Презентация на тему "Паранаука". Паранаука в обществознании это


Паранаука - это... Наука, паранаука, псевдонаука

Паранаука - это изучение предметов, выходящих за рамки традиционной науки, потому что они не могут быть объяснены принятой научной теорией или проверены обычными научными методами. Это исследование может быть связано с явлениями, которые, как предполагается, выходят за рамки научного исследования или для которых не существует научного объяснения.

Альтернативная наука

Паранаука - это то, что принято рассматривать как неортодоксальное или неприемлемое научным сообществом, однако «альтернативные» науки все же вызывают определенный интерес у общества, иначе бы их не было так много. А сколько псевдонаучных знаний, отвергаемых на определенном этапе истории, со временем все же оправдали себя?

Приведем такой пример паранауки, которая отстояла свое право на существование. В начале 1800-х годов союз ученых того времени утверждал, что в космосе не было «скал». Поэтому существование метеоритов было запрещенной теорией, и любые открытия или наблюдения упавших богатых железом камней были не более чем просто бесполезные крестьянские суеверия. В то время «метеориты» находились в той же области псевдонауки, что и современные похищения НЛО и наблюдения Йети.

В конечном итоге было обнаружено, что мнение научного мейнстрима было в корне неправильным: метеориты существуют. Это так же верно, как и утверждение о том, что Земля вертится, хотя за это инакомыслие сожгли когда-то великого ученого Галилео Галилея. Можно ли считать изучение метеоритов одним из видов лженауки? Конечно, нет. Они были реальными, хотя научное сообщество осквернило их существование и называло его суеверной глупостью. Паранаука - это то, чего или нет, или просто еще нет достоверных доказательств того, что на самом деле является истинныи знанием.

Наука и паранаука

Другой пример: на рубеже веков создание человекопогружных летательных аппаратов, как известно, было невозможным без использования современных технологий. Доктор С. Ньюкомб доказал это, и научное сообщество расценило изобретателей «летающих машин» как шарлатанов. Поэтому Лэнгли и Братья Райт не практиковали «науку», поскольку подвиги, которые они пытались совершить, были заранее объявлены как невозможные. Совсем немногие ученые того времени рассмотрели бы их усилия как имеющие какое-либо отношение к законной науке.

Однако десятилетия доказали, что мнение научного мира было ошибочным, и аэродинамика уже не была лже-наукой, паранаукой, псевдонаукой, как о ней думали в 1900 году. Даже в 1906 году, после успеха братьев Райт, американские ученые по-прежнему высмеивали летательные аппараты, а сами изобретатели считались лжецами. С другой стороны, если бы законы природы были немного другими, и если бы Райт просто обманывали себя, то сегодня самолеты были бы не более чем мифами, и их работа в настоящее время классифицировалась бы как глупость.

Поэтому если огромные двуногие нечеловеческие приматы действительно занимают леса Орегона и Вашингтона, тогда те, кто изучают снежного человека, являются параучеными. Но если таких существ не существует, то их исследование является лженаукой. То же самое касается различных частей парапсихологии, исследований антигравитации, стремления к энергетическим машинам с нулевой точкой и т. д. Может быть, в конечном итоге они будут считаться действительной наукой, но в настоящее время это не так. Это может показать только время, если они не пройдут эту проверку, то даже в будущем они будут считаться псевдонауками.

Отрицать паранауку - препятствовать прогрессу?

Очевидно, что здесь есть проблема: редко, но иногда новые области исследований, которые когда-то были широко расценены как лженаука, позже подтвердаются. Только оглядываясь назад, только после того, как определенное поле стало успешным, можно сделать подобные выводы. Ученые, которые когда-то рассматривали космические путешествия и континентальный дрейф с презрением, сегодня предстают темными глупцами, которые в свое время препятствовали прогрессу.

Большая часть современных ученых надеется устранить неизвестность, применив клеймо лженауки ко всему, что находится за пределами законного знания. Является ли это разумным? Кто знает? Это, по-видимому, основано на нетерпимости к новым идеям и страхе ошибиться в предвзятости нетрадиционных идей. История показывает, что эти действия неоднократно мешали продвижению истинного знания. Но нужно не принимать всерьез новые, пока не проверенные и кажущиеся странными области исследования.

Популярные псевдонауки

Известными являются следующие альтернативные науки:

  • алхимия;
  • акупунктура;
  • антропософия;
  • астрология;
  • эзотерика;
  • геомантия;
  • оккультизм;
  • парапсихология;
  • телепатия.

Примерами и объектами изучения этих наук являются древние астронавты, Бермудский треугольник, НЛО, психокинез, психическое исцеление, сила пирамид, реинкарнация, бессмертие, астральная проекция, потерянные континенты, коммуникация растений, энергия оргона, дианетика и так далее.

На протяжении десятилетий субъекты и сторонники оккультизма и лженауки приходят и уходят, а терпимость публики и увлечение культистскими теориями смещается подобно ветру. Но, по общему согласию, последнее десятилетие вызвало поток интереса к тому, что называют квазинаукой. Пограничная наука, лженаука, паранормальные явления, оккультизм, мистика, культы неразумия - что это? Новый иррационализм или новая глупость?

Особенности паранауки

Демаркация между наукой и лженаукой является частью более масштабной задачи - определения того, какие убеждения эпистемически оправданы. Какова специфика лженауки по отношению к другим категориям ненаучных доктрин и практик? Самое старое известное использование слова «лженаука» датируется 1796 годом, когда историк Джеймс Петтит Андрю упомянул алхимию как «фантастическую псевдонауку» (Oxford English Dictionary). Слово использовалось с 1880-х годов. На протяжении всей своей истории оно имело явно порочащий смысл.

Было бы странно, если бы кто-то с гордостью описал свою деятельность как лженауку. Поскольку уничижительная коннотация является существенной характеристикой слова «лженаука», попытка вывести бесценное определение термина не имеет смысла.

Философия и паранаука

Общее использование термина «наука» можно охарактеризовать как частично описательное, частично нормативное. Когда деятельность признается как наука, это обычно подразумевает признание ее положительной роли в наших стремлениях к познанию. С другой стороны, концепция науки была сформирована в результате исторического процесса, и многие непредвиденные обстоятельства влияют на то, что мы называем или не называем наукой.

Лучше всего сосредоточиться на описательном содержании и указать, как этот термин используется на самом деле. В качестве альтернативы можно сосредоточиться на нормативном элементе и прояснить более фундаментальное значение этого термина. Последний подход был выбором большинства философов, которые изучали этот вопрос. Он предполагает некоторую степень идеализации в отношении общего использования термина «наука».

Английское слово «science» в основном используется в естественных науках и других областях исследований, которые считаются похожими на них. Следовательно, политическая экономика и социология считаются науками, тогда как исследования литературы и истории обычно ими не являются. Соответствующее немецкое слово «wissenschaft» имеет гораздо более широкое значение и включает в себя все академические специальности, в том числе гуманитарные. Немецкий термин имеет преимущество более адекватного разграничения типа систематического знания, которое поставлено на карту в конфликте между наукой и лженаукой.

Что еще более важно, естественные, социальные и гуманитарные науки являются частью одного и того же человеческого усилия, а именно систематических и критических исследований, направленных на получение наилучшего понимания деятельности природы, людей и человеческого общества. Дисциплины, которые формируют это сообщество дисциплинарных знаний, становятся все более взаимозависимыми. Со второй половины 20-го века интегративные дисциплины, такие как астрофизика, эволюционная биология, биохимия, экология, квантовая химия, нейронаука и теория игр, развивались с огромной скоростью и способствовали объединению ранее не связанных дисциплин.

Конфликт между наукой и лженаукой

С одной стороны конфликта мы находим сообщество дисциплин знаний, которое включает естественные, социальные и гуманитарные науки. С другой стороны, имеет место большое разнообразие движений и доктрин, таких как креационизм, астрология, гомеопатия и отрицание холокоста, которые противоречат результатам и методам, что общеприняты в сообществе дисциплин знаний.

Скептицизм и паранаука

Во-первых, скептицизм - это философский метод, который основан на том, что исследователь сомневается в тривиальных истинах, таких как существование внешнего мира. Это было и остается очень полезным методом для обоснования предположительно определенных убеждений. Во-вторых, критику лженауки часто называют скептицизмом. Это термин, наиболее часто используемый организациями, посвященными раскрытию лженауки. В-третьих, оппозиция научному консенсусу в конкретных областях иногда называется скептицизмом. Например, отрицатели климатической науки часто называют себя «климатическими скептиками».

Паранаука - это тупик или шаг вперед?

Нежелание принимать фактические утверждения является традиционным критерием лженауки. Философы и другие теоретики науки широко расходятся в своих взглядах касательно техи или иных вопросов. Философское размышление о лженауке породило другие интересные проблемные области в дополнение к демаркации между наукой и лженаукой.

Примерами можно назвать науку и религию, природу и обоснование методологического натурализма, а также смысл или бессмысленность понятия сверхъестественных явлений. Некоторые из этих проблемных областей еще не получили большого философского внимания.

fb.ru

ПАРАНАУКА - это... Что такое ПАРАНАУКА?

    ПАРАНАУКА (греч. παρά — везде, около, вне) — термин, обозначающий многообразие сопутствующих науке идейнотеоретических учений и течений, существующих за ее пределами, но связанных с ней определенной общностью проблематики или методологии.

    Понятие паранауки сформулировано в рамках философии и социологии науки и фиксирует ряд результатов рефлексии о природе науки и ее взаимодействии с окружением, в частности стремление провести демаркационную линию между наукой и иными типами знания.

    Во-первых, в понятии паранауки отражается то обстоятельство, что содержание самой науки неоднородно и некоторые из ее элементов могут не укладываться в идеалы научной рациональности, соответствующие доминирующей теоретической парадигме. Тогда название паранауки может получить новая и еще не завоевавшая авторитета теория (космонавтика К. Э. Циолковского в нач. 20 в. или гелиобиология А. Л. Чижевского), которая со временем имеет шанс войти в сферу “нормальной науки” (Т. Кун). Ее отличает отсутствие развитой теоретической схемы на фоне провозглашения новой научной картины мира, в результате чего теоретическая интерпретация эмпирического материала строится непосредственно на основе последней. Наряду с блестящими теоретическими гипотезами в ней присутствует опора на непроверенные факты, противоречивость логических построений, неразработанность вспомогательных теорий или практических приложений. Название паранауки нередко получают и устаревшие, деградировавшие научные теории, не учитывающие многочисленных опровержений и новых научных данных. В подобных случаях паранаука тождественна понятиям “альтернативной” или “девиантной” наук.

    Во-вторых, понятие паранауки фиксирует то, что идеалы научной рациональности не обязательны также и для целого ряда иных видов познания (практического и практически-духовного освоения мира, в частности). Некоторые практические традиции, порой намеренно демонстрируя оппозиционность к науке, выступают в форме “народных наук” (“органическая агрикультура” Р. Штейнера, народная медицина, народная архитектура, народная педагогика, народная метеорология и синоптика и пр.). “Народные науки” обычно представляют собой концентрированное выражение практического и обыденного опыта, приспособленное к традиционным условиям жизни. “Народные науки” могут органически дополнять науку и технологию или даже заменять их при определенных обстоятельствах (народная медицина в эпоху “культурной революции” в Китае). Нередко они содержат знания, дающие позитивный импульс развитию науки и техники (фор     ма поморского коча была использована при проектировании первых ледоколов). Вместе с тем превознесение результатов “народной науки” приводит к ее деградации (противопоставление мичуринской опытной селекции научной генетике). В последнем случае велик шанс превращения “народной науки” в псевдонауку. В США, напр., широко распространено присвоение имени “наука” (science) всякой системе знания, оформленной в школьную или университетскую специальность. Возникает широкий спектр “сельскохозяйственных наук”, “семейных наук”, “кулинарных наук”, “музыкальных наук”, “спортивных наук” и пр. Эти дисциплины учат полезным знаниям и навыкам, но не содержат системы идеальных объектов, процедур научного объяснения и предсказания и потому не поднимаются выше систематизированного и дидактически оформленного опыта, оставаясь прикладными руководствами по различной тематике. Др. вид псевдонаук представляет собой околонаучная публицистика, спекулирующая на имеющей громкое общественное звучание или, напротив, таинственной тематике. Такова “уфология”, или “наука об НЛО” (UFO — английская аббревиатура “неопознанных летающих объектов”), содержащая фантастические гипотезы и массу малодостоверных фактов. Здесь и исследования паранормальных феноменов (парапсихология, теория биоригмов, биоэнергетика и т п.), постулирующие существование особых, неизвестных науке субстанций и природных сил или преувеличивающие роль определенных природных закономерностей.     Самостоятельный тип паранаук представляют собой “оккультные науки” (алхимия, астрология, френология, геомантия, хиромантия, физиогномика, толкование сновидений). В каждой из них существует свое теоретико-подобное учение, основанное на вере в сверхъестественное, и выдвигаются амбициозные претензии на чрезвычайную эффективность практических приложений. “Оккультные науки” опираются на натурфилософские теории и древние мифы, народный опыт и некоторые научные факты и методы, направляя все это синкретическое единство на то, чтобы “предсказывать судьбу” и способствовать ее оптимальному развертыванию. Деятели таких наук создают академии и университеты, присуждают и получают ученые степени и звания, открывают журналы, тщательно имитируя структуру науки и научного образования, и в то же время критикуют науку за догматизм и сциентизм.

    Именно для таких паранаук типично выдвижение претензий на статус науки в целях обеспечения себе более благоприятных социальных условий. Паранауки нередко бывают связаны со всякого рода оппозиционными или маргинальными общественными движениями, политическим радикализмом и т. п. Адепты и сторонники таких паранаук избегают присущей науке самокритики, культивируют фанатизм, сектантство, идеологическую пропаганду, популистскую риторику, не чужды стремления к политической власти или влиянию. Значение паранауки не только в том, что они удовлетворяют духовные потребности невежественных людей. Паранаука в ее современном виде — естественный спутник науки и вместе с тем вызов ей в условиях демократического общественного устройства, когда наука вынуждена вести диалог с другими социокультурными системами и не может окончательно устранить оппонентов.

    Лит.: Волъкенштейн М. В. О феномене псевдонауки.— “Природа”, 1983, № 11 ; Заблуждающийся разум. Многообразие вненаучного знания. М., 1990; КасавинИ. Т. Познание в мире традиций. М., 1990; Мигдал А. Поиски истины. М., 1983; Филатов В. П. Научное познание и мир человека. М., 1989; Philosophy of Science and the Occult. Albany, 1982; RadnerD., Radner М. Science and Unreason. Belmont, 1982; Velikovskyl. Worlds in Collision. L., 1950.

    И. Т. Касавин

Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль. Под редакцией В. С. Стёпина. 2001.

dic.academic.ru

Презентация на тему "Паранаука" по обществознанию для 6 класса

Слайд 3

(от греч. para — около, возле, при) — термин, обозначающий многообразие сопутствующих науке идейно-теоретических учений и течений, существующих за ее пределами, но связанных с нею определенной общностью проблематики или методологии. Во-первых, понятие «П.» выражает то обстоятельство, что содержание самой науки неоднородно и некоторые из ее элементов могут не укладываться в идеалы научной рациональности, соответствующие доминирующей теоретической парадигме. Тогда название П. может получить новая и еще не завоевавшая авторитета теория (космонавтика К.Э. Циолковского в нач. 20 в. или гелиобиология А.Л. Чижевского в наши дни), которая со временем имеет шанс войти в сферу «нормальной науки» (Т. Кун). Такую теорию отличает отсутствие развитой теоретической схемы на фоне провозглашения новой научной картины мира, в результате чего теоретическая интерпретация эмпирического материала строится непосредственно на основе последней. Наряду с блестящими теоретическими гипотезами в подобной теории присутствуют опора на непроверенные факты и противоречивые логические построения, неразработанность вспомогательных теорий или практических приложений. Название П. нередко получают и устаревшие, деградировавшие научные теории, не учитывающие многочисленных опровержений и новых научных данных. Их сторонники продолжают строить вечные двигатели, истолковывать таблицу химических элементов в рамках гипотезы У. Праута, искать квадратуру круга или детерминистскую интерпретацию квантовой механики. В подобных случаях П. тождественна понятиям «альтернативной» или «девиантной» науки. Во-вторых, понятие «П.» фиксирует то, что идеалы научной рациональности не обязательны также и для целого ряда иных видов познания (практического и практически-духовного освоения мира, в частности). Оппозиционные науке практические традиции нередко выступают в форме «народных наук» («органическая агрикультура» Р. Штейнера, народная медицина, народная архитектура, народная педагогика, народная метеорология и синоптика и пр.). «Народные науки» обычно опираются на организмически-мифическую картину мира и представляют собой концентрированные выражения практического и обыденного опыта, приспособленные к традиционным условиям жизни. Их ценность определяется тем, насколько традиционные обычаи и знания применимы за пределами данных традиций. «Народные науки» могут органически дополнять науку и технологию или даже заменять их при определенных обстоятельствах (народная медицина в эпоху «культурной революции» в Китае). Нередко они содержат знания, дающие позитивный импульс развитию науки и техники (форма поморского коча была использована при проектировании первых ледоколов). Превознесение результатов «народной науки» приводит к ее деградации (противопоставление мичуринской опытной селекции научной генетике). В последнем случае велик шанс превращения «народной науки» впсевдонауку. В США, к примеру, широко распространено присвоение имени «наука» (science) всякой системе знания, оформленной в школьную или университетскую специальность. Возникает широкий спектр «сельскохозяйственных наук», «семейных наук», «кулинарных наук», «музыкальных наук», «спортивных наук» и пр. Эти дисциплины учат полезным знаниям и навыкам, но не содержат системы идеальных объектов, процедур научного объяснения и предсказания и потому не поднимаются выше систематизированного и дидактически оформленного опыта, оставаясь прикладными руководствами по различной тематике. Др. вид псевдонаук представляет собой околонаучную публицистику, спекулирующую на тематике, имеющей громкое общественное звучание или, напротив, таинственной. Такова «уфология», или «наука об НЛО» (UFO — англ. аббревиатура «неопознанных летающих объектов»), содержащая фантастические гипотезы и массу малодостоверных фактов. Аналогична ей и «теория мировых катастроф» амер. психиатра И. Великовского, претендующая на объяснение явлений природы, описанных в Ветхом Завете. Здесь и исследования паранормальных феноменов (парапсихология, теория биоритмов, биоэнергетика и т.п.), постулирующие существование особых, неизвестных науке субстанций и природных сил или преувеличивающие роль определенных природных закономерностей. Самостоятельный тип П. представляют собой «оккультные науки» (алхимия, астрология, френология, геомантия, хиромантия, физиогномика, толкование сновидений). Это в той или иной мере теоретикоподобные учения, основанные на вере в сверхъестественное и отличающиеся выраженными претензиями на эффективность своих практических приложений. «Оккультные науки» опираются на натурфилософские теории и др. мифы, народный опыт и некоторые научные факты и методы, направляя все это синкретическое единство на то, чтобы предсказывать судьбу и способствовать ее оптимальному развертыванию. Этому призваны служить поиск «жизненного эликсира» или составление гороскопа, прослеживание «линий судьбы» по руке или прогноз, исходящий из символики сновидений. Современные шаманы создают академии и ун-ты, присуждают и получают ученые степени и звания, открывают специальные журналы, тщательно имитируя структуру науки и научного образования, и в то же время критикуют науку за догматизм и сциентизм. Как паранаука помогает познавать мир На главную

pptcloud.ru

паранаука это что такое паранаука: определение — Философия.НЭС

ПАРАНАУКА

идеи и концепции, относительно которых не существует твердого консенсуса среди членов соответствующего сообщества ученых в признании их полноправными элементами системы научного познания (парапсихология, евгеника и др.). Как правило, в паранауке фиксируется ряд действительно имеющих место фактов и опытных данных, но либо количество и содержание этих фактов трудно поддаются объективной, научно—общезначимой оценке, либо они вступают в противоречие с имеющимися теориями, относящимися к данной предметной области. Поскольку паранаука — амбивалентна по своему существу и значимости, постольку она может быть как точкой будущего научного прогресса, так и отвлекающим фактором в ее развитии, требующим значительных усилий для доказательства либо неадекватной формулировки действительно важной проблемы, либо ее неразрешимости в принципе. (См. наука, лженаука, научный консенсус).

Оцените определение:

Источник: Философия науки: Словарь основных терминов

ПАРАНАУКА

совокупность разл. отраслей знания, претендующих на объяснение действительности вне рамок науч. знания в его собств. смысле, но с использованием его средств и форм выражения. П. не представляет собой концептуальную или теор. целостность и фактически не имеет под собой к.-л. системного парадигматического основания. Возникновение и развитие П. связано с кризисом классич. естествознания (вторая половина XIX — начало XX вв.) и уверенности в возможности точного, непротиворечивого и фактически обоснованного знания, основанного на некой универсальной объяснительной схеме (напр., теор. механика Ньютона). Однако сам соблазн построения такой завершенной картины мира сохранился и реализовался в целом спектре «паранауч. теорий» (из к-рых наиболее известны парапсихология и парафизика). Наиболее общим признаком разл. паранаучных концепций явл. апеллирование к идеям и принципам оккультизма, стремление объяснить действительность с т.зр. древних, тайных, забытых и т.п. знаний. Однако в отличие от традиц. оккультизма, П. носит популярный характер и явл. одним из типичных феноменов массовой культуры. Во второй половине XX в. возник ряд направлений П., отразивших достижения науч.-техн. прогресса, к числу крых относятся т.н. уфология (от англ. UFO — Unidentified Flying Object — неопознанный летающий объект; исследование НЛО как свидетельств посещения инопланетными цивилизациями Земли в настоящем) и теория «палеоконтактов» Э. фон Деникена (объяснение феноменов прошлого с т.зр. влияния инопланетных цивилизаций). С конца XX в. в П. все большее внимание уделяется т.н. «пси-феноменам», под к-рыми подразумеваются ресурсы чел. психики, недоступные «офиц. науке» (ясновидение, телепатия и т.п.). В англоязычной лит-ре под названием П. иногда фигурируют «пограничные» отрасли науч. знания, разрабатывающие проблемы, не имеющие на данный момент адекватного объяснения в совр. науке, но не выходящие за пределы общепринятых стандартов и установок науч. исследования. Как синонимы термина «П.» в его общем значении употребляются термины «квазинаука» и «псевдонаука». Е.В.Гутов

Оцените определение:

Источник: История и философия науки. Энциклопедический словарь

ПАРАНАУКА

термин, обозначающий многообразие сопутствующих науке идейнотеоретических учений и течений, существующих за ее пределами, но связанных с ней определенной общностью проблематики или методологии.

Понятие паранауки сформулировано в рамках философии и социологии науки и фиксирует ряд результатов рефлексии о природе науки и ее взаимодействии с окружением, в частности стремление провести демаркационную линию между наукой и иными типами знания.

Во-первых, в понятии паранауки отражается то обстоятельство, что содержание самой науки неоднородно и некоторые из ее элементов могут не укладываться в идеалы научной рациональности, соответствующие доминирующей теоретической парадигме. Тогда название паранауки может получить новая и еще не завоевавшая авторитета теория (космонавтика К. Э. Циолковского в нач. 20 в. или гелиобиология А. Л. Чижевского), которая со временем имеет шанс войти в сферу «нормальной науки» (Т. Кун). Ее отличает отсутствие развитой теоретической схемы на фоне провозглашения новой научной картины мира, в результате чего теоретическая интерпретация эмпирического материала строится непосредственно на основе последней. Наряду с блестящими теоретическими гипотезами в ней присутствует опора на непроверенные факты, противоречивость логических построений, неразработанность вспомогательных теорий или практических приложений. Название паранауки нередко получают и устаревшие, деградировавшие научные теории, не учитывающие многочисленных опровержений и новых научных данных. В подобных случаях паранаука тождественна понятиям «альтернативной» или «девиантной» наук.

Во-вторых, понятие паранауки фиксирует то, что идеалы научной рациональности не обязательны также и для целого ряда иных видов познания (практического и практически-духовного освоения мира, в частности). Некоторые практические традиции, порой намеренно демонстрируя оппозиционность к науке, выступают в форме «народных наук» («органическая агрикультура» Р. Штейнера, народная медицина, народная архитектура, народная педагогика, народная метеорология и синоптика и пр.). «Народные науки» обычно представляют собой концентрированное выражение практического и обыденного опыта, приспособленное к традиционным условиям жизни. «Народные науки» могут органически дополнять науку и технологию или даже заменять их при определенных обстоятельствах (народная медицина в эпоху «культурной революции» в Китае). Нередко они содержат знания, дающие позитивный импульс развитию науки и техники (форма поморского коча была использована при проектировании первых ледоколов). Вместе с тем превознесение результатов «народной науки» приводит к ее деградации (противопоставление мичуринской опытной селекции научной генетике). В последнем случае велик шанс превращения «народной науки» в псевдонауку. В США, напр., широко распространено присвоение имени «наука» (science) всякой системе знания, оформленной в школьную или университетскую специальность. Возникает широкий спектр «сельскохозяйственных наук», «семейных наук», «кулинарных наук», «музыкальных наук», «спортивных наук» и пр. Эти дисциплины учат полезным знаниям и навыкам, но не содержат системы идеальных объектов, процедур научного объяснения и предсказания и потому не поднимаются выше систематизированного и дидактически оформленного опыта, оставаясь прикладными руководствами по различной тематике. Др. вид псевдонаук представляет собой околонаучная публицистика, спекулирующая на имеющей громкое общественное звучание или, напротив, таинственной тематике. Такова «уфология», или «наука об НЛО» (UFO — английская аббревиатура «неопознанных летающих объектов»), содержащая фантастические гипотезы и массу малодостоверных фактов. Здесь и исследования паранормальных феноменов (парапсихология, теория биоригмов, биоэнергетика и т п.), постулирующие существование особых, неизвестных науке субстанций и природных сил или преувеличивающие роль определенных природных закономерностей.

Самостоятельный тип паранаук представляют собой «оккультные науки» (алхимия, астрология, френология, геомантия, хиромантия, физиогномика, толкование сновидений). В каждой из них существует свое теоретико-подобное учение, основанное на вере в сверхъестественное, и выдвигаются амбициозные претензии на чрезвычайную эффективность практических приложений. «Оккультные науки» опираются на натурфилософские теории и древние мифы, народный опыт и некоторые научные факты и методы, направляя все это синкретическое единство на то, чтобы «предсказывать судьбу» и способствовать ее оптимальному развертыванию. Деятели таких наук создают академии и университеты, присуждают и получают ученые степени и звания, открывают журналы, тщательно имитируя структуру науки и научного образования, и в то же время критикуют науку за догматизм и сциентизм.

Именно для таких паранаук типично выдвижение претензий на статус науки в целях обеспечения себе более благоприятных социальных условий. Паранауки нередко бывают связаны со всякого рода оппозиционными или маргинальными общественными движениями, политическим радикализмом и т. п. Адепты и сторонники таких паранаук избегают присущей науке самокритики, культивируют фанатизм, сектантство, идеологическую пропаганду, популистскую риторику, не чужды стремления к политической власти или влиянию. Значение паранауки не только в том, что они удовлетворяют духовные потребности невежественных людей. Паранаука в ее современном виде — естественный спутник науки и вместе с тем вызов ей в условиях демократического общественного устройства, когда наука вынуждена вести диалог с другими социокультурными системами и не может окончательно устранить оппонентов.

Лит.: Волъкенштейн М. В. О феномене псевдонауки.— «Природа», 1983, № 11 ; Заблуждающийся разум. Многообразие вненаучного знания. М., 1990; КасавинИ. Т. Познание в мире традиций. М., 1990;

МигдалА. Поиски истины. М., 1983; Филатов В. П. Научное познание и мир человека. М., 1989; Philosophy of Science and the Occult. Albany, 1982; RadnerD., Radner М. Science and Unreason. Belmont, 1982; Velikovskyl. Worlds in Collision. L., 1950.

И. Т. Касавин

Оцените определение:

Источник: Новая философская энциклопедия

паранаука

ПАРАНАУКА (от греч. рага — здесь: «около», «возле», «при», «вне») — термин, обозначающий многообразие сопутствующих науке идейно-теоретических учений и течений, существующих за ее пределами, но связанных с ней определенной общностью проблематики или методологии.         Понятие «П.» сформулировано в рамках философии и социологии науки и фиксирует ряд результатов рефлексии о природе науки и ее взаимодействии с окружением, в частности — стремление провести демаркационную линию между наукой и иными типами знания.         Во-первых, понятие «П.» выражает то обстоятельство, что содержание самой науки неоднородно и некоторые из ее элементов могут не укладываться в идеалы научной рациональности, соответствующие доминирующей теоретической парадигме. Тогда название «П.» может получить новая и еще не завоевавшая авторитета теория (космонавтика К.Э. Циолковского в начале 20 в. или гелиобиология А.Л. Чижевского в наши дни), которая со временем имеет шанс войти в сферу «нормальной науки» (Т. Кун). Ее отличает отсутствие развитой теоретической схемы на фоне провозглашения новой научной картины мира, в результате чего теоретическая интерпретация эмпирического материала строится непосредственно на основе последней. Наряду с блестящими теоретическими гипотезами в ней присутствует опора на непроверенные факты и противоречивые логические построения, неразработанность вспомогательных теорий или практических приложений. Название «П.» нередко получают и устаревшие, деградировавшие научные теории, не учитывающие многочисленных опровержений и новых научных данных. Их сторонники продолжают строить вечные двигатели, истолковывать таблицу химических элементов в рамках гипотезы У Праута, искать квадратуру круга или детерминистскую интерпретацию квантовой механики. В подобных случаях «П.» тождественна понятиям «альтернативной» или «девиантной» науки.         Во-вторых, понятие «П.» фиксирует то, что идеалы научной рациональности не обязательны также и для целого ряда иных видов познания (практического и практически-духовного освоения мира в частности). Оппозиционные науке практические традиции нередко выступают в форме «народных наук» («органическая агрикультура» Р. Штейнера, народная медицина, народная архитектура, народная педагогика, народная метеорология и синоптика и пр.). «Народные науки» обычно опираются на организмически-мифическую картину мира и представляют собой концентрированные выражения практического и обыденного опыта, приспособленные к традиционным условиям жизни. Их ценность определяется тем, насколько традиционные обычаи и знания применимы за пределами данных традиций. «Народные науки» могут органически дополнять науку и технологию или даже заменять их при определенных обстоятельствах (народная медицина в эпоху «культурной революции» в Китае). Нередко они содержат знания, дающие позитивный импульс развитию науки и техники (форма поморского коча была использована при проектировании первых ледоколов). Превознесение результатов «народной науки» приводит к ее деградации (противопоставление мичуринской опытной селекции научной генетике).         В последнем случае велик шанс превращения «народной науки» в псевдонауку. В США, напр., широко распространено присвоение имени «наука» (science) всякой системе знания, оформленной в школьную или университетскую специальность. Возникает широкий спектр «сельскохозяйственных наук», «семейных наук», «кулинарных наук», «музыкальных наук», «спортивных наук» и пр. Эти дисциплины учат полезным знаниям и навыкам, но не содержат системы идеализированных объектов, процедур научного объяснения и предсказания и потому не поднимаются выше систематизированного и дидактически оформленного опыта, оставаясь прикладными руководствами по различной тематике. Другой вид псевдонаук представляет собой околонаучная публицистика, спекулирующая на имеющей громкое общественное звучание или, напротив, таинственной тематике. Такова «уфология», или «наука об НЛО» (UFO — английская аббревиатура «неопознанных летающих объектов»), содержащая фантастические гипотезы и массу малодостоверных фактов. Аналогична ей и «теория мировых катастроф», американского психиатра И. Великовского, претендующая на объяснение якобы реальных явлений природы, описанных в Ветхом Завете. Здесь и исследования паранормальных феноменов (парапсихология, теория биоритмов, биоэнергетика и т.п.), постулирующие существование особых, неизвестных науке субстанций и природных сил или преувеличивающие роль определенных природных закономерностей.         Самостоятельный тип П. представляют собой «оккультные науки» (алхимия, астрология, френология, геомантия, хиромантия, физиогномика, толкование сновидений). Они представляют собой в той или иной мере теоретикоподобные учения, основанные на вере в сверхъестественное и отличающиеся выраженными претензиями на эффективность своих практических приложений. «Оккультные науки» (см. Оккультизм) опираются на натурфилософские теории и древние мифы, народный опыт и некоторые научные факты и методы, направляя все это синкретическое единство на то, чтобы предсказывать судьбу и способствовать ее оптимальному развертыванию. Этому призваны служить поиск «жизненного эликсира» или составление гороскопа, прослеживание «линий судьбы» по руке или прогноз, исходящий из символики сновидений. Современные шаманы создают академии и университеты, присуждают и получают ученые степени и звания, открывают специальные журналы, тщательно имитируя структуру науки и научного образования, и в то же время критикуют науку за догматизм и сциентизм.         Именно для таких П. типично выдвижение неоправданных претензий на статус науки в целях обеспечения себе более благоприятных социальных условий. П. нередко связаны с самыми разными оппозиционными или маргинальными общественными движениями, политическим радикализмом, крайним экологизмом, агрессивным феминизмом. Адепты и сторонники таких П. избегают присущей науке самокритики, культивируют фанатизм, сектантство, идеологическую пропаганду, популистскую риторику, не чужды стремления к политической власти или влиянию.         Значение П. не только в том, что они удовлетворяют духовные потребности невежественных людей. П. в ее современном виде — естественный спутник и вызов науки в условиях демократического общественного устройства, когда наука вынуждена вести диалог с другими социокультурными системами и не может окончательно устранить оппонентов. Это способствует формированию более широкого мировоззрения, развитию критического мышления и активной социальной позиции ученых по пропаганде науки и техники.         И. Т. Касавин         Лит.: Волькенштейн М.В. О феномене псевдонауки // Природа. 1983. № 11; Мигдал А. Поиски истины. М., 1983; Филатов В.П. Научное познание и мир человека. М., 1989; Заблуждающийся разум: Многообразие вненаучного знания. М., 1990; Касавин И. Т. Познание в мире традиций. М., 1990; Velikovsky L Worlds in collision. L., 1950; Philosophy of Science and the Occult. Albany, 1982; Radner D., Radner M. Scienceand Unreason. Belmont, 1982.

Оцените определение:

Источник: Энциклопедия эпистемологии и философии науки

terme.ru

Паранаука | Гуманитарная энциклопедия

Паранаука — это собирательное понятие, обозначающее множество различных форм познавательной деятельности и сопутствующих науке (см. Наука) идейно-теоретических учений, существующих за её пределами, но связанных с ней определённой общностью проблематики или методологии (см. Методология). Главным критерием отнесения конкретной формы познавательной активности к области паранауки служит несоответствие общепринятым в системе науки критериям построения и обоснования научных теорий (см. Теория), а также неспособность дать убедительное рациональное истолкование изучаемых феноменов.

Понятие паранауки фиксирует результаты рефлексии о природе науки и её взаимодействии с другими видами познавательной деятельности, тем самым будучи обусловленным стремлением провести демаркационную линию между научным и иными типами знания. В целом, паранаучное знание существует как постоянный контекст развивающегося научного знания в виде протонауки, девиантной науки и псевдонауки (ненаучного знания).

Понятие протонаучного знания обусловлено установкой, согласно которой содержание науки неоднородно и некоторые из её элементов могут не укладываться в идеалы научной рациональности, соответствующие доминирующей теоретической парадигме. В такой ситуации название паранауки может получить новая и ещё не завоевавшая авторитета теория, которая со временем имеет шанс войти в сферу «нормальной науки» (Т. Кун). Её отличает отсутствие развитой теоретической схемы на фоне провозглашения новой научной картины мира, в результате чего теоретическая интерпретация эмпирического материала строится непосредственно на основе последней. Наряду с теоретическими гипотезами в ней присутствует опора на непроверенные факты, противоречивость логических построений, неразработанность вспомогательных теорий или практических приложений. Протонаука в данном контексте представляет собой первичные формы осмысления реальности, возникающие в процессе становления конкретно-исторического типа научного знания при отсутствии необходимого эмпирического материала и нестабильности (или неразработанности) методов исследования и нормативов построения теории. Опираясь в равной степени как на существующие достоверные сведения, так и на субъективные предположения исследователя (неизбежно окрашенные духовной атмосферой эпохи), протонаука строится как результат взаимодействия творческого воображения с наличным эмпирическим материалом. Протонаучное знание служит основанием построения более достоверных теоретических моделей, постепенно исчезая с появлением научных теорий. Характерный пример — судьба натурфилософского знания XVI–XVII веков. Наряду с этим, название паранауки нередко получают и устаревшие, деградировавшие научные теории, не учитывающие многочисленных опровержений и новых научных данных. В подобных случаях паранаука тождественна понятиям альтернативной или девиантной наук.

Девиантная наука, в отличие от протонаучного знания, представляет собой самостоятельную область теоретического знания, которая, по оценкам научного сообщества, не соответствует наличным критериям научности. Согласно этой установке идеалы научной рациональности не обязательны для целого ряда иных видов познания (в частности, практического и духовного освоения мира). В США, например, широко распространено присвоение имени «наука» (science) всякой системе знания, оформленной в школьную или университетскую специальность. Тем самым возникает широкий спектр «сельскохозяйственных наук», «семейных наук», «кулинарных наук», «музыкальных наук», «спортивных наук» и так далее. Эти дисциплины учат полезным знаниям и навыкам, но не содержат системы идеальных объектов, процедур научного объяснения и предсказания и потому не поднимаются выше систематизированного и дидактически оформленного опыта, оставаясь прикладными руководствами по различной тематике. Некоторые практические традиции, порой намеренно демонстрируя оппозиционность к науке, выступают в форме своеобразных «народных наук» (органическая агрикультура Р. Штейнера, народная медицина, народная педагогика и прочие). «Народные науки» обычно представляют собой концентрированное выражение практического и обыденного опыта, приспособленное к традиционным условиям жизни. «Народные науки» могут органически дополнять науку или даже заменять её при определённых обстоятельствах. Нередко они содержат знания, дающие позитивный импульс развитию науки и техники. Вместе с тем, превознесение результатов «народной науки» приводит к её деградации (например, противопоставление мичуринской опытной селекции научной генетике). Причём, в последнем случае велик шанс превращения «народной науки» в псевдонауку. Основаниями для отнесения тех или иных учений к паранаукам могут также служить разногласия мировоззренческого, концептуального или политического плана между носителями «отклоняющегося» знания и ортодоксально настроенным научным большинством. Таким образом, статус девиантной науки могут иметь как попытки истолковать исторический процесс в русле эзотерической традиции или исследовать при помощи нетрадиционных методик феномены человеческой психики (например, парапсихология), так и собственно научные теории, противоречащие устоявшимся представлениям (например, гелиобиология А. Л. Чижевского, теория пассионарности Л. Н. Гумилёва). В тоталитарном обществе девиантная (с точки зрения доминирующей идеологии) наука становится запрещённым занятием, её сторонники подвергаются преследованиям и репрессиям (например, генетика в 1940–1950-х и социология в 1930–1950-х годах в СССР).

Псевдонаучное знание, в отличие от протонауки и девиантной науки, представляет собой попытку «расширения» сферы научного поиска путём построения теории на вненаучных основаниях. Претензии на преодоление ограниченности актуального научного знания связываются в рамках псевдонауки с обращением к дорациональным архаико-мифологическим структурам миропонимания. Псевдонауки, как правило, отличаются высокой степенью авторитарности и пониженным критицизмом, игнорированием эмпирического опыта, противоречащего собственным постулатам, неразвитостью и многозначностью понятийного аппарата, отказом от рациональной аргументации в пользу веры. При этом для псевдонаучного знания характерна тенденция к концептуальной экспансии, стремление распространить собственные мировоззренческие парадигмы на прочие сферы знания с целью преодоления их «одномерности». В то же время псевдонаука, фиксируя внимание на реальной неполноте научного знания и ограниченности его методов, в то же время не способна представить ему собственную позитивную программу. Широко распространённым видом псевдонаук являются «оккультные науки» (алхимия, астрология, френология, геомантия, хиромантия, физиогномика, толкование сновидений). В каждой из них существует своё теоретико-подобное учение, основанное на вере в сверхъестественное и постулирующее существование особых, неизвестных науке субстанций и природных сил или значительно преувеличивающие роль определённых природных закономерностей, а также выдвигаются амбициозные претензии на чрезвычайную эффективность практических приложений. «Оккультные науки» опираются на натурфилософские теории и древние мифы, народный опыт и некоторые научные факты и методы, направляя всё это синкретическое единство на то, чтобы «предсказывать судьбу» и способствовать её оптимальному развёртыванию. Деятели таких наук создают академии и университеты, присуждают и получают учёные степени и звания, открывают журналы, тщательно имитируя структуру науки и научного образования, и в то же время критикуют науку за догматизм и сциентизм. Именно для таких паранаук типично выдвижение претензий на статус науки в целях обеспечения себе более благоприятных социальных условий.

Паранаучное знание в целом во всех его формах выполняет по отношению к науке конструктивно-критическую функцию, выявляя недостаточность существующего аргументирования, несовершенство теоретических моделей и относительность критериев научности. Взаимодействие науки и паранауки существенно обогащает понятийный и концептуальный фонд научного поиска, способствует появлению новых областей знания, определяя одновременно тенденции девиантных познавательных стратегий.

gtmarket.ru

www.polychi5.narod.ru :: Конспекты :: Обществознание :: Ненаучное познание

Виды ненаучного познания:

1.        Мифологическое,

2.        Жизненный опыт,

3.        Народная мудрость,

4.        Паранаука,

5.        Искусство.

Мифологическое познание.

Миф с греческого «слово».

Миф – это сказание в образной форме, передающее представление о мире, его происхождении и героях.

Миф – общественное соткание древнего человека. Наиболее ранее духовная форма культуры человека.

В мифе были соединены зачатки знания, элементы верований, и т.д.

В мифе отражалось понимание природных явлений.

Как правило, мифологические события отделены значительным временным промежутком. Миф не только рассказывает о прошлом, но и будущем.

Миф – это мировоззрение и способ мышления.

1.        Неотчётливое разделение субъекта и объекта, предмета и знака, пространственных и временных отношений.

2.        Замена научного принципа объяснения вещи и мира в целом, рассказом о происхождении и сотворении.

3.        Очеловечивание природы, т.е. перенесение на мир человеческих черт.

4.        Эмоциональная образная форма восприятия мира.

Мифы можно разделить на несколько категорий:

I.                     Героические – скрывают реальные события.

II.                   Этиологические – объясняют происхождение названия, обрядов, обычаев.

III.                 Космогенические – о происхождении мира, о происхождении хаоса в космосе, о борьбе героев и богов с демоническими силами.

IV.                 Календарные – о смене времён года, об умерших и воскресших богах.

V.                   Эсхатологические – описывают гибель космоса, конце мира и космоса, о воскрешении мира.

VI.                 Биографический – рождение, происхождение, посвящение в полновозрастный статус, брак, смерть мифологических героев.

Опытное познание.

Черты опытного познания.

1)       В отличие от науки, где знание самоцель, знание это побочное явление.

2)       Обязательный способ формирования, ученичество у опытного наставника.

3)       Опытному познанию способствует свой язык.

4)       Большинство опытных знаний не требует теоретического обоснования.

5)       Человек усваивает не только практические знания, но и оценивает нормы поведения. Усваивает без усилий действия по образцу.

Мудрость.

Основа народной мудрости – обобщенные практические знания разных людей.

На ранних этапах истории мудрость присваивалась богам, которые в виде дара наделяли ею отдельных людей.

Мудрость – умение разбираться в земных событиях самих по себе, без соотнесения с миром богов. Из обобщения опыта возникали своеобразные афоризмы, поговорки, суждения, содержащие практические выводы.

Отличительной чертой народной мудрости  как своеобразного свода рецептов повеления для разных случаев является то, что она не однородна, противоречива.

Здравый смысл – явление достаточно консервативное, он меняется мало, новые сведения с трудом вытесняют старые, однако всё-таки с течением времени изменения происходят.

Паранаука.

Паранаука грешит туманностью и загадочностью сведений, которыми она оперирует.

Паранаука используя сведения, не подтверждающиеся в эксперименте, не вписывающиеся в принятые теории или просто противоречащие общепринятым и проверенным практикой научными знаниям.

Паранаука отличается претензией на универсальность. Паранаука не стремиться к ответам на вопросы, она безапелляционно испоьзует подобную формулу, объясняя с её помощью причины болезни и другие проявления человека.

Для паранауки характерны также завышение претензии на внимание к себе. Всякие предложения провести дополнительные экспертизы или проверки воспринимаются как оскорбление и недоверие.

Для неё характерны уход от конкретных объяснений, стремление обойти те факты, которые противоречат или не соответствуют  используемым ею методам.

Искусство.

Искусство не ограничивается познанием мира. В  искусстве выражается эстетическое отношение человека к действительности.

Специфическим способом художественного познания является использование художественного образа.

Литературный рассказ о событии не является самим событием, но он даёт возможность воссоздать его при помощи фантазии читателя.

С помощью художественного образа искусство создаёт своего рода гипотезу окружающего мира или его частей.

Познавательная деятельность весьма разнообразна.    

 

polychi5.narod.ru

Паранаука - презентация, доклад, проект

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать её на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: [email protected]

Мы в социальных сетях

Социальные сети давно стали неотъемлемой частью нашей жизни. Мы узнаем из них новости, общаемся с друзьями, участвуем в интерактивных клубах по интересам

ВКонтакте >

Что такое Myslide.ru?

Myslide.ru - это сайт презентаций, докладов, проектов в формате PowerPoint. Мы помогаем учителям, школьникам, студентам, преподавателям хранить и обмениваться своими учебными материалами с другими пользователями.

Для правообладателей >

myslide.ru