Слово с суффиксом "ик". Правописание слов с суффиксами "ик". Правописание суффиксов ек


Слово с суффиксом "ик". Правописание слов с суффиксами "ик"

Слова с суффиксами –ек-/-ик- всегда вызывают массу вопросов у школьников. Более того, далеко не каждый взрослый человек знает, в каких случаях пишется та или иная морфема. Именно поэтому представленную статью мы решили посвятить данной теме.слово с суффиксом ик

Общие сведения

Назовите 2 слова с суффиксом –ик-. Следует отметить, что сделать это несложно, но только в том случае, если вам известно основное правило русского языка, которое объясняет правописание буквы «и» и «е» в данной морфеме. Ведь некоторая часть людей постоянно совершает одни и те же ошибки, и вместо «ключик» пишут «ключек», вместо «кустик» - «кустек», «мячик» - «мячек» и проч. Именно поэтому в школьной программе данной теме уделяется особое внимание.

Когда следует ставить букву «и»?

А какие слова с суффиксами –ек-/-ик- знаете вы? К ним относятся следующие: диванчик, внучек, сыночек, кирпичик, горошек, ножичек, карандашик, звоночек, листик, комочек, молоточек, цветочек, листочек, кустик, огонёчек, свисточек, стебелёчек, ключик, мальчик, носик, огурчик, стульчик, пальчик, кусочек, личико, мешочек, мячик, платочек, пирожочек, мостик, калачик, самолётик, винтик, бантик, дождик, орешек, садик, котёночек и пр.

Как вы могли заметить, каждое упомянутое слово с суффиксом –ик- вызывает большие сомнения по поводу его правильного написания. Ведь данная морфема стоит в безударном положении, а следовательно невозможно определить, какую гласную необходимо ставить в конце - «и» или «е» (а, может быть, и «о»?). Именно поэтому рекомендуем ознакомиться с соответствующими правилами русского языка.слова с суффиксами ек ик

Основное правило

Слово с суффиксом –ик- следует писать только в том случае, если при его склонении гласная буква «и» сохраняется. Для наглядности приведем конкретные примеры:

  • карандашик – карандашИка;
  • диванчик – диванчИка;
  • огурчик – огурчИка;
  • калачик – калачИка;
  • кустик – кустИка;
  • носик – носИка;
  • стульчик – стульчИка;
  • пальчик – пальчИка;
  • личико – личИка;
  • мальчик – мальчИка;
  • ключик – ключИка;
  • мячик – мячИка;
  • самолётик – самолётИка;
  • листик – листИка;
  • винтик – винтИка;
  • бантик – бантИка;
  • мостик – мостИка;
  • кирпичик – кирпичИка;
  • дождик – дождИка;
  • садик – садИка и пр.

Когда следует ставить букву «е»?

О том, как можно проверить слово с суффиксом –ик-, мы рассказали чуть выше. Однако следует отметить, что в русском языке нередко встречаются и такие лексические единицы, которые имеют морфему –ек-. И для того чтобы удостовериться, что в этих словах действительно пишется буква «е», их также рекомендуется просклонять. Если она является беглой (то есть выпадает), то следует ставить только суффикс –ек-.2 слова с суффиксом ик

Приведем наглядные примеры:

  • звоночек – звоноЧКа;
  • внучек – внуЧКа;
  • огонёчек – огонёЧКа;
  • горошек – гороШКа;
  • ножичек – ножиЧКа;
  • комочек – комоЧКа;
  • свисточек – свистоЧКа;
  • молоточек – молотоЧКа;
  • листочек – листоЧКа;
  • орешек – ореШКа;
  • сыночек – сыноЧКа;
  • стебелёчек – стебелёЧКа;
  • кусочек – кусоЧКа;
  • мешочек – мешоЧКа;
  • цветочек – цветоЧКа;
  • платочек – платоЧКа;
  • пирожочек – пирожоЧКа;
  • котёночек – котеноЧКа и проч.

Как видите, довольно легко определить, какое пишется слово с суффиксом –ик-, а какое – с суффиксом –ек-. Кстати, такие морфемы в русском языке называют чередующимися. В отличие от неизменяемых, их правописание зависит от тех или иных ситуаций (в данном случае от сохранности гласной при склонении слова).слова с суффиксом ик ок

Выше мы рассмотрели слова с суффиксом –ик-. –Ок- так же является морфемой имен существительных. Однако во время словообразования такой суффикс не вызывает никаких сомнений. С чем это связано? Дело в том, что представленная морфема практически всегда занимает ударное положение. В результате, буква «о» в суффиксе –ок- слышится максимально отчетливо. Для наглядности приведем несколько примеров:

  • кулачОк;
  • волчОк;
  • сынОк;
  • молотОк;
  • стрелОк;
  • петушОк;
  • дурачОк;
  • бережОк;
  • мелОк;
  • знатОк;
  • снежОк;
  • крючОк;
  • теремОк и пр.

Суффиксы –ек- и –ок- после щипящих согласных

О том, какие слова с суффиксом –ик-, -ек- и –ок- существуют, вы знаете. Однако здесь возникает новый вопрос: "В каких случаях в двух последних морфемах после шипящих следует ставить букву «е», а в каких – «о»?" Ведь довольно сложно определить, как будет правильно: петушОк или петушЕк. С чем это связано? Дело в том, что во время произношения таких лексических единиц и буква «е», и буква «о» после шипящих согласных слышатся, как [о].

Правило правописания гласных «е» и «о» после шипящих

Если на суффикс, стоящий после шипящей согласной, падает ударение, то следует писать только морфему –ок-. Приведем наглядный пример:какие слова с суффиксом ик

  • бережОк;
  • петушОк;
  • кулачОк;
  • волчОк;
  • мужичОк;
  • волчОк;
  • старичОк;
  • червячОк;
  • сапожОк;
  • дурачОк;
  • прыжОк;
  • косячОк;
  • сынОк;
  • снежОк;
  • крючОк и другие.

Что касается суффикса –ек-, то он ставится лишь в тех словах, в которых на него не падает ударение, и если такая лексическая единица теряет гласную букву во время склонения.

Для наглядности приведем пример:

  • нОжичек
  • орЕшек
  • внУчек;
  • горОшек;
  • звонОчек;
  • комОчек;
  • молотОчек;
  • листОчек;
  • огонЁчек;
  • свистОчек;
  • сынОчек;
  • цветОчек;
  • стебелЁчек;
  • кусОчек;
  • мешОчек;
  • оврАжек;
  • платОчек;
  • пирожОчек;
  • котЁночек и другие.

Способы образования слов при помощи суффикса –ок-

Как образуются такие слова? Существительные с суффиксом –ик-/-ек- возникают при помощи добавления морфемы к основе слова. В итоге мы получаем новую лексическую единицу, но в уменьшительно-ласкательном значении (например, диванчик, комочек, внучек, листочек, молоточек, звоночек и пр.). слова существительные с суффиксом ик Что касается суффикса –ок-, то он придает несколько другие значения:

  • Уменьшительность, сопровождаемая экспрессией ласкательности (приведем пример: чаёк, брато́к, зятёк, грибо́к, листо́к и пр.).
  • Действие (приведем пример: зево́к, бросо́к, пино́к, глото́к, рыво́к, мазо́к, толчо́к, прыжо́к, шлепо́к, скачо́к, щелчо́к, хлопо́к и пр.).
  • Предмет, а точнее результат действия (приведем пример: обло́мок, мото́к, обру́бок, набро́сок, сле́пок, отпеча́ток, стежо́к, посёлок, вы́селок и пр.).
  • Предмет, а точнее орудие действия (приведем пример: свисто́к, звоно́к, гудо́к и пр.).
  • Предмет, а точнее субъект действия (например, поплаво́к, движо́к, росто́к и пр.).
  • Место действия (като́к).
  • Уменьшительно-ласкательное или только ласкательное значение (например, Нино́к, Витёк, Лидо́к, Игорёк, Сашо́к и пр.).
  • Лицо, которое производит действие (например, ездо́к, едо́к, стрело́к, игро́к, ходо́к и пр.).
  • Лицо, которое возникает в результате действия (например, недоно́сок, вы́родок, переро́сток, недоро́сток, подро́сток и пр.).
  • Лица, характеризуемые качеством, которое заключено в мотивирующем слове (например, пре́док, пото́мок и пр.).
  • Предмет, характеризуемый признаком, который назван мотивирующим именем прилагательным (например, дичо́к, бело́к, желто́к и пр.).
  • Вещество, которое названо мотивирующим именем существительным (например, мело́к).
  • Единица, которая выделяется в именах существительных и обозначает группу одинаковых предметов. При этом их ровно столько, сколько называется мотивирующим именем числительным (например, пято́к, деся́ток и пр.).

fb.ru

Правописание суффиксов -ЕК- и -ИК-

 

Вот замочЕК. К нему ключИК.

Нам они помогут лучше

Букву в суффиксе узнать,

Чтобы правильно писать.

Просим убедительно

В падеже родительном

Проследить за гласной,

Если вы согласны.

Если гласная исчезла,

Помнить должен человек:

В каждом слове повсеместно

Пишем только суффикс -ЕК-.

Если гласная осталась,

Должен помнить ученик,

 

Что в словах (такая малость)

Пишем только суффикс -ИК-:

ЗАМОЧЕК – ЗАМОЧКА

КЛЮЧИК – КЛЮЧИКА

20.Перепишите, вставляя пропущенные буквы.

1. Он к нам подошёл, сказал мне несколько ласковых слов и стал опять команд...вать (П.). 2. Манилова проговорила, что он очень обрад...вал их своим приездом (Г.). 3. Илинька с робкой улыбкой удивления погляд...вал на нас и, когда ему предлагали попроб...вать, тоже отказ...вался (Л.Т.). 4. Пришлось ему в поле ноч...вать; зарылся в копну и проспал всю ночь (Гарш.). 5. Заметив где-нибудь сидящего на вершине орла, я приказ...вал лодке причалить к берегу и сам шёл подкрад...ваться к осторожной птице (Прж.). 6. От озаряемой кострами колоннады отскак...вали всадники на худых лошадёнках (А. Н.). 7. Застучал дятел по ёлке, закл...вал дрозд по рябине (Приш.). 8. Тихон вылавл...вает их (берёзовые дрова), склад...вает на берегу, а речушка несёт всё новые и новые поленья (Пауст.).

 

 

Ё, Е - О ПОСЛЕ ШИПЯЩИХ И Ц
№ п\п Ё О
В корне слова, если можно подобрать проверочное слово с буквой е: чёрт – черти, бечёвка – бечева (верёвочка) В корне заимствованных слов (в проверочных остаётся о): шоколад, трещотка, трущоба, изжога
В окончаниях и суффиксах сущ. и прил. без ударения: хорóшего, си´ тцем В окончаниях и суффиксах сущ. и прил. под ударением:большóй, девчóнка
В суффиксах наречий без ударения: грóмче. Исключение - ещё В суффиксах наречийпод ударением: горячó
Беглое ов сущ. и кратких прил. м. рода без ударения: серёжек - серёжка Беглое ев сущ. и кратких прил. м. родапод ударением: княжóн - княжна
В глаголах: печёшь, размежёвывать  
В суффиксе -ённ- (-ён-) причастий: вооружённый  
В суффиксах отглагольных сущ.: сгущёнка, тушёнка, ночёвка, корчёвка, размежёвка, ретушёвка, кочёвка, жжёнка, пушёнка, протяжённость, лущёнка, отрешённость, напряжёнка квашёнка (кислое молоко)   НО квашóнка (сосуд)
Суффикс -ёр-в заимствованных словах: дирижёр Исключение: танцóр
В словах, образованных от слова что: причём, нипочём  
Запомни: ожёг руку – глагол вечёрка (газета) камы´ шевка - птица ожог руки – сущ. вечóр

Вот вам совет весёлый, бодрящий:

В корне слова после шипящей

Под ударением слышится что?

Слышится О. Пишется Ё.

 

ИСКЛЮЧЕНИЯ: ШОРОХ в КРЫЖОВНИКЕ, на КАПЮШОНЕ ШОВ

 

Шорох, чокаться, трущоба,

Жом, изжога и чащоба,

Шов, крыжовник и обжоры,

Шомпол, чопорный и шоры,

Шоу, джоуль, корнишон,

Рожон, боржоми и пижон,

Капюшон, мажор и шорты,

Шок, харчо, анчоус, джонки,

Трещотка, джокер, чох, вечор –

Запомни весь этот набор.

После шипящей не спеши:

В рифмовку входит – Опиши.

 

Запомни слова с Ё

Пишем Ё в словах : дешёвка,

Бечёвка, ночёвка и раскорчёвка,

Тяжёлый, сгущённый, стажёр, ухажёр,

Печёнка, тушёнка и дирижёр.

 

Правописание гласных после шипящих и Ц в суффиксах и окончаниях

Существительных

 

 

Посмотри скорей, друж..к:

С неба падает снеж..к.

С белой крыш..й и крыльц..м

Дом нам кажется дворц..м.

А теперь, дружок, внимание:

В суффиксах и окончаниях

На краешке слова, в самом конце,

После шипящих и после Ц

Под ударением пишется О,

Е – безударная, только всего.

 

 

А теперь потренируйся:

 

Плачет принцесса, одетая в ш..лк,

А глупый король не возьмёт никак в толк,

В чём слёз тех причина и что за беда.

И мечется бедный туда и сюда.

Придворные ш..потом держат совет,

Ведь явных причин для истерики нет.

Быть может, растрёпана ч..лка,

А может, ужалила пч..лка?

Принцесса на ухо шепнула врачу:

- Крыж..вника ж..лтого очень хочу.

Все в ш..ке и держат семейный совет –

Крыж..вника ж..лтого в городе нет.

В чащ..бу лесную гонец поскакал,

За речкой крыж..вник он вдруг увидал.

По ж..рдочке узкой, качаясь, прош..л,

Но рад,что крыж..вник принцессе наш..л.

Принцесса, надев шерстяной капюш..н,

Гонца ожидая, взошла на балкон.

Из ч..рного леса примчался гонец,

Крыж..вник привёз, тут и сказке конец.

Король восхищ…н, он без памяти рад.

На блюде гонцу он несёт ш..колад.

И в щ..чку принцесса целует его.

Король промолчал, не сказал ничего.

 

Диктант

ЧОпорный чЁрт в чЁрной шЁлковой одежОнке сидел на жЁстком диване и пил дешЁвый жЕлудёвый кофе, изредка чОкаясь со своим отражением в тяжЁлом глянцЕвитом самоваре, стоящем на парчОвой скатерти шОколадного цвета. Чёрт был большОй обжОра и, несмотря на изжОгу и больную печЁнку, объедался крыжОвником со сгущЁнным молоком. Поев и погрозив своему отражению пальцем, чЁрт, молодцЕвато встряхнув чЁлкой, пустился танцЕвать чечЁтку. ЦОканье его копыт было столь сильным, что в цОкольном этаже думали, что наверху гарцЕвала лошадь. Однако чЁрт был не очень искусным танцОром и , совершив один не совсем удачный скачОк, врезался в самовар и обжЁг свой пятачОк, покрытый мягкой шЁрсткой. ОжОг был очень тяжЁл. ОгорчЁнный чЁрт куцЕй овцОй бросился к бочОнку с мочЁными яблоками и сунул в него обожжЁнный пятачОк. «Правду говорят, что небережЁного Бог не бережЁт», - чЕртыхнулся чЁрт чЕртовской пословицЕй.

 

Морфология

Морфология – раздел науки о языке, который изучает слово как часть речи. В русском языке 10 частей речи, объединяемых в три группы:

 

I. Самостоятельные части речи:

1) имя существительное,

2) имя прилагательное,

3) имя числительное,

4) местоимение,

5) глагол (причастие, деепричастие – особые формы глагола),

6) наречие

(категория состояния – признаётся не всеми лингвистами)

II. Служебные части речи:

1) предлог,

2) союз,

3) частица.

III. Междометие.

 

Это интересно. Частотность словаря русского языка (в процентном отношении)

1. Имя существительное – 26,65

2. Глагол – 17,12

3. Имя прилагательное – 9,32

4. Наречие – 8,096

5. Имя числительное – 1,17

6. Местоимение – 13,29

7. Союз – 7,39

8. Предлог – 11,1

9. Частица – 1,002

10. Причастие – 0,979.

 

Имя существительное

pdnr.ru

ПРАВОПИСАНИЕ СУФФИКСОВ различных частей речи теория

Правописание суффиксов различных частей речи кроме -Н-/-НН- входит в Единый государственный экзамен по русскому языку для 11 класса (задание 10).

Правописание суффиксов существительных

В существительных чаще всего проверяется правописание суффиксов -ЕК-/-ИК-. Суффиксы -ОК- и -ОН- пишутся единственным образом.

Правописание суффиксов -ЕК- и -ИК-

Если поставить существительное в родительный падеж единственного числа, и гласная в суффиксе исчезла, то в слове пишется суффикс -ЕК-. Иначе – суффикс -ИК-.

Например:

  • Ключик – суффикс -ИК-, так как в родительном падеже единственного числа «ключика» гласная в суффиксе не пропадает.
  • Замочек – суффикс -ЕК-, так как в родительном падеже единственного числа «замочка» гласная в суффиксе пропала.

Суффиксы -НИК-, -ЧИК-, -ЩИК-, -ИН-, -ИЦ-, -ЕЦ- можно проверить таким же способом.

Правописание суффиксов прилагательных

В прилагательных чаще всего проверяется написание суффиксов -К-, -СК- и -ЛИВ-, -ЧИВ-, -ЧАТ-, -ЕВ-/-ИВ-.

Правописание суффиксов -К- и -СК-

Если прилагательное качественное (т.е. оно имеет степени сравнения) или оно образовалось от существительного с основой, заканчивающейся на К, Ч или Ц, то пишется суффикс -К-. Иначе пишется суффикс -СК-.

Например:

  • Низкий – суффикс -К-, потому что прилагательное качественное.
  • Немецкий – суффикс -К-, потому что прилагательное образовалось от существительного немец, заканчивающегося на Ц.
  • Французский – суффикс -СК-, так как прилагательное не качественное и оно образовалось от существительного француз, основа которого не заканчивается на К, Ч или Ц.

Правописание суффиксов -ЛИВ-, -ЧИВ-, -ЧАТ-, -ЕВ-, -ИВ-

Суффиксы -ЛИВ-, -ЧИВ- и -ЧАТ- всегда пишутся единственным образом.

Например:

  • Причудливый – суффикс -ЛИВ-
  • Усидчивый – суффикс -ЧИВ-
  • Репчатый – суффикс -ЧАТ-

Суффикс -ЕВ- пишется только без ударения, а суффикс -ИВ- пишется только под ударением. Исключения: милостивый, юродивый.

Например:

  • Фланелевый – суффикс -ЕВ-, т.к. без ударения
  • Правдивый – суффикс -ИВ-, т.к. под ударением

Главное – отличать суффиксы -ЕВ-/-ИВ- и -ЛИВ-, -ЧИВ- друг от друга. Для этого нужно правильно выполнять морфемный разбор слова.

Правописание суффиксов причастий

В причастиях чаще всего проверяется написание суффиксов -А-, -Я-, -Е- и -ОМ-, -ЕМ-, -ИМ-, -УЩ-, -ЮЩ-, -АЩ-, -ЯЩ-.

Правописание суффиксов А, Я и Е

Для проверки гласной в суффиксе нужно обратиться к начальной форме глагола (инфинитиву) и посмотреть, какой суффикс используется там. Если глагол заканчивается на -АТЬ или -ЯТЬ, то в суффиксе причастия пишется А или Я. Во всех остальных случаях в суффиксе причастия пишется Е. В причастиях и деепричастиях перед суффиксом -ВШ- используется тот же суффикс, что и в инфинитиве.

Например:

  • Запутанный – суффикс -А-, так как образовано от запутать (заканчивается на -АТЬ)
  • Засеянный – суффикс -Я-, так как образовано от засеять (заканчивается на -ЯТЬ)
  • Клееный – суффикс -Е-, так как образовано от клеить (заканчивается не на -АТЬ или -ЯТЬ)

Правописание суффиксов -ОМ-, -ЕМ-, -ИМ- и -УЩ-, -ЮЩ-, -АЩ-, -ЯЩ-

Чтобы проверить, какая гласная пишется в суффиксе, нужно определить спряжение глагола, от которого образовано причастие. Если глагол первого спряжения, то используются суффиксы -ОМ-, -ЕМ- и -УЩ-, -ЮЩ-, если второго, то -ИМ- и -АЩ-, -ЯЩ-.

Например:

  • Зависимый – суффикс -ИМ-, так как образовано от глагола зависеть 2 спряжения
  • Лелеемый – суффикс -ЕМ-, так как образовано от глагола лелеять 1 спряжения
  • Тающие снега – суффикс -ЮЩ-, так как образовано от глагола таять 1 спряжения
  • Клеящий – суффикс -ЯЩ-, так как образовано от глагола клеить 2 спряжения

Правописание суффиксов наречий

В наречиях обычно проверяется написание суффиксов -О- и -А-.

Правописание суффиксов -О- и -А-

Если наречие образовано суффиксальным способом (только с помощью суффикса), то пишется суффикс -О-. Если наречие образовано приставочно-суффиксальным способом (с помощью приставки и суффикса одновременно), то при приставках ИЗ-, ДО- и С- пишется суффикс -А-, а при приставках В-, НА- и ЗА- пишется суффикс -О-.

Например:

  • Издавна – образовалось от прилагательного давний приставочно-суффиксальным способом, а при приставке ИЗ- пишется суффикс -А-.
  • Направо – образовалось от прилагательного правый приставочно-суффиксальным способом, а при приставке НА- пишется суффикс -О-.
  • Изначально – образовалось от прилагательного изначальный суффиксальным способом (хотя в слове есть приставка ИЗ-, она уже была в прилагательном), поэтому пишется суффикс -О-.

Правописание суффиксов глаголов и деепричастий

В глаголах обычно проверяется написание суффиксов -ЕВА-/-ОВА- и -ИВА-/-ЫВА-.

Правописание суффиксов -ЕВА-/-ОВА- и -ИВА-/-ЫВА-

Чтобы проверить гласную в суффиксе глагола, нужно поставить его в форму первого лица единственного числа. Если суффикс исчезает, то пишется -ЕВА- или -ОВА-, если суффикс сохраняется, то -ИВА- или -ЫВА-. В существительных, причастиях и деепричастиях, образованных от глаголов с данными суффиксами, суффиксы пишутся по тому же правилу.

Например:

  • Горевать – суффикс -ЕВА-, так как в форме первого лица единственного числа он пропадает (горюю)
  • Усваивать – суффикс -ИВА-, так как в форме первого лица единственного числа он сохраняется (усваиваю)

Стоит отличать суффиксы -ЕВА- и -ИВА- от суффиксов -Е-/-И- и -ВА-. Если из глагола можно убрать -ВА-, и такое слово существует, то в нем 2 суффикса -Е-/-И- и -ВА-, в противном случае суффикс только один.

Правописание суффиксов в глаголах прошедшего времени

Гласную в суффиксе глагола прошедшего времени можно проверить, поставив глагол в инфинитив. В глаголе прошедшего времени используется тот же суффикс, что и в инфинитиве перед -ть.

Например: обидел – суффикс -Е-, так как в инфинитиве обидеть пишется суффикс -Е-.

worksbase.ru

Как пишется слово "шарик"? Правило написания суффиксов -ек-, -ик-

Слово «шарик» напи­шем с бук­вой «а» после шипя­ще­го. Суффикс -ик- выбе­рем в соот­вет­ствии с орфо­гра­фи­че­ским пра­ви­лом о напи­са­нии суф­фик­сов суще­стви­тель­ных.

Чтобы пра­виль­но напи­сать сло­во «шарик», вна­ча­ле опре­де­лим часть речи, к кото­рой оно при­над­ле­жит.

Оно обо­зна­ча­ет пред­мет и отве­ча­ет на вопрос: что?

Эти грам­ма­ти­че­ские при­зна­ки ука­жут, что это сло­во — неоду­шев­лён­ное суще­стви­тель­ное.

У меня был шарикЯркий, как фона­рик.Шарик был ого и ах!А потом он как ба-бах!Сел на кноп­ку: раз- и БАМ!В общем, шарик лоп­нул сам.И оста­лись лос­ку­тыНебывалой кра­со­ты.

                              Ирина Гурина

Котенок с воздушным шариком

В пер­вом сло­ге это­го суще­стви­тель­но­го напи­шем бук­ву «а», вспом­нив непре­лож­ную исти­ну рус­ской орфо­гра­фии:

В рус­ских сло­вах соче­та­ния шипя­щих  с глас­ным «ча», «ща», «ша», «жа» пишут­ся с бук­вой «а».

Суффикс -ик- или -ек- в слове «шарик»?

В напи­са­нии ана­ли­зи­ру­е­мо­го сло­ва име­ет­ся еще одна орфо­грам­ма. Выясним это, поста­вив уда­ре­ние и разо­брав сло­во по соста­ву. При про­из­но­ше­нии суще­стви­тель­но­го удар­ным явля­ет­ся глас­ный в его корне:

шар-ик_ — корень/суффикс/окончание.

По этой при­чине неяс­но слы­шит­ся глас­ный суф­фик­са. Что выбрать в напи­са­нии сло­ва, суф­фикс -ик- или -ек—?

Воспользуемся пра­ви­лом напи­са­ния без­удар­ных суф­фик­сов -ек-, -ик- суще­стви­тель­ных.

Правило написания суффиксов -ек-, -ик-

Суффикс -ек- пишет­ся, если при скло­не­нии суще­стви­тель­но­го бук­ва «е» выпа­да­ет. Суффикс -ик- пишет­ся тогда, когда глас­ный суф­фик­са сохра­ня­ет­ся во всех фор­мах.

Проверим, как оно рабо­та­ет в напи­са­нии суще­стви­тель­ных:

  • шарик — цвет чего? шарика,
  • зонтик — нет чего? зонтика,
  • паровозик — коле­си­ко чего? паровозика,
  • дождик — нет чего? дождика,
  • словарик — стра­нич­ка чего? словарика.

Во всех суще­стви­тель­ных в фор­ме роди­тель­но­го паде­жа сохра­ня­ет­ся  глас­ный, зна­чит, это суф­фикс -ик-.

Сравним:

  • лепесточек — запах чего? лепесточка,
  • звоночек — звук чего? звоночка,
  • мешочек — цвет чего? мешочка,
  • горошек — мно­го чего? горошка,
  • человечек — рису­нок кого? человечка.

А в этих суще­стви­тель­ных в фор­ме роди­тель­но­го паде­жа глас­ная «е» «убе­жа­ла» из суф­фик­са. Значит, в этих сло­вах в началь­ной фор­ме име­ни­тель­но­го паде­жа пишет­ся без­удар­ный суф­фикс -ек-.

Подытожим

В корне сло­ва «шарик» после шипя­ще­го пишет­ся бук­ва «а», а в суф­фик­се бук­ва «и».

СОХРАНИТЬ В СОЦСЕТЯХ

russkiiyazyk.ru

Правописание суффиксов существительных -ЕК/-ИК

Когда начинается урок? Когда прозвенел звонок? Нет, когда на уроке становится интересно!             С.Соловейчик Шеина Элина Михайловна учитель русского языка и литературы МОАУ «СОШ №1 имени В.И.Басманова» г.Бузулука Оренбургской области Презентация к уроку по учебному предмету «Русский язык» в 5 классе на тему « Правописание суффиксов существительных -ЕК/-ИК »

Когда начинается урок?

Когда прозвенел звонок?

Нет, когда на уроке

становится интересно!

            С.Соловейчик

Шеина Элина Михайловна

учитель русского языка

и литературы

МОАУ «СОШ №1 имени В.И.Басманова»

г.Бузулука

Оренбургской области

Презентация

к уроку по учебному предмету «Русский язык» в 5 классе

на тему

« Правописание суффиксов существительных -ЕК/-ИК »

Найдите «лишнее» слово. Развед_ик, перевод_ик, груз_ик, кот_к Проверьте себя уменьшительно-ласкательное значение

Найдите «лишнее» слово.

Развед_ик, перевод_ик, груз_ик,

кот_к

Проверьте себя

уменьшительно-ласкательное значение

Ребята, найдётся среди вас смельчак, который не побоится сдать экзамен по карте страны Русского языка?

Ребята, найдётся среди вас смельчак, который не побоится сдать экзамен по карте страны Русского языка?

Друзья, а где же живут суффиксы -ЕК и –ИК , с которыми нам необходимо познакомиться? По соседству с суффиксами –ЕК/-ИК живут суффиксы – ЧИК/-ЩИК . Не перепутайте их! МОЛОДЦЫ! !

Друзья, а где же живут суффиксы -ЕК и –ИК , с которыми нам необходимо познакомиться?

По соседству с суффиксами –ЕК/-ИК живут суффиксы – ЧИК/-ЩИК . Не перепутайте их!

МОЛОДЦЫ!

!

Когда в суффиксах существительных - ек - и - ик - пишется буква е , а когда – и ? Определяем проблему урока Найдите и выпишите существительные с ласкательным значением. Поешь же, миленький дружочек! Вот лещик, потроха, вот стерляди кусочек! Дружоч ек , лещ ик , кусоч ек . Дружочек, лещик, кусочек Выделите в них суффикс. Какое противоречие вы заметили? Сформулируйте основной вопрос урока.

Когда в суффиксах существительных - ек - и - ик -

пишется буква е , а когда – и ?

Определяем проблему урока

Найдите и выпишите существительные с ласкательным значением.

Поешь же, миленький дружочек!

Вот лещик, потроха, вот стерляди кусочек!

Дружоч ек , лещ ик , кусоч ек .

Дружочек, лещик, кусочек

Выделите в них суффикс.

Какое противоречие вы заметили?

Сформулируйте основной вопрос урока.

Сформулируйте цель урока, опираясь на его тему. Используйте опорные слова 1.познакомиться с … 2. учиться применять

Сформулируйте цель урока, опираясь на его тему.

Используйте опорные слова

1.познакомиться с …

2. учиться применять

Решаем проблему, открываем новые знания Обсудите в парах. Какую закономерность можно наблюдать в выборе буквы в суффиксах - ек , - ик ? замочек – замочка ключик - ключика замоч е к – замочка ключ и к - ключ и ка клубоч е к – клубочка зайч и к - зайч и ка клубочек – клубочка зайчик - зайчика носочек – носочка бантик - бантика носоч е к – носочка бант и к - бант и ка

Решаем проблему, открываем новые знания

Обсудите в парах.

Какую закономерность можно наблюдать в выборе буквы в суффиксах - ек , - ик ?

замочек – замочка ключик - ключика

замоч е к – замочка ключ и к - ключ и ка

клубоч е к – клубочка зайч и к - зайч и ка

клубочек – клубочка зайчик - зайчика

носочек – носочка бантик - бантика

носоч е к – носочка бант и к - бант и ка

Решаем проблему, открываем новые знания Сделайте вывод. В каких случаях пишется буква е , а в каких буква и в суффиксах - ек -, - ик -? Если при склонении существительного гласный звук суффикса выпадает, то пишется суффикс -ек ; если гласный суффикса сохраняется, то пишется суффикс -ик . Проверьте себя

Решаем проблему, открываем новые знания

Сделайте вывод.

В каких случаях пишется буква е ,

а в каких буква и

в суффиксах - ек -, - ик -?

Если при склонении существительного гласный звук суффикса выпадает, то пишется суффикс -ек ;

если гласный суффикса сохраняется, то пишется суффикс -ик .

Проверьте себя

Сравним свои выводы с размылениями Вити Перестукина, героя мультфильма «В стране невыученных уроков», потом составим опорный конспект!

Сравним свои выводы

с размылениями Вити Перестукина, героя мультфильма

«В стране невыученных уроков»,

потом составим опорный конспект!

Правописание суффиксов существительных -ЕК/-ИК ЕСЛИ при склонении слова гласная буква ВЫПАДАЕТ НЕ ВЫПАДАЕТ ИК ЕК замоч Е К – замо чк а сыноч Е К - сыно чк а ключ ИК – ключ ИК а шалаш ИК - шалаш Ик а

Правописание суффиксов существительных -ЕК/-ИК

ЕСЛИ

при склонении слова гласная буква

ВЫПАДАЕТ НЕ ВЫПАДАЕТ

ИК

ЕК

замоч Е К – замо чк а

сыноч Е К - сыно чк а

ключ ИК – ключ ИК а

шалаш ИК - шалаш Ик а

Потренируемся?!

Потренируемся?!

бараш…к е Р.п. барашка

бараш…к

е

Р.п. барашка

кот к и Р.п. кот ка и

кот к

и

Р.п. кот ка

и

Поработаем с учебником! стр. 86 § 17

Поработаем с учебником! стр. 86 § 17

А теперь фото-диктант! Задание: распределите слова в 3 столбика: -чик -ик -ек

А теперь фото-диктант!

Задание: распределите слова в 3 столбика:

-чик

-ик

-ек

Проверка! -чик -ик -ек львёноч ек пингвин чик бегемот ик попугай чик ёж ик тигрёноч ек крокодиль чик слон ик зайчоноч ек или зайч ик

Проверка!

-чик

-ик

-ек

львёноч ек

пингвин чик

бегемот ик

попугай чик

ёж ик

тигрёноч ек

крокодиль чик

слон ик

зайчоноч ек

или зайч ик

ОТГАДАЙТЕ ЗАГАДКИ Разработка презентации: Е.А. Иванова. Издательский дом «Первое сентября». Журнал «Русский язык» Обратите внимание! 1. В презентации используются эффекты мультипликации. Эффекты запускаются по щелчку мыши. 2. Каждый раз перед запуском презентации (особенно при перемещении файла с одного компьютера на другой) рекомендуем проверять расположение текста на слайдах. Кегль, табуляция, тип шрифта могут меняться автоматически. 15

ОТГАДАЙТЕ ЗАГАДКИ

Разработка презентации: Е.А. Иванова. Издательский дом «Первое сентября». Журнал «Русский язык»

Обратите внимание!

1. В презентации используются эффекты мультипликации. Эффекты запускаются по щелчку мыши.

2. Каждый раз перед запуском презентации (особенно при перемещении файла с одного компьютера на другой) рекомендуем проверять расположение текста на слайдах. Кегль, табуляция, тип шрифта могут меняться автоматически.

15

6. Стоят два кола, на кольях бочка, на бочке кочка, а на кочке дремучий лес. 4. Сторож плохой, слепой и глухой, 5. Его бьют, а он не плачет, не тронешь – молчит, веселее только скачет. а тронешь – кричит. 3. В брюхе баня, в носу решето, на голове пупок, всего одна рука, и та – на спинке. 2. Маленький, кругленький, по полу скачет, а за хвост не поймаешь. 1. Кланяется, кланяется, придет домой – растянется. Топорик (топорика) Клубочек (клубочка) Человечек (человечка) Мячик (мячика) Звоночек (звоночка) Чайничек (чайничка)

6. Стоят два кола, на кольях бочка,

на бочке кочка,

а на кочке дремучий лес.

4. Сторож плохой, слепой и глухой,

5. Его бьют, а он не плачет,

не тронешь – молчит,

веселее только скачет.

а тронешь – кричит.

3. В брюхе баня, в носу решето, на голове пупок, всего одна рука,

и та – на спинке.

2. Маленький, кругленький,

по полу скачет,

а за хвост не поймаешь.

1. Кланяется, кланяется,

придет домой – растянется.

Топорик (топорика)

Клубочек (клубочка)

Человечек (человечка)

Мячик (мячика)

Звоночек (звоночка)

Чайничек (чайничка)

Рефлексия Вставьте пропущенную букву, выпишите «лишнее» слово. Мешоч…к, билет…к, лист…к. 1. Мешочек , билет ик , лист ик . 2. Двор…к, горош…к, куст…к. Двор ик , горошек , куст ик . 3. Словар…к, клубоч…к, сыноч…к. 3. Словарик , клубоч ек , сыноч ек . Проверьте себя

Рефлексия

Вставьте пропущенную букву, выпишите «лишнее» слово.

  • Мешоч…к, билет…к, лист…к.

1. Мешочек , билет ик , лист ик .

2. Двор…к, горош…к, куст…к.

  • Двор ик , горошек , куст ик .

3. Словар…к, клубоч…к, сыноч…к.

3. Словарик , клубоч ек , сыноч ек .

Проверьте себя

Подведём итоги Каким способом образовано имя существительное, если используется суффикс? Какое значение придают существительным суффиксы -ек, -ик? От чего зависит выбор гласных Е и И в суффиксах –ек и –ик? Закончи предложение: Сегодня на уроке я научился…Я приобрел… Меня удивило…Мне захотелось…

Подведём итоги

  • Каким способом образовано имя существительное, если используется суффикс?
  • Какое значение придают существительным суффиксы -ек, -ик?
  • От чего зависит выбор гласных Е и И

в суффиксах –ек и –ик?

  • Закончи предложение:

Сегодня на уроке я научился…Я приобрел…

Меня удивило…Мне захотелось…

Домашнее задание : выучить ОК; выполнить упр. 129 + записать имена литературных героев, заканчивающиеся на суффиксы - ек - или - ик -.

Домашнее задание :

  • выучить ОК;
  • выполнить упр. 129 +

записать имена литературных героев, заканчивающиеся на суффиксы - ек - или - ик -.

Использованные ресурсы

Использованные ресурсы

  • Мультфильм «В стране невыученных уроков» - http://www.youtube.com/watch?v=YF5wIwKSovU
  • Фоны - forum.materinstvo.ru
  • Е.А. Иванова. Издательский дом «Первое сентября». Журнал «Русский язык»
  • Образовательная система «Школа 2100» - http://school2100.com/pedagogam/lessons/general-class.php?SECTION_ID=1603

compedu.ru

Правописание суффиксов -ек, -ик

Разделы: Начальная школа

Цели:

  • формирование представлений о правописании суффиксов -ик, -ек;
  • закрепить знания по изученным темам;
  • способствовать развитию речи, мышления, творческой активности;
  • воспитывать любовь к русскому языку.

Оборудование: картинка воробья, ключика, три ёлочки, домик, перфокарты со словарными словами, карточки со словами на одной стороне с пропущенными буквами, на другой стороне буквы вставлены, два конверта.

Ход урока

1. Эмоциональный настрой на урок

(Диалог учителя и учащихся)

– Дети, вам тепло? (Да!)

– В классе светло? (Да!)

– Прозвенел уже звонок? (Да!)

– Уже закончился урок? (Нет!)

– Только начался урок? (Да!)

– Хотите учиться? (Да!)

– Значит можно всем садиться!

2. Чистописание

  • (Запись даты и классной работы в тетрадь)
  • Письмо сочетаний оро, оло.
  • 3. Словарная работа

    (Каждому ребёнку раздаются перфокарты со словарными словами)

    Р…стения М…лина З…мляника К…ртофель Пш…ница М…рковь П…мидор Яб…локо Тр…мвай Тракт…тор Ст…лица Комн…та Кв…ртира Гор…д Д…ревня Т…варищ Ру…кий …тец Учит…ль Сев…р Н…ябрь М…роз …зык Уч…ник

    4. Постановка задачи:

    – Отгадайте загадку:

    Наступили холода. Обернулась в лёд вода. Длинноухий зайка серый Обернулся зайкой белым. Перестал медведь реветь: В спячку впал в бору медведь.

    Кто скажет, кто знает,

    Когда это бывает? (Зима)

    – Назовите однокоренные слова к слову зима. Разберите их по составу. (На доске)

    – А на чём можно передвигаться зимой? (На санках, на лыжах, коньках)

    – Сегодня мы с вами отправимся в путешествие по зимнему лесу, в котором стоит прекрасный домик. Но дверь в него закрыта на замок, а ключик надо нам найти. Он спрятан на одной ёлочке, но на какой, мы не знаем. А чтобы ёлочка отдала нам ключ, надо выполнить задание (см. Рисунок 1)

    – Ребята, а кто знает как пишется ключ…к, дом…к?

    – Не будем гадать, а попробуем узнать.

    Итак: тема нашего урока – путешествия: “Правописание суффиксов -ик, -ек”

    5. Объяснение нового материала

    – Ребята, а какая птичка не улетает на зиму в тёплые края и всегда остаётся с нами? (Воробышек)

    – Бедный воробышек не знает, как пишется его слово и просит нас помочь ему. У него есть для нас подсказка. (Вывешивается картинка воробья, на доске написаны слова) (см. Рисунок 2)

    Блокнотик – нет блокнотика. Орешек – нет орешка. Веничек – нет веничка. Браслетик – нет браслетика.

    – Дети, какой вы можете сделать вывод о написании суффиксов –ек, -ик, глядя на подсказку?

    (Гласная е при изменении слова убегает, а гласная и при изменении формы слова остаётся)

    Чтение правила в учебнике.(с. 133)

    – Я хочу вам рассказать сказку про суффиксы – ик, – ек.

    Сказка

    В одном сказочном городе жили суффиксы. И была у них там своя школа, где они

    учились. Суффикс – ик был прилежным учеником, а его друг, суффикс –ек, был самым настоящим прогульщиком, вернее, к всегда оставался на месте, а е умудрялся улизнуть. Один раз, когда е опять убежал, учитель, суффикс – тель, решил с того дня считать е беглым гласным в суффиксе –ек.

    И сейчас, когда мы начинаем изменять форму слова с суффиксом – ек, гласная е всегда выпадает, становится беглым. Вот посмотрите: замочек – замочка – замочку, платочек – платочка – платочку.

    – Теперь мы можем сказать, как пишется слово воробышек? (Нет воробышка: гласная убежала, значит, пишется суффикс –ек.)

    – Молодцы, ребята, воробышек указывает нам дорогу, с какой ёлочки начинать поиски ключика.

    6. Закрепление нового материала

    А) Задание первой ёлочки называется “Два мешочка”.

    – Нам надо разложить слова в два мешочка. В первый мешочек положим слова с суффиксами –ек, а во второй – с суффиксами –ик. (На доске вывешены слова с пропущенными гласными, на обратной стороне правильное написание слова. Ребята называют правильное написание слов и отправляют в предполагаемые мешочки – конверты. На конвертах написаны суффиксы.)

    ГАЛСТУЧ…К, БРАТ…К, ВОПРОС..К, ГВОЗД…К, ОВРАЖ…К,

    ФАРТУЧ…К, БАРАШ…К, ДОЖД…К.

    – Под этой ёлочкой ключика не оказалось. Будем искать под другой.

    Б) Работа с учебником.

    Выполнение упражнений № 104, 105 стр. 131

    7. Физминутка

    Буратино потянулся, Раз нагнулся, Два нагнулся. Руки в стороны развёл, Ключик, видно, не нашёл. Чтобы ключик нам достать, Нужно на носочки встать.

    8. Выполнение упражнений на применение знаний

    – Вот наша следующая ёлочка с заданием.

    А) “Письмо по памяти с заданием”.

    (Пословицы написаны на доске)

    – Вставьте пропущенные буквы, объясните смысл пословиц и напишите их по памяти.

    Ключ…к сильнее замка.

    Крепкий ореш…к – сразу не раскусишь.

    – И с этим заданием мы справились, но и здесь ключика не оказалось. Осталась последняя ёлочка.

    Б) Списывание с заданием. “Зимой”

    – Вставьте пропущенные буквы и выделите грамматическую основу в каждом предложении.

    З…ма. Моро… запушил дерев…я сне…ком, а пру… зат…нул ле..ком. Гла…кий, сколь..кий лё… блестит на солнце. Володя и Миша взяли к…ньки и отправились на ул…цу.

    – Справились с заданием? (Проверка задания)

    – Открываем нашу ёлочку. Вот он наш ключик! (см. Рисунок 3)

    – Давайте откроем наш домик. (Открываются двери домика, а там написано слово МОЛОДЦЫ).

    (

    см. Рисунок 4)

    9. Итог урока

    – Понравилось вам путешествие по зимнему лесу?

    – Что обозначает выражение “беглая гласная”? (Это та гласная, которая при изменении формы слова исчезает)

    – Объясните, как определить какую гласную –е или –и писать в суффиксе существительных.(Если при изменении формы слова гласная убегает, то пишется суффикс –ек, а если при изменении формы слова гласная остаётся, то пишется суффикс –ик)

    10. Оценивание

    – Все сегодня хорошо поработали.

    – И в подарок каждому я подарю необычную раскраску с заданием. (см. Рисунок 5)

    11. Домашнее задание

    (стр. 133 упр. 110)

    xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

    Правописание суффиксов

    1. Правописание суффиксов -чик-/-щикСуффикс -чик- вносит в слово два значения:а) уменьшительности-ласкательности; б) лицо по профессии.В первом случае суффикс может присоединяться к любым корням. Во втором случае присоединение суффикса имеет ряд ограничений. Суффикс -щик- вносит лишь значение «лицо по профессии». Если корень оканчивается на д, т, з, с, ж, то пишется суффикс -чик-, в остальных случаях пишется -щик-.Например:rus5.1

    Для смягчения [л] перед суффиксом -щик- пишется ь, в остальных случаях ь не пишется.Например:rus5.2

    2. Правописание суффиксов -ик-/-ек-Чтобы выяснить, какой суффикс писать, нужно поставить слово в родительный падеж.Если гласный суффикса при изменении является беглым (т. е. выпадает), то пишем -ек-, если гласный не выпадает, сохраняется, пишем -ик-.Например:rus5.3

    3. Правописание глагольных суффиксов -ова-/-ева- и -ива-/еваЧтобы верно написать данные суффиксы, следует поставить глагол в форму настоящего времени первого лица единственного числа. Если глагол в данной форме оканчивается на -ую, -юю, то пишем -ова-/-ева-, если сохраняется -ива-/-ыва-, то эти суффик- сы и пишем.Например:разговаривать — разговариваю; рисовать — рисую

    4. Правописание суффиксов перед -л- в глаголах прошедшего времениВ глаголах прошедшего времени перед суффиксом прошедше- го времени -л- пишется тот же суффикс, что и перед -ть в инфи- нитиве.Например:rus5.4

    5. Правописание суффиксов -к- и -ск- в именах прилагательныхСуффикс -к- пишется в следующих прилагательных:а) качественных прилагательных, имеющих краткую форму: колкий — колок;б) в прилагательных, образованных от существительных с осно- вой на к, ч, ц: ткач — ткацкий, немец — немецкий. Исключения: узбекский, угличский.В остальных случаях пишется суффикс -ск-.

    6. Правописание суффиксов наречий.В наречиях с приставками из-, до-, с- пишется суффикс -а, если данные наречия образованы от прилагательных, не имеющих в своем составе этих приставок. Если прилагательное уже имело данные при- ставки, в наречиях пишется суффикс -о.Например:rus5.5

    В наречиях с приставками в-, на-, за- пишется суффикс -о.Например:rus5.6

    7. Правописание разносклоняемых имен существительных на -мяУ разносклоняемых имен существительных на -мя (имя, вымя, бремя, племя, семя, стремя, время, знамя, пламя, темя) в косвенных па- дежах появляется наращение — суффикс -ен.Например:rus5.7

     

    xn----7sbfhivhrke5c.xn--p1ai