удачного плана текста

Допустим, нам нужно написать статью «Как пересадить крупный кактус?» Задача текста – объяснить процесс пересадки кактуса, чтобы читатель смог с этим справиться. Задумаемся, какие вопросы могут волновать человека, решившего пересадить кактус? Составим из них вопросный план для будущей статьи.

Допустим, у нас получился вопросный план:

  1. В какое время года и в какую погоду можно делать пересадку?
  2. Как подготовить кактус к пересадке?
  3. Какие потребуются инструменты и материалы?
  4. Как пошагово выполнить пересадку?
  5. Как ухаживать за растением после пересадки?
  6. Как определить, что пересадка прошла успешно?

Почему этот план – удачный?

Пример неудачного плана текста

Возьмем ту же тему – «Как пересадить крупный кактус?» – и представим, как бы выглядел неудачный план.

  1. Как ухаживать за кактусами?
  2. В какое время года можно делать пересадку?
  3. Когда начать полив после пересадки?
  4. Какого размера должен быть новый горшок для растения?
  5. Какие потребуются инструменты и материалы?
  6. Как пошагово выполнить пересадку: слегка обстучать горшок со всех сторон, чтобы корни, прикрепившиеся к стенкам, не повредились; обхватить растение сложенной в несколько раз широкой бумажной полоской; осторожно перевернуть горшок, стряхнуть осыпавшуюся землю; осмотреть корни на предмет повреждений; поместить растение в новый горшок, насыпать сверху свежий субстрат и слегка уплотнить его.

Данный план требует доработки, потому что:

  • Пункт 1 содержит избыточную для данного текста информацию, его нужно убрать.
  • План нелогичен: пункт об уходе за растением после пересадки поставлен на 2 место.
  • Пункты 3, 4 затрагивают мелкие вопросы, их лучше объединить с более крупными пунктами.
  • Пункт 6 сформулирован слишком подробно, расписывать здесь этапы пересадки было избыточно.

Теперь вы знаете, как составить план текста правильно. Выбирайте любой вид плана – вопросный, тезисный, план-схему или какой-либо другой. Главное – не забывайте: любой план всегда лучше отсутствия плана.

Рекомендуем

В данной статье я расскажу о доходах копирайтеров в различных сферах. Вы узнаете, сколько можно заработать на копирайтинге, работая в офисе или на ...

В данной статье приводится мой личный взгляд на пресс-релизы, основанный на многолетнем опыте работы в СМИ и PR.

www.kadrof.ru

Литературное чтение. Карточки по теме "План текста"

Тема:

Простой план письменных текстов.

План – это последовательное представление частей содержания изученного текста в кратких формулировках, отражающих тему и (или) основную мысль.

Простой план – это план, включающий название значительных частей текста.

План очень коротко передает основное содержание текста.

Чтобы составить план, нужно:

- определить тему и основную мысль текста;

- выделить в нем части;

- найти главное в каждой части;

- подобрать заголовок.

Чтобы составить план, нужно:

  1. Прочитать текст, выяснить значение непонятных слов.

  2. Определить тему и основную мысль текста.

  3. Разделить текст на смысловые части.

  4. Озаглавить их.

  5. Проверить, можно ли руководствуясь этим планом, пересказать текст.

  6. Аккуратно переписать усовершенствованный вариант плана.

Задания.

1.Вспомни и расскажи сказку по плану:

1)Жили-были старик, кот да петух.

2)Лиса обманывает петуха и уносит его.

3) Кот спасает петуха.

4) Лиса второй раз обманывает петуха.

5) Опять кот спасает петуха.

6) Лисе удается унести петуха в свою нору.

7) Кот наказывает лису и приносит петуха.

2. Вспомни сказку «Колобок». Прочитай план к этой сказке. Правильно ли он составлен?

1. Появление Колобка.

2. Колобок отправляется в путешествие.

3. Встреча с зайцем.

4. Встреча с лисой.

5. Встреча с волком.

6. Встреча с медведем.

3. Прочитай рассказ.

Синичка.

Это было в морозный зимний день. К окну прилетела синичка. Она очень замерзла.

У окна стояли дети. Они увидели синичку, им стало жаль птичку. Ребята открыли форточку. Синичка тотчас влетела в комнату.

Птичка, видно была очень голодной. Она стала клевать хлебные крошки со стола. Тогда дети насыпали ей крупы и налили в блюдце воды.

Раздели рассказ на три части и подбери заголовок к каждой части.

4. Прочитай рассказ.

Чашка.

В группе было двадцать пять ребят, а чашек было двадцать четыре. Новеньких чашек с голубыми незабудками, золотыми каёмочками по краям. А двадцать пятая чашка была совсем старая. Картинка на ней сильно стёрлась, и никто не мог догадаться, что же тут было нарисовано. Никто не хотел пить из старой чашки. Но разносили чай, и все равно она кому-нибудь доставалась.

Но вот что случилось однажды. Дежурной была Лена. И всем она поставила новые чашки. Удивились ребята. А где же старая чашка? Нет, она не раскололась, не потерялась. Лена взяла её себе.

На этот раз чай пили тихо, без ссор и слёз. И с тех пор дежурные пили чай из старой чашки. Её так и называли: «Наша дежурная чашка».

Выбери и запиши пункты плана, которые соответствуют выделенным частям:

1). Старая чашка.

2). «Наша дежурная чашка».

3). Куда делась старая чашка.

5. Прочитай рассказ писателя Ю. Д. Дмитриева.

Чиж.

Весёлая, добрая птичка. И название у неё ласковое: чиж, чижик.

В хвойных лесах устраивают птички свои маленькие уютные гнездышки. В них выводят на свет крошечных чижат.

А осенью собираются в большие стаи и улетают на юг. Но ненадолго.

Уже в начале весны к звонкой весенней капели присоединяется весёлый голос чижа. Здравствуй, чижик! Добро пожаловать!

Выбери и запиши те пункты плана, которые относятся к данному тексту и соответствуют выделенным частям. Объясни свой выбор.

1. Весёлая птичка.

2. Как живут чижи.

3. Маленькие уютные гнездышки.

3. Осень.

4. Здравствуй, чижик!

5. Чиж - родственник воробья.

6.Расположи части текста в соответствии с планом.

Старшие друзья.

Девочки сшили платья для кукол. Мальчики сделали игрушечную мебель. Нашлись и книжки с картинками.

Рядом со школой открылся детский сад. Школьники готовили для малышей подарки.

Первого мая в садике был утренник. Малыши были рады гостям и подаркам.

План:

  1. Открылся детский сад.

  2. Школьники готовили детям подарки.

  3. Малыши были рады.

7. Прочитай рассказ. Составь план.

Как Саша провёл выходной день.

Семья Саши получила квартиру в новом доме. Дом высокий, большой, красивый, а двор совсем пустой.

В выходной день жильцы дома организовали воскресник. Они решили посадить во дворе деревья и кусты. Саша и другие ребята тоже вышли во двор с лопатами. Они вместе со взрослыми сажали липы, клёны. Саша под окном посадил сирень. Ребята помогли старшим сделать клумбы и посадить цветы. Теперь двор нового дома будет зелёным и нарядным.

В школе Саша рассказал ребятам о том, как провёл выходной день.

Инструментарий определения сформированности НУиН по теме «План текстов»

1.Прочитай рассказ и составь к нему план.

Ежик проснулся.

Пришла весна. Солнце согрело землю. В лесу по ложбинке побежал ручей.

Вот на пути он заметил под корнями старой березы норку. Зверек еще с осени разыскал это укромное местечко. Холодный ручей забрался в постельку ежа и разбудил его.

Еж выбрался из своего убежища. Свежий ветерок разносил по лесу весенние запахи. Еж лег на спинку и подставил солнцу свое брюшко.

infourok.ru

Обучение составлению плана текста. Изложение по рассказу Н.Сладкова. 3-й класс

Разделы: Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку»

Презентация к уроку

Загрузить презентацию (1,3 МБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

I. Мотивация к учебной деятельности и постановка цели урока

- Ребята, вам в жизни очень часто приходится рассказывать о том, что вы видели, читали, что услышали от других? (Да, очень часто)

- Как нужно уметь строить свой рассказ? (Умело, понятно, красиво и правильно)

- Почему? (Иначе собеседники тебя не поймут. Человека, который умеет интересно рассказывать, внимательно слушают. Он интересен окружающим).

- На уроках литературного чтения, окружающего мира вы учитесь пересказывать текст устно. На уроке развития речи-письменно.

Сегодня мы с вами продолжим накапливать опыт изложения (выделить голосом) и построения своей письменной речи, напишем… изложение (дети называют вид работы) по рассказу Н. И.Сладкова, вспомним секреты писателей.

- Запишите в тетрадях число и название работы.

- А что такое «изложение»? (Устный или письменный пересказ текста.)

- Все ли секреты письменного изложения текста нам известны? (Да, нет, не знаем, надо проверить.)

- Итак, нам предстоит узнать, есть ли новый секрет пересказа? Какой? (вопрос фиксируется на доске) (Cлайд 2)

II. Повторение знаний о тексте. Развитие образов-представлений. Работа в группах

1. Развитие образов- представлений

- Предметом нашего разговора сегодня на уроке будет…

- Отгадайте загадку, о ком она?

Я устраиваюсь ловко: У меня с собой кладовка. Где кладовка? За щекой! (Слайд 3) Вот я хитренький какой! (Хомяк)

Рис.1 (Слайд 4)

- Как вы догадались, что это хомяк? (По «кладовке» за щекой)

- А что вы знаете об этом животном? (Рассказы детей, краткий отчёт о проектах, которые учащиеся выполняли ранее на уроке окружающего мира) (Приложение 1) (Слайд 5)

- Предлагаю вам ещё несколько строк о хомяке. Прочитайте их и выполните задание в группе.

2. Работа в группах (учащиеся читают текст, отвечают на вопросы, моделируют признаки текста) (Слайд 6-7)

Задание в группах: Прочитайте отрывок, ответьте на вопросы, выводы зафиксируйте в модели. За основу составляющих модели возьмите выделенные слова вопросов:

Больше всего любят хомяки картофель, виноград и птичьи яйца. Охотно поедают насекомых, луковицы и клубни разных растений, семена, зерно, арбузы, дыни и тыквы. Добычу сразу на месте никогда не ест – несет в нору. А как несет? За щеками. А щеки у него – как мешки. И набивает их хомяк так, что порой даже в нору пролезть не может – раздувшиеся щеки мешают. В таких случаях хомяк давит передними лапками на щеки, выдавливает часть собранного, уносит в нору, а потом возвращается и подбирает оставленное.

Вопросы:

  1. Чем является этот отрывок? Докажите.
  2. Связаны ли предложения в данном отрывке? Если да, то каким образом?
  3. Порядок предложений строго определённый или нет?
  4. Какова тема этого текста? А основная мысль?
  5. Как бы вы озаглавили этот текст?
  6. К какому типу текстов вы отнесёте данный? (К текстам, в которых о чём-либо

3. Отчёт о проделанной работе в группе (Слайд 8)

- Чем является этот отрывок? (Текстом)

- Докажите. Что такое текст? (Текст – это несколько предложений, связанных по смыслу, текст можно озаглавить, в тексте есть тема и основная мысль.)

- Связаны ли предложения в данном отрывке? (Да)

- Каким образом? (По смыслу. Каждое следующее предложение строится на базе предыдущего, т.е. как бы цепляется за него.)

- Можно ли поменять данный порядок предложений? (Нет). Он строго определённый? (Да)

- Какова тема этого текста? (Чем питается хомяк.)

- А основная мысль? (Каким умным и хитрым способом хомяк доносит до норы себе еду с помощью щёк-«мешков».)

- Как бы вы озаглавили этот текст? («Щёки-мешки», «Ну и щёки!», «Как донести еду?» и т.д.)

- К какому типу текстов вы отнесёте данный? (К текстам, в которых о чём-либо рассказывается, повествуется, говорится, что произошло.)

4. Анализ модели «Текст. Признаки текста». Преобразование модели (Приложение 2) (Слайд 9)

III. Наблюдение над особенностями текста-повествования

- О чём же вы узнали из текста? (Как уносит хомяк еду к себе в норку, чем питается)

- Хотите узнать ещё про этого забавного зверька? (Слайд 10)

- Послушайте, какой рассказ о догадливом, находчивом, удивительно умном хомяке написал Н. Сладков, уже известный нам автор, умело наблюдающий за проделками и проказами животных в природе.

  1. Чтение текста учителем (См. учебник М.С.Соловейчик, Н.С.Кузьменко «Русский язык. К тайнам нашего языка», 3 класс, 2 часть, упр.393, с.19)
  2. Анализ услышанного

- Какие чувства вызвал у вас этот текс? (Ещё больше удивились и узнали о догадках животного.)

- Какова тема и основная мысль этого текста? (Тема совпадает с предыдущей, основная мысль- какой способ придумает хомяк, чтобы донести находку до жилища, до своей норки.)

- В этом тексте отсутствует последнее предложение. Может быть, вы догадаетесь, что сделал зверёк? (Учащиеся предлагают свои варианты концовки текста.)

- Откройте учебник на стр. 19 и рассмотрите иллюстрацию. Как же поступил хомяк? (Мордочкой стал подталкивать яйцо.)

- Послушайте, как закончил рассказ автор: "Уперся в яйцо лбом и покатил к себе в нору".

- У кого совпала своя концовка текста с авторской?

- Какое качество проявил хомячок? (Догадливость, выдумку, смекалку, находчивость, сообразительность и решительность.)

- Решение хомячка необычное, оно приятно удивляет, восхищает, приводит в восторг.

- Выразите своё отношение к хомячку: удивление, восхищение. Закончите эти предложения, выражающие удивление, восхищение (предложения даны в учебнике: Вот так…! Вот какой…! Ну и…!)

(Вот так хомяк! Вот какой догадливый! Ну и хомяк!)

- Какой приём использует Н. Сладков в своём рассказе? (Олицетворение)

- Да, олицетворяя животных, автор пробуждает у нас наблюдательность и интерес к природе. И, вместе с тем, сблизив поведение животных с человеческим, помогает раскрыть человека и понять себя: а как бы мы поступили в этом случае?

3. Подбор заголовка к тексту

- У рассказа нет названия. Придумайте его. Можно использовать составленные восклицательные предложения. (Слайд 11)

- Запишите понравившийся заголовок. Помните об опасностях письма.

IV. Усвоение новых знаний. Составление плана текста. Введение нового понятия «план текста». Составление алгоритма. Работа в парах

1. Введение нового понятия

- Подготовимся к тому, чтобы хорошо пересказать этот забавный рассказ другим.

- Просмотрите текст самостоятельно и понаблюдайте за тем, как он построен. (Он состоит из 4 частей)

- Как эти 4 части выделены? (Красной строкой)

- О чём рассказывается в каждой? (В первой-о том, что хомяк нашёл птичье гнездо; во второй-описание находки; в третьей-как быть с находкой, как поступить, действия зверька, в четвёртой-о догадке хомячка)

- Найдите у автора слова, которыми можно назвать то главное, о чём говорится в частях. Если вы запишите зти слова в столбик под номерами, у вас получится план текста.

- Запишите эти главные слова, пункты плана, к себе в тетрадь.

План

  1. Птичье гнездо. 
  2. Вот так находка! 
  3. Как быть?
  4. Догадался! (Слайд12)

(Учащиеся читают текст по частям, находят главные слова. В результате этой работы появляется запись плана на доске и в тетрадях)

- Итак, что же такое план и как он может быть полезен при пересказе, при создании своего рассказа? (План-названия частей текста, расположенные по порядку. Он помогает излагать мысли по порядку, последовательно.)

- Для чего он нужен? (Чтобы не забыть, о чём по порядку нужно рассказывать.)

2. Проверка вывода по образцу

- Прочитайте первую часть правила на с.21. Такой ли вывод вы сделали? (Да)

3. Закрепление найденного способа действия. Составление алгоритма. Работа в парах

- Расскажите, что мы делали, чтобы составить план текста, проговорив «шаги» действий в парах.

(Алгоритм: (Слайд 13)

  1. Выделили части и определили, о чём в них говорится.
  2. Назвали каждую часть по её теме или главной мысли и записали названия.)

4. Чтение алгоритма составления плана по учебнику

- Прочитайте вторую часть правила на с.21. Такой ли вывод мы сделали?

- Какой же новый секрет письменного изложения текста узнали? (Составление плана при пересказе.)

V. Физкультминутка (Слайд 14)

Хомка, хомка, хомячок – Пятнистый бочок. (Руки на поясе, выполнять повороты вправо-влево) Хомка раненько встает, (Потягиваясь, поднять руки вверх) Щечки моет, шейку трет. (Правая рука вверх, левая вниз, выполнять пружинящие движения назад, меняя руки) Подметает Хомка хатку (Выполнять движения в соответствии с текстом) И выходит на зарядку. (Маршировать) Раз-два-три-четыре-пять, (Руки в стороны, ритмично сгибать руки в локтях) Хочет Хомка сильным стать! (Кисти рук прижать к плечам, напрягая мышцы)

VI. Повторение изученного. Подготовка к записи текста по плану. Объяснение орфограмм (Слайд15)

- Продолжим наблюдение за тем, как построен текст.

- Прочитайте первую часть. Как автор уходит от повторения слова хомяк? (Хомяк – он)

- Найдите восклицательное предложение. (Вот так находка!)

- От чьего имени писатель использует это первое восклицательное предложение во второй части? (От имени хомячка)

- Прочитайте побудительное восклицательное предложение. (Тащи и пируй!)

- К кому автор его обращает? (Тоже к зверьку)

- Почему следующее предложение начинается со слов: “Только вот…”. На что они указывают? (На препятствие, что что-то не получается, на невыполнимость и трудность действия.)

- Зачем повторяются глаголы в третьей части? Это ошибка? (Нет, чтобы передать тяжёлую для хомячка работу.)

- Какие знаки препинания поставите в этом предложении?

- Найдите вопросительное предложение. От чьего имени задан вопрос? (От имени хомячка)

- Прочитайте четвёртую часть. Почему первое предложение в этой части восклицательное? (Выражает чувства хомяка: радость, счастье, нашёл выход.)

- Перечитайте текст, находя и объясняя орфограммы

- Какие орфограммы встретились? (Учащиеся называют слова с орфограммами, устно проверяют их.)

- Представь, будто ты наблюдал(а) за хомяком, видел(а) всё, о чём рассказал писатель, а теперь пересказываешь эту историю другим. Запиши её. Составленный план тебе поможет. В конце рассказа можешь выразить своё отношение к зверьку.

VI. Самостоятельная работа учащихся (Приложение 3) (Слайд16)

VII. Контроль и самопроверка

- Не забудьте проверить свои работы!

VIII. Домашнее задание (Слайд17)

- Поищите в книгах (акцент на выставку книг о животных) рассказы о проделках животных и прочитайте. Один из них перескажите кому-нибудь из близких. Можете составить план текста и записать его.

IХ. Рефлексия и итог урока (Слайд18)

- Подведём итоги. Какую задачу решали на уроке развития речи? (Решали, есть ли новый секрет хорошего пересказа текста.)

- Открыли этот секрет? (Да)

- Какой? (Умение составлять план текста)

- Когда нам это пригодится? (При хорошем пересказе и рассказе)

- Оцените себя, на каком уровне вы находитесь, выполняя действия при составлении плана:

  • научился составлять
  • ещё испытываю трудности
  • не научился

- Какие же новые действия теперь будете выполнять при работе над текстом? Для чего?

- Что было трудным на уроке? Почему? А интересным?

- Ребята, вы сегодня хорошо работали. Я благодарю вас за активную работу. Молодцы! Урок закончен.

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai