Олимпиада по химии 9 класс, задания с ответами. Как подготовиться к олимпиаде по химии 9 класс


Олимпиада по химии 9 класс, задания с ответами

Примеры олимпиадных заданий по химии для 9 класса вы найдете на этой странице. Мы составили тренировочный комплект олимпиадных тестов и задач, которые помогут учащимся подготовиться к олимпиаде, повторив и обобщив ранее изученный материал. Учителям предлагается использовать представленный материал для проведения урока химии, посвященного разбору олимпиадных заданий.Ко всем заданиям указаны ответы и подробные решения. Поэтому школьники могут использовать этот комплект для самоподготовки. Они смогут оценить уровень своих знаний, сверившись после решения заданий с ответами внизу страницы. Мы не рекомендуем подсматривать в ответы до того, как вы попробуете решить задания самостоятельно. Только так вы сможете подготовиться к олимпиаде.

Скачайте задания, заполнив форму!

После того как укажете данные, кнопка скачивания станет активной

Тестовые задания

1. Наибольшую молекулярную массу имеет А) BaCl2Б) ВаS04В) Ва3(Р04)2Г) Ва3Р2

2. Трехэлементное вещество — это … А) серная кислотаБ) негашеная известь (оксид кальция)В) хлорид железа (III)Г) медный купорос.

З. Сумма коэффициентов в молекулярном уравнении реакции (СuОН)2С03 + НС1 = СuС12 + С02 + …А) 10Б) 11В) 12Г) 9

4. Количество вещества (моль), содержащееся в 6,255 г хлорида фосфора (V)А) 0,5Б) 0,3В) 0,03Г) 0,15

5. Число протонов и нейтронов в ядре изотопа 40 КА) р = 20, n=19Б) р = 40, n = 19В) р= 19, n = 21Г) р = 21, n=19

6. Реакция, в результате которой выпадает осадокА) КОН + НС1Б) К2С03 + Н2S04В) Cu(OH)2 +HNO3Г) Nа2S + Рb(N03)2

7. В 250 мл воды растворили 150 г хлорида кальция. Массовая доля соли в растворе (в процентах) равна:А) 60Б) 37,5В) 75Г) 62,5

8. Массовая доля кислорода наибольшая в соединении:А) сульфат калияБ) сульфит калияВ) фосфат калияГ) карбонат калия

9. В молекулярном уравнении реакции Ba(OH)2 + Ba(h3PO4)2 —> средняя соль + …сумма коэффициентов равна:А) 4Б) 6В) 8Г) 10

10. Масса (в граммах) сернистого ангидрида, занимающего объем при нормальных условиях 7 л, равна:А) 20Б) 25В) 10Г) 13,75

Открытые вопросы

Вопрос 1При взаимодействии 9,6 г оксида металла (III) с серной кислотой образуется 24 г сульфата металла (III). Определите металл.

Вопрос 2Напишите уравнения реакций, при помощи которых, используя простые вещества кальций, фосфор и кислород, можно получить фосфат кальция.

Вопрос 350 г смеси карбонатов бария и натрия растворили в избытке соляной кислоты. Добавление к полученному в результате реакций раствору избытка раствора сульфата натрия приводит к выпадению 46,6 г осадка.Напишите уравнения протекающих реакций и определите массовые доли (в %) карбонатов в смеси.

Вопрос 425 г цинкового порошка поместили в 100 г раствора нитрата серебра. Через некоторое время порошок отфильтровали, высушили и взвесили; масса порошка составила 26,51 г. Определите массовую концентрацию нитрата цинка в растворе.

Вопрос 5Студенистое голубое вещество А нейтрализуется бесцветным веществом Б с образованием голубого раствора вещества В. При выпаривании раствора и прокаливании осадка образуются: газ бурого цвета Г, газ Д (бесцветный, в котором вспыхивает тлеющая лучинка) и твердое вещество Е черного цвета, которое может вступать в реакцию с веществом Б с образованием вещества В. Определите вещества А, Б, В, Г, Д и Е и приведите уравнения соответствующих реакций.

Ответы на тесты

Тестовое задание № 1 № 2 № 3 № 4 № 5
Ответ В А Б В В
Тестовое задание № 6 № 7 № 8 № 9 № 10
Ответ Г В А В А

Ответы на открытые вопросы

Ответ на вопрос 1:Me2O3 + 3 h3SO4 = Me2(SO4)3 + 3 h3O(2х + 48) г ? моль (2х + 288) г/ моль n (X) = m (X) ? M (X)n (Me2O3 ) = n (Me2(SO4)3)9,6 ? 2х + 48 = 24 ? 2х + 288; х = 56 (Fe –железо)

Ответ на вопрос 2:4 Р + 5О2 = 2 Р2О52 Сa + O 2 = 2 CaO3 СaO + P2 O5 = Ca3 (PO4)2

Ответ на вопрос 3:Уравнения протекающих реакций:BaCO3 + 2HCl = BaCl2 + CO2 + h3O (1)Na2CO3 + 2HCl = 2NaCl + CO2 + h3O (2)BaCl2 + Na2SO4 = BaSO4 + 2NaCl (3)По массе осадка BaSO4 и уравнениям реакций (3) и (1) определим массу BaCO3.По уравнению реакции (3) рассчитаем количество вещества BaCl2:n(BaCl2) = n(BaSO4) = 46,6 / 233 = 0,2 мольПо уравнению реакции (1) рассчитаем количество вещества BaCO3 и затем его массу:n(BaCO3) = n(BaCl2) = 0,2 моль [из уравнения реакции (3)]m(BaCO3) = 0,2 ? 197 = 39,4 гОпределим массовые доли карбонатов в смеси:w( BaCO3) = 39,4 / 50 = 0,788 или 78,8%w(Na2CO3) = 100 – 78,8 = 21,2%Ответ: w(BaCO3) = 78,8% w(Na2CO3) = 21,2%

Ответ на вопрос 4:Уравнение реакцииZn + 2AgNO3 = Zn(NO3)2 + 2AgФормула для расчетаw(Zn(NO3)2) = m(Zn(NO3)2/(mр-ра + m(Zn) – m(Ag))Пусть растворилось х моль Zn, тогда:m(Zn) = 65х гпо уравнению реакцииv(Ag) = 2x, m(Ag) = 2 .108x = 216x гпо уравнению материального балансаm0(Zn) – m(Zn) + m(Ag) = m1(Zn + Ag)25 – 65x + 216x = 26,51 x = 0,01 моль ZnПо уравнению реакции – образуется 0,01 моль Zn(NO3)2,m(Zn(NO3)2) = 0,01 . 189 = 1,89 г.w(Zn(NO3)2) = 1,89/(100 + 0,01 . 65 – 216 . 0,01) = 0,0192, или 1,92 %.

Ответ на вопрос 5:Студенистое голубое вещество А – Cu(OH)2бесцветное вещество Б – HNO3Cu(OH)2 + 2HNO3 = Cu(NO3)2 + 2h3Ot0 t0ttВВ В Cu(NO3)2 раствор этого вещества имеет голубую окраску. При прокаливании криста кристаллов этой соли образуются 3 вещества:t02Cu(NO3)2 = 2CuO + 4NO2 + O2CuO (в CuO (вещество Е черного цвета)NO2 (г NO2 (газ Г бурого цвета)O2 (бес O2 (бесцветный газ Д, в котором вспыхивает тлеющая лучинка)Вещест Вещество Е реагирует с веществом Б с образованием вещества ВCuO + CuO + 2HNO3 = Cu(NO3)2 + h3O

Скачайте задания, заполнив форму!

После того как укажете данные, кнопка скачивания станет активной

Другие классы
Обновлено: 28/05/2015 , автор: Валерия Токарева

ruolimpiada.ru

Подготовка к олимпиадам по химии

Добрый день! Меня зовут Глеб Валентинович. Я - профессиональный репетитор по химии с 18-летним опытом работы. В далеком 1989 году, обучаясь в 8 классе, я впервые принял участие в районной олимпиаде по химии. Стал призером. А дальше ... У меня иногда возникает впечатление, что в течение последних трех лет учебы в школе я только и делал, что участвовал в различных олимпиадах (не только по химии). Не успевала закончиться подготовка к одной, как уже начиналась другая. Бывали дни, когда мне приходилось выбирать, в какой из них принять участие. Среди моих школьных достижений - победа в Международной Менделеевской олимпиаде по химии, специальный диплом Всесоюзного Химического общества, победы в других олимпиадах по химии, биохимии, биологии, экологии, математике ... Все это было страшно увлекательно, и в конечном итоге определило мою судьбу.

В 1992 году я поступил в МГУ (был принят без вступительных испытаний!), в 1997 с отличием закончил этот ВУЗ (кстати, обучаясь в МГУ, я успел победить еще в трех студенческих олимпиадах) и с 1999 года занялся преподавательской деятельностью. Естественно, интерес к олимпиадам с годами не пропал, а лишь усилился. Только теперь я уже не сам участвую в этих интеллектуальных соревнованиях, а готовлю к ним других. Любознательные, увлеченные химией школьники могут всегда рассчитывать на мою помощь при подготовке к олимпиадам самого высокого уровня.

Зачем участвовать в олимпиадах по химии?

  • Это безумно интересно. На серьезных олимпиадах предлагаются нестандартные задачи, которые вы вряд ли встретите на ЕГЭ, ГИА или школьных контрольных.
  • Вы можете оценить свой реальный уровень знаний. Если вы серьезно увлечены химией, естественно, ваши школьные оценки «выше среднего». Но вам, вероятно, недостаточно школьной «пятерки». Хочется проверить свои силы в серьезных испытаниях, сравнить себя с достойными соперниками!
  • Победа в олимпиаде высокого уровня гарантирует поступление в ведущие ВУЗы России (включая МГУ) без экзаменов или с существенными льготами. Подробнее об этом - чуть ниже.
  • Даже если вы не станете призером олимпиады, приобретенный опыт будет для вас бесценным! Вы будете увереннее чувствовать себя на ЕГЭ по химии, вам легче будет сдавать «внутренний» экзамен (ДВИ), например, в МГУ.

Какие бывают олимпиады по химии?

В настоящее время проводится достаточно большое число олимпиад по химии. Перечислю только некоторые из них:

  • Всероссийская олимпиада школьников по химии;
  • Международная Менделеевская олимпиада школьников по химии;
  • Московская олимпиада школьников по химии;
  • Олимпиада школьников «Ломоносов»;
  • Олимпиада «Нанотехнологии - прорыв в будущее!»
  • Всероссийская Сеченовская олимпиада школьников по биологии и химии;
  • Открытая межвузовская олимпиада школьников Сибирского Федерального округа «Будущее Сибири»;
  • Санкт-Петербургская олимпиада школьников;
  • Турнир имени М. В. Ломоносова;
  • Олимпиада школьников Санкт-Петербургского государственного университета;
  • Межрегиональная химическая олимпиада школьников имени академика Саркисова.

Кроме того, многие ВУЗы проводят собственные олимпиады и конкурсы.

Нужно учитывать, что уровень олимпиад отличается очень сильно. В некоторых из них может принять участие любой девятиклассник, знакомый с химией на уровне стандартной школьной программы. Другие, например Международная Менделеевская олимпиада, требуют многолетней подготовки; даже участие в подобной олимпиаде уже свидетельствует о замечательных способностях школьника, а уж победа ...

Какие льготы получают участники олимпиад?

Чем сложнее олимпиада, тем больше льгот получают ее победители и призеры. Следует, однако, помнить, что перечень льгот каждый ВУЗ определяет самостоятельно. Подробнее об этом - в приведенной ниже таблице.

Таблица 1. Льготы победителям и призерам олимпиад по химии.
ВУЗ, факультетУровень олимпиадыПобедитель, призерВид льготы
МГУ, Химический факультет IПобедитель Зачисление без вступительных испытаний
МГУ, Химический факультет IПризер 100 баллов за ЕГЭ по химии
МГУ, Химический факультет IIПобедитель 100 баллов за ЕГЭ по химии
МГУ, Биологический факультет IПобедитель, призер 100 баллов за ЕГЭ по химии
МГУ, Факультет фундаментальной медицины IПобедитель, призер 100 баллов за ЕГЭ по химии
МГУ, Факультет биоинженерии и биоинформатики IПобедитель, призер 100 баллов за ЕГЭ по химии
МГУ, Факультет фундаментальной физико-химической инженерии IПобедитель, призер 100 баллов за ДВИ (внутренний экзамен) по химии
МГУ, Факультет фундаментальной физико-химической инженерии IIПобедитель, призер 100 баллов за ДВИ (внутренний экзамен) по химии
РХТУ имени Д.И. Менделеева I, II, IIIПобедитель, призер Зачисление без вступительных испытаний
Первый МГМУ имени Сеченова Всероссийская олимпиадаПобедитель, призер Зачисление без вступительных испытаний
Первый МГМУ имени Сеченова I, II, IIIПобедитель, призер 100 баллов за ЕГЭ по химии
Российский национальный исследовательский медицинский университет имени Пирогова Всероссийская олимпиадаПобедитель Зачисление без вступительных испытаний
МГМСУ Всероссийская олимпиадаПобедитель, призер Зачисление без вступительных испытаний
МГМСУ I, II, IIIПобедитель, призер 100 баллов за ЕГЭ по химии

Как видите, есть весьма требовательные учебные заведения. Например, поступающему на Факультет фундаментальной медицины в МГУ придется сдавать ЕГЭ и проходить ДВИ ("внутренний" экзамен), даже если он является победителем олимпиады первого уровня. То же самое касается абитуриентов Факультета биоинженерии и биоинформатики. Все это легко объяснимо: конкурс на эти факультеты невероятно высок, а количество мест весьма невелико.

Не забывайте, что правила приема в ВУЗы постоянно изменяются. Данные таблицы могут быть не совсем корректны.

Как готовиться к олимпиадам по химии?

Читайте серьезную литературу! Школьные учебники химии и сборники тестов ЕГЭ - это, простите, смешно! Чем выше уровень олимпиады, к которой вы готовитесь, тем шире должна быть ваша эрудиция.

Для начала могу посоветовать следующее:

  • Рэмсден. "Начала современной химии";
  • Фримантл М. "Химия в действии";
  • Потапов В. М., Татаринчик С. Н. "Органическая химия" (и соответствующий задачник).

Естественно, осваивать эту литературу можно только после "переваривания" стандартного школьного курса химии. Предложенный набор книг - это, условно говоря, уровень Регионального этапа Всероссийской олимпиады по химии.

Если вы готовитесь к большим свершениям (Менделеевская олимпиада, Заключительный этап Всероссийской олимпиады), необходимо работать с серьезными учебниками по неорганической, органической, физической химии. Вот несколько книг из джентльменского набора "юного химического гения":

  • Коттон. Уилкинсон "Основы неорганической химии";
  • Ахметов Н. С. "Общая и неорганическая химия";
  • Реми. "Учебник по неорганической химии";
  • Нейланд О. Я. "Органическая химия";
  • Сайкс П. "Механизмы реакций в органической химии";
  • Терней А. "Современная органическая химия";
  • Марч. Д. "Органическая химия. Реакции, механизмы и структура".

Решайте задачи олимпиад прошлых лет. Начните с элементарных заданий для 8 класса, постепенно наращивайте сложность. Это, правда, легко советовать, но сложно исполнить. Школьнику не так то просто самостоятельно, без помощи квалифицированного преподавателя правильно подобрать комплект задач. Если сразу выбрать слишком сложные, есть вероятность не решить ни одну из них и быстро потерять интерес к олимпиадам. Если взять слишком легкие задания, не будет никакого движения вперед.

Именно здесь важен профессиональный репетитор, который сможет грамотно выстроить подготовку к олимпиаде: позаботится о разумной сложности заданий, проследит, чтобы школьник разобрал все необходимые темы, ободрит и поддержит в тяжелый момент, вселит уверенность в себе.

Чем отличается подготовка к олимпиадам от подготовки к ЕГЭ по химии?

Подготовка к ЕГЭ - это подготовка к стандартному экзамену. Отлично известна тематика зданий, их количество, критерии оценки. На ЕГЭ по химии практически не бывает сюрпризов. Олимпиады - другое дело: чем выше уровень, тем более "непредсказуемыми" являются задания. Готовясь к ЕГЭ, вы имеете стандартный набор тем, которые следует разобрать, стандартный набор задач, которые необходимо научиться решать. Готовясь к олимпиаде, вы никогда не знаете, какие сюрпризы ожидают вас. Цель составителей олимпиадных заданий - проверить нестандартность, нешаблонность вашего мышления, общий уровень химической эрудиции, "химическую интуицию". Все это вовсе не означает, что к олимпиаде нельзя подготовиться; просто объем информации, который вам предстоит усвоить на порядок выше того, что требуется для подготовки к ЕГЭ.

Отличная подготовка к ЕГЭ, предполагает лишь 100%-ное понимание материала школьного учебника по химии. Хорошая подготовка к олимпиаде (даже среднего уровня) потребует от вас использования серьезной дополнительной литературы (см. выше). Рассчитывая на победу в Менделеевской олимпиаде, вы должны иметь знания по химии на уровне студента 2-3 курсов Химического факультета МГУ.

Подготовку к ЕГЭ по химии на уровне 90+ "с нуля" можно провести за 9 - 12 месяцев (при условии, конечно, что школьник готов серьезно работать). Подготовка к олимпиаде I уровня может занять несколько лет. Желательно начинать этот процесс как можно раньше.

Чем может помочь репетитор при подготовке к олимпиадам?

  • Грамотно выстроит программу подготовки с учетом текущих знаний школьника и оставшегося до олимпиады времени.
  • Подберет необходимую литературу, соответствующую уровню ученика.
  • Предложит подборку задач олимпиад прошлых лет таким образом, чтобы были охвачены все необходимые темы и процесс подготовки шел от простого к сложному. Еще раз напоминаю, что хаотичное решение олимпиадных задач (а точнее, их НЕрешение) может принести лишь вред.
  • Протестирует ученика, выявит слабые места и будет развивать именно те навыки, которые пока развиты в недостаточной степени.
  • Психологически подготовит своего подопечного к олимпиаде (очевидно, что любая олимпиада и любой экзамен - сильный стресс).

Несколько несложных олимпиадных задач

Хотите проверить свои силы? Предлагаю вам решить несколько задач олимпиадного уровня. Называя эти задачи «несложными», я, конечно, подразумеваю, что решать их будут достаточно «продвинутые» юные химики. Если вы только начинаете подготовку к олимпиадам или просто хотите сдать ЕГЭ по химии с результатом 60-70 баллов, эти задания могут показаться вам весьма сложными. В любом случае, не стоит огорчаться, если задачи не удастся решить. Не думайте, что олимпиадные задания требуют каких-то навыков или способностей, недоступных «обычным» школьникам. Работайте, тренируйтесь - через несколько месяцев даже очень сложные задания покажутся вам элементарными!

Задача 1. Имеется смесь хлоридов натрия и калия, весы и раствор нитрата серебра. Предложите способ определения массовой доли KCl в смеси.

Задача 2. Темно-синяя жидкость А при комнатной температуре превращается в смесь двух газообразных веществ - бесцветного газа В и бурого газа С. Пропускание эквимолярной смеси этих газов через раствор гидроксида натрия приводит преимущественно к образованию соли D. Если же пропускать через раствор NaOH газ C в смеси с кислородом, образуется соль Е, разлагающаяся при нагревании с образованием D. Взаимодействие анилина с солянокислым раствором D приводит к образованию крайне неустойчивого органического соединения F, которое способно реагировать со многими ароматическими соединениями.

О каких соединениях идет речь в условии задачи? Напишите уравнения всех перечисленных реакций. Где используются продукты взаимодействия F с ароматическими соединениями? Приведите пример хотя бы одного известного вам соединения данного типа.

Задача 3. Предложите способ получения этилбензоата из неорганических реагентов.

Задача 4. Чтобы подчеркнуть соотношения «размеров» атома и атомного ядра, можно привести следующее сравнение: при увеличении ядра до размеров сливы атом увеличился бы до размеров главного здания МГУ. Пользуясь этим сравнением, попробуйте оценить массу следующего «странного объекта» - литровой колбы, плотно «набитой» нейтронами. Не забывайте, что это всего лишь задача-оценка; никто не требует от вас точного ответа. Нужно всего лишь оценить порядок величины. Как вы думаете, может ли в природе существовать подобный «странный объект»? Почему слово «размеры» в условии задачи взято в кавычки?

Задача 5. В вашем распоряжении имеются вода, воздух, поваренная соль и любое лабораторное оборудование. Используя только перечисленные компоненты и продукты их взаимодействия, получите как можно больше новых химических соединений. Хороший результат: получить более 25 веществ. Отличный результат: более 40 соединений.

Банк олимпиадных заданий по химии →

www.repetitor2000.ru

курс подготовки к олимпиадам для 9 классов

Информация о курсе

Адрес: Хамовнический Вал 6 / Олимпийский проспект 11 с 1.(Место проведения курса может измениться.)

Расписание занятий: 2 раза в неделю, понедельник (17:00 - 20:15) и пятница (17:00 - 18:30)

Курс позволяет создать представление об имеющихся и используемых в настоящий момент аналитических методах и основах их использования, структурировать причины и факторы, влияющие на поведение химических веществ, закрепив их математически и физически, и создать широкую и подробную карту неорганических соединений, методов их синтеза, свойств и областей применения.

Занятия проходят в формате лекций, семинаров и лабораторных работ. Формат проведения занятий разработан таким образом, чтобы за период обучения учащийся смог получить все необходимые знания по этому направлению и систематизировать уже имеющиеся, а также с помощью преподавателя составить план подготовки, подходящий именно ему.

Курс включает в себя изучение трех разделов: 

  • Аналитическая химия
  • Физическая химия, 
  • Неорганическая химия

Блок «Аналитическая химия»

Курс заключается в изучении методов аналитической химии, начиная с тех, что имеют историческое значение (титрометрия, гравиметрия), и заканчивая наиболее актуальными на сегодняшний день: спектроскопическими, электрохимическими, хроматографическими и т. д. 

Кроме изучения самих методов, подробно рассматриваются физические основы используемых в этих методах явлений, а также математический аппарат, позволяющий обрабатывать и интерпретировать результаты анализов. Данный курс позволит создать представление об имеющихся и используемых в настоящий момент аналитических методах и основах их использования.

На курсе Вы:

  • Познакомитесь с исторически значимыми и наиболее важными на сегодняшний день методами аналитической химии.
  • Изучите физические основы используемых сегодня аналитических методов.
  • Рассмотрите математический аппарат, необходимый для обработки данных, полученных методами аналитической химии, в том числе основы теории вероятности и математической статистики.
  • Научитесь интерпретировать реальные спектральные данные химических веществ и определять их строение, состав и структуру.

Блок «Физическая химия»

Цель данного курса заключается в изучении закономерностей и зависимостей, связанных со строением и структурой веществ, а также характерных для химических реакций. Основные вопросы курса – это почему (химическая термодинамика) и как (химическая кинетика) протекают химические реакции. 

Кроме того, рассматривается физика более сложных взаимодействий, например, превращений под действием света, электричества и т. д. Курс научит структурировать причины и факторы, влияющие на поведение химических веществ, закрепив их математически и физически.

На курсе Вы:

  • Ознакомитесь с основными понятиями и законами химической термодинамики и химической кинетики, регулирующими направление и скорость химических процессов.
  • Разберётесь с ролью энергии в химических процессах, её источниках и способах её передачи.
  • Изучите математический аппарат, необходимый для количественного описания химических процессов.
  • Рассмотрите реальные газовые системы и процессы, используемые в промышленности для получения различных продуктов: аммиака, сырья для пластмасс, и т.д.

Блок «Неорганическая химия»

В ходе курса изучаются и структурируются классы неорганических соединений, находятся и объясняются зачастую неочевидные закономерности и строится система, позволяющая легко осознать и усвоить огромное количество различных неорганических веществ и структур. 

Рассматриваются основные методы добычи и получения неорганических соединений и сферы их использования. Также в курсе уделено внимание современным теориям, позволяющим предсказать и описать строение комплексов и их физико-химические свойства. Курс позволит создать широкую и подробную карту неорганических соединений, методов их синтеза, свойств и областей применения. 

На курсе Вы:

  • Подробно изучите таблицу Менделеева, рассмотрев химические соединения и отличительные черты каждого химического элемента, а также проследите закономерности изменения химических и физических свойств.
  • Узнаете о путях получения неорганических соединений и областях их применения.
  • Рассмотрите используемые на сегодняшний день теории, позволяющие предсказывать химические и физические свойства веществ на основе их качественного состава и химического строения.
  • Познакомитесь с комплексным соединениями, характерными для переходных элементов, в том числе и с органическими фрагментами.

school-olymp.ru

Как начать готовиться к олимпиадам по химии

Привет всем! Данный пост посвящается тем, кто хочет начать заниматься олимпиадами по химии. Я постараюсь перечислить все must-have книги для подготовки к Республиканской и Международным олимпиадам. Думаю, эти учебники будут полезны и студентам 1-2 курсов химфака.

Советую поработать над памятью, логикой и школьной математикой в 7-8 классах. Это послужит для вас неким фундаментом для решения олимпиадных задач.

В 9 классе важно обратить особое внимание на неорганическую химию. Рекомендую "Общую химию" Н. Л. Глинки и "Неорганическую химию" Г. П. Хомченко. Проработав теоретическую часть, вам надо решать очень много задач. Мой выбор пал на следующие задачники: "Химия. 2400 задач для школьников и поступающих в ВУЗы" Н. Е. Кузьменко, "Решение задач по химии" И. Ю. Белавина и "Химия: Формула успеха на вступительных экзаменах". Последняя книга весьма популярна и содержит большое количество интересных (к тому же, трудных) задач.

В 10 классе начинается самое интересное! Перед вами откроются двери в такие разделы химии, как: аналитическая, органическая, квантовая, физическая и биохимия.

Желательно еще в начале учебного года проштудировать книгу "Задачи и вопросы по аналитической химии" (Е. Н. Дорохова, Г.В. Прохорова). В учебнике "Аналитическая химия" Ю. А. Золотова встречаются темы, которые будут на международных олимпиадах.

По органической химии стоит прочесть "Organic Chemistry" (John. E. McMurrey), "Organic Chemistry" (Jonathan Clayden) и "Modern Organic Synthesis" (George S. Zweifel). Последние главы первой книги состоят исключительно из биохимии. Вторая книга содержит больше полезной вам информации после 20 главы. Закрепите теорию "Задачами по органической химии" А. Л. Курца. Тяжелый задачник, поэтому сначала прорешайте, поглядываю на решения. Продвигаясь дальше, старайтесь решать сами. На этом этапе начинайте решать задачи с международных олимпиад прошлых лет.

Что насчет тех, у кого уровень английского не позволяет читать такие книги, то настоятельно рекомендую прочитать и досконально изучить Робертс Дж.,        Касерио М."Основы органической химии" (2 тома), и для тех, кто любит трудные пути - Курц, Реутов, Бутин "Органическая химия" в помощь (очень интересная книга с кучей полезной информации. 4 томник).

Поднять уровень знаний по физической химии вам поможет книга "Основы физической химии" В. В. Еремина. Более опытные олимпийцы советовали мне решать побольше задач по физической химии, нежели зацикливаться на теории. То же самое проделать и с Квантовой химией (углубляясь в теорию, вы можете сойти с ума).

Также советую классическое пособие "Основы биохимии" А. Л. Ленинджера.

"Качественный и количественный анализ" В. Н. Алексеева — одни из лучших в области практической химии.

Для 9 классов практический тур будет состоять из задач типа "Определите в какой пробирке какое вещество", примерно 8-10 веществ. К ним советую готовиться только при помощи практики, и изучив многие реакции с помощью книги Лидин "Реакции неорганических веществ".

Второй (практический) тур для 10 классов это "Методы исследования при помощи титрования". Очень многое описано в книге Алексеева.

После того как закончите многие книги, сразу же решайте Всероссийские и Менделеевские олимпиады! Если вы сможете решать хотя бы 60% от этих олимпиад, то место на IChO гарантированно!

Считаю, что дал вам достаточно рекомендаций для хорошей базы :)

Изучайте! Делитесь! Оценивайте!

 

yvision.kz

Олимпиадные задания по химии для 9 класса

1. Красящий пигмент оранжевой краски – свинцового сурика – имеет состав Pb3O4

1) Какова возможная степень окисления свинца в этом соединении?2) К какому классу химических соединений можно отнести это вещество?3) При взаимодействии свинцового сурика с углем можно получить металлический свинец. Напишите уравнение реакции.4) Сколько г свинца можно получить из 6,85 г сурика, если выход реакции от теоретически возможного составляет 97 %?

Ответ:  1. 1) Pb2PbO4 – степени окисления +2 и +4 или Pb(PbO2)2  Степени окисления свинца +2 и +32) Это свинцовая соль свинцовой (свинцовистой) кислоты3) Pb3O4 + 2 C = 3 Pb + 2 CO24) 6,85 г составляет 0,01 моль сурика; из него получится 0,01 моль или 6,21 г свинца. С учетом выхода 6,21 г свинца х 0,97 = 6,02 г

 

2. Газ А может реагировать с газами В, С, D. В случае реакции А с газами B и D образуются вещества, газообразные при комнатной температуре. В случае реакции газа А с газом С образуется жидкость. Во всех трех случаях молярная масса продукта больше молярной массы А и меньше молярной массы второго реагента. Первая реакция (с В) протекает обратимо. Если продукт реакции А+В смешать с продуктом реакции A+D, образуется твердое вещество. Напишите уравнения всех протекающих реакций, укажите условия их проведения.

Ответ: А – h3, В – N2, С – O2, D – Cl2Реакции: 1) N2 + 3h3 = 2Nh42) 2h3 + O2 = 2h3O 3) h3 + Cl2 = 2HCl 4) Nh4 + HCl = Nh5Cl 

3. Выберите из приведенного списка вещества, с которыми может реагировать вода. Если реакции возможны, напишите для них уравнения, укажите условия, при которых они могут протекать. Вещества: 1) KOH, 2) SО3 , 3) CaO, 4) Mg, 5) Fe, 6) графит

Ответ: 1) Не реагирует только KOh3) SO3 + H 2 O = H 2 SO 4 осторожно, разогрев3) CaO + h3 O = Ca(OH) 2 осторожно, разогрев4) Mg + 2 h3 O = Mg(OH) 2 + H 2свежие опилки магния реагируют при комнатной температуре5) Fe + h3 O = FeO + H 2 при нагревании до 500-700 гр. С6) C + h3 O = CO + H 2 при температуре выше 1000 гр. С

4. Какие из ионов не могут находиться в одном растворе? Почему? Ba 2+; H+; CL—; OH—; SO42-. Ответ подтвердите ионными уравнениями. Запишите не менее двух молекулярных уравнений, соответствующих вашим сокращённым ионным уравнениям.

Ответ: В одном растворе не могут находиться ионы:а) Ba2+ + SO42-= BaSO4 Это приводит к образованию осадка.BaCL2 + h3SO4 = BaSO4 + 2 HCL Ba(NO3)2 + Na2SO4 = BaSO4 + 2 NaNO3 б) Н+ + ОН — = Н2О HCL + NaOH = NaCL + h3O HNO3 + KOH = KNO3 + h3O 

5. 50 г смеси карбонатов бария и натрия растворили в избытке соляной кислоты. Добавление к полученному в результате реакций раствору избытка раствора сульфата натрия приводит к выпадению 46,6 г осадка.

Ответ: 

Уравнения протекающих реакций:

BaCO3 + 2HCl = BaCl2 + CO2 + h3O (1)

Na2CO3 + 2HCl = 2NaCl + CO2 + h3O (2)

BaCl2 + Na2SO4 = BaSO4 + 2NaCl (3)

По массе осадка BaSO4 и уравнениям реакций (3) и (1) определим массу BaCO3.

По уравнению реакции (3) рассчитаем количество вещества BaCl2:

n(BaCl2) = n(BaSO4) = 46,6 / 233 = 0,2 моль

По уравнению реакции (1) рассчитаем количество вещества BaCO3 и затем его массу:

n(BaCO3) = n(BaCl2) = 0,2 моль [из уравнения реакции (3)]

m(BaCO3) = 0,2 * 197 = 39,4 г

Определим массовые доли карбонатов в смеси:

w( BaCO3) = 39,4 / 50 = 0,788 или 78,8%

w(Na2CO3) = 100 – 78,8 = 21,2%

Ответ: w(BaCO3) = 78,8% w(Na2CO3) = 21,2%

Вконтакте

Facebook

Twitter

Google+

Одноклассники

olimpotvet.ru

Олимпиада по химии. 9 класс. Ответы.

Общее время выполнения работы – 4 часа

Задание 1.

Причиной образования смога – опасного для здоровья тумана – считают большое количество выхлопных газов автомобилей при высокой влажности воздуха. В смоге присутствует ядовитый диоксид, в состав которого входит элемент Х. Диоксид получается по реакции монооксида элемента Х с атомарным кислородом, источником которого являются молекулы вещества Y.

1)     Определите элемент Х и формулы монооксида и диоксида элемента Х, вещество Y.

2)     Каким образом образуется атомарный кислород? Под действием чего в атмосфере образуются радикалы?

3)     Напишите два уравнения реакций образования диоксида Х из монооксида.

4)     Рассчитайте скорость реакции образования диоксида Х, если через 5 минут после ее начала концентрация диоксида Х стала равна 0,05 моль/л, а через 20 минут – 0,08 моль/л.

5)

Решение:

Содержание верного ответа и указания по оцениванию

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

Баллы

1) Элемент Х – азот, диоксид – NO2 , монооксид - NO, вещество Y – О3(озон).

4

2) Уравнение реакции образования атомарного кислорода: О3 = О2 + О

Радикалы образуются под действием ультрафиолетового излучения.

0,5

0,5

3) Уравнения реакций образования диоксида: NO + О = NO2 (1)

NO + О3 = NO2 + О2 (2)

2

4) Расчет скорости реакции образования диоксида Х: скорость ? = ?C /??;

скорость ? = (0,05 – 0,08) : (5 – 20) = 0,002 : 60 = 3,3 · 10-5(моль/л·сек).

1

2

Все элементы ответа записаны неверно

0

Максимальный балл

10

 

Задание 2.

Сточные воды химического комбината вполне отвечают санитарным нормам по содержанию азотной кислоты (30 мг/л). Объем промышленных стоков, содержащих азотную кислоту, составляет ежесуточно 75 м3.

1)     Рассчитайте массовую долю и молярную концентрацию азотной кислоты в этих стоках (плотность раствора 1 г/мл).

2)     Чему равна кислотность раствора азотной кислоты?

3)     Сколько азотной кислоты уходит в канализацию с комбината ежесуточно?

4)     Какой объем известковой воды, с массовой долей гидроксида кальция 5% (плотность = 1 г/мл), нужно добавить для полной нейтрализации азотной кислоты?

Решение:

Содержание верного ответа и указания по оцениванию

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

Баллы

1)     ?(НNO3) = 0,03 г : 1000 г = 3·10-5 или 3·10-3%

С = m / М · V; С = 0,03 г : (63 г/моль · 1 л) = 4,8·10-4 моль/л

1

1

2) Кислотность раствора азотной кислоты равна: рН = - lg4,8·10-4 моль/л;

рН = 3,32.

3) Вычислим массу раствора кислоты, которая уходит с комбината ежесуточно: m(р-ра) = 75000 дм3 · 1 кг/дм3 = 75000 кг;

m(НNO3) = 75000 кг · 3·10-5 = 2,25 кг

2

1

1

4) 2HNO3 + Ca(OH)2 = Ca(NO3)2 + 2h3O

n(HNO3) = 2,25 : 63 = 0, 0357 Кмоль; n(Са(ОН)2 = 0,01786 Кмоль

1

1

m(Ca(OH)2) = 0,01786 Кмоль · 74 кг/ Кмоль = 1,322 кг.

m(р-ра) = 1,322 кг : 0,05 = 26,433 кг; V(р-ра) = 26,4 л.

1

1

Все элементы ответа записаны неверно

0

Максимальный балл

10

 

Задание 3.

Расставьте коэффициенты в схеме

FeS2 + HNO3 (конц.) ? Fe(NO3)3 + h3SO4 + NO + h3O

методом электронного баланса. Укажите процессы окисления и восстановления, назовите окислитель(и) и восстановитель(и).

Запишите уравнение этого процесса в полной и сокращенной ионной формах.

Решение:

Содержание верного ответа и указания по оцениванию

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

Баллы

Fe+2S2-1 + HN+5O3 ? Fe+3(NO3)3 + h3S+6O4 + N+2O + h3O

FeS2 – 15е ? Fe3+ + 2S    1  окисление -

N+5 + 3e ? N+2 5  - восстановление

4

Восстановитель: FeS2 ; окислитель: N+5 или NO3 – или НNO3

1

FeS2 + 8HNO3 (конц.) ? Fe(NO3)3 + 2h3SO4 + 5NO + 2h3O

 

2

FeS2 + 8Н+ + 8NO3 -(конц.) ? Fe3+ + 3NO3 - + 4Н+ + 2SO42- + 5NO + 2h3O

1

FeS2 + 4Н+ + 5NO3 -(конц.) ? Fe3+ + 2SO42- + 5NO + 2h3O

2

Задание 4.

Серебристо-белое легкое простое вещество «А», обладающее хорошей тепло- и электропроводностью, бурно реагирует с темно-фиолетовым простым веществом «В».

После растворения продукта в избытке щелочи и пропускания через образовавшийся раствор газа «С» выпадает белый осадок, растворимый как в кислотах, так и щелочах.

1) Назовите вещества «А», «В» и «С».

2) Напишите уравнения перечисленных реакций.

 

Решение:

Содержание верного ответа и указания по оцениванию

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

Баллы

Вещества: «А» - алюминий, «В» - йод, «С» - СО2

3

2Al + 3I2 = 2AlI3 ____________________________________________________________________

AlI3 + 3NaOH = Al(OH)3 + 3NaI

AlI3 + 4NaOH(изб.) = Na[Al(OH)4] + 3NaI

____________________________________________________________________

Na[Al(OH)4] + CO2 = NaHCO3 +  Al(OH)3?  или

2Na[Al(OH)4] + CO2 = Na2CO3 +  2Al(OH)3? +Н2О

1      ________

2

______

2

Al(OH)3 + 3HCl = 2AlCl3 + 3h3O

1

Al(OH)3 + NaOH = Na[Al(OH)4]

1

Все элементы ответа записаны неверно

0

Максимальный балл

10

 

Задание 5.

В пяти пронумерованных пробирках находятся разбавленные растворы веществ: хлорида натрия, гидроксида бария, карбоната натрия, сульфата натрия, азотной кислоты.

1) Как, не используя дополнительных реагентов, определить, в какой пробирке находится каждое из веществ?

2) Составьте таблицу мысленного эксперимента.

3) Запишите уравнения реакций в молекулярной и ионной формах.

4) Укажите признаки реакций, используя следующие обозначения:

? - осадок, ? - газ,  ? - нет взаимодействия, ± Q – тепловой эффект.

 

Решение:

Содержание верного ответа и указания по оцениванию

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

Баллы

Ba(OH)2 + Na2CO3 = BaCO3? + 2NaOH

Ba2+ + CO32- = BaCO3?

1

0,3

Ba(OH)2 + Na2SO4 = BaSO4? + 2NaOH

Ba2+ + SO42- = BaSO4? _____________________________________________________________________

Ba(OH)2 + 2HNO3 = Ba(NO3)2? + 2h3O + Q (без указания теплового эффекта -1балл)

2H+ + 2OH- = 2h3O  или  H+ + OH- = h3O

____________________________________________________________________

Na2 CO3 + 2HNO3 = 2NaNO3 +  CO2? + h3O

CO32- + 2H+ = CO2? + Н2О

1 0,3

_____

2

0,3

______

1

0,3

BaCO3 + 2HNO3 = Ba(NO3)2 +  CO2? + h3O

BaCO3 + 2H+ = Ba2+ + CO2? + Н2О

1

0,3

BaSO4 + HNO3 ?

1

NaСl не вступает во взаимодействие

0,5

Таблица

Вещества

NaCl

Ba(OH)2

Na2CO3

Na2SO4

HNO3

Итог

NaCl

-

-

-

-

-

-

Ba(OH)2

-

-

?

?

Q

Два?,Q

Na2CO3

-

?

-

-

?

?, ?

Na2SO4

-

?

-

-

-

?

HNO3

-

Q

?

-

-

Q, ?

1

Все элементы ответа записаны неверно

0

Максимальный балл

10

 

lib.repetitors.eu

Подготовка к олимпиадам по химии

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

ПРОГРАММА

курса по выбору

для общеобразовательных учреждений

с 12-летним сроком обучения

ПОДГОТОВКА К ОЛИМПИАДАМ ПО ХИМИИ

VIII (VIII–IX) класс

Минск 2008

АВТОРЫ

Е.Б. Окаев

СОДЕРЖАНИЕ

Пояснительная записка.........................................................................................

4

Программа

5

Список литературы..........................................................................

9

Пояснительная записка

Настоящая программа является составной частью комплекта программ курсов по выбору для подготовки к олимпиадам по химии, предназначенного как для учеников базовых школ, так и школьников, изучающих химию на повышенном или углубленном уровне. Такая унификация обусловлена, прежде всего, тем, что в предметных олимпиадах, в том числе и олимпиадах по химии, участвуют учащиеся всех школ на общих основаниях, и требования к их участникам едины.

В целом структура данных курсов параллельна структуре школьного курса химии, – с некоторым необходимым «опережением», вызванным спецификой олимпиад, – но не дублирует его. Поскольку в химических олимпиадах участвуют, как правило, школьники, проявляющие серьезный интерес к предмету и, особенно в 11–12 классах, планирующие продолжение своего образования по родственной специальности в высшем учебном заведении, в каждой из программ настоящего цикла акцент сделан на более глубокое понимание закономерностей химии как науки и их творческое, осознанное применение. Это достигается за счет расширения теоретической интерпретации химических явлений, чему способствует более подробное рассмотрение таких вопросов, как термодинамические и кинетические закономерности химических реакций, качественные основы квантовой химии, стереохимия, механизмы органических реакций, современные физико-химические методы исследования вещества и др. Эти особенности являются общими для всех программ данного цикла.

Олимпиады по самой своей сути требуют от участника не просто демонстрации владения определенным объемом знаний, но и активного, зачастую творческого, применения их на практике. Кроме того, на олимпиадах, начиная с районного уровня, предъявляются более серьезные требования к экспериментальному мастерству участников, чем это предусмотрено школьной программой. Многие школьники, участвующие в олимпиадах, в дальнейшем, как показывает опыт, выбирают профессиональную деятельность, связанную с фундаментальными или прикладными научными исследованиями, либо включающую элементы таких исследований. В связи с этим, значительное место в предлагаемой программе для VIII класса отведено отработке техники работы в лаборатории, экспериментальных навыков, количественной обработке экспериментальных данных, решению расчетных и качественных задач. Все это позволяет сформировать необходимую методологическую основу для последующего углубленного усвоения химии в старших классах и выработки химического мышления и интуиции.

Курс может изучаться в 8 классе или в 9 классе, в объеме 68 часов, с недельной нагрузкой 2 часа, либо в 8 и 9 классах в объеме по 34 часа и с недельной нагрузкой 1 час. Учитывая, что олимпиады по химии, за исключением республиканской и международной, проходят в основном в осенне-зимний период, автор считает целесообразным, в случае прохождения курса или его части в 9 классе, изучать весь объем материала, предназначенный для 9 класса, в 1-м полугодии.

Для каждой учебной темы определены вопросы, подлежащие изучению, время изучения, перечень химических экспериментов, типы расчетных задач.

ПРОГРАММА КУРСА

«ПОДГОТОВКА К ОЛИМПИАДАМ ПО ХИМИИ»

VIII (VIII–IX) класс

(2 ч в неделю; всего 68 ч)

    Тема 1. ОСНОВНЫЕ ХИМИЧЕСКИЕ ПОНЯТИЯ И ЗАКОНЫ (24 ч)

Физические величины и их размерность. Единицы измерений и система СИ. Десятичные приставки. Внесистемные единицы.

Химическое вещество как предмет химии. Критерии отличия чистого химического вещества от смеси. Основные органолептические и физические характеристики вещества: окраска, запах, плотность, температуры плавления и кипения, электропроводность. Методы их определения.

Виды смесей: механические (гетерогенные) смеси и растворы. Понятие о способах выражения состава смесей: массовая доля, объемная доля. Методы разделения смесей: фильтрование, перекристаллизация, перегонка, возгонка, флотация.

Атомы и молекулы. Понятие о простых и сложных ионах. Простые и сложные вещества. Понятие об аллотропии Молекулярная и немолекулярная структура. Отличие физико-химических свойств для веществ с молекулярной и немолекулярной структурой. Понятие о химическом элементе. Химические формулы как язык химии. Постоянная и переменная валентность. Эмпирическая и молекулярная формулы. Понятие о структурных и пространственных формулах.

Простейшие расчеты по химическим формулам. Массовая доля элемента в веществе. Точные величины и результаты измерений, принципиальное различие между ними. Точность измерений и обусловленная ею точность вычислений. Цена деления измерительных приборов. Абсолютная и относительная погрешность. Понятие значащей цифры и ее отличие от десятичного знака. Правила округления промежуточных и окончательных результатов вычислений при заданной точности исходных данных.

Основные законы химии. Закон сохранения массы-энергии. Понятие о дефекте массы. Закон постоянства состава и причины отклонений от него.

Химическое количество. Моль. Формульная единица. Молярная масса и молярный объем. Нормальные условия. Плотность одного газа по другому газу. Закон Авогадро. Понятие об идеальном газе. Уравнение состояния идеального газа. Универсальная газовая постоянная. Понятие о мольной доле и концентрации вещества в газовой смеси и растворе.

Понятие о технике выполнения лабораторных работ. Техника безопасности и экология работы в химической лаборатории. Правила обращения с химическими отходами. Меры первой помощи пострадавшим при химическом и термическом ожоге, поражении электрическим током, отравлении.

Лабораторная мерная посуда. Измерение объемов и взвешивание.

Задачи и упражнения

  1. Задачи на перевод единиц из одной системы в другую

  2. Определение количества значащих цифр в числе

  3. Вычисление абсолютной и относительной погрешности экспериментальных данных

    4. Расчет количества атомов (молекул) в заданной массе (объеме) вещества.

    5. Расчет массовой доли элемента по формуле вещества и установление химической формулы по массовой доле элементов.

    6. Расчет массовой (объемной, мольной) доли и концентрации веществ в смеси.

    7. Задачи на применение закона Авогадро и уравнения состояния идеального газа (при нормальных и иных условиях)

Демонстрации

1. Аллотропные превращения: получение пластической серы и сравнение ее свойств с ромбической серой.

2. Перегонка воды и возгонка иода (1 ч)

Практические работы

  1. Техника взвешивания на школьных лабораторных весах (1 ч).

  2. Измерение объемов при помощи мерного цилиндра, пипетки, мерной колбы. Техника работы с химической мерной посудой (1 ч).

3. Идентификация металлов и сплавов методом измерения плотности по вытесненному объему воды. (1 ч)

4. Очистка соли, загрязненной нерастворимыми и растворимыми примесями: приготовление раствора при повышенной температуре, фильтрование, упаривание, кристаллизация. (2 ч).

    Тема 2. ХИМИЧЕСКИЕ РЕАКЦИИ (10 ч)

Химические реакции и их отличия от физических явлений. Классификация реакций в неорганической химии: реакции разложения, соединения, замещения, обмена. Внешние признаки химической реакции. Необходимые условия протекания реакции до конца (на примере обменных реакций в водных растворах). Понятие о скорости химических реакций. Факторы, влияющие на скорость реакции: температура, давление, концентрация реагирующих веществ. Общее представление о катализе и биокатализе.

Формы записи реакций: схемы, стехиометрические схемы, уравнения. Расчеты по уравнениям реакций. Использование стехиометрических схем для решения задач. Понятие о выходе химической реакции.

Алгоритм решения задач на расчеты по уравнениям реакций алгебраическим методом (составлением систем линейных уравнений) и его использование для решения задач на смеси.

Задачи и упражнения

    1. Расчеты по уравнениям реакций, без необходимости составления систем уравнений.

    2. Расчеты по уравнениям реакций с составлением систем уравнений (задачи на смеси и т.д.)

Практические работы

1. Влияние температуры и концентрации на скорость химической реакции (на качественном уровне). (1 ч)

    Тема 4. ОСНОВНЫЕ КЛАССЫ ВЕЩЕСТВ В НЕОРГАНИЧЕСКОЙ ХИМИИ (20 ч)

Классификация простых веществ на металлы и неметаллы. Критерии отличия металлов от неметаллов. Понятие о типичных металлических и неметаллических свойствах.

Основные классы сложных неорганических веществ: оксиды, основания, кислоты, соли. Понятие о некоторых неосновных классах: бинарных соединениях неметаллов, интерметаллидах, галогенангидридах.

Химические свойства металлов: взаимодействие с неметаллами, водой, оксидами, кислотами, основаниями, солями. Сравнительная активность металлов в различных условиях. Вытеснение одного металла другим в водных растворах и в безводных условиях (металлотермия).

Химические свойства неметаллов: взаимодействие с металлами, друг с другом, с кислотами, основаниями, солями. Сравнительная химическая активность неметаллов на примере галогенов.

Оксиды. Классификация оксидов: кислотные, основные, амфотерные, несолеобразующие. Общие и специфические свойства оксидов. Смешанные оксиды (на примере Fe3O4, Pb3O4). Молекулярная и немолекулярная структура оксидов.

Основания. Классификация оснований: растворимые и нерастворимые, сильные и слабые. Свойства оснований. Кислоты. Классификация кислот: сильные и слабые, одноосновные и многоосновные. Амфотерные оксиды и гидроксиды. Понятие о комплексных соединениях на примере гидроксокомплексов. Зависимость кислотно-основных свойств оксидов и гидроксидов от валентного состояния образующего их элемента.

Индикаторы. Понятие о кислотности раствора. Использование индикаторов для контроля за ходом реакции.

Соли. Классификация солей: кислые, средние, основные. Свойства солей: реакции с металлами, кислотами, основаниями, другими солями. Ионное строение солей. Действие растворов солей на индикаторы.

Генетическая связь между различными классами неорганических веществ.

Задачи и упражнения

    1. Расшифровка цепочек превращений

    2. Качественные задачи на идентификацию веществ по описанию их реакций

    3. Комбинированные задачи повышенной сложности

Практические работы

1. Изучение свойств кислот (1 ч)

2. Изучение свойств оснований. (1 ч)

3. Амфотерные оксиды и гидроксиды. (1 ч).

4. Изучение свойств солей (1 ч)

    Тема 5. КАЧЕСТВЕННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ НЕОРГАНИЧЕСКИХ ВЕЩЕСТВ (6 ч)

Понятие о качественном анализе. Обнаружение некоторых элементов в составе неорганических и органических веществ: проба на окрашивание пламени (щелочные металлы, галогены при помощи пробы Бейльштейна). Качественные реакции на некоторые катионы и анионы. Таблица растворимости и пользование ею.

Задачи на идентификацию веществ с привлечением и без привлечения дополнительных реактивов. Табличный метод их решения.

Качественные задачи на идентификацию неизвестных неорганических веществ. Химическое разделение смесей. Общая логика решения задач на анализ и разделение смесей.

Задачи и упражнения

    1. Задачи на определение содержимого пронумерованных пробирок (решение табличным методом)

    2. Качественные задачи по идентификации неорганических веществ.

Практические работы

1. Качественное определение металлов и галогенов в составе солей по окрашиванию пламени (1 ч)

2. Экспериментальная задача по идентификации содержимого пронумерованных пробирок (1 ч)

    Тема 3. СТРОЕНИЕ АТОМА И ПЕРИОДИЧНОСТЬ СВОЙСТВ ЭЛЕМЕНТОВ (8 ч)

Опыты Резерфорда и выводы из них. Строение атома. Относительные размеры атома и атомного ядра. Протоны, нейтроны и электроны: соотношение масс и заряды. Взаимопревращения протон-нейтрон.

Химический элемент как вид атомов с определенным зарядом ядра. Изотопы и нуклиды. Массовое число. Явление радиоактивности и виды радиоактивного распада. Ядерные реакции.

Электронное строение атомов. Состояние электрона в атоме. Квантовые числа и их физический смысл. Электронное облако и атомная орбиталь. Энергетический уровень и подуровень. s- , p- и d-орбитали в атоме. Последовательность и правила заполнения атомных орбиталей (принцип Паули, принцип наименьшей энергии). Формулы электронных конфигураций атомов.

Повторяемость строения электронных оболочек элементов. Естественные семейства и сходство свойств элементов в них.

Задачи и упражнения

    1. Составление электронных конфигураций и электронно-графических формул атомов

    2. Предсказание свойств элементов и их соединений на основании строения атома.

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Предлагаемый курс по выбору направлен на углубление и закрепление изученного в основном курсе теоретического материала о строении и свойствах химических веществ, а также приобретение учащимися необходимых вычислительных навыков, овладение техникой решения основных типов расчетных задач по химии. Кроме того, в процессе его изучения школьники овладеют основами лабораторной техники и химического эксперимента. Предполагается, что усвоение материала данного курса позволит учащимся успешно участвовать в олимпиадах по химии любого уровня.

Ученик, изучивший данный курс, должен уметь:

              1. Правильно оперировать размерностями физических величин, проводить простейший анализ размерностей для проверки правильности решения

              2. Проводить химические расчеты с учетом заданной точности, определять количество значащих цифр числа, самостоятельно оценивать абсолютную и относительную погрешность измерений и связанных с ними вычислений.

              3. Использовать при проведении расчетов основные законы химии с учетом их границ применимости.

              4. Уверенно проводить расчеты по уравнениям химических реакций

              5. Применять алгоритм алгебраического метода решения к различным типам расчетных задач, в том числе к нестандартным и повышенной трудности.

              6. Оценивать влияние различных факторов на направление и скорость химической реакции

              7. Предсказывать химические свойства неорганического вещества на основании его принадлежности к определенному классу

РЕКОМЕНДОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА

  1. Адамович Т.П. и др. Сборник олимпиадных задач по химии: Кн. для учителя. – Мн.: Нар. асвета, 1988.

  2. Браун Т., Лемей Г.Ю. Химия - в центре наук. В 2-х ч. – М.: Мир, 1983.

  3. Верховский В.Н., Смирнов А.Д. Техника химического эксперимента: В 2-х т.- Просвещение, 1973-1975.

  4. Дайнеко В.И. Как научить школьников решать задачи по органической химии. – М.: Высш. шк., 1987.

  5. Ерыгин Д.П., Грабовый А.К. Задачи и примеры по химии с межпредметным содержанием. – М.: Высш. шк., 1989.

  6. Ерыгин Д.П., Шишкин Е.А. Методика решения задач по химии. - М.: Просвещение, 1984.

  7. Журин А.А. Лабораторные опыты и практические работы по химии. – М.: Аквариум, 1997.

  8. Задачи всероссийских олимпиад по химии (под общей редакцией акад. РАН, проф. Лунина В.В.). – М.: Экзамен, 2004.

  9. Канаш В.А. Занимательные и познавательные задачи по химии. – Мн.: Универсалпресс, 2005

  10. Канаш В.А. Решение расчетных задач по химии. 8-11 класс. – Мн. ТетраСистемс, 2002

  11. Кузьменко Н.Е., Еремин В.В., Чуранов С.С. Сборник конкурсных задач по химии. – М.: Экзамен, 2002.

  12. Николаенко В.К. Задачи по химии повышенной сложности. – М.: МИРОС, 1995.

  13. Окаев Е.Б. Олимпиады по химии. Сборник тестов и задач. – Мн. ТетраСистемс, 2005

  14. Правила техники безопасности при работе в кабинете химии средних школ: Сб. нормат. док.//Под ред. М.А.Прокофьева, И.Н.Черткова. – М.: Просвещение, 1987.

  15. Сборник задач и упражнений по химии: Учеб. пособие для 8-11-х кл. средней шк./В.В.Свиридов и др. – Мн.: Нар. асвета, 1994.

  16. Свитанько И.В. Нестандартные задачи по химии. – М.: МИРОС, 1995.

  17. Семенов И.Н. Задачи по химии повышенной сложности (для абитуриентов). Вып. 1-4. – Л.: Изд-во ЛГУ, 1991.

  18. Степин Б.Ю., Аликберова Л.Ю. Книга по химии для домашнего чтения. – М.: Химия, 1995.

  19. Суворов А.В., Никольский А.Б. Общая химия. – Санкт-Петербург: Химия, 1994.

  20. Фримантл М. Химия в действии: В 2-х ч.; Пер. с англ. – М.: Мир, 1991.

  21. Хвалюк В.Н. Олимпиады школьников по химии. Тестовые задания с ответами. – Мн.: «Народная асвета», 2006

  22. Хвалюк В.Н., Головко Ю.С., Кананович Д.Г. Олимпиады школьников по химии. Теоретические задания с решениями. Часть 1. – Мн.: «Народная асвета», 2007

  23. Химия и общество. Пособие для учителей: В 2-х ч. – М.: Мир, 1995.

  24. Химический словарь школьника /Кочергин Б.Н. и др. – Мн.: Нар. асвета, 1990.

  25. Хомченко Г.П., Хомченко И.Г. Задачи по химии для поступающих в вузы: Учебн. пособие. – Мн.: Высш. шк., 1994.

  26. Шарапа А.I. Ускладненыя задачы па арганiчнай хiмii. – Мн.: Нар. асвета, 1995.

  27. Шиманович И.Е., Тикавый В.Ф. и др. Общая химия в формулах, определениях, схемах, - Мн.: Университетское, 1996.

  28. Энциклопедический словарь юного химика/Сост. В.А.Крицман, В.В.Станцо. – М.: Педагогика, 1990.

11

Образовательный портал www.adu.by/ Национальный институт образования

textarchive.ru