Сверхзвуковой взрыв. Почему погиб Юрий Гагарин? Почему юрий гагарин погиб


Истинная причина гибели Юрия Гагарина рассекречена! Одной тайной стало меньше.

Юрий Гагарин — Совершенно секретно

Алексей Леонов: Юрий Гагарин погиб в результате неосторожного маневра другого самолета. Спустя 45 лет! после гибели Юрия Гагарина летчик-космонавт Алексей Леонов узнал истинную причину гибели своего друга. Он получил доступ к секретным материалам следственной комиссии, которая расследовала гибель первого космонавта планеты. По официальным данным Юрий Гагарин погиб 27 марта 1968 года вблизи деревни Новосёлово Киржачского района Владимирской области в результате авиационной катастрофы, выполняя тренировочный полёт на самолёте МиГ-15УТИ под руководством опытного инструктора В. С. Серёгина. Для расследования причины гибели первого космонавта была создана Государственная комиссия, составлено 29 томов и в итоге дело было засекречено. Основные детали трагедии были известны до последнего времени только из статей и интервью отдельных членов комиссии. Остальное дополнялось слухами и разными версиями. Основной вывод Государственной комиссии был таким:

В результате изменившейся воздушной обстановки в полете экипаж совершил резкий маневр и пикируя почти вертикально вышел из облачного слоя. Самолет столкнулся с землей несмотря на попытки летчиков вывести машину в горизонтальное положение. Весь экипаж погиб.

Расследование показало, что отказов и неисправностей техники не было. Посторонних веществ в крови летчиков химический анализ останков не выявил.  На самом деле, как написано в рассекреченных данных, самолет Су-15 — истребитель, который взлетел с подмосковного аэродрома Жуковский и не санкционировано находился в воздухе во время тренировочного полета самолета, управляемого экипажем Юрия Гагарина, совершил неосторожный маневр, который привел к срыву в штопор самолет Юрия Гагарина.

Алексей Леонов 20 лет боролся, пытаясь выяснить правду о гибели друга. Он не верил официальному заключению, в котором было написано, что самолет Гагарина столкнулся с Землей в результате того, что совершил резкий маневр, связанный с отворотом, после которого вошел в штопор. Выступая в Звездном городке Леонов заявил: «Это бред!».

По словам Алексея Леонова стало известно, что его допустили к рассекреченным документам комиссии, которая расследовала гибель первого космонавта планеты, где он узнал, что во время пилотирования самолета (с экипажем Серегин-Гагарин) 27 марта 1968 года в районе тренировочных полетов оказался не санкционировано самолет-истребитель Су-15, который выполнял полет с аэродрома Жуковский. Алексей Леонов рассказал, что во время полета летчик спустился до высоты 450 метров, чем нарушил режим, — это было известно Алексею Леонову и ранее, потому что он беседовал со свидетелями, — на форсаже ушел на свой эшелон и на расстоянии 10-15 метров в облаках, пройдя рядом с Гагариным, перевернул его самолет, вогнав в штопор, вернее, в глубокую спираль на скорости 750 километров в час, после чего самолет Юрия Гагарина совершил полтора витка и на выводе (из штопора) столкнулся с Землей. Это уже не версия, это истинная причина гибели первого космонавта планеты. Никакой загадки и тайны в гибели Юрия Гагарина больше нет, информация подтверждена вскрытием рассекреченного конверта с выводом комиссии. Причиной случившегося стало разгильдяйство и нарушение режима полетов.

Но главное другое, ведь люди, которые работали в комиссии знали правду! но столько лет молчали и делали вид, что это не так. Что Гагарин погиб случайно. Как бы я хотел, чтобы жена моего друга Юры Валентина и его дочери узнали всю правду о его гибели — сказал Алексей Леонов, ведь они до сих пор ничего не знают… На вопрос РИА Новости о том, кто пилотировал самолет-истребитель Су-15, и привел к гибели первого космонавта планеты Юрия Гагарина по своей по неосторожности, Алексей Леонов ответил: «Мне дали возможность узнать и объявить об истинной причине при условии, что я не назову имя летчика, которому сейчас за 80 лет, и состояние его здоровья весьма тяжелое. Я дал слово, что его имени не назову», — заключил Леонов, первый в истории человечества космонавт, выполнивший выход в открытый космос.

ЗВЕЗДНЫЙ ГОРОДОК (Московская область), 11 июня 2013 г.

gipotezi.ru

Сверхзвуковой взрыв. Почему погиб Юрий Гагарин? | Наука | Общество

Спустя 45 лет после гибели Юрия Гагарина рассекречены обстоятельства, при которых разбился его самолёт МиГ-15УТИ во время тренировочного полёта вблизи деревни Новосёлово Киржачского района Владимирской области. Узнать правду удалось благодаря настойчивости космонавта Алексея Леонова, который в тот день - 27 марта 1968 года - находился в районе катастрофы и был привлечён к расследованию.

После гибели Юрия Гагарина был объявлен общенациональный траур и создана специальная комиссия, которой предстояло разобраться в причинах гибели экипажа, - Гагарин выполнял тренировочный полёт на МиГ-15УТИ с инструктором, опытным военным лётчиком-испытателем 1-го класса Владимиром Серёгиным. Дословно вывод комиссии гласил, что самолёт совершил резкий манёвр, связанный с отворотом от посторонней цели - воздушного шара или стаи гусей. Самолёт столкнулся с землёй, экипаж погиб.

«Эта версия не соответствовала действительности, - сказал «АиФ» космонавт Алексей Леонов. - В тот день в этом районе совершали тренировочные полёты не только мы, космонавты, но шло испытание самолёта Су-15, которое проводил Лётно-испытательный институт Министерства авиационной промышленно­сти. Было разграничение: наши полёты проходят на высоте до 10 тыс. метров, а их - выше. Но самолёт Су-15 нарушил режим полёта, спустился под облака на высоту порядка 450 м над землёй. В этот момент его видели местные крестьяне. ➊ Пролетев какое-то время на этой высоте, он включил форсаж и ушёл на свой эшелон (высоту. - Ред.), где он должен был быть. При этом в облаках он прошёл рядом с Юрием Гагариным, который находился на высоте 4200 м. ➋

Су-15 шёл на скорости сверхзвука и возмущённым потоком вогнал самолёт Гагарина в глубокую спираль. ➌ В итоге самолёт Гагарина прошёл расстояние с 4200 м до нуля (до момента столкновения с землёй) за 55 секунд.

Нажмите для увеличения. Инфографика Яны Лайковой

На аэродроме должны были работать азимутный локатор и локатор высоты, последний работал с перебоями, поэтому на земле не заметили сближения двух самолётов, иначе бы предупредили. Я находился в 13 км от места падения, на аэродроме Киржач. Мы вместе с товарищами из «Лунной группы» выполняли прыжки с парашютом. Погода прижала. Я прекратил работу. Мы стояли и ждали команды на возвращение домой. В этот момент я услышал взрыв и сверхзвук. Разница между взрывом и сверхзвуком была полторы-две секунды. Это значит, что события произошли одновременно.

В моих документах всё это было отражено, однако комиссия не обратила на это внимание. Спустя 25 лет, когда начали распускать слухи, что лётчики были пьяные и неподготовленные, я с академиком Сергеем Белоцерковским начал заниматься расследованием, которое длилось 20 лет. И теперь, когда с момента катастрофы прошло 45 лет, я обратился к президенту Владимиру Путину о разрешении вскрыть секретный пакет. Президент разрешил. То, что я раньше доказывал, что причиной гибели самолёта Гагарина стал посторонний несанкционированный самолёт, - теперь это подтверждено».

 

Смотрите также:

www.aif.ru

Новости дня: Как погиб Юрий Гагарин - Свободная Пресса

27 марта 1968 года погиб первый космонавт планеты Юрий Алексеевич Гагарин. Официальная версия трагедии была опубликована уже на следующий день: авария произошла во время тренировочного полёта на истребителе УТИ-МиГ-15 в паре с полковником Владимиром Сергеевичем Серёгиным. Правительственная комиссия, которая расследовала причины катастрофы, собрала колоссальный фактический материал: 29 томов дела содержали подробнейшую информацию о том злополучном полете. Специалисты собрали практически полностью, вплоть до мельчайших частичек, корпус разбившегося самолета, что позволило точно определить все повреждения. Однако спустя полгода после начала работы волевым решением из Кремля «дело» о гибели Юрия Гагарина и Владимира Серегина было закрыто. Комиссию распустили, так и не дав ей сделать окончательных выводов.

Останки погибших поспешили кремировать

Отсутствие официальной версии, породило огромное количество слухов и предположений: о том, что Гагарин стал жертвой заговора КГБ, что самолет первого космонавта столкнулся с летающей тарелкой, что пилоты были пьяны и просто не справились с управлением. До сих пор можно услышать и такую версию: Гагарин и Серегин не разбились на самолете 27 марта 1968 года, а погибли на 18 дней раньше во время полёта вокруг Луны.

Действительно, в те дни на окололунную орбиту вышел «Зонд-4», который вскоре столкнулся с поверхностью Луны. Руководство космической отраслью категорически утверждало, что он был беспилотным. Тем не менее, ходят настойчивые слухи о том, что поскольку скрыть гибель первого космонавта на Луне было невозможно, пришлось инсценировать аварию самолета, который пилотировали два летчика-испытателя, катапультировавшиеся из машины незадолго до её падения. На эту для многих экспертов сомнительную версию «работает» тот факт, что ни малейших останков Гагарина и Серёгина (кроме некоторых документов, части куртки) представлено не было. Вот как написал об этом в своем дневнике тогдашний руководитель Центра подготовки космонавтов генерал Николай Каманин: «До 7 часов утра ничего существенного обнаружено не было, но было уже точно установлено, что найденный вчера планшет принадлежит Гагарину (заполнен его рукой красными чернилами — Андриян Николаев подтвердил, что Юра в его присутствии заполнял бортовой журнал красными чернилами). Около восьми утра генерал Кутахов и я почти одновременно заметили на высоте 10—12 метров на одной из берез кусок какой-то материи. Он оказался частью куртки Гагарина. В грудном кармане куртки мы нашли талон на завтрак на имя Юрия Алексеевича Гагарина. Сомнений больше не было: Гагарин погиб… В 21:15 (28 марта) состоялась кремация останков Юрия Гагарина и Владимира Серегина».

Поспешность, с которой кремировали погибших (вернее, принадлежавшие им вещи), тоже наводит на некоторые сомнения. Но это всего лишь предположения и эмоции. Что же реально известно на сегодняшний день?

Из дневника генерала Каманина

В своем дневнике руководитель Центра подготовки космонавтов в те дни записал: «В 10:50 (27 марта 1968 года — ред.) мне позвонил полковник Масленников и доложил: «Гагарин с Серегиным взлетели на УТИ МиГ-15 в 10 часов 19 минут, в 10:32 с самолетом Гагарина оборвалась связь, через 10 минут в самолете кончится горючее». Сообщение было очень неприятным, но, зная задачи и условия полета и подготовленность экипажа, я надеялся еще, что такой ас, как Серегин, найдет выход из положения, и дело закончится или вынужденной посадкой, или самое большее — катапультированием летчиков. Доложив Главкому о происшествии и приказав А. И. Кутасину и Л. И. Горегляду организовать поиск, я немедленно выехал на Чкаловский аэродром.

По уточненным данным, картина летного происшествия выглядела так. Экипаж получил задачу выполнить простой пилотаж в зоне над районом города Киржач. Высота полета в зоне 4000 метров. Погода хорошая, двухслойная облачность: первый слой на высоте 700—1200 метров, второй — на высоте 4800 метров. Видимость под облаками и между слоями более 10 километров. После взлета Гагарин установил связь с КП и получил разрешение занять зону. Выполнив задание в зоне, Гагарин запросил разрешение КП развернуться на курс 320 градусов для следования на аэродром. На этом в 10 часов 30 минут 10 секунд связь с самолетом прервалась. На все вызовы КП экипаж самолета не отвечал, но проводка самолета локаторами продолжалась до 10 часов 43 минут. Наблюдение за самолетом прекратилось на удалении 30 километров от аэродрома по курсу 75 градусов.

Немедленно в воздух были подняты самолеты и вертолеты для поиска самолета Гагарина. Более четырех часов поиск был безрезультатным. В 14 часов 50 минут командир вертолета Ми-4 майор Замычкин доложил: «Обнаружил обломки самолета Гагарина в 64 километрах от аэродрома Чкаловская и в трех километрах от деревни Новоселово». Получив это сообщение, я, генералы Мороз и Мадяев тотчас же вылетели на вертолете Ми-4 к месту происшествия".

Свидетельствуют участники расследования

В разное время мне случалось беседовать с некоторыми участниками расследования того, как погиб Юрий Гагарин. Вырисовалась такая картина.

Иван Рубцов, Герой Советского Союза, полковник в отставке:

— Правительственную комиссию по расследованию причин катастрофы возглавил кандидат в члены Политбюро (курировавший «оборонку») Дмитрий Устинов. Комиссии предстояло исследовать 20 версий случившегося. По каждой была сформирована рабочая группа из специалистов ВВС. На меня возложили задачу координации деятельности этих групп.

Достаточных доказательств ни по одной версии собрать не удалось. Комиссия ограничилась заключением, что наиболее вероятная причина катастрофы — трагическое завершение маневра уклонения от столкновения с гидрометеозондом.

Анатолий Пушкин, Герой Советского Союза, генерал-лейтенант в отставке:

— Во время расследования мы выявили неимоверное количество нарушения правил летной службы. Некоторые из них могли сами по себе привести к катастрофе. Вот лишь две.

Перед любыми полетами обязательно всегда проводится разведка погоды по маршруту. На основании доклада о ее результатах командир принимает решение: по какому варианту пройдут полеты. В данном случае никому ничего не докладывали. А погода оказалась прескверной. Недаром вместо запланированных 30 минут полета экипаж уже через пять минут доложил: задание выполнено, прошу разрешения на возвращение. А вскоре машина врезалась в землю.

Перед полетом не проводилось, как положено, медицинского обследования пилотов. Между тем есть серьезные основания считать, что Серегин чувствовал себя неважно. Перед самым вылетом у него был очень крупный неприятный разговор с начальником Чкаловского гарнизона. Нервы были взвинчены, а полет был связан с высокими перегрузками.

Имелось множество более мелких нарушений, которые в совокупности могли привести к катастрофе. Мне, как бывшему командующему воздушной армией, это очевидно. Хотя кто конкретно виноват, не скажу, так как расследование до конца доведено не было. На завершающем этапе Леонид Брежнев распорядился: расследование прекратить — народ успокоился, незачем его снова будоражить. Это выглядело странно. Однако приказ есть приказ. Пришлось свернуть работу комиссии.

Петр Базанов, Герой Советского Союза, генерал-лейтенант в отставке:

— За четыре минуты до взлета гагаринского МиГа зону прошел АН-10, пилотируемый генералом Кирсановым. Позже он рассказывал, что там бушевал атмосферный фронт. Облачность — слоеный пирог, видимость почти нулевая. Естественно, когда Гагарин с Серегиным нырнули в этот ад, они доложили об этом и пошли на крутой разворот, сорвавшись, вероятно, в крутую спираль. А это похлеще штопора. Когда выскочили из облаков, уже не успели выйти из пике. Честно говоря, Гагарин как летчик-истребитель был подготовлен слабо: так сложилась служба. Вины его в том нет. Наоборот, парень был — орел, смело летел куда прикажут. А вот в организации полетов действительно выявили столько неорганизованности, что политбюро прекратило расследование и засекретило предварительные данные.

Юрий Куликов, генерал-майор в отставке, бывший начальник службы безопасности полетов ВВС:

— В 29 томах материалов правительственной комиссии нет полноценного заключительного вывода о причине катастрофы. Пожалуй, политически правильно, что его не сделали. Ведь надо было сказать такое, что легло бы пятном не только на отдельные должностные лица, но и на всю страну: не за понюх табаку угробили первого космонавта!

Главная беда в том, по моему убеждению, что экипаж не подготовили к полетам в столь сложных условиях. Ничего унижающего Гагарина в этом нет. Он был непревзойденным космонавтом, но недостаточно опытным истребителем. Самостоятельный налет у Юрия Алексеевича составлял 75 часов 4 минуты. (Для сведения — чтобы получить классность, нужно налетать не менее 200 часов). К тому же бывали длительные перерывы после того, как он слетал в космос.

У Серегина тоже имелись пробелы в подготовке, особенно для полетов в тех условиях, в которых пилоты в трагический день оказались. Скажем, он не выполнил ни одного упражнения по выводу самолета из заваливания, хотя в соответствии с правилами летной подготовки должен был сделать это не менее 36 раз. Я не пилотов обвиняю, а саму систему, которая должна была беречь первого космонавта планеты, оградить от таких неподготовленных полетов.

Степан Микоян, Герой Советского Союза, генерал-лейтенант в отставке:

— Да, нарушения были. Но, на мой взгляд, к самой катастрофе они не имели прямого отношения. Комиссия выяснила: двигатель работал, электрика была исправна. А вот кабина была разгерметизирована, по моему убеждению, еще до удара о землю. Подобное может случиться от столкновения с чем-либо в воздухе. С моей подачи и возникла версия о гидрометеозонде. Я считаю, что не в маневре уклонения дело, как записала комиссия, а непосредственно в столкновении с зондом. Во-первых, на месте падения не смогли обнаружить часть фонаря кабины, хотя все остальное нашлось. Во-вторых, данные приборов, характеризующие перепад давления, свидетельствовали, что кабина была разгерметизирована на высоте до 4000 метров. Мы провели эксперимент. Удар зонда на высоких скоростях таков, что мог не только разбить фонарь, но и вывести из строя на какое-то время летчиков.

Андрей Сухомлинов, полковник юстиции:

— По каждому летному происшествию возбуждается уголовное дело. По данной катастрофе тоже. Но дело это в ГВП до сих пор засекречено. Обращаемся к главному военному прокурору с просьбой рассекретить для начала хотя бы постановление о прекращении этого уголовного дела. Полагаю, что тогда мы можем узнать истинные причины катастрофы, унесшей жизнь первого космонавта Земли.

Пора поставить точку

Бывший руководитель группы аэродинамики правительственной комиссии, доктор технических наук, профессор Арсений Миронов считает, что пора поставить точку в обсуждении причин гибели Юрия Гагарина и Владимира Серёгина:

— Необходимо покончить со спекуляциями, периодически появляющимися в печати и на телевидении. На читателей и зрителей часто обрушивают совершенно нелепые вымыслы.

Уже 28 марта я был на месте аварии. С первого взгляда стало ясно, что самолет падал с достаточно большой поступательной скоростью. По обломкам верхушек деревьев я прикинул угол пикирования — где-то градусов 60 (эта цифра оказалась близкой к реальной). Потом команда специалистов собирала останки самолета, в основном крупные. А когда сошел снег, рота солдат просеивала грунт в поисках самых мелких деталей. Особенно долго собирали фонарь кабины, который рассыпался при ударе о землю. Одной из первых была версия о том, что фонарь начался разрушаться уже в воздухе, и это якобы стало причиной трагедии. Нашли 90 процентов поверхности фонаря, и выяснилось, что он к моменту удара был цел. Все обломки свезли в институт эксплуатации и ремонта авиационной техники ВВС в Люберцах. Там в специальном ангаре на полу подетально был выложен контур самолета.

По остаткам приборов можно было установить параметры полета в момент удара самолета о землю. Были проведены расчеты возможных траекторий самолета с момента последней радиопередачи Гагарина. Эти расчеты показали, что условиям удовлетворяет только такая последовательность событий: сваливание самолета на высоте 4200 метров в штопор до высоты 600 метров, вывод из штопора, а затем из снижения, и из-за недостатка высоты, удар о землю.

Причины этого так и не были установлены. Как и причины досрочного прекращения задания и решения возвращаться. Это было в 10:30, спустя всего чуть больше десяти минут после взлета. К тому моменту Гагарин выполнил только два задания из десяти. Думаю, что из-за плохой видимости именно Серегин принял решение возвращаться на базу. При энергичном развороте в направлении на аэродром произошло сваливание самолета с переходом в штопор в облаках. Вывод самолета из штопора был начат после восстановления видимости земли при выходе из нижней кромки облачности на высоте 600 метров. Экипаж попытался вывести самолет из снижения, но им не хватило высоты.

Однако с этим мнением были согласны далеко не все. Искали птицу, которая могла попасть в двигатель, зонд, посторонний самолёт. Однако на останках МиГа не обнаружено ее следов, равно как признаков метеозонда. И мне пришлось активно участвовать в обсуждении, когда была выдвинута версия о приближении к МиГу самолета КБ «Сухой». Он тогда летел на очень большой высоте — 11 с половиной тысяч метров. Некоторые специалисты предположили, что летчик снизился специально (хотя у него было задание, при котором нельзя снижаться), а его аэродинамический след или звуковой удар воздействовал на самолет Гагарина и тем самым вызвал катастрофу. В подтверждение этого приводили даже свидетельские показания местных жителей, которые якобы видели незадолго до аварии в небе именно этот истребитель. Но разве может человек далекий от авиации на высоте 3−4-х тысяч метров отличить один самолет от другого? Мы провели эксперимент: пустили МиГ-25 над Ту-124 на расстоянии 50-ти метров. И он спокойно прошел. Я потом спросил летчика: «Ну, как?» «Так, слабенькая болтанка ощущается и все», — ответил он. Поэтому я считаю, что версия это глупая и ничем не обоснованная. Но ее продолжают упорно до сих пор придерживаться некоторые космонавты.

У космонавтов, которые тоже участвовали в расследовании, были свои задачи. И, прежде всего, они хотели защитить обоих летчиков. Ведь Серегин - командир полка, а Гагарин — первый космонавт. Да и с самого начала среди участников комиссии чувствовалось некое противостояние. Одни специалисты, которые занимались анализом состояния самолета, доказали, что машина была исправна — управление работало, в воздухе повреждений не было. Другие старались защитить летчиков и настаивали на том, что те были полностью подготовлены, тренированы, находились в добром здравии и так далее. Состыковать одно с другим и получить общее мнение при таком противодействии так и не удавалось.

Моя точка зрения была с самого начала такова. К Гагарину никаких претензий предъявлять нельзя, поскольку он ученик, проверяемый инструктором. А в отношении Серегина, командира полка, этого сказать нельзя. В тот день на земле и воздухе было допущено по меньшей мере 9 нарушений инструкции по безопасности полетов. Экипаж не дождался разведчика погоды. Тем самым, была сорвана плановая таблица полетов. В соседние зоны были допущена сразу 4 самолета. Одновременно с Гагариным в небе были два МиГа — 21, Ан — 24 и разведчик погоды. Радиолокатор не работал. Фотографирование местоположения не работало. Бортовой самописец был не заправлен. В кабине не было наддува.

Конечно, ни одно из нарушений само по себе не могло спровоцировать катастрофу, однако их комбинация свидетельствует о низкой дисциплине в полку. Ведь «в авиации мелочей не бывает», и все это отразилось на безопасности полетов, а в тот день привело к катастрофе. К тому же Серегин не был тренирован на вывод самолета из штопора. Он вообще, как мне кажется, был не на своем месте. Его биографию неправильно оценили, когда назначили командиром полка. Ведь звание Героя Советского Союза он получил на войне. Тогда он летал на низковысотном Ил-2. А потом уже освоил МиГ 15 и 17. Но на больших углах атаки и в штопоре он не летал. В первые же дни после трагедии я попросил дать мне летные книжки, где записан каждый полет. Неделю не давали. Наверно, понимали, что эти записи не лучшим образом характеризуют командира полка. Поэтому правили.

Оценив ситуацию, руководители страны, может быть даже генеральный секретарь, пришли к выводу, что заставить какую-то группу пойти на уступки невозможно. Вдобавок космонавты, чей авторитет был в то время очень высок, написали письмо в ЦК, где высказывали мысль о том, что нельзя порочить имя Гагарина. Нам всем, кто занимался расследованием, зачитали его вслух. В письме по пунктам критически оценивалась деятельность комиссии, большинство членов которой склоняются к тому, что в главной причиной аварии являются действия экипажа. Но разве можно порочить имя двух Героев Советского Союза, особенно Гагарина? Поэтому космонавты призывали привлечь к расследованию более квалифицированных специалистов.

И действительно расследование быстро сошло на нет. В конце концов, политика преобладала над техникой и из-за этого дело прекратили. Останки самолета запечатали в контейнер, и они до сих пор хранятся где-то в подвале. Собственно, расследовать больше нечего. То, что мы знаем, этого достаточно для того, чтобы сделать окончательные выводы. Уже невозможно найти какого-либо нового факта или события, так что скорее всего то, как погиб Юрий Гагарин мы уже не узнаем никогда.

svpressa.ru

Новости дня: Как погиб Юрий Гагарин - Свободная Пресса

27 марта 1968 года погиб первый космонавт планеты Юрий Алексеевич Гагарин. Официальная версия трагедии была опубликована уже на следующий день: авария произошла во время тренировочного полёта на истребителе УТИ-МиГ-15 в паре с полковником Владимиром Сергеевичем Серёгиным. Правительственная комиссия, которая расследовала причины катастрофы, собрала колоссальный фактический материал: 29 томов дела содержали подробнейшую информацию о том злополучном полете. Специалисты собрали практически полностью, вплоть до мельчайших частичек, корпус разбившегося самолета, что позволило точно определить все повреждения. Однако спустя полгода после начала работы волевым решением из Кремля «дело» о гибели Юрия Гагарина и Владимира Серегина было закрыто. Комиссию распустили, так и не дав ей сделать окончательных выводов.

Останки погибших поспешили кремировать

Отсутствие официальной версии, породило огромное количество слухов и предположений: о том, что Гагарин стал жертвой заговора КГБ, что самолет первого космонавта столкнулся с летающей тарелкой, что пилоты были пьяны и просто не справились с управлением. До сих пор можно услышать и такую версию: Гагарин и Серегин не разбились на самолете 27 марта 1968 года, а погибли на 18 дней раньше во время полёта вокруг Луны.

Действительно, в те дни на окололунную орбиту вышел «Зонд-4», который вскоре столкнулся с поверхностью Луны. Руководство космической отраслью категорически утверждало, что он был беспилотным. Тем не менее, ходят настойчивые слухи о том, что поскольку скрыть гибель первого космонавта на Луне было невозможно, пришлось инсценировать аварию самолета, который пилотировали два летчика-испытателя, катапультировавшиеся из машины незадолго до её падения. На эту для многих экспертов сомнительную версию «работает» тот факт, что ни малейших останков Гагарина и Серёгина (кроме некоторых документов, части куртки) представлено не было. Вот как написал об этом в своем дневнике тогдашний руководитель Центра подготовки космонавтов генерал Николай Каманин: «До 7 часов утра ничего существенного обнаружено не было, но было уже точно установлено, что найденный вчера планшет принадлежит Гагарину (заполнен его рукой красными чернилами — Андриян Николаев подтвердил, что Юра в его присутствии заполнял бортовой журнал красными чернилами). Около восьми утра генерал Кутахов и я почти одновременно заметили на высоте 10—12 метров на одной из берез кусок какой-то материи. Он оказался частью куртки Гагарина. В грудном кармане куртки мы нашли талон на завтрак на имя Юрия Алексеевича Гагарина. Сомнений больше не было: Гагарин погиб… В 21:15 (28 марта) состоялась кремация останков Юрия Гагарина и Владимира Серегина».

Поспешность, с которой кремировали погибших (вернее, принадлежавшие им вещи), тоже наводит на некоторые сомнения. Но это всего лишь предположения и эмоции. Что же реально известно на сегодняшний день?

Из дневника генерала Каманина

В своем дневнике руководитель Центра подготовки космонавтов в те дни записал: «В 10:50 (27 марта 1968 года — ред.) мне позвонил полковник Масленников и доложил: «Гагарин с Серегиным взлетели на УТИ МиГ-15 в 10 часов 19 минут, в 10:32 с самолетом Гагарина оборвалась связь, через 10 минут в самолете кончится горючее». Сообщение было очень неприятным, но, зная задачи и условия полета и подготовленность экипажа, я надеялся еще, что такой ас, как Серегин, найдет выход из положения, и дело закончится или вынужденной посадкой, или самое большее — катапультированием летчиков. Доложив Главкому о происшествии и приказав А. И. Кутасину и Л. И. Горегляду организовать поиск, я немедленно выехал на Чкаловский аэродром.

По уточненным данным, картина летного происшествия выглядела так. Экипаж получил задачу выполнить простой пилотаж в зоне над районом города Киржач. Высота полета в зоне 4000 метров. Погода хорошая, двухслойная облачность: первый слой на высоте 700—1200 метров, второй — на высоте 4800 метров. Видимость под облаками и между слоями более 10 километров. После взлета Гагарин установил связь с КП и получил разрешение занять зону. Выполнив задание в зоне, Гагарин запросил разрешение КП развернуться на курс 320 градусов для следования на аэродром. На этом в 10 часов 30 минут 10 секунд связь с самолетом прервалась. На все вызовы КП экипаж самолета не отвечал, но проводка самолета локаторами продолжалась до 10 часов 43 минут. Наблюдение за самолетом прекратилось на удалении 30 километров от аэродрома по курсу 75 градусов.

Немедленно в воздух были подняты самолеты и вертолеты для поиска самолета Гагарина. Более четырех часов поиск был безрезультатным. В 14 часов 50 минут командир вертолета Ми-4 майор Замычкин доложил: «Обнаружил обломки самолета Гагарина в 64 километрах от аэродрома Чкаловская и в трех километрах от деревни Новоселово». Получив это сообщение, я, генералы Мороз и Мадяев тотчас же вылетели на вертолете Ми-4 к месту происшествия".

Свидетельствуют участники расследования

В разное время мне случалось беседовать с некоторыми участниками расследования того, как погиб Юрий Гагарин. Вырисовалась такая картина.

Иван Рубцов, Герой Советского Союза, полковник в отставке:

— Правительственную комиссию по расследованию причин катастрофы возглавил кандидат в члены Политбюро (курировавший «оборонку») Дмитрий Устинов. Комиссии предстояло исследовать 20 версий случившегося. По каждой была сформирована рабочая группа из специалистов ВВС. На меня возложили задачу координации деятельности этих групп.

Достаточных доказательств ни по одной версии собрать не удалось. Комиссия ограничилась заключением, что наиболее вероятная причина катастрофы — трагическое завершение маневра уклонения от столкновения с гидрометеозондом.

Анатолий Пушкин, Герой Советского Союза, генерал-лейтенант в отставке:

— Во время расследования мы выявили неимоверное количество нарушения правил летной службы. Некоторые из них могли сами по себе привести к катастрофе. Вот лишь две.

Перед любыми полетами обязательно всегда проводится разведка погоды по маршруту. На основании доклада о ее результатах командир принимает решение: по какому варианту пройдут полеты. В данном случае никому ничего не докладывали. А погода оказалась прескверной. Недаром вместо запланированных 30 минут полета экипаж уже через пять минут доложил: задание выполнено, прошу разрешения на возвращение. А вскоре машина врезалась в землю.

Перед полетом не проводилось, как положено, медицинского обследования пилотов. Между тем есть серьезные основания считать, что Серегин чувствовал себя неважно. Перед самым вылетом у него был очень крупный неприятный разговор с начальником Чкаловского гарнизона. Нервы были взвинчены, а полет был связан с высокими перегрузками.

Имелось множество более мелких нарушений, которые в совокупности могли привести к катастрофе. Мне, как бывшему командующему воздушной армией, это очевидно. Хотя кто конкретно виноват, не скажу, так как расследование до конца доведено не было. На завершающем этапе Леонид Брежнев распорядился: расследование прекратить — народ успокоился, незачем его снова будоражить. Это выглядело странно. Однако приказ есть приказ. Пришлось свернуть работу комиссии.

Петр Базанов, Герой Советского Союза, генерал-лейтенант в отставке:

— За четыре минуты до взлета гагаринского МиГа зону прошел АН-10, пилотируемый генералом Кирсановым. Позже он рассказывал, что там бушевал атмосферный фронт. Облачность — слоеный пирог, видимость почти нулевая. Естественно, когда Гагарин с Серегиным нырнули в этот ад, они доложили об этом и пошли на крутой разворот, сорвавшись, вероятно, в крутую спираль. А это похлеще штопора. Когда выскочили из облаков, уже не успели выйти из пике. Честно говоря, Гагарин как летчик-истребитель был подготовлен слабо: так сложилась служба. Вины его в том нет. Наоборот, парень был — орел, смело летел куда прикажут. А вот в организации полетов действительно выявили столько неорганизованности, что политбюро прекратило расследование и засекретило предварительные данные.

Юрий Куликов, генерал-майор в отставке, бывший начальник службы безопасности полетов ВВС:

— В 29 томах материалов правительственной комиссии нет полноценного заключительного вывода о причине катастрофы. Пожалуй, политически правильно, что его не сделали. Ведь надо было сказать такое, что легло бы пятном не только на отдельные должностные лица, но и на всю страну: не за понюх табаку угробили первого космонавта!

Главная беда в том, по моему убеждению, что экипаж не подготовили к полетам в столь сложных условиях. Ничего унижающего Гагарина в этом нет. Он был непревзойденным космонавтом, но недостаточно опытным истребителем. Самостоятельный налет у Юрия Алексеевича составлял 75 часов 4 минуты. (Для сведения — чтобы получить классность, нужно налетать не менее 200 часов). К тому же бывали длительные перерывы после того, как он слетал в космос.

У Серегина тоже имелись пробелы в подготовке, особенно для полетов в тех условиях, в которых пилоты в трагический день оказались. Скажем, он не выполнил ни одного упражнения по выводу самолета из заваливания, хотя в соответствии с правилами летной подготовки должен был сделать это не менее 36 раз. Я не пилотов обвиняю, а саму систему, которая должна была беречь первого космонавта планеты, оградить от таких неподготовленных полетов.

Степан Микоян, Герой Советского Союза, генерал-лейтенант в отставке:

— Да, нарушения были. Но, на мой взгляд, к самой катастрофе они не имели прямого отношения. Комиссия выяснила: двигатель работал, электрика была исправна. А вот кабина была разгерметизирована, по моему убеждению, еще до удара о землю. Подобное может случиться от столкновения с чем-либо в воздухе. С моей подачи и возникла версия о гидрометеозонде. Я считаю, что не в маневре уклонения дело, как записала комиссия, а непосредственно в столкновении с зондом. Во-первых, на месте падения не смогли обнаружить часть фонаря кабины, хотя все остальное нашлось. Во-вторых, данные приборов, характеризующие перепад давления, свидетельствовали, что кабина была разгерметизирована на высоте до 4000 метров. Мы провели эксперимент. Удар зонда на высоких скоростях таков, что мог не только разбить фонарь, но и вывести из строя на какое-то время летчиков.

Андрей Сухомлинов, полковник юстиции:

— По каждому летному происшествию возбуждается уголовное дело. По данной катастрофе тоже. Но дело это в ГВП до сих пор засекречено. Обращаемся к главному военному прокурору с просьбой рассекретить для начала хотя бы постановление о прекращении этого уголовного дела. Полагаю, что тогда мы можем узнать истинные причины катастрофы, унесшей жизнь первого космонавта Земли.

Пора поставить точку

Бывший руководитель группы аэродинамики правительственной комиссии, доктор технических наук, профессор Арсений Миронов считает, что пора поставить точку в обсуждении причин гибели Юрия Гагарина и Владимира Серёгина:

— Необходимо покончить со спекуляциями, периодически появляющимися в печати и на телевидении. На читателей и зрителей часто обрушивают совершенно нелепые вымыслы.

Уже 28 марта я был на месте аварии. С первого взгляда стало ясно, что самолет падал с достаточно большой поступательной скоростью. По обломкам верхушек деревьев я прикинул угол пикирования — где-то градусов 60 (эта цифра оказалась близкой к реальной). Потом команда специалистов собирала останки самолета, в основном крупные. А когда сошел снег, рота солдат просеивала грунт в поисках самых мелких деталей. Особенно долго собирали фонарь кабины, который рассыпался при ударе о землю. Одной из первых была версия о том, что фонарь начался разрушаться уже в воздухе, и это якобы стало причиной трагедии. Нашли 90 процентов поверхности фонаря, и выяснилось, что он к моменту удара был цел. Все обломки свезли в институт эксплуатации и ремонта авиационной техники ВВС в Люберцах. Там в специальном ангаре на полу подетально был выложен контур самолета.

По остаткам приборов можно было установить параметры полета в момент удара самолета о землю. Были проведены расчеты возможных траекторий самолета с момента последней радиопередачи Гагарина. Эти расчеты показали, что условиям удовлетворяет только такая последовательность событий: сваливание самолета на высоте 4200 метров в штопор до высоты 600 метров, вывод из штопора, а затем из снижения, и из-за недостатка высоты, удар о землю.

Причины этого так и не были установлены. Как и причины досрочного прекращения задания и решения возвращаться. Это было в 10:30, спустя всего чуть больше десяти минут после взлета. К тому моменту Гагарин выполнил только два задания из десяти. Думаю, что из-за плохой видимости именно Серегин принял решение возвращаться на базу. При энергичном развороте в направлении на аэродром произошло сваливание самолета с переходом в штопор в облаках. Вывод самолета из штопора был начат после восстановления видимости земли при выходе из нижней кромки облачности на высоте 600 метров. Экипаж попытался вывести самолет из снижения, но им не хватило высоты.

Однако с этим мнением были согласны далеко не все. Искали птицу, которая могла попасть в двигатель, зонд, посторонний самолёт. Однако на останках МиГа не обнаружено ее следов, равно как признаков метеозонда. И мне пришлось активно участвовать в обсуждении, когда была выдвинута версия о приближении к МиГу самолета КБ «Сухой». Он тогда летел на очень большой высоте — 11 с половиной тысяч метров. Некоторые специалисты предположили, что летчик снизился специально (хотя у него было задание, при котором нельзя снижаться), а его аэродинамический след или звуковой удар воздействовал на самолет Гагарина и тем самым вызвал катастрофу. В подтверждение этого приводили даже свидетельские показания местных жителей, которые якобы видели незадолго до аварии в небе именно этот истребитель. Но разве может человек далекий от авиации на высоте 3−4-х тысяч метров отличить один самолет от другого? Мы провели эксперимент: пустили МиГ-25 над Ту-124 на расстоянии 50-ти метров. И он спокойно прошел. Я потом спросил летчика: «Ну, как?» «Так, слабенькая болтанка ощущается и все», — ответил он. Поэтому я считаю, что версия это глупая и ничем не обоснованная. Но ее продолжают упорно до сих пор придерживаться некоторые космонавты.

У космонавтов, которые тоже участвовали в расследовании, были свои задачи. И, прежде всего, они хотели защитить обоих летчиков. Ведь Серегин - командир полка, а Гагарин — первый космонавт. Да и с самого начала среди участников комиссии чувствовалось некое противостояние. Одни специалисты, которые занимались анализом состояния самолета, доказали, что машина была исправна — управление работало, в воздухе повреждений не было. Другие старались защитить летчиков и настаивали на том, что те были полностью подготовлены, тренированы, находились в добром здравии и так далее. Состыковать одно с другим и получить общее мнение при таком противодействии так и не удавалось.

Моя точка зрения была с самого начала такова. К Гагарину никаких претензий предъявлять нельзя, поскольку он ученик, проверяемый инструктором. А в отношении Серегина, командира полка, этого сказать нельзя. В тот день на земле и воздухе было допущено по меньшей мере 9 нарушений инструкции по безопасности полетов. Экипаж не дождался разведчика погоды. Тем самым, была сорвана плановая таблица полетов. В соседние зоны были допущена сразу 4 самолета. Одновременно с Гагариным в небе были два МиГа — 21, Ан — 24 и разведчик погоды. Радиолокатор не работал. Фотографирование местоположения не работало. Бортовой самописец был не заправлен. В кабине не было наддува.

Конечно, ни одно из нарушений само по себе не могло спровоцировать катастрофу, однако их комбинация свидетельствует о низкой дисциплине в полку. Ведь «в авиации мелочей не бывает», и все это отразилось на безопасности полетов, а в тот день привело к катастрофе. К тому же Серегин не был тренирован на вывод самолета из штопора. Он вообще, как мне кажется, был не на своем месте. Его биографию неправильно оценили, когда назначили командиром полка. Ведь звание Героя Советского Союза он получил на войне. Тогда он летал на низковысотном Ил-2. А потом уже освоил МиГ 15 и 17. Но на больших углах атаки и в штопоре он не летал. В первые же дни после трагедии я попросил дать мне летные книжки, где записан каждый полет. Неделю не давали. Наверно, понимали, что эти записи не лучшим образом характеризуют командира полка. Поэтому правили.

Оценив ситуацию, руководители страны, может быть даже генеральный секретарь, пришли к выводу, что заставить какую-то группу пойти на уступки невозможно. Вдобавок космонавты, чей авторитет был в то время очень высок, написали письмо в ЦК, где высказывали мысль о том, что нельзя порочить имя Гагарина. Нам всем, кто занимался расследованием, зачитали его вслух. В письме по пунктам критически оценивалась деятельность комиссии, большинство членов которой склоняются к тому, что в главной причиной аварии являются действия экипажа. Но разве можно порочить имя двух Героев Советского Союза, особенно Гагарина? Поэтому космонавты призывали привлечь к расследованию более квалифицированных специалистов.

И действительно расследование быстро сошло на нет. В конце концов, политика преобладала над техникой и из-за этого дело прекратили. Останки самолета запечатали в контейнер, и они до сих пор хранятся где-то в подвале. Собственно, расследовать больше нечего. То, что мы знаем, этого достаточно для того, чтобы сделать окончательные выводы. Уже невозможно найти какого-либо нового факта или события, так что скорее всего то, как погиб Юрий Гагарин мы уже не узнаем никогда.

svpressa.ru

ПОЧЕМУ ПОГИБ ЮРИЙ ГАГАРИН . Чёрт побери

 

Когда погиб Юрий Гагарин, в стране был объявлен траур. Первый траур не по главе государства, а по человеку, открывшему человечеству дорогу в космос. До сих пор неясно, почему опытный летчик и космонавт погиб, совершая учебный полет.

Первый траур

27 марта 1968 года, меньше чем через семь лет после своего покорения космоса погиб Юрий Гагарин. Погиб — во время выполнения учебного полета на самолете МиГ-15УТИ.В стране был объявлен траур. Его уникальность была в том, что впервые он был объявлен после смерти не главы государства, а простого человека, хотя Гагарина, конечно, сложно назвать «простым», он был героем не только для советских граждан, но и для всего мира. На следующий день урны с прахом погибших Юрия Гагарина и Владимира Серегина были захоронены у кремлевской стены.

Со времени этой трагедии прошло уже почти полвека, но по сей день среди исследователей нет ясности в том, что же послужило причиной аварии. Среди версий есть как заслуживающие интереса, так и почти сказочные (некоторые всерьез считают, что Гагарина украли инопланетяне).

Официальная версия

Сразу после крушения самолета была создана медицинская, инженерная и летная подкомиссии. Отдельно работала комиссия КГБ, которая проверяла версии о том, не была ли катастрофа вызвана заговором, терактом или стала результатом злого умысла. Эта комиссия обнаружила, к слову, много нарушений в работе наземного персонала аэродрома.Учитывая всю важность произошедшего, контроль за выяснениями причин аварии был самый строжайший. Была сформирована и правительственная комиссия, в которую вошли секретарь ЦК КПСС Дмитрий Устинов, главком ВВС Константин Вершинин, генеральный авиаконструктор Артем Микоян, заместитель Председателя Совета Министров СССР Леонид Смирнов и министр авиационной промышленности Петр Дементьев.

Официальные выводы комиссии, вошедшие в засекреченные до сих пор 29 томов расследования, были таковы: «Экипаж из-за изменившейся в полёте воздушной обстановки совершил резкий манёвр и сорвался в штопор. Несмотря на попытки лётчиков вывести машину в горизонтальный полёт, самолёт столкнулся с землёй, экипаж погиб. Отказов или неисправностей техники обнаружено не было. Химический анализ останков и крови лётчиков посторонних веществ не выявил».

Как видно, последние слова в отчете говорят о том, что в крови летчиков не был обнаружен алкоголь. Это важно понимать, поскольку одной из самых распространенных «народных» версий была такая: Гагарин находился в состоянии алкогольного опьянения, либо выпивал накануне. Она, конечно, не выдерживает никакой критики.

«Белых пятен» в этом крушении было предостаточно. Непонятно, почему пилоты не катапультировались, и почему они не сообщили по радио о сложившейся аварийной ситуации?

Слухи и версии

По поводу гибели Гагарина кто только ни высказывал своего «компетентного» мнения. Уже много лет свою версию гибели летчиков развивает космонавт Алексей Леонов, который входил в комиссию по расследованию катастрофы. Он уверяет, что самолёт Гагарина и Серёгина сорвался в плоский штопор в результате воздействия спутного следа от другого самолёта. Версия небезынтересная, только она не подтверждена никакими документами. Нет официального данных о полете в районе учений другого самолета.

Кроме того, после гибели летчиков в ЛИИ им. Громова проводились испытания, доказавшие, что попадание МиГ-15УТИ в струю не может привести к сваливаю машины в штопор.

Кроме этой версии существует ещё несколько, в которых, как правило, делается упор на сочетание неблагоприятных погодных условий и технические неполадки.

Версия Кузнецова

Наиболее интересная версия причин гибели Юрия Гагарина и Владимира Серегина была высказана полковником Игорем Кузнецовым, который лично участвовал в расследовании причин аварии. По его мнению, летчики не стали катапультироваться и не передали по радио об аварийной ситуации, потому что были без сознания.

Причиной трагедии Игорь Кузнецов считает разгерметизацию кабины. МиГ-15, на котором летчики совершал полет, был собран в Чехословакии, её от отечественных машин отличало управление краном вентиляции.

То, что произошла разгерметизация, летчики, вероятно, обнаружили уже на высоте четырех километров. По инструкции они начали резкое снижение до высоты двух километров, но резкий перепад высоты (самолет снижался со скоростью 145 метров в секунду) привел к обмороку летчиков. Полет стал неуправляемым.

Впрочем, и эта версия имеет слабые места. Непонятно, почему такие опытные пилоты подверглись панике, да и разгерметизация кабины не всегда приводит к таким трагедиям.

Достоверно установить, что же произошло 27 марта 1968 года можно будет только после рассекречивания архивов и тщательного исследования останков самолета, которые поныне хранятся в подмосковном НИИ № 13 Министерства обороны.

chert-poberi.ru

Как погиб Юрий Гагарин » СКАНДАЛЫ.ру

Почему засекречены материалы авиакатастрофы, которая унесла жизнь первого космонавта Земли

27 марта 1968 года погиб первый космонавт планеты Юрий Алексеевич Гагарин. Официальная версия трагедии была опубликована уже на следующий день: авария произошла во время тренировочного полёта на истребителе УТИ-МиГ-15 в паре с полковником Владимиром Сергеевичем Серёгиным. Правительственная комиссия, которая расследовала причины катастрофы, собрала колоссальный фактический материал: 29 томов дела содержали подробнейшую информацию о том злополучном полете. Специалисты собрали практически полностью, вплоть до мельчайших частичек, корпус разбившегося самолета, что позволило точно определить все повреждения. Однако спустя полгода после начала работы волевым решением из Кремля «дело» о гибели Юрия Гагарина и Владимира Серегина было закрыто. Комиссию распустили, так и не дав ей сделать окончательных выводов.

Останки погибших поспешили кремировать

Отсутствие официальной версии, породило огромное количество слухов и предположений: о том, что Гагарин стал жертвой заговора КГБ, что самолет первого космонавта столкнулся с летающей тарелкой, что пилоты были пьяны и просто не справились с управлением. До сих пор можно услышать и такую версию: Гагарин и Серегин не разбились на самолете 27 марта 1968 года, а погибли на 18 дней раньше во время полёта вокруг Луны.

Действительно, в те дни на окололунную орбиту вышел «Зонд-4», который вскоре столкнулся с поверхностью Луны. Руководство космической отраслью категорически утверждало, что он был беспилотным. Тем не менее, ходят настойчивые слухи о том, что поскольку скрыть гибель первого космонавта на Луне было невозможно, пришлось инсценировать аварию самолета, который пилотировали два летчика-испытателя, катапультировавшиеся из машины незадолго до её падения. На эту для многих экспертов сомнительную версию «работает» тот факт, что ни малейших останков Гагарина и Серёгина (кроме некоторых документов, части куртки) представлено не было. Вот как написал об этом в своем дневнике тогдашний руководитель Центра подготовки космонавтов генерал Николай Каманин: «До 7 часов утра ничего существенного обнаружено не было, но было уже точно установлено, что найденный вчера планшет принадлежит Гагарину (заполнен его рукой красными чернилами — Андриян Николаев подтвердил, что Юра в его присутствии заполнял бортовой журнал красными чернилами). Около восьми утра генерал Кутахов и я почти одновременно заметили на высоте 10—12 метров на одной из берез кусок какой-то материи. Он оказался частью куртки Гагарина. В грудном кармане куртки мы нашли талон на завтрак на имя Юрия Алексеевича Гагарина. Сомнений больше не было: Гагарин погиб… В 21:15 (28 марта) состоялась кремация останков Юрия Гагарина и Владимира Серегина».

Поспешность, с которой кремировали погибших (вернее, принадлежавшие им вещи), тоже наводит на некоторые сомнения. Но это всего лишь предположения и эмоции. Что же реально известно на сегодняшний день?

Из дневника генерала Каманина

В своем дневнике руководитель Центра подготовки космонавтов в те дни записал: «В 10:50 (27 марта 1968 года — ред.) мне позвонил полковник Масленников и доложил: «Гагарин с Серегиным взлетели на УТИ МиГ-15 в 10 часов 19 минут, в 10:32 с самолетом Гагарина оборвалась связь, через 10 минут в самолете кончится горючее». Сообщение было очень неприятным, но, зная задачи и условия полета и подготовленность экипажа, я надеялся еще, что такой ас, как Серегин, найдет выход из положения, и дело закончится или вынужденной посадкой, или самое большее — катапультированием летчиков. Доложив Главкому о происшествии и приказав А. И. Кутасину и Л. И. Горегляду организовать поиск, я немедленно выехал на Чкаловский аэродром.

По уточненным данным, картина летного происшествия выглядела так. Экипаж получил задачу выполнить простой пилотаж в зоне над районом города Киржач. Высота полета в зоне 4000 метров. Погода хорошая, двухслойная облачность: первый слой на высоте 700—1200 метров, второй — на высоте 4800 метров. Видимость под облаками и между слоями более 10 километров. После взлета Гагарин установил связь с КП и получил разрешение занять зону. Выполнив задание в зоне, Гагарин запросил разрешение КП развернуться на курс 320 градусов для следования на аэродром. На этом в 10 часов 30 минут 10 секунд связь с самолетом прервалась. На все вызовы КП экипаж самолета не отвечал, но проводка самолета локаторами продолжалась до 10 часов 43 минут. Наблюдение за самолетом прекратилось на удалении 30 километров от аэродрома по курсу 75 градусов.

Немедленно в воздух были подняты самолеты и вертолеты для поиска самолета Гагарина. Более четырех часов поиск был безрезультатным. В 14 часов 50 минут командир вертолета Ми-4 майор Замычкин доложил: «Обнаружил обломки самолета Гагарина в 64 километрах от аэродрома Чкаловская и в трех километрах от деревни Новоселово». Получив это сообщение, я, генералы Мороз и Мадяев тотчас же вылетели на вертолете Ми-4 к месту происшествия».

Свидетельствуют участники расследования

В разное время мне случалось беседовать с некоторыми участниками расследования этого ЧП. Вырисовалась такая картина.

Иван Рубцов, Герой Советского Союза, полковник в отставке:

— Правительственную комиссию по расследованию причин катастрофы возглавил кандидат в члены Политбюро (курировавший «оборонку») Дмитрий Устинов. Комиссии предстояло исследовать 20 версий случившегося. По каждой была сформирована рабочая группа из специалистов ВВС. На меня возложили задачу координации деятельности этих групп.

Достаточных доказательств ни по одной версии собрать не удалось. Комиссия ограничилась заключением, что наиболее вероятная причина катастрофы — трагическое завершение маневра уклонения от столкновения с гидрометеозондом.

Анатолий Пушкин, Герой Советского Союза, генерал-лейтенант в отставке:

— Во время расследования мы выявили неимоверное количество нарушения правил летной службы. Некоторые из них могли сами по себе привести к катастрофе. Вот лишь две.

Перед любыми полетами обязательно всегда проводится разведка погоды по маршруту. На основании доклада о ее результатах командир принимает решение: по какому варианту пройдут полеты. В данном случае никому ничего не докладывали. А погода оказалась прескверной. Недаром вместо запланированных 30 минут полета экипаж уже через пять минут доложил: задание выполнено, прошу разрешения на возвращение. А вскоре машина врезалась в землю.

Перед полетом не проводилось, как положено, медицинского обследования пилотов. Между тем есть серьезные основания считать, что Серегин чувствовал себя неважно. Перед самым вылетом у него был очень крупный неприятный разговор с начальником Чкаловского гарнизона. Нервы были взвинчены, а полет был связан с высокими перегрузками.

Имелось множество более мелких нарушений, которые в совокупности могли привести к катастрофе. Мне, как бывшему командующему воздушной армией, это очевидно. Хотя кто конкретно виноват, не скажу, так как расследование до конца доведено не было. На завершающем этапе Леонид Брежнев распорядился: расследование прекратить — народ успокоился, незачем его снова будоражить. Это выглядело странно. Однако приказ есть приказ. Пришлось свернуть работу комиссии.

Петр Базанов, Герой Советского Союза, генерал-лейтенант в отставке:

— За четыре минуты до взлета гагаринского МиГа зону прошел АН-10, пилотируемый генералом Кирсановым. Позже он рассказывал, что там бушевал атмосферный фронт. Облачность — слоеный пирог, видимость почти нулевая. Естественно, когда Гагарин с Серегиным нырнули в этот ад, они доложили об этом и пошли на крутой разворот, сорвавшись, вероятно, в крутую спираль. А это похлеще штопора. Когда выскочили из облаков, уже не успели выйти из пике. Честно говоря, Гагарин как летчик-истребитель был подготовлен слабо: так сложилась служба. Вины его в том нет. Наоборот, парень был — орел, смело летел куда прикажут. А вот в организации полетов действительно выявили столько неорганизованности, что политбюро прекратило расследование и засекретило предварительные данные.

Юрий Куликов, генерал-майор в отставке, бывший начальник службы безопасности полетов ВВС:

— В 29 томах материалов правительственной комиссии нет полноценного заключительного вывода о причине катастрофы. Пожалуй, политически правильно, что его не сделали. Ведь надо было сказать такое, что легло бы пятном не только на отдельные должностные лица, но и на всю страну: не за понюх табаку угробили первого космонавта!

Главная беда в том, по моему убеждению, что экипаж не подготовили к полетам в столь сложных условиях. Ничего унижающего Гагарина в этом нет. Он был непревзойденным космонавтом, но недостаточно опытным истребителем. Самостоятельный налет у Юрия Алексеевича составлял 75 часов 4 минуты. (Для сведения — чтобы получить классность, нужно налетать не менее 200 часов). К тому же бывали длительные перерывы после того, как он слетал в космос.

У Серегина тоже имелись пробелы в подготовке, особенно для полетов в тех условиях, в которых пилоты в трагический день оказались. Скажем, он не выполнил ни одного упражнения по выводу самолета из заваливания, хотя в соответствии с правилами летной подготовки должен был сделать это не менее 36 раз. Я не пилотов обвиняю, а саму систему, которая должна была беречь первого космонавта планеты, оградить от таких неподготовленных полетов.

Степан Микоян, Герой Советского Союза, генерал-лейтенант в отставке:

— Да, нарушения были. Но, на мой взгляд, к самой катастрофе они не имели прямого отношения. Комиссия выяснила: двигатель работал, электрика была исправна. А вот кабина была разгерметизирована, по моему убеждению, еще до удара о землю. Подобное может случиться от столкновения с чем-либо в воздухе. С моей подачи и возникла версия о гидрометеозонде. Я считаю, что не в маневре уклонения дело, как записала комиссия, а непосредственно в столкновении с зондом. Во-первых, на месте падения не смогли обнаружить часть фонаря кабины, хотя все остальное нашлось. Во-вторых, данные приборов, характеризующие перепад давления, свидетельствовали, что кабина была разгерметизирована на высоте до 4000 метров. Мы провели эксперимент. Удар зонда на высоких скоростях таков, что мог не только разбить фонарь, но и вывести из строя на какое-то время летчиков.

Андрей Сухомлинов, полковник юстиции:

— По каждому летному происшествию возбуждается уголовное дело. По данной катастрофе тоже. Но дело это в ГВП до сих пор засекречено. Обращаемся к главному военному прокурору с просьбой рассекретить для начала хотя бы постановление о прекращении этого уголовного дела. Полагаю, что тогда мы можем узнать истинные причины катастрофы, унесшей жизнь первого космонавта Земли.

Пора поставить точку

Бывший руководитель группы аэродинамики правительственной комиссии, доктор технических наук, профессор Арсений Миронов считает, что пора поставить точку в обсуждении причин гибели Юрия Гагарина и Владимира Серёгина:

— Необходимо покончить со спекуляциями, периодически появляющимися в печати и на телевидении. На читателей и зрителей часто обрушивают совершенно нелепые вымыслы.

Уже 28 марта я был на месте аварии. С первого взгляда стало ясно, что самолет падал с достаточно большой поступательной скоростью. По обломкам верхушек деревьев я прикинул угол пикирования — где-то градусов 60 (эта цифра оказалась близкой к реальной). Потом команда специалистов собирала останки самолета, в основном крупные. А когда сошел снег, рота солдат просеивала грунт в поисках самых мелких деталей. Особенно долго собирали фонарь кабины, который рассыпался при ударе о землю. Одной из первых была версия о том, что фонарь начался разрушаться уже в воздухе, и это якобы стало причиной трагедии. Нашли 90 процентов поверхности фонаря, и выяснилось, что он к моменту удара был цел. Все обломки свезли в институт эксплуатации и ремонта авиационной техники ВВС в Люберцах. Там в специальном ангаре на полу подетально был выложен контур самолета.

По остаткам приборов можно было установить параметры полета в момент удара самолета о землю. Были проведены расчеты возможных траекторий самолета с момента последней радиопередачи Гагарина. Эти расчеты показали, что условиям удовлетворяет только такая последовательность событий: сваливание самолета на высоте 4200 метров в штопор до высоты 600 метров, вывод из штопора, а затем из снижения, и из-за недостатка высоты, удар о землю.

Причины этого так и не были установлены. Как и причины досрочного прекращения задания и решения возвращаться. Это было в 10:30, спустя всего чуть больше десяти минут после взлета. К тому моменту Гагарин выполнил только два задания из десяти. Думаю, что из-за плохой видимости именно Серегин принял решение возвращаться на базу. При энергичном развороте в направлении на аэродром произошло сваливание самолета с переходом в штопор в облаках. Вывод самолета из штопора был начат после восстановления видимости земли при выходе из нижней кромки облачности на высоте 600 метров. Экипаж попытался вывести самолет из снижения, но им не хватило высоты.

Однако с этим мнением были согласны далеко не все. Искали птицу, которая могла попасть в двигатель, зонд, посторонний самолёт. Однако на останках МиГа не обнаружено ее следов, равно как признаков метеозонда. И мне пришлось активно участвовать в обсуждении, когда была выдвинута версия о приближении к МиГу самолета КБ «Сухой». Он тогда летел на очень большой высоте — 11 с половиной тысяч метров. Некоторые специалисты предположили, что летчик снизился специально (хотя у него было задание, при котором нельзя снижаться), а его аэродинамический след или звуковой удар воздействовал на самолет Гагарина и тем самым вызвал катастрофу. В подтверждение этого приводили даже свидетельские показания местных жителей, которые якобы видели незадолго до аварии в небе именно этот истребитель. Но разве может человек далекий от авиации на высоте 3-4-х тысяч метров отличить один самолет от другого? Мы провели эксперимент: пустили МиГ-25 над Ту-124 на расстоянии 50-ти метров. И он спокойно прошел. Я потом спросил летчика: «Ну, как?» «Так, слабенькая болтанка ощущается и все», — ответил он. Поэтому я считаю, что версия это глупая и ничем не обоснованная. Но ее продолжают упорно до сих пор придерживаться некоторые космонавты.

У космонавтов, которые тоже участвовали в расследовании, были свои задачи. И, прежде всего, они хотели защитить обоих летчиков. Ведь Серегин — командир полка, а Гагарин – первый космонавт. Да и с самого начала среди участников комиссии чувствовалось некое противостояние. Одни специалисты, которые занимались анализом состояния самолета, доказали, что машина была исправна — управление работало, в воздухе повреждений не было. Другие старались защитить летчиков и настаивали на том, что те были полностью подготовлены, тренированы, находились в добром здравии и так далее. Состыковать одно с другим и получить общее мнение при таком противодействии так и не удавалось.

Моя точка зрения была с самого начала такова. К Гагарину никаких претензий предъявлять нельзя, поскольку он ученик, проверяемый инструктором. А в отношении Серегина, командира полка, этого сказать нельзя. В тот день на земле и воздухе было допущено по меньшей мере 9 нарушений инструкции по безопасности полетов. Экипаж не дождался разведчика погоды. Тем самым, была сорвана плановая таблица полетов. В соседние зоны были допущена сразу 4 самолета. Одновременно с Гагариным в небе были два МиГа – 21, Ан – 24 и разведчик погоды. Радиолокатор не работал. Фотографирование местоположения не работало. Бортовой самописец был не заправлен. В кабине не было наддува.

Конечно, ни одно из нарушений само по себе не могло спровоцировать катастрофу, однако их комбинация свидетельствует о низкой дисциплине в полку. Ведь «в авиации мелочей не бывает», и все это отразилось на безопасности полетов, а в тот день привело к катастрофе. К тому же Серегин не был тренирован на вывод самолета из штопора. Он вообще, как мне кажется, был не на своем месте. Его биографию неправильно оценили, когда назначили командиром полка. Ведь звание Героя Советского Союза он получил на войне. Тогда он летал на низковысотном Ил-2. А потом уже освоил МиГ 15 и 17. Но на больших углах атаки и в штопоре он не летал. В первые же дни после трагедии я попросил дать мне летные книжки, где записан каждый полет. Неделю не давали. Наверно, понимали, что эти записи не лучшим образом характеризуют командира полка. Поэтому правили.

Оценив ситуацию, руководители страны, может быть даже генеральный секретарь, пришли к выводу, что заставить какую-то группу пойти на уступки невозможно. Вдобавок космонавты, чей авторитет был в то время очень высок, написали письмо в ЦК, где высказывали мысль о том, что нельзя порочить имя Гагарина. Нам всем, кто занимался расследованием, зачитали его вслух. В письме по пунктам критически оценивалась деятельность комиссии, большинство членов которой склоняются к тому, что в главной причиной аварии являются действия экипажа. Но разве можно порочить имя двух Героев Советского Союза, особенно Гагарина? Поэтому космонавты призывали привлечь к расследованию более квалифицированных специалистов.

И действительно расследование быстро сошло на нет. В конце концов, политика преобладала над техникой и из-за этого дело прекратили. Останки самолета запечатали в контейнер, и они до сих пор хранятся где-то в подвале. Собственно, расследовать больше нечего. То, что мы знаем, этого достаточно для того, чтобы сделать окончательные выводы. Уже невозможно найти какого-либо нового факта или события. Просто нужна окончательная оценка собранного ранее материала.

Оригинал материала: Свободная пресса

Facebook

Twitter

Вконтакте

Google+

scandaly.ru

Почему погиб Юрий Гагарин? - Новости Петербурга

С Иваном Александровичем мы познакомились в вагоне метро. Там он продавал свою книгу «Правда о гибели Гагарина и об авиации», а когда я представилась журналистом, согласился рассказать о себе и своем произведении.

- Я уже не одно интервью дал по этому поводу, да только привирают журналисты иногда. У нас вообще правду в стране говорить не особо любят. А я хочу, чтобы люди не верили всяким мифам о Гагарине, придуманным специально для гражданских лохов, - сказал подполковник ВВС в отставке, летчик-истребитель 1-го класса Иван Шарин.

Свою книгу он издал в 2012 году, на собственные деньги. Сам же ее реализует, потому что книжные магазины делают огромные наценки.

Помню 12 апреля 1961 года как сейчас

Иван Александрович родился в 1943 году. У него за плечами 21 год летной работы. На учебно-тренировочном самолете МиГ-15 - том самом, на котором разбился первый космонавт, - он выполнил 755 вылетов, так что знает эту крылатую машину как свои пять пальцев. А еще он знает многих специалистов: летчиков, космонавтов, инженеров... И при написании своей книги использовал документы, которые до недавнего времени являлись засекреченными. Но обо всем по порядку.

- Я отлично помню солнечный день 12 апреля 1961 года. Мне было 17, я собирался в аэроклуб, когда узнал, что гражданин Советского Союза лейтенант Юрий Гагарин на космическом корабле «Восток» совершил полет в космос. Я пришел в аэроклуб, стал расспрашивать, на какую планету сел Гагарин, и очень расстроился, узнав, что он всего-навсего совершил орбитальный облет Земли за 108 минут… Я ведь мечтал о космосе, начитавшись Герберта Уэллса и Александра Беляева, - вспоминает Иван Шарин.

Но, тем не менее, он не умаляет геройства Юрия Гагарина, хотя его полет по нынешним меркам - детская шалость.

Сверхзвуковые летчики не должны летать ниже 10 км, а спарка Гагарина и Серегина в момент последнего доклада летчика руководителю полетов была на высоте 4 200 метров, так что никакого другого самолета рядом быть не могло.

- Первый космонавт ведь был смертником, - говорит отставной подполковник ВВС. - Шанс вернуться живым на Землю у него был один из тысячи. Техника была несовершенна и ненадежна, а космонавт перенес массу стрессов в полете.

Алексей Архипович, тебе не стыдно?

При этом больше всех космонавтов Иван Александрович уважает Владимира Комарова, инженера-испытателя космических кораблей, который погиб 24 апреля 1967 года при посадке «Союза-1».

- Еще я до недавнего времени уважал космонавта Леонова. Он ведь первый человек, который вышел в открытый космос и чуть не погиб, потому что еле-еле залез обратно в корабль. Тогда он проявил мужскую силу. А пару лет назад, уж не знаю, у кого на поводу, но Леонов озвучил такую версию гибели Гагарина, которую все летчики в штыки воспринимают. Якобы самолет Гагарина и Серегина сбил пролетающий мимо сверхзвуковой самолет. И эта версия теперь является основной, - говорит Иван Шарин.

Он, к слову, созванивался с Леоновым по этому поводу.

- Я ему сказал: «Алексей Архипович, тебе не стыдно? Разве ты не бывал в спутной струе и не выходил из нее благополучно?». И вообще: сверхзвуковые летчики не должны летать ниже 10 км, а спарка Гагарина и Серегина в момент последнего доклада летчика руководителю полетов была на высоте 4 200 метров, так что никакого другого самолета рядом быть не могло. Да и контроль в московской воздушной зоне даже при вселенском бардаке был жесточайший, космонавта № 1 не подвергли бы опасности, - утверждает бывший летчик-истребитель.

А еще он считает, что тот самый пилот сверхзвукового самолета, из-за которого якобы разбился самолет с Гагариным и Сергеевым на борту, не дожил бы до 91 года, как сейчас говорят. Порядочный человек сам бы после такого застрелился или его сжили бы со свету.

Космос - это политика

- Гагарин был любимчиком Хрущева. Именно благодаря первому секретарю ЦК КПСС его и выбрали в качестве первого космонавта, хотя более подготовленным на эту роль был все-таки Герман Титов. Но Хрущеву не понравилось, что у Титова имя нерусское, да и из семьи он был интеллигентской. А Гагарин - из крестьян. По той же причине первой женщиной в космосе стала простая ткачиха из Ярославской области Валентина Терешкова, а не интеллигентная спортсменка-парашютистка Ирина Соловьева. Я лично спрашивал Ирину Баяновну, почему полетела Валя, а не она. А она мне ответила, что Никита Сергеевич тогда стукнул кулаком по столу и сказал: «Пусть летит ткачиха из рабочей косточки!». Все, что касается космоса, связано с политикой. И тогда, и сейчас, - говорит Иван Шарин.

Фото Павла Волкова/OK-inform

А вот с Брежневым у Гагарина отношения не сложились. Говорят, что на каком-то банкете Леонид Ильич неприлично высказался о женщинах. Гагарину, сидевшему напротив и бывшему в подпитии, это не понравилось, и он плеснул в лицо Брежнева из фужера.

- Есть еще версия, что после того конфликта Брежнев упрятал Гагарина в психушку, а его гибель была сфабрикована. Но всерьез к ней относиться не стоит. Погиб Юрий Алексеевич на учебно-тренировочном самолете. По детской ошибке: перетянул ручку управления при развороте на посадку и вогнал самолет в неуправляемую фигуру «штопор», - считает Иван Шарин.

Гагарин погиб потому, что разучился летать

Изучив летную книжку Гагарина, руководствуясь собственным опытом и оценками специалистов летного дела (кстати, старший брат нашего собеседника участвовал в подготовке космонавтов, поэтому Иван Александрович часто бывал в Звездном городке и многое знал о жизни покорителей космоса), подполковник Шарин пришел к выводу, что ошибка, приведшая космонавта № 1 к смерти, была допущена из-за того, что он утратил летные навыки.

Ошибка, приведшая космонавта № 1 к смерти, была допущена из-за того, что он утратил летные навыки.

- В Луостари, где Гагарин служил в авиации Северного флота, в те годы ребятам не давали много летать. А после полета в космос Юрий Алексеевич летал на самолетах по всему свету, но в качестве пассажира, как мировая знаменитость, - говорит автор книги «Правда о гибели Гагарина и об авиации». - А время для восстановления утраченных летных навыков было выбрано неудачно. В переходные периоды - весенне-летний и осенне-зимний - были самые большие небоевые потери, билось два полка летчиков. А 27 марта 1968 года погода была отвратительнейшая, вылетать вообще нельзя было.

Но Иван Александрович в тот день тоже летал. Перед самым вылетом техник ему сказал, что Гагарин разбился. А сам он услышал это по «Голосу Америки». В нашей стране правду сообщили не сразу.

- Я прилетел в Нижний Тагил, там ребята ничего не слышали. По нашему радио о гибели первого космонавта и командира полка полковника Владимира Серегина, в котором Гагарину предстояло восстанавливать летные навыки, сообщили лишь на следующий день, - вспоминает советский летчик-истребитель.

30 марта 1968 года Иван Шарин в первый и единственный раз в своей жизни получил семь суток ареста. А попал он на гауптвахту из-за того, что выпил лишнего в день похорон человека-легенды, Юрия Алексеевича Гагарина.

- Траур тогда был во всем мире. А на пятом всеармейском совещании секретарей партийных организаций, которое прошло 27 марта 1973 года и куда меня пригласили, о космонавте № 1 уже не сказали ни слова.А ведь в тот день была пятая годовщина гибели Юрия Гагарина, - с грустью вспоминает Иван Александрович.

Справка OK-inform

В семье Ивана Шарина семь братьев и пятеро из них - летчики. Иван Александрович в 1966 году окончил Армавирское высшее военное авиационное училище, летал в Афганистане, последние пять лет службы преподавал в Калининградском авиационном училище.

И нашему собеседнику тоже предлагали пойти в космонавты на суборбитальный истребитель - сбивать американские космические корабли. Но он на эту дешевую колбасу, как он сам выражается, не повелся. Знал товарищей, которые не проходили медкомиссию в космонавты и автоматически были списаны со службы в авиации. А небо для Ивана Александровича - это все.

В своей книге он развеивает и другие мифы о гибели Юрия Гагарина. Почитать ее можно, позвонив Ивану Александровичу по телефону 8-921-925-99-76  и договорившись с ним о встрече в городе.

ok-inform.ru