Примеры слов с суффиксами -к-, -ек-, -ик-, -ок-. Правило суффикс ек ик


Гласные Е, И в суффиксах существительных -ЕК-, -ИК-

  1. Главная
  2. Справочники
  3. Справочник по русскому языку для начальной школы
  4. Орфография и орфограммы 1-4 классов
  5. Гласные Е, И в суффиксах существительных -ЕК-, -ИК-

Чтобы понять, какая гласная буква будет стоять в суффиксе имени существительного, надо поставить это существительное в родительный падеж.

 

Суффикс -ик- при склонении существительного сохраняет гласный звук: 

ключик – нет ключика, огурчик – нет огурчика, мячик – нет мячика

 

Суффикс -ек- имеет беглый звук:

звоночек – нет звоночка, цветочек – нет цветочка, листочек – нет листочка

Поделись с друзьями в социальных сетях:

Советуем посмотреть:

Употребление заглавных (больших) букв

Безударный гласный в корне слова

Правописание звонких и глухих согласных в корне слова

Проверяемый непроизносимый согласный в корне слова

Правописание слов с чередованием гласных букв в корне

Слова с чередованием согласных букв в корнях

Мягкий знак в словах как показатель мягкости

Грамматический мягкий знак после шипящих

Разделительный мягкий и твердый знак

Правописание приставок на -з / -с

Правописание приставок и предлогов

Сочетания - ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ в разных частях слова

Буквы И - Ы после Ц

Правописание сочетаний -ОРО-, -ОЛО-, -ЕРЕ-, -ЕЛЕ-.

Суффиксы –ЕНЬК-, -ОНЬК- в прилагательных

Правописание суффиксов -О, -А, -Е в наречиях

Гласные О, Ё, Е после шипящих

Слова с двойными (удвоенными) согласными

Правописание безударных окончаний имён существительных

Правописание безударных окончаний прилагательных

Правописание безударных личных окончаний глагола

Правописание -ться/-тся в возвратных глаголах

Правописание "не" с глаголами

Перенос слов

Орфография и орфограммы 1-4 классов

Правило встречается в следующих упражнениях:

3 класс

Упражнение 243, Канакина, Горецкий, Учебник, 1 часть

Упражнение 255, Канакина, Горецкий, Учебник, 1 часть

Упражнение 277, Канакина, Горецкий, Учебник, 1 часть

Упражнение 172, Канакина, Рабочая тетрадь, 1 часть

Упражнение 36, Канакина, Горецкий, Учебник, 2 часть

Упражнение 83, Канакина, Горецкий, Учебник, 2 часть

Упражнение 257, Канакина, Горецкий, Учебник, 2 часть

Упражнение 258, Канакина, Горецкий, Учебник, 2 часть

Упражнение 119, Канакина, Рабочая тетрадь, 2 часть

Упражнение 64, Полякова, Учебник, 1 часть

4 класс

Упражнение 103, Канакина, Горецкий, Учебник, 1 часть

Упражнение 271, Канакина, Горецкий, Учебник, 1 часть

Упражнение 97, Канакина, Рабочая тетрадь, 1 часть

Упражнение 138, Канакина, Рабочая тетрадь, 1 часть

Упражнение 267, Канакина, Горецкий, Учебник, 2 часть

Упражнение 287, Канакина, Горецкий, Учебник, 2 часть

Упражнение 321, Канакина, Горецкий, Учебник, 2 часть

Упражнение 19, Канакина, Рабочая тетрадь, 2 часть

Упражнение 82, Канакина, Рабочая тетрадь, 2 часть

Упражнение 114, Канакина, Рабочая тетрадь, 2 часть

6 класс

Упражнение 153, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, 1 часть

Упражнение 299, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, 1 часть

© 2018 - budu5.com, Буду отличником!

budu5.com

Примеры слов с суффиксом К, ЕК, ИК, ОК

Суффиксы -к-, -ек-, -ик-, -ок- встре­ча­ют­ся в мор­фем­ном соста­ве суще­стви­тель­ных с уменьшительно-ласкательным зна­че­ни­ем.

В мор­фем­ном соста­ве мно­гих суще­стви­тель­ных нет суф­фик­са -к-, напри­мер, не будем его искать в непро­из­вод­ных сло­вах:

  • банка
  • почка
  • марка
  • тарелка
  • вилка
  • ложка
  • шапка
  • маска
  • кружка
  • куртка.

Примеры слов с суффиксом -к-

Суффикс -к- име­ет уменьшительно-ласкательное зна­че­ние и обра­зу­ет от суще­стви­тель­ных новые сло­ва с этим оттен­ком зна­че­ния, напри­мер:

  • бере­за — берёзка;
  • печь — печка;
  • шап­ка — шапочка;
  • под­ко­ва — под­ковка;
  • мар­ка — марочка;
  • курт­ка — кур­точка.

С помо­щью суф­фик­са -к- от гла­го­лов обра­зо­ва­ны суще­стви­тель­ные со зна­че­ни­ем про­цес­са или резуль­та­та дей­ствия, напри­мер:

  • поез­дить — поездка;
  • зана­ве­сить — зана­веска;
  • побе­лить — побелка;
  • про­по­лоть — про­полка;
  • покра­сить — покраска;
  • заго­ро­дить — заго­родка .

Примеры слов с суффиксом -ек-

Суффикс -ек- ана­ло­гич­но обра­зу­ет суще­стви­тель­ные с уменьшительно-ласкательным зна­че­ни­ем. Встречается он после шипя­щих в сло­вах :

  • барашек
  • веничек
  •  ларёчек
  •  боти­ночек
  •  орешек
  •  кар­машек
  •  пла­точек
  • чело­вечек
  •  лепе­сточек
  •  мешочек
  •  горошек

В этом без­удар­ном суф­фик­се пишет­ся бук­ва «е», если в нем выпа­да­ет глас­ная при обра­зо­ва­нии фор­мы роди­тель­но­го паде­жа един­ствен­но­го чис­ла суще­стви­тель­но­го:

бара́шек — нет бара́шка.

Примеры слов с суффиксом -ик-

Напротив, в суще­стви­тель­ном муж­ско­го рода пишет­ся суф­фикс -ик-, если в нем не про­ис­хо­дит исчез­но­ве­ния глас­ной в фор­ме роди­тель­но­го паде­жа един­ствен­но­го чис­ла, напри­мер:

  • но́лик — нет но́лика;
  • кре́стик — нет кре́стика;
  • ба́нтик — нет ба́нтика.

Приведем при­ме­ры слов, име­ю­щих суф­фикс -ик- в мор­фем­ном соста­ве:

  • листик
  • холмик
  • столик
  • кубик
  • мостик
  • дождик
  • хвостик
  • каран­дашик
  • лучик
  • дворик
  • садик
  • носик
  • шалашик
  • прутик
  • рублик
  • домик
  • столбик
  • коврик
  • ковшик
  • часики.

Примеры слов с суффиксом -ок-

В мор­фем­ном соста­ве суще­стви­тель­ных под уда­ре­ни­ем после шипя­щих  соглас­ных «ж»,  «ч», «ш», «щ» пишет­ся суф­фикс -ок-:

  • прыжок
  • гре­бешок
  • зрачок
  • борщок

При обра­зо­ва­нии новых слов  с помо­щью суф­фик­са -ок- в корне про­ис­хо­дит чере­до­ва­ние соглас­ных, напри­мер:

  • друг — дружок;
  • круг — кружок;
  • снег — снежок;
  • сапог — сапожок;
  • балык — балычок;
  • каб­лук — каб­лучок;
  • пух — пушок;
  • очаг — очажок;
  • стог — стожок;
  • сун­дук — сун­дучок;
  • род­ник —  род­ничок;
  • баш­мак — баш­мачок;
  • жук — жучок;
  • бар­сук — бар­сучок;
  • волк — волчок

СОХРАНИТЬ В СОЦСЕТЯХ

russkiiyazyk.ru

В гости к суффиксам ЕК и ИК

Здравствуйте, ребята. Предлагаю вам интересно изучить новую тему самостоятельно и на уроке русского языка поделиться интересными открытиями в данной теме. Тема: "Правописание суффиксов ЕК и ИК"Цель: постараться самостоятельно разобраться с темой и составить кластер или опорную схему к уроку.Задачи:
  • Прочитать  правило.
  • Рассмотреть схему.
  • Посмотреть отрывок из мультфильма.
  • Сделать свою схему или кластер.
  • Сделать для себя вывод: в каком случае вы лучше разобрались с правилом (где было больше понятно - правило, схема или видео)
  • Проверить на практике, получается ли у тебя самостоятельно применять это правило.
  • Желающие могут подобрать свои варианты слов на данное правило (бонусная оплата)

ВСПОМНИМ

Суффикс -ик- не следует путать с другим, очень похожим на него – -ник-. Последний образует слова, обозначающие профессии, род занятий...

У суффиксов -ек-/-ик- значение совершенно иное. Они принадлежат к числу суффиксов субъективной оценки, которые придают словам эмоциональную окраску, выражая отношение к предмету. Данные суффиксы указывают либо на маленький размер предмета («ключик», «платочек»), либо на нежное, ласковое отношение к нему («сыночек», «котеночек»). Такие суффиксы называются уменьшительно-ласкательными.

ПРАВИЛО

Суффикс "ек" пишется, если при склонении слова (например, в родительном падеже) гласная  "выпадает". 

Например: комочек (И.п.) - нет чего? - комочка (Р.п.)

Суффикс "ик" пишется, если при склонении существительного гласный сохраняется.

Например: ключик (И.п.) - нет чего? - ключика (Р.п.).

СХЕМА

ПОСМОТРИМ ВИДЕО 

Отрывок из М/Ф "В стране невыученных уроков"

Урок. Правописание суффикса ЕК и ИК

ТРЕНАЖЕР "УЧУСЬ АРГУМЕНТИРОВАТЬ"Автор Е.Селезнева
  • Прочитай слово на красной карточке. 
  • Попробуй  объяснить выбор гласной (И или Е) - смотри теорию.
  • Проверь свой выбор, нажав на карточку. Карточка перевернется и даст тебе верный ответ с объяснением.
  • Чтобы подвинуть карточки, нажимай на те, которые ты еще не открывал.
  • Интересной тебе проверки!

Разложи слова в коробочки, аргументируя свой выбор.

hochuzna.blogspot.com

Правописание суффиксов -ик, -ек

Автор: 

 Гаглоева Маргарита Анатольевна

Место работы, должность: 

 МБОУ СОШ №17им. В.Зангиева, г.Владикавказ, учитель начальных классов

Класс: 

 2 «А» класс

Предмет: 

 Русский язык

Используемое оборудование: 

мультимедийный проектор, экран, ПК

 Тема урока: Правописание суффиксов имён существительных: -ик-, -ек-.

(УМК "Начальная школа XXIвека")

Тип урока: открытие новых знаний.

Цель урока: создание условий для усвоения правописания суффиксов существительных

-ик-, -ек-.

Задачи урока: предметные УУД:содействовать формированию грамотно писать слова с суффиксами -ик-, -ек- (организовать наблюдение над словами, подвести детей к открытию способа проверки), содействовать развитию навыка каллиграфического письма и орфографической зоркости, способствовать развитию умения осознанно и произвольно строить речевые высказывания;

метапредметные:способствовать формированию УУД:

регулятивных:  формировать способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности; контролировать и оценивать учебные действия;

познавательных: формировать умения структурировать знания, учить делать выводы и обобщения; применять алгоритм; поиск и выделение необходимой информации;

коммуникативных: развитие навыков коллективного сотрудничества со сверстниками  и учителем, умения выражать свои мысли;

личностные УУД: способствовать воспитанию положительной мотивации к учению.

Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, групповая, парная.

Оборудование: учебник "Русский язык" С.Иванов, для 2 кл. ч.1, рабочая тетрадь "Пишем грамотно" №1, карточки для групповой работы, презентация к уроку.

Ход урока.

1.Самоопределение

к деятельности Орг. момент 

Формировать умение оценивать готовность к предстоящей деятельности на уроке. Проверить готовность к уроку, дать положительный настрой на урок.

Здравствуйте, ребята.

Долгожданный дан звонок,

Начинается урок.

Каждый день – всегда, везде,

На занятиях, в игре,

Смело, чётко говорим

И тихонечко сидим.

Откройте тетради. Запишите число, классная работа.

Выполнили самооценку готовности по критериям:• правильность выбора учебных принадлежностей,• правильность и аккуратность расположения предметов на парте,• самостоятельность подготовки,настрой на урок.

Личностные, регулятивные

Мотивация к учебной деятельности

2.

Актуализация знаний, мотивация

3. Постановка учебной задачи

Воспроизведение знаний и способов действий необходимых и достаточных для открытия новых знаний: повторение правописания словарных слов, корзина идей, повторение ранее изученных суффиксов -онок, -ёнок.Создание ситуации успеха.

Формирование и развитие ЦО к умению определять и формулировать проблему: еще не знакомы с правилом написания суффиксов–ик и -ек, познавательную цель: открытие способа гласной в суффиксах–ик или –ек на основе сравнения и умения применять данный способ алгоритма и тему для изучения: написание суффиксов –ек, -ик. (в совместной деятельности с учителем).

Ребята, посмотрите на доску.

Слайд 2

Разгадайте кроссворд и запишите слова в тетрадь.

1.Верный друг человека.

2.Вечерняя трапеза.

3.Синоним слова водитель.

4.назвать своё имя и ……..

5.Главный город государства.

6.Орган вкуса.

7.Синоним к слову астронавт.

Какое слово было зашифровано?

СУФФИКС

А что вы знаете о суффиксах?Может кто- то хочет еще добавить к нашим ответам?Правописание каких суффиксов мы изучили вчера на уроке? Когда пишется -ёнок, -онок?

Образуйте при помощи суффиксов –онок.-ёнок слова. Слайд 3

Спасибо за ваши ответы.

Слайд 4

-Распределите данные слова на три группы. Подумайте, по какому признаку это можно сделать?

Пенал, мосты, тетрадь, внучек, столик, кольцо.

Как вы думаете, есть ли орфограмма в словах третьего столбика? Докажите.

-Какую учебную задачу мы поставим перед собой на уроке? (познакомиться с новой орфограммой)

Слайд 5

Вопросы:

Как называется орфограмма?

Можно ли её проверить?

Как можно проверить эту орфограмму?

-Давайте попробуем ответить на все вопросы по порядку.

-Как называется эта орфограмма?

-Чтобы ответить на этот вопрос, выделите в словах корень, окончание и суффикс. В каком месте находится орфограмма? (в суффиксе), Попробуйте назвать эту орфограмму. Слайд 6

Какую поставим цель на нашем уроке? (научиться писать суффиксы -ик и -ек)

Ребята разгадывают кроссворд . Записывают в тетрадь слова. Расшифровывают слово СУФФИКС

КЛАСТЕР (корзина идей):

часть словаслужит для образования -новых слов стоит за корнемимеет значение… обозначается /\Чтобы найти суффикс, надосначала отметить в словеокончание и корень.Часть слова между окончаниеми корнем и будет суффикс.

1 ученик работает у доски.

Распределяют слова по группам (по виду орфограмм).

  1. Пенал, тетрадь

  2. Мосты, кольцо

  3. Столик, внучек

Называют критерий классификации.

Сталкиваются с затруднением

(не могут назвать орфограмму в словах третьего столбика).

Ставят учебные задачи.

Называют орфограмму.

Предметные, коммуникативные, познавательные, коммуникативные, личностные.

Умение принимать и сохранять учебную задачу.

Планирование деятельности

4. Решение учебной задачи

Формирование и развитие ЦО к совместной познавательной деятельности по открытию нового способа деятельности (правила) Осмысление новой информации детьми.

Слайд 7.

-Я предлагаю вам заглянуть сейчас в Цветочный город, на улицу Колокольчиков, где живет сказочный герой. Узнали его? Незнайка решил заняться грамматикой, но попал в затруднительную ситуацию. Какая проблема встала перед Незнайкой? (он не знает, как записать слова)

-Можем ли мы ему помочь?

-Запишите эти слова. (Мы не знаем, как их записать)

-Давайте всё-таки поможем Незнайке решить его проблему. Для этого я предлагаю вам провести наблюдение за словами с данными суффиксами.

- У вас на партах лежат конверты со словами. Достаньте их.

- Прочитайте слова и определите, какой частью речи они являются.

(существительное)

- На какие две группы можно разделить слова? (ед. и мн. число)

- Разделите слова в два столбика.

- В каждой паре слов выделите суффикс.

кузнечик

мячик

сыночек

орешек

кузнечики

мячики

сыночки

орешки

- Что вы заметили? Что происходит с гласной суффикса? (при изменении

формы слова гласная суффикса или остается в нем или исчезает).

- Действительно, посмотрите на группу слов с гласной -и.

Гласная -и есть в суффиксе слова ед. числа, сохранилась она и в суффиксе слов во мн. числе.

А в словах 2 группы что происходит? (гласная -е есть в словах

ед.числа, но исчезла в словах мн. числа).

- Ребята кто попробует сформулировать правило о суффиксах -ек, -ик?

Слайд 8,9.

Суффикс –ИК- пишется, если при изменении формы слова гласный в нём сохраняется:

билетИК – билетИКи

Слайд 10,11.

Суффикс –ЕК- пишется, если при изменении формы слова гласный «убегает»:

кармашЕК - кармашКи

- Давайте проверим, правы ли мы с вами. Откройте учебники на с. 123.

- Прочитаем правило. . Совпадают ли они?

Значит, мы совершили верное открытие.

Ребята, послушайте сказку про суффиксы.

Жили – были в сказочной школе суффиксы -ик и -ек. Суффикс -ик- был прилежным учеником, а его друг суффикс -ек- самым настоящим прогульщиком - вернее: К всегда оставался на месте, а Е умудрялся улизнуть. Один раз, когда Е опять убежал, учитель, суффикс -тель-, решил с того дня считать Е беглым гласным в суффиксе -ек-. И сейчас, когда мы начинаем изменять форму слова с суффиксом -ек-, гласный Е всегда выпадает, становится беглым.

Слайд 12

-Давайте вернёмся к нашим словам Незнайки. Можем ли мы теперь помочь ему записать слова правильно?

Запишите слова в тетрадь.

Незнайка.

Наблюдают за словами

( изменяют форму слова – выделяют суффиксы).

Обсуждают свои наблюдения.

Делают вывод, сравнивают собственный вывод с правилом в учебнике.

Записывают слова: ключика – ключик, замочка – замочек.

Предметные, коммуникативные, познавательные, коммуникативные, личностные, регулятивные

Умение сотрудничать со сверстниками.

Умение наблюдать, анализировать, сравнивать и делать выводы.

Умение составлять алгоритмы

Физ. минутка

Цель этапаСохранение здоровья детей.

Предлагаю прервать активную мыслительную деятельность, заменив ее активной физической. Если я назову слова с -ик- приседают мальчики, а если с -ек- приседают девочки: песик, дубочек, звоночек, кирпичик, дворик, лесочек.

Выполнение динамической паузы

Регулятивные, личностные

5.Первичное закрепление 

Цель этапаФормирование умения выполнять задание по алгоритму: написание гласной в суффиксе ек или ик.Взаимодействие в образовательном процессе

-Для того, чтобы мы смогли писать слова с суффиксами –ик, -ек, я предлагаю вам составить алгоритм.

Слайд 13.

  1. Выделяем корень слова. Если слышим после корня [ИК], сразу слово не пишем.

  2. Изменяем форму слова, подставляя к нему слова нет, много.

  3. Если гласный звук остался, пишем суффикс –ИК-, если гласный звук исчез, пишем суффикс –ЕК-.

Есть у нас слова - помощники

Это знаем точно мы

Нам они помогут лучшеБукву в суффиксе узнать,Чтобы правильно писать.

Слово НЕТ иль слово МНОГО

К слову ты подставь сперва

Чтобы слово изменилось

И буква сильная проявилась.

Проследи за гласной

Если ты согласен.Если гласная исчезла, Помнить должен человек:В каждом слове повсеместноПишем только суффикс -ЕК-Если гласная осталась, Должен помнить ученик,Что в словах (такая малость)Пишем только суффикс –ИК-

-Итак, мы ответили на все вопросы. А сейчас я предлагаю вам потренироваться.

Дифференцированная работа.

1-я группа (слабоуспевающие) Задание выводится на экран.

Слайд 14 с записью в тетрадь

(Задание выполняется комментировано под руководством учителя)

Платоч…, стол…, листоч…, билет…, песоч…к, зуб…к.

После окончания этой работы, подводим итог:

Когда в слове пишется суффикс –ик , а когда –ек –?

2-я группа

Учебник с. 124 упр. 1

Работа в парах. С.124 упр.№2

Составляют алгоритм.

Работают над закреплением правила. Учатся работать по алгоритму.

Решают типовое задание на новый способ действия с проговариванием алгоритма во внешней речи.

6. Закрепление нового материала. Оперативный контроль.

7.Итог занятий. Рефлексия деятельности 

Формирование и развитие ЦО к умению анализировать и осмысливать свои достижения.

Самостоятельная работа

Работа в тетради “Пишем грамотно” (с.28)

Упражнение 1 (по вариантам) –

-Какую учебную задачу мы поставили перед собой на уроке?

-Смогли мы её достичь?

- У вас на партах лежат маленькие замочки и ключики. Если сегодня на уроке вы открыли для себя новое знание по русскому языку, возьмите ключик и поднимите его вверх. Если вы считаете, что не до конца разобрались с правилом, что остались вопросы по этой орфограмме, возьмите замочек.

Слайд 16

*Дополните предложения:

Сегодня на уроке я познакомился (познакомилась) с … .

Я научился (научилась) … .

На следующем уроке я хотел(а) бы …

Спасибо за урок.

I вариант – первый столбик

II вариант – второй столбик.

Анализируют собственную деятельность на уроке, ставят цели на будущие уроки.

Предметные, познавательные,регулятивные,личностные,коммуникативные

7. Домашнее задание

Формирование умения в домашних условиях применять правило, изученное на урокеВзаимодействие в образовательном процессе

Ребята, закрепить знания о правописании суффиксов вы сможете при выполнении домашнего задания.

Откройте дневники,запишите домашнее задание. Т. С. 29 упр. 3

Предметные, познавательные, личностные, коммуникативные.

infourok.ru

Урок русского языка по теме " Правописание слов с суффиксами – ек -, - ик - ". - Мои файлы - Каталог файлов

Тема урока: Правописание слов с суффиксами – ек -, - ик -.

Цель урока:  формировать у обучающихся умение писать суффиксы – ек -, - ик -;

Задачи урока:

−       организовать наблюдение за написанием суффиксов – ек -, - ик -; открыть вместе с детьми способ проверки суффиксов – ек -, - ик -, познакомить с правилом и алгоритмом его применения; учить делать выводы и обобщения при изучении новой темы;

−       способствовать развитию орфографической зоркости, логики;

−       способствовать формированию умения работать в группе, воспитывать аккуратность в работе, чувство товарищества и взаимопомощи.

Оборудование: 

презентация к уроку, проектор, карточки для групповой работы,   Русский язык: Учебник  для 2 класса четырехлетней начальной школы: В 2ч. Ч. 1/ С.В. Иванов, А.О. Евдокимова и др. – М.: Вентана-Графф, 2012, рабочая тетрадь «Пишем грамотно» 1 часть.

 

Ход урока:

1. Организационный момент.

«Психологическая установка на работу»

У. Улыбнемся друг другу, дети.

Всем, всем добрый день!Прочь с дороги, наша лень! Не мешай трудиться, не мешай учиться!

Дети настраиваются на активную работу на уроке.

 

2. Минутка чистописания.

У. – Что вы узнали в узорах своего показа?

Д. –  Суффикс –ИЩ– .

Игра с суффиксами. (Слайд № 3)

У. – Ребята, я посмотрела через увеличительное стекло и вижу, что это не  кот, а…

Д. –  Котище.

У. – Не слон, а …

Д. –  Слонище.

У. – Не дом, а …

Д. –  Домище.

У. – Каким способом образованы новые слова?

Д. –  Новые слова образованы при помощи суффикса, суффиксальным способом.

У. – Какой суффикс помог образовать новые слова?  

Д. –  Суффикс  –ищ–.

У. – На что он указывает? 

Д. – Суффикс –ищ– указывает на то, что предмет очень большой.

У. – Пропишите слова, обратите внимание на соединение.

Дети записывают данные слова в тетради и выделяют суффикс.

 

3.       Стадия вызова.

Это прием организации индивидуальной и групповой работы учащихся на начальной стадии урока, когда идет актуализация имеющегося у них опыта и знаний. Он позволяет выяснить все, что знают или думают ученики по обсуждаемой теме урока.

Приём «Найди верное выражение». (Слайды № 4-9)

(Ученик «вспоминает», что ему известно по изучаемому вопросу, систематизирует информацию до изучения нового материала)

Найди верное утверждение:

Суффикс – это маленькое слово. Суффикс – это часть слова.

Суффикс служит для образования новых слов. Суффикс служит для связи слов в предложении.

Суффикс стоит перед корнем. Суффикс стоит после корня.

Суффикс не имеет значение. Суффикс имеет значение.

Суффиксы – евн, - евич, -овн, - ович, -ич, -ичн образуют отчества. Суффиксы – евн, - евич, -овн, - ович, -ич, -ичн образуют фамилии.

Суффикс ёнок пишется после твердых согласных и [ч']. Суффикс ёнок пишется

после мягких согласных, кроме [ч'].

(Подведение итогов)

У. – О какой части слова мы сегодня ведем речь на нашем уроке?

Д. – О суффиксе. (Слайд № 10)

 

4.     Стадия осмысления.

Методический прием инсерт

Данный прием требует от ученика не привычного пассивного чтения, а активного и внимательного. Он обязывает не просто читать, а вчитываться в текст, отслеживать собственное понимание в процессе чтения текста или восприятия любой иной информации.

а.     Работа с текстом (индивидуальная и парная)

Каждому ребенку выдается текст. (Слайд № 11)

Ученик читает текст, делает пометки на полях по мере осмысления информации.

После индивидуального разбора текста идет обсуждение с соседом по парте, где ученики должны выяснить, в чем совпали имеющиеся представления, по поводу чего возникли разногласия.

Карточка № 1

1.          Суффикс – это часть слова, которая стоит за корнем и служит для образования новых слов. Суффикс имеет значение.

2.     Чтобы выделить в слове суффикс нужно:

−  Выделить в слове окончание, для этого нужно изменить форму слова.

−  Выделить в слове корень, для этого необходимо подобрать родственные слова.

−  Выделить в слове суффикс.

3.     Суффиксы –ушк–, –юшк–, –к– имеют уменьшительно-ласкательное значение.

4.     После мягких согласных, кроме [ч'], пишется суффикс – ёнок–: тигренок, теленок.

5.     После твердых согласных и [ч'], пишется суффикс – онок–: волчонок, мышонок.

6.     Есть два похожих суффикса: –ик– и  –ек– : [дом'ик],  [внуч'ик],  [топор'ик], 

[молоточ'ик]. Без ударения эти суффиксы произносятся одинаково, а пишутся по-разному. 

 

У.– Перед каждым из вас лежит текст, проработайте его, отметьте информацию знаками, а затем результаты обсудите с соседом по парте.

У. –   Что узнали нового? Какие вопросы у вас возникли при чтении текста?

Д. – Поставил восклицательный знак возле цифры 4 и 5, потому что немного затрудняюсь при письме этих суффиксов.

Д. – Я поставил восклицательный знак возле цифры 6. Думаю, следует обратить внимание, потому что информация непонятна.

Д. – А я поставил возле шестерки знак вопроса. Я думаю, что это для нас это информация непонятна, потому что новая. Можно сделать предположение, что это новая тема нашего урока.

Д. –  Интересно было бы узнать, когда надо написать суффикс –ик–, а когда –ек–.  Ведь они произносятся без ударения одинаково, а пишутся по-разному.

 

б.     Решение проблемного вопроса

У.– Давайте с вами заглянем в сказку Л. Гераскиной «В стране невыученных уроков». (Слайд № 12-13)

У. – Какая проблема встала перед Витей Перестукиным? 

Д. –  Витя не знал, как написать слова КЛЮЧИК И ЗАМОЧЕК.

Д. –  Витя не знал какой суффикс вставить в эти слова: –ик– или –ек–. 

У. – Определите тему нашего урока.

Д. –  Мы знакомимся с новыми суффиксами –ик–и –ек–. 

У. – Чем же мы будем заниматься?

Д. –  Мы знакомимся с новыми суффиксами –ик–и –ек–. 

У. – Какие задачи мы поставим  перед собой на уроке?

Д. –  Научиться писать слова с суффиксами –ек -, - ик -.

Д. –  Познакомиться с правилом, используя которое можно правильно писать слова с суффиксами –ек -, - ик

У. –  Начертите в тетрадях шкалу самооценки и оцените свое умение писать суффиксы –ик–и –ек–.  (Самостоятельное определение детьми уровня собственных знаний).

У. – Знаем ли мы, как они пишутся? (Слайд № 14) Как мы можем узнать об этом?

Д. –  Можно прочитать правило в учебнике.

Д. –  Можно самим вывести это правило.

У. –  Какой путь вы выбираете?

Д. –  Вывести самим. – Это интереснее. – Правило лучше запоминается. – Когда выводишь правило сам, то понимаешь его и применяешь на письме.

 

Прием «Мозговой штурм». Групповая работа

У. – Попробуйте выяснить, как определить когда в слове пишется суффикс –ик– , а когда суффикс – ек–.

 (Группы созданы по уровням. В каждой группе есть главный координатор из хорошо успевающих детей. Ребята обсуждают проблему в группах, делают выводы и выступают у доски).

Карточка № 2

1 уровень

Сравни пары слов и сделай вывод, когда в слове пишется суффикс –ик– , а когда суффикс – ек–.

Есть арбузик – нет арбузика

Есть бантик – нет бантика

Есть барашек – нет барашка

Есть горошек – нет горошка.

Карточка № 3

2 уровень

Соедини пары слов и сравни их. Сделай вывод, когда в слове пишется суффикс     –ик– , а когда суффикс – ек–.

билетик               (нет) кармашка

садик                            (нет) пенёчка

кармашек             (нет) садика

пенёчек                (нет) билетика

Карточка № 4

3 уровень

Измени форму данных слов, подставляя к ним слова нет, много.

Сделай вывод, когда в слове пишется суффикс –ик– , а когда суффикс – ек–.

ключик –

кораблик –

замочек –

сыночек–

Выводы, которые ученики сделали на уроке:

1 группа:

Мы сравнили пару слов:  есть арбузик – нет арбузика. Заметили, что и в первом и во втором слове есть суффикс –ик–. Сравнили эту пару слов с другой: есть барашек – нет барашка. Здесь в первом случае пишется суффикс – ек–,  а во втором слове мы его не увидели.

В разговор вмешалась вторая группа.

А мы соединили пары слов и тоже заметили, что у нас в словах билетик – (нет) билетика, суффикс –ик– во втором слове сохранился. А в паре слов пенёчек – (нет) пенёчка, в первом слове суффикс – ек–, а  во  втором слове его нет, он исчез, пропал.

1 группа:

Получилось, что со второй группой мы получили одинаковые результаты. Мы сделали вывод, что если изменив слово суффикс –ик– сохранился, то пишем в суффиксе гласную И. А если изменив слово суффикса –ик– в слове нет, то пишем в суффиксе гласную Е.

3 группа:

Мы изменили форму слов, подставляя к ним слово нет. Например:

ключик – нет ключика, кораблик – нет кораблика, и заметили, что гласная в суффиксе осталась на месте. Решили, что если изменив форму слова, гласная остается, то пишется суффикс –ик–.

Потом мы изменили форму других слов. Например: замочек – нет замочка, сыночек – нет сыночка, заметили, что гласная в суффиксе исчезла. Сделали вывод, что если изменив форму слова, гласная исчезает, то пишется суффикс –ек–.

2 группа:

Если сравнить наши выводы, то можно сказать, что они одинаковы. Мы тоже сделали такой же вывод.

 

У. – Давайте послушаем, как эту проблему решил Витя Перестукин. (Слайд № 15)

У. – Как проверить верность наших выводов и высказывания Вити?

Д. – Надо прочитать правило в учебнике.

У. – Обратимся к научному источнику. Откройте учебник на странице 89. Прочитайте правило.  Какое открытие вы для себя сделали?

Д. – Работая с текстом, мне было не понятно последнее высказывание. Теперь я понял его. Я узнал когда пишется суффикс –ик –, а когда суффикс –ек –.

Д. – Я понял, что вместе, дружно работать веселее. Можно узнать много нового. Сегодня для меня было открытием новое правило о суффиксах –ик –,–ек –.

 

5. Физминутка.

У. –  Если я назову слова с суффиксом –ик – приседают мальчики, с суффиксом –ек – приседают девочки.  

Пёсик, дубочек, звоночек, кирпичик, дворик, годочек, шарик, лесочек, цветочек, дождик.

 

6. Составление алгоритма.

У. –  Давайте, попробуем вывести алгоритм действий, который поможет нам правильно писать эти суффиксы.

(Дети предлагают свои варианты)

У. –  Сравните свои алгоритмы с алгоритмом на слайде. (Слайд № 16) Что заметили?

Д. – На слайде порядок действия описан тот же, что мы предлагали.

 

7. Физминутка.

а). Зарядка для глаз. (Слайд № 17)

б). Пальчиковая зарядка.

ЧЕРВЯЧКИ

 Раз, два, три, четыре, пять, червячки пошли гулять.

Вдруг ворона подбегает, головой она кивает,Каркает: "Вот и обед! "  Глядь - а червячков уж нет!

8. Закрепление.

Выполнение учащимися различных заданий.

У. – Давайте с вами определим шаги, которые мы должны сделать, чтобы правильно написать   суффиксы –ик – и –ек –.

Дети рассказывают своих предположениях, а затем сверяют их со слайдом № 18..

 

а. Дифференцированная работа

(Задание для слабоуспевающих детей – 1 группа)

На слайде № 19: 

(Задание выполняется комментировано под руководством учителя)

Платоч…, стол…, листоч…, билет…, песоч…к, зуб…к.

После окончания этой работы, подводим итог:

Когда слове пишется суффикс  –ик , а когда  –ек –?

 

Задание для 2 и 3 группы. (Выполняют задание в рабочей тетради №2 на стр. 28 упражнение 1, после выполнения работы проверка)

У. – Какой вывод по этой работе сделаем? Дети делают выводы.

 

 б). Редактирование слов

У. –Ваша задача найти ошибки, исправить их и доказав правильность своего утверждения, списать правильно.

Кармашик, слоник, хвостек, лучик, кузнечек, мячик, вечерочик, орешик.     

Дети проверяют написание каждого слова и доказывают правильность своих суждений.

У. – Какие выводы по этой работе вы можете сделать?

У. – Вы были очень внимательны при выполнении этого задания, нашли все допущенные ошибки и умело доказали свою точку зрения

 

9. Самостоятельная работа.

Ученики работают по карточкам и за компьютерами.

У. – Рассмотрите задание. Что неясно?

На столах у детей карточка № 5. Задание выполняется в карточке. В это же время к двум компьютерах подходят ученики и  проверяют свои знания по написанию суффиксов –ик –,–ек–. Затем их по очереди сменяют другие. (Слайд № 20)

 

10. Итог урока. Рефлексия.

Какова была тема урока? А проблема?

Что нового вы сегодня узнали?

Для чего мы учимся правильно писать суффиксы –ик –,–ек –?

Какое умение мы оценивали в начале урока?

Давайте оценим умение писать суффиксы –ик –,–ек – еще раз. Если ваша самооценка не изменилась, обведите + на шкале, а если изменилась, то поставьте новый +.

Чьи умения писать суффиксы изменилось? Как?  Кто остался на том же уровне?

Теперь вы еще умнее и научились применять новое правило на практике.

 

Прием «Написание синквейна»

Составление синквейна требует от ученика в кратких выражениях резюмировать учебный материал, информацию. Это форма свободного творчества, но по определенным правилам.

У. – А сейчас давайте оформим вывод, написав синквейн.

Напоминаю:

На первой строчке записывается одно слово – существительное. Это и есть тема синквейна.

На второй строчке надо написать два прилагательных.

На третьей строчке записываются три глагола, описывающих действия.

На четвертой строчке размещается целая фраза, предложение.

Последняя строчка – это слово-резюме, которое дает новую интерпретацию темы, позволяет выразить к ней личное отношение.

Написание синквейна детьми.

1.Суффиксы –ик –,–ек –.

2.Гласный, уменьшительно-ласкательный.

3.Изменяем, не выпадает, выпадает.

4.Если слово ты изменишь, узнаешь какой суффикс надо писать.

5.Внимание.

 

1.Суффиксы –ик –,–ек –.

2.Исчезающий, остающийся.

3.Пишется, убегает, остается.

4.Гласный звук исчез – пиши суффикс –ек –.

5.Ласкательный.

 

1.Суффиксы –ик –,–ек –.

2.Маленький, ласковый.

3.Подставлю, слышим, пишем.

4.Гласный звук не пропал – пиши суффикс –ик –, а пропал, значит, суффикс –ек –.

5.Добрый.

 

XI. Домашнее задание. Оценки за урок.

У. – Запишите домашнее задание: правило на стр. 112, упр. 3 на стр. 113.

Прочитаем задание. Какие вопросы у вас возникли?

Ученики разбирают домашнее задание.

krasnovauliya.ucoz.ru

Урок русского языка. Правописание слов с суффиксами – ек -, - ик -. - Разработки уроков - Уроки - Каталог файлов

Тема урока: Правописание слов с суффиксами – ек -, - ик -.

Цель урока:  формировать у обучающихся умение писать суффиксы – ек -, - ик -;

Задачи урока:

−       организовать наблюдение за написанием суффиксов – ек -, - ик -; открыть вместе с детьми способ проверки суффиксов – ек -, - ик -, познакомить с правилом и алгоритмом его применения; учить делать выводы и обобщения при изучении новой темы;

−       способствовать развитию орфографической зоркости, логики;

−       способствовать формированию умения работать в группе, воспитывать аккуратность в работе, чувство товарищества и взаимопомощи.

Оборудование: 

презентация к уроку, персональные компьютеры, проектор, карточки для групповой работы,   Русский язык: Учебник  для 2 класса четырехлетней начальной школы: В 2ч. Ч. 1/ С.В. Иванов, А.О. Евдокимова и др. – М.: Вентана-Графф, 2005, рабочая тетрадь «Пишем грамотно» 2 часть.

 Ход урока:

1. Организационный момент.

«Психологическая установка на работу»

У. Улыбнемся друг другу, дети.

Всем, всем добрый день!Прочь с дороги, наша лень! Не мешай трудиться, не мешай учиться!

Дети настраиваются на активную работу на уроке.

 

2. Минутка чистописания.

У. – Что вы узнали в узорах своего показа?

Д. –  Суффикс –ИЩ– .

Игра с суффиксами. (Слайд № 3)

У. – Ребята, я посмотрела через увеличительное стекло и вижу, что это не  кот, а…

Д. –  Котище.

У. – Не слон, а …

Д. –  Слонище.

У. – Не дом, а …

Д. –  Домище.

У. – Каким способом образованы новые слова?

Д. –  Новые слова образованы при помощи суффикса, суффиксальным способом.

У. – Какой суффикс помог образовать новые слова?  

Д. –  Суффикс  –ищ–.

У. – На что он указывает? 

Д. – Суффикс –ищ– указывает на то, что предмет очень большой.

У. – Пропишите слова, обратите внимание на соединение.

Дети записывают данные слова в тетради и выделяют суффикс.

 

3.       Стадия вызова.

Это прием организации индивидуальной и групповой работы учащихся на начальной стадии урока, когда идет актуализация имеющегося у них опыта и знаний. Он позволяет выяснить все, что знают или думают ученики по обсуждаемой теме урока.

Приём «Найди верное выражение». (Слайды № 4-9)

(Ученик «вспоминает», что ему известно по изучаемому вопросу, систематизирует информацию до изучения нового материала)

Найди верное утверждение:

Суффикс – это маленькое слово. Суффикс – это часть слова.

Суффикс служит для образования новых слов. Суффикс служит для связи слов в предложении.

Суффикс стоит перед корнем. Суффикс стоит после корня.

Суффикс не имеет значение. Суффикс имеет значение.

Суффиксы – евн, - евич, -овн, - ович, -ич, -ичн образуют отчества. Суффиксы – евн, - евич, -овн, - ович, -ич, -ичн образуют фамилии.

Суффикс ёнок пишется после твердых согласных и [ч']. Суффикс ёнок пишется

после мягких согласных, кроме [ч'].

(Подведение итогов)

У. – О какой части слова мы сегодня ведем речь на нашем уроке?

Д. – О суффиксе. (Слайд № 10)

 4.     Стадия осмысления.

Методический прием инсерт

Данный прием требует от ученика не привычного пассивного чтения, а активного и внимательного. Он обязывает не просто читать, а вчитываться в текст, отслеживать собственное понимание в процессе чтения текста или восприятия любой иной информации.

а.     Работа с текстом (индивидуальная и парная)

Каждому ребенку выдается текст. (Слайд № 11)

Ученик читает текст, делает пометки на полях по мере осмысления информации.

После индивидуального разбора текста идет обсуждение с соседом по парте, где ученики должны выяснить, в чем совпали имеющиеся представления, по поводу чего возникли разногласия.

Карточка № 1

1.          Суффикс – это часть слова, которая стоит за корнем и служит для образования новых слов. Суффикс имеет значение.

2.     Чтобы выделить в слове суффикс нужно:

−  Выделить в слове окончание, для этого нужно изменить форму слова.

−  Выделить в слове корень, для этого необходимо подобрать родственные слова.

−  Выделить в слове суффикс.

3.     Суффиксы –ушк–, –юшк–, –к– имеют уменьшительно-ласкательное значение.

4.     После мягких согласных, кроме [ч'], пишется суффикс – ёнок–: тигренок, теленок.

5.     После твердых согласных и [ч'], пишется суффикс – онок–: волчонок, мышонок.

6.     Есть два похожих суффикса: –ик– и  –ек– : [дом'ик],  [внуч'ик],  [топор'ик], 

[молоточ'ик]. Без ударения эти суффиксы произносятся одинаково, а пишутся по-разному. 

 У.– Перед каждым из вас лежит текст, проработайте его, отметьте информацию знаками, а затем результаты обсудите с соседом по парте.

У. –   Что узнали нового? Какие вопросы у вас возникли при чтении текста?

Д. – Поставил восклицательный знак возле цифры 4 и 5, потому что немного затрудняюсь при письме этих суффиксов.

Д. – Я поставил восклицательный знак возле цифры 6. Думаю, следует обратить внимание, потому что информация непонятна.

Д. – А я поставил возле шестерки знак вопроса. Я думаю, что это для нас это информация непонятна, потому что новая. Можно сделать предположение, что это новая тема нашего урока.

Д. –  Интересно было бы узнать, когда надо написать суффикс –ик–, а когда –ек–.  Ведь они произносятся без ударения одинаково, а пишутся по-разному.

 б.     Решение проблемного вопроса

У.– Давайте с вами заглянем в сказку Л. Гераскиной «В стране невыученных уроков». (Слайд № 12-13)

У. – Какая проблема встала перед Витей Перестукиным? 

Д. –  Витя не знал, как написать слова КЛЮЧИК И ЗАМОЧЕК.

Д. –  Витя не знал какой суффикс вставить в эти слова: –ик– или –ек–. 

У. – Определите тему нашего урока.

Д. –  Мы знакомимся с новыми суффиксами –ик–и –ек–. 

У. – Чем же мы будем заниматься?

Д. –  Мы знакомимся с новыми суффиксами –ик–и –ек–. 

У. – Какие задачи мы поставим  перед собой на уроке?

Д. –  Научиться писать слова с суффиксами –ек -, - ик -.

Д. –  Познакомиться с правилом, используя которое можно правильно писать слова с суффиксами –ек -, - ик

У. –  Начертите в тетрадях шкалу самооценки и оцените свое умение писать суффиксы –ик–и –ек–.  (Самостоятельное определение детьми уровня собственных знаний).

У. – Знаем ли мы, как они пишутся? (Слайд № 14) Как мы можем узнать об этом?

Д. –  Можно прочитать правило в учебнике.

Д. –  Можно самим вывести это правило.

У. –  Какой путь вы выбираете?

Д. –  Вывести самим. – Это интереснее. – Правило лучше запоминается. – Когда выводишь правило сам, то понимаешь его и применяешь на письме.

 Прием «Мозговой штурм». Групповая работа

У. – Попробуйте выяснить, как определить когда в слове пишется суффикс –ик– , а когда суффикс – ек–.

 (Группы созданы по уровням. В каждой группе есть главный координатор из хорошо успевающих детей. Ребята обсуждают проблему в группах, делают выводы и выступают у доски).

Карточка № 2

1 уровень

Сравни пары слов и сделай вывод, когда в слове пишется суффикс –ик– , а когда суффикс – ек–.

Есть арбузик – нет арбузика

Есть бантик – нет бантика

Есть барашек – нет барашка

Есть горошек – нет горошка.

Карточка № 3

2 уровень

Соедини пары слов и сравни их. Сделай вывод, когда в слове пишется суффикс     –ик– , а когда суффикс – ек–.

билетик               (нет) кармашка

садик                            (нет) пенёчка

кармашек             (нет) садика

пенёчек                (нет) билетика

Карточка № 4

3 уровень

Измени форму данных слов, подставляя к ним слова нет, много.

Сделай вывод, когда в слове пишется суффикс –ик– , а когда суффикс – ек–.

ключик –

кораблик –

замочек –

сыночек–

Выводы, которые ученики сделали на уроке:

1 группа:

Мы сравнили пару слов:  есть арбузик – нет арбузика. Заметили, что и в первом и во втором слове есть суффикс –ик–. Сравнили эту пару слов с другой: есть барашек – нет барашка. Здесь в первом случае пишется суффикс – ек–,  а во втором слове мы его не увидели.

В разговор вмешалась вторая группа.

А мы соединили пары слов и тоже заметили, что у нас в словах билетик – (нет) билетика, суффикс –ик– во втором слове сохранился. А в паре слов пенёчек – (нет) пенёчка, в первом слове суффикс – ек–, а  во  втором слове его нет, он исчез, пропал.

1 группа:

Получилось, что со второй группой мы получили одинаковые результаты. Мы сделали вывод, что если изменив слово суффикс –ик– сохранился, то пишем в суффиксе гласную И. А если изменив слово суффикса –ик– в слове нет, то пишем в суффиксе гласную Е.

3 группа:

Мы изменили форму слов, подставляя к ним слово нет. Например:

ключик – нет ключика, кораблик – нет кораблика, и заметили, что гласная в суффиксе осталась на месте. Решили, что если изменив форму слова, гласная остается, то пишется суффикс –ик–.

Потом мы изменили форму других слов. Например: замочек – нет замочка, сыночек – нет сыночка, заметили, что гласная в суффиксе исчезла. Сделали вывод, что если изменив форму слова, гласная исчезает, то пишется суффикс –ек–.

2 группа:

Если сравнить наши выводы, то можно сказать, что они одинаковы. Мы тоже сделали такой же вывод.

 У. – Давайте послушаем, как эту проблему решил Витя Перестукин. (Слайд № 15)

У. – Как проверить верность наших выводов и высказывания Вити?

Д. – Надо прочитать правило в учебнике.

У. – Обратимся к научному источнику. Откройте учебник на странице 89. Прочитайте правило.  Какое открытие вы для себя сделали?

Д. – Работая с текстом, мне было не понятно последнее высказывание. Теперь я понял его. Я узнал когда пишется суффикс –ик –, а когда суффикс –ек –.

Д. – Я понял, что вместе, дружно работать веселее. Можно узнать много нового. Сегодня для меня было открытием новое правило о суффиксах –ик –,–ек –.

 5. Физминутка.

У. –  Если я назову слова с суффиксом –ик – приседают мальчики, с суффиксом –ек – приседают девочки.  

Пёсик, дубочек, звоночек, кирпичик, дворик, годочек, шарик, лесочек, цветочек, дождик.

 6. Составление алгоритма.

У. –  Давайте, попробуем вывести алгоритм действий, который поможет нам правильно писать эти суффиксы.

(Дети предлагают свои варианты)

У. –  Сравните свои алгоритмы с алгоритмом на слайде. (Слайд № 16) Что заметили?

Д. – На слайде порядок действия описан тот же, что мы предлагали.

 

7. Физминутка.

а). Зарядка для глаз. (Слайд № 17)

б). Пальчиковая зарядка.

ЧЕРВЯЧКИ

 Раз, два, три, четыре, пять, червячки пошли гулять.

Вдруг ворона подбегает, головой она кивает,Каркает: "Вот и обед! "  Глядь - а червячков уж нет!8. Закрепление.

Выполнение учащимися различных заданий.

У. – Давайте с вами определим шаги, которые мы должны сделать, чтобы правильно написать   суффиксы –ик – и –ек –.

Дети рассказывают своих предположениях, а затем сверяют их со слайдом № 18..

 

а. Дифференцированная работа

(Задание для слабоуспевающих детей – 1 группа)

На слайде № 19: 

(Задание выполняется комментировано под руководством учителя)

Платоч…, стол…, листоч…, билет…, песоч…к, зуб…к.

После окончания этой работы, подводим итог:

Когда слове пишется суффикс  –ик , а когда  –ек –?

 Задание для 2 и 3 группы. (Выполняют задание в рабочей тетради №2 на стр. 28 упражнение 1, после выполнения работы проверка)

У. – Какой вывод по этой работе сделаем? Дети делают выводы.

  б). Редактирование слов

У. –Ваша задача найти ошибки, исправить их и доказав правильность своего утверждения, списать правильно.

Кармашик, слоник, хвостек, лучик, кузнечек, мячик, вечерочик, орешик.     

Дети проверяют написание каждого слова и доказывают правильность своих суждений.

У. – Какие выводы по этой работе вы можете сделать?

У. – Вы были очень внимательны при выполнении этого задания, нашли все допущенные ошибки и умело доказали свою точку зрения

 9. Самостоятельная работа.

Ученики работают по карточкам и за компьютерами.

У. – Рассмотрите задание. Что неясно?

На столах у детей карточка № 5. Задание выполняется в карточке. В это же время к двум компьютерах подходят ученики и  проверяют свои знания по написанию суффиксов –ик –,–ек–. Затем их по очереди сменяют другие. (Слайд № 20)

 

10. Итог урока. Рефлексия.

Какова была тема урока? А проблема?

Что нового вы сегодня узнали?

Для чего мы учимся правильно писать суффиксы –ик –,–ек –?

Какое умение мы оценивали в начале урока?

Давайте оценим умение писать суффиксы –ик –,–ек – еще раз. Если ваша самооценка не изменилась, обведите + на шкале, а если изменилась, то поставьте новый +.

Чьи умения писать суффиксы изменилось? Как?  Кто остался на том же уровне?

Теперь вы еще умнее и научились применять новое правило на практике.

 Прием «Написание синквейна»

Составление синквейна требует от ученика в кратких выражениях резюмировать учебный материал, информацию. Это форма свободного творчества, но по определенным правилам.

У. – А сейчас давайте оформим вывод, написав синквейн.

Напоминаю:

На первой строчке записывается одно слово – существительное. Это и есть тема синквейна.

На второй строчке надо написать два прилагательных.

На третьей строчке записываются три глагола, описывающих действия.

На четвертой строчке размещается целая фраза, предложение.

Последняя строчка – это слово-резюме, которое дает новую интерпретацию темы, позволяет выразить к ней личное отношение.

Написание синквейна детьми.

1.Суффиксы –ик –,–ек –.

2.Гласный, уменьшительно-ласкательный.

3.Изменяем, не выпадает, выпадает.

4.Если слово ты изменишь, узнаешь какой суффикс надо писать.

5.Внимание.

XI. Домашнее задание. Оценки за урок.

У. – Запишите домашнее задание: правило на стр. 112, упр. 3 на стр. 113.

Прочитаем задание. Какие вопросы у вас возникли?

Ученики разбирают домашнее задание.

aleksh.ucoz.ru