Что такое грамматическая основа предложения примеры? Основы предложения это


Научите, пожалуйста, определять грамматическую основу предложения

Посоветую не думать о всякой ерунде типа составного именного сказуемого, составного глагольного и прочей хрени) Думайте только о смысле. Просто как в жизни вы умеете объяснять главное. Что такое грамматическая основа? Это основная мысль предложения, да? Его суть. То, что передает основную мысль, без подробностей, но чтоб основная мысль была понятна- зачем это говорят, что хотели сообщить. Это, кстати, в русском часто спорно и не всегда просто даже для профессионалов-филологов. Но суть такая. Находишь подлежащее. Это обычно просто - о ком/чем речь. Дальше убираешь нафих все) И думаешь. Что ОСНОВНОЕ о нем (подлежащем) говорится? Что оно делает? Или каково оно? (это про составное именное как раз). Представь, что у тебя бешеный тариф на мобиле и тебе надо быстро сказать другу только ГЛАВНОЕ из этих предложений. Что ты скажешь? Подробности нафих - тариф такой, что разоришься, если все будешь говорить. Убрать что-то лишнее - друг ни фига не поймет. Что оставишь? Это и будет грамматическая основа. Ну вот, возьмем пример из предыдущего ответа (добавив подробностей) "С этого понедельника она начала худеть по кремлевской диете" О ком речь? О ней. ОНА - подлежащее. Дальше. Что о ней главное говорится? Что она НАЧАЛА, так? Если ты другу скажешь "Она начала" - друг что-нибудь поймет? Нет. Он обязательно спросит: "Что начала? " То есть смысл непонятен. Значит, для грамматической основы мало. Итак, что она начала? Начала худеть. Если ты скажешь другу по своему бешено дорогому тарифу "Она начала худеть" - другу поймет основную мысль? Поймет. И говорить, КОГДА она начала худеть, и по какой диете - это уже своему любопытному другу расскажешь при встрече) ) А сейчас тебе надо только ОСНОВНУЮ мысль передать. Вот тебе основа ОНА НАЧАЛА ХУДЕТЬ. Или вот пример с составным именным. ОН ОЧЕНЬ КРАСИВЫЙ ПРИ ТАКОМ ОСВЕЩЕНИИ Итак. Подлежащее ОН, так? Что ГЛАВНОЕ о нем ты скажешь своему другу? Что он КРАСИВЫЙ, так? И друг поймет, ЧТО ты хочешь ему сказать. А вот если ты не сообщишь другу, что он ОЧЕНЬ красивый (то есть - в какой степени он красивый) и когда именно (при таком освещении) друг ведь все равно поймет главное- что ОН КРАСИВЫЙ. Так? Вот так и думаешь. Не о всяких там СИС, СГС и прочей лабуде, а о СМЫСЛЕ, ГЛАВНОЙ МЫСЛИ и помня о своем бешено дорогом тарифе))) ) Чтобы другу было ВСЕ ПОНЯТНО, но без подробностей, которые можно будет рассказать при встрече)) )

Грамматическая основа предложения - это подлежащее+сказуемое. ПГС это просто глагол или фразеологизм. Например, "Я ПРИЕДУ" или "Он ВЫШЕЛ ИЗ СЕБЯ" CГС это сочетание двух глаголов (второй глагол - инфинитив, т. е. заканчивается на -ть) Например, "Она НАЧАЛА ХУДЕТЬ" СИС это сочетание глагола-связки (которая в настоящем времени почти всегда отсутствует) : быть, становиться, казаться, являться, представляться, считаться (и т. д. ) и именной части (т. е. имени существительного, прилагательного, числительного, наречия) Например, "Моя подруга ОТЛИЧНИЦА" или "Он очень КРАСИВЫЙ" или "Вчера БЫЛО ХОЛОДНО"

Ребята теперь школьники.

Каждое предложение содержит в себе грамматическую основу. Составляющими грамматической основы предложения являются подлежащее и сказуемое. Второстепенные же члены предложения косвенно или прямо разделяют данные слова. Грамматические значения конструкции определяются значением наклонения и времени сказуемого, выраженного глаголом. Например: "Мяч летит прямо в ворота". Действие предмета происходит, и происходит в настоящее время. "Мяч летел прямо в ворота". Действие предмета происходило, и происходило в прошедшем времени. "Полетел бы мяч в ворота". Действие предмет не происходит, но выражено в пожелании. Грамматическая основа: примеры Подлежащее и сказуемое в предложении может выражаться по-разному, принимая порой непривычные формы. Поэтому следует разобрать подробнее понятие и примеры составляющих грамматическую основу членов предложения. Подлежащее является главным членом предложения и обозначается предмет, осуществляющий какое-либо действие. Подлежащее отвечает на вопросы "кто?" и "что?", характерные именительному падежу. Следующие примеры помогут правильно определить подлежащее в предложении: Подлежащее - существительное в именительном падеже. "Собака поджала хвост". Подлежащее - местоимение в именительном падеже. "Я видел", "Кто принес яблоки?". "Это смешно". "Это их ребенок". "Кошелек, который нашелся, принадлежал Марине" (подлежащее в предложении придаточного типа). "Лист, что падал на аллею, казался огненно красным" (подлежащее в предложении придаточного типа). "Кто-нибудь увидит". "Все притихли". Подлежащее - неопределенная форма глагола. "Быть смелым - это уже победа". "Слушать - значит слышать". "Ломать - не строить". Подлежащее - сочетание нескольких слов (одно в именительном падеже). "Мы с братом редко ссорились". Подлежащее - сочетание нескольких слов (без именительного падежа). "Две птицы сели на подоконник" Сказуемое является главным членом предложения, связанным с подлежащим и имеющим выраженное вопросом "что делает?" значение. Также к вопросам, характеризующим сказуемое можно отнести "какой он?", "что он собой представляет", "кем он является?". Например, "Выпил около литра воды" Сказуемое является главным членом предложения, связанным с подлежащим и имеющим выраженное вопросом "что делает?" значение. Также к вопросам, характеризующим сказуемое можно отнести "какой он?", "что он собой представляет", "кем он является?". Говоря о том, что такое грамматическая основа, нельзя не охватить понятия простого и составного сказуемого. Первое выражает глагол в форме любого наклонения. Составное же выражают несколько слов, из которых одно - связывает его с подлежащим, а другие несут смысловую нагрузку. Например: "Его мать была медсестрой" - глагол "была" связывает сказуемое с подлежащим, а "медсестрой" несет смысловую нагрузку сказуемого. Т. е. в данном предложении сказуемое - "была медсестрой". Составное сказуемое может быть составным глагольным и составным именным. Простое глагольное сказуемое может быть выражено с помощью глагола одной из следующих форм: Форма глагола настоящего времени и прошедшего времени. "Он бегает быстро". "Сестра звонка не услышала". Формой глагола будущего времени. "Меня будут спрашивать завтра". Формой глагола условного или повелительного наклонения. "Не ходил бы я в тот двор". "Пусть ест то, что хочет". Подведя итоги можно сказать, что грамматическая основа выражает грамматическое значение конструкции и количество грамматических основ в предложении, как правило, не ограничено.

какая грамматическая основа в предложении " Сам он у царя на подозрении"

Подлежит и сказ

короч Смотри вот так подлежащие и сказуемое. Сказуемое потчеркивается --------------- а подлежащие ========================

1 Чтобы выделить грамматическую основу любого предложения, надо найти и подчеркнуть его главные члены. К ним относятся подлежащее и сказуемое. 2 Подлежащее – то, о чем сообщается в предложении. Оно всегда стоит в начальной форме (именительном падеже или инфинитиве) и, как правило, отвечает на вопросы: «кто?», «что?». Выражается подлежащее почти всеми частями речи, если они выступают в значении существительного в именительном падеже. Самим именем существительным: «что?» истина не всегда лежит на поверхности. Местоимением: «кто?» я не сторонник крутых мер. Прилагательным или причастием: «кто?» сытый голодного не разумеет; «кто?» отдыхающие ждали автобуса. Числительным: «кто?» трое отвечали за уборку территории. Инфинитивом (неопределенной формой глагола): петь – ее страсть. Любым словом, которое имеет значение существительного в именительном падеже: «что?» охи и ахи доносились с улицы. Фразеологизмом: «кто?» от мала до велика вышли в поле. Составным наименованием: «что?» Млечный Путь протянулся широкой полосой. Синтаксически цельным словосочетанием: «кто?» мы с бабушкой ушли к себе домой. 3 Сказуемое обозначает, что именно сообщается о подлежащем, и отвечает на вопросы: «что делает?», «каков он?», «что с ним происходит?» и т. д. В зависимости от способа выражения сказуемое может быть простым глагольным; составным именным; составным глагольным и сложным. 4 Простое глагольное сказуемое выражается глаголом в форме одного из наклонений: письмо «что сделало?» пришло вовремя. Составное именное сказуемое состоит из двух частей (связки и именной части): он «что делал?» был строителем («был строителем» - сказуемое). Составное глагольное слагается из связки и инфинитива: дети «что сделали?» перестали ссориться. Сложное сказуемое представляет собой сочетание элементов составного именного и составного глагольного сказуемого: мой брат всегда «что делал?» хотел работать адвокатом. Последняя часть предложения («хотел работать адвокатом») является сложным сказуемом, потому что только все слова в совокупности дают нужную информацию о подлежащем. 5 Для определения грамматической основы прочитайте предложение целиком и определите простое оно или сложное, состоящее из двух и более простых. Если предложение относится к первому виду, то в нем будет одна грамматическая основа, а если ко второму – то несколько. Это зависит от количества простых предложения, входящих в состав сложного. Например: мы опоздали, потому что лил дождь. «Мы опоздали» и «лил дождь» - грамматические основы сложноподчиненного предложения. 6 Найдите в предложении подлежащее. Для этого задайте вопросы «кто?», «что?» и определите слово или словосочетание, которое на них отвечает. Затем от найденного подлежащего задайте вопросы «что делает?», «каков он?» и найдите сказуемое. 7 Если есть только один из главных членов, то это односоставное предложение. Обратите внимание, что для его понимания и толкования не нужно обращаться к контексту. В русском языке выделяют пять разновидностей односоставных предложений: назывные (с подлежащим) «Жаркий июльский день»; определенно-личные, неопределенно-личные, обобщенно-личные и безличные (со сказуемом). «Займись делом». «Вас спрашивают». «Умного человека распознаешь сразу». «Темнее». 8 При синтаксическом разборе подлежащее подчеркивается одной чертой, а сказуемое – двумя. Подробнее: <a rel="nofollow" href="https://www.kakprosto.ru/kak-125389-kak-nayti-grammaticheskuyu-osnovu-predlozheniya#ixzz5RY42DCXJ" target="_blank">https://www.kakprosto.ru/kak-125389-kak-nayti-grammaticheskuyu-osnovu-predlozheniya#ixzz5RY42DCXJ</a>

touch.otvet.mail.ru

что такое грамматическая основа предложений

Подлежащее и сказуемое.

глагол и существительное

Грамматическая основа (предикативная основа, предикативное ядро) предложения — основная часть (структурная схема) предложения, состоящая из его главных членов: подлежащего и сказуемого, — или одного из них.

грамматическая основа состоит из двух главных членов предложения подлежащего и сказуемого или одного из них

подлежащее и сказуемое

Грамматическая основа предложения - подлежащие, выраженное существительным и местоимение и сказуемое, выраженное глаголом или кратким прилагательным. В зависимости от грамматической основы предложения бывают: двусложные или односложные, сложные или простые.

падлижайщие и сказумаемое

Грамматическая основа (предикативная основа, предикативное ядро) предложения — структурная схема предложения, состоящая из его главных членов: подлежащего и сказуемого, или одного из них

Грамматическая основа-это главные члены предложения. Но это не значит, что она обязательно должна состоять из подлежащего и сказуемого. Ведь есть ещё ОДНОСОСТАВНЫЕ предложения, в которых грамм. основой может быть или только одно сказуемое, или одно подлежащее. В дом тихо постучали. -грамм. основа "постучали". Тихий вечер. -эо назывное предложение, грамм. основа--вечер.

основа громачитеская это придложение

Грамматическая основа-это главные члены предложения. Но это не значит, что она обязательно должна состоять из подлежащего и сказуемого. Ведь есть ещё ОДНОСОСТАВНЫЕ предложения, в которых грамм. основой может быть или только одно сказуемое, или одно подлежащее. В дом тихо постучали. -грамм. основа "постучали". Тихий вечер. -эо назывное предложение, грамм. основа--вечер.

Грамматическая основа-это главные члены предложения. Подлежащее и сказуемое (глагол и существительное).

Грамматическая основа (предикативная основа, предикативное ядро) предложения — структурная схема предложения, состоящая из его главных членов: подлежащего и сказуемого, или одного из них. Предикативная основа предложения — это его члены, связанные предикативной связью. Грамматическая основа Подлежащее и сказуемое вместе образуют грамматическую основу предложения. Грамматическая основа предложения — основная часть предложения, состоящая из его главных членов: подлежащего и сказуемого, или одного из них

подлежащее и сказуемое

подлежащие и сказуемое

подлежащее сказуемое определение обстоятельство дополнение

Грамматическая основа-это главные члены предложения. Но это не значит, что она обязательно должна состоять из подлежащего и сказуемого. Ведь есть ещё ОДНОСОСТАВНЫЕ предложения, в которых грамм. основой может быть или только одно сказуемое, или одно подлежащее. В дом тихо постучали. -грамм. основа "постучали". Тихий вечер. -эо назывное предложение, грамм. основа--вечер.

touch.otvet.mail.ru

Грамматическая основа — Википедия (с комментариями)

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

У этого термина существуют и другие значения, см. Основа.

Грамматическая основа (предикативная основа, предикативное ядро) предложения — структурная схема предложения, состоящая из его главных членов: подлежащего и сказуемого, или одного из них.

Предикативная основа предложения — это его члены, связанные предикативной связью.

Любая синтаксическая работа с предложением начинается с нахождения грамматической основы предложенияК:Википедия:Статьи без источников (тип: не указан)[источник не указан 3043 дня].

Иногда рассматривают предложения с подразумеваемой, но не облечённой в словоформу, основой. Пример — ответ «На каникулы.» на вопрос «Петя приедет на каникулы?». И наоборот, предикативная основа может быть достаточно длинной: так, английское предложение Old Jim seemed to manage to give his attention to work полностью состоит из основы.

Связанные определения.

  • Односоставное предложение состоит из одного главного члена (только подлежащее или только сказуемое или их части). Например без подлежащего бывают безличные, неопределённо-личные, определённо-личные и обобщённо-личные предложения. Без сказуемого — назывные.
  • Двусоставное предложение состоит из двух главных членов (есть и подлежащее, и сказуемое, хотя бы частично).
  • Простое предложение — с одной грамматической основой.
  • Сложное предложение — с двумя и более основами, полипредикативные. Такие предложения делятся дальше по виду связи между основами — например, сложносочинённые и сложноподчинённые.
  • Если предложение не содержит ничего, кроме основы, то оно называется нераспространённым, иначе — распространённым.

Обобщения

Иногда сложно определить, является ли грамматическая связь предикативной; тогда появляется понятие полупредикативности. Пример: Мальчик воровал яблоки.

См. также

Напишите отзыв о статье "Грамматическая основа"

Ссылки

  • [rus.1september.ru/articlef.php?ID=200501306 Чупашева О. М. Грамматическая основа предложения: проблемы и решения]
  • [rusgram.narod.ru/1890-1907.html Простое предложение]
  • [uralmp.ru/grammaticheskoe-uchenie-o-predlozhenii/predikativnye-funktsii-predlozheniya.html Предикативные функции предложения]
  • [letopisi.ru/index.php/Вики-учебник_для_подготовки_к_ЕГЭ/Раздел_Русский_язык/Синтаксис Вики-учебник для подготовки к ЕГЭ: Синтаксис]

Отрывок, характеризующий Грамматическая основа

Лихачев встал, порылся в вьюках, и Петя скоро услыхал воинственный звук стали о брусок. Он влез на фуру и сел на край ее. Казак под фурой точил саблю. – А что же, спят молодцы? – сказал Петя. – Кто спит, а кто так вот. – Ну, а мальчик что? – Весенний то? Он там, в сенцах, завалился. Со страху спится. Уж рад то был. Долго после этого Петя молчал, прислушиваясь к звукам. В темноте послышались шаги и показалась черная фигура. – Что точишь? – спросил человек, подходя к фуре. – А вот барину наточить саблю. – Хорошее дело, – сказал человек, который показался Пете гусаром. – У вас, что ли, чашка осталась? – А вон у колеса. Гусар взял чашку. – Небось скоро свет, – проговорил он, зевая, и прошел куда то. Петя должен бы был знать, что он в лесу, в партии Денисова, в версте от дороги, что он сидит на фуре, отбитой у французов, около которой привязаны лошади, что под ним сидит казак Лихачев и натачивает ему саблю, что большое черное пятно направо – караулка, и красное яркое пятно внизу налево – догоравший костер, что человек, приходивший за чашкой, – гусар, который хотел пить; но он ничего не знал и не хотел знать этого. Он был в волшебном царстве, в котором ничего не было похожего на действительность. Большое черное пятно, может быть, точно была караулка, а может быть, была пещера, которая вела в самую глубь земли. Красное пятно, может быть, был огонь, а может быть – глаз огромного чудовища. Может быть, он точно сидит теперь на фуре, а очень может быть, что он сидит не на фуре, а на страшно высокой башне, с которой ежели упасть, то лететь бы до земли целый день, целый месяц – все лететь и никогда не долетишь. Может быть, что под фурой сидит просто казак Лихачев, а очень может быть, что это – самый добрый, храбрый, самый чудесный, самый превосходный человек на свете, которого никто не знает. Может быть, это точно проходил гусар за водой и пошел в лощину, а может быть, он только что исчез из виду и совсем исчез, и его не было. Что бы ни увидал теперь Петя, ничто бы не удивило его. Он был в волшебном царстве, в котором все было возможно. Он поглядел на небо. И небо было такое же волшебное, как и земля. На небе расчищало, и над вершинами дерев быстро бежали облака, как будто открывая звезды. Иногда казалось, что на небе расчищало и показывалось черное, чистое небо. Иногда казалось, что эти черные пятна были тучки. Иногда казалось, что небо высоко, высоко поднимается над головой; иногда небо спускалось совсем, так что рукой можно было достать его.

wiki-org.ru

Грамматическая основа предложения

В центре связей слов каждого предложения находятся слова, которые создают грамматическую основу (предикативную), по сути это является главной отличительной чертой предложения как синтаксической единицы. То есть грамматическая основа – это организующий центр, своеобразный каркас, остов или так называемые главные члены предложения – сказуемое и подлежащее. Главными их называют не зря, так как они грамматически независимы от других членов, занимают господствующее положение в предложении. Сказуемое и подлежащее взаимно предполагают друг друга. Так, подлежащее называет предмет речи. А сказуемое этот предмет речи утверждает, отрицает, характеризует по действию, признаку, времени, реальности и т.д.

Обычно главные члены предложения составляют обязательную его часть. Одних их достаточно для того, чтобы предложение было грамматически и по смыслу оформленной единицей. Нередко встречаются предложения, где есть только грамматическая основа. Примеры: Светит солнце. Играют дети. Такие предложения называются нераспространенными, т.к. не имеют второстепенных членов предложения. Если же в состав предложения входят и другие члены предложения (второстепенные), то такое предложение называют распространенным, например: На улице играют дети.

Кроме того, грамматическая основа предложения может состоять как из подлежащего и сказуемого (двусоставные предложения), так и только из одного из главных членов (односоставные предложения), например: Наши дети - наша радость (двусоставное). Осень. Люблю осень (односоставное).

Также, в зависимости от числа грамматических основ, предложения классифицируются как простые и сложные. Если предложение имеет в своем составе одну грамматическую основу, то это простое предложение, две и более основ - сложное. Например: Идут проливные дожди (простое предложение). Совсем скоро выпадет снег, и начнется настоящая зима (сложное предложение).

Синтаксический разбор в обязательном порядке начинается с определения грамматической основы. Для правильного ее определения следует уметь находить ее составляющие – подлежащее и сказуемое. Для этого нужно знать, с помощью каких частей речи может выражаться грамматическая основа.

Так, подлежащее выражается:

  • Именем существительным: Скоро пойдет снег.
  • Именем прилагательным: Новое требует много знаний.
  • Причастием: Говорящий часто ошибается.
  • Инфинитивом: Жить – значит чувствовать.
  • Неизменяемыми частями речи (междометием, наречием, предлогом, частицей, союзом): К нам завтра входит светлым и лучистым.
  • Словосочетанием: Мы с другом пошли на рыбалку.

Сказуемое выражается:

  • Глаголом: Стоит хорошая погода.
  • Существительным: Москва – столица России.
  • Прилагательным: Мне мил стихов российский жар.
  • Прилагательным в сравнительной степени: Каждые сутки разлуки для меня длиннее года.
  • Наречием: Все у нас хорошо.
  • Причастием: Наша семья причастна к науке.
  • Устойчивым словосочетанием (фразеологизмом): Здоровье мое - ни тпру, ни ну.

Кроме того, обратите особое внимание на правильность определения составного именного сказуемого, которое состоит из глагола-связки и именной части (Он скоро станет космонавтом) и составного глагольного сказуемого, состоящего тоже из двух частей: вспомогательного глагола и инфинитива (Вы обязаны пойти на собрание).

Следует отметить, что правильное определение грамматических основ помогает избежать ошибок при расстановке знаков препинания. Так, в сложном предложении обязательно расставляют знаки препинания, обозначающие границы простых предложений, входящих в их состав. Умение определить подлежащее и сказуемое поможет правильно расставить знаки препинания и в простом предложении, если оба главных члена предложения выражены одинаковыми частями речи, и в некоторых других случаях.

fb.ru

Что такое грамматическая основа предложения примеры?

Что такое грамматическая основа предложения примеры?

  • Грамматическую основу предложения составляют подлежащее и сказуемое, которые являются главными членами предложения. Подлежащее обычно выражается местоимением или же существительным. Сказуемое - как правило, глагол, но бывают и исключения. Пример: Я пошла на улицу вечером. Здесь quot;Я пошлаquot; - грамматическая основа, я - местоимение, являющееся подлежащим, пошла- глагол, который в данном предложении служит сказуемым. В русском языке, в отличие от некоторых других языков, допустим обратный порядок слов, сначала может быть сказуемое, а после него уже следовать подлежащее, и это не будет грамматической ошибкой.

  • Грамматическая основа или предикативная основа (а также предикативное ядро) предложения это структурная схема, состоящая из главных членов предложения: подлежащего и сказуемого (но может состоять и из одного из них).

  • Грамматическая основа предложения - это основная часть любого предложения, то есть это подлежащее и сказуемое, в некоторых случаях одно или подлежащее или сказуемое отдельно. К примеру: quot;Лошадь скачетquot;, где подлежащее - это лошадь (о ком или о чем говориться в данном предложении), а сказуемое - слово скачет (что говориться о подлежащем, что он делает).

  • Этот вопрос среди школьников сейчас очень распространн, я бы сказала он стоит очень остро. Итак, грамматическая основа представляет собой непосредственно основу предложения, его главную часть, включающую в себя таких главных членов предложения как подлежащее и сказуемое либо же одного из них.

    А вот примеры:

  • Когда сказуемое и подлежащее как главная основа предложения.

    Это и есть ядро - грамматическая основа предложения (сказуемое и подлежащее).

    Подлежащее может выражено в именительном падеже, местоимением или существительным. Сказуемое может как сложным, так и простым.

    Пример.

    Она показалась мне смешной.

  • Основа - это то, без чего предложение существовать не может. В русском языке существуют 2 главных члена предложения - это подлежашее и сказуемое.

    Подлежащее - это объект, о котором идт речь.

    Сказуемое - это действие.

    Например, Я уехал.

    Обычно предложения включают в себя оба этих члена, но иногда один из них может отсутствовать.

    Одно подлежащее, пример: Опять зима!

    Одно сказуемое, пример: Светает.

    Но подлежащее и сказуемое одновременно отсутствовать не могут!

  • Наш язык состоит из слов и предложений. Когда мы строим предложение, в нем обязательно есть основа или, можно сказать, ядро предложения.

    Это ядро принято называть грамматической основой. И состоит она из главных членов предложения, то есть, из подлежащего и сказуемого.

    Например:

    Мальчик идет в школу.

    В этом предложении грамматическая основа - мальчик идет (кто? мальчик; что делает? идет).

    Предложение можно усложнить.

    Прохладным осенним утром мальчик идет в школу.

    Грамматическая основа не изменилась - мальчик идет.

    В сложных предложениях может быть две и больше грамматические основы.

    Например:

    Мальчик идет в школу, а утренний осенний холод подгоняет его.

    В первой части предложения грамматическая основа - мальчик идет; во второй половине предлодения - холод подгоняет.

  • Грамматическая основа предложения - это структурная схема предложения,которая состоит из главных членов предложения. К главным членам предложения относятся-подлежащее и сказуемое. В некоторых предложениях -может быть один из них-или подлежащее,или сказуемое.

    Простыми словами,грамматическая основа-это самое главное,суть предложения.

  • Грамматической основой предложения являются главные члены предложения, то есть тот костяк синтаксической единицы русского языка, на основе которого потом строится предложение со всеми второстепенными его членами. Образно говоря, грамматическая основа предложения - это ствол дерева, к которому крепятся веточки и листики - второстепенные члены предложения, служебные части речи и слова, словосочетания, не являющиеся членом предложения (вводные слова, вставные конструкции, обращения).

    В двусоставном предложении грамматическую основу его составляют подлежащее и сказуемое.

    В густой траве леса прячутся мелкие зверьки.

    Зверьки прячутся - грамматическая основа предложения.

    К платформе подошел поезд.

    Поезд подошл - грамматическая основа.

    В односоставных предложениях имеется только сказуемое или только подлежащее. Они и будут грамматической основой предложения.

    Зови меня, если тебе нужна помощь.

    зови - грамматическая основа определенно-личного односоставного предложения;

    помощь нужна - грамматическая основа подчиненного предложения времени.

  • Грамматическая основа - это подлежащее и сказуемое.

    Просто ясно и без лишних слов 😉

    Также в предложении может быть конструкция, когда используется лишь одно из вышеперечисленного, то есть либо подлежащее, либо только сказуемое.

    Пример на простом предложении:

    Мальчик гулял по осеннему парку (можно добавить оборот через запятую: собирая цветные листочки клена).

    Основа этого предложения:

    • мальчик (существительное, которое отвечает на вопрос: кто?),
    • гулял (глагол, который отвечает на вопрос: что делал?).
  • info-4all.ru

    Предложение. Грамматическая основа. Подлежащее, сказуемое.

    «Предложение. Грамматическая основа»

    Предложение — это синтаксическая единица, содержащая мысль и состоящая из одного или нескольких слов. При помощи предложения можно выразить мысли и чувства, приказ, просьбу и т.д. Например: Утро. Солнце поднимается из-за горизонта. Отвори окно! Какое чудесное утро!

    Предложение является минимальной единицей высказывания. В предложениях слова связаны между собой синтаксическими связями. Следовательно, предложения можно определить как цепочки синтаксически связанных слов. Благодаря этому даже в тексте без знаков препинания (например, в памятниках древнерусской письменности) можно догадаться, где кончается одно предложение и начинается другое.

    Отличительные признаки предложения:
    1. Предложение — это высказывание о чём-либо в виде сообщения, вопроса или побуждения.
    2. Предложение — основная единица общения.
    3. Предложение обладает интонационной и смысловой законченностью.
    4. Предложение имеет определённое строение (структуру). Его ядром является грамматическая основа.
    5. Предложение обладает лексическим и грамматическим значением.

    Лексическое значение предложения — это его конкретное содержание. Зима выдалась снежной и морозной.

    Грамматическое значение предложения — это общее значение предложений одинакового строения, отвлечённое от их конкретного содержания. Она отправилась на экскурсию (лицо и его действие). Путники замерзли и устали (лицо и его состояние).

     

    По смыслу и интонации предложения бывают повествовательные (содержат сообщение), вопросительные (содержат вопрос), восклицательные (произносятся с сильным чувством, с восклицанием), побудительные (побуждают к действию), например: Золотая Москва всех лучше. Тебе смешно? А какие звёзды! Подымай меч выше! (По И. Шмелеву)

    По наличию второстепенных членов как односоставные, так и двусоставные предложения могут быть нераспространёнными (нет второстепенных членов) и распространёнными (второстепенные члены есть), например: Я дремлю (простое двусоставное нераспространённое предл.). На стеклах лед нарос буграми (простое двусоставное распространённое предл.).

    По наличию или частичному отсутствию членов предложения предложения могут быть полными и неполными, например: В холодном зале таинственно дремлет ёлка (полное предложение). Стакан — копейка (неполное предл., выпущено сказуемое стоит). (По И. Шмелеву)

    Грамматическая (предикативная) основа предложения

    Предложения имеют грамматическую основу, состоящую из подлежащего и сказуемого или одного из них. Например: Мороз. Беленькая красавица берёзка. Мне боязно. Стоит над Москвой радуга. (По И. Шмелеву)

    Грамматическая основа может включать как оба главных члена предложения, так и один из них — подлежащее или сказуемое. Звёзды меркнут и гаснут. Ночь. Морозит. (И. Никитин)

    По строению грамматической основы простые предложения делятся на двусоставные (с двумя главными членами) и односоставные (с одним главным членом): Гремят трубы в сенях. Пахнет натертыми полами, мастикой, ёлкой. Вот мороз! (По И. Шмелеву)

    По количеству грамматических основ предложения делятся на простые (одна грамматическая основа) и сложные (две или несколько основ, связанных друг с другом по смыслу, интонационно и с помощью лексических средств). Например: Наше Рождество подходит издалека (простое предл.). Под иконой поют священники, и огромный дьякон вскрикивает так страшно, что у меня вздрагивает в груди (сложное предл.). (По И. Шмелеву)

    Подлежащее и сказуемое

    Подлежащее — главный член предложения, который связан со сказуемым и отвечает на вопросы именительного падежа кто? или что?

    Способы выражения подлежащего:
    1. Имя существительное в именительном падеже или другая часть речи, употреблённая в значении имени существительного. Между тем небо (сущ.) продолжало расчищаться. Наши павшие (прич) — как часовые.
    2. Местоимение в именительном падеже. Ты цветёшь одиноко, да и мне не вернуть этих снов золотых, этой веры глубокой (А. Блок).
    3. Неопределённая форма глагола. Работать было не трудно, а главное — весело (П. Павленко).
    4. Фразеологизмы. Золотые руки были у этого мастера (П. Бажов).
    5. Неделимое словосочетание. Мы с товарищем выехали до восхода солнца (М. Шолохов).

    Сказуемое — главный член предложения, который связан с подлежащим и отвечает на вопросы что делает предмет? что с ним происходит? каков он? что он такое? кто он такой? Отговорила роща золотая (С. Есенин).

    Грамматическое значение сказуемого выражается глаголом в форме одного из наклонений:

    • изъявительное: Лошадёнка жует, слушает и дышит на руки своего хозяина (А. Чехов). Толпа напоминала тёмный вал океана (М. Горький).
    • условное: Таких две жизни за одну, но только полную тревог, я променял бы, если б мог (М. Лермонтов).
    • повелительное: Не биди того, что отмечталось,

    Не волний того, что не сбылось… (С. Есенин)

    Сказуемое может быть простым и составным.

    Отличие предложения от словосочетания

    Предложение — это всегда законченная мысль, в отличие от словосочетания, которое представляет собой лишь один какой-то фрагмент предложения и не является относительно законченным сообщением. Предложение:

    • имеет грамматическую основу, состоящую из одного или двух главных членов;
    • характеризуется интонационной и смысловой законченностью;
    • служит для сообщения, побуждения, вопроса, а также может быть восклицательным.

     

    Конспект урока «Предложение. Грамматическая основа».

    Следующая тема: Второстепенные члены предложения

    Предложение. Грамматическая основа

    4.5 (90%) 2 votes

    uchitel.pro

    Грамматическая основа предложения. Подлежащее и сказуемое

    Презентация на тему: «Грамматическая основа предложения. Подлежащее и сказуемое».

     

    Слайд 1

    Грамматическая основа предложения. Подлежащее и сказуемое.

    Слайд 2

    ПОДЛЕЖАЩЕЕ

    Слайд 3

    Подлежащее — главный член предложения. Отвечает на вопросы кто? что? В форме именительного падежа. Связано со сказуемым.

    Слайд 4

    Подлежащее обозначает производителя действия или носителя признака, названного сказуемым.

    • Королева дала Белоснежке отравленное яблоко.
    • Белоснежка была самой красивой принцессой в мире.

    Слайд 5

    Подлежащее называет объект, над которым производится действие (значение страдательного залога).

    • Домик гномиков был убран Белоснежкой всего за три часа.

    Слайд 6

    Подлежащее может быть выражено

    1. существительным:

    • Королева долго считалась одной из самых красивых женщин в своём королевстве.

    Слайд 7

    Подлежащее может быть выражено

    2. местоимением:

    • Она и не подозревала, что подрастающая принцесса Белоснежка сможет стать более красивой.
    • «Кто может знать точно?» — уклонялось от ответа зеркальце.

    Слайд 8

    Подлежащее может быть выражено

    3. словом в значении существительного:

    • Больные выздоравливали быстрее, если за ними ухаживала Белоснежка.
    • Приглашённые во дворец не знали, как реагировать на слова королевы.
    • Это завтра представлялось королеве главным днём в её жизни.
    • Это было самым страшным колдовством из всех, к которым прибегала королева.

    Слайд 9

    Отличайте!

     

    ЭТО ЭТО
    местоимение частица
    перед ним нет тире перед ним есть тире
    Это странно.

    Две ножки — это главная

    мечта Русалочки.

     

    Слайд 10

    Подлежащее может быть выражено

    4. местоимением который в придаточном определительном:

    • Яблоко, которое было дано Белоснежке, оказалось отравленным.

    Слайд 11

    Различайте!

    «Который» — подлежащее в Им. п. Можно подставить слово, к которому относится.

    • Главным отличием русалочки будет длинный хвост вместо ножек, который не позволяет ходить по земле, но помогает быстро плавать.

    Второстепенный член в косвенных падежах (часто с предлогами):

    • Глубоко под водой находится дворец, в котором живут сам морской царь и его дочери.

    Слайд 12

    Подлежащее может быть выражено

    5. количественным числительным:

    «Восемь больше пяти», — заключил умный Добряк.

     

    Слайд 13

    Подлежащее может быть выражено

    6. Инфинитивом:

    • «Умываться лишь пустая трата времени!» — заявили гномики.

    Слайд 14

    Подлежащее может быть выражено

    7. словосочетанием или фразеологизмом:

    • Все семь гномиков занимались добычей драгоценных камней.
    • Около трёхсот принцев добивались руки Белоснежки.
    • У него золотые руки.

    Слайд 15

    Внимание!

    Проверьте согласование подлежащего и сказуемого.

    • Тихоня с Ворчуном стали самими близкими друзьями Белоснежки.
    • Король по важным государственным вопросам с королевой никогда не советовался.

    Слайд 16

    Отличайте подлежащее от прямого дополнения.

    Дополнение:

    • Корабли построили в прошлом веке.
    • Домики, расположенные на краю опушки, покрасили во все цвета радуги.

    Подлежащее:

    • Корабли были построены в прошлом веке.
    • Домики были покрашены во все цвета радуги.

    Слайд 17

    Выделите в предложениях подлежащие.

    • 1. Одна из самых грустных сказок Андерсена — это «Девочка со спичками».

    Слайд 18

    Выделите в предложениях подлежащие.

    • 2. Большинство детей в нашей стране читают сказки Андерсена с самого раннего детства.

    Слайд 19

    Выделите в предложениях подлежащие.

    • 3. Машенька получила в подарок на день рождения красивую толстую книгу, в которой было опубликовано множество сказок Андерсена.

    Слайд 20

    Выделите в предложениях подлежащие.

    • 4. Читать сказки и представлять себя принцессой — самое любимое занятие маленьких девочек.

    Слайд 21

    Выделите в предложениях подлежащие.

    • 5. Копенгагенская Русалочка — это единственный памятник в мире, который посвящен героине сказки.

    Слайд 22

    Выделите в предложениях подлежащие.

    • 6. Приятно, что так много детей в мире все ещё любят волшебные сказки.

    Слайд 23

    Выделите в предложениях подлежащие.

    • 7. Около трёхсот высоких гостей присутствовали на открытии памятника Андерсену.

    Слайд 24

    Выделите в предложениях подлежащие.

    • 8. Человек, который так любил детей, просто не мог писать плохие сказки.

    Слайд 25

    Выделите в предложениях подлежащие.

    • 9. Книга с картинками известных художников была самым приятным подарком.

    Слайд 26

    Выделите в предложениях подлежащие.

    • 10. Белоснежка с семью гномами стали самыми популярными мультипликационными героями в Америке.

    Слайд 27

    Выделите в предложениях подлежащие.

    • 11. Читающий всегда получает удовольствие не только от содержания, но и от внешнего вида книги.

    Слайд 28

    Выделите в предложениях подлежащие.

    • 12. «Как хорошо уметь читать!» — говорят все детишки после того, как они прочитали свою первую в жизни книгу.

    Слайд 29

    Выделите в предложениях подлежащие.

    • 13. Тот, кто, читая сказки, может представить себя ребёнком, никогда не постареет.

    Слайд 30

    Выделите в предложениях подлежащие.

    • 14. Что-то загадочное происходит с туристами при виде дома, который стал родиной для всех самых знаменитых сказок Андерсена.

    Слайд 31

    Выделите в предложениях подлежащие.

    • 15. От 300.000 до миллиона изданий сказок Андерсена выходят ежегодно в разных мировых издательствах.

    Слайд 32

    СКАЗУЕМОЕ

    Слайд 33

    Сказуемое — главный член предложения. Отвечает на вопросы что делает предмет? каков предмет? что он такое?

    Слайд 34

    Сказуемое обозначает действие или признак предмета, названного подлежащим.

    • Королева хотела погубить Белоснежку.
    • Отравленное яблоко было самое красивое.

    Слайд 35

    Типы сказуемого:

    • — простое глагольное
    • — составное глагольное
    • — составное именное

    Слайд 36

    Простое глагольное сказуемое выражено формами глагола в каком-либо наклонении.

    • Гномики работают с утра до вечера.
    • Птички будут петь о весне и счастье.
    • Пусть Ворчун перемоёт всю посуду.
    • Белоснежка вернулась бы в домик гномиков.

    Слайд 37

    Простое глагольное сказуемое выражено фразеологическим оборотом.

    • Ворчун вышел из себя. Он целые дни бьёт баклуши.

    Слайд 38

    Составное глагольное сказуемое = Вспомогательный глагол + Инфинитив

     

    Слайд 39

    Составное глагольное сказуемое:

    Вспомогательный глагол выражен глаголами, которые не могут употребляться в предложении самостоятельно.

    • В тот же день королева начала готовить новое колдовское зелье.
    • Королева думала решить все свои проблемы только при помощи колдовства.
    • Королева привыкла разговаривать перед сном со своим зеркальцем.

    Слайд 40

    Составное глагольное сказуемое:

    Вспомогательный элемент выражен краткими прилагательными, не имеющими полной формы (рад, готов, обязан, должен, намерен, способен).

    • Королева была готова подождать неделю, чтобы яд полностью впитался в яблоко.
    • «Мы рады помочь принцессе!» — ответили гномики.

    Слайд 41

    Запомните!

    Рад, готов, обязан, должен, намерен, способен...

    Не глаголы, а краткие прилагательные!

     

    Слайд 42

    Различайте!

    Инфинитив — часть сказуемого:

    • Король не любил спорить с новой женой.
    • Принц не мог забыть Белоснежку.

    Инфинитив — дополнение или обстоятельство:

    • Белоснежка посоветовала гномикам чаще умываться.
    • Умник уехал учиться.

    Слайд 43

    Составное именное сказуемое = Глагол-связка + Именная часть

     

    Слайд 44

    Составное именное сказуемое:

    Глагол-связка выражен глаголом быть, есть (отсутствуют в настоящем времени!)

    • Белоснежка была обычной девочкой.
    • «Она будет красавицей!» — говорили её отцу окружающие.
    • Она красавица.

    Слайд 45

    Отличайте!

    Глагол-связка быть в настоящем времени не употребляется (только в составном именном сказуемом).

    • День был солнечным.
    • День солнечный.

    Глагол быть в значении иметься, находиться, посещать, существовать (только в простом глагольном сказуемом).

    • У русалочки был голос.
    • Это были морские сокровища.

    Слайд 46

    Составное именное сказуемое:

    Глагол-связка выражен полузнаменательными глаголами (явиться, казаться, стать и др.).

    • Королева казалась ведьмой.

    Слайд 47

    Составное именное сказуемое:

    Глагол-связка выражен глаголами, значение которых в сказуемом ослабляется.

    • Гномики вернулись домой усталые. (Ср.: Они вернулись домой около полуночи.)
    • Первая жена короля уже месяц лежала больная. (Ср.: Она лежала в постели.)
    • Принцесса родилась счастливой. (Ср.: Принцесса родилась под Рождество.)

    Слайд 48

    Составное именное сказуемое:

    Именная часть выражена именем существительным в Им. или Тв. падежах.

    • Королева казалась ведьмой. (Сущ. в Тв. п.)
    • На самом деле королева была настоящей колдуньей. (Сущ. в Тв. п.)
    • Белоснежка такая душка!

    Слайд 49

    Составное именное сказуемое:

    Именная часть выражена именем прилагательным, числительным, местоимением, причастием.

    • Дорога от лесной опушки до домика гномов была долгой.
    • Тихоня всегда был седьмым.
    • «Этот домик наш!» — заявил Ворчун.

    Слайд 50

    Составное именное сказуемое:

    Именная часть выражена кратким прилагательным или кратким причастием!

    • Предложение Ворчуна выгнать Белоснежку из дома было глупо и необъяснимо. (Кр. прилагат.)
    • Ариэль с сестрами очень дружны. (Кр. прилагат.)
    • Яблоко было отравлено. (Кр. причаст.)

    Слайд 51

    Составное именное сказуемое:

    Именная часть выражена прилагательным в сравнительной степени!

    • Желание иметь ножки оказалось сильнее.
    • Этот лес был самым опасным в королевстве.
    • Добряк был наименее конфликтным в отряде гномиков.

    Слайд 52

    Назовите сказуемое.

    • 1. Многие жители Дании хотели бы принять участие в празднествах по поводу юбилея Андерсена.

    Слайд 53

    Назовите сказуемое.

    • 2. Издатель предложил ему перевести сказку «Русалочка» на язык племени мумбо-юмбо для приобщения последних к европейской культуре.

    Слайд 54

    Назовите сказуемое.

    • 3. Туристы приходят в этот район Копенгагена сфотографироваться на фоне Русалочки.

    Слайд 55

    Назовите сказуемое.

    • 4. «Пойду прочитаю Ванечке на ночь следующую главу из «Снежной королевы», — извинилась перед гостями хозяйка.

    Слайд 56

    Назовите сказуемое.

    • 5. Художник обязан был сделать иллюстрации к «Снежной королеве» к субботе, но он уже не был в состоянии придумать свежие решения.

    Слайд 57

    Назовите сказуемое.

    • 6. Я люблю книжки, в которых есть много картинок.

    Слайд 58

    Назовите сказуемое.

    • 7. Жители Дании разрешили приехать на празднование юбилея великого сказочника даже представителям тех стран, которые не имели дипломатических отношений с королевством.

    Слайд 59

    Назовите сказуемое.

    • 8. «Вы разрешите показать Вам дорогое подарочное издание сказок, которое обязательно должно понравиться Вашим детям?» — пришёл на помощь продавец.

    Слайд 60

    Назовите сказуемое.

    • 9. Человечество ещё долго будет ломать голову над тем, почему писать сказки для Андерсена значило создавать философские произведения, а не рассказы для детей.

    Слайд 61

    Назовите сказуемое.

    • 10. Андерсен хотел славы и признания в мире, но не как детский писатель.

    Слайд 62

    Выпишите грамматическую основу предложения.

    • Техника сделала могущественными каждое государство в целом и человечество в целом. (Техника сделала могущественными.)

    Слайд 63

    Выпишите грамматическую основу первой части сложного предложения.

    • И ещё сказывают, будто брал он за постой не только живую денежку, но не брезговал ни овсом, ни нательным крестом. (Сказывают.)

    Слайд 64

    Выпишите грамматическую основу предложения.

    • И не было на горизонте даже отдельных признаков грядущей научно-технической революции или хотя бы информационного бума. (Не было.)

    Слайд 65

    Выпишите грамматическую основу предложения.

    • Этот «прибор» можно назвать голосом Бога внутри нас. (Можно назвать.)

    Слайд 66

    Выпишите грамматическую основу предложения.

    • Бескорыстие его было беспримерным. (Бескорыстие было беспримерным.)

    Слайд 67

    Выпишите грамматическую основу предложения.

    • Таких больших чёрных глаз нет ни у кого больше. (Нет.)

    Слайд 68

    ЗАДАНИЕ А 9

     

    Слайд 69

    Варианты вопросов:

    1. Какие слова являются грамматической основой в предложении или в одной из частей сложного предложения?
    2. Какое сочетание не является грамматической основой указанного предложения?
    3. Какое из слов является подлежащим (сказуемым) одного из предложений?

    Слайд 70

    Какое(-ие) слово(-а) не является(-ются) сказуемым в одном из предложений текста?

    (2) Температура тела этих «кораблей пустыни» может совершенно безболезненно повышаться до сорока градусов. (3) И только тогда верблюд начинает потеть. (4) Но вода у него выделяется не из крови, как у других животных, а из клеток и межклеточного пространства. (6) Есть у верблюда ещё одно защитное приспособление — густой и плотный мех, предохраняющий его от перенагревания и препятствующий испарению влаги с поверхности кожи.

    1. может (предложение 2)
    2. начинает потеть (предложение 3)
    3. выделяется (предложение 4)
    4. есть (предложение 6)

    Ответ: (1).

    Слайд 71

    Какие слова являются грамматической основой в одной из частей пятого предложения?

    (5) Оказалось, что если натянуть кожу на полый деревянный или глиняный предмет, то звук станет более гулким и сильным.

    1. звук станет гулким
    2. звук станет
    3. звук станет более гулким и сильным
    4. звук станет гулким и сильным

    Ответ: (3).

    Слайд 72

    Алгоритм:

    1. Исключи варианты ответов с членами предложения, которые имеют значения времени, места, условия.
    2. Был и казалось чаще всего являются частью составного именного сказуемого (рядом ищи Тв. п.).
    3. Простая форма сравнительной степени прилагательного, краткие прилагательные и причастия — всегда сказуемые!
    4. Помни об односоставных предложениях и однородных членах!

    Слайд 73

    Какие слова являются грамматической основой в одной из частей второго предложения текста?

    (2) По мнению исследователей, современный Арарат не то место, которое упоминается в Библии.

    1. современный Арарат
    2. которое упоминается
    3. упоминается в Библии
    4. Арарат упоминается

    Ответ: (2).

    Слайд 74

    Какие слова являются грамматической основой в восьмом предложении текста?

    (8) Но великую армянскую гору Масис никто этим словом не называл.

    1. Масис не называл
    2. гору не называл
    3. никто не называл
    4. никто этим словом не называл

    Ответ: (3).

    Слайд 75

    Какое слово является подлежащим в девятом предложении?

    (9) Имя «Арарат» она получила не ранее XII- XIII века, тогда же её начали ассоциировать с библейским Всемирным потопом и Ноевым ковчегом.

    1. имя
    2. «Арарат»
    3. она
    4. её

    Ответ: (3).

    Слайд 76

    В каком предложении есть составное глагольное сказуемое?

    (1) Каждый художественный текст представляет собой ту или иную информацию, которая всегда преследует определённые практические цели. (3) Сила этого воздействия зависит от степени художественности произведения, его изобразительно-выразительной фактуры. (4) Оно может нас волновать, брать, что называется, за душу и оставлять равнодушным, не трогать, нравиться или не нравиться, быть по духу своим и близким или чужим и далеким. (5) И всё это лишь при условии, если мы его понимаем.

    1. предложение 1
    2. предложение 3
    3. предложение 4
    4. предложение 5

    Ответ: (3).

    Слайд 77

    Какие слова являются грамматической основой в предложении 5?

    (5) …окончательного ответа на эти вопросы так и не получено.

    1. ответа не получено
    2. ответа на вопросы не получено
    3. не получено
    4. так и не получено

    Ответ: (3).

    Слайд 78

    Какие слова являются грамматической основой в предложении 6?

    (6) Эти медленные изменения меняют параметры самой орбиты Земли и оказывают влияние на климат планеты.

    1. изменения меняют и оказывают
    2. изменения меняют
    3. изменения меняют и оказывают влияние
    4. эти изменения меняют и оказывают

    Ответ: (1).

    Слайд 79

    Какое сочетание слов является грамматической основой в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста?

    (2) В 1894 году он собрал радиоприёмник, реагировавший на электромагнитные волны, получаемые при грозовых разрядах (так называемый грозоотметчик). (4) В январе 1900 года радиостанция Попова была использована при спасении броненосца «Генерал-адмирал Апраксин», севшего на камни. (5) Ледоколу «Ермак», участвовавшему в снятии броненосца с камней, была послана радиограмма о том, что 24 января от берега оторвало льдину с рыбаками, и ледокол снял рыбаков с льдины.

    1. послана радиограмма (предложение 5)
    2. собрал радиоприёмник (предложение 2)
    3. оторвало льдину (предложение 5)
    4. радиостанция была использована (предложение 4)

    Ответ: (4).

    Слайд 80

    Какие слова являются грамматической основой во втором (2) предложении текста?

    (2) Вся другая информация (звуки, изображения) для обработки на компьютере должна быть преобразована в числовую форму.

    1. информация для обработки
    2. информация должна
    3. информация должна быть преобразована
    4. информация преобразована

    Ответ: (3).

    Слайд 81

    ПРОВЕРЬТЕ СЕБЯ

    Слайд 82

    1. Какое слово или сочетание слов является грамматической основой в одном из предложений текста?

     

    (2) Однако не все эти фрагменты должны войти в реферат. (3) Их следует отобрать в соответствии с темой реферата и сгруппировать вокруг развивающих её нескольких больших подтем. (5) Под смысловым свёртыванием, или компрессией, понимается операция, приводящая к сокращению текста без потери важной, актуальной информации. (6) … компрессия, предусматривающая исключение из текста избыточной, второстепенной информации, является одним из ведущих приёмов при написании реферата.

    1. понимается (предложение 5)
    2. фрагменты должны войти (предложение 2)
    3. их следует отобрать (и) сгруппировать (предложение 3)
    4. исключение является (предложение 6)

    Ответ: (2).

    Слайд 83

    2. Какие слова НЕ ЯВЛЯЮТСЯ грамматической основой в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения?

     

    (1) В 332 — 331 гг. до н. э. Александр Македонский основал столицу эллинистического Египта Александрию. (2) Здесь находится знаменитый Александрийский муссейон — один из главных научных и культурных центров античного мира, а при нём не менее знаменитая Александрийская библиотека, в которой насчитывалось чуть ли ни 700 тысяч томов греческих и восточных книг. (4) Много замечательных сооружений было возведено в Александрии. (5) К ним принадлежит и Александрийский маяк на скалистом острове Форос вблизи дельты Нила.

    1. Александр Македонский основал (предложение 1)
    2. Александрийский муссейон один из главных центров (предложение 2)
    3. было возведено (предложение 4)
    4. принадлежит Александрийский маяк (предложение 5)

    Ответ: (3).

    Слайд 84

    3. Какое слово или сочетание слов является грамматической основой в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения?

     

    (1) Легенда об Атлантиде — загадочном государстве, которое поглотило море, может оказаться больше, чем просто миф. (3) Древние минойцы были умелыми архитекторами, кораблестроителями, их достижения наложили отпечаток на культуру и быт многих древних цивилизаций Средиземноморья, в том числе и на египетскую. (4) Опытные корабелы, они торговали со многими средиземноморскими городами, и не случайно в египетских папирусах их называют «народом с моря». (6) Теперь учёные нашли новые доказательства того, что причиной гибели минойской культуры стала разбушевавшаяся водная стихия.

    1. которое поглотило (предложение 1)
    2. называют (предложение 4)
    3. стихия стала (предложение 6)
    4. минойцы были опытными архитекторами, кораблестроителями (предложение 3)

    Ответ: (2).

    Слайд 85

    4. Какие слова НЕ ЯВЛЯЮТСЯ грамматической основой в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения?

     

    (2) Гибель высокоорганизованной критской цивилизации почти 3,5 тыс. лет назад долгое время оставалась загадкой. (4) Опытные корабелы, они торговали со многими средиземноморскими городами, и не случайно в египетских папирусах их называют «народом с моря». (7) На берегу острова Крит обнаружили минойский строительный материал и глиняную посуду вперемешку с округлённой галькой, а также ракушками и прочими представителями микроскопической морской фауны. (8) Учёные уверены, что такую смесь могло создать только цунами.

    1. обнаружили материал и посуду (предложение 7)
    2. могло создать цунами (предложение 8)
    3. гибель оставалась загадкой (предложение 2)
    4. они торговали (предложение 4)

    Ответ: (1).

    Слайд 86

    5. Какое слово или сочетание слов является грамматической основой в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения?

     

    (2) Его полёт сопровождался звуковыми и световыми эффектами и закончился мощным взрывом, равным по силе двум тысячам взрывов атомной бомбы в Хиросиме. (4) Учёные мужи всего мира давно уже ломают головы над феноменом Тунгусского метеорита. (5) Но до сих пор нельзя однозначно сказать, что произошло в сибирской тайге почти сто лет назад. (6) Очередную версию разгадки обнародовали красноярские исследователи.

    1. полёт сопровождался (предложение 2)
    2. мужи ломают (предложение 4)
    3. нельзя сказать (предложение 5)
    4. версию обнародовали (предложение 6)

    Ответ: (3).

    Слайд 87

    6. Какие слова являются грамматической основой во втором (2) предложении текста?

     

    (2) Его полёт сопровождался звуковыми и световыми эффектами и закончился мощным взрывом, равным по силе двум тысячам взрывов атомной бомбы в Хиросиме.

    1. полёт сопровождался
    2. полёт закончился
    3. полёт сопровождался и закончился
    4. полёт сопровождался эффектами и закончился взрывом

    Ответ: (3).

    Слайд 88

    7. Какие слова НЕ ЯВЛЯЮТСЯ грамматической основой в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения?

     

    (1) 30 июня 1908 года около 7 часов утра над территорией Центральной Сибири в междуречье Нижней Тунгуски и Лены пролетел гигантский шар-болид. (3) Взрывной волной были повалены деревья в радиусе 80 км от эвенкийского посёлка Ванавара. (4) Учёные мужи всего мира давно уже ломают головы над феноменом Тунгусского метеорита. (9) Земля для кометы, разлетевшейся на множество ледяных кусков, стала своего рода раскаленной сковородкой.

    1. учёные мужи ломают головы (предложение 4)
    2. земля для кометы стала своего рода раскаленной сковородкой (предложение 9)
    3. пролетел шар-болид (предложение 1)
    4. были повалены деревья (предложение 3)

    Ответ: (2).

    Слайд 89

    8. Какое слово или сочетание слов является грамматической основой в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения?

     

    (1) Снежный барс имеет и другое общепринятое название — ирбис. (3) Ещё в XVII веке русские купцы, торговцы пушниной, переняли это название у местных азиатских охотников, многие из которых говорили на тюркском наречии. (4) Слово это ими произносилось как «ирбиз», что означало «снежная кошка». (6) С большими кошками барса роднит узор на голове, манера держать хвост, когда животное спокойно, и ещё ряд анатомических особенностей.

    1. барс имеет (предложение 1)
    2. переняли название (предложение 3)
    3. что означало (предложение 4)
    4. манера держать (предложение 6)

    Ответ: (3).

    Слайд 90

    9. Какие слова НЕ ЯВЛЯЮТСЯ грамматической основой в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения?

     

    (4) Слово это ими произносилось как «ирбиз», что означало «снежная кошка». (7) Зато барс, как и другие малые кошки, умеет мурлыкать; поза, которую животное принимает, трапезничая. (8) Учитывая эту схожесть и с теми, и с другими кошками, барсов порой называют «средними кошками». (9) Но вот по своим габаритам они ничуть не уступают леопарду, типичному представителю «больших».

    1. называют (предложение 8)
    2. животное принимает (предложение 7)
    3. это произносилось (предложение 4)
    4. они не уступают (предложение 9)

    Ответ: (3).

    Слайд 91

    10. Какое слово или сочетание слов является грамматической основой в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения?

     

    (1) Мадагаскар отделился от Африки 120 000 000 лет назад и с тех пор пошёл по своему эволюционному пути развития. (2) В результате этого животные и растения, которых вы не встретите больше нигде в мире, успешно выжили и процветают на этом острове — четвёртом по величине в мире. (3) Например, лемуры, которые уже давно исчезли в Европе и Северной Америке.

    1. Мадагаскар отделился (предложение 1)
    2. животные выжили (предложение 2)
    3. лемуры исчезли (предложение 3)
    4. которые исчезли (предложение 3)

    Ответ: (4).

    Слайд 92

    Проверьте ответы: 1 — 2; 2 — 3; 3 — 2; 4 — 1; 5 — 3; 6 — 3; 7 — 2; 8 — 3; 9 — 3; 10 — 4.

     

     

    Поделиться публикацией:

    goldrussian.ru