Жизнь древнейших (первых) людей. Первобытная жизнь


Жизнь древнейших (первых) людей | Первобытная история. Реферат, доклад, сообщение, кратко, презентация, лекция, шпаргалка, конспект, ГДЗ, тест

Древнейшие люди ещё очень напоминали обезьян — грубые лица с приплюснутыми носами, низкие и покатые лбы, выступавшие вперёд челюсти. При ходь­бе человек сильно наклонялся вперёд. Пальцы у него были неловкие, а тело покрывала шерсть. Люди ещё не могли говорить, а лишь издавали отрывистые звуки, предупреждая друг друга об опасности, призывая на по­мощь, выражая радость и гнев.

Древнейшие люди жили небольшими группами. Питались тем, что давала при­рода. Люди не умели выращивать злаки, овощи и фрукты, а собирали съедобные коренья, плоды, другие дары природы. Это занятие называется собирательством. Дру­гим их важнейшим занятием стала охота.

Тем не менее, это были люди, а не жи­вотные. Подобрав подходящий камень, они заостряли его край — ударяли по нему другим камнем и скалывали кусочки. Заострённый камень стал первым орудием человека. Это ру­било. Его острым краем строгали или рубили, а тупым — ударяли. С помощью рубила изготавливались другие орудия труда — палка-копалка для собирательства, а позднее — копьё для охоты.

1. Первобытные люди. Современный рисунок. 2. Палка-копалка и дубина
1. Древнейшие орудия из гальки. 2. Ручные рубила
Добывание огня. Современные рисунки

Овладение огнём

В природе случаются пожары — от удара молнии, извержения вулкана. Долгое время древнейшие люди боялись огня. Но они заметили, что огонь может приносить пользу. Он даёт тепло и свет, отпугивает хищников. Приготов­ленная на костре пища мягче и вкуснее сырой. В костре обжига­ли и заостряли наконечники копий.

Овладение огнём не только сплачивало людей, но и развива­ло их мышление. Людям необходимо было знать, что годится как топливо, сколько дров положить в костёр. Использовать огонь люди стали более миллиона лет назад.

Вначале люди только использовали огонь, но сами зажигать его не умели. Приходилось поддерживать костёр и днём и но­чью. Уходя на новое место, люди забирали с собой огонь. Внача­ле человек научился использовать огонь, потом — добывать его.

Значение охоты в жизни первобытных людей

Охота стала для древних людей более важным занятием, чем собирательство. Она дава­ла людям питательную мясную пищу. Успех на охоте во многом зависел от самих людей, ведь охотники могли совершенствовать приёмы охоты и своё оружие.

Первобытные люди охотились на крупных животных. Один крупный зверь обеспечивал пищей сразу всех, а мелких зверьков требовалось бы поймать очень много. Для охоты на них нужны капканы, которые люди ещё не умели делать. Победить большо­го зверя удавалось только общими усилиями охотников, поэтому первобытные люди охотились не в одиночку, а коллективно.

Раненый бизон убил охотника. Роспись каменного века

Люди гнали зверя или целое стадо животных к обрыву или к ловушке, а потом добивали камнями и копьями. Помогал и огонь — можно было поджечь траву и, напугав животных, по­гнать их в нужную сторону. Охота сплачивала и организовывала людей. Каждый знал своё место на охоте. Молодые охотники учи­лись у старших. Охота побуждала людей изобретать новые орудия труда. Охота стала самым важным занятием древнейших людей.

Орудия каменного века

За сотни тысяч лет люди научились мастерски обрабатывать камень. Они уже не делали грубых рубил, служивших и ножом, и молотком, и топором. Для всякой работы делался свой инструмент. Скребками снимали звериные шкуры и соскабливали с них жир. Каменными ножами шкуры разрезали.

Каменный наконечник привязывали кожаными ремешками к древку. Такое копьё намного лучше деревянного. Из костей и рогов вырезались шилья и иглы. Кость соединили с деревом, и получился гарпун — копьё с зазубренным костяным наконечни­ком. Им ловили рыбу.

1. Каменные ножи. 2. Каменные наконечники. 3. Костяные гарпуны

Но самым важным материалом оставался камень. Время, ког­да люди пользовались каменными орудиями труда, учёные на­зывают каменным веком.

Великое оледенение

Около 100 тысяч лет назад на плане­те наступило очередное похолодание. С севера на территорию Европы и Азии надвигался ледник — огромный слой льда тол­щиной до 2 километров. Привыкшие к тёплому климату живот­ные — антилопы, бегемоты, львы — погибли или ушли далеко на юг. Вместо них появились другие, не боявшиеся холода — северный олень, бизон, шерстистый носорог, пещерный мед­ведь. А самым крупным и сильным животным был мамонт — громадный слон с рыжевато-бурой шерстью и длинными, изогнутыми бивнями.

Как же повлияло великое оледе­нение на жизнь и развитие чело­века? Человек не погиб. Он умел трудиться, у него был огонь. Он научился охотиться на очень круп­ных животных, даже на мамонтов. Но охота на них была трудным и опасным занятием. Одолеть таких больших зверей можно было толь­ко сообща, устраивая им ловушки. Мамонты были неповоротливы и проваливались в замаскированные ямы. Каждый мамонт оказывался настоящей «кладовой» мяса, кос­тей и шкур, ведь его вес достигал 6 тонн. На холоде мясо хорошо со­хранялось, поэтому люди смогли запасать его.

Охота на мамонта. Современный рисунок
Жилище первобытного человека. Современная реконструкция

Оледенение вынудило человека позаботиться о постройке жи­лищ. Для сооружения землянок и хижин в ход шли кости и бивни мамонтов. Сверху жилище покрывали звериными шкурами. Лю­дям пришлось также придумать тёплую одежду. Её сшивали кос­тяными иглами из мохнатых шкур. Материал с сайта http://doklad-referat.ru

Изобретение лука и стрел

Примерно 13 тысяч лет назад, после великого оледенения вновь наступи­ло потепление. Ледник таял и, отступая к северу, оставлял за со­бой озёра и реки. Природный и животный мир стал похожим на наш. Охотиться теперь стали на быстро бегающих животных не­большими группами или в одиночку. Для такой охоты требова­лось новое оружие.

Люди заметили, что согнутые гибкие ветви распрямляются с большой силой. Так были изобретены лук и стрелы, поражав­шие зверя на расстоянии сотни шагов. Наконечники стрел де­лали из камня.

Появились каменные ножи, со­стоящие не из одного куска камня, а из небольших каменных пластин с острыми краями, которые встав­ляли в рукоятки из кости или де­рева. Нож из каменной пластины на костяном держателе легко было отремонтировать, стоило только заменить сломанную пластину.

Прикрепив заострённый камень к деревянной рукоятке, люди сдела­ли топор. Через несколько тысяч лет они научились сверлить ка­мень полой костью, подсыпая на камень песок. Потом обух крепко насаживали на рукоятку.

Охота на оленей. Рисунок первобытного человека

Осваивая освобождаемую лед­ником территорию, люди изобре­ли плот, а затем из толстых ство­лов деревьев стали выдалбливать лодки.

Таким образом, изменения климата на планете — великое оледенение, а затем таяние ледника — заставляли человека всякий раз приспосабливаться к новым условиям, способство­вали его развитию.

Вопросы по этому материалу:
  • Что давала древнейшим людям охота?

  • Какое из орудий древнейших людей было наиболее полезным для них?

  • Как древнейшие люди использовали огонь?

  • Какую роль играли живот­ные в жизни людей?

  • Почему охоту можно считать более важным занятием первобытных лю­дей, чем собирательство?

  • Почему охота могла быть только коллективной?

  • Почему раннюю историю человечества называют каменным веком?

  • Многие животные не смогли приспособиться к условиям оледенения и вымерли (например, саблезубый тигр). Что помогло человеку выжить?

  • В чём состояли трудности охоты на мамонтов?

  • Почему лук и стрелы человек придумал после таяния ледника?

  • Какое наблюдение, скорее всего, помогло людям в изобретении лука и стрел?

  • Как изме­нилась жизнь людей с изобретением лука и стрел?

doklad-referat.ru

Жизнь первобытного человека » WildKids

0

Александр Дмитриев

 

Прежде, чем говорить о том, что происходит с детьми в первобытных культурах, необходимо хотя бы в общих чертах понимать, как живут охотники-собиратели. Существует масса глубоко укоренившихся, но совершенно ошибочных представлений о жизни первобытных народов. Одно из них об обязательной племенной организации, возглавляемой вождями и шаманами. Если речь идет об охотниках-собирателях, которые постоянно кочевали с места на место, то их группы часто были временными и под понятие племени никак не подходят. (см. О.Ю.Атемова "Колено Исава"). Племенная организация во многих случаях была придумана самими этнографами, так как европейский разум не был способен в то время представить жизнь без какой-либо вертикальной организации. Однако в дальнейшем я буду пользоваться привычным понятием племени, тем более многие народы, о которых пойдет речь, жили в деревнях и использовали примитивное сельское хозяйство. Но всегда следует помнить, что племя - условное понятие, часто подразумевающее лишь группу людей, проживающую вместе здесь и сейчас.

 

Хотите заняться дайвингом и подводной охотой? Стать не хуже древних охотников? Вы можете отличное подводное ружье zelinka купить в интернет магазине. Просто валяться на пляже скучно. Нет ничего увлекательнее, как активный на море, с ластами, маской и подводным ружьем!

 

Устройство жизни

 

Считается, что основная ячейка нашего общества – это семья. Для первобытных народов это совсем не так. Социальные приматы, к которым относится и человек, в природе не образуют моногамный семьи. Поэтому в племенах правильнее выделять женское и мужское ядро. В середине поселения строился мужской дом, где воины и охотники проводили большую часть времени. Женщинам не разрешалось даже приближаться к этому мужскому клубу, а нарушительниц могли затащить внутрь и подвергнуть групповому изнасилованию.

 

Чем занимались в мужском доме? Надо учесть, что охотники-собиратели тропических стран не слишком утруждали себя работой – по подсчетам исследователей, на труды у мужчин уходило в среднем не больше часа в день. На охоту ходили не слишком часто, основную еду добывали женщины, и главным занятием мужчин были танцы, песни, изготовление украшений – все это носило ритуальный религиозный характер.

 

Клод Леви-Стросс наблюдал жизнь такого дома в племени Бороро (Бразилия). Мужчины возлежали на циновках, разговаривали, пели, иногда кто-нибудь вставал и шел в свою хижину, откуда возвращался с большой миской, полной едой. Тогда все с воодушевлением подкрепляли силы. Мужчины с упоение украшали друг друга, исследователь однажды наблюдал, как двое в течение целого дня обклеивали свои тела птичьи пухом:

 

"[Мужчины] изготовляют из волос своих жен длинные плетеные шнурки, которые заматывают на голове наподобие тюрбанов. В праздничные дни мужчины носят также подвески в форме полумесяца из пары когтей крупного броненосца (землероющего животного, размеры которого превышают метр и которое едва ли изменилось с третичного периода), украшенных инкрустациями из перламутра, бахромой из перьев или хлопка. Клювы туканов, закрепленные на покрытых перьями стержнях, султаны из перьев больших белых цапель, длинные перья из хвостов араурана, вставленные в ажурные бамбуковые веретена, обклеенные белым пухом, воткнуты в их шиньоны — натуральные или искусственные — наподобие шпилек, придерживающих сзади надвинутые на лоб диадемы из перьев. Иногда эти украшения комбинируются в головной убор, такой сложный, что порой несколько часов уходит на то, чтобы укрепить его на голове танцора.Я приобрел один такой убор для Музея Человека в обмен на ружье. Переговоры об этом продолжались неделю. Убор был совершенно необходим для проведения обряда, так что индейцы решились с ним расстаться только после того, как набрали на охоте все необходимые перья и изготовили из них другой убор. Он состоял из диадемы в форме веера, козырька из перьев, закрывающего верхнюю часть лица, высокой цилиндрической короны, охватывающей голову в виде палочек, увенчанных перьями орла-гарпии, и из плетеного диска, в который втыкают куст палочек, обклеенных перьями и пухом. Это сооружение достигает почти двухметровой высоты. Даже когда мужчины не носят церемониального наряда, их страсть к украшению остается столь сильной, что они постоянно придумывают себе какой-то убор. Многие надевают короны: меховые повязки, украшенные перьями; плетеные венчики, также с перьями; или что-то вроде чалмы из когтей ягуара, вставленных в деревянный круг. Но они приходят в восхищение и от сущего пустяка: высушенная соломенная полоска, подобранная на земле, наскоро подправленная и раскрашенная, составляет хрупкий головной убор, в котором его владелец может красоваться, пока не предпочтет ему выдумку, вдохновленную другой находкой. Иногда для той же цели обрывают все цветки с дерева. Кусок коры, несколько перьев дают неутомимым модельерам повод к изготовлению потрясающих ушных подвесок. Чтобы оценить ту энергию, которую расходуют эти крепкие молодцы, украшая себя, нужно войти в мужской дом: во всех углах вырезают, отделывают, высекают, клеят. Речные раковины разделяют на куски и с силой их полируют на брусках для изготовления бус и губных вставок. Из бамбука и перьев нагромождаются фантастические сооружения. С прилежанием костюмерши эти мужчины, сложенные, как грузчики, преображают друг друга в цыплят с помощью пуха, приклеенного прямо на кожу.

 

...Мужской дом не только являет собой ателье, но и служит для других целей. Там спят подростки, там в свободные часы отдыхают женатые мужчины: болтают и курят толстые сигареты, завернутые в сухой кукурузный лист. Там же они порой и едят, ибо тщательно разработанная система повинностей обязывает роды по очереди нести службу в мужском доме. Примерно через каждые два часа один из мужчин идет в свою семейную хижину за тазиком, наполненным маисовой кашей, так называемой мингау, которую готовят женщины. Его возвращение приветствуется громкими радостными криками «О! О!», врывающимися в дневную тишину. По незыблемому ритуалу, человек, отрабатывающий повинность, приглашает шестерых — восьмерых мужчин и ведет их к тазику, откуда они черпают миской, сделанной из глины или раковины."

 

Жизнь в мужском доме текла спокойно и неторопливо. Главным занятием мужчин помимо выполнения религиозных обрядов была война. Соседнее племя, а часто и соседняя деревня были уже враги. За пределы своей территории охотники-собиратели выходили редко, главным образом в военные набеги. Боевые экспедиции с нашей точки зрения были не слишком-то благородны – подловить толпой одинокого охотника из соседнего племени, убить и отрезать ему голову в качестве трофея считалось вполне достойным настоящего мужчины. В племени охотников за головами мальчик перед инициацией должен был обязательно добыть голову врага. Как правило, родственники-мужчины со стороны матери доставляли ему жертву, связанную по рукам и ногам, прямо в хижину, где мальчик и совершал свой кровавый обряд. Не редки были и налеты на соседнюю деревню за женщинами – чаще всего, когда тамошние мужчины были далеко и не были способны защитить свои семьи. По свидетельству Этторе Биокка, прожившей много лет в племени яномамо, мальчиков чужого племени при этом истребляли поголовно, а девочек и женщин уводили в плен, где делали своими женами. Мужчины гибли очень часто – исследователи утверждают, что в первобытных война погибало во во много раз больше народа, чем в самую кровавую современную - Вторую мировую. Большинство женщин из-за гибели мужчин выходили замуж по три-четыре раза.

 

Исследователь Р.Даймонд, живший некоторое время в племени в племени форе (Новая Гвинея) как-то решил отправится через территорию соседнего племени. Форе объяснили ему, что он сразу будет убит. Посещение соседей мыслится только как разведывательная экспедиция с целью организовать похищение женщин, грабеж, сожжение деревни и никак иначе. Индейцы яноамо владели следующим приемом, который в переводе на наш язык значит «подлый трюк» - соседнее племя приглашалось на дружеское пиршество якобы для заключения союза. Когда гости наедались и упивались, хозяева неожиданно выхватывали оружие и убивали беззащитных людей, совершенно не готовых к вероломному нападению.

 

Ссоры возникали совершенно по пустякам, и часто решение пойти и сжечь соседнюю деревню происходило спонтанно, без каких-либо веских видимых причин. Миклухо-Маклай наблюдал, как вдруг мужчины племени возбудились и стали призывать друг друга пойти и сжечь соседнюю деревню. Вразумительно бъяснить этнографу за что и почему они хотят уничтожить соседей, папуасы не смогли. Боевой пыл погас также неожиданно как возник.

 

Все это весьма напоминает поведение шимпанзе. В заповеднике в Гомбе наблюдали, как группа в семь-восемь особей скрытно проникла на территорию соседней стаи. Завидев одиноко и мирно кормящегося молодого самца, «отряд» устремился к нему. Бедное животное бросилось улепетывать, но было поздно – его повалили на землю, стали рвать, кусать, щипать, царапать, отравать лоскуты кожи и мяса. Через пятнадцать минут избиения отряд также скрытно уходил, бросив свою жертву умирать. В течении десяти лет таким способом соседняя стая была почти полностью истреблена.

 

Конечно, как и среди шимпанзе, были среди племен как воинственные, так и более мирные. Маргарет Мид рассказывает, что горные арапеши, немногочисленный и спокойный народ, испытывали ужас перед своими соседями – воинственными охотниками за головами. Видимо из-за низкого боего духа арапеши и были вытеснены в скудные горные районы из благодатных равнин.

 

Еще одним немаловажным делом у мужчин была подготовка мальчиков в воины. Они организовывали сложные ритуалы инициаций и передавали подросткам сакральные магические знания. Эти знания принадлежали только мужчинам – изготовление и использование специальных флейт и гуделок, звуки которых непосвященные считали голосами духов ( если женщина случайно видела мужчин за использованием этих предметов, ее немедленно убивали ), тайные ритуалы и ранговые союзы. Короче, там было чему учить. Завоевать авторитет можно было только доскональным знанием этой первобытной магии, поэтому мальчики предавались учебе с воодушевлением.

 

В племенах царило что-вроде демократии. Вождь значил не слишком много – неугодного вождя могли запросто сместить, а то и убить. По свидетельству Леви-Стросса вождь – это отнюдь не верховная власть и совершенно не похож на наших королей и князей. Он должен угождать старши мужчинам, должен быть душой общества. Исследователь видел, как один из вождей половину дня развлекал племя песнями, историями и даже театральными сценками. Все богатые подарки, привезенные Леви-Строссом уже на другой день были раздарены – себе вождь не оставил ничего. Быть вождем – тяжелая обязанность, а потому многие просто отказывались от предложенной чести.

 

Были у вождей и свои привилегии – например, он мог иметь несколько весьма молодых жен. Леви-Стросс наблюдал, как такой вождь купался и резвился со своими 12-13 летними женами будто мальчик, затевая всяческие детские игры и получая от этого максимум удовольствия. Возраст жен не должен удивлять – во многих племенах девочек могут отдать замуж в 2-3-х летнем возрасте. Леви-Стросс рассказывает, как дети привели ему такую малышку и на полном серьезе предложили взять ее как жену. Его отказ удивил и расстроил их. Один индеец в присутствии этнографа долго восхищался двухлетней дочерью вождя, говоря, какая у нее спинка, какие ножки, и какая чудесная женщина из нее вырастет, а потом стал сватать девочку, предлагая за нее щедрые дары. Если бы вождь согласился, индеец стал бы растить девочку, заменив ей отца и мать, и только по достижении той зрелости (лет в 10-12) она разделила бы с ним постель.

 

Магия – важнейшее дело для первобытного человека. К примеру, в племени Дубуанов любое несчастье приписывалось злому колдуну. Если издохла у кого-то издохла корова, то это было не потому, что она старая и больная, а потому, что кто-то наслал на нее чары. Надо обнаружить обидчика и потрясти его еще более ужасным заклятием. С наступлением начи можно было видеть, как закутанные в плащи тени бродят по деревне, стараясь выведать, не плетет ли кто-нибудь очередное черное заклятье. Колдовские ритуалы ценились весьма дорого – за хороший ритуал человек мог отдать последнее, что у него было.

 

Вот что рассказывает о колдунах Леви-Стросс в книге “Печальные тропики”:

 

«Колдуном становятся по призванию, а нередко и после того, как человек заключает соглашение с членами очень сложной общности. Она состоит из злокозненных или попросту опасных духов, частично небесных (и тогда оказывающих влияние на астрономические и метеорологические явления), частично подземных, а частично относящихся к животному царству. Эти существа, число которых постоянно растет за счет душ умерших колдунов, ответственны за движение светил, за ветер, дождь, за болезнь и смерть. Это герои рассказов, выступающие в разнообразных и ужасающих видах: мохнатые, с продырявленными головами, откуда выходит табачный дым, когда они курят; воздушные чудовища, которые испускают дождь из глаз и ноздрей, или с непомерно длинными волосами и ногтями; об одной ноге с большим животом и с телом летучей мыши, покрытым пухом.

 

Бари — личность антиобщественная. Благодаря личной связи с одним или несколькими духами он получает привилегии: сверхъестественную помощь, когда в одиночку отправляется на охоту, способность превращаться в зверя, дар пророчества; он знает секреты болезней. Убитую на охоте дичь, первый собранный урожай не полагается есть, пока бари не получит свою долю. Она составляет то мори, которое живые должны принести духам мертвых. Таким образом, она играет в системе роль симметричную и противоположную роли погребальной охоты, о которой я говорил. Однако бари тоже подвластен одному или нескольким духам-хранителям. Они используют его для перевоплощения и тогда бари, оседланный духом, впадает в транс и конвульсии. В обмен на свое покровительство дух ни на минуту не упускает бари из поля зрения; именно он является истинным владельцем не только имущества, но и самого тела колдуна. А тот отдает духу отчет за поломанные им стрелы, попорченную посуду, за обрезки своих ногтей и волос. Их нельзя уничтожать или выбрасывать, и бари тащит за собой эти обломки своей прошедшей жизни. Старая юридическая поговорка — мертвый хватает живого — получает здесь ужасный и неожиданный смысл. Связь между колдуном и духом такая тесная, что в конечном счете никогда неизвестно, кто же из двух партнеров по договору является хозяином, а кто слугой.»

 

Маргарет Мид повествует, как у горных арапешей детей учили не оставлять после себя ни испражнений, ни клочков волос. Даже просто высморкаться было опасно – враждебный колдун, мог получить страшную власть над человеком, завладев такими «дарами». Поэтому с самых малых лет дети знали, что все, некогда принадлежавшее их телу, надо закопать, а лучше вовсе уничтожить.

Австралийский абориген Вайлпулданья рассказывал, как в семилетнем возрасте переел меда диких пчел и его стало тошнить. Однако его дедушка полагал, что на него наслали враждебные чары. Уже тогда мальчик вполне был осведомлен, насколько страшно быть заколдованным и действительно стал умирать. Он весь горел, внутри жгло будто огнем, он почти терял сознание. И он умер бы, если бы не призвали шамана, который как более сильный колдун смог снять проклятье, отсосав через кожу отравленную кровь. Даже став взрослым и получив медицинское образование Вайлпулданья по-прежнему был убежден, что его в детстве заколдовали.

 

Собственных шаманов и колдунов боялись и уважали. В одном папуасском племени способный парнишка очень хорошо освоил все магические и религиозные практики, в результате его приняли как равного в сообщество взрослых мужчин задолго до наступления зрелости, в то время как его сверстники считались мальчиками и все еще проходили обряды инициаций.

 

Мы видим, что ребенок в первобытном племени живет совершенно в иной среде, что наши мерки попросту неприменимы к людям каменного века. Убийство, грабеж и изнасилование для нас – страшнейшее преступление, для аборигена это доблесть, если жертва не принадлежит к его племени. Суеверия настолько пронизывают представления о мире, что люди их и не замечают, просто живут среди злых духов, чар и колдунов и всякий раз точно знают, что нужно сделать, дабы отвести мифическую опасность. Семьи в нашем понимании не существует, ребенок запросто может уйти из дома. Маргарет Мид рассказывает, как встретила зареванного семилетнего малыша, уходившего из своей деревне в поисках новых родителей. Домой он так и не вернулся, оставшись жить в соседней деревне. Такая жизнь требует иного воспитания, или, более точно вы, иной, не такой как у европейцев, социализации.

 

wildkids.biz

Жизнь первобытных людей - MicroArticles

Первобытными называют людей, которые жили до изобретения письма, до появления первых больших городов.

О жизни первобытных людей мы знаем от ученых-археологов. Они проводят раскопки в местах древних поселений и находят там остатки жилищ, осколки разбитой посуды, орудия труда и оружие, окаменевшие зёрна ячменя и пшеницы, детские игрушки, произведения искусств.

Древние люди жили в жарких странах, где не бывает морозов и холодных зим. Древний человек был похож на обезьяну. У него было грубое лицо, широкий нос, тяжёлая нижняя челюсть. Длинные руки свисали ниже колен. Люди ещё не умели разговаривать. Как животные, они криками звали на помощь, предупреждали об опасности. Жили люди не в одиночку а группами. Человек и животное не сильно отличались друг от друга: пищей им служили одни и те же плоды.

Главным отличием людей от животных было умение изготовлять орудие труда. Первым орудием был просто необработанный камень.

Затем ударами другого камня человек раскалывал камень так, чтобы его края стали острыми, как нож. Другие люди, вместо камней, использовали ракушки с острыми краями. Постепенно человек научился обрабатывать камни, дерево, кости, придавая им нужную форму Крупный камень миндалевидной формы называется «рубило». Весило рубило около одного килограмма, длина его составляла 20 сантиметров. Это универсальное орудие, служащее как бы продолжением руки, было пригодно для того, чтобы им ударять, дробить, резать, копать, рубить. Им же наносили удары при охоте на животных.

Много опасностей подстерегали человека. Одной из самых страшных - огонь. Первый известный нашему предку огонь - природный. Потоки лавы, вытекающие из действующих вулканов, молнии во время грозы, поджигали деревья, кустарники, траву. После пожара, люди обнаруживали обгоревшие тела животных. Куски мяса легко отдирались пальцами без помощи кремня. У этого мяса был новый вкус.

Однажды человек опускает ветку в огонь и поджигает её. Так было сделано великое открытие: опустишь ветку в пламя - поймаешь огонь. На стоянках людей запылали костры. Яркий огонь обогревал холодной ночью, разгонял темноту отпугивал диких зверей. Благодаря укрощенному огню человек смог выжить в период оледенения в суровых условиях тайги. Смоляной факел позволял ему найти убежище в тёмных пещерах. Женщины являлись хранительницами огня, постоянно поддерживающие костры.

Чтобы жить - человек должен есть. Первоначально он собирал фрукты, ягоды, коренья. Сбор злаков был также широко распространен. Стебли срезали под самый колос с помощью палки, которая похожа на серп, затем отделяли зёрна.

Жители побережий подбирали на берегу куски янтаря, чтобы изготавливать из них бусы и ожерелье.

Кроме собирательства, люди занимались охотой.

Постоянно соприкасаясь с природой и животным миром, человек обнаруживает, что есть места особенно хорошие для преследования зверя. Например животные, пришедшие на водопой, вязнут в болоте и не могут выбраться оттуда. Наблюдая такие случаи, наши предки понимают, что они сами могут загнать зверя в трясину и обезвредить его.

Люди собирались в группы, выкапывали и готовили ямы. Такие ямы назывались ловушками. Охота стала важнейшим занятием древнего человека.

Главным охотничьим орудием долгое время было копьё, сделанное целиком из дерева. На конец копья привязывали острый каменный наконечник. Позже человек изобрел лук и стрелы. Люди охотились на мамонтов, оленей, медведей. Самой желанной добычей был бизон. Кроме шкуры и приятного на вкус мяса, он даёт десятки килограммов жира.

Это запасы на следующую зиму. Мясо охотники поджаривали на костре, коптили. Такое мясо тоже хранится долгое время.

Кроме охоты и собирательства, люди активно начинают заниматься рыболовством. Для ловли рыбы использовали сети, сплетённые из ивовых прутьев, крючки - из костей. Некоторые люди ловили рыбу без снастей: они хватали рыбу прямо руками. Маленькие позвонки от рыбы служили для изготовления бус. Рыбу, как и мясо, тоже заготавливали впрок. Её разрубали, потом удаляли внутренности и вынимали кости. Полученное филе рыбы подвешивали к решеткам и долго коптили в густом дыму. Таким способом рыба была хорошо высушена и защищена от мух и других насекомых.

Во все времена человек должен был защищаться от враждебной природы, от сильной жары и крепкого мороза, от дождей и особенно от холодного ветра. Для этого он искал себе укрытие. Самым надёжным и простым убежищем была пещера.

Она обеспечивала постоянную температуру - до 15°С. В сильную жару там было прохладно и тепло

в суровые морозы. Многие люди, которые вели кочевой образ жизни,

в качестве временного укрытия использовали палатки из шкур, делали шалаши из веток деревьев.

B некоторых пещерах стены были обмазаны влажной глиной. Проведя ладонью по такой стене, человек обнаружил следы от пальцев. Так были проведены первые линии. Оставляя на стене несколько беспорядочных линий, люди с удивлением обнаруживали, что они складывались в какую-то картинку.

В неясных линиях человек начал узнавать горб бизона, рога оленя. Он стал усиливать одну линию, добавляя несколько других. В результате получалось изображение зверя.

www.microarticles.ru

Жизнь первобытных людей. Кто есть кто во всемирной истории

Что такое каменный век?

Каменным веком называется длительный период времени, относящийся к доисторической эпохе, закончившейся с изобретением письменности. Люди живут на Земле уже по крайней мере 500 000 лет, однако первая письменность была изобретена только около 5000 лет тому назад. Другими словами, доисторическая эпоха длилась очень долго.

Поскольку именно тогда человек научился делать всевозможные орудия труда, то этот период и получил название каменного века. Он подразделяется на древний каменный век (палеолит), средний каменный век (мезолит) и новый каменный век (неолит).

Возможно, первым орудием труда, изготовленным в то время человеком, стал большой камень с заточенной каемкой по всему периметру, которому ученые дали название «ручное рубило». Отколотые от камня острые осколки также использовались людьми в качестве инструментов. Таковы были едва ли не единственные орудия труда людей в течение многих тысячелетий.

Позднее, в ледниковый период, в Европе появились неандертальцы – люди, имевшие более совершенные инструменты, чем их предшественники. Они так же добывали себе пропитание охотой, однако делали это уже не в одиночку, а группами.

На смену неандертальцам явились кроманьонцы, продвинувшиеся еще дальше в своем развитии. Они научились создавать новые орудия охоты и труда: гарпуны, каменные ножи, наконечники для копий, скребки.

Примерно 6000 лет назад в жизни людей произошел крутой поворот, резко изменивший все их существование. Они научились выращивать зерно. Так наступил период неолита – нового каменного века.

Человек стал заниматься животноводством, использовать шкуры домашних животных в качестве одежды, строить дома. Он научился лепить посуду из глины, прясть лен и шерсть. Люди стали работать сообща, и постепенно начали появляться первые поселения, ставшие прообразом деревень и городов. Так зарождалось то, что теперь мы называем цивилизацией.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

info.wikireading.ru

Происхождение первобытного человека - деятельность и развитие первобытного общества

Нельзя начать изучать историю человечества, не уделив при этом внимания периоду жизни первобытных людей на земле. Тема жизни первобытных людей долгие годы волновала многих ученых. Ими было произведено бессчетное количество исследований для того, чтобы можно было понять, как возникла цивилизация древних людей, какие перемены произошли в жизни древних людей за период их существования, как возникло зарождение первобытного общества, как древние люди появились на территории разных стран и как вообще мы стали теми, кем являемся на сегодняшний день. Первобытная эпоха жизни людей была долгой и длилась много сотен тысяч лет, за это время у них появилась своя культура, свой быт и обычаи. Находки археологов первобытных людей подтверждают, что они жили небольшими группами и обладали довольно примитивными первичными условиями быта, поэтому и окрестили их – первобытными. Так как жил первобытный человек в те времена?

Быт первобытных людей изначально строился на добывании пищи и включал в себя собирательство и охоту с применением каменных орудий. Впоследствие жизнь людей в первобытном обществе дополнилась выращиванием растений, разведением домашнего скота, построением жилищ и созданием целых поселений. В поселениях первобытного человека все имели равные права и обязанности, ведь у живущих в тот период древних людей не было разделения на бедных и богатых как в современном мире. Главной функцией первобытного общества того времени была добыча пропитания и сохранение жизни всего коллектива. Жизнь и общение первобытных людей в общине была основана в первую очередь на помощи и взаимовыручки, не только в семьях скрепленных родственными связями, но и между отдельными группами древних людей – именно тогда и стала зарождаться культура первобытного общества. Всю эту информацию помогли раздобыть археологи, которые когда-то нашли и продолжают находить древнейшие стоянки первобытных людей, благодаря чему мы узнаем о них все новые и новые факты.

Происхождение первобытного человека

До 19 века ученые располагали довольно скудным знанием о первобытном человеке, поэтому происхождение первобытных людей оставалось непонятным, но с начала 20х годов ситуация начала в корне меняться. Археологи стали находить остатки скелетов и следы первобытных людей, их одежду, предметы обихода, оружие, многочисленные наскальные рисунки, благодаря чему история жизни первобытных людей предстала в новом свете. Используя полученную информацию, ученые и историки поделили происхождение древнего человека на несколько этапов: 

  1. Появление австралопитеков;
  2. Превращение южных обезьян в “человека умелого”;
  3. Возникновение “выпрямленного человека”;
  4. Рождение “человека разумного”;
  5. И наконец, появление “человека современного типа”

На Африканском континенте были обнаружены самые древние скелеты существ относящихся к отряду приматов, в связи с чем, ученые выдвинули предположение, что именно там человекообразные обезьяны начали эволюционировать, что привело к появлению австралопитеков – южных обезьян. Эти существа отличались небольшим объемом мозга и массивными челюстями (строение черепа в корне отличалось от строения головы современного человека). При этом, они уже держали тело в выпрямленном положении (возможно из-за того, что высокий рост увеличивал обзор местности и помогал быстрее найти пропитание и обнаружить засевшего в засаде хищного зверя), а также использовали для добывания еды палки и камни. Ученые полагают, что возникновение первых каменных орудий произошло примерно 2,5 млн.лет назад, и создали их именно южные обезьяны. С помощью подобных орудий австралопитеки снимали шкуры с убитых животных, срезали плоды с деревьев и выкапывали съедобные растения, благодаря чему пища первобытных людей того времени была относительно разнообразной и довольно питательной. Тех, кто изготовил эти орудия, ученые назвали – homo habilis (человек умелый). Именно они и считаются первыми представителями человеческого рода. Первобытное мышление “человека умелого” помогало ему не только изготавливать орудия, но и передвигаться на двух конечностях (в полусогнутом состоянии), что уже ставило его на порядок выше австралопитека .Язык первобытных людей того времени состоял лишь из набора отдельных звуков, жестов и гримас. Жили древние люди небольшими группами, что давало возможность хоть как-то защищаться от нападения хищников, и помогать друг другу в поиске пропитания (с того момента и начали появляться заметные признаки возникновения первобытного общества).

Примерно 1млн. лет назад возник новый вид – homo erectus (человек выпрямленный) или по-другому обезьяночеловек (известен также как питекантроп). Несмотря на то, что его внешность еще сильно напоминало животное – все тело древнего человека было покрыто густой жесткой шерстью, лоб был низким и имел сильно выдающиеся вперед надбровные дуги, мозг, по объему значительно превосходил обезьяний и приближался к размеру мозга ныне живущих людей. Формы организации первобытного общества того времени еще были далеки от идеала, но уже четко пририсовывались между группами живущих бок обок предков человека современного человека. Трудности первобытных людей того периода сложно представить, так как именно на этот отрезок времени приходится начало ледникового периода, а огонь добывать древние люди еще не умели, в связи с этим способностям первобытных людей выживать в сложных климатических условиях остается только поражаться. Вероятно, такая глобальная проблема первобытных людей как холод и заставила их передвигаться по новым землям в поиске территории с более теплым климатом. Путь древних людей помогают отследить не только обнаруженные учеными предметы одежды и обихода того времени, но и многочисленные древние рисунки, на которых запечатлен окружающий мир первобытного человека (некоторые рисунки древних людей и по сей день можно увидеть на скалах и внутри пещер в разных уголках мира).

Затем, благодаря каждодневному труду в первобытном обществе около 250 тыс. рождается другой первобытный человек -“человек разумный” или неандерталец. Неандертальцы делали одежду из шкур убитых животных(одежда первобытных людей того времени разумеется, была далека от совершенства, но по крайней мере уже могла защитить от дождя и холода), строили жилища, и примерно 60 тыс.лет назад даже научились добывать огонь (огонь в жизни первобытного человека имел огромное значение, так как не только согревал, но и отпугивал больших диких животных, которые могли напасть на них ночью). Именно в то время у предков человека появилась своеобразная культура первобытного общества - они стали хоронить умерших и пытаться лечить больных и раненных в схватке с дикими животными членов группы. 

И вот, наконец, примерно 40-30 тыс.лет назад возникает “человек современного типа”. Его появление совпадает с последним периодом каменного века, поэтому его еще называют первобытным человеком каменного века. Во внешности древних людей того периода произошли разительные изменения  – волосяной покров значительно уменьшился, рука первобытного человека каменного века стала значительно короче и меньше по отношению к другим пропорциям тела, лоб также увеличился. Образ древних людей уже больше напоминал современного человека, нежели своих предков обезьян. Потребности первобытного человека современного типа также значительно возросли. Жить в пещерах становилось неудобно, так как родовая община первобытных людей уже состояла из нескольких семей и им, требовалось больше места для существования. Так, семьи первобытных людей каменного века впервые стали жить в созданных ими жилищах из деревьев, шкур и костей животных. Оружие первобытных людей, также стало более совершенным, появились лук и костяные орудия для охоты на животных. Это было крайне важно, так как в связи с возросшим количеством членов семьи нужно было больше еды. Поэтому отдельные коллективы первобытных людей занимались охотой и состояли преимущественно из молодых сильных мужчин. Хозяйство первобытных людей вели женщины, дети и старики, другими словами социальная организация первобытного общества перешла на совершенно новый уровень.

Развитие первобытного общества

Развитие первобытного общества происходило очень долго и состояло из многих этапов. Распознать его можно по определенным характерным действиям древних людей: 

  1. Низкому темпу развития производительности и его медленному совершенствованию;
  2. Низкому темпу развития самого общества;
  3. Коллективному присвоению и равномерному распределению пищи, добытой в результате совместного собирательства и охоты первобытных людей;
  4. Наличию социального равенства
  5. Отсутствию частных владений, эксплуатации и разделения по классам 

Ученые до сих пор не могут с точностью назвать время, когда первобытное общество возникло впервые как таковое, так как провести точную реконструкцию становления первобытного общества и время жизни древних людей довольно сложно. Основой первоначальных данных стали знания о взаимодействии южных обезьян в их животном стаде. Похожие на австралопитеков отношения наблюдались и в коллективах древних людей. Самой большой трудностью в данном случае, является выявление различий в поведении первобытного человека и животных. Разумеется, изучение накопленных годами знаний о жизни и этапах развития первобытного человека дает возможность сделать определенные выводы, но по сей день, многие вещи основываются лишь на догадках и гипотезах. И нам остается лишь предполагать и надеться на то, что когда-нибудь, мы сможем найти ответы на все эти вопросы.

magaon.com

StudyPort.Ru - Жизнь первобытных людей

Жизнь первобытных людей

Однажды некий археолог Саутуола проводил раскопки в подземной пещере Альтамира в Северной Испании и взял с собой свою маленькую дочь. Пока отец копал землю в поисках заветных находок, девочка пробралась вглубь пещеры и нашла там изображенных на стенах бизонов, которые словно застыли на бегу в причудливых позах. С помощью красной, чёрной и коричневой красок неизвестный художник добился невероятных успехов: рисунки обрели удивительную живость и объемность. Учёные долгое время не могли поверить в то, что рисунки Альтамира созданы десятки тысяч лет назад. Это и неудивительно, ведь люди, не умевшие не только писать, но даже вылепить простой горшок из глины, оказывается обладали талантом художника! И все же поверить пришлось, т.к. вместе с рисунками в пещере были найдены произведения первобытного искусства.

А ведь всего 120 лет назад учёные даже не подозревали о том, что среди первобытных людей существовали талантливые художники и мастера. Этим художникам удалось передать облик и характер зверей, изобразить их в “оригинале”. Оленей рисовали чуткими и настороженными, мамонтов – мощными и сильными, с высоким затылком, коней - быстрыми и стремительными. Много было картин, изображающих зверей, поражённых копьями и истекающих кровью. Первобытные люди боялись природных явлений. Естественных причин таких сил природы, как гроза, наводнение люди не знали. Они верили в то, что между животными и теми изображениями, которые сами создавали, существует необъяснимая сверхъестественная связь. Люди думали, что если на стенах пещеры изобразить оленей, бизонов или горных баранов, то живые звери под воздействием сверхъестественных сил станут заколдованными и не уйдут из окружающей местности. Нарисовав поражённое копьём животное, можно добиться успеха на охоте.

Наблюдения за несколькими племенами Австралии в течение длительного периода времени помогли учёным разгадать смысл и значение пещерной живописи. Главным занятием австралийских племен были охота и собирательство. Но перед тем, как начать охоту, они совершали магический обряд, вбивая в нарисованное на песке животное копье.

В это же время у людей зародилась вера в то, что люди чудесным образом могут превращаться в животных, а те в свою очередь будут превращаться в камни, растения и другие неодушевленные предметы. Такие существа, порождённые фантазией первобытного человека, называются оборотными. Они как бы помогают или вредят людям. С помощью таких образов люди пытались объяснить явления, окружающие и происходящие вокруг них.

У людей появилась вера в то, что в теле каждого человеке обитает нечто сверхъестественное – душа. Когда человек спит, он ничего не слышит и не замечает, т.е. душа покидает его тело. Она встречается с душами других людей, ест и пьёт, а спящему об этом снятся сны. Будить его резко и неожиданно нельзя – душа не успевает вернуться в тело, и человек может умереть. Люди верили, что души их предков, и души умерших переселяются в далёкую, так называемую ""страну мёртвых"". Там души также живут, охотятся, ловят рыбу и занимаются собирательством. Поэтому в могилу умершего клали всё необходимое для жизни в ""стране мёртвых"" – крепкую обувь, пищу на дорогу, оружие и одежду. Эти появившиеся у первобытных людей верования – в колдовство, в оборотней, в душу, в жизнь после смерти – называются религиозными.

Люди придумали названия временным отрезкам, связанные с металлами: железный век, каменный век, бронзовый век. Каменным веком называется древнейший период истории человечества, когда основным материалом для изготовления необходимых человеку вещей – оружия и орудий труда – являлся камень. Собирая камни и изготавливая необходимые орудия, люди познакомились с медью, в то время она встречалась на Земле в виде самородков, схожих с обыкновенными камнями. Из меди делали ножи, наконечники копий и стрел. Это был медный век. Но медные изделия были лёгкими и непрочными. Далее люди познакомились с оловом, но тоже довольно хрупким металлом. Позже появилась бронза. Вероятно куски меди и олова случайно попали в костёр, раскалились, соединились вместе – и получился сплав, который объединил в себе лучшие свойства как меди, так и олова – это и была бронза. По прошествию определённого времени люди научились добывать железо из руды. Железный век наступил около трёх тысячелетий назад.

Люди жили где всегда тепло, поэтому не заботились о тёплой одежде. Дома нужны били лишь для защиты от солнечных лучей. Часть времени уходило на поиски пищи, женщины и дети срывали плоды с деревьев, выкапывали съедобные корешки, разыскивали личинки насекомых. Этот способ жизни назывался собирательством. Но людям также нужно было и мясо. Его добывали мужчины на охоте. В то время на Земле жили мамонты – основная добыча охотников. Мамонт мог убить человека ударом хобота, а люди всё равно охотились. У них сразу появлялось много мяса, жира и шкур. Успех охоты и собирательства во многом зависел от капризов природы: то лесной пожар погубит деревья со съедобными плодами и прогонит зверей, то засуха уничтожит траву. Охотники отправлялись на охоту, не зная что их ждёт. Однажды женщины заметили, что в том месте, где обычно перетирают зёрна, выросли колоски с такими же зёрнами и догадались, что это проросли случайно рассыпанные зёрнышки. Они попробовали рассыпать зёрна там, где они были рассыпаны случайно, и получили, выращенные уже специально колосья. Позднее они стали выращивать зёрна рядом с домом, а не бродить по лесам и лугам. Мужчины, убив на охоте дикую свинью, приносили домой и оставшихся от неё поросят. Помещали детёнышей в загон, кормили и растили их. Так возникло земледелие и скотоводство.

Древнейшую посуду выдалбливали из дерева, плели из прутьев. Если нужно было принести воды – плетёнку обмазывали сырой глиной. Однажды плетёнка случайно попала в огонь, прутья сгорели, а глина стала твёрдой. Так люди научились делать глиняную посуду. Корзины, коврики плели из листьев, прутьев, коры растений. Попадались растения стебли, которых были похожи на нити – это лён, конопля. Из таких нитей начали делать грубые, толстые ткани, но одежда была для них удобной. Попробовали делать нити из овечьей шерсти – появились шерстяные ткани.

В древности люди боялись огня, но постепенно заметили, что огонь – это тепло, свет и защита от диких зверей. Тогда люди стали разводить костры, используя огонь от пожара или от извержений вулкана. У такого костра нужно было дежурить, собирать хворост, так как они не могли добывать огонь сами. Но со временем заметили, что если один кусок сухого дерева потереть о другой он начнёт тлеть.

Первобытные люди научились измерять время по числу суток, однако большие отрезки для них измерять было трудно. Они обратили внимание на внешний вид Луны на ночном небе. Луна бывает похожа то на серп, то на половину круга, то на полный круг. Первобытные люди сумели вычислить число дней, за которое Луна меняет свой облик. Время стали измерять не только числом суток, но и числом лунных месяцев. Первые люди на земле, подобно малым детям не знали, какова продолжительность года. Люди пытались определить продолжительность каждого времени года. В зависимости от сезона менялось количество зверей и съедобных плодов и кореньев. С возникновением земледелия люди стали ещё больше интересоваться сезонными изменениями в природе. Земледельцы поняли, что от одной весны до другой, от одного сбора урожая до другого проходит примерно равное число дней. Время научились считать по годам. Стали запоминать, в каком году произошло важное событие.

Мозг людей постоянно выдавал новые мысли и идеи. Эти идеи они диво воплощали в жизнь. Как только человек придумал взять суковатое бревно, чтобы тащить его по полю, для ускорения пахотной работы, тут же началось использование тягловых животных, чтобы они тащили бревно. Тут же изобрели подобие плуга. В него стали запрягать быков. Люди поняли, что плуг, в отличии мотыги может рыхлить и твёрдую землю. Люди стали расселяться там, где мотыжное земледелие не возможно. Крупнее стали поселения, обильнее урожаи. В общине складывался новый порядок, она стала состоять из нескольких больших семей. Раньше каждая семья имела свой скот, орудия труда и вела собственное хозяйство на своём участке земли - люди рассчитывали только на себя. В больших поселениях на одной территории жизнь объединяла людей.

Вскоре родовую общину заменила соседская община. Стал развиваться обмен. Именно тогда появилось разделение людей на бедных и богатых. Если каждая семья была независима, самостоятельно вела хозяйство и распоряжалась своим имуществом, то некоторые становились богаче, а другие беднее. Появилось неравенство. Кто-то добывал свое богатство посредством грабежа. Для ведения военных действий выбирался глава племени – вождь. Он собирал людей для походов на соседние племена, выполнял роль судьи в спорах между семьями. Устраивал празднества и жертвоприношения богам. Во время охоты часть добычи вождь забирал себе. Глава племени и его подчиненные приобрели славу знатных людей. Их родственники пользовались почётом, которого не было у остальных. На знатных людей работали лучшие ремесленники, им всюду был обеспечен радушный прием.

Захваченных на войне людей вожди делали своими рабами, которые беспрекословно должны были им подчиняться. Там, где жила знать поселения вскоре превращались в крупные города, а вожди становились правителями государств. Позже ученые находили в таких городах святилища – места, где стояли идолы.

Особое внимание следует уделить летоисчислению, которым мы сейчас пользуемся. Оно началось со времен Иисуса Христа. Вера в Иисуса Христа, христианское вероисповедание укрепилось и распространилось по всему миру. Один из верующих предложил вести счёт лет от рождения Христа. 753-й год – год рождения Христа, первый год.

studyport.ru

Первобытное общество

История делится на два пласта: первобытное общество и цивилизации. Исходным этапом развития человечества является первобытный строй, который охватывает отрезок времени свыше двух миллионов лет, когда не существовало государственных образований, еще не сложились правовые нормы.

За время своего существования первобытное общество прошло значительный эволюционный путь, на протяжении которого происходило изменение его социокультурного облика и хозяйственного устройства. Выделяют две основные стадии первобытного общества: первая – присваивающее хозяйство, вторая – производящее хозяйство. Смена стадий происходит в эпоху неолита (неолитическая революция), в 8-3 тысячелетии до н.э.

Первая стадия характеризуется становлением человека как биосоциального существа. Люди пользовались простейшими каменными орудиями, жили за счет присвоения продуктов природы (собирательство, рыболовство, охота), вели бродячий образ жизни, объединялись в локальные группы под руководством вожака. Такая простейшая форма жизни и социальной организации, отражавшая низкий уровень развития производственных, общественных и культурных отношений, называется первобытным стадом или праобщиной. Однако, несмотря на хаотичность внутренней жизни стада, в нем прослеживаются первые социальные нормы первобытного общества, правила, стандарты и прочие поведенческие стереотипы.

Природные инстинкты начинают отступать перед социокультурными стереотипами. Отношения внутри группы носят эгалитарный характер. Распределение продовольственных и других ресурсов происходит равномерно. В основе подобного равенства лежит эквивалентный обмен (как пищей, орудиями труда, так и женами и т.д.). Власть вожака над группой проявляется весьма выразительно. Его воля воспринимается стадом как норма.

Усложнение социальных связей, изменения брачных отношений (появление экзогамии, запрещавшей браки между кровными родственниками) и неолитическая революция привели к возникновению семейно-клановых групп. Произошла смена стада на родовую общину, в основе которой лежали родственные отношения. Строиться родообщинные отношения могли по принципам матрилинейности или патрилинейности.

История первобытного общества после неолитической революции выходит на новый виток. Люди переходят к производящей экономике, что позволяет им не только обеспечить себя выживание, но и начать целенаправленно обеспечивать себя продуктами питания и другими необходимыми для жизни предметами. Это стало предпосылкой перехода к оседлому образу жизни. Постепенно отдельные семейно-клановые группы устанавливают контроль над определенной территорией. Первобытное стадо превращается в прочную, разросшуюся численно и связанную с определенной территорией группу производителей. Новая социальная организация основывается на самоуправлении и соморегуляции.

На этой стадии развития первобытное общество переходит к фиксированному разделению труда, распределению пищи и брачно-семейным отношениям. Принципы равенства и эгалитарности по-прежнему сохраняются. Но, вместе с тем, распределение добычи могло производиться и с учетом ролевых функций ее участников (по принципу пола, возраста и т.д.). Преимуществами в коллективе обладал и его лидер. Вокруг него концентрировались члены группы, которые взамен за предоставляемые им блага признавали авторитет лидера. Так сложилась догосударственная форма власти.

В родовых общинах уже существуют правила поведения, обязательные для всех членов ее коллектива. Родовые нормы были связаны с тотемами, имели мифологическую окраску. Порядок распределения добычи становится регламентированным, контроль над этим процессом берет на себя вождь. Социальные отношения носят характер самонастраивающихся: они поддерживаются интересами, религиозными верованиями и другими ценностными установками. Но это не исключало принудительности следования нормам, которые выработало первобытное общество. При нарушениях табу преступник мог даже быть изгнан или подвергнут смертной казни.

fb.ru