Материал к уроку в 9 классе на тему :"Особенности классицизма". Особенности классицизма в литературе 9 класс


возникновение, черты и появление в русской литературе

 

Классицизм стал первым полноценным литературным направлением, причем его влияние практически не затрагивало прозу: все теории классицизма были отчасти посвящены поэзии, но в основном - драматургии. Возникает это направление во Франции в XVI веке, а расцветает примерно столетие спустя.

История возникновения классицизма

Возникновение классицизма было обусловлено эпохой абсолютизма в Европе, когда человек считался всего лишь слугой своего государства. Главная идея классицизма - гражданское служение, ключевым понятием классицизма является понятие долга. Соответственно, ключевой конфликт всех классицистических произведений - это конфликт страсти и разума, чувства и долга: отрицательные герои живут, подчиняясь своим эмоциям, а положительные живут только рассудком, и поэтому всегда оказываются победителями. Такое торжество разума было обусловлено философской теорией рационализма, которую предложил Рене Декарт: Я мыслю, следовательно существую. Он писал, что разумен не только человек, но и вообще все живое: разум дан нам от бога. 

Черты классицизма в литературе

Основоположники классицизма внимательно изучили историю мировой литературы и решили для себя, что наиболее разумно был организован литературный процесс в Древней Греции. Именно античным правилам они и решили подражать. В частности, из античного театра было заимствовано правило о трех единствах: единстве времени (от начала до конца пьесы не может пройти более суток), единстве места (все происходит в одном месте) и единстве действия (должна существовать лишь одна сюжетная линия).

Другим приемом, заимствованным из античной традиции, стало использование героев-масок - устойчивых амплуа, которые переходят из пьесы в пьесу. В типичных классицистических комедиях речь всегда идет о выдаче девушки, поэтому маски там следующие: госпожа (сама девушка-невеста), субретка (ее служанка-подружка, наперсница), глуповатый отец, не менее троих женихов (один из них обязательно положительный, т.е. герой-любовник) и герой-резонер (главный положительный персонаж, появляется обычно в конце). В финале комедии обязательно необходима некая интрига, в результате которой девушка выйдет замуж за положительного жениха.  

Композиция комедии классицизма должна быть очень четкой, обязательно содержать пять актов: экспозиция, завязка, развитие сюжета, кульминация и развязка. 

Существовал прием неожиданной развязки (или deus ex machina) - появление бога из машины, который ставит все на свои места. В российской традиции таким героев часто оказывалось государство. Также использовался прием катарсиса - очищение через сострадание, когда сочувствуя попавшим в трудную ситуацию отрицательным героям, читатель должен был очиститься духовно.

Классицизм в русской литературе

В Россию принципы классицизма принес А.П. Сумароков. В 1747 году он публикует два трактата - Эпистола о стихотворстве и Эпистола о русском языке, где излагает свои взгляды на поэзию. На самом деле, эти эпистолы были переведенными с французского, префразированием для России трактата Николя Буало Поэтическое искусство. Сумароков предопределяет, что главной темой русского классицизма станет тема социальная, посвященная взаимодействию людей с обществом.

Позднее появляется кружок начинающих драматургов во главе с И. Елагиным и театральным теоретиком В. Лукиным, которые предлагают новую литературную идею - т.н. теорию склонений. Смысл ее состоит в том, что нужно лишь понятно перевести западную комедию на русский язык, заменив там все имена. Подобных пьес появилось множество, но вообще идея не слишком осуществлялась. Главное же значение кружка Елагина состояло в том, что именно там впервые проявился драматургический талант Д.И. Фонвизина, которые написал комедию Недоросль как пример русского классицизма.

Нужна помощь в учебе?

Предыдущая тема: Этапы развития и жанры литературы в XVI–XVII веках: от Руси до Петра I Следующая тема:&nbsp&nbsp&nbspЛомоносов - филолог и поэт: ода как жанр классицизма

Все неприличные комментарии будут удаляться.

www.nado5.ru

Русский классицизм | доклад, реферат, сочинение, сообщение, отзыв, статья, анализ, характеристика, тест, ГДЗ, книга, пересказ, литература

В русской литературе XVIII века, проходившей интенсив­ное развитие в контексте общего процесса европеизации стра­ны, начатой реформами Петра I, ведущим направлением стал классицизм (от лат. classicus — образцовый), сложившийся в европейской литературе уже в середине XVII века. Класси­цизм — общеевропейское явление. Но в разных странах он имел свои особенности. Цель доклада — выяснить, какие чер­ты европейского классицизма были органично усвоены рус­ской литературой и что в русском классицизме обусловлено его национальной спецификой.

Классицизм — явление не только литературное, но и общекультурное. Он затрагивал са­мые разные стороны общественно-культурной жизни евро­пейских стран, архитектуру, живопись, музыку, театр и, ко­нечно, литературу. Современные исследователи единодушны во мнении о том, что классицизм возникает и формируется в определенных историко-культурных условиях перехода от феодальной раздробленности к единому монархическому го­сударству. Это во многом объясняет достаточно позднее, по сравнению с европейскими странами, появление классицизма в России. Ведь исторические предпосылки его могли сложить­ся только после эпохи Петра I, соответственно, признаки клас­сицизма как литературного направления в России отмечаются лишь в 30-е годы XVIII века.

Элементы поэтики французского классицизма относятся ко всем другим национальным литературам, в кото­рых присутствует это литературное направление. Но в рус­ском классицизме эти общетеоретические положения нашли своеобразное преломление, так как были обусловлены исто­рическими и национальными особенностями становления новой русской культуры XVIII века. Как уже было отмечено, классицизм пришел в Россию значительно позже, на него на­ложил отпечаток весь историко-культурный процесс общей европеизации страны. Русская литература той эпохи прочно связана и с лучшими традициями древнерусской литературы: её патриотизмом, опорой на народное творчество, высокой духовностью. Просветительские идеи, начавшие в середине XVIII века проникать в Россию, способствовали возрастанию интереса к человеческой личности, постановке проблемы справедливости законов, необходимости распространения об­разования и развития науки. При этом решающая роль в пре­образовании государства на такого рода основах отводилась просвещенному монарху, идеал которого русские классици­сты видели в Петре I. Но в современности такую личность они не находили, потому большое значение в их произведениях придавалось общественному и нравственному воспитанию самодержцев: объяснение их обязанностей по отношению к подданным, напоминание о долге перед государством и т.д. С другой стороны негативные явления российской действи­тельности этой эпохи подвергались сатирическому осмеянию и разоблачению, что еще более усиливало связь русского клас­сицизма с современностью и придавало ему сатирическую за­остренность. В отличие от европейского русский классицизм связан с народными традициями и устным народным творче­ством. Он часто использует материал русской истории, а не античности. Идеал русских классицистов — гражданин и пат­риот, стремящийся трудиться на благо Отечества. Он должен стать активной творческой личностью, бороться с обществен­ными пороками и во имя долга отказаться от личного счастья.

Теоретическое осмысление классицизм в России получил в работах М. В. Ломоносова и В. К. Тредиаковского. Во всех странах важным вкладом классицизма в развитие литературы явилось не только упорядочение системы жанров и художест­венных форм, но и выработка стройного и ясного языка про­изведений. Буало отмечал: «Так выбирайте же заботливо язык. / Не может говорить, как юноша, старик». Недаром как во Франции, так и в России становление классицизма начиналось с реформ языка и системы стихосложения. В России систематизация правил и норм литературного языка была про­ведена Тредиаковским и Ломоно­совым (теория «трех штилей»). Первый этап реформы стихо­сложения был осуществлен Тредиаковским в трактате «Новый и краткий способ к сложению российских стихов с определе­ниями до сего надлежащих званий», изданном в 1735 году. Второй этап реформы русского стихосложения осуществил Ломоносов в «Письме о правилах российского стихотворст­ва», которое он, обучавшийся тогда в Германии, прислал из Марбурга в Петербург с приложением текста своей первой торжественной оды «На взятие Хотина» в 1739 г. Как и Тредиаковский, Ломоносов убежден, что «российские стихи над­лежит сочинять по природному нашего языка свойству; а того, что ему весьма несвойственно, из других языков не вносить». Объединяя силлабический и тонический принципы стихосло­жения в понятии стопы, Тредиаковский приходит к открытию и научному обоснованию силлабо-тонической системы стихосложения. Ломоносов, развивая идеи Тредиаковского, при­ходит к мысли о необходимости введения еще одного ритми­ческого определителя стиха: не только по типу ритма (ямб, хорей и т.д.), но и по длине. Так в его «Письме…» складывает­ся понятие размера, хотя сам термин «размер» Ломоносов не употребляет, а только перечисляет существующие размеры, обозначая их греческими терминами. Так в русской поэзии был утвержден силлабо-тонический принцип стихосложения, который максимально соответствует особенностям русского языка и до сих пор является основополагающим принципом русского стихосложения. Тредиаковский в этой реформе явля­ется первооткрывателем, автором теоретического обоснования и первого опыта практическою применения принципа, Ломо­носов — систематизатором, распространившим сферу его применения на всю без исключения стихотворную практику.

Регламентацию жанровой системы русской литературы осуществил А. П. Сумароков, который в 1748 году опубликовал опирающееся на традиции Горация и Буало дидактическое послание «Две эпистолы» (в первой предлагается о русском языке, а во второй о стихотворстве), впоследствии объеди­ненные им под названием «Наставление хотящим быть писа­телем». При всей ориентации на европейскую традицию клас­сицизма, эстетический кодекс Сумарокова был вполне оригинален в описании литературных жанров, поскольку ори­ентирован на русский литературный процесс. Более тоге в ряде случаев его теоретические описания жанров предшество­вали их реальному появлению в русской литературе, что, без­условно, также способствовало её развитию.

Показательно, что теоретики русского классицизма высту­пили и как признанные лидеры его художественной практи­ки. В меньшей степени это относится к Тредиаковскому, но значение поэтической деятельности Ломоносова, особенно в жанре оды и Сумарокова в жанре трагедии, комедии и басни бесспорно. В жанре сатиры выделяется творчество А. Д. Кан­темира, а в жанре эпической поэмы, ориентированной на «Энеиду» Вергилия, М. М. Хераскова, создателя «Россияды». Материал с сайта //iEssay.ru

Более поздний период развития классицизма в России оз­наменован творчеством таких выдающихся деятелей русской литературы, оказавших значительное влияние на ее дальней­шее развитие, как Г. Р. Державин, Д. И. Фонвизин, И. А. Кры­лов. Но их творчество свидетельствует, скорее, о преодоле­нии жестких регламентирующих правил классицизма и подготовке к новому этапу развития русской литературы. Так, оставаясь на позициях классицизма, знаменитый комедио­граф Д. И. Фонвизин и великий баснописец И. А. Крылов ши­роко вводят в свои произведения реалистические элементы. Г. Р. Державин, внося в свою поэзию личностное начало, раз­рушает привычные жанровые нормы, создавая, как он сам определял, новые жанры «смешанной» или «гневной» оды, а также анакреонтические стихи, написанные на одический сюжет, послания с чертами оды и элегии.

В дальнейшем, на рубеже XVIII-XIX веков и особенно в первой четверти XIX века, классицизм воспринимался уже как устаревшее явление, замедляющее развитие русской литерату­ры. В ожесточенную борьбу с его строгими правилами всту­пили романтики, а в творчестве Пушкина он осмеивается как явный анахронизм. И все же следует отметить, что в истории русской литературы классицизм сыграл важную роль, позво­лив ввести отечественное искусство в круг общеевропейского культурного процесса и упорядочив и систематизировав те художественные явления, которые были накоплены в предше­ствующие периоды. И в этом завоевания классицизма остают­ся бесспорными.

iessay.ru

Классицизм в литературе

В литературе классицизм зародился и получил распространение во Франции в XVII веке. Теоретиком классицизма считается Никола Буало, сформировавший основные принципы стиля в статье «Поэтическое искусство». Название происходит от латинского «classicus» - образцовый, что подчеркивает художественный базис стиля – образы и формы античности, к которым начали питать особый интерес на исходе эпохи Возрождения. Появление классицизма связывают с формированием принципов централизованного государства и идей «просвещенного» абсолютизма в нём.

Классицизм воспевает понятие разума, считая, что лишь с помощью ума можно получить и упорядочить картину мира. Поэтому главным в произведении становится его идея (то есть, главная мысль и форма произведения должны быть в гармонии), а главным в конфликте разума и чувств – разум и долг.

Основные принципы классицизма, характерные как для зарубежной, так и для отечественной литературы:

  • Формы и образы из античной (древнегреческой и древнеримской) литературы: трагедия, ода, комедия, эпос, поэтические одические и сатирические формы.
  • Четкое разделение жанров на «высокие» и «низкие». К «высоким» относятся ода, трагедия и эпопея, к «низким», как правило, смешное – комедия, сатира, басня.
  • Отличительное деление героев на хороших и плохих.
  • Соблюдение принципа триединства времени, места, действия.

Классицизм в русской литературе

XVIII век

(Михаил Васильевич Ломоносов)

В России классицизм появился намного позже, чем в европейских государствах, так как его «завезли» вместе с европейскими произведениями и просвещением.   Существование стиля на русской почве принято укладывать в следующие рамки:

1. Конец 1720-х годов, литература петровского времени, светская литература, отличающаяся от церковной литературе, до этого господствующей в России.

Стиль стал развиваться вначале в переводных, затем и в оригинальных произведениях.  С развитием российской классической традиции связаны имена А. Д. Кантемира, А. П. Сумарокова и В. К. Тредиаковского (реформаторы и разработчики литературного языка, они работали над стихотворными формами – над одами и сатирами).

  1. 1730-1770 года – расцвет стиля и его эволюция. Связывается с именем М. В. Ломоносова, который писал трагедии, оды, поэмы.
  2. Последняя четверть XVIII века – появление сентиментализма и начало кризиса классицизма. Время позднего классицизма связывают с именем Д. И. Фонвизина, автора трагедий, драм и комедий; Г. Р. Державина (стихотворные формы), А. Н. Радищева (прозаические и стихотворные произведения).

(А. Н. Радищев, Д. И. Фонвизин, П. Я. Чаадаев)

Д. И. Фонвизин и А. Н. Радищев стали не только разработчиками, но и разрушителями стилистического единства классицизма: Фонвизин в комедиях нарушает принцип триединства, вводит неоднозначность в оценке героев. Радищев становится предвестником и разработчиком сентиментализма, обеспечивая повествованию психологизм, отвергая его условности.

(Представители классицизма)

XIX век

Считается, что классицизм просуществовал по инерции до 1820-х годов, однако во время позднего классицизма произведения, созданные в его рамках, были классическими только формально, либо его принципы использовались намеренно, для создания комического эффекта.

Русский классицизм начала 19 века отходит от своих прорывных черт:  утверждение первенства разума, гражданский пафос,  выступление против произвола религии, против её гнета над разумом, критика монархии.

Классицизм в зарубежной литературе

Классицизм изначальный опирался на теоретические разработки античных авторов – Аристотеля и Горация («Поэтика» и «Послание к Пизонам»).

В европейской литературе при идентичных принципах стиль заканчивает свое существование с 1720-х годов. Представители классицизма во Франции: Франсуа Малерб (поэтические произведения, реформация поэтического языка, ), Ж. Лафонтен (сатирические произведения, басня), Ж.-Б. Мольер (комедии), Вольтер (драма), Ж.-Ж. Руссо (поздний классицист-прозаик, предвестник сентиментализма).

В развитии классицизма европейского выделяют два этапа:

  • Развитие и расцвет монархии, способствующие позитивному развитию экономики, науки и культуры. На этом этапе представители классицизма видят своей задаче прославление монарха, утверждение её незыблемости (Франсуа Малерб, Пьер Корнель, ведущие жанры – ода, поэма, эпопея).
  • Кризис монархии, обнаружение недостатков в политическом строе. Писатели не прославляют, а больше критикуют монархию. (Ж. Лафонтен, Ж.-Б. Мольер, Вольтер, ведущие жанры – комедия, сатиры, эпиграмма).

xn----8sbiecm6bhdx8i.xn--p1ai

Классицизм и сентиментализм - Литература

Классицизм и сентиментализм

Содержание:

1. Обзор литературы 18 века.

2.Литературное направление.

3.Классицизм.

4.Черты классицизма.

5.Представители классицизма в литературе.

6.Особенности русского классицизма.

7.Сентиментализм.

8.Черты сентиментализма.

9.Представители сентиментализма в литературе.

10.Особенности русского сентиментализма.

11.Домашнее задание.

Обзор литературы 18 века. Словесность наша явилась вдруг в 18 веке. А.С.Пушкин.

18 век

17- начало 1730-1750 1760-1770 конец века

18 века

появление к л а с с и ц и з м сентиментализм

светской

Феофан Кантемир Майков Радищев

литературы

Прокопович Ломоносов Новиков Крылов

Сумароков Фонвизин Карамзин

Державин Дмитриев

Литературное направление -

Сложившаяся система взглядов на роль, задачи, особенности литературы среди группы писателей.

Классицизм

17-н.19 в.в.

( с латинского classicus- «образец», «образцовый»)

Задача – создать гармонию в произведении .

Черты классицизма.

1.Показ жизни такой, какая она должна быть.

2.Герой воплощает какую-то определенную черту характера (положительную или отрицательную).

3.Идеал-человек долга, приносящий пользу обществу, патриот, гражданин.

4.Ясность и четкость языка героев, нет характеристики через речь («одинаковый язык»).

5.Простота сюжета (нет фантастики).

6.Стройность композиции ( одна сюжетная линия).

7.Три единства: времени, места и действия.

8.Особое внимание к произведениям античности.

9.Строгость в жанровом делении.

10.Рационализм (соразмерность частей произведения)

Представители классицизма в России.

Особенности русского классицизма

Сентиментализм

вторая половина 18 в.

(от франц.sentiment – «чувство»)

Задача – заставить читателя сопереживать, сочувствовать героям, вызвать слезы умиления.

Черты сентиментализма.

1.В центре внимания – мир чувств героя.

2.Идеал- добродетельный герой с богатым духовным миром, умеющий сочувствовать.

3.Интерес и идеализация жизни простых людей.

4.Уделяется особое внимание природе, восхищение ею (пейзаж-иллюстрация чувств героя).

5.Духовное равенство всех людей вне зависимости от сословий.

6.Речь не является средством характеристики героев (как в классицизме).

7.Важная роль личности автора, который делится своими чувствами, мыслями.

8.Появляются эпистолярные жанры.

Представители сентиментализма в России.

  • А.Н.Радищев
  • В.А.Жуковский
  • Н.М.Карамзин

Особенности русского сентиментализма.

Домашнее задание

  • Выучить лекцию.
  • Выразительное чтение оды М.В.Ломоносова «На день восшествия на престол…».
  • Найти черты классицизма в оде.

multiurok.ru

Вводный урок. Литература 9 класс Классицизм

[email protected]

Муниципальное бюджетное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №4».Литература 9 класс.Проект. Классицизм в искусстве.

Классицизм в искусстве

Выполнила:

Гусишная Ксения

Ученица 11 А класса

Руководитель

Н.Н.Кудрявцева

Рецензент

Н.Н.Кудрявцева

Содержание:

  • Введение …………………………………………………………….стр. 3

  • Объект исследования……………………………………………….стр. 4

  • Предмет исследования……………………………………………...стр. 4

  • Цель нашей работы………………………………………………….стр. 4

  • Задачи работы………………………………………………………..стр. 4

  • Методы исследования……………………………………………….стр. 4

  • Этапы работы………………………………………………………...стр. 4

  • Список литературы………………………………………………….стр. 5

Введение

В литературе (трагедии П. Корнеля, Ж. Расина, Вольтера, комедии Мольера, поэма "Поэтическое искусство" и сатиры Н. Буало, басни Ж. Лафонтена, проза Ф. Ларошфуко, Ж. Лабрюйера во Франции, творчество веймарского периода И. В. Гете и Ф. Шиллера в Германии, оды М. В. Ломоносова и Г. Р. Державина, трагедии А. П. Сумарокова и Я. Б. Княжнина в России) ведущую роль играют значительные этические коллизии, нормативные типизированные образы. Для театрального искусства (Мондори, Дюпарк, М. Шанмеле, А. Л. Лекен, Ф. Ж. Тальма, Рашель во Франции, Ф. К. Нейбер в Германии, Ф. Г. Волков, И. А. Дмитревский в России) характерны торжественный, статичный строй спектаклей, размеренное чтение стихов. В музыкальном театре утвердились героика, нормативность и приподнятость стиля, логичная ясность драматургии, доминирование речитатива (оперы Ж. Б. Люлли во Франции) или вокальная виртуозность в ариях (итальянская опера-сериа), благородная простота и возвышенность (реформаторские оперы К. В. Глюка в Австрии). Архитектуре классицизма (Ж. Ардуэн-Мансар, Ж. А. Габриель, К. Н. Леду во Франции, К. Рен в Англии, В. И. Баженов, М. Ф. Казаков, А. Н. Воронихин, А. Д. Захаров, К. И. Росси в России) присущи четкость и геометризм форм, логичность планировки, сочетание гладкой стены с ордером и сдержанным декором. Изобразительное искусство (живописцы Н. Пуссен, К. Лоррен, Ж. Л. Давид, Ж. О. Д. Энгр, скульпторы Ж. Б. Пигаль, Э. М. Фальконе во Франции, скульпторы Г. Шадов в Германии, Б. Торвальдсен в Дании, А. Канова в Италии, живописцы А. П. Лосенко, Г. И. Угрюмов, скульпторы М. И. Козловский, И. П. Мартос в России) отличается логичным развертыванием сюжета, ясностью, уравновешенностью композиции.

Объект исследования – Классицизм в искусстве.

Предмет исследования – творчество представителей классицизма.Цель нашей работы – оформление слайдовой презентации по теме «Классицизм».

Задачи работы:

  • Изучить литературу по теме;

  • Познакомиться подробнее с творчеством представителей классицизма;

  • Найти и подобрать исторический материал, соответствующий нашим замыслам;

  • Найти аудиозаписи и репродукции картин, которые помогли бы лучше понять и усвоить тему;

  • Изучить материал по оформлению слайдов;

  • Выбрать стиль оформления, соответствующий материалу.

Методы исследования:

  • Методы теоретического анализа и синтеза работы по теме.

  • Метод моделирования и конкретизации.

  • Эмпирический метод: изучение литературы.

Этапы работы:

  • Изучение и отбор материала по данной теме.

  • Обработка собственного материала.

  • Создание слайдов.

  • Написание теоретического материала.

  • Оформление слайдов.

  • Представление работы.

  • Практическая работа.

Список литературы:

  • Козлова, Н. П. Ранний европейский классицизм/ Литературные манифесты западноевропейских классицистов. - М., 1980.

  • Крупчанова, Л. М. Введение в литературоведение: учеб. для вузов. – М. : ОНИКС, 2007.

  • Орлов, П. А. История русской литературы XVIII века: учеб. для ун-тов. –М. : Высшая школа, 1991.

  • Пахсарьян Н. Французская литература 17-18 вв.- (http://www.natapa.msk.ru/biblio/works/classicus.htm).

  • Поспелов, Г. Н. Проблемы исторического развития литературы. М., Просвещение, 1972.

infourok.ru

Материал к уроку в 9 классе на тему :"Особенности классицизма"

Классицизм(от лат.classicus – образцовый) – художественное направление в литературе и искусстве XVIII–начала XIX в., для которого характерны высокая гражданская тематика, строгое соблюдение определенных творческих норм и правил.

Родоначальники и последователи классицизма считали высшим образцом художественного творчества (совершенством, классикой) произведения античности.

Классицизм возник (в эпоху абсолютизма) сначала во Франции в XVII веке, затем распространился в других европейских странах.

В поэме «Поэтическое искусство» Н. Буало создал развернутую эстетическую теорию классицизма. Он утверждал, что литературные произведения создаются без вдохновения, но «рассудочным путем, после строгого обдумывания». В них все должно быть точно, ясно и стройно.

Писатели-классицисты целью литературы считали воспитание людей в верности абсолютистскому государству, а выполнение обязанностей перед государством и монархом – основной задачей гражданина.

По правилам эстетики классицизма, строго придерживающейся так называемой «иерархии жанров», трагедия, ода, эпопея относились к «высоким жанрам» и должны были разрабатывать особо значимые общественные проблемы. «Высоким жанрам» противостояли «низкие»: комедия, сатира, басня, «призванные отражать современную действительность» [16].

Драматические произведения в литературе классицизма подчинялись правилам «трех единств» – времени, места и действия.

1. Особенности русского классицизма

Русский классицизм не был простым подражанием западному.

В нем сильнее, чем на Западе, звучала критика недостатков общества. Наличие сатирической струи придавало произведениям классицистов правдивый характер.

С самого начала в русском классицизме сильно сказывалась связь с современностью, русской действительностью, которая освещалась в произведениях с точки зрения передовых идей.

Писатели-классицисты «создавали образы положительных героев, неспособных примириться с социальной несправедливостью, развивали патриотическую идею служения родине, пропагандировали высокие нравственные принципы гражданского долга и гуманного отношения к людям**.

Сентиментализм(от фр.sentiment – чувство, чувствительный) – художественное направление в литературе и искусстве, возникшее в Западной Европе в 20-е годы XVIII века. В России сентиментализм распространился в 70-е годы XVIII века, а в первую треть XIX века занял ведущее положение.

В то время как героями классицизма выступали полководцы, вожди, цари, вельможи, писатели-сентименталисты проявляли искренний интерес к личности, характеру человека (незнатного и небогатого), его внутреннему миру. Умение чувствовать рассматривалось сентименталистами как решающая черта и высокое достоинство человеческой личности. Слова Н. М. Карамзина из повести «Бедная Лиза» «и крестьянки любить умеют» указывали на относительно демократическую направленность сентиментализма. Воспринимая человеческую жизнь как скоротечную, писатели славили вечные ценности – любовь, дружбу и природу.

Сентименталисты обогатили русскую литературу такими жанрами, как путешествие, дневник, очерк, повесть, бытовой роман, элегия, переписка, «слезная комедия».

События в произведениях происходили в небольших городках или деревнях. Много описаний природы. Но пейзаж – это не просто фон, а живая природа, как бы заново открытая автором, прочувствованная им, воспринятая сердцем. Прогрессивные писатели-сентименталисты видели свое призвание в том, чтобы по возможности утешить людей в страданиях и горестях, обратить их к добродетели, гармонии и красоте.

Самый яркий представитель русских сентименталистов – Н. М. Карамзин.

От сентиментализма «распространились нити» не только к романтизму, но и к психологическому реализму.

2. Своеобразие русского сентиментализма

Русский сентиментализм – дворянско-консервативный.

Писатели-дворяне в своих произведениях изображали человека из народа, его внутренний мир, чувства. Для сентименталистов культ чувства стал средством ухода от действительности, от тех острых противоречий, которые существовали между помещиками и крепостным крестьянством, в узкий мир личных интересов, интимных переживаний.

Русские сентименталисты развивали мысль о том, что все люди, независимо от их общественного положения, способны на самые высокие чувства. А значит, по мысли Н. М. Карамзина, «во всяком состоянии человек может найти розы удовольствия». Если же и простым людям доступны радости жизни, то «не через изменение государственного и общественного строя, а через нравственное воспитание людей лежит путь к счастью всего общества».

Карамзин идеализирует отношения помещиков и крепостных. Крестьяне довольны своей жизнью и прославляют своих помещиков.

Романтизм(от фр.romantique – нечто таинственное, странное, нереальное) – художественное направление в литературе и искусстве, пришедшее на смену сентиментализму в конце XVIII – начале XIX века и яростно выступавшее против классицизма с его строгими правилами, стеснявшими свободу творчества писателей.

Романтизм – литературное направление, вызванное к жизни важными историческими событиями и общественными переменами. Для русских романтиков такими событиями были Отечественная война 1812 года и восстание декабристов. Взгляды писателей-романтиков на исторические события, на общество, на их позиции в обществе были резко несхожими – от бунтарских до реакционных, поэтому в романтизме следует различать два основных направления или течения – консервативное и прогрессивное.

Консервативные романтики брали сюжеты для своих произведений из прошлого, предавались мечтам о загробном мире, поэтизировали жизнь крестьян, их покорность, терпение и суеверие. Они «уводили» читателей от общественной борьбы в мир воображения. В. Г. Белинский написал о консервативном романтизме, что «это – желание, стремление, порыв, чувства, вздох, стон, жалоба на несовершенные надежды, которым не было имени, грусть по утраченном счастии.., это мир.., населенный тенями и призраками, конечно, очаровательными и милыми, но тем не менее неуловимыми; это – унылое, медленно текущее, никогда не оканчивающееся настоящее, которое оплакивает прошедшее и не видит перед собой будущего; наконец, это – любовь, которая питается грустью…»

Прогрессивные романтики подвергали резкой критике современную им действительность. Герои романтических поэм, лирических стихотворений, баллад имели сильный характер, не мирились с общественным злом, призывали к борьбе за свободу и счастье людей. (Поэты-декабристы, молодой Пушкин.)

Борьба за полную свободу творчества объединяла и прогрессивных, и консервативных романтиков. В романтизме основа конфликта – расхождение между мечтой и действительностью. Поэты и писатели стремились выразить свою мечту. Они создавали поэтические образы, соответствовавшие их представлениям об идеале.

Основным принципом построения образов в романтических произведениях стала личность поэта. Поэт-романтик, по словам В. А. Жуковского, смотрел на действительность «сквозь призму сердца». Так, гражданская поэзия была для него и глубоко личной поэзией.

Романтиков интересовало все яркое, необычное и неповторимое. Романтические герои – исключительные личности, охваченные великодушием и неистовой страстью. Обстановка, в которой они изображались, тоже исключительная и загадочная.

Поэты-романтики открыли для литературы богатство устного народного творчества, а также литературные памятники прошлого, не получившие до этого правильной оценки.

Богатый и сложный духовный мир романтического героя потребовал более широких и более гибких художественно-речевых средств. «В романтическом стиле основную роль начинает играть эмоциональная окраска слова, его вторичные значения, а предметное, основное значение отступает на второй план» [16]. Тому же стилистическому принципу подчиняются и разнообразные изобразительно-выразительные средства художественного языка. Романтики предпочитают эмоциональные эпитеты, яркие сравнения, необычные метафоры.

Реализм (от лат.realis – вещественный) – художественное направление в литературе и искусстве XIX века, для которого характерно стремление к правдивому изображению действительности.

Только со второй половины XVIII в. можно говорить о становлении русского реализма. Реализм этого периода литературоведение определило как реализм просветительский с его гражданственностью, интересом к человеку, тенденцией к демократизации, с ощутимыми чертами сатирического отношения к действительности.

В формировании русского реализма большую роль сыграли Д. И. Фонвизин, Н. И. Новиков, А. Н. Радищев, И. А. Крылов и другие писатели. В сатирических журналах Н. И. Новикова, в комедиях Д. И. Фонвизина, в «Путешествии из Петербурга в Москву» А. Н. Радищева, в баснях И. А. Крылова в центре внимания «не просто факты, люди и вещи, а те закономерности, которые действовали в жизни».

Главная черта реализма – умение писателя дать «типичные характеры в типичных обстоятельствах». Типичные характеры (образы) те, в которых наиболее полно воплощены важнейшие черты, характерные в определенный исторический период для той или иной общественной группы или явления.

Новый тип реализма сложился в XIX веке – это критический реализм, по-новому изображающий отношения человека и окружающей среды. Писатели «устремились» к жизни, открывая в обыденном, привычном ее течении законы существования человека и общества. Предметом глубокого социального анализа стал внутренний мир человека.

Таким образом, реализм (разные его формы) превратился в широкое и мощное литературное направление. Подлинным «родоначальником русской реалистической литературы, давшим совершенные образцы реалистического творчества», был Пушкин – великий народный поэт. (Для 1-й трети XIX века особенно характерно органическое сосуществование разных стилей в творчестве одного писателя. Пушкин был и романтиком, и реалистом, точно так же и другие выдающиеся русские писатели.) Великими реалистами были Л. Толстой и Ф. Достоевский, М. Салтыков-Щедрин и А. Чехов.

Домашнее задание.

Ответить на вопросы:

Чем романтизм отличается от классицизма и сентиментализма? Какие настроения свойственны романтическим героям? Расскажите о становлении и литературных истоках русского реализма. В чем своеобразие реализма? Расскажите о разных его формах.

infourok.ru

Классицизм как художественное направление в литературе XVII ст. Философское и эстетическое основание классицизма. Основные правила классицизма - план конспект урока зарубежной литературы

УРОК № 7

 

Тема. Классицизм как художественное направление в литературе XVII ст. Философское и эстетическое основание классицизма. Основные правила классицизма.

Цель: познакомить учащихся с литературным направлением классицизма, его особенностями, основными правилами, причинами возникновения; вызвать интерес учащихся к теме, дать возможность ощутить тогдашнюю историко-культурную атмосферу; развивать навыки устной речи и конспектирования; воспитывать эстетический вкус.

Оборудование: портреты Людовика XIII и Людовика XIV, кардинала Ришелье, Корнеля, Расина, Мольера; репродукции картин французских художников XVII в. с изображениями Версаля и представителей знати.

Тип урока: проблемный урок с элементами исследовательской работы.

 

ХОД УРОКА

И. Объявление результатов тематической аттестации N° 1. Анализ типичных ошибок

II. Мотивация учебной деятельности

Учитель. Эпоха барокко, с которой мы ознакомились на предыдущих уроках, была эпохой великих мистиков и философов - идеалистов. И не все мыслители и художники конца XVI - начала XVII в. тяготели к стилю барокко, т.е. сосредоточили свое внимание на сложности, парадоксальности, неопределенности бытия. Одновременно с иррациональной барочной сознанием, которая утверждает, что «жизнь - это сон», возникает принципиально новая - рациональная, которая сформировала иной подход к пониманию смысла бытия человека и предложила еще один выход из, казалось бы, безвыходной ситуации человеческого существования. Мы начнем знакомиться еще с одной историко-литературной эпохой, которая называется классицизмом. (Ученики записывают тему в тетради). Сегодня мы попытаемся выяснить причины возникновения классицизма и его особенности.

III. Работа над темой урока

Учитель. Классицизм - это художественная система, которая царила не только в литературе, но и в живописи, скульптуре, архитектуре и музыке. В эпоху Возрождения культурным центром Европы была Италия, в XVII в. им становится Франция. Некоторые ученые именно ее считают родиной классицизма. Вполне закономерным является вопрос: «Почему именно Франция, а не Германия или Италия?» Попробуем заглянуть в историю, чтобы ответить на него.

Сообщения учащихся по опережающим заданиям

Ситуация во Франции в XVII ст.

В XVII в. во Франции сложилась особая форма правления - абсолютизм (вся власть принадлежала одному человеку - королю). Была преодолена феодальная раздробленность, сломлено сопротивление феодалов; были установлены определенные законы, которые ограничивали свободу людей.

Создателем французского абсолютизма был кардинал Ришелье, который фактически руководил государством (экономикой, финансами, армией, дипломатическими связями) в период правления слабохарактерного и бездарного короля Людовика XIII. Стремясь сделать Францию такой же могущественной и просвещенной, как древний Рим эпохи Августа, Ришелье занимался искусством. Он основал Французскую Академию, через которую влиял на творчество писателей. Ришелье сделал литературу частью государственной идеологии, которая навязывала людям определенные взгляды и стереотипы.

После смерти Ришелье (1642) и короля Людовика XIII (1643 года) дворянство попыталось отобрать власть у малолетнего короля Людовика XIV, которому на тот момент исполнилось пять лет, но эта попытка оказалась неудачной; страной правила мать короля Анна Австрийская. в 1661 году двадцатитрехлетний король при-ступил к правлению. Людовик XIV (1638-1715), которого называли «Король - солнце», превратил Францию в самую могущественную державу Европы. Король - солнце с политической целью использовал имидж открытой, жизнерадостной и доступного человека, ценителя муз и покровителя искусств. Однако на самом деле это был коварный и хитрый политик, опасный мастер придворной интриги, который помнил о бывший мятеж.

Король считал себя преемником римских императоров, а своих подданных - потомками римлян. Он окружил себя художниками, поэтами, музыкантами, от которых требовалось прославлять могущество и великолепие правления короля. Французский двор стал центром искусств и законодателем вкусов. Знатные люди Германии, России, других государств Европы пытались подражать обычаи, моды, роскошь Парижа. В новом Версальском дворце король устраивал придворные балы, на которых должна была присутствовать вся знать. Любимым развлечением Людовика XIV был театр. Во времена его правления французское искусство (в частности театр и литература) достигло наивысшего расцвета, полностью сформировался французский классицизм.

Беседа с обобщением прослушанной информации

• Что стало причиной возникновения классицизма? (Укрепление монархической власти)

Запись в тетради

• Государственная идеология Франции = экономика + политика + наука + + искусство.

• Абсолютизм - государственная власть принадлежит монарху.

• Главные политические деятели Франции XVII вв.: кардинал Ришелье, Людовик XIV («Король-солнце») -» Государство - это я!».

• Причина возникновения классицизма - укрепления монархизма в государстве.

• Классицизм (от лат. classicus - образцовый) - художественное направление (течение) в искусстве и литературе XVII - начала XIX в., для которого характерны гражданская тематика, строгое соблюдение определенных творческих норм и правил.

Учитель. С искусства греков и римлян классицисты взяли лишь те правила, которые требовали соблюдения строгого порядка, логики и гармонии. Как известно, основой античной архитектуры является принцип прямых линий или идеального круга. Классицисты считали этот принцип победой разума над чувствами, а в эпоху Возрождения ценились прежде всего чувства. В этом и заключаются различия в поддержании и возрождении античного искусства разных времен. Кла-сицисти считали, что существуют определенные правила, по которым творится красота. Если художник точно следовал им, у него получится совершенный художественное произведение. Кроме того, классицизм - стиль в искусстве, который требует соблюдения строжайшей дисциплины формы и содержания. Французского писателя Никола Булла считают теоретиком эпохи классицизма. В трактате «Поэтическое искусство» он вывел правила классицизма.

Эпоха классицизма породила великих драматургов, которыми были трагики Корнель и Расин, комедиограф Мольер.

Критерии совершенного искусства - ум, логика, правила.

Правила классицизма

1) Изображение героев положительных (образец для подражания) или негативных (нравственный урок читателям).

2) Соблюдение в драматургии правила трех единств: единство действия (четкая композиция), единство времени (один день), единство места (в одном месте).

3) Подчеркивание в образах героев одной черты характера (честь, долг, храбрость, лицемерие, жадность и т.д.).

4) Конфликт страсти (сердца) и обязанности (разума) - разум побеждает.

5) Литературные жанры делились на «высокие» (ода, трагедия, эпопея, героическая поэма; величавая, торжественная речь), «средние» (научные произведения, элегии, сатиры; общеупотребительная речь), «низкие» (комедия, песни, письма в прозе, эпиграммы; разговорный стиль).

 

IV. Рефлексия

 

1. Работа в парах

Сформулировать ответ на вопрос: «Каким должно быть художественное произведение в соответствии с правилами классицизма?» (По правилам классицизма, каждое произведение должно быть целостным с точки зрения замысла и формы, тематики и речи, жанра и композиции. Логичность, единство, уравновешенность всех элементов текста - путь к совершенству и эстетического совершенства.)

2. «Микрофон»

Продолжите предложение: «Сегодня на уроке я узнал (удивился, почувствовал, возомнил)...»

 

V. Домашнее задание

 

Найти в словарях и выписать в тетради значение таких понятий: «трагедия», «трагикомедия», «драма»; найти сведения о биографии и творчестве Мольера.

zarlitra.in.ua