Объект исследования - это... Определение, примеры. Объект исследования как определить


Объект и предмет в курсовой работе: как определить и написать

Введение курсовой обязательно содержит определение объекта исследования и его предмета. Первый очерчивает область изыскания, второй кратко передает содержание работы, конкретизируя проблему, рассмотренную автором. Корректная формулировка этих двух пунктов помогает правильно организовать подготовку к написанию и гарантирует, что тема будет раскрыта полностью.

Что такое объект и предмет исследования

Схематично объект и предмет курсовой находятся в иерархических отношениях уточнения:

Объект в курсовой работе - это одной из явлений или отдельно взятый процесс действительности, изучаемые в рамках заданной темы, находящейся в поле определенной научной дисциплины.

Каждый объект содержит несколько предметов. Задача студента состоит в том, чтобы выявить определенную актуальную проблему и подробно рассмотреть ее, остальные стороны и составляющие объекта могут оставаться в стороне.

Предмет в курсовой работе - это важные с практической или теоретической точки зрения аспекты, особенности, свойства объекта, анализируемые в соответствии с темой и спецификой отрасли науки.

Например, в медицине: объект человек, предмет опорно-двигательный аппарат. Конечно, есть еще и другие системы, но для автора на данном этапе значение имеют вопросы, касающиеся функционирования только этого комплекса, поэтому они становятся предметом изучения.

Объект и предмет всегда соотносятся как общее и частное:

Любой объект научного исследования включает бесконечное множество предметов. К примеру, если объект - фонетическая система английского языка, то в качестве предмета могут рассматриваться гласные или согласные звуки, дифтонги, трифтонги, диалектные варианты произношения звуков и так далее.

Изначально правильно определить предмет курсовой работы важно для самого студента. Так удастся сузить круг поиска базового материала: подбирая литературу, не придется перечитывать тонны книг и штудировать тысячи тематических сайтов - искать источники по конкретному вопросу самой широкой темы проще и быстрее.

Как определить предмет и объект курсовой работы

В большинстве случаев объект уже обозначен в теме, из него и указанной цели вытекает предмет. Если изначально объект установлен слишком размыто, а предмет - пространно, нарушится логическая цепочка взаимосвязей и тему курсовой невозможно будет раскрыть.

Гораздо продуктивнее подходить к формулированию, руководствуясь принципом «от конкретизации к подробной детализации».

К примеру, объект - педагогический коллектив школы. Это означает, что предметом должен стать анализ одной из его характеристик: возрастного состава, образовательного уровня, численности штата, структуры. Но о научной актуальности и новизне тоже не стоит забывать. Если кто-то уже успел написать об особенностях организационного устройства педколлектива, то придется проявить креативность и найти неизученные нюансы или применить другие подходы, методы исследования. Допустим, описать факторы, оказывающие влияние на структуру или провести сопоставительный анализ.

Маленькая хитрость: часто для курсовых работ предмет исследования - это элементарное повторение темы или вычленение из нее самого важного.

Примеры, как написать

Пример № 1 - прямое цитирование названия.

Пример № 2 - детализация.

Пример № 3 - выделение ключевого момента.

Точное указание объекта и предмета в курсовой помогает рецензентам и заинтересованным читателям составить верное представление о содержании работы, поскольку ее название не всегда точно передает суть исследования.

edunews.ru

Как определить объект и предмет курсовой работы

Несмотря на то, что процесс создания курсовой работы повсеместен и является наиболее простым представлением научной деятельности, у многих учащихся, особенно на первых курсах, возникает ряд сложностей. Одна из таких сложностей – как определить объект и предмет курсовой работы.

Обучаясь в среднетехническом, среднеспециальном или высшем учебном заведении, студенты часто сталкиваются с проблемой написания курсовых работ. Поскольку курсовой проект является одной из разновидностей научного труда студентов, она подчиняется всем правилам оформления научный работ и, чаще всего, требует практической составляющей в виде сбора данных, математических расчетов, анализа полученных результатов, применения всевозможных методов и постановку выводов.

Любой курсовой проект начинается с вводной части (или просто введения), обязательно включающего в себя актуальность, цель и задачи выполнения исследования. Также в ней должны быть отражены объект и предмет курсовой работы. Стоить отметить, что наличие актуальности, правильно поставленных задач, определенных объекта и предмета проекта является признаком качественно выполненного курсового проекта. При проверке именно эти элементы первыми проверяются на уровень требуемого соответствия.

Если обозначение цели основывается на названии курсовой работы, а постановка задач отражает все шаги, необходимые для достижения целей, то с определением объекта и предмета курсовой работы возникает путаница. В большинстве своем, путаница возникает из-за неправильной и сложной трактовки данных определений многими авторами. В данной статье наиболее полно и кратно дан ответ на вопрос:

Как определить объект и предмет курсовой работы?

Объект курсовой работы – основное направление исследования, отражающее его общую суть. Говоря проще, объект – то пространство или область, которую изучает студент в курсовой работе. На практике, объектом исследования выступают факты, структуры, системы или же процессы порождающие определенную проблему, ситуацию, порядок для дальнейшего изучения и исследования.

Предмет курсовой работы – элемент объекта, на исследовании которого будет строиться курсовая. Именно предмет является тем элементом, работая над которым студенту необходимо выполнить задачи и достигнуть поставленную цель.

Вместе объект и предмет курсовой работы образуют область исследования.

В качестве примера возьмем реальную ситуацию. Обычный супермаркет, в котором ведется торговля, работает персонал и прогуливаются покупатели. В данной ситуации, объектом исследования может быть сам супермаркет. Предметом исследования можно выбрать любой элемент, входящий в супермаркет, не отражающий его основных характеристик (молоко, корзинка для покупок, касса, директор). Важно отметить, что рассматривать объект стоит именно в рамках нашей области, т.е. в рамках супермаркета.

Если для работы был выбран какой-либо критерий супермаркета, к примеру,-уровень продаж или поток клиентов за месяц, то супермаркет уже целесообразно выбрать предметом исследования. В данном случае объектом может выступать общая экономическая эффективность деятельности супермаркета.

Более приближенный к студенческой жизни пример. Тема курсовой работы «Теоретический анализ возможности применения нейролингвистического программирования в модели прямых продаж». Объектом исследования здесь можно выбрать «модель прямых продаж». Предметом исследования – нейролингвистическое программирование. Соответственно, основная работа студента будет направлена на изучение и анализ методики нейролингвистического программирования в рамках и специфике модели прямых продаж.

Для начинающих авторов есть риск перепутать объект и предмет курсовой работы. Чтобы этого не произошло, необходимо отметить несколько важных особенностей:

  • объект курсовой работы может быть как реальным, так и абстрактным;
  • предмет курсовой работы входит в объект и является его составной единицей, в то время как объект это нечто большее, не редко включающее в себя составные части;
  • вся работа, выполняемая в курсовом проекте, должна быть основа на предмете в рамках объекта исследования.

Исходя из особенностей, можно сделать полезный вывод, что для правильного выбора предмета исследования необходимо разбить объект на составные части. К примеру, озеро Байкал включает в себя около 2600 видов и подвидов водных животных. Любой из них может быть выбран в качестве предмета исследования, также, как и флора, земельные ресурсы и пр.

В заключении, хотелось бы отметить, что после подготовки актуальности, выбора целей, постановки задач, определения объекта и предмета курсовой работы необходимо показать полученный материал преподавателю для предварительной проверки.

Надеемся, что в данной статье читатель смог подчерпнуть полезное и нашел ответ на вопрос «Как определить объект и предмет курсовой работы?». Высоких оценок и творческого роста!

sibscience.ru

как правильно определить объект и предмет исследования



В разделе ВУЗы, Колледжи на вопрос Определение предмета и объекта исследования заданный автором Европеоидный лучший ответ это объект - личность предмет - мотивационная сфера личности. возьмите за правило: объект - что исследуем, предмет - детализация объекта.

Ответ от 22 ответа[гуру]

Привет! Вот подборка тем с ответами на Ваш вопрос: Определение предмета и объекта исследования

Ответ от Николай Ушмудин[гуру]Как вам -личность?

Ответ от Бросок[гуру]Существует разное понимание объекта и предмета исследования. Поэтому обратимся к справочникам.В. Даль: «Объект, предмет, субъект. Объективные признаки, кои могут быть наблюдаемы зрителем; субъективные чувствуются самимъ предметомъ» . «Предметъ – все, что представляется чувствамъ. «Предметъ сочинения – основа, смысл его» [1].С. И. Ожегов: «Объект. 1. То, что существует вне нас и независимо от нашего сознания, внешний мир, материальная действительность. 2. Явление, предмет, на который направлена какая-н. деятельность. Объект изучения» . «Предмет. 1. Всякое материальное явление, вещь. 2. То, на что направлена мысль, что составляет его содержание или на что направлено какое-то действие» [2].Н. Е. Яценко: «Объект – 1. В философии – всякое явление, существующее независимо от человеческого сознания. 2. В широком смысле – предмет, явление, которые человек стремится познать и на которые направлена его деятельность» . «Предмет – 1. Всякое материальное явление, вещь. 2. То, на что направлена мысль, действие или чувство» [3].Объект — это процесс или явление, порождающее проблемную ситуацию и взятое исследователем для изучения. Предмет — это то, что находится в рамках, в границах объекта. Объект — это та часть научного знания, с которой исследователь имеет дело. Предмет исследования — это тот аспект проблемы, исследуя который, мы познаем целостный объект, выделяя его главные, наиболее существенные признаки. Предмет диссертационного исследования чаще всего совпадает с определением его темы или очень близок к нему. Объект и предмет исследования как научные категории соотносятся как общее и частное.Необходимо подчеркнуть, что объект и предмет исследования, так же как и его цели и задачи, зависят не только от выбранной темы, но и от замысла исследователя.По нашему мнению, первичным является объект исследования (более широкое понятие) , вторичным — предмет исследования, в котором выделяется определенное свойство объекта исследования. Некоторые исследователи не видят разницы в этих понятиях и отождествляют предмет и объект исследования.Порой объект и предмет исследования определяются практически одинаково. В автореферате диссертации по экономике «Пути повышения социально-экономической эффективности занятости молодежи» (2003) объектом исследования названы «социально-трудовые отношения, реализуемые в процессе обеспечения занятости молодежи» ; а предметом исследования – «организационно-управленческие отношения, возникающие в процессе повышения социально-экономической эффективности занятости молодежи» .Немало диссертаций, в которых объект и предмет исследования вообще не указываются.Определив предмет и объект исследования, автор диссертации должен дать им всестороннюю характеристику и в процессе научной работы постоянно иметь их в виду.

Ответ от 2 ответа[гуру]

Привет! Вот еще темы с нужными ответами:

Объект исследования на ВикипедииПосмотрите статью на википедии про Объект исследования

 

Ответить на вопрос:

22oa.ru

Объект исследования - это... Определение, примеры :: BusinessMan.ru

Приступая к началу какой-либо научной деятельности, первое, что необходимо сделать, – определить предмет и объект исследования. Эти понятия тесно связаны между собой, так как они объединяют непосредственно деятельность и условия, которые для нее созданы или ей сопутствуют. Обычно объект исследования - это небольшие или крупные социальные единицы, а в точности – отношения между участниками процесса изучения. Таким образом, объект исследования представляет собой единство объективного и субъективного.

Важность определения объекта исследования

Ни одна научная работа не имеет права претендовать на звание основательной и законченной, если ее не начали, решив выявить объект и предмет исследования. Этому моменту в исследовательском процессе следует придавать особое значение. Ведь вычленение из всех имеющихся задач единственно верной, нужной и актуальной для работы – есть первый шаг к проделыванию ответственного, обоснованного научного труда.

Характеристики и структура

Все объекты, подвергающиеся процессу исследования, обладают некоторыми характеристиками, как то: месторасположение, демографическо-социальный состав, численность, подразделения, в зависимости от различных факторов (цвет кожи, национальность, гендерный признак).

Каждый объект исследования - это отличная от подобных единица, которая обладает определенным индивидуальным характером взаимодействия с иными социальными группами и единичными объектами, окружающей средой и ее отдельными факторами. Важной чертой являются территориальные характеристики, которые определяются заранее до начала научного процесса.

Не менее важно перед стартом научной работы определить длительность, срок проведения научной работы, цель исследования, объект исследования и предмет.

Недопустимость смешения объекта и предмета исследования

Объект исследования – это тот фактор, выделение которого имеет огромное значение. В первую очередь необходимо уметь верно отличать от него предмет, ведь он является всего лишь составной частью первого. Нужно ответственно относиться к определению той объективной сферы, которая вызывает интерес исследователя, так же как и вычленять ту область, относительно которой ученый планирует получить новые сведения. Путаница в понимании того, что такое объект и предмет исследования способна привести к недостоверности глобальных выводов и подмене результатов исследования предположениями по поводу истин, которые установлены уже давно и не подлежат оспариванию.

Неверным будет определить объект научного исследования как широкую исследовательскую область, а предмет - узкую. Также часто исследователи совершают большую ошибку, считая объектом тех, кто принимает участие в процессе. Это не так. Нужно понять, что конкретно изучается и каким образом раскрываются функции и аспекты изучаемого.

Типичные ошибки в определении объекта исследования. Примеры из области педагогических исследований

Объектом социального научного изыскания в области педагогики наиболее часто выступает воспитательная образовательная деятельность, взаимоотношения между участниками процесса (коллективом и личностью, самообразованием и обучением, самовоспитанием и воспитанием), управление или организация учебно-познавательной деятельностью подростков, учреждением или процессами, происходящими в нем.

Предметом исследования, в отличие от объекта, можно определить цели воспитания и образования, прогнозирование, формы, содержание и методы проведения и организации педагогического процесса в целом. К нему же относят характеристику деятельности учеников и их педагогов, пути совершенствования процессов обучения и воспитания, характер и свойства требований и воздействий педагогов по отношению к своим воспитанникам.

Изучение объекта исследования во время педагогических изысканий происходит путем разбора разнообразных видов конфликтов и ситуаций, отношений между воспитанниками и их взаимодействия в коллективе (коллектив и личность, ученик и его родители, ученик и педагог, семья и школа, школа и ее руководство, общественность и ученики). Важными элементами предмета исследования принято считать процесс самообучения (ребенка и педагога), самопознание, самовоспитание, восприимчивость к советам и стороннему воздействию, воспитание жизненного опыта и его влияние на поступки и поведение.

Целесообразно при старте научно-исследовательского процесса выбрать какой-то один конкретный аспект для изучения, он и будет основным предметом исследования. Остальные объекты и методы будут лишь вспомогательными.

Предмет исследования как естественная неотрывная часть объекта

Предметом исследования являются различные стороны (отношения и свойства) объекта, которые связывают его с изучаемой актуальной проблемой либо определенной ситуацией. Именно на них обычно фокусируется главная задача ученого, проводящего то или иное социологическое исследование. Обычно в суть понятия предмета исследования включены только элементы, отношения и связи объекта, подлежащие исследованию в данном определенном научном труде. Определить предмет исследования – значит установить границы поиска, предположить наиболее существенные в области поставленной задачи связи и проблемы, допустить временные рамки возможного вычленения каждого и собрание всех элементов исследования в единое целое, в систему. Именно в предмете исследования обычно выражены все области и направления, выбранные для изучения, важнейшие цели и задачи, а также возможности предполагаемого их решения, которое предполагало бы соответствующие средства и методы.

Методы исследования

В науке объект исследования - это основное поле деятельности исследовательского процесса. Но в каждом отдельно взятом научном направлении можно выделить ряд объектов для исследования, каждый из которых представляет собой самостоятельную отдельную область, а вместе они являются логически связанным существом и целью исследовательского научного процесса в конкретном научном направлении.

Обычно, избирая такие объекты и методы исследования, решаются на изучение чего-то непознанного, неизученного ранее, либо части некоторого аспекта, который ранее наукой исследован не был. Предварительно перед фактом выделения вычленяются все неизвестные ранее явления в определенной области познания. Этот способ применяется в качестве научного метода при условии, что выделение индивидуального из общего возможно априори.

Значимость логических заключений

Выше описанное деление, производимое, согласно выбранным сферам нескольких наук сразу либо одной определенной научной дисциплины, производится с помощью логических рассуждений и применяется к сфере действия законов, на основании которых существует и функционирует определенная научная дисциплина или ряд научных дисциплин. Выясняется это опытным путем и значительно облегчает процесс изучения, помогая справляться с возникающими во время исследования трудностями.

Метод наблюдения и формирование гипотез

Значение первостепенной важности в вычленении объекта исследования имеет процесс наблюдения, при условии, что он возможен. Следующим важнейшим способом изучения объекта чаще всего называют эксперимент. Произвести связь между наблюдаемыми, ранее известными и вновь выясненными данными, помогает создание особых правил, научной логики и наличие уже известных данных. На основании сделанных после этого выводов, ученые делают предположения или гипотезы, которые, в свою очередь, по сути своей, представляют предсказательный метод исследования.

Нередко в процессе научного исследования, кроме выше перечисленных методов, применяют также дедуктику. Она является ретроспективным и наибольшую популярность имеет в точных науках, таких как математика, криминалистика.

Мировая научная деятельность с момента своего рождения прошла длинный путь, но до сих пор самым верным способом построить корректную научную теорию считается научный метод.

С точки зрения философии, объектом исследования является...

Философия позволяет провести анализ объекта и предмета исследования, с точки зрения общего и единичного. Как известно, любой процесс, вещь или явление имеют целый ряд свойств, характеристик и особенностей, которые присущи только им. Рассмотрим деревья в качестве примера. Береза, тополь, дуб и сосна имеют свои индивидуальные особенные качества. Это и есть частное или единичное. Как каждое частное является представителем чего-то общего, так и перечисленные выше элементы имеют такие общие характеристики, которые позволяют назвать их не иначе, как «деревья».

Получается, что все, существующее во вселенной, кроме индивидуальных характеристик, обладает характеристиками, свойственными другим процессам, предметам или явлениям. И это способствует выделению определенных групп и общих качеств их компонентов.

Функциональный аспект исследования

Произвести дополнение постигнутого в процессе исследования поможет рассмотрение особенностей реализации объектов во время познавательной деятельности. В данном случае предмет и объект способствуют решению разных задач. Объект занимается фиксацией самого факта наличия процесса или явления, которые подлежат изучению. Он обозначает законы развития, свойства и взаимосвязи функционирования того, что изучается. Предмет же уточняет рамки, ограничивающие область познания объекта. Он направлен на отражение существенных сторон, рассматриваемых с различных точек зрения. Многогранное, детальное отражение всех объективных аспектов знания способствует формированию глубины содержания научного исследования. Предмет фиксирует все законы, свойства и связи, присутствующие в научном знании и сформированные ранее в качестве логических образований.

Примеры объекта и предмета исследования в социологии

В программе каждого социологического исследования, как обязательный компонент, содержатся объекты социального исследования. Обычно они представляют собой некую структуру, состоящую из ряда упорядоченных взаимосвязанных элементов. Например, общество является объектом изучения множества наук: истории, философии, политологии и психологии, то есть его изучают с различных сторон и конкретизируют при помощи предмета исследования, где предметом являются связи, свойства, отношения, которые носят социальный характер. Так, при условии, что цель изучения – выявление причин невысокой успеваемости школьников, определение объекта исследования будет следующим: это социальная группа, часть общества, состоящая из детей школьного возраста.

А предметом научной деятельности в данном случае будут причины, взаимосвязи и характер отношений школьников друг с другом и окружающим миром.

businessman.ru

Как определить предмет и объект исследования?

Обучаясь в среднетехническом, среднеспециальном или высшем учебном заведении, студенты часто сталкиваются с проблемой написания курсовых работ. Поскольку курсовой проект является одной из разновидностей научного труда студентов, она подчиняется всем правилам оформления научный работ и, чаще всего, требует практической составляющей в виде сбора данных, математических расчетов, анализа полученных результатов, применения всевозможных методов и постановку выводов.

Любой курсовой проект начинается с вводной части (или просто введения), обязательно включающего в себя актуальность, цель и задачи выполнения исследования. Также в ней должны быть отражены объект и предмет курсовой работы. Стоить отметить, что наличие актуальности, правильно поставленных задач, определенных объекта и предмета проекта является признаком качественно выполненного курсового проекта. При проверке именно эти элементы первыми проверяются на уровень требуемого соответствия.

Если обозначение цели основывается на названии курсовой работы, а постановка задач отражает все шаги, необходимые для достижения целей, то с определением объекта и предмета курсовой работы возникает путаница. В большинстве своем, путаница возникает из-за неправильной и сложной трактовки данных определений многими авторами. В данной статье наиболее полно и кратно дан ответ на вопрос:

Как определить объект и предмет курсовой работы?

Объект курсовой работы – основное направление исследования, отражающее его общую суть. Говоря проще, объект – то пространство или область, которую изучает студент в курсовой работе. На практике, объектом исследования выступают факты, структуры, системы или же процессы порождающие определенную проблему, ситуацию, порядок для дальнейшего изучения и исследования.

Предмет курсовой работы – элемент объекта, на исследовании которого будет строиться курсовая. Именно предмет является тем элементом, работая над которым студенту необходимо выполнить задачи и достигнуть поставленную цель.

Вместе объект и предмет курсовой работы образуют область исследования.

В качестве примера возьмем реальную ситуацию. Обычный супермаркет, в котором ведется торговля, работает персонал и прогуливаются покупатели. В данной ситуации, объектом исследования может быть сам супермаркет. Предметом исследования можно выбрать любой элемент, входящий в супермаркет, не отражающий его основных характеристик (молоко, корзинка для покупок, касса, директор). Важно отметить, что рассматривать объект стоит именно в рамках нашей области, т.е. в рамках супермаркета.

Если для работы был выбран какой-либо критерий супермаркета, к примеру,-уровень продаж или поток клиентов за месяц, то супермаркет уже целесообразно выбрать предметом исследования. В данном случае объектом может выступать общая экономическая эффективность деятельности супермаркета.

Более приближенный к студенческой жизни пример. Тема курсовой работы «Теоретический анализ возможности применения нейролингвистического программирования в модели прямых продаж». Объектом исследования здесь можно выбрать «модель прямых продаж». Предметом исследования – нейролингвистическое программирование. Соответственно, основная работа студента будет направлена на изучение и анализ методики нейролингвистического программирования в рамках и специфике модели прямых продаж.

Для начинающих авторов есть риск перепутать объект и предмет курсовой работы.

Методологический аппарат научного исследования

Чтобы этого не произошло, необходимо отметить несколько важных особенностей:

  • объект курсовой работы может быть как реальным, так и абстрактным;
  • предмет курсовой работы входит в объект и является его составной единицей, в то время как объект это нечто большее, не редко включающее в себя составные части;
  • вся работа, выполняемая в курсовом проекте, должна быть основа на предмете в рамках объекта исследования.

Исходя из особенностей, можно сделать полезный вывод, что для правильного выбора предмета исследования необходимо разбить объект на составные части. К примеру, озеро Байкал включает в себя около 2600 видов и подвидов водных животных. Любой из них может быть выбран в качестве предмета исследования, также, как и флора, земельные ресурсы и пр.

В заключении, хотелось бы отметить, что после подготовки актуальности, выбора целей, постановки задач, определения объекта и предмета курсовой работы необходимо показать полученный материал преподавателю для предварительной проверки.

Надеемся, что в данной статье читатель смог подчерпнуть полезное и нашел ответ на вопрос «Как определить объект и предмет курсовой работы?». Высоких оценок и творческого роста!

  • Дата публикации: 2017-01-11
  • Рубрика: Статьи
  • Раздел: Рекомендации
  • Автор: ЗапСибНЦ

Далее:Заключение Вверх:2. Разработка рабочей гипотезы Назад:2.1. Цель и задачи

2.2. Гипотеза исследования

Решение научной проблемы никогда не начинается непосредственно с эксперимента. Этой процедуре предшествует очень важный этап, связанный с выдвижением гипотезы. «Научная гипотеза — это утверждение, содержащее предположение относительно решения стоящей перед исследователем проблемы» . По-существу гипотеза — этоглавная идея решения.

Для избежания возможных ошибок в формулировке гипотез следует придерживаться следующих подходов:

1. Гипотеза должна быть сформулирована на четком грамотном языке, соответствующем предмету исследования. Необходимость строгого соблюдения данного требования обусловлена тем, что наука о спорте является комплексной дисциплиной. Поэтому часты попытки при исследовании одних предметов выдвигать гипотезы на языке наук, имеющих в качестве предмета исследования совсем другое.

Объект и предмет исследования: поиск и формулировка

Например, педагоги, изучая работоспособность спортсменов и пути ее повышения, часто пытаются найти ответ на поставленный вопрос в биомеханических механизмах этого явления. Однако гипотеза о том, что работоспособность спортсмена, допустим велосипедиста, зависит от определенного сочетания аэробных и анаэробных механизмов энергообеспечения, выглядит по крайне мере некорректной, так как о педагогическом явлении рассуждают на языке биологии. Тем более, что сами биохимики еще не знают достоверного ответа на этот вопрос.

2. Гипотеза должна быть либо обоснована предшествующими знаниями, вытекать из них или, в случае полной самостоятельности, хотя бы не противоречить им. Научная идея, если она истина, не появляется на пустом месте. Недаром один из афоризмов, приписываемых И. Ньютону, звучит так: «Он увидел далеко только потому, что стоял на могучих плечах своих предшественников». Этим подчеркивается преемственность поколений в научной деятельности. Это требование легко выполнимо, если после четкой постановки проблемы исследователь серьезно проработает литературу по интересующему его вопросу. Вообще следует заметить, что чтение впрок мало эффективно. Только когда проблема завладела всеми помыслами исследователя, можно ожидать пользу от работы с литературой, да и гипотеза не будет оторвана от уже накопленных знаний. Чаще всего это происходит при переносе закономерностей, обнаруженных в одном виде или группе видов спорта, на все остальное. Делается это гипотетическим допущением по принципу аналогии.

3. Гипотеза может выполнять функции защиты других гипотез перед лицом новых опытных и старыми знаниями. Так, например, в теории и методике физического воспитания считается, что физическая подготовка спортсменов включает в себя несколько разделов, определяемых задачами совершенствования основных физических качеств, таких как быстрота, сила, выносливость, гибкость и ловкость. В связи с этим была выдвинута гипотеза о том, что уровень спортивных результатов в видах спорта с проявлением тех или иных физических качеств зависят от уровня их развитости у конкретного спортсмена. Так, результаты в циклических видах (длинные дистанции) определяют уровень выносливости спортсмена, в штанге показатель силы и т.п. Оказалось, что спортсмены, имеющие одинаково высокие проявления тех или иных физических качеств, тем не менее показывают не одинаково спортивные результаты. Так, спортивные результаты стайеров не всегда зависят от уровня их выносливости, результаты штангистов от силы и т.п. Для того, чтобы оправдать исходную теоретическую посылку, была выдвинута защитная гипотеза о взаимосвязи физических качеств. Именно следствием этого шага оказалось введение в научный оборот понятий «скоростно-силовые качества», «скоростная и силовая выносливость», «взрывная сила» и т.д.

4. Гипотеза должна быть сформулирована так, чтобы истинность, выдвинутого в ней предположения не была очевидна5.    Например, из проведенных отдельными авторами исследований и практического опыта известно, что младший школьный возраст (семь лет) благоприятен для развития координационных способностей. Т.о., предположение о том, что «педагогические воздействия, направленные на развитие этих способностей, дают наибольший эффект, если их целенаправленно применять именно в этом возрасте», может служить общей гипотезой при проведении исследований, связанных с разработкой методик для развития координационных способностей. Однако этого не будет достаточно для определения рабочей гипотезы, так как не всегда существует необходимость в ее выделении вообще. В рабочей гипотезе целесообразно определить те положения, которые могут вызвать сомнения, нуждаются в доказательстве и защите. Поэтому рабочая гипотеза в отдельном случае может выглядеть следующим образом: «Предполагается, что применение стандартной тренировочной программы, основанной на принципах оздоровительной тренировки, позволит качественно повысить уровень координационных способностей детей семи лет» — именно в этом случае проверяется эффективность разработанной исследователем методики.

В конечном счете, гипотеза предшествует как решению проблемы в целом, так и каждой задаче в отдельности. Гипотеза в процессе исследования уточняется, дополняется или изменяется.

В научно-методической литературе предлагаются шаблоны формулировок гипотез :

1. Что-то влияет на что-то в том случае, если…

2. Предполагается, что формирование чего-либо становится действенным при каких-либо условиях.

3. Что-то будет успешным, если…

4. Предполагается, что применение чего-либо позволит повысить уровень чего-либо.

Таким образом, наличие гипотезы — это важное условие научного исследования. Гипотеза — это связь между настоящими и будущими знаниями, это брусчатка мостовой науки.

В заключение второй главы приводим те положения, которые, по нашему убеждению, должен знать каждый студент для избегания ошибок в установлении цели, задач и в конечном итоге рабочей гипотезы:

1. Целью исследований может быть разработка методик и средств обучения, тренировки, воспитания качеств личности, воспитания физических качеств, форм и методов физического воспитания в различных структурных подразделениях и возрастных группах, содержания обучения, путей и средств совершенствования управления учебно-тренировочных и воспитательных процессов; но никак не разработка основ и принципов физического воспитания и тренировки.

2. Задачи исследования выступают как частные, сравнительно самостоятельные цели по отношению к общей цели исследования в конкретных условиях проверки сформулированной гипотезы.

3. Гипотеза должна быть: сформулирована на четком грамотном языке, соответствующем предмету исследования так, чтобы истинность, выдвинутого в ней предположения не была очевидна; обоснована предшествующими знаниями, вытекать из них. Кроме того, гипотеза может выполнять функции защиты других гипотез перед лицом новых опытных и старыми знаниями; сформулирована.

Основными подходами в научном руководстве курсовыми и выпускными квалификационными при установлении цели, задач и гипотезы работ студентов по специальности «Физическая культура», по нашему мнению, могут стать:

1) сравнение проблемы с вопросом, цели с кратким ответом на вопрос-проблему, задач с описанием характеристик цели, гипотезу с главной идеей решения проблемы;

2) целесообразное использование, во-первых, шаблонов формулировок цели и гипотез, во-вторых, набора глаголов для установления задач;

3) при формулировании задач исследования не подменять их формулировками этапов и методов исследования;

4) практическое упражнение студентов в формулировании цели, задач и рабочей гипотезы исследования.

Далее:Заключение Вверх:2. Разработка рабочей гипотезы Назад:2.1. Цель и задачиЯГПУ, Центр информационных технологий обучения06.12.2010

Обучаясь в среднетехническом, среднеспециальном или высшем учебном заведении, студенты часто сталкиваются с проблемой написания курсовых работ. Поскольку курсовой проект является одной из разновидностей научного труда студентов, она подчиняется всем правилам оформления научный работ и, чаще всего, требует практической составляющей в виде сбора данных, математических расчетов, анализа полученных результатов, применения всевозможных методов и постановку выводов.

Любой курсовой проект начинается с вводной части (или просто введения), обязательно включающего в себя актуальность, цель и задачи выполнения исследования. Также в ней должны быть отражены объект и предмет курсовой работы. Стоить отметить, что наличие актуальности, правильно поставленных задач, определенных объекта и предмета проекта является признаком качественно выполненного курсового проекта. При проверке именно эти элементы первыми проверяются на уровень требуемого соответствия.

Если обозначение цели основывается на названии курсовой работы, а постановка задач отражает все шаги, необходимые для достижения целей, то с определением объекта и предмета курсовой работы возникает путаница. В большинстве своем, путаница возникает из-за неправильной и сложной трактовки данных определений многими авторами. В данной статье наиболее полно и кратно дан ответ на вопрос:

Как определить объект и предмет курсовой работы?

Объект курсовой работы – основное направление исследования, отражающее его общую суть. Говоря проще, объект – то пространство или область, которую изучает студент в курсовой работе. На практике, объектом исследования выступают факты, структуры, системы или же процессы порождающие определенную проблему, ситуацию, порядок для дальнейшего изучения и исследования.

Предмет курсовой работы – элемент объекта, на исследовании которого будет строиться курсовая. Именно предмет является тем элементом, работая над которым студенту необходимо выполнить задачи и достигнуть поставленную цель.

Вместе объект и предмет курсовой работы образуют область исследования.

В качестве примера возьмем реальную ситуацию. Обычный супермаркет, в котором ведется торговля, работает персонал и прогуливаются покупатели. В данной ситуации, объектом исследования может быть сам супермаркет.

Как правильно определить объект и предмет исследования

Предметом исследования можно выбрать любой элемент, входящий в супермаркет, не отражающий его основных характеристик (молоко, корзинка для покупок, касса, директор). Важно отметить, что рассматривать объект стоит именно в рамках нашей области, т.е. в рамках супермаркета.

Если для работы был выбран какой-либо критерий супермаркета, к примеру,-уровень продаж или поток клиентов за месяц, то супермаркет уже целесообразно выбрать предметом исследования. В данном случае объектом может выступать общая экономическая эффективность деятельности супермаркета.

Более приближенный к студенческой жизни пример. Тема курсовой работы «Теоретический анализ возможности применения нейролингвистического программирования в модели прямых продаж». Объектом исследования здесь можно выбрать «модель прямых продаж». Предметом исследования – нейролингвистическое программирование. Соответственно, основная работа студента будет направлена на изучение и анализ методики нейролингвистического программирования в рамках и специфике модели прямых продаж.

Для начинающих авторов есть риск перепутать объект и предмет курсовой работы. Чтобы этого не произошло, необходимо отметить несколько важных особенностей:

  • объект курсовой работы может быть как реальным, так и абстрактным;
  • предмет курсовой работы входит в объект и является его составной единицей, в то время как объект это нечто большее, не редко включающее в себя составные части;
  • вся работа, выполняемая в курсовом проекте, должна быть основа на предмете в рамках объекта исследования.

Исходя из особенностей, можно сделать полезный вывод, что для правильного выбора предмета исследования необходимо разбить объект на составные части. К примеру, озеро Байкал включает в себя около 2600 видов и подвидов водных животных. Любой из них может быть выбран в качестве предмета исследования, также, как и флора, земельные ресурсы и пр.

В заключении, хотелось бы отметить, что после подготовки актуальности, выбора целей, постановки задач, определения объекта и предмета курсовой работы необходимо показать полученный материал преподавателю для предварительной проверки.

Надеемся, что в данной статье читатель смог подчерпнуть полезное и нашел ответ на вопрос «Как определить объект и предмет курсовой работы?». Высоких оценок и творческого роста!

  • Дата публикации: 2017-01-11
  • Рубрика: Статьи
  • Раздел: Рекомендации
  • Автор: ЗапСибНЦ

При написании дипломной работы студент сталкивается с не простой задачей: формулирование необходимых составляющих введения, а именно формулирование цели, задач, актуальности, объекта и предмета исследования. Без этих основ, комиссия даже не будет рассматривать дипломную работу. Это как в театре – спектакль начинается с афиши. Зрители заглядывают в афишу и решают, стоит ли идти на этот спектакль. Так и преподаватели заглядывают во введение дипломной работы, и понимают, стоит ли читать/слушать Вашу работу, о чем собственно она и что именно сделали Вы.

Главное здесь – это четкость формулировок, краткость и осознанность.

И объект, и предмет исследования должны быть строго согласованы с темой дипломной работы. Чем четче и яснее звучит Ваша тема, тем проще с ними определиться.

Объект – это пространство для исследования, это определенная область; то, что Вы исследуете (материал, устройство, научное учение). Объект обширен, обладает некоторой абстрактностью. Это то, о чем Вы будете говорить на протяжении всего диплома.

Предмет  исследования – это значительно более узкая область объекта исследования, за которую Вы беретесь во время исследования. Например, эта область нуждается в усовершенствовании и Вы беретесь её улучшить, усовершенствовать. Предмет исследования всегда связан с заявленной проблемой, из чего вытекает актуальность данной работы.

Предмет исследования всегда указывают сразу за объектом исследования во введении дипломной работы. При этом обязательно надо избежать двусмысленности формулировок.

Каждый объект содержит в себе множество предметов исследования. Но Вы, безусловно, берете только один предмет, одно направление для действия, остальные же, оставляете нетронутыми. Предмет дипломной работы изучает отдельную, выбранную Вами, часть объекта.

Объект – это всегда то, что изучают, а предмет – с какой стороны будут изучать.

Так для примера можно привести: Объект исследования некоторой дипломной работы — Труба газопровода. А Предметом исследования является сварной шов данной трубы, который исследуется для обеспечения большей производительности сварки при сохранении качества изделия.

Пример из медицинской области: объект исследования – сердечно-сосудистые заболевания, а предмет исследования – формирование функциональных нарушений сердечно-сосудистой системы.

Пример из области экономики: объект – банковская система РФ, предмет исследования – способы регулирования банковской деятельности в условиях тяжелого кризиса.

Пример из области философии: объект – философское наследие Ф.В.Ницше, предмет исследования – критика теории «сверхчеловека» мыслителя.

Предмет исследования дает некоторые границы, за которые не должна выходить данная работа, сужает область исследования.

Очень часто студенты начинают писать саму работу, и только после сталкиваются с проблемой формулирования объекта/предмета исследования. Тогда бывает довольно сложно определиться с понятиями из-за множества предметов, связей, исследований. Сложно отличить вторичное от первичного среди огромного количества информации. 

Но начинать следует с афиши не только читателю, но и писателю. Только определившись с объектом/предметом исследования, вы поймете и цель и проблему Вашей работы, сможете выдвинуть гипотезу.  Это может значительно облегчить Вам работу – вы будете нанизывать данные формулировки как колечки на детскую пирамидку, и в результате появится осознанное видение готовой работы.

Так, определившись и объектом исследования, Вы открываете для себя много вариантов для дальнейших исследований.

Как определяется объект и предмет исследования?

Вычислив самое слабое место, которое нуждается в доработке, Вы определяетесь с предметом дипломной работы.

Целью становится достижение некого результата данной доработки. Задачи показывают путь к достижению цели, из которых вытекают методы исследования. При правильном выборе объекта и предмета исследования значительно легче искать материал, систематизировать информацию, подыскивать литературу и писать сам текст работы. Четкое знание данных основ помогает определиться с планом выполнения и оформления дипломной работы.

Как определяется объект и предмет исследования?

⇐ Предыдущая12

Существует разное понимание объекта и предмета исследования. Поэтому обратимся к справочникам.

В. Даль: «Объект, предмет, субъект. Объективные признаки, кои могут быть наблюдаемы зрителем; субъективные чувствуются самим предметом». «Предмет – все, что представляется чувствам. «Предмет сочинения – основа, смысл его» .

С. И. Ожегов: «Объект. 1. То, что существует вне нас и независимо от нашего сознания, внешний мир, материальная действительность. 2. Явление, предмет, на который направлена какая-н. деятельность. Объект изучения». «Предмет. 1. Всякое материальное явление, вещь. 2. То, на что направлена мысль, что составляет его содержание или на что направлено какое-то действие» .

Н. Е. Яценко: «Объект – 1. В философии – всякое явление, существующее независимо от человеческого сознания. 2. В широком смысле – предмет, явление, которые человек стремится познать и на которые направлена его деятельность». «Предмет – 1. Всякое материальное явление, вещь. 2. То, на что направлена мысль, действие или чувство» .

Объект — это процесс или явление, порождающее проблемную ситуацию и взятое исследователем для изучения. Предмет — это то, что находится в рамках, в границах объекта. Объект — это та часть научного знания, с которой исследователь имеет дело. Предмет исследования — это тот аспект проблемы, исследуя который, мы познаем целостный объект, выделяя его главные, наиболее существенные признаки. Предмет диссертационного исследования чаще всего совпадает с определением его темы или очень близок к нему. Объект и предмет исследования как научные категории соотносятся как общее и частное.

Необходимо подчеркнуть, что объект и предмет исследования, так же как и его цели и задачи, зависят не только от выбранной темы, но и от замысла исследователя.

По нашему мнению, первичным является объект исследования (более широкое понятие), вторичным — предмет исследования, в котором выделяется определенное свойство объекта исследования. Некоторые исследователи не видят разницы в этих понятиях и отождествляют предмет и объект исследования .

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1.Даль, В. Толковый словарь живого великорусского языка.— М., 1979. Т. 2. С. 635; Т. 3. С. 386.

2. Ожегов, С. И. Словарь русского языка. — М., 1960. — С. 428, 570.

3. Яценко, Н. Е. Толковый словарь обществоведческих терминов. —СПб., 1999. — С.

Западно-Сибирский научный центр

280, 330.

4.Знание. Понимание. Умение /Редакция Информационного гуманитарного портала "Знание. Понимание. Умение" . URL: http://www.zpu-journal.ru/asp/matriculation/faq/object/ (дата обращения 21.01.2013).

Что такое гипотеза исследования?

Гипотеза – это научное предположение, допущение, истинное значение которого неопределенно. Формулируя гипотезу, исследователь строит предположение о том, каким образом намеревается достичь поставленной цели. В процессе исследования гипотеза корректируется, претерпевает изменения. Гипотеза должна естественно возникать в процессе исследования, это может быть предположение, которое истинно лишь частично. Ознакомление с диссертациями показывает, что гипотеза строится на точном знании конечных результатов и потому теряет свой смысл.

Интернет-источник:

Знание. Понимание. Умение /Редакция Информационного гуманитарного портала "Знание. Понимание. Умение" . URL: http://www.zpu-journal.ru/asp/matriculation/faq/hypothesis/ (дата обращения 21.01.2013).

Что должно быть в заключении?

Заключение должно содержать выводы, полученные в результате исследования, которые соответствуют целям, задачам, сформулированным во введении. В этой главе автор обобщает и выделяет самое главное, то что было выявлено в результате конкретно его исследования и конкретно в данной работе. А не отвлеченные и абстрактные умозаключения ничего общего с данной работой не имеющие.

После заключения возможно наличие еще одной главы, которая называется «ВЫВОДЫ». Здесь перечисляются очень точно и лаконично сформулированные результаты исследования, которые просто перечисляются под цифрами.

Требования к форматированию

§ Название всех глав (включая «содержание», «введение», «заключение», «список литературы и источников») пишутся

§ шрифтом № 14 Times New Roman,

§ выделяя жирным,

§ пишутся прописными буквами (в регистре «все прописные»),

§ в центре строки,

§ без точки в конце,

§ без точки после номера раздела,

§ каждый раздел начинать с новой страницы («вставка»-«разрыв»-«новую страницу» в конце предыдущего раздела).

Например,

ВЛИЯНИЕ ПАХУЧИХ ВЕЩЕСТВ НА ЧЕЛОВЕКА

§ Заголовки подразделов и пунктов пишутся

§ с прописной буквы,

§ жирным шрифтом,

§ с абзацного отступа (с красной строки),

§ без точки в конце.

Например,

Обоняние как экологический процесс

§ После названия главы текст отделяется пробелом.

§ Все главы начинаются с новой страницы (параграфы – нет).

§ Чтобы следующую страницу начать с новой нужно выбрать в меню «вставка» — «разрыв»- «новуя страницу».

§ В тексте форматирование – «по ширине».

§ Наличие красной строки – 1 см (т.е. новый абзац начинается с отступом 1 см от левого края страницы).

§ Между строками – полтора интервала.

§ Расстояние между заголовками и текстом должны быть менее 2-х интервалов (1 пробел).

§ Параметры страницы:

§ слева 3 см,

§ справа 1,5 см,

§ сверху и снизу 2 см.

§ Тире (в предложении между словами) – длинная палочка.

§ Дефис (внутри сложного слова) – короткая палочка.

Как оформлять таблицы?

Например, так:

Таблица 1 – Возрастная динамика атрофии волокон обонятельного нерва у человека

Возраст (годы) Количество атрофированных волокон
0-15
16-30
31-45
46-60
61-75
76-91

Как оформлять рисунки

Все изображения (графики, диаграммы, карты и т.д.) называются «рисунок»

Например, так:

       
 
 
   

Рисунок 5 – Изменение артериального давления при вдыхании запаха валерианы

Названия осей должны быть написаны на диаграмме!

Если рисунок и таблица взяты из какого-либо источника, тогда нужно указать источник, т.е. ссылку на него.

Например,

Рисунок 1 – Карта Телецкого озера

Примеры-образцы оформления литературного (бумажного и электронного) источника

Статья, размещенная на сайте (максимально полная информация об источнике, название статьи, название сайта, автор сайта, годы существования сайта, ссылка, дата обращения):

Звуки, питающие мозг энергией / yugzone.ru : Всестороннее развитие возможностей человека / Владимир Никонов. URL: http://www.yugzone.ru/brainmusic/Energy_sound.htm (дата обращения 21.01.2013).

Радзишевский, А. Звук: немного теории / А. Радзишевский / WebSound.Ru : авторский некоммерческий электронный журнал Александра Радзишевского. 2000-2013. URL: http://websound.ru/articles/theory/sound-theory.htm (дата обращения 21.01.2013).

Если статья в сборнике или журнале, то так:

Пресман, А.С.Организация биосферы и ее космические связи / А.С. Пресман // Современные проблемы изучения и сохранения биосферы. Свойства биосферы и ее внешние связи. – Т.1. – 1992. – С. 149 – 160.

⇐ Предыдущая12



Обучаясь в среднетехническом, среднеспециальном или высшем учебном заведении, студенты часто сталкиваются с проблемой написания курсовых работ. Поскольку курсовой проект является одной из разновидностей научного труда студентов, она подчиняется всем правилам оформления научный работ и, чаще всего, требует практической составляющей в виде сбора данных, математических расчетов, анализа полученных результатов, применения всевозможных методов и постановку выводов.

Любой курсовой проект начинается с вводной части (или просто введения), обязательно включающего в себя актуальность, цель и задачи выполнения исследования. Также в ней должны быть отражены объект и предмет курсовой работы. Стоить отметить, что наличие актуальности, правильно поставленных задач, определенных объекта и предмета проекта является признаком качественно выполненного курсового проекта. При проверке именно эти элементы первыми проверяются на уровень требуемого соответствия.

Если обозначение цели основывается на названии курсовой работы, а постановка задач отражает все шаги, необходимые для достижения целей, то с определением объекта и предмета курсовой работы возникает путаница.

Объект и предмет курсовой работы

В большинстве своем, путаница возникает из-за неправильной и сложной трактовки данных определений многими авторами. В данной статье наиболее полно и кратно дан ответ на вопрос:

Как определить объект и предмет курсовой работы?

Объект курсовой работы – основное направление исследования, отражающее его общую суть. Говоря проще, объект – то пространство или область, которую изучает студент в курсовой работе. На практике, объектом исследования выступают факты, структуры, системы или же процессы порождающие определенную проблему, ситуацию, порядок для дальнейшего изучения и исследования.

Предмет курсовой работы – элемент объекта, на исследовании которого будет строиться курсовая. Именно предмет является тем элементом, работая над которым студенту необходимо выполнить задачи и достигнуть поставленную цель.

Вместе объект и предмет курсовой работы образуют область исследования.

В качестве примера возьмем реальную ситуацию. Обычный супермаркет, в котором ведется торговля, работает персонал и прогуливаются покупатели. В данной ситуации, объектом исследования может быть сам супермаркет. Предметом исследования можно выбрать любой элемент, входящий в супермаркет, не отражающий его основных характеристик (молоко, корзинка для покупок, касса, директор). Важно отметить, что рассматривать объект стоит именно в рамках нашей области, т.е. в рамках супермаркета.

Если для работы был выбран какой-либо критерий супермаркета, к примеру,-уровень продаж или поток клиентов за месяц, то супермаркет уже целесообразно выбрать предметом исследования. В данном случае объектом может выступать общая экономическая эффективность деятельности супермаркета.

Более приближенный к студенческой жизни пример. Тема курсовой работы «Теоретический анализ возможности применения нейролингвистического программирования в модели прямых продаж». Объектом исследования здесь можно выбрать «модель прямых продаж». Предметом исследования – нейролингвистическое программирование. Соответственно, основная работа студента будет направлена на изучение и анализ методики нейролингвистического программирования в рамках и специфике модели прямых продаж.

Для начинающих авторов есть риск перепутать объект и предмет курсовой работы. Чтобы этого не произошло, необходимо отметить несколько важных особенностей:

  • объект курсовой работы может быть как реальным, так и абстрактным;
  • предмет курсовой работы входит в объект и является его составной единицей, в то время как объект это нечто большее, не редко включающее в себя составные части;
  • вся работа, выполняемая в курсовом проекте, должна быть основа на предмете в рамках объекта исследования.

Исходя из особенностей, можно сделать полезный вывод, что для правильного выбора предмета исследования необходимо разбить объект на составные части. К примеру, озеро Байкал включает в себя около 2600 видов и подвидов водных животных. Любой из них может быть выбран в качестве предмета исследования, также, как и флора, земельные ресурсы и пр.

В заключении, хотелось бы отметить, что после подготовки актуальности, выбора целей, постановки задач, определения объекта и предмета курсовой работы необходимо показать полученный материал преподавателю для предварительной проверки.

Надеемся, что в данной статье читатель смог подчерпнуть полезное и нашел ответ на вопрос «Как определить объект и предмет курсовой работы?». Высоких оценок и творческого роста!

  • Дата публикации: 2017-01-11
  • Рубрика: Статьи
  • Раздел: Рекомендации
  • Автор: ЗапСибНЦ

pasmr21.ru

Как определить объект и предмет исследования примеры?

Опыт занятий с начинающими исследователями – студентами показывает, что различение объекта и предмета научного исследования — едва ли не самое трудное, с чем они сталкиваются в попытке упорядочить свои представления о направлении и структуре работы. Выделение предмета дает возможность автору сосредоточиться на главных для него характеристиках, свойствах объекта и фактах, связанных с этим главным.

По мнению Е.П. Тавокина, формулировка проблемы предопределяет выбор объекта исследования, в качестве которого может быть всё то, что явно или неявно содержит проблемное противоречие и порождает проблемную ситуацию.

Необходимо помнить, что под объектомисследования обычно понимают определенную часть окружающего нас материального или нематериального мира, реальность, существующую независимо от нашего знания о ней. Это могут быть физические тела, живые организмы, социальные общности или отдельный человек. Важно то, что все эти объекты окружающей действительности существовали и существуют вне зависимости от того, знаем мы что-либо об их существовании или нет.

Им может быть определенный процесс, область существующей действительности или какое-либо отношение, содержащее в себе противоречие. Другими словами, объектом может быть все то, что явно или неявно содержит в себе противоречие и порождает проблемную ситуацию. Объект — это то, на что направлен процесс познания.

Действительность бесконечно многообразна. Студент должен получить некоторые конечные результаты в ее исследовании. Если он не выделит в том объекте, на который направлено его внимание, главный ключевой пункт, аспект или взаимосвязь, он может «расплыться мыслью по древу», пойти сразу во всех направлениях, что, понятно, ни к чему хорошему привести не может. Поэтому необходимо различать, с одной стороны, весь круг явлений, на которые направлено внимание исследователя, т.е. объект, а с другой — то, относительно чего он обязуется получить новое знание, — предмет его научной работы.

Далее выделяется предмет исследования, то есть конкретная трансформация формулировки проблемы, содержащая наиболее значимые с теоретической или практической точки зрения её аспекты для данного объекта. (Например, проблема: противоречие между равными правами на трудоустройство и неравенством возможностей их реализации в различных социальных группах. Предмет: соотношение между планами на трудоустройство и реальными масштабами их реализации).

Иными словами, предмет исследования— часть, сторона объекта. Это те наиболее значимые с практической или теоретической точки зрения свойства, стороны, особенности объекта, которые подлежат непосредственному изучению.

Предмет исследования существует всегда только в сознании исследователя, т.е.

полностью зависит от самого знания и является его частью. Определяя предмет исследования, мы чисто абстрактно выделяем одну или несколько сторон объекта и пытаемся изучить их, учитывая или не учитывая влияние других, не выделенных нами сторон. По такой логике каждому объекту исследования может соответствовать несколько предметов изучения. Например, каменное здание как объект существующей независимо от нас реальности может заинтересовать экономиста с точки зрения затрат на строительство, архитектора — с точки зрения архитектурного стиля и удачного включения в окружающий ландшафт, строителя фундамента — с точки зрения посадки здания в грунт и прочности основания, журналиста – с точки зрения проблем, существующих в доме или связанных со строительством, человека, проживающего в здании, — с точки зрения удобства внутренних помещений. Каждый может заинтересоваться и другими сторонами объекта, но только исходя из факта их влияния на интересующий его предмет.

Точное определение предмета избавляет исследователя от заведомо безнадежных попыток «объять необъятное», сказать «все», притом новое, об эмпирическом объекте, имеющем в принципе неограниченное число элементов, свойств и отношений.

Определяя предмет, мы одновременно открываем возможность прийти к конечному (для данного этапа) результату.

Таким образом, в самом объекте не содержится никакого предмета исследования. Предмет исследования может быть выделен как особое содержание посредством практических и познавательных действий с объектом. Выделение предмета исследования путем абстрагирования от других свойств объекта представляет собой необходимый этап в процессе научного познания окружающего нас мира. Целостное изучение объекта исследования не дает возможности охватить все его свойства и особенности. Рано или поздно появляется объективная необходимость сосредоточиться на изучении лишь отдельных его сторон (Е.П. Тавокин).

Предметнаучной работы — это та сторона, тот аспект, та точка зрения, «проекция», с которой исследователь познает целостный объект, выделяя при этом главные, наиболее существенные (с точки зрения иссле­дователя) признаки объекта, конкретная часть объекта. Он (предмет) определяет то, что находится в границах объекта и обусловливает содержание предстоящего исследова­ния. Один и тот же объект может быть предметом разных исследований или даже целых научных направлений. Предмет дипломной работы чаще всего либо совпадает с ее темой, либо они очень близки по звучанию.

Мастерство в определении предмета традиционно связывается с тем, насколько исследователь приблизился при его идеальном конструировании, во-первых, к сфере наиболее актуальных динамических состояний объекта (возможность объяснить происхождение и развитие, генезис, проявляющиеся внешне противоречия явления), и, во-вторых, к области существенных связей и элементов, изменение которых оказывает влияние на всю систему организации объекта.

Соотношение объекта и предмета можно кратко охарактеризовать так: объект (и это вполне естественно) объективен, а предмет субъективен.

Наконец, самым кратким и точным, хотя и требующим некоторых специальных знаний, определением будет такое: предмет — это модель объекта.

Иногда требование выделять объект и предмет исследования считают формальным. Это неверно. В действительности оно по-настоящему содержательно, поскольку помогает исследователю еще в начале работы определить прямую дорогу к поставленной цели, сосредоточить внимание на главном направлении. Предмет, если воспользоваться метафорой, помогающей понять суть проблемы, можно сравнить с магнитом, поднесенным к груде железных опилок. Появляется структура, беспорядочное нагромождение отдельных частиц поляризуется, приобретает определенные очертания. В исследовании становится возможным отделить главное от второстепенного, заданное от данного. Уже имеющееся «старое» (данное) знание выступает как средство получения новых нетривиальных результатов (заданного) — новых теоретических положений, закономерностей, принципов, более конкретных норм профессиональной деятельности и т.п.

Определение предмета полезно еще в одном отношении. Оно снимает претензии к полноте завершенного исследования, если работа выполнена в соответствии с заявленным предметом, т.е. если та сторона объекта, которую «взял» для изучения исследователь, рассмотрена им так, как обозначено в формулировке предмета, цели и задачи.

Можно и предмет обозначить формально, не подумав как следует. Это характеризует не категорию саму по себе, а ее небрежное использование.

Как показывает практика, различение категорий объекта и предмета дается с трудом. Наиболее распространенным недоразумением, фактически ликвидирующим различение двух рассматриваемых здесь характеристик, является представление о предмете как обозначении некоторого участка или объекта, избираемого для изучения: «объект шире, а предмет более узок». Но дело вовсе не сводится к размерам того или другого. Предмет — не кусок, отрезанный от объекта, а способ или аспект его рассмотрения. Объект рассматривается весь, целостно, в определенном ракурсе. Эта мысль хорошо выражена в определении категории предмета. Нужно ещё раз подчеркнуть, что требование различать и чётко формулировать объект и предмет исследования — не пустая формальность. Характер и способ определения этих методологических характеристик служит показателем степени углубления исследователя в сущность объекта и продвижения в самом исследовательском процессе. В этих определениях находит отражение уровень всего исследования на данной стадии. Не всегда удается сразу найти нужные слова. Это не значит, что первоначальное определение было ошибочным. Просто произошел переход на следующую стадию познания изучаемого участка действительности, и это должно найти отражение в новых, уточнённых представлениях исследователя о его работе.

Таким образом,объект научной работы — эта та часть практики или научного зна­ния, с которой исследователь имеет дело, другими словами — это та крупная, относительно самостоятельная часть объектной области, в которой находится предмет исследования. Он представляет собою процесс или явление, порождающее проблемную ситуацию, которая будет исследо­ваться.

Существует два принципиальных подхода в определении места рас­крытия объекта и предмета научной работы в последовательности раскры­тия научного аппарата:

а) после определения проблемы исследования. Цель показывает уро­вень, направленность, глубину решения проблемы. Полностью решить ту или иную, особенно гуманитарную, проблему далеко не всегда под силу студенту с учетом его возможностей и времени, отпускаемого на исследование;

б) после определения цели. В этом случае цель диктует границы иссле­дования и его содержание.

Каж­дый из указанных подходов справедлив в зависимости от проблемы и цели исследования. В одних случаях, когда из проблемы необходимо выделить границы возможно­го исследования и его объем (содержание), после определения объекта и предмета следует цель. В других, когда из проблемы полностью выделяется цель, она, в свою очередь, позволяет определить границы и содержание ис­следования.

Дата публикования: 2014-10-30; Прочитано: 10194 | Нарушение авторского права страницы

fibradecor.ru

Как определяется объект и предмет исследования?

⇐ Предыдущая12

 

Существует разное понимание объекта и предмета исследования. Поэтому обратимся к справочникам.

В. Даль: «Объект, предмет, субъект. Объективные признаки, кои могут быть наблюдаемы зрителем; субъективные чувствуются самим предметом». «Предмет – все, что представляется чувствам. «Предмет сочинения – основа, смысл его» [1].

С. И. Ожегов: «Объект. 1. То, что существует вне нас и независимо от нашего сознания, внешний мир, материальная действительность. 2. Явление, предмет, на который направлена какая-н. деятельность. Объект изучения». «Предмет. 1. Всякое материальное явление, вещь. 2. То, на что направлена мысль, что составляет его содержание или на что направлено какое-то действие» [2].

Н. Е. Яценко: «Объект – 1. В философии – всякое явление, существующее независимо от человеческого сознания. 2. В широком смысле – предмет, явление, которые человек стремится познать и на которые направлена его деятельность». «Предмет – 1. Всякое материальное явление, вещь. 2. То, на что направлена мысль, действие или чувство» [3].

Объект — это процесс или явление, порождающее проблемную ситуацию и взятое исследователем для изучения. Предмет — это то, что находится в рамках, в границах объекта. Объект — это та часть научного знания, с которой исследователь имеет дело. Предмет исследования — это тот аспект проблемы, исследуя который, мы познаем целостный объект, выделяя его главные, наиболее существенные признаки. Предмет диссертационного исследования чаще всего совпадает с определением его темы или очень близок к нему. Объект и предмет исследования как научные категории соотносятся как общее и частное.

Необходимо подчеркнуть, что объект и предмет исследования, так же как и его цели и задачи, зависят не только от выбранной темы, но и от замысла исследователя.

По нашему мнению, первичным является объект исследования (более широкое понятие), вторичным — предмет исследования, в котором выделяется определенное свойство объекта исследования. Некоторые исследователи не видят разницы в этих понятиях и отождествляют предмет и объект исследования [4].

 

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

 

1.Даль, В. Толковый словарь живого великорусского языка.— М., 1979. Т. 2. С. 635; Т. 3. С. 386.

2. Ожегов, С. И. Словарь русского языка. — М., 1960. — С. 428, 570.

3. Яценко, Н. Е. Толковый словарь обществоведческих терминов. —СПб., 1999. — С. 280, 330.

4.Знание. Понимание. Умение [Электронный ресурс] /Редакция Информационного гуманитарного портала "Знание. Понимание. Умение" [Сайт]. URL: http://www.zpu-journal.ru/asp/matriculation/faq/object/ (дата обращения 21.01.2013).

Что такое гипотеза исследования?

Гипотеза – это научное предположение, допущение, истинное значение которого неопределенно. Формулируя гипотезу, исследователь строит предположение о том, каким образом намеревается достичь поставленной цели. В процессе исследования гипотеза корректируется, претерпевает изменения. Гипотеза должна естественно возникать в процессе исследования, это может быть предположение, которое истинно лишь частично. Ознакомление с диссертациями показывает, что гипотеза строится на точном знании конечных результатов и потому теряет свой смысл.

Интернет-источник:

Знание. Понимание. Умение [Электронный ресурс] /Редакция Информационного гуманитарного портала "Знание. Понимание. Умение" [Сайт]. URL: http://www.zpu-journal.ru/asp/matriculation/faq/hypothesis/ (дата обращения 21.01.2013).

 

 

Что должно быть в заключении?

Заключение должно содержать выводы, полученные в результате исследования, которые соответствуют целям, задачам, сформулированным во введении. В этой главе автор обобщает и выделяет самое главное, то что было выявлено в результате конкретно его исследования и конкретно в данной работе. А не отвлеченные и абстрактные умозаключения ничего общего с данной работой не имеющие.

После заключения возможно наличие еще одной главы, которая называется «ВЫВОДЫ». Здесь перечисляются очень точно и лаконично сформулированные результаты исследования, которые просто перечисляются под цифрами.

 

Требования к форматированию

 

§ Название всех глав (включая «содержание», «введение», «заключение», «список литературы и источников») пишутся

§ шрифтом № 14 Times New Roman,

§ выделяя жирным,

§ пишутся прописными буквами (в регистре «все прописные»),

§ в центре строки,

§ без точки в конце,

§ без точки после номера раздела,

§ каждый раздел начинать с новой страницы («вставка»-«разрыв»-«новую страницу» в конце предыдущего раздела).

Например,

ВЛИЯНИЕ ПАХУЧИХ ВЕЩЕСТВ НА ЧЕЛОВЕКА

 

§ Заголовки подразделов и пунктов пишутся

§ с прописной буквы,

§ жирным шрифтом,

§ с абзацного отступа (с красной строки),

§ без точки в конце.

Например,

Обоняние как экологический процесс

 

§ После названия главы текст отделяется пробелом.

§ Все главы начинаются с новой страницы (параграфы – нет).

§ Чтобы следующую страницу начать с новой нужно выбрать в меню «вставка» - «разрыв»- «новуя страницу».

§ В тексте форматирование – «по ширине».

§ Наличие красной строки – 1 см (т.е. новый абзац начинается с отступом 1 см от левого края страницы).

§ Между строками – полтора интервала.

§ Расстояние между заголовками и текстом должны быть менее 2-х интервалов (1 пробел).

§ Параметры страницы:

§ слева 3 см,

§ справа 1,5 см,

§ сверху и снизу 2 см.

§ Тире (в предложении между словами) – длинная палочка.

§ Дефис (внутри сложного слова) – короткая палочка.

Как оформлять таблицы?

Например, так:

Таблица 1 – Возрастная динамика атрофии волокон обонятельного нерва у человека

Возраст (годы) Количество атрофированных волокон
0-15
16-30
31-45
46-60
61-75
76-91

Как оформлять рисунки

Все изображения (графики, диаграммы, карты и т.д.) называются «рисунок»

Например, так:

       
 
 
   

 

Рисунок 5 – Изменение артериального давления при вдыхании запаха валерианы

Названия осей должны быть написаны на диаграмме!

Если рисунок и таблица взяты из какого-либо источника, тогда нужно указать источник, т.е. ссылку на него.

 

Например,

Рисунок 1 – Карта Телецкого озера [1]

 

 

Примеры-образцы оформления литературного (бумажного и электронного) источника

 

Статья, размещенная на сайте (максимально полная информация об источнике, название статьи, название сайта, автор сайта, годы существования сайта, ссылка, дата обращения):

 

Звуки, питающие мозг энергией [Электронный ресурс] / yugzone.ru : [Сайт] Всестороннее развитие возможностей человека / Владимир Никонов. URL: http://www.yugzone.ru/brainmusic/Energy_sound.htm (дата обращения 21.01.2013).

 

Радзишевский, А. Звук: немного теории [Электронный ресурс] / А. Радзишевский / WebSound.Ru : авторский некоммерческий электронный журнал Александра Радзишевского. 2000-2013. URL: http://websound.ru/articles/theory/sound-theory.htm (дата обращения 21.01.2013).

 

Если статья в сборнике или журнале, то так:

 

Пресман, А.С.Организация биосферы и ее космические связи [Текст] / А.С. Пресман // Современные проблемы изучения и сохранения биосферы. Свойства биосферы и ее внешние связи. – Т.1. – 1992. – С. 149 – 160.

⇐ Предыдущая12 

infopedia.su