Культурные нормы и культурные ценности. Примеры культурные ценности


Культура и культурные ценности - это что такое? :: SYL.ru

Сегодня стало модно говорить о культуре. Некоторые утверждают, что общество год от года ее теряет, некоторые, наоборот, доказывают, что культура перерождается и становится все более многогранной. Так ли это? Давайте разберемся, что это - культурные ценности, и попробуем ответить на вопрос о том что же с ними происходит.

Что такое культура

На латыни слово "cultura" изначально обозначало "возделывание". Как же так получилось, что со временем термин поменял смысл? На самом же деле значение слова "культура" осталось тем же. Воспитание, развитие и образование – это и есть возделывание человеческой души.

Именно культура помогла человеку перейти из первобытного общинного племени сначала к аграрной, а впоследствии и к культурной революции. Сегодня понятие включает в себя различные области деятельности человека, являясь совокупностью навыков, умений и продуктов самовыражения. Культурные ценности – это неотъемлемая часть жизни общества. Давайте поближе с ними познакомимся.

Культурные ценности - что это?

Как ни странно, но трактовать это понятие можно по-разному. Первый вариант: культурные ценности – это нравственные и моральные устои человека. Именно по устоявшимся образцам поведения человек живет и думает. А вот когда эти границы моральных норм нарушаются, человек автоматически признается некультурным. Причем ему-то это никак жить не мешает, а вот окружающих порой может шокировать.

Второй вариант трактовки самый популярный. Культурные ценности – это здания, картины, объекты, технологии и предметы. Все то, что можно увидеть или понять. Все эти знания и материальный продукт деятельности человека помогли нашему обществу совершить быстрый скачок в своем развитии.

Третий вариант значения культурный ценностей – это продукт деятельности человека, который скрыт от нашего взгляда в головах людей. Сюда относятся знания, наука, навыки и научные ценности.

Ну и последняя трактовка культурных ценностей общества – это языки, традиции, ремесла, фольклор. Все то, благодаря чему мы и считаем себя цивилизованным обществом с богатой историей.

У различных стран одинаковые или разные культурные ценности?

Если посмотреть на трактовку самого термина, все становится понятно. Каждая страна имеет свою историю, свод законов и, как следствие, уникальную культуру. Соответственно, и ценности везде будут разными. Почему так произошло? Страны развивались в различных условиях, и религии в них были тоже разными.

А ведь именно верования человека и составляют огромный пласт культуры. Наша страна долгое время была языческой, и это не могло не отразиться на современном обществе. Русских много веков считали варварами, и сейчас такое же мнение у иностранцев, которые никогда не были в нашей стране, а только по выпускам новостей о ней знают.

Но это не означает, что у наших предков не было культуры. Языческая вера требовала не только строгого подчинения богам, но и создания капищ, тотемов и памятников. И когда на смену политеизму пришел монотеизм, люди не отказались от своего наследия. Они просто переделали византийскую веру, адаптировав ее под нашу страну. Таким образом и получилось, что в процессе различных эволюций и революций менялись люди и их сознание.

Культурные нормы – это что?

Обычно этим понятием обозначаются стандарты поведения. Причем, как и культурные ценности народов, нормы во всех странах разные. Выражаются они в виде наград и наказаний, регулируются государством. В нашей стране культурные нормы действуют не просто на словах. Они записаны в Конституции, которая в разумных пределах ограничивает права человека. Но в то же время она дает ему максимальную свободу действий в рамках разумного. В случае несоблюдения культурных норм человека ждет регламентированное наказание. Во все времена оно было разным: ссылки, казни, заключение. Да и в наше время всеми этими способами пользуются, разве что на смертную казнь в нашей стране действует мораторий. Чего не скажешь о более свободных странах, например США.

Культурные ценности человека

На земле много народов и национальностей. Каждый отдельно взятый человек обладает набором культурных ценностей и норм. Какие же они у него? Понятно, что в каждой стране свое понятие о культуре, но большинство ценностей все же схожи:

  • Стремление познать свою историю и понять суть происходящего с нами и нашей родиной. Эта ценность под названием "любовь к Отчизне" закладывается в каждого человека. Ведь только личность, которая знает свою историю, может создавать будущие страны.
  • Знание особенностей национального творчества. Фольклор, ремесла, традиции и обычаи редко изучают в школе. Эти знания человеку даются в семье. И только благодаря им человек может лучше познать, кто он есть и что делает в этом мире.
  • Религия является одной из основных культурных ценностей человека. Именно она устанавливает неписаные правила, не регламентированные конституцией, по которым стоит жить всем людям.

Культурные ценности государства

Граждане одной страны представляют единую группу, которую объединяет общая история и общее будущие. Ценности всего общества в целом включают в себя культурные нормы каждого отдельно взятого человека. А в чем же тогда разница? В глобальности мышления. Правители стран могут менять культурные ценности, если захотят. Но к таким переменам народ относится очень плохо, поэтому они происходят нечасто.

Главная задача любого государства – сохранить и приумножить культурные ценности. То есть оно должно помогать талантливым людям самореализоваться, ученым - делать открытия, а архитекторам - строить здания. Сегодня нематериальные культурные ценности отходят на второй план, а на первый как раз и выходит продукт деятельности людей, который приносит какую-то пользу обществу и государству.

Как защищают культурные ценности

Сегодня многие государства обеспокоены все увеличивающимся ростом вандализма. Именно поэтому многие из них объединились и поставили перед собой цель защитить культурные ценности. Таким образом, было принято решение охранять здания, картины, скульптуры. Да, это большая часть наследия любой страны. Именно по этим памятникам, дошедшим до нашего времени, можно судить о том, как жили наши предки.

Но ведь культура – это не только материальные ценности. Под этим термином понимается и наш менталитет и язык. И мало кто следит за чистотой своей речи. Сегодня в русском языке так много сленга, что говорить о культуре языка сложно. Это относится и к религии. Если церкви, мечети и другие религиозные сооружения охраняются и, как следствие, сохраняются, то вот сама вера изменяется год от года.

Перспектива развития культурных ценностей

Как уже писалось выше, мир не стоит на месте. Культура и культурные ценности меняются и преобразовываются. Но не стоит об этом сожалеть. Это естественный этап развития. Нужно верить, что все происходящее всегда к лучшему. Конечно, это не значит, что нужно своими собственными руками убивать памятники культуры прошлых веков.

Хотя иногда можно сильно удивиться, смотря, как быстро стрит-арт стали считать искусством. Это неплохо, когда художники расписывают серые скучные дома, но вот когда творить начинают на церквях или памятниках, бросает в дрожь. Чтобы этого не происходило, каждый человек должен понимать грань дозволенного и через нее не переступать.

Культурные ценности поколения XXI века в основном расположены в сети. Поэтому сложно представить, как в будущем будет происходить сбор, систематизация и сохранение такого вида творчества. Возможно, создадутся отдельные сервера, где будут храниться картины художников, песни и кинофильмы, именно они и станут перерождением современных музеев.

www.syl.ru

КУЛЬТУРНЫЕ ЦЕННОСТИ - это... Что такое КУЛЬТУРНЫЕ ЦЕННОСТИ?

 КУЛЬТУРНЫЕ ЦЕННОСТИ КУЛЬТУРНЫЕ ЦЕННОСТИ - по определению Основ законодательства Российской Федерации о культуре от 9 октября 1992 г. "нравственные и эстетические идеалы, нормы и образцы поведения, языки, диалекты и говоры, национальные традиции и обычаи, исторические топонимы, фольклор, художественные промыслы и ремесла, произведения культуры и искусства, результаты и методы научных исследований культурной деятельности, имеющие историко-культурную значимость здания,сооружения,предметы и технологии, уникальные в историко-культурном отношении территории и объекты".

Большой юридический словарь. — М.: Инфра-М. А. Я. Сухарев, В. Е. Крутских, А.Я. Сухарева. 2003.

  • КУЛЬТУРНЫЕ БЛАГА
  • КУЛЬТУРНЫЕ ПРАВА ЧЕЛОВЕКА

Смотреть что такое "КУЛЬТУРНЫЕ ЦЕННОСТИ" в других словарях:

  • Культурные ценности — нравственные и эстетические идеалы, нормы и образцы поведения, языки, диалекты и говоры, национальные традиции и обычаи, исторические топонимы, фольклор, художественные промыслы и ремесла, произведения культуры и искусства, результаты и методы… …   Официальная терминология

  • Культурные ценности — по законодательству РФ нравственные и эстетические идеалы; нормы и образцы поведения; языки, диалекты и говоры; национальные традиции и обычаи; топонимы; фольклор; художественные промыслы и ремесла; произведения культуры и искусства; результаты и …   Финансовый словарь

  • КУЛЬТУРНЫЕ ЦЕННОСТИ — 1) нравственные и эстетические идеалы, нормы и образцы поведения, языки, диалекты и говоры, национальные традиции и обычаи, исторические топонимы, фольклор, художественные промыслы и ремесла, произведения культуры и искусства, результаты и методы …   Юридическая энциклопедия

  • Культурные ценности — имущественные ценности светского или религиозного характера, имеющие историческое, художественное, научное или иное культурное значение (произведения искусства, книги, рукописи, архивные материалы, составные части и фрагменты архитектурных,… …   Энциклопедический словарь-справочник руководителя предприятия

  • Культурные ценности — нравственные и эстетические идеалы, нормы и образцы поведения, языки, диалекты и говоры, национальные традиции и обычаи, произведения искусства и культуры, результаты и методы научных исследований культурной деятельности, имеющие историко… …   Энциклопедия культурологии

  • КУЛЬТУРНЫЕ ЦЕННОСТИ — термин 1) Основ законодательства о культуре и 2) Закона РФ о вывозе и ввозе культурных ценностей. 1) Для целей Основ законодательства о культуре культурные ценности нравственные и эстетические идеалы, нормы и образцы поведения, языки, диалекты и… …   Энциклопедия российского и международного налогообложения

  • Культурные ценности — В этой статье отсутствует вступление. Пожалуйста, допишите вводную секцию, кратко раскрывающую тему статьи …   Википедия

  • КУЛЬТУРНЫЕ ЦЕННОСТИ — нравственные и эстетические идеалы, нормы и образцы поведения, языки, диалекты и говоры, национальные традиции и обычаи, исторические топонимы, фольклор, художественные промыслы и ремесла, произведения культуры и искусства, результаты и методы… …   Энциклопедический словарь экономики и права

  • культурные ценности — по определению Основ законодательства Российской Федерации о культуре от 9 октября 1992 г. нравственные и эстетические идеалы, нормы и образцы поведения, языки, диалекты и говоры, национальные традиции и обычаи, исторические топонимы, фольклор,… …   Большой юридический словарь

  • Культурные ценности — нравственные и эстетические идеалы, нормы и образцы поведения, языки, диалекты и говоры, национальные традиции и обычаи, топонимы, фольклор, художественные промыслы и ремесла, произведения культуры и искусства, результаты и методы научных… …   Словарь юридических понятий

dic.academic.ru

"""Сохранение культурных ценностей для личности, государства, для развития общества. Объясни важность этой деятельности"

Для начала надо определить - что такое культурные ценности? Что подпадает под это определение? Культурные ценности - это то, что произведено людьми и является частью общей культуры - например, картины, книги, художественные тексты и отдельные книги мыслителей, мемуары, архитектура и отдельные здания, кинофильмы, скульптуры, отдельные произведения искусства.. . Культура в целом - это то, что воспитывает человека, создаёт морально-нравственные и этические нормы и критерии. Именно поэтому особенно важной частью государственной и гражданской деятельности является сохранение культуры и культурных ценностей в целом. С этой целью создаются музеи, парковые ансамбли, библиотеки, художественные галереи.. . Предназначение всех этих мест - сохранение культурных ценностей для народа и будущих поколений. Самый яркий пример сохранения культурных ценностей в России - Санкт-Петербургский грандиозный комплекс парков, дворцов, скульптур, фонтанов и музеев - Петергоф. Важность же деятельности по сохранению культурных ценностей - очень огромная - ведь, сохраняя культурные ценности - литературные, художественные, архитектурные, музыкальные, кинематографические и многие другие - мы сохраняем все культурные наработки предыдущих поколений - сохраняем для того, чтобы это огромное культурное наследие навсегда осталось с нами, служило культурным, нравственным и духовным ориентиром в жизни будущих поколений Одно из важнейших свидетельств прогресса культуры — развитие понимания культурных ценностей, умение их беречь, накоплять, воспринимать их эстетическую ценность. Вся история развития человеческой культуры есть история не только постепенного созидания новых, но и обнаружение старых культурных ценностей. Уважение к своей культуре обязательно для каждого грамотного человека, но так же обязательно уважение и к культуре других народов. Нельзя уважать себя, не уважая соседа, нельзя уважать соседа, не уважая себя.

touch.otvet.mail.ru

Культурные нормы и культурные ценности

 

Сущность культурных ценностей и их место в межкультурной коммуникации.С раннего детства каждый ребенок овладевает родным языком и усваивает культуру, к которой принадлежит. Это происходит в процессе общения с близкими и незнакомыми людьми, в домашней среде, с помощью вербальных и невербальных способов общения. В повседневной житейской практике человек сам определяет для себя полезность или вредность различных предметов и явлений окружающего мира с точки зрения добра и зла, истины и заблуждения, справедливого и несправедливого. Категория ценности образуется в человеческом сознании путем сравнения разных явлений. Осмысливая мир, человек решает для себя, что для него представляется важным в жизни, а что нет, что существенно, а что несущественно, без чего он может обойтись, а … без чего нет. В результате этого формируется его ценностное отношение к миру, в соответствии с которым все предметы и явления рассматриваются им по критерию важности и пригодности для его жизни. Каждый объект получает свою оценку и представляет определенную ценность, на основании которой складывается соответствующее к нему отношение. В результате формируется общее ценностное отношение человека к миру, при котором те или иные явления жизни людей имеют для них определенный смысл и значимость.

Роль ценностей в жизни как отдельного индивида, так и общества в целом чрезвычайно велика. В соответствии с ними происходит отбор информации в процессе общения, устанавливаются социальные отношения, формируются аффекты (эмоции и чувства), навыки взаимодействия и т.д. Таким образом, ценность не есть вещь, а есть отношение к вещи, явлению, событию, процессу и т.п. Ценности имеют огромное значение в любой культуре, поскольку определяют отношения человека с природой, социумом, ближайшим окружением и самим собой. Исходя из такого понимания К. Клакхон и Ф. Стродбек определили ценности как «сложные, определенным образом сгруппированные принципы, придающие стройность и направленность разнообразным мотивам человеческого мышления и деятельности в ходе решения общих человеческих проблем» (Kluckhon С., Strodbeck F.; 157).

В человеческом сознании существует одновременно множество ценностей, поэтому вполне оправданно говорить о системе ценностей, поскольку ценности существуют не хаотично, они определенным образом упорядочены по отношению друг к другу. Осваивая ценности окружающего мира, человек опирается на устоявшиеся в его культуре традиции, нормы, обычаи и постепенно формирует систему основополагающих и общепринятых ценностей, служащих ему руководством в жизни. На этой основе в каждой культуре складывается своя система ценностей, отражающая ее специфическое положение в мире. Система ценностей обыкновенно представляет собой иерархию, в которой ценности располагаются по нарастающей значимости. Благодаря этой системе обеспечиваются целостность данной культуры, ее неповторимый облик, необходимая степень порядка и предсказуемости.

Если рассматривать ценность как значимость чего-либо для человека и общества, то это понятие наполняется субъективным содержанием, поскольку в мире нет явлений, в равной степени значимых для всех людей без исключения. Существуют ценности личного характера, ценности, присущие определенному полу или возрасту, ценности каких-либо больших и малых групп людей, различных эпох и государств и так далее, вплоть до общечеловеческих. По этой причине в науке принято все культурные ценности систематизировать на две основные группы. Во-первых, это совокупность выдающихся произведений интеллектуального, художественного и религиозного творчества. В эту группу включаются также выдающиеся архитектурные сооружения, уникальные произведения ремесла, археологические и этнографические раритеты. Во-вторых, к числу культурных ценностей были отнесены оправдавшие себя и доказавшие на практике свою эффективность принципы совместного сосуществования людей: нравы, обычаи, стереотипы поведения и сознания, оценки, мнения, интерпретации и пр., которые ведут к интеграции общества, к росту взаимопонимания между людьми, их комплиментарности, солидарности, взаимопомощи и т.д. Обе группы культурных ценностей на практике составляют «ядро» любой культуры и определяют ее неповторимый характер.

В процессе межкультурных контактов обнаруживается огромная разница между тем, как воспринимаются одни и те же ценности людьми разных культур. Среди громадного числа разнообразных восприятии, тем не менее, можно выделить группу таких, которые совпадают и по характеру оценок, и по содержанию. Такого рода ценности получили название универсальных, или общечеловеческих. Их универсальный характер обусловливается тем, что основные черты таких ценностей базируются на биологической природе человека и на всеобщих свойствах социального взаимодействия. Так, например, нет ни одной культуры в мире, где оценивалось бы положительно убийство, ложь и воровство. В каждой культуре существуют лишь свои границы терпимости этих явлений, но общая их негативная оценка однозначна.

загрузка…

Рассмотрение культуры как системы ценностей логично ставит вопрос о формах их существования и сферах распространения. В культурной антропологии принято выделять четыре основные сферы культурных ценностей: быт, идеологию, религию и художественную культуру. В контексте межкультурной коммуникации из этих сфер наиболее важное значение имеет сфера быта, представляющая собой исторически первую сферу возникновения и существования культурных ценностей.

Несмотря на наличие идеологии, религии и искусства бытовая культура и сегодня остается основополагающей для формирования личности, поскольку это формирование начинается еще в детстве, когда человек не способен к освоению культурных ценностей идеологии, религии и искусства. Специфика бытовой культуры состоит в том, что она вырабатывает те ценности, которые имеют основополагающее значение для межкультурной коммуникации. Именно быт является хранителем исторической памяти культуры, поскольку он значительно устойчивее идеологии и религии и изменяется гораздо медленнее, чем они. Поэтому именно бытовая культура в большей степени содержит в себе ценности «вечные», общечеловеческие и этнические. Кроме того, именно бытовые ценности являются основой существования идеологии, религии и искусства. Нормы и ценности бытовой культуры являются самодостаточными. Это значит, что, пользуясь только ценностями бытовой культуры, человек может иметь устойчивые ориентиры для жизни в условиях соответствующей культуры. Дополнительное значение бытовой культуре при межкультурной коммуникации придает ее стихийный характер. Ценности бытовой культуры рождаются в процессе житейской практики и имеют утилитарную направленность. Поэтому они не нуждаются в обосновании и доказательстве, носители данной культуры воспринимают их как естественные и само собой разумеющиеся. Их оказывается вполне достаточно для приобщения человека к культуре.

Культурные ценности, как уже было отмечено, в жизни каждого человека имеют разное значение. Поэтому одни люди являются приверженцами ценностей коллектива, а другие — ценностей индивидуализма. Так, человек в США в первую очередь считает себя индивидом, а уж потом членом социума, в то время как во многих других странах, таких, как Япония, люди в первую очередь считают себя членом социума и только потом индивидом. Когда люди с такими разными ориентациями вступают в общение, особенно деловое, всегда возникают ситуации непонимания. Например, проводя деловые переговоры с японцами, американцы назначают сотрудника, ответственного за их подготовку и ведение, и, если переговоры пройдут успешно, этот сотрудник будет вознагражден. В японской фирме такое невозможно, там царит коллективная ответственность за результаты любого дела. Поэтому в Японии никогда не выделяют кого-либо из общей массы.

Какие ценности имеют для людей важное значение и обладают большим влиянием, а какие не принимаются во внимание — зависит от культуры. Их структура и значимость определяют своеобразие и особенности культуры. Большая часть особенностей собственной культуры, как правило, не осознается и воспринимается как само собой разумеющееся. Осознание ценностей своей культуры наступает лишь при встрече с представителями других культур, когда происходит взаимодействие разных культур и обнаруживаются различия в их ценностных ориентациях. Именно в этих случаях возникают ситуации непонимания, растерянности, бессилия и раздражения, вызывающие чувство обиды, злости, отчуждения, оскорбления.

Исключить ситуации непонимания и добиться положительных итогов в межкультурных контактах возможно лишь с помощью знания особенностей ценностных ориентации партнера. Это знание помогает предсказать его поведение, цели, устремления, желания; оно обеспечивает успех в общении даже с незнакомыми людьми. Например, американский юноша-студент познакомился с арабской девушкой, приехавшей вместе со своим братом учиться в США. Допустим, юноша знает ценности арабского общества, в таком случае он знает, что арабский мужчина считает своим долгом защищать добродетель своей сестры. Во взаимоотношениях с девушкой в его поведении не должно быть и намека на возможный сексуальный контакт. Если же юноша-американец не знает ценностей арабского общества, он и не будет скрывать, что ему нравится девушка, и своими откровенными намеками в присутствии брата непреднамеренно нанесет ему оскорбление.

 

Культурные нормы и их роль в культуре.Жизнь человека в обществе себе подобных всегда подчинена определенным правилам, которые составляют существенную часть его образа жизни. В соответствии с этими правилами любая культура имеет собственное представление о «плохом» и «хорошем» поведении. В каждой культуре формируется система долженствовании и запретов, которые предписывают, как обязан человек поступать в той или иной ситуации, или указывают ни в коем случае чего-то не делать. Все это означает, что общение между людьми облечено в различные формы, подчинено тем или иным условностям и законам. Различные способы человеческого общения также диктуются культурными нормами, которые предписывают, как должны общаться или обращаться друг к другу младшие и старшие по возрасту или чину, мужчины и женщины, законопослушные граждане и преступники, туземцы и иностранцы и т.д. При этом зачастую официальные законы играют меньшую общественную роль, чем правила и запреты, сложившиеся в значительной мере стихийно.

Практически с самого начала культурной деятельности человека возникает потребность в регулировании его поведения и общения с другими людьми. Необходимость этого вызвана тем, что материальные продукты культуры, которые создаются людьми, лишь показывают границы их возможностей, но они не определяют, как должны действовать люди в различных отношениях между собой. Поэтому вместе с созданием ценностей культуры стали одновременно формироваться также требования к поведению человека, которые регулировали как распределение этих ценностей, так и разнообразные отношения между людьми. Первоначально они представляли собой правила, регулирующие человеческое поведение, позднее в науке они получили название норм. Изначально нормы служили указателями на то, где, как, когда и что должны были делать люди в повседневной жизни. Различные нормы имели разную степень влияния и значения в поведении людей, и те из них, которые приобретали наибольшее влияние, становились общепринятыми.

На протяжении всей истории человечества различными культурами было создано огромное количество самых разнообразных , норм поведения и общения. В зависимости от способа, характера, цели, сферы применения, границ распространения, строгости исполнения все многообразие поведенческих норм было разделено на следующие виды: традиции, обычаи, обряды, законы, нравы.

Одним из первых регуляторов человеческого поведения стали нравы, которые были предназначены регулировать повседневное поведение людей, способы реализации ценностей, оценивать различные формы их отношений и т.д. Из всех культурных норм нравы являются наиболее подвижными и динамичными, поскольку призваны регулировать текущие события и поступки. Нравы — это моральные оценки допустимости тех или иных форм как собственного поведения, так и поведения других людей. Под действие этого вида культурных норм попадают такие формы поведения, которые бытуют в данном обществе и могут быть подвергнуты нравственной оценке. В силу такого своего характера нравы не предполагают немедленного их практического исполнения, а ответственность за их нарушение в целом значительно меньше, чем во всех других нормах. Эта ответственность носит относительный характер, поскольку наказание за нарушение нравов может быть разным — от неодобрительных взглядов до смертной казни, но наиболее распространенным наказанием в этом случае является устное порицание. Например, если вы громко чавкаете во время обеда в обществе, то, возможно, в вашу сторону будут направлены лишь неодобрительные взгляды людей, которые вас слышат. Но в некоторых культурах, наоборот, считается нормой «потягивать» свой суп, и эта манера не вызывает никаких реакций окружающих.

Среди других видов культурных норм наиболее распространенными и влиятельными являются обычаи — общепринятые образцы действий, предписывающие правила поведения для представителей одной культуры. Влияние обычаев, главным образом, распространяется на область частной жизни людей. По своему назначению они призваны регулировать взаимоотношения и коммуникации внешнего характера, то есть отношения с близкими и дальними родственниками, со знакомыми и соседями, публичное поведение человека за пределами собственного дома, бытовой этикет со знакомыми и незнакомыми людьми и др.

Регулятивная роль обычаев заключается в том, что они предписывают строго установленное поведение в определенных ситуациях. Обычаи возникли в незапамятные времена как традиционные формы поведения, благодаря которым обеспечивалась культурная стабильность. В такой их роли было заинтересовано все общество, и оно стремилось их сохранять и культивировать. Поэтому многие обычаи оставались на протяжении веков неизменными.

В каждой культуре формируется своя система обычаев, распространяющаяся на все стороны повседневных отношений. Тот или иной обычай всегда связан с соответствующей специфической ситуацией. Поэтому характер и основные черты обычаев соответствуют образу жизни общества и его социально-сословной структуре. По этой причине одинаковые, на первый взгляд, обычаи в разных культурах приобретают совершенно разное содержание. Примерами здесь могут служить различия в разных культурах по отношению к свадебным обрядам и половым контактам.

Свадебный обряд предполагает множество форм проявления. Сегодня в Северной Америке вполне естественной является ситуация, когда молодой человек встречает молодую девушку, они влюбляются и женятся. Несомненно, такая свадьба не является чем-то необычным; во многих государствах нужно свидетельство о браке, и простая церемония бракосочетания неизбежна, но даже по сравнению с другими культурами это — минимум контроля. У многих народов принято, чтобы главы семей заключали договор о браке. Как у древних греков, так и до недавнего времени в Китае, жених и невеста вообще не имели права видеться до свадьбы. В западном обществе с его идеалом романтической любви девушка ужаснулась бы при одной мысли быть проданной будущему мужу, не имея права принимать личного участия в этом решении. В других культурах, напротив, продажа невесты считается нормой: родственники назначают цену за невесту, которую добровольно готова заплатить другая сторона. Согласно обычаям некоторых народов Африки девушка не может выйти на улицу вместе с будущим мужем, прежде чем он не выкупит ее.

Очень разнообразны обычаи и нормы половых отношений. Молодые люди на островах Самоа наслаждаются свободой и вступают в многочисленные половые связи, из которых только одна ведет к браку. Большинство мужского населения Индии так же, как и в некоторых странах Запада, придерживаются двойной морали: девушки и женщины должны оставаться «чистыми», в то время как юноши и мужчины имеют право изменять им. Это распространяется и на жителей острова Самоа, для которых секс — скорее искусство, и на христиан, которые до недавнего времени считали недостойным не только секс, но и брак.

Во время Второй мировой войны среди американских солдат было широко распространено мнение, что английские девушки чрезвычайно доступны. Как ни странно, со своей стороны, английские девушки утверждали, что американские солдаты были слишком страстными. Исследование, в котором приняла участие Маргарет Мид, привело к интересному объяснению этого противоречия. Выяснилось, что отношения между парами — от знакомства до половых отношений — как в Англии, так и в Америке проходят около 30 различных степеней развития, но последовательность этих ступеней в каждой культуре различна. Так, например, в Америке поцелуи происходят довольно рано, где-то на 5-й ступени, а у англичан это происходит намного позднее, где-то на 25-й ступени. Англичанка, которую поцеловал солдат, не чувствовала себя обманутой, т.е. такие отношения интуитивно считала для себя правильными, но она должна была решить, разорвать ли отношения в этот момент или же отдаться партнеру. Если она решалась на последнее, то американец, для которого такая последовательность отношений привычна, расценивал поведение девушки как доступность. Решение такого конфликта в отношениях самими партнерами на практике невозможно, так как подобные культурно обусловленные формы поведения в большей степени неосознанны. В сознании рождается чувство: партнер ведет себя неправильно.

Становление различных регуляторов поведения человека шло одновременно с развитием и усложнением его взаимоотношений с окружающим миром. По мере накопления культурного и социального опыта стали возникать устойчивые формы поведения, которые предписывали наиболее рациональные действия при взаимоотношениях различных групп людей в соответствующих ситуациях. Имеющие рациональный характер и многократно проверенные на практике, они стали передаваться от поколения к поколению, что придало им традиционный характер и породило новый вид культурных норм — традицию. Первоначально это слово обозначало «предание», подчеркивавшее наследственный характер соответствующих культурных явлений. В настоящее время назначение традиций сводится к регуляции межличностных и межгрупповых отношений, а также передаче социального опыта от поколения к поколению. Фактически традиция — это своего рода устные «культурные тексты», аккумулирующие в себе совокупность образцов социального поведения, сложившиеся формы социальной организации, регуляции и коммуникации.

Традиции имеют место в самых разных областях человеческой жизни. Взятые вместе, они представляют собой устойчивую систему поведения человека в самых разных сферах жизни и в разных ситуациях, выполняя при этом свою особую роль. Основной особенностью традиций является акцент на использование таких образцов и моделей поведения, следование которым служит необходимым условием общественной жизни каждого человека. Этот вид социальной регламентации исключает элемент мотивации поведения: нормы, составляющие традицию, должны выполняться автоматически. Представители данной культуры в этом случае должны твердо следовать установившейся модели поведения, основываясь только на интуитивном убеждении, что «так поступали наши предки», «так принято» и т.п.

Автоматическое следование традиции на практике представляет собой простое соблюдение привычных норм и требований к поведению представителей какой-либо культуры. Возьмем для примера процедуру совершения покупок. В европейских странах при покупке товара отношения продавца и покупателя определяются устойчивыми ценами. В редких случаях здесь уместен торг, но он скорее исключение, а не правило. В то же время именно торг является необходимым атрибутом процедуры покупки в арабских странах. Там торговля является одновременно процессом общения между участниками и поэтому превращается в увлекательную и эмоциональную форму коммуникации. Другим примером может служить традиция приглашения на обед друзей и знакомых, которая существует во многих странах Европы и Азии. Однако в Азии сразу после обеда принято попрощаться и уходить. Если кто-то поступает не так, то это значит, что он еще хочет есть. И, напротив, если так поступить в Европе или Северной Америке, то это будет расценено как невоспитанность и неуважение. Такое поведение будет означать, что вы пришли в гости только пообедать.

Разновидностью традиции является обряд, который представляет собой массовое выражение религиозной или бытовой традиции. Его главной отличительной чертой является не избирательность, а массовость, поэтому влияние обрядов не ограничивается какой-то социальной группой, оно относится ко всем носителям данной культуры. Как правило, обряды сопровождают важные моменты человеческой жизни, связанные с рождением, свадьбой, вступлением в новую сферу деятельности, переходом в другую возрастную группу, смертью. Однако наиболее известными и распространенными являются религиозные обряды, особенно связанные с использованием пищи. Достоверно известно, что во многих древних религиях жертвоприношения совершались предметами пищи, а в христианстве обряд причащения совершается хлебом и вином. Это неслучайно. Поскольку еда является первоосновой физического существования человека, то практически в любой культуре она обретает мистическое и символическое значение. На самых ранних стадиях развития культуры процесс потребления пищи значил для человека не только утоление голода, но и приобщение к окружающему миру: так, сила съеденного животного как бы переходила к съевшему его человеку, а злаки и ягоды давали символическое приобщение к силам земли. Подобного рода символические значения и лежат в основе многих религиозных традиций жертвоприношения и таинств.

Наряду с традициями и обычаями неотъемлемой частью культуры любого народа является право, которое представляет собой систему обязательных правил поведения, санкционированных государством и выраженных в определенных нормах. Прообразом права были запреты (табу) в поведении человека. Право представляет собой совместный договор людей о правилах поведения. Эти правила являются общеобязательными для всех, а их исполнение контролируется государством. Действие права распространяется на все сферы общественной жизни: они определяют производство и распределение продуктов между людьми, регулируют отношения между ними, регламентируют контакты и связи между народами.

Своим строго нормативным характером право отличается от обычаев, которые представляют собой распространенную практику поведения, типичные действия, то, что случается по обыкновению. Но, несмотря на характерные различия, право и обычай связаны между собой. Например, по китайскому закону муж имел право в случае смерти жены на повторный брак. Это право фиксировало обычай и поощряло такую практику поведения как нечто обычное и распространенное. Напротив, повторный брак вдовы осуждался конфуцианскими нормами. Считалось, что повторным браком жена лишает душу покойного мужа спокойствия в загробном мире. Но эта норма не стала обычаем, практикой поведения, и повторные браки вдов случались довольно часто.

Сравнительный анализ норм права в разных культурах показывает, что они весьма существенно отличаются у разных народов. В основе этих отличий лежит, как правило, различное понимание справедливости.

Каждый человек в своей жизни стремится к свободе и справедливости, этого же он ожидает и от поведения других людей. И в нормах права он хотел бы видеть прежде всего отражение этих идей. Но сами эти идеи детерминируются как социально-экономическими, так и личностными факторами. В зависимости от комбинации этих факторов формируется различное отношение к нормам права. Так, долгие годы правового произвола в нашей стране привели к утверждению в общественном сознании неверия в действенность таких демократических принципов общественной жизни, как неприкосновенность личности, равенство людей перед законом, справедливость судебного разбирательства и т.д. В силу этих причин правовые нормы стали восприниматься не как целесообразные принципы взаимоотношений людей и устройства общества, а как аппарат репрессий и ограничения свободы. В результате в современном российском обществе мы имеем явление правового нигилизма, при котором нормы права не выполняют своей регулятивной функции, и поэтому страна оказалась в высокой степени криминализирована.

Наконец, вероятно, наиболее важным и значимым регулятором поведения отдельного человека и отношений между людьми является мораль, которая призвана регулировать обыденные отношения людей, их ценностные ориентации, интерпретации различных явлений культуры, правила человеческого поведения и т.п. Необходимость морали как регулятора поведения обусловлена тем, что каждый человек так или иначе ведет себя, совершает какие-либо поступки, действия по отношению к окружающему миру и прежде всего по отношению к другим людям. При этом в его поведении проявляются особенности характера, темперамента, взгляды, вкусы, привычки, эмоции, чувства и т.д. Сопоставляя поведение какого-либо человека с определенными культурными ценностями общества, принято говорить о поведении нормальном либо отклоняющемся. Нормальным считается поведение, соответствующее нормам, которые выработало и которых придерживается данное общество. Оно включает определенные манеры, общепринятые способы общения, обращение с окружающими, которые могут быть подвергнуты нравственной оценке. Так, например, во многих культурах считается недопустимым ходить по улицам нагим, оскорблять старших, бить женщин, обижать слабых, издеваться над инвалидами и т.п.

Таким образом, различные виды культурных норм пронизывают практически все сферы человеческой жизнедеятельности. Их спектр довольно широк — от простых запретов до сложной системы социальных институтов. В процессе развития культуры некоторые из них сами приобрели статус культурных ценностей, а обязательность их исполнения в общественном сознании современного общества воспринимается не только как простая повинность, но и как осознанная необходимость, внутреннее убеждение человека. Нормативные регуляторы могут быть как разрешительными, так и запретительными. Однако с их помощью регулируются, координируются действия отдельных личностей и человеческих групп, вырабатываются оптимальные пути решения конфликтных ситуаций, предлагаются рекомендации для решения разнообразных жизненных вопросов.

refac.ru

Культурные ценности

Количество просмотров публикации Культурные ценности - 283

Роль ценностей в строении и функционировании культуры ни у кого из исследователœей не вызывает сомнений. Более того, чаще всœего культуру как социальный феномен определяют именно через ценностные ориентации. ʼʼКультура есть выявление смысла мира в общности людей, в их практике и в идеалах, разделяемых ими сообщаʼʼ, – указывал в своем Ф. Дюмон.

Следует указать на сложившиеся в философской литературе специфические подходы к определœению ценности: 1) ценность отождествляется с новой идеей, выступающей в качестве индивидуального или социального ориентира; 2) ценность воспринимается как распространенный субъективный образ или представление, имеющее человеческое измерение; 3) ценность синонимизируется с культурно-историческими стандартами; 4) ценность ассоциируется с типом ʼʼдостойногоʼʼ поведения, с конкретным жизненным стилем.

Ценность фиксируется и обозначается через определœенные жизненные представления. Ее содержание раскрывается с помощью конкретного комплекса идей. При этом ценность ни в коей мере не должна быть отождествлена с идеей, ибо между ними пролегает существенное принципиальное различие. Идеи бывают истинными или ложными, научными или религиозными, философскими или мистическими. Что же касается ценностей, то они тоже ориентируют человеческую деятельность в определœенном направлении, однако не всœегда связаны с результатами познания. К примеру, наука утверждает, что всœе люди смертны. Это вовсœе не означает, что каждый индивидуум воспринимает данное неопровержимое суждение как безусловное благо.

Личность далеко не всœегда стремится жить по науке. Напротив, многие с опаской относятся к ее чисто умозрительным рекомендациям, хотят погрузиться в теплый мир мечты, презрев общезначимые реальности. Люди часто ведут себя так, словно они бессмертны. Человек черпает жизненную энергию в том, что по существу противостоит холодному научному постулату. Стало быть, ценность - ϶ᴛᴏ нечто иное, нежели одухотворяющая истина. Наука по своему определœению отдалена от ценностей. Представим себе такую картину. На лужайке пасется ягненок. Вдруг появляется волк и разрывает его на части. Наука, разумеется, способна объяснить, что тут произошло. При этом само это истолкование, по-существу, не затронет вопроса о смысле эпизода. Ученый может сказать, что хищники поедают травоядных, так устроен мир. Размещено на реф.рфПри этом отчего и во имя чего ягненок оказывается жертвой? Увы, такой вопрос не соотнесен с логикой науки как средства объяснения мира. Человек сам определяет, что для него свято, какие святыни ему дороги. При этом многие духовные абсолюты у людей тождественны, одинаковы. О том, что у человека бывают безмерно дорогие для него жизненные установки, знали давно. При этом общепринятого слова, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ закрепляло бы данное понятие, не было. Оно появилось только в XIX в. Незыблемую сокровенную жизненную ориентацию философы называли ценностью. Это и есть то, без чего человек не смыслит полноценной жизни. Исследователи подразумевают под ценностью то, что свято для конкретного человека.

Ценности родились в истории человеческого рода как некие духовные опоры, помогающие человеку устоять перед лицом рока, тяжелых жизненных испытаний. Ценности упорядочивают действительность, вносят в ее осмысление оценочные моменты, отражают иные по сравнению с наукой аспекты окружающей действительности. Οʜᴎ соотносятся не с истиной, а с представлением об идеале, желаемом, нормативном. Ценности придают смысл человеческой жизни.

Неоправданно отождествлять ценность с субъективным образом, с индивидуальным предпочтением, возникающим в противовес аналитическому, всœеобщему суждению. Разумеется, спектр ценностей в любой культуре достаточно широк, но не беспределœен. Человек волен выбирать те или иные ориентации, но это происходит не в результате абсолютного своеволия. Иначе говоря, ценности обусловлены культурным контекстом и содержат в себе некую нормативность. Человек соизмеряет свое поведение с нормой, идеалом, целью, которая выступает в качестве образца, эталона. Понятия ʼʼдоброʼʼ или ʼʼзлоʼʼ, ʼʼпрекрасноеʼʼ или ʼʼбезобразноеʼʼ, ʼʼправедноеʼʼ или ʼʼнеправедноеʼʼ бывают названы ценностями, а связанные с ними взгляды, убеждения людей – ценностными идеями, которые могут оцениваться как приемлемые или неприемлемые, оптимистические или пессимистические, активно-творческие или пассивно-созерцательные. Именно в данном значении те ориентации, которые обусловливают человеческое поведение, называют ценностными. Люди постоянно соизмеряют свои действия со своими целями, общепризнанными нормами.

В истории сталкиваются различные идеалы, абсолюты и святыни. В каждой культуре обнаруживается ее ценностная природа, то есть наличие в ней стойких ценностных ориентаций. К примеру, технократическое сознание предлагает людям следовать социоинженерным рецептам. Общество в целом представляется им грандиозной машиной, где отлажены всœе человеческие связи. При этом люди поступают нередко вопреки этим императивам. Технократы с горечью констатируют: ʼʼЧеловек неуправляем!ʼʼ Многие в связи с этим отказываются рассматривать науку как единственное и всœесильное средство разрешения любых человеческих проблем. Οʜᴎ даже отвергают науку как способ достижения гармонии на путях рационально спроектированного миропорядка.

Ценности также более подвижны, нежели культурно-исторические стандарты. В рамках одной культуры может произойти смена ценностных ориентаций. Американский культуролог Д. Белл в работе ʼʼКультурные противоречия капитализмаʼʼ показал, что на протяжении исторической судьбы капиталистической формации радикально менялись ценностные ориентации от протестантской этики до модернизма, то есть совокупности новых жизненно-практических установок.

Ценность выражает человеческое измерение культуры, воплощает в себе отношение к формам человеческого бытия, человеческого существования. Она как бы стягивает всœе духовное многообразие к разуму, чувствам и воле человека. Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, ценность - ϶ᴛᴏ не только ʼʼосознанноеʼʼ, но и жизненно, экзистенциально прочувствованное бытие. Она характеризует человеческое измерение общественного сознания, поскольку пропущена через личность, через ее внутренний мир.

Бурное отвержение традиционных ценностей, нарождение новых ориентаций усиливает меру ответственности человека. Поляризация ценностей ставит его в положение выбора собственных жизненных установок. Мы, скажем, живем в эпоху решительной ломки вековых ценностных ориентаций. Протестантская этика в прошлом рассматривала труд как потребность, как смысл и содержание всœей человеческой жизни. Сегодня во многих странах говорят о крушении этики труда. Возвеличивание семейных добродетелœей сменилось сексуальной революцией. Представление о прогрессе замещается апокалипсическими сюжетами.

Существуют ли вечные ценности? Столь важные культурные императивы как справедливость, сосуществование, сотрудничество, мир и свобода лежали в базе человеческих действий на протяжении всœей истории. Без них человечество не было бы тем, чем оно является. Эти ценности сохраняют в себе статус всœечеловеческого. Святость жизни, достоинство свободы, величие любви, лучезарность истины, немеркнущий свет красоты, неиссякаемый исток добра. Истина, Добро, Красота. Вера, Надежда, Любовь. В этих двух триадах испокон веков воплощалась идея высших духовных ценностей человека. В трудах многих выдающихся мыслителœей понятие культуры раскрывается в терминах классической философской традиции, а именно Истины, Добра и Красоты. В разное время эти универсальные ценности могут восприниматься внутри конкретной иерархии. У древних мыслителœей в триединстве Истины, Добра и Красоты на первом месте было Добро, в Новое время –Истина. Ф.М. Достоевский устами одного из своих персонажей возвестил: ʼʼКрасота спасет мирʼʼ. Красота в иерархии ценностей нашего времени господствует и у Н.К. Рериха.

При этом определить статус универсальных ценностей не так-то просто. Возьмем, к примеру, ценность жизни. Кажется, ее истолкование как святыни бесспорно. Ведь если нет земного существования, остальные ценности утрачивают свою непреложность. Человечество не сможет продлить собственное бытие, в случае если оно перестанет воспринимать жизнь как суперценность. Интуиция подсказывает: бессмертие отнюдь не универсальное благо. У истоков человеческого бесконечность жизни вовсœе не оценивалась как безусловная ценность. Ф. Энгельс, к примеру, подчеркивал, что представление о бессмертии на определœенной стадии развития человечества оборачивалось неотвратимостью судьбы. Довольно часто оно не только не утешало, а, напротив, воспринималось как настоящее несчастье. Или обратимся к такой святыне, как свобода. Издревле человека, который стремился обрести свободу, казнили, подвергали изощренным пыткам, предавали проклятиям. Но никакие кары и преследования не могли погасить свободолюбие. Сладкий миг свободы нередко оценивался дороже жизни. На алтарь свободы брошены бесчисленные жертвы. И вдруг обнаруживается: свобода вовсœе не благо, а, скорее жестокое испытание, связанное с бременем ответственности. Наверное, прав бессмертный Гете: ʼʼСвободен только первый шаг, но мы рабы другого…ʼʼ Мы видим, что, казалось бы, универсальные ценности на самом делœе обнаруживают свою ограниченность в контексте человеческой истории.

Вместе с тем, мы должны утверждать: универсальные общечеловеческие ценности существуют. При этом природа сложна, противоречива. Вот почему на протяжении человеческой истории они нередко оспаривались. Общечеловеческие ценности предполагают, прежде всœего, осмысление единства человеческого рода. Нет таких святынь, которые почитались бы во всœе времена. При этом есть такие абсолюты, которые значимы для всœего человеческого рода, без них единство человечества не было бы столь тотальным. Христианство совершило колоссальный переворот в осмыслении универсальных связей, провозгласив заповедь: ʼʼВозлюби ближнего своего, как самого себяʼʼ. Отныне каждый человек сопричастен другому, между людьми укрепляется всœелœенская близость, основанная на единой принадлежности к человеческому роду. Общечеловеческие ценности предполагают сохранение совокупного духовного опыта.

referatwork.ru

КУЛЬТУРНЫЕ ЦЕННОСТИ • Большая российская энциклопедия

  • В книжной версии

    Том 16. Москва, 2010, стр. 320

  • Скопировать библиографическую ссылку:

Авторы: Е. Э. Чуковская

КУЛЬТУ́РНЫЕ ЦЕ́ННОСТИ, иму­ще­ст­вен­ные цен­но­сти ре­ли­ги­оз­но­го или свет­ско­го ха­рак­те­ра, имею­щие ис­то­ри­че­ское, ху­до­же­ст­вен­ное, на­уч­ное или иное куль­тур­ное зна­че­ние: про­из­ве­де­ния ис­кус­ст­ва, кни­ги, ру­ко­пи­си, ин­ку­на­бу­лы, ар­хив­ные ма­те­риа­лы, со­став­ные час­ти и фраг­мен­ты ар­хи­тек­тур­ных, ис­то­ри­че­ских, ху­доже­ст­вен­ных па­мят­ни­ков, а так­же па­мят­ни­ков мо­ну­мен­таль­но­го ис­кус­ст­ва и дру­гие ка­те­го­рии пред­ме­тов.

Впер­вые оп­ре­де­ле­ние К. ц. бы­ло да­но в Га­аг­ской кон­вен­ции о за­щи­те куль­тур­ных цен­но­стей в слу­чае воо­руж. кон­флик­та (1954) – это цен­но­сти дви­жи­мые или не­дви­жи­мые, ко­то­рые име­ют боль­шое зна­че­ние для куль­тур­но­го на­сле­дия ка­ж­до­го на­ро­да.

Пра­во­вой ста­тус К. ц. оп­ре­де­ля­ет­ся ря­дом ме­ж­ду­нар. до­ку­мен­тов. Это Кон­вен­ция о за­щи­те куль­тур­ных цен­но­стей в слу­чае воо­руж. кон­флик­та (1954), Кон­вен­ция о ме­рах, на­прав­лен­ных на за­пре­ще­ние и пре­ду­пре­ж­де­ние не­за­кон­но­го вво­за, вы­во­за и пе­ре­да­чи пра­ва соб­ст­вен­но­сти на куль­тур­ные цен­но­сти (1970), Кон­вен­ция об ох­ра­не все­мир­но­го куль­тур­но­го и при­род­но­го на­сле­дия (1972), Кон­вен­ция УНИДРУА (Меж­ду­нар. ин-т уни­фи­ка­ции част­но­го пра­ва) о по­хи­щен­ных или не­за­кон­но вы­ве­зен­ных куль­тур­ных цен­но­стях (1995) и др.

Сог­лас­но Кон­сти­ту­ции РФ, каж­дый име­ет пра­во на до­ступ к куль­тур­ным цен­но­стям. Каж­дый обя­зан за­бо­тить­ся о со­хра­не­нии ис­то­рич. и куль­тур­но­го на­сле­дия, бе­речь па­мят­ни­ки ис­то­рии и куль­ту­ры (ст. 44). В РФ дейст­ву­ют неск. за­ко­нов и мно­жест­во под­за­кон­ных ак­тов, ре­гу­ли­рую­щих пра­ви­ла ох­ра­ны и обо­ро­та К. ц.: Ос­но­вы за­ко­но­да­тель­ст­ва РФ о куль­ту­ре (1992), За­кон РФ «О вы­во­зе и вво­зе куль­тур­ных цен­но­стей» (1993), фе­де­раль­ные за­ко­ны «О Му­зей­ном фон­де РФ и му­зе­ях в РФ» (1996), «О куль­тур­ных цен­но­стях, пе­ре­ме­щён­ных в Со­юз ССР в ре­зуль­та­те Вто­рой ми­ро­вой вой­ны и на­хо­дя­щих­ся на тер­ри­то­рии РФ» (1998), «Об объ­ек­тах куль­тур­но­го на­сле­дия (па­мят­ни­ках ис­то­рии и куль­ту­ры) на­ро­дов РФ» (2002). Рос. пра­во от­но­сит к К. ц.: ис­то­рич. цен­но­сти, в т. ч. свя­зан­ные с ис­то­рич. со­бы­тия­ми в жиз­ни на­ро­дов, раз­ви­ти­ем об­щест­ва и го­су­дар­ст­ва, ис­то­ри­ей нау­ки и тех­ни­ки, а так­же от­но­ся­щие­ся к жиз­ни и дея­тель­но­сти вы­даю­щих­ся лич­но­стей; пред­ме­ты и их фраг­мен­ты, по­лу­чен­ные в ре­зуль­та­те ар­хео­ло­гич. рас­ко­пок; ху­дож. цен­но­сти (кар­ти­ны и ри­сун­ки це­ли­ком руч­ной ра­бо­ты; ори­ги­наль­ные скульп­тур­ные про­из­ве­де­ния и ху­дож. ком­по­зи­ции; ху­до­жест­вен­но оформ­лен­ные пред­ме­ты куль­то­во­го наз­на­че­ния, в част­но­сти ико­ны; гра­вю­ры, эс­там­пы, ли­то­гра­фии; про­из­ве­де­ния де­ко­ра­тив­но-при­клад­но­го иск-ва; из­де­лия тра­ди­ци­он­ных нар. ху­дож. про­мыс­лов; фраг­мен­ты ар­хит., ис­то­рич., ху­дож. па­мят­ни­ков и па­мят­ни­ков мо­ну­мен­таль­но­го иск-ва; ста­рин­ные кни­ги; ред­кие ру­ко­пи­си и до­ку­мен­таль­ные па­мят­ни­ки; ар­хи­вы, вклю­чая фо­то-, фо­но-, ки­но-, ви­део­ар­хи­вы; уни­каль­ные и ред­кие муз. ин­стру­мен­ты; поч­то­вые мар­ки; ста­рин­ные мо­не­ты, ор­де­на, ме­да­ли, пе­ча­ти и др. пред­ме­ты кол­лек­цио­ни­ро­ва­ния; ред­кие кол­лек­ции и об­раз­цы фло­ры и фау­ны; др. дви­жи­мые пред­ме­ты, в т. ч. ко­пии, имею­щие ис­то­рич., ху­дож., на­уч. или иное куль­тур­ное зна­че­ние, а так­же взя­тые го­су­дар­ст­вом под ох­ра­ну как па­мят­ни­ки ис­то­рии и куль­ту­ры). Для этих объ­ек­тов ус­та­нов­ле­ны осо­бые пра­ви­ла ис­поль­зо­ва­ния, ох­ра­ны, пе­ре­ме­ще­ния и т. п. Так, К. ц., за­яв­лен­ные к вы­во­зу, под­ле­жат обя­зат. экс­пер­ти­зе. Вы­во­зу из РФ не под­ле­жат: пред­ме­ты, пред­став­ляю­щие ис­то­рич., ху­дож., на­уч. или иную куль­тур­ную цен­ность и от­не­сён­ные к осо­бо цен­ным объ­ек­там куль­тур­но­го нас­ле­дия на­ро­дов РФ, не­за­ви­си­мо от вре­ме­ни их соз­да­ния; пред­ме­ты, не­за­ви­си­мо от вре­ме­ни их соз­да­ния, ох­ра­няе­мые го­су­дар­ст­вом и вне­сён­ные в ох­ран­ные спи­ски и ре­ест­ры; К. ц., по­сто­ян­но хра­ня­щие­ся в гос. и му­ни­ци­паль­ных му­зе­ях, ар­хи­вах, биб­лио­те­ках, др. гос. хра­ни­ли­щах куль­тур­ных цен­но­стей РФ; К. ц., соз­дан­ные бо­лее 100 лет на­зад, ес­ли иное не пре­ду­смот­ре­но за­ко­ном. К. ц., не­за­кон­но вы­ве­зен­ные с тер­ри­то­рии РФ и не­за­кон­но вве­зён­ные на её тер­ри­то­рию, под­ле­жат воз­вра­ще­нию. Над­зор и конт­роль за соб­лю­де­ни­ем пра­вил обо­ро­та К. ц. осу­щест­вля­ет спе­ци­аль­но упол­но­мо­чен­ный гос. ор­ган – Фе­де­раль­ная служ­ба по над­зо­ру за со­блю­де­ни­ем за­ко­но­да­тель­ст­ва в об­ла­сти ох­ра­ны куль­тур­но­го на­сле­дия (с 2008). За на­ру­ше­ние пра­вил ус­та­нав­ли­ва­ет­ся от­вет­ст­вен­ность вплоть до уго­лов­ной (за хи­ще­ние пред­ме­тов или до­ку­мен­тов, имею­щих осо­бую ис­то­рич., на­уч., ху­дож. или куль­тур­ную цен­ность; за кон­тра­бан­ду куль­тур­ных цен­но­стей; за не­воз­вра­ще­ние в ус­та­нов­лен­ный срок на тер­ри­то­рию РФ пред­ме­тов ху­дож., ис­то­рич. и ар­хео­ло­гич. до­стоя­ния на­ро­дов РФ и за­ру­беж­ных стран, вы­ве­зен­ных за её пре­де­лы, ес­ли та­кое воз­вра­ще­ние яв­ля­ет­ся обя­за­тель­ным в со­от­вет­ст­вии с за­ко­но­да­тельст­вом РФ; за унич­то­же­ние или по­вреж­де­ние па­мят­ни­ков ис­то­рии, куль­ту­ры, при­род­ных комп­лек­сов или объ­ек­тов, взя­тых под ох­ра­ну го­су­дар­ст­ва, а так­же пред­ме­тов или до­ку­мен­тов, имею­щих ис­то­ри­чес­кую или куль­тур­ную цен­ность).

bigenc.ru