РУССКАЯ БАЛАЛАЙКА (3 фото + 3 видео). Это балалайка


Балалайка - это... Что такое Балалайка?

Балала́йка — русский народный[1] трёхструнный щипковый музыкальный инструмент, от 600—700 мм (балалайка прима) до 1,7 метров (балалайка-контрабас) длиной, с треугольным слегка изогнутым (в XVIII—XIX веках также овальным) деревянным корпусом. Балалайка — один из инструментов, ставших наряду с гармонью, символом русского народа.

Описание

Корпус склеен из отдельных (6-7) сегментов, головка длинного грифа слегка отогнута назад. Струны металлические (В XVIII веке две из них жильные; у современных балалаек — нейлоновые или карбоновые). На грифе современной балалайки 16—31 металлических ладов (до конца XIX века — 5—7 навязных ладов).

Звук звонкий, но мягкий. Наиболее частые приемы для извлечения звука: бряцание, пиццикато, двойное пиццикато, одинарное пиццикато, вибрато, тремоло, дроби, гитарные приемы.

Строй

До превращения балалайки в концертный инструмент в конце XIX века Василием Андреевым она не имела постоянного, повсеместно распространённого строя. Каждый исполнитель настраивал инструмент сообразно своей манере исполнения, общему настроению играемых произведений и местным традициям.

Введённый Андреевым строй (две струны в унисон — нота «ми», одна — на кварту выше — нота «ля» (и «ми», и «ля» первой октавы)) получил широкое распространение у концертирующих балалаечников и стал называться «академическим». Существует также «народный» строй — первая струна «соль», вторая — «ми», третья — «до». При этом строе проще берутся трезвучия, недостатком его является затруднённость игры по открытым струнам. Помимо указанного, существуют и региональные традиции настройки инструмента. Число редких местных настроек достигает двух десятков[2].

Разновидности

Контрабас-балалайка

В современном оркестре русских народных инструментов используются пять разновидностей балалаек: прима, секунда, альт, бас и контрабас. Из них только прима является сольным, виртуозным инструментом, а за остальными закреплены чисто оркестровые функции: секунда и альт реализуют аккордовый аккомпанемент, а бас и контрабас — функцию баса.

Распространённость

Балалайка является достаточно распространённым музыкальным инструментом, который изучается в академических музыкальных учебных заведениях России, Белоруссии, Украины и Казахстана.

Срок обучения на балалайке в детской музыкальной школе составляет 5 — 7 лет (в зависимости от возраста учащегося), а в среднем учебном заведении — 4 года, в высшем учебном заведении 4-5 лет. Репертуар: обработки народных песен, переложения классических произведений, авторская музыка.

История

Однозначной точки зрения на время возникновения балалайки не существует. Считается, что балалайка получает распространение с конца XVII века. Возможно, происходит из азиатской домбры. Представляла собой «длинный двухструнный инструмент, имела корпус около полутора пядей длины (примерно 27 см.) и одной пяди ширины (примерно 18 см) и шейку (гриф), по крайней мере, в четыре раза более длинную» (М. Гютри, «Диссертация о русских древностях»).

Современный вид балалайка приобрела благодаря музыканту-просветителю Василию Андрееву и мастерам В. Иванову, Ф. Пасербскому, С. Налимову и другим. Андреев предложил делать деку из ели, а заднюю часть балалайки изготовить из бука, а также укоротить (до 600—700 мм). Сделанное Ф. Пасербским семейство балалаек (пикколо, приму, альт, тенор, бас, контрабас) стало основой русского народного оркестра. Позднее Ф. Пасербский получил в Германии патент на изобретение балалайки.

Балалайка используется как сольный, концертный, ансамблевый и оркестровый инструмент.

Этимология

П. Е. Заболотский. Мальчик с балалайкой (1835). Форма корпуса балалайки была изначально округлой.

Любопытно уже само название инструмента, типично народное, звучанием слогосочетаний передающее характер игры на нём. Корень слов «балалайка», или, как её ещё называли, «балабайка», давно привлекал внимание исследователей родством с такими русскими словами, как балакать, балабонить, балаболить, балагурить, что значит ‘разговаривать о чем-нибудь ничтожном, болтать, раздобаривать, пустозвонить, калякать’ (восходят к общеславянскому *bolbol того же значения, сравните схожую ономатапею варвар). Все эти понятия, дополняя друг друга, передают суть балалайки — инструмента лёгкого, забавного, «бренчливого», не очень серьёзного.

Первое письменное упоминание о балалайке содержится в документе от 13 июня 1688 года «Память из Стрелецкого приказа в Малороссийский приказ»[3], в котором, среди прочего, сообщается, что в Москве

в Стрелецкий приказ приведены арзамасец посадский человек Савка Фёдоров сын Селезнев да Шенкурского уезду дворцовой Важеской волости крестьянин Ивашко Дмитриев, а с ними принесена балалайка для того, что они ехали на извозничье лошади в телеге в Яуские ворота, пели песни и в тое балалайку играли и караульных стрельцов, которые стояли у Яуских ворот на карауле, бранили

Другое упоминание балалайки относится к октябрю 1700 г. в связи с произошедшей в Верхотурском уезде дракой. По свидетельству ямщиков Проньки и Алексея Баяновых, дворовый человек стольника воеводы К. П. Козлова И. Пашков гонялся за ними и «бил их балалайкой».

Следующий письменный источник, в котором упоминается балалайка, — подписанный Петром I «Реестр», относящийся к 1714 году: в Санкт-Петербурге, во время празднования шутовской свадьбы «князя-папы» Н. М. Зотова кроме прочих инструментов, которые несли ряженые, были названы четыре балалайки.

Я. Штелин говорил о Петре I, что он «с самых молодых лет не имел он случая слышать ничего иного, кроме грубого звука барабанов, полевой флейты, балалайки…»

В конце XVIII века слово начало проникать и высокую литературу, например, оно встречается в поэме В. И. Майкова «Елисей», 1771, песнь 1: «настрой ты мне гудок иль балалайку»[4].

В украинском языке слово впервые засвидетельствовано в дневниковых записях начала XVIII века, повествующих о «татарине игравшого у балабайку»[5]. Такая форма «балабайка» присутствует также в южнорусских диалектах и белорусском языке.

Виртуозы-балалаечники

  • Амиров Шаукат Сабирович
  • Андреев Василий Васильевич
  • Архиповский Алексей Витальевич
  • Белинский Дмитрий Геннадьевич
  • Блинов, Евгений Григорьевич[6]
  • Воинов, Леонид Иванович
  • Вязьмин, Николай Николаевич
  • Ельчик, Валерий Анатольевич
  • Калинин, Дмитрий Анатольевич (балалаечник, дирижёр)
  • Налимов, Семён Иванович (выдающийся мастер струнных русских народных инструментов)
  • Нечепоренко, Павел Иванович
  • Прошко, Николай Викентьевич
  • Рожков, Михаил Федотович
  • Феоктистов, Борис Степанович
  • Фомин, Николай Петрович (композитор, сподвижник В. В. Андреева)

Примечания

Ссылки

Литература

Статьи

dic.academic.ru

Балалайка — Википедия (с комментариями)

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

БалалайкаБалалайка

Балала́йка — русский народный струнный щипковый музыкальный инструмент. Балалайка имеет корпус треугольной формы, струн — три. Характерным приёмом звукоизвлечения на балалайке является бряцание — удары пальцем по всем струнам одновременно.

Балалайка — один из инструментов, ставший, наряду с гармонью, символом русского народа. Самый известный русский инструмент.

История

Однозначной точки зрения на время возникновения балалайки не существует. Считается, что балалайка получила распространение с конца XVII века. Возможно, происходит из азиатской домбры. Представляла собой «длинный двухструнный инструмент, имела корпус около полутора пядей длины (примерно 27 см) и одной пяди ширины (примерно 18 см) и шейку (гриф), по крайней мере, в четыре раза более длинную» (М. Гютри, «Диссертация о русских древностях»).

Современный вид балалайка приобрела благодаря музыканту-просветителю Василию Андрееву и мастерам В. Иванову, Ф. Пасербскому, С. И. Налимову и другим, которые в 1883 году занялись её усовершенствованием. Андреев В. В. предложил делать деку из ели, а заднюю часть балалайки изготавливать из бука, а также укоротить до 600—700 мм. Сделанное Ф. Пасербским семейство балалаек (пикколо, прима, альт, тенор, бас, контрабас) стало основой русского народного оркестра. Позднее Ф. Пасербский получил в Германии патент на изобретение балалайки.

Балалайка используется как сольный, концертный, ансамблевый и оркестровый инструмент. В 1887 году Андреев организовал первый кружок любителей балалайки, а 20 марта 1888 года в здании Санкт-Петербургского общества взаимного кредита состоялось первое выступление «Кружка любителей игры на балалайках», ставшее днём рождения оркестра русских народных инструментов.

Первое письменное упоминание о балалайке содержится в документе от 13 июня 1688 года «Память из Стрелецкого приказа в Малороссийский приказ»[1], в котором, среди прочего, сообщается, что в Москве

в Стрелецкий приказ приведены арзамасец посадский человек Савка Фёдоров сын Селезнев да Шенкурского уезду дворцовой Важеской волости крестьянин Ивашко Дмитриев, а с ними принесена балалайка для того, что они ехали на извозничье лошади в телеге в Яуские ворота, пели песни и в тое балалайку играли и караульных стрельцов, которые стояли у Яуских ворот на карауле, бранили

Другое упоминание балалайки относится к октябрю 1700 г. в связи с произошедшей в Верхотурском уезде дракой. По свидетельству ямщиков Проньки и Алексея Баяновых, дворовый человек стольника воеводы К. П. Козлова И. Пашков гонялся за ними и «бил их балалайкой».

Следующий письменный источник, в котором упоминается балалайка, — подписанный Петром I «Реестр», относящийся к 1714 году: в Санкт-Петербурге, во время празднования шутовской свадьбы «князя-папы» Н. М. Зотова кроме прочих инструментов, которые несли ряженые, были названы четыре балалайки.

Я. Штелин говорил о Петре I, что «с самых молодых лет не имел он случая слышать ничего иного, кроме грубого звука барабанов, полевой флейты, балалайки…»

В конце XVIII века слово начало проникать и в высокую литературу, например, оно встречается в поэме В. И. Майкова «Елисей», 1771, песнь 1: «настрой ты мне гудок иль балалайку»[2].

В украинском языке слово впервые засвидетельствовано в дневниковых записях начала XVIII века, повествующих о «татарине игравшого у балабайку»[3]. Такая форма «балабайка» присутствует также в южнорусских диалектах и белорусском языке.

Название инструмента

Любопытно уже само название инструмента, типично народное, звучанием словосочетаний передающее характер игры на нём. Существует несколько версий о происхождении названия.

По одной версии, которой придерживаются Чудинов А.Н ("Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка", 1910)) и Михельскон А.Д ( "Объяснение 25000 иностранных слов, вошедших в употребление в русский язык, с означением их корней".) слово имеет тюркские корни. Вполне вероятно, что оно происходит от слова "бала" (ребенок, дитё). На тюркское происхождение указывает фонетическая примета тюркских заимствований: сингармонизм гласных, практически в русском языке она даёт повторение одной и той же гласной в слове - башмак, батрак, балда, таракан, баклажан, балаган, балагур, баламут, багатур. [5], [6].

Другая версия говорит о праславянском происхождении названия. Корень слов «балалайка», или, как её ещё называли, «балабайка», давно привлекал внимание исследователей родством с такими русскими словами, как балакать, балабонить, балаболить, балагурить, что значит ‘разговаривать о чём-нибудь ничтожном, болтать, раздобаривать, пустозвонить, калякать’ (восходят к общеславянскому *bolbol того же значения, сравните схожую ономатопею варвар). Все эти понятия, дополняя друг друга, передают суть балалайки — инструмента лёгкого, забавного, «бренчливого», не очень серьёзного.

Конструкция

Длина балалайки составляет от 60—70 см (балалайка прима) до 1,7 метров (балалайка-контрабас). Корпус треугольной (в XVIII—XIX веках также овальной), слегка изогнутой формы, состоящий из отдельных (6—7) сегментов. Головка грифа слегка отогнута назад. Струны металлические (в XVIII веке две из них были жильные; у современных балалаек — нейлоновые или карбоновые). На грифе современной балалайки 16—31 металлических ладов (до конца XIX века — 5—7 навязных ладов).

Звук звонкий, но мягкий. Наиболее частые приемы для извлечения звука бряцание, пиццикато, двойное пиццикато, одинарное пиццикато, вибрато, тремоло, дроби и гитарные приемы.

Строй

До превращения балалайки в концертный инструмент в конце XIX века Василием Андреевым она не имела постоянного, повсеместно распространённого строя. Каждый исполнитель настраивал инструмент сообразно своей манере исполнения, общему настроению играемых произведений и местным традициям.

Введённый Андреевым строй (две струны в унисон — нота «ми», одна — на кварту выше — нота «ля» (и «ми», и «ля» первой октавы)) получил широкое распространение у концертирующих балалаечников и стал называться «академическим». Существует также «народный» строй — первая струна Соль, вторая — Ми, третья — До (по мажорному трезвучию До). При этом строе проще берутся трезвучия, однако недостатком его является затруднённость игры по открытым струнам. Помимо указанного, существуют и региональные традиции настройки инструмента. Число редких местных настроек достигает двух десятков[7].

Квартово-унисонный

Струна Нота Октава Нотация
1 a1 (ля1) Первая
2 e1 (ми1)
3 e1 (ми1)

Звучание открытых струн балалайки прима образует её квартово-унисонный строй. Последовательность тонов, начиная с первой струны, самой высокой по тону: Ля, Ми, Ми (первой октавы) — это академический строй балалайки.

Интервалы между соседними струнами: a1{ч.4}e1{ч.1}e1 (буквенная нотация по Гельмгольцу, ч.4 — чистая кварта, ч.1 — чистая прима, унисон).

Балалайка секунда настраивается на квинту ниже примы, альт — ниже на октаву. Секунда и альт могут также иметь квартовый строй, в этом случае их строй будет совпадать со строем домры альт (d1, a, e) и тенор (a, e, H).

Музыкальный диапазон балалайки прима с 24-мя ладами на грифе составляет две полных октавы и пять полутонов (часть первой октавы, вторую и часть третьей): от Ми первой октавы до Ля третьей.

Квартовый

Струна Нота
1 D (Ре)
2 A (Ля)
3 E (Ми)

Балалайки размерами секунда, альт, бас и контрабас имеют квартовый строй, аналогичный строю трёхструнной домры. Последовательность тонов: Ре, Ля, Ми. Интервалы: D{ч.4}A{ч.4}E.

Музыкальный диапазон балалайки квартового строя с 15 ладами составляет две полных октавы и один полутон: от Ми большой октавы до Ми диез первой.

Настройка

Сначала проверяют правильность положения подставки на деке: одна и та же открытая струна и зажатая на XII ладу должна звучать с разницей в октаву. Если звук на XII ладу оказывается ниже, то подставку передвигают в сторону грифа (укорачивают рабочую часть струны), если выше — наоборот. Так проверяют все три струны.

Опорной струной, от которой начинают настройку, у балалайки примы является 1-я. Её настраивают по камертону Ля, фортепиано или баяну.

Вторую струну настраивают путём образования чистой кварты с 1-й струной. В этом интервале содержится V полутонов, следовательно, 2-ю струну зажимают на V ладу и настраивают её в унисон с 1-й, после чего между ними открытыми образуется необходимый интервал. Третью струну настраивают в унисон со 2-й.

Семейство балалаек

В современном оркестре русских народных инструментов используются пять разновидностей балалаек: прима, секунда, альт, бас и контрабас. Из них только прима является сольным, виртуозным инструментом, а за остальными закреплены чисто оркестровые функции: секунда и альт реализуют аккордовый аккомпанемент, а бас и контрабас — функцию баса.

Балалайки альт и контрабас звучат на октаву ниже написанного на нотном стане[8].

Вид Строй Нотация Мензура Длина Лады
Прима a1, e1, e1 435—450 675—685 19—24[8]
Секунда d1, a, a

d1, a, e

475—490 745—765 15
Альт a, e, e

a, e, H

490—535 800—820 15
Бас d, A, E 750—780 1120—1160 18
Контрабас D, A1, E1 1100—1180 1600—1700 16—17

Культурное значение

Балалайка вошла в фольклор на рубеже ХVIII века, когда стала распространённым инструментом в России. С 70-х годов ХVIII века она попадает на страницы произведений русских поэтов: В.И. Майкова, А.О. Аблесимова, Г.Р. Державина. А с конца ХIХ века балалайка стала восприниматься не только как музыкальный инструмент, но и как символ русской нации, России.

Балалайкой хорошо владели в основном скоморохи и пастухи, так как они не имели своего хозяйства и не были обременены заботами по дому и потому могли совершенствоваться в игре. Впрочем, крестьянам было не до музыки. В народе игра на инструменте воспринималась как пустое времяпрепровождение, а часто и напрямую осуждалось: "Балалайка не играет, а разоряет", "Балалаечка-гудок разорила весь домок", "Орать - не в балалайку играть", где под "орать" подразумевается пахать землю плугом (оралом).

Но в минуты отдыха крестьяне любили слушать балалайку, петь под неё, поэтому часто приобретали инструмент, не считаясь с расходами: "Бог даст, батюшка дворик продаст, а балалаечку купит" (Голейзовский, Касьян Ярославич|Голейзовский К.Я. Образы русской народной хореографии). О талантливом балалаечнике обычно говорили: "Наш Семён с балалаечкой рождён".

Популярность балалайки была столь велика, что, кроме припевок, сочинялись и загадки:

В лесу выросло, из лесу вынесли, На руках плачет, а на полу скачут.В лесу тяп-тяп; дома-то ляп-ляп, На колени возьмёшь - заплачет.

Балалайка вошла и в образы детских считалок (жеребьёвок), служащих детям для выбора водящего в игре:

Цынцы-брынцы, балалайка, Цынцы-брынцы, заиграй-ка, Цынцы-брынцы, не хочу, Цынцы-брынцы, спать хочу.

Слова "цынцы-брынцы" имитируют звучание балалайки. Слово "брынцы" можно связать со глаголами "бряцать", "ударять", "бренчать" по струнам.

Но чаще всего балалайка упоминается в частушках, она способствовала кристаллизации частушечной мелодии закреплению песенной традиции как основа, от которой шли варианты. Исполнение частушки под аккомпанемент "трёхструнного бубенца", так любовно называл поэт И. Кобзев балалайку, всегда было одной из наиболее распространённых форм народного музицирования.

Трень-брень - балалайка. Души моей хозяйка. Поиграй повеселее В балалайку, дорогой![9].

В песне немецкой группы Scorpions "Wind Of Change" есть такие строки:

Let your balalaika sing

What my guitar wants to say

(Пусть твоя балалайка пропоёт то,

Что хочет сказать моя гитара...)

Распространённость

Балалайка является достаточно распространённым музыкальным инструментом, который изучается в академических музыкальных учебных заведениях России, Белоруссии, Украины и Казахстана.

Срок обучения на балалайке в детской музыкальной школе составляет 5—7 лет (в зависимости от возраста учащегося), в среднем учебном заведении 4 года, а в высшем — 4—5 лет. Репертуар: обработки народных песен, переложения классических произведений, авторская музыка.

Исполнители

См. Категория:Балалаечники

Напишите отзыв о статье "Балалайка"

Примечания

  1. ↑ РГАДА, ф. 229, oп. 1, ед. хр. 189, л. 159
  2. ↑ Черных П. Я. [chernykh-etym.narod.ru/t1/p067.htm Историко-этимологический словарь современного русского языка]. — С. 67.
  3. ↑ [izbornyk.org.ua/djvu/tymchenko_slovnyk.htm Історичний словник українського язика] / Під ред. Є. Тимченка. — К.-Х.: «Державне видавництво України», 1930. — Т. Зошит 1: А — Глу. — С. 52.
  4. ↑ Пересада, А.И. Балалайка. — М.: Музыка, 1990. — 64 с. — ISBN 5-7140-0245-8..
  5. ↑ "Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка". Чудинов А.Н., 1910
  6. ↑ Объяснение 25000 иностранных слов, вошедших в употребление в русский язык, с означением их корней". Михельсон А.Д., 1865
  7. ↑ [balalaika.org.ru/article-pavlov.htm Денис Павлов. О некоторых проблемах строя балалайки в исполнительской практике]
  8. ↑ 1 2 Комаров Н.А., Федюнин С.Н. Изготовление и ремонт щипковых музыкальных инструментов. — М.: Легпромбытиздат, 1988. — С. 114—116. — 272 с. — ISBN 5-7088-0195-6.
  9. ↑ Галахов В.К. Балалайка в народной поэзии // Русская речь. 1992. №3. С.99-103. М.: Правда, 1988. С.229-230

Литература

  • Вертков К.А. Русские народные музыкальные инструменты. — Л.: Музыка, 1975. — С. 83—89, 162. — 280 с.
  • Имханицкий М. Становление струнно-щипковых народных инструментов в России. — М.: Изд-во РАМ им. Гнесиных, 2008. — 320 с.
  • Новосельский А.А. Очерки по истории русских народных музыкальных инструментов. — М.: Музгиз, 1931. — С. 37—39, 43—45. — 47 с.
  • Пересада А.И. Балалайка. — М.: Музыка, 1990. — 64 с. — ISBN 5-7140-0245-8.
  • Пересада А.И. Балалаечных дел мастер. — Сыктывкар: Коми книжное издательство, 1983. — 56 с.
  • Соколов В.Ф. Русская народная балалайка. — М.: Советский композитор, 1962. — 115 с.
Статьи

Радиопередачи

  • Ленинградское отделение КПП Музфонда СССР: Балалайка (1979).

Ссылки

  • [balalaika.org.ru/ О балалайке на сайте balalaika.org.ru]
  • [www.culture.ru/objects/425 Игра на балалайке в псковских традициях] (culture.ru)

Отрывок, характеризующий Балалайка

– Помощь дается токмо от Бога, – сказал он, – но ту меру помощи, которую во власти подать наш орден, он подаст вам, государь мой. Вы едете в Петербург, передайте это графу Вилларскому (он достал бумажник и на сложенном вчетверо большом листе бумаги написал несколько слов). Один совет позвольте подать вам. Приехав в столицу, посвятите первое время уединению, обсуждению самого себя, и не вступайте на прежние пути жизни. Затем желаю вам счастливого пути, государь мой, – сказал он, заметив, что слуга его вошел в комнату, – и успеха… Проезжающий был Осип Алексеевич Баздеев, как узнал Пьер по книге смотрителя. Баздеев был одним из известнейших масонов и мартинистов еще Новиковского времени. Долго после его отъезда Пьер, не ложась спать и не спрашивая лошадей, ходил по станционной комнате, обдумывая свое порочное прошедшее и с восторгом обновления представляя себе свое блаженное, безупречное и добродетельное будущее, которое казалось ему так легко. Он был, как ему казалось, порочным только потому, что он как то случайно запамятовал, как хорошо быть добродетельным. В душе его не оставалось ни следа прежних сомнений. Он твердо верил в возможность братства людей, соединенных с целью поддерживать друг друга на пути добродетели, и таким представлялось ему масонство.

Приехав в Петербург, Пьер никого не известил о своем приезде, никуда не выезжал, и стал целые дни проводить за чтением Фомы Кемпийского, книги, которая неизвестно кем была доставлена ему. Одно и всё одно понимал Пьер, читая эту книгу; он понимал неизведанное еще им наслаждение верить в возможность достижения совершенства и в возможность братской и деятельной любви между людьми, открытую ему Осипом Алексеевичем. Через неделю после его приезда молодой польский граф Вилларский, которого Пьер поверхностно знал по петербургскому свету, вошел вечером в его комнату с тем официальным и торжественным видом, с которым входил к нему секундант Долохова и, затворив за собой дверь и убедившись, что в комнате никого кроме Пьера не было, обратился к нему: – Я приехал к вам с поручением и предложением, граф, – сказал он ему, не садясь. – Особа, очень высоко поставленная в нашем братстве, ходатайствовала о том, чтобы вы были приняты в братство ранее срока, и предложила мне быть вашим поручителем. Я за священный долг почитаю исполнение воли этого лица. Желаете ли вы вступить за моим поручительством в братство свободных каменьщиков? Холодный и строгий тон человека, которого Пьер видел почти всегда на балах с любезною улыбкою, в обществе самых блестящих женщин, поразил Пьера. – Да, я желаю, – сказал Пьер. Вилларский наклонил голову. – Еще один вопрос, граф, сказал он, на который я вас не как будущего масона, но как честного человека (galant homme) прошу со всею искренностью отвечать мне: отреклись ли вы от своих прежних убеждений, верите ли вы в Бога? Пьер задумался. – Да… да, я верю в Бога, – сказал он. – В таком случае… – начал Вилларский, но Пьер перебил его. – Да, я верю в Бога, – сказал он еще раз. – В таком случае мы можем ехать, – сказал Вилларский. – Карета моя к вашим услугам. Всю дорогу Вилларский молчал. На вопросы Пьера, что ему нужно делать и как отвечать, Вилларский сказал только, что братья, более его достойные, испытают его, и что Пьеру больше ничего не нужно, как говорить правду. Въехав в ворота большого дома, где было помещение ложи, и пройдя по темной лестнице, они вошли в освещенную, небольшую прихожую, где без помощи прислуги, сняли шубы. Из передней они прошли в другую комнату. Какой то человек в странном одеянии показался у двери. Вилларский, выйдя к нему навстречу, что то тихо сказал ему по французски и подошел к небольшому шкафу, в котором Пьер заметил невиданные им одеяния. Взяв из шкафа платок, Вилларский наложил его на глаза Пьеру и завязал узлом сзади, больно захватив в узел его волоса. Потом он пригнул его к себе, поцеловал и, взяв за руку, повел куда то. Пьеру было больно от притянутых узлом волос, он морщился от боли и улыбался от стыда чего то. Огромная фигура его с опущенными руками, с сморщенной и улыбающейся физиономией, неверными робкими шагами подвигалась за Вилларским. Проведя его шагов десять, Вилларский остановился. – Что бы ни случилось с вами, – сказал он, – вы должны с мужеством переносить всё, ежели вы твердо решились вступить в наше братство. (Пьер утвердительно отвечал наклонением головы.) Когда вы услышите стук в двери, вы развяжете себе глаза, – прибавил Вилларский; – желаю вам мужества и успеха. И, пожав руку Пьеру, Вилларский вышел. Оставшись один, Пьер продолжал всё так же улыбаться. Раза два он пожимал плечами, подносил руку к платку, как бы желая снять его, и опять опускал ее. Пять минут, которые он пробыл с связанными глазами, показались ему часом. Руки его отекли, ноги подкашивались; ему казалось, что он устал. Он испытывал самые сложные и разнообразные чувства. Ему было и страшно того, что с ним случится, и еще более страшно того, как бы ему не выказать страха. Ему было любопытно узнать, что будет с ним, что откроется ему; но более всего ему было радостно, что наступила минута, когда он наконец вступит на тот путь обновления и деятельно добродетельной жизни, о котором он мечтал со времени своей встречи с Осипом Алексеевичем. В дверь послышались сильные удары. Пьер снял повязку и оглянулся вокруг себя. В комнате было черно – темно: только в одном месте горела лампада, в чем то белом. Пьер подошел ближе и увидал, что лампада стояла на черном столе, на котором лежала одна раскрытая книга. Книга была Евангелие; то белое, в чем горела лампада, был человечий череп с своими дырами и зубами. Прочтя первые слова Евангелия: «Вначале бе слово и слово бе к Богу», Пьер обошел стол и увидал большой, наполненный чем то и открытый ящик. Это был гроб с костями. Его нисколько не удивило то, что он увидал. Надеясь вступить в совершенно новую жизнь, совершенно отличную от прежней, он ожидал всего необыкновенного, еще более необыкновенного чем то, что он видел. Череп, гроб, Евангелие – ему казалось, что он ожидал всего этого, ожидал еще большего. Стараясь вызвать в себе чувство умиленья, он смотрел вокруг себя. – «Бог, смерть, любовь, братство людей», – говорил он себе, связывая с этими словами смутные, но радостные представления чего то. Дверь отворилась, и кто то вошел. При слабом свете, к которому однако уже успел Пьер приглядеться, вошел невысокий человек. Видимо с света войдя в темноту, человек этот остановился; потом осторожными шагами он подвинулся к столу и положил на него небольшие, закрытые кожаными перчатками, руки. Невысокий человек этот был одет в белый, кожаный фартук, прикрывавший его грудь и часть ног, на шее было надето что то вроде ожерелья, и из за ожерелья выступал высокий, белый жабо, окаймлявший его продолговатое лицо, освещенное снизу. – Для чего вы пришли сюда? – спросил вошедший, по шороху, сделанному Пьером, обращаясь в его сторону. – Для чего вы, неверующий в истины света и не видящий света, для чего вы пришли сюда, чего хотите вы от нас? Премудрости, добродетели, просвещения? В ту минуту как дверь отворилась и вошел неизвестный человек, Пьер испытал чувство страха и благоговения, подобное тому, которое он в детстве испытывал на исповеди: он почувствовал себя с глазу на глаз с совершенно чужим по условиям жизни и с близким, по братству людей, человеком. Пьер с захватывающим дыханье биением сердца подвинулся к ритору (так назывался в масонстве брат, приготовляющий ищущего к вступлению в братство). Пьер, подойдя ближе, узнал в риторе знакомого человека, Смольянинова, но ему оскорбительно было думать, что вошедший был знакомый человек: вошедший был только брат и добродетельный наставник. Пьер долго не мог выговорить слова, так что ритор должен был повторить свой вопрос. – Да, я… я… хочу обновления, – с трудом выговорил Пьер. – Хорошо, – сказал Смольянинов, и тотчас же продолжал: – Имеете ли вы понятие о средствах, которыми наш святой орден поможет вам в достижении вашей цели?… – сказал ритор спокойно и быстро. – Я… надеюсь… руководства… помощи… в обновлении, – сказал Пьер с дрожанием голоса и с затруднением в речи, происходящим и от волнения, и от непривычки говорить по русски об отвлеченных предметах. – Какое понятие вы имеете о франк масонстве? – Я подразумеваю, что франк масонство есть fraterienit&eacute [братство]; и равенство людей с добродетельными целями, – сказал Пьер, стыдясь по мере того, как он говорил, несоответственности своих слов с торжественностью минуты. Я подразумеваю… – Хорошо, – сказал ритор поспешно, видимо вполне удовлетворенный этим ответом. – Искали ли вы средств к достижению своей цели в религии? – Нет, я считал ее несправедливою, и не следовал ей, – сказал Пьер так тихо, что ритор не расслышал его и спросил, что он говорит. – Я был атеистом, – отвечал Пьер. – Вы ищете истины для того, чтобы следовать в жизни ее законам; следовательно, вы ищете премудрости и добродетели, не так ли? – сказал ритор после минутного молчания. – Да, да, – подтвердил Пьер. Ритор прокашлялся, сложил на груди руки в перчатках и начал говорить: – Теперь я должен открыть вам главную цель нашего ордена, – сказал он, – и ежели цель эта совпадает с вашею, то вы с пользою вступите в наше братство. Первая главнейшая цель и купно основание нашего ордена, на котором он утвержден, и которого никакая сила человеческая не может низвергнуть, есть сохранение и предание потомству некоего важного таинства… от самых древнейших веков и даже от первого человека до нас дошедшего, от которого таинства, может быть, зависит судьба рода человеческого. Но так как сие таинство такого свойства, что никто не может его знать и им пользоваться, если долговременным и прилежным очищением самого себя не приуготовлен, то не всяк может надеяться скоро обрести его. Поэтому мы имеем вторую цель, которая состоит в том, чтобы приуготовлять наших членов, сколько возможно, исправлять их сердце, очищать и просвещать их разум теми средствами, которые нам преданием открыты от мужей, потрудившихся в искании сего таинства, и тем учинять их способными к восприятию оного. Очищая и исправляя наших членов, мы стараемся в третьих исправлять и весь человеческий род, предлагая ему в членах наших пример благочестия и добродетели, и тем стараемся всеми силами противоборствовать злу, царствующему в мире. Подумайте об этом, и я опять приду к вам, – сказал он и вышел из комнаты. – Противоборствовать злу, царствующему в мире… – повторил Пьер, и ему представилась его будущая деятельность на этом поприще. Ему представлялись такие же люди, каким он был сам две недели тому назад, и он мысленно обращал к ним поучительно наставническую речь. Он представлял себе порочных и несчастных людей, которым он помогал словом и делом; представлял себе угнетателей, от которых он спасал их жертвы. Из трех поименованных ритором целей, эта последняя – исправление рода человеческого, особенно близка была Пьеру. Некое важное таинство, о котором упомянул ритор, хотя и подстрекало его любопытство, не представлялось ему существенным; а вторая цель, очищение и исправление себя, мало занимала его, потому что он в эту минуту с наслаждением чувствовал себя уже вполне исправленным от прежних пороков и готовым только на одно доброе. Через полчаса вернулся ритор передать ищущему те семь добродетелей, соответствующие семи ступеням храма Соломона, которые должен был воспитывать в себе каждый масон. Добродетели эти были: 1) скромность , соблюдение тайны ордена, 2) повиновение высшим чинам ордена, 3) добронравие, 4) любовь к человечеству, 5) мужество, 6) щедрость и 7) любовь к смерти. – В седьмых старайтесь, – сказал ритор, – частым помышлением о смерти довести себя до того, чтобы она не казалась вам более страшным врагом, но другом… который освобождает от бедственной сей жизни в трудах добродетели томившуюся душу, для введения ее в место награды и успокоения. «Да, это должно быть так», – думал Пьер, когда после этих слов ритор снова ушел от него, оставляя его уединенному размышлению. «Это должно быть так, но я еще так слаб, что люблю свою жизнь, которой смысл только теперь по немногу открывается мне». Но остальные пять добродетелей, которые перебирая по пальцам вспомнил Пьер, он чувствовал в душе своей: и мужество , и щедрость , и добронравие , и любовь к человечеству , и в особенности повиновение , которое даже не представлялось ему добродетелью, а счастьем. (Ему так радостно было теперь избавиться от своего произвола и подчинить свою волю тому и тем, которые знали несомненную истину.) Седьмую добродетель Пьер забыл и никак не мог вспомнить ее. В третий раз ритор вернулся скорее и спросил Пьера, всё ли он тверд в своем намерении, и решается ли подвергнуть себя всему, что от него потребуется. – Я готов на всё, – сказал Пьер. – Еще должен вам сообщить, – сказал ритор, – что орден наш учение свое преподает не словами токмо, но иными средствами, которые на истинного искателя мудрости и добродетели действуют, может быть, сильнее, нежели словесные токмо объяснения. Сия храмина убранством своим, которое вы видите, уже должна была изъяснить вашему сердцу, ежели оно искренно, более нежели слова; вы увидите, может быть, и при дальнейшем вашем принятии подобный образ изъяснения. Орден наш подражает древним обществам, которые открывали свое учение иероглифами. Иероглиф, – сказал ритор, – есть наименование какой нибудь неподверженной чувствам вещи, которая содержит в себе качества, подобные изобразуемой. Пьер знал очень хорошо, что такое иероглиф, но не смел говорить. Он молча слушал ритора, по всему чувствуя, что тотчас начнутся испытанья. – Ежели вы тверды, то я должен приступить к введению вас, – говорил ритор, ближе подходя к Пьеру. – В знак щедрости прошу вас отдать мне все драгоценные вещи. – Но я с собою ничего не имею, – сказал Пьер, полагавший, что от него требуют выдачи всего, что он имеет. – То, что на вас есть: часы, деньги, кольца… Пьер поспешно достал кошелек, часы, и долго не мог снять с жирного пальца обручальное кольцо. Когда это было сделано, масон сказал: – В знак повиновенья прошу вас раздеться. – Пьер снял фрак, жилет и левый сапог по указанию ритора. Масон открыл рубашку на его левой груди, и, нагнувшись, поднял его штанину на левой ноге выше колена. Пьер поспешно хотел снять и правый сапог и засучить панталоны, чтобы избавить от этого труда незнакомого ему человека, но масон сказал ему, что этого не нужно – и подал ему туфлю на левую ногу. С детской улыбкой стыдливости, сомнения и насмешки над самим собою, которая против его воли выступала на лицо, Пьер стоял, опустив руки и расставив ноги, перед братом ритором, ожидая его новых приказаний. – И наконец, в знак чистосердечия, я прошу вас открыть мне главное ваше пристрастие, – сказал он. – Мое пристрастие! У меня их было так много, – сказал Пьер. – То пристрастие, которое более всех других заставляло вас колебаться на пути добродетели, – сказал масон. Пьер помолчал, отыскивая. «Вино? Объедение? Праздность? Леность? Горячность? Злоба? Женщины?» Перебирал он свои пороки, мысленно взвешивая их и не зная которому отдать преимущество. – Женщины, – сказал тихим, чуть слышным голосом Пьер. Масон не шевелился и не говорил долго после этого ответа. Наконец он подвинулся к Пьеру, взял лежавший на столе платок и опять завязал ему глаза. – Последний раз говорю вам: обратите всё ваше внимание на самого себя, наложите цепи на свои чувства и ищите блаженства не в страстях, а в своем сердце. Источник блаженства не вне, а внутри нас… Пьер уже чувствовал в себе этот освежающий источник блаженства, теперь радостью и умилением переполнявший его душу.

Скоро после этого в темную храмину пришел за Пьером уже не прежний ритор, а поручитель Вилларский, которого он узнал по голосу. На новые вопросы о твердости его намерения, Пьер отвечал: «Да, да, согласен», – и с сияющею детскою улыбкой, с открытой, жирной грудью, неровно и робко шагая одной разутой и одной обутой ногой, пошел вперед с приставленной Вилларским к его обнаженной груди шпагой. Из комнаты его повели по коридорам, поворачивая взад и вперед, и наконец привели к дверям ложи. Вилларский кашлянул, ему ответили масонскими стуками молотков, дверь отворилась перед ними. Чей то басистый голос (глаза Пьера всё были завязаны) сделал ему вопросы о том, кто он, где, когда родился? и т. п. Потом его опять повели куда то, не развязывая ему глаз, и во время ходьбы его говорили ему аллегории о трудах его путешествия, о священной дружбе, о предвечном Строителе мира, о мужестве, с которым он должен переносить труды и опасности. Во время этого путешествия Пьер заметил, что его называли то ищущим, то страждущим, то требующим, и различно стучали при этом молотками и шпагами. В то время как его подводили к какому то предмету, он заметил, что произошло замешательство и смятение между его руководителями. Он слышал, как шопотом заспорили между собой окружающие люди и как один настаивал на том, чтобы он был проведен по какому то ковру. После этого взяли его правую руку, положили на что то, а левою велели ему приставить циркуль к левой груди, и заставили его, повторяя слова, которые читал другой, прочесть клятву верности законам ордена. Потом потушили свечи, зажгли спирт, как это слышал по запаху Пьер, и сказали, что он увидит малый свет. С него сняли повязку, и Пьер как во сне увидал, в слабом свете спиртового огня, несколько людей, которые в таких же фартуках, как и ритор, стояли против него и держали шпаги, направленные в его грудь. Между ними стоял человек в белой окровавленной рубашке. Увидав это, Пьер грудью надвинулся вперед на шпаги, желая, чтобы они вонзились в него. Но шпаги отстранились от него и ему тотчас же опять надели повязку. – Теперь ты видел малый свет, – сказал ему чей то голос. Потом опять зажгли свечи, сказали, что ему надо видеть полный свет, и опять сняли повязку и более десяти голосов вдруг сказали: sic transit gloria mundi. [так проходит мирская слава.]

wiki-org.ru

интересные факты, видео, история, фото, слушать

Музыкальный инструмент: Балалайка

 

Если у вас спрашивают, какой русский народный музыкальный инструмент вы знаете? Несомненно, сразу вспоминается балалайка, самый старинный и узнаваемый музыкальный символ России. Инструмент по праву можно назвать истинно народным: в его звучании словно слышится сама русская душа — то разудалая и неуёмная, то печальная и задумчивая…

Балалайку любили слушать великие русские люди, среди них: А. Пушкин, М. Лермонтов, Л. Толстой и М. Горький.

П.И. Чайковский восклицал: «Какая прелесть эти балалайки! Как это хорошо, как художественно и стильно! Какой чудный, прозрачный звук! Я не говорю уже об исполнении – оно художественно, но самый тембр звука удивительно интересен. Какой поразительный эффект могут дать они в оркестре! По тембру – это незаменимые инструменты». 

Балалайка вызывает изумление у иностранцев, слушая игру на инструменте, они не понимают, как при помощи всего трех струн можно исполнять не только народные, но сложные классические произведения.

Вот такая она русская балалайка, олицетворяющая русскую культуру. Всего три струны, а за душу берет так, что не раздумывая, хочется пуститься в разудалый пляс. Даже грустные мелодии звучат на ней не так печально, и забавное название инструмента говорит о веселом характере и происходит оно то ли от слова балаболить – тараторить, то ли от слова балагурить – шутить.

 

 

Звук

Балалайка обладает богатыми акустическими, исполнительскими и художественными достоинствами. Звучит она негромко, мягко, но очень звонко. Тембр у инструмента камерный, нежный, сокровенный и отличается теплотой и трепетностью.

Источник звука на балалайке - сильно натянутые гибкие струны, зажимая которые на ладах пальцами левой руки, исполнитель получает нужную высоту звука.

Основное звукоизвлечение - это удары и защипывание струн, которые при различных вариантах преобразуются в исполнительские приемы, используемые балалаечниками: пиццикато - одинарное и двойное, бряцание, дробь, тремоло и вибрато.

У инструмента всего три струны, которые настраиваются необычным образом. Две нижние струны звучат одинаково - звук «ми» первой октавы, а верхняя - на кварту выше, то есть звук «ля».

Диапазон балалайки от «ми» первой октавы до «до» четвертой.

 

Фото:

   

   

 

Интересные факты:

  • Балалайка является очень модным среди иностранцев сувениром из России, хотя самым популярным, несомненно, считается матрешка.
  • Одна из самых старых балалаек, сохранившихся в наше время, и возраст которой приблизительно 120 лет, является экспонатом музея города Ульяновска.
  • Балайкер - так называется мастер, изготавливающий балалайки.
  • Этот инструмент очень часто упоминается в произведениях Льва Толстого, Николая Гоголя, Федора Достоевского и других великих русских писателей.
  • Очень важную роль в признании балалайки сыграла императорская семья. Александр III инициировал поездку Андреевского ансамбля на Парижскую выставку, в результате которой Европа впервые увидела и услышала балалайку. Успех был ошеломляющий. В 19 веке всем солдатам для поднятия боевого духа выдавали балалайку, которую они по окончании службы оставляли себе.
  • В Соединенных Штатах Америки существует ассоциация любителей игры на балалайке и домре, а книга Д. Флинна "Как изготовить балалайку" имела большой спрос и переиздавалась 9 раз.
  • 23 июня в России празднуется День балалайки, установленный в 2008 году, через 320 лет со дня первого документального упоминания об этом инструменте.
  • В Японии есть оркестр, который называется «Токийская балалайка». Он сформирован по образцу оркестра русских народных инструментов, но участвуют в нем лишь японцы.
  • На балалайках играют в Дании, Финляндии, Норвегии и Швеции в оркестрах русских народных инструментах.
  • В 2014 году, в связи 20-ой годовщиной установления дружеских связей, Народное правительство китайского города Харбин преподнесло в подарок своему побратиму, российскому городу Хабаровск, гигантскую скульптурную композицию, отображающую символические инструменты культур двух народов – китайскую пипу и русскую балалайку.
  • Сейчас в России почти в каждом городе есть свой ансамбль или оркестр русских народных инструментов, где балалайка играет важную роль. Особо следует отметить такие ансамбли как «Колокола России», «Скоморохи», «Арт-Контраст», «Сибирь», «Тула». А также оркестры: «Великорусский им. В. Андреева», «Национальный им. Н. Осипова», «Северсталь», «Серебряные струны», «Метелица» «Перезвоны» и другие.
  • Сё Китагава – музыкант из Японии, в 2008 году стал первым иностранным балалаечником, победившем на международном конкурсе русской народной музыки в Екатеринбурге.

 

 

Конструкция

Балалайка - это инструмент, который красиво звучит только тогда, когда сделан опытным мастером, хорошо знающим свое дело.

Современный инструмент, длина которого в общей сложности составляет от 60 до 70 см., изготавливается из древесины сосны и состоит в общей сложности из 70 деталей.

Балалайка имеет три основные части - кузов, гриф и деку:

  • Кузов, имеющий треугольную форму, осуществляет роль резонатора. Он имеет обычно 6 или 7 граней, изготавливающиеся из сегментов, которые называются клепками.
  • Дека – это лицевая часть корпуса, имеет голосник – резонатор в форме цветочка. Над голосником находится защитное приспособление, называемое панцирем. Он предохраняет деку от ударов при исполнении. Самая широкая, нижняя часть деки, равна 40 см, самая узкая – верхняя - всего 5 см.
  • Гриф – верхняя часть инструмента, обычно изготавливается из черного дерева. На нем находятся лады, число которых разнится от 16 до 31.  Гриф завершается лопаткой, на которой находится колковый механизм, необходимый для натягивания струн. Струны обычно бывают из нейлона или карбона, но иногда и металлические.

 

Разновидности

Семейство балалаек имеет пять видов инструментов:

  1. Прима – ведущая или солирующая, тембр звонкий, строй: «ми», «ми», «ля» первой октавы.
  2. Секунда – аккомпанирующая, тембр слегка приглушенный, строй: «ля», «ля» малой и «ре» первой октавы.
  3. Альт – аккомпанирующая, тембр мягкий и сочный, строй: «ми», «ми», «ля» малой октавы.
  4. Бас – проводит басовую линию, тембр низкий, глуховатый, строй: «ми», «ля» большой и «ре» малой октавы.
  5. Контрабас – создает гармоническую основу, тембр низкий, глуховатый, строй: «ми», «ля» контроктавы и «ре» большой октавы

 

 

Применение и репертуар

Усовершенствованная в конце 19 века любителем и знатоком народной музыки В. Андреевым и коллективом его сподвижников, балалайка стала использоваться профессионалами–музыкантами не только как сольный инструмент, но также ансамблевый, а затем и оркестровый. Создавались различные коллективы, которые своими концертными выступлениями способствовали признанию балалайки и продвижению её в массы.

Поначалу балалаечный репертуар не отличался своей оригинальностью, музыканты исполняли в основном различные переложения из классической музыкальной литературы. С ростом популярности инструмента ситуация сильно изменилась, такие композиторы как М. Ипполитов-Иванов, Н. Речменский, Ю. Шишаков, Н. Василенко, Н. Будашкин и другие создают для балалайки интересный репертуар, в который входят концерты, сонаты, сюиты и другие произведения крупной формы.

 

Произведения

С.Н Василенко - Концерт для балалайки с симфоническим оркестром (слушать)

Ю.Н Шишаков - "Барыня" (слушать)

Н.П. Будашкин - "Тройка" (слушать)

 

 

Известные исполнители

К сожалению, балалайка сегодня не пользуется большой популярностью и интерес к ней проявляет только узкий круг почитателей, которые увлекаются народной музыкой. Но нельзя забывать тех людей, которые внесли неоценимый вклад в усовершенствование этого инструмента и развитие его исполнительской школы. Самыми первыми, кто вывел балалайку, еще тогда не претерпевшую значительных изменений, на концертную сцену были: И. Хандошкин, Н. Лавров, И. Яблочкин, М. Хрунов, Н. Лавров, В. Радивилов.  Виртуозным исполнением уже на усовершенствованной балалайке своих слушателей радовали: В. Андреев, Б. Трояновский, М. Рожков, В. Конов, М. Данилов, П. Нечепоренко, А. Шалов, Н. Осипов, Д. Калинин.

В настоящее время наиболее известными исполнителями-виртуозами, которые много делают для поддержания популярности балалайки на родине и за ее пределами, являются А. Горбачев, В. Конов, В. Болдырев, В. Зажигин, И. Безотосный, М. Сенчуров, Е. Быков, Ю. Шутов, А. Архиповский (балалаечный Паганини) и другие.

 

История

Доподлинно неизвестно когда началась история балалайки, хотя гипотез по поводу происхождения чрезвычайно много. Одни музыковеды предполагают, что это исконно русский инструмент, другие уверяют, что она заимствована у киргизов и прародительницей ее является домбра. А некоторые считают, что инструмент переняли у татар, во времена монголо-татарского ига, но никто не оспаривает, что балалайка появилась очень давно и была одним из самых любимых инструментов, который скрашивал жизнь простого народа.

Балалайка на протяжении столетий не имела единой формы, она была круглой, треугольной, даже четырехугольной и с различным числом струн.

В 15-17 веках на Руси большую популярность имели скоморохи – потешные люди, зарабатывающие тем, что веселили население деревень и городов. Они были постоянными участниками народных праздников и гуляний, и нередко в их выступлениях, под аккомпанемент различных инструментов, в том числе и балалайки, звучала злободневная социальная сатира. За это скоморохи испытывали притеснение со стороны властей и церкви, и в 17 веке особым указом князя Алексея Михайловича Тишайшего все скоморошьи инструменты подлежали сожжению.

Но прошло немного времени, царь умер, об его указе быстро все забыли, и балалайка вновь веселит простой народ - крестьян и городских ремесленников. Из некоторых источников мы узнаем, что задорный тембр балалайки привлекал внимание и высшей знати. Петр I, Екатерина II, Павел I - русские императоры и их окружение не отказывали себе в удовольствии повеселится под задорный звук инструмента.

В 18-19 веках балалайка становится особо признанным народным музыкальным инструментом, но конструкция ее была несовершенной. Весомый вклад в преобразование инструмента внес русский дворянин Василий Васильевич Андреев – патриот, знаток русского народного творчества, балалаечник-виртуоз. Он надумал крестьянскому инструменту дать небывалую жизнь, выведя его на концертную сцену.

Первый, к кому обратился энтузиаст, был петербургский мастер по изготовлению скрипок В. Иванов, который по убедительной просьбе Василия Васильевича изготовил инструмент нового образца. Это была балалайка уменьшенного размера, с врезными ладами, корпусом, изготовленным из горного клена, и грифом из черного дерева - произошло второе рождение инструмента.

Успешные сольные выступления В. Андреева на обновленном инструменте вызвали небывалый отклик общественности и способствовали невероятному росту популяризации балалайки. Но на этом музыкант не остановился, по его чертежам известные мастера Ф. Пасербский и С. Налимов изготовили еще более усовершенствованный инструмент. Форма стала треугольной, кузов из бука, а дека из ели, что сделало корпус балалайки наиболее резонансным. Мастера укоротили гриф, вставили металлические порожки, изменили резонаторное отверстие, лады расположили в хроматическом строе, добавили колковую механику и установили постоянный строй, позже получивший название академический. Сегодня мы привыкли видеть балалайку именно в таком варианте. Помимо этого, мастера по заказу В.Андреева сконструировали целое семейство инструментов по подобию скрипичного квартета, в который вошли: балалайка дискант, пикколо (позднее вышли из употребления), альт, секунда, бас, и контрабас (балалайки увеличенных размеров). Все они были трехструнными и имели квартовый строй.

Такие инструменты впоследствии стали основными в составе музыкального ансамбля, организованного в Петербурге Василием Андреевым в 1887 году под названием «Кружок любителей игры на балалайках». Дебютное выступление коллектива состоялось в 1888 году и имело большой успех. Затем ансамбль триумфально гастролировал за рубежом, в результате этого турне балалайку узнал весь мир. В 1896 году «Кружок любителей игры на балалайках» преобразовался в Великорусский оркестр, который, выступая во многих уголках земного шара, прославлял Россию и ее национальную культуру.

 

За свою историю балалайка пережила многое: ее сжигали, но она восставала из пепла и триумфально покоряла Париж, ее забывали, а она заставляла о себе вспомнить. Если раньше на балалайке музицировали сидя на завалинке, то теперь одевают фрак, а затем берут в руки этот необыкновенный инструмент.

Россия и балалайка – это два слова, которые между собой тесно связаны. Олицетворение русской культуры -  вот что такое балалайка, она наша, настоящая. Заняв прочное место в народном творчестве, этот инструмент с достоинством доказал, что способен на гораздо большее, и теперь ему стоя рукоплещет весь мир.

 

Понравилась страница? Поделитесь с друзьями:

 

 Видео: слушать балалайку

soundtimes.ru

РУССКАЯ БАЛАЛАЙКА

С 1886 года балалайка появляется на сцене: первым выступил с ней молодой русский дворянин Василий Андреев. До Андреева никто не обращал внимания на то, что такой музыкальный народ, как русский, не имеет в обиходе народных музыкальных инструментов. Андреев создаёт «Кружок любителей игры на балалайке». После удачного выступления, с 1888 года начинается творческая деятельность этого коллектива, немногим позже преобразованного в балалаечный оркестр. В 1889 году Андреевские балалаечники появляются на Всемирной выставке в Париже. Триумф их был необычайным. «Не успели закончиться первые выступления, а в фешенебельных магазинах Парижа появились новые модные духи «Светит месяц» дамское туалетное мыло «Под яблонькой». Даже остроносые Андреевские галоши стали предметом парижской моды...» После одного из концертов А. Глазунов пишет большое произведение, посвященное оркестру В. В. Андреева, тем самым, рассеивая предрассудки об ограниченных возможностях его программы. Любил исполнять песни в сопровождении оркестра Федор Иванович Шаляпин. Его первое знакомство с Василием Васильевичем, состоявшееся в Нижнем Новгороде, переросло со временем в тесную дружбу. Неутомимый пропагандист замечательного русского народного инструмента балалайки, Василий Андреев постоянно её усовершенствует. Он знакомится с музыкальным мастером С. И. Налимовым, и на протяжении многих лет они работают вместе. В 1902 году на Парижской выставке и на петербургской выставке «Музыкальный мир» 1906—1907 гг., инструменты, сделанные С. И. Налимовым по чертежам и эскизам Андреева, получили Большие золотые медали. С образованием Великорусского оркестра, воспринятого как чисто русское явление, связаны гастрольные поездки 1892 года во Францию, Германию, Англию, Америку. Результатом поездок были десятки новых оркестров, созданных в этих странах. В США даже появилось «Акционерное общество эксплуатации балалаек и гуслей». В день 25-летнего юбилея оркестра в приветственной речи Ф. И. Шаляпин, обращаясь к Андрееву, сказал: «Ты пригрел у своего доброго, теплого сердца сиротиночку - балалайку. От твоей заботы и любви она выросла в чудесную русскую красавицу, покорившую своей красотой весь мир...». Балалайка проникла в самую толщу народных масс. Кроме Андреева, появилось много превосходных исполнителей на балалайке, создавались оркестры народных инструментов. Осенью 1918 года он предпринял большую поездку со своим коллективом, переименованным в «Первый народный оркестр», по Северному и Восточному фронтам гражданской войны. Выступал и перед легендарными чзпаевцами. Но эта поездка была для Андреева последней: он сильно простудился и в ночь на 26 декабря 1918 года скончался. Дело, начатое Андреевым, было поддержано, приобрело всенародное значение. Многие фабрики, специальные мастерские, мастера - умельцы, выпускают усовершенствованные Андреевым и Налимовым музыкальные народные инструменты, композиторы пишут произведения для балалайки, домры, созданы многочисленные ансамбли и оркестры...

fishki.net

Большая балалайка-конрабас - русский народный музыкальный инструмент

В каждой стране и у любого народа существуют собственные народные музыкальные инструменты. В России – это гармонь и балалайка. На сегодняшний день существуют пять видов балалаек: прима, секунда, альт, бас и балалайка-контрабас. Последняя из вышеперечисленных - самая большая в своем роде и выполняет очень важную роль в оркестре - исполняет партию баса.

Что такое балалайка

Балалайка - это русский народный треугольный трехструнный щипковый музыкальный инструмент. Традиционно на балалайке играют, ударяя одновременно по всем трем струнам пальцами. Однако после того, как в конце девятнадцатого века она превратилась из народного в концертный инструмент, стили игры на ней появились самые разнообразные.

Размеры балалаек колеблются от шестидесяти сантиметров до более чем полутора метров. Количество ладов у разных видов инструментов этого типа отличается. Так самая маленькая балалайка – прима насчитывает от девятнадцати до двадцати четырех ладов (в зависимости от конкретной модели). Это связано с тем, что она единственная из балалаек является сольным инструментом. А вот самая большая балалайка обычно имеет шестнадцать-семнадцать ладов.

Как правило, на балалайку ставят металлические струны, хотя в отдельных случаях используют и нейлоновые. В старину же только одна струна у всего этого инструмента была металлической, две же остальные делались из жил животных.

Развитие этого инструмента связано с именем известного российского музыканта и композитора Василия Андреева, который обратил внимание на народные музыкальные инструменты, доработал их и создал первый оркестр из них. Кроме того, для своего оркестра он сам писал музыкальную программу. Также именно Андреев внес серьезные коррективы во внешний вид инструмента. Так с его легкой руки балалайки стали делать из сочетания нескольких пород деревьев – чаще всего ели и бука.

Особенности, которыми обладает балалайка-контрабас

Из всего «семейства» балалаек – контрабасная не только самый большой, но и наиболее мощный по своему звучанию музыкальный инструмент. Также большая балалайка обладает наиболее низким тоном. Фактически в оркестре она выполняет роль баса (не стоит путать с балалайкой-басом).

Как правило, музыкальный инструмент большая балалайка в длину достигает 1,6-1,7 м. На грифе ее находится шестнадцать, чаще семнадцать ладов. Во всем остальном контрабасная балалайка ничем особым не отличается по внешнему виду от прочих инструментов своей группы.

Считается, что большая балалайка создана по аналогии с домрой-контрабасом, именно поэтому у этих инструментов даже музыкальный строй почти одинаковый.

Как играют на этом громоздком музыкальном инструменте

Большинство видов балалаек держат в руках во время игры на них. А вот удержать такую махину, как балалайка-контрабас, не получится. Поэтому, чтобы можно было играть на ней, угол инструмента ставится на специальный железный шпиль. Это приспособление не только служит в качестве опоры, но и помогает удлинить звук и добавить ему объемности.

На этом инструменте чаще всего играют плектором (гигантским, по сравнению с обычными, медиатором из кожи - 0,6х0,6 см). Однако в отдельных случаях, чтобы извлечь из инструмента более мягкие звуки, могут играть большим пальцем руки.

По сравнению с балалайкой-басом, на этой играть гораздо сложнее. Не только из-за размера, но и из-за очень толстых струн. Ведь, чтобы получить нужный звук, во время игры их нужно хорошо прижимать на ладах.

Особенности звучания

У трех струн балалайки-контрабаса (в открытой позиции) отличный от других строй – Ми-мажор, Ля-мажор и Ре-мажор. Подобный строй среди музыкальных инструментов имеет разве что домра-контрабас, он позволяет расширить диапазон звучания инструмента – от ноты Ми контроктавы до Соль малой октавы. Иными словами полный диапазон большой балалайки – две октавы и три полутона.

Интересный факт для удобства чтения нот: в партитуре для балалайки-контрабаса они пишутся на октаву выше, чем звучат в реальности.

Принципы игры на этом музыкальном инструменте

Гигантский размер балалайки позволяет исполнителю играть на ней либо стоя, либо сидя. Солируя, исполнитель, как правило, играет стоя, но в оркестре всегда сидит.

Еще одной немаловажной деталью является то, что при игре на большой балалайке исполнитель не должен соприкасаться одеждой или телом с музыкальным инструментом. Это важно потому, что в таком случае звук инструмента лучше резонирует и получается чище и громче.

Сегодня, увидев человека, несущего в руках инструмент под названием балалайка-контрабас, сложно удержаться от улыбки. Ведь, несмотря на «солидный» возраст, многие еще не привыкли к этому музыкальному инструменту. А между тем во всем мире уже начинают проявлять недюжинный интерес к этому народному русскому инструменту, из-за его необычного глубокого звучания, с помощью которого можно передать шум дождя, бурю морскую и многое другое.

fb.ru

Балалайка

Балалайка, пожалуй, самый известный инструмент во всем мире. Это также один из самых удивительных инструментов. Ансамбли балалаечников неизменно пользуются большим успехом в Европе и Америке. Иностранцы удивленно разглядывают, казалось бы, простейший инструмент и никак не могут взять в толк, как можно исполнить сложную мелодию на трех струнах. Это еще один повод отметить талант русского человека и его изобретательность.

Балалайка относится к семейству лютни. Это старинный щипковый струнный музыкальный инструмент с ладами на грифе и овальным корпусом. Лютни объединены в довольно многочисленное семейство, в которое входят не только известные инструменты, такие как мандалина или балалайка, но и довольно необычные и малоизвестные, как, например, чаранг, укулель или сямисен. Все эти инструменты отличаются друг от друга по размеру и характеру звучания. Из всего множества инструментов выделяется балалайка, которую мы и рассмотрим подробнее.

Балалайка — русский народный трёхструнный щипковый музыкальный инструмент. Это один из инструментов, ставших, наряду с гармонью и жалейкой, музыкальным символом русского народа.

Каково же строение балалайки? Основной ее составляющей является корпус треугольной формы. На корпусе располагаются подставка и розетка. От корпуса отходит гриф, то есть ручка, за которую держится музыкант. На грифе находятся струны и лады. Оканчивается гриф головкой, на которой располагается настроечная шпилька.

Струны имеют особое значение для балалайки. Их всего три, из которых первая называется мелодичной, а две другие – гудящими. Головка грифа несет не только важной значение для игры, но и является эстетическим украшением. Она вырезана в форме лошадиных голов, повернутых друг к другу. Корпус склеен из отдельных сегментов, головка длинного грифа слегка отогнута назад. На грифе современной балалайки от шестнадцати до тридцати металлических ладов, в тот время как вплоть до конца девятнадцатого века их было не больше семи.

Звучание балалайки отличается тонкостью и сразу же заряжает своим оптимизмом. Благодаря этому звучание балалайки легко узнаваемо из тысячи других инструментов. А также выделяется своей узнаваемостью во всех фильмах, которые можно посмотреть вот ТУТ.

Тональный диапазон инструмента довольно обширный – до полутора октав. Это позволяет исполнять не только программные произведения, но и импровизации различной степени сложности.

Материал, из которого изготавливается балалайка, прост и легко находим. Так, корпус делается из дерева, а струны – из стали, лесы или нейлона. Как видно, инструмент не только прост в использовании, но и не представляет проблемы в плане изготовления. Это лишний раз доказывает уникальность балалайки.

Балалайка отличается компактными размерами, что значительно облегчает ее транспортировку. Общая длина инструмента не превышает семидесяти сантиметров. Это позволяет без особых трудностей переносить инструмент на любые дальние расстояния, не заботясь о специальной багажной установке. Конечно, балалайку следует переносить в специальном чехле, но поскольку инструмент легкий, делать это можно без особых затруднений.

Балалайка относится к разряду аккомпанирующих инструментов. Издавна она являлась неизменным спутником различных народных гуляний. Инструмент всегда «шел в ногу» с настроением людей. Всего лишь на трех струнах можно не только порадоваться счастью, но и сопереживать трудностям. Балалайка появилась в результате развития домры, более раннего русского народного инструмента. Она была усовершенствована в конце девятнадцатого века. Сейчас она продолжает радовать любителей народной музыки и неизменно завоевывает все новых и новых поклонников.

melma.ru

Балалайка Википедия

Балала́йка[1] (bəɫɐˈɫajkə слушать) — русский, белорусский народный трёхструнный щипковый музыкальный инструмент с корпусом треугольной формы. Характерными приёмами звукоизвлечения являются бряцание и тремоло — удары указательным пальцем по всем струнам одновременно.

Самый известный русский инструмент, ставший, наряду с гармонью, одним из символов музыкального творчества русского народа.

Название инструмента[ | код]

Картина П. Е. Заболотского «Мальчик с балалайкой» (1835). Форма корпуса балалайки была изначально округлой[2].

Любопытно уже само название инструмента, типично народное, звучанием словосочетаний передающее характер игры на нём. Существует несколько версий о происхождении названия.

По одной версии, которой придерживаются Чудинов А. Н. («Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка», 1910)) и Михельскон А. Д. («Объяснение 25000 иностранных слов, вошедших в употребление в русский язык, с означением их корней».) слово имеет тюркские корни. Вполне вероятно, что оно происходит от слова «бала» (ребенок, дитё). На тюркское происхождение указывает фонетическая примета тюркских заимствований: сингармонизм гласных, практически в русском языке она даёт повторение одной и той же гласной в слове — башмак, батрак, балда, таракан, баклажан, балаган, балагур, баламут, багатур.[3][4]

Другая версия говорит о праславянском происхождении названия. Корень слов «балалайка», или, как её ещё называли, «балабайка», давно привлекал внимание исследователей родством с такими русскими словами, как балакать, балабонить, балаболить, балагурить, что значит ‘разговаривать о чём-нибудь ничтожном, болтать, раздобаривать, пустозвонить, калякать’ (восходят к общеславянскому *bolbol того же значения, сравните схожую ономатопею варвар). Все эти понятия, дополняя друг друга, передают суть балалайки — инструмента лёгкого, забавного, «бренчливого», не очень серьёзного.

История[ | код]

Однозначной точки зрения на время возникновения балалайки не существует. Считается, что балалайка получила распространение с конца XVII века. Возможно, происходит из азиатской домбры. Представляла собой «длинный двухструнный инструмент, имела корпус около полутора пядей длины (примерно 27 см) и одной пяди ширины (примерно 18 см) и шейку (гриф), по крайней мере, в четыре раза более длинную» (М. Гютри, «Диссертация о русских древнос

ru-wiki.ru