Памятка "Как воспитать в ребенке патриота?". Как воспитать патриота своей страны


Психолог Сергей Ключников - Как воспитать в своих детях патриотизм?

 

Нужно ли  воспитывать патриотизм в детях?

 Конечно нужно, если вы не собираетесь эмигрировать вместе с ними.

Иначе, они вырастут с установкой на эмиграцию и рано или поздно уедут,  а вы останетесь с одиночестве в России.

         Но для того, чтобы воспитать патриотизм в детях, взрастить это  чувство и качество нужно потрудиться: много сил в стране и за ее пределами думает о том, как сделать так, чтобы ваши дети разлюбили Россию  и уехали на Запад.

Что нужно сделать для этого конкретно?

Семьи в России очень политизированы по определению.

 Мы - нация страстная, эмоциональная, где в семьях люди привыкли высказывать прямо все, что думают.

Мы по определению, не политкорректны, как шведы или англичане, где муж и жена состоят в разных политических партиях и спокойно на это реагируют.

 Мы спорим, шумим, ссоримся, в том числе и по поводу политики.

А поскольку в семьях живут по несколько поколений, каждое из которых смотрит на свою страну, ее прошлое, настоящее и будущее по-разному, то у всех свои модели патриотизма, которые нередко проявляются в конфликтах.

 Принято думать, что молодежь настроена более либерально, плюсов советского периода не знает и в отношении к нашему прошлому руководствуется скорее весьма критическими мнениями тележурналистов и блоггеров, нежели выстраданным опытом старшего поколения.

 В значительной степени это так, однако  не все так просто.

Нередко бывает и обратная картина – родители, сформировавшиеся в период перестройки с ее разгулом демократии, сохраняют либеральные антипатриотические установки.

 А дети, сполна познавшие  плоды демократии и  ничего не знающие об СССР, тоскуют о советском прошлом и вполне в патриотическом духе мечтают о том, чтобы современная Россия хоть немного походила на своего великого  таинственного для них предшественника.

Когда сегодня говорят о том, что патриотизм - чувство интимное и воспитывать в детях  патриотизм и любовь к родине должно не государство, а родители, то очень редко можно услышать о том, как нужно это делать.

 Выскажу свои профессиональные соображения на этот счет.

1.     Личный пример.

Как воспитывать патриотизм в своих детях?

Одним из главных факторов патриотического воспитания в семье – личный пример родителей.

Если вы искренни в своей любви к родине и при этом успешно реализовались в жизни в социально-профессиональном плане (что очень важно для современной прагматической молодежи), то шанс на то, что ваши дети вырастут патриотами серьезно повышается.

Дети должны  видеть, что их родители патриоты своей страны и что их патриотизм помог им состояться как личностям.

 Но и в том случае, когда вы зарабатываете не так много, но являетесь крепким профессионалом, сохраняйте  гордость и умейте объяснять детям, что вы  счастливы,  состоялись как личность и благодаря таким как вы, сохранилась страна.

2.     Наша страна.

Если вы задумываетесь о том, как воспитать патриотизм в своих детях, то выбирайте слова, правильно называющие свою страну.

Если вы сталкиваетесь с негативными чертами российской жизни, и вам приходится при этом что-то объяснять своим детям, то старайтесь никогда не говорить плохо о стране в целом.

Избегайте известных либеральных выражений «эта страна». Когда говорите о России, всегда говорите детям «наша страна».

3. Россия- страна победитель.

Воспитывайте детей в убеждении, что патриотизм - это «круто», потому что Россия - страна-победитель и что наши предки были очень мощными, «крутыми» людьми и все их сверстники, кто настроен антипатриотично- отсталые люди, пересказывающие даже если они знают модные западные «фишки» и  если они количественно преобладают в классе.

3.     Чтение истории и классики.

Чтобы воспитать патриотизм в  своих детях, старайтесь прививать своим детям вкус к хорошей отечественной  классике и чтению книг на исторические темы.

Читайте эти книги  вместе с детьми вслух по вечерам.

Рассказывайте им о великих людях России, о ее героях, показывайте в чем сила их подвигов и достижений.

Постарайтесь при этом избежать хрестоматийного глянца.

Старайтесь показать смысл их победы в современной интерпретации.

5.     Почитание Великой Отечественной.

Особое внимание уделите Великой Отечественной войне.

Если в вашем роду кто-то воевал, ваши дети должны знать это в подробностях, фотографии  отцов и дедов должны висеть на самом почетном месте.

Приучайте детей посещать на девятое мая парады и принимать участие в шествии «Бессмертный полк», носить Георгиевскую ленточку.

Воспитывайте в них особое уважение к ветеранам.

Расскажите им о тех испытаниях, через которые пришлось пройти ветеранам в  XX веке.

6.     Посещение патриотических клубов.

Как воспитать патриотизм в своих детях? Постарайтесь направить детей в патриотические клубы, поисковые движения, помогите им  посетить  исторические реконструкции.

 Дайте им какое-то знание о национальной этнографии, о традиционной культуре, фольклоре.

Пусть они походят в фольклорные студии и коллективы, научатся петь народные песни, овладеют народными танцами.

7.     Изучение родословной.

Начните изучать свою родословную и увлеките этим занятием ребенка.

Пусть он вместе с вами  постигает и проживает историю своего рода, проникаясь чувством гордости за  него и за свою страну.

8. Старайтесь влиять на школу.

Следите за тем, как вашим детям преподают патриотизм в школе и если чувствуете, что учителя дают ложную информацию и ориентиры, не позволяйте им это делать, бейте тревогу, объясняйтесь с ними, жалуйтесь директору школы, в местный отдел образования, в те структуры, от которых хоть что-то зависит.

8.     Ненавязчивое просвещение.

Если вы прочитали патриотическую книгу, посмотрел фильм, послушали передачу, или музыку  и увидели, что это будет полезно для ваших детей, найдите правильный тон для того, чтобы заинтересовать их этой темой, не навязывая им ее, но интригуя и увлекая.

Помните, что детская, а особенно подростковая психика в этом возрасте очень трудна для прямого внушения любых истин и в «лоб» вы ее скорее всего не пробьете.

9.     Воспитывайте деятельную любовь.

Как воспитать патриотизм в своих детях? Донесите до ваших детей, что качество равнодушия - очень отрицательное свойство души и что гораздо лучше  быть активным и деятельным человеком, который каждый день что-то делает для своей страны.

Воспитывайте в них деятельную любовь к своей стране.

Учите их  умению защищать свои убеждения  и парировать насмешки по поводу патриотизма, которые могут возникнуть в подростковой  среде.

10.            Проявляйте терпение. 

Как воспитать патриотизм в своих детях? Понимать,что каждое поколение несет свою правду и потому дети, особенно в подростковом  и юношеском возрасте должны эту правду заявить, а сделать это они могут только в споре с вами.

Если они критикуют патриотизм как проявление некоей «советской отсталости», это не значит , что они на самом деле так всерьез  думают, а главное будут думать дальше.

Обычно это молодежный протест.

Лет через пятнадцать подавляющее большинство из них начнут приходить к взглядам, похожим на ваши.

А сейчас это чаще всего бравада и самоутверждение.

Но если они проникаются негативом всерьез, по-настоящему, тогда соберитесь с духом и попробуйте их переубедить.

 Если в семье со стороны подросших детей возник спор и давление на родителей по поводу возможного переезда на Запад, учитесь находить слова, которые помогли бы отговорить детей от подобной затеи.

 Убеждайте их в том, что здесь при всех проблемах  реализоваться легче (стены помогают), а там (при всех обещанных возможностях и красивой картинке) они в силу своего российского происхождения никогда не поднимутся выше уровня квалифицированной обслуги.

Если все-таки дети поедут на Запад, убедите их, чтобы это была временная поездка пусть и на несколько лет и чтобы они в конце концов вернулись и применили западный опыт здесь, как это обычно делают китайцы, которые не выводят за рубеж заработанные деньги, а из патриотических соображений возвращают в свою страну.

12. Не превращайте семью в политклуб.

Если в семье живут другие родственники (или не живут, но влияют на детей), настроенные антипатриотически, не позволяйте им  завладеть вниманием детей и стать для них основным каналом информации о мире.

 В семье не должны  часто вестись подобные критические  разговоры.

Переключайте тематику, объясняйте детям, что родственники недостаточно компетентны, что все не так однозначно.

Но при этом говорите с детьми уважительно и серьезно, подростки и молодежь максималистичны, не любят фальшь и уклонение взрослых от серьезных тем.

 Если вы хотите, чтобы вас воспринимали искренне, вы должны не запрещать разговоры на эти темы, а скорее побеждать в аргументации своих родственников.

Но при этом нужно избегать ссор и не превращать семью в политический клуб, что является непростой задачей.

13. Наступает эра патриотизма.

Как воспитать патриотизм в своих детях?  Объясняйте детям, особенно когда они становится молодыми людьми, что время антипатриотизма и западничества, как философии жизни, которая раньше даже помогала делать карьеру, сегодня заканчивается и что в страну надолго, может быть навсегда приходит эра патриотизма.

14. Воспитывайте мотивацию.

Научите своих детей воспринимать патриотический настрой в своей работе как источник вдохновения и условие самореализации.

Любой бизнес-проект и карьерная возможность в идеале должны содержать в себе мотивацию пользы для страны.

Объясняйте им, что это  более трудный, но в конечном счете более перспективный путь.

15. Культивируйте высокие ценности.

Как воспитать патриотизм в своих детях? Объясняйте также, что в основе патриотизма лежит вовсе не выгода, но реальная любовь.

Герои войны, жертвующие собой не получали никакой выгоды, а патриоты в 90-е годы стразу же теряли многие карьерные возможности.

Тем не менее они шли на эту жертвы и признание рано или поздно к ним приходило.

 Старайтесь формировать в своих детях приверженность высоким моральным ценностям и тогда их патриотизм разовьется в них естественным образом и  у них постепенно сформируется самоидентификация патриота.

 

 

www.kluchnikov.ru

Как воспитать патриотизм у ребенка

Как воспитать патриотизм у ребенка (2 голоса: 3 из 5)

Что такое патриотизм? Это и родина для конкретного человека, и чувство преданности, верности своему Отечеству, любовь к нему, желание служить его интересам и защищать от врага.

Любовь к родине не входит в комплект знаний, обязательных для «успешного дошкольника». Но это не значит, что родителям не надо воспитывать у малыша уважительное отношение к своей стране. Оно может стать основой для целеустремленности, уверенности в себе и эрудиции. Главное – заинтересовать ребенка.

Елена Кравцовапсихолог, Москва

Для чего человеку патриотические чувства? Зачем нужно воспитывать патриотизм? Ответ прост: родина нужна нам так же, как семья. Ребенку важно знать свое происхождение как от родителей, так и от своего народа. Постепенно узнавая историю страны, особенно ее славные страницы, он будет гордиться ею, как гордится ребенок сильными умными родителями, чувствуя себя защищенным благодаря им. И если мамы и папы хотят, чтобы их дети любили свою землю, стоит начать с самих себя. Надо провести «ревизию» своих чувств к родине, поднять из глубины души собственные теплые чувства: гордость за достижения соотечественников, интерес к истории родного города и всей страны. Подумать, что есть замечательного и по-настоящему великого, на что отзывается сердце.

Это не значит, что надо надеть «розовые очки» и не замечать недостатков, которые есть в любом государстве. Однако маленькому ребенку знать о них пока не обязательно. У него должна формироваться позитивная картина окружающего его мира, без излишних страхов и неопределенности. Правда, не стоит заводить серьезный разговор на пустом месте, просто так. «Красивые» слова о патриотизме без привязки к какому-то событию для ребенка ничего не значат и быстро выветрятся из его головы. Поэтому лучше воспользоваться достойным поводом.

Как воспитать патриотизм

Например, в мае широко празднуется День Победы. Его просто невозможно не заметить. Парад и торжественный салют не оставят равнодушным ни одного ребенка. Малышу нужно пояснить, что это за торжество. Но с учетом возраста. Самым маленьким достаточно сказать примерно так: «Много лет назад на нашу землю, наш город напали враги. Но наши храбрые солдаты прогнали захватчиков. Это было очень трудно, поэтому каждый год мы вспоминаем их подвиг, так мы выражаем им свое уважение». С детьми постарше можно поговорить подробнее: рассказать о военной технике, о тружениках тыла, о смелых пионерах-героях, пойти в краевой музей боевой славы. Заострить внимание на памятниках. Например: «Смотри, вот памятная доска, на которой много фамилий написано. Ты можешь себе представить, что совсем недалеко от нашего дома шли бои? Так вот, эти люди, чьи фамилии написаны на доске, сражались здесь за наш район. Им было страшно, но они защищали свои дома, своих родных и даже чужих людей». Нелишне добавить, что ветераны (те, кто воевал) сейчас уже очень старенькие. Их можно порадовать (например, подарить букет тюльпанов или гвоздик; написать поздравление в открытке, сделанной своими руками).

В России и в Европе есть множество легендарных памятников, посвященных героям второй мировой войны. Эти монументы можно показать ребенку в Интернете, в книге или на открытке: это «Родина-мать» в Волгограде, «Алеша» в Пловдиве, «Воин-освободитель» в Берлине и др. Визуальное впечатление важно для детей любого возраста.

Как воспитать патриотизм у детей: младшая группа (3–4 года)

Малыши имеют богатое воображение и большое желание что-то узнать. Самое главное для взрослых – не «засушить» детей фактами. Все, что можно использовать для воспитания патриотических чувств, должно быть интересным, ярким, эмоциональным.

  • История семьи. Самое первое, что могут сделать родители для пробуждения патриотизма – это познакомить ребенка с историей собственной семьи: откуда родом его предки, где жили, кем работали, чем увлекались, чего достигли и о чем мечтали. Фотографии или вещи, оставшиеся с тех времен, станут прекрасным дополнением к рассказу. Ощущение, что ты имеешь отношение к большой семье, где до тебя были заслуживающие уважения люди, наполнит душу ребенка гордостью. Не менее ценны семейные традиции, переходящие из поколения в поколение. Например, собираться всем вместе на День Победы или печь торт к большим праздникам. Когда малыш подрастет, ему будет интересно составить вместе с родителями генеалогическое древо своей семьи (хотя бы до прабабушек и прадедушек). Судьбы наших предков – это наша причастность к судьбе страны.
  • Как воспитать патриотизм: города и улицы. С раннего возраста можно начинать воспитывать интерес к родной земле. Малышу будет любопытно узнать, с чем связано название улицы, на которой он живет, почему и как получили свои имена его город или поселок. И дело взрослого – рассказать об этом доступным языком. Не менее важно поведать ребенку о знаменитых земляках и их заслугах, сходить вместе к памятникам, установленным в их честь. А можно просто показать портрет местного героя и рассказать о нем. Малышу приятно будет ощущать, что он имеет отношение к таким людям, хотя бы тем, что живет там же, где они.
  • Знакомство с фольклором и народными промыслами. Красивые книжки с русскими народными сказками, хорошие мультфильмы, симпатичные традиционные игрушки – все это увлечет ребенка и поможет уважать свою страну. Какие книги, фильмы или мультфильмы будут у детей – решать родителям. Но есть такие, которые по-настоящему нужны детям. Например, сборник мультфильмов «Гора самоцветов», созданный по мотивам сказок разных народностей, населяющих Россию. Перед каждой серией – небольшая заставка, где говорится об истории и значении города или региона, из фольклора которого взята сказка. Сделано это так увлекательно и красиво, что захватывает внимание и детей, и взрослых.

Как воспитать патриотизм у детей: cтаршая группа (5–6 лет)

Малыш растет, и все темы, о которых говорилось раньше – родословная, история родного края и народное творчество – для него обретают глубину. К ним добавляются новые, интересные и понятные в этом возрасте.

  • Занимательные рассказы о достопримечательностях. Храм, старинный дом, мост, озеро или река не запомнятся ребенку или сольются в его сознании с другими, если не подкрепить впечатление занимательным рассказом. Это может быть предание или детское воспоминание кого-то из родителей, научно установленный или спорный исторический факт, главное – он должен быть интересным. Например, таким: В Пскове есть старинное здание со странным названием: «Поганкины палаты». Одна из легенд гласит, что когда-то жил-был человек в старенькой избушке. Он делал бочки на продажу, то есть был бондарем. Но бочки мало покупали, и бондарь был очень бедным. Однажды сидел он в своей маленькой избушке, работал. Вдруг мимо него пробежала крыса. Бондарь рассердился, схватил первое, что под руку попало, и швырнул в крысу. Подошел посмотреть: попал или нет? И увидел клад – кучу золотых монет. Разбогатев, бондарь первым делом построил пышные палаты. Их прозвали «Поганкиными», потому что деньги, полученные таким загадочным путем, считались нехорошими.
  • Путешествия. Необязательно ехать далеко, можно выбраться на один день в соседний город. Но взрослые должны заранее готовиться к поездке, находить объекты, которые могут быть интересны ребенку. И составлять маршрут. В Великом Новгороде есть пешеходный мост через реку Волхов, а рядом с мостом стоит скульптура «Уставшая туристка» – девушка, которая скинула туфельки и присела отдохнуть. Есть поверье: если положишь монетку в туфельку, то обязательно вернешься в Великий Новгород. Если пройти по набережной дальше, увидишь сидящего на скамейке улыбающегося медведя. Легенда гласит: он пришел в город из дремучего леса, хотел познакомиться с новгородцами и остался ими очень доволен. Возвращаться обратно в лес медведю не захотелось, он решил остаться и радует теперь жителей города и его гостей. Можно присесть рядом и «поболтать» с косолапым.
  • Космическая одиссея. Дети любят рассказы о космосе, и нашей стране в этом отношении есть чем гордиться. Можно рассказать ребенку о первых космических кораблях и космонавтах или понаблюдать вместе с ним за звездами и мигающими в ночном небе спутниками, сходить в Музей космонавтики или Планетарий на соответствующую возрасту программу или посмотреть познавательный фильм дома.
  • Как воспитать патриотизм у детей: тематические игры. Малыши лучше усваивают знания в игровой форме. Можно подготовить следующие занятия с карточками-картинками: «Знакомство с гербом родного города», «Путешествие по карте», «Найди свой флаг», «Москва – столица нашей родины».

Конечно, от взрослых потребуются некоторые усилия, чтобы воспитать патриотизм у детей, зато потом малыш будет поражать всех своей эрудицией. Ребенку важно положительно относиться к своей стране, гордиться ее героями, понимать, что они сделали хорошего. Так у него будут нравственные ориентиры, которые помогут определить, что такое хорошо и что такое плохо. Это вдохновляет, а также дает дошкольнику состояние внутреннего покоя и определенности.

azbyka.ru

гражданином быть обязан. Системные секреты патриотического воспитания

— А ты любишь свою Родину? — вопрос, будто гром среди ясного неба. Молчание. Выражение лица такое, как если у мужа после 50 лет совместной жизни жена вдруг спросит: «Ты меня любишь?»

4 10344 22 Марта 2013 в 23:56

Автор публикации: Ольга Князева, педагог-психолог

 

— А ты любишь свою Родину? — вопрос, будто гром среди ясного неба. Молчание. Выражение лица такое, как если у мужа после 50 лет совместной жизни жена вдруг спросит: «Ты меня любишь?».

Часто мы не задумываемся над тем, какие чувства испытываем к стране, в которой живём. Говорят там что-то в новостях о важности воспитания патриотизма у детей, о том, что приняли на федеральном уровне программы патриотического воспитания молодого поколения. Говорят да говорят, «а Васька слушает да ест».

Иногда, правда, чувствуешь себя патриотом, когда болеешь за российскую спортивную команду, поёшь гимн. Георгиевскую ленточку на машину в честь 9 мая повесишь. Вспомнишь, вздохнёшь: «Вот, дескать, раньше патриоты были, жизнь свою за Родину отдавали, а теперь… не тот народ пошёл, выродились патриоты».

Зачастую постоишь в Сбербанке в огромной очереди, попадёшь в открытый люк на дороге, упадёт на голову сосулька с крыши, и вместо слов любви к своей родине совсем другое говорим. Ругаем Россию-матушку. Что, это тоже форма патриотизма?

Патриоты ли те, кто оправдывает жестокую расправу над дворником-таджиком своей заботой о родине: нужно родную землю очищать от грязи?

Можно ли в одних ситуациях быть патриотом, а в других нет?

Как видим, с проявлением патриотизма у взрослых россиян сегодня сложилась неоднозначная ситуация. Большинство взрослых не понимают сути патриотизма, что уж говорить о детях, какое воспитание патриотизма в этих условиях происходит у них.

Они вторят, по большому счёту, своим родителям, педагогам. Когда надо, патриоты: сказали ветеранам цветы подарить — подарили, на парад сходить — сходили, а вот что внутри у детей творится, мало кто интересуется. Важна красивая картинка.

Может ли идти речь о патриотическом воспитании, если в семейных разговорах, в обычной жизни дети то и дело сталкиваются с разговорами взрослых, осуждающих сегодняшнюю Россию, с её коррупционной властью, сырьевой экономикой, бездуховным обществом?

При помощи системно-векторной психологии Юрия Бурлана попытаемся разобраться в сущности патриотизма и патриотического воспитания.

 

Что такое патриотизм

Для понимания явления первый шаг — это анализ его понятия. В Википедии находим определение: «Патриоти́зм (от греч. соотечественник, отечество) — нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь к Отечеству и готовность подчинить его интересам свои частные интересы».

Согласно системно-векторной психологии Юрия Бурлана секрет патриотического воспитания следующий: основой отеческих чувств, принципов, теплого отношения к Родине является любовь. Любовь к своей стране — это обратная сторона ненависти. Там, где есть ненависть, нет любви.

Совершенно верно заметил протоиерей Димитрий Смирнов: «Патриотизм — это любовь к своей стране, а не ненависть к чужой».

 

С чего начинается патриотизм?

Патриотическое воспитание — это воспитание любви к Родине. Любовь к Отечеству, к месту, где ты родился и вырос. Воспитание патриотизма начинается с детства. Ребёнок приходит в этот мир с заданными ему от природы свойствами — векторами, которые изначально находятся на базовом уровне развития своих свойств. Такой маленький зверёныш с архетипичным поведением. На животном уровне патриотизм — это охрана и защита своей территории, обеспечивающей твоё выживание.

Дальше в процессе становления человека человеком в полном смысле этого слова — с помощью приобщения к культуре, развития социальных навыков, чувств — понятие патриотизма наполняется новым содержанием.

«Пока свободою горим,

Пока сердца для чести живы,Мой друг, отчизне посвятимДуши прекрасные порывы!»

А. С. Пушкин

Или не наполняется.

 

Классика патриотического воспитания

Традиционно считается, что патриотическое воспитание — это составная часть школьного и семейного воспитания. Кроме того, патриотическим воспитанием детей дошкольного возраста занимаются в детском саду. В школьном возрасте воспитывать патриотизм призваны исторические общественные дисциплины, воспитательная система школы с помощью дополнительного образования, различных внеклассных мероприятий.

Так, приглашают ветеранов. Вспоминают о знаменательных исторических датах. Проводят концерты, выставки, экскурсии по местам боевой славы. Растят патриотов.

Считается, что большую роль в патриотическом воспитании нового поколения играют детские общественные объединения, патриотические клубы.

 

Разброд и шатания

Если рассматривать современные педагогические подходы к патриотическому воспитанию, то их основополагающими принципами являются преемственность поколений, знание истории, толерантность.

Понимая, что на практике бóльшая часть молодёжи потребительски, крайне цинично относится к Родине, зачастую проявляет свой патриотизм, вступая в ряды скинхедов, чиновники даже подумывали ввести отдельные уроки патриотизма.

Представляете ЕГЭ по патриотизму? Патриотическое воспитание — это… и варианты а, б, в. Пока ограничились введением курса светской этики или основ религии. Попытались старую формулу министра просвещения времен Николая I С. С. Уварова — «Самодержавие. Православие. Народность» — воскресить в современных реалиях. Воспитать патриотизм у детей, уважение к государственным институтам через религию.

Однако попытки улучшить качество патриотического воспитания остаются безрезультатными.

 

Результаты опроса

Молодёжь оправдывает свои антипатриотические настроения тем, что слова взрослых сильно диссонируют с их делами (много ли детей чиновников служит в нашей армии?). Важнейшие проблемы в нашем обществе вместо решения либо замалчиваются, либо зашлифовываются, либо высмеиваются, но не решаются, поэтому воспитание патриотизма не может возыметь должного действия:

  • Тогда какой смысл жить в России? («Золотая молодёжь» голосует ногами.)

  • А что Родина мне дала? (За то, что я россиянин, банковский счёт не пополнился, как, скажем, в Арабских эмиратах.)

  • Понаехали тут… Гнать всех поганой метлой из России. Жить мне хорошо мешают.

Итак, факт остаётся фактом: несмотря на долгие постсоветские попытки воспитать новое поколение патриотами своей страны, мы видим полное фиаско. Большое количество подростков либо националисты, либо относятся к Родине весьма меркантильно, либо планируют эмигрировать. Патриотическое не в моде.

Новые законы, программы по патриотическому воспитанию — хорошие, грамотные, но, увы, не работают. Неприязнь, ненависть в обществе только увеличивается, как снежный ком.

Причины такого плачевного состояния патриотического воспитания в нашей стране раскрывает Юрий Бурлан на тренинге «Системно-векторная психология».

 

Родись и стань патриотом

Патриотизм — это любовь к Отечеству, к своему народу, к своей истории и культуре. С точки зрения системно-векторной психологии Юрия Бурлана, патриотами не рождаются, а становятся, то есть все люди изначально рождаются с врождёнными свойствами, которые человеку предстоит развивать до пубертата включительно и реализовывать в течение жизни. Вместе с правильным развитием происходит воспитание патриотизма. При этом существенное значение для наполнения природных желаний имеют условия воспитания, окружающая среда.

Человек становится человеком только в обществе, самое большое удовольствие, как, впрочем, и огорчение, приносит общение человека с другим человеком. Соответственно, уровень развития общества, коллектива, в который попадает ребёнок, весьма важен для его личностного развития, ощущения им полноты жизни, так как там создаются (или не создаются) условия для раскрытия его потенциала.

Патриотизм — это свойство, присущее людям, которые обладают анальным вектором. Для них жизненными ценностями являются дом, семья, Родина, справедливость, верность, порядочность, честность, дружба, братство.

И если в советское время в обществе были созданы благоприятные условия для успешной реализации анальных людей (они могли спокойно получить хорошее образование, жениться на порядочной, «чистой» женщине, добиться почёта и уважения на работе), то сегодня им выжить крайне непросто.

Они не умеют приспосабливаться, изворачиваться в угоду обстоятельствам, быстро менять свои принципы, находить выгоду из любой ситуации, как те, кто обладает кожным вектором. Анальные люди, развитые в своих свойствах, — это «золотые головы» (при верхних векторах) и «золотые руки», профессионалы своего дела, которым свойственно работать на одном месте долгое время и отшлифовывать свои навыки, умения.

Сейчас в обществе востребованы кожные ценности: материальные блага, карьера, а также существует спрос на кожные качества — гибкое мышление, способность к быстрой обработке информации, переобучению, легкой адаптации к меняющимся условиям. Кожные мужчины больше ценятся на брачном рынке.

Соответственно, у анальных людей мало возможностей в современном российском обществе для полной реализации, они не чувствуют себя в своей тарелке, ощущают общую неудовлетворённость.

Попадая в мир кожных ценностей, анальный ребёнок не получает желаемого — нет ценности крепкой дружбы, честности в отношениях, не хвалят и не ценят отличную учебу. В итоге светлые стороны анального вектора зачастую не развиваются, особенно если воспитанием анального ребёнка занимаются кожные родители, не понимающие, кто перед ними (подгоняющие, ругающие за медлительность и тугодумность), и неудовлетворённые жизнью анальные педагоги. В таком случае чувство патриотизма не развивается и ребёнок становится националистом. Не любит Родину, а ненавидит всё чужое. Это мало похоже на патриотический настрой.

Гораздо проще сегодня не нашедшим себе места под солнцем анальникам объединяться против Америки, против таджиков, против соседней республики, чем во имя любви к России, поскольку ненависть, неприятие другой культуры развить гораздо проще, чем любовь к своей. В позитивном состоянии анальные люди любят Родину, готовы самозабвенно её защищать, служить на благо Отечества.

Таким образом, патриотическое воспитание детей не может существовать отдельно от уровня развития самого общества, оно не может в одночасье заработать с помощью новых законов. После распада СССР долгое время накапливались личные и коллективные нехватки людей с анальным вектором, истинных патриотов страны, которые были её мощным тылом, обеспечивали объединение всего общества на здоровом патриотизме — любви к Отечеству.

ТТолько при создании комфортных условий для развития и реализации в обществе каждого человека (и кожного, и анального, и прочих) можно избавиться от якоря коллективных обид анального вектора, не позволяющих нам воспитывать патриотов (и быть ими самим), а также уверенно смотреть в будущее.

Автор публикации: Ольга Князева, педагог-психолог

Статья написана по материалам тренинга Системно-векторной психологии

www.yburlan.ru

Воспитать патриота | Молодежный портал

В современном мире, где особый акцент делается на открытость границ и окна возможностей, перед многими родителями остро встает вопрос: стоит ли ребенку прививать чувство патриотизма, долга перед своей страной, любовь к нации, к которой он принадлежит. Не лучше ли воспитывать его «гражданином мира»: где понравилось, там и поселился, с кем удобно, на тех и поработал? 

Воспитание ребенка патриотом — весьма ответственный и неоднозначный процесс. Потому что патриотизм, как чувство преданности своей стране, работа на ее благо и защита ее интересов — это мировоззренческий выбор. Его и взрослому-то сделать не всегда просто. Развитие человека как гражданина и патриота продолжается всю жизнь. Так, трехлетний малыш, который первый раз смотрит парад Победы у папы на плечах, и 50-летняя женщина, решившая впервые прийти на выборы, в одинаковой мере вступают на новый уровень патриотизма и гражданской активности. 

Однако свое начало гражданственность и патриотизм наряду со всеми остальными ценностями берут именно в семье. Семья — это место, где у ребенка есть возможность осознать себя человеком, отдельной личностью и членом семьи, впервые испытать удовольствие от чувства единения с другими людьми и осознать ценность служения интересам семейного сообщества. 

С самого рождения у ребенка есть несколько опор, тех, что помогают ему жить и обеспечивают нормальное развитие: любовь, защита и забота матери и отца, дедушек и бабушек, других представителей большой семьи. Постепенно, развиваясь, ребенок начинает соотносить себя не только с расширенной семьей, но и с людьми, которые живут на одной с ним улице, в одном городе, в одной стране, вслушивается в информационное поле вокруг себя, ловит эмоции, которые оно вызывает. 

Патриотизм и гражданственность начинаются с формирования национальной идентичности маленького человека, когда он начинает отождествлять себя не только с отцом и матерью, семьей и родом, но и с малой родиной, нацией и всей страной. В какой-то момент к малышу приходит понимание, что Россия, о которой так много говорят по телевизору — это та самая страна, в которой живет и Он тоже.

В этот момент в первую очередь от родителей, от того, какими словами они встретят открытие ребенка: «да, ты — Россиянин, гордись этим» или «тебе не повезло с местом рождения, милый», зависит то, какие чувства он испытает от осознания себя гражданином России.

Родителям, которые желают блага своему ребенку, важно понимать: чем больше у человека опор, тем лучше. В то же время, чем устойчивее опора на народ, нацию и страну, тем уверенней он будет себя чувствовать в этой стране, тем лучше ему жить и достигать успеха в ней. Что называется «где родился, там и пригодился». 

Если ваш родительский выбор пал на формирование патриотизма, то возникает вопрос: как вырастить патриота?

Национальная идентичность не обусловлена фактом рождения, это часть идентичности, которую необходимо воспитывать, взращивать в маленьком человеке. В дошкольном и младшем школьном возрасте именно родители, как самые значимые люди в жизни ребенка, являются носителями духовно-нравственных ценностей, в том числе патриотической и гражданской позиции. Родители воспитывают ребенка, читая ему сказки, былины, водя хороводы и успокаивая колыбельными на ночь или отвечая на многочисленные детские вопросы о том, что он слышит в информационном поле семьи: по ТВ или на просторах Интернета. И каких бы высоких и патриотичных слов не декларировали родители, если своим поведением они демонстрируют обратное, это вряд ли поможет вырастить патриота. Чтобы мы ни говорили своим детям, они, сами того, не осознавая, копируют нашу модель поведения и запечатлевают самые эмоциональные высказывания. Воспитание детей начинается с самовоспитания родителей. 

Никогда ни при каких обстоятельствах, в сердцах и походя, не унижайте и не поливайте грязью народ, к которому принадлежите и страну, в которой живете! Потому что ее состояние таково, каковы люди, в ней живущие. Это не значит, что нужно избегать критики, это значит, стоит озадачиться поиском способов повлиять на сложившуюся ситуацию и поговорить об этом с ребенком. А лучше, если это касается тривиальных вопросов типа: какая грязь вокруг, выйти с ребенком на субботник, созвать активных соседей с детьми и весело и дружно убрать вокруг дома. 

Следует также обратить внимание на последовательность включения в жизнь ребенка родных и иностранных сказок, фильмов и мультфильмов. Приоритет должен отдаваться первому запечатлению родных сказок, которые транслируют ценности и модели, исторически присущие россиянам. Тогда последующее прочтение зарубежных сказок, как фольклорных, так и литературных ложится на уже подготовленную почву.

В подростковом возрасте патриотизм и гражданская позиция проходит проверку на прочность. В возрасте 12-16 лет родители в принципе встречаются с последствиями своей педагогической компетентности или ее отсутствия. Подростничество — возраст разворота от родителей к обществу, когда мнение родителей, являются ли они носителями патриотической идеи или нет, подвергается экспертной оценке взрослеющего ребенка. 

В этот момент огромное влияние получает общественное мнение, общественная идея и существующая вокруг подростка практика гражданской активности, с которой ему и предстоит сравнить родительские ценности и смыслы. 

Если он рос в атмосфере принятия и уважения в семье, а сама семья демонстрирует образцы стабильности и благополучия, то, в конце концов, после мировоззренческих поисков, он вернется в семью к гражданской позиции родителей. И здесь важно, чтобы эта позиция была патриотически направленной, ответственной и активной.

Если ребенок не чувствует себя в семье принятым и уважаемым, не уверен в стабильности семьи, то даже самые качественные ценности, декларируемые родителями, будут подвержены серьезным испытаниям, потому что войдут в противоречие с реальными ощущениями неблагополучия. 

К слову сказать, в истории есть примеры того, как из славянских юношей (сербов, украинцев, хорватов), которых турки забирали из родительской семьи именно в этом возрасте, специально растили беспощадных, кровожадных и жестоких воинов-янычар, которые позже убивали своих соплеменников без капли сожаления. 

Сегодня возможности попасть в янычары минимальна, а вот негативных или псевдопозитивных влияний извне, как ни странно, больше. И если в ребенке нет опоры на благополучную семью, семейные корни, национальную культуру и ее ценности, то ему довольно трудно противостоять современным манипулятивным технологиям различного рода псевдопатриотов и экстремистов. 

В подростковом возрасте важный акцент родителями и обществом в общении с подростком должен быть сделан на развитие у него критического мышления. Для этого с ним нужно разговаривать, внимательно слушать и задавать вопросы. Юный человек, с ясно выраженной национальной идентичностью, который пытается критически осмыслить события с разных точек зрения, в равной степени будет далек как от гражданско-патриотического нигилизма, так и от экстремизма. Традиционные для россиян кухонные разговоры о политике — отличное условие для формирования такого критического взгляда для встречи с псевдопатриотизмом или патриотическим нигилизмом. Его стоит лишь грамотно использовать. Качество и результативность этих бесед напрямую зависит от знаний самих родителей, от грамотности аргументов в пользу патриотической позиции и их собственной личностной зрелости. 

Кстати, господа родители, собственную личностную зрелость и гражданскую ответственность вы можете проверить и сами. Для этого достаточно посчитать, сколько раз за последнюю неделю вы поругали страну, город, власти и на каждый такой негатив задать себе вопрос: а что сделал Я, чтобы было по-другому. И постарайтесь на него ответить. 

А вот одна девчушка на вопрос, что значит быть патриотом России, уже ответила: «Это значит делать все, чтобы в ней лучше жилось». Вот уж поистине устами младенца...

Автор: педагог-психолог государственного учреждения Ярославской области «Ярославский областной молодежный информационный центр» Оксана Смирнова.

molportal.ru

Как воспитать патриота своей страны — gosobzor.ru

Общественная палата КБР продолжает серию встреч с молодежью в рамках проекта «Растим защитников Отечества»

Как воспитать патриота своей страны

Вопросы патриотического воспитания школьников на примере Эльбрусского муниципального района КБР стали предметом обсуждения на совместном заседании комиссий Общественной палаты КБР по образованию и науке и по молодежной политике, спорту и патриотическому воспитанию.

Мероприятие прошло на базе гимназии № 5 г. Тырныауза, которая в 2014 году стала лауреатом конкурса «100 лучших школ России».

Приветствуя участников заседания, заместитель главы местной администрации Эльбрусского муниципального района Арслан Улимбашев отметил, что сегодня в общественной жизни района, как и в целом по стране, в работе с молодежью на первое место выходит задача духовно-нравственного и патриотического воспитания. И связано это с тем, что в 90-е годы произошла девальвация ценностных ориентиров, в том числе и патриотизма, в результате которой слишком многие представители молодого поколения не получили тех нравственных установок, которые были у наших отцов и дедов. Осознавая ситуацию, органы местного самоуправления и общественные организации развернули большую работу, чтобы исправить положение в этой области.

Он подробно рассказал о реализации муниципальной целевой программы «Формирование личности гражданина и патриота в Эльбрусском районе на 2016-2020 годы».

«Только сформировав личность гражданина и патриота России с присущими ему ценностями, взглядами, ориентациями, интересами, установками, мотивами деятельности и поведения, можно рассчитывать на успешное решение конкретных задач по подготовке к реализации функции защиты Отечества, к военной и другим, связанным с ней, видам государственной службы», — резюмировал Улимбашев.

Обращаясь к участникам круглого стола, председатель Комиссии ОП КБР по образованию и науке Асхат Зумакулов подчеркнул, что военно-патриотическое воспитание будущего защитника Родины должно начинаться в школе. Оно требует стройной, научно-обоснованной системы, активной целенаправленной работы педагогического коллектива, учитывающей существенные изменения в военном деле, в способах ведения вооруженной борьбы, в общественно-политическом строе, сроке и характере службы, в отношении общества к выполнению воинского долга, в международном и внутригосударственном военно-политическом положении, а также уровень общеобразовательной подготовки юношей допризывного и призывного возрастов.

По словам Зумакулова, укреплению чувства сопричастности жителей республики к великой истории и культуре России, обеспечению преемственности поколений, воспитанию граждан, любящих свою Родину и имеющих активную жизненную позицию, способствуют и реализуемые Общественной палатой КБР проекты «Часовой у Знамени Победы» и «Растим защитников Отечества».

Общественник озвучил мысль, что высшее достижение воспитательной работы в школе работы — пробудить в ученике то самое чувство патриотизма, с которым мы получили бы достойного члена общества, понимающего свою ответственность перед семьей, окружающими его людьми, страной в целом.

«Итогом обучения в школе должно быть понимание выпускниками того, что они нужны своей стране, и страна нужна им. Ребята могут учиться дальше, могут работать, но все они должны гордиться тем, что живут в России, и хотеть, чтобы страна наша развивалась и крепла», — заключил Зумакулов.

О работе Совета ветеранов (пенсионеров) войны, труда, Вооруженных сил и правоохранительных органов Эльбрусского муниципального района по патриотическому воспитанию молодежи рассказал его председатель Мажид Кудаев.

«Вопрос гражданско- патриотического воспитания напрямую связан с тем, кто и как будет заниматься судьбой нашей страны уже завтра. На мой взгляд, оно все-таки воспитывается окружением, общественными институтами, силовыми структурами, государством», — заключил Кудаев, призвав всех заинтересованных объединить усилия в благородном труде по воспитанию молодежи.

Об опыте взаимодействия со школами в с.п. Верхний Баксан, Нейтрино, Эльбрус, Терскол рассказал заместитель начальника отделения Верхний Баксан Пограничного Управления ФСБ России по КБР, лейтенант Владимир Зубков. Он отметил, что работа пограничников по подготовке молодежи к службе в армии, патриотическому воспитанию будет только наращиваться. Тем более, что 80% пограничников республики — это молодежь, призванная на службу из Кабардино-Балкарии.

Члены военно-патриотического клуба «Успех» Махти Малкаруков и Даниял Джаппуев представили информацию о работе поисковиков и перезахоронениях останков воинов, погибших при обороне Приэльбрусья. Общественники предложили на государственном уровне решить вопрос возвращения в школьную программу курса «Начальная военная подготовка».

Роли учреждений культуры в идейно-нравственном и патриотическом воспитании молодежи посвятила свое выступление Лейла Тебердиева — директор МУ «Централизованная библиотечная система».

Председатель Комиссии ОП КБР по молодежной политике, спорту и патриотическому воспитанию Тимур Гуппоев констатировал, что ресурс, накопленный за героические годы борьбы и труда нашего народа, обладает богатейшим воспитательным потенциалом, в целом активно используется для патриотического воспитания молодежи республики, формирования у современного поколения России идеалов патриотических ценностей служения Отечеству и, прежде всего, готовности к его защите.

Вместе с тем общественник обратил внимание присутствующих на состояние «Музея обороны Приэльбрусья», который долгое время закрыт, не финансируется и требует срочного ремонта.

«К нам в республику приезжают туристы со всего мира. Они могли бы посещать самый высокогорный музей боевой славы, знакомиться с историей и культурой наших народов. Здесь есть вопросы, которые должны решить местная администрация и Министерство культуры КБР. Все ваши начинания Общественная палата поддержит», — заверил присутствующих Гуппоев.

Заместитель председателя Комиссии ОП КБР по образованию и науке Мурат Хоконов высказал озабоченность тем, что молодое поколение вырастает, имея недостаточное понимание о чувстве Родины и патриотизма, о чести и совести, о гражданской ответственности. Такое положение приводит к тому, что молодежь пытаются использовать в своих интересах антигосударственные, экстремистские и преступные организации, а также различные секты, в том числе и тоталитарные. Как следствие этого, именно в молодежной среде наиболее активно распространяются наркотики, пропагандируются идеи нацизма и радикализма, вербуются члены религиозных сект и преступных группировок. Поэтому патриотическому воспитанию детей и молодежи должно уделяться особое внимание.

По итогам круглого стола общественники приняли рекомендации в адрес всех заинтересованных.

Пресс-служба Общественной палаты Кабардино-Балкарской Республики

gosobzor.ru

Доклад: "Воспитываем маленького патриота."

Как воспитать маленького патриота.

Пономарева И. В.

ГККП я/с № 27

г. Костанай

Не спрашивай, что твоя родина может сделать для тебя, - спроси, что ты можешь сделать для своей родины.

Джон Кеннеди

Понятие «патриотизм» большинство источников возводят ко временам расцвета греческой культуры времен античности. Именно поэтому нерусские по корневой базе слова «патриотизм» происходит от греческого πατριώτης - соотечественник, πατρίς - отечество.

Если дальше продолжать рассуждения о том, что представляет из себя языковая и смысловая первооснова патриотизма, отталкиваясь от его греческого происхождения и греческой корневой базы, то патриотизм это – любовь и преданность отечеству.

Анализ взглядов историков, философов, литераторов относительно сущности данного понятия показывает, что понимание патриотизма многовариантно и неоднозначно. Патриотизм является тем фактором, который определяет социальную сущность человечества. Он зарождается у человека сначала как чувство, а потом формируется как идея.

Патриотизм – это нравственный критерий, отличающий благородного человека от низкого и духовно-развитого от пребывающего в духовной летаргии.

Патриотизм – это объективная оценка положения и действий родной страны, сочетающиеся с оптимистичным взглядом на вектор ее развития в будущем.

Патриотизм – это гордость за все достижения своего народа и осознание всех его исторических ошибок.

Патриотизм - это готовность пожертвовать личным ради достижения общественного блага.

Как воспитать маленького патриота?

  1. Семейное воспитание. Родители, проявляющие любовь и уважение к своей стране, и прививающие эти чувства детям – воспитывают детей патриотами.

  2. Интерес к национальной культуре и традициям. Для того чтобы любить свой народ – его необходимо знать, осознанно изучая историю своего народа.

  3. Информированность. Патриотизм предполагает гордость за достижения своей страны; интерес к информации, связанный со всеми сторонами жизни общества и страны – создает базу для развития и проявления патриотизма.

  4. Путешествия по своей стране – лучшее средство узнать и полюбить свою Родину.

Гражданственность и патриотизм.

От уровня гражданско-патриотического воспитания детей во многом зависит становление общества и правового государства в нашей стране.

Сегодня коренным образом меняются отношения гражданина Республики Казахстан с государством и обществом, поэтому необходимо воспитывать принципиально новый, демократический тип личности, способной к инновациям, к управлению собственной жизнью и деятельностью, делами общества, готовой рассчитывать на собственные силы, собственным трудом обеспечивать своё материальное состояние – человека, сочетающего в себе развитую нравственную, правовую и политическую культуру, уважающего права и свободы, традиции и культуру других людей, других народов, проявляющего национальную и религиозную терпимость. Такого человека, который, обладая всеми этими качествами, заботился бы о процветании Казахстана, думал не только о своём будущем, но и о будущем старшего поколения казахстанцев.

Пройдёт 10-20 лет - и наши дети займут наши места, станут руководителями производства и страны. Какими мы их воспитаем, - такой будет и страна. Поэтому мы должны воспитать патриотов, Граждан Казахстана с большой буквы!

Патриотизм - важное моральное качество, которое проявляется в любви к малой Родине и к стране в целом.

Без патриотизма человек не будет уважать Родину, общество и своих близких людей

«А что такое гражданин? Отечества достойный сын!» - писал великий русский поэт Николай Алексеевич Некрасов.

Гражданственность, патриотизм – это чувства неразрывной связи с Родиной, сознание ответственности за её безопасность и процветание. Воспитать гражданина и патриота – это значит подготовить растущего человека к участию в решении текущих и перспективных задач нашего государства, к управлению его делами, подготовить защитника страны.

Любить Родину – это значит любить свой родной край, свой город, свой дом, свою семью. Так как же вырастить патриота – человека, который будет любить свою Родину и, не задумываюсь, встанет на ее защиту.

Всё начинается с семьи. Жизнь каждой семьи – это часть жизни страны. Любовь к Родине начинается с любви к отцу, маме, бабушке, деду, сестре, брату и другим близким людям. Ценности, признанные в семье и усваиваемые ребенком с первых лет имеют огромное значение для человека в любом возрасте.

Взаимоотношения в семье влияют на отношения в обществе и составляют основу гражданского поведения человека. Ребёнок видит, как строятся отношения между родителями и более старшим поколением - бабушек, дедушек. Он непроизвольно принимает эти установки. Неуважение к пожилым людям со стороны родителей пагубно повлияет на формирование его нравственных ценностей и непременно скажется на его отношении к своему Отечеству.

В воспитании этого важного качества главную роль играет семья. От вашей семьи зависит, каким вырастет ваш ребенок. А от того, каким он вырастет, зависит, какой в будущем будет наша с вами Родина. Поэтому очень важно, что бы наши малыши выросли настоящими патриотами, любящими свой родной край, свою Родину.

А начинать нужно с малого. Патриотизм воспитывается с пеленок. Сначала нужно научить малыша любить своих близких. Мать учит ребенка любить и уважать отца. Отец так же учит любить и уважать мать. И самый лучший способ здесь – личный пример. Ребенку свойственно подражать своим близким – маме и папе. Если он видит, с какой любовью и нежностью папа относится к маме, он будет относиться к ней так же. Так же он буде копировать уважительное отношение, доброту и заботу мамы к отцу.

Очень важно познакомить ребенка с историей своей семьи. Рассказать ему о том, кем были его бабушки и прабабушки, дедушки и прадедушки. Не последнюю роль тут будут играть семейные фотоальбомы. Если в семье есть люди, имеющие государственные награды, ребенку нужно непременно рассказать о них. Таким образом, вы воспитываете гордость за свою семью.

Важно так же постоянное общение с ребенком. Рассказывайте ему, где и кем вы работаете. Чем занимаетесь на работе. Как это важно для вашей семьи и для других людей, для города, для страны.

«Лучшее средство привить детям любовь к Отечеству состоит в том, чтобы эта любовь была у отцов», - писал французский философ Шарль Монтескье.

Только родители и старшие члены семьи на личном примере могут научить ребенка любить своих близких и уметь заботиться о них, привить трудолюбие, развить активную жизненную позицию, лидерские качества, способность брать ответственность на себя, сопереживать и сочувствовать, проявлять при необходимости настойчивость и твердость.

Известный советский педагог Василий Александрович Сухомлинский говорил: «Если ты с детства не научился смотреть в глаза матери и видеть в них тревогу или покой, мир и смятение, ты на всю жизнь останешься нравственным невеждой. Нравственное невежество приносит людям много горя, а обществу — вред».

Если в семье ребенок не научился с пониманием и любовью относиться к близким, а привык следовать только своим прихотям и желаниям, то, переступив отчий порог, он так же будет строить взаимоотношения со своими друзьями, коллегами и окружающими людьми.

Разве может человек, не любящий свою мать или отца, любить город, в котором живет или страну в целом?.. Если он с детства привык только брать, он не научится отдавать. О каком гражданстве или патриотизме можно говорить в таком случае?!

Главное в воспитании юного гражданина - достижение душевого единения, нравственной связи родителей с ребенком. А для этого необходимо находить время для общения. В наше время, когда поток информации, получаемой ребёнком извне, трудно проконтролировать, приобретает наибольшее значение родительский авторитет, поэтому главным фактором успешного воспитания гражданина и патриота в семье является гражданское поведение, нравственная чистота, дела и поступки взрослых, которые окружают ребёнка.

Воспитание патриотических чувств начинается с воспитания любви к родному городу. Важно чтобы родители заботились о том, чтобы ребята не только хорошо знали родные места, но и чувствовали, как им дороги этот лес и парк, эти река и озеро, эта улица, на которой они ходят в детский сад, чтобы память о родном городе надолго сохранилась.

Какую цель ставят перед собой родители, воспитывая своего ребенка? Все хотят вырастить доброго, умного, трудолюбивого, отзывчивого, любящего и уважающего своих родителей человека, у которого будет счастливая семья, хорошая работа. То есть, все мы хотим вырастить патриота своей Родины. Да, именно - патриота. Вдумайтесь, что означают слова – «патриот своей Родины». Это человек, который беззаветно любит свою Родину. А Родина – это не абстрактное понятие. Родина – это, то место, где мы с вами живем, где живут наши родные и близкие люди, где нам очень дорого абсолютно все.

Задумайтесь на минуточку- куда бы мы не уехали, нас всегда тянет туда, где мы родились. Тянут нас туда воспоминания о близких и дорогих – маме, папе, бабушке, дедушке, Счастливые события из нашего детства. Тянет нас к себе Родина любимая, потому что мы – патриоты.

Для того, чтобы человек любил свой город, он должен его знать. Необходимо рассказывать ребенку об истории города, о людях живущих и живших когда – то в нем. Замечательно, когда практикуются семейные прогулки по городу. Когда у семьи есть любимые места в городе. Рассказывайте детям о природе родного края. О парках и лесах, о животных и птицах родного края.

Любимый край, любимый город, любимая улица, любимый дом, любимый парк, любимая скамейка в парке – вот что для каждого человека означает - Родина. Любить свою Родину, гордиться ею это и значит – быть патриотом.

Памятка для родителей.

  1. Если вы хотите воспитать ребенка достойным человеком и гражданином, не говорите дурно о стране, в которой живете.

  2. Рассказывайте своему ребенку об испытаниях, выпавших на долю ваших предков и вас самих, из которых они и вы вышли с честью.Вместе запишите свои воспоминания, воспоминания старших членов семьи.Составьте генеалогическое древо своей семьи, собирайте семейные фотографии, документы, реликвии. Создайте музей семьи, своего рода, где найдётся почётное место медалям деда и прадеда, и изумительному рукоделию прабабушки, и грамотам папы или мамы за успехи в спорте или учёбе…Не забывайте о дальних родственниках.

  3. Знакомьте своего ребенка с памятниками и историческими местами родного города и Республики Казахстан. Посещайте их! Создайте фотоальбом «Мой родной город» и др.

  4. В выходной день сходите с ребенком в музей, театр или на выставку. Чем раньше и регулярней вы будете это делать, тем больше вероятность того, что он будет посещать культурные заведения в подростковом возрасте и в юности.

  5. Помните, чем больше вы будете выражать недовольство каждым прожитым днем, тем больше пессимизма, недовольства жизнью будет выражать ваш ребенок.

  6. Когда вы общаетесь со своим ребенком, оценивайте не только его учебные и психологические проблемы, но и позитивные моменты его жизни. (Кто его друзья, кто ему помогает, с кем бы он хотел подружиться и почему, какие интересные моменты были в саду, в школе на уроках и после них).

  7. Поддерживайте у ребенка стремление показать себя с позитивной стороны, никогда не говорите ему: «Не высовывайся!», «Сиди тихо!», «Не проявляй инициативу: она наказуема!» и т. д.

  8. Смотрите с ним передачи, кинофильмы, рассказывающие о людях, прославивших страну, в которой вы живёте. Позитивно оценивайте их вклад в жизнь общества.

  9. Не взращивайте в своем ребенке равнодушие - оно обернется против вас.

Любимый край, любимый город, любимая улица, любимый дом, любимый парк, любимая скамейка в парке – вот что для каждого человека означает - Родина. Любить свою Родину, гордиться ею это и значит – быть патриотом.

www.metod-kopilka.ru

Памятка "Как воспитать в ребенке патриота?"

Мы - взрослые хотим, чтобы наши дети любили семью, город, свою страну. Как же пробудить, в ребёнке чувство патриотизма? Именно "пробудить", потому что оно есть в каждой душе. Нельзя заставить любить Отечество.

Любовь надо воспитывать. И сразу напрашивается вопрос КАК?

И здесь будут уместны некоторые рекомендации:

1. Если вы хотите вырастить ребенка достойным человеком и гражданином, не говорите дурно о стране, в которой живете.

От того, насколько патриотично настроены отец и мать, во многом зависит, каким будет их ребенок. Ребенок чрезвычайно подражателен. Дети слышат, что и как говорят родители в адрес своей страны, отдельных национальностей, и как губка впитывают эти суждения. Вскоре мнение взрослых станет их мнением, и изменить его не так-то просто, а порой просто невозможно.

2. Рассказывайте своему ребенку об испытаниях, выпавших на долю ваших предков, из которых они вышли с честью.

Если в детстве ребенок испытывал чувство жалости к другому человеку, радость от хорошего поступка, гордость за своих родителей, родственников, восхищение от соприкосновения с прекрасным подвигом, он приобрел свой эмоциональный опыт. Кроме того, изучение истории семьи не только способствует духовному сближению взрослых членов семьи и детей, но и является первым шагом в познании Родины, её традиций, истории.

З. Знакомьте своего ребенка с памятными и историческими местами своей Родины.

Помните, что воспитание маленького патриота начинается с самого близкого для него - родного дома, улицы, где он живет, детского сада, школы.

4. Даже если вам очень не хочется в выходной день отправляться с ребенком в музей или на выставку, в библиотеку, помните, что чем раньше и регулярней вы будете это делать, пока ваш ребенок маленький, тем больше вероятность того, что он будет посещать культурные заведения в подростковом возрасте и в юности.

Нам родителям, учить любить родину надо не словами, надо показывать и рассказывать за что любить.

5. Помните, что чем больше вы будете выражать недовольство каждым прожитым днем, тем больше пессимизма, недовольства жизнью будет выражать ваш ребенок.

6. Когда вы общаетесь со своим ребенком, пытайтесь не только оценивать его учебные и психологический проблемы, но и позитивные моменты его жизни (кто ему помогает и поддерживает, с кем бы он хотел подружиться и почему, какие интересные моменты были на уроках и после них).

7. Поддерживайте у ребенка стремление показать себя с позитивной стороны, никогда не говорите ему такие слова и выражения: «Не высовывайся!», «Сиди тихо!», «Не проявляй инициативу, она наказуема!» и т.д.

Важно подчеркивать общественное значение личных успехов в ребенке. Поощрение этих успехов развивает активность, как раз с этого часто начинается активный патриотизм.

8. Смотрите с ним передачи, кинофильмы, рассказывающие о людях, прославивших страну, в которой вы живете, позитивно оценивайте их вклад в жизнь общества. Обсуждайте, узнавайте мнение ребенка, выражайте свои позитивные мысли. Не научив ребенка ценить историческое прошлое Родины, нельзя воспитать в нем патриота. Гордость за свой народ, глубокое чувство любви к Родине, готовность защищать ее в трудную минуту, преклонение перед подвигом героев – все эти качества прививаются с детства.

9. Не взращивайте в своем ребенке равнодушие, оно обернется против вас самих.Наше отношение к ребенку это «бумеранг», который мы запускаем в будущее. Он непременно к нам вернется.

10. Как можно раньше откройте в своем ребенке умение проявлять позитивные эмоции, они станут вашей надеждой в старости!

В заключении хочется сказать, что патриотическое воспитание подрастающего поколения – это наша общая задача. Ведь каким будет наш завтрашний день, завтрашнее общество, какие в нем будут преобладать нравственные ценности – зависит в определенной мере от нас, взрослых: родителей и педагогов. И решать эту задачу нужно сегодня, сейчас, вместе!

ГБУСОН РО

СРЦ с. Дубовское

Рекомендации родителям:

«КАК

ВОСПИТАТЬ

В РЕБЕНКЕ

ПАТРИОТА?»

педагог – психолог: Дудкина С.В.

multiurok.ru