«Знаки препинания при прямой речи». Прерванная прямая речь знаки препинания


Конспект "Знаки препинания при прямой речи"

Знаки препинания при прямой речи. Во всех случаях прямая речь выделяется кавычками. Кроме этого есть еще знаки, которые зависят от расположения прямой речи в предложении.

1. Если слова автора стоят перед прямой речью, то после них ставится двоеточие, а первое слово прямой речи пишется с большой буквы.Казбич нетерпеливо прервал его: «Поди прочь, безумный мальчишка!» (М. Лермонтов)

А: «П».

2. Если прямая речь стоит перед словами автора, то после неё ставится запятая и тире; если же в прямой речи содержится вопрос или восклицание, то после неё ставится вопросительный или восклицательный знак и тире. Слова автора во всех случаях начинаются с маленькой буквы.«Это лошадь отца моего», — сказала Бэла. «Увидеть барский дом нельзя ли?» — спросила Таня.

«П», — а.                  «П?» — а.

3. Когда слова автора находятся в середине прямой речи, то возможны следующие варианты:

3.1. Если на месте разрыва прямой речи не должно было быть никакого знака или должна была стоять запятая, точка с запятой, двоеточие или тире, то слова автора с обеих сторон выделяются запятыми и тире. Слова автора и первое слово второй части прямой речи пишутся с маленькой буквы.«Я говорил вам, — воскликнул Максим Максимыч, — что нынче будет погода». (Без слов автора было бы: «Я говорил вам, что нынче будет погода».)

«П, — а, — п».

3.2. Если на месте разрыва прямой речи должна была стоять точка, то после прямой речи перед словами автора ставится запятая и тире, а после слов автора — точка и тире. Вторая часть прямой речи начинается с большой буквы.«Суда на пристани есть, — подумал я. — Завтра отправлюсь в Геленджик». (Без слов автора было бы: «Суда на пристани есть. Завтра отправлюсь в Геленджик»).

«П, — а. — П».

3.3 Если на месте разрыва прямой речи должен был стоять вопросительный или восклицательный знак, то перед словами автора ставится этот знак и тире, а после слов автора — точка и тире. Вторая часть прямой речи начинается с большой буквы.«Почему в шесть? — спросил Павел. — Ведь сменяются в семь» (Без слов автора было бы: «Почему в шесть? Ведь сменяются в семь».) «Ну, хорошо, хорошо! — засмеялась Валя. — Я никому не скажу». (Без слов автора было бы: «Ну, хорошо, хорошо! Я никому не скажу».)

«П? — а. — П».     «П! — а. — П».

3.4. Если одна часть слов автора относится к первой половине прямой речи, а другая — ко второй, то после слов автора ставится двоеточие и тире:«Не сердись, — повторил он и шёпотом на ухо добавил: — Плакать тоже не надо». «Полтысячи? — недоверчиво протянул Гаврила, но сейчас же испугался и быстро спросил, толкая ногой тюки в лодке: — А это что же будет за вещь?» 

«П, — а: — П».     «П? — а: — П?»

4. При передаче диалога речь каждого лица берётся в кавычки, отделяется от речи других лиц при помощи тире. Через две минуты мы поравнялись с человеком.«Гей, добрый человек! — закричал ему ямщик. — Скажи, не знаешь ли, где дорога?» — «Дорога-то здесь, я стою на твёрдой полосе, — отвечал дорожный, — да что толку?» — «Послушай, мужичок, — сказал я ему, — знаешь ли ты эту сторону? Возьмёшься ли ты довести меня до ночлега? — «Сторона мне знакомая», — отвечал дорожный… 

5. Очень часто в печати слова каждого лица в диалоге начинаются с новой строки, и тогда перед ними ставится тире. Кавычки в таком случае не употребляются.

— Позвольте мне сегодня пойти в гости, — сказала однажды Настя, одевая барышню.— Изволь, а куда?— В Тугилово, к Берестовым.

Схема «Знаки препинания при прямой речи».

Таблица «Знаки препинания при прямой речи».

Конспект урока «Знаки препинания при прямой речи».

Следующая тема: «Пунктуация при цитировании».

Знаки препинания при прямой речи

5 (100%) 1 vote

uchitel.pro

Прямая речь. Знаки препинания при ней

Прямая речь — это речь других, передано точно (не переменной), с соблюдением интонации от имени того, кто сказал или написал. Прямая речь сопровождается словами автора, которые указывают, кому она принадлежит. Прямая речь может стоять после слов автора или перед ними, а может разрываться словами автора.

Знаки препинания при прямой речи:

1. Если слова автора стоят перед прямой речью, то после них ставится двоеточие, а прямая речь заключается в кавычки и пишется с большой буквы. В конце предложения ставится нужный по смыслу знак препинания: восклицательный знак, знак, многоточие: А: «П (?)». Удивляюсь, радуюсь, у сердца спрашиваю: «Скажи, вещее сердце, скоро мир будет?».

2. Если прямая речь стоит перед словами автора, то она берется в кавычки, после нее ставится запятая (знак, восклицательный знак, многоточие) и тире. Слова автора пишутся со строчной буквы: «П», — а. «Кто творит умного и доброго человека — лучший мастер», — таково было решение стариков.

3. Если прямая речь разорвана словам автора, то в начале и в конце прямой речи относятся кавычки. Другие знаки препинания относятся так:

— Если слова автора разделяют прямую речь, которая является одним предложением, то они с обеих сторон выделяются запятыми и тире: «П, — а, — п». «Иди, дочка, — говорит мать, — не возраст дивуваты».

— Если слова автора разделяют прямую речь на границе двух предложений, то после первой части прямой речи ставится запятая (знак, восклицательный знак, многоточие) и тире, а после слов автора — точка и тире. Второе предложение прямой речи пишется с большой буквы. Лапки закрываются в конце прямой речи: «П! — А. — П. .. ». «Воскресни, Украина! — Страстно молил Я. Гоян. — Воскресни в казацких степях под своим высоким голубым небосводом … »;

— Когда одна часть слов автора относится к первой части прямой речи (стоящий до разрыва), а вторая — ко второй, то после слов автора ставится двоеточие и тире, прямая речь продолжается с большой буквы «П! — А: — П. ». «Я слышал об этом, — сказал он и добавил: — А кто не слышал …»;

4. Если слова автора разорваны прямой речью, после слов автора ставится двоеточие, прямая речь заключается в кавычки, после нее ставится запятая (знак, восклицательный знак, многоточие) А: «П», а. Хорошо проявляет наше отношение к поджигателям войны выражение: «Кто взял меч, от меча и погибнет», хоть меч отнюдь не является оружием современных бойцов.

 

xn----7sbfhivhrke5c.xn--p1ai

Прямая речь и знаки препинания при ней

Прямой речью называется чья-либо речь, переданная буквально, без изменения формы, например:

  • Брат сказал: "Я хочу с тобой поехать". Я ответил: „Приходи завтра утром ко мне". (Выделенные предложения передают слова говорящих буквально, без изменения формы; это прямая речь.)

Прямую речь обычно сопровождают слова автора, поясняющие, кому она принадлежит (слова автора в приведённых примерах: брат сказал, я ответил).

 

При передаче прямой речи на письме знаки препинания ставятся так:

1) Прямая речь заключается в кавычки.

2) Когда прямая речь стоит после слов автора, то перед ней ставится двоеточие и первое слово в прямой речи пишется с прописной буквы, например:

  • Коновалов спросил меня: "Ты читать умеешь?"

3) Когда прямая речь стоит перед словами автора, то после неё ставится запятая и тире, например:

  • "Я послезавтра на Волгу поеду",- сказал Саша. (Ч.)

4) Если в этом случае в прямой речи содержится вопрос или она произносится с восклицанием, то после неё ставится вопросительный или восклицательный знак и тире, например:

  1. "Кто кричит?" - раздался с моря суровый окрик. (М. Г.)
  2. "Едем!" - сказал Гаврила, опуская вёсла в воду. (М. Г.)

 

5) Прямую речь могут разрывать слова автора, при этом знаки препинания ставятся так:

Если на месте разрыва прямой речи нет никакого знака или имеется запятая, точка с запятой или двоеточие, то слова автора выделяются с обеих сторон запятыми и тире, например:

Без авторских слов:

  1. "Выслушайте меня когда - нибудь до конца".
  2. "Меня зовут Фомой, а по прозвищу Бирюк".
  3. "Дождь пойдёт: утки вон плещутся, да и трава больно сильно пахнет".

С авторскими словами:

  1. "Выслушайте меня,-сказала Надя,- когда-нибудь до конца". (Ч.)
  2. "Меня зовут Фомой,-ответил он,- а по прозвищу Бирюк". (Т.)
  3. "Дождь пойдёт, - возразил Калиныч,- утки вон плещутся, да и трава больно сильно пахнет". (Т.)

 

6) Если на месте разрыва прямой речи стоит точка, то перед словами автора ставится запятая и тире, а после них точка и тире; вторая часть прямой речи начинается с прописной буквы, например:

Без авторских слов:

  • „Пойдёмте гулять завтра поутру. Я хочу узнать от вас латинские названия полевых растений и их свойства."

С авторскими словами:

  • „Пойдёмте гулять завтра поутру,-сказала Анна Сергеевна Базарову. - Я хочу узнать от вас латинские названия полевых растений и их свойства".

 

7) Если на месте разрыва прямой речи стоит знак вопросительный или восклицательный, то перед словами автора ставится тире, а после них точка и тире; вторая часть прямой речи начинается с прописной буквы, например:

Без авторских слов:

  1. "Что вы тут делаете? Букет вяжете?"
  2. "Ну, хорошо, хорошо! Я никому не скажу."

С авторскими словами:

  1. "Что вы тут делаете? - промолвил Базаров. - Букет вяжете? (Т.)
  2. "Ну, хорошо, хорошо - засмеялась Валя. - Я никому не скажу. (Н. О.)
← Диалог, замена прямой речи косвенной Слова-предложения да и нет →
 

Еще по данной теме::

russkay-literatura.ru

Знаки препинания при прямой речи

Знаки препинания при прямой речи показаны в таблице.

Основные варианты прямой речи

Примеры

1) Прямая речь стоит после

слов автора:

Слова автора: «Прямая речь».

Слова автора: «Прямая речь?»

Слова автора: «Прямая речь!»

1) Он громко сказал: «Я приду завтра вечером и принесу тебе книгу. Она очень интересная». Он спросил: «Что ты делаешь?»

Он возмутился: «Что ты делаешь!»

2) Прямая речь стоит перед словами автора

«Прямая речь», слова автора. «Прямая речь?» слова автора. «Прямая речь!» слова автора.

«Я приду завтра вечером и принесу тебе книгу.

Она очень интересная», громко сказал он.

«Что ты делаешь?» спросил он.

«Что ты делаешь!» возмутился он.

3) Прямая речь прерывается словами автора:

«Прямая речь, слова автора,

прямая речь».

«Прямая речь, слова автора.

Прямая речь».

«Прямая речь? слова автора.

Прямая речь».

«Прямая речь! слова автора.

Прямая речь».

«Я приду завтра вечером, громко сказал он,

принесу тебе книгу. Она очень интересная».

«Я приду завтра вечером и принесу тебе книгу, громко сказал он. Она очень интересная».

«Какой чудесный человек, не правда ли?!

воскликнула Саша. Я не видела его без улыбки на лице, без шутки» (М.Г.).

Примечания. 1. Так же оформляются основные варианты цитат.

2. При передаче диалога каждая реплика заключается в кавычки и отделяется от другой тире, например: «Скажи-ка мне, красавица, спросил я, что ты делала сегодня на кровле?» «А смотрела, откуда ветер дует». — «Зачем тебе?» «Откуда ветер, оттуда и счастье» (Л.).

3. Существует и другой способ передачи диалога: каждая реплика начинается с новой строки, кавычки не употребляются, и перед каждой репликой участвующих в диалоге лиц ставится тире, например:

Сколько ты времени провел здесь всего? спросил Аркадий.

Года два сряду; потом мы наезжали...

А дом этот давно стоит?

Давно... (Т.)

Сочетания знаков препинания

1. При встрече внутри предложения запятой и тире сначала ставится запятая, а затем тире, например: Это не вода плещет, меня не обманешь, это его длинные весла (Л.).

2. При встрече вопросительного и восклицательного знаков сначала ставится вопросительный знак, как основной, поскольку вопросительное предложение, подобно повествовательному и побудительному, тоже может быть восклицательным, например: Да как он смеет так поступать?!

3. При встрече кавычек с другими знаками препинания порядок следования знаков таков:

а) перед закрывающими кавычками не ставится точка, запятая, точка с запятой, двоеточие и тире; все эти знаки ставятся только после кавычек, например: Хватит с меня

ваших «но», я ими сыт по горло; По словам Белинского, «Евгений Онегин» это энциклопедия русской жизни эпохи ее написания;

б) вопросительный и восклицательный знаки и многоточие ставятся перед закрывающими кавычками, если относятся к словам, заключенным в кавычки, например: Вопрос «кем быть?» со всей актуальностью встает перед каждым юношей и девушкой, вступающими в жизнь; «Почему же...» готова была она возразить, но так и не решалась.

4. При встрече скобок с другими знаками препинания порядок следования знаков таков: перед открывающей или закрывающей скобкой не ставятся запятая, точка с запятой, двоеточие и тире, все эти знаки ставятся только после закрывающей скобки, например: Я был на Кавказе три раза (все три раза летом): в 1968, в 1972 и в 1987 годах; Вся эта область (это недавно установили ученые) дно моря в прошлом.

studfiles.net

РАЗДЕЛ 14. Знаки препинания при прямой речи. «Справочник по русскому языку. Пунктуация»

 

§ 52. Абзацы при прямой речи

1. Если вначале идет текст от автора (вводная часть, описание и т. д.), а потом предложение, вводящее прямую речь, то оно обычно начинается с абзаца:

Ухватился за шест, велел Дине держать и полез. Раза два он обрывался, — колодка мешала. Поддержал его Костылин, — выбрался кое-как наверх. Дина его тянет ручонками за рубаху, изо всех сил, сама смеётся.

Взял Жилин шест и говорит:

— Снеси на место, Дина, а то хватятся, — прибьют тебя (Л.Т.).

Но если предложение, вводящее прямую речь, начинается присоединительным союзом и, но и т. п., то оно в отдельный абзац не выделяется:

Поговорили они ещё и что-то спорить стали. И спросил Пахом, о чём спорят. И сказал переводчик:

— Говорят одни, что надо об земле старшину спросить, а без него нельзя. А другие говорят, и без него можно (Л.Т.).

2. Текст автора, не относящийся к говорящему лицу, идущий после авторских же слов, следующих за прямой речью, выделяется в новый абзац:

— Ну, я очень рада, — сказала жена, — так теперь ты, смотри ж, принимай аккуратно лекарство. Дай рецепт, я пошлю Герасима в аптеку. — И она пошла одеваться.

Он не переводил дыхания, пока она была в комнате, и тяжело вздохнул, когда она вышла (Л.Т.).

Но если текст от автора синтаксически связан с предложением, вводящим прямую речь (соединительным или присоединительным союзом), то он в новый абзац не выделяется:

— Когда? — воскликнули многие. И между тем глаза их недоверчиво устремлены были на горбача, который, с минуту помолчав, встал, оседлал свою лошадь, надел рог, — и выехал со двора (Л.).

3. Текст автора, не относящийся к говорящему лицу и непосредственно следующий за прямой речью, начинается с абзаца:

— Я уверен, — продолжал я, — что княжна в тебя уж влюблена. Он покраснел до ушей и надулся (Л.).

4. Если между двумя репликами одного и того же говорящего лица находится текст от автора, то ни этот текст, ни последующая прямая речь в отдельные абзацы обычно не выделяются:

— Не получается что-то у меня с проводом, — ответил мастер. Он немного подумал и добавил: — Придётся всё делать заново.

Но если в тексте от автора описывается действие говорящего лица, то и авторский текст, и последующая прямая речь выделяются в абзацы:

— Формула эта может иметь и другой вид, — пояснил профессор. Он неторопливо подошёл к доске, взял мел и написал что-то новое для нас.

— Вот это и есть другой вариант, — сказал он.

В стихотворных текстах также различаются случаи, когда прямая речь, прерванная авторскими словами (ремаркой), является продолжением предыдущей или когда между двумя репликами того же лица описывается его действие: в первом случае тире ставится справа, в конце строки, во втором — слева, в начале строки (как бы абзац): Ты много требуешь, Эмилия! — (Молчание.) Кто бы мог подумать, что такой глупец, Такой бесчувственный… нудна природа!.. (Л.) Подлец, и я вас здесь отмечу, Чтоб каждый почитал обидой с вами встречу.

(Бросает ему карты в лицо. Князь так поражён, что не знает, что делать.) — Теперь мы квиты (Л.).

В стихах после прямой речи, кончающейся перед пробелом, тире не ставится.

5. Если в прямой речи приводится диалог, происходивший ранее, его можно оформить или в виде абзацев, или в подбор, но пунктуация меняется в зависимости от того, перебивает ли слушатель рассказчика или нет. Если перебивает, то разговор, происходивший ранее, дается с абзацев и в кавычках, чтобы не смешивались фразы рассказчика и слушателя с диалогом, приводимым рассказчиком. Например:

…Путешественник начал свой рассказ:

— Это было в самый разгар нашего похода. Подошёл ко мне проводник и говорит:

«Придётся на некоторое время задержаться». «Почему? Что-нибудь случилось?»

— А действительно что-нибудь случилось? — не выдержал один из слушавших путешественника.

— Сейчас скажу.

Другой вариант: слова происходившего ранее диалога даются в подбор к словам и говорит, между фразами, заключенными в кавычки, ставится тире:

…Путешественник начал свой рассказ:

— Это было в самый разгар нашего похода. Подошёл ко мне проводник и говорит: «Придётся на некоторые время задержаться». — «Почему? Что-нибудь случилось?»

— А действительно что-нибудь случилось? — не выдержал один из слушавших путешественника.

— Сейчас скажу.

Если слушатель не перебивает рассказчика, то диалог, приводимый в рассказе, можно оформить тоже двояким способом: или посредством тире с абзацев, или в подбор, причем в этом случае реплики заключаются в кавычки и разделяются знаком тире. Ср.:

а) …Путешественник начал свой рассказ:

— Это было в самый разгар нашего похода. Подошёл ко мне проводник и говорит:

— Придётся на некоторое время задержаться.

— Почему? Что-нибудь случилось?

— В горах произошёл обвал.

— Имеются какие-нибудь неприятные последствия?

— Подробности выясню. Но уже сейчас известно, что есть жертвы. Присутствующие внимательно слушали рассказ путешественника.

б) …Путешественник начал свой рассказ:

— Это было в самый разгар нашего похода. Подошёл ко мне провод ник и говорит: «Придётся на некоторое время задержаться». — «Почему? Что-нибудь случилось?» — «В горах произошёл обвал». — «Имеются какие-нибудь неприятные последствия?» — «Подробности выясню. Но уже сейчас известно, что есть жертвы».

Присутствующие внимательно слушали рассказ путешественника.

Если диалог, приводимый в реплике, сопровождается авторскими словами, то он дается в подбор и выделяется кавычками:

Бальзаминов. …Они смотрят да улыбаются, а я из себя влюблённого представляю. Только один раз мы встречаемся с Лукьян Лукьянычем (я ещё его не знал тогда), он и говорит: «За кем вы здесь волочитесь?» Я говорю: «Я за старшей». А и сказал так наобум… (Остр.)

6. Если прямая речь, передающая невысказанные мысли, дается после авторских слов, то она не выделяется с абзаца:

Всё шло спокойно. Неожиданно он спохватился и подумал: «А нет ли здесь какого-нибудь подвоха?»

Но если авторские слова стоят в середине или в конце такой прямой речи, то она дается с абзаца; ср.:

а) Всё шло спокойно.

«А нет ли здесь, — подумал он, — какого-нибудь подвоха?»

б) Всё шло спокойно.

«А нет ли здесь какого-нибудь подвоха?» — подумал он.

7. Если передается длинный рассказ со многими абзацами, то тире ставится только перед первым абзацем (ни перед промежуточными абзацами, ни перед последним тире не ставится):

— Работа нашей экспедиции проходила так, — начал свой рассказ учёный-геолог. — Был разработан подробный план, намечены маршруты.. [Продолжает рассказ.]

Таковы предварительные результаты экспедиции.

litresp.ru

Знаки препинания при прямой речи

Прямая речь – это чьё-либо высказывание, дословно введённое в авторскую речь. Прямая речь требует от пишущего правильной постановки знаков препинания в каждом конкретном случае.

Так, прямую речь мы можем оформлять двумя способами – либо «в строчку», либо с «новой» строки; от этого зависит набор знаков препинания – кавычки, тире и запятые (многоточие, вопросительный и восклицательный знаки и их комбинации) в первом случае, тире и запятые (многоточие, вопросительный и восклицательный знаки и их комбинации) во втором.

Постановка знаков препинания при прямой речи зависит не только от способа оформления, но и от взаимного расположения слов автора и непосредственно прямой речи. Рассмотрим традиционные схемы прямой речи.

А: «П». А: «П!». А: «П?».

«П», – а. «П!» – а. «П?» – а.

«П, – а, – п». «П, – а. – П». «П! – а. – П». «П? – а. – П».

С трудностями при постановке знаков препинания в предложениях с прямой речью мы сталкиваемся в двух случаях:

1. при использовании в предложении двух глаголов говорения (второй со значением добавления, присоединения):

«Не сердись, – повторил он шепотом и добавил: – Плакать тоже не надо».

!!! в таком случае после второго глагола мы ставим двоеточие и тире.

 2. при оформлении диалога одним из способов:

– Спешишь?

– Спешу.

– А нам что делать? – проворчал Олег.

– Ждать! – прошептал Петр.

!!! Реплика каждого лица начинается с новой строки, перед нею – тире.

«Здорово, парнище» – «Ступай себе мимо» – «Уж больно ты грозен, как я погляжу».

!!! Речь каждого лица берется в кавычки и отделяется от речи другого тире.

Успешного изучения русской пунктуации!

© blog.tutoronline.ru, при полном или частичном копировании материала ссылка на первоисточник обязательна.

blog.tutoronline.ru

§ 221. Знаки препинания при прямой речи — Большие уроки — Эвенгус

§ 221

§ 220. Понятие о прямой и косвенной речи § 222. Обращение прямой речи в косвенную

Знаки препинания при прямой речи в эвенкийском языке те же, что и в русском языке, а именно:

1. Для выделения прямой речи употребляются кавычки.

Этыркэн, агила эмэксэ, дягдаканмэ ичэрэн, тадук гунэн: «Эр ая мокан, минду надэчи одян». Старик, придя в тайгу, увидел сосенку, сказал: «Вот хорошее деревцо, мне понадобится».

Если предложение с прямой речью начинается словами автора, которые обычно заканчиваются глаголом с двоеточием, то после прямой речи глагол может повторяться в конце предложения, как бы замыкая прямую речь.

Хунадин, тогово иладяна, гундерэн: «Си экэл гороло гиркура», — гундерэн. Дочь его, огонь зажигая, говорит: «Ты не ходи далеко», — говорит. Тар бэе турэчиливки: «Со омолгичан, эр си эва гэлэктэденни? Энинни иду бисин? Улгучэкэл!» — турэчиливки.Тот человек говорит (держит речь): «Смелый парнишка, ты что это ищешь? Где твоя мать? Расскажи!» — говорит.

2. После слов автора перед началом прямой речи ставится двоеточие. Первое слово прямой речи пишется с большой буквы.

Акиндыгу тэпкэсинэн: «Ивуль, эмэкэл!» Старший брат закричал: «Ивуль, иди!» Би гуним: «Тэгэми упкат клубтулэ эмэкэллу!»Я сказал: «Завтра все в клуб приходите!» Нуӈартын эриллэ: «Дяпкалла агкэл!» Они стали звать: «Пристань к берегу!» Нуӈан ханӈуктаран: «Си эр бэевэ саденни?» Он спросил: «Ты этого человека знаешь?»

3. После прямой речи перед словами автора могут стоять различные знаки: запятая, восклицательный знак, многоточие. После любого из этих знаков ставится тире. Слова автора после прямой речи пишутся с маленькой буквы.

«Эбэй! Экунди-ка би олом?!» — дялдуви гунэн бэюмимни. «Вот так так! Чего это я испугался?!» — подумал охотник. «Си ая бэе бисинни!» — гуним. «Ты хороший человек!» — сказал я. «Экэл ӈэнэрэ, иӈинипчу оран», — гунэн энинин. «Не ходи, холодно стало», — сказала его мать.

4. Если слова автора находятся в середине прямой речи, то они выделяются в следующих случаях:

  1. Слова автора выделяются с обеих сторон запятой или тире, если на месте разрыва прямой речи не должно быть никакого знака или должны были бы стоять знаки: запятая, точка с запятой, двоеточие или тире. Первое слово второй части прямой речи пишется с маленькой буквы.

    «Эмэгин, — гунэн акиндыгу, — би нуӈандун бэлэтчэм». «Пусть придёт, — сказал старший брат, — я ему помогу». «Эр силавунма ичэткэл, — гунэн сониӈ, — би асиним». «За этим вертелом смотри, — сказал богатырь, — я спать лягу».

  2. Если на месте разрыва прямой речи должна была бы стоять точка, то после прямой речи перед словами автора ставится запятая и тире, а после слов автора точка и тире. Первое слово второй части прямой речи в этом случае начинается с большой буквы.

    «Адегин, — гунэн асаткан. — Би этэм горово сэриврэ». «Пусть спит, — сказала девочка. — Я долго не буду будить».«Минду ая дяв бисин, — дялдадячав. — Тэгэми бирава солоки дяврадяӈав». «Хорошая лодка у меня есть, — подумал я. — Завтра поеду на лодке вверх по реке».

  3. Если на месте разрыва прямой речи должен был бы стоять восклицательный или вопросительный знак, то после прямой речи перед словами автора ставится этот знак, а после слов автора точка и тире. Первое слово второй части прямой речи начинается с большой буквы.

    «Он би синнун бакалдыдям? — ханӈуктам би. — Тыматнэ унэ дюдукви юдеӈэв». «Как я с тобой встречусь? — спросил я. — Утром я рано уйду из дома». «Минэ гакаллу! — эечиллэн Иван. — Бу упкатва ичэмудеӈэв». «Меня возьмите! — стал просить Иван. — Я всё хочу увидеть».

5. Отдельные подлинные слова другого лица, включённые в текст в качестве членов предложения, выделяются только кавычками.

Нуӈан мунду горово «иргиӈэвэ» улгучэндечэн. Он долго рассказывал нам про «приёмыша». Эр «эмэмэктэ» сэвдепчу бэркэ бэеткэн бичэн. Этот «новичок» был весёлый ловкий мальчик.

6. При записи диалога в строку речь каждого собеседника заключается в кавычки и отделяется от речи другого лица при помощи тире.

Пример: «Дорово, этыркэн. Идук эмэденни?» — «Городтук, купецтук».— «Эва-ка синду купец бурэн?» — Мурин дылдынман золотово». «Здравствуй, старик. Откуда идёшь?» — «Из города, от купца». — «Что тебе купец дал?» — «Кусок золота с конскую голову».

7. Если речь каждого собеседника начинается с новой строки, то перед ней ставится тире, а кавычки не ставятся.

— Дорово, атыркан! Минду эя-вал девдэв букэл.— Здравствуй, старушка! Дай-ка мне что-нибудь поесть.

Атыркан гунэн:Старуха сказала:

— Тала, хутэ, тыпкэнду лококол.— Там, сынок, на гвоздике повесь.

— Куйки-гу си бисинни, эчэс гуннэвэв долдытчара?— Аль ты глуха, что не слышишь?

— Иду гэлэнни, таду-да анӈэтчэкэл.— Где хочешь, там и ночуй.

— Э, сагды!— Эх, старая!

Упражнение 169

Объясните расстановку знаков препинания при прямой речи.

1. Агиду улгучэндечэтын: «Катэнӈнаду хэгдылвэ гулэлвэ очатын. Тала кэтэ аичимнил, алагумнил хавалдяра». Тадук Алгавулдула алагумни эмэрэн. «Хутэчи бисинни?» — ханӈуктаран нуӈан. «Дюр омолгичи, дюр асаткачи бисим», — гунэн Алгавул. «Катэнӈнала, таткиттула ӈэнэвкэл, — гунэн Алгавултыки алагумни. — Тадук городтула ӈэнэдеӈэтын, алагувдавэр. Агила мучуми, савкал илэл бидеӈэтын».

2. Семён дагадув тэгэчэн, улгучэлчэн: «Куӈакарвун таткичилду эвэдыт алагувдявкил. Дюлавэр эмэми, книгалва таӈдявкил».

3. Аминтыкиви туксасиндяна, Лёня тэпкэрэн: — Ама, пароход дагамадяран! — Эда тэпкэденни! — тыкуллан аминин. — ӈи синтыки гунэн дагамадяриван? — Радио. Мэнни долчатнакэл! Би тэдет долдычав!

4. Уркэ тыӈнавча бичэн: нуӈан киӈгилбуран, нуӈандун уркэвэ нирэ. — Авдотья Семионовна эду бидерэн? — нуӈан ханӈуктаран. — Эду, — илмакта аси гунэн, — эда синду нуӈан гэлэвдерэн? Хэривчэмни, эя-да энэ гундерэ, ирэн гулэлэ. — Экэл ӈэнэрэ, экэл ӈэнэрэ! — екэчиллэн аси.— Авдотья Семионовнаду матал бидерэ. Хэривчэмни, энэ долчатчара, часки ӈэнэдечэн. Сиӈнигды хэривчэмни! Окин-да нуӈан таргачинди аят хунатви эчэн ичэрэ. — ӈи тала? — хунадин ханӈуктаран, энэ дылви угиррэ.

5. Нуӈан бэедук ханӈуктаран: — Си этэечимни бисинни? — Эчэв, — иӈиндук сичэт дылгандиви бэе гунэн. — Эва-ка эду одянни? — нуӈан ханӈуктаран. — Этэечиссэдем. — Пэктырэвунни тэвувчэ? — Тэвувчэ, — бэе гунэн. — Дробь-ка минду ачин, тарит би турукэт тэвчэв.

§ 222. Обращение прямой речи в косвенную →

evengus.ru