Положение об аттестации педагогических работников. Правила аттестации педагогических работников. Подтверждение категории учителя


Часто задаваемые вопросы

Вопрос 1. Педагог подавал заявление и материалы на высшую категорию. Присвоена первая категория. Хотелось бы получить рекомендации. К кому можно обратиться?

Ответ: Необходимо обратиться в адрес Департамента образования для получения официального разъяснения по сложившейся ситуации с предоставлением выписки из протокола заседания аттестационной комиссии.

Вопрос 2. Если уровень оплаты сохраняется, то зачем тогда подавать заявление на подтверждение за 3 месяца?

Ответ: Уровень оплаты сохраняется, но если вы не пройдете аттестацию, то с вас удержится сумма оплаты с момента истечения срока действия категории, поэтому и рекомендуется подавать заявление заранее.

Вопрос 3. Заявление на категорию было подано за 1 день до окончания срока действия категории. Сохраняется ли заработная плата с учетом действующей категории за работником до момента выхода приказа?

Ответ: Согласно Отраслевому соглашению, заключенному между окружной организацией профсоюза работников народного образования и науки и Департаментом образования и молодежной политики округа, педагогические работники, у которых истекает срок действия квалификационной категории, будут иметь право на сохранение уровня оплаты труда в период рассмотрения аттестационной комиссией заявления педагогического работника об аттестации и (или) в период ее прохождения.

Вопрос 4. Педагог подавал заявление на высшую категорию, но не набрал баллов на высшую, а только на первую, будет ли он аттестован на первую категорию или нужно новое заявление подавать?

Ответ: Согласно приказу Департамента, если педагог заявлялся на высшую категорию, но по баллам набрал на первую, то ему необходимо зарегистрировать заявление в автоматизированной системе на первую категорию. Срок подачи заявления неограничен.

Вопрос 5. Самоанализ писать как связный текст или ответ на вопрос?

Ответ: Отчет о самообследовании имеет свободную форму написания (как связный текст, так и ответы на вопросы). При этом следует учесть, что отчет, представленный в виде «вопрос-ответ» легче анализировать.

Вопрос 6. Должна ли оценка за количество подготовленных призеров, победителей соревнований, конкурсов быть дифференцированной? (сегодня оценка не зависит от количества побед обучающихся)?

Ответ: Да, безусловно, это было бы логичнее. Хотя в отчете о самообследовании установлено фиксированное количество баллов независимо от количества подготовленных победителей.

Вопрос 7. В заявлении, которое приходит с № аттестующего, нет даты приема-подачи.

Ответ: Дата подачи и приема заявления совпадают. Отчет времени начинается с момента, когда было подано заявление на сайте Департамента.

Вопрос 8. Приравнивается ли почетный знак «Отличник народного просвещения» к почетному знаку «Почетный работник общего образования Российской Федерации.

Ответ: Данные награды тождественны для процедуры прохождения аттестации педагогических работников.

Вопрос 9. Зачем нужна на отчете о самообследовании подпись руководителя образовательной организации?

Ответ: Руководитель образовательной организации подписывает отчет о самообследовании для подтверждения тех данных, которые указал о себе и своих достижениях педагог.

Вопрос 10. Какое количество часов по курсам повышения квалификации необходимо для аттестации на первую/высшую категории?

Ответ: Прохождение курсов повышения квалификации и прохождение процедуры аттестации на установление квалификационной категории между собой не связаны. Не нужно проходить курсы повышения квалификации перед тем как подать заявление ка категорию. Необходимость прохождения курсов или переподготовки устанавливает работодатель, исходя из графика, утвержденного локальным нормативным актом, а проходить или нет аттестацию на категорию - решает педагогический работник самостоятельно, по своему желанию.

Вопрос 11. Если учитель имеет первую или высшую категорию, должен ли он при очередной обязательной аттестации подтверждать эту категорию или она будет продлена автоматически?

Ответ: Срок действия квалификационной категории составляет 5 лет и продлению не подлежит. Если педагог утрачивает квалификационную категорию и не продлевает ее, в таком случае требуется проходить обязательную аттестацию на соответствие занимаемой должности в образовательной организации.

Вопрос 12. Мой работодатель ознакомил меня с графиком проведения аттестации на соответствие занимаемой должности, где я должна ее пройти в ближайшее время. Но мной подано заявление на установление квалификационной категории. Скоро состоится заседание комиссии. Мой руководитель настаивает на том, чтобы я прошла аттестацию на соответствие обязательно, независимо от того, пройду я на категорию или нет. Он ведь не прав, так? Мне ведь не нужно проходить аттестацию на соответствие, если я получу категорию? Чем мне руководствоваться, чтобы доказать ему, что я прошла аттестацию на категорию?

Ответ: Да, вы совершенно правы. Но помните, что если категорию вам не установят, то аттестацию на соответствие занимаемой должности вы пройти будете обязаны. Если же вы категорию получите, то работодатель не имеет право настаивать на прохождении вами аттестации на соответствие. Результаты аттестации на категорию будут отражены в приказе Департамента, а также в Вашей трудовой книжке.

Вопрос 13. Если я не прошла на категорию, действует ли та категория, которая была до 2016 года?

Ответ: Да, конечно, категория действует до момента истечения срока.

Вопрос 14. Можно ли аттестоваться на первую (высшую) категорию, имея не педагогическое, а медицинское образование?

Ответ: Если работник занимает педагогическую должность, то отсутствие педагогического образования не ограничивает его право на аттестацию.

Вопрос 15. Возможна ли оплата по категории в должности учитель, если педагог работает по совместительству и колледже и в школе?

Ответ: Да, оплата за категорию в данном случае будет.

Вопрос 16. Если на данный момент есть категория по должности преподаватель, необходимо ли по должности учитель пройти процедуры аттестации?

Ответ: Согласно приказу Департамента квалификационная категория, полученная по должности «преподаватель» учитывается и распространяется на должность «учитель».

Вопрос 17. Необходимо ли после установления квалификационной категории проходить курсы профессиональной переподготовки, если нет педагогического образования? В таком случае, на какой срок будет действительна категория?

Ответ: Проходить курсы повышения квалификации нужно только в том случае, если аттестационная комиссия установила Вам категорию, но указала в качестве рекомендаций прохождение данных курсов. В этом случае Ваш работодатель направит Вас на курсы внепланово и отчитается перед комиссией, что Вы данные курсы прошли. Срок действия установленной аттестационной комиссией квалификационной категории составляет 5 лет независимо от прописанных рекомендаций и даже при переходе в другую образовательную организацию.

Вопрос 18. Если срок действия первой квалификационной категории истек, может ли педагог подать заявление на высшую категорию?

Ответ: Да, может.

Вопрос 19. Если отсутствие педагогического образования не влияет на прохождения процедуры аттестации, не обязан ли педагог после установления категории получить педагогическое образование соответствующее занимаемой должности?

Ответ: Решение по установлению квалификационной категории принимает аттестационная комиссия. И если она приняла решение в пользу установления категории, то, значит, Вы имеете достаточный опыт педагогической работы, подтвержденный документами и материалами, направленными в аттестационную комиссию (согласно п. 23 Нового порядка аттестации аттестационная комиссия имеет право принять решение в пользу установления категории для работников, имеющих достаточный педагогический опыт, но работающих без педагогического образования). Получать или нет педагогическое образование - это решение остается за Вами.

Вопрос 20. Установлены ли конкретные периоды для приема заявлений на установление квалификационной категории и их рассмотрения?

Ответ: Педагогическим работникам должна обеспечиваться возможность обращения с заявлениями в аттестационную комиссию в любое время, а также рассмотрение заявлений педагогических работников в срок не более 30 дней.

Вопрос 21. Педагогический работник имел высшую квалификационную категорию, срок которой истек, что не позволило ему по старому порядку пройти аттестацию на высшую квалификационную категорию, в связи с чем, он вынужден был аттестоваться на первую квалификационную категорию. Может ли такой педагогический работник пройти аттестацию на высшую квалификационную категорию ранее, чем через 2 года после установления первой квалификационной категории?

Ответ: Истечение срока действия высшей квалификационной категории не ограничивает право педагогического работника впоследствии обращаться в аттестационную комиссию с заявлением о проведении его аттестации в целях установления высшей квалификационной категории по той же должности, в том числе в случае, когда работник имел высшую квалификационную категорию, срок которой истек, в связи с чем по ранее действовавшему порядку педагогический работник вынужден был вновь проходить аттестацию на первую квалификационную категорию.

Вопрос 22. Насколько длительным может быть период по истечении срока действия высшей квалификационной категории, дающий право педагогическим работникам обращаться в аттестационную комиссию?

Ответ: Не устанавливается каких-либо сроков давности для обращения в аттестационную комиссию и прохождения аттестации в целях установления высшей квалификационной категории.

Вопрос 23. Имеет ли право учитель, имеющий среднее профессиональное образование претендовать на установление высшей квалификационной категории?

Ответ: Не может быть отказано в установлении высшей квалификационной категории, если профессиональная деятельность педагогического работника соответствует результатам работы.

Вопрос 24. Имеет ли право педагогический работник подать заявление с целью установления высшей квалификационной категории по должности «педагог дополнительного образования», если он имеет высшую квалификационную категорию по должности «учитель», а оплата труда по должности педагога дополнительного образования осуществляется с учетом квалификационной категории учителя?

Ответ: Было бы нецелесообразным педагогическому работнику (к примеру, учителю), имеющему высшую квалификационную категорию, отказывать в приеме заявления и в прохождении аттестации на высшую квалификационную категорию по другой должности (к примеру, педагога дополнительного образования), учитывая, что решение об установлении высшей квалификационной категории по другой должности будет приниматься аттестационной комиссией после осуществления всестороннего анализа профессиональной деятельности педагогического работника по новой должности.

Вопрос 25. Может ли педагогический работник в одном заявлении указать не одну должность, по которой он желает пройти аттестацию?

Ответ: Приказом Департамента четко установлено, что на каждую должность педагогический работник подает отдельное заявление с соответствующим пакетом документов. Аттестационная комиссия, в свою очередь, принимает соответствующее решение по каждой должности.

Вопрос 26. У меня вторая категория. Могу ли я сразу подать на высшую?

Ответ: В соответствии с пунктом 30 Порядка аттестации заявления о проведении аттестации в целях установления высшей квалификационной категории по должности, по которой аттестация будет проводиться впервые, подаются педагогическими работниками не ранее чем через 2 года после установления по этой должности первой квалификационной категории.

Вопрос 27. Педагогический работник прошел аттестацию на высшую квалификационную категорию в августе 2015 года. Приказ о подтверждении до сих пор в образовательную организацию не поступил. Разъясните, пожалуйста, в какой период после прохождения аттестации приказ на педагогического работника поступает в учреждение, или мы должны его забрать сами? Если это наша обязанность, то подскажите, где забрать и у кого?

Ответ: Приказ Департамента образования и молодежной политики автономного округа с результатами проведенной аттестации размещается после его подписания на официальном сайте в подразделе «Аттестация педагогических работников образовательных организаций Югры» раздела «Деятельность». Также о результатах аттестации можно узнать у муниципальных координаторов, которые должны были довести их до сведения педагогов.

Вопрос 28. Если воспитатель, имеющий высшую квалификационную категорию и стаж работы 20 лет, совмещает должность старшего воспитателя. Распространяется ли высшая категория воспитателя на должность старшего воспитателя. Или надо подавать ещё и на старшего воспитателя?

Ответ: Да, квалификационная категория, установленная по должности «воспитатель» распространяется на должность «старший воспитатель».

Вопрос 29. Заместитель директора по УВР (первая квалификационная категория, стаж в должности 5 лет) с сентября переведен на должность методиста. Имеет ли педагогический работник право аттестоваться на высшую квалификационную категорию по новой должности (методиста)?

Ответ: Должность «заместитель директора» не относится к педагогическим должностям (это должность руководителя). Таким образом, квалификационная категория, присвоенная ранее по должности «руководитель», не может быть учтена при аттестации по педагогической должности. В случае, если аттестация по должности «методист» будет проводиться впервые, педагог может быть аттестован только на первую квалификационную категорию.

Вопрос 30. Работала в начальном профессиональном образовании, получила первую категорию по должности преподаватель, перешла работать в школу, отработала 4 года, хотела подать на высшую категорию - отказывают, ссылаясь на то, что на должности учитель у меня нет категории. Предлагают аттестоваться на первую как учитель, и только через два года подать на высшую. Правомерно ли это? Получается, моя первая категория преподавателя не имеет никакой силы? Должна ли я аттестоваться на первую категорию в должности учитель или имею право подать на высшую в связи с новым порядком?

Ответ: Отказ в данном случае неправомерен в связи с тем, что, согласно приказу Департамента, категория, полученная по должности «преподаватель» распространяется на должность «учитель», в связи с чем, Вы имеете право подать заявление на высшую квалификационную категорию по должности «учитель».

hmtpk.ru

Аттестация педагогов: стоит ли овчинка выделки?

Статья из белорусской республиканской газеты «Звязда» в переводе на русский язык.

«Днем истины» станет 1 сентября 2014 года для педагогов, получивших высшую квалификационную категорию пять и более лет назад: те из них, кто до сих пор не подтвердит перед квалификационной комиссией свой «высший пилотаж» в профессии или просто не сочтет необходимым это делать, будут «разжалованы» — до первой квалификационной категории.

Напомним, что чуть более года назад начала действовать новая инструкция о порядке проведения аттестации педагогических работников. В Министерстве образования, где разрабатывался этот документ, посчитали, что высшая квалификационная категория не может быть «пожизненной наградой», а потому каждые пять лет педагоги должны свой профессиональный уровень подтверждать перед «высокой» комиссией.

Между тем, за год, что действует новая инструкция, обозначился ряд проблем, которые оказались в центре внимания участников «круглого стола», прошедшего в Центральном комитете Белорусского профсоюза работников образования и науки.

За что боремся?

— Фактически сегодня действуют два вида аттестации. Первый — на присвоение квалификационной категории, который существовал и раньше. И он по-прежнему остается правом педагога. А вот второй вид — на подтверждение высшей квалификационной категории раз в пять лет — стал уже обязанностью. Правда, изначально стоял вопрос о том, что и первую, и вторую квалификационную категории педагогам также придется регулярно подтверждать. Но это существенно бы ухудшило правовое положение большей части педагогических работников, поэтому мы предложили распространить такой порядок только на высшую квалификационную категорию и квалификационную категорию «учитель-методист». И Министерство образования прислушалось к нашей позиции, — подчеркнул в своем выступлении заместитель председателя отраслевого профсоюза Роман Дапиро. — Наша позиция была следующей: если педагогический работник обязательно должен подтверждать квалификационную категорию, то размер доплаты за нее должен стимулировать педагога к повышению профессионального уровня и присвоения ему более высокой квалификационной категории. Нам было обещано, что размеры надбавок за квалификационные категории будут существенно увеличены, но по сегодняшний день доплаты имеют, скорее символический, чем поощрительный характер. Проект нормативно-правового акта, устанавливающего новые размеры надбавок за квалификацию, был подготовлен, но согласования в облисполкомах не получил.

Переэкзаменовка для педагогов-пенсионеров

— В ЦК профсоюза не прекращается поток вопросов, касающихся аттестации педагогических работников. Много вопросов поступает от педагогов, имеющих высшую квалификационную категорию уже 20-25 лет, от педагогов предпенсионного и пенсионного возраста, — сообщила заведующая отделом социально-экономической работы ЦК профсоюза Валентина Герасимович. — Суть таких вопросов сводится к одному: зачем человеку, которому до выхода на пенсию остались год или два, педагогу, который уже вышел на пенсию, или педагогу, который работает в школе только временно (например, на месте «декретницы») идти на квалификационный экзамен? И мы вынуждены им объяснять, что для того, чтобы получать доплату за высшую категорию после 1 сентября 2014 года, ее придется подтверждать. Это обязательное условие для всех работников, независимо от их возраста. Дело в том, что работники пенсионного возраста имеют не только те же трудовые права, что и все остальные, но и одинаковые обязанности, в том числе и в плане повышения квалификации и подтверждения категории. Другое дело, насколько они могут быть заинтересованы в подтверждении высшей категории, учитывая мизерную доплату?.. В том случае, если педагог-пенсионер откажется от подтверждения, его квалификационная категория будет снижена до первой.

В общем, профсоюз считает, что, если в ближайшее время вопрос с увеличением надбавок за квалификационные категории не будет решен, есть смысл ставить вопрос об отмене обязательного квалификационного экзамена на подтверждение высшей категории. В конце концов, педагоги должны быть сами заинтересованы в повышении квалификации, но для этого необходимо задействовать в том числе и финансовые стимулы...

«Дошкольники» шлют сигналы «SOS»

Очень непростая ситуация сложилась сегодня в дошкольном образовании. Из-за очень низких зарплат дефицит кадров в этой системе приобрел уже хронический характер, но новый порядок аттестации проблему только еще более обострил.

— Обязательным условием допуска педагогического работника к аттестации на присвоение квалификационной категории является соответствие полученного образования квалификационным требованиям. Но ни для кого не секрет, что в детских садах работает много специалистов с непрофильным педагогическим образованием. Так, в детских садах Бреста только около 60% педагогов имеют «дошкольное образование», — сообщила заведующая яслей-сада № 69 г. Бреста Галина Янголенко. — Значит, 40% педагогов могут из системы образования уйти. Брестский государственный университет имени А. С. Пушкина выпустил в этом году только 24 молодых специалиста по профилю «педагогика детства». Поэтому, чтобы закрыть вакансии, в детские сады направляются выпускники других педагогических специальностей. И среди них много талантливых и перспективных педагогов. Но мы не сомневаемся, что после двух лет работы по распределению молодые специалисты систему дошкольного образования покинут, ибо права получить даже вторую квалификационную категорию у них нет. А у тех педагогов без профильного образования, которые уже получили вторую или первую категорию, нет никаких перспектив получить, соответственно, первую и высшую квалификационные категории. Таким образом, мы фактически теряем дошкольное образование, ведь кто завтра пойдет к нам работать?

Более того, в городе уже и некоторые заведующие детскими садами также собираются покинуть свою должность, чтобы перевестись в воспитатели. Все дело в том, что у заведующих отняли право получить или подтвердить высшую категорию. Директор школы, который параллельно с основной работой имеет 5-10 часов учебной нагрузки, может пройти аттестацию как учитель и получать квалификационную надбавку, а заведующему детским садом такую возможность не оставляют. Заведующий вправе только работать на замене своих педагогических работников, которые временно отсутствуют, что все и делают. На замене заведующие в городских садах отрабатывают от 30 до 50% нормы часов воспитателя на ставку, но это не дает им права аттестоваться как воспитателю. Поэтому наше предложение — вернуть право на получение квалификационной категории всем педагогическим работникам, работающим в дошкольных учреждениях, и позволить заведующим детскими садами подтверждать или получать категорию при определенном объеме педагогической нагрузки — например, если на замене воспитателей они будут работать 240 часов в год и больше.

Директор уже не педагог?

Между прочим, и с аттестацией директоров школ, профессионально-технических и средних специальных учебных заведений все неоднозначно. Так, руководителю учреждения образования для подтверждения высшей квалификации обязательно нужно работать еще и в должности учителя или иного педагогического работника. Хорошо, если директор школы сможет найти учебную нагрузку на четверть ставки, чтобы в качестве учителя сохранить свою категорию и доплаты, а если — нет? И что делать директору колледжа, который преподает дисциплину, не связанную с профилем полученной им специальности? Почему директор гимназии, который ведет всего 3 часа истории, но каждый год имеет победителей предметной олимпиады, лишен права подтвердить высшую квалификационную категорию? Одним словом, вопросов очень много...

Но, пожалуй, самым проблемным в новой инструкции стал 20 пункт, согласно которому педагог, который трудоустраивается в другое учреждение образования не путем перевода, может лишиться своей квалификационной категории. Например, если сокращенный учитель с высшей категорией идет работать воспитателем в школу-интернат, в дошкольное учреждение, в группу продленного дня или учреждение дополнительного образования, он может лишиться своей категории и ему придется начинать «карьеру» фактически с нуля: сначала отработать два года, чтобы претендовать на вторую категорию, затем еще три года, чтобы «замахнуться» на первую, и так далее. А все потому, что в его трудовой книжке написано «уволен».

Возможно, когда велась работа над новой инструкцией, никто еще не представлял себе масштабы оптимизации и реорганизации сети учреждений образования, но по факту сегодня многие педагоги вынуждены работать не по своему профилю, а там, где для них нашлась работа. Учитывая актуальность этой ситуации, профсоюз намерен добиваться изменения формулировки 20-го пункта, чтобы в дальнейшем у педагогов была возможность сохранить категорию не только в случае перевода работника.

Помогите обобщить опыт!

Что касается самой процедуры сдачи квалификационного экзамена в новых условиях, то, как выяснилось, для многих педагогов определенной преградой стала необходимость обобщения педагогического опыта. Педагоги свою позицию аргументируют следующим образом: мол, педагогика — та профессия, представителям которой постоянно приходится заниматься саморекламой. Они дают открытые уроки, участвуют в конкурсах, готовят своих учеников к участию в конкурсах и олимпиадах. Одним словом, находятся в состоянии оценивания постоянно, а не раз в пять лет... Поэтому предложить разработки своих уроков для педагога гораздо проще, чем сесть и на десяти листах бумаги оформить и изложить наработанный опыт. К тому же эта работа требует у учителя много времени и сил. Возможно, нужно было предусмотреть большую вариативность в проведении экзамена? Например, дать возможность учителю провести серию открытых уроков...

По мнению проректора Академии последипломного образования по научно-методической работе Галины Николаенко, письменное обобщение и оформление педагогами собственного опыта дает возможность записывания лучшего, формирования своеобразной копилки интересных разработок и идей, которые в дальнейшем могут стать основой для обучения других.

— Подтверждение квалификационной категории является общепризнанной мировой практикой. Сегодня по стране уже более 3,5 тысячи педагогов подтвердили высшую квалификационную категорию, не подтвердили ее только 6 человек из общего количества тех, кто сдавал экзамен. Я считаю, что это лучшее свидетельство того, что квалификационный экзамен не является наступлением на права учителя. Что плохого в том, если ваш опыт будет заслушан? — поинтересовалась у педагогов Галина Николаенко. — Экзамен на присвоение новой категории «учитель — методист» сдал уже 31 педагог. И поданы еще 44 заявки.

В течение года на базе Академии последипломного образования проводились также экзамены на присвоение педагогам высшей квалификационной категории. По состоянию на 11 ноября в Академии сдали экзамен 728 человек, из них не смогли доказать свое право на высшую категорию 126 человек, или 17,3% от общего количества. Главной причиной, по которой педагоги не набрали нужное количество баллов, стали проблемы с предметной компетентностью экзаменуемых. Правда, как отмечают в Академии, количество тех, кто не смог сдать экзамен на присвоение высшей категории, начало постепенно снижаться.

Обращают в Академии внимание и на еще одну проблему: 436 педагогов, которым были отправлены приглашения, на экзамен в Минск не приехали — а это, между прочим, 35% от общего количества приглашенных. Причины самые разные: болезнь, семейные обстоятельства, понимание ответственности мероприятия, к которому, возможно, педагоги не успели должным образом подготовиться.

Сегодня в Министерстве образования ведется работа над корректировкой инструкции. Пожелание педагогов — чтобы этот документ был максимально прозрачным, точным и понятным. Чтобы не приходилось читать что-то между строк или искать иной документ десятилетней давности, который объяснит некоторые положения инструкции. Например, инструкция предоставляет право руководителям учреждения образования направлять педагогических работников, которые снизили уровень своей работы, на подтверждение первой и второй квалификационной категории, но конкретных, абсолютно прозрачных и понятных всем критериев снижения результатов педагогической деятельности сегодня нет. Поэтому защищенности учителей этот пункт точно не способствует.

Председатель ЦК Белорусского профсоюза работников образования и науки Александр Бойко уверен, что аттестация педагогов является неотъемлемым условием повышения качества образования, но обойтись без задействования финансовых рычагов невозможно. Квалификационная категория должна быть не просто частью имиджа педагога, а гарантировать ему соответствующий уровень зарплат.

Надежда Николаева. Газета «Звязда», 22 ноября 2013 года. Оригинал на белорусском языке: zviazda.by/2013/11/22820.html

Смотрите другие статьи по образованию и методике преподавания физики в школе.

www.afportal.ru

Аттестация воспитателя детского сада на первую категорию. Квалификационные требования к педагогическим работникам

Жизнь не стоит на месте и постоянно предъявляет новые требования к уровню подготовки и трудовой пригодности работающих. Любой специалист периодически должен быть готов к проверке собственных профессиональных навыков. Учителя, воспитатели и другие труженики системы образования - не исключение.

С 1.01.2011 г. порядок, в котором проходила аттестация воспитателей детских садов и школ, изменился.

Что же получилось?

Как известно, существует аттестация обязательная и добровольная. Задача первой - подтвердить соответствие педагога должности, которую он занимает. Вторая имеет место, когда речь идет о повышении квалификационной категории.

По правилам, действующим раньше, если педагог хотел повысить свою зарплату, он по своей инициативе подавал заявление с просьбой присвоения одной из категорий - высшей, первой или второй. Делалось это руководством детского учреждения или органом управления образования.

Позже вторую категорию как таковую отменили. Аттестацией стали заведовать органы образования уровня субъекта РФ. Главное: эта процедура теперь обязательна. Один раз каждые пять лет абсолютно все педагоги при любом стаже работы, независимо от собственного желания, должны ее пройти, чтобы подтвердить свое соответствие должности, которую занимают.

Кому нужна категория

Аттестация воспитателя детского сада на первую категорию (либо высшую) производится по желанию. Те, кто хочет ее получить, имеют право подать соответствующее заявление. Цель его - чтобы их аттестовали. То есть установили соответствие профессионального уровня требованиям квалификационных категорий. Любая из них присваивается сроком на 5 лет, затем требует продления в аналогичном порядке.

Если же квалификация педагога не будет своевременно подтверждена, она автоматически снижается. Что тогда?

Бывшему работнику первой категории предстоит заново подавать заявление на аттестацию (чтобы ее восстановить).

А если он не сделает этого? В таком случае - в числе прочих аттестоваться на подтверждение соответствия.

Тому, кто утратил высшую, предстоит "проходить" все заново. Вначале потребуется аттестация воспитателя на 1 категорию. И не раньше чем по истечении двух лет у него появится право сдать на высшую.

Категории, полученные до указанной даты (1.01.2011 г.) действуют до конца срока присвоения. Но старое положение - после 20 лет педагогического стажа вторая категория остается навсегда - теперь отменено. Эти воспитатели также должны будут подтверждать свою профпригодность раз в пять лет.

Какой бывает аттестация

Рассмотрим оба ее вида - обязательную и добровольную.

Первая, как уже упоминалось, обязана состояться один раз в каждые пять лет. Цель ее - подтвердить, что педагог соответствует своей должности. Ее обязаны пройти все работники, у кого нет категорий и нет желания их получать.

Освобождаются от аттестации занимающие должность не более 2 лет, мамы в декретном отпуске и беременные женщины. Срок прохождения для них наступит не раньше, чем через два года после завершения отпуска, предоставленного по уходу за ребенком.

Представление воспитателя на аттестацию производится работодателем. Если педагог занимает сразу несколько должностей в одном учреждении, и не аттестован ни по одной из них, то оно возможно сразу по всем.

Если же он работает по совместительству в разных местах, то каждый работодатель уполномочен направить его на аттестацию.

Как подаются документы?

Представление на педагога оформляется работодателем по установленному образцу. Документ содержит все нужные справки для аттестации воспитателя, подробную всестороннюю оценку профессиональных навыков сотрудника и качество его работы в должности. Кроме того, там имеется информация обо всех пройденных курсах повышения квалификации и результатах прошлых аттестаций.

Педагога за месяц до испытания под роспись знакомят с представлением. Документы подаются работодателем в комиссию по аттестации соответствующего субъекта РФ, где назначается ее дата, время и место проведения. Срок ее прохождения не должен быть больше двух месяцев.

Как она проходит?

Аттестация старшего воспитателя, воспитателя, педагога-психолога и других работников ведется в установленном порядке. В процессе ее для подтверждения квалификации испытуемые подвергаются экзаменам в письменном виде или компьютерному тестированию. Цель их - выявить уровень владения профессиональными методами современного обучения, подтвердить ценный опыт работы воспитателя ДОУ и уровень собственной компетентности.

Решение, принятое комиссией, оформляется в виде протокола и вносится в аттестационный лист работника. Последний хранится в личном деле педагога.

Если аттестация пройдена успешно, вердикт комиссии - «соответствует занимаемой должности». В противном случае - «не соответствует».

Если вам не повезло

В последнем случае работодатель имеет юридическое право расторгнуть договор с работником, но не обязан этого делать. Он может предложить тому пойти на курсы повышения квалификации и затем пройти аттестацию повторно.

Вместо увольнения работник может и должен быть переведен с его согласия на другую должность (нижестоящую), если есть вакансия. Также не имеют право лишить работы временно нетрудоспособного, беременную и женщину с детьми до 3 лет или мать-одиночку с ребенком до 14 лет или ребенком-инвалидом.

Добровольная аттестация

Она организуется для присвоения первой (либо высшей) категории по инициативе работника и на основании его заявления. Цель ее - установить соответствие квалификации педагога требованиям заявленной категории.

Подать заявление на первую имеют право работники, не имеющие пока никакой. Или те, у кого срок действия полученной ранее 1 категории подходит к концу. На высшую - получившие первую два или более года назад, а также желающие продлить уже имеющуюся.

Заявление на аттестацию воспитателя подается педагогом самостоятельно в любое время. Чтобы срок предыдущей не истек в период его рассмотрения, рекомендуется подавать его заранее - за 3 месяца.

Как правильно оформить документы

Их полный пакет должен включать заявление на аттестацию по образцу, прошлый аттестационный лист (ксерокопию) - при его наличии, заполненный новый лист, портфолио достижений. Для составления последнего имеются методические рекомендации.

Документы, поданные в комиссию по аттестации местного субъекта РФ, рассматриваются обычно около месяца, затем назначается место и дата проведения. Проходить она должна только в течение определенного срока.

Аттестация воспитателей ДОУ ведется в строгом соответствии с имеющимися правилами и нормативами. Какие же требования предъявляются к каждой из квалификационных категорий?

Аттестация воспитателя детского сада на первую категорию

Педагог обязан владеть современными технологиями образования и уметь эффективно использовать их в практической деятельности. Продемонстрировать накопленный опыт работы воспитателя ДОУ. Доказать собственный личный вклад в улучшение качества дошкольного образования путем совершенствования применяемых методик. Показать результаты усвоения программ воспитанниками и динамику достижений.

Аттестация на высшую категорию воспитателя: требования растут

Требуется наличие первой квалификационной категории, успешное применение на практике новых образовательных методик и технологий, демонстрация освоения воспитанниками практикуемых программ. Результаты должны быть стабильными, а показатели динамики успехов - выше среднего уровня субъекта РФ.

Воспитателю предстоит продемонстрировать личный вклад в совершенствование воспитательных и образовательных методик, улучшение качества образования. А также - владение новыми технологиями и распространение личного профессионального опыта.

Порядок прохождения

Аттестация воспитателя детского сада на первую категорию, как и на высшую, ведется определенным образом. Его профессиональные достижения, оформленные в виде портфолио, предъявляются на экспертизу.

Проверка квалификации проходит на заседании аттестационной комиссии, которое ведется как при педагоге, так и без его участия. Запись о намерении присутствовать на обсуждении должна быть включена в заявление на аттестацию заранее. Если же он после этого по каким-либо причинам не является на заседание, комиссия имеет право рассматривать его документы заочно.

Принятое решение заносится в протокол, а также в аттестационный лист работника. После этого оно утверждается вышестоящим органом - на уровне субъекта РФ. Итоги (выписка из акта данного органа и аттестационный лист) передаются работодателю.

А что потом?

Если аттестация воспитателя детского сада на первую категорию (или на высшую) прошла успешно, и вынесено постановление о соответствии нужным требованиям, датой присвоения соответствующей категории считается день принятия решения комиссией. С этого же момента и оплата труда педагога будет производиться по новой ставке.

Запись о том, что присвоена определенная категория, в обязательном порядке производится в трудовой книжке.

В случае "провала" аттестации выносится решение "требованиям не соответствует". Тогда претендовавшие на первую категорию остаются без таковой и обязаны аттестоваться на соответствие должности, которую занимают.

У «не сдавших» на высшую остается первая категория до окончания действующего срока. Затем педагог имеет право вновь попытаться "заработать" высшую категорию, либо ему придется подтверждать первую.

Обжалование итогов аттестации

Право на такое обжалование закреплено документально. Делается это путем подачи заявления в комиссию по трудовым спорам или даже в суд, причем в последнем случае важно сделать это в течение трех месяцев с момента аттестации.

Но на практике подобные ситуации случаются крайне редко. Как правило, педагоги подают документы на аттестацию, будучи основательно подготовленными - досконально изучив все нужные требования, подготовив грамотное и достойное портфолио и будучи полностью уверенными в собственных силах.

fb.ru

Положение об аттестации педагогических работников. Правила аттестации педагогических работников

В соответствии с законодательством РФ работники образовательных организаций могут проходить аттестацию в обязательном или же добровольном порядке. При этом на рассмотрение должны приниматься положения новых источников права. Каких именно? Каковы особенности проведения процедуры оценки квалификации сотрудников образовательного учреждения?

Новый порядок аттестации педагогических работников был установлен приказом Министерства образования и науки РФ № 276, который был издан 07.04.2014 г. Данный нормативный акт был принят в целях исполнения положений Федерального закона № 273 от 29.12.2012 г. В соответствии с ранее действовавшим законодательством в образовательных учреждениях должен был утверждаться такой документ, как Положение об аттестации педагогических работников. По новому правовому акту данный источник права необязателен, но он может быть заменен аналогичными по назначению. Например, положением об аттестационной комиссии (ее специфику мы изучим далее в статье).

Сейчас понятие Положения об аттестации чаще всего рассматривается в контексте Правил аттестации, утвержденных приказом № 276.

Рассмотрим ключевые положения соответствующего источника права подробнее.

Новый порядок аттестации: общие положения

Изучим прежде всего общие положения документа, о котором идет речь. Новый порядок аттестации педагогических работников распространяется на сотрудников образовательных организаций, а также руководителей соответствующих учреждений (в том числе выполняющих свои обязанности по совместительству или же в рамках совмещения). Сущность процедуры аттестации в соответствии с приказом № 276 заключается:

- в подтверждении соответствия квалификации работников образовательных учреждений тем требованиям, что установлены для их должностей;

- в удостоверении того факта, что человек обладает опытом, позволяющим ему получить более высокую квалификацию.

В общем случае аттестация, подтверждающая соответствие занимаемой должности, должна проводиться обязательно. Добровольно ее проходят те специалисты, которые хотят повысить квалификационную категорию, но обязательно проходить ее нужно педагогическим работникам, которые относятся к категории профессорско-преподавательского состава.

Правила аттестации педагогических работников, зафиксированные в приказе № 276, устанавливают следующие задачи, характеризующие данную процедуру:

- стимулирование роста квалификации работников образовательного учреждения, их профессионального развития;

- повышение качества образования;

- приспособление работы сотрудников сферы образования к специфике действующих стандартов, которые регулируют организацию деятельности учебных заведений;

- обеспечение распределения денежных средств в целях оплаты труда по принципам, основанным на соотношении уровня квалификации работников.

Ключевые принципы аттестации сотрудников образовательных учреждений в соответствии с законодательством России — коллегиальность, открытость, обеспечение гласности, объективность.

Изучим теперь то новое в аттестации педагогических работников, что характеризует процедуру подтверждения того факта, что квалификация человека соответствует занимаемой им должности. В данном случае речь идет об обязательной оценке компетенций сотрудника образовательного учреждения.

Порядок обязательной аттестации сотрудников образовательных учреждений: подготовка

Процедура оценки квалификации сотрудников учебных заведений осуществляется 1 раз в 5 лет. Главную роль в ней играют специальные аттестационные комиссии, которые формируются из числа сотрудников учебного заведения. Данные структуры учреждаются на основе распоряжения руководителя образовательной организации. Их деятельность, как мы отметили выше, может регулироваться отдельными положениями, которые также принимаются руководством учреждения.

В состав комиссии входят председатель, его заместитель, секретарь, а также рядовые участники. Новые правила аттестации педагогических работников предполагают подключение к работе рассматриваемой комиссии также представителя профсоюза, если соответствующая организация учреждена.

Непосредственно процедура оценки квалификации сотрудников образовательной организации проводится в соответствии с отдельным распоряжением руководителя. Работники, которые будут проходить аттестацию, должны быть ознакомлены с соответствующим локальным актом за 30 дней до проведения процедуры по запланированному графику.

Следующий важнейший документ при подготовке аттестации — представление. Изучим его особенности.

Обязательная аттестация сотрудников образовательных учреждений: представление

Новое в аттестации педагогических работников заключается в особом порядке составления на каждого сотрудника образовательной организации представления — документа, в котором фиксируется ряд сведений о работнике. А именно:

- Ф.И.О. сотрудника;

- должность, занимаемая работником образовательного учреждения;

- дата подписания специалистом трудового договора;

- уровень квалификации сотрудника;

- сведения о прохождении специалистом дополнительного профессионального обучения;

- результаты аттестаций, проведенных ранее, если они имели место;

- мотивированная оценка результатов деятельности работника, его профессиональных, а также деловых качеств.

Руководство учреждения должно ознакомить сотрудника с соответствующим представлением под подпись. Это нужно сделать не позднее чем за 30 дней до проведения аттестации. Сотрудник при желании может инициировать внесение в представление иных сведений. Если работник образовательного учреждения отказывается от подписания документа, он должен быть заверен работодателем, а также двумя и более компетентными лицами.

Изучим теперь то, каким образом осуществляется непосредственно проведение аттестации педагогических работников, которая рассматривается как обязательная.

Оценка квалификации сотрудников школы: процедура обязательной аттестации

Рассматриваемая процедура проводится в процессе заседания комиссии, о которой мы сказали выше, в присутствии работника, который аттестуется. Оно считается правомочным, если на нем присутствует не менее чем две трети от общего количества участников аттестационной комиссии.

Если сотрудник не может принять участие в соответствующей процедуре непосредственно в день аттестации по уважительной причине, она может быть перенесена на другую дату. Если человек не явится на аттестацию без уважительной причины, то комиссия вправе оценить квалификацию специалиста без его участия.

В ходе заседания рассматривается представление, оформленное руководством сотрудника образовательного учреждения, иные сведения о работнике, которые позволяют оценить его профессиональную деятельность. По итогам аттестации комиссия принимает решение о том, соответствует он занимаемой должности либо нет. Оно принимается в отсутствие аттестуемого сотрудника посредством открытого голосования. При этом, если за то, чтобы признать сотрудника соответствующим занимаемой должности, высказывается хотя бы половина от членов комиссии, выносится положительное решение.

Результат аттестации сотрудника сообщается ему после того, как будут подведены итоги рассмотрения вопроса о квалификации специалиста. Изучим более подробно то, какие действия должны проводиться после того, как аттестация педагогических работников на соответствие занимаемой должности завершена.

Порядок действий после обязательной аттестации

Итоги проведения данной процедуры должны быть зафиксированы в протоколе, который подписывается членами комиссии. Данный документ хранится у работодателя наряду с представлениями и иными источниками (при их наличии), которые характеризуют уровень профессиональной подготовки работника.

В течение 2 дней после проведения аттестации в том случае, если сотрудник ее прошел, секретарь комиссии оформляет для него выписку из протокола. В ней отражаются персональные данные аттестуемого, сведения о соответствующей процедуре, ее результатах. Учреждение знакомит сотрудника с данной выпиской под подпись в течение 3 дней после ее формирования. Данная выписка затем входит в личное дело работника образовательной организации.

Бывает, что работник учебного заведения не согласен с тем, с каким результатом завершилась аттестация педагогических работников. Заключение комиссии может не устроить его. В этом случае человек вправе обжаловать результат проведения данной процедуры в порядке, установленном законодательством РФ.

Изучив то, каким образом осуществляется организация аттестации педагогических работников, рассмотрим специфику норм Приказа № 276, определяющих то, какие категории сотрудников образовательного учреждения вправе не проходить аттестацию.

Кто вправе не проходить обязательную аттестацию?

Процедуру оценки квалификации могут не проходить:

- работники, у которых уже есть квалификационные категории;

- сотрудники образовательного учреждения, проработавшие в нем менее 2 лет;

- беременные женщины, а также сотрудницы учебного заведения, которые находятся в декрете;

- сотрудники, отсутствовавшие на работе более 4 месяцев по причине заболевания.

Порядок аттестации некоторых категорий работников учебных заведений из тех, что указаны выше, определяются отдельными положениями законодательства.

Цель аттестации педагогических работников может также заключаться в получении человеком более высокой квалификации. В данном случае соответствующая процедура — добровольная, если речь не идет о деятельности профессорско-преподавательского состава. Изучим ее специфику подробнее.

Аттестация на повышение квалификации: нюансы

Данная аттестация, таким образом, в общем случае добровольна. По итогам ее проведения человеку присваивается первая либо высшая квалификационная категория. Она устанавливается на 5 лет и не может быть продлена.

Если осуществляется аттестация педагогических работников образовательных учреждений, которые подотчетны федеральным структурам власти, то в целях реализации процедуры оценки квалификации специалиста учреждаются специальные комиссии. Их учреждают, таким образом, на федеральном уровне. В свою очередь, если учебное заведение подотчетно региональным или муниципальным структурам, то для проведения аттестации их сотрудников инициируются комиссии при участии региональных или местных властей. Можно отметить, что в состав данных структур, как и в случае с обязательными аттестациями, должен входить представитель профсоюза.

Сотрудники, желающие повысить квалификацию, должны направить в соответствующую комиссию заявление на аттестацию педагогических работников. Данный документ может быть передан компетентным лицам по почте либо через Интернет. Заявление также можно принести и передать комиссии лично. Полезно будет рассмотреть специфику данного документа подробнее.

Заявление на аттестацию: в чем его особенности?

Заявление на аттестацию педагогических работников должно содержать сведения о тех квалификационных категориях или же должностях, на которые претендует сотрудник. Соответствующий документ может быть передан в комиссию вне зависимости от срока работы человека в образовательном учреждении, в том числе и в период декретного отпуска. Но если человек будет аттестоваться по высшей категории в рамках той или иной должности впервые, то заявление может быть передано в комиссию только после 2 лет с момента получения первой категории по данной позиции. Если срок действия высшей квалификационной оценки истек, то это не ограничивает право сотрудника впоследствии направлять заявление о повторной аттестации в рамках соответствующей должности.

Рассматриваемые заявления изучаются комиссиями в течение 30 дней с момента их получения. За это время компетентные лица должны успеть:

- определить сроки аттестации для сотрудника образовательного учреждения с учетом срока действия его предыдущей квалификационной категории;

- письменно уведомить работников учебного заведения о проведении их аттестации.

Изучим теперь то, каким образом регулирует положение об аттестации педагогических работников по приказу № 276 порядок повышения квалификации сотрудника образовательной организации.

Проведение аттестации на повышение квалификации

Общая продолжительность рассматриваемой аттестации не должна превышать 60 дней с момента ее проведения и до принятия комиссией компетентного решения по присвоению человеку той или иной квалификации. Как и в случае с обязательной аттестацией, на заседании комиссии должны присутствовать не менее чем две трети от ее участников. Педагогический работник при этом может как присутствовать на нем, так и отсутствовать. Во втором случае его аттестация его также возможна.

Человеку присваивается первая категория, если:

- установлено, что его ученики успешно осваивают преподаваемые им программы исходя из результатов мониторингов, что проводятся образовательной организацией, а также исследований, которые осуществляются в порядке, установленном законодательством;

- его ученики смогли развить свои способности в части научной, интеллектуальной деятельности, в творчестве, в достижении спортивных результатов;

- установлено, что человек внес значительный личный вклад в повышение качества образовательного процесса, совершенствование подходов к обучению, активно участвовал в деятельности методических объединений сотрудников учебного заведения.

Положение об аттестации педагогических работников определяет, что высшая категория присваивается сотруднику, если:

- установлено, что ученики показывают позитивную динамику освоения программ обучения по результатам мониторингов, которые проводятся образовательной организацией, или же в порядке, установленном законодательством;

- ученики достигли высоких результатов в области науки, творчества, спорта и это подтверждено их участием в олимпиадах, соревнованиях;

- установлено, что человек внес значимый личный вклад в повышение качества образовательного процесса, внедрение новых технологий в обучение;

- человек активно участвовал в методической работы, в профессиональных конкурсах.

Непосредственно оценка работы учителей осуществляется на основе изучения результатов их работы при условии, что основные трудовые обязанности работников связаны с соответствующими направлениями деятельности. Положение об аттестации педагогических работников устанавливает, что комиссия может, изучив документы и сведения о работе специалиста, вынести решение:

- установить первую или же высшую категорию для сотрудника образовательного учреждения;

- отказать человеку в этом.

Как и в случае с обязательной аттестацией, данное решение проводится в отсутствие сотрудника открытым голосованием. Итоги соответствующей процедуры сообщаются работнику учебного заведения и фиксируются в протоколе. Если у человека есть первая категория и он не смог получить вторую, то текущий уровень его квалификации сохраняется до окончания его срока действия.

Положение об аттестации педагогических работников по приказу № 276, как и в случае с обязательной процедурой, дает право сотруднику образовательной организации обжаловать результаты оценки его квалификации.

Можно отметить, что первая и высшая категории, выданные в одном российском регионе, действуют и в другом субъекте РФ. Вместе с тем федеральное законодательство, регулирующее проведение аттестации для сотрудников образовательных организаций, на практике реализуется с учетом региональных особенностей образовательного процесса. Изучим данный аспект подробнее.

Аттестация сотрудников образовательных учреждений в регионах: нюансы

Действительно, наличие качественно проработанных нормативных положений на федеральном уровне — значимый аспект повышения качества образования. Но не менее важно то, насколько эффективно данные нормы реализуются в регионах. Так, в ходе решения различных вопросов повышения квалификации педагогов различные образовательные учреждения могут сотрудничать между собой. В числе тех структур, которые принимают в соответствующем взаимодействии самое активное участие, — Академия социального управления, или АСОУ. Аттестация педагогических работников в различных учреждениях Московской области может быть осуществлена в процессе взаимодействия руководства данных организаций или педагогов, работающих в них, с компетентными структурами АСОУ. Какими, например?

Так, в АСОУ аттестация педагогических работников может находиться в компетенции Регионального научно-методического центра при Академии. Данная структура была учреждена в целях оказания содействия работникам образовательных организаций Московской области при прохождении оценки квалификации. При этом в числе решаемых центром вопросов — аттестация руководящих педагогических работников. Повышение компетенции руководства образовательных учреждений — важнейший аспект совершенствования образовательного процесса.

Резюме

Итак, мы изучили то, каким образом проходит оценка квалификации работников российских учебных заведений. Цель аттестации педагогических работников может заключаться в обязательном подтверждении квалификации или добровольном ее повышении. Главную роль в соответствующей оценке выполняет специальная комиссия.

Руководства образовательных учреждений издают приказы по аттестации педагогических работников, составляют на них представления и иными способами содействуют прохождение ими процедуры оценки квалификации. В случае если аттестация проводится учреждениями, подведомственными федеральным, региональным или муниципальным структурам, комиссия учреждается ими же.

Аттестация руководящих педагогических работников и рядовых сотрудников образовательных организаций регулируется одними и теми же нормами права на федеральном уровне. Во многих региональных образовательных центрах есть программы подготовки специалистов к соответствующим процедурам оценки их квалификации.

fb.ru

Как проходит аттестация учителей английского языка?

Аттестация учителей должна проводиться по принципу гласности и открытости. Благодаря этой процедуре педагоги могут повышать свой уровень как профессионала, обобщать опыт работы, улучшать мастерство. Аттестация может быть обязательной или добровольной. В первом случае она делается через каждые пять лет и подтверждает соответствие работника занимаемой должности.

Аттестация учителей английского языка для повышения квалификации проводится добровольно. Педагог может пройти ее спустя два года после начала работы. Учителю могут присвоить первую или высшую категорию. Проводится процедура специальной комиссией на основе портфолио, которое педагог предоставляет.

Основные задачи, которые преследует аттестация учителя английского языка, это стимулирование уровня повышения квалификации, а значит и качества его профессионального мастерства. Те, кто проработал менее двух лет, а также беременные женщины, процедуру могут не проходить.

Для того чтобы получить первую категорию, педагоги должны показать умение владеть современными технологиями и методами обучения. Помимо этого учителю нужно вносить личный вклад, повышающий качество образования. Учащиеся должны показывать хорошие результаты освоения программы. Все эти данные вносятся в портфолио, которое собирается в течение определенного периода работы. Документация должна быть оформлена соответствующим образом.

Основу портфолио составляют справки и отчеты, заверенные руководителем и другими ответственными лицами (методистом, зам. директором и т. д.). Аттестация учителей проводится в заочной форме, то есть присутствие педагога при проведении процедуры не требуется. Другое дело – подтверждение того, что работник соответствует занимаемой должности. В данном случае работнику понадобится сдать тест, вопросы которого касаются непосредственно деятельности учителя.

При наличии первой категории и опыта работы в данной должности два года, педагог может претендовать на высшую. Для этого учитель должен применять в своей работе новейшие технологии, а его ученики показывать высокие результаты освоения программы. При этом желательно эффективность обучения представить в динамике. Аттестация учителей является показателем того, что педагог активно развивается, совершенствуется в профессиональном мастерстве, что не может не отразиться и на улучшении образовательного процесса.

При присвоении работнику категории учитывается и его участие в различных конкурсах, а также достижения его учеников. Для собственного развития педагогам английского языка можно периодически проходить Кембриджские экзамены. Это поможет учителю дополнительно удостовериться в своем мастерстве. Активизация знаний, стремление применять в своей работе что-то новое, более эффективное – вот задачи, стоящие перед педагогами, которые собираются аттестоваться. К тому же имеется материальная стимуляция тех, кто удачно прошел данную процедуру. Аттестация учителей является достаточно важным моментом для профессиональной карьеры педагога.

fb.ru

Порядок аттестации педагогических работников (работников образования)

С 2018 года в установленном порядке аттестации педагогических работников произошли некоторые изменения. Сама по себе процедура аттестации проходит с целью контроля соответствия работников образования занимаемым ими должностям. Оценке подлежит профессиональная деятельность аттестуемого. Среди профессионалов отрасли прошли обсуждения приближающихся перемен. В частности, в конце прошлого года свои замечания и предложения, экспертные оценки представила педагогическая общественность Новосибирской области. Они были рассмотрены и приняты во внимание, что говорит об открытости процесса и искреннем желании непосредственных участников улучшить упавший уровень образования в стране.

2 этапа аттестации

Закон предусматривает организацию таких проверок раз в 5 лет. В случаях, когда педагог игнорирует проверку или не может подтвердить уже имеющийся разряд, то имевшаяся в течение 5 последних лет квалификация отменяется. Новый порядок проведения аттестации педагогических работников предполагает 2 этапа:

  • На 1 этапе педагог доказывает свою профессиональную пригодность. Здесь проверяются педагогические навыки, рассматривается умение преподавать, ладить с детьми. Новшеством явилось компьютерное тестирование. Разработанные тесты включают 100 вопросов, отведённое время – 2,5 часа. Вопросы охватывают широчайший диапазон тем – от знания предмета до основ законодательства России. Каждый вопрос имеет только 1 правильный ответ из 6 предложенных. Правильные ответы на не менее чем на 60% вопросов гарантируют соискателю подтверждение существующей квалификации.
  • Для участников, одолевших 85% и больше вопросов и имеющих 1 разряд, наступает следующий этап. На 2 этапе происходит получение категории преподавателя. Первая и высшая категории присваиваются на этом этапе. Но для получения 1-ой, надо иметь 2-ую, а для получения высшей категории необходима 1-ая в течение не менее 2-х лет. Для проверки на высшую категорию требуется отчёт о самообследовании. Состоит отчёт из публикаций, электронных и бумажных, методических разработок. Хорошо, если они уже применяются на практике. Далее предоставляются списки учеников, участвовавших, а лучше, победивших в олимпиадах, конкурсах, прочих соревнованиях. Большой вес отчёту придадут доказательства личных достижений, а именно, награды, почётные грамоты, хвалебные письма. То есть, общий человеческий уровень соискателя высшей категории профессионализма должен быть заметно выше среднего. Для 1-ой категории всё проще. Здесь надо иметь 2-у категорию, пройти 1-й этап, показать владение современными методиками. Но в обоих случаях рекомендуется иметь портфолио и видеоматериалы.

Повышение категории происходит при явных успехах учеников в освоении учебной программы, научной, интеллектуальной и творческой деятельности. При этом учитывается вклад педагога в развитие и исправление процесса обучения. Участие в специальных, тематически и профессионально направленных мероприятиях, которые проводятся и в формате общественного обсуждения.

Изменения в аттестации произведены, в том числе, и для стимула в повышении уровня педагогического состава страны. Для возможности повысить требования к педагогу надо определить уровень мастерства, имеющийся в данный момент. После чего улучшать качество преподавания на всех уровнях образования. А кроме этого, проверки профессионализма позволяют распределять заработную плату в соответствии с имеющейся квалификацией, что не допустит уравниловки между сотрудниками.

Типы аттестации

В России правилами прописаны 2 типа аттестации: обязательная и добровольная. Первая касается всех работающих преподавателей и служит уже сложившемуся уровню образования. А вот в добровольном проведении аттестации заинтересованы люди, заботящиеся о своём профессиональном росте, ну и росте заработной платы. До этого педагоги для повышения заработка писали заявления о получении квалификации в районные отделы образования. По новым правилам, организацией этой процедуры заняты образовательные органы субъектов РФ.

Аттестация педагогических работников в 2018 году начинается с процесса организации мероприятия. Для этого руководитель учебного заведения подаёт представление на сотрудника в аттестационную комиссию и не позднее, чем за 30 дней до мероприятия, должен ознакомить с ним педагога. Если же проводится аттестация добровольная, то её организация начинается с заявления педагога с просьбой аттестоваться в адрес руководителя учебного учреждения. Для аттестации педагогических работников в 2018 году, помимо подписанного заявления, потребуются копии следующих документов:

  • выписка из протокола прошлой проверки;
  • диплом о профессиональном образовании;
  • подтверждение наличия категорий, если есть;
  • документы о смене фамилии, если такой факт имеет место;
  • характеристика с места работы.

Процедура аттестации

Отсутствие дополнительного профессионального образования не является причиной для отклонения заявки на получение категории квалификации. Организация аттестационного процесса должна обеспечить открытость и коллегиальность принятия решений. Такие формы аттестации педагогических работников обеспечивают объективную, не дискриминирующую оценку профпригодности коллег. Решение о повышении квалификации педагога принимает специально созванная комиссия, члены которой и оценивают компетентность и призвание к обучению молодого поколения. Заседание комиссии проходит в присутствии аттестующихся граждан. Но даже если виновник заседания не явится по уважительной причине, то решение о соответствии его нахождения на рабочем месте примут и без него. Протокол ведётся по локально установленным правилам. Единой формы не существует. Подписывают этот протокол все члены комиссии. Выписка из протокола, заменившая аттестационный лист, с результатами проверки и персональными данными работника готова через пару дней. В течение следующих 3-х дней с выпиской надо ознакомить сотрудника под роспись и занести её в его личное дело. Если всё прошло удачно, педагог аттестован, то издаётся приказ о соответствующей квалификации, на основании которого производится запись в трудовую книжку.

Обязательная аттестация работников образования не затрагивает:

  • беременных и, находящихся в декрете, учительниц. Для них сроки аттестации переносятся на 2 года со дня выхода на работу;
  • педагогических работников с квалификационной категорией;
  • молодых учителей, с опытом преподавания менее 2-х лет;
  • педагогов, находящихся на больничном листе более 4-х месяцев. Аттестоваться им предстоит через год после закрытия больничного.

Но добровольная аттестация не запрещена ни в каком случае. Итогом добровольной проверки может стать 1-ая или высшая квалификационная категории, устанавливаемые на 5-летний период, но не подлежащие продлению.

Важно! Высшая квалификационная категория присваивается только после сдачи квалификационных экзаменов. Но перед сдачей экзаменов на высшую категорию необходимо разработать авторскую методику преподавания в учебном заведении и опубликовать её в профильных изданиях.

Одно из правил о порядке аттестации педагогических работников гласит, что высшая квалификационная категория – это венец преподавательского мастерства. Его дальше уже повысить нельзя, а вот подтверждать нужно.

Представители Министерства образования обратились с предложением к Правительству России внести ещё большие изменения в порядок аттестации педагогических работников. А именно, вести этап проверки знаний  IT-технологий и коммуникации, усовершенствовать навыки выхода из конфликтных ситуаций не только с учащимися, но и с их родителями. По мнению Минобразования, критерии соответствия преподавателей требованиям современности стандартизируются, в связи с чем, обнажатся пробелы, которые можно уже будет ликвидировать путём повышения квалификации.

kadrovyhdel.ru

Подтверждение должности воспитателя: нюансы аттестации

Привет, дорогие читатели моего блога! Ваша Татьяна Сухих чрезвычайно рада виртуальной встрече с вами. Хочу раскрыть еще один нюанс нашей педагогической деятельности, а именно: как мы проходим аттестацию на подтверждение должности. Иногда я задумываюсь, зачем нам столько волокиты, разных проверок, экзаменов, отчетов… Ведь зачастую все эти «процедуры» – лишь формальность. Как вы считаете? Интересно мнение родителей дошкольников.

Содержание статьи:

Что собой представляет аттестация на соответствие занимаемой должности?

В принципе, задачи у аттестации, как говорится, благие – проверить уровень профессионализма педагога, узнать, имеет ли право воспитатель продолжать свою деятельность или гнать его нужно из профессии. Но вот сам механизм проверки весьма сомнителен, вернее – его эффективность и объективность. У меня складывается впечатление, что этот своеобразный экзамен на профпригодность – просто для галочки.

Вообще аттестация педагогических работников бывает двух видов: обязательная – на подтверждение должности и добровольная – на установление уровня квалификации работника. Сегодня речь пойдет о первой разновидности, которая проводится с целью оценки профессиональной деятельности воспитателя и возможности для продолжения работы в сфере педагогики.

Такая проверка происходит раз в пять лет и касается сотрудников, которые не имеют квалификационной категории. Обычно руководитель подает представление на аттестацию конкретного человека.

Если взять нормативные документы Министерства, то там перечислены следующие задачи «экзамена» на определение уровня соответствия профессиональным требованиям к занимаемой должности:

  • Мотивирование педагогов к постоянному целенаправленному личному профессиональному росту как специалистов, постоянному повышению уровня квалификации, методологической культуры. Стимулирование изучения и внедрения современных технологий в педагогике;
  • Выявление потенциальных возможностей педагога к выполнению более сложных педагогических задач;
  • Повышение качества и эффективности работы воспитателя;
  • Формирование высококвалифицированного кадрового состава педучреждения;
  • Определение возможности повышения квалификационной категории воспитателя;
  • Обеспечение дифференцированного уровня оплаты труда педагога ДОУ в соответствии с его квалификационным уровнем.

В принципе, необходимость и периодичность такой аттестации определяет руководитель учреждения. Но согласно требованиям, не реже, чем раз в пять лет нужно проверять соответствие работника своей должности.

Методическая помощь тем, кто готовится к аттестации

Специально для своих читателей-коллег я подобрала в «УчМаге» отличные, на мой взгляд, методические материалы:

  • «Как успешно подготовиться к аттестации на соответствие занимаемой должности. Рейтинговая оценка деятельности»–программа для установки на компьютер. Удобно и практично. Здесь есть нормативные документы и все необходимое для аттестации;
  • Печатное пособие с таким же названием – для тех, кто предпочитает полистать страницы;
  • Можно принять участие в офлайн-вебинарах с целью овладения более глубокими знаниями по вопросам аттестации: «Аттестация педагогических кадров на соответствие должности: пакет документов, процедура, эффективность», а также на тему: «Повышение квалификации и аттестация педагогических работников: требования ФГОС».

Чем хороши офлайн-вебинары, так это тем, что вам предоставляются большой объем материалов по теме в виде презентаций и выступлений авторов. Все очень доступно и понятно изложено, кроме того, вы сможете в любой момент связаться с автором и задать любые вопросы по теме.

Некоторые нюансы процесса аттестации воспитателей

Поскольку всякий экзамен – это стресс, и лучше его избегать, то важно знать, кого не имеют права аттестовать на соответствие занимаемой должности:

  • Даже если у вас нет квалификационной категории, но вы работаете в педучреждении меньше 2-х лет;
  • Женщины, ожидающие ребенка или уже находящиеся в отпуске по уходу за малышом. В течение 3 лет после рождения ребенка вас не должны трогать, а также на протяжении 2-х лет после выхода на работу из декрета.

Все остальные педагоги не могут отказываться от «процедуры». Кстати, отказ – это нарушение трудовой дисциплины, вам имеют право руководители объявить приказ о взыскании: выговор, замечание. А вообще могут предложить даже написать заявление об уходе по собственному, как говорится. Это все предусмотрено Трудовым кодексом нашей страны, между прочим.

Порядок аттестации таков: начальство составляет распорядительный акт, где указываются фамилии сотрудников, которых нужно проверит на соответствие должности, а также даются соответствующие распоряжения по поводу подготовки и проведения аттестации.

На каждого педагога составляется представление, в котором есть все сведения о сотруднике. Вы имеете право до аттестации ознакомиться с представлением и добавить какие-то важные сведения, касающиеся профессиональной деятельности. Можно найти образец в Интернете и проверить, все ли данные указаны в вашем документе.

Сама «процедура» проходит в виде комиссии, членами которой являются сотрудники вашего учреждения. Аттестуемый, естественно, тоже присутствует. Если вы не явились по неуважительной причине, комиссия имеет право аттестовать вас заочно.

Насколько я знаю, сейчас уже не проводится письменный тест, а решение о том, соответствует ли человек должности, принимается на основании изучения представления и дополнительных сведений от самого работника, если он желает эти сведения представить.

Я думаю, бояться аттестации нужно только тем педагогам, которые недобросовестно выполняют свои обязанности и при этом еще и в контрах с руководством.

Что еще нужно знать об аттестации?

Решение принимается комиссией в течение не более 3-х дней, оно заносится в протокол. Если вдруг комиссия признала, что вы не соответствуете должности, это еще не обязывает руководителя вас увольнять. Решение уволить – право, но не обязанность заведующей. То есть, вам могут дать время «исправиться». Могут перевести на другую должность, которая соответствует вашей квалификации.

Есть перечень лиц, которых нельзя увольнять, даже если они не прошли аттестацию. Вообще эти вопросы – дело юристов, поэтому не стану утомлять вас терминами. Кому нужно, найдет информацию в Интернете.Но важно знать, что результаты аттестации можно оспаривать в порядке, предусмотренном нашим законодательством. Бывает же, что идет банальная травля неудобного для руководства сотрудника и вот, воспользовавшись тем, что пришел срок аттестации, решают избавиться от работника. Но суд может помочь восстановить справедливость.

Стоит ли в таком случае бороться или уйти, нагнув голову, каждый решит сам. Интересно, у кого из вас, друзья, были случаи ужасно несправедливого отношения со стороны начальства и как вы с этим положением боролись?

Если моя информация показалась вам небезынтересной, прошу показать ее друзьям по социальным сообществам, вдруг кто-то новенький захочет к нам присоединиться!

С уважением, Татьяна Сухих! До завтра!

Кстати, рекомендую прочитать:

Опубликовано: 28.07.2018

Сегодня продолжаю рубрику ответов на вопросы. Недавно у меня спросили,...

Опубликовано: 25.02.2018

Доброго времени суток, любимые мои читатели. С вами Татьяна Сухих...

Подтверждение должности – зачем мы проходим аттестацию?

Оцените запись

metodbv.ru