Простой ответ на вопрос, что такое мозаика. Определение мозаика


Что такое мозаика? Краткая история мозаики.

Что такое мозаика?

Точное происхождение слова мозаика неизвестно. Существует несколько версий, по одной из них, оно происходит от латинского musivum, буквально — «посвященная музам». По другой – это разновидность кладки стены или пола из мелких камешков.

Мозаика — это вид монументального искусства. Это узор или изображение, выложенное из однородных или различных мелких частиц (камень, керамическая плитка, смальта, разноцветные стекла, ракушки и тд.).

Существует два вида набора мозаики – прямой и обратный. При прямом наборе частицы  мозаики вдавливаются в заранее нанесенный на поверхность основания грунт по подготовленному рисунку. Грунтом может служить мастика, цемент, известка, воск и другие материалы. При обратном наборе – частицы мозаики наклеиваются лицевой стороной на ткань, картон или специальную монтажную сетку, с нанесенным на них рисунком, затем тыльная сторона мозаики заливается закрепляющим составом и после затвердевания временная основа отделяется. Для аккуратности швы между частицами мозаики замазываются специальным раствором – затиркой. Иногда лицевая поверхность мозаики полируется до блеска, благодаря чему можно добиться большей реалистичности изображения.

Краткая история мозаики.

Важное достоинство мозаики — ее долговечность. Краски не выцветают от времени и не боятся солнечного света. При надежном основании мозаика может просуществовать тысячелетия.

Искусство мозаики очень древнее. Древнейшие мозаики относятся к 3-му тысячелетию до н. э. Археологами были найдены орнаменты из разноцветных глиняных кружочков в храмах Двуречья, или, так называемый, «штандарт» из Ура – сюжетное изображение войны и мира, выложенное из раковин, красного известняка, перламутра и ляпис-лазури.

В античные времена мозаика была распространена повсеместно. Связано это было с тем, что техника выполнения была достаточно недорогой. Обработка монолитных камней очень сложная и трудозатратная задача, древесина недолговечна, поэтому отделочным материалом служил мелкий камень, галька, щебень. Мозаика – это был самый доступный и долговечный способ отделки полов и стен, дорожек и фасадов.

Первые античные мозаики выполнялись из необработанной речной и морской гальки. Такая техника называлась opus barbaricum (опус барбарикум). Это не слишком яркое и выразительное контурное изображение животных, людей, мифологических существ. (Коринф кон. 5в. До н. э.)

Постепенно осваивается техника шлифовки камня и его обработки — тессирование. Техника наборной мозаики из фрагментированных кусочков камня получила наименование opus tesselatum (опус тесселатум) по исходному элементу — камешку кубической формы — tessera. Постепенно мастера совсем перестают использовать округлые галечные камни, рисунок совершенствуется, швы между обработанными камешками становятся меньше, а поверхность мозаики шлифуется. Мозаика приобретает привычный для нас вид.

Расцвет мозаики приходится на эпоху эллинизма. Развиваются стекольные технологии, доступной становится цветная смальта, что позволяет древним мастерам добиваться действительно поразительной реалистичности изображения. Развитие новых технологий привело к созданию новой техники — opus vermiculatum (опус вермикулатум). Принцип набора сохраняется, но элементы мозаики становятся еще мельче, цветовая палитра богаче. Безусловно, это более кропотливый и дорогой труд, поэтому размер мозаик не превышал одного-двух квадратных метров. В этой технике были созданы шедевры монументального искусства Древнего Рима. Самые запоминающиеся произведения, которые были выполнены в этой технике, можно считать такие, как «Голуби на чаше» с Виллы Адриана в Тибуре, «Охотничья сцена» на Пьяцца делла Витториа в Панорме (Палермо) на Сицилии,  «Обитатели морских глубин» из дома Фавна в Помпеях, две мозаики работы Диоскура Самосского с виллы Цицерона в Помпеях — «Завтрак женщин» и «Музыканты».

Примерно в III же веке до н.э. зародилась еще одна техника — opus sectile (опус сектиле). Эта очень дорогая и престижная техника представляет собой мозаичный набор из вырезанных по особой форме тонких пластин натурального камня. «Опус сектиле» является отдаленной прародительницей того, что мы сегодня называем флорентийской мозаикой.Знаменитые Византийские мозаики выполнялись из смальты, наиболее древние относятся к III-IV векам. Самыми известными византийскими мозаиками являются мозаики Равенны и Святой Софии в Константинополе. На смену игривым жанровым изображениям Древнего Рима пришли величественные и монументальные мозаики на библейские темы.Особенностью византийских мозаик в храмах стало использование золотой смальты. Благодаря тому, что мозаики выкладывались методом прямого набора, и каждый элемент в укладке отличался своей уникальной поверхностью и своим положением, создавалось единое и словно живое золотое поле, мерцающее в свете огней. Создавался неповторимый эффект движения, казалось мозаика дышит.В России искусство мозаики появилось с принятием Христианства, то есть значительно позднее, чем в других европейских странах, только в 10 веке, и широкого распространения не получило, из-за недостатка материалов. Искусством мозаики, техникой ее выполнения и производством смальты занимался М. В. Ломоносов. Широко известна его мозаика «Полтавская битва».

В 20 веке техника мозаики уже используется довольно часто. Станции Московского метрополитена: «Новокузнецкая», «Чеховская», «Нагатинская», «Белорусская» украшены мозаиками выполненными в римской и флорентийской технике.

Похожие записи:

art-school.pro

МОЗАИКА - это... Что такое МОЗАИКА?

  • Мозаика —         (франц. mosaпque, итал. mosaico, от лат. musivum, буквально посвящённое музам), изображение или узор, выполненные из однородных или различных по материалу частиц (камень, смальта, керамические плитки и пр.), один из основных видов… …   Художественная энциклопедия

  • МОЗАИКА — (греч. mouseion). Искусство подражания живописи набором мелких цветных кусочков столбиков камней, мрамора, эмали или дерева, вставляемых по теням плотно в мастику, цемент, клей и т. п. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка.… …   Словарь иностранных слов русского языка

  • мозаика — Изображение, составленное из множества элементов, близких друг другу по размерам Ист.: Плужников, 1995 • • • Мозаика (франц. mosaïque, итал. mosaico, от лат. musivum, буквально посвященное музам), изображение или узор, выполненные из однородных… …   Словарь храмового зодчества

  • Мозаика — (иноск.) пестрота (намекъ на мозаику, мусію мозаичное искусство подражать живописи наборомъ мелкихъ цвѣтныхъ камней и стеколъ). Ср. Г. Сентянинъ (въ своемъ статистическомъ очеркѣ о служащихъ на сибирской желѣзной дорогѣ) совершенно вѣрно… …   Большой толково-фразеологический словарь Михельсона (оригинальная орфография)

  • МОЗАИКА — МОЗАИКА, мусия жен. мозаичное, ческое или мусийное искусство и | произведенье его; искусство подражать живописи набором мелких цветных камней и стекол. Мозаикист, мусийщи, мозаичник муж. мозаичный художник. Толковый словарь Даля. В.И. Даль. 1863… …   Толковый словарь Даля

  • мозаика — См. картина... Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. под. ред. Н. Абрамова, М.: Русские словари, 1999. мозаика сущ., кол во синонимов: 13 • …   Словарь синонимов

  • мозаика — и, ж., устар. МОЗАИК а, м. mosaïque f. <, ит. mosaico. 1. Картина, узор, выполненые скрепленными между собой мелкими разноцветными кусочками стекла, мрамора, цветных камней и т. п. БАС 1. Мозаик сочинение из разных небольших штук на гипсовом… …   Исторический словарь галлицизмов русского языка

  • Мозаика — – изображение или узор, выполненные из цветных камней, смальты (разноцветных кусочков стеклянных сплавов), цветной керамической плитки и т. п. Используется мозаика в основном для украшения зданий …   Словарь строителя

  • мозаика — (устарелое мозаика), род. мн. мозаик …   Словарь трудностей произношения и ударения в современном русском языке

  • МОЗАИКА — см. Мозаика вирусное заболевание. Поражает растения как в теплице, так и в открытом грунте. Проявляется в изменении формы и окраски листьев (образуются желтовато зеленые пятна или чередуются светлые и темные пятна), а также в скручивании и… …   Энциклопедия семян. Овощные культуры

  • МОЗАИКА — (французское mosaique), изображение или узор, выполненный из цветных камней, смальты, керамических плиток и т.д.; разновидность живописи, используемая преимущественно для украшения зданий. Известна с античной эпохи …   Современная энциклопедия

  • dic.academic.ru

    МОЗАИКА - это... Что такое МОЗАИКА?

  • Мозаика —         (франц. mosaпque, итал. mosaico, от лат. musivum, буквально посвящённое музам), изображение или узор, выполненные из однородных или различных по материалу частиц (камень, смальта, керамические плитки и пр.), один из основных видов… …   Художественная энциклопедия

  • МОЗАИКА — (греч. mouseion). Искусство подражания живописи набором мелких цветных кусочков столбиков камней, мрамора, эмали или дерева, вставляемых по теням плотно в мастику, цемент, клей и т. п. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка.… …   Словарь иностранных слов русского языка

  • мозаика — Изображение, составленное из множества элементов, близких друг другу по размерам Ист.: Плужников, 1995 • • • Мозаика (франц. mosaïque, итал. mosaico, от лат. musivum, буквально посвященное музам), изображение или узор, выполненные из однородных… …   Словарь храмового зодчества

  • Мозаика — (иноск.) пестрота (намекъ на мозаику, мусію мозаичное искусство подражать живописи наборомъ мелкихъ цвѣтныхъ камней и стеколъ). Ср. Г. Сентянинъ (въ своемъ статистическомъ очеркѣ о служащихъ на сибирской желѣзной дорогѣ) совершенно вѣрно… …   Большой толково-фразеологический словарь Михельсона (оригинальная орфография)

  • МОЗАИКА — МОЗАИКА, мусия жен. мозаичное, ческое или мусийное искусство и | произведенье его; искусство подражать живописи набором мелких цветных камней и стекол. Мозаикист, мусийщи, мозаичник муж. мозаичный художник. Толковый словарь Даля. В.И. Даль. 1863… …   Толковый словарь Даля

  • мозаика — См. картина... Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. под. ред. Н. Абрамова, М.: Русские словари, 1999. мозаика сущ., кол во синонимов: 13 • …   Словарь синонимов

  • мозаика — и, ж., устар. МОЗАИК а, м. mosaïque f. <, ит. mosaico. 1. Картина, узор, выполненые скрепленными между собой мелкими разноцветными кусочками стекла, мрамора, цветных камней и т. п. БАС 1. Мозаик сочинение из разных небольших штук на гипсовом… …   Исторический словарь галлицизмов русского языка

  • Мозаика — – изображение или узор, выполненные из цветных камней, смальты (разноцветных кусочков стеклянных сплавов), цветной керамической плитки и т. п. Используется мозаика в основном для украшения зданий …   Словарь строителя

  • мозаика — (устарелое мозаика), род. мн. мозаик …   Словарь трудностей произношения и ударения в современном русском языке

  • МОЗАИКА — см. Мозаика вирусное заболевание. Поражает растения как в теплице, так и в открытом грунте. Проявляется в изменении формы и окраски листьев (образуются желтовато зеленые пятна или чередуются светлые и темные пятна), а также в скручивании и… …   Энциклопедия семян. Овощные культуры

  • dic.academic.ru

    Простой ответ на вопрос, что такое мозаика

    В музеях древнего искусства, в некоторых наиболее древних храмах Европы и Азии, а также на узких улочках старинных городов, сумевших сохранить образцы монументального искусства далекого прошлого, можно встретить удивительные по красоте и притягательности фрагменты орнаментов и иных изображений, составленные из мелких кусочков камня или смальты, – это мозаика. Что такое мозаика? Это орнамент, пейзаж или изображение человека, не нарисованное красками, а собранное из мелких, подобных одному мазку кисти, кусочков природных материалов. Они неровные, неправильной формы, но тем не менее плотно подогнанные друг к другу, что создает цельное художественное изображение.

    Самыми преданными поклонниками этого вида искусства были римляне. Зажиточные горожане обязательно украшали мозаикой свои дома, фонтаны и дорожки в садах, каменные скамейки и площадки возле дома. С развитием ремесел и искусств художники-мозаичники все более оттачивали свое мастерство. В эпоху раннего Христианства это искусство становится самым популярным в отделке храмов. Великолепные образцы золотой и серебряной мозаики и сейчас можно увидеть в древнейших христианских святынях – в знаменитом соборе г. Аахена (Германия), в Святой Софии в Стамбуле, в храмах Италии и др.

    Золотые и серебряные кусочки смальты до сих пор излучают «неземной божественный» свет, а изображения святых на их фоне кажутся совсем невесомыми, бесплотными, парящими в пространстве, что, несомненно, полностью соответствует религиозному мировоззрению, которое так успешно передает данная техника. Мозаика применялась для оформления не только христианских храмов, этим искусством мастерски владели исламские художники, создавая свои мусульманские святыни.

    К середине восемнадцатого века в Италии ремесленники научились изготавливать мельчайшие кусочки цветного стекла, что способствовало дальнейшему развитию мозаичного искусства и вхождению его в светскую жизнь. Что такое мозаика из стекла? Собственно, способ создания произведения искусства остался прежним. Мельчайшие кусочки цветного стекла утапливали в связующую основу и создавали многокрасочное художественное полотно. Разница лишь в том, что стекло представляло безграничное количество оттенков, а его кусочки были настолько малы, что позволяли создавать тончайшие цветовые переходы. Это дало возможность художникам даже копировать великие произведения живописи эпохи Возрождения.

    В России первым, кто увлекся этой техникой, был М. В. Ломоносов. Еще в Германии он изучал различные свойства стекла, а затем в России использовал эти знания и свой художественный талант для создания монументальных мозаичных полотен и открытия своей мастерской. Картины мозаикой – яркие образцы этого искусства. Выполнены они учениками и самим Ломоносовым.

    Что такое мозаика сегодня? Современные художники-монументалисты используют эту технику достаточно широко. Мозаикой украшают стены домов, залы музеев, торговых центров, театров и т. д. Сейчас все больше используют технику обратного набора – это когда мозаичную картину или ее отдельные фрагменты складывают из кусочков стекла или керамики на столе в мастерской, приклеивая на листы кальки или тонкой бумаги, а затем переносят на приготовленное для нее место и утапливают в связующий раствор. После высыхания бумагу смывают, и на стене остается мозаичный узор.

    Итак, что такое мозаика? Это древнейшее искусство, которое благодаря своим особенностям, а именно тому что материалами для мозаичных шедевров являются камень и стекло, остается в веках, и через многие столетия, и даже тысячелетия, сохраняет для нас удивительные образцы творчества мастеров.

    fb.ru

    Мозаика как вид искусства

    4 788 0 Дата: 18.09.2015

    Мозаика – такое, казалось бы, привычное для нас слово, несет в себе прекрасное значение и целую историю. Дословно от латинского это означает «посвященное музам». Согласно определению, мозаикой называют узор, выкладываемый на поверхности стен, пола, потолков. Материалами служит керамика, стекло, а также дерево, смальта и даже камни.

    Возникновение мозаики

    Этот вид искусства берет свое начало из древнего Востока. Из творений древневосточных мастеров нам известны персидские шкатулки необычайного изящества.

    Уже в античную эпоху мозаику выполняли цветной галькой на полах высокопоставленных особ, чаще духовенства и правительства. Расцвет этого искусства приходился на период существования Римской Империи. В это время мозаика достигает высокой популярности, ею украшают дворцы, стены и полы храмов, бань, а материалы для выполнения дополняются цветными камнями и смальтой.

    Выдающееся искусство

    Наиболее потрясающими творениями, известными по сей день, являются мозаики, изображающие великие исторические события или битвы – изображение Помпеи, Битвы при Иссе. Последняя мозаика выполнена с помощью 1500 кусочков, уложенных по особой технологии «opus vermiculatum». Она подразумевает кладку кусочков один к одному в виду извилистой линии.

    Византийский период

    Византийская мозаика отличается предпочтением золотистых, зеленых и белых цветов для фона. Наборы смальты и полудрагоценных камней часто не подвергались шлифовке. Такой подход сохранял насыщенность цвета и в свою очередь оптически расширял помещение.

    Средневековая мозаика

    В VI–VIII веках искусство мозаики прославило город Равенна в Италии. Мозаичные изображения украшали знатные дворцы и храмы, что придавало им особое величие и богатство. Отличился также город Монреале, в котором большой Кафедральный собор и Бенедиктинский монастырь украшены величественными изображениями святых с помощью мозаики.

    Расцвет мозаики на Руси

    Мозаичное искусство пришло к нам гораздо позже и не сразу получило популярность, так как материала для таких же изысканных мозаик было недостаточно. Причиной развития стало открытие производства стеклянной смальты. Именно в Киеве, где впервые наладили такое производство, созданы потрясающие творения искусства с помощью мозаики – панно в Софийском соборе и Михайловском монастыре.

    На сегодняшний день к использованию мозаики прибегают не только в частных целях, но и для украшения общественных мест, таких как госучреждения и станции метро.

    __________________________________________________

    Почитать еще:

    trestusc.ru

    что это? Откуда она взялась и для чего используется

    Самое простое определение мозаики звучит следующим образом - «это картина или композиция, состоящая из мелких деталей» любого материала… Это одновременно и предмет и разновидность композиции, выбор материалов, способов и техники исполнения. Зависит от требований к стоимости мозаики, а так же от целей – будет ли мозаика использоваться как элемент декора, носить практический характер или же художественный.

    Мозаика – это нечто большее, чем просто составление рисунка по шаблону или самодельная головоломка. Процесс укладки элементов – это кропотливое занятие, действительно требующее особый талант, и лучше всего начинать с реализации небольших проектов, более легкие проекты помогут разбудить вашу фантазию!

    Мозаика как форма искусства заключается в укладывании небольших фрагментов камня, ракушек, черепков или стекла (так называемая мозаика или тессера) в определенной форме или в виде картины – абстрактной или же точного воспроизведения чего-либо. Существуют определенные техники дизайна мозаики, которые влияют на общий вид готового изделия.

    Наиболее яркие образцы мозаики представлены в античном искусстве Греко-Римской эпохи, а также в архитектуре Греческих церквей.

    Этот вид искусства можно использовать для украшения практически всего – от различной мебели до полов, по всему миру, во многих культурах мозаика была и остается одной из форм художественного выражения.

    Изготовление мозаики своими руками может стать увлекательным занятием, поскольку работать можно с множеством материалов. Всё, что вам нужно – это поверхность для мозаики и материалы, из которых будет состоять покрытие. Черепичные заводы и гончарные студии – отличный источник глиняных кусочков и осколков стекла, также вы можете купить уже готовые элементы мозаики в специализированных магазинах. Помимо этого вам понадобятся: стабильный клей для закрепления элементов на поверхности, грунтовка для отделки, защитное покрытии, если мозаика будет находиться на улице или во влажной среде. Весьма кстати будут ножницы для резки плитки или другие режущие инструменты, не забывайте о защите для лица во время работы с черепками и стеклом.

    Особенность мозаики состоит в том, что ее элементы обычно прочные и долговечные, при этом, чем качественнее материалы используются, тем более ценной становится мозаика. Поверхность материалов может быть отражающей или переливающейся (стекло, золото, зеркало). Кроме того, мозаика может быть трехмерной, содержать в себе необычные объекты и элементы, словом, возможности реализации идей безграничны!

    www.grand-mozaika.ru

    Мозаика - это... Что такое Мозаика?

    Моза́ика (фр. mosaïque, итал. mosaico от лат. (opus) musivum — (произведение) посвящённое музам) — декоративно-прикладное и монументальное искусство разных жанров, произведения которого подразумевают формирование изображения посредством компоновки, набора и закрепления на поверхности (как правило — на плоскости) разноцветных камней, смальты, керамических плиток и других материалов.

    История

    Конусная мозаика. Урук. Месопотамия. 3тыс. до н. э.

    Древний Восток

    История мозаики восходит ко 2 пол. 4 тысячелетия до н. э. — времени, которым датированы постройки дворцов и храмов шумерских городов Месопотамии: Урука, Ура, Эриду.

    Мозаика составлялась из обожженных глиняных палочек-конусов длиной 8-10 см и диаметром 1,8 см, которые укладывались на глиняный раствор. Изображение формировалось из торцов этих конусов, которые раскрашивались, обычно красным, черным и белым. Использовались геометрические мотивы: ромб, треугольник, зигзаг.

    Ранним примером техники инкрустации или получившей в античности название мозаичной техники opus sectile, впоследствии развившейся в технику флорентийской мозаики можно считать артефакт, условно называемый «Штандартом из Ура» (2600—2400 гг. до н. э.)

    К 8 в. до н. э. относят ранние примеры применения техники мозаики из необработанной гальки, составившей один из этапов в развитии мозаичных техник и на своем излете пренебрежительно называвшейся римлянами opus barbaricum. При раскопках открыты орнаментированные галечные полы Алтын-тепе (вост. Анатолия) и дворца в Арслан-таше (Ассирия), однако самым богатым памятником являются галечные мозаики Гордиона (Анатолия).[1]

    Античность

    Первые античные мозаики из необработанной гальки найдены в Коринфе и датированы кон. 5 в. до н. э. Это контурные изображения людей, животных, мифологических существ, декорированные геометрическим и растительным орнаментом, выполненные обычно белым по черному, стилистически близкие краснофигурной вазописи. Подобные образцы 4 в. до н. э. найдены также в Олинфе, Сикионе, Эретрии. Важный шаг к реалистичности был сделан в мозаиках Пеллы (кон. 4 в. до н. э.)

    Расцвет античной мозаики приходится на эпоху эллинизма, когда появляется техника подколки камешков и становится доступным цветное стекло, что позволяло достигать живописной реалистичности изображений и использовать практически неограниченную цветовую гамму. Древнейшим памятником, где была использована техника подколки или тесселирования, считаются мозаики сицилийского города Моргантина (3в. до н. э.).

    В Древнем Риме мозаикой выкладывались полы и стены вилл, дворцов и терм. Римская мозаика делалась из маленьких кубиков очень плотного стекла — смальты, однако нередким было использование мелких камешков и гальки.

    • Помпеи, «Битва при Иссе» — Мозаика выложена из около полутора миллионов кусочков, собранных в картину по технике, известной как «opus vermiculatum», то есть кусочки собирались один к одному по извилистым линиям.

    Ранние христиане и Византия

    Символ души — птица — на византийской мозаике православного храма 6 века. Херсонес

    Высочайшим расцветом мозаического искусства можно считать эпоху Византийской империи. Византийская мозаика становится более утончённой, используется более мелкий модуль камней и деликатная кладка, фон изображений становится по преимуществу золотым.

    Средневековая Европа

    Рококо

    В качестве материала для мозаики стали широко применяться раковины морских моллюсков. Такими мозаиками украшали интерьеры. В Европе в этот период получила распространение мода на мозаики из бисера. Бисер вкладывали по воску на бумагу, картон, пользуясь схемами для вышивки крестом. Подобных работ сохранилось очень мало. В Германии с этим материалом в 1750—1770 гг. работала мануфактура ван Зелова, впоследствии секрет технологии был утерян. Декорировались как плоские детали мебели, например столешницы, так и объёмные предметы: бутыли, фигурки птиц. Большинство изделий этой мануфактура находятся в музеях Германии. Есть один столик производства этой мануфактуры в Музее-заповеднике Архангельское.

    Ислам

    Образцы мозаичных стен внутри дома богатого сарта. В окрестностях Самарканда. Фото С. Прокудина-Горского (1905—1915)

    Мозаика очень широко использовалась в оформлении дворцов правителей Востока. Дворец шекинских ханов является выдающимся произведением средневековой архитектуры Азербайджана. Если не было бы других древних сооружений Азербайджана, то было бы достаточным показать всему миру только Дворец шекинских ханов.

    Дворец шекинских ханов, считающийся одним из ценных памятников архитектуры XVIII века Азербайджана был построен в 1762 году Гусейханом. Дворец, в свое время входивший в комплекс дворцовых сооружений и служивший резиденцией шекинских ханов, представляет собой двухэтажное здание. Фасад дворца представляет собой подъемные решетчатые рамы с набором шебеке — разноветными мелкими стеклами. Многоцветный рисунок шебеке красочно дополняет росписи, покрывающие стены дворца.

    Во второй половине XVIII века в Шекинском ханстве высокого развития достигло искусство живописи, непосредственно связанной с архитектурой и строительством. Все значительные архитектурные сооружения в городе Шеки были богато украшены стенной росписью, являющейся в то время самым популярным видом живописной техники. Свидетельством тому являются образцы живописи из дворца шекиских ханов, сохранившиеся до наших дней и не утратившего своей художественной выразительности. Стенные росписи посвящались различным темам: сцены охоты на диких зверей, сражений, растительные и геометрические орнаменты, рисунки, созданные по мотивам «Хамсе» (Пятерицы), гениального азербайджанского поэта Низами Гянджеви, сцены из дворцовой жизни, бытовые зарисовки из крестьянской жизни и т. д. В основном применялись такие цвета, как синий, красный, золотистый, желтый. На плафоне зала во дворце шекинских ханов зашифровано имя талантливого живописца Аббаса Кули. Следует отметить, что стены дворца не раз реставрировались, и поэтому здесь можно встретить росписи, сделанные мастерами, жившими в разное время. Дворец шекинских ханов

    Мозаика в России

    Древнерусские мозаики

    На Руси мозаика появляется с принятием христианства, но не получает распространения из-за дороговизны импортируемого из Константинополя материала (в Византии на вывоз смальты была объявлена государственная монополия).

    Мозаика в России Нового времени

    Возрождением мозаики в России занимался М. В. Ломоносов. Однако, мозаичное дело Ломоносова не получило продолжения по смерти своего создателя. Искусство мозаики было вновь забыто.

    Поэтому, в 1840-е годы, когда стал вопрос о переводе живописных икон для Исаакиевского собора в мозаику, русскому правительству пришлось командировать выпускников Императорской Академии художеств в Рим — учиться у мастеров Студии мозаики Ватикана. С другой стороны, из Рима в Петербург для организации производства смальт были приглашены технологи-стекловары.

    В 1851 году русские студенты вернулись на родину, к этому же времени здесь итальянцами уже было организовано для них производство смальты. Этот год считается датой открытия Мозаичной мастерской Императорской Академии художеств.

    Хотя мастерская была организована специально для создания мозаик Исаакия, что продлилось 66 лет и так и не было завершено из-за революционных событий, она выполняла и другие заказы: мозаики для иконостаса Собора Спаса на Крови в Петербурге, иконостаса собора Спаса на Водах, орнаментальные мозаики Храма Христа Спасителя в Москве, мозаичные портреты членов царской семьи и частные заказы.

    Мастерская практиковала так называемый «прямой способ» набора, который позволял достигать живописной реалистичности изображения, но был чрезвычайно затратен по времени и, соответственно, дорог.

    Поэтому, Академия пыталась искать пути решения этого вопроса. Для этого в 1888 г. она командирует своих сотрудников, среди которых был и А. А. Фролов, в Венецию, где Антонио Сальвиати был создан и успешно использовался другой, более экономически выгодный способ мозаичного набора. При нем мозаики выкладывались в зеркальном отображении лицевой стороной на временное основание, на котором уже перевозились на место для них предназначенное, где и укладывались. Этот способ получил название «обратного» или «венецианского».

    Поскольку этот опыт Академией принят не был, А. А. Фролов открывает собственную студию, которая, уже при его брате В. А. Фролове, становится самой успешной студией мозаики дореволюционной России, а впоследствии полагает основы советского мозаичного искусства.[2]

    Мозаика и народное искусство

    Современное искусство

    Мозаика племени Уичоли (Huichol)
    Мозаика племени Уичоли. Ягуар, украшенный мозаикой из бисера. Бисер уложен боком к основе.

    В настоящее время развивается такой вид автохтонного искусства как мозаика племени учоли. Она представляет собой редкую разновидность мозаики по применяемому материалу — в этой технике для укладке применяется бисер.

    Есть примеры другой укладки бисера — отверстием вверх.

    Техника

    Способы укладки

    При прямом наборе элементы мозаики вдавливаются в грунт. При обратном наборе мозаика собирается на картоне или ткани, потом переносится на загрунтованную поверхность.

    Укладка мозаики: техника похожа на укладку плитки, клей и затирочный раствор для мозаичных швов доступны в каждом строительном супермаркете.

    Основание исследуется на прочность, выявляются все дефекты — трещины, каверны, гравийные гнезда, арматура или другие инородные предметы, не включенные в проект, а также проблемные области, например, масляные пятна, рыхлое или недостаточно прочное основание, пустоты. Основание должно быть крепким, несущим, сухим, а также ровным и очищенным от средств, уменьшающих сцепление (например, добавок, уменьшающих адгезию и облегчающих демонтаж опалубки), без следов цементного молока, пыли, грязи, остатков краски, стертой резины и т. п. При необходимости провести механическую очистку основания, например, путем пескоструйной обработки. Перед началом укладки мозаики визуально поверхность должна быть ровной, без наплывов, ямок и трещин, а также сухой и прогрунтованной.

    Укладка мозаики на бумаге

    Укладка начинается с нанесения на подготовленную поверхность клея, после чего он равномерно распределяется по всей поверхности. В большинстве случаев рекомендуется применять клеевые составы на латексной основе. Мозаика клеится обратной к бумаге стороной. Укладка должна быть аккуратной, поэтому расстояние между листами должно соответствовать расстоянию между плитками, излишнее давление недопустимо. По окончании укладки листы необходимо закрепить легкими ударами площадки с резиновым основанием. Через сутки бумагу можно удалить — смоченная влажной губкой, она отстаёт. Перед затиркой швов мозаичную поверхность необходимо очистить от остатков бумаги и клея, после чего затирку можно выполнить при помощи резиновой тёрки. Для затирки швов целесообразно использовать состав, который рекомендуется производителем мозаики. Когда затирка завершена, можно выполнить очистку мозаики и отполировать мозаичную поверхность.

    Укладка мозаики на сетке

    В отличие от мозаики на бумажных листах, мозаика, наклеенная на сетку, клеится лицевой поверхностью вверх. Для технологии её укладки характерно то, что после высыхания клея можно приступать сразу же к затирке швов.[3].

    Материалы

    Мозаика на заводе ТЭМ в Пензе

    В качестве мозаичных материалов используются традиционные смальта и природный камень, а также стеклянные смеси, керамика, керамогранит, металл. Классическое исполнение мозаики из смальты остаётся изысканным вариантом оформления декоративных панно. Камень используется, в основном, для создания напольных изображений; металл — для придания интерьеру некоего футуристического намёка[источник не указан 593 дня]; керамогранит — для отделки зданий общественного назначения. Стеклянная и керамическая мозаика являются самыми популярными отделочными материалами из-за их высоких технических характеристик, доступности, многообразия (могут быть самых разных цветов и размеров), художественного потенциала[источник не указан 593 дня].

    Стеклянная мозаика, помимо артпокрытия, является также прикладным средством искусства[источник не указан 593 дня]. Её художественные возможности велики: она позволяет создать декоративное изображение от простого рисунка (узора, ковра, растяжки, одиночного элемента отделки для создания акцента в интерьере) до сложной композиции и произведения живописи[источник не указан 593 дня].

    Стеклянная мозаика применяется для облицовки самых различных объектов. Сплав функциональных и эстетических свойств этого материала (высокая пластичность, нулевой коэффициент водопоглощения, жаропрочность и морозостойкость, прочность, неприхотливость, устойчивость к химикатам и воздействию солнечных лучей, независимость от погодных условий, неподверженность влиянию микроорганизмов и бактерий, разнообразие цветовых решений, дополнительные дизайнерские возможности) подходит для сооружений, связанных с водой: бассейнов, прудов, водопадов, фонтанов, ванных, кухонь, саун, а также каминов, фасадов зданий.

    На базе Украинского института Высокомолекулярных соединений была разработана Мозаика полиэфирная с неограниченной цветовой гаммой, разнообразием форм и высокой стойкостью к природным и другим факторам влияния[источник не указан 593 дня].

    Возрождается интерес к мозаике из бисера.

    См. также

    Примечания

    Литература

    Ссылки

    dic.academic.ru