Является ли философия наукой? Предмет и основные проблемы философии. Философия наука какая


§1. Философия как наука

1. Предмет философии

2. Особенности философских знаний

3. Философские методы

4. Основные разделы философии

5. Становление философии как науки

1. Предмет философии

Слово "философия" (от греч. phileo - люблю и sophia - мудрость) в буквальном переводе означает "любовь к мудрости" или "любомудрие". Считается, что слово "философ" впервые употребил Пифагор, которому приписывают следующее изречение: "Жизнь подобна игрищам: иные приходят на них состязаться, иные - торговать, а самые счастливые - смотреть; так и в жизни иные, подобно рабам, рождаются жадными до славы и наживы, между тем как философы - до единой только истины".

Появление определенного названия той или иной науки обычно происходит в период выделения ее в самостоятельную отрасль знания. Этот процесс называют самоопределением науки.

Как самостоятельная область знания философия начала складываться в VII - VI вв. до н.э. В это время начался активный процесс дифференциации (от лат. differentia - различие) наук. Так называемая протонаука, или преднаука древности, объединявшая в себе все имевшиеся у человека знания, по мере их углубления стала распадаться на отдельные дисциплины. Математика, астрономия, медицина и другие науки, развиваясь, все более обособлялись друг от друга. Чтобы воссоздать целостный взгляд на мир на основе знаний, полученных разными науками, было необходимо обобщить эти знания и связать их в единую систему.

Задачу интеграции (от лат. integratio - воссоединение, восполнение) знаний и должна была выполнить философия - обобщающая, мировоззренческая наука.

Философия не просто суммирует данные всех других наук, она стремится наиболее полно обобщить открытые ими закономерности. Предметом философии, являются наиболее общие закономерности существования природы, человека, общества и сознания. Из этих наиболее общих знаний философия выстраивает картину, позволяющую человеку ориентироваться в мире, осознавать свое собственное место в нем, приспосабливаться к миру или преобразовывать его согласно своим представлениям и потребностям.

Философия - это наука о наиболее общих законах существования природы, человека, общества и сознания, это наука о мире и об отношении человека к миру.

2. Особенности философских знаний

В первобытном обществе знание не было разделено на отдельные ветви. Только постепенно из единого знания о мире стали выделяться научное, религиозное, художественное, техническое и другие виды знания. В отличие от восточной философии, тесно связанной с религиозными или этическими учениями, философия западного мира стала развиваться именно в качестве науки, т.е. в качестве систематизированного, рационального свода знаний о мире. В европейской традиции философия выступила как "царица наук", направляющая общий ход развития научного познания.

Однако философия - это не только наука, "она больше, чем наука", утверждают ученые. По уровню духовного освоения действительности философию часто соотносят с такими наиболее общими формами духовной жизни общества, как религия, искусство, наука в целом. Что отличает философию от них? Каковы особенности философских знаний?

Чертой, отличающей философию от религии и искусства, является ее рациональность (от лат. ratio - разум), т.е. обращенность к разуму, обоснованность разумом.

Религия провозглашает, что главным источником истинных знаний является божественное откровение. В искусстве путь к знанию лежит через творческую интуицию, художественное вдохновение, эмоциональное переживание.

В отличие от них философия обобщает знания, получаемые на рациональных основаниях, т.е. открываемые с помощью разума и доступные разуму.

Философские знания воплощаются в категориях (от греч. kategoria - суждение, высказывание) - предельно общих понятиях, т.е. понятиях, содержащих наиболее емкие обобщения.

В философских категориях отражены особенности не отдельных (частных), а самых общих сторон существования мира. Так, например, категории биологии - наследственность, клетка, ген и др. - отражают научные представления о существовании живых организмов; категории истории - феодальная раздробленность, гражданская война, просвещенный абсолютизм - отражают определенные особенности развития человеческого общества. Категории философии - бытие, материя, сознание, сущность, явление, развитие, человек, общество, природа, познание, истина, добро, зло и др.- заключают в себе представления о наиболее общих аспектах существования мира.

Рассуждения о всеобщем могут не носить научного характера, а представлять собой набор разрозненных умозаключений. Философом в этом смысле может быть любой человек, рассуждающий о всеобщем.

Философские знания только тогда являются научными, когда они объединены в систему (от греч. sistema - целое, составленное из частей), т.е. в такую совокупность, все части которой взаимосвязаны. "Философствование без системы не может иметь в себе ничего научного", - утверждал Гегель. Философские системы - это философские учения, способные объяснить мир в целом, а также любую его часть. Крупнейшими философскими системами являются учения Платона, Аристотеля, Фомы Аквинского, Канта, Гегеля, Маркса и Энгельса.

studfiles.net

Философия наука или нет? — Мегаобучалка

Является ли философия наукой? О соотношении философии и частных наук было и, ви­димо, будет много споров, одни определяют философию как науку, другие как особый тип мировоззрения, третьи - как их симбиоз и т.д. «Философию можно определить как учение об общих принципах бытия, познания и отношений человека к миру". В другом: "Философия является учением о мире в целом, об общих принципах и закономерностях его бытия и позна­ния". На этот вопрос сложно дать однозначный ответ, поскольку современная наука явля­ется чрезвычайно сложным. Первое с чего мы начнем, - это с выяснения сущности дан­ного социального феномена, определения самого понятия термина «Философия и наука».

Наука - это форма духовной деятельности людей, направленная на производство зна­ний о природе, обществе и самом познании, имеющая непосредственной целью по­стижение истины и открытие объективных законов на основе обобщения реальных фактов в их взаимо­связи. Наука - это и творческая деятельность по получению нового знания и резуль­тат такой деятельности: совокупность знаний, приведенных в целостную систему на основе определен­ных принципов и процесс их производства. Как и другие формы познания, наука - соци­ально-историческая деятельность, а не только «чистое знание». Особенностями научной дея­тельности являются универсальность, уникальность, дисциплинированность, демо­кратизм. Философия (в пер. с греч, яз) - «любовь к мудрости». Несмотря на свой нема­лый возраст (а возникла философия около 2500 лет назад) до сих пор нет однозначной интер­претации дан­ного понятия. Философия выступает как мыслительный инструмент, она выраба­тывает прин­ципы, категории, методы познания, которые активно применяются в кон­кретных науках.

Сходства. Философия - это наука. Конкретная наука, как определенный вид эмпири­че­ского и теоретического познания действительности имеет дело с определенными поня­тиями, суждениями, выводами, принципами, законами, гипотезами, теориями. В филосо­фии, как и в любой науке, люди ошибаются, заблуждаются, выдвигают гипотезы, которые могут оказаться несостоятельными, и т.п. Но все это не значит, что философия есть одна из наук в ряду других наук. У философии иной предмет - она есть наука о всеобщем, ни одна другая наука этим не занимается. Философия и Наука - две взаимосвязанные деятельности, направ­ленные на изучение мира и людей, живущих в этом мире. Философия стремится по­знать всё: видимое и невидимое, ощущаемое органами чувств человека и нет, реальное и нере­альное. Для Философии нет границ - она стремится понять всё, даже иллюзорное. Наука же изучает только то, что можно увидеть, потрогать, взвесить и т.п.

А каковы отличия философии и науки? Великий немецкий философ А.Шопенгауэра, «философ никогда не должен забывать, что философия есть искусство, а не наука». Гегель полагал, что в отличие от других наук "философия хочет познать неизменное вечное, "сущее" само по себе", её цель - истина" П.В.Алексеев и А.В.Панин в своем учебном пособии писали "Предметом философии является всеобщее в системе "мир- человек". Философия - это наука о мире в целом и об отношении человека к этому миру".

Итак, наука и философия - не одно и тоже, хотя у них и немало общего.

Общее между философией и наукой заключатся в том, что они:

1. Стремятся к выработке рационального знания;

2. Ориентированы на установление законов и закономерностей исследуемых объек­тов и явлений.

Разное - в том что:

1. Философия всегда представлена адресно, т.е. тем или иным философом, когда его идеи, труды могут быть самодостаточными и не зависеть от того, разделяют или не разде­ляют их другие философы. Наука же в конечном счёте - плод коллективного труда;

2. Философия не может дать точного прогноза, т.е. не может экстраполировать досто­вер­ные знания в будущее, ибо таковыми не обладает. Отдельный философ на основе опреде­лённой системы взглядов может лишь предсказывать, но не прогнозировать или модели­ро­вать, как доступно ученому.

Вывод: Философия, - для одного она познается сквозь призму научного учения и явля­ется наукой, для другого философия нечто глобальное, для третьего - то, на чем основыва­ется его жизнь и таким образом философия для него это его мироощущение, мировос­прия­тия, но никак не наука, для четвертого философия это лишь набор букв или слово, которое он где-то слышал.

42. Можно ли считать практику полным и окончательным критерием истины?

Проблема обоснования истины является одной из значительных проблем философии. Человеческая деятельность, человеческая активность, социальная практика человека невозможны без познания их результата – истины. Философия призвана исследовать основные принципы социальной деятельности человека, следовательно, проблема истины, вообще проблема обоснования истины, в частности выступают как актуальный объект и задача философского исследования.

Определяющая роль практики, как материальной деятельности людей, по отношению к познанию, как духовной деятельности, выражается, с одной стороны, в том, что практика выступает основой, источником знаний, и, с другой стороны, в том, что она является и средством проверки истинности знаний, критерием истины. Обе эти стороны неразрывны уже потому, что любой акт практики всегда есть в то же время и средство проверки истинности имеющихся знаний, и источник получения новых знаний. Тем не менее разделять эти аспекты в теоретическом плане не только возможно, но и необходимо.

На стадии достижения результата практики субъект имеет возможность оценить эффективность своих действий, все те эмоциональные и рациональные моменты, которые их сопровождали. Практика становится критерием истинности, не всегда окончательным и исчерпывающим, но тем не менее всегда позволяющим сделать оценку истинности обстоятельной и содержательной. Практика не единственный критерий истинности, но один из главных.

В структуре практики много относительно самостоятельных моментов, значение которых неодинаково. Это находит отражение в специфике философских учений. Когда кантианцы анализируют практику, они исходят из активности субъекта. Марксисты переносят акцент на средства практики, придавая им особое значение. Между тем практика есть единое целое, здесь все взаимосвязано. Поэтому-то практику саму надо брать во всем ее объеме, во всей ее сложности, подвижности, противоречивости. Необходимо учитывать объективные закономерности ее изменения, а также тенденцию и направление этих изменений. Только в этом случае изменяющаяся практика может быть основой и критерием развивающегося объективно-истинного знания.

megaobuchalka.ru

Понятие Науки в Философии

 

Наука – это вид  познавательной деятельности человека, направленный на получение и выработку объективных, обоснованных и системно организованных знаний об окружающем мире. В ходе этой деятельности происходит сбор фактов, их анализ, систематизация и дальнейших синтез на базе имеющихся данных новых знаний, которые позволяют осуществлять научно обоснованное прогнозирование будущего.

Понятие науки в философии занимает одно из важнейших мест. Наука является основной формой познания мира. Для философского видения мира необходимо иметь определенное представление о науке, о том, что это такое, как устроена наука, как она развивается, что ей доступно, на что можно надеяться благодаря ее достижениям.

 

Понятие науки в философии складывается из ее определения, целей, идеологического базиса (парадигмы), комплекса идей и представлений о том, что представляет собой наука и т.д. Сюда же включают проблемы научной этики – системы правил, регулирующих отношения людей в сфере научных исследований.

Любая идеология является оформлением данных, полученных опытным путем, которые касаются взаимодействия людей между собой или с природой. Практически всегда установление истины сопряжено с заблуждениями. Проверка идеологических постулатов эмпирическими методами является достаточно сложной задачей.

Понятие науки в философии определяется как сфера деятельности людей, чьей главной функцией является выработка знаний о действительности на объективной основе. Наука представляет собой форму общественного сознания. В нее включается деятельность по приобретению новых знаний, а также сама сумму всех знаний, которые лежат в основе картины мира. Под наукой также понимают отдельные отрасли научных знаний.

Система наук в философии делится на общественные, естественные, гуманитарные и технические. Она зародилась еще в древнем мире, но как система начала складываться с 16 века. В ходе своего развития она превратилась в важных социальный институт, необходимый обществу и оказывающий на его деятельность огромное влияние.

 

Исторически выделяются отдельные этапы развития философии науки. Эта философская дисциплина начала развиваться вместе с позитивистским учением. Именно тогда впервые возникла острая необходимость исследования языка, логики и методов точных наук. В различные этапы в качестве основных проблем изучения выделялись разные явления, обсуждались разные темы и не было единства во мнении, что включать в понятие науки в философии.

В позитивистской философии (на всех трех этапах) главной задачей философии науки являлось понимание сущности естественнонаучной теории в целом, делались попытки определения ее структуры, средств формирования знаний. В это время появляется проблема роста научных знаний.

На последующих этапах становления философии науки позитивисты  все больше отходили от действительного содержания научной теории. Логико-позитивистское учение вообще фактически ушло в метафизику, отойдя от науки. Неопозитивисты  продолжали опираться на эмпиризм. Они сводили философию к логике науки. Постпозитивисты попытались подвергнуть анализу влияние на развитие науки «вненаучных» факторов (культурных, духовных, социальных). На этом этапе наука начала взаимодействовать с социальной средой. С этого момента наука стала для философов перспективной и интересной темой. Теории неопозитивистов и постпозитивистов остаются актуальными до настоящего времени.

Существует такое понятие как проблемы науки философии. Под ним понимают проблемы роста научных знаний, исследование возникновения науки и ее развитие на каждой стадии общественного развития. Философия науки стремится вырабатывать мировоззренческие ориентиры для решения этих проблем. Основной проблемой философии науки является проблема возникновения самих научных знаний. Вообще же все проблемы делятся на три группы: проблемы философии науки, вытекающие из особенностей философии; проблемы внутри самой науки; проблемы взаимодействия философии и науки.

 

 

fb.ru

Философия - это наука! | Философский штурм

Систематизация и связи

История философии

Основания философии

Философия науки и техники

Очень часто можно встретить мнение, что философия - это не наука. Собственно, я и сам когда-то придерживался этого мнения, однако если проследить историю развития философской и научной мысли и рассуждать логически, можно прийти к пониманию того, что философия - это не просто наука, а наука наук! И это не просто громкие слова.

Философия - это наука. Почему бы и нет? Где лежит граница между философией и наукой? Наук много, и у каждой науки своя предметная область, свой предмет. Зоология исследует животных, физика исследует природу вообще, лингвистика исследует языки и т.д. Мы видим, что у каждой науки свой конкретный предмет. Естественно полагать некую науку как таковую, общую науку. Иначе все множество наук, которое в возможности является бесконечным множеством, оказывается как бы в подвешенном состоянии. Так вот эта наука вообще и есть философия. Часто спрашивают: какой у философии предмет? У общей науки не может быть какого-либо конкретного предмета, так, чтобы ее можно было поставить в ряд с другими науками. Философия исследует предмет вообще - объект как таковой, данность, сущее, бытие сущего. И это логично. Ведь не было и не могло быть такого, чтобы какая-либо конкретная наука зародилась бы сама собой. Прежде чем исследовать что-либо, надо понять, как вообще можно познавать что-либо. Вот почему философия Нового времени складывается как гносеология. Все философы от Бекона, Декарта до Канта, Гегеля и позднее ставили перед собой главную цель - найти те основания, на которых можно воздвигнуть незыблемое здание науки. И в каком-то смысле они построили это здание, но насколько непоколебим его фундамент?

В связи с вышесказанным, неудивительно, почему за философией в общественном сознании закрепилась определенная, если можно так выразиться, репутация - рассуждение обо всем и ни о чем конкретно. От философии нет никакой пользы в обыденной жизни, в жизни отдельного человека. Философия не приносит конкретной пользы, но она принесла общую пользу для всех. Хотя, конечно, следует различать теорию и практику. Результатом деятельности ученого является теория и только теория. Теория - одно, практика - совсем другое. Но это уже другой разговор...

Ваша оценка: Нет Средняя: 1 (5 голосов)

philosophystorm.org

сходства и различия. Соотношение философии и науки :: SYL.ru

Сходства и различия науки и философии всегда привлекали внимание людей. Такие разные, но говорящие об одном и том же. Такие вечные и на первый взгляд привычные вещи, как время, пространство и расстояние, можно рассмотреть совершенно с разных сторон. О том, что сближает философию и науку, поговорим в материале статьи.

Как и где родилась философия

Философия как наука родилась больше двух с половиной тысяч лет назад в таких странах, как Египет, Китай, Индия и Древняя Греция.

Определение философии

Прежде чем искать сходства и различия философии и науки, рассмотрим каждое понятие в отдельности. На греческом "философия" означает любовь к мудрости, и это определение как нельзя лучше вмещает в себя всю суть понятия.

Кто был первым?

В любой науке есть первооткрыватели, и философия не стала исключением. Первым человеком, причислившим себя к философам, был Пифагор. А в отдельную дисциплину ее ввел Платон.

Наука - это...

Несмотря на сходства и различия философии и науки, само определение того, чем является научная деятельность, сформировано на основе философского знания, которое гласит, что наука - одна из форм духовной деятельности человека, направленная на понимание законов мироздания, природы и общества. Никаких открытий не было бы совершено, если бы у человечества не возникали философские вопросы и желание найти на них ответы.

Кроме того, термин "наука" несет в себе несколько смыслов:

  1. Сообщество ученых и вся совокупность университетов и научных учреждений.
  2. Совокупность достоверных знаний о человеке и обществе в целом.
  3. Наука как процесс получения сведений и знаний.

Характеристики науки

Наука обладает своим набором характеристик, среди которых:

  • изучение конкретного предмета реальности;
  • получение достоверных знаний или конкретного результата;
  • оперирование локальными понятиями;
  • эмпирические и теоретические знания;
  • реализация ценностей.

Основные характеристики философии как научной дисциплины

Философия обладает следующими признаками:

  • учит мыслить общими категориями;
  • формирует ценности, важные для каждого человека в отдельности;
  • признает наличие общей реальности, единой для всех. Объединяет людей в одну большую семью, без государств, национальностей и территорий, имея в виду прежде всего духовную сущность, а не физический облик;
  • целью философии является сформированное мировоззрение.

Религия и философия

Разберемся теперь, в чем разница между такими близкими на первый взгляд понятиями, как "религия" и "философия".

Понятие философии гораздо шире, чем религия. Религия - это уверенность в существовании бога как творца мира, глубокое уважение к нему и соблюдение определенных канонов, прописанных в священных книгах ("Библия", "Коран"). Гегель ставил религию очень близко к философии и искусству.

Вера и религиозное сознание берут верх над разумом и логическим мышлением. Для религии характерно отсутствие какой-либо гибкости мышления, догматизм и консерватизм в суждениях. На сегодняшний день официальными являются три мировые религии - буддизм, христианство (сюда относят католиков, протестантов и православных) и ислам. Древнейшей из всех религий считается буддизм.

Философия и наука

В чем выражается соотношение философии и науки друг с другом? Это две совершенно разных формы познания мира, самостоятельные, но дополняющие друг друга. Соотношение философии и науки выражается не только в поиске сходств и различий. Одно не может существовать без другого.

Так, философия - это утверждения, с которыми согласен отдельный человек, совокупность его общих взглядов на мир. Наука помогает совершенствовать философию через новые открытия и дополняет ее фактами для обоснования той или иной теории. История развития науки знает немало примеров этого факта. Так, например, раньше считали, что Земля плоская, а в результате сделанных наукой открытий удалось установить, что наша планета имеет форму шара. Это открытие опровергло одно философское мировоззрение на устройство мира и породило новые варианты. То же самое относится к природным явлениям, когда наводнение, землетрясение или гроза воспринимались исключительно как гнев богов. Со временем наука научилась не только предугадывать погодные условия, но и во многом контролировать их.

История развития науки была бы неполной без философии. Она выполняет следующие функции:

  • формирует новые предметные области для открытий в науке;
  • формирует и объясняет представления и принципы, устраняет возникающие противоречия;
  • приводит к осмыслению полученного результата;
  • систематизирует полученные научные знания, помогая дисциплинам определять свое место в познании картины мира в целом, устанавливает контакты и взаимодействие не только с науками, но и людьми.

Взаимосвязь философии с науками

Связь философии и гуманитарных наук гораздо крепче, чем можно подумать на первый взгляд, и характеризуется тем, что из нее вышло несколько научных дисциплин, среди которых:

  • логика - наука, изучающая правильное мышление;
  • аксиология - наука, которая изучает ценности;
  • этика - учение о манерах поведения;
  • эстетика - наука о прекрасном;
  • антропология - дисциплина о человеке;
  • гносеология - изучает теорию познания;
  • онтология - изучает бытие.

Научное определение времени

Время в науке и философии воспринимается по-разному. Начиная с древности, все великие умы задавались тем, что оно из себя представляет.

Наука выдвигает несколько определений понятия времени, основываясь на его характеристиках:

  • Время - это величина, значения которой зависят от единиц измерения.
  • С помощью временных отрезков люди устанавливают интервалы между событиями, которые произошли в жизни.
  • Время - параметр, описывающий взаимосвязь нескольких процессов между собой.
  • Шкала измерения времени может быть равномерной и неравномерной.
  • Время всегда направляется в сторону будущего.

Единицы времени в науке

  1. Единое на всю планету - система Гринвич.
  2. Поясное - включает 24 часа.
  3. Истинное время, измеряемое солнечными часами, установленными в разных точках Земли.
  4. Солнечное - усредненное на определенной территории.
  5. Звездное - его используют в астрономии.
  6. Летнее - часы переводят для экономии ресурсов энергии.

Человек разделяет время на интервалы для описания конкретных событий своей жизни, но это деление относительно. Настоящее - это временной момент, который сразу же становится прошлым.

Физика по-своему определила время, и это определение стало фундаментальным при создании часов: время - это обратимая величина движения объектов, которая измеряется последовательностью событий.

Некоторые концепции времени

  • Классическая физика утверждает, что время является непрерывной величиной с точки зрения квантовой теории. Она первостепенная и неопределяемая. Время является обязательным параметром для протекания любых процессов. Оно одинаково для всего, что происходит в мире, в любой точке планеты. Несмотря на ускорение или замедление некоторых физических процессов, время течет равномерно, и ничто не может повлиять на его ход.
  • Квантовая механика также признает необратимость хода времени, но утверждает, что оно течет неравномерно. Согласно ей, измерение даст информацию о том, в каком состоянии объект находился в прошлом, но в будущем появится другое, новое состояние.
  • Эйнштейн выдвигал свою теорию, которая популярна и сегодня. Наибольший интерес представляет тот факт, что время и пространство не являются самостоятельными. Так вблизи, массивных объектов пространство способно искажаться, а время - замедлять ход.

Таблица «Философия и наука»

Философия опирается в основном на внутренние ощущения человека, его чувства и переживания. Наука признает конкретику и расчет. Сходства и различия науки и философии представлены в таблице.

Сходства

Философия

Наука

И философия, и наука ищут ответы на поставленные вопросы, призваны решать проблемы

Ищет ответы на вопросы о смысле жизни, собственном пути, разделении на духовное и материальное.

Наука призвана решать вопросы, возникающие в обществе в настоящее время.

Критическое осмысление прошлого, поиск новых решений, ведение мысленного диалога с предшественниками.

Ученые не зацикливаются на открытиях прошлого.

Философия использует в основном абстрактные понятия.

Наука призвана решать проблемы путем лабораторных исследований, опыта, наблюдения.

В философии могут вместе существовать несколько противоречивых подходов.

Наука отвергает сосуществование нескольких взаимоисключающих подходов.

Знание в философии многослойно.

Понятия науки точны и конкретны.

Философия призвана найти истину как способ согласовать мысли и существование человека. Ценности утверждает как форму согласования человеческого бытия с его мыслями.

Абстрагируется от оценок и суждений, не делит на черное, белое, хорошее и плохое. Отвечает на конкретные вопросы: каким образом, для чего, почему и так далее.

Философия сегодня

Какие вопросы философия решает на сегодняшний день? В связи с развитием человека как личности, некоторые вопросы, которые были важны, скажем около 100 лет назад, на сегодняшний день ушли сами собой. Центральные вопросы философии сегодня:

  1. Является ли человек творцом своей жизни на самом глубоком уровне. Это не просто принятие решений, как было раньше, а вопрос формирования всех событий внутри индивидуального мира каждого человека.
  2. Взаимосвязь людей между собой как единого организма, даже тех, кто не подозревает о существовании друг друга. С этой точки зрения каждый человек воспринимается как клетка человеческого тела - нашей планеты. Каждая клетка выполняет свою работу, но она одновременно является маленькой частью большого целого организма.
  3. Есть ли существование разумной Вселенной или Бога-творца, и в каком направлении идет развитие.
  4. Вечные вопросы добра и зла. Некоторые философские произведения (такие как роман Булгакова "Мастер и Маргарита") затрагивают тему более глубоко, чем это принято в сказках и мифах. Герой произведения Иешуа перед своим распятьем утверждает, что не существует людей, которые были бы злы, потому что каждый выполняет свою задачу в этом мире.
  5. Поиск истины и личного пути каждого человека. Сегодня философия призывает человека не идти на поводу у маркетологов, психологов, магов и колдунов. Духовные лидеры, такие как Ошо, призывают человека доверять своей собственной жизни и всем происходящим в ней процессам, найти в себе мир. Современная философия говорит о том, что все ответы, которые человек пытается найти, все чувства, которые он хочет найти в других людях есть в нем самом. А его задача - раскрыть в себе источник силы и мудрости, который позволит быть счастливым, не привязываясь к людям, вещам, странам и обстоятельствам.
  6. Некоторые темы в философии и науке пересекаются, не смотря на различность методов: и философы и ученые пытаются сегодня разгадать тайну мозга и его взаимосвязь с организмом. Такая наука, как психосоматика, утверждает, что медицина сможет продвинуться далеко вперед, если вместо того, чтобы бороться с болезнью с помощью антибиотиков, вакцин и уколов, найдет первопричину ее возникновения внутри человеческого сознания. Известно, что острое нежелание человека жить приводит к таким заболеваниям как СПИД. Проблемы со спиной объясняют неуверенность человека в себе, собственной привлекательности и состоятельности.

Философия в культуре

Несмотря на все различия и сходства философии и науки, ей отведена особая роль в обществе. Культурная функция философии состоит в том, что, распространяясь в виде определенного знания, она создает условия для лучшего понимания окружающего мира, помогает сформировать новые представления, объединяя не только общество отдельного региона, но и нескольких стран между собой.

Эзотерика - наука будущего

Эзотерика - наука, изучающая сверхъестественные явления, которые человек пока не в силах объяснить ни с точки зрения философии, ни с точки зрения официальной науки. Сюда можно отнести вещие сны, разговоры с умершими родственниками, ощущение дежавю и много других необъяснимых, но интересных для человечества явлений.

Эйнштейн утверждал, что изучение физики помогло ему понять и поверить в существование Бога. Это утверждение доказывает, что философия и другие науки тесно связаны между собой. Также знаменитый ученый считал, что человек может получить любую реальность, которую он захочет, настроившись на определенную частоту. Поскольку все в мире состоит из энергии, человеку достаточно просто начать излучать в пространство те ощущения, мысли и эмоции, которые он хочет получить.

Никола Тесла, выдающийся физик, утверждал, что высшая точка развития человеческого сознания является в воплощении той реальности, которую человек может вообразить мысленно.

Надеемся, что представленный материал помог более четко проследить, как взаимодействуют между собой философия и другие науки, а также помог расширить горизонты восприятия привычных на первый взгляд вещей.

www.syl.ru

Является ли философия наукой? Предмет и основные проблемы философии

Человек отличается от животного многими признаками, как физическими, так и умственными. Собака или шимпанзе никогда не станут задумываться о смысле жизни или стремиться познать себя. Животный мир существует на уровне инстинктов.

Мыслить - любимое занятие человека. Каждый день все мы задаём себе миллион вопросов и ищем в окружающем мире на них ответы.

Разве это наука?

Именно постоянные размышления о смысле бытия являются задачей, которую ставит перед собой философия. И так было ещё со времён древних мыслителей. Является ли философия наукой? Мнения по этому поводу расходятся.

Обычно под наукой подразумевается деятельность, направленная на изучение какого-либо раздела жизни человека или окружающей среды. В точных науках есть числа, цифры. В литературе присутствует проза, стих и т. п. В любой другой науке можно увидеть материальный результат трудов учёных.

В философии же любой результат имеет только интеллектуальный характер и заключается в выведении гипотез о жизни человека, её принципах. Однозначных ответов философская наука не даёт ни на один вопрос. Именно поэтому многие предпочитают на вопрос о том, является ли философия наукой, давать негативный ответ.

Искусство мышления

Можно сказать, что философия - это искусство мышления. Считается, что она была самой первой наукой, представляющей из себя обобщённые знания обо всём, что вокруг происходит.

Первыми учёными на планете Земля считают философов. Затем, по мере развития того или иного направления их размышлений, появлялись новые течения, которые отделялись в самостоятельные науки. Это будет полезно узнать тем, кто думает о том, является ли философия наукой.

Предмет философии

Получается, что даже не имея однозначных цифр, суждений, аксиом, философия может быть отнесена к наукам. Разберёмся в том, что конкретно она изучает, какие проблемы решает, какие великие философы были и о чём они говорили много тысяч лет назад.

Итак, мы нашли ответ на вопрос о том, является ли философия наукой. Теперь перейдём к рассмотрению предмета философии.

В литературе существуют разные представления о том, что является предметом этой науки. Но есть и тождественные разъяснения. Если сгруппировать мнения, то философы считают, что предмет философии заключается в:

  • познании окружающего природного мира;

  • познании всего мира;

  • решении проблем человека;

  • связи человека с Богом.

То есть через предмет философии вытекает сама суть этой науки и то, что она изучает.

Функции философии

Роль философии в жизни общества легче осознаётся при изучении её функций. Можно выделить следующие:

  1. Мировоззренческая.

  2. Методологическая.

  3. Гносеологическая.

  4. Прогностическая.

  5. Интегрирующая.

Суть первой функции состоит в том, что философия развивает у человека мышление, понимание того мира, в котором он находится, и своего места в обществе. Благодаря этому человек, увлекающийся философией, способен на трезвую самокритику, а также оценку окружающего мира.

С помощью второй функции философы мира пытаются найти верный ключ для познания чего-то нового. Под ключом понимаются способы получения новой информации. К примеру, один из таких - это диалектика. Она учит узнавать объект исследования на основании изучения абсолютно всех ее параметров, свойств, а также взаимодействий с другими объектами.

Гносеологическая функция учит человека теоретическому пониманию создания новых методов исследования и познания. Это означает, что через понимание мира мыслитель открывает для себя новые возможности изучения окружающего пространства.

Четвёртая функция заключает в том, что философия как наука помогает строить человеку прогнозы на будущее. Благодаря правильному пониманию естественных свойств материи и принципов мироздания многим известным философам прошлого удавалось находить те принципы и закономерности, которые успешно используются в современных науках.

Интегрирующая функция помогает человеку систематизировать его знания о мире, объектах исследования и т. п. Философия как наука обобщает всю информацию и расставляет её по своим местам, устанавливая конкретные взаимосвязи. Таким образом формируется единая база, которая помогает делать всё новые открытия.

У каждой философской школы существуют свои мысли и идеи, понимание мироздания. которые они отстаивают. Ознакомимся ближе с популярными течениями.

Школы философии

Различных направлений школ и течений, которые занимаются или же занимались философией, достаточно много. Принято их разделять по моменту основания. Это правильно, ведь мысли человека с эпохами менялись, кто-то верил в богов, а кто-то считал, что нужно ориентироваться на мощь научно-технического прогресса.

Первые школы философии принято обобщённо называть досократиками. Всё верно, это те течения, которые присутствовали до великого философа Сократа. Наиболее яркими были учения Пифагора, Гераклита и Демокрита.

Как ни странно, хотя школы этих философов начали своё существование около 4 тыс. лет до нашей эры, уже тогда они не пытались объяснить непонятные явления за счёт магии и не ссылались на богов. По их мнению, доказать можно было всё, что угодно, главное - найти необходимые знания.

Роль философии в жизни человека подчёркивали и в период, который называют ранним эллинизмом (существовал с 4 до 1 века до н. э.). Скептицизм, стоицизм и другие школы говорили о том, что весь мир взаимосвязан и является одним целым.

Кто-то из них считал, что человек создан для препятствий, боли, страданий, другие, наоборот, пытались найти кратчайших путь к счастью. По их убеждению, счастье было внутри самого человека, его не нужно было искать в богах или других людях, материальных ценностях.

Средневековье

Мнения философов Средневековья связаны с мышлением людей того времени. Стремительно растущая популярность христианской религии оказала влияние на продвижение идей, связанных с Богом, верой в нечто более высокое.

Философия того времени рассматривала проблемы Священного Писания и богослужения.

Патристика, схоластика, реализм искали ответы на вопросы существования Всевышнего и служили обоснованию его бытия. Номиналисты отрицали, что всё в мире является единым целым. Они считали, что мир таким становится только внутри человеческого мозга и необходимо изучать каждый предмет отдельно, не связывая его с другими.

Также было и мистическое направлении в философии того периода, базирующееся на утверждении о том, что для поисков Бога человеку церковь не нужна. Всё, что нужно, - это уединение и отдалённость от внешнего мира.

Эпоха Возрождения

Европейская философия этой эпохи запомнилась благодаря многим выдающимся и великим людям. Все знают о Леонардо Да Винчи, Микеланджело, Н. Макиавелли. Именно их связывают с новым направлением философии - гуманизмом.

Известно, что в эту эпоху Бог уходит с первого плана. В сознании людей меняются первостепенные ценности. Человек и окружающий мир (природа) становятся самыми главными объектами изучения философов. Гуманизм определяет, что человек превыше всего - он является вершиной всего сущего.

Конечно, нельзя сказать, что религия начала отрицаться в эпоху Возрождения. Философы начали всё чаще говорить о том, что церковь - дело рук человека, а любой человек является несовершенным. Этим обосновывалась тяга церкви к мирским благам и её порочность. Новой ценностью стал человек, который должен стремиться быть идеальным, то есть подобным Богу.

Новая философия

Основными направлениями новой философии являются эмпиризм, рационализм, субъективный идеализм, агностицизм. Эти направления развивались с 16 по 18 век.

Использовать дедуктивный метод придумал первым вовсе не Шерлок Холмс. Такой способ познания бытия предложили рационалисты. Они считали, что для ответа на любой вопрос необходимо шаг за шагом идти от обобщённой информации к более детальным фактам. Так и можно познать окружающий мир, найти ответы.

Эмпиризм предполагал, что с момента рождения человек представляет собой чистый лист, изображения и текст на котором появляются в процессе взросления, появления нового опыта. И для того чтобы познать мир, стоит использовать полученные ранее знания, проверяя их подлинность и соответствие истине.

Субъективный идеализм предполагал ошибочность любого учения. Для изучения чего-либо нужно обладать истинным знанием, а человек попросту не может иметь необходимую информацию.

Весь мир воспринимается через призму собственного сознания человека. То есть каждое явление, которое можно увидеть, услышать, почувствовать, перерабатывается разумом, и он выдаёт собственный вывод.

Кому-то нравится синий цвет, а кто-то его ненавидит. Так и со всем остальным. Невозможно полностью исследовать что-либо, не владея истиной.

Представители философии агностицизма пытались доказать, что любое знание должно открываться на основании опыта и логики. Они считали, что в науке нет места любой теории, а всё должно познаваться исключительно опытным, исследовательским путём.

Всё дальше и дальше философы отдались от средневековых идей, посвящённых религии.

Эпоха Просвещения

Конечно же, рассматривая периоды философии, нельзя оставить без внимания и эту эпоху, которая в 18 веке подарила нам великих мыслителей, таких как Вольтер и П. Гольбах.

Часто время этих философов называют второй эпохой Возрождения, ведь и там, и здесь можно наблюдать новый виток в философии, связанный с отрицанием религии, который “залез” в голову каждому. Причём преклонила свои колени перед их идеями и западная философия.

Основными ценностями для человека эпохи Просвещения является следующее:

  1. Культ человека.

  2. Культ разума и науки.

  3. Вера в научный прогресс.

  4. Абсолютное отрицание религии и всего, что с этим связано.

  5. Идея равенства и всеобщего просвещения.

Что уж тут говорить, если в 18 веке впервые создали машину. Научно-технический прогресс всё сильнее влиял на сознание людей. Необходимость описывать непонятные явления проявлением божественной силы или мифическим происхождением отпала.

Всеобщая идея того, что человек самостоятельно способен создавать инструменты и механизмы, которые могут автоматически работать, внушала чувство превосходства над всеми живыми организмами.

Постклассическая философия

Итак, мы подобрались к 19 веку. Философию того времени многие современные ученые ассоциируют с великими фамилиями: Маркс, Энгельс, Шопенгауэр, Ницше и другими. Всех их причисляют к тем или иным направлениям философской мысли, которые приведены далее.

Следующие направления относят к постклассической философии:

  • материализм;

  • антропология;

  • позитивизм;

  • иррационализм;

  • прагматизм;

  • философия жизни.

Рассмотрим более подробно самые популярные учения из них.

Материализм

Основными идейными вдохновителями этого направления были К. Маркс и Ф. Энгельс. Их книги заставляли читать всех школьников и студентов в Советском Союзе - это неудивительно, ведь в те времена идеи о коммунистическом материализме были одними из главных.

Правильнее даже говорить не материализм, а марксизм, который предполагает способ осмысления мира через материальную призму. Основны философии этого направления были следующими:

  1. Всё в мире состоит из физической материи. Она вечна и была всегда, её никто не создавал.

  2. На объективность мира не влияет сознание какого-либо человека. Всё в мире можно познать.

Главным отличием марксизма можно назвать не выведенные способы познания мира, а методы его совершенствования, преобразования революционным путём. То есть необходимость познать что-либо утрачивает смысл, считается, что это пустая трата времени. Лучше всего вывести закономерность, ознакомиться с правилами, а затем изменять их под свои нужды.

Основным недостатком, который почувствовал каждый на себе ещё во времена СССР, являлось отсутствие признания индивидуальности человека и необходимости духовного просвещения людей.

Антропологизм

Немецкий классик Л. Фейербах считал, что человек является продуктом природы. Это было основой его антропологистической философии. Главным он считал чувство любви, которое является основным двигателем. По его утверждениям, основой для любви является религия.

Для того чтобы понять основы мироздания, необходимо полностью понять и исследовать устройство самого человека - как физическое, так и психологическое.

Позитивизм

Название этого направления философии произошло от его основных фундаментальных утверждений. Необходимые знания назывались позитивными (или положительными). Для их поиска необходимо использовать эмпирические данные всех наук, а также полученные при переплетении учений каждой из них.

Другими словами, позитивизм утверждал, что философия не может существовать как отдельная единица познания, а должна являться синтезом открытий других научных направлений.

Философия 20 века

Характеристика философии 20 века говорит о том, что современные направления являются только лишь синтезом или переосмысливанием идей философов прошлых времён. Основная тенденция не меняется с прошлого периода - человек является главным предметом философии.

Основными глобальными направлениями можно назвать неокантиантство, герменевтику, философскую антропологию, аналитическую философию, фрейдизм и неофрейдизм, феноменологию, экзистенциализм, персонализм.

Совершенно новые идеи, которые не похожи на предыдущие направления философского мышления, можно найти в аналитической философии. Она предлагает очистить философию как науку от псевдопроблем путём верификации. А остальные вопросы должны были решиться путём единого языка, которые объединит абсолютно все существующие науки.

Основной представитель этого направления - Б. Рассел - остался известен благодаря формулированию основ математической логики.

Как видно, философия многогранна и неиссякаема в плане познания человека и его бытия. Можно использоваться перечисленные методы и способы познания мира для собственного развития себя как высокоинтеллектуальной, образованной и мыслящей личности.

И нельзя различать, европейская или западная философия, - это в корни неправильно. Независимо от того, в каком месте планеты живёт человек, он может придерживаться того или иного учения.

fb.ru

Наука как категория философии.

Поиск Лекций

СВЯЗЬ ФИЛОСОФИИ И НАУКИ

Выполнила: Семенова Таисия 211гр МПФ

Г.

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ. 2

1. Философия и наука. 4

2. Наука как категория философии. 6

3. Что изучает наука. 9

4. Взаимосвязь философии и науки. 13

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 17

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.. 19

ВВЕДЕНИЕ

 

Связи между наукой и философией фундаментальны. Науку и философию роднит то, что они являются сферами рациональной и доказательной духовной деятельности, ориентированными на достижение истины, которая в ее классическом понимании есть «форма согласования мысли с действительностью». Однако между ними есть, по меньшей мере, два серьезных различия[1]:

1) любая наука имеет дело с фиксированной предметной областью и никогда не претендует на формулировку универсальных закономерностей бытия. Так, физика открывает законы физической реальности; химия – химической, психология – психологической. При этом законы физики весьма опосредованно связаны с психической жизнью, а законы психической жизни, в свою очередь, не работают в сфере физических взаимодействий. Философия же, в отличие от науки, выносит универсальные суждения и стремится открыть законы всего мирового целого. Более того, если какая-нибудь философская школа отказывается от такой задачи построения универсальных миросхематик, – она должна привести универсальное обоснование своего нежелания заниматься подобными проблемами;

2) наука традиционно абстрагируется от проблемы ценностей и от вынесения ценностных суждений. Она ищет истину – то, что есть в самих вещах, не обсуждая, хорошим или плохим является то, что она нашла, и есть ли во всем этом какой-то смысл. Иными словами, наука отвечает преимущественно на вопросы «почему?» «как?» и «откуда?», но предпочитает не задаваться метафизическими вопросами типа «зачем?» и «для чего?».

 

 

Философия и наука.

 

 

Решение проблемы "наука ли философия?" зависит от того, как мы понимаем науку и как оцениваем саму философию. Науку, как правило, отождествляют с системой истинного знания, но это явное преувеличение. Во-первых, основания любой науки (той же математики – символа научной строгости) являются весьма неопределенными, только принимаемыми в качестве истинных, но не доказанными в этом своем качестве. Они могут быть разными и даже альтернативными.

Во-вторых, и на "верхних этажах" науки есть свои неоднородности: теории, содержащие противоречия, недоказанные теоремы, чисто гипотетические построения, спекулятивные прогнозы, парадоксы, жестко конкурирующие друг с другом идеи и концепции и прочие не строго научные образования. В-третьих, наука - это общественный институт, т. е. социальное пространственно-временное многообразие, заполненное людьми, их исследовательскими и иными ролями, в котором находится место всему, вплоть до заблуждений, предрассудков и слухов.

Философия в наше время тоже институционализирована. Удовлетворяет она и многим требованиям научности, таким, например, как системность, внутренняя самосогласованность, т.е. непротиворечивость, интерсубъективность, прогностичность и др. Но главное, чего нет у философии, но что есть у науки, – это доказательность. В философии, считают многие, можно лишь что-то опровергнуть, в частности посредством приведения к абсурду (reductio ad absurdum), но никогда – доказать[2].

Философия, разумеется, не беспочвенна – она опирается на общечеловеческий опыт, на достижения и обретения других форм общественного сознания, включая науку. Но произрастает философия из сокровенной сути человеческой свободы. Нужно ли доказывать философии, если сама она никаких конкретных проблем не решает? Задача у нее иная – предлагать самые общие мировоззренческие, методологические и смысложизненные ориентиры для поиска таких решений и доказательств.

Вообще, связь между философией и наукой, на первый взгляд, довольно странная: как только что-то созревает для действительно научного, доказательного освещения, оно тотчас же выпадает из философии. Куда? В конкретную или специальную науку. Философия, таким образом, выступает в качестве прагипотезы (первой, изначальной гипотезы) человеческого мышления. Ее работа всегда пионерская, первопроходческая. Это первый и потому, наверно, такой несовершенный познавательный зондаж мира.

Странной рассматриваемая связь является еще и потому, что она неоднозначна: различным философским школам и направлениям она представляется по-разному. Одни, как, например, экзистенциалисты, занимают откровенно антинаучную позицию. Для Хайдеггера, в частности, "измерение ценности философии идеей науки есть уже фатальнейшее принижение ее подлиннейшего существа"[3]. Другие же, например, позитивисты, прямо-таки преклоняются перед наукой, ее нормами и идеалами. Ныне такая позиция называется также сциентизмом.

Разумно, по всей видимости, было бы настаивать на союзе философии и науки, союзе, при котором философия критически и с мировоззренческой целью обобщает достижения и выводы конкретных наук, обогащая, расширяя и углубляя, вместе с тем их логико-методологическую и социально-аксиологическую культуру. Слишком резкие противопоставления философии и науки ни к чему хорошему нас не приведут. Можно и поспорить тут с Бердяевым, настаивающим на том, что "философия ни в каком смысле не есть наука и ни в каком смысле не должна быть научной".

 

Наука как категория философии.

 

 

Наука – это сфера человеческой деятельности, целью и содержанием которой является познание мира как единой системы на основе экспериментов и рациональных суждений[4].

Внешним условием для появления науки стало формирование классового общества, позволившее выделить умственный труд из общей системы разделения труда в самостоятельный вид человеческой деятельности. Внутренним основанием для развития науки явилось непрерывное накопление практических (эмпирических) знаний, осмысление которых рано или поздно должно было потребоваться.

В качестве объекта в научном знании выступают предметы и явления природной и социальной среды, включенные в систему общественной практики. Языком науки является мышление в понятиях.

Для понимания категории «наука» необходимо учитывать отличие этого вида духовного производства от обыденного познания Наука возникает на основе обыденного знания[5]. Обыденное знание – это бессистемное, складывающееся под влиянием жизненных обстоятельств, формирующееся стихийно-повседневное знание каждого человека, которое обеспечивает ему элементарную ориентацию в мире.

Специфика научного знания заключается в том, что наука имеет дело с особым набором объектов, реальностей, которые не сводимы к объектам обыденного опыта. Наука нуждается и в особом наборе орудий для проведения исследовательской деятельности и формирует специфические способы обоснования истинности знания, к числу которых относится экспериментальный контроль за полученным знанием, выводимость одних знаний из других.

Таким образом, для науки характерен системный подход к исследованию объекта. Одним из ключевых моментов определения специфики научного знания является наличие метода познавательной деятельности, метода познания, который с необходимостью должен носить объективный характер.

Наука имеет достаточно объемную структуру. По характеру и методу исследования она делится на: естественные науки, общественные науки, технические науки. Наряду со специализацией научного знания, происходит и процесс его объединения. Например, только на пересечении различных наук возможно полноценное исследование глобальных проблем современности.

В структуре науки выделяются два уровня организации знания[6].

· эмпирический (от гр. empeira – опыт) – его основная задача заключается в том, чтобы выводить все знания из чувственного опыта;

· теоретический – фиксирует получаемые знания в форме осмысления принципов, законов и научных теорий, в которых с помощью понятийного мышления раскрывается сущность познаваемых объектов и явлений.

Наука относится к сфере духовного производства и в конечном итоге необходима для того, чтобы направлять и регулировать практическую деятельность человека. Именно на этой основе формируются функции науки[7]:

· культурно-мировоззренческая;

· непосредственно-производительная.

Первоначально наука оказывала влияние на мировоззрение человека и носила подчиненный характер по отношению к религии. Однако коперниковский переворот в науке и последующее за ним динамичное ее развитие привели к тому, что наука стала превращаться в ведущую область духовного производства, оказывающую прямое воздействие, как на социальную сферу человеческого бытия, так и на сферу материального производства.

Функция науки как непосредственной производительной силы на сегодня является наиболее очевидной, так как наука выходит за рамки абстрактно-теоретических размышлений о природе и превращается в силу, которая в значительной мере организует, контролирует и направляет производство.

Результаты науки, вплоть до середины XIX в., лишь эпизодически применялись на практике. Однако сейчас степень усвоения практической деятельности человека, достижения науки неизмеримо выше. Включение науки в непосредственное производство оказывает внутренне стимулирующее воздействие на ее развитие. В качестве социально-мобилизующей силы наука используется для осуществления программ социально-экономического развития, а также для решения глобальных проблем современности. Между тем целью научных исследований является не только интеллектуальное воссоздание мира и постижение истины. Как и другие области культуры, наука является творческим уделом человека.

Проблема нравственной ответственности ученого за свою деятельность имеет глубокие исторические корни. Но именно сегодня в силу огромного влияния науки на все сферы жизни людей, на их элементарное выживание эта ответственность многократно усиливается. Деятельность современного ученого должна соизмеряться с принципами гуманизма и нормами общечеловеческой морали.

 

Что изучает наука.

 

Наука изучает окружающую природу, действительность, реальность, воспринимаемую нами при помощи органов чувств и осмысливаемую интеллектом, разумом. Наука есть система и механизм получения объективного знания об этом окружающем мире. Объективного – то есть такого, которое не зависит от форм, способов, структур познавательного процесса и представляет собой результат, напрямую отражающий реальное положение дел. Наука обязана античной философии и становлением (открытием) величайшей формы логического познания – понятия.

Научное познание основано на целом ряде принципов, которые определяют, уточняют, детализируют формы научного познания и научного отношения к постижению действительности. Они фиксируют некоторые особенности научного миропредставления, достаточно тонкие, детализированные, своеобразные, которые делают науку действительно очень мощным, действенным способом познания. Можно выделить несколько таких принципов, лежащих в основании научного понимания реальности, каждый из которых играет в этом процессе значительную роль[8].

Во-первых, это принцип объективности. Объект – нечто, лежащее за пределами познающего человека, находящееся вне его сознания, существующее само по себе, имеющее свои собственные законы развития.

Принцип объективности означает не что иное, как признание факта существования независимого от человека и человечества, от его сознания и интеллекта, внешнего мира и возможности его познания. И это познание разумное, рациональное должно следовать выверенным, аргументированным способам получения знания об окружающем мире.

Второй принцип, лежащий в основании научного познания, – принцип причинности. Принцип причинности, или, говоря научно, принцип детерминизма, означает утверждение о том, что все события в мире связаны между собой причинной связью. Согласно принципу причинности событий, у которых нет реальной, фиксируемой теми или иными способами причины, не бывает. Не бывает также событий, не влекущих за собой каких-либо материальных, предметных следствий. Всякое событие порождает каскад, или, по крайней мере, одно следствие.

Следовательно, принцип причинности утверждает наличие во Вселенной естественных сбалансированных способов взаимодействия объектов. Только на его основе можно подойти к изучению окружающей действительности с позиций науки, используя механизмы доказательства и экспериментальной проверки.

Принцип причинности может пониматься и трактоваться по-разному, в частности, достаточно сильно различаются между собой его интерпретации в классической науке, связанной, прежде всего, с классической механикой Ньютона, и квантовой физике, являющейся детищем XX столетия, но при всех модификациях этот принцип остается одним из главных в научном подходе к пониманию действительности.

Следующий важный принцип – это принцип рациональности, аргументированности, доказательности научных положений. Любое научное утверждение имеет смысл и принимается научным сообществом только тогда, когда оно доказано. Типы доказательств могут быть разными: от формализованных математических доказательств до прямых экспериментальных подтверждений или опровержений. Но недоказанных положений, трактуемых как весьма возможные, наука не приемлет. Для того чтобы некое утверждение получило статус научности, оно должно быть доказано, аргументировано, рационализировано, экспериментально проверено.

С этим принципом напрямую связан следующий, характерный в основном для экспериментального естествознания, но в некоторой степени проявляющийся в теоретическом естествознании и в математике. Это – принцип воспроизводимости. Любой факт, полученный в научном исследовании как промежуточный или относительно законченный, должен иметь возможность быть воспроизведенным в неограниченном количестве копий, либо в экспериментальном исследовании других исследователей, либо в теоретическом дока­зательстве других теоретиков. Если научный факт невоспроизводим, если он уникален, его невозможно подвести под закономерность. А раз так, то он не вписывается в причинную структуру окружающей действительности и противоречит самой логике научного описания.

Следующий принцип, лежащий в основании научного поз­нания, – принцип теоретичности. Наука – не бесконечное нагро­мождение разбросанных идей, а совокупность сложных, замкнутых, логически завершенных теоретических конструкций. Каждую теорию в упрощенном виде можно представить в качестве совокуп­ности утверждений, связанных между собой внутритеоретическими принципами причинности или логического следования. Отрывоч­ный факт сам по себе значения в науке не имеет.

Для того чтобы научное исследование давало достаточно целостное представление о предмете изучения, должна быть построена развернутая теоретическая система, называемая научной теорией. Любой объект действительности представляет собой огромное, в пределе беско­нечное количество свойств, качеств и отношений. Поэтому и необходима развернутая, логически замкнутая теория, которая охватывает наиболее существенные из этих параметров в виде целостного, развернутого теоретического аппарата[9].

Следующий принцип, лежащий в основании научного познания и связанный с предыдущим, – это принцип системности. Общая теория систем является во второй половине XX века основанием научного подхода к пониманию реальности и трактует любое явление как элемент сложной системы, то есть как совокупность связанных между собой по определенным законам и принципам элементов. Причем эта связь такова, что система в целом не является арифметической суммой своих элементов, как думали ранее, до появления общей теории систем.

Система представляет собой нечто более существенное и более сложное. С точки зрения общей теории систем, любой объект, являющийся системой, – это не только совокупность элементарных составляющих, но и совокупность сложнейших связей между ними[10].

И, наконец, последний принцип, лежащий в основании научного знания, – это принцип критичности. Он означает, что в науке нет и быть не может окончательных, абсолютных, утвержденных на века и тысячелетия истин.

Любое из положений науки может и должно быть подсудно анализирующей способности разума, а также непрерывной эк­спериментальной проверке. Если в ходе этих проверок и перепро­верок обнаружится несоответствие ранее утвержденных истин реальному положению дел, утверждение, которое было истиной ранее, пересматривается. В науке нет абсолютных авторитетов, в то время как в предшествующих формах культуры обращение к авторитету выступало в качестве одного из важнейших механизмов реализации способов человеческой жизни.



poisk-ru.ru