два описание грозы научный и художественный стиль. Описание грозы художественное


Два описание грозы научный и художественный стиль

Итак, гроза – это явление природы или, как будет правильнее – атмосферное явление. Дальше, если всё-таки залезть в умные книжки, описание грозы связано с какими-то там электрическими разрядами в атмосфере, со сталкивающимися тучами и прочее, прочее.

Тучи, значит, сталкиваются своими раздутыми серыми боками, от этого в наэлектризованной атмосфере, попросту говоря – в небе, проскакивают молнии. Молнии, получается – это те самые электрические разряды.

Помимо молний, есть ещё и громовые раскаты, они тоже как-то связаны с той самой наэлектризованной атмосферой.

Н-да, слабоватое получается описание грозы, правда? Надо, наверное, добавить немного красок, литературных оборотов, в общем – расцветить как-то этот скучный текст.

Сейчас попробуем.

Описание грозы. Начало. Что там у нас в начале? Вначале, как правило, тучи. Огромные, тяжёлые, свинцово-серые тучи. Они собираются, подтягиваются издалека с таким серьёзным видом, как будто планируют проводить саммит ООН … А если ещё ветер поднимется, то впечатление ещё сильнее – иногда даже на конец света похоже …

Молнии, конечно же, сверкать принимаются. Сперва чуть заметно, потихоньку, потом расходятся, их разряды уже заставляют приседать не успевших разбежаться прохожих. А в старых домах начинают мигать лампочки – проводка-то сто лет не ремонтирована …

Ну, и, само собой, никуда без грома. А как же? Сначала сверкает, потом громыхает. И многие честно начинают считать секунды между разрядом молнии и раскатом грома. Как будто что-то изменится, если ты узнаешь, что гроза, скажем … в пяти километрах!

А вообще описание грозы может быть любым! Ведь она для всех разная, и для каждого своя. Для кого-то это досадная помеха на пути к важным делам – приходится прятаться, останавливаться, пережидать, а потом ещё вокруг мокро и грязно …

Для кого-то гроза – повод для воспоминаний детства, как бегали под дождём и кричали: «Дождик, дождик, пуще!», как шлёпали по лужам, не боясь ни заразы, ни простуд. А для кого-то гроза … ну, просто гроза! Ну, гремит, да, сверкает – и что? Пошумит и перестанет, делов-то! Слишком незначительное событие, чтобы обращать на его своё внимание. Своё драгоценное внимание … Оно ведь необходимо для того, чтобы решать важные-преважные дела …

Но, разве есть в природе что-то, менее важное, чем сила стихии? Что более прекрасное и завораживающее, чем потоки дождя, прорезываемые всполохами молний? Что-то более трепетное и чудесно-неземное, чем радуга? Никакие деньги и дела не смогут заменить красоты того, что создано высшими силами, поверьте!

Поэтому стоит иногда потратить совсем немного времени, подключить капельку фантазии, оживить в памяти детские воспоминания. И всё лишь для того, чтобы создать своё описание грозы, не похожее ни на чьё больше.

Придумать его только для себя, чтобы каждая гроза была для вас особенной, не такой, как для всех. Чтобы каждая гроза была ВАША, особенная. А не просто громовые раскаты, раскисшие дороги и прерванные планы.

Просто вспомните детство, когда каждая гроза была чем-то необыкновенным! Вспомните, каким тогда было описание грозы? Вспомнили? «Мааам, ты представляешь, так громыхало, что стёкла дрожали! А ветер такой дул, что деревья прямо до земли гнулись!

И молния как сверкнула, так прямо всё вокруг осветила! И дождь, дождь лил прямо как в джунглях, как будто тропический ливень!!»

Такого описания достойна не каждая гроза, а только особенная, настоящая … Так что каждый опишет грозу по-своему, сколько человек ни спроси. Только вот каждый ли захочет искать нужные слова?

obrazovalka.ru

Разное описание грозы | Дождь и интересное о дожде

Описание грозы следует начать с её определения. Чтобы не было совсем скучно, в энциклопедии мы не полезем, сами как-нибудь справимся!

Итак, гроза – это явление природы или, как будет правильнее – атмосферное явление. Дальше, если всё-таки залезть в умные книжки, описание грозы связано с какими-то там электрическими разрядами в атмосфере, со сталкивающимися тучами и прочее, прочее.

Тучи, значит, сталкиваются своими раздутыми серыми боками, от этого в наэлектризованной атмосфере, попросту говоря – в небе, проскакивают молнии. Молнии, получается – это те самые электрические разряды.

Помимо молний, есть ещё и громовые раскаты, они тоже как-то связаны с той самой наэлектризованной атмосферой.

Н-да, слабоватое получается описание грозы, правда? Надо, наверное, добавить немного красок, литературных оборотов, в общем – расцветить как-то этот скучный текст.

Сейчас попробуем.

Описание грозы. Начало. Что там у нас в начале? Вначале, как правило, тучи. Огромные, тяжёлые, свинцово-серые тучи. Они собираются, подтягиваются издалека с таким серьёзным видом, как будто планируют проводить саммит ООН … А если ещё ветер поднимется, то впечатление ещё сильнее – иногда даже на конец света похоже …

Молнии, конечно же, сверкать принимаются. Сперва чуть заметно, потихоньку, потом расходятся, их разряды уже заставляют приседать не успевших разбежаться прохожих. А в старых домах начинают мигать лампочки – проводка-то сто лет не ремонтирована …

Ну, и, само собой, никуда без грома. А как же? Сначала сверкает, потом громыхает. И многие честно начинают считать секунды между разрядом молнии и раскатом грома. Как будто что-то изменится, если ты узнаешь, что гроза, скажем … в пяти километрах!

А вообще описание грозы может быть любым! Ведь она для всех разная, и для каждого своя. Для кого-то это досадная помеха на пути к важным делам – приходится прятаться, останавливаться, пережидать, а потом ещё вокруг мокро и грязно …

Для кого-то гроза – повод для воспоминаний детства, как бегали под дождём и кричали: «Дождик, дождик, пуще!», как шлёпали по лужам, не боясь ни заразы, ни простуд. А для кого-то гроза … ну, просто гроза! Ну, гремит, да, сверкает – и что? Пошумит и перестанет, делов-то! Слишком незначительное событие, чтобы обращать на его своё внимание. Своё драгоценное внимание … Оно ведь необходимо для того, чтобы решать важные-преважные дела …

Но, разве есть в природе что-то, менее важное, чем сила стихии? Что более прекрасное и завораживающее, чем потоки дождя, прорезываемые всполохами молний? Что-то более трепетное и чудесно-неземное, чем радуга? Никакие деньги и дела не смогут заменить красоты того, что создано высшими силами, поверьте!

Поэтому стоит иногда потратить совсем немного времени, подключить капельку фантазии, оживить в памяти детские воспоминания. И всё лишь для того, чтобы создать своё описание грозы, не похожее ни на чьё больше.

Придумать его только для себя, чтобы каждая гроза была для вас особенной, не такой, как для всех. Чтобы каждая гроза была ВАША, особенная. А не просто громовые раскаты, раскисшие дороги и прерванные планы.

Просто вспомните детство, когда каждая гроза была чем-то необыкновенным! Вспомните, каким тогда было описание грозы? Вспомнили? «Мааам, ты представляешь, так громыхало, что стёкла дрожали! А ветер такой дул, что деревья прямо до земли гнулись!

И молния как сверкнула, так прямо всё вокруг осветила! И дождь, дождь лил прямо как в джунглях, как будто тропический ливень!!»

Такого описания достойна не каждая гроза, а только особенная, настоящая … Так что каждый опишет грозу по-своему, сколько человек ни спроси. Только вот каждый ли захочет искать нужные слова?

Автор — Неволина Ирина Вадимовна.

odogde.ru

Люблю грозу в начале мая...

Гроза всегда завораживающе, гипнотически действует на человека. Буйство стихии приковывает. Помните Лермонтовское?

Ревет гроза, дымятся тучи Над темной бездною морской, И хлещут пеною кипучей Толпяся, волны меж собой. Вкруг скал огнистой лентой вьется Печальной молнии змея, Стихий тревожный рой мятется...

А вот как описывал Н. Заболоцкий приближение грозы:

Движется нахмуренная туча, Обложив полнеба вдалеке, Движется, огромна и тягуча, С фонарем в приподнятой руке. 

Грозное и величественное зрелище!

"Стремительно и напористо из-за горизонта надвинулась темная туча и как-то разом заволокла небо. Накрепко заточила яркое солнце в свою темницу. Стало хмуро. На какой-то миг все притихло, но только на миг. Словно спохватившись, задул резкий холодный ветер и поднял на реке злые черные волны. Ослепительная молния вспорола небо. И сейчас же, резко и пугающе, как выстрел, прогремел гром."

Это описание грозы В.Колесникова. 

Интересны и высказывания участников нашего проекта.

Посмотрите, какой интересный совместный рассказ у нас получился!

"Неожиданно стали слышны раскаты грома и вспышки молний. Я очень боюсь грозы и поэтому стараюсь отвлечься. А грозовые облака - великаны всё сгущались и молнии сверкали чаще".       

"Злость Зевса"      

"Это было страшно, но очень завораживало"

"Молнии, сопровождаемые громом, имели достаточно большой диаметр. Вблизи поверхности земли потоки увеличивались в диаметре".

"Гроза была недолгой..."

"...вызвала у меня бурю положительных эмоций"

"Это было очень красиво и незабываемо!!!"

Такой вот поэтичный образ первой майской грозы сложился. Но есть тому у участников и объяснение:

"Судя по продолжительности около 30 минут и объёма в 10-20 км можно сказать, что это Одноячейковое облако" стало источником нашего творческого вдохновения.

Спасибо всем участникам проекта!

Ждем ваших новых анкет! Будьте внимательны при их заполнении.

 

Гроза всегда завораживающе, гипнотически действует на человека. Буйство стихии приковывает. Помните Лермонтовское?

Ревет гроза, дымятся тучи Над темной бездною морской, И хлещут пеною кипучей Толпяся, волны меж собой. Вкруг скал огнистой лентой вьется Печальной молнии змея, Стихий тревожный рой мятется...

А вот как описывал Н. Заболоцкий приближение грозы:

Движется нахмуренная туча, Обложив полнеба вдалеке, Движется, огромна и тягуча, С фонарем в приподнятой руке. 

Грозное и величественное зрелище!

"Стремительно и напористо из-за горизонта надвинулась темная туча и как-то разом заволокла небо. Накрепко заточила яркое солнце в свою темницу. Стало хмуро. На какой-то миг все притихло, но только на миг. Словно спохватившись, задул резкий холодный ветер и поднял на реке злые черные волны. Ослепительная молния вспорола небо. И сейчас же, резко и пугающе, как выстрел, прогремел гром."

Это описание грозы В.Колесникова. 

Интересны и высказывания участников нашего проекта.

Посмотрите, какой интересный совместный рассказ у нас получился!

"Неожиданно стали слышны раскаты грома и вспышки молний. Я очень боюсь грозы и поэтому стараюсь отвлечься. А грозовые облака - великаны всё сгущались и молнии сверкали чаще".       

"Злость Зевса"      

"Это было страшно, но очень завораживало"

"Молнии, сопровождаемые громом, имели достаточно большой диаметр. Вблизи поверхности земли потоки увеличивались в диаметре".

"Гроза была недолгой..."

"...вызвала у меня бурю положительных эмоций"

"Это было очень красиво и незабываемо!!!"

Такой вот поэтичный образ первой майской грозы сложился. Но есть тому у участников и объяснение:

"Судя по продолжительности около 30 минут и объёма в 10-20 км можно сказать, что это Одноячейковое облако" стало источником нашего творческого вдохновения.

Спасибо всем участникам проекта!

Ждем ваших новых анкет! Будьте внимательны при их заполнении.

 

globallab.org

Весенние грозы в русской литературе

В литературе закрепилось устойчивое выражение: «майская гроза». Именно это явление природы воспел Фёдор Иванович Тютчев:

Люблю грозу в начале мая,Когда весенний, первый гром,Как бы резвяся и играя,Грохочет в небе голубом...

(На иллюстрации картина А. Куинджи "После дождя" 1879)

А вот строки Иннокентия Фёдоровича Анненского:

Среди полуденной истомыПокрылась ватой бирюза…Люблю сквозь первые симптомыТебя угадывать, гроза…

(Картина Евгения Дюккера "Приближение грозы" 1869)

А Иван Алексеевич Бунин, описывая грозу, проводит параллели с ушедшей любовью – как с ушедшей весной, как с пронёсшимся весенним вихрем… Это лирическое стихотворение проникнуто романтикой грусти:

Гроза прошла над лесом стороною,Был теплый дождь, в траве стоит вода…Иду один тропинкою лесною,И в синеве вечерней надо мноюСлезою светлой искрится звезда.

(Картина И. Левитана "Перед грозой" 1879)

Не обошли это природное явление и прозаики. Михаилу Афанасьевичу Булгакову принадлежат романтические строки: «Когда шли майские грозы и мимо подслеповатых окон шумно катилась в подворотню вода, угрожая залить последний приют, влюбленные растапливали печку и пекли в ней картофель. От картофеля валил пар, черная картофельная шелуха пачкала пальцы. В подвальчике слышался смех, деревья в саду сбрасывали с себя после дождя обломанные веточки, белые кисти. Когда кончились грозы и пришло душное лето, в вазе появились долгожданные и обоими любимые розы...».

Вы наверняка узнали произведение, откуда взята цитата: это, конечно, «Мастер и Маргарита».

(Картина А. Саврасова "Перед грозой" 1880)

Но гроза у Булгакова не только романтична, но и грозна. Трижды проносится она над страницами романа – дважды над Москвой и один раз – над Ершалаимом. В булгаковской Москве грозы весенние: действие происходит на Страстную неделю, а приход Пасхи изгоняет Воланда со свитой: «Мессир! Суббота. Солнце склоняется. Нам пора».

(К. Маковский "Дети, бегущие от грозы" 1872)

И над Ершалаимом проносится весенняя гроза – ведь разражается она над миром в момент казни Иешуа, отражая глобальную, вселенскую катастрофу:

«…Лишь только дымное черное варево распарывал огонь, из кромешной тьмы взлетала вверх великая глыба храма со сверкающим чешуйчатым покровом. Но он угасал во мгновенье, и храм погружался в темную бездну. Несколько раз он выскакивал из нее и опять проваливался, и каждый раз этот провал сопровождался грохотом катастрофы».

И эта чудовищная катастрофа мучительной болью отражается в душе Понтия Пилата.

Впрочем, проза ли это? Многие критики с полным основанием замечали, что описание грозы над Ершалаимом следует называть стихами в прозе. Описание грозы над Ершалаимом не укладывается в приведённую нами короткую цитату; эту поэму, которой начинается двадцать пятая глава романа, надо читать целиком…

xn----8sbiecm6bhdx8i.xn--p1ai

два описание грозы научный и художественный стиль

Итак, гроза – это явление природы или, как будет правильнее – атмосферное явление. Дальше, если всё-таки залезть в умные книжки, описание грозы связано с какими-то там электрическими разрядами в атмосфере, со сталкивающимися тучами и прочее, прочее.Тучи, значит, сталкиваются своими раздутыми серыми боками, от этого в наэлектризованной атмосфере, попросту говоря – в небе, проскакивают молнии. Молнии, получается – это те самые электрические разряды.Помимо молний, есть ещё и громовые раскаты, они тоже как-то связаны с той самой наэлектризованной атмосферой.Н-да, слабоватое получается описание грозы, правда? Надо, наверное, добавить немного красок, литературных оборотов, в общем – расцветить как-то этот скучный текст.Сейчас попробуем.Описание грозы. Начало. Что там у нас в начале? Вначале, как правило, тучи. Огромные, тяжёлые, свинцово-серые тучи. Они собираются, подтягиваются издалека с таким серьёзным видом, как будто планируют проводить саммит ООН … А если ещё ветер поднимется, то впечатление ещё сильнее – иногда даже на конец света похоже …Молнии, конечно же, сверкать принимаются. Сперва чуть заметно, потихоньку, потом расходятся, их разряды уже заставляют приседать не успевших разбежаться прохожих. А в старых домах начинают мигать лампочки – проводка-то сто лет не ремонтирована …Ну, и, само собой, никуда без грома. А как же? Сначала сверкает, потом громыхает. И многие честно начинают считать секунды между разрядом молнии и раскатом грома. Как будто что-то изменится, если ты узнаешь, что гроза, скажем … в пяти километрах!А вообще описание грозы может быть любым! Ведь она для всех разная, и для каждого своя. Для кого-то это досадная помеха на пути к важным делам – приходится прятаться, останавливаться, пережидать, а потом ещё вокруг мокро и грязно …Для кого-то гроза – повод для воспоминаний детства, как бегали под дождём и кричали: «Дождик, дождик, пуще!», как шлёпали по лужам, не боясь ни заразы, ни простуд. А для кого-то гроза … ну, просто гроза! Ну, гремит, да, сверкает – и что? Пошумит и перестанет, делов-то! Слишком незначительное событие, чтобы обращать на его своё внимание. Своё драгоценное внимание … Оно ведь необходимо для того, чтобы решать важные-преважные дела …Но, разве есть в природе что-то, менее важное, чем сила стихии? Что более прекрасное и завораживающее, чем потоки дождя, прорезываемые всполохами молний? Что-то более трепетное и чудесно-неземное, чем радуга? Никакие деньги и дела не смогут заменить красоты того, что создано высшими силами, поверьте!Поэтому стоит иногда потратить совсем немного времени, подключить капельку фантазии, оживить в памяти детские воспоминания. И всё лишь для того, чтобы создать своё описание грозы, не похожее ни на чьё больше.Придумать его только для себя, чтобы каждая гроза была для вас особенной, не такой, как для всех. Чтобы каждая гроза была ВАША, особенная. А не просто громовые раскаты, раскисшие дороги и прерванные планы.Просто вспомните детство, когда каждая гроза была чем-то необыкновенным! Вспомните, каким тогда было описание грозы? Вспомнили? «Мааам, ты представляешь, так громыхало, что стёкла дрожали! А ветер такой дул, что деревья прямо до земли гнулись!И молния как сверкнула, так прямо всё вокруг осветила! И дождь, дождь лил прямо как в джунглях, как будто тропический ливень!!»Такого описания достойна не каждая гроза, а только особенная, настоящая … Так что каждый опишет грозу по-своему, сколько человек ни спроси. Только вот каждый ли захочет искать нужные слова?

shpora.org

Художественный стиль

Задание №8. Укажите особенности художественного стиля в следующих текстах.

а) Роняет листья тополиный сквер. Одни деревья стоят совершенно голые, другие ещё держат на плечах красоту. А там, вдали за городом, где облачное небо смыкается с землёю, еле различимы сады, перелески, и можно лишь силой воображения видеть, как срывается и падает листва, укрывая багряно- золотым ковром поляны, тронутые первыми морозами мглистых зорь.

И манит ветер в поля, в зеленя, на простор осени, пронизанной для меня строгими строчками Ивана Бунина, пленительно причудливыми признаниями Фёдора Тютчева, вихревыми и страстными кликами Александра Блока, болью, тоской и нежностью Сергея Есенина, тревожными печалями Николая Рубцова: «Россия, Русь! Храни себя, храни!»

б) «В трактире Евдокимова уже собрались было гасить лампы, когда начался скандал. Скандал начался так. Сперва в зале все выглядело благообразно, и даже трактирный половой Потап сказал хозяину, что, мол, ныне бог миловал – ни единой битой бутылки, как вдруг в глубине, в полутьме, в самой сердцевине загудело, будто пчелиный рой.

  • Батюшки светы, - лениво изумился хозяин, - вот, Потапка, сглаз твой, черт! Ну надо ж было каркать черт!»

в) «В истории же Милы далее все покатилось по нарастающей, муж Милы в новой двухкомнатной квартире теперь уже не защищал Милу от матери, мать жила отдельно, а телефона не было ни там, ни здесь – муж Милы стал сам себе и Яго и Отелло и с насмешкой из-за угла наблюдал за тем, как к Миле пристают на улице мужики его типа, строители, старатели, поэты, незнающие, как тяжела эта ноша, как неподъемна жизнь, если биться в одиночку, поскольку красота в жизни не помощница, так примерно можно было бы перевести те матерные, отчаянные монологи, которые бывший агроном, а ныне научный сотрудник, муж Милы, выкрикивал и на ночных улицах, и у себя в квартире, и напившись, так что Мила скрывалась с малолетней дочерью где-то, нашла себе приют, и несчастный муж бил мебель и швырял железные кастрюли».

Задание №9. Сопоставьте два художественных описания грозы. Определите, какими языковыми средствами реализуются в этих текстах такие качества художественной речи, как эмоциональность и экспрессивность.

а) Летняя гроза.

Синие чистые дали

Между зеленых ветвей

Бело-молочными стали…

Ветер играет смелей.

Говор негромкого грома

Глухо грохочет вдали …

Все еще веет истома

От неостывшей земли.

Птицы кричали и смолкли:

В небо выходит не полк ли

Сумрачных страшных теней.

Вновь громовые угрозы,

Молнии резкий зигзаг,

Неба тяжелые слезы

Клонят испуганный мак.

Ливень, и буря, и где-то

Солнца мелькнувшего луч…

Русское, бурное лето,

Месяцы зноя и туч!

(В. Брюсов)

б) Солнце все выше и выше. Быстро сохнет трава. Вот уже жарко стало. Проходит час, другой. Небо стало темнеть по краям, колючим зноем пышет неподвижный воздух.

Но что это? Ветер внезапно налетел и промчался; воздух дрогнул кругом: уж не гром ли?

Вы выходите из оврага. Что за свинцовая полоса на небосклоне? Зной ли густеет? Туча ли надвигается? Но вот слабо сверкнула молния. Э, да это гроза! Кругом еще ярко светит солнце. Но туча растет: передний край ее вытягивается рукавом, наклоняется сводом. Трава, кусты, все вокруг потемнело. Каков дождик! Каковы молнии! Но вот солнце опять заиграло. Гроза прошла. Боже мой, как весело сверкает все кругом, как воздух свеж, как пахнет земляникой и грибами.

И.С.Тургенев.

Приложение.

Тема: «Изобразительно-выразительные средства. Тропы».

Тропы– это слова, используемые писателем в переносном значении (от греч. «тропос» - образ, поворот, оборот). Тропы нужны художнику слова для наглядности изображения тех или иных предметов, явлений.

Эпитет(от греч. «эпитетон» - приложение) – слово, которое художественно определяет предмет или действие, например:Статные осинывысоко лепечут над вами.

Для народного поэтического творчества характерны постоянные эпитеты.Например,добрыйконь, травазелёная, солнцекрасное.

Сравнение – это сопоставление одного предмета с другим, придающее описанию особую наглядность, например:

Нахмуренное, с прозеленью, небо,

Во мгле, как декорации, дома,

Асфальт и воздух пахнут мокрым снегом,

И веет мокрым холодом зима.

Н. Рубцов.

Метафора – перенос названия предмета (действия, качества) на основании сходства, например: В саду горит костёр рябины красной, но никого не может он согреть. (С.Есенин).

Метонимия – перенос названия одного предмета на другой на основании их смежности, например:Все флагибудут в гости к нам, и запируем на просторе. (А.С.Пушкин).

К метонимии близка синекдоха, которая состоит в замене множественного числа единственным, в употреблении названия части вместо целого, частного вместо общего, и наоборот, например: На восток, сквозь быт и копоть, Из одной тюрьмы глухой По домам идётЕвропа, Пух перин над ней пургой. Ина русского солдата Брат-француз, британец-брат, Брат-поляки все подряд С дружбой будто виноватой, но сердечною глядят (А.Твардовский).

Олицетворение– наделение неживых предметов человеческими чувствами, мыслями, поступками, речью, например: Изрыдалась осенняя ночь ледяными слезами (А. Фет).

Гипербола –образное выражение, преувеличивающее размеры, силу, красоту описываемого, например: Раздирает рот зевота шире Мексиканского залива (В. Маяковский).

Перифраза(от греч. «пери» - вокруг, «фразо» - говорю) – это описательное выражение, употреблённое вместо того или иного слова, например: город на Неве, Страна восходящего солнца, Страна голубых озёр, зелёный друг, наши меньшие братья и т.д.

Задание №1.Укажите различные тропы (метафоры, метонимии, синекдохи, эпитеты, сравнения, олицетворения, гиперболы, перифразы). Какова их функция в речи?

1. Ненастный день потух; ненастной ночи мгла по небу стелется одеждою свинцовой (П.). 2. Осыпал лес свои вершины, сад обнажил своё чело, дохнул сентябрь, и георгины дыханьем ночи обожгло (Фет.).3. Туч вечерних червонный ковёр самоцветными нёсся шелками (Луг.). 4. И сбежались с уральской кручи горностаевым мехом тучи (Н.А.). 5. Его зарыли в шар земной, а был он лишь солдат. Всего, друзья, солдат простой без званий и наград (Орл.). 6. И руки обессилено повисли. Сломала зубы молодость, и вот рассудочность сомнительные мысли пластмассовою челюстью жуёт (Евт.). 7. Только разве кончики волос помнят, как ты гладил их когда-то (Евт.). 8. Целый день осыпаются с клёнов силуэты багряных сердец (Заб.). 9. Ягнёночек кудрявый – месяц гуляет в молодой траве (Ес.). 10. Зимы последние кусочки чуть всхлипывают под ногой, и так смущённо дышат кочки незащищенностью нагой (Евт.).

Задание №2.Укажите источники речевой экспрессии в заголовках журнальных и газетных статей; разграничьте тропы и фразеологизмы. Определите характер тропов.

«Свидание с Юпитером», «Поговорим о странностях Марса», «Эта вечно юная древняя флора», «Поющая глина», «Человек сегодня, завтра, послезавтра», «Сторожевая служба бактерий», «Цыплячья слепота», «Ультразвук защищает морские суда», «Осы обмениваются информацией», «С шуткой наперевес», «Много шума… и ничего», «Корова на колёсах», «Рождение жемчужного чуда», «И вновь, и вновь вселенная на кончике пера», «Долгий ящик», «Шаги истории», «Слово не воробей», «Бумага не всё терпит», «Белые слёзы черёмух», «Незаповедный лес», «Серебро»Владимира Ковалёва», «Как родился луноход», «Перо в рабочей руке», «Хорошие приметы заразительны», «Две стороны пластинки», «Немузыкальный номер», «Российские учёные выброшены на обочину реформ», «Обещанного Врубеля три года ждут», «Эмиссия: опиум для народа», «Белые мухи долетели до Москвы».

Задание №3.Укажите стилистические недочёты и речевые ошибки. Исправьте ошибки.

1. Отдалённые северные места, где льдины гложут валунные берега и только в узкие проёмы летних месяцев отступает холодная Арктика, пропуская корабли по свинцовой дорожке ледяной воды, тоже наша земля.2. Пирин неповторим красотой: его вершины точно мраморные рёбра. 3. Специалисты-вулканологи не трусят, а держат руку на пульсе стихии. 4. Ярым врагом природы является нарушитель охотничьих законов, он же – непримиримый враг и настоящих охотников, которых, к величайшему счастью человечества, преобладающее большинство. 5. Исключить потери картофеля – такая мысль должна неустанно пульсировать в сердце каждого селянина.

Задание №4.В отрывках из очерков укажите стилистические недочёты, речевые ошибки. Отредактируйте предложения.

1. Павел не раз прокручивал в памяти минувшие события и убеждал себя, что любовь в нём давно уже засохла. 2. Апрельское солнце потоками вливается в кабинет через окно. 3. События льются друг за другом таким потоком, в который, по выражению Геродота, нельзя вступить дважды. 4. Год трудов и надежд, вот он понёсся навстречу современнику, стуча колёсами на стыках дней. 5. Благодатен это край лишь одним: здесь много солнца. 6. Глянул на берёзу – и остановился в изумлении: берёза просторная, рослая. 7. Сосна бывает туманно-синей, как грозовая туча, а бывает и золотой, когда её корона наполнена солнцем. 8. Охрана природы – она как первая любовь: неотвратима и нужна. 9. Мне и теперь ещё снятся светлых глаз твоих синие лужицы.

Задание №5.Укажите стилистические недочёты и речевые ошибки в спортивном репортаже. Отредактируйте текст для газеты.

Встречи лидеров всегда украшают спорт, и знатоки и любители их ждут, как лакомое блюдо. Во второй день чемпионата страны по борьбе дзюдо таким магнитом служили ожидавшиеся поединки двукратного чемпиона страны в среднем весе москвича А.Цупаченко и чемпиона прошлогодней спартакиады А.Волосова из Элекростали, а также главных конкурентов в борьбе за золотую медаль в полусреднем весе – чемпиона мира В.Невзорова «Майкоп» и киевлянина В.Двойникова. Одолевая на её ступеньках одного борца за другим, они неуклонно двигались к своей встрече в финале. Чемпион мира в полуфинале довольно легко справился и с двадцатилетним И.Красновым, в чьей коллекции пока медали молодёжных турниров. Не задерживался подолгу на жёстком ковре и соперник чемпиона.

Силы финалистов были настолько равны, что они так и не позволили друг другу провести ни одного приёма в решающей схватке. Большинством в один голос судьи присудили победу В.Невзорову.

Можно поздравить с бронзой электростальца И.Краснова из Института стали и сплавов. Хоть и с трудом, но он выиграл решающую схватку у уставшего после серии утешительных встреч мастера спорта международного класса А.Спиридонова из Майкопа.

Когда я поздравил с такой же наградой А.Волосова, он понимающе глянул мне в глаза, - это, мол, только дань вежливости. Жребий свёл его с главным конкурентом уже в дневной части турнира. Схватка А.Волосова с А.Цупаченко была досрочным финалом, настолько оба борца превосходили в мастерстве остальных. Одного соперника электросталец чисто уложил броском, у другого выиграл на третьей минуте болевым приёмом. Так же разнообразно действовал и москвич.

Когда закончились шесть минут их досрочного финала, на табло значились нули – претенденты отразили все атаки друг друга. Голос арбитра решил в пользу москвича… Но за путёвку в Монреаль соперники поборются…

studfiles.net

rulibs.com : Наука, Образование : История : Описание грозы : Михаил Постников : читать онлайн : читать бесплатно

Описание грозы

Для древних все природные явления были наполнены мистически–художественным смыслом, и они воспринимали их ярче и впечатлительнее, чем мы. Вот отрывки из средневековых летописей, собранные Араго (см.[57], стр. 9), иллюстрирующие, как в то время воспринимались обычнейшие метеорологические и астрономические явления:

586 г. «Свет, подобный змею, явился на небе».

838 г. «21–го февраля в воздухе был виден огонь, имевший вид змея».

838 г. «12–го мая, во все время ночи, звезды повсюду преследовали одна другую».

849 г. «2–го января видимы были ужасные копья к северу и востоку».

918г. «7–го февраля разноцветные огненные копья являются на небе и последовательно устремляются друг на друга».

993 г. «3–го марта, вечером был виден на небе змей».

952 г. «Виден был змей на небе».

1144 г. «Говорят, что в этом году являлись знамения на небе. Огненные шары блистали в различных местах и исчезали в другой части неба».

Огромность впечатления, производимая такими явлениями природы, как грозы, вулканы, метеориты и т.п., нужно всегда помнить при чтении древних книг (и, в частности, Апокалипсиса) и вносить соответствующие поправки.

Особое впечатление на древних всегда производили грозы, символы божьего гнева. На каждой грозовой туче древние видели самого Бога, летящего среди громов и молний, для того чтобы поразить своим неотразимым ударом земных грешников. Если до сих пор многие из нас чувствуют во время грозы инстинктивный страх, то что же говорить о древних, не знающих теории электричества и отягощенных грузом мистики и ужаса перед волей богов.

Все это хорошо, — скажет читатель, — но какое отношение к этому имеет Апокалипсис? Судите сами…

Перед грозой всегда наступает характерное затишье, когда природа, как бы притаясь, ждет в полном безветрии первых ударов бури. И Иоанн пишет: «И после сего видел я четырех ангелов, стоящих по четырем углам земли, держащих четыре ветра земли, чтобы не дул ветер ни на землю, ни на море, ни на какое дерево» (Ап., VII, 1).

Кстати сказать, здесь мы обнаруживаем также образ четырех ветров, эолов, распространенный в раннехристианской космографии, как доказывает, например, известный рисунок из «Христианской Космографии», автора VI века Козьмы Индикоплевста, приводимый во многих популярных книгах (этот рисунок изображает Землю в виде сундука, на дне которого живут люди; Солнце движется по крышке, заходя на ночь за высокую гору; по углам сундука четыре ангела с трубами изображают ветры; монах просунул голову через стенку и восторгается небесами). Иоанн очень уместно воспользовался расхожим и всем понятным образом.

Иоанн еще раз обращает внимание читателя на это затишье: «И… сделалось безмолвие на небе, как бы на полчаса» (Ап., VIII, 1).

Еще раньше Иоанн описывает заволакивающую небо грозовую тучу с фронтом, загнутым как полуразвернутый свиток: «И небо скрылось, свернувшись как свиток» (Ап., VII, 14).

В гл. VIII Иоанн в точных художественных образах описывает саму грозу: «И я увидел семь гонцов (бури), которые стояли и перед Богом; и дано им семь труб… Первый гонец вострубил (прогрохотал гром), и сделались град и огонь, смешанные с кровью (ударила молния), и пали на землю; и третья часть дерев сгорела, и вся трава зеленая сгорела (точнее «была озарена кровавым светом молнии»). Второй гонец вострубил, и как бы большая гора, пылающая огнем, низверглась в море; и третья часть моря сделалась кровью (снова молния за завесой дождя)… Третий гонец вострубил, и упала с неба большая звезда, горящая подобно светильнику, и пала на третью часть рек и на источник вод…» (Ап., VIII, 2,7,8,10).

Очень интересен заключительный стих этой главы: «И видел я и слышал одного вестника, летящего посреди неба и говорящего громким голосом: горе, горе, горе живущим на земле от остальных трубных голосов трех гонцов, которые будут трубить» (Ап., VIII, 13).

В церковном переводе вместо «вестника» стоит, конечно, «Ангел». Но смотрим греческий оригинал в там находим слово, означающее по–гречески птицу–орла! После этого оригинал абсолютно понятен: описан полет птицы, громкий голос которой предвещает, якобы, всевозможные беды (к слову сказать, горе, горе, по–гречески звучит как крик чайки, уай—уай). Такое отступление в тексте вполне уместно, поскольку гадание по полету птиц было очень распространено и считалось вполне достоверным. («Всякий образованный римлянин должен был уметь толковать полет птиц…»([41], стр. 66)). Благочестивые же переводчики, не потерпев столь «бесовского» занятия, пошли в переводе на прямой подлог. (Любопытно, что и в английском и во французском переводах Библии речь идет в этом месте также об ангеле).

Мрачно–поэтические образы гл. IX явно навеяны картиной взволнованного грозой пенного моря: «И… вышла саранча на землю… По виду своему саранча была подобна коням (несущимся на берег пенным волнам)…; и на головах у нее как бы венцы (хлопья пены)… и волосы у ней как волосы у женщин (сорванные бурей водоросли?)… а шум от крыльев ее как стук от колесниц (шум прибоя)… Одно горе (одна волна прибоя) прошло; вот идут за ним еще два горя (еще две волны)… Так видел я… коней и на них всадников… и изо рта их выходил огонь, дым в сера (хлопья пены и брызги моря, освещенные молниями)… сила коней заключалась во рту их и в хвостах их…» (Ап., IV, 3, 7—9, 12, 17, 19; в скобках наши разъяснения).

Заметим, что еще в самом начале (см. Ап., 1,1) Иоанн подчеркивает, что все это Бог ему показал, т.е. что Иоанн описывает то, что он видел собственными глазами.

В следующей X главе автор вновь возвращается к грозовому небу, разоблачая, в частности, истинную природу «гонцов»: «И видел я другого гонца, сильного, облеченного облаком: над головой его была радуга…» (Ап., X, 1). Здесь явно имеется в виду облако, быстро гонимое ветром по небу. «… и воскликнул громким голосом, как рыкает лев; и когда он воскликнул, тогда семь громов проговорили голосами своими…» (Ап., X, 3). Мы видим, что здесь нет никаких иносказаний: Написано «гром», читай «гром», написано «молния», читай «молния».

В XI главе после заключительного удара грома гроза кончается, небо проясняется и появляется радуга. «И седьмой гонец вострубил и раздались на небе громкие голоса говорящие: царство мира сделалось царством Господа нашего и Христа его… И отверзся Храм Божий на небе (открылась лазурь чистого неба) и явилась на небе радуга… (Ап., XI, 15, 19).

Последний стих в синодальном переводе имеет вид: «и явился ковчег Завета его в храме Его», но в греческом варианте сказано не «ковчег Завета», а «хранительница завещания», что в стандартной христианской символистике означает радугу.

В заключение дадим слово самому Морозову:

«Теперь вы видите сами, как сквозь весь Апокалипсис, одной сплошной канвой проходит чудно–художественное описание грозы, пронесшейся над Патмосом во время наблюдения автора (в Ап., 1, 9, сказано: «Я, Иоанн… был на острове, называемом Патмос…» — Авт.). В этой канве не забыта ни одна типичная картина развития грозы, начиная от тяжело свернувшейся, как свиток папируса, первой тучи в характерного затишья перед грозой. Вы видите и каждый удар грома с кровавыми молниями и радугу посредине грозы и, наконец, окончание самой грозы с новой радугой и раскрывшимся окончательно шатром голубого неба. Напрасно говорят мне мои критики, будто я «толкую» образы Апокалипсиса «в смысле грозовых и астрологических картин». Я здесь не толкую ровно ничего, я только буквально понимаю то, что читаю, да и их именно прошу и убеждаю делать то же самое: пусть они попытаются читать Апокалипсис так, как они читают всякую другую книгу, а не толкуют иносказательно того, что совершенно ясно лишь при буквальном понимании и становится похожим на бред помешанного при всяких иносказательных толкованиях» ([1], стр. 32).

Для Иоанна описание грозы отнюдь не является самоцелью; его мистически настроенная душа грозные события метеорологического катаклизма воспринимает как знамения скорой гибели грешного мира и прихода светлого царства справедливости. Интересно, что в этом Иоанн отнюдь не оригинален: в древности существовала специальная наука, бронтология, задачей которой было предсказание будущего по тому, в каком созвездии ударит молния из грозовой тучи. На славянском языке этому были в XV в. посвящены специальные «Громовники», отчетливо греческого происхождения. В них бронтология была приспособлена к нуждам земледелия: «Рыбы загремят — оскудение пшеницы», «Близнецы загремят — погибель животным, а плодам умножение» и т.д. Позже эта наука выродилась и ее понятия спутались. Так в еврейском трактате «Книга Громов» XVI века зодиакальные созвездия спутаны с соответствующими месяцами, из–за чего получились полные нелепости: «Гром в декабре предвещает смерть великих людей…», «Гром в январе предвещает много болезней и т.п. (см.[58], стр. 40—-41).

Впрочем, возможно, что бронтология зародилась под влиянием Апокалипсиса, когда его смысл был еще понятен. Тогда получается, что, напротив, Иоанн был вполне оригинален и даже сам того не чая, заложил основы новой науки.

 

rulibs.com