Урок по теме: "Как возникло земледелие и животноводство". Как возникло земледелие и скотоводство


Возникновение земледелия и скотоводства



Сравните с рисунком, изображающим древних людей на стр. 13.

Люди заняты сбором урожая, женщина жнет. Это говорит о том, что у них есть земледелие. Еще одна женщина готовит. Мужчины строят жилье. Оно просторное, из дерева. Крыши соломенные. Одежда из ткани, у них появилось ткачество. Глиняная посуда говорит о развитии гончарства. Мужчина идет с мотыгой. Рядом с ним собака, первое животное, которое приручил человек. Также на рисунке изображена свинья. Люди занимаются и животноводством. Они поселились возле реки, что бы быть возле воды, которая необходима для земледелия, животноводства, рыбной ловли, питья и можно быстрее передвигаться на плотах и лодках, нежели пешком.

Что такое родовая община? Чем отличалась родовая община от более ранних коллективов? Кто и как становился старейшиной?

Родовая община — это группа людей, которые вели свое происхождение от общего предка( человека или животного), являлись кровными родственниками. Совместно трудились, имущество было общим. Старейшина – это самый опытный и уважаемый в общине. Отличалась от более ранних коллективов тем, что была сплоченной, постоянная численность, кровное родство, выделяется верхушка. А первобытное стадо имело большую численность, состав непостоянный, объединение только для защиты от хищников и поиска пищи.

Какие изменения в жизни первобытных людей привели к приручению и одомашнению животных?

Перешли к оседлому образу жизни, занимались земледелием. Охотники были хорошо вооружены, обеспечивали лучше общину, делали запасы еды, поэтому часто не убивали сразу пойманных дитенышей животных, а приносили в поселение. Самых спокойных и послушных животных оставляли в живых, так они постепенно одомашнились.

На стоянках каменного века археологи находят даже собачьи захоронения... почему охотничью собаку первобытные люди хоронили порой с большим почетом?

Потому что она значимо облегчала жизнь охотника. Она брала след и выслеживала животных, она помогала догнать раненых животных, могла защитить человека.

Как возникло земледелие? Как развивались орудия труда земледельцев?

Люди занимались собирательством, собирали зерна, приносили на стоянки. Они заметили, что упавшие зерна в землю прорастали, а из одного зерна вырастал колос. Первые культуры – ячмень, просо, пшеница, рис. Деревья вырубали топором, пни и кустарники поджигали, пепелище обрабатывали мотыгой, только после этого сажали семена. Это был очень тяжелый труд. Вскоре на смену мотыге придет плуг, вместо мотыжного земледелия появится плужное.

Как занятия земледелием и скотоводством, по вашему мнению, помогли развитию ремесел?

Для хранения зерна и прочих продуктов изобрели глиняную посуду, начало развиваться гончарство. Плели корзины из прутьев. Земледельцы и скотоводы выращивали лен и разводили овец и коз, что подтолкнуло к появлению прядения и ткачества. Оседлый образ жизни требовал строительства жилья и хозяйственных сооружений. Так возникло строительство.

Объясните, почему керамику, прядение и ткачество не могли изобрести охотники и собиратели.

Потому что оседлый образ жизни, земледелие и скотоводство позволяли получить больше продукции и совершенствовать технологии. Людям не было необходимости переходить с места на место, они начинали накапливать блага. Например, для хранения зерна и прочих продуктов изобрели глиняную посуду, начало развиваться гончарство. В обществе собирателей и охотников не было необходимости в длительном хранении продуктов, они зависели от природы, переходили с места на место в борьбе за выживание.

Предположите, что изменилось в жизни первобытных людей благодаря объединению в родовые общины и племена.

Коллектив стал сплоченным, жили на одной территории и вели сообща хозяйство, имущество было общим. Защищали и заботились друг о друге. появилось деление на «свои» и «чужие», самое страшное – остаться одному. Появление первых правил и табу. Чтобы регулировать отношения внутри общины и племени, выделяется верхушка – старейшины, совет старейшин, вождь. Что говорит об усложнении общественных отношений.

Чем отличается матыжное земледелие от плужного?

Мотыжное земледелие позволяло возделывать небольшие участки земли и требовало больших усилий и времени. Если почва мягкая, то можно было возделывать почву, если условия оказывались неблагоприятными, то это значительно затрудняло развитие земледелия. Матыгой рыхлили почву. Появление плуга значительно облегчило жизнь людей. Плуг позволял поднимать пласты земли, быстрее ее обрабатывать, был удобен для поднятия дерна.

Как изменилась жизнь людей с переходом к земледелию и скотоводству? Какую оценку вы дадите этим событиям?

Этот период называют «неолитической революцией» и не зря. Это коренные изменения в жизни древних людей, которые стали толчком к появлению цивилизации. Люди стали меньше зависеть от природы, лучше обеспечивать себя продуктами, перешли к оседлому образу жизни, накапливали ресурсы, что также вызвало и появление племенной организации, а впоследствии вызовет появление имущественного расслоения и войн. Люди стали жить лучше, дольше и комфортнее.

Объясните значение слов и понятий:

Присваивающее хозяйство - хозяйство с преобладающей экономической ролью охоты, собирательства и отчасти рыболовства, что соответствует самой древней стадии хозяйственно-культурной истории человечества. Человек берет все от природы в готовом виде.

Производящее хозяйство - хозяйство, при котором основным источником существования являются выращиваемые культурные растения и домашние животные.

Керамика – обожженная глина.

Какое первое животное приручил человек и почему?

Собака. Основным занятием была охота, собака помогала охотнику. С переходом к скотоводству – она помогала следить за животными. Она брала след и выслеживала животных, она помогала догнать раненых животных, могла защитить человека.

resheba.com

§ 3. Возникновение земледелия и скотоводства

§ 3. Возникновениеземледелия и скотоводства

1. Переход первобытного человека к земледелиюи скотоводства

Благодаря использованию огня, изобретениюлука и стрел первобытные люди разнообразили свое питание, научились защищатьсебя от холода и хищников. Постепенно их жизнь становилась более длительным, вследствиечего возросла численность населения планеты. Если австралопитеков 3 млн.лет назад, по оценкам ученых, насчитывалось около 1 млн., токроманьонцев - 8 тыс. лет назад - около 5,5 млн. человек.Вооруженный луком и стрелами, копьем и ножом первобытный охотник впольовував ужебольше животных. Сборщик опустошал природу той местности, где проживал. Животныхстановилось все меньше, камень, пригодный для изготовления орудий труда, было всетруднее найти. Вставала проблема выживания первобытного человека.

Наконец, тысячелетний опыт инакопленные знания об окружающем мире подсказывали выход из сложногоположения. Первобытный человек начала не только брать у природы, но и восстанавливатьее богатства. Люди давно заметили, что зерна растений, которые попадали в рыхлыйгрунт, впоследствии прорастали. Также они поняли, что маленьких зверюшек, найденныхво время охоты, не надо убивать. Люди начали сознательно сеять зерно иприручать и разводить животных. В мезолите приручили собаку. Он был вернымпомощником человека во время охоты и охранником жилья.

В разных частях нашей планеты былиодомашнены различные животные и птицы. В Китае - собака, свинья, курица,утка, гусь. В Индии - буйвол, кошка, курица. В Передней Азии одомашнилиовцу, козу, крупный рогатый скот, лошади, одногорбого верблюда. Домашние животныедавали людям мясо, молоко, мех, шерсть.

Так постепенно в неолите первобытныелюди перешли от собирательства и охоты к земледелия і скотоводства,т.е. от привласнювальних методов хозяйствования к воспроизводственных. Этотпереход английский археолог Гордон Чайлд (1892–1957 гг.) назвалнеолитической революцией. Земледелие распространилось на землях с наиболееблагоприятными условиями: теплым климатом, плодородными почвами, дикими злаками. Такиепочвы были на территориях, получивших название «плодородный полумесяц». Здесьвыращивали горох, рожь, пшеницу. На берегах реки Хуанхэ в Китае 7 тыс.лет назад начали выращивать просо и сою. На Американском континент 5тыс. лет назад научились культивировать кукурузу, тыкву, фасоль, хлопок.

 

 

Интересно знать

«Плодородныйполумесяц » - Так называют территорию Палестыны, Ливана, Сирии, Центральной и Южной Турции, части Двуречья, Ирана и Средней Азии. Именно здесьвпервые начали выращивать зерновые культуры и одомашнили животных.

 

Изобретение земледелия и скотоводства,по мнению ученых, определило будущее человечества. Отныне появились невиданные ранееперспективы для увеличения необходимого для жизни человека пищи. Земледелиеобеспечивало человека постоянным количеством необходимых продуктов, производства которыхона могла контролировать. Скотоводство было не только источником мяса, кожи и жиров,но, впоследствии, когда человек научился доить скот и молочных продуктов.Скот стала также использоваться во время пахоты, перевозка грузов,верховой езды. Новые формы хозяйствования сделали возможным оседлая жизнь.Вследствие этого появились поселки с добротными домами и хозяйственнымисооружениями.

В неологии было также осуществленонесколько не менее важных по значению открытий. Человек научилсяиспользовать глину. Сначала она обмазывали ею стенки домов, впоследствии -начала их возводить из кирпича-сырца, а позднее из жженого кирпича. Огромнымдостижением стало появление керамики - фактически первого искусственного материала,изобретенного человеком. Это изобретение значительно изменил пищевой рацион человека. Отнынепоявилась возможность потреблять вареную, жареную и печеную пищу. Еще однимдостижением этой эпохи стало совершенствование техники производства памятных орудийтруда. Распространились методы шлифовки, сверления и пиления камня. В периоднеолита был изобретен прядения. Вместе с прядением возникло ткачество, врезультате чего человек создал еще один искусственный материал - ткань.

 

Разновидности кожаной одежды эпохи неолита

с тканевыми элементами - опличчя и брюками

 

Разнообразие форм деятельностипривело к формированию новых отношений собственности. Результате чего на смену старомуколлективизма пришла отдельная семья, которая владела участком земли, скотом,инвентарем, производимыми продуктами. Семьи объединились в родовые общины.Родственные роды составляли племя. Так появились новые формы взаимосвязей междулюдьми.

Развитие воспроизводственногохозяйства в период неолита сделал возможным значительный рост населения земногошара: за это время оно увеличилось с 5 до 80 млн. человек. Значительная егочасть перешла к оседлой жизни.

 

Интересно знать

1. Чтобы прокормитьтечение года одного охотника и собирателя, необходимо было около 10 км2,а одного земледельца - 0,5 км2. Развито земледелие в эпоху бронзы даваловозможность прокормить одного человека 0,1 км2.

2. Дикую овцу былоодомашнены 1 тыс. лет назад в Турции, Иране, Ираке, дикую козу -10 тыс. лет назад в Иране, дикого тура - 8.5 тыс. лет назад в Турции,некоторых кабана - 9 тыс. лет назадв Турции.

 

2. Сервиструда

В неолите человек усовершенствовала своеумение обрабатывать камень, дерево, рог и кость. Разнообразнее не толькоорудия труда, но и способы их изготовления. Если раньше человек, изготавливаяорудия труда, только обивала камень, то теперь она его сверлила, шлифовала,пилила. Сверлили с помощью полой кости. ее ставили на камень ибыстро крутили, подсыпая под нее песок. Много времени потребовалось, чтобысделать в камне маленькое отверстие. Также больших усилий потребовало и шлифования. Сначала делали каменнуюзаготовку и, обивая, оказывали ей нужную форму. Затем заготовку шлифовалис помощью трамка песчаника, подсыпая песок на поверхность, которую обрабатывали, иполивая ее водой. Пилили с помощью зазубренных каменных пластин -пыльцу.

Кость, рог и камень, обработанныеТаким образом, использовали для изготовления стрел, копий, скребел, игл,гарпунов, крючков. В неолите появились каменные топоры для вырубки кустарникови деревьев.

Из камня изготавливали и земледельческиеорудия труда. Вместо палки-копачкы, служившую для выкапывания из землипитательных корешков, земледелец начал пользоваться мотыгой. Это была палка с загнутым концом или крючком из костиили рога.

Впоследствии появилось рало. Первое рало былочрезвычайно простым. К острой палки привязывали веревку. Один человек тянулаза веревку, а другая палкой разрыхляли землю. В борозды, которые образовывались,бросали семена. Собирали урожай серпом, изготовленным из дерева или кости скремневыми вставками. Затем зерно размалывали на плоском камне-зернотерци,впоследствии изобрели жернова.

 

3. Возникновениеремесел

Долгое время ученые считали, чтовозникновения ремесел было непосредственно связано с переходом к земледелию искотоводства. Но выяснилось, что процесс возникновения ремесел был неодновременным вразных местностях. Так, в Греции земледелие появилось раньше, чемгончарство, а в Скандинавии и Испании оно было освоено позже ремесла.

Мастерские, где изготавливали орудиятруда, появились еще в палеолите, более 150 тыс. лет назад. Чащеони располагались в поселениях или на территории, где было много пригодногодля обработки камня, его оставил, отступая, ледник. В неолите (около7 тыс. лет назад) камень добывали сделанными из рога мотыгами и киркамив шахтах, которые имели глубину до 2 м.

В неолите широкое распространение получилогончарство. Человек уже имел опыт изготовления посуды из черепов животных,панцирей черепах, из древесины или камня. В неолите она началаиспользовать для этого другой материал - глину. Сначала люди сделан изглины посуду высушивали на солнце. Через некоторое время они поняли, что глиняныеизделия, обожженные на огне, гораздо прочнее, а значит служить дольше. Такчеловечество изобрело первый искусственный материал - керамику.

Первый глиняный сосуд был простым поформе, имел острое или округлое дно. Лепили его руками из глиняных лент в такназываемый жгутовых способ и обжигали на открытых очагах. Для прочности вглиняное тесто добавляли песок, траву, толченых раковин. Используяостродонная посуду, его зарывали в землю или помещали в ямки, раскладываявокруг огонь. В конце неолита появился посуду с плоским дном. Это свидетельствует,что человек стал пользоваться столом и печкой.

Внешняя поверхность посуды покрываласьорнаментом из разнообразных узоров ямок, прочерченных линий, отпечатковгребенчатого штампа и т.д. По мнению ученых орнамент отражал сдвиги,произошли в сознании земледельческих народов, новых возможностей мышлениячеловека. Отныне она не копировала природу, а передавала ее символами. Вузорах орнамента закодировано представления человека о строении вселенной, окружающийпредметный и природный мир, ее попытки склонить на свою сторону природные силы изащититься от вражеских. Однако ответа на то, какую именно информацию оставилинеизвестные авторы орнаментов сих пор нет.

Керамическая посуда с местнымиособенностями изготовления, разнообразием форм и орнаментов сегоднясвоеобразной визитной карточкой каждой археологической культуры.

С изобретением в IV тыс. до н.э.(Свыше 5 тыс. лет назад) гончарногокруга посуда изготовляли в большем количестве, разнообразя исовершенствуя его формы.

С плетения родилось искусство ткать.Сначала древние из шерсти или волокон диких растений вили крепкие веревки, сплеталисетки для рыбалки. Впоследствии научились сворачивать не грубую веревку, а тонкую нить.Тонкие нити, плотно переплетены, образовывали ткань, которая была эластичной,приятной на ощупь, чем кожа, из которой раньше делали одежду. Ткань такжелегче было сшить. Постепенно научились прястьнити. Их изготавливали из тех же материалов - шерсти и растительных волокон, иверевки. Древние ткачи делали деревянную раму. На ней привязывали рядами многонитей, которые служили основой ткани, а затем их переплетали другими нитями.Это устройство было древнейшим ткацким станком.

Все для человека неолита было впервые:первый зернотерка, первые жернова, первый горшок, первый ткацкий станок. Кто былизобретателем этих вещей, мы никогда не узнаем. Но, безусловно, люди тех временбыли творческими, упорно работали, используя накопленный опыт.

 

4. Обмен

Не всегда у человека было все необходимоедля изготовления орудий труда или для обработки земли. Иногда не хватало материалаили человек не имел достаточно времени или умений, чтобы изготовить необходимые вещи. Между отдельными родами зарождаетсяобмен материалами, орудиями и результатами труда. Так, археологи исследовали,что уже в палеолите камень от мест добычи в Средиземноморье перевозилиза сотни километров как морем, так и сушей. Скотоводы и земледельцы такжеобменивались между собой произведенной ими продукцией: шкурами, шерстью, мясом,молоком, зерном, овощами, а также ремесленными изделиями. Возможно, одновременновозникло и вопрос: «Сколько каменных топоров нужно отдать, чтобы получитьвзамен быка? »Так появилась потребность в предметах, которыми первобытный человекпользовалась так же, как мы пользуемся деньгами. Ими могли быть какнебольшие раковины каури, так и крупные животные, например быки. Обмен был первымшагом к возникновению торговли.

 

Вопросы изадачи

1. Почему первобытные люди перешлик земледелию, ведь их опыт собирательства и охотничьи орудияпредоставляли возможность прокормиться и иметь свободное время?

2. Где впервые возникло земледелие?

3. Какие новые способы обработки камняизобретены в неолите?

4. Почему у первобытных людей возниклапотребность в обмене?

5. Как первые ремесла изменили жизньчеловека?

6. Почему у оседлых народов керамическиеизделия были с плоским дном?

 

 

ukrmap.su

"Как возникло земледелие и животноводство"

Дата Урок № География 5 кл

Тема:  Как возникли земледелие и животноводство.

Цель:  сформировать представление о первом возникновении земледельца, о взаимодействии человека и природной средой.

Задачи урока: определить приспособления человека к различным природным условиям.

Планируемые результаты:

личностные: осознают важность изучения окружающего мира;

проявляют интерес к работе с картой; осознают влияние природы на жизнь человека;

метапредметные : развитие мышления, внимания, умения анализировать, выделять главное, делать выводы;

предметные: выяснить, как возникло земледелие и животноводство.

Тип урока: урок усвоения новых знаний.

Оборудование: учебник, тетради, атласы.

Ход урока.

1.Организационный момент.

Задача: Подготовка к работе на уроке.

2.Проверка д/з. Как человек стал расселяться на Земле?

3. Мотивация учебной деятельности учащихся. Сообщение темы, цели урока.

Учитель. На земном шаре сегодня проживает 8 млрд человек. Люди заселяют все материки планеты. Неосвоенных территорий почти не осталось. Даже в суровой Антарктиде на научных станциях живут люди. Однако все мы нередко задаём вопрос: Когда и как они себе добывали пищу? Тема урока….

4. Восприятие и первичное осознание нового материала.

Учитель.

Земледелие – возделывание, обработка земли с целью выращивания с/х растений.

Скотоводство – разведение крупного и мелкого рогатого скота для получения мяса, шкур и других продуктов.

Люди использовали для жизни то, что даёт природа, т. е. занимались присваивающим хозяйством.

Но примерно 10 тысяч лет назад человек занялся земледелием и скотоводством, т.е. перешел от присваивающего хозяйства к производящему хозяйству. Ученые считают, что земледелие зародилось в Ю-З Азии, так как именно там произрастали дикорастущие злаки: ячмень и пшеница.

 Как же появилось земледелие и скотоводство? Что это дало людям?Рассказ учителя.

1. Однажды люди заметили, что зерна просыпанные у входа в пещеру дали всходы. Тут-то им и пришла мысль, что таким образом можно выращивать пищу.Женщины стали рыхлить землю при помощи мотыги и бросать в землю зерна. Так появилось земледелие. Кроме мотыги в земледелии применялись каменный топор и серп.При помощи топора вырубали деревья и кустарник, затем выкорчевывали пни, и все сжигали. Пепел перемешивали с землей. Он выступал в качестве удобрения. Урожай собирали при помощи серпа, изготавливавшегося из кости. В серп, вставляли каменные лезвия.Полученное зерно перетирали в муку на каменных зернотерках, затем ее смешивали с водой и полученную массу выпекали у костра на углях. Поскольку обрабатывать землю примитивными орудиями труда и охотится в одиночку было очень трудно, поэтому несколько родов, во главе которых стояли старейшины, объединились в племя. Племенем управлял совет старейшин. Земледелие приводит к возникновению новых форм общественной организации, так как возникает необходимость масштабных коллективных действий. Первые земледельцы появились в Передней Азии (полуостров Малая Азия и области, прилегающие к нему). Именно в этих местах и были найдены самые древние поселения земледельцев. Основание их произошло 10 000 лет назад. Затем из этих мест земледелие стало постепенно распространяться по всему миру.

2. Однажды, охотясь на диких зверей, охотники забрали детенышей, откормили, те привыкли к ним. Люди поняли, что легче не охотится на диких животных, а забирать (приручать) их детенышей и откармливать. Страх перед голодом заставлял людей оставлять про запас детёнышей животных, за которыми ухаживали, которых растили и разводили. Последствие - всегда есть запасы еды. Так зародилось скотоводство.  Овцы, козы, коровы, свиньи, кошки были приручены не менее 8-10 тысяч лет назад. Собаку приручили около 12 тыс. лет назад.

Домашние животные служили не только живым запасом мясной пищи, но и как средство транспорта. От них стали получать ценные шкуры и, даже шерсть (для стрижки овец понадобились хотя бы примитивные бронзовые ножницы). Человек первобытного (родового) общества был уже настолько искусным животноводом, что стал сознательно изменять животных и разводить таких, которые были ему наиболее полезны. Теперь благосостояние людей зависело только от их труда.  3. Скотоводы начали разводить коз и овец, которые одновременно давали мясо, шерсть, молоко. Возникали и ремесла. С развитием хозяйства люди стали больше уделять внимание изготовлению орудий труда и домашней утвари. Глиняная посуда позволяла людям варить пищу, лучше сохранять жидкость. Издавна люди плели корзины из прутьев и обмазывали их глиной. Глина размокала, если в корзину попадала вода. Однажды, когда корзина попала в огонь, глина обгорела и стала твердой. В это же время появилось ткачество. Был изобретен простейший ткацкий станок. Нити делали изо льна, или пряли из шерсти животных. У людей появилась льняная и шерстяная одежда, и они стали более защищенными перед непогодой.Древние люди освоили довольно сложные для того уровня технологии. Первобытный сверлильный станок, при его помощи люди сверлили отверстия в каменных топорах и затем вставляли в них древко.  4. Для людей все в природе было одушевленным. Мир, по их мнению, был населен духами.Самые могущественные духи назывались богами. Если все вокруг живое, то со всем можно договориться – нужно только обратить к богам просьбу – молитву. Для получения хороших урожаев и добычи на охоте первобытный человек обращался к своим богам и приносил им жертву. Своих богов люди вырезали из дерева, лепили из глины, высекали из камня и т.д.Изображения богов назывались идолами. Чтобы не разгневались боги, к идолам приносили жертвы.  5.  Поскольку обрабатывать землю примитивными орудиями труда, и охотится в одиночку, было очень трудно, поэтому несколько родов, во главе которых стояли старейшины, объединились в племя. Племенем управлял совет старейшин. Увеличение численности родовых общин приводит к тому, что на одной территории людям становится тесно. Часть сородичей уходят на соседние земли, образуя братские родовые общины - племя. Все важные решения вождь принимал вместе с советом старейшин и народным собранием. Племена могли воевать друг с другом из-за добычи или земель. Люди уходили в другие места в поисках новых земель. ФИЗПАУЗА.

6. Работа с учебником.

Учитель.

Переход от присваивающего хозяйства к земледелию и животноводству ознаменовал важный этап в развитии человечества: благодаря лучшему питанию увеличилась продолжительность жизни людей, в результате чего начался устойчивый рост населения планеты. Прочтите текст «Как люди приспосабливались к условиям жизни?»

5. Первичное закрепление усвоенного материала.

1.Когда появилось земледелие? (10тысяч лет назад).

2.Как появилось земледелие? (женщины заметили, что семена дикорастущих культур, упав на землю, на следующий год дают там всходы).

3.Какими орудиями труда возделывали землю первые земледельцы? (деревянной мотыгой палкой с сучком).

4.Чем убирали урожай? (серпом, сделанным из кости с каменным вкладышем).

5.На чем растирали зерна? (на зернотерках).

6.Чем очищали участок для посева? (каменным топором).

7. Какое значение имело земледелие для людей? (Оно давало пищу, теперь люди понимали, что ее можно получить, приложив свои усилия.)

8. Из чего была сделана первая одежда первобытного человека? (из шкур диких животных)

6.Подведение итогов урока.

Заключение. Земледелие зародилось из собирательства, а скотоводство – из охоты.

Каким образом появление земледелия и скотоводства изменило жизнь человека? С появлением земледелия и скотоводства люди стали меньше зависеть от сил природы, и больше от собственного труда. Люди перестали кочевать с места на место в поисках пропитания, и перешли к осёдлому образу жизни.

7.Рефлексия.

Что вы узнали нового?

Что показалось интересным?

Почему?

Могут ли полученные сегодня знания пригодиться в жизни? О чём хотели бы узнать ещё?

8.Домашнее задание:

infourok.ru

Зарождение и развитие земледелия и скотоводства

Древним людям было хорошо известно, что самое главное условие для выживания – это еда, поэтому зарождение земледелия и скотоводства было обусловлено природной необходимостью.

Как мы уже с вами знаем, важное место в жизни древних первобытных людей занимала охота и собирательство. Однако ни процесс охоты, ни процесс собирательства в полной мере не зависел от стараний и желаний людей. Ведь природа капризна и изменчива, то дождь зальет, то засуха высушит все вокруг, то лесной пожар уничтожит дотла все плоды и деревья, и прогонит зверей.

Но не только собиратели могли остаться ни с чем. Охотники также не были уверены в благополучном исходе охоты: могли вернуться, груженые добычей, а могли пробегать целый день впустую, не найдя добычу.

Возможно, так продолжалось долго; однако, в один прекрасный день женщины заметили, что там, где обычно перетирали камнями зерна, выросли колоски, которые были поразительно похожи на те, с которыми работали ранее. Первобытные женщины догадались, что это те зерна, которые упали на землю, дали свои всходы. На следующий раз, уже специально, женщины рассыпали зерна – и сторицей были вознаграждены их усилия, - ведь там, где посажено было одно зернышко, вырастал целый колосок. Теперь древним людям не нужно было бродить целыми днями, выискивая съедобные растения, и они могли выращивать их сами.

Еще одним достижением первобытных людей стало разведение животных. Получилось это так: охотники, убивая на охоте дикого зверя, например, свинью, приносили домой ее оставшихся одних детенышей. Жили молодые зверята в своем загоне, их кормили, молодняк постепенно вырастал… и тут оказалось, что у людей теперь есть свои собственные животные, то есть еда выращена рядом с домом.

Вот так и произошло возникновение земледелия и скотоводства, вследствие чего люди стали более независимыми от переменчивой и непостижимой на то время природы.

 

www.vseznayka.kiev.ua

Возникновение земледелия и скотоводства

Урок истории в 5 классе

Цели: подвести учащихся к пониманию того, что скотоводство и земледелие — величайшие открытия человечества, которые привели к созданию надежных источников питания людей; продолжить формирование умений подтверждать выводы примерами, пересказывать содержание учебника, описывать факты (орудия труда, условия жизни, способы охоты).

Оборудование: карта мира, атласы по истории Древнего мира.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Актуализация опорных знаний учащихся по теме «Возникновение искусства и религиозных верований»

1. Подготовка устного ответа по карточке № 4.

КАРТОЧКА № 4

Подготовь развернутый ответ на вопрос: «Почему появилась религия и искусство?»

Для этого вспомни:

— Как была найдена впервые пещерная живопись?

— Что произошло в пещере Альтамира в северной Испании с археологом Саутуолой?

— Что обозначает понятие «искусство»?

— Почему древние люди чаще всего изображали животное, которого поразил своим оружием человек?

— Почему в могилы люди клали различные предметы?

Сделай вывод.

Примерный ответ учащегося

Археолог Саутуола проводил раскопки в пещере Альтамира в Испании. Маленькая дочь заметила на потолке изображение быков. Оказалось, что эти рисунки делали древние люди. Так появилась живопись и искусство. Они иногда изображали быков, пораженных копьями. Почему же эти рисунки помещены глубоко в пещерах? Ученые не знают пока. Чтобы охота была удачной, человек дотрагивался до изображения животного своим оружием. Так появилась сверхъестественная связь между людьми и их рисунками. Человек не мог объяснить сложные явления природы. Поэтому появилась религия, то есть вера в сверхъестественные существа.

2. Работа с классом. Решение логических задач.

Известно, что в древности одни племена добывали огонь трением, другие — высеканием искры путем удара камень о камень. Во время праздников вторые добывали огонь трением.

—  Какой способ добывания огня более древний? (Так как вторая группа племен добывала огонь во время праздников трением, то, следовательно, этот способ был им известен. А так как они этот способ применяли по праздникам, то можно сделать вывод, что он был более древним. Ведь если бы он был более совершенным, чем высекание, то его применяли бы все время, а не только в праздники. Поскольку это не так, то значит, он был менее совершенным, а в праздники о нем только вспоминали.)

3. Тест (на усмотрение учителя, как один из вариантов работы с классом).

4. Развернутый ответ учащегося по карточке № 4.

III. Переход к изучению новой темы

Итак, мы знаем, что миллионы лет люди жили за счет того, что давала им природа. Такой тип хозяйства называется присваивающим. Но примерно 10 тыс. лет назад человек занялся земледелием и скотоводством, т. е. перешел к производящему хозяйству.

—  Как появилось земледелие и скотоводство? Что это дало людям?

IV. Изучение новой темы

План

1) Мотыжное земледелие.

2) Скотоводство.

3) Обработка глины и ткачество.

4) Племя.

На доске: тема урока, новые слова: зернотерка, керамика, старейшина.

1. Самостоятельная работа с текстом учебника.

Прочитать п. 1 на с. 18 Вигасина или п. 4 на с. 29 Михайловского.

2. Беседа по прочитанному:

—  Когда появилось земледелие? (10 тыс. лет назад.)

—  Как появилось земледелие? (Женщины заметили, что семена дикорастущих культур, упав на землю, на следующий год дают там всходы.)

—  Какими орудиями труда возделывали землю первые земледельцы? (Деревянной мотыгой — палкой с сучком).

—  Чем убирали урожай? (Серпом, сделанным из кости с каменным вкладышем.)

—  На чем растирали зерна? (На зернотерках.)

—  Чем очищали участок для посева? (Каменным топором.)

—  Какое значение имело земледелие для людей? (Земледелие давало пищу, теперь люди понимали, что ее можно получить, приложив свои усилия.)

3. Работа с картой.

—  По легенде карты (с. 7 Вигасина) определите, каким цветом обозначены районы древнейшего земледелия. (Зеленым.)

—  Как называется этот район? (Западная Азия.)

—  Закрасьте на контурной карте древнейший район земледелия.

4. Рабочая тетрадь (вып. 1), задание № 12.

5. Сообщение наиболее подготовленного ученика по теме «Как возникло скотоводство».

6. Рассказ учителя.

Мы уже знаем, что древние люди жили родовыми общинами. Поскольку обрабатывать землю примитивными орудиями труда и охотиться в одиночку человеку было бы очень трудно, поэтому несколько родов, во главе которых стояли старейшины, объединились в племя. Племенем управлял совет старейшин.

(Учитель рисует схему на доске.)

— Совет старейшин

                — Племя

                               — Род

                               — Род

                               — Род

Для получения хороших урожаев и добычи на охоте первобытный человек обращался с молитвой к своим богам и приносил им жертву. Своих богов люди вырезали из дерева, лепили из глины.

V. Закрепление изученного материала

1. Рабочая тетрадь (вып. 1), задание № 10 (с. 12).

2. Выполни задание.

— Первобытные люди сделали много открытий, которые сохранили значение до настоящего времени. Назовите наиболее важные из них. Как люди использовали эти открытия? Объясните связь между трудовой деятельностью первобытных людей, их открытиями и полезными наблюдениями над природой. (Первобытные люди научилась добывать огонь, изобрели лук и стрелы, начали заниматься земледелием и скотоводством, научились из глины лепить посуду, придумали лодки, колесо.)

VI. Подведение итогов урока

Домашнее задание: прочитать § 4 Вигасина; составить рассказ по вопросу «Как появилось земледелие и скотоводство?»; уметь объяснять понятия «старейшина», «племя», «производящее хозяйство», «присваивающее хозяйство»; рабочая тетрадь (вып. 1), задание № 13.

Дополнительный материал

О древнейшем способе изготовления глиняных сосудов можно судить по этнографическим наблюдениям Н.Н. Миклухо-Маклая, изучавшего жизнь и быт папуасов Гвинеи. Он писал: «Орудия, употребляемые для выделки горшков, ограничиваются двумя или тремя дощечками и парой круглых, немного приплюснутых с обеих сторон камней. Сперва с помощью плоской палочки делается из глины верхний ободок горшка, который оставляют сушиться на солнце. Когда он немного подсохнет, к нему мало-помалу прилепляются по кускам остальные стенки, которые выравниваются. Правильная форма горшку придается тем, что, держа горшок на коленях, женщины просовывают левую руку с круглым или плоским камнем в горшок, подставляя его к внутренней поверхности стенки, а правой рукой ударяют дощечкой по соответствующему месту на внешней стороне и выравнивают при этом как поверхность, так и толщину горшка. Когда горшок готов, его сперва сушат на солнце, а потом обжигают на слое хвороста, обкладывая листьями, тонкими прутьями и т. п. Положив горшки в несколько рядов один над другим и обложив кучу мелким легким хворостом, поджигают костер.

Все горшки приблизительно одной формы, хотя разной величины. Украшений на них мало: иногда ряд точек вокруг горла и род звезды, иногда те же украшения выдавлены ногтем».

Крушкол Ю.С., МурыгинаН.Ф., Черкасова Е.А. Хрестоматия по истории Древнего мира. М., 1987. С. 15-16.

ayratmusin.ru

Первые виды земледелия (мотыжное, подсечно-огневое, пахотное) и скотоводства (домашнее, отгонное). Неолитическая революция | История. Реферат, доклад, сообщение, краткое содержание, лекция, шпаргалка, конспект, ГДЗ, тест

Десять тысяч лет назад на планете значительно по­теплело, закончился ледниковый период. Наступали времена неолита.

Человек научился изготавливать более удобные и прочные орудия труда. Женщины, собирая дары приро­ды, замечали, что зёрна, упавшие в мягкий грунт, про­растают. Это подтолкнуло людей к мысли попробовать выращивать съедобные растения, возле своего жилья. Для этого предварительно разрыхляли грунт палками-копалками. Со временем изобрели мотыгу. Так заро­дился первый способ земледелия — мотыжное.

Неолит — новый каменный век, период перехода от собирательства и охоты к скотоводству и земледелию (около VI-III тыс. лет до н. э.).

Мотыжное земледелие. Возникло в Северной Африке и в Азии

Со временем земледелие распространяется в мест­ностях и с не очень благоприятным климатом — на се­вере. Там люди должны были расчищать земли для посева. Для этого деревья вырубали, корчевали пни, и всё это сжигали. Золу мотыгами запахивали в землю, в результате чего она становилась более плодо­родной. Так появился ещё один способ земледелия — подсечно-огневой. Так у людей появились зерно, бобы, фрукты, овощи, растительное масло, хлеб.

Пахотное земледелие

Началось одомашнивание животных, мясо которых употребляли в пищу. Возникает домашнее скотоводст­во. Люди стали использовать шерсть и шкуры живот­ных. Животные были тягловой силой для вспахивания поля, перевозки грузов, езды верхом. Использование животных при обработке земли привело к появлению пахотного земледелия.

Это была тяжёлая работа, которой занимались мужчины. Всё более возрастала их роль в хозяйство­вании. Они приносили из леса детёнышей животных, оставшихся без родителей или отбившихся от стада. Поросят, козлят, телят не убивали, а откармливали в специальных загонах. Большинство одомашненных животных питалось растительной пищей. Исключение составляли собаки, жившие рядом с людьми.

Древний скотовод

Со временем домашний скот (стадами, табунами) на­чали выпасать на лугах, перегоняя его с места на место под присмотром и охраной. Так из домашнего образова­лось отгонное скотоводство. Им занимались преиму­щественно мужчины, которые теперь стали главными поставщиками и производителями продуктов питания.

Женщины присматривали за домашним хозяйст­вом. В таком случае главная роль в человеческом кол­лективе переходит к мужчинам. На смену матриархату приходит патриархат.

Патриархат (с древнегреч. слов pater — отец и arche — власть) — форма организации рода, при которой ведущее место принадлежит мужчинам.

Со временем народы, избравшие земледелие глав­ным видом хозяйствования, остаются постоянно жить на определённой территории. Они становятся оседлы­ми народами. А те, которые избрали для себя главным занятием отгонное скотоводство, переходили с места на место в поисках новых пастбищ. Со временем они стали кочевниками. Итак, разные виды хозяйствования обусловили и разный образ жизни древних людей — оседлый и кочевой.

С возникновением земледелия и скотоводства люди не получали от природы в готовом виде продукты пита­ния, а производили их. Так пришло в упадок присваи­вающее хозяйствование, его сменило производящее хозяйство. Новый способ ведения хозяйства изменил трудовую деятельность человека, поэтому учёные наз­вали этот период неолитической революцией.

Производящее хозяйство — способ хозяйствования, при котором человек не брал у природы продукты питания, а производил их.

Неолитическая революция — это переход челове­чества от собирательства и охоты (присваивающее хо­зяйство) к земледелию и скотоводству (производя­щее хозяйство), относящийся к периоду неолита. Материал с сайта http://worldofschool.ru

Результаты неолитической революции

Земледелие

Скотоводство

Ремесло

мотыжное

пахотное

подсечно-огневое

домашнее

отгонное

обработка металлов

гончарство

ткачество

На этой странице материал по темам:
  • Возникновение земледелие и скотоводства реферат

  • Скачать реферат по истории родовая община

  • Жизнь первобытных на планете

  • Почему земледелие сначала возникло в районах с тёплым или умеренным климатом

  • Виды пашечного земледелия

Вопросы по этому материалу:
  • Почему земледелие сначала возникло в районах с тёплым или умеренным климатом?

  • Какие виды земледелия вы знаете?

  • Какие виды скотоводства вы знаете?

  • Как изменился образ жизни первобытных людей в ходе неолити­ческой революции?

worldofschool.ru