Фант-ЮСАС: Статьи по психологии и философии экзистенциализма. Особенность композиции


Что такое композиция в литературе: приемы, виды и элементы

Композиция — это расположение частей литературного произведения в определённом порядке, совокупность форм и способов художественного выражения автором в зависимости от его замысла. В переводе с латинского языка означает «составление», «построение». Композиция выстраивает все части произведения в единое законченное целое.

Она помогает читателю глубже понять содержание произведений, поддерживает интерес к книге и помогает в финале сделать нужные выводы. Иногда композиция книги заинтриговывает читателя и он ищет продолжение книги или другие произведения этого писателя.

Это интересно: что такое парцелляция, примеры в русской литературе.

Композиционные элементы

Среди таких элементов можно выделить повествование, описание, диалог, монолог, вставные рассказы и лирические отступления:

  1. Повествование — главный элемент композиции, рассказ автора, раскрывающий содержание художественного произведения. Занимает большую часть объёма всего произведения. Передаёт динамику событий, его можно пересказать или проиллюстрировать рисунками.
  2. Описание. Это статичный элемент. Во время описания события не происходят, оно служит картинкой, фоном для событий произведения. Описание — это портрет, интерьер, пейзаж. Пейзаж — это не обязательно изображение природы, это может быть пейзаж города, лунный пейзаж, описание фантастических городов, планет, галактик или описание вымышленных миров.
  3. Диалог — разговор двух людей. Он помогает раскрыть фабулу, углубить характеры действующих лиц. Через диалог двух героев читатель узнаёт о событиях прошлого героев произведений, об их планах, начинает лучше понимать характеры героев.
  4. Монолог — речь одного персонажа. В комедии А. С. Грибоедова через монологи Чацкого автор передаёт мысли передовых людей своего поколения и переживания самого героя, узнавшего об измене любимой.
  5. Система образов. Все образы произведения, которые взаимодействуют в связи с замыслом автора. Это образы людей, сказочные персонажи, мифические, топонимические и предметные. Бывают несуразные выдуманные автором образы, например «Нос» из одноимённой повести Гоголя. Многие образы авторы просто придумали, и их названия стали общеупотребительными.
  6. Вставные рассказы, рассказ в рассказе. Многие авторы используют этот приём для завязывания интриги в произведении или при развязке. В произведении может быть несколько вставных рассказов, события в которых происходит в разное время. У Булгакова в «Мастере и Маргарите» использован приём роман в романе.
  7. Авторские или лирические отступления. Много лирических отступлений у Гоголя в произведении «Мёртвые души». Из-за них изменился жанр произведения. Это большое прозаическое произведение называют поэмой «Мёртвые души». А «Евгения Онегина» называют романом в стихах из-за большого количества авторских отступлений, благодаря которым перед читателями предстаёт впечатляющая картина российской жизни начала 19-го века.
  8. Авторская характеристика. В ней автор рассказывает о характере героя и не скрывает своего позитивного или негативного отношения к нему. Гоголь в своих произведениях часто даёт ироничные характеристики своим героям — такие точные и ёмкие, что его герои часто становятся нарицательными персонажами.
  9. Сюжет повествования — это цепочка событий, происходящих в произведении. Сюжет является содержанием художественного текста.
  10. Фабула — все события, обстоятельста и действия, которые описываются в тексте. Главное отличие от сюжета — хронологическая последовательность.
  11. Пейзаж — описание природы, настоящего и воображаемого мира, города, планеты, галактик, существующих и вымышленных. Пейзаж является художественным приёмом, благодаря которому глубже раскрывается характер героев и даётся оценка событий. Можно вспомнить, как меняется морской пейзаж в Пушкинской «Сказке о рыбаке и рыбке», когда старик вновь и вновь приходит к Золотой рыбке с очередной просьбой.
  12. Портрет — это описание не только внешнего вида героя, но и его внутреннего мира. Благодаря таланту автора портрет бывает таким точным, что все читатели одинаково представляют облик героя прочитанной книги: как выглядит Наташа Ростова, князь Андрей, Шерлок Холмс. Иногда автор привлекает внимание читателя к какой-нибудь характерной черте героя, например, усы у Пуаро в книгах Агаты Кристи.

Это важно знать! Что такое метонимия в русском языке?

Виды композиции

  1. Внешняя — разделение текста на абзацы, главы, пролог и эпилог, приложения, посвящения, эпиграфы, отступления и вставные фрагменты. Внешняя композиция — та, что видна графически, из чего состоит текст.
  2. Внутренняя композиция (повествование) — это содержание произведения.
  3. Обратная — начинается с финальной сцены. Читателям не нравится такая композиция, потому что неинтересно читать, если знаешь, чем закончится.
  4. Кольцевая композиция, или композиция обрамления. Стихотворение Н. Гумилёва «Жираф» начинается и заканчивается одним и тем же эпизодом: «Далеко, далеко на острове Чад изысканный бродит жираф.»
  5. Зеркальная композиция основана на симметрии некоторых образов или эпизодов. (Поэма А, Блока «Двенадцать»).
  6. Тематическая композиция может быть последовательной — логическое рассуждение, переход от одной мысли к другой и финальный вывод. Может быть основанной на развитии главного образа (Афанасий Фет «Я пришёл к тебе с приветом…»). И может быть основанной на сопоставлении двух образов («Незнакомка» А, Блока) или противопоставлении двух образов (Швабрин — Гринёв в «Капитанской дочке»).
  7. Ассоциативная композиция. В ней автор использует приём умолчания, рассказ в рассказе, ретроспекцию. Пример: «Бэлла» Лермонтова, «Ася» Тургенева.
  8. Пунктирная композиция — прерывистое описание событий (Достоевский «Преступление и наказание»).

Не пропустите: Эпифора в литературе, примеры использования.

Композиционные приёмы

  1. Ретроспекция или «взгляд назад». Автор возвращает читателя в прошлое героя, чтобы он лучше понял нынешнее его состояние. В девятой главе своего романа «Обломов» И. А. Гончаров рассказывает о детстве Илюши Обломова, о жизни в его родной деревне, чтобы показать, как из резвого мальчика вырос такой увалень.
  2. Разрыв. Приём для создания интриги, для подогревания читательского интереса. Часто используется авторами детективных романов.
  3. Экспозиция. Часть сюжета, описание обстановки, фона для предстоящих событий. Автор использует экспозицию по своему желанию, но может обойтись и без неё. Экспозиция подготавливает к чтению книги.

Это интересно: что такое антитеза, примеры художественного приема в стихах.

Сюжетная композиция

В развитии сюжета есть свои этапы развития. В центре сюжета обязательно стоит конфликт, но читатель узнаёт о нём не сразу.

  • Начало книги — экспозиция или пролог, в котором автор разъясняет обстановку, время, место, где будут происходить события текста.
  • Далее следует завязка. Развитие событий продолжается.
  • Наступает кульминация, самые интересные и интригующие события произведения. Чтение становится захватывающим.
  • Последующие события ведут к развязке. Всё объясняется, всё становится понятным.
  • В эпилоге автор прослеживает дальнейшую судьбу героев. Иногда в эпилоге читатель встречается с героями книги через много лет. Пролог и эпилог не является обязательным для композиции.

Сюжетная композиция зависит от жанра произведения. Например, басня обязательно заканчивается моралью. Драматические произведения классицизма имели свои законы композиции, например, они должны были иметь пять актов.

Интересно знать: Что такое литота в русском языке?

Композиция сказки

Своими незыблемыми особенностями отличается композиция произведений народного фольклора. Песни, сказки, былины создавались по своим законам построения.

Композиция сказки начинается с присказки: «Как на море-океане, да на острове Буяне …». Присказка часто сочинялась в стихотворной форме и порой была далека от содержания сказки. Сказочник присказкой привлекал внимание слушателей и ждал, когда его будут слушать не отвлекаясь. Потом он говорил: «Это присказка, не сказка. Сказка будет впереди».

Затем следовал зачин. Самый известный из них начинается словами:”Жили-были” или «В некотором царстве, в тридесятом государстве…». Затем сказочник переходил к самой сказке, к её героям, к чудесным событиям.

Приёмы сказочной композиции, троекратный повтор событий: богатырь три раза сражается со Змеем Горынычем, три раза царевна сидит у окна терема, а Иванушка на коне долетает до неё и срывает кольцо, три раза Царь испытывает невесток в сказке «Царевна-лягушка».

Концовка сказки тоже традиционная, про героев сказки говорят: «Живут — поживают и добра наживают». Иногда концовка намекает на угощение: «Вам сказка, а мне баранков вязка».

Литературная композиция — это расположение частей произведения в определённой последовательности, это целостная система форм художественного изображения. Средства и приёмы композиции углубляют смысл изображённого, раскрывают характеристику персонажей. Каждое художественное произведение имеет свою неповторимую композицию, но есть традиционные её законы, которые соблюдаются в некоторых жанрах.

Во времена классицизма существовала система правил, которые предписывали авторам определённые правила написания текстов, и их нельзя было нарушать. Это правило трёх единств: время, места, сюжета. Это пятиактное построение драматических произведений. Это говорящие фамилии и чёткое разделение на отрицательных и положительных героев. Особенности композиции произведений классицизма ушли в прошлое.

Композиционные приёмы в литературе зависят от жанра художественного произведения и от таланта автора, который имеет в наличии виды, элементы, приёмы композиции, знает её особенности и умеет пользоваться данными художественными способами.

obrazovanie.guru

Раскройте понятие композиции. Назовите признаки и особенности формальной композиции. Охарактеризуйте основные виды композиций.

⇐ Предыдущая12

1. «Композиция» в переводе с латинского compositio обозначает сочинение, составление, расположение. Сочетание отдельных частей, сложение элементов в определенном порядке, их взаимосвязь, переходящую в гармонию целого, подобную той, что мы наблюдаем в растительном и животном мире. Например, каждое растение состоит из частей, вместе они образуют форму, которая представляет собой некое гармоническое целое, композицию.

 

2.Распределение элементов изображения на плоскости в случайном, основанном на интуиции художника, порядке, составляют определенную композицию. Сугубо формальное соотношение форм, также подчиненно определенным правилам и имеет свои признаки.

Три основных признака формальной композиции:

  • единство
  • соподчинение
  • равновесие

Единство условие композиционного построения, его основной признак. Если изображение или предмет целиком охватываются взглядом как единое целое, не распадается на отдельные самостоятельные части, то налицо целостность как первый признак композиции.

Целостность не рассматривается буквально как некий спаянный монолит, между элементами композиции могут быть промежутки, пробелы, но все-таки взаимосвязь логическая, смысловая или сюжетная зрительно выделяет изображение или предмет из окружающего пространства. Целостность может быть в компоновке картины по отношению к раме, а может быть внутри изображения. Целостностная композиция не должна распадаться на отдельные случайные пятна.

Единства в композиции можно добиться многими способами: совмещением пластических и колористических характеристик, установлении соподчиненности объектов, соблюдением пропорций и т. д.

Сложно найти целостность в композиции, построенной на контрастном сочетании элементов. Различие может быть, к примеру, а их величине, а сходство, которое их объединяет — в расположении или цвете. Единство, основывающееся только на равных, простых элементах - скучна и монотонна.

Добиться единства в композиции также можно группировкой вокруг главного центра, уменьшения количества элементов, нюансировкой, членения и т.д. Однако нужно следить, чтобы это не привело к упрощению композиции.

 

Соподчинение.

Наличие доминанты или другими словами подчиненность второстепенного главному. Обычно главный элемент композиции сразу бросается в глаза, именно ему, главному, служат все другие второстепенные элементы, оттеняя, выделяя или направляя взгляд при рассматривании произведения. Это смысловой центр композиции. Центр, фокус в композиции, ее главный элемент может быть и на ближнем плане и на дальнем, может оказаться на периферии или в прямом смысле в середине картины, главное, что второстепенные элементы подводят взгляд к кульминации изображения, в свою очередь соподчиняясь между собой.

Доминанта может состоять из нескольких элементов или одного большого, это также может быть свободным пространством — композиционная пауза.

Выделить композиционный центр можно различными способами:

  • выделить один из элементов цветом. При этом по другим свойствам элемент должен быть неизменным;
  • выделить элемент контрастно, например, формой, размером и т.д;
  • заполненностью пространства или наоборот пустотой (композиционная пауза).

Возможны две доминанты, но одна из них должна быть ведущей, чтобы избежать неопределенности.

Композиционный центр всегда располагается в активной части, то есть ближе к геометрическому центру композиции.

 

Равновесие — это расположение элементов композиции, в которой каждый элемент находится в устойчивом положении. Равновесие композиции по определению связанна с симметрией, но симметричная композиция имеет качество уравновешенности изначально, как данность. Симметрия всегда уравновешенна, а равновесие не всегда симметрично. Мы рассматриваем композицию, где элементы расположены без оси или центра симметрии, где все строится по принципу художественной интуиции в конкретной ситуации.

Уравновесить композицию может пустое поле или одна точка поставленная в определенном месте картины.

Тональная и цветовая составляющая левой и правой части должны быть равными по количеству. Если в одной части больше контрастных пятен больше, необходимо усилить контрастные отношения в другой части, либо ослабить в правой. Можно также изменить очертания предметов, увеличив периметр контрастных отношений.

Чтобы добиться равновесия в композиции важны форма, направление, место расположения элементов.

В динамических композициях уравновешенность нужно уделять особое внимание, так как художественная задача в таких композициях состоит как раз в нарушении равновесия. В произведениях искусства, самая асимметричная, динамическая композиция всегда скрупулезно уравновешена. Неуравновешенная композиция производит впечатление неопределенности и случайности.

Основные виды композиций

Различают три основных вида композиции: фронтальную, объемную и глубинно-пространственную. Такое разделение в какой-то мере условно, так как на практике мы имеем дело с сочетанием различных видов композиции. Например, фронтальная и объемная композиции входят в состав пространственной; объемная композиция часто складывается из замкнутых фронтальных поверхностей и в то же время является неотделимой частью пространственной среды.

Характерным признаком фронтальной композиции является распределение в одной плоскости элементов формы в двух направлениях по отношению к зрителю: вертикальном и горизонтальном, например, фасады зданий, стенды наглядной агитации, ткани, ковры и т. д.

Объемная композиция представляет собой форму, имеющую относительно замкнутую поверхность и воспринимаемую со всех сторон. Выразительность и ясность восприятия объемных композиций зависят от взаимосвязи и расположения их элементов, вида образующей форму поверхности, от точки наблюдения. Выразительность объемной формы зависит также от высоты горизонта. В процессе восприятия объемной формы при низком горизонте возникает впечатление ее монументальности. С приближением зрителя к предмету увеличивается перспективное сокращение его граней. Примером могут служить станки, машины, бытовые приборы и т. п. Объемная композиция всегда взаимодействует с окружающей средой. Среда может увеличивать или уменьшать выразительность одной и той же композиции.

Глубинно-пространственная композиция складывается из материальных элементов, объемов, поверхностей и пространства, а также интервалов между ними. Ощущение глубинности усиливается, когда в композицию включаются элементы, расчленяющие пространства на ряд последовательных планов. Глубинно-пространственная композиция используется, например, в решении улиц, площадей, микрорайонов и т. п.

4. Назовите основные законы композиции и объясните их роль формообразовании.

Основными законами композиции следует назвать такие: закон целостности, закон контрастов, закон новизны, закон подчиненности всех средств композиции идейному замыслу. Кроме основных, всеобщих, законов композиции в изобразительном искусстве, в отдельных видах и жанрах действуют частные законы композиции, отражающие существенные признаки и специфику построения произведений определенных видов и жанров.

Целостность.Конструктивная идея способна объединить в одно целое все компоненты. Следует сочетать основные массы. Разработка деталей допустима после определения положения основных частей композиции. Исходя их конструктивной идеи, выделяется центр внимания, подчиняющий второстепенные детали.Закон целостноститребует неповторимости элементов композиции, включая сюда формы, размеры, интервалы, характеры, типы, жесты и т.д.Закон контрастов. Термин "контраст" обозначает резкую границу (присутствие её), противоположность сторон; контрастам присуща другая сущность -единство противоположных сторон. Контрасты - проявление закона единства и борьбы противоположностей.Контрасты: света и тени; форм; величины; объема и плоскости; цвета (теплые холодные). Контраст в построении сюжета (контраст положений, психологические контрасты).Объём, форму предмета человек воспринимает благодаря контрасту света и тени. Полное отсутствие светотени создаёт плоскость.Закон новизны. Новизна в искусстве проявляется в эстетическом "открытии мира". Не прийти к лженоваторству. Новизна - не самоцель.Закон подчинённости всех средств композиции идейному замыслу. Все вопросы должны решаться художником в соответствии с идейным замыслом. Передача ритма и пластики, движения и покоя, симметрии и асимметрии. Соразмерность частей и элементов должна быть решена как гармоническое сочетание пропорций.

Также можно добавить сюда еще один закон «закон воздействия "рамы"» на композицию изображения на плоскости. Неоднородность изображаемого поля, вызываемого "рамой" характеризуется следующими сторонами.1. Предмет изображаемый на однородном поле близко к "раме", воспринимается лежащим близко к плоскости "рамы" или даже частично смытым с ней.2. Предмет, расположенный не близко к "раме" и особенно в центральной зоне картины, воспринимается лежащим в глубине.3.Ровное плоское поле становится пространством, перспективно и метрически ещё совершенно неопределённым.4. Пересечение дальних и второстепенных предметов "рамой" выступает композиционно нейтрально и не требует смыслового разъяснения. Пересечение предметов переднего плана и особенно нижним краем картины, пересечение сильных контрастов, нарушающее равновесие зон картинного поля, должно быть оправданно по смыслу.5. Восприятие явления "тяжёлый низ и лёгкий верх".Антиципация - привычка у зрителя к ощущению глубины картины.Типы "рам": прямоугольные, круглые, овальные. Воздействие с учётом типа (формата).Создание картины в прямоугольной формате даёт ощущение устойчивости, определяет переднюю фронтальную плоскость, верх и низ. Для формата вытянутого в ширину характерна "распахнутость", уменьшает значение центра композиции, ослабляет чувство замкнутости картинного поля. Дальнейшее удлинение такого формата с показом в нём нескольких центров и множества второстепенных элементов превращает его в архитектурный фриз."Рама" типа овала обладает ясно выраженными перпендикулярными осями. Форматы в круге или в квадрате воспринимаются слишком статичными.

⇐ Предыдущая12 

infopedia.su

4. Особенности композиции и конструктивные приемы текст

ч. 1 ч. 2 ... ч. 5 ч. 6 ХАРАКТЕРИСТИКА ТЕКСТА

КАК ОСНОВНОЙ ЕДИНИЦЫ РЕЧИ

 

  

План

 

1.       Определение понятия текст и его общая характеристика.

2.       Способы изложения и типы текстов.

3.       Виды связи, структурные компоненты текста.

4.       Особенности композиции и конструктивные приемы текста.

5.       Общие рекомендации по корректировке текста.

 

1. Общие сведения о тексте таковы.

Текст (лат. textum – ткань, соединение) является единицей синтаксиса и представляет собой группу предложений, расположенных в определенной последовательности и связанных между собой по смыслу, грамматически и интонационно.

Другими словами, если речь рассматривать не только как процесс, но и как результат, то именно текст – устный, письменный, мысленный – как раз и будет таким результатом, поскольку содержит в себе самостоятельное законченное сообщение. Из определения также следует, что основными признаками текста являются содержательность, связность и цельность, логичность и лаконичность. А ведь это те самые признаки, о которых уже говорилось, когда определялись качественные показатели речевой культуры. Напомним, в чем они проявляются.

Содержательность – это наличие в тексте информационной насыщенности, целесообразной с точки зрения замысла произведения.

Связность текста находит свое выражение в содержании и в структуре текста, это стройность и последовательность изложения.

Цельность проявляется в смысловом единстве.

В свою очередь, логичность предполагает следование трем законам логики: тождества, противоречия и достаточного основания. Суть первого в том, что в рамках одного рассуждения предмет мысли остается неизменен, отход от главной темы есть нарушение логики. Второй закон говорит о том, что не могут быть истинными два противоположных положения. Третий требует четкости в аргументации при доказательстве или опровержении какой-либо мысли.

Также показателем качества текста, его важнейшим признаком считается лаконичность, т.е. умение в малой форме передать большое содержание. Одну и ту же мысль можно выразить с помощью простого и сложного предложения. Что предпочесть? Многое диктуют форма, стиль речи, особенности жанров. Например: отличительная особенность книжной письменной речи – употребление сложных предложений. Хотя известны слова Паскаля: «Я пишу длинно, потому что у меня нет времени писать коротко». Л. Толстой писал: «Короткие мысли тем и хороши, что заставляют думать». С одной стороны, лаконичность предполагает сжатость речи, а с другой – информационную насыщенность, которую следует отличать от избыточности, т.е. уметь избегать тавтологии и плеоназмов. В то же время в художественном стиле плеоназм может придать тексту выразительность: «И устарела старина и старым бредит новизна» (А.C. Пушкин).

Чтобы текст соответствовал вышеназванным признакам, а значит тому, что связано с понятием хорошей речи, он должен быть подчинен единой теме, наилучшим образом выражать заложенную в нем идею и отличаться композиционной стройностью.

Напомним, что тема – это то, что лежит в основе речевого произведения, то, о чем говорится в тексте. Очень часто тема текста отражается в его заглавии. Заглавия могут быть широкими и узкими. (Охрана природы. Влияние вредных выбросов в атмосферу.)

Нужно заметить, что не следует приравнивать тему к общему содержанию, поскольку последнее является более широким понятием: оно отражает не только то, о чем говорится в тексте, но и отношение автора к теме. Следует помнить, что тема может содержать микротемы, т.е. части общей темы.

Подчеркнем, что идея текста (основная мысль) всегда связывается с тем, что хочет сказать автор, это выражение авторского замысла. Идея может быть выражена в заглавии или в одном из предложений текста, но чаще всего ее надо понять из контекста произведения и сформулировать. В случае затруднения обычно рекомендуется произвести смысловое сжатие текста.

Как это сделать? Для этого нужно отыскать и выделить в тексте главные, опорные слова, которые являются своеобразным ключом для передачи идеи текста: именно они помогут вам сформулировать основную мысль произведения.

Тема и идея текста предполагают выбор его композиции. Данное слово восходит к латинскому «compositio» – расстановка, составление.

Так, под композицией принято понимать определенный порядок следования структурно-содержательных компонентов (частей) текста. Особенности построения текстов, наличия и следования его частей будут проанализированы ниже применительно к текстам разных типов.

2. В зависимости от содержания и внутренней организации различаются три типа изложения содержания и соответствующие им три типа текста: описание, рассуждение, повествование.

Описание – это словесное изображение явлений, предметов действительности путем последовательного перечисления их признаков (свойств). Основной вопрос, на который призвано отвечать описание, – это вопрос «какой?» Композиция описания включает: 1) название предмета, 2) изображение деталей, 3) общее впечатление о предмете или явлении. Описание характеризуется статичностью, перечислительной структурой однородных компонентов, перечислительной интонацией. Нередко речевой ошибкой в текстах-описаниях считается неоправданное использование противопоставления вместо перечисления.

Повествование представляет собой рассказ о событиях, явлениях, переданных в определенной последовательности. Такие тексты отвечают на вопрос: «Что произошло?» и характеризуются динамичностью, соотнесенностью видо-временных форм глаголов-сказуемых. Композиция обычно состоит из следующих компонентов: 1) экспозиция (часть, предшествующая завязке), 2) завязка (начало действия), 3) развитие действия, 4) кульминация (момент наивысшего напряжения), 5) развязка (конец действия). Это можно наблюдать в развернутых эпических жанрах: повестях, сказках, романах, но если текст-повествование является эпизодом полномасштабного произведения, то в его композиции могут быть представлены не все компоненты. Нарушение последовательности считается серьезной речевой ошибкой в текстах-повествованиях.

Рассуждение – это такой порядок изложения мыслей, когда высказывается какое-то утверждение и для доказательства его истинности (либо для его опровержения) приводятся доводы. Тексты-рассуждения отвечают на вопрос: «Почему?». Полная композиционная форма состоит из трех частей: 1) тезис, 2) доказательство и 3) вывод. Рассуждение характеризуется наличием сложных структур, передающих причинно-следственные связи, отношения. Речевой ошибкой считается нарушение логики, ошибочность или недостаточность аргументации.

Чтобы обобщить данную информацию, такое деление текстов на определенные типы можно представить в виде следующей таблицы и комментария к ней.

 

Тип текста Основной

вопрос

Характер

содержания

Текст-описание

 

 

 

Что произошло..? Речь идет о последовательных событиях: сначала.., потом.., затем… и наконец… .
Текст-повествование Какой..?

Каков..?

Речь идет о признаках, свойствах, о том, что составляет характеристику предметов, явлений, субъектов и объектов действия
Текст-рассуждение Почему..? Речь идет о причинах возникновения явлений, событий, процессов, устанавливается между ними связь
 

Указанные типы текстов в чистом виде встречаются редко. Чаще всего в тексте представлены элементы и повествования, и описания, и рассуждения (доказательства).

 

3. Анализ третьего вопроса – виды связи предложений в тексте – позволит объяснить, как они соединяются, как при этом образуется единое речевое произведение.

Известно, что предложения могут быть связаны последовательно, как бы по цепочке: второе – с первым, третье – со вторым и т.д. Эта связь называется цепной. Связь при этом осуществляется главным образом при помощи 1) повтора, одного и того же слова, 2) личных местоимений, слов, близких по значению, 3) союзов.

Например: «Точность и краткость – вот первые достоинства прозы. Она требует мыслей и мыслей – без них блестящие выражения ни к чему не служат» (А. Пушкин).За домом был заброшенный пруд. Пруд был весь покрыт зеленью. Здесь повтор выражен в словесной форме, но связь может быть установлена и с помощью семантического повтора в виде перифразы:  Утро. Туман рассеялся. Солнце уже было высоко над горами.

Цепная связь используется в текстах разных жанров и стилей речи. Это самый распространенный способ соединения предложений. Широкое ее распространение объясняется тем, что она в наибольшей степени соответствует специфике мышления, особенностям соединения суждений, она встречается там, где мысль развивается линейно: и в текстах-описаниях, и в текстах-повествованиях, но особенно в текстах-рассуждениях научного стиля речи.

 

Другой вид связи предложений – параллельный. Эта связь осуществляется без связывающих слов, но при этом все предложения, начиная со второго, и по смыслу, и грамматически связаны с первым. Они как бы развертывают, конкретизируют его смысл. Порядок главных членов в них обычно такой же, как и в первом предложении.

Например: Нашу верность проверяли каленым железом. 

Нашу гордость испытали танками и бомбами (И. Эренбург).

Очень часто некоторые члены соединяемых предложений имеют одинаковое лексическое выражение. В этом случае параллельная связь усиливается анафорой. Этохудожественное средство языка, для которого характерно единоначатие, повторение первого слова в предложениях. Но анафора – необязательное условие параллельной связи. Такая связь может достигаться  параллелизмом синтаксической структуры предложений: Маленькие ветви пригнуло к земле. Желтые листья унесло  далеко в сторону. (Безличные предложения.) 

Параллельные связи используются в текстах с экспрессивной окраской, в текстах художественного и публицистического стиля. Особенно характерен параллелизм для поэтической речи. А. Блок «Анне Ахматовой»:

«Красота страшна» – Вам скажут, –

Вы накинете лениво

Шаль испанскую на плечи,

Красный розан – в волосах. …

-------------------------------------

Вы задумаетесь грустно: …

«Не страшна и не проста я;

Я не так страшна, чтоб просто

Убивать; не так проста я,

Чтоб не знать, как жизнь страшна.» Параллелизм – сюжетный и синтаксический – составляет суть этого стихотворения, имеющего кольцевую композицию.

  

Итак, в любом тексте наблюдается сцепление, связь предложений. Как предложения строятся по определенным синтаксическим моделям, точно так же и предложения соединяются по определенным синтаксическим правилам. Язык диктует нам не только правила образования слов, словосочетаний и предложений, но и правила соединения самостоятельных предложений. Эти знания важны для владения связной речью, т.е. умения строить собственное высказывание. Нарушение связи расценивается как нарушение нормированности построения текста.

 

Выше было показано, как объединяются самостоятельные предложения. Теперь необходимо узнать, во что объединяются самостоятельные предложения. Звуки объединяются в слова, слова в словосочетания, а предложения? Предложения – в строфы, или в абзацы.

 

Группа предложений, объединенных по смыслу и грамматически и выражающих относительно законченную мысль, называется в лингвистике сложным синтаксическим целым, сверхфразовым единством, компонентом, абзацем, прозаической строфой.

 

Мы будем придерживаться последнего термина, прозаическая строфа, поскольку абзац имеет и другое значение – отступ в начале строки, красная строка. Ставя абзац, мы отмечаем, что в тексте начинается новая мысль. Это своеобразная разбивка текста, которая позволяет нам сконцентрировать внимание на той или иной мысли автора. Правильное абзацное членение важно еще и потому, что человеку вообще свойственно членить информацию, воспринимать ее частями.

Другими словами, с помощью абзаца мы членим текст на строфы – наименьшие, относительно законченные, смысловые, структурные части целого речевого произведения.

Строфа как единица текста имеет свою композицию: зачин, содержащий начало мысли, микротему строфы; затем следует средняя часть – развитие мысли темы, а далее идет завершение – концовка, которая, как правило, выделяется специально, так как требуется подчеркнуть, что развитие мысли строфы заканчивается. Организующие строфу компоненты выполняют неодинаковую роль.

Наибольшей свободой построения характеризуется обычно первое предложение строфы, или зачин, где используются специальные синтаксические средства, оформляющие момент начала мысли. Зачин может быть представлен в виде:

– постановки проблемы,

– вопроса,

– примера,

– замечания о важности темы,

– цитаты.

Другие предложения менее самостоятельны в структурном и смысловом отношении. Только первое предложение можно считать построенным свободно. Структура второго предложения и последующих в значительной степени определена и обусловлена отношением к первому. Предложения средней части особыми средствами не оформляются: они присоединяются к зачину посредством цепной или параллельной связи.

Существуют и другие виды связи предложений в строфе, например, присоединительные, отличающиеся большей свободой в их организации и содержании, большей независимостью в составе целого. Они характерны для художественных текстов, которые не являются предметом нашего анализа

По типу связи предложений различаются цепные и параллельные строфы. Цепные строфы играют большую роль в связной речи. Строфы с цепными связями составляют основную массу (80-85%) словесной ткани текста во всех стилях речи.

Нижняя граница строфы – концовка – выделяется, как правило, особо, специально. (Древние римляне: «Dixi – Я сказал!»)

Наиболее распространенными являются следующие типы концовок:

– выводы, в которых содержатся все положения, рассмотренные в тексте;

– концовка-повтор, которая делает речь подчеркнуто завершенной;

– цитата.

Некоторые строфы получили название кольцевых, так как зачин и концовка их полностью или частично совпадают, что подчеркивает цельность и завершенность строфы. Они чаще используются в жанрах публицистического стиля, чем научного, потому что отличаются эмоциональной окрашенностью.

Например: Я пересек Сибирь от… и до…. Побывал … . Увидел… . Узнал… . Я пересек всю Сибирь и понял… .

Представленная композиция строфы – типовая, но необязательная. В зависимости от структуры произведения возможны строфы без зачинов, без концовки, строфы-предложения, например текст рекламы.

 

Итак, мы выяснили, что строфа является основной единицей текста. Мы поняли, что каждый шаг вперед от слова к тексту ведет к укрупнению единицы нашего анализа. В словосочетании такой единицей является слово, в предложении – член предложения, в строфе – предложение, в тексте – прозаическая строфа.

Но чтобы составить развернутый текст (высказывание), мы обязаны мыслить более крупными семантико-синтаксическими «блоками», ведь развитие темы обычно осуществляется на уровне двух-трех строф. Так образуются сложные семантико-синтаксические единицы, которые получили название фрагмента текста. Как правило, «программа» фрагмента содержится в первой строфе, там намечается тема и узловые моменты ее развития. Подобные строфы называются ключевыми. Это своеобразные зачины фрагмента. Строфы, находящиеся внутри фрагмента, призваны пояснять, иллюстрировать основную тему. Поэтому они менее самостоятельны и не оказывают влияния на развитие главной, сквозной мысли. Именно зачины фрагментов образуют смысловой каркас произведения, там содержатся опорные фразы, заключающие в себе основные мысли-тезисы. Об этом следует помнить при составлении вторичных текстов на основе оригинала, например: аннотации, конспекта или реферата, подробный анализ которых будет представлен ниже.

Далее за фрагментом – крупной семантико-синтаксической единицей текста – следуют параграф, глава, часть, том.

Схему связной книжной письменной речи можно представить следующим образом: предложение – строфа – фрагмент – глава – часть – законченное речевое произведение (текст).

Специфика всех перечисленных единиц текста – в их структурной и смысловой законченности. Конечно, не в каждом произведении должны быть представлены все компоненты схемы. Объем, протяженность их могут быть разными: включать одно предложение (афоризм, загадка, пословица), одну строфу или один фрагмент (заметки в газете, служебная записка) и более значительные его составляющие.

 

4. Вполне понятно, что композиция текста в целом, его построение определяется общим замыслом, типом текста и жанрово-стилевыми особенностями. Композиция может быть ступенчатой, когда автор последовательно переходит от одной мысли к другой (параграфы учебника), и концентрической, при этом автор на протяжении всего текста несколько раз возвращается к сказанному, но на новом уровне (лекции).

В основе композиции лежат те или иные конструктивные приемы – способы, в которых заключена логика отношений частей текста. Прокомментируем особенности приемов, которые наиболее часто встречаются в произведениях и которые вы сами могли бы использовать при написании текстов.

1) Если части текста противопоставлены друг другу, значит в композиции использован прием контраста. На этом приеме построено стихотворение Лермонтова «Я не унижусь пред тобою».

2) Дилемма как конструктивный прием тоже достаточно часто встречается в текстах разных жанров. Суть приема состоит в выборе между двумя противоположными положениями (знаменитый монолог Гамлета).

3) Прием вопросно-ответного хода (когда автор сам задает вопрос и сам на него отвечает) необходим для привлечения внимания адресата, вызван стремлением заставить читателя или стушателя сначала ответить на вопрос, а затем сопоставить его с ответом автора.

4) Прием обрамления, когда первая и последняя фразы части текста одинаковы или почти одинаковы, способствует большей выразительности текста.

5) Прием перечисления используется для усиления, выделения логических отношений в тексте.

6) Не менее востребован и прием, называемый конкретизацией, суть его – в использовании примеров и доказательств для подтверждения мысли.

7) Композиция текста также может быть построена на приеме параллелизма.

8) В некоторых текстах можно наблюдать прием, именуемый парадоксом, построенном на намеренном нарушении логики.

Умелое использование конструктивных приемов делает текст более понятным, убедительным и запоминающимся.

Такова общая характеристика текста как речевой единицы.

 

 

 

5. Итак, чтобы построить текст, необходимо не только обладать предметным знанием, но и намечать план движения мысли, развития темы, уметь членить текст и делать переходы от одной мысли к другой, устанавливать связи между отдельными частями текста. Но и этого будет недостаточно, если вы не научитесь контролировать себя и избегать ошибок при написании текста. В этой связи можно посоветовать следующее.

1.       Написанный текст обычно читается два-три раза с тем, чтобы сконцентрировать внимание сначала на содержании, затем на речевых и грамматических средствах и, наконец, на орфографической и пунктуационной правильности.

2.       При корректировке содержания вы должны задуматься над тем, нет ли лишнего, может быть, о чем-то сказано недостаточно, точно ли выражена главная мысль, не нарушается ли последовательность в изложении.

3.       При корректировке речевых ошибок обратите внимание на правильность употребления слов с точки зрения их значения и сочетаемости. Опирайтесь на нейтральную лексику. Помните, что книжный стиль не допускает использования разговорной лексики. Избегайте ненужных повторов, однообразных по структуре зачинов и концовок строф. Не забывайте, что именно эти компоненты придают тексту динамичность и выразительность.

4.       При определении грамматической правильности обратите внимание на сочетаемость слов, их управление, а также на структуру предложений, не злоупотребляйте инверсией, следите за порядком слов в предложении.

5.       При проверке орфографической правильности обратите внимание на написание терминов, слов иноязычного происхождения. Прочитайте текст без редукции по слогам, зрительно определяя состав слов, особенно суффиксы и окончания.

6.       Для определения пунктуационной правильности большую роль играет представление структуры предложения: простое – сложное, а далее порядка слов, уровня распространенности (однородные члены, обособленные члены, вводные слова).

 

Выводы. Умение правильно излагать свои мысли – неотъемлемое качество образованного человека. Ваша задача не только знать материал, но и контролировать себя при создании речевых произведений. Помните о том, что хороший текст – это содержательный, логичный, лаконичный, правильный с точки зрения речевой нормированности текст.

 

 

Вопросы для самоконтроля:

 

1.       Что такое текст? Каковы его основные признаки?

2.       Что такое тема, общее содержание и идея текста?

3.       Какие типы текстов вы знаете и чем они отличаются друг от друга?

4.       Что такое цепная и параллельная связь предложений?

5.       На какие структурные компоненты членится текст?

6.       Какие факторы определяют композицию текста?

7.       Какие конструктивные приемы могут лежать в основе композиции текста? В чем их особенности?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА НАУЧНОГО

ТЕКСТА И ЖАНРОВОЕ СВОЕОБРАЗИЕ

ПИСЬМЕННОЙ НАУЧНОЙ РЕЧИ

 

 

План

 

1.       Особенности научного текста.

2.       Характеристика первичных и вторичных жанров научной речи.

3.       Функциональные и структурно-языковые особенности плана.

4.       Функциональные и структурно-языковые особенности конспекта.

5.       Функциональные и структурно-языковые особенности реферата.

 

1. Характеристика любого речевого произведения, в том числе и научного, соотносится с целью, адресатом и ситуациями общения.

Известно, что научный текст, который составляет основу любого жанра, содержит некое знание, доказывает истинность. При этом и автор, и адресат отличаются подготовленностью к восприятию информации. Нетрудно догадаться, что основная функция текстов всех научных жанров – убедительное изложение научной информации. В отличие от речевых произведений других стилей, научному тексту свойственны глубина, продуманность высказывания, строгая логичность, точность и лаконичность при отборе языковых средств, недопустимость использования разговорной лексики, лексики с экспрессивной окраской. Его красота проявляется в изящной аргументации, простоте и точности формулировок.

Как же создается научный текст? Конечно, любой текст, в том числе и научный, начинается с выбора темы, т.е. объекта рассмотрения (изучения), содержание которой затем будет раскрываться в определенном аспекте.

Всякая научная тема включает:

– подтему, т.е. тему, которая входит в более широкую тему, составляя часть ее и отличаясь более узким аспектом рассмотрения или рассмотрения одной из частей данного объекта;

– микротему, равную в тексте абзацу (отдельной строфе) и обеспечивающую смысловые связи частей текста.

После определения темы формулируется его идея. Для этого нужно ответить на вопросы: Какова цель? Где можно взять материал? Кому он будет адресован? Затем следует отбор фактического и научного материала и выстраивается композиция текста с использованием известных вам конструктивных приемов (контраст, перечисление, конкретизация и пр.).

Заметим, что в научном тексте все служит достижению конечной цели и прежде всего композиция. Это тип текста жесткого построения.

Структурной единицей научного текста является строфа, т.е.некое сверхфразовое единство, представляющее собой относительно законченную мысль, микротему и содержащее определенные идеи, положения, аргументы.

Как уже было сказано, абзац – красная строка, отступ в начале строки служит показателем перехода от одной мысли к другой. Абзацное членение научного текста нередко сочетается с нумерацией. Например, порядковые номера принято указывать словами: часть первая, а для параграфа используются арабские цифры.

Напомним, что каждая строфа состоит из трех частей: зачина – главной фразы, средней части – комментария, аргументов и концовки-вывода. Основная идея строфы выражена в ключевых словах, которые содержатся в предложении-зачине или в предложении-концовке; обычно их не трудно выделить, чтобы определить суть строфы.

Строфы группируются в более крупные смысловые части – фрагменты текста. Для связи между строфами фрагмента и отдельных фрагментов текста употребляются такие языковые средства, как предлоги, вводные слова, определенные речевые клише («автор рассматривает…», «необходимо отметить…», «это доказывает…»).

В целом научный текст – это трехчастная структура (три достаточно самостоятельных фрагмента): вступление, основная часть и заключение. Различие этих частей проявляется не только в построении и внутренней организации, но и в объеме. Вступление и заключение никогда не должны быть равны основной части текста, они должны быть значительно меньше.

Огромная роль в структуре текста отводится вступлению и заключению, поскольку именно там содержатся наиболее важные положения текста

ч. 1 ч. 2 ... ч. 5 ч. 6

zav.ansya.ru

Базовые принципы композиции

Базовые принципы композиции

Композиция в  изобразительном искусстве связана с  необходимостью  передать основной  замысел, идею произведения  наиболее ясно  и  убедительно. Главное в композиции – создание  художественного образа. Картины, написанные в разные эпохи, в совершенно различных стилях, поражают наше воображение и надолго запоминаются во многом благодаря  четкому композиционному построению. И действительно если попробовать  в  картинах  П. Брейгеля Старшего «Охотники на снегу», П. Гогена « Бонжур, мосье Гоген»  и В. Сурикова «Боярыня  Морозова» что-либо   изменить, например размер холста, соотношение темных и светлых пятен, количество фигур, высоту линии горизонта и т. п.,  цельность композиции сразу  разрушается, равновесие  частей  утрачивается.

 

Не случайно в качестве примеров предложено рассмотреть такие  разные по живописи манере произведения. Отсутствие возможности внести  изменения в законченную картину подтверждает силу действия законов и правил  композиции.

Композиция (от лат. compositio) означает составление,  соединение сочетание различных частей в единое целое  в  соответствии с какой-либо идеей. В изобразительном искусстве  композиция - это строение художественного произведения, обусловленное его содержанием, характером и назначением.

 

Слово «композиция» в качестве термина  изобразительного  искусства регулярно  стало употребляться, начиная с эпохи Возрождения.

Восприятие произведения во многом зависит от его композиции. В художественной  деятельности  процесс  создания  произведения  можно назвать сочинением композиции. Композиционное начало, подобно  стволу дерева, органически связывает корни и ветви изобразительной  формы, соподчиняет её элементы друг другу и целому. Изображать – значит устанавливать отношения между частями, связывать их в единое целое и  обобщать.

Порой словом «композиция» называют картину как таковую – как органическое целое с выражением смысловым единством, подразумевая в данном случае, что рисунок, цвет и сюжет объединяются. В таком случае  неважно, к какому жанру относится картина и  в какой манере выполнена ,  её называют термином «композиция» как законченное произведение  искусства.

В другом случае термин «композиция» означает один из основных  элементов изобразительной грамоты, по которому строится и оценивается произведение искусства.

 

 

 

 

 

 

Свобода творчества и подлинное мастерство приходят на основе точного знания. Веками художники искали наиболее выразительные композиционные схемы, в результате мы можем говорить о том, что наиболее важные по сюжету элементы изображения размещаются не хаотично, а образуют простые геометрические фигуры (треугольник, пирамиду, круг, овал, квадрат, прямоугольник и т. п.). В  этом можно убедиться, рассмотрев картины: И. Вишнякова «Портрет Ксении Тишининой», Н. Пуссена «Пейзаж с Полифемом» и «Аркадские пастухи», П.Рубенса «Снятие с креста», К. Лоррена «Пейзаж с мельницей», Леонардо да  Винчи «Мадонна в гроте».

Для передачи  образа чего-то неподвижного, устойчивого подойдёт  замкнутая, закрытая, статичная композиция. Основные направления  линий стягиваются к центру. Построение её по форме круга,  квадрата,  прямоугольника с учётом симметрии даёт необходимое решение.

Если вам необходимо нарисовать панорамный пейзаж, показать большой простор, то не следует его перегораживать с боков, ограничивать какими-либо деревьями или зданиями, а лучше сделать уходящим за пределами рамы. Это тип открытой композиции. Основные направления линий из центра.

Догадки  расширяют фантазию зрителя. Если далёкий горизонт частично загородить деревьями или  другими  предметами  первого  плана,  то можно достигнуть большой образной выразительности композиции.

Когда в эпоху Возрождения изменилась концепция мира и на смену  замкнутого мира пришёл мир бесконечный, то и на смену замкнутым композициям пришли открытые. В дальнейшем зарубежные и русские  художники разработали новые композиции и использовали   традиционные в зависимости от замысла произведения.

Конечно не стоит преувеличивать значения композиционных схем.  Художник, воплощая замысел, опирается прежде всего на своё образно-зрительное представление о будущей картине. Но в период обучения основам композиции очень полезно использовать такие схемы, так как  они помогают найти соотношения различных частей картины или рисунка,  уяснить общую структуру композиции. Эти схемы имеют вспомогательное значения. Постепенно, приобретая опыт, можно научиться  строить композиционные схемы только мысленно.

В качестве примера  композиционного построения картины рассмотрим  полотно Веласкеса «Сдача Бреды». Это - одна из наиболее ясно читаемых  композиций, благодаря четкому распределению масс, чередованию тёмных и светлых пятен. Сюжетно-композиционный центр совпадает с центром холста. Две фигуры, расположенные в центре, нарисованные  фоне дали. Голова человека, подающего ключи от крепости,  подчеркивается большим белым воротником, выразительно передан силуэт правой  руки  с  ключом.  Его  полусогнутая  поза  говорит  о  необходимости  сдаться  на  милость  победителя.

Фигура человека, принимающего ключи, написана на светлом фоне  пейзаж. Его лицо выглядит светлым пятном на тёмном фоне, оно обрамлено  тёмным волосами и светлым воротником. Везде контрасты и противопоставления. Шарф диагонально перевязывающий костюм, и силуэт  лошади справа позволяют подчеркнуть одну из диагоналей картины.

Другую диагональ полотна образуют знамя, положения рук центральных фигур и оружие в левом углу картины.

Светлые пятна кафтана воина на третьем плане и головы лошади рядом с ним создаёт ощущение глубины пространства.

Попытайтесь на минуту прикрыть эти два пятна и Вы увидите, на сколько обедняется композиция, как  теряется её глубина, потому что чрезмерно сближаются первый и последний план картины.

Композиционное пространство состоит из нескольких планов с перспективой дали.

Интересных находок в композиции много. Можно дальше разбирать каждый элемент и убедится в том, что художник руководствовался в  передаче характеров принципом цельности в разнообразии.

Введение пик с флажками,  которые создают ритмическое разнообразие, вносят мажорные ноты, является приёмом, делающим композицию поразительно живой.

Произведение искусства, по выражению П. Флоренского, есть «запись некоторого ритма образов, и в самой записи даются ключи к чтению её». Интересно отметить, что этой картине Веласкеса «ключ» к её чтению совпадает действительно с изображением ключа от крепости. Нет сомнений, что этот ключ является центром композиции, находящимся в центре холста, и специально выделен тёмным силуэтом в светлом многоугольнике.

Веласкес использовал приёмы, правила и средства композиции для того, чтобы передать содержание картины наилучшим образом.

В истории искусств большую роль играли как процессы выполнения общепринятых канонов композиции (античность, Возрождение, барокко,  классицизм и др.), так и стремление избавиться от жестких канонических схем использовать свободные композиционные приёмы ( XIX-XX в.в.). Композиция, отвечающая индивидуальным творческим поискам художников, способна вызвать разнообразные ассоциации, чувства и эмоции.

Композиции подвластно многое. С помощью композиционных средств можно передать на картине события, имеющие протяженность во времени, то есть происходящие не одновременно, а одно за другим. Этими приёмами хорошо владели древнерусские иконописцы.

Например, мастера новгородской школы XV века, чтобы рассказать о битве суздальцев с новгородцами, использовали трёхъярусную фризовую композицию, то есть как бы три отдельные картины,  показывающие каждая определённый эпизод, они расположены одна над другой, но вместе с тем составляют единое целое.

Ещё один распространённый приём построения композиции для передачи событий, происходящих в разное время и в разных местах, - объединение в одно целое нескольких сюжетов.

Как правило, это крупное по размеру изображения в центре холста и небольшие рисунки вокруг него. Примеры такого построения композиции можно встретить в иконописи, народном искусстве, книжной графике и других видах искусств.

Композиционные приёмы в полной мере зависят от видов искусства. Наряду с общими закономерностями композиции каждый вид искусства имеет свою специфику и даже одно и то же композиционное средство может использоваться по-разному.

В живописном произведении композиция должна казаться естественной и органичной, не навязывать зрителю идею картины, а как бы незаметно подводить его к ней с тем, чтобы он проникся её содержанием и замыслом художника.

Если в живописи композиция помогает передать иллюзию пространства, его глубину, то в народном и декоративно-прикладном искусстве художник композиционными приёмами, наоборот, стремится подчеркнуть объём или плоскость украшаемого объекта.

В декоративной композиции тема может быть выражена способами, принципиально отличающими её от композиции картины. Изображение пейзажа может разворачиваться не в глубину, а вверх, в таком случае дальние планы помещают над ближними, как в древнерусской иконе.

В иконописи и народном искусстве привлекают ясность образа, необыкновенная цельность, плавность и текучесть линий.

Следует обратить внимание на композиционные приёмы народного орнамента в изделиях исконно русских промыслов. Пластически-ритмический принцип является основой гармонии в изделиях Хохломы, Городца, Павловского Посада и других традиционных центров.

Тематическую декоративную композицию можно сравнить не только с орнаментом, где есть мотив, но и с узором, свободно заполняющим плоскость.

При всём своеобразии декоративного изображения оно совершенно не исключает последовательности, не лишено возможности вести сюжетный занимательный рассказ, даже иллюстрации к книге могут быть выполнены декоративно.

Декоративная тематическая композиция - особый художественный мир со своим условным порядком, а иногда и конкретными, легко узнаваемыми персонажами, которые соотносятся друг с другом совсем не так, как в реальной действительности.

Основная отличительная особенность декоративного изображения от реалистического состоит в том, что цвет предмета может быть дан без учёта света и тени, возможен даже полный отказ от реального цвета. Важно, чтобы с его помощью цвета создавался художественный образ.

Свойство декоративной композиции - декоративное преображение любой натуры, выделение нарядности, красочности, орнаментальности окружающего мира, соблюдение определённой  меры условности изображения. Умелое обобщение формы нисколько не вредит выразительности. Отказ от второстепенных  подробностей делает более заметным главное. К положительным результатам ведёт не только строгий отбор главного,  но и некоторая недосказанность, ассоциативность  эмоционально-образного решения тем.

Композиция ансамбля русского народного костюма строится по-разному в традиционных женских нарядов Севера и Юга России.

В русской деревне вышивками, аппликациями, бисером и речным жемчугом любили украшать праздничную одежду. Женский костюм  русского Севера часто называют «сарафанным комплексом», так как основные его части - рубаха и сарафан. Рукава, плечи и ворот,  не закрытые сарафаном, обычно расшивали красными нитками. Часто украшали и подол. На Руси никогда не ходили без пояса, так как считалось, что он оберегает от бед.

Завершает ансамбль русского костюма головной убор. У девушек это может быть только перевязка, оставляющая верх головы не закрытым, а замужняя женщина не показывалась на людях простоволосой. Северянки, например, носили кокошники,  расшитые золотой  нитью и речным жемчугом. Они по своей форме могли напоминать распушившуюся курочку, полумесяц, царский венец или иметь иную форму. Южанки предпочитали рогатую кичку, состоящую из  многих деталей.

Костюм южных губерний заметно отличался от костюмов северных. Он представлял собой так называемый «поневный комплекс». Основу его составляет понева, которую укрепляют на талии, причём полы её не сходятся, и в просвете видна рубаха. Позднее прореху стали закрывать полотнищем другой материи - прошвой.  Для этих костюмов характерна особая узорность, яркость и декоративность.

Самая незамысловатая часть костюма - обувь тоже делалась с выдумкой, но в народном искусстве красота и назначение никогда не расходились. Крестьяне носили лёгкие и удобные для работы в поле лапти, а в праздники надевали обувь кожаную - сапоги, полусапожки, башмаки, коты.

Композиция каждый раз ставит перед художником сложные вопросы, ответы на которые должны быть точными, оригинальными, неповторимыми.

В композиции важно всё - масса предметов, их зрительный «вес», размещение их на плоскости, выразительность силуэтов, ритмические чередования линий и пятен, способы передачи пространства и точка зрения на изображаемое, распределение светотени, цвет и колорит картины, позы и жесты героев, формат и размер произведения и многое другое.

Художники используют композицию как универсальное средство, чтобы создать живописное полотно, скульптуру или произведение декоративно-прикладного искусства, добиться их образной и эмоциональной выразительности. Композиция же – не только мысль, идея произведения, ради выражения которой художник берётся за кисть и  карандаш, это определённо созвучная душа художника и требованиям времени пластическая форма выражения.

Построение картины можно рассчитать заранее. Постоянные  упражнения в композиционном искусстве развивают композиционные навыки, можно научиться приёмам построения композиции.

С чего же начинается работа над композицией? Даже если попробовать разместить на листе всего одну точку, то уже встаёт проблема, как её расположить наилучшим образом. Впечатление меняется в зависимости от перемещения точки на плоскости.

Вместо точки может быть любой объект, например один человек или даже толпа народа, если взглянуть на неё с большой высоты.

Новые проблемы в композиции появляются, когда к точке добавляется линия, которая в сущности состоит из многих точек. Попробуйте представить цепочку из большого количества людей и взглянуть с высоты. Вы увидите линию.

Точка и несколько линий дают множество вариантов композиции.

Можно представить, что на первом рисунке изображён человек на берегу моря. На следующем рисунке может быть нарисован альпинист, поднимающейся в гору. Третья картина может показать охотников на берегу реки. А четвёртая - пейзаж.

Каждый может увидеть в этих схемах свои картины.  Из точек, линий и пятен можно составить бесконечное количество композиций.  Но для того, чтобы подняться  к вершинам  мастерства, освоить секреты композиции, необходимо познакомиться с её правилами, приёмами и средствами.

shedevrs.ru

Основные виды композиций в искусстве :: SYL.ru

Искусство, ступающее по тонкой грани гармонии, должно быть в рамках чего-то строгого, четко очерченного, незыблемого, что не позволит ему сделать этот легкий шаг от загадочного, прекрасного к некрасивому и косному. Этой сдерживающей единицей является композиция, ее типы, законы, приемы. Именно она делает все произведения искусства такими гармоничными и законченными. В статье мы разберем это понятие, виды композиции, воплощение их в различных областях этой прекрасной сферы.

Что такое композиция?

В самом общем значении слова композиция - это главный организующий элемент абсолютно любой художественной формы. Именно его задача - придать творению цельность и единство, показать мысль художника понятной и законченной, соподчинить все компоненты произведения, сложить их в систему.

Виды композиций в живописи, изобразительном искусстве, например, связаны с четким размещением рисуемых предметов в пространстве, гармоничным соотношением объема, размера, света и тени. В иных областях искусства есть свои составляющие композиции.

Приемы в композиции

Кроме видов композиции, немаловажно знать и ее приемы. Их несколько:

  • Асимметрия и симметрия.
  • Динамика и статика.
  • Определенный ритм.
  • Золотое сечение.
  • Центр произведения - смысловой либо композиционный.

Законы композиции

Композиция любого произведения подчиняется законам. Это:

  • Жизненность.
  • Новизна.
  • Воздействие.
  • Равновесие.
  • Подчиненность.
  • Контраст.

Виды композиций в искусстве

Удивительно, но все графические, скульптурные, архитектурные композиции можно разделить всего на три вида:

  • пространственные;
  • фронтальные;
  • объемные.

Разберем каждый вид детально.

Фронтальный вид

Иное название фронтального вида композиции - плоскостный. Сюда относится весь спектр произведений, созданных в одной плоскости:

  • фотографии;
  • живописные полотна;
  • веб-страницы;
  • плакаты;
  • гобелены;
  • витражи;
  • листовки;
  • графические рисунки и проч.

Глубина пространства здесь передается на изображении массой способов: цветовые пятна, игра света и тени, перспективные сокращения. Однако они лишь создают иллюзию объемности изображения, в то время как фактически оно лежит на плоскости.

Нельзя не отметить, что к плоскостному виду композиции относятся не только произведения с гладкой поверхностью, но и имеющие рельеф - выпуклые элементы на плоскости. Такая переходная форма между объемом и плоскостью получила название фронтально-объемной композиции.

Рельеф помогает усугубить иллюзию глубины пространства за счет постоянно или незначительно изменяющегося своего уровня. Чем больше число выступающих элементов и чем глубже рельеф, тем более произведение дальше от фронтального и ближе к объемному. Замысел художника передают следующие разновидности рельефов:

  • Барельеф (низкий рельеф) - орнамент, скульптурная композиция, лишь немного выступающая над плоскостным изображением.
  • Горельеф - в этом случае скульптурная композиция выступает на 3/4 над плоскостным фоном.
  • Обратный рельеф - скульптурное изображение не выступает над плоскостью, а как бы вдавлено внутрь нее.
  • Глиптика - изображение находится на одном и том же уровне с плоскостью всего произведения, но при этом его контуры художником глубоко вырезаны.

Объемный вид

Еще один основной вид композиции - это объемный. К нему относится развитие сюжета, композиции в трехмерном пространстве: у произведения на плоскости обязательно присутствует глубина. Данный вид характерен для:

  • скульптуры:
  • декоративно-прикладного искусства;
  • малых архитектурных произведений;
  • автомобилей;
  • рекламных трехмерных форм;
  • упаковок;
  • дизайнерских промышленных или бытовых творений и проч.

Объемное произведение обладает следующими отличительными чертами:

  • Оно обязательно трехмерное, его можно рассматривать со всех сторон. При этом чем больше пространства это творение окружает, тем больше создается впечатлений о его внешнем виде, пластической конфигурации.
  • Если форма композиции монументальна, а внутреннее пространство между ее элементами невелико, то она кажется зрителю плотной, сплошной. Если же проемы, расстояния между составляющими увеличатся, то мы заметим, как композиция начнет превращаться в легкую, динамичную.
  • Общая форма такого творения находится во взаимодействии с пространством внутренним.
  • Произведение при всей сложности своей формы выглядит единым, цельным объектом. Объем формы выделяется в пространстве.
  • Внешнее пространство только окружает композицию, но не проникает в нее.

Пространственный вид

Продолжаем разбирать, какие виды композиции существуют. Еще один - пространственный, для которого важны размеры пространства, в котором заключено произведение. При этом каждому, даже малейшему элементу такой композиции художник уделяет большое внимание. Сюда можно отнести следующие произведения:

  • театральные действия:
  • разработка интерьера помещений;
  • проектирование ландшафтов;
  • оформление стендов, выставочных павильонов и проч.

Организация пространства осуществляется двумя способами:

  1. Открытое пространство (вокруг предметов). Ярким примером выступают египетские пирамиды, вокруг которых расплывается пространство.
  2. Закрытое пространство (внутри предметов). Это интерьеры, залы музея, архитектурные комплексы из площадей, кварталов, соборов и прочие ансамбли.

Пространственную композицию сотворяют из двух важных элементов:

  • Объемы, которые создают данное пространство.
  • Различные материалы, которые, в свою очередь, формируют данные объемы.

Категории композиции

Мы рассмотрели разные виды композиций в изобразительном искусстве. Их следует отличать от типов, категорий. Последние представлены следующими составляющими:

  • Произведение с применением симметрии.
  • Объекты на произведении движутся от зрителя или к нему.
  • Предметы на композиции надвигаются на зрителя.
  • В произведении явно просматривается композиционный центр.
  • Пространство построено цветом.
  • Построение пространства пластическое.
  • Построение пространства интерьерное.
  • Расчленение на планы - хорошо просматривается главная, основная сцена и фон. Иногда добавляется третий, четвертый и последующие планы.
  • Расчленение на слои - здесь фигуры создают пространство, вместо того чтобы располагаться в нем, находясь выше или ниже на холсте, перекрывая друг друга, отличаясь степенью законченности образа. Примером такого типа будет икона.

Типология композиции

Виды композиции в литературе, живописи, скульптуре могут различаться между собой образными средствами. На этом и основывается градация по представленной ниже типологии.

Сюжетно-изобразительная. Иными словами, повествовательная. Такая композиция - это основа реалистических произведений: скульптуры, живописи и проч. В ней участвуют реальные персонажи, каждый со своей ролью и отношением к другому или другим. Композиция требует вдумчивого ознакомления, анализа от частного к общему.

Декоративно-тематическая. Сюжет такой композиции подчинен декоративным целям. Обычно является составной частью более крупного произведения. Это интерьеры помещений, иллюстрации к книгам, народное искусство и проч.

Для таких композиций важен емкий и лаконичный, но обобщенный образ. Различными средствами выразительности художник старается заострить внимание зрителя на определенных его чертах. Образ темы выделяется на основе ассоциаций. Например, море - это корабль, стаи рыб, моряки, ракушка, волны и т.д.

Техника исполнения и материал зачастую зависят от выбранной темы. Деревенская жизнь будет изображена на лубке, история Древнего Египта оформлена в виде фрески и т.д. Иногда один и тот же образ художник изображает в нескольких интерпретациях. Солнце как мотив для волгоградского кружева, восхваления бога Ра древними египтянами, сюжет для многоцветной национальной таджикской живописи и проч.

Композиция предметных форм. Иными словами, это натюрморт. Изображение с виду обыденных вещей, которое может вызвать эстетический восторг. Предметы здесь взаимозависимы, а сюжет жив благодаря определенному их сочетанию. Для данных произведений характерен символический смысл, у зрителя при их рассмотрении должны рождаться образные ассоциации. Изображение может быть как натуралистичным, так и в виде одного только наброска.

В современном виде композиция предметных форм свойственна для художественных фотографий, коллажей, составленных в графическом редакторе.

Формальная. Второе название - не изобразительная, т.к. она строится из пятен и линий. Данные художественные образы не могут существовать в реальности, не имеют практической и рациональной значимости. Здесь важен не сюжет, смысл, а именно пластические формы, принципы и законы их построения. Эмоции у зрителя здесь вызывает именно художественная форма, цвета, пластика. Абстрактные образы такой композиции возникают из символов, геометрических фигур, упрощенных образов реальных предметов.

Композиция в литературе

Существует две градации видов композиции в литературе. Рассмотрим их подробнее.

Первая классификация следующая:

  • Архитектоника, внешняя композиция. Это то, что выделяется графически: разделение произведения на главы, параграфы и абзацы, наличие пролога и эпилога, различные сноски и комментарии, эпиграфы, отступления автора и проч.
  • Повествование, внутренняя композиция. Здесь уже заостряется внимание на содержании творения: образы и их система, сюжет, строение речевых ситуаций, выделение сильных компонентов текста - лейтмотива, кульминации, развязки, финала.

Следующая градация видов литературных композиций выглядит так:

  • Тематическая. В центре оказываются взаимоотношения главных героев. Дополнительно разделяется на последовательную (плавный переход от одной мысли к другой), основанную на развитии и трансформации образа литературного героя и держащуюся на сопоставлении образов литературных героев.
  • Зеркальная. При прочтении у читателя возникает ощущение, что некоторые образы, эпизоды симметричны.
  • Кольцевая (обрамленная). Произведение начинается и заканчивается одной и той же сценой.
  • Обратная. События в книге развиваются от финальной сцены к ее истокам, причинам.

Виды цветочных композиций

В заключение рассмотрим такой вид искусства, как флористика.

Виды композиций цветов здесь бывают самыми разнообразными:

  • Разновидности аранжировок из срезанных цветов: букеты, композиции в настенных, напольных, настольных, подвесных, высоких, плоских и низких вазах, в специальных подставках, макраме, корзинках, корягах, коре дерева.
  • Букет как композиция разделяется на праздничный и повседневный.
  • Формы букетных композиций: круглые, линейные, односторонние, свободно собранные, массивные, различных размеров (5-50 см).

Композиция - это важная организационная форма в искусстве. Именно она делает любое произведение завершенным, имеющим смысл, достойным эмоций зрителя, читателя. Каждый ее вид, как мы убедились, что в изобразительном искусстве, что в литературе, что во флористике имеет свои уникальные особенности, законы построения произведения художником.

www.syl.ru

Особенности композиции в антиутопии - Библиотека статей по психологии, философии, футурологии и антиутопии - Фант-ЮСАС: Статьи по психологии и философии экзистенциализма

   

 

   Композиция (от лат. Сompositio, сочинение, составление) - построение, структура художественного произведения: отбор и последовательность элементов и изобразительных приемов произведения, создающих художественное целое в соответствии с авторским замыслом.

   Композиция - это состав и определенное расположение частей, элементов и образов произведения в некоторой значимой временной последовательности. Последовательность эта никогда не бывает случайной и всегда несет содержательную и смысловую нагрузку; она всегда, иначе говоря, функциональна.

   В широком смысле слова композиция - это структура художественной формы, и первая ее функция - "держать" элементы целого, делать целое из отдельных частей; без обдуманной и осмысленной композиции невозможно создать полноценное художественное произведение. Вторая функция композиции - самим расположением и соотношением образов произведения выражать некоторый художественный смысл.

   Основные композиционные приемы: повтор, усиление, противопоставление и монтаж.

   Повтор - один из самых простых и в то же время самых действенных приемов композиции. Он позволяет легко и естественно "закруглить" произведение, придать ему композиционную стройность. Особенно эффектной выглядит так называемая кольцевая композиция, когда устанавливается композиционная перекличка между началом и концом произведения; такая композиция часто несет в себе особый художественный смысл.

   Близким к повтору приемом является усиление. Этот прием применяется в тех случаях, когда простого повтора недостаточно для создания художественного эффекта, когда требуется усилить впечатление путем подбора однородных образов или деталей.

   Противоположным повтору и усилению приемом является противопоставление. Из самого названия ясно, что этот композиционный прием основан на антитезе контрастных образов.

   Противопоставление - очень сильный и выразительный художественный прием, на который всегда надо обращать внимание при анализе композиции.

   Контаминация, объединение приемов повтора и противопоставления, дает особый композиционный эффект: так называемую зеркальную композицию. Как правило, при зеркальной композиции начальные и конечные образы повторяются с точностью до наоборот.

   Последний композиционный прием - монтаж, при котором два образа, расположенные в произведении рядом, рождают некоторый новый, третий смысл, который появляется именно от их соседства.

   Все композиционные приемы могут выполнять в композиции произведения две функции, несколько отличающиеся друг от друга: они могут организовывать либо отдельный небольшой фрагмент текста (на микроуровне), либо весь текст (на макроуровне), становясь в последнем случае принципом композиции.

   Таковы основные композиционные приемы, с помощью которых строится композиция в любом произведении.

   К элементам композиции литературного произведения относятся эпиграфы, посвящения, прологи, эпилоги, части, главы, акты, явления, сцены, предисловия и послесловия "издателей" (созданных авторской фантазией внесюжетных образов), диалоги, монологи, эпизоды, вставные рассказы и эпизоды, письма, песни; все художественные описания - портреты, пейзажи, интерьеры - также являются композиционными элементами.

   Создавая произведение, автор сам выбирает принципы компоновки, "сборки" этих элементов, их последовательности и взаимодействия, используя при этом особые композиционные приемы. Разберем некоторые принципы и приемы компоновки:

   а)действие произведения может начаться с конца событий, а последующие эпизоды восстановят временной ход действия и разъяснят причины происходящего; такая композиция называется обратной;

   б)автор использует композицию обрамления, или кольцевую, при которой автор использует, например, повтор строф (последняя повторяет первую), художественных описаний (произведение начинается и заканчивается пейзажем или интерьером), события начала и финала происходят в одном и том же месте, в них участвуют одни и те же герои и т.д.;

   в)автор использует прием ретроспекции, то есть возвращения действия в прошлое, когда закладывались причины происходящего в настоящий момент повествования; нередко при использовании ретроспекции в произведении появляется вставной рассказ героя, и такой вид композиции будет называться "рассказ в рассказе";

   г)автор может предпослать основному действию экспозицию, а может начать действие сразу, резко, "без разгона";

   д)композиция произведения может быть основана на симметрии слов, образов, эпизодов (или сцен, главок, явлений и т.д.) и будет являться зеркальной;

   е)нередко автор использует прием композиционного "разрыва" событий: обрывает повествование на самом интересном месте в конце главы, а новая глава начинается с рассказа о другом событии.

  В самом общем виде можно выделить два типа композиции - простая и сложная. В первом случае функция композиции сводится лишь к объединению частей произведения в единое целое, причем это объединение осуществляется всегда самым простым и естественным путем. В области сюжетосложения это будет прямая хронологическая последовательность событий, в области повествования - единый повествовательный тип на протяжении всего произведения, в области предметных деталей - простой их перечень без выделения особо важных, опорных, символических деталей и т.п.

   При сложной композиции в самом построении произведения, в порядке сочетания его частей и элементов воплощается особый художественный смысл.

   Простой и сложный типы композиции иногда с трудом поддаются выявлению в конкретном художественном произведении, поскольку различия между ними оказываются до определенной степени чисто количественными: мы можем говорить о большей или меньшей сложности композиции того или иного произведения. Существуют, конечно, и чистые типы композиции.

   Простая и сложная типы композиции могут становиться стилевыми доминантами произведения и, таким образом, определять его художественное своеобразие.

   

fant-usas.at.ua

секреты управления композицией во время фотосъемки

Самая лучшая импровизация – подготовленная импровизация, а управление композицией как раз и является той самой подготовкой перед съемкой удачного «случайного» кадра. Вопреки бытующим мнениям в фотографической среде о том, что угол объектива может быть случайным, профессиональные фотографы все же настаивают на детальной проработке выстраивающейся композиции. Процесс фотосъемки не должен быть статичным, а хороший оператор просто обязан учитывать особенности изменяющейся картинки в кадре, следить за динамичным процессом и вовремя его фиксировать. Только в этом случае кадр получится интересным, качественным и профессиональным.

Особенности перспективы при управлении композицией

Довольно часто операторы, которым предстоит рекламная видеосъемка, заранее продумывают все детали композиции так, чтобы завершенный видеоролик смог передать всю атмосферу и творческий замысел. Что же мешает фотографу следовать той же логике и продумывать композицию кадра? На самом деле, бывают ситуации, когда фотографу действительно очень сложно выбрать угол объектива, придерживаться выбранного положения и вовремя его изменять. Зачастую, у фотографа просто нет физической возможности изменить положение камеры, хотя внутреннее пространство кадра выглядит не совсем выигрышно. В этом случае у оператора просто нет выбора, и ему приходится снимать под определенным углом. В дальнейшем полученный кадр можно будет обработать в Photoshop, чтобы добиться желаемого эффекта.

Главная задача оператора – умело передавать внутреннее пространство кадра, которое будет полностью соответствовать эмоциональной наполненности изображаемой сцены. Существует несколько стандартных особенностей перспективы:

  • Естественная перспектива уместна при незамысловатой постановке кадра, когда происходящие действия в кадре необходимо проиллюстрировать максимально правдоподобно.
  • Для передачи особой атмосферы или динамичного кадра пространство кадра должно быть либо немного сжатым, либо слегка растянутым.   

Осуществить управление композицией можно при помощи длиннофокусного или широкоугольного объектива. Зачастую оператор использует длиннофокусный объектив в том случае, когда ему необходимо снять объект крупным планом и нет физической возможности приблизиться к нему. Чаще всего длиннофокусный объектив используется при:

  • Портретной съемке
  • Репортажной съемке
  • Пейзажной съемке

От выбора объектива, конечно же, зависит дальнейшее построение композиции. Например, если композиционное решение предусматривает некоторую клаустрофобичность на снимке, то оператор, используя длиннофокусный объектив, должен снять и без того зажатый интерьер с далекого расстояния. При съемке широкоугольным объективом оператор может осуществить съемку в не очень просторном помещении, а также провести пейзажную съемку, если выбранную композицию просто нельзя запечатлеть при помощи объектива с нормальным фокусным расстоянием. Если оператор выстроил сложную композицию и собирается провести необычную съемку под водой или же ему необходимо добиться максимальной глубины резкости, то широкоугольный объектив в этом случае придется очень кстати. При съемке широкоугольным объективом пространство в кадре увеличивается и фиксируется динамика, что очень важно при управлении композицией.                  

Особенности заднего плана на снимке

Если оператору, который заранее подробно продумал управление композицией, необходимо композиционно выделить объекты или персонажей на переднем плане, то он должен ограничить глубину резкости. Для этого ему придется установить ND-фильтр или же увеличить скорость затвора. Но для достижения максимального эффекта следует изменить положение камеры так, чтобы расстояние между объективом и объектами на заднем плане было оптимально расстояние для целостности композиции.  

При управлении композицией необходимо учитывать особенности монтажа, с которым автору снимка, возможно, придется столкнуться в дальнейшем. Задний план на снимках, которые будут задействованы в процессе монтажа, не должен отличаться ни по контрасту, ни по цвету, не по тону. Именно существенное зрительное различие задних планов на нескольких снимках способно испортить впечатление о всей тематической съемке, которая должна быть выдержанна в одном стиле. При управлении задним планом необходимо внимательно следить за направлением света на всех снимках из серии и добиться сходства зоны фокусировки на каждом кадре.

Восприятие объектов фотосъемки зрителем

Оператор должен учитывать высоту установки камеры, ведь этот фактор формирует отношение зрителей к зафиксированным объектам. Линия горизонта на снимке играет очень важную роль при управлении композицией, например:

  • Объект выглядит более значительным, если линия горизонта проходит ниже персонажа
  • Низкое расположение объектива позволяет скрыть детали на полу, а внимание зрителя будет невольно концентрироваться на вертикальных объектах
  • Высокое расположение камеры позволяет сконцентрировать внимание на плоских объектах

Лучше всего выстроить композицию так, чтобы линия горизонта не проходила через середину кадра. Если оператор стремится к тому, чтобы придать кадру ощущение простора, то размещать линию горизонта следует ниже середины кадра. Если же во время съемки возникают трудности с построением экспозиции и настройками контрастности, то лучше всего выбрать расположение линии горизонта в верхней части кадра.     

Особенности процесса фотосъемки

При построении композиции очень важно заранее определиться с особенностями кадра. Очень важно решить, что желает увидеть оператор в конечном итоге. Исходя из поставленных задач оператор может установить камеру и выбрать необходимый угол объектива. Существует ряд стандартных положений, которые задаются оператором при умелом построении композиции:

  • Акцентирование внимания на главном объекте (персонаже)
  • Предоставление зрителю дополнительной информации о персонаже
  • Демонстрация другого кадра, отличающегося по размеру
  • Подчеркивание значимости главного персонажа на экране
  • Изменение угла съемки (размеров кадра) для невидимой склейки кадров при монтаже
  • Изменение внутреннего пространства кадра на экране
  • Налаживание соотношения между дневным и студийным освещением  

При построении композиции кадра не бывает мелочей, поэтому оператор обязан учитывать все детали, начиная с освещения и заканчивая расположением объекта в кадре. И помните, что управление композицией требует творческого подхода!    

palmiravideo.com