Как делать исследовательскую работу и правильно оформлять? Как писать нир


Как делать исследовательскую работу и правильно оформлять?

Прежде чем рассмотреть вопрос о том, как делать исследовательскую работу, пример которой будет приведен ниже, поговорим об актуальности и значимости такой деятельности в рамках общеобразовательных учреждений.

Актуальность исследований и проектов

В качестве одного из возможных путей формирования позитивного отношения к повышению интеллектуального уровня федеральные государственные стандарты второго поколения рассматривают проекты и исследования. Необязательно быть именитым ученым для того, что проводить собственные эксперименты. Школьники под руководством опытного наставника вполне могут делать свои первые научные открытия, обучаясь в начальной школе, среднем или старшем звене.

как делать исследовательскую работу

Современное общество предъявляет собственные требования к уровню подготовки выпускников. Одним из таковых является их способность к самостоятельности, реализации творческих способностей, критичности мышления, полноценной работы с информационными источниками.

Значимость самостоятельных исследований

Индивидуальные исследования стимулируют деятельность, направленную на решение проблемы. Для того чтобы сделать научно-исследовательскую работу, ребята используют знания из различных научных областей. Выполнение экспериментов позволяет объединять практические действия с академическими знаниями. У каждого человека есть возможность в ходе такой деятельности реализовать свои возможности, использовать свой опыт и знания, показать другим людям собственную компетентность. В процессе этого осуществляется взаимодействие учителя и юных ученых, привлекаются консультанты из разных сфер деятельности.

Школьные научные общества

Во многих образовательных учреждениях создаются клубы, кружки, на базе которых ребята получают навыки проведения экспериментов, их оформления в проект или работу. На занятиях такого кружка юные исследователи узнают, как делать исследовательскую работу, как ее правильно оформлять.

как делать исследовательскую работу пример

Особое значение педагоги уделяют и правилам публичной защиты готового проекта. Ребята, которые в стенах родной школы стали проявлять интерес к исследованиям и проектам, не имеют проблем с учебой в институтах, академиях, получают престижные должности.

Алгоритм проектирования

Как делать исследовательскую работу? Данная деятельность осуществляется по определенному алгоритму. Остановимся на этом вопросе подробнее. Сначала необходимо выбрать тему планируемого исследования. Она должна быть не только актуальной, но и интересной, понятной для самого экспериментатора. Чтобы выяснить, как делать научно-исследовательскую работу, обратимся к рекомендациям, которые даны ФГОС второго поколения. По новым стандартам любая работа должна быть актуальной, содержать цель, задачи исследования. Кроме того, важен предварительный анализ рассматриваемой проблемы, постановка на основе полученной информации гипотезы исследования.

как делать научно исследовательскую работу

Далеко не все школьники знают, как делать исследовательскую работу, поэтому особое значение имеет надежная поддержка школьника педагогом-наставником. Вместе они должны спланировать, разработать последовательность действий в ходе исследований, подобрать подходящую методику. После того как факты, доказательства, наблюдения будут накоплены, можно приступать к их обработке. Важно усвоить, как делать исследовательскую работу, как правильно ее оформить, представить публике. В случае выявления противоречий, недочетов завершающим этапом станет их устранение. Подробнее остановимся на основных шагах написания самостоятельного проекта.

Как выбрать тему

Рассуждая над тем, как правильно делать исследовательскую работу, необходимо уделить особое внимание подбору темы. Она должна быть понятна, интересна, содержать какое-то скрытое противоречие, которое будет устранено после завершения исследований. Например, можно провести сравнение количественного содержания аскорбиновой кислоты в разных сортах чая, чтобы понять, какой из них станет отличным помощником в укреплении иммунитета. Та проблема, которой будет заниматься школьник, должна иметь практическую значимость, содержать элемент инноваций и оригинальности.

Постановка цели и задач

Как делать научно-исследовательскую работу? Пример, представленный ниже, свидетельствует о том, как важно выявить проблему исследования, выделить задачи, поставленные перед ее автором.

  • Цель работы: выявить содержание витамина С в исходных образцах чая, оценить органолептические показатели исследуемых образцов.
  • Задачи работы: оценить вкус, цвет, запах, мутность взятых образцов путем проведения дегустации; осуществить количественный анализ содержания аскорбинки в образцах методом йодометрического титрования.
  • Предмет исследования: содержание аскорбиновой кислоты в исходных образцах чая.

как правильно делать исследовательскую работу

  • Объект исследования: образцы чая.
  • Методы исследования: проведение литературного обзора; йодометрия; обработка полученных результатов.
  • Гипотеза проекта: Иван-чай существенно превышает обычный черный чай по вкусовым характеристикам, а также по содержанию аскорбиновой кислоты.

Успешность проекта связана именно с умением выявлять узкую область исследований.

Анализ

Данный этап связан с детальным знакомством с объектом исследования, подборкой литературы для проведения качественного анализа. Он позволяет школьнику сформировать представление о состоянии проблемы, выявить те пробелы, которые важно восполнить при проведении работы.

Например, в работе, связанной с анализом Иван-чая, можно сделать следующий литературный обзор.

  • В Иван-чае содержатся витамины группы В, аскорбиновая кислота, белок, кофеин, дубильные вещества, биофлавоноиды, пектин, железо, магний, калий, кальций, хром.
  • Магний, витамины группы В, флавоноиды оказывают несинтетическое седативное и снотворное действие, нормализуют эмоциональное состояние (снижают возбудимость, нервозность, улучшают сон).

как делать научно исследовательскую работу пример

  • Дубильные вещества, пектин улучшают и восстанавливают пищеварительные процессы, устраняют дисбактериоз, изжогу, запоры, оказывают противовоспалительное действие, предотвращают появление кариеса и пародонтоза. При употреблении Иван-чая снижается артериальное давление, нормализуется водно-электролитический баланс, повышается иммунитет.
  • Иван-чай оказывает болеутоляющее действие, обладает отличными лактационными качествами, выводит из организма шлаки, стимулирует синтез коллагена, поскольку в нем присутствуют алкалоиды, магний, флавоноиды.

Методика исследования

Методика должна соответствовать задачам, поставленным в начале работы. Те эксперименты, наблюдения, опросы, интервью, обработка полученных результатов, которые будут применяться юным ученым, должны быть ему понятны и доступны. Например, в работе, связанной с определением количественного содержания аскорбиновой кислоты в Иван-чае, в качестве доступного в школьной лаборатории метода выступает йодометрическое исследование.

Оформление полученных результатов

Теперь поговорим о том, как делать заключение в исследовательской работе. Результаты проведенных расчетов должны быть оформлены в виде таблиц, к каждой из них прилагается вывод. В заключении школьник отмечает соответствие полученных в ходе работы итогов с гипотезой, поставленной им в начале своей деятельности. Юный исследователь должен показать в итоге свою позицию относительно тех результатов, которые ним были получены.

как делать заключение в исследовательской работе

Например, заключение может иметь следующий вид:

«Гипотеза, поставленная в работе, подтвердилась полностью. При проведении экспериментальной части работы удалось методом йодометрии вычислить количественное содержание аскорбиновой кислоты в исследуемых образцах чая. Полученные результаты свидетельствуют о том, что Иван-чай по праву можно считать «кладовой» витамина С».

Приложения

Не все школьники знают, как делать приложение в исследовательской работе, и каков объем дополнительных материалов. В зависимости от того, в какой предметной области выполняется исследование, объем дополнительных материалов может быть в диапазоне 2-10 страниц. Часто ребята спрашивают педагогов о том, как делать сноски в исследовательской работе. Например, если предполагается ссылка на литературный источник, в квадратных скобках указывается цифра, соответствующая данной книге в библиографическом списке. Для ссылки на приложения в тексте ставят цифру, а внизу страницы под этой же цифрой записывают (мелким шрифтом) название приложения.

Требования к тезисам

Остановимся на вопросе о том, как делать тезисы по исследовательской работе. В них должна быть отражена основная мысль исследования. Помимо сведений об авторе, научном руководителе, в них указывают цель, задачи, особенности работы, ее актуальность, а также отмечают те результаты, которых удалось достигнуть, выделяются перспективы продолжения работы.

как делать сноски в исследовательской работе

В качестве примера приведем выдержку из тезисов, связанных с количественным определением содержания аскорбиновой кислоты в Иван-чае.

  • Автор провел сравнительный анализ органолептических характеристик и количественного содержания аскорбиновой кислоты в черном чае и Иван-чае, выявил основные преимущества «русского» напитка перед иностранным.
  • Методы, использованные автором: литературный образ, йодометрия (титриметрический анализ), статистическая обработка результатов.
  • Результаты работы. Удалось провести сравнительный анализ органолептических и химических свойств Иван-чая и классического индийского напитка, выявить их сходные и отличительные параметры, подтвердить поставленную гипотезу.
  • Заключение и возможные пути развития. Учитывая суровые климатические особенности нашего региона, актуальным является употребление населением продуктов с повышенным содержанием витамина С. Иван-чай по праву можно считать «кладовой» витамина С, напитком, позволяющим укреплять иммунитет, улучшать процессы кроветворения, уменьшать интоксикацию при онкологических заболеваниях.

Порядок оформления работы

Как должна быть построена исследовательская работа?

  • На титульном листе указывается ее название, информация об авторе, научном руководителе, место выполнения исследования.
  • Далее идет оглавление, в котором перечисляются все разделы, подразделы, приложения, библиографический список.
  • Во введении, объем которого не должен превышать двух страниц, указывается актуальность работы, ее цель, задачи, объект, предмет исследования, гипотеза.
  • Далее идет литературный обзор, подбор методики, экспериментальная часть.
  • Завершающим разделом исследовательской работы является заключение.
  • Обязательным является наличие списка литературы, ссылки на которые присутствуют в самой работе.
  • Каждое приложение размещают на отдельном листе, указывают его название. Поля зависят от требований того конкурса или конференции, на которых представляется работа.

Подводим итоги

Перед российскими школами поставлена задача формирования гармонически развитой личности, которая гордится своей страной. Для того чтобы выполнить такой заказ, необходимо систематическое вовлечение школьников в проектную и исследовательскую работу.

fb.ru

Научно-исследовательская деятельность: написание работы

Научно-исследовательская работа – научная деятельность, основанная на исследованиях, опытах, экспериментах, установке закономерностей, обобщения данных и обоснования целесообразности проекта.

Научно-исследовательская деятельность

Основное требование к исследователям – написание логически понятной работы с использованием необходимой терминологии, четкое и ясное изложение мыслей во время защиты и приведение конкретных аргументов и доводов.

Научно-исследовательская классифицируется на:

  • Фундаментальную, основывающуюся на получении новых знаний, данных и закономерностей в исследуемой области;
  • Поисковую – разработку и формирование новых технологий и прогнозов в сфере науки и техники, открытие и поиск новых закономерностей;
  • Прикладную – подразумевает решение определенных проблем с целью формирования новых методом решения: разработки методик, пошаговых инструкций и рекомендаций.

При составлении научной работы ее автор проводит исследования, благодаря которым решаются определенные задачи. Все умения и знания автора в полной мере раскрываются в написанной работе. НИР ставит перед автором определенные цели, которые обязательно учитываются при исследовании и написании материалов:

  • Развитие способности к самостоятельному проведению исследований, что может пригодиться при решении актуальных проблем;
  • Проведение тщательного исследования уже выполненных работ под авторством как отечественных, так и зарубежных ученых и исследователей;
  • Самостоятельное изучение выбранной проблемы;
  • Анализ и систематизация данных, полученных в результате исследования;
  • Развитие интереса к научно-исследовательской деятельности.

После получения задания студентом он знакомится с работой и, при необходимости, может задать интересующие его вопросы научному руководителю или преподавателю. Откладывать работу в дальний ящик не стоит — все задания должны быть выполнены в срок, качественно и в полном соответствии с требованиями. Регулярная работа над НИРом позволяет за несколько семестров получить качественную публикацию.

Справиться с поставленной задачей студенту поможет несколько правил:

  • Научный руководитель не должен контролировать каждый шаг студента;
  • Инициатива должна исходит от студента;
  • Не бояться совершать ошибки.

Тема, задачи и материалы научно-исследовательской работы

Тематика работы может меняться по ходу ее выполнения и написания материала. По сути, направить тему можно в более удобное и пригодное русло, подчеркнув тем самым знания автора в выбранной области наук.

Задачи работы – уже более конкретное понятие, поскольку отличается четкой постановкой вопроса. Их выбирает, как правило, научный руководитель, опираясь на знания и умения студента.

Материалы для выполнения работы – данные и сведения, которые даются только в электронном виде. Они могут представлять собой доказательство теоремы, черновые работы, различные график и диаграммы, результаты проведенных опытов и экспериментов. За все время обучения студент должен набить руку и уметь представлять информацию в требуемом виде и формате.

Выбор темы научно-исследовательской работы

Правильно подобрать тему для написания НИР можно по двум основным шагам. Тематику для работы может подобрать научный руководитель студента либо учащийся выбирает тему сам в зависимости гот собственных интересов, предпочтений и знаний. Выбрать можно любые сферы науки: математику, физику, химию, биологию, историю, экономику, медицину и другие отрасли.

Структура научной работы

Научно-исследовательская работа пишется в полном соответствии с установленными требованиями и нормами. Структура НИР подразумевает наличие следующих пунктов:

  1. Титульный лист. Заполняется согласно ГОСТам и определенным правилам;
  2. Содержание. Вторая страница работы, на которой перечисляются параграфы и главы;
  3. Основная часть. В ней раскрывается суть и цели научной работы;
  4. Выводы. Лаконично высказанные результаты работы;
  5. Заключение;
  6. Списки используемых литературных источников;
  7. Приложения.

Как правильно написать научно-исследовательскую работу

Написать качественную, грамотную научно-исследовательскую работу несложно: главное – работать в соответствии с определенными алгоритмами. Многие специалисты советуют работать по определенным пунктам:

  • Сбор всей доступной информации, данных и сведений, так или иначе связанных с рассматриваемой тематикой;
  • Анализ собранной информации, обобщение данных;
  • Разработка грамотного плана действий;
  • Выбор метода исследования;
  • Проведения исследовательской работы;
  • Обработка собранной и полученной информации;
  • Письменное оформление материала;
  • Отправка готовой работы на рецензирование;
  • Представление работы к защите;
  • Защита научно-исследовательской работы.
Мы публикуем статьи под ключ в журналах РИНЦ, ВАК, Scopus

open-resource.ru

Приятная необходимость

<span>Прозрачное<br>образование</span>

Новости

Проект «Научный корреспондент» представлен на конференции «Антиплагиата» 27 октября в Липецке в рамках международной научно-практической конференции «Обнаружение заимствований – 2017», проводимой компанией «Антиплагиат», состоялась презентация проекта «Научный корреспондент». Об инициативе по открытой публикации выпускных квалификационных работ студентов российских вузов рассказал президент Ассоциации интернет-издателей Иван Засурский.

 

 

Мнения

Ирина Левова, Глеб Шуклин
Паралич знания

Как спасти образование и науку в России?

Сегодня в России нет баз данных научных публикаций. Более половины научных изданий даже не оцифрованы и остаются недоступны для студентов и преподавателей из других вузов, не говоря уже о простых гражданах. А в западные базы крайне редко попадают статьи российских учёных. Иногда какому-то из российских вузов выделяют средства на доступ к западной базе, что воспринимается учёными как праздник: база тут же «сливается» и далее распространяет бесплатно. За это доступ университета надолго блокируется.

Юлия Эйдель
Эпидемия прозрачности: теперь дипломы!

Скандалы с диссергейтами покажутся вам цветочками

Новостной ажиотаж вокруг Минобрнауки этой весной впечатляет. Истории с диссергейтами перешли в плоскость медийно-судебных разбирательств с чиновниками-диссертантами, информационных атак против министра Ливанова в СМИ и блогерских вбросов. На этой неделе тема дополнилась проверкой из прокуратуры с последующим увольнениям сотрудников ВАКа и отставкой замминистра Федюкина. Но главная новость Минобранауки прошла мимо первых полос...

Николай Горькавый
Олигархи — марионетки учёных

С чем ассоциируются «новые технологии»? С айподами, плазменными экранами и прочими гаджетами. Это хорошие деревья, но не лес. Кроме создания удобств и комфорта, современные технологии выполняют ещё две функции — возможно, более важные, чем первая. Сумма технологий обеспечивает социальную пластичность и права личности.

Ольга Шнырова
Раздельное обучение

Выгоды и риски

В нашей стране совместное образование было введено в мае 1918 года с целью устранить неравноправие женщин и мужчин в этой области. В 1943-м была предпринята попытка ввести раздельное обучение мальчиков и девочек в семилетних и средних школах Москвы, Ленинграда, столиц союзных республик, областных и краевых центров и ряда крупных промышленных центров СССР. Этот эксперимент был отменён в 1954 году.

Елена Дунаева
Буквы разные писать учат в школе?

Естественная типология родителей

Золотая середина — дело хорошее, но, как известно, на практике труднодостижимое. Поэтому родители будущих первоклассников склонны впадать в крайности. Одни исступлённо занимаются ранним развитием почти с пелёнок, другие же принципиально не желают забивать ребёнку голову до поступления в школу, где, как известно, должны научить всему…

Ян Левченко
Победить классный час

Сказка о потерянном времени и воспитании патриотизма

Школа — не университет, где иные преподаватели могут вернуться к середине сентября. В школе начинают как следует. С самого что ни на есть классного часа, либретто которого сочиняют в министерстве образования и директивно рассылают по всей стране. В этом году мне довелось ознакомиться с методическими рекомендациями по организации классного часа, посвящённого 65-летию Победы в Великой Отечественной войне.

 

Календарь

Олег Давыдов
Колесо Екатерины

Ток страданий, текущий сквозь время

7 декабря православная церковь отмечает день памяти великомученицы Екатерины Александрийской. Эта святая считалась на Руси покровительницей свадеб и беременных женщин. В её день девушки гадали о суженом, а парни устраивали гонки на санках (и потому Екатерину называли Санницей). В общем, это был один из самых весёлых праздников в году. Однако в истории Екатерины нет ничего весёлого.

Ив Фэрбенкс
Нельсон Мандела, 1918-2013

5 декабря 2013 года в Йоханнесбурге в возрасте 95 лет скончался Нельсон Мандела. Когда он болел, Ив Фэрбенкс написала эту статью о его жизни и наследии

Достижения Нельсона Ролилахлы Манделы, первого избранного демократическим путем президента Южной Африки, поставили его в один ряд с такими людьми, как Джордж Вашингтон и Авраам Линкольн, и ввели в пантеон редких личностей, которые своей глубокой проницательностью и четким видением будущего преобразовывали целые страны. Брошенный на 27 лет за решетку белым меньшинством ЮАР, Мандела в 1990 году вышел из заточения, готовый простить своих угнетателей и применить свою власть не для мщения, а для создания новой страны, основанной на расовом примирении.

Молот ведьм. Существует ли колдовство?

5 декабря 1484 года началась охота на ведьм

5 декабря 1484 года была издана знаменитая «ведовская булла» папы Иннокентия VIII — Summis desiderantes. С этого дня святая инквизиция, до сих пор увлечённо следившая за чистотой христианской веры и соблюдением догматов, взялась за то, чтобы уничтожить всех ведьм и вообще задушить колдовство. А в 1486 году свет увидела книга «Молот ведьм». И вскоре обогнала по тиражам даже Библию.

Александр Головков
Царствование несбывшихся надежд

190 лет назад, 1 декабря 1825 года, умер император Александра I, правивший Россией с 1801 по 1825 год

Александр I стал первым и последним правителем России, обходившимся без органов, охраняющих государственную безопасность методами тайного сыска. Четверть века так прожили, и государство не погибло. Кроме того, он вплотную подошёл к черте, за которой страна могла бы избавиться от рабства. А также, одержав победу над Наполеоном, возглавил коалицию европейских монархов.

 

Интервью

Элеонора Бараль: «Наша задача — сделать всё, чтобы они чувствовали, что этот мир — это их мир»

Уникальный опыт московской школы № 299, где 15 лет практикуют инклюзивное образование без всяких государственных программ

Инклюзивное образование, то есть обучение детей с различными физическими отклонениями в классах обычных общеобразовательных школ, в нашей стране только развивается. И все проблемы, связанные с ним, интересуют как педагогов, так и родителей особых детей. А проблем множество. Это и обучение учителей, и работа с родителями, и техническое оснащение школ специальным оборудованием, а главное — подготовка той среды, в которую попадут дети-инвалиды.

www.chaskor.ru

Научно-исследовательская работа: пример структуры и оформления

Уже на младших курсах вузов студенты начинают заниматься научно-исследовательской работой (НИР). Она предполагает не только занятия в предметных секциях или участие в практико-теоретических конференциях, но и письменное оформление результатов проведенных экспериментов, аналитики и прочих академических или эмпирических изысканий.

Что такое научно-исследовательская работа

Итак, в узком смысле НИР – это описание исследований, предпринятых с целью обобщения имеющейся информации, проведения опытов и экспериментов, установления закономерностей, вытекающих из собранных данных. Общие требования к написанию унифицированы федеральными и межгосударственными стандартами. Так, порядок осуществления прикладных НИР, выполняемых по техническим заданиям предприятий или других организаций, регулируется ГОСТом 15.101-98, а оформление отчета – ГОСТом 7.32-2001.

Виды

Научно-исследовательские работы делятся на три категории:

  • прикладные;
  • поисковые;
  • фундаментальные.

Прикладные научно-исследовательские работы решают конкретную, узкую проблему. Обычно это разработка нового изделия, материала или программного продукта.

Поисковые НИР служат для пополнения багажа знаний студента, помогают углубиться в предмет. В работах этого типа обобщаются уже имеющиеся научные данные по определенной проблеме, намечается направление дальнейших разработок.

Задача фундаментальных исследований – выявление новых для предметной области научных данных. В ходе работы студенты проводят эксперименты или опыты, обобщают полученные сведения, апробируют нестандартные методы, принципы изучения – словом, пополняют академическую базу конкретной дисциплины.

Чаще всего научно-исследовательская работа студентов бывает прикладной или поисковой – ярким примером могут служить курсовые. Фундаментальные изыскания проводятся обычно уже состоявшимися «светилами» – докторами и профессорами.

План научной работы

Перед тем как приступить к исследованию темы, надо составить план, который отразит основные этапы НИР:

  1. Постановка задачи.
  2. Анализ уже проведенных работ по выбранной теме.
  3. Конкретизация направления. Отобранные материалы изучаются более глубоко. Это нужно, чтобы сформировать, описать, оценить все возможные пути решения поставленной на первом этапе задачи и определиться, какой из них будет применяться в работе, при этом надо научно обосновать выбор.
  4. Проведение эмпирических или теоретических исследований. Они состоят из: разработки гипотез, моделирования ситуации, научного обоснования методик, эксперимента, получения и обобщения данных.
  5. Оценка результата, выводы, перспективы. На этом этапе анализируются все предыдущие шаги, обобщаются полученные данные, выявляется полнота решения задач, а также делается прогноз дальнейшего изучения темы.

Структура НИР

Согласно ГОСТу 7.32–2001 все отчеты по проведению НИР включают в себя:

  1. Титульный лист – на этой странице пишется название вуза, тема работы, имена студента, научного руководителя.
  2. Оглавление – перечисляются названия всех частей и разделов отчета с указанием номера страниц.
  3. Реферат – должен содержать обзор литературы и описание приложений. Обязательно надо изложить цель, указать объект изучения, применяемые методы, текущую степень внедрения (для прикладных исследований) и ее эффективность, а также перспективы разработки темы.
  4. Введение.
  5. Основная часть.
  6. Заключение.
  7. Библиография – перечисление литературы, использованной в работе. В список включаются книги и другие печатные издания, а также ссылки на интернет-ресурсы, к которым обращался автор. Составляется, как правило, в алфавитном порядке.
  8. Приложения – в разделе могут содержаться протоколы опытов и исследований, графики, диаграммы, карты, таблицы, расчеты, прочая вспомогательная документация.

Введение

Во вступлении описывается предметная область, актуальность, новизна выбранной темы, цели и задачи НИР. Рекомендуемый объем вводной части – 10 % от всей работы. Примерный план введения:

  • значение темы исследования для предметной области;
  • анализ существующих исследований;
  • новизна;
  • указание предмета и объекта исследования;
  • формулирование целей, задач, основной гипотезы;
  • описание всех применяемых способов сбора и анализа данных;
  • обзор использованных источников.

Основная часть

Объем основной части составляет примерно 60–70 % всей работы. Обычно она занимает около 20–40 листов А4. Текст разбивается на главы и параграфы, содержание которых должно передавать ход исследования.

Общая для всех НИР только глава номер 1. В ней делается обзор литературы, включенной в раздел «Библиография», анализируются идеи авторов публикаций. Рекомендуемый объем – от 20 до 30 % основной части.

В следующих главах поисковых работ могут быть проанализированы уже проведенные другими авторами исследования, уточнены формулировки, перечислены существующие методики и подходы, оценены перспективы развития направления и так далее. В прикладных работах нужно дать подробную характеристику изучаемого объекта, описать предлагаемые решения, обосновать их эффективность.

Для каждого раздела нужно сделать краткие выводы. Компактные таблицы, схемы, графики, рисунки и другие вспомогательные элементы можно включить в основной текст, большие – надо вынести в приложения.

Заключение

Рекомендуемый объем – примерно 5–10 % от всего текста. В нем подводится итог работы, перечисляются результаты решения поставленных задач, описывается их научная или практическая ценность, даются рекомендации по применению.

Правила оформления

Правила оформления НИР устанавливаются ГОСТом 7.32–2001:

  • Отчет печатают на листах формата А4. Размер А3 допускается для больших иллюстрации или таблиц в приложениях.
  • Шрифт – исключительно черный. Полужирное начертание запрещено. Размер (кегль) – 12 или больше, интервал между строками полуторный.
  • Верхние и нижние поля страницы – по 20 мм, левое – 30 мм (под переплет), правое – 10 мм.
  • Внизу, по центру страницы должен быть проставлен ее номер. Нумерация в документе сквозная.
  • Номера глав и разделов обозначаются арабскими цифрами. Подразделы нумеруются двумя цифрами: номер соответствующего раздела и порядковый номер подраздела.

    Пример:

    Раздел 1.

    Подраздел 1.1.

    Подраздел 1.2

    И так далее.

  • Все формулы пишутся с новой строки. Расшифровка символов приводится ниже.
  • Ссылки на источники нумеруются в соответствии с их порядковым номером, в списке литературы.

Это основные требования к оформлению студенческих научно-исследовательских работ (к которым по большому счету относятся и курсовые). Но при написании любой НИР, в том числе и более серьезной (например, дипломной работы бакалавра, диссертации магистра или аспиранта) нужно обязательно руководствоваться указаниями методичек.

Образец титульного листа НИР

На рисунке представлен образец заполнения титульного листа в соответствии со стандартом ГОСТ 7.32–2001.

Итак, все НИР проводятся и оформляются по единому стандарту. Сначала нужно изучить предметную область, спланировать цели и поставить задачи, затем – пояснить, что уже сделано по теме и как проведенные изыскания дополняют имеющиеся данные. Важный пункт – практическое применение и его результативность. Научно-исследовательская работа студентов – это поэтапная подготовка к написанию диплома бакалавра, магистра, а затем и кандидатской и докторской диссертаций.

edunews.ru

Как сделать НИР(научно-исследовательскую работу) за короткий промежуток времени?

Накидаю тут того, что сама за 4 года выработала. Мои советы актуальны для гуманитариев, но, возможно, технари тоже найдут что-нибудь полезное.

Для начала определяемся с целями и задачами - из них будет строиться наша работа. Определяем композицию и структуру, что в какой главе помещаем. Обычно первая глава теоретическая, вторая - практическая, но возможны варианты. Итак, на этой стадии у нас уже есть примерное представление о том, какой будет наша работа.

Начинаем с более легких задач, постепенно переходя к более сложным. Если что-то категорически "не идет", оставляем чуть-чуть на потом, переходя к другим заданиям. Обычно проще всего начать со сбора материала и выделения тех фактов, которые будут подтверждать нашу научную позицию и будущие результаты, и тех, что не будут - о них мы тоже обязательно напишем, в графе "альтернативные мнения" :) Не забываем периодически проверять текст на антиплагиат. Действенные способы поправить финансовое положение Как заставить деньги работать?Как научиться экономить?Блогинг — способ заработать или хобби?

С практической частью все сложнее - тут уже надо думать :) В литературе, которую мы читали ранее, скорее всего, есть что-то об исследованиях и методиках анализа, которые нам пригодятся. Берем их и прикладываем к своему материалу. Не стесняемся брать уже использованные модели и структуры анализа - если к вашему произведению этого не применяли, у нас уже есть новизна, если применяли - все равно вы скажете хоть что-нибудь новое.

В конце смотрим на получившийся труд и пишем введение и заключение, обобщая все, что мы сотворили ("Вы сами создали это чудовище, доктор Франкенштейн!"). Это чрезвычайно формальные жанры, поэтому если у вас возникают затруднения - берем чей-нибудь диплом по смежной тематике и, не стесняясь, переписываем, заменяя чужой фактаж на свой.

Готово, вы восхитительны и написали НИР за довольно сжатый срок (по опыту - 1,5-2 недели усердного труда, может быть, даже меньше).

thequestion.ru

Как написать тезисы к исследовательской работе|nikbokarev.ru

Как написать тезисы к исследовательской работе, и для чего они нужны?

Тезисы — это приложение к Вашей работе. На мой  взгляд, их удобнее  всего писать сразу же после написания доклада Вашего выступления. Хотя некоторые предпочитают писать их в другой  последовательности. Поясню свой  выбор. Как только у Вы  подготовили  Ваш доклад  (конечно же отличный доклад, в котором Вы сумели подчеркнуть все достоинства Вашей работы), можете быть уверены: в Вашей голове информация находится в наиболее сжатой и одновременно полной форме.  Самое время написать тезисы!

Ну и для чего они нужны? Лучшие  тезисы  будут собранны  в  сборник  работ победителей, или просто сборник лучших тезисов. Ваши тезисы помогут другим людям, которые прочитают этот сборник, лучше выполнить свою работу. Многие увидят качество выполненной вами работы. Это, наконец, будет ваш личный успех, на который вы сможете ссылаться; преподаватели и родители будут вами гордиться. Вот почему есть смысл сделать это хорошо.

Объем тезисов, как правило, составляет две страницы. Написать их после написания доклада, так как и Ваш доклад, и Ваша научная работа были существенно больше.

Формат страницы берут, как правило, А4.  Количество колонок бывает разным, например, одна или две колонки шириной 8,25 см, расстояние между колонками — 0,5 см.

Параметры страницы, обычно выбираются следующие: отступы от края страницы: сверху и снизу — 2 см; слева и справа — 2 см. Шрифт — Times New Roman, 10-й или 12-й п. Автоматический перенос слов. Каждая колонка выравнивается по ширине.

Но по таким пунктам (колонки, шрифт, поля и т.п.) Вам следует проконсультироваться с Вашим научным руководителем.  Названия разделов выделяются жирным шрифтом, разделы нумеруются. Межстрочный интервал — одинарный. Отступов между разделами не делать. Структура тезисов должна обязательно содержать все разделы:

  1. Введение.
  2. Теоретическая часть.
  3. Экспериментальная установка (если есть).
  4. Методика измерений.
  5. Результаты.
  6. Анализ погрешностей.
  7. Обсуждение результатов.
  8. Выводы.
  9. Благодарности.

10. Список литературы.

Итак,  тезисы — это компактное по форме и краткое по существу изложение содержания основных достижений исследовательской работы, распространённая форма информации. Труды лучших конференций издаются в форме тезисов со строгими правилами оформления. Принятый стандарт — один полный лист или два листа, причём первый содержит имена, должности и т.д. Вас и Вашего руководителя (иногда требуются фотографии Вас и руководителя, определённого размера). Второй лист – содержит информацию, по существу Вашей работы.

 

Такой формат позволяет в один взгляд увидеть существо работы. Авторы представляют основной результат, следуя правилу: одна главная мысль — одна статья. Здесь — только то, чем вы гордитесь в данной части всей Вашей исследовательской работы.

В тезисах пишите то, что выполнено Вами лично, где ваше участие неоспоримо. Если курсовая работа выполнена совместно, в разделе «Благодарности» укажите участников и покажите их участие. Если ваша работа — часть общей работы, то укажите это в названии работы. 

Также по этой теме:

nikbokarev.ru

Отчет о НИР: правила оформления

По завершении НИР необходимо представить отчет о проделанной работе. Форма отчета по НИР определена Межгосударственным стандартом ГОСТ 7.32 – 2001. В нем определяются требования к структуре отчета и правилам его оформления.

Единая процедура оформления была введена для повышения эффективности в части обмена информацией. С этой целью постоянно совершенствуется обработка отчетов в информационных системах. Стандарт содержит все основные сведения для правильного оформления отчета. На эти пункты обращают внимание, и ими руководствуются Заказчик и Исполнитель. Отсутствие некоторых обязательных элементов отчета может серьезно задержать его приемку.

Следует особо обратить внимание на изменения, внесенные в ГОСТ 7.32 – 2001 (редакция 2006г.), согласно которым из прежней редакции убран последний абзац из Раздела 1: «Стандарт не распространяется на отчеты о НИР гуманитарного профиля».

Отчет о НИР. ГОСТ

Отчет о научно-исследовательской работе - это официальный документ, в котором описывается состояние проблемы, характер проведенных работ и полученные результаты. Заключительный отчет составляется по результатам работы в целом и может включать в себя промежуточные отчеты. Это должно отражаться в Техническом задании и календарном плане выполнения НИР. Структура отчета о НИР должна включать в себя следующие разделы:

  1. Титульный лист;
  2. Список исполнителей;
  3. Реферат;
  4. Содержание;
  5. Введение;
  6. Основная часть;
  7. Заключение;
  8. Список использованных источников.

Кроме перечисленных обязательных для всех отчетов структурных элементов существуют и необязательные элементы, которые включаются в отчет по усмотрению исполнителя работ.

К ним относятся: определения, обозначения и сокращения, приложения.

Титульный лист

Титульный лист - это не только первая страница отчета, но и источник информации, которая служит для поиска документа. Титульный лист, равно как и список исполнителей, следует оформлять в соответствии с правилами, которые подробно описаны в статье «Как оформить титульный лист отчета о НИР».

Реферат

В этом разделе содержатся следующие сведения: объем отчета, количество таблиц, иллюстраций, приложений, использованных источников. В конце текста перечисляются ключевые слова, число которых может быть от пяти до пятнадцати.

В реферате должны быть отражены объект исследования, цель и методология работы, достигнутые результаты проведенной работы, область применения и рекомендации по внедрению.

Содержание

Содержание включает в себя наименование всех разделов, подразделов, заключение и список источников. Если отчет НИР имеет объем не более 10 страниц текста, то содержание можно опустить. Кроме того, допускается в одном разделе объединить «Определения, обозначения и сокращения».

Введение

Во «Введении» дается обзор современного состояния исследуемой проблемы и обоснование необходимости проведения научно-исследовательских работ, показывается актуальность и новизна темы.

Основная часть 

«Основная часть» содержит следующие подразделы:

  1. Выбор и обоснование направлений НИР, описание общей методики исследований.
  2. Характеристика теоретических и экспериментальных исследований, методы исследований и расчетов.
  3. Обобщение и оценка полученных результатов проведенных исследований, определение дальнейших направлений работ и их технико-экономической эффективности, сравнение этих результатов с аналогичными результатами отечественных и зарубежных исследований. Следует указать и отрицательные результаты, если они приводят к необходимости прекращения дальнейших работ в этом направлении.

Заключение

Заключение содержит основные итоги и выводы проделанной работы как в целом, так и отдельных её этапов, оценку полученных результатов и сравнения их с лучшими отечественными и зарубежными образцами, рекомендации по их внедрению.

Список использованных источников 

Список использованных источников приводится в конце текста и оформляется в соответствии с общими правилами оформления библиографического списка к печатным работам (ГОСТ 7.1).

Приложения 

В этот раздел включаются материалы выполненных работ, которые в силу каких-то причин не могут быть включены в основной текст отчета.

Что включается в приложения?

  • промежуточные доказательства, формулы, расчеты, таблицы цифровых данных;
  • описание приборов и аппаратуры, применяемых при исследованиях, протоколы испытаний, выводы метрологической экспертизы;
  • новые методики, разработанные в процессе эмпирических исследований;
  • копии ТЗ на НИР, программы выполнения работ;
  • документация о внедрении полученных результатов НИР.

Все приложения должны иметь ссылки в основном тексте отчета. Располагаются приложения в том же порядке, в котором приведены ссылки на них в основном тексте.

Общие требования к Правилам оформления отчета о НИР

Текст отчета с иллюстрациями и таблицами должен быть отпечатан на листах формата А-4

(ГОСТ-9327). В случае большого количества иллюстраций и таблиц допускается применение формата А-3. Шрифт только черного цвета (полужирный шрифт не допускается), кегль – не менее 12, интервал – 1,5. Размеры полей в мм: левое – 30, правое – 10, верхнее и нижнее – 20.

Нумерация страниц сквозная по всему тексту отчета. Номер страницы в арабских цифрах проставляется в центре нижнего листа. Титульный лист включается в общую нумерацию страниц, но номер на нем не проставляется. Отдельные листы с таблицами и иллюстрациями входят в общую нумерацию.

Разделы отчета имеют порядковые номера и обозначаются арабскими цифрами. Подразделы имеют собственную порядковую нумерацию внутри раздела и состоят из номера раздела и номера подраздела разделенных точкой.

Нумерация всех страниц отчета и приложений должна быть сквозной.

Все иллюстрации, к которым можно отнести чертежи, схемы, графики, диаграммы, фотографии и тому подобное, надо располагать непосредственно после текста, в котором они упоминаются первый раз. На каждую иллюстрацию должна быть ссылка в тексте отчета, и все они оформляются в полном соответствии с требованиями Единой системы конструкторской документации (ЕСКД). Иллюстрации имеют единую сквозную нумерацию, кроме тех иллюстраций, которые приводятся в Приложениях. Если иллюстрации отдельно нумеруются в пределах раздела, то они нумеруются также как в Приложениях: арабскими цифрами с добавлением перед цифрой обозначения раздела или приложения.

В отдельную строку выделяются формулы и уравнения, причем пояснения значений символов приводятся под формулой в такой же последовательности, как и в самой формуле. Формулы нумеруются арабскими цифрами в круглых скобках единой нумерацией по всему отчету в конце строки. Разрешается записывать формулы от руки черными чернилами.

Ссылки на источники, которые использовались в тексте, указываются под их порядковыми номерами в библиографическом списке. Номер ссылки проставляется в квадратных скобках и указывается в порядке их приведения в тексте отчета, независимо от деления на разделы. Список использованных источников размещается в конце отчета, а сами источники располагаются в порядке их упоминания в тексте.

В настоящей статье ставилась цель подсказать читателю, на какие разделы Госстандарта надо обратить особое внимание при написании тех или иных разделов отчета по НИР. Однако читать и ссылаться на текст Госстандарта необходимо по оригинальному источнику. Официальный текст ГОСТ 7.32 – 2001 размещен на сайте: standard.gost.ru.

Возможно, Вам будет интересно:

Рецензент научных статей: быть или не быть?

www.ru-science.com