Как определить азимут без компаса? Как определить азимут по карте


Как определить азимут без компаса по карте и найти объект по известному азимуту

Измерение азимута — одна из основных задач в ориентировании. Без решения этой задачи выдержать правильное направление движения при отсутствии заметных ориентиров вряд ли получится, как и не получится решить ряд других задач, связанных с ориентированием.

Если в данном случае шкала ориентирована по направлению предполагаемого движения, азимут её -20°.

С компасом высчитать азимут достаточно просто. А вот сделать это без компаса значительно сложнее…

Обычно азимут определяется с помощью транспортира или компаса. Как это сделать, мы рассказывали в отдельной статье. А что делать, если ни того, ни другого инструмента под рукой не оказалось? Можно ли определить азимут без компаса по карте? Имеет ли вообще смысл определять азимут и, если имеет, то каким образом это можно осуществить?

Далее попытаемся разобраться и ответить на эти вопросы.

Нужно ли определять азимут, если нет компаса?

Нужно, но не всегда.

Если у человека есть карта местности, а сама местность богата на хорошо заметные ориентиры, тогда в большинстве случаев можно обойтись вовсе без измерения азимута. В таких случаях удобнее всего передвигаться по обозначенным на карте дорогам и тропам, а если и двигаться напрямик, то к хорошо заметному объекту, нанесенному на карту.

Как правило, движение по азимуту происходит в лесу, где тяжело выбрать направление на удаленный объект.

Азимут требуется в том случае, если человек вообще не может определить требуемое направление его движения.

Однако в некоторых ситуациях без азимута обойтись будет очень сложно. Рассмотрим несколько таких ситуаций:

  • Есть карта, но ориентиров на ней обозначено немного, и с местности они прослеживаются плохо, например, в условиях густого леса. В этом случае скорее всего для достижения цели необходимо будет двигаться по азимутам, предварительно их замерив.
  • Нет карты, но имеется значение аварийного азимута. В этом случае, если человек заблудится, ему придется искать направление движения по аварийному азимуту. Подробно про аварийный азимут мы рассказывали тут.
  • Нет карты и не известно значение аварийного азимута. В этом случае умение находить направление движения по азимуту поможет двигаться по прямой линии, а не ходить зигзагами.

К слову, некоторые люди полагают, что при отсутствии карты, определение сторон света и азимута — занятие абсолютно бесполезно. Но, как видим, это не так.

Как найти азимут без компаса и транспортира

Для того, чтобы измерить азимут, нужно вспомнить, что по сути азимут — это угол, отмеренный по часовой стрелке относительно направления на север. Это значит, что все методы, которые здесь разберем, сводятся к определению сторон света и углов без специальных инструментов.

В большинстве случаев требуется решение обратной задачи: по известному азимуту определить направление.

Определив направление на север, например, по Солнцу, можно с определенной точностью вычислить и азимут на нужный объект.

О том, как найти направление на север, юг, восток и запад без компаса и навигатора, мы рассказывали здесь и здесь. Теперь же задача заключается в том, чтобы зная направление на север, определить угол между ним и нужным направлением движения.

Проще всего это сделать с помощью транспортира. В этом случае транспортир кладется так, чтобы его основание совпало с направлением на север, а центральная точка — с точкой, от которой будет определяться азимут. Какой-то тонкий длинный предмет (например, палочка или спичка) укладывается на транспортир так, чтобы вершина его лежала в центральной точке транспортира, а вторая вершина указывала на выбранное для движения направление или на объект, на который определяется азимут. Угол, на который укажет палочка на транспортире, и будет азимутом.

Аналогично решается обратная задача: если известен азимут, транспортир укладывается основанием в направлении севера, спичка кладется одним концом в центр, вторым — на угол, равный азимуту. Второй конец в этом случае указывает направление, соответствующее азимуту.

Фактически, теперь задача сводится к тому, чтобы найти транспортир: все-таки, этот предмет не так часто оказывается в рюкзаке туриста. Тем не менее, это не проблема: транспортир можно быстро сделать из подручных материалов.

Способ №1. Самодельный транспортир из бумаги.

Такой транспортир может быть сделан в течение одной минуты и не требует от человека особых знаний и навыков. Для того, чтобы его изготовить, необходимо:

  1. Лист бумаги не обязательно ровной формы сложить в два раза — получается угол 180°.
  2. Полученную фигуру согнуть перпендикулярно предыдущему сгибу — получается угол 90°.
  3. Сложенный лист согнуть, деля образовавшийся угол (90°) напополам — получается угол 45°.
  4. Самый кончик острого угла полученной бумажной фигуры отрезать или оторвать, чтобы получилось отверстие.
  5. Лист развернуть.

В результате получается своего рода бумажный транспортир, у которого в центре имеется отверстие. Это отверстие прикладывается к точке, от которой необходимо будет измерять азимут. В разные стороны от отверстия отходят «лучи» — намины — угловое расстояние между которыми равно 45°. В видео показано, как это сделать:

Способ №2. Самодельный транспортир из бумаги и наручных часов.

Расчертить лист бумаги на сектора по 15 ° помогут часы с круглым циферблатом. Для этого:

  1. Лист бумаги складывается аналогичным предыдущему способу образом, пока на нем не образуется крест из двух перпендикулярных наминов.
  2. На лист кладутся часы циферблатом вверх.
  3. Часы смещают и поворачиваются так, чтобы вертикальный намин на бумаге пересекал цифры «6» и «12», а горизонтальный — цифры «3» и «9» на циферблате часов. Таким образом, можно говорить, что пересечение наминов совпадает с центром циферблата часов.
  4. На листе бумаги возле каждой цифры на циферблате часов ставится точка.
  5. Часы убираются в сторону, и все точки на бумаге соединяются отрезками, образуя 12-тиугольник.
  6. На середине каждого отрезка ставится точка.
  7. Из точки пересечения наминов в сторону каждой из отмеченных точек (к каждому углу многоугольника и точке, разделяющей отрезки пополам) с помощью линейки проводятся лучи. Получается 24 луча.
  8. В центре полученного рисунка делается небольшое отверстие для удобства эксплуатации самодельного транспортира.

Получившийся транспортир отличается от предыдущего меньшей ценой деления (15°), а значит с его помощью можно измерять азимуты более точно.

Такие транспортиры можно быстро изготовить, но, к сожалению, азимуты, отличные от значений кратных 45° и 15°, могут быть измерены лишь на глаз, а значит большой точности от таких измерений ждать не придется.

Очевидно, что если на таких транспортирах сделать отметки примерно посередине между наминами, расстояния между ними аналогично рассечь надвое, а затем повторить это снова и снова, можно получить углы в 22,5°, 11,5°, 7,5°, 3,75° и так далее. Для условий ориентирования на местности этого будет достаточно.

Если точность определения азимута не критична, то эти методы вполне пригодны для использования. В случаях, когда необходимо сделать упор на точность, их можно уточнить с помощью способа, о котором и пойдет речь дальше.

Способ №3. Уточняющий.

Этот способ является дополнением к первым двум. С его помощью можно уточнить угол, если он лежит за пределами шкалы деления самодельного транспортира.

Этот способ основан на знании того, что на расстоянии 57 сантиметров от наблюдателя расстояние в 1 сантиметр имеет угловую длину, соответствующую примерно 1°.

Таким образом, для того, чтобы уточнить азимут, нужно:

  1. От центра транспортира провести отрезок длиной 57 сантиметров через деление транспортира, максимально приближенное к искомому азимуту.
  2. Аналогичный отрезок проложить по искомому азимуту, то есть от центра транспортира до ориентира, на который необходимо измерить азимут.
  3. Отмерить расстояние между концами полученных отрезков.
  4. Полученную длину перевести в градусы с расчетом на то, что 1 сантиметр равен 1 градусу.
  5. Рассчитать азимут, отнимая либо прибавляя полученное значение к значению деления транспортира, относительно которого уточнялся азимут. Если искомое направление смещено против часовой стрелки от отметки, тогда от значения отметки отнимается полученное значение, если же смещено по часовой стрелке, тогда прибавляется.

Для того, чтобы получить более-менее точные значения азимута, для этого способа не обязательно расчерчивать лист бумаги с помощью часов: вполне достаточно просто согнуть лист так, как это было рассказано в первом способе.

Принцип, заложенный в уточняющем способе, также лежит в основе определения направления движения на местности по известному азимуту. Так, линейка, удерживаемая на расстоянии вытянутой руки, может стать неплохим угломером, помогающим человеку выбрать направление, соответствующее измеренному на карте. Об этом способе мы во всех подробностях рассказывали в отдельной статье…

В целом, выбирая способ измерения азимута без помощи специальных средств навигации, нужно обращать внимание на то, какой именно метод ориентирования применяется.

Например, не стоит гнаться, сломя голову, за большой точностью, если переход по местности предстоит в светлое время суток, так как ориентирование по Солнцу — это в большинстве случаев весьма приблизительный метод, а значит и небольшими ошибками, полученными при измерениях азимутов, можно пренебречь. Если же передвижение по маршруту запланировано на ночь, а в качестве метода ориентирования был выбран метод определения сторон света по Полярной звезде, тогда при необходимости можно постараться сделать расчеты более тщательно.

В любом случае, лучше не допускать ситуаций, когда придется ориентироваться без компаса. Для профилактики таких ситуаций в поход нужно брать два компаса — основной и запасной — а также следить за тем, чтобы у каждого участника похода был свой прибор навигации.

Автор: Максим Чечетов

vijivaka.com

Как определить азимут по карте

Для того дабы двигаться по компасу, нужно по карте определить азимут. Это актуально для воздушных и морских судов, делающих долгие перелеты и плавания. Это актуально и для пеших туристов в условиях дрянной видимости, ночью, когда нет вероятности двигаться по ориентиру.

Вам понадобится

  • — путевая карта;
  • — компас;
  • — транспортир;
  • — линейка;
  • — карандаш.

Инструкция

1. Азимут – это угол между меридианом местоположения и направлением на предмет. Он выражается в градусах от 0 до 360 и отсчитывается по часовой стрелке.Дабы определить азимут – направление на предмет – и, допустимо, направление вашего движения, надобно знать свое местонахождение. Подметьте его на карте, ориентируясь по окружающим ориентирам, обозначенным на карте.

2. Обнаружьте цель, в направлении которого вы обязаны двигаться. Откровенное движение по азимуту допустимо в воздушном пространстве и в открытом море. На суше это применимо в открытой степи либо в пустыне.Почаще же каждого движение по суше осуществляется по ломаной линии, рассматривая обычные препятствия. Следственно азимут в процессе движения должен будет вами периодично корректироваться.

3. Для определения азимута вам потребуются транспортир, желанно прозрачный, линейка и карандаш. Положите линейку на карте таким образом, дабы точка вашего местонахождения и цель оказались на линейке, и прочертите карандашом линию до пересечения ее с ближайшим меридианом. Сейчас приложите к линии меридиана транспортир его основанием. Доведите центральную риску до пересечения с начерченной линией – направлением на цель. На дуге транспортира, в месте пересечения с той же линией снимайте показания в градусах. Это и будет азимутом.

4. За неимением транспортира дозволено воспользоваться компасом, применяя его градуированную картушку.

5. Но это еще не все. Скажем, у вас направление на цель (азимут) составило 30 градусов. Это будет правдивый азимут, тот, что, как водится, отличается от магнитного. Следственно, ориентируя ваш компас на 30 градусов и двигаться в этом направлении будет ненормально.Следственно обнаружьте на карте ближайшую к району вашего местонахождения ремарку со значением магнитного склонения. Оно выражено в градусах и может быть как со знаком +, так и с минусовым значением.Введите поправку, и отважно двигайтесь, ориентируясь по компасу.

Ориентируясь на местности в туристическом походе, на рыбалке, да и легко при нахождении в неизвестной местности зачастую доводится применять не столько умение расположения сторон света, сколько произвольно выбранные ориентиры. Для передвижения по заданным ориентирам нам понадобится умение того, что такое азимут , а также как его находить.

Вам понадобится

  • Компас, ориентиры на местности

Инструкция

1. Для начала представьте себе, что вы находитесь в центре воображаемого круга, поделенного на 360 частей (градусов), помеченных штрихами, и расположенного нулевой отметкой на север. Если вы видите, что, возможен, высокий купол православного храма находится в этой системе координат наоборот отметки с отсчетом 270, это обозначает, что выбранный цель размещен в направлении, которое определяется указанным отсчетом. Выраженный в градусах угол между направлением на север и направлением на выбранный цель, измеренный по ходу часовой стрелки, и будет азимут ом.

2. Для определения азимут а на местности встаньте лицом к выбранному объекту (ориентиру). Возьмите компас, отпустите тормоз магнитной стрелки и расположите прибор сурово горизонтально.

3. Когда стрелка утихомирится и перестанет колебаться, совместите нулевое деление круговой шкалы компаса с направлением на север. Вы только что произвели ориентирование компаса.

4. Сейчас, не сбивая этой ориентировки, поверните крышку прибора, дабы прорезь была направлена к вам, а мушка была обращена верно в сторону ориентира. Для этого примитивно посмотрите через прорезь на мушку, совместив «линию прицеливания» с ориентиром. Отсчет вблизи мушки покажет значение азимут а на выбранный объект.

5. Если вам предстоит решить обратную задачу, то есть по заблаговременно заданному магнитному азимут у обнаружить на местности требуемое направление (это доводится делать при движении по азимут ам), установите указатель у мушки на отсчет, равный желанному азимут у и отпустите тормозной рычаг магнитной стрелки.

6. Установите компас горизонтально и ориентируйте его так же, как при определении азимут а на объект. Посмотрите на местность через мушку и поищите какой-либо цель. Направление от точки вашего расположения на данный цель будет соответствовать заданному азимут у.

Видео по теме

Обратите внимание! А?зимут (обозначается «Аз» либо «Az») — в геодезии угол между направлением на север (в Южном полушарии — на юг) и направлением на какой-нибудь удалённый предмет. Отсчитывается обыкновенно по часовой стрелке.

Полезный совет Азимут — это угол, образуемый между направлением на какой-нибудь предмет местности и направлением на север.  Дабы определить на местности данный азимут, нужно: установить указатель визирного приспособления компаса точкой над делением, соответствующим величине заданного азимута; повернуть компас так, дабы указатель визира находился впереди

jprosto.ru

Как определить азимут по компасу?

Понятие азимута — одно из основных в ориентировании. Без знания того, что такое азимут и как с ним обращаться, человек не сможет в полном объеме использовать информацию, предоставляемую ему картой и выбрать правильное направление движения при отсутствии ориентиров. Соответственно, уметь определить азимут по компасу, а в лучшем случае — и без него — это необходимый навык для человека, с той или иной частотой бывающего в безлюдной местности.

Определить азимут по компасу - одна из самых простых задач в ориентировании.

Азимут позволяет правильно сориентировать карту и выбрать направление движения и определить собственное местоположение.

Далее попытаемся коротко пройтись по основным моментам, которые позволят разобраться в вопросах, связанных с азимутами. А начнем разговор с определения.

Азимут и его виды

Азимут — это угол, отмеренный от северного направления. Отмеряется этот угол всегда по часовой стрелке.

Азимут в основном применяется для того, чтобы:

  • осуществлять поиск направления движения по карте и на местности;
  • определять направление на ориентир для того, чтобы нанести его на карту либо наоборот — найти на местности;
  • определять свое местоположение по двум ориентирам.

Азимут бывает двух типов — истинный и магнитный. Отличие первого от второго заключается в том, что истинный азимут определяется относительно направления на географический север, а магнитный — относительно направления на магнитный север, то есть тот север, на который указывает стрелка магнитного компаса. Именно со вторым типом приходится иметь дело, если в работе используется магнитный компас.

Разницу между истинным и магнитным азимутом учитывают, вводя специальную поправку.

В большинстве случаев магнитный азимут отличается от истинного, поскольку направление на магнитный полюс обычно не совпадает с направлением на полюс географический.

Напомню, что направления на географический и магнитный север чаще всего не совпадают. Об этом подробно мы рассказывали здесь…

Для того, чтобы из истинного азимута вывести магнитный, нужно знать величину магнитного склонения. Именно оно показывает разницу между этими двумя величинами.

Кроме того нужно посмотреть на то, с каким склонением приходится иметь дело — с восточным или западным. Если магнитное склонение восточное, это означает, что северная часть стрелки магнитного компаса будет отклоняться вправо по отношению к географическому северу, если же склонение западное, то влево, то есть указывать на северо-восток или северо-запад соответственно.

Итак, как же перевести истинный азимут в магнитный? Все просто… Если магнитное склонение западное, значит к истинному азимуту нужно прибавить величину склонения, если восточное — отнять.

Кроме истинного и магнитного азимута существует такое понятие, как дирекционный угол. Этот угол — аналог азимута, но отмеренный не от истинного или магнитного меридиана, а от северного направления километровой сетки.

Чтобы, зная дирекционный угол, узнать истинный азимут, нужно знать величину сближения меридианов.

Сближение меридианов — это угол между истинным меридианом и северным направлением линии километровой сетки.

Если километровая сетка наклонена влево от направления истинного меридиана, то угол считается отрицательным, если вправо — то положительным.

Таким образом, для перевода дирекционного угла в истинный азимут от полученного значения дирекционного угла отнимается величина сближения меридианов. Если сближение меридианов отрицательное, то минус на минус дают плюс, а значит полученное значение увеличивается на величину сближения меридианов.

Магнитное склонение и дирекционный угол раньше указывались на топографических картах в нижней части на рамке. В последнее время, к сожалению, все чаще приходится видеть карты без каких-либо намеков на такие данные. И если сближение меридианов можно измерить по карте самостоятельно, но с магнитным склонением все немного сложнее.

Если магнитное склонение на карте не указано, его значения для конкретной местности можно поискать в Интернете. Использовать же очень старые значения магнитного склонения не всегда хорошо, поскольку его величина со временем меняется.

Как определить азимут по карте

Рассмотрим способы нахождения истинного и магнитного азимутов по карте. Тут возможны три варианта.

Вариант №1. С помощью транспортира.

Для этого:

  1. Берется стандартная карта.
  2. Карта кладется на ровную поверхность.
  3. На карте выбирается точка, от которой будет откладываться азимут.
  4. Через эту точку простым карандашом проводится еле заметная вертикальная линия.
  5. Выбирается вторая точка, по отношению к которой будет измеряться азимут.
  6. От первой точки ко второй простым карандашом проводится вторая еле заметная линия.
  7. С помощью транспортира по часовой стрелке отмеряется угол между двумя линиями. Результатом окажется истинный азимут.
  8. При необходимости истинный азимут переводится в магнитный.
Если вы думаете, что транспортир - это только прибор для решения школьных задач, то сильно ошибаетесь.

В ориентировании транспортир — необходимая вещь, и потому его иногда полезно сделать даже из подручных материалов.

Этот вариант хорош, когда под рукой не оказалось компаса. Если же компас имеется в наличии, можно воспользоваться одним из следующих способов.

Вариант №2. С помощью магнитного планшетного компаса.

Для этого способа понадобится компас с прозрачной колбой, на которую нанесены параллельные друг другу линии, расположенные в направлении север-юг. Алгоритм следующий:

  1. Карта кладется на ровную поверхность.
  2. Отмечается точка, от которой будет откладываться азимут.
  3. Выбирается вторая точка, в которую нужно прийти, выходя из первой, или просто необходимое направление движения.
  4. Компас прикладывается боковой рамкой к первой и второй точкам или просто располагается вдоль линии предполагаемого движения. Важно, чтобы нижняя часть компаса при этом располагалась ближе к первой точке, иначе будет измерен обратный азимут, о котором поговорим чуть позже.
  5. Колба компаса вращается до тех пор, пока прочерченные на ней линии не станут параллельны одной из вертикальных линий километровой сетки. При этом северная часть колбы компаса должна быть направлена в сторону северного конца километровой линии.
  6. После того, как все сделано, указатель компаса покажет дирекционный угол. Это значение для удобства дальнейшего использования можно перевести в истинный или магнитный азимут.
Наручный компас менее функционален и может применяться, когда не требуется высокая точность измерений.

Отчасти благодаря простоте этого способа для туристов рекомендуется именно планшетный компас.

Этот вариант удобен для использования почти в любой ситуации, поскольку независим от показаний стрелки магнитного компаса, на работу которой влияют магнитные девиации, о которых будет рассказано чуть позже. Однако он может применяться, только в тех случаях, когда есть данные о магнитном склонении. Если же таких данных нет, можно воспользоваться следующим способом.

Вариант №3. С помощью магнитного планшетного компаса и ориентированной карты.

Перед тем, как описать этот способ, стоит пояснить, что означает словосочетание «ориентированная карта».

Ориентировать карту — значит расположить ее на горизонтальной поверхности так, чтобы ее северная рамка указывала строго на географический север. Это можно сделать с помощью компаса, если известно магнитное склонение. Однако мы рассмотрим вариант, когда таких данных нет.

В этом случае можно ориентировать карту по сторонам света с помощью ориентира, обозначенного на карте и видимого на местности, при условии, что известно, где в данный момент находится человек, ориентирующий карту.

Рассмотрим пошагово весь процесс ориентирования карты:

  1. Карта располагается горизонтально.
  2. На карту кладется линейка таким образом, чтобы одна ее сторона «прикасалась» одновременно к обозначенным на карте ориентиру и точке, в которой находится человек, например, перекрестью дорог.
  3. Карта располагается на уровне глаз так, чтобы точка стояния человека на карте оказалась ближе к глазу, а ориентир — дальше.
  4. Человек с картой и лежащей на ней линейкой поворачивается так, чтобы линейка оказалась направлена на видимый на местности ориентир — тот ориентир, к обозначению которого была приложена линейка. В этот момент можно говорить о том, что карта ориентирована по сторонам света.

Теперь перейдем непосредственно к описанию алгоритма определения азимута:

  1. Карта ориентируется по сторонам света и располагается строго в горизонтальной плоскости, чтобы стрелка компаса впоследствии могла свободно вращаться внутри колбы.
  2. Магнитный планшетный компас прикладывается к карте так, чтобы его боковая рамка соприкасалась с точкой стояния человека и ориентиром, по отношению к которому нужно найти азимут. Здесь такие правила, как и в предыдущем варианте: нижняя часть компаса должна быть ближе к точке стояния человека.
  3. Колба компаса вращается до тех пор, пока северный конец стрелки не укажет на обозначение севера на колбе, то есть 0° или 360°, что по сути одно и то же.
  4. С этого момента указатель компаса будет показывать магнитный азимут, который при необходимости можно перевести в истинный.

Главный недостаток этого способа — зависимость от магнитных девиаций и движения. Так, например, не удастся воспользоваться этим способом в машине или на морском корабле.

Обратный азимут

Для удобства передвижения по местности во время ориентирования часто пользуются понятием обратного азимута. Это направление диаметрально противоположное «прямому» азимуту, то есть отличающееся от него на 180 градусов.

Обратный азимут при необходимости позволяет вернуться к тому месту, откуда было начато движение, а также может применяться при обходе препятствий.

Представим, что человек движется строго на север. Для того, чтобы ему двигаться по обратному азимуту, он должен повернуться на 180 градусов. Причем без разницы, сделает он поворот по часовой или против часовой стрелки: направление обратного азимута при этом по понятным причинам останется одним и тем же. То есть конкретно для рассматриваемого случая обратным азимутом будет являться направление движения строго на юг.

Как определить азимут на местности

На местности с помощью компаса можно определять азимут на выбранное направление или объект (ориентир), а можно наоборот — по известному азимуту, например, найденному по карте, определить направление на местности. Рассмотрим оба варианта.

Задача №1. Нужно определить магнитный азимут на объект (ориентир).

В этом случае компас располагается в направлении ориентира. Чтобы более точно выставить компас по отношению к ориентиру в некоторых моделях имеются мушка и целик, а также зеркало с прорезью.

После этого колба компаса вращается до тех пор, пока северный конец стрелки не укажет на обозначение севера на колбе (обычно «N» или «С»). Указатель компаса при этом покажет азимут на выбранный объект.

Задача №2. Нужно, зная магнитный азимут, определить направление на местности.

Для этого колба компаса поворачивается до тех пор, пока указатель не укажет на шкале колбы цифру, соответствующую значению магнитного азимута. После этого компас поворачивается в горизонтальной плоскости, пока северная сторона стрелки не совпадет с символом севера на колбе. Как только это произошло, можно утверждать, что компас указывает искомое направление, то есть располагается вдоль него.

Если с помощью компаса понадобится определить обратный азимут, то не обязательно заниматься арифметикой, отнимая или прибавляя к известному азимуту 180 градусов. Куда удобнее и легче просто выбрать направление движения, повернув компас таким образом, чтобы на месте северной стороны стрелки оказалась ее южная сторона.

Аварийный азимут

Аварийный азимут — это направление на какой-либо линейный (например, трасса или железная дорога) или площадной (например, населенный пункт) ориентир, замеряемое с целью выхода к этому ориентиру в случае, если человек заблудился.

Аварийный азимут не может быть отмерян на точечный ориентир (например, колодец или домик лесника), поскольку выйти к такому ориентиру в случае необходимости вряд ли удастся из-за его малых размеров.

Аварийный азимут определяется до выхода на маршрут, например, перед тем, как зайти в лес. Для этого человек становится лицом к ориентиру и замеряет с помощью компаса азимут на него, после чего записывает полученное значение, например, на листе бумаги, который прячет в карман одежды.

Класть записку в рюкзак я бы не рекомендовал, поскольку иногда снаряжение, в том числе и рюкзак, может быть утеряно, например, унесено течением быстрой реки во время переправы.

Но не стоит полностью полагаться на записку. Для перестраховки лучше еще и запомнить полученные значения.

После того как аварийный азимут был определен, записан и сохранен в памяти, можно выходить на маршрут.

На заметку

Определяя аварийный азимут, следует помнить, что линейный объект может сворачивать и менять направление — река может делать изгиб, дорога может поворачивать, линия электропередачи также имеет свои углы. Есть риск, что взяв аварийный азимут перед выходом на маршрут, человек сместится существенно относительно такого поворота, а в случае необходимости выхода на трассу или к реке затем будет идти по азимуту параллельно самому линейному объекту за его поворотом. Поэтому перед выходом на маршрут нужно изучить карту местности, направление линейных ориентиров и масштабы. Если дорога или река тянется примерно в одном направлении десятки километров, а маршрут планируется всего на 2-3 километра, эта информация не существенна. Если же речь идёт о походной группе на маршруте на несколько сотен километров, местность и ориентиры предварительно нужно изучать очень тщательно.

Если по какой-либо причине человек потеряется, и применение различных способов не помогло ему выйти на прежний маршрут, тогда он может воспользоваться аварийным азимутом, двигаясь по которому рано или поздно окажется возле того ориентира, на который был взят аварийный азимут. А уже двигаясь вдоль этого ориентира, человек сможет добраться до того места, откуда начинал свой путь.

Составление маршрута движения по азимуту

Имея в наличии карту местности, часто при планировании маршрута можно обойтись без использования азимутов, например, если на карте видны тропинки, дороги и просеки. В этом случае обычно движение к цели осуществляется по ним.

Однако бывают ситуации, когда без азимутов не обойтись, например, при пересечении пустыни или дикой лесистой местности. Рассмотрим алгоритм действий в таких ситуациях.

Для того, чтобы максимально быстро и точно выйти к заданной цели, очень желательно выстроить маршрут на карте. Важно понимать, что движение напрямик может привести к большой ошибке, а значит человек может попросту промахнуться мимо цели, тем более, если ориентироваться приходится в местности со сниженной видимостью, например, в лесу.

Для того, чтобы уменьшить указанную ошибку, лучше весь путь поделить на отрезки меньшей длины, соединяющие ориентиры, лежащие по пути к цели. Таким образом, подходя к каждому ориентиру, человек будет корректировать свое движение, устраняя ошибку, возникающую при перемещении от одного ориентира к другому.

Путь с переходами между множеством ориентиров будет несколько длиннее, поскольку ломанная линия, соединяющая две крайние точки, всегда длиннее прямой. Однако, и ошибка при этом значительно уменьшится, что в некоторых ситуациях очень важно.

Для планирования «ломанного» маршрута:

  1. На карте находится точка выхода на маршрут.
  2. Находится лежащий по ходу движения ориентир.
  3. От первой точки замеряется азимут и расстояние до середины найденного ориентира.
  4. Возле этого ориентира указывается азимут и длина пути.
  5. Теперь вся процедура повторяется, но в качестве начальной точки берется край найденного ориентира, откуда будет выполнено движение к середине следующего ориентира.
  6. В конце от последнего ориентира, лежащего на пути, замеряется азимут и расстояние на цель и также подписывается.

При желании измеренное расстояние можно перевести в пары шагов и написать цифры рядом с каждым ориентиром. Но это имеет смысл лишь в том случае, когда человек знает длину своей пары шагов.

Хождение по азимуту

Некоторые люди полагают, что ходить по азимуту нужно, непрерывно держа перед собой компас и постоянно отслеживая его показания. Однако такой метод хождения, вопреки ожиданиям, даст большую ошибку и потребует больше времени по сравнению с тем методом, о котором пойдет речь дальше.

Чтобы уменьшить ошибку, следует использовать следующий алгоритм действий:

  1. С помощью компаса по заданному азимуту на местности находится ориентир (например, дерево, куст, какая-нибудь особенность рельефа или сооружение). Чем дальше этот ориентир будет находиться, тем меньше действий придется совершить, и тем точнее будет результат.
  2. Человек идет к выбранному ориентиру. При этом неважно, как именно он будет подходить к ориентиру, главное — не потерять выбранный ориентир и не спутать его с другими. Это удобно, поскольку иногда по прямой дороге к ориентиру лежат труднопреодолимые препятствия (например, колючие заросли или бурелом) поэтому проще и быстрее их обойти, чем пытаться двигаться по прямой напролом.
  3. Подойдя к ориентиру, человек должен стать позади него и повторить операцию с компасом, выбрав новый ориентир.

Иногда в условиях отсутствия природных ориентиров в качестве ориентира может выступать один из участников похода. Для этого он отправляется в ту сторону, в направлении которой указывает человек, работающий с компасом. Когда «живой ориентир» сместился на достаточное расстояние, человек с компасом жестами указывает помощнику, где именно он должен стать, чтобы оказаться как раз на линии направления, определенного по азимуту. Далее все делается так, как если бы пришлось работать с местными ориентирами.

Если же на пути к выбранному ориентиру возникло препятствие, например, крутой холм, из-за которого нет возможности рассмотреть следующий ориентир и на который не получится взобраться, тогда можно воспользоваться одной из двух схем.

Схема №1. Упрощенная.

Это наиболее простой алгоритм действий, позволяющий выйти на прежний путь, обойдя препятствие. Для этого:

  1. На некотором расстоянии от препятствия выбирается направление его обхода и замеряется азимут этого направления. Предположим азимут оказался равен 60 градусам.
  2. Определяется разница между азимутом основного направления движения (предположим, что движение совершалось по азимуту 105 градусов) и азимутом выбранного направления. Получается, что обход препятствия осуществляется слева, а разница в начальном направлении и направлении обхода составляет 105 – 60 = 45 градусов.
  3. Человек начинает двигаться по азимуту 45 градусов, считая шаги, и двигается до тех пор, пока справа не увидит конец препятствия.
  4. Рассчитывается азимут направления возвращения на прежний путь. Для этого к азимуту основного направления прибавляется рассчитанная ранее разница, то есть 105 + 45 = 150 градусов.
  5. Человек начинает идти в новом направлении с азимутом 150 градусов и считает шаги.
  6. Когда это количество шагов совпадет с количеством шагов, сделанных во время смещения с основного пути, движение продолжается по азимуту основного направления (для данного случая — 105 градусов).

В этой схеме также возможен вариант, когда сместившись в сторону, человек не сразу возвращается на прежний путь, а проходит некоторое расстояние по основному азимуту до того. Это может понадобиться в тех случаях, если препятствие вытянуто вдоль основного направления.

Схема№2. Для учета пройденного расстояния.

Это более сложная схема, позволяющая обходить препятствия с подсчетом общего количества шагов. Таким образом, количество посчитанных шагов после обхода препятствия будет равно тому количеству шагов, как если бы препятствия не было вовсе, и человек двигался напрямую.

Для этой схемы:

  1. На некотором расстоянии от препятствия замеряется азимут направления обхода. Предположим, что он будет такой же, как в предыдущей схеме, то есть равный 60 градусам.
  2. Человек движется в этом направлении и считает шаги.
  3. После того, как по правую сторону препятствие «закончится», человек начинает двигаться в первоначальном направлении (пускай, как и в предыдущем случае, это будет 105 градусов) и считает шаги. Посчитанные при движении по основному направлению (105 градусов) шаги прибавляются к тем, что были посчитаны до начала обхода препятствия.
  4. Через некоторое время человек выбирает новое направление — обратный азимут тому направлению, по которому совершался обход препятствия. Для этого случая: 60 + 180 = 240 градусов.
  5. Человек двигается в новом направлении (240 градусов) и считает шаги. В этом направлении человек должен двигаться, пока посчитанное количество шагов не совпадет с количеством шагов, проделанных в направлении с азимутом 60 градусов.
  6. Как только нужное количество шагов пройдено, человек находит направление первоначального движения (105 градусов) и продолжает двигаться по нему, прибавляя шаги к тем, чтобы были сделаны в этом направлении ранее.

Таким образом можно обходить различные препятствия. Однако в некоторых случаях могут возникнуть сложности, связанные в основном с особенностями местности.

Например, может случиться так, что обход препятствия в начале будет совершаться по местности с большим количеством подъемов и спусков, а потом по ровной местности. В этом случае при одинаковом количестве шагов при уходе от основного направления движения и возвращении к нему человек пройдет разное расстояние, а значит сместится в сторону от первоначального пути.

Ошибки и их причины

Основные ошибки, возникающие при ориентировании с помощью компаса, связаны в основном с тремя факторами — магнитным склонением, магнитными девиациями и неисправностью компаса.

Ошибка, связанная с магнитным склонением, появляется в основном, если на карте не указано магнитное склонение, либо человек не умеет делать на него поправку. Также встречаются районы так называемых магнитных аномалий, где магнитное склонение может колебаться в довольно широких пределах, что осложняет задачу ориентирования.

В некоторых ситуациях, когда приходится преодолевать большие расстояния исключительно по азимутам, имеет смысл самостоятельно рассчитать магнитное склонение, используя карту и магнитный компас.

Магнитной девиацией называется отклонение магнитной стрелки от направления магнитных линий Земли. Такие магнитные девиации возникают вблизи различных объектов, обладающих магнитными свойствами, либо из-за протекания поблизости электрического тока.

Так, магнитные девиации могут оказать заметное влияние на показания компаса, приводя к возникновению ошибки, вблизи железнодорожных путей, внутри или возле транспорта, а также, если компас находится возле таких предметов, как рация, мобильный телефон, нож, пила или другой компас.

Неисправность компаса — еще одна причина ошибок, причем не такая редкая, как хотелось бы.

Чтобы проверить компас на исправность, нужно к нему сбоку поднести магнит — стрелка отклонится в сторону. После того, как магнит будет убран, стрелка должна вернуться на прежнее место. После этого следует поднести магнит с другой стороны — стрелка отклониться в другую сторону. Устранение магнита должно привести к возврату стрелки на прежнее место. Если же стрелка не вернулась на прежнее место, то компас можно считать неисправным.

Вместо обычного магнита в полевых условиях вполне можно обойтись ножом или мобильным телефоном, поскольку они в той или иной степени обладают магнитными свойствами, достаточными для тестирования компаса.

Все эти нюансы нужно учитывать, чтобы получить наиболее корректные показания компаса, ведь в том числе и от этого зависит, выйдет ли человек к заданной точке или промахнется мимо нее.

Какой компас брать в поход

На сегодняшний день известно большое разнообразие компасов. Для туристов и других любителей активного отдыха в дикой природе наиболее подходящими являются магнитные компасы и программы-симуляторы компаса для телефонов. Первые показывают направление магнитных линий Земли, а работа вторых основана на определении координат с помощью спутниковых навигационных систем.

Программы-«компасы» для телефонов не реагируют на магнитные девиации и для них не имеет значения магнитное склонение — они всегда показывают направление на географические (истинные) север и юг. Эти программы могут обладать рядом функций, позволяющих их использовать быстрее, более эффективно и с большим комфортом, нежели магнитные компаса. Но есть у этих программ и свои недостатки:

  • телефон может разрядиться, а значит и использовать программу, установленную на телефоне, не получится;
  • программа может «заглючить», а из-за отсутствия Интернета скачать ее заново и переустановить может не получиться;
  • под землей (например, в пещерах) эти программы тоже не будут работать, так как под землю не сможет попасть сигнал со спутников.

В отличие от программ для телефонов, обычные магнитные компаса более пригодны для большинства ситуаций, в которых может оказаться турист или человек, переживший аварийную ситуацию вдали от цивилизации, так как:

  • способны работать годами и не требуют подзарядки;
  • работают даже под землей, поскольку независимы от спутников;
  • могут быть сделаны из подручных средств.

Все это делает их надежными спутниками не только туристов, но и военнослужащих.

Но и среди обычных магнитных компасов встречается множество моделей, отличающихся не только внешним видом и размерами, но и строением. Какой же компас выбрать из всего этого разнообразия?

Из всего разнообразия магнитных компасов я мог бы порекомендовать планшетные жидкостные модели с прозрачной колбой, наличием целика, мушки, зеркала и функции измерения наклона. Желательно, чтобы ключевые обозначения на таком компасе были покрашены светящейся в темноте краской. У таких компасов есть ряд преимуществ перед другими моделями:

  • планшетными моделями удобнее пользоваться при работе с картой;
  • в жидкостных моделях, по сравнению с тем же компасом Адрианова, стрелка быстрее стабилизируется, а значит и работа с ним выполняется быстрее;
  • наличие целика, мушки и зеркала дает возможность сделать измерения более точно;
  • зеркало может быть использовано по прямому назначению, например, для того, чтобы самостоятельно вынуть инородное тело из глаза, а также в качестве сигнального зеркала для подачи сигналов пролетающему самолету или проплывающему кораблю;
  • функция определения угла наклона может помочь в ряде задач, например, приблизительно определить широту местности, в которой находится человек;
  • светящиеся в темноте обозначения дают возможность ориентироваться в темное время суток, если по какой-либо причине воспользоваться фонариком не удается.

Многие модели компасов со светящимися элементами содержат специальную краску, которая в начале поглощает свет от посторонних источников (например, солнечный свет или свет фонаря), а затем сама излучает свет в видимом спектре. Свет от таких моделей поначалу хорошо заметен, но уже некоторое время спустя тускнеет и может быть распознан исключительно глазами, привыкшими к темноте. Так, элементы, покрашенные составом, содержащим алюминат стронция, теряют около 90% яркости уже в первые 60 минут.

В других, как правило, более дорогих моделях компасов, в качестве светящихся элементов используются камеры с тритием, покрытые люминофором. Тритий, распадаясь, возбуждает атомы люминофора, которые, переходя из возбужденного состояния в обычное, излучают свет. Такие компасы светятся в полной темноте без «подзарядки» от посторонних источников света, и полностью «выдыхаются», спустя не один десяток лет, хотя, конечно, на протяжении службы яркость их постепенно снижается. Тут еще важно отметить, что, несмотря на опасения людей, такие компасы безопасны для здоровья.

На корпусе такого прибора имеется шкала, выполняющая функции планшета.

Компас с тритиевой подсветкой — его показания легко считывать даже в темноте.

При этом не обязательно покупать дорогой компас. В большинстве случаев достаточно недорогого исправного компаса, соответствующего некоторым либо всем приведенным выше критериям.

Подводя итог всему вышесказанному, нетяжело заметить, что умение определять азимут на карте и на местности, а также умение правильно двигаться по нему — один из основных навыков, необходимый для ориентирования. Также становится понятно, что без исправного компаса такой навык будет малополезен.

Посему, для того, чтобы уверенно ориентироваться и снизить до минимума риск потеряться в незнакомой местности, следует придерживаться двух рекомендаций: почаще практиковаться в ориентировании и в работе с азимутами в частности, а также всякий раз перед выходом на маршрут проверять исправность компаса, а лучше двух — основного и запасного.

Автор: Максим Чечетов

Узнайте также:

vijivaka.com

Как определить азимут по карте

Для того чтобы двигаться по компасу, необходимо по карте определить азимут. Это актуально для воздушных и морских судов, совершающих длительные перелеты и плавания. Это актуально и для пеших путешественников в условиях плохой видимости, ночью, когда нет возможности двигаться по ориентиру.

Вам понадобится

  • - путевая карта;
  • - компас;
  • - транспортир;
  • - линейка;
  • - карандаш.

Инструкция

  • Азимут – это угол между меридианом местоположения и направлением на предмет. Он выражается в градусах от 0 до 360 и отсчитывается по часовой стрелке.Чтобы определить азимут – направление на предмет – и, возможно, направление вашего движения, нужно знать свое местонахождение. Отметьте его на карте, ориентируясь по окружающим ориентирам, обозначенным на карте.
  • Найдите ориентир, в направлении которого вы должны двигаться. Прямолинейное движение по азимуту возможно в воздушном пространстве и в открытом море. На суше это применимо в открытой степи или в пустыне.Чаще же всего движение по суше осуществляется по ломаной линии, учитывая естественные препятствия. Поэтому азимут в процессе движения должен будет вами периодически корректироваться.
  • Для определения азимута вам понадобятся транспортир, желательно прозрачный, линейка и карандаш. Положите линейку на карте таким образом, чтобы точка вашего местонахождения и ориентир оказались на линейке, и прочертите карандашом линию до пересечения ее с ближайшим меридианом. Теперь приложите к линии меридиана транспортир его основанием. Доведите центральную риску до пересечения с начерченной линией – направлением на ориентир. На дуге транспортира, в месте пересечения с той же линией снимайте показания в градусах. Это и будет азимутом.
  • За неимением транспортира можно воспользоваться компасом, используя его градуированную картушку.
  • Но это еще не все. Например, у вас направление на ориентир (азимут) составило 30 градусов. Это будет истинный азимут, который, как правило, отличается от магнитного. Следовательно, ориентируя ваш компас на 30 градусов и двигаться в этом направлении будет неправильно.Поэтому найдите на карте ближайшую к району вашего местонахождения ремарку со значением магнитного склонения. Оно выражено в градусах и может быть как со знаком +, так и с минусовым значением.Введите поправку, и смело двигайтесь, ориентируясь по компасу.

completerepair.ru

Как определить азимут?

Как определить азимут?

Азимут – это показатель, который используют в географии, геодезии, картографии и других науках. Указывает он на угол в определенной точке на местности между направлением на север и любым предметом (или объектом на карте). Еще больше информации об этом показателе вы сможете найти в нашей статье - Что такое азимут.

Как определить азимут: способы

Можно определить азимут как по компасу (если нет карты местности), так и при помощи обычного транспортира (если угол измеряется для объекта на карте). Угол азимута может быть от 0 до 360 градусов. Отсчет производится по направлению хода часовой стрелки, причем точкой отсчета (0°) считается самая северная точка на карте (местности).

При этом проще всего определить азимут как северных, так и южных, восточных и западных объектов: он всегда соответственно 0°, 180°, 90° и 270°. Необходимо заметить, что азимута 360° не существует, так как его значение совпадает с азимутом 0°, поэтому принято считать направление на север угол со значением 0°. Подробнее об определении сторон света можно прочитать в нашей статье - Как определить стороны света.

Определение азимута при помощи транспортира

Кроме самого транспортира для этого пригодятся также линейка, карандаш и карта. Для измерения угла нуж

elhow.ru

Как найти азимут: разные способы :: SYL.ru

Большинство людей, отправляясь в лес или горы, задаются вопросом, как найти азимут. Для того чтобы это сделать, необходимо запастись специальными предметами. Чаще всего для определения азимута используют компас. Но также существует огромное количество других способов, которые помогут найти эту величину и быстро определить точку местонахождения человека на карте. Для определения азимута старыми, дедовскими способами существует множество простых приспособлений, которые всегда могут быть под рукой.

Что это такое

Азимут помогает определить положение на местности, если кто-то заблудился в лесу, горах или степи. Когда человек отправляется на прогулку на природу и по каким-либо причинам не может найти обратную дорогу, ему поможет компас. Он необходим для определения азимута. Это понятие означает угол между направлением на север и на какой-либо заметный предмет на местности. Но многие не знают, как найти азимут, поэтому не могут определить свое местоположение.

Этим навыкам обучают еще в школе, для этого есть специальные занятия, которые должен посещать каждый человек. В школьной программе учитель должен в обязательном порядке научить каждого ребенка, как найти азимут по компасу. Проходят практические занятия, где дети самостоятельно определят эту величину. Нахождение азимута необходимо для того, чтобы достаточно быстро узнать свое местонахождение. В дальнейшем, научившись это делать, человек может с легкостью проложить маршрут, который поможет найти дорогу домой.

Способы определения азимута

Каждый человек в своей жизни может столкнуться с неприятностями во время отдыха на природе, тем более если находится в незнакомом месте. Поэтому с собой на природу, необходимо брать компас, которой укажет, как найти азимут.

Для этого существует несколько способов:

  • с помощью компаса;
  • по солнцу;
  • подручными средствами;

Все эти способы должен знать каждый человек, ведь ситуации бывают разные, и определение азимута может стать спасением. Определить этот угол можно при помощи специальных современных приборов, которые созданы по новейшим технологиям. Сейчас существует огромное количество навигаторов, электронных карт и других устройств, которые с легкостью определят азимут. Все современные гаджеты имеют множество функций, которые без труда смогут не только определить местонахождение человека, но и проложить необходимый маршрут.

Определение магнитного азимута

Это поможет найти нужный маршрут человеку, который заблудился. На специальных уроках по ориентированию на местности в школе учитель рассказывает детям, как найти магнитный азимут.

Этой теме необходимо уделить особое внимание. Перед тем, как найти азимут при помощи магнитного поля, необходимо подготовить компас, который работает. Определение азимута - это нахождение севера на карте, компасе и точке маршрута, куда необходимо попасть. Если все сделать правильно, человек без труда определит свое местоположение.

Определение азимута при помощи транспортира

Если под рукой нет компаса, можно воспользоваться другими средствами. Опытный профессионал, который без труда может найти выход из любой ситуации, также знает, как найти азимут с помощью транспортира.

Конечно, в поход этот предмет берут редко, но ситуации бывают разные, например, могут заблудиться школьники в сельской местности. Таким способом они смогут узнать свое местоположение. Определить азимут с помощью транспортира не так сложно, как кажется на первый взгляд. Человеку кроме этого предмета понадобится:

  • карта;
  • линейка;
  • карандаш.

При помощи этих приспособлений человек с легкостью узнает, как найти азимут. Необходимо взять карту, рассчитав угол азимута при помощи линейки, и начертить карандашом нужный маршрут. Этот способ большинство людей чаще всего применяют на практике, особенно если где-нибудь в сумке есть все необходимые предметы.

Определение истинного азимута

Более сложный способ используется туристами, спортсменами. Для правильного ориентирования на местности им необходимо знать, как найти истинный азимут. Для того чтобы найти его, необходимо понимать, что это такое.

Истинный азимут - это угол с двумя гранями, который соединен несколькими плоскостями, вертикальной и геодезической. С помощью него можно определить точное местоположение маршрута на карте. Истинный азимут отсчитывается от северного географического полюса по часовой стрелке до линии на местности. Такие расчеты немного сложнее остальных. Но опытные люди, которые хорошо знают, как определить азимут таким способом, справятся с ним без труда.

Ориентирование на местности

Для того чтобы хорошо определять свое местоположение, необходимо изучить много полезной информации. Без таких знаний не рекомендуется уходить далеко от населенных мест. Ориентировка на местности - это четкое определение местонахождения человека на карте. Сейчас существует огромное количество специальных приборов, которые могут это сделать моментально.

В настоящее время все люди имеют мобильные телефоны, которые обладают специальными возможностями определения местонахождения. Есть специальная программа для определения азимута.

Используя все эти простые советы, человек может не боясь отправляться в поход. При помощи таких приспособлений, как компас и карта, можно быть спокойным во время отдыха на природе. Поэтому перед тем, как отправиться на природу, необходимо положить в сумку в первую очередь именно их. Мобильный телефон, конечно же, может помочь в сложной ситуации, но он имеет свойство разряжаться, поэтому лучше довериться старому и надежному способу.

www.syl.ru

Как определить азимут по карте?

1
  • Авто и мото
    • Автоспорт
    • Автострахование
    • Автомобили
    • Сервис, Обслуживание, Тюнинг
    • Сервис, уход и ремонт
    • Выбор автомобиля, мотоцикла
    • ГИБДД, Обучение, Права
    • Оформление авто-мото сделок
    • Прочие Авто-темы
  • ДОСУГ И РАЗВЛЕЧЕНИЯ
    • Искусство и развлечения
    • Концерты, Выставки, Спектакли
    • Кино, Театр
    • Живопись, Графика
    • Прочие искусства
    • Новости и общество
    • Светская жизнь и Шоубизнес
    • Политика
    • Общество
    • Общество, Политика, СМИ
    • Комнатные растения
    • Досуг, Развлечения
    • Игры без компьютера
    • Магия
    • Мистика, Эзотерика
    • Гадания
    • Сны
    • Гороскопы
    • Прочие предсказания
    • Прочие развлечения
    • Обработка видеозаписей
    • Обработка и печать фото
    • Прочее фото-видео
    • Фотография, Видеосъемка
    • Хобби
    • Юмор
  • Другое
    • Военная служба
    • Золотой фонд
    • Клубы, Дискотеки
    • Недвижимость, Ипотека
    • Прочее непознанное
    • Религия, Вера
    • Советы, Идеи
    • Идеи для подарков
    • товары и услуги
    • Прочие промтовары
    • Прочие услуги
    • Без рубрики
    • Бизнес
    • Финансы
  • здоровье и медицина
    • Здоровье
    • Беременность, Роды
    • Болезни, Лекарства
    • Врачи, Клиники, Страхование
    • Детское здоровье
    • Здоровый образ жизни
    • Красота и Здоровье
  • Eда и кулинария
    • Первые блюда
    • Вторые блюда
    • Готовим в …
    • Готовим детям
    • Десерты, Сладости, Выпечка
    • Закуски и Салаты
    • Консервирование
    • На скорую руку
    • Напитки
    • Покупка и выбор продуктов
    • Прочее кулинарное
    • Торжество, Праздник
  • Знакомства, любовь, отношения
    • Дружба
    • Знакомства
    • Любовь
    • Отношения
    • Прочие взаимоотношения
    • Прочие социальные темы
    • Расставания
    • Свадьба, Венчание, Брак
  • Компьютеры и интернет
    • Компьютеры
    • Веб-дизайн
    • Железо
    • Интернет
    • Реклама
    • Закуски и Салаты
    • Прочие проекты
    • Компьютеры, Связь
    • Билайн
    • Мобильная связь
    • Мобильные устройства
    • Покупки в Интернете
    • Программное обеспечение
    • Java
    • Готовим в …
    • Готовим детям
    • Десерты, Сладости, Выпечка
    • Закуски и Салаты
    • Консервирование
  • образование
    • Домашние задания
    • Школы
    • Архитектура, Скульптура
    • бизнес и финансы
    • Макроэкономика
    • Бухгалтерия, Аудит, Налоги
    • ВУЗы, Колледжи
    • Образование за рубежом
    • Гуманитарные науки
    • Естественные науки
    • Литература
    • Публикации и написание статей
    • Психология
    • Философия, непознанное
    • Философия
    • Лингвистика
    • Дополнительное образование
    • Самосовершенствование
    • Музыка
    • наука и техника
    • Технологии
    • Выбор, покупка аппаратуры
    • Техника
    • Прочее образование
    • Наука, Техника, Языки
    • Административное право
    • Уголовное право
    • Гражданское право
    • Финансовое право
    • Жилищное право
    • Конституционное право
    • Право социального обеспечения
    • Трудовое право
    • Прочие юридические вопросы
  • путешествия и туризм
    • Самостоятельный отдых
    • Путешествия
    • Вокруг света
    • ПМЖ, Недвижимость
    • Прочее о городах и странах
    • Дикая природа
    • Карты, Транспорт, GPS
    • Климат, Погода, Часовые пояса
    • Рестораны, Кафе, Бары
    • Отдых за рубежом
    • Охота и Рыбалка
    • Документы
    • Прочее туристическое
  • Работа и карьера
    • Обстановка на работе
    • Написание резюме
    • Кадровые агентства
    • Остальные сферы бизнеса
    • Отдел кадров, HR
    • Подработка, временная работа
    • Производственные предприятия
    • Профессиональный рост
    • Прочие карьерные вопросы
    • Работа, Карьера
    • Смена и поиск места работы
    • Собственный

woprosi.ru