Немного о жизни, основные вехи. Основные вехи


Вехи - это... Что такое Вехи?

  • ВЕХИ — Сборник статей о русской интеллигенции (Москва, 1909), выпущен группой российских религиозных философов и публицистов (Н. А. Бердяев, С. Н. Булгаков, П. Б. Струве, С. Л. Франк, М. О. Гершензон, А. С. Изгоев, Б. А. Кистяковский), выступивших с… …   Большой Энциклопедический словарь

  • «ВЕХИ» —         «Сборник статей о русской интеллигенции», выпущен в Москве в 1909 группой рус. рели г. философов и публицистов (?. А. Бердяев, С. Н. Булгаков, П. В. Струве, С. Л. Франк, М. О. Гершензон, А. С. Изгоев, Б. А. Кистяковский). Сборник содержал …   Философская энциклопедия

  • ВЕХИ — («Вехи. Сборник статей о русской интеллигенции») сборник статей, выпущенный в 1909 году в Москве (см. МОСКВА (город)) группой российских религиозных философов и публицистов (Н.А. Бердяев, С.Н. Булгаков, П.Б. Струве, С.Л. Франк, М.О. Гершензон,… …   Энциклопедический словарь

  • ВЕХИ — Сборник статей о русской интеллигенции (1909), выпущен группой философов и публицистов (Н. А. Бердяев, С. Н. Булгаков, П. Б. Струве, С. Л. Франк, М. О. Гершензон, А. С. Изгоев, Б. А. Кистяковский), выступивших с критикой идеологии и практических …   Русская история

  • вехи — глупые (Огарев) Эпитеты литературной русской речи. М: Поставщик двора Его Величества товарищество Скоропечатни А. А. Левенсон . А. Л. Зеленецкий. 1913 …   Словарь эпитетов

  • "ВЕХИ" — сб. статей либеральных и кадетских публицистов: Н. А. Бердяева, С. Н. Булгакова, М. О. Гершензона, А. С. Изгоева, Б. А. Кистяковского, П. Б. Струве, С. Л. Франка. Вышел в 1909 в Петербурге. В статьях философского, публицистич. и юридич. характера …   Советская историческая энциклопедия

  • Вехи — пресловутый сборник статей либерально октябристской профессуры и интеллигенции, вышедший в эпоху реакции, в 1909 г. ( Вехи . Сборник статей о русской интеллигенции. Москва, 1909 г.). В этом сборнике оплевывалась революционная деятельность… …   Исторический справочник русского марксиста

  • Вехи — («Вехи»)         «Сборник статей о русской интеллигенции», выпущен в Москве в 1909 группой публицистов и философов религиозно идеалистического направления, выступивших против революции с позиций, близких кадетам (Н. А. Бердяев, С. Н. Булгаков, М …   Большая советская энциклопедия

  • «Вехи» — «Сборник статей о русской интеллигенции» (Москва, 1909), выпущен группой российских религиозных философов и публицистов (Н. А. Бердяев, С. Н. Булгаков, П. Б. Струве, С. Л. Франк, М. О. Гершензон, А. С. Изгоев, Б. А. Кистяковский), выступивших с… …   Энциклопедический словарь

  • «Вехи» — ВЕХИ сб. статей, изд. в Москве в 1909 бывшими легальными марксистами Н. А. Бердяевым, С. Н. Булгаковым, П. Б. Струве, С. Л. Франком, а также М. О. Гершензоном, Б. Н. Кистяковским и А. С. Изгоевым (Ланде). В. имели подзаголовок Сб. статей о… …   Российский гуманитарный энциклопедический словарь

  • dic.academic.ru

    Что такое вехи истории?

    Запоминать значимые для общества даты людям свойственно: со временем, если дата радостная, города или даже страны делают из нее национальный праздник. К примеру, таким числом является дата освобождения от немецких войск Одессы – 10 апреля, а Николаева – 28 марта. И хотя по всему миру эти числа остаются обычными, для жителей этих городов именно они являются памятными и являются так называемыми вехами. Существуют более глобальные события. Рассмотрим, что такое вехи, какие они бывают в истории на примере Киевской Руси, а позднее – России, и по отношению к чему еще можно применять это слово.

    Ключ в значении

    Более подробно об этом слове говорится в словарях Ожегова, Ушакова и Ефремовой. Наиболее распространенное определение звучит следующим образом: «Вехи истории – это значимые происшествия, события и решения в жизни человека, развитии предприятия или истории целой страны». Их количество может быль разнообразно в зависимости от плотности происшедших за отдельный год или за целую историю существования человека, предприятия, страны.

    При поверхностном рассмотрении вопроса, особо не вникая в то, что такое вехи, можно удовлетвориться ответом, что это даты, важные для кого-либо. И если говорить о глобальной истории, то такими датами можно считать моменты, повлиявшие на дальнейшую историю.

    Вехи истории России

    Лучше всего разбирать это понятие на примере собственной страны. До формирования Российской Федерации, СССР и царской России было еще одно государство, с которого и нужно начинать отсчет вех. Естественно, имеется ввиду Киевская Русь. Вот некоторые даты, наиболее хорошо показывающие, что такое вехи:

    • IX век – формирование государства со сводом законов, границами и князем во главе.
    • X век – правление Олега вплоть до Ольги, ее реформ в государстве, принятие христианства, религиозная реформа.
    • XI век – престол Владимира, Ярослава, формирование свода законов как письменного документа («Русская правда»).
    • XII-XIII века – от начала правления Мономаха до конца, «Поучение детям», разделение Киевской Руси на княжества и междоусобные войны.
    • XV-XVI века – продолжение феодальной войны, присоединение ханств, проведение реформ и введение опричнины.
    • XVII век – царствование Шуйского, начало восстания и его поражение, отмена медных монет и раскол церкви в связи с несогласием их членов с политикой.
    • XVIII век – царствование Петра І, Екатерины, Петра ІІ, Елизаветы, Петра ІІІ, дворцовые перевороты, Северная война.
    • XIX век – правление Александра I, Николая I, декабристы, реформы Александра II, прекращение крепостничества приказом Николая II, октябрьская революция
    • XX век – образование СССР, войны (гражданская, Великая Отечественная, Первая мировая, Вторая мировая), правление Сталина, Ленина, Хрущева, Брежнева, распад СССР, формирование Российской Федерации.
    • XXI век – правление Медведева, Путина, присоединение Крыма.

    Жизнь – тоже является вехой

    Годы начала правления и его окончания вышеперечисленных людей тоже могут быть причислены к вехам. Но не нужно быть знаменитым космонавтом, писателям, правителем, чтобы годы были причислены к вехам жизни. Для бабушки особыми моментами могут стать те, когда ее внук сказал первое слово, пошел, поступил в школу, а позднее – в институт.

    Для некоторых людей вехами могут являться даты их первой встречи со вторыми половинками, повышения на работе, выпуска из учебного заведения или переезда в другую страну. Также никто не забывает даты своего рождения и рождения родственников – это тоже вехи в определенных кругах, однако эти даты ничего не значат для всего человечества.

    Интересно, что вехами в литературе могут служить творения писателей. Так, подобными событиями в жизни и творчестве Пушкина можно считать написание «Евгения Онегина», «Повестей Белкина», «Руслана и Людмилы», так как именно они впоследствии стали наиболее узнаваемыми произведениями автора.

    Помнить свои вехи важно

    Знание о том, что такое вехи и какую роль они играют в повседневной жизни, даст преимущество над теми, кто их игнорирует, поступая по своему усмотрению. Почему? Прежде всего, важные события влияют на ход истории, и будущим поколениям хорошо бы учесть печальный опыт прошлых. Кроме того, те, кто помнит важные события в жизни близких людей, приобретают репутацию людей более чутких и заботливых, чем те, кто не сосредоточен на этом.

    Подводя итог, можно еще сказать о том, что именно от человека зависит, будет ли он "менять вехи" своей жизни (то есть в корне что-то преобразовывать) и, в конце концов, менять своей жизнью вехи истории или же оставит все на усмотрение других героев.

    fb.ru

    Основные вехи - Энциклопедия по экономике

    Овеянные славой бакинские нефтяные промыслы, Волго-Уральская нефтегазоносная провинция (Второе Баку) и Западно-Сибирская нефтегазоносная провинция, превращенная в современную главную базу страны по добыче нефти и природного газа, — основные вехи развития нефтяной и газовой промышленности СССР.  [c.6] С понятием документ тесно связано близкое ему понятие документооборот . Документы не лежат неподвижно, а все время находятся в движении. Путь, проходимый документом от момента его выписки до сдачи в архив, называется документооборотом. Все документы проходят на своем пути следующие этапы 1) составление (выписка), 2) приемка документа бухгалтерией, 3) регистрация документов в системе учетных записей, 4) передача документа в архив. Это основные вехи в жизни каждого документа.  [c.177]

    Назовем основные вехи изменения окружения типичного российского предприятия, например, за последние 15 лет, чтобы понять, какие действия должны были предпринимать российские предприятия для выживания в постоянно меняющейся внешней среде.  [c.316]

    В этой последовательности сменяющих друг друга рабочих поколений различной мощности заключаются все основные вехи для построения перспективного плана советского народного хозяйства, по крайней мере на целое десятилетне.  [c.36]

    Основными вехами дальнейшего развития Форекса за последние десятилетия явились  [c.9]

    В этой главе описаны основные вехи становления технического анализа в Японии.  [c.12]

    Одни документы необходимы только для оперативной работы с ними в течение довольно ограниченного времени. Другие, содержащие нормативную базу и основные вехи становления и развития организации, фирмы, корпорации, представляют ценность только для данного предприятия. Третьи, отражающие научно-технические достижения, работу системы управления, общественную жизнь, имеют важное научно-техническое, историческое, экономическое значение как памятники истории и культуры они, как и архитектурные, материальные памятники эпохи, должны сохраняться максимально долго, в идеале — бессрочно, т. е., по документной терминологии, постоянно. Четвертые, содержащие информацию о гражданах, сотрудниках, выпускниках учебных заведений и т. д., имеют социальное значение и должны сохраняться в течение всей жизни человека, но в конечном счете утрачивают свою ценность, так как имеют личностный характер и представляют в силу их массовости ценность только для конкретного индивидуума.  [c.193]

    Теперь вместе с руководителем команды по решению задач вам предстоит выработать обширный график проекта, намечающий основные вехи достижения первоочередной цели, а также другие графики, которые распишут выполнение дополнительных проектов, призванных обеспечить ее достижение. Используйте любую схему руководства проектом, которая, по вашему мнению, больше подходит для данной деятельности. В разработанных вами графиках не должно содержаться контрольных интервалов, превышающих одну неделю.  [c.573]

    Не все команды достигают этой стадии эволюции. В успешных командах от участников требуется использование всего своего потенциала и тесное сотрудничество друг с другом в интересах достижения целей. На этой стадии возникает подлинное взаимодействие и взаимное доверие. Высокая степень взаимного доверия делает участников команды очень уязвимыми, но ни один из них не станет нечестно пользоваться этим. Главным в деятельности команды становится поиск решения проблем личные проблемы на первый план не выносятся. Осуществляется экспериментирование с целью достижения оптимальных результатов, ошибки и провалы не приводят к взаимным обвинениям и склокам. Налицо энтузиазм и забота о поддержании темпов деятельности, а также глубокая преданность группе. К этой стадии основные вехи деятельности команды уже установлены, что позволяет фиксировать и отмечать успешное достижение очередного рубежа.  [c.287]

    Глава 1 ОСНОВНЫЕ ВЕХИ  [c.5]

    Таблица 1.1 Основные вехи развития производственного менеджмента
    Существует ли связь между основными вехами развития менеджмента и промышленными революциями  [c.33]

    Система планов. При управлении инновационными проектами выделяется система планов, представленная на рис. 4.6. Во временном разрезе (по периоду планирования) различают долгосрочные планы, период реализации которых превышает 5 лет среднесрочные планы, с периодом реализации от 3 до 5 лет краткосрочные планы — на период менее 3 лет. По целям различают стратегический и текущий планы реализации проекта. Стратегический план определяет целевые этапы и основные вехи проекта, характеризующиеся сроками завершения комплексов работ, поставки продукции (оборудования), подготовки фронта работ и т. д. кооперацию организаций-исполнителей потребности в материальных, технических и финансовых ресурсах с распределением по годам и кварталам. Основное назначение стратегического плана — показать, как  [c.114]

    Витте Сергей Юльевич (1849—1915) — экономист и государственный деятель России, способствовал становлению капитализма, был сторонником сильной власти и экономического укрепления империи. Лавры финансиста принесла ему книга Принципы железнодорожных тарифов при перевозке грузов . Его программа так называемой крепкой национальной индустрии была затем положена в основу советского плана ГОЭЛРО. Активная таможенная политика, организация банков, централизация субсидий, водочная монополия государства, организация строительства железной дороги из центра страны на Дальний Восток, золотое денежное обращение ( золотой червонец ), привлечение иностранного капитала и займов — вот основные вехи экономического курса, который принес славу С. Ю. Витте, вошедшему в экономическую историю России на рубеже веков.  [c.560]

    ОСНОВНЫЕ ВЕХИ РАЗВИТИЯ ХИМИЧЕСКОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ СССР  [c.11]

    В лекции 18, раздел 4, вы познакомились с фрагментами истории ростовщичества. Сейчас обозначим основные вехи развития банковского дела в его ранний период.  [c.140]

    Одним из интересных и эффективных способов продумывания проблем стратегического свойства в организации является использование упражнения Мерлина. Оно представляет собой комбинацию свободной формы моделирования и планирования сценария. Упражнение Мерлина начинается с просьбы к участникам спроектировать себя в какой-то период будущего, например, через десять лет. Они представляют, что их организация становится ведущей в стране (или в мире), успешно конкурируя на рынке. В первый день выполнения упражнения руководители создают картины, пишут истории и заняты разговором друг с другом о том, как это реально будет выглядеть и как они там окажутся. На второй день они могут написать о стратегических намерениях для воображаемого будущего — реальную игру, в которую они будут играть в течение следующих десяти лет с тем, чтобы это будущее реально было достигнуто. Затем участники возвращаются в настоящее, находя на пути основные вехи, с которыми они будут иметь дело в период десятилетия, чтобы предусмотренный ими успех стал реальностью. Когда вехи обозначены, группы оценивают их сильные и слабые стороны и то, как они будут конкурировать, чтобы их желаемое будущее свершилось.  [c.313]

    В 1960-е гг. в науке управления появился термин операционный менеджмент . Многие ученые связывают его появление с расширением сектора услуг в экономике. Ряд последователей обуслов- ливают появление этого термина с переходом к преимущественному использованию метода синтеза в управлении производством по сравнению с методом анализа. Понятие синтез относится к системе в целом. Использование метода синтеза в управлении предприятиями позволяет достигать высочайшего уровня в разработке стратегии предприятий и политики управления ими (У. Скиннер). В последние годы получил распространение менеджмент цепи поставок (S M). Эта область знаний, активно развивающаяся на основе логистических принципов, позволяет уплотнять движение материальных потоков и уменьшать затраты в различных звеньях производства. Основные вехи развития производственного менеджмента представлены в табл. 1.1.  [c.16]

    Планы могут детализироваться по уровню проекта (степени охвата работ проекта) план проекта в целом, планы организаций-участников проекта, планы отдельных видов работ (этапов, стадий, основных вех). План проекта в целом называется сводным, или комплексным, и охватывает все работы проекта. Планы отдельных организаций-участников (поставщиков, инвесторов и исполнителей) или отдельных видов работ (план НИОКР, бюджет проекта, план поставок и т. д.) являются частными иди детальными. Содержательно планы подразделяются на продуктово-тематические, объемно-календарные, технико-экономические (ресурсные) и бизнес-планы.  [c.115]

    economy-ru.info

    Немного о жизни, основные вехи — Алхимия Жизни

    Все люди хотят жить хорошо, счастливо, полно, с удовольствием, стабильно. Но жизнь не является статичной и однообразной, в ней постоянно случаются перемены и бросаются вызовы, появляются препятствия требующие преодоления, через которые идет постоянный рост и развитие.

    В конце статьи вы узнаете как изменить свою жизнь к лучшему.

    У каждого человека свой жизненный путь. Он разбит на временные отрезки, своеобразные вехи или циклы жизни. Есть определенная разбивка в психологическом, физиологическом и астрологическом формате.

    Сначала идет младенчество или период Луны, когда у малыша формируется Сознание – он осознает себя как отдельную единицу, учится понимать свои потребности и ищет способы их выражения. Одновременно он знакомится с окружающей его обстановкой, предметами и людьми, чтобы также осознать их роли и функции и научиться с ними взаимодействовать.

    Этот период переходит в фазу детства, период Меркурия, когда начинает развиваться Ум и Мышление. Человек учится строить ассоциативные и логическе цепочки и набирает свой банк памяти, то есть учится запоминать и сохранять информацию, анализировать и синтезировать, обучаться новым навыкам и умениям, осваивает новые и более сложные движения рук, тела, способы перемещения в пространстве.

    Затем идут периоды Венеры и Марса, которые припадают на подростковый период и юношество. Здесь человек познает свои чувства и эмоции, переживания, испытывает сексуальное влечение и и проявляет интерес к противоположному полу, учится взаимодействию с социумом, определяет свою ценность на основе отношений с другими людьми и обществом.  В юношестве человек идет на свое первое завоевание и покорение мира и получает свои первые достижения или трофеи. Это самый продуктивный и деятельный период с максимальной энергией.

    Примерно к тридцати годам наступает период Сатурна или начало взрослой жизни, когда человек подводит итоги своим достижениям и определяет свой дальнейший путь, идет работа по структуризации жизни и намечается путь к успеху, цели для пользы обществу и своей высшей самореализации.

    В период Юпитера (после 36 лет), возраст зрелости идет работа на расширение жизненных границ, новое обучение, работа с мировоззрением и глубокий интерес к духовной теме, а также желание поделиться накопленным опытом и знаниями через обучение других или распространение своих идей.

    Примерно в 42 года наступает период Урана, кризис среднего возраста, время второго шанса, второго рождения, это кризисное время когда происходит точка переворота, важных перемен. Устоявшаяся жизненная колея требует перехода на новые рельсы, обновления, решения новых задач. Время «сменить кожу» и наконец-то «из гусеницы превратиться в бабочку». Это символическая середина жизни, угол треугольника, который надо обогнуть и начать свой прямой путь уже в другом направлении. Если раньше шли вверх к достижениям, то теперь люди начинают спуск с горы, к финальной точке или смерти. И снова происходит знакомство с собой обновленным, много переосмыслений и озарений.

    Михаил Веллер в книге «Все о жизни» писал, что основные достижения и открытия люди делают в молодом возрасте – примерно от 19 до 36 (в периодах Марса и Сатурна), а затем им остается только использовать накопленные ресурсы и передавать опыт молодым, а также включаться в общественную жизнь и принимать активное участие в коллективных мероприятиях. Периоды высших планет (Урана, затем Нептуна и Плутона) охватывающие закат жизни, уже не требуют такого бурного развития и становления личности, обычно здесь приходит мудрость и сформировано мировоззрение, которое трудно поменять как это возможно в молодости.

    В следующий период, Нептуна , люди ищут покоя и много времени проводят в размышлениях, воспоминаниях, много отдыхают и спят. Они погружаются внутрь и задача данного периода в обращении к духовной стороне, размышлениях о душе и подготовки к уходу.

    Заканчивается жизнь периодом Плутона  или смертью физического тела, когда происходит отпускание всех привязанностей в жизни. Когда человек готов, он уходит.

    Посмотрите это трансформационное видео:

    В данной статье были перечислены основные вехи жизни человека, каждая из которых имеет свои задачи. В соответствии с требованиями времен человек задумывается над своим путем и производит нужные корректировки. Его основное стремление постоянно менять жизнь к лучшему.

    Как изменить жизнь к лучшему? Ответ достаточно прост – станьте осознанным, живите осознанно!

    1.     Если я осознан – то я чувствую себя. Часть моего  внимания направлена  на отслеживание себя. Своих мыслей, ощущений, чувств.

    2.     Если я осознан – то я четко понимаю причины, побуждающие меня действовать, мыслить и чувствовать именно так, а не иначе.

    3.     Если я осознан – я могу контролировать свои мысли. Остановить нежелательный ход мысли и направить в нужное русло.

    4.     Если я осознан —  я могу управлять своими эмоциями.

    5.     Если я осознан – то я понимаю причины своего негативного настроения и  могу с помощью различных способов  нейтрализовать его.

    6.     Если я осознан – то я  знаю, в каком эго-состоянии я нахожусь в данный момент и по своему усмотрению могу его изменить.

    7.     Если я осознан – то я выявляю у себя ложные, деструктивные убеждения, мешающие мне жить и  изменяю их на те убеждения, которые мне помогут в жизни.

    8.     Если я осознан – то я могу предвидеть, какие последствия будут у моих поступков.

    9.     Если я осознан — то я понимаю, почему я говорю именно таким тоном, с такой интонацией. И я понимаю, какое воздействие на другого человека оказывает этот тон, интонация.

    10. Если я осознан – то я отслеживаю сценарное поведение и начало игр. И я понимаю, что игры ведут к кармической расплате. Я умею устоять и не втянуться в игру, умею  помочь другому человеку приблизиться к осознанности.

    Автор Наталья Остапенко, взято из ЖЖ

    О том, как стать осознанным читайте в следующей статье.

    А чтобы не пропустить новые статьи, подпишитесь на анонсы сайта через форму ниже:

    (c) Людмила Кинг

     

    luking.ru

    Science Po: Основные идеи сборника "Вехи"

    "Вехи" - сборник статей о русской интеллигенции, выпущенный в 1909 году, в Москве, группой религиозных философов (Бердяев, Булгаков, Струве, Франк, Гершензон, Изгоев, Кистяковский), которые выступали с критикой идеологии и практических установок революционной, социалистически настроенной интеллигенции, политического радикализма, идеализации народа (пролетариата).

    Содержание сборника обозначило, прежде всего, необходимость переоценки ценностей образованного общества, их иерархичности. 

    Исследуя в разных плоскостях проблему интеллигенции, участники "Вех" были едины в основополагающем принципе признания "теоретического и практического первенства духовной жизни над внешними формами общежития". Авторы доказывали существование абсолютных нравственных ценностей, приоритетность ценностного поиска в национальной философской и культурной традиции перед западными заимствованиями.

    Критика, во-первых, непрофессионализма интеллигенции и, во-вторых, преобладающее значение крайних элементов в любой области человеческой жизни. (Ярким примером этого может служить приниженное значение права как одной из культурных ценностей и отрицание идеи компромисса).

    Авторы "Вех" призывали интеллигенцию к своеобразному покаянию, осознанию своей роли в настоящем и прошлом российской истории, к углублению во внутренний мир и движению к религиозному гуманизму. "Не вокруг творцов нового шума — вокруг творцов новых ценностей вращается мир!" — так словами Ницше характеризовал особенность переживаемого момента в развитии интеллигенции, её дальнейшего существования С. Франк.

    Резонанс "Вех" был велик. Причина этого лежит в значении несоизмеримо большем, чем смысл тех исторических событий, которыми был вдохновлён сборник. Основа его проблематики касалась вечных вопросов соотношения "духовности" — в истории и в личности, эту духовность выражающей.

    Вместе с тем, многие представители светского образованного общества, предпочитали толковать "веховскую" платформу как призыв к интеллигенции выйти из политической борьбы и сосредоточиться на задаче религиозного совершенствования.

    Г. В. Плеханов дал краткие ссылки на "Вехи" в серии статей в журнале "Современный мир"за 1909 г. Как "непреодолимую склонность к религиозному догматизму" характеризовал он состояние авторов сборника, а также ряда противоположных им по мировосприятию представителей интеллигенции — А. Луначарского, Д. Мережковского, Н. Минского и других. Плеханов подчёркивал, что "религия не создаёт нравственности", а только освящает её правила, вырастающие на почве конкретно-исторического общественного строя.

    С отрицательных позиций выступил Д. Мережковский, который в статье "Семь смиренных", вышедшей в газете "Речь" 26 апреля 1909 г., назвал сборник отлучением русской интеллигенции, а его авторов "семью смиренными, семью цветами радуги, слитыми в один белый цвет во имя общего дела — ненависти". Идее внутреннего самосовершенствования он противопоставлял соборность, общественность, Церковь, вне которой нет спасения.

    А. Белый в журнале "Весы" назвал сборник "замечательной книгой", цель которой — "не суд, а призыв к самоуглублению".

    В. Розанов считал, что авторы "Вех" способствовали духовному подъёму русской интеллигенции через самоотречение и самоуглубление в сущность внутреннего мира: "Это — самая грустная и самая благородная книга, какая появилась за последние годы".

    Источники:

    1. Соловьёв А. А. Путь веры и знания: антиномии "Вех" // Интеллигенция и мир, Издательство Ивановского Государственного Университета, 2010.
    2. БСЭ

    sciencespo-loup-garou.blogspot.com

    Основные вехи жизненного пути — Мегаобучалка

    Фердинанд Тённис (1855—1936), один из основателей формальной социологии, родился в Германии в семье богатого крестьянина. В молодости получил хорошее образование, изучал историю, философию, археологию, экономику, статистику, классические языки. В 1872 г. поступил в университет г. Страсбурга, завершил образование в 1875 г. в Университете г. Тюбингена, защитив диссертацию по классической филологии. Главная работа, содержащая основную социологическую концепцию и принесшая Теннису впоследствии мировую известность и славу, — "Общность и общество" (1887). Другие работы — "Преступность как социальное явление" (1909), "Мораль" (1909), "Критика общественного мнения" (1922), "Собственность" (1926), "Прогресс и социальное развитие" (1926), "Введение в социологию" (1931).

    Академическое призвание пришло к Тённису поздно, свидетельством чего явилось приглашение его на работу, на должность профессора Кильского университета в 1913 г. С 1921-го по 1933 г., т.е. вплоть до прихода фашистов к власти, он читал лекции по социологии в этом университете. В1933 г. новый правящий режим уволил демократически мыслящего профессора и врага этого режима с работы. В 1909 г. во Франкфурте состоялось учредительное заседание Немецкого социологического общества, одним из основателей которого (вместе с Зиммелем, Зомбартом, Вебером) был Тённис. В этом же году он был избран его президентом и оставался им бессменно до 1933 г., когда нацисты разогнали общество. Вплоть до последних дней жизни Тённис боролся с национал-социализмом.

    До этого он активно участвовал в поддержке социал-демократического и рабочего движения, выступил в защиту Кильской стачки (1896—1897), отстаивал свободу слова и право на образование профсоюзов. Чисто практическая, социальная и политическая деятельность Тенниса характеризовала его не только как ученого, но и как демократа и антифашиста, конституционалиста и социал-реформиста. В последние годы жизни, работая в условиях фашистского режима, он, в отличие от многих коллег, покинувших Германию, остался в стране и мужественно отстаивал антифашистские позиции. Бесстрастный ученый и яростный политик – таким Тённис запомнился людям, которые с ним общались и хорошо его знали.

    Далее будет охарактеризована концепция и основные взгляды проработавшего в социологии более 50 лет немецкого ученого с использованием в качестве первоисточника и материала для ссылок статьи Тенниса "Общность и общество", написанной для "Настольного словаря по социологии" в 1931 г. В отличие от одноименной книги (где социологическая концепция автора приведена в довольно сложной форме), эта статья отличается относительной простотой и доступностью изложения и, по существу, воспроизводит все основные положения, и понятия главного труда его жизни.

    Предмет социологии

    Необходимо начать с того, что Теннис понимает под социологией. "Социология, — пишет он, — это исследование человека, но не его телесного, душевного, а его социального существа, стало быть, телесного и душевного лишь постольку, поскольку оно обусловливает социальное" [1998. С. 207]. Социология изучает различия в отношениях между людьми. Немецкий социолог пишет о таких из них, как различия между знанием и незнанием (знакомостью и чуждостью в терминологии Тенниса), симпатией и антипатией, доверием и недоверием. Но главный тип (или форма) различий характеризуется наличием или отсутствием связанности между людьми.

    Теннис говорит о том, что у социологии как особой науки есть свои специфические предметы. Это — "вещи", имеющие место только в социальной жизни. "Они, — пишет социолог, — продукты человеческого мышления и существуют только для человеческого мышления, но в первую очередь — для мышления самих социально связанных людей..." [Там же. С. 214]. Эту "связанность" людей (т.е. различные формы социальных связей между ними) и изучает социология.

    По существу, речь идет об исследовании взаимозависимости и взаимодействия людей. В качестве простейшего случая социальной связанности Теннис анализирует обмен. Он говорит, что "если всякую взаимную деятельность и всякое взаимное содействие понимать как обмен, то очевидно, что любая совместная жизнь также есть беспрерывный обмен взаимной деятельностью и взаимным содействием — и тем в большей мере, чем эта совместная жизнь интимнее..." [Там же. С. 213].

    Но, конечно же, социальные связи не ограничиваются только обменом. Они гораздо более многообразны, а их типы и формы положены в основу социологической концепции Тенниса. Он сопоставляет (а в известной мере, и противопоставляет) два типа связей и соответствующих им типа общества. Первый тип социальных связей он определяет как общинные (общностные), второй — как общественные. Общинные (общностные) связи обусловливаются такими психологическими характеристиками как душевная близость, склонность людей друг к другу, наличие эмоций, привязанности, личных переживаний. Общественным связям присуши характеристики рационального плана: обмен, торговля, выбор. Первый тип отношений свойствен преимущественно патриархально-феодальным обществам, второй — капиталистическим. Общинные (общностные) отношения включают в себя родовые отношения, отношения соседства и дружбы. Общественные отношения имеют вещную природу и строятся в рамках принципов и структур рациональности.

    В общине (социальной общности) доминируют чувства, инстинкты, органические человеческие отношения. В обществе превалируют расчетливый разум, абстракции, механические рациональные отношения. Община (общность) выступает как неформальная социальная группа, общество — как совокупность формальных социальных групп.

    Эти два ряда связей — общинные (общностные) и общественные — характеризуют отношения людей не только друг к другу, но и к обществу. В общине (общности) социальное целое логически предшествует частям, в обществе, наоборот, социальное целое складывается из частей. Различие общины (общности) и общества — это различие органической и механической связи (солидарности) составляющих социальное целое частей. Впоследствии эту идею широко использовал французский социолог Дюркгейм в своей концепции социальной солидарности, базирующейся на его теории разделения общественного труда.

    В социологической концепции Тенниса два типа отношений, соответственно, два типа организации социальной жизни тесно связаны с двумя типами воли — естественной, инстинктивной и рассудочной, рациональной. Первый тип воли является фундаментом общинных (общностных) связей, второй — общественных связей. Немецкий социолог уделял большое значение проблеме воления. "Это общечеловеческое воление, — писал Теннис, — способность хотеть, понимаемая нами как естественная и изначальная, исполняется в способности мочь и существенно обусловлена взаимодействием с ней" [Теннис. 1998. С. 216]. Социальная связанность между людьми основана на том, что воля одного влияет на волю другого, либо стимулируя, либо сковывая ее.

    В отношении понимания воли Теннисом есть две точки зрения. Представители первой полагают, что тот большой интерес, который уделялся немецким социологом проблеме воли (воления), свидетельствует о психологизме его концепции. Однако есть и другая позиция, согласно которой воля вряд ли трактуется ученым как психологический фактор. Скорее всего, она отождествляется в его концепции с разумом. Отсюда побуждение к социальному взаимодействию, которое идет, по мнению социолога, от воли, имеет не столько психологический, сколько рациональный характер.

    32. Формальная социология Г. Зиммеля.

    Типологический анализ социальных отношений и проблем развития аналитической, формальной социологии были в значительной степени и предметом интересов Г Зиммеля (1858 - 1918 pp) основоположника так называемой формальной й социологииії.

    Философская и социологическая творчество Зиммеля развернулась в эпоху \"кризиса культуры\" - на пересечении различных старых и новых идей и тенденций Именно как выразитель этих кризисных и противоречивых черт и ввий шел Зиммель в историю социологииї.

    Зиммель пытался найти сквозное (основное) противоречия в современной ему культуре - задача почти невыполнимая, поскольку этот период в полном смысле был периодом \"разброда и шатаний\" в культуре и ид деологи.

    Исходной проблемой, от которой начинает свои социологические построения Зиммель, является проблема определения предмета социологии Как полагал Зиммель, социология должна утвердить свое право на существование не за пособий мощью выбора особого, не \"занятого\" другими науками предмета, а как метод Социология, по Зиммелем, не является наукой, \"обладает собственным содержанием\", поскольку \"она не находит себе объекта не изучался бы какой-либо из общественных наук \"Отсюда, если социология не может определить свой предмет путем простого вычленения тех или иных явлений социальной жизни, она должна определить его методологически найдя специфическую точку зрения Эта специфическая точка зрения заключается в том, что социология должна исследовать не содержание, а формы общественного (социального) жизни, то общее, что свойственно всем социальным явленияищам.

    Для объяснения своей позиции он обращается к аналогии Социология, по Зиммелем, находится в частных общественных наук в таком же отношении, как геометрия к наукам физико-химических, то есть она не изучается ае содержание общественных явлений, а исследует общую для них социальную форму.

    По Зиммелем, в любом обществе можно отделить форму от содержания, а общество как таковое есть взаимодействие индивидов Сама же взаимодействие всегда складывается вследствие определенных влечений и ради определенных целое ей Как он отмечает, эротические инстинкты, деловой интерес, религиозные импульсы, игра и множество других мотивов побуждают человека к деятельности ради другой, с другим, против другого, до совмещения и согласования внутренних состояний, т.е. к оказанию влияния В результате взаимных влияний на основе индивидуальных побудительных импульсов и целей образуется единство, которое он и называет \"обществомом".

    Как считает Зиммель, все то, что имеющееся в индивидах (которых он рассматривает как конкретных носителей), есть в наличии в виде поездов, интересов, целей и т д, то есть то, из чего формируется влияние на других людей, он обозначает как содержание, или материю обобществления Причем, сама по себе эта материя, в которой исполняется жизнь, за Зиммелем, по сути не социальная Как он пишет, голод, любовь, труд, религиозность, техника и р Результатом деятельности разума не является непосредственно общественными Все это становится лишь постольку, поскольку превращает изолированное существование индивидов в определенные формы совместного существованиявання.

    Причем формы, возникающие отвечающих определенным жизненным целям могут оказаться оторванными от реальной жизни из которого они вышли и которому обязаны своим существованием, более того, они, по С Зиммелем, могут \"играть\" в себя и ради себя, захватывая и создавая материю, служит теперь лишь средством их самореализации.

    Следовательно, чистая (или формальная) социология изучает, за Зиммелем, формы обобществления, которые существуют в каждом из исторически известных обществ, относительно устойчивые и повторяющиеся формы межчеловеческих взаимодействий

    Обобществление - форма, которая реализуется в бесчисленном количестве способов, в которой индивиды на основе разнообразных мотивов и интересов создают особое единство, внутри которой эти мотивы и интересы знает аходять свое воплощение.

    Г Зиммель

    Зиммель не оставил любой классификации социальных форм Однако он сделал предметом своих исследований ряд аспектов и сторон социальной жизни, его формы:

    • господства

    • подчинение

    • соперничество

    • разделение труда

    • образование партий

    • солидарность

     

    Как считал немецкий социолог, все эти формы воспроизводятся, наполняясь соответствующим содержанием, в разного рода группах и социальных организациях, таких как: государство, религиозное общество, семья, экономическое е объединения и тп.

    Вместе с тем можно классифицировать формы общественной жизни и выделить в них:

    1) социальные процессы

    2) социальные типы

    3) модели развития

    К социальным процессам относят постоянные, независимые от конкретных обстоятельств их реализации явления: подчинение, господство, соревнование, примирение, конфликт и т п Образцом социального процесса как фо ормы социальной жизни (социации) может служить такое универсальное явление, как мода Мода, за Зиммелем, предполагает одновременно и подражание, и индивидуализацию личности Почему? моду, одновременно отличает себя от других и утверждает свою принадлежность к определенной группе Зиммель очень тонко наблюдает, казалось бы, парадоксальную свойство моды, а именно: как только любое Объявления еще (одежда, идеи, манеры, вещи и т п) стало \"модным\", оно сразу начинает \"выходить из моды\", то есть мода одновременно новая и переходныерехідна.

    Причину широкого распространения моды в современную Зиммель эпоху он видел в процессе разложения старых, принимались на веру убеждений, привычек, традиций Отсюда - засилье моды в искусстве, в науке, и даже в морали Однако несмотря на переходный характер той или иной конкретной моды, она, как социальная форма, обладает, по Зиммелем, некоторой устойчивостью: мода в том или ином виде существует всегдди.

    Вторая из категорий чистых социальных форм - это социальный тип Зиммель, исследуя, например, такие социальные типы и характеры как циник, бедняк, аристократ, кокетка и т п, пытается выявить их хара актерни противоречия По Зиммелем, бытия такого типа, как аристократ, является единством двух взаимоисключающих характеристик: с одной стороны, он поглощается своей группой, ее фамильной традицией, с другой - е н абсолютно отдаленный и даже противопоставляется ей, потому что сила духа, независимость и личная ответственность суть этой характерной для аристократии традицияхиції.

    Примером социальных форм, относящихся к третьей группе, именуемой \"модели развития\", может служить универсальный процесс расширения группы с усилением индивидуальности ее членов Как отмечал зимми эль, по мере роста численности групп члены ее становятся все менее похожими друг на друга И другой момент: развитие индивидуальности членов группы сопровождается уменьшением ее сплоченности и единства За Зиммелем, исторический процесс развивается в сторону усиления индивидуальности за счет утраты индивидами их уникальных социальных характеристик Так, большая патриархальная семья меняется самостоятельными и полноправными индивидами и нуклеарной семьей; цеховая и кровносимейна организация меняется гражданским обществом с характерной для него высокой индивидуальной ответственностьюістю.

    Приведенная классификация не исчерпывает всех вариантов и возможных подходов к выделению социальных форм Например, существует и считается более содержательной классификация форм по степени их удаленности от б непосредственного потока жизни Так, ближе всего к жизни, за Зиммелем, находятся спонтанные формы: обмен, личная склонность, подражание, формы, связанные с поведением толпы и др. Чуть дальше от потока жизни, то есть от общественных смыслов, стоят такие устойчивые и независимые формы, как экономические и другие формы государственно-правовых организациицій.

    Наконец, наибольшую дистанцию ??непосредственно от социальной жизни сохраняют формы, названные Зиммелем \"игровыми\" Игровые формы - это чистые формы социации, которые являются не просто умственной абстракцией, а реально встречаются в социальной жизни Примеры игровых форм: \"старый режим\", \"наука для науки\", т.е. знания, оторванные от потребностей человечества, перестали быть \"орудием в борьбе за существование\" и т. п.

    Большое внимание Зиммель уделял методологическим проблемам социологического познания, т.е. вопросам, связанным с обоснованием истинности социологического знания Как специфическая теория познания в Зиммеля фиг гурувала теория исторического понимания Она была изложена еще в работе \"Проблемы философии истории\" и рассматривалась Зиммелем как философская методология познания Понимание выступало у него как метод, характеризует исключительно социальное познаниення.

    Главным здесь является то, что результатом понимания считается выявление причинно-следственных связей, не открытие причины и следствия, а открытие содержания исторического действия, который заключается в логике связи цие ой действия с человеческими представлениями, потребностями, интересами В этом плане теория понимания была направлена ??против господствующей тогда позитивистской методологии, ориентированной на методы естественных наук Зиммель ным агав признания относительности социально-исторических объяснений и учета роли субъективных компонентов в познании Теория понимания одновременно должна была служить средством контроля над этим субъективным компонентов том, поскольку признание участия интереса и, следовательно, ценностей в социальном познании требовало выяснения их роли в выборе объектов исследования, формировании и интерпретации понятий и др. И, наконец, розу мение служило связующим звеном между чистой (формальной) социологией и социальной философиейфією.

    megaobuchalka.ru

    Основные вехи - Большая Энциклопедия Нефти и Газа, статья, страница 3

    Основные вехи

    Cтраница 3

    Основные вехи развития классического русского балета определены творчеством Чайковского - Лебединое озеро ( 1876, пост.  [31]

    Вот ее основные вехи: мастер, глав-ый инженер завода Электросталь, управляющий объединением аводов качественных сталей и ферросплавов, начальник главка, : ервый заместитель наркома оборонной промышленности, нарком удостроительной промышленности, нарком, затем министр черной [ еталлургии, министр металлургической промышленности и, нако-ец, заместитель Председателя Совета Министров СССР.  [32]

    Сейчас обозначим основные вехи развития банковского дела в его ранний период.  [33]

    В рамках этой книги не представляется возможным осветить, даже вкратце, яркую историю создания и усовершенствования разных видов вентилей, вентильных преобразователей и посвященных им теоретических работ. Поэтому здесь упомянем вскользь только основные вехи истории вентилей, некоторые моменты будут отмечены в тексте.  [34]

    К сожалению, в этой проблематике не создано пока еще сколько-нибудь универсальных методов, и исследователю важно представлять себе генезис идей, их постепенное развитие. И для этого, вероятно, достаточно расставить основные вехи.  [35]

    Помимо Священного писания Ислам обладает и Священным преданием - примером, или сунной, Посланника Аллаха. Это собрание рассказов из жизни Мухаммада ( вот почему выше были приведены основные вехи его биографии), дающие ключ ко всем вопросам частного человека и всего общества. Различаются поступки ( фил) Пророка, его высказывания ( каул) и молчаливое одобрение ( такрир), с которым он встречал некоторые поступки и высказывания окружающих.  [36]

    Доказательство сформулированной теоремы аналогично доказательству теоремы Дрин-фельда - Коно для случая системы корней Ап ( см. [ 21, гл. Так как полное доказательство занимает слишком много места, мы лишь перечислим основные вехи доказательства.  [37]

    Не подлежит сомнению, что в наше время - время усиленной математизации всех наук - нельзя мириться с таким эмпиризмом. Современных знаний по теории ионных равновесий и ряду смежных разделов достаточно для того, чтобы либо полностью решить расчетным путем многие аналитические проблемы, либо, по крайней мере, наметить с помощью расчета основные вехи их решения. Однако эти затраты компенсируются тем, что при правильно проведенном расчете полученная пропись должна быть наилучшей из всех возможных для данной системы. Чувствительность, обеспечиваемую прописью, легко вычислить; сопоставив ее с фактически достигаемой, можно решить вопрос о качестве эксперимента.  [38]

    О результативности такого комплексного подхода свидетельствует тот факт, что с переходом в Северскую школу Н. М. Обрежа и в ней за короткое время сумел создать активный творческий коллектив из учащихся. И здесь для начала использован проверенный прием - конструирование простых ручных орудий. Показательны основные вехи нарастания творческих возможностей учащихся.  [39]

    В планировании основных дат и времени проведения программы испытаний с учетом общего графика разработки системы многое зависит от того, диктуется ли политика параллельных действий срочностью, когда изготовление системы осуществляется одновременно с разработкой и испытаниями, или возможно создание прототипа системы и его испытание еще до начала производства. В любом случае вся формальная программа испытаний, включающая испытание узлов, подсистем и испытание системы в целом, должна быть объединена в общий план и общий график испытаний. Для каждой фазы испытаний должны быть определены основные вехи. На рис. 34.1 изображен типичный план разработки системы, отражающий время проведения различных фаз испытаний. Такие планы следует использовать в качестве действенного орудия управления; по крайней мере ежемесячно они должны пересматриваться и дополняться высшим руководством. Помимо заново запланированных дат, должны быть указаны вероятные и действительные упущения и недостатки.  [41]

    Для всех фильмов кинокурса выбрана форма очерка, достоверного рассказа о реально существующих людях, их делах, жизни. Такая форма позволила избежать иллюстративности и дать если не яркосюжетный, то имеющий все же сюжетную рамку рассказ. Благодаря этому в фильмах кинокурса легко выделяются основные вехи повествования, те опорные пункты, которые должны стимулировать высказывания учащихся и помогать запомнить содержание фильма. По счастью, наша память работает не только и не столько по типу заучивания, но и по типу запечатления раз и навсегда...  [42]

    Второй корень характеризуется изучением биологического действия ЭП. Последний, наиболее интенсивно питающий электромагнитную биологию корень представлен современными исследованиями биологического действия микроволн. Не вдаваясь в глубокую древность, мы рассмотрим основные вехи развития электромагнитной биологии за последние два века. Кстати, эта дата отмечалась магнитобиологией, рождение которой связывают с докладом врачей Андри и Туре в Королевском медицинском обществе Франции 29 августа 1780 г. Указанные авторы представляли комиссию, проверявшую опыты аббата Ленобля по влиянию искусственных магнитов ( их только что научились делать) на нервную систему человека, и в частности на зубную боль. Вывод комиссии гласил, что целебное действие магнита обусловливается непосредственным и прямым действием магнитной силы на нервы.  [43]

    Шест, ставимый для указания дороги ( в поле, на снегу и проч. Руслан и Людмила, Кавказский пленник и Евгений Онегин - основные вехи творчества Пушкина. О Смена вех, сменить вехи ( нов.  [44]

    Часто говорят, что, не будь И. С. Баха, у нас не было бы Страстей по Матфею, а теория относительности рано или поздно была бы создана и без Эйнштейна. Предполагается, что развитие науки детерминистично в отличие от непредсказуемого хода событий, присущего истории искусств. Оглядываясь назад на причудливую и подчас загадочную историю естествознания ( в нашей книге мы пытались бегло обрисовать лишь ее основные вехи на протяжении трех последних столетий), нельзя не усомниться в правильности подобных утверждений. Имеются поистине удивительные примеры фактов, которые не принимались во внимание только потому, что культурный климат не был подготовлен к включению их в самосогласованную схему.  [45]

    Страницы:      1    2    3

    www.ngpedia.ru