ПУТЕВОДИТЕЛЬ И ГИД ПО КИЕВУ. Основание города киев


История Киева, Краткая история основания и возникновения города Киев история

Город Киев, один из крупнейших городов Европы, лежит на обоих берегах Днепра, ниже впадения левого притока Десны. Северная часть города расположена на Полесской низменности, юго-западная (правобережная) на Приднепровской возвышенности, юго-восточная (левобережная) — на Приднепровской низменности.

В летописях Киев упоминается с 860 года.

Первые поселения на территории современного Киева возникли от 1500 до 2000 лет тому назад. на Старокиевской горе (где сейчас Исторический музей). Согласно легенде, в конце V — начале VI в. нашей эры братья Кий, Щек и Хорив и их сестра Лыбедь облюбовали место на склонах Днепра и основали на крутом правом берегу город и назвали его в честь старшего брата, Киевом. Именно с этого времени прослеживается непрерывная история Киева, который к Х веку стал столицей огромного государства и превратился во влиятельный политический центр Европы. Место для города было выбрано удачно: высокие склоны Днепра служили хорошей зашитой от набегов кочевых племен. К ІХ в. город разросся: уже были обжиты все склоны вокруг Старокиевской горы и Подол. Богатство и влияние Киева было связано с торговлей. Он стоял на перекрестке международных торговых путей — легендарного «из варяг в греки», т.е. от Балтики к Константинополю, и второго крупнейшего — из Регенсбурга через Прагу, Киев и далее в Среднюю Азию и Иран. Активно торговал Киев и с Англией.

История города Киева — столицы Киевской Руси

С IX-го и до начала XIII века Киев — столица Руси, государственного образования восточных славян и руссов.

В 882 г. в Киеве происходит смена династий. В Киев со своим войском входит Олег (Вещий). Пригласив князей Аскольда и Дира на Угорскую гору пировать (это место находится под площадью Славы на Печерске, где и сейчас стоит Аскольдова могила), Олег убивает их и начинает править в Киеве. Он завоевал окружавшие Киев территории и подчинил себе жившие на них племена, тем самым объединив Русь.

В конце IX в. н.э., когда киевским князьям удалось, наконец, объединить под своей властью разбросанные и разрозненные племена, Киев становится политическим и культурным центром восточных славян, столицей Киевской Руси — древнеславянского феодального государства. В силу своего расположения на торговых путях «из варяг в греки», Киев долгое время поддерживал прочные политические и экономические связи со странами Центральной и Западной Европы. 

О влиянии и значении Киева свидетельствуют многочисленные родственные связи киевских князей с царствующими домами Европы. Царевна Анна, сестра византийских императоров, отказала императору Оттону II в пользу князя Владимира (980—1015), крестителя Руси. Киевский князь Ярослав Мудрый (1019—1054) был женат на дочери шведского короля, его сын Всеволод I — на дочери византийского императора Константина Мономаха. Дочь Ярослава Мудрого Елизавета вышла замуж за норвежского принца Гаральда. Анастасия вышла замуж за Андрея Венгерского, а Анна — за французского короля Генриха I. После его смерти Анна управляла Францией в качестве регента и вошла в историю Франции как Анна Русская, королева французская (Аnnе dе Russie Reine de France). Владимир Мономах (1113—1125) был женат па дочери английского короля.

Киев начинает особенно бурно развиваться во времена правления Владимира Великого (980—1015). В целях укрепления единства Киевской Руси и увеличения её влияния на международной арене, князь Владимир в 988 г. крестил Русь. Христианство принесло Киевской Руси значительные политические выгоды и послужило импульсом для дальнейшего развития письменности и культуры. При Владимире Великом в Киеве был сооружен первый каменный храм — Десятинная церковь. 

В ХІ в. площадь города стремительно увеличивается. Это век строительного бума на Руси. Основываются Киево-Печерский и Кловский монастырь, строятся укрепления вокруг Киева, Софиевский собор, Золотые ворота. ХІ—ХІІI века считаются расцветом города, несмотря на то, что сама Киевская Русь переживает уже не лучшие времена. Город насчитывает 50 тысяч жителей, что является отличным показателем его развития. Для примера: Лондон в то же время насчитывал 20 тысяч жителей, а Новгород — 35. Большинство европейских столиц достигли черты в 50 тысяч жителей только через 200-300 лет. В ХІІ в. Киев являлся одним из крупнейших и красивейших городов и столицей одного из самых сильных мировых государств на то время. В те времена город становится ареной борьбы за власть между князьями, постоянно переходит из рук в руки, но, несмотря на это, не подвергается разорению. Киев остается столицей Руси и обладание им чрезвычайно заманчиво для претендентов. 

При правлении Ярослава Мудрого Киев становится одним из крупнейших очагов цивилизации в христианском мире.В те времена город насчитывал около 400 церквей, 8 рынков и более 50 000 жителей. Киев был в числе наиболее процветавших ремесленных и торговых центров Европы. Из западноевропейских городов по численности жителей он уступал только 100-тысячному Парижу. Бурное развитие Киева было прервано татаро-монгольским нашествием, в результате чего в 1240 г. город был разрушен и разграблен.

История Киева под татаро-монголами

Хан Батый, увидев Киев с горы, которая носит название Батыевой, был поражен величием и красотой города. 10 недель киевляне героически сражались с бесчисленными войсками Батыя. Золотые Ворота оказались им не по зубам. Татро-монголам удалось прорвать мощные укрепления Киева только со стороны ворот, расположенных в северной части современной площади Майдан Незалежности, в то время поросшую лесом и заболоченную долину. Но и тогда киевляне не сдались, а продолжали защищать город до последней цитадели — мощного каменного храма Богородицы Десятинной, построенного в 980 г. Однако татаро-монголам удалось метательными машинами разбить его стены. Храм рухнул, и под его руинами было погребено множество людей. 

После смерти князя Владимира Мономаха (1125) начался процесс дробления более или менее единого Киевского государства. К середине XII в. Киевская Русь распадается на множество самостоятельных княжеств. Ситуацией не замедлили воспользоваться внешние враги. Осенью 1240 г. бесчисленные полчища Батыя, внука Чингизхана, показались под киевскими стенами. Татаро-монголам удалось взять город после затяжной и кровопролитной битвы. Тысячи киевлян были убиты, большую часть города сровняли с землей. В истории города Киева наступил долгий и мрачный период упадка. Почти сто лет татаро-монголы господствовали на украинских землях. И все же Киеву удалось сохранить свои древние ремесленные, купеческие и культурные традиции и остаться важным политическим, торговым и экономическим центром. В XIV столетии Киевщина становится оплотом зарождавшейся украинской народности.

1362—1648 гг. Киев с Литвой и Польшей

Со второй половины XIV в. Киев входит в состав Литовского государства, хотя формально остается под властью Золотой Орды. В это время наблюдается значительный экономический подъем, но численность населения города увеличивается очень медленно из-за массовых и частых эпидемий чумы в городе. Особенно сильным был мор 1366 года, когда вся администрация покинула город на два года. В XIV веке в истории Киева начинается экономическое возрождение города, он становится центром формирования украинской народности. Происходит постепенное включение украинских земель в государство «Великое Княжество Литовское». С 1362 г. Киев — под властью Литвы, а в 1470 г. Киевское княжество превращается в воеводство в составе Литовского государства. Киев растет и развивается как экономический центр Украины.

Уже к середине XV в. Киев вновь становится одним из центров на Руси. Около 1499 года город получает магдебургское право — право на самоуправление, а также складское право, которое было очень важным в то время. Оно позволяло останавливать проезжающих через Киев купцов и вынуждать их продавать часть товара по выгодным для города ценам. 

В 1569 г., после подписания Люблинской унии, Польша и Литва объединились в одно государство, известное в истории как Речь Посполитая, и постепенно утвердили своё господство в Украине. Жестокость и произвол иноземцев приводили к многочисленным восстаниям украинского народа. 

Литовские и польские магнаты скупают все больше киевских земель. Одним из самых крупных землевладельцев в Киеве был Бискуп. В 1506 г. подольские мещане оградили Бискупщину от своих территорий высоким земляным валом, чтобы защитить свои земли от посягательств чужеземцев. Этот вал находился между современными улицами Нижний и Верхний Вал. 

В XVI—XVII вв. население города стремительно увеличивается. По переписи 1571 г. в Киеве насчитывается уже 40 тыс. домов. Увеличивается и территория города, но Киев все еще оставался разделенным на три исторические части: Верхний город, Подол и Печерск. Наиболее активно заселяемым в это время районом является Печерск, в особенности прилегающие к Печерскому монастырю области. Увеличивается торговый оборот, растет количество специальностей, которых насчитывается уже около ста. В первой половине XVII в. начинается активная отстройка Верхнего города. Восстанавливаются многие церкви и монастыри, разрушенные еще при татаро-монгольском нашествии. Выдающуюся роль в культурном подъеме Киева в первой половине XVII в. сыграл киевский митрополит Петро Могила. Именно он был инициатором восстановления Софиевского и Успенского соборов, церкви Спаса на Берестове — древнейших памятников Киева. Именно им было основано первое в городе высшее учебное заведение — теперь это Киево-Могилянская академия расположенная на Подоле. 

Первая половина XVII в. была отмечена бурным экономическим и культурным подъемом не только для Киева, а и для всей Украины. Это время ознаменовалось также особенно крупными казацкими восстаниями. После нескольких блестящих побед над поляками Хмельницкий с войском 23 декабря 1648 года вступает в Киев. После встреч с киевским высшим духовенством Хмельницкий начинает открыто говорить о выходе Украины из состава Речи Посполитой.

Под владычеством Российской империи

Встав перед необходимостью вести борьбу на нескольких фронтах — с польскими и литовскими рыцарями на западе, крымским ханом и турецким султаном на юге, — Хмельницкий был вынужден обратиться за военной помощью к русскому царю. Формально союз Украины с Россией был заключён в 1654 г. в Переяславе (Переяславская рада).

Украина надолго подпала под владычество Российской империи. Но несмотря на нещадный царский гнёт, в XVII—XVIII в.в. в Киеве все же оставались оплоты политического, экономического, культурного и религиозного развития нации. Украинская культура концентрировалась вокруг таких заведений, как Киево-Могилянская академия.Некоторые украинские учёные и просветители завоевали широкое признание и авторитет во всей Европе. И все же значительных уступок добиться не удавалось. 

Конец XVII в. был отмечен тяжелейшим кризисом для Украины, но на Киеве это не особенно отразилось. Город растет. Начинается застройка в Сторону Лукьяновки. Прокладывается Кирилловская улица). В конце XVII — начале XVIII вв. начинается новый всплеск строительства церквей. Строились они в основном на деньги богатых казаков. Архитектурный стиль этих построек так и стал называться — «казацкое барокко». Особенно много церквей на Украине было построено во время гетманства Мазепы. К сожалению, большинство этих построек было снесено по приказу Петра I, когда после Полтавской битвы уничтожали все связанное с Мазепой. 

С 1708 г. Киев становится центром Киевской губернии. Дальнейший история Киева характеризуется значительными успехами города в хозяйственном развитии, что положительно сказывалось на общем социально-экономическом положении всей Российской империи. В ее составе Киев находился до 1917 года. 

Киевско-Могилянская Академия, основанная в XVII-ом столетии Петром Могилой, стал первым университетом в Восточной Европе. В тот период, украинцы были наиболее образованы в мире, и почти все были грамотны. Печатались книги, изучались философия, музыка, литература и живопись процветали. Первая Конституция появилась в Украине в период казачества (1711). 

Правление Петра I было вехой — как для Киева, так и для всей Российской империи. В это время наблюдается резкий экономический подъем, увеличение военной мощи государства. Петр I считал Киев важнейшим стратегическим пунктом, поэтому в 1707 году при его непосредственном участии была заложена Печерская крепость. Уже в 1709 году там находилось до 5 тысяч войска.

В XVIII веке происходит объединение двух частей Киева: Печерска и остальной части города. Начинают застраивать Липки. С конца XVIII века и по сей день этот район считается элитным. В 1797 году появляется первое здание на Крещатике. С середины XIX века это центральная улица города В XIX в. продолжается территориальный и экономический рост города. Строятся новые дома, прокладываются улицы. Особенно бурно заселяются территории прилегающие к Крещатику. Как элитный район окончательно оформляются Липки. Наблюдается значительный рост производства. 

У Киева было всегда его главное и важнейшее предназначение — религиозный и духовный центр Российской империи. Митрополия уже давно была перенесена в Москву, но Киев по-прежнему привлекал десятки тысяч паломников каждый год. Город был Меккой православных христиан, поражал своим обилием церквей, монастырей, но самыми главными святынями православия по праву считались Киево-Печерская лавра и Софиевский собор. В лавре находилось большее количество мощей святых, чем в любом другом храме в мире. Но жемчужиной Киево-Печерской лавры и всего киевского зодчества был Успенский собор, именно с него подавляющее большинство паломников начинало знакомство с достопримечательностями Киева. Рядовому провинциальному жителю Российской империи на всю жизнь запоминался величественный город на горах.

После социальных реформ 1861 г. и отмены крепостного права в культурной и экономической жизни Киева произошли некоторые изменения к лучшему. Увеличилось число больниц, богаделен, образовательных учреждений. После сооружения в 1860-е гг. Одесско-Курской железнодорожной линии, с развитым к тому времени судоходством по Днепру, Киев становится крупным транспортным и торговым центром. Торги на киевской хлебной и сахарной биржах определяли мировые цены на эти продукты. Первый в России (и второй в Европе) электрический трамвай был пущен в Киеве в 1892 г. по маршруту, соединявшему Подол и Верхний город и проходившему по нынешнему Владимирскому спуску. Отечественные и зарубежные промышленники вкладывали в город значительные средства. Инфраструктура Киева стремительно развивалась. 

В 1871 году открыли первый постоянный цепной мост через Днепр, самый длинный на то время в Европе, появилось постоянное здание для цирка (на ул. Городецкого). Губернаторы постоянно пеклись о достойном виде города. В конце XIX — начале XX вв. Киев был одним из самых красивых и благоустроенных городов Европы.

В начале XX века ситуация в Киеве обостряется. В то время вся Российская империя переживает острый экономический кризис, связанный с русско-японской войной и неурожаями 1902—1903 годов. Но Киев по сравнению с Москвой и Санкт-Петербургом чувствует себя более спокойно. Волнения в среде рабочих были и в Киеве, но масштаб их был куда меньше, чем в столицах.

1917—1921 гг. Центральная Рада и Директория

Когда стало известно о Февральской революции 1917 года, в Киеве сразу началось формирование временного правительства, которое назвали Центральной радой. Президентом стал Михаил Грушевский. Но вместо того, чтобы формировать свою армию и пытаться отстоять Украину, Центральная рада выпускала универсалы, в которых провозглашала независимость Украины, законы о земле, объявляла о демобилизации, не обеспечивая выполнение этих документов реальными действиями. Когда Красная армия во главе с Муравьевым была под Киевом в 1919 году, Центральная рада не смогла организовать сопротивление большевикам, которые почти беспрепятственно заняли город и устроили погром. За первый день в Киеве было расстреляно более 3000 человек, среди которых были в основном высшее духовенство города и интеллигенция. На смену большевикам через три недели пришел гетманат. Гетманом был выбран Петр Скоропадский, власть которого длилась 7 месяцев — до декабря 1919 года. На смену ему пришла Директория — новая версия Центральной рады, власть ее также была не долгой. В течение 1920—1921 годов Киев десятки раз переходил из рук в руки. Его попеременно занимали петлюровцы, большевики, белогвардейцы, белополяки. Погромы в городе стали обычным делом. В зависимости от своих воззрений, армии вырезали ту часть населения Киева, которая им особенно не нравилась, особенно часты были еврейские погромы.

Между 1917 и 1921 гг. в Киеве сменили друг друга три правительства независимого украинского государства, разрываемого на части гражданской войной. 22 января 1918 г. Центральная Рада провозгласила независимость Украины. Первым президентом Украинской Республики был избран Грушевский. Но украинские политики не имели никакой власти, чтобы отстоять независимость украинского государства, и вскоре части Красной армии под предводительством Антонова-Овсеенко напали на Украину. 

В январе 1919 г. в обстановке большой торжественности Украинская Народная Республика во главе с Симоном Петлюрой формально объединилась с Западно-Украинской Народной Республикой, провозглашенной во Львове. Однако полки Западно-Украинской Народной Республики вскоре потерпели поражение от вторгшихся в Галицию польских интервентов, а войска Советской России вытеснили из Киева части Петлюры.

Столица Советской Украины

В 1921 году Украина входит в состав СССР. В 30-е годы начались массовые репрессии. Тогда же сильно пострадал сам город. Было уничтожено огромное количество прекрасных храмов (Десятинная, Никольская церковь, Флоровский монастырь, строения Выдубецкого монастыря). Общее количество потерянных культовых сооружений — около сотни. 

В 1922 году был создан Советский Союз, в состав которого вошла и Украинская Социалистическая Советская Республика. Формально — как суверенная держава в составе федерации, фактически же вся власть была передана центру, а СССР стал тоталитарной страной. 

При Сталине лучшие кадры украинской науки и культуры, многочисленные представители технической, творческой и военной интеллигенции попали под жернова ГУЛАГа и закончили свой жизненный путь на сибирских лесоповалах и в ледяных пустошах Магадана.

Во время Второй мировой войны Киев был почти полностью разрушен. 72 дня продолжалась героическая оборона Киева от фашистских оккупантов, но противник был сильнее. 19 сентября 1941 г. войска нацистской Германии вступили в город. Широко известна трагедия Бабьего яра, киевского урочища, который гитлеровцы превратили в место массовых казней. Кроме этого, нацисты построили ещё два концентрационных лагеря в окрестностях города. В них за годы войны в общей сложности было замучено более 200.000 человек — советских военнопленных и гражданских лиц. Более 100 000 человек было отправлено из Киева на принудительные работы в Германию. Город был освобождён 6 ноября 1943 г. ценой больших потерь и человеческих жизней.

При боях город сильно пострадал. Крещатик был практически полностью разрушен, сильно пострадали Подол, Печерск. 

После войны начинается восстановление города. Реставрируются старые здания, возводятся новые. В 50-60-х годах территория Киева значительно увеличивается. Появляется район Старая Дарница на левом берегу Днепра, построенная пленными немцами. В 70-х годах появляются Днепровский, Ватутинский район, Оболонь, Харьковский массив, Русановка. 

После падения СССР Киев вновь становится столицей Украины. Город начинают приводить в порядок. Восстанавливают и реставрируют церкви. Отстраивают Успенский собор. Но многое из исторического наследия прошлых веков в облике города оказалось безвозвратно утерянным.

Столица независимой Украины

Сейчас Киев — столица независимой Украины и крупнейшим административным центром. В Киеве находятся и работают Президент, Верховный Совет, Правительство, практически все министерства и ведомства Украины.

В Киеве сосредоточен мощный экономический потенциал, состоящий из многоотраслевой промышленности, строительного комплекса, развитой системы отраслей коммунального хозяйства, транспортных средств, систем современной связи и т.д. Работают более 485 крупных промышленных предприятий, тысячи малых и совместных предприятий, строительных организаций, организаций транспорта, связи, сформировался мощный строительный комплекс: действуют около 200 подрядных строительно-монтажных организаций, значительное количество проектных и изыскательских предприятий, почти полторы тысячи малых строительных предприятий и кооперативов. В Киеве функционирует широкая сеть городского транспорта. Экономическому развитию Киева, расширению внешнеэкономических связей способствует его расположение на перекрестке многочисленных транспортных путей сообщения: водных, железнодорожных, автомобильных, воздушных. Они проходят с запада на восток (из стран Западной и Центральной Европы в Россию, на Кавказ), а также с севера на юг (из России, Беларуси, стран Балтии и Скандинавии в Юго-Восточную Европу). В последнее время ускоренными темпами происходит преобразование Киева в крупный узел воздушного транспорта. Функционируют аэропорт «Киев» (Жуляны) и крупнейший международный аэропорт страны — «Борисполь».

В Киеве расположено значительное количество исторических, культурных и архитектурных памятников, которые заботливо охраняются городской властью, реставрируются и восстанавливаются. Столица Украины насыщена в большей мере, чем другие города нашего государства, учреждениями науки, образования, культуры и искусства. 

Город является одним из крупнейших научных центров Европы. В Киеве расположены Национальная академия наук Украины и большинство ее институтов, многие из которых имеют всемирно известные научные школы; здесь действует 277 самостоятельных научно-исследовательских и 38 самостоятельных конструкторских организаций, а также 18 ведущих вузов Украины. В Киеве функционирует 457 общеобразовательных заведений. 

Столица Украины имеет большой культурный потенциал: 31 музей, 33 театра, 36 кинотеатров, значительное количество постоянно действующих художественных выставок. Наиболее известные музеи: Национальный музей истории Украины, Музей украинского изобразительного искусства, Музей западного и восточного искусства.

Историческая застройка города занимает более 6 тыс. га. В центральной исторической части Киева сосредоточено три заповедника: Государственный историко-архитектурный заповедник «Древний Киев»; Национальный заповедник «София Киевская», Киево-Печерский национальный историко-архитектурный заповедник. Кроме того, на территории города находятся: 6 архитектурных и 8 археологических заповедников. Под охраной государства находятся 3736 памятников археологии, истории, архитектуры и градостроения, монументального искусства. Из их числа 243 памятника имеют статус памятников государственного значения, в том числе 51 памятник международного значения (по определению ЮНЕСКО).

Под редакцией: Коваленин В.А.

ukraine-in.ua

Кто и когда построил город Киев?

Легенда о Кие

Известное предание, которым «Повесть временных лет» предваряет историю о начале Русской земли, гласит, что у полян, «живущих особь и владеющих родами своими на своих местах», были три брата — Кий, Щек и Хорив, а сестра их звалась Лыбедь. Поначалу Кий сидел на горе, где впоследствии возник Боричев взвоз, Щек на горе, которая получила название Щековица, а Хорив на третьей горе, которая прозвалась по его имени Хоривицей. Затем младшие братья возвели град во имя брата своего старейшего и нарекли имя ему Киев.

Был вокруг города лес и бор велик, с охотничьими угодьями. Невегласы (несведущие люди), замечает летописец, говорят, что Кий не княжеского рода, а был простым перевозчиком на Днепре. Но это не так: если бы Кий был перевозчиком, то не ходил бы с войском к Царьграду, а ведь он ратовал многие страны и с константинопольским царем подписал мирный договор и великую честь принимал от него и ото всех. Ходил он также к Дунаю на болгар и возлюбил сии места и срубил град, желая сесть там с родом своим. Тамошние ратные люди прогнали его, но городок тот и доныне нарицается Киевец Дунайский. Ходил Кий после того на камских болгар, победил их, а возвратясь в Киев, помер; тогда же братья его Щек и Хорив и сестра их Лыбедь скончались.

Легенда эта многократно исследовалась с самых разных позиций. Прежде всего историков интересовали имена братьев-основателей. Славянское происхождение имени старшего из братьев, Кия, устанавливается с достаточной степенью очевидности. Одно из значений древнерусского слова «кий» (в архетипе звучало как «кув») — палица, молот* — указывает на его связь с кузнечным ремеслом, секретами которого, в понятии людей архаичных обществ, владели боги, герои и кудесники. Не случайно впоследствии на Украине бытовала легенда о кузнеце-змееборце, который победил змея, обложившего страну поборами, впряг его в плуг и вспахал землю; из борозд возникли Днепр, днепровские пороги и валы вдоль Днепра (Змиевы валы) [Иванов В. В., Топоров В. Н. Славянская мифология: Энциклопедический словарь. М., 1995. С. 222].

*Б. А. Рыбаков замечает, что «…в этом смысле имя основателя Киева напоминает имя императора (правильнее, короля. – С. Ц.) Карла Мартелла – Карл Молот (Рыбаков Б. А. Древняя Русь: Сказания. Былины. Летописи. М., 1963. С. 25).

В отношении Щека В. К. Былинин предложил тюркскую этимологию: «Имя Щек, Щека, возможно, — славянизированное произношение тюркской лексемы “cheka”, “chekan” (боевой топор, секира)…» [Былинин В. К. К вопросу о генезисе и историческом контексте летописного «Сказания об основании Киева» // Герменевтика древнерусской литературы X – XVI вв. М., 1992. Сб. 3. С. 18]. Действительно, известен болгарский вельможа Чок, живший в начале IX века. В венгерских хрониках также встречается имя Шок (Saac). Но еще более вероятно происхождение «горы» Щековица от славянского слова щеки в значении «крутые, гористые берега реки».

Наконец, Хорива языковеды связывают с ирано-авестийским словом huare — солнце [Данилевский И. Н. Древняя Русь глазами современников и потомков (IX–XII вв.). М. 1999. С. 70]. Предлагается еще библейское прочтение этого имени — по названию горы Хорив в Аравийской пустыне, чьим восточным хребтом является Синай. Однако этот вариант маловероятен, поскольку предполагает совсем иной культурно-религиозный подтекст.

Таково «этимологическое» прочтение легенды об основании Киева.

Однако вряд ли можно говорить о подлинной историчности этих персонажей, особенно братьев и сестры Кия, которые не играют никакой самостоятельной роли и умирают скопом сразу после смерти старшего брата. Вероятнее всего, мы имеем дело с типичным случаем «народной этимологии» — стремлением объяснить происхождение Киева, местных урочищ (Щековицы, Хоривицы) и реки Лыбеди путем создания соответствующих мифологических героев.

На легендарные корни истории о Кие указывает и «История Тарона» (Тарон — историческая область Великой Армении, на территории современного турецкого вилайета Муш) — произведение VII или VIII в., приписываемое двум авторам: сирийскому епископу Зенобу Глаку и Иоанну Мамиконяну, настоятелю монастыря Сурб-Карапет. Здесь также содержится предание о трех братьях, причем имена двух из них покажутся нам удивительно знакомыми.

Итак, полулегендарный царь Валаршак (из парфянского рода Аршакидов, наместник провинции Армения, живший на рубеже III—II вв. до н.э) приютил в своих владениях двух братьев — Гисанея и Деметра, князей индов, изгнанных врагами из своей страны. Но спустя пятнадцать лет Валаршак сам казнил их за какую-то провинность. Убитым братьям наследовали их сыновья — Куар, Мелтей (Мелдес) и Хореан. «Куар, — говорится на страницах «Истории Тарона», — построил город Куары, и назван он был Куарами по его имени, а Мелтей построил на поле том свой город и назвал его по имени Мелтей; а Хореан построил свой город в области Палуни и назвал его по имени Хореан. И по прошествии времени, посоветовавшись, Куар и Мелтей и Хореан поднялись на гору Каркея и нашли там прекрасное место с благорастворением воздуха, так как были там простор для охоты и прохлада, а также обилие травы и деревьев. И построили они там селение…»

Замечательно, что летописное сказание не только сохраняет в узнаваемом виде имена двух братьев из армянской легенды, но, наряду с этим, точно воспроизводит этапы строительной деятельности армянской троицы (Кий, Щек и Хорив также вначале «сидят» каждый в своем «граде», а потом строят общий — в честь старшего брата, Кия) и даже копирует природные условия, среди которых возникает четвертый, главный город, и хозяйственные занятия его обитателей — «лес и бор велик» вокруг Киева, где Кий, Щек и Хорив «бяху ловяща зверь».

Вопрос о том, почему киевский и армянский летописцы, разделенные между собой тысячами верст и несколькими столетиями, рассказывали почти слово в слово одну и ту же историю, не имеет четкого ответа. Разумеется, не приходится говорить о заимствовании древнерусского предания армянскими летописцами. Изложенная в «Истории Тарона» легенда вполне самобытна, поскольку имеет неоспоримые местные корни. Уже в пантеоне Ванского царства (другое название — государство Урарту, IX–VI вв. до н. э.) известно божество Куэра/Куар, связанное, по-видимому, с культом грозы и плодородия [Арутюнова-Федонян В. А. Божество грома в Тароне // Вестник ПСТГУ III: Филология 2008. Вып. 4 (14). С. 16, 17, 20 – 22; Еремян С.Т. О некоторых историко-географических параллелях в «Повести временных лет» и «Истории Тарона» Иоанна Мамиконяна // Исторические связи и дружба украинского и армянского народов. Киев, 1965. С. 151 – 160]. Ономастика Переднего Востока сохранила и созвучные имена: Мелде (ныне село Мехди в Западной Армении), Харив (Герат), Хореан/Хоарена (в Мидии), города Мелитта и Кавар, библейский город Харран и народ хорреев, теофорное имя Малкату (дочь ассирийского бога Бел-Харрана), наконец, армянский княжеский род Палуни и одноименная историческая область в Великой Армении.

Однако таким же маловероятным выглядит и обратное предположение — о переносе легенды из Армении в древнюю Русь, в пользу чего нет решительно никаких исторических свидетельств. И главное, топоним «Киев» и производные от него названия относятся не к одному древнерусскому, а к общеславянскому ономастикону. Ведь помимо Киева на Днепре в Х – XIII вв. в землях южных, западных и восточных славян возникло более семи десятков Киевов, Киевцов, Киевичей, Киевищ и т.д. [Ковачев Н. П. Средновековното селище Киево, антропонимы Кий и отражението му в бъларската и славянската топонимия // Известия на Института за български език. Кн. XVI. София, 1968].

Стало быть, необходимо либо признать принадлежность предания о Куаре/Кие к общеиндоевропейскому мифологическому фонду, либо искать культурных посредников, которые могли содействовать распространению предания в Армении и среди славян. На эту роль подходят, например, венеты. Страбон упоминает не только о западном направлении миграции венетов из Пафлагонии в Европу, но также пишет о движении части венетских племен на восток. Его взгляд прослеживает их путь вплоть до Каппадокии, за которой в XIII – VII вв. до н. э. начиналась область, занятая урартскими племенами. В связи с этим обращают на себя внимание отцы Куара, Мелтея и Хореана из армянской легенды — князья-инды, которые напоминают о купцах-индах, плавающих, согласно римским писателям, на европейском севере по «Индийскому океану» («Венедскому морю»). Возможно, в обоих случаях речь идет о виндах, венетах.

Если интересующее нас предание входило в состав венетского эпоса, то славяне могли познакомиться с ним в период венетского господства в Польском Поморье (кстати, не исключено, что связь города Куара/Кия с землей Палуни/полян относится к архетипу легенды — еще одна причина появления летописных «полян» на киевских «горах», среди «бора и леса»). Став частью славянских преданий, легенда о трех братьях в дальнейшем подверглась переосмыслению применительно к истории древней Руси: замена Мелтея на Щека удостоверяет эту ее позднейшую «историзацию». Впрочем, все это на правах гипотезы.

Интересна и связь древнерусского Кия с Дунаем (походы на Царьград, основание Киевца Дунайского). Византийский памятник VII в. «Чудеса Димитрия Солунского» знает князя Кувера, князя славянской области Срем (Сирмий) в Хорватии, куда он был вынужден переселиться из Северного Прикарпатья. Будучи подданным аварского кагана, Кувер восстал против аваров, нанес им несколько поражений и попытался основать княжество на византийских Балканах в районе Фессалоник (Солуни), но потерпел неудачу.

Таким образом, похоже, что создатели древнерусского сказания о Кие использовали фрагменты эпоса дунайских славян о князе Кувере — возможном кандидате на роль основателя упомянутого в летописи Киевца Дунайского. Впрочем, попытки локализации этого топонима не имели успеха. Надо заметить, что средневековый Дунай и его притоки пестрели «Киевами», только на участке между городами Велико-Тырново и Русе их было несколько.

Возникновение Киева по археологическим данным

Археология древнего Киева также проливает весьма слабый свет на его возникновение в связи с тем, что историческая интерпретация большинства находок вызывает неутихающие споры.

Историческое ядро Киева состоит из нескольких культурных пластов, непосредственная преемственность между которыми, однако, не прослеживается. Это свидетельствует о том, что значительную часть своей ранней истории город существовал как дославянское поселение, принадлежавшее неизвестной этнической группе (или группам).

Древнейшие находки на территории Киева датируются римским временем (зарубинецкая культура). Но едва ли с них можно начинать отсчет истории города. В исторической части Киева они практически отсутствуют; кроме того, среди них нет доказательств наличия городских форм жизни. По всей видимости, в районе будущего города существовало неукрепленное селище, жители которого во II – III вв. занимались перевозом через Днепр и торговлей с римской Тавридой. С началом Великого переселения народов жизнь на поселении постепенно заглохла.

Следующий этап в становлении Киева был связан с поселением на Замковой горе — неприступном утесе, вознесшимся на 70 метров над уровнем Днепра. В VI— VIII вв. это место заселили немногочисленные славянские роды, происходившие из разных областей славянского ареала, что подтверждается массовыми находками славянской керамики. Впрочем, первая попытка славян закрепиться на Замковой горе не имела успеха. Древнейшие обитатели здешнего поселения не посчитали нужным возвести укрепления и в конце концов оставили его — раскопки выявили стерильный слой глины, отделяющий поселение VI—VIII вв. от культурных напластований более поздней эпохи.

Однако уже в IX в. северо-западную часть Замковой горы вновь обживают славянские поселенцы, сочетавшие занятия земледелием, охотой и рыболовством с ремесленной деятельностью.

С этого времени начинается и активное заселение окружающих возвышенностей. На соседней Старокиевской горе, расположенной южнее Замковой, появляется еще одно поселение площадью примерно 2 гектара. Надежно защищенное с трех сторон крутыми склонами, оно ограждается с юга искусственным оборонительным сооружением — валом и рвом четырехметровой глубины. Здесь же обнаружены остатки загадочного каменного сооружения, обычно интерпретируемого как языческое капище.

Примерно тогда же возникает городище на Лысой горе, обнесенное рвом и земляным валом. Не исключается появление ряда мелких усадеб и отдельных дворов на горах Детинка и Щекавица.

От Константина Багрянородного известно, что даже в середине Х в. одно из этих укрепленных городищ все еще имело отдельное название — Самватос, вероятно, образованное от славянского личного имени (под Константинополем найдена надгробная плита, датированная 559 г., с надписью: «Хильбудий, сын Самватаса»; Прокопий Кесарийский упоминает славянского (антского) вождя Хильбудия, благодаря чему можно предположить, что имя Самватас также относилось к славянскому именослову).

Таким образом, археологические исследования говорят о том, что догородской этап в развитии Киева продолжался по крайней мере до последней четверти IX в. Но даже для этого времени имеющиеся материалы все еще дают картину небольших, топографически обособленных поселений, чьи характер и функции остаются неясны.

sergeytsvetkov.livejournal.com

Становление Киева. Основание Киева - история и интересные факты

Моя корзина

Корзина пуста 0 экскурсий

(044) 222 79 57

     Нам хотелось бы создать небольшой цикл статей, посвященный хронологической истории Киева. Вместить историю столь старого города сложно ни то чтобы в несколько десятков статей, об истории Киева пишутся целые тома, но мы конечно, на такое не претендуем) Попытаемся достаточно лаконично рассказать и описать основные этапы становления и развития Киева, главные и ключевые события в истории Киева, увидеть, то и кто влиял на его культуру и социальное строение и многое другое.

      Во все эпохи и времена, данная местность, в первую очередь из-за выгодных топографических и географических особенностей, была популярной среди поселенцев, поэтому чуть ли не со времен палеолита и до сегодня, Киев был местом постоянного проживания людей.

     Множество раскопок и исследовательских работ, которые проводились в разные времена, доказывают существование цивилизации на территории современного города ещё в эпоху палеолита, приблизительно 40-10 тыс. лет тому. Эти же исследования описывают и жизнь поселений тех далеких эпох, и особенности климата, а так же ландшафта. Условия жизни в каменном веке были намного суровее нынешних, ландшафт был ближе к тундровому, хвойная растительность появилась здесь гораздо позже. Река была полноводнее и вширь достигала порой 30 км, затапливая весь современный левобережний Киев.

     Во время раскопок 1893 года, на глубине 30 м была обнаружена всемирно известная Кирилловская стоянка. Именно она относится к эпохе палеолита. Располагалась она неподалеку от Старокиевской горы, над Подолом по улице Фрунзе. На месте стоянки, известный украинские археолог Викентий Хвойка и группа ученных обнаружила останки жилищ, похожих на жилища современных северных народов, датируемые 17-20 ст до н.э. в них в ходе работ были обнаружены орудия труда, предметы изобразительного искусства, а сами древние постройки были сооружены практически полностью из крупных костей ископаемых животных. Мелкие же кости использовались как топливо. Следы ещё нескольких стоянок позднего палеолита были обнаружены в Протасовом Яру и в районе Караваевых Дач.

     Позднее, в 8-10 ст. до н.э. население города резко выросло, об этом свидетельствуют раскопки, проводившиеся на Оболоне, Никольской Слободке. В эпоху меди, в доскифский и скифский периоды, люди овладели железом, развивали ремесла и вели торговлю с греческими колониями Северного Причерноморья, населяя все большие территории. Так были найдены останки поселений 1-3 ст. до н.э. на Старокиевской и Замковой горах, в районе Жулян, в усадьбах Софиевского и Киево-Печерского монастырей, на лысой горе.

     На рубеже столетий в эпоху раннего христанства, местность была плотно населена представителями зарубинецкой (2 ст. до н.э. – 1ст. н.э.) и Черняховской (2-5 ст. н.э.) культур. Тут найдено около 10 стоянок и множество захоронений, монет и сокровищ, что свидетельствовало не только густоте населения, но и о тесных торговых связях с античным миром.

     Так благодаря проведенным исследованиям в хронологии заселения территории современного Киева, от раннего палеолита и до 5 ст. н.э., решается вопрос об основании города и о происхождении первых жителей Киева.

     Ранние поселение появлялись скорее, не та территории современного города, а на территории Киевской области. Археологические раскопки показывают, что первые следы селений датируются вплоть до 20 тысяч лет до нашей эры.  Определенный «расцвет» человеческой культуры на территориях близких к Киеву относиться к периоду с 4500 годов до н.э. до 2000 годов до н.э., когда существовала земледельческая трипольская культура. Период бронзового века представлен в Киеве Зарубинецкой культурой, период железного века – Черняховской культурой.

Статуэтки времен Трипольской культуры

 

     Общепринятой датой основания Киева, именно как городского селения, считается VI—VII века нашей эры. Некоторые ученные оспаривают эту дату, и считают, что Киев как город был основан в IX и X веках нашей эры. Но вопрос скорее стоит не в том, когда в Киеве образовалась общественная жизнь, а какие критерии вкладывать в смысл именно «городского образования». Если же под «городом» понимать именно наличие сложных сооружений – замки, дворцы, дома, то возможно, они и возникло немного позже, чем первые полноценные поселения на правом берегу Днепра – к началу IX-го века.  В любом случае ученные сходятся в одном – жизнь в Киеве зарождалась на территории современной Старокиевской и Замоковой горы, а также Подола. Предлагаем Вам более детально ознакомиться с версией о возникновении Киева  археолога и историка Максима Берлинского.

Кий, Щек и Хорив на иллюстрации к Радзивиллоской летописи, XV-й век 

 

     Общепринятой теорией о возникновении Киева считается его основание неким Кием и его братьями Щеком и Хоривом и сестрой Лыбедь. Оспорить либо подтвердить данную теорию-легенду практически невозможно, но если Кий и был, то он, скорее всего, пришел с севера и имеет скандинавские корни. Также, существует научная теория о происхождение названия Киев от слова «кий» в таком контексте. Первыми поселенцами Киева могли быть рабочие,сооружавшие переправу через Днепр. Переправу строили из деревянных слоев уложенных на вбитых в дно столбах – «киях». Из христианских религиозных легенд о возникновении Киева, существует легенда о том, что на современных киевских холмах побывал однажды апостол Андрей и прорекал на этом месте возникновение большого и красивого города (на предполагаемом месте ныне расположен Андреевский спуск и Андреевская церковь).

Старокиевская гора - одно из мест, где зарождалась жизнь города 

 

     В  V—VI веках Киев начинает становиться центром приднепровского славянского племени полян, которое начинает процесс объединения вокруг себя близлежащих славянских племен – северян, дреговичей, древлян, кривичей и радимичей. Эти объединения приведут к появлению средневекового государства Киевская Русь. Больше узнать об истории Киева Вы смможете, воспользовавшись услугой экскурсовода по Киеву. 

 

Киев становится столицей Киевской Руси. Первые князья Киева

Читать далее

 

 

smartclever.com.ua

Возникновение Киева

Когда возник Киев? Вопрос этот относится к числу наиболее запутанных и спорных в литературе. Некоторые историки без достаточных к тому оснований утверждают, будто Киев был основан князем Кием в V в. н.э. Археологические данные исключают столь раннюю дату. Киев был намного моложе таких городов, как Ладога в Северной Руси, которая существовала уже в VII в.

Летописные предания о Киеве были записаны лишь в XI-XII вв. К более раннему времени относятся иностранные свидетельства о Киеве (X в.). Это прежде всего Записки императора Константина Багрянородного, составленные не позднее 952 г., а также письмо на древнееврейском языке X в., подписанное членами еврейско-хазарской общины Киева. Оба источника одинаково передают славянское наименование города: Киоава, Киав - в Записках и Кийув - в еврейском источнике. Еврейское письмо было сугубо деловым документом, Записки - политико-географическим трактатом. Неудивительно, что в Записках приведены географические подробности, не нужные в деловой переписке. Из материалов, подобранных для императора его канцелярией следует, что Киев имел, помимо славянского также хазарское название. В Записках фигурируют данные о "крепости Киоава, назывваемой Самватас". Слово "sam" ("высокий") присутствовало в наименовании ряда хазарских крепостей. Применительно к Киеву "sam" указывало на то, что хазарское укрепление располагались на высоком месте - на киевских "горах". Отсутствие хазарского наименования в хазарско-еврейском письме X в. не подрывает доверия к византийскому свидетельству. К X в. Киев превратился в обширное поселение, а название "Самватас" сохранила, видимо, лишь та часть, где располагалось небольшое хазарское укрепление.

Обращение к наиболее ранним и достоверным источникам дает основание связать возникновение Самватаса-Киева с хазарским завоеванием нижнего Поднепровья. Как полагают, основателями Киева были хазары (Г. Вернадский, О. Прицак). Малочисленное племя полян не могло расположить свою "столицу" на самой границе с "великой степью", так как их город был бы немедленно сметен кочевниками. Норманны, не опасаясь нападений, основывали свои неукрепленные "торговые места" - вики посреди славянских земель. В отличие от виков хазарская фактория на Днепре была крепостью. Однако безопасность Киева обеспечивалась не хазарскими укреплениями, а военной мощью Хазарии, контролировавшей причерноморские степи. Собирая дань со славян, Хазарский каганат ограждал свою днепровскую факторию от набегов степняков.

Описывая пороги на Днепре, Константин Багрянородный приводит их скандинавские и славянские названия. Среди городов лишь один фигурирует в Записках под двойным названием. Это Киев. Но в этом случае употреблен не скандинавский, а хазарский топоним. Хотя информаторами Константина были норманны-русы и их подданные славяне, скандинавские наименования "Каенугард" (Киев) и "Хольмгард" (Новгород) остались ему неизвестны. Упомянутое императором название "Немогард" близко к славянскому "Новгород" и не имеет ничего общего со скандинавским топонимом "Хольмгард". (Происхождение названия "Хольмгард" не поддается объяснению, поскольку "хольм" обозначает остров, между тем как Новгород стоит на берегу, но никак не на острове.)

В ранний период ни скандинавы, ни хазары не склонны были предавать исключительное значение днепровской фактории Самватасу. По традиции Хазария использовала древние пути в Византию, пролегавшие через хазарские города в Крыму, а со Скандинавией торговала через Верхнюю Волгу. В географическом комментарии к письму хазарского царя Иосифа, составленном в неизвестное время, приведены важные сведения о многих городских и торговых центрах Хазарии, но наименование "Самватас" в нем отсутствует.

По летописи, власть Хазар распространялась на земли полян, радимичей и вятичей, иначе говоря, охватывала преимущественно область расселения лендзян. Хазарам не удалось покорить ни одно крупное племя (кривичей, словен, уличей, древлян), жившие за пределами территории лендзян. Исключение составляли северяне, располагавшиеся к югу от радимичей, непосредственно на хазарской границе.

Для русов хазарский пост Самватас-Киев имел значительно более важное значение, чем для хазар, но лишь до той поры, пока он оставался крайним торговым пунктом на пути "в греки". Как только "царь" русов Хельг утвердился в Крыму, он тотчас перенес свою ставку из Поднепровья в старинный и богатый город Таматарху, откуда можно было торговать с Византией по морю. Сподвижник Хельга Игорь остался в Киеве, но его не титуловали ни "хаканом", ни "царем".

Судя по скандинавским источникам, Киев пользовался значительно меньшей известностью, чем Новгород. В рунических надписях и памятниках древнескандинавской письменности топоним "Хольмгард" появляется уже в первой половине XI в., тогда как "Кайенугард" - лишь во второй половине XII в.

Скандинавы освоили Северную Русь много раньше, чем Южную. В их глазах Хольмгард сохранил значение главного города даже после того, как он утратил значение основной базы норманнов в Восточной Европе. Исландские саги нередко изображали всю Русь как владения конунга Хольмгарда.

Хорошо известна традиция, в силу которой киевские князья сажали на княжение в Новгород старшего сына наследника. Традиция, без сомнения, восходила к тому времени, когда Новгород оставался основным опорным пунктом русов в их походах на юг. Судя по Запискам Константина Багрянородного, к середине X в. архонты русов имели ставку в Киеве, но при этом старший из них, князь Игорь, продолжал держать сына-наследника в Новгороде. Отмеченный факт не означает того, что Новгород остался "столицей" Руси. Ни Новгород, ни Киев, не один другой город не были и не могли быть княжеской столицей в собственном смысле слова, поскольку в середине X в. само Древнерусское государство еще находилось в процессе становления и не имело ни сформировавшейся княжеской династии, ни столицы.

Согласно русским летописям, Олег пришел в Киев, не задерживаясь в Смоленске. В действительности Верхний Днепр был важнейшим рубежом на пути продвижения норманнов к границам Восточной Римской империи.

У русов, значится в Записках Константина Багрянородного, есть данники-славяне, "а именно, кривитеины, лендзянины и прочии славинии". Информаторы византийских чиновников называли кривичей первыми среди "прочих славиний" не случайно. Кривичи жили в центральной полосе на огромном пространстве от Смоленска до Полоцка и Изборска. В городище у Гнездово под Смоленском располагалось крупнейшее поселение русов. Земля кривичей могла стать ядром "Росии". Однако норманнское завоевание бесповоротно раскололо племя кривичей на три части: кривичей смоленских, полоцких (они были включены в состав норманнского Полоцкого княжества и стали именоваться полочанами) и изборских (вошли в состав Псковского княжества). Уже ко времени византийских походов Игоря центр жизнедеятельности норманнов переместился в Южную Русь. Гнездово уступило первенство Киеву. Смоленская округа стала обычным районом полюдья для русов.

Игорь был первым из известных по имени конунгов, не покинувшим свои славянские владения. Причина была та, что он был убит своими данниками. Игорю наследовал Святослав (945-972). Но даже он не сознавал себя киевским князем по преимуществу.

Источники:

1. Скрынников Р.Г. История Российская. IX-XVII вв. (www.lants.tellur.ru)

См. также:

www.world-history.ru

Основание Киева

  Летописец Нестор начинает свой исторический труд о происхождении государства Руси легендой об основании Киева: в земле «мудрых и смысленных» полян князь Кий и два его брата, Щек и Хорив1, построили город на высоком берегу Днепра и назвали его в честь старшего брата Киевом. От этой легенды веет глубокой стариной, теми эпическими временами, когда любили складывать сказания о трех братьях, иногда придумывая им имена по названиям местностей и урочищ. Древность легенды о Кие, Щеке и Хориве засвидетельствована тем, что задолго до Нестора, еще в VIII в., она оказалась записанной в Армении, куда ее занесли, очевидно, славяне, переселенные в 737 г. в Закавказье арабским полководцем Мерваном. В XII в., когда появились сомнения в достоверности этой старинной легенды, летописцу Нестору пришлось произвести дополнительные разыскания об основателе русской столицы. Братья князя Кия — Щек и Хорив — не упомянуты вторично; они, очевидно, были придуманы для осмысления названий двух киевских гор — Щековицы и Хоребицы. Но о самом Кие Нестор сообщил очень интересные сведения, почерпнутые им из устных эпических сказаний: Кий был князем полян и ездил в Царьград, где был обласкан императором Византии. Из Константинополя князь Кий поехал на северную окраину империи к берегам Дуная и построил там крепость, в которой предполагал обосноваться вместе с соплеменниками. Однако другие славянские племена, жившие на Дунае, вынудили Кия и его полянские дружины бросить крепость Киевец на Дунае и возвратиться в свой родной Киев на Днепре, где Кий и умер, оставив своих потомков княжить в Полянской земле до конца IX в.

  К нашему сожалению, летописцу осталось неизвестным имя того императора, гостем которого был Полянский князь. Судя по всей исторической обстановке, поездка славянского князя к императору, постройка им города на Дунае, войны с «дунайцами» и возвращение в свои земли — все это очень характерно только для одного столетия византийской истории — для VI в., когда император Юстиниан нанимал на свою службу отдельных славянских князей и строил города на Дунае для борьбы с многочисленными «дунайцами», стремившимися прорваться внутрь империи.

  Рассказ Нестора о Кие очень напоминает рассказ Прокопия Кесарийского о современных ему событиях 530-х годов, когда Юстиниан назначил военным магистром Фракии некоего Хильбудия, «близкого к императорскому дому». Он поручил ему охрану Дуная, но через три года славяне разбили Хильбудия. Имя Хильбудия — антское, так как Прокопий говорит, что в земле антов потом объявился еще один Хильбудий, родом ант.

  Очень вероятно, что время жизни князя Кия и основание им города Киева падает на эпоху Юстиниана (527—565 гг.) или на близкое к нему время. Как мы уже выяснили, VI век был переломным во многих отношениях: именно тогда начались походы на Византию, формировались обширные союзы племен, выделялись наиболее влиятельные антские князья вроде Мезамира. Неудивительно, что русский историк XII в., желая ответить на вопрос, «откуду есть пошла Русская земля и кто в Киеве нача первее княжити», привлек древние народные сказания, восходящие, по всей вероятности, к тому же VI столетию.

  Конечно, «княжество» полян в VI—VII вв. представляло собой только союз племен, а не государство в нашем смысле слова. Здесь явно существовало заметное имущественное неравенство, резко выделялась племенная знать, пользовавшаяся серебряными и золотыми вещами, оружием и греческой богатой утварью, но феодальных отношений здесь еще не было. Племена полян и руси отличались среди других славянских племен большим богатством и яркостью культуры, а выдвижение Киева на первое место объясняется изменением исторических условий. Во-первых, Киев был удален от опасного степного пограничья; он был заслонен от набегов кочевников «великим бором», и это позволяло городу господствовать над лесостепью. Во-вторых, Киев находился на границе лесостепной и лесной зон и в самом выгодном месте этой границы — там, где многочисленные речные пути всего Верхнего Приднепровья стягивались к Днепру. Днепр тек из земли кривичей, Сож — из земли радимичей, Березина и Припять — из болотистых земель дреговичей, Десна — из земли северян. Так как именно в VI в. из этих верхнеднепровских земель началось массовое переселение на юг, к рубежам Византии, то путь по Днепру приобретал особо важное значение.

  Киев стоял стратегически так выгодно, что полностью запирал все эти речные пути из четырех славянских племенных союзов — все устья поименованных рек впадали в Днепр выше Киева. Поселение на месте Киева существовало уже в первые века нашей эры, но тогда культурные центры Среднего Приднепровья находились южнее, ближе к Роси и Тясмину. В VI же веке совокупность исторических условий закономерно выдвинула Киев на первое место. Это место он сохранял за собой на протяжении семи веков, став впоследствии столицей государства Руси, во много раз превосходившего племенное «княжение» полян.

в раздел

Основание Киева

КОММЕНТАРИИ

1   КИЙ, ЩЕК, ХОРИВ, ЛЫБЕДЬ — три легендарных брата и сестра, которые, по летописному свидетельству, в стародавние времена основали город и назвали его в честь старшего брата Киевом.   В Киевской Руси о Кие, Щеке, Хориве и Лыбеди сохранились лишь смутные воспоминания. Некоторые древнерусские книжники утверждали, что Кий был простым перевозчиком через Днепр. Другие летописцы считали Кия князем полян, ссылаясь на то, что тот якобы посетил Константинополь, где удостоился почестей со стороны византийского императора. Возвращаясь в Киев, он основал на Дунае небольшой городок Киевец и хотел в нем поселиться, но, встретив противодействие местного населения, вынужден был возвратиться в Киев, где и умер. В XVII в. возникла легенда, что Аскольд и Дир были прямыми потомками Кия.   Среди историков также нет единого мнения по поводу летописных сообщений о Кие и его родственниках. Одни исследователи склонны с определенными оговорками доверять им. Другие предполагают, что личные имена братьев и сестры произведены от названий гор и реки в окрестностях Киева: Лыбедь — от р. Лыбедь, Щек и Хорив — от гор Щековица и Хоривица (Хоревица), а Кий — от названия самого города. Возможно, в преданиях о Кие сохранились воспоминания о дунайской прародине племени полян-руси.

Copyright © 2018 V. Bokov's studio

История России в датах

www.rushrono.ru

Основание Киева. Украина: история

Основание Киева

Как вообще возникают великие города? Главное — правильно выбрать место. Об этом, между прочим, свидетельствует вся история великих городов мира.

Если плыть по Днепру от самых его истоков до устья, то Киев окажется как раз на полпути. Да и главные днепровские притоки сплетаются в тугой узел чуть выше Киева. Это не только ключевой транзитный пункт для всего Днепровского бассейна, но и тот плацдарм, с которого удобно начинать большое плаванье вниз по реке до ее впадения в Черное море и дальше по морю — к богатым Левантийским берегам.

К тому же Киев располагается как раз на границе двух культурно-географических зон — Полесья и южных степей. Это место огромного стратегического значения, место встречи и слияния двух исторических течений.

Об одном из этих течений или тенденций мы уже упоминали. Речь идет о постепенном объединении многочисленных и разрозненных восточнославянских общин в крупные племена. Каждое из них занимало определенную территорию, имело собственных вождей и свои обнесенные частоколом «грады». В авангарде этого процесса шли поляне, и на их территории вскоре возникнет Киев.

По оценкам ученых, уже в VI—VII вв. поляне во главе со своим полулегендарным вождем Кием создали сильный племенной союз, который подчинил себе соседей и поддерживал тесные отношения с Византией. Ну а по легенде, именно Кий с братьями Щеком, Хоривом и сестрой Лыбидью основал город и дал ему свое имя. К сожалению, мы имеем самые смутные представления о той далекой эпохе. Но и того, что мы знаем, достаточно, чтобы заключить: уже тогда восточные славяне в целом и поляне в частности вышли на прямой путь к созданию того широкого политического, торгового и культурного союза, имя которому Киевская Русь.

Второе течение привело на историческую сцену скандинавов. Оно было еще более стремительным и судьбоносным.

Чтобы понять, откуда подули ветры истории, давайте окинем взором пустынные скалистые берега Скандинавии. Именно здесь по до сих пор не понятным причинам в VIII—IX вв. возник невиданный демографический бум. Не находя средств к существованию на родине, многие молодые отчаянные норманны садились на корабли и отправлялись искать счастья на чужбине.

Поначалу они ограничивались тем, что устраивали опустошительные рейды вдоль всего морского побережья Западной Европы. А затем стали оседать на постоянное жительство в тех островных и прибрежных странах, которые им удавалось захватить. Так возникали королевства и княжества норманнов в Англии, Ирландии, Франции и на Сицилии.

Другая часть скандинавов пересекла Атлантику и колонизировала Исландию и Гренландию. Вполне вероятно, что эти норманны достигли Американского континента.

Наконец, третьи, которых называли варягами (а это были в основном выходцы из Швеции и с острова Готланд), отправились на юго-восток. Их поселения появляются на берегах Балтики и Ладоги (Альдейгьюборг), а немного позднее — на озере Ильмень (Новгород). В отличие от скромных славянских земляных укреплений с деревянными частоколами это были настоящие города-крепости. В каждом таком городе жил варяжский князь с дружиной и семьей. А вокруг вырастало предместье, населенное коренными жителями — торговцами и мастеровыми.

Варяги путем торгового обмена или грабежа (когда первое не удавалось, они охотно прибегали ко второму) добывали у славян все те же меха, мед, воск и рабов. Но всего этого им было мало. Слухи о великих и роскошных городах мусульман и византийцев манили их на юг. Свои северные поселения они, по-видимому, рассматривали лишь как временный плацдарм для продвижения на юг и юго-восток привычными им водными путями. Там, где водный путь прерывался, они тянули свои суда волоком. Так вышли они на Волгу и Каспий. Оттуда им открывался путь на Багдад — эту космополитическую столицу мусульманского мира.

Дальнейшие экспедиции варягов привели к еще более важному открытию. Недаром летописцы окрестят этот новый водный путь «путем из варяг в греки». Он проходил вниз по Днепру, пересекал Черное море и упирался в Константинополь — этот громадный рынок, куда съезжались купцы со всего Средиземноморья, этот богатейший город во всем христианском мире.

Теперь требовалось передвинуть плацдарм ближе к Константинополю. Для предприимчивых варягов и это было лишь делом времени. Если верить «Повести временных лет», Аскольд и Дир — два дружинника варяжского князя Рюрика, правившего в Новгороде, «отпросились» у него в Константинополь («испросистася ко Царюгороду с родом своим»). Проплывая вниз по Днепру и «узреста на горе градок», они оценили выгодное местоположение Киева на высоких холмах над Днепром, овладели им и обложили данью окрестных полян. Вскоре они укрепились и усилились настолько, что смогли позволить себе в 860 г. набег на Константинополь (вместе с подвластными им полянами).

Слухи об их успехах дошли до Новгорода. Рюрика уже не было в живых, а сын его Игорь (по-скандинавски — Ингвар) был еще слишком мал, чтобы стать во главе дружины. Поход на Киев возглавил Олег (по-скандинавски — Хелги), которого Рюрик оставил опекуном Игоря до достижения им совершеннолетия. Олег собрал дружину из варягов, финнов и славян. В поход он взял с собою Игоря. Прибыв в Киев, хитростью выманил Аскольда и Дира за городские стены и, обвинив в самоуправстве, казнил. С 882 г. Олег стал править в Киеве. «Се буди мати градом русьским»,— заявил он.

Вот так Нестор объясняет приход варягов в Киев. А историки из поколения в поколение занимаются тем, что, сверяя Несторов рассказ с другими доступными им источниками, пытаются уличить киевского летописца в недомолвках и противоречиях.

Киевская Русь в X в.

Во-первых, говорят они, почему столь могущественный князь, каковым, если верить Нестору, был Рюрик, не упомянут ни в одном современном ему источнике? А может, и Рюрика-то никакого не было?.. Во-вторых, возможно ли, чтобы столь искушенные воины, как Аскольд и Дир, поддались на элементарную хитрость Олега? И, в-третьих, кто вообще такой этот Олег? Действительно ли он был родственником Рюрика и опекуном Игоря (о чем, если верить летописцу, он и заявил в Киеве Аскольду и Диру: «Вы неста князя, ни роду княжа, но аз есмь роду княжа», и вынесоша Игоря: «А се есть сын Рюриков», и убиша Асколда и Дира»)?.. А может быть, летописец задним числом сочинил первому «официальному» киевскому князю красивую генеалогическую легенду? Наконец, если Олег был всего лишь опекуном Игоря, то почему же тогда «регентство» Олега затянулось до самой его смерти (а Игорь к тому времени давно уже был совершеннолетним)?.. Короче говоря, никто из историков нашего времени не возьмется отличить факт от вымысла в этом рассказе древнего летописца.

Впрочем, как бы ни относились историки к Несторовой версии «откуду есть пошла руская земля», вплоть до Олегова правления другими местными источниками они все равно не располагают.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

history.wikireading.ru

История Киева

Золотые Ворота в Киеве ( реставрация в 1980 году)

ПЕРИОД КИЕВСКОЙ РУСИ.

В "Повести временных лет", рассказывается об основании города тремя братьями: Кием, Щеком и Хоривом, и сестрой их, Лыбидью. Город был назван в честь старшего брата - Киевом. Согласно Нестору-летописцу, Кий был полянским князем, ходил в Царьград и был с почестями принят византийским императором. Еще в 1908 году археологи обнаружили на Старокиевской горе остатки небольшой крепости, окруженной валом и рвом. На основе датировки обломков глиняной посуды корчакского типа, ее возведение относят к V - VI векам, т.е. ко времени правления князя Кия. Есть основания считать, что до сооружения крепости на Старокиевской горе резиденция князя размещалась на Замковой горе.

Именно с этого времени Киев стал постепенно обретать черты феодального города и оказался в центре процесса "собирания земель", который завершился в конце IX века образованием единого Древнерусского государства. Арабские писатели и географы IX - X веков уже хорошо знали и описывали Киев как центр одного из трех политических объединений восточных славян. Новгородский князь Рюрик, умирая, передал власть в Новгороде норманнскому конунгу Олегу, который был отважным воином и лавры завоевательных походов не давали ему покоя. В 882 году Олег предпринял поход на юг, по пути овладев Смоленском и Любечем. Затем, хитростью выманив за крепостные стены киевских князей Аскольда и Дира - прямых потомков Кия и убив их, захватил власть в Киеве. На том месте сейчас возведена ротонда, известная как "Аскольдова могила".Объединив Южную и Северную Русь, Олег, начавший титуловаться великим князем, укрепил авторитет политической власти Киева.

Именно Олегу Нестор-летописец приписывает известное высказывание: Да будет Киев матерью городов русских! В 907 году Олегом был предпринят успешный поход на Царьград, в котором, по свидетельству летописи, участвовало 80-тысячное войско. Результатом стал мирный договор, исключительно выгодный для Киевской Руси, которая получила право беспошлинной торговли. Летописи и легенды донесли до нас имена выдающихся киевских князей - Олега, мудрой княгини Ольги, князя-воина Святослава, но наибольшего расцвета Киев достиг во время правления князя Владимира (980-1015).Город состоял тогда из обширной прибрежной части - Подола, где жили преимущественно ремесленники и торговцы, и сравнительно меньшей нагорной части - Горы, где были сооружены укрепления, т.н. Детинец. Окрестив Русь, Владимир приказал разрушить в Киеве и других городах языческие капища с идолами и на их месте поставить христианские храмы. Сброшенные идолы плыли по течению Днепра, люди бежали за ними вдоль берега со слезами молясь: выдыбай, боже, выдыбай. Место где волны выбросили языческий идол на берег, стало называться Выдубичи, здесь впоследствии был построен Выдубецкий монастырь и Ботанический сад.

Князь Владимир возвел Десятинную церковь, фундамент которой сохранился на горе возле Андреевского спуска и "положил ей десятую часть всех своих доходов". Вокруг церкви располагались каменные княжеские палаты и дворцы наиболее приближенных к князю бояр. Многое из начатого при Владимире было продолжено при его сыне Ярославе, прозванным за заботу о развитии просвещения и культуры Мудрым. Годы его княжения (1019-1054 гг.) составили период нового подъема Киевской Руси и ее столицы. Авторитет Киевской Руси на международной арене необычно возрос. Короли европейских государств, считали за честь породниться с Ярославом Мудрым. Его дочь Анна была замужем за французским королем, Елизавета - за норвежским, Анастасия - за венгерским, сын Всеволод был женат на византийской царевне. Во время княжения Ярослава был построен Софийский собор, Золотые Ворота, основан древнейший славянский монастырь - Печерская Лавра. После смерти Ярослава разгорелась междуусобная борьба за власть среди его потомков которая в конце концов привела к падению Киевской Руси как государства. Последний всплеск могущества произошел при княжении Владимира Мономаха (1113 год), которому удалось окончательно победить половцев и укрепить границы государства. В дальнейшем продолжался и усиливался процесс дробления древнерусского государства приведший к падению роли Киевской земли, но сам город всегда оставался номинальной столицей Руси, общерусским политическим центром, одним из наибольших и красивейших городов Европы, поражавший воображение современников.

В СОСТАВЕ ЛИТВЫ И ПОЛЬШИ

В 13 веке вся Русскую землю поразила страшная "болезнь", по свидетельствам современников (см. Сказание о погибели земли Русской), финалом готорой явилось уничтожение древнерусских княжеств под натиском татаро-монгольских орд. В 1242 году после трехмесячной осады и ожесточенной обороны Киев пал под ударами метательных орудий хана Батыя. Не сумев разрушить стену в районе Золотых Ворот, монголы перетащили пороки к Лядским Воротам (фундамент их сохранился на современной площади Независимости) и здесь достигли успеха. Киевляне несколько раз восстанавливали оборонительные сооружения, но силы были слишком не равны и город был захвачен.Последним оплотом киевлян оказались стены Десятинной церкви, куда сбежалось множество людей и своды ее не выдержвали тяжести и обрушились, похоронив под собой толпу. Обороной города руководил воевода Дмитрий, соратник князя Данила Галицкого. Хан Батый не стал убивать раненного Дмитрия, признав его заслуги как храброго военачальника, а оставил при себе как советника. Во многом благодаря советам Дмитрия, татаро-монгольское войско из Руси двинулось на Венгрию, дав возможность восстановиться разрушенным городам и селам. После тотального разрушения Киев надолго теряет свое значение как политический центр и вообще как славянский город. Белгород (20 км от Киева) из крупного центра становится неболшим селом (сейчас село Белогородка), Треполь, Вышгород и Васильков надолго исчезают из истории что бы появиться через 300 лет в виде небольших крестьянских поселений. Город Юрьев - во времена Киевской Руси имел самостоятельное епископство, множество храмов - исчезает полностью и даже имя его забывается, и только благодаря развалинам белых церквей приобретает новое имя - Белая Церковь.

Новая эра в истори Киева начинается со становлением и усилением Великого Княжества Литовского, которое сумело дать отпор татаро-монголам и в 14 веке расширило свои владения почти до Черного моря. Киев становится центром русской партии Великого Княжества Литовского и центром православного христианства в противовес католической элите Литвы. Рост политического значения Киева начал беспокоить литовских феодалов. Поэтому они в 1470 году ликвидировали Киевское удельное княжество, превратив его в Киевское воеводство. В 1482 году крымская орда во главе с ханом Менгли - Гиреем напала на Киев. Она полностью разрушила, ограбила и сожгла город, многие жители были убиты, часть их взята в плен и угнана в Крым. Неоднократно разрушенный и сожженный, Киев каждый раз восставал из руин и отстраивался, во многом благодаря Киево-Печерскому монастырю, ставшему оплотом культуры и христианских традиций Киевской Руси.

В СОСТАВЕ МОСКОВСКОГО ГОСУДАРСТВА, РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ и СССР

В 1569 после Люблинской унии, объединившей Литву и Польшу в одно государство, Киев попадает в сферу влияния католической Польши, активно строятся католический соборы и монастыри, но параллельно с этим происходит значительное ущемление прав местных общин. Гнет, притеснения и насильственное насаждение католицизма вызвало ряд восстаний и в конце концов вылилось в народно-освободительную войну под предводительством гетмана Хмельницкого и подписание союза с Московией на Переяславской раде. Всего через несколько лет московский царь пренебрег союзным договором и захватил левобережную Украину, в том числе и Киев. После этого Московия меняет название на "Российская Империя". В начале 18 века была возведена Киевская крепость, валы и укрепления которой сохранились до сих пор. (музей Косой капонир) Новым толчком в развитии Киева оказался 19 век, когда началось массовое строительство, интенсивный рост населения и промышленности и экономики.В 1837 году был принят генеральный план застройки города, проложены основные улицы Владимирская, Бибиковская (бульв.Шевченко), Александровская (ул.Грушевского) Февральские и октябрьские события 1917 года в Петербурге принесли на юг Российской империи смуту и неразбериху. Тяготы Первой мировой войны усугубились внутригосударственными проблемами: началась Гражданская война, страну захлестнули голод, разруха, эпидемии. Чехарда правительств еще более ухудшала общую ситуацию. Киев этого периода точно описан в романе Михаила Булгакова "Белая гвардия".

После свержения в Петербурге царя Николая II в Киеве установилось многовластие. Население города было расколото на несколько лагерей, симпатизировавших той или иной политической силе. После установления советской власти начинается новое развитие города, в Киев в 1934 году переносится столица Украинской ССР из Харькова. К началу Великой Отечественной войны население города насчитывало около 800 тыс. человек. За годы советской власти в Киеве было разрушено множество церквей, в том числе историческую Михайловскую церковь, которая сохранилась со времен татаро-монгольского нашествия, был взорван древнейший Успенский собор Печерской Лавры, вывезено в центральные музеи Москвы и Ленинграда ценнейшие мозаики Михайловского монастыря и множество других исторических предметов.

Исторические места

История Киевского замка

Жилой дом 17 века, Киев, Подол

Киевская крепость, 18 век

Панорама Древнего Киева

www.i-kiev.com