Россия - развитая или развивающаяся страна? Развитая россия


Развитие России. История и перспективы

История развития России, экономическое развитие России, социальное развитие России, перспективы развития России.

Любое государство должно развиваться. Иначе оно прекратит свое существование, как прекратили свое существование великая Римская империя и Византия. А ведь были эти государства на вершине славы и могущества. Но остановилось развитие государства, и великие державы перестали существовать. На самом деле развитие не остановилось, а просто пошло в другом направлении, по неправильному и не ведущему к процветанию пути. Значит, этот вопрос касается всех стран, всех государств, когда – либо существующих и существовавших на планете. И вопрос выбора пути развития жизненно важен для населения.

Тупиковый путь развития неминуемо приведет к концу спирали развития и поставит под угрозу сам факт существования государственности. Поэтому только народ может выбирать одну из многочисленных дорог на развилках, только народ может сам определять свою судьбу. Не правительство. Ибо правительство чаще всего преследует личные интересы, занято мыслями собственного обогащения, да и слаб человек против многочисленных искушений… И очень редко правительство действительно заботится о своем народе, предпочитая простую формулу для плебса – «Хлеба и зрелищ». Так было, так сейчас и так, увы, будет.

Россия

Россия (от греч. Ρωσία — Русь), официально также Российская Федерация, на практике используется и аббревиатура РФ) — государство в Восточной Европе и Северной Азии. Население — 146 804 372 чел. (2017). Территория России, определяемая её Конституцией, составляет 17  125 191 км². Занимает первое место в мире по территории. Это смешанная республика федеративного устройства. В состав Российской Федерации входят 85 субъектов, 46 из которых именуются областями, 22 — республиками, 9 — краями, 3 — городами федерального значения, 4 — автономными округами и 1 — автономной областью.  Россия — многонациональное государство, отличающееся большим этнокультурным многообразием. Большая часть (около 75 %) населения относит себя к православию, что делает Россию страной с самым многочисленным православным населением в мире.

Россия обладает самыми большими природными ресурсами на Земле.

История развития новой России

В стране в 1990-е гг. сформировался новый правящий класс. В эту группу вошла значительная часть прежней советской номенклатуры. Бывшие партийные, комсомольские, хозяйственные руководители в результате номенклатурной приватизации превратились в крупных бизнесменов, банкиров, олигархов, губернаторов, мэров, депутатов и т. д. Компанию им составили выходцы из мира торговли, криминала, верхов интеллигенции. Меньшая часть бывших советских людей, сумевших приспособиться к новым рыночным и социально-политическим условиям, стала постепенно превращаться в «средний класс», который в западных странах составляет большинство. Это предприниматели средней руки, часть фермеров, работники государственных учреждений, преуспевающих промышленных предприятий (газовики и нефтяники, энергетики, железнодорожники и др.).

Подавляющее большинство рабочих, колхозников, работников совхозов, рядовой интеллигенции, женщин, молодежи, пенсионеров оказалось выбитым из прежнего уклада жизни и на протяжении 1990-х гг. мучительно пыталось выжить, приспособиться, найти свое место в жизни. В августе 1999 г. II Государственная дума по представлению президента Б. Н. Ельцина утвердила кандидатуру В. В. Путина на посту Председателя Правительства РФ. В. В. Путин на посту премьер-министра основное внимание уделил антитеррористической операции в Дагестане и Чечне. Захват заложников, неконтролируемая и непредсказуемая ситуация в Чечне, гибель мирных жителей в результате нападения на г. Буденновск, а также взрывы домов в Москве и других городах (погибло более 1,5 тыс. ни в чем не повинных людей) и многое другое в глазах значительной части населения оправдывало жесткую позицию нового главы правительства.

31 декабря 1999 г. Б. Н. Ельцин добровольно сложил с себя обязанности Президента ?? РФ. Согласно Конституции эти обязанности наряду с премьерскими функциями стал совмещать В. В. Путин. Затем он был избран Президентом РФ. Летом 2000 г. началась административная реформа. Было создано 7 крупных округов: Центральный, Южный, Северо-Западный, Приволжский, Уральский, Сибирский и Дальневосточный, включившие в свой состав сохраненные 89 регионов. Во главе каждого округа президент поставил своих полномочных представителей, среди которых первоначально преобладали генералы. На полномочных представителей легла задача координации деятельности местных органов власти с усилиями федерального правительства, контроль за бюджетным финансированием.

Была проведена большая работа по приведению в соответствие местного законодательства с федеральным. В первый президентский срок Путина регулярно повышалась заработная плата работникам бюджетных организаций и предприятий, увеличился минимальный размер оплаты труда и соответственно стипендии студентов, повысился прожиточный минимум на душу населения, а также оклады военнослужащих и размеры пенсий.

Экономическое развитие России

Экономика России за последние 15–16 лет пережила классический ресурсный цикл и голландскую болезнь — явления банальные и хорошо изученные. Повышение цен на нефть в начале века создало эффект быстрого роста бюджетных доходов и позволило власти отказаться от стимулирования процесса расширения налоговой базы. Более того, благодаря возможности контролировать нефтяные потоки власть консолидировала непрямой контроль за углеводородной индустрией, банковским бизнесом и через них — за всей экономической и политической жизнью страны.

Это оказало негативное влияние на развитие любого не нефтяного бизнеса и на эффективность экономических и бюджетных решений. В конечном итоге, после падения цен на нефть, Россия осталась с недиверсифицированной, квазимонополизированной экономикой, в которой отсутствуют как факторы, так и ресурсы для роста. Правительство России будет озабочено поиском способов улучшить качество администрирования — чтобы обеспечить наполнение бюджета и удовлетворить денежные аппетиты групп влияния.

Социальное развитие России

К основным нерешенным социальным проблемам, угрожающим устойчивому и безопасному социальному развитию России, относятся:

  • Растущая социальная поляризация населения;
  • Значительные масштабы бедности и безработицы, низкая динамика становления среднего класса, значительные зоны «очаговой нищеты» и распространенность такого явления, как «бедность работающих»;
  • Существенные диспропорции в развитии регионов, порождающие и углубляющие социальные противоречия;
  • Значительные масштабы коррумпированности властных структур, организованной преступности и терроризма.

Перспективы развития России

Здесь много можно привести сценариев и экономического и социального развития России. Их великое множество. Но мы хотим выразить общее направление, без которого невозможен ни один из предлагаемых сегодня сценариев.

Прежде всего правящая элита, правящая партия, правительство и президент должны нести полную и персональную ответственность за благосостояние народа – подавляющего большинства народонаселения страны. Сейчас это подавляющее большинство частично находится в нищете, частично – еле сводит «концы с концами». Только в России стало возможным иметь МРОТ ниже прожиточного минимума и иметь такое социальное понятие как «бедность работающих». 20 миллионов людей проживающих за чертой бедности граничат с сотнями, получающими сверхдоходы.

Самый лучший и достойный выход из положения – привести оклады чиновников и депутатов в соответствие с доходами большей части населения. Только такой шаг может гарантированно вытащить нашу страну из бедности.

Иначе – тупик…

skolkozarabativaet.ru

Развитие России: оценка и прогноз

Развитие России: оценка и прогноз

Эксперт Центра научной политической мысли и идеологии, к.социол.н., Надежда Хвыля-Олинтер

В июне 2014 года Центром научной политической мысли и идеологии был проведен экспертный опрос. Целью исследования является оценка перспектив развития России. Текущая политико-экономическая ситуация ставит перед страной новые вызовы и формирует серьезные риски, характер реакции на которые обусловит дальнейшее состояние, динамику и направление развития страны. В чем заключается курс развития? Каковы его предпосылки и ожидаемые результаты? Верна ли выбранная модель жизнеустройства государства? Ответы на эти вопросы дать непросто, но анализировать текущее состояние дел в стране и ее перспективы необходимо.

Использовался метод анкетного опроса, путем электронной рассылки было опрошено 200 экспертов Российского Экспертного Сообщества.

Экспертная оценка как один из методов получения информации широко используется в разных областях научного знания. Этот метод позволяет получить данные различного типа – уникальную информацию по актуальным вопросам; коллективную оценку происходящих событий, социальных явлений и феноменов; рекомендации по решению конкретных проблем, предложения по улучшению, исправлению проблемных ситуаций и т.д.

Компетентное экспертное знание является таковым в силу особых характеристик экспертов, а именно:

1. эксперт имеет собственное профессиональное мнение по исследуемому вопросу;

2. эксперт обладает научной логикой и способностью к анализу причинно-следственных связей;

3. эксперт включен в непосредственную деятельность, связанную с предметной областью исследования.

Привлечение профессионалов – экспертов Российского Экспертного Сообщества для решения сложных специализированных задач позволяет получить адекватную экспертную оценку и выработать максимально точные прогнозы.

Результаты исследования

Радикальное реформирование, осуществленное в нашей стране почти 20 лет назад, привело к разрушению практически всех конструкций, поддерживающих жизнеустройство государства (гуманитарной сферы, социальной, финансовой, производственной и других). Последствия реформ в стране не преодолены до сих пор.

Последние пятнадцать лет руководит государством, фактически, один политический лидер, авторитет которого сегодня достиг исторического максимума. Но, согласно оценке множества экспертов, положение России нестабильно, а дальнейшее ее развитие весьма вариативно. Не только по причине сложной внешнеполитической ситуации, но во многом по причине отсутствия национальной идеологии и релевантной ей стратегии развития государства. Идеология во многом определяет вектор развития, обуславливает степень его устойчивости и постоянства.

Можно ли утверждать, что в целом Россия в текущее пятнадцатилетие развивается позитивно и устойчиво? Большинство экспертов отрицательно ответили на данный вопрос. Но такое мнение присуще не всем – треть респондентов уверены в том, что говорить о позитивности и устойчивости изменений, происходящих в России в целом, правомерно (см. рис. 1).

Рис. 1. Распределение ответов экспертов на вопрос «На Ваш взгляд, правомерно или неправомерно сегодня утверждать, что в целом Россия в период руководства Владимира Путина (1999-2014) развивается позитивно и устойчиво?», в %.

Еще одно свойство, которое зависит от продуманности стратегии управления страной, это постоянство развития. Постоянство не как статичность, неизменность и пребывание сложной социальной системы в одном и том же состоянии, или застой, а постоянство, как преданность определенной идее и устремленность к конкретной цели. Такое постоянство подразумевает и анализ поставленных задач, и критический пересмотр средств и методов их решения, и оценку компетентности исполнителей в зависимости от достигнутых результатов.

Эксперты довольно скептически относятся к тезису о том, что в период с 1999 по 2014 год курс развития страны был постоянным (см. рис. 2).

Рис. 2. Распределение ответов экспертов на вопрос «Согласны ли Вы с утверждением, что в период с 1999 по 2014 год курс развития страны был постоянным?», в %.

Как уже говорилось выше, результат развития зависит от того, какие цели преследуются и какая ценностная система положена в основу деятельности. Методологический подход в идеале подчинен следующему алгоритму: выявление законных и общественно приемлемых ценностных критериев – на их основании оценка процессов, происходящих в стране – выявление проблем, «торпедирующих» эти ценности, и преодоление которых требует решения конкретных задач на уровне государственной политики и государственного управления.

Эксперты, которые отмечали наличие постоянства в политике последних 15 лет, конкретизировали свою точку зрения следующим образом. Половина из них считает, что развитие страны зависит от множества факторов, поэтому постоянство курса развития не является гарантией достижения позитивного результата. Каждый третий утверждает, что постоянство курса развития в России носит очевидно негативный характер. И только малая часть опрошенных считает, что постоянно выдерживаемый в последнее пятнадцатилетие курс развития в конечном итоге приведет (и приводит) страну к успеху. Вывод из этого напрашивается следующий – продуманная стратегия управления или отсутствует или приводит страну к упадку (см. рис. 3).

Рис. 3. Оценки экспертов характера постоянства развития, в %. [1]

Гипотеза об отсутствии стратегии управления подтверждается экспертами. В ходе исследования они дали характеристику управления развитием российского государства. Как оказалось, большинство экспертов считает, что государственные решения принимаются, исходя из краткосрочных планов и установок. Краткосрочные планы необходимы и эффективны только в том случае, если исходят из стратегии долгосрочной и являются ее логическими структурными элементами. Такой подход позволяет детализировать планирование и вовремя корректировать реализацию всего проекта. Однако, в том, что у правящей элиты долгосрочная стратегия имеется, уверены только 13% экспертов. Двое из пяти респондентов отметили ситуативность и рефлексивность принимаемых решений, столько же полагают, что управление исходит из краткосрочных планов (см. рис. 4).

Рис. 4. Распределение ответов экспертов на вопрос «Каким образом, на Ваш взгляд, осуществляется управление развитием страны?», в %.

Нужно акцентировать внимание на том, что здесь приводятся результаты не массового опроса населения, которое в силу различных причин (бытовой загруженности, недостаточной информированности, некомпетентности в вопросах политики и т.д.) может не увидеть долгосрочную стратегию в действиях и решениях властей. Это мнение экспертов, интеллектуальный и аналитический уровень которых достаточно высок для того, чтобы просматривать стратегию в случае, если она действительно имеется. Кроме того, реализация долгосрочной стратегии управления невозможна без опоры на научные, профессиональные и высокоинтеллектуальные сообщества. Эта ремарка – ответ на возможные заявления о том, что стратегия может и быть, но в силу каких-то обстоятельств не афишируется. Если стратегия подчинена высшей ценности, а именно достижению суверенности России и сохранению ее цивилизационной идентичности, то она должна быть понятна, в том числе, и научной, профессиональной элите. Замалчиваться долгосрочные планы могут только в том случае, если они отсутствуют в принципе, или если они не соответствуют интересам страны и ее народа.

Интересна конкретизация, данная экспертами, отметившими, что долгосрочная стратегия развития России существует. Мнения неоднозначны, но большинство из них укладывается в две группы:

1.  стратегия, которой руководствуется властная элита, отвечает интересам России.

Цитаты:

-  «приобретение истинного суверенитета России»;

-  «Россия как сильное и независимое государство»;

-  «главенство "русской совести" на всей нашей территории»;

-  «переход к справедливому жизнеустройству без революционных потрясений»;

-  «долгосрочной концепции Русской цивилизации, носителем которой является народ, язык, культура»;

-  «осторожная политика постепенного укрепления российской экономики исходя из принципа "не навреди"».

2.  стратегия, которой руководствуется властная элита, не отвечает интересам России.

Цитаты:

-  «курс на либеральные реформы»;

-  «развал России на удельные княжества»;

-  «обеспечение паразитарного существования небольшой группы людей»;

-  «изживание воспоминаний о возможностях государственного регулирования экономики»;

-  «обеспечение государственного бюджета за счет нефте-газового сектора, при разрушении промышленности, сельского хозяйства, геологической отрасли, образования, медицины»;

-  «геноцид экономический, физический, интеллектуальный».

Положение России по основным социально-экономическим параметрам эксперты оценивают как неустойчивое, в силу чего дальнейшее развитие страны выглядит мало предсказуемым. Такого мнения придерживается большинство опрошенных. Однако значительная группа экспертов считает, что однозначно охарактеризовать ситуацию сложно – в каких-то сферах наблюдается улучшение, в каких-то ухудшение, но в целом положение страны достаточно стабильно. На ухудшение показателей указали 22% респондентов (см. рис. 5).

Рис. 5. Распределение ответов экспертов на вопрос «Насколько устойчиво (стабильно)  в текущей и краткосрочной перспективе положение России по основным социально-экономическим параметрам (качество жизни населения, конкурентоспособность экономики, наличие постоянных факторов позитивного развития, благоприятные внешние условия, успешность и привлекательность страны, позитивное психологическое настроение населения и т.д.)?», в %.

О неблагоприятной ситуации, сложившейся в большинстве сфер жизнедеятельности государства и общества, эксперты говорили в рамках одного из опросов, проведенных ранее. Эксперты делились своим видением динамики изменений, оценивали текущее состояние сфер и делали прогноз на будущее. Оказалось, что за последние десять лет тенденция к ухудшению наблюдается почти во всех сферах – во внутриполитической, региональной, социальной, гуманитарной и экономической. Причем в двух последних сферах, как утверждает почти треть респондентов, проблемы резко обострились. В гуманитарной сфере фиксируется самая сложная ситуация, на что указывает наименьшее число положительных оценок экспертов. Единственной областью, где, по мнению экспертов, наметились улучшения, является внешнеполитическая деятельность России (см. рис. 6). Однако эти данные были получены до украинского кризиса.

Рис. 6. Экспертная оценка динамики изменения ситуации в перечисленных областях жизнедеятельности общества и государства за последние десять лет. [2]

По мнению экспертов, в первую очередь нужно пересматривать устройство экономической и финансовой сфер, а также социальной и внутриполитической. Следует отметить, что необходимость в переменах подчеркивалась экспертами относительно всех областей устройства России, только во внешнеполитической – в сравнительно меньшей степени (см. рис. 7).

Рис. 7. Распределение ответов на вопрос «В каких сферах в переменах существует наиболее острая необходимость?», в %. [3]

В зависимости от того, по какой траектории будет осуществляться развитие России, согласно какому курсу будет происходить координация работы основных ее систем жизнедеятельности и какая модель будет положена в основу устройства ее институтов, меняется вероятность возникновения тех или иных проблем. Экспертам было предложено спрогнозировать вероятность тех или иных сценариев, исходя из того, будет ли сохранена существующая модель государства, произойдет ли отказ от либеральной модели страны или, напротив, усилится курс на либерализацию.

Вероятность того, что в стране в ближайшие пять лет разовьется политический кризис власти или социально-экономический кризис, существенно выше при сохранении текущей модели и усилении либеральных тенденций (см. рис. 8 - 9).

Рис. 8. Оценка экспертами вероятности возникновения политического кризиса власти, в %.

Рис. 9. Оценка экспертами вероятности возникновения социально-экономического кризиса, в %.

Вероятность возникновения крайне неблагоприятных сценариев, таких как революция и распад страны, по мнению экспертов, не столь высока. Однако и в данных случаях усиление курса на либерализацию является катализатором, повышающим риски формирования угрожающих социально-политических катаклизмов (см. рис. 10 - 11). 

Рис. 10. Оценка экспертами вероятности революции, в %.

Рис. 11. Оценка экспертами вероятности распада страны, в %.

Наиболее пессимистический сценарий предполагает усложнение текущей ситуации настолько, что она закончится распадом страны и появлением на построссийском пространстве марионеточных псевдогосударств, где транснациональные корпорации будут реализовывать собственные интересы. Эксперты, допустившие возможность развития сценария, при котором в будущем произойдет распад страны, выявили предпосылки такой ситуации. Важнейший фактор – расслоение российского общества. Кроме того, значимыми причинами вероятного кризиса могут быть отсутствие консолидирующей идеологии и духовная деградация. В целом, значение духовной, идеологической составляющей эксперты придают крайне высокое, так как из пяти наиболее весомых причин вероятного распада страны, три – именно такого характера (см. рис. 12).

Рис. 12. Распределение ответов экспертов на вопрос «Если Вы считаете, что в перспективе существует вероятность распада страны, то какие факторы, на Ваш взгляд, будут стратегически решающими?», в %.

Нет сомнений, что в совокупности наименее благоприятный сценарий развития страны провоцируется либеральными процессами и усилением либерального курса.

Оценки, данные экспертами относительно возможности восстановления жизнеспособности России и ее расцвета таковы, что вероятность этого представляется невысокой, прогнозируется не раньше чем через 5-10 лет и только в случае отхода от либеральной модели устройства страны (см. рис. 13).

Рис. 13. Оценка экспертами вероятности расцвета страны, в %.

Еще одно подтверждение несостоятельности нынешней модели страны заключается в оценке возможной роли России на мировой арене. Эксперты убеждены, что в случае, если модель управления останется неизменной, Россия постепенно превратится во второстепенную региональную державу. Отказ от либеральной идеологии и переход к модели с высокой степенью ответственности государства является предпосылкой успеха (см. рис. 14).

Рис. 14. Оценка экспертами роли России на мировой арене в зависимости от модели ее жизнеустройства, в %.

Современный период развития России приобрел новые черты, отличающие его от предшествующего периода, в частности тем, что эпоха властного тандема, по всей вероятности, подходит к концу. Эксперты оценили его эффективность и силу влияния на проводимую политику.

Большинство экспертов заявили следующее: кресло Премьер-министра занято фигурой, не претендующей на конкуренцию и не представляющей собой реальную политическую силу, что соответствует стратегии сосредоточения полноты власти в руках Президента. Эксперты убеждены, что на данный момент «тандема» уже не существует, и даже напротив работа Президента и Премьера не имеет единого вектора направленности (см. рис. 15).

Рис. 15. Распределение ответов экспертов на вопрос «Как Вы оцениваете политическое явление – «властный тандем» действующего Президента и Премьер-министра?», в %.

Существующее распределение властных полномочий продолжается по причине того, что оно является политической технологией, позволяющей элите сохранять свои позиции во власти. Кроме того, эксперты считают, что действующий обладатель премьерского статуса не опасен с точки зрения конкурентной борьбы за власть (см. рис. 16).

Рис. 16. Распределение ответов экспертов на вопрос «Каковы причины существования (формального или реального) «властного тандема» Путин – Медведев?», в %.

Подтверждением тому, что в данный момент управление Россией сосредоточено в руках одного человека, является экспертная оценка реального распределения власти в стране между Премьером и Президентом. Подавляющее большинство респондентов полагают, что вся полнота власти сосредоточена у Президента, условно соотношение составляет 90% на 10%.

Экспертный прогноз относительно возможного сценария завершения эпохи правления Владимира Путина следующий. Большая группа экспертов считает, что действующий Президент подготовит себе сильного профессионального преемника. Причем в число известных действующих политических акторов, скорее всего, данный человек не входит. Смена власти будет происходить легально, демократическим путем (см. рис. 17).

Рис. 17. Распределение ответов экспертов на вопрос «Чем, на Ваш взгляд, вероятнее всего политически закончится эпоха правления Владимира Путина?», в %.

Настораживает то, что второй по частоте выбора экспертами вариант представляет собой предположение о том, что олигархат поставит во главе государства другую фигуру, учитывающую в первую очередь его интересы. В сочетании с гипотезой о президентском приемнике вывод напрашивается тревожный.

Выводы

1. Экспертный опрос показал, что сегодняшнее состояние России оценивается как неустойчивое по основным социально-экономическим и политическим параметрам, а развитие – как непостоянное. Вектор этого развития, по мнению экспертов, сомнителен и не направляет страну к успешности.

Причина такой ситуации заключается в следующем.

Во-первых, отсутствует долгосрочная стратегия управления, а принимаемые властью решения в большинстве своем или исходят из краткосрочных планов, или являются ситуативными и реактивными.

Во-вторых, нет единой национальной идеологии, которая легла бы в основу управленческой стратегии, задавая ценностные критерии оценки принимаемых властью решений.

2. Либеральная модель  страны не только не приводит ее к успеху, а, напротив, является сильнейшим фактором, снижающим ее жизнеспособность. Возрождение России возможно только при условии смены текущего курса развития и отказа от дальнейшей либерализации.  80% экспертов уверены, что при дальнейшем утверждении либеральной идеологии расцвет страны вряд ли возможен.

Вероятность возникновения наиболее неблагоприятных сценариев, таких как революция и распад страны, гораздо выше при усилении курса на либерализацию.

3. Надо отметить следующие моменты.

Во-первых, эксперты указывают на возможность возникновения кризисов в ближайшей, а не в отдаленной перспективе. Это указывает на нестабильность и неустойчивость развития страны, на очевидные риски, связанные с выбором модели ее жизнеустройства. На то, что ближайшие пять лет могут стать поворотными в судьбе России, временем перемен – или к повышению жизнеспособности, в случае пересмотра существующей модели государственного устройства, или к дальнейшему упадку под влиянием либеральных идей.

Во-вторых, прогнозы, сделанные при ориентации на либеральный сценарий и на сценарий сохранения текущей модели, практически совпадают. Это указывает на то, что текущий курс развития, несмотря на активную патриотическую риторику со стороны властных элит, по сути своей остается либеральным.

4. В основе катастрофических сценариев лежат не только экономические и внешнеполитические факторы, но и причины духовно-идеологического характера – кризис духовности, нравственности, деидеологизация в совокупности с активным информационным давлением со стороны Запада.

5. Власть в стране практически сосредоточена в руках Президента, следовательно, именно на нем лежит реальная ответственность за дальнейшее развитие России.

Вернуться на главную

rusrand.ru

газета Завтра: Блог: Россия - развитая или развивающаяся страна?

 В современной политической и экономической науке всё большее распространение получает взгляд на Россию как на развивающуюся страну. Не буду останавливаться на том, что он невыгоден нам в информационно-политическом смысле, так как переводит Россию на более низкий уровень международной иерархии. Остановиться хотелось бы на том, что он является поверхностным и неверным в собственно научном смысле.

 

 Ещё в начале 1980-х годов Россия была одним из самых развитых государств мира, и этот факт ни у кого не вызывал сомнений. Мы и сегодня обладаем многочисленными признаками развитой страны: космической промышленностью, электронной промышленностью, атомной промышленностью, авиационной промышленностью, автомобильной промышленностью, самодостаточным военно-промышленным комплексом, информационно-технологическим комплексом, огромным арсеналом ядерного оружия, большими золотыми резервами и высоким образовательным уровнем народа. Большинство стран мира не имеет ничего подобного системе глобального позиционирования "Глонасс", поисковой системе "Яндекс", ракетному крейсеру "Пётр Великий" или танку "Т-90". 

 При этом сложные системы, обладание которыми делает нас развитой страной, быстро приходят в упадок, разрушаются или уже почти исчезли. И напротив, такие характеристики как относительно невысокий уровень жизни, зависимость от импорта, сырьевой характер экономики, небольшая доля промышленной и высокотехнологичной продукции в валовом внутреннем продукте, слабость национальной валюты становятся для нас всё более определяющими. 

 В развивающихся странах всё обстоит прямо противоположным образом: промышленность, наука и система образования (не говоря уже о космической или атомной промышленности) в них или отсутствуют, или только создаются. При этом сами эти страны находятся на восходящей траектории развития или стоят на месте. То есть мы видим принципиальное различие как в состоянии, так и в направлении движения России и большинства развивающихся стран.

 Таким образом, мы приходим к выводу, что Россия сегодня может быть наиболее точно определена как деградирующая развитая страна. Такая формулировка позволяет нам не только понять наше современное положение, но и объективно обозначить вектор изменений, происходящих с Россией в постсоветскую эпоху.

zavtra.ru

Экономика современной России

Экономика современной России — организованное на рыночных, капиталистических принципах хозяйство, в рамках которого действуют частные, государственные и смешанные предприятия различных организационно-правовых форм. Среди них преобладают предприятия с национальным, но есть и с иностранным капиталом.

В конце 1991 г. правительство взяло курс на проведение радикальных экономических преобразований и максимально ускоренный переход к рыночной экономике. В результате масштабной приватизации в России к 1995 г. сформировался небольшой слой собственников, которому принадлежит подавляющая часть предприятий. На начало 2006 г. на долю частного капитала приходилось 77% всех основных фондов и только 23% осталось в руках государства. Процесс приватизации собственности в стране продолжается.

Становление рыночной экономики в России происходило в два этапа. Первый этап (1990–1998 гг.) характеризовался:

  • – хаотичным отступлением государства с ранее занимаемых позиций в экономике;
  • – стремительным ростом цен;
  • – значительным спадом производства и инвестиций;
  • – отсутствием договорной дисциплины у предприятий;
  • – быстрым наращиванием внешней и внутренней задолженности государства;
  • – накоплением кредиторской задолженности;
  • – ежегодным бюджетным дефицитом.

Ошибки в экономической политике отчасти были вызваны отсутствием мирового опыта столь масштабных преобразований. Ситуацию усугубляла некомпетентность хозяйственных руководителей, неспособностью большинства из них к эффективной работе в рыночных условиях. Предпринимательскую инициативу граждан сковывала коррумпированность плохо контролируемого надзорными органами бюрократического аппарата на всех уровнях власти.

Эти обстоятельства привели российскую экономику к тяжелейшему кризису (август1998 г.), в результате которого перестали обслуживаться государственные ценные бумаги, произошла значительная девальвация рубля и еще больше снизился уровень жизни населения.

Выход из кризиса в конце 1998 г. ознаменовался наступлением второго этапа (1999–2001 гг.) переходного периода. Повышение конкурентоспособности продукции отечественного производства по цене, вследствие девальвации рубля, и рост мировых цен на углеводородное сырье практически совпали по времени, что поспособствовало преодолению тенденции спада в экономике России. Устойчивость этого процесса была обеспечена последовательной и жёсткой бюджетной политикой Правительства Российской Федерации, обеспечивающей профицит федерального бюджета, а также накоплением отечественными предпринимателями необходимого опыта ведения бизнеса в условиях рынка.

Принципиальным достижением второго этапа стал стремительный рост реальных сбережений населения на рублевых и валютных вкладах, которые также являются важным источником инвестиций в экономику страны. Начался процесс возвращения финансовых средств обратно в Россию.

В настоящее время активно идет процесс вывода хозяйственной деятельности из сферы теневой экономики, составлявшей до 2000 г. по некоторым экспертным оценкам более 40% всего российского производства товаров и услуг.

Сейчас в стране начинается третий этап развития экономики, суть которого состоит в начале перехода от сырьевой ориентации к инновационной, высокотехнологической. Этому переходу способствуют рекордно высокие цены на энергоносители, по суммарному экспорту которых Россия занимает первое место в мире.

Устойчиво растет валовой внутренний продукт, экспорт товаров и услуг превышает их импорт. По производству отдельных видов промышленной продукции наша страна восстановила прежде достигнутый в 1990 г. уровень или стала приближаться к нему. В результате Россия практически расплатилась по прежде накопленным внешним долгам и накопила значительные финансовые резервы. Однако этот процесс сопровождается высоким уровнем инфляции (более 10% в год), которая тормозит рост уровня жизни населения.

Структурные преобразования российской экономики сопровождаются формированием отвечающего современным мировым стандартам хозяйственного законодательства. В стране приняты ключевые для рыночной экономики законы и кодексы: Гражданский, Налоговый, Трудовой, Земельный, Таможенный, Градостроительный, Водный, Лесной, Воздушный, Законы о Правительстве, Центральном банке, Банках и банковской деятельности, основах страхового дела, рынке ценных бумаг, негосударственных пенсионных фондах, акционерных обществах, обществах с ограниченной ответственностью, несостоятельности (банкротстве), лицензировании аудиторской деятельности, иностранных инвестициях, недрах, государственной регистрации юридических лиц и пр.

Основы экономического устройства страны определены Конституцией Российской Федерации, предполагающей, в частности:

  • – единство экономического и правового пространства в стране;
  • – равные права для различных форм собственности;
  • – неприкосновенность частной собственности и имущества граждан;
  • – гарантию права на предпринимательскую и иную не запрещенную законом экономическую деятельность;
  • – обязанность платить налоги
  • и другие ключевые экономические нормы.

Темпы роста российской экономики в 1999–2005 гг., становление мощного частного сектора, достижение некоторых качественных макроэкономических характеристик, создание законодательной инфраструктуры рыночного хозяйства позволяют сделать вывод об окончании переходного периода от плановой, социалистической к рыночной, капиталистической экономике. Формальным подтверждением этого факта стало признание европейским союзом (в 2002 г.) рыночного характера российской экономики.

Сегодня одна из важнейших задач — обеспечение развития предпринимательства и системы рыночных взаимоотношений в секторе экономики, хозяйствующими субъектами которой являются организации малого и среднего бизнеса. Как показала практика, во всех успешных переходных экономиках малый и средний бизнес послужил главным двигателем роста, вобравшим в себя ресурсы бывшего государственного сектора и показав заметную динамику в контексте конкуренции и жестких бюджетных ограничений.

В Российской Федерации к 2006 г. малый и средний бизнес стал силой, играющей заметную роль не только в социально-экономической, но и политической жизни страны. Такое положение связано с тем, что малый и средний бизнес обеспечил дальнейшее укрепление рыночных отношений, основанных на демократии и частной собственности. По своему экономическому положению и условиям жизни частные предприниматели близки к большой части населения и составляют основу среднего класса, являющегося гарантом социальной и политической стабильности.

В 1990 г. Российская Федерация обладала мощной многоотраслевой промышленностью. Большую долю в объеме промышленного производства занимали отрасли перерабатывающей промышленности, производящие продукцию с высокой добавленной стоимостью. Отраслевая структура промышленности более или менее соответствовала тем задачам, которые решала социалистическая, плановая экономика.

Рыночные реформы коренным образом изменили условия и принципы функционирования промышленности. В первый период изменения в структуре промышленности складывались стихийно, практически без вмешательства государства. Они были обусловлены различной динамикой развития отраслей промышленности.Наибольший спад производства произошел в обрабатывающей промышленности. Это привело к резкому усилению сырьевой направленности российской промышленности и утяжелению структуры промышленности.

С 1999 г. ситуация стала медленно меняться. При росте промышленного производства в целом более высокие темпы роста демонстрируют отрасли обрабатывающей промышленности. Наибольшие темпы характерны для химической и нефтехимической промышленности, пищевой, промышленности строительных материалов, черной и цветной металлургии. Гораздо медленнее растет производство в машиностроении, легкой, микробиологической промышленности. Постепенно отраслевая структура промышленности несколько улучшается, однако до состояния 1990 г. еще далеко. Государство предпринимает недостаточные усилия по исправлению сложившего структурного перекоса, а сами структурные сдвиги идут в основном стихийно, под действием роста внутреннего рынка.

В целом за прошедший период изменения в отраслевой структуре промышленности Российской Федерации носили негативный характер. Возросла доля отраслей топливно-энергетического комплекса и отраслей, обеспечивающих в основном первичную переработку сырьевых ресурсов. Резко сократились объемы производства ряда видов высокотехнологичных изделий. Страна потеряла часть передовых технологий и высококвалифицированных кадров рабочих, техников и инженеров.

Наибольшие изменения произошли с численностью занятых в обрабатывающей промышленности и сельском хозяйстве, в которых занятость упала. Выросла численность кадров в торговле, финансовой деятельности и ряде других секторов, которые относятся к сфере обслуживания.

Основную часть роста валового внутреннего продукта в стране в последние годы обеспечивают отрасли нематериального производства. В промышленности производство валового внутреннего продукта растет медленнее. Главная причина этому — узость внутреннего рынка из-за недостаточности роста доходов населения. Вторая причина в жесткой конкуренции на внешнем рынке, что не позволяет увеличивать экспорт продукции обрабатывающей промышленности.

Размещение промышленности — это пространственная форма развития производства. Факторы развития промышленности представляют собой совокупность условий, определяющих конкретное место любого производства. К ним относятся:

  • – природные условия и ресурсы, играющие определённую роль в размещении добывающей промышленности;
  • – социально-экономические, определяющие географию размещения населения и его территориальную концентрацию;
  • – технико-экономические, определяющие затраты на производство и реализацию сырья, материалов и готовой продукции. К ним относят: материалоёмкость, водоёмкость, энергоёмкость, трудоёмкость, наукоёмкость, фондоёмкость, капиталоёмкость, транспортные расходы, рентабельность;
  • – организационно-экономические, определяющие специфику производства, кооперацию и комбинирование производства;
  • – экономико-географическое положение;
  • – особенности общественно-исторического развития.

В настоящее время ранжирование основных факторов производства имеет следующий вид: топливно-энергетический фактор, топливно-сырьевой фактор, тяготение к трудовым ресурсам, ориентации на район потребления готовой продукции, возможность развития кооперирования, тяготение к научным центрам.

Особенностью отраслевой структуры экономики России является повышенный удельный вес производства товаров и низкая доля производства услуг. Наибольший удельный процент в валовом внутреннем продукте занимает промышленность — более 30%, второе место — торговля и общественное питание, затем идут транспорт, сельское хозяйство, строительство, связь.

В сфере услуг наиболее динамично развиваются отрасли торговли и общественного питания.

Наибольшее развитие в России получили те отрасли, которым уделялось особое внимание в годы социализма: транспорт, наука и научное обслуживание, образование. Остальные сферы услуг нуждаются в реформировании с учётом требований рынка и российской специфики.

Значение транспорта как важной составной части хозяйственного комплекса Российской Федерации определяется его ролью в территориальном разделении общественного труда: специализации районов, их комплексное развитие невозможны без системы транспорта. Транспорт является материальным носителем связей между районами, отраслями, предприятиями. Транспортный фактор оказывает влияние на размещение производства, без его учёта нельзя достичь рационального размещения производительных сил. При размещении производства учитывается потребность в перевозках массы исходных материалов и готовой продукции, их транспортабельность, обеспеченность транспортными путями, их пропускная способность и т. д. В зависимости от влияния этих составляющих рассчитывается вариант размещения предприятий. Рационализация перевозок влияет на эффективность производства как отдельных предприятий, так и районов и страны в целом. Важное значение транспорт имеет и в решении социально-экономических проблем. Обеспеченность территории хорошо развитой транспортной системой служит одним из важных факторов привлечения населения и производства, а также важным преимуществом для размещения производительных сил. Транспорт обеспечивает занятость 6,3% среднегодовой численности всех занятых в экономике.

Специфика транспорта как сферы экономики заключается в том, что он сам не производит продукции, а только участвует в её создании, обеспечивая сырьём, материалами, оборудованием производство и доставляя готовую продукцию потребителю.

Транспортный фактор имеет особо важное значение в нашей стране с её огромной территорией и неравномерным размещением ресурсов, населения и основных производственных фондов. Транспорт создаёт условия для формирования местного, регионального, общегосударственного рынка. В условиях перехода к рыночным отношениям роль рационализации транспорта существенно возрастает. С одной стороны, от транспортного фактора зависит эффективность работы предприятия, что в условиях рынка напрямую связано с его жизнеспособностью, а с другой стороны, сам рынок подразумевает обмен товарами и услугами, что без транспорта невозможно, а следовательно, невозможен и сам рынок. Поэтому транспорт является важнейшей составляющей рыночной инфраструктуры.

Уровень развития транспортной системы Российской Федерации имеет огромные различия по регионам. Обеспеченность путями сообщения как по общей длине, так и по плотности отличается в десять и более раз. Наиболее развитой транспортной системой выделяются Центральный, Северо-Западный (кроме севера Европейской части России), Южный, Приволжский федеральные округа, наименее развитой — Дальневосточный и Сибирский федеральные округа.

Информационно-коммуникационные технологии и услуги в настоящее время являются ключевым фактором всех областей развития социально-экономической сферы. Они приобрели критическую важность для повышения эффективности государственного управления, обеспечения национальной безопасности, адресной социальной помощи, совершенствования систем образования и здравоохранения.Роль информации как экономического ресурса неуклонно растет, и именно отрасль информационных технологий становится локомотивом развития постиндустриальной экономики.

В целях активного продвижения нашей страны к информационному обществу разработана «Стратегия развития и использования информационно-коммуникационных технологий в Российской Федерации до 2010 года», определяющая ключевые сферы, цели и задачи государственного регулирования в этой области. Наиболее перспективным направлением развития сектора информационных технологий в ближайшее время может стать разработка отечественного программного обеспечения. Увеличению объема рынка будет способствовать внедрение информационных технологий в социально-экономическую сферу и бизнес, государственные меры по стимулированию развития рынка информационных технологий, в т. ч. реализация государственной программы «Создание в Российской Федерации технопарков в сфере высоких технологий», начало инвестиционной деятельности Российского инвестиционного фонда информационно-коммуникационных технологий, участие в реализации информатизации отдельных направлений приоритетных национальных проектов и др. Развитию сектора информационных технологий и услуг способствует выполнение федеральных целевых программ «Электронная Россия», «Развитие национальной инфокоммуникационной инфраструктуры Российской Федерации».

Одно из важнейших направлений деятельности телекоммуникационной отрасли— развитие спутниковой связи, национальной орбитальной группировки спутников связи и вещания, эффективное использование и защита орбитального ресурса Российской Федерации. Национальная система спутниковой связи и вещания играет важнейшую роль в выполнении государственных задач по распространению радиотелевизионных программ на всей территории России и по её зарубежным посольствам и представительствам, а также по организации магистральных, международных и зоновых связей в удалённых и труднодоступных регионах страны.

В России действует глобальная навигационная спутниковая система (ГЛОНАСС), созданная в 1993 г. и позволяющая практически в любом месте планеты (за исключением приполярных областей) определять местоположение и скорость движения объектов. В гражданской сфере системы спутниковой навигации широко применяются в геодезии и картографии, авиации, автомобильном, морском и речном транспорте, во вневедомственной охране.

Развитие телевизионного и звукового вещания характеризуется охватом населения количеством радиотелевизионных программ. Наряду с государственными вещательными структурами действуют более 2,5 тыс. коммерческих теле- и радиокомпаний. Однако рынок услуг телерадиовещания развивается неравномерно. В более благоприятных условиях находится городское население. В 1994 г. образован Российский фонд развития телевидения и при нём организована Российская академия телевидения, которая учредила ежегодную премию «ТЭФИ» (ТелеЭФИр), вручаемую за творческие успехи в телерадиовещании. В 2003 г. разработана Концепция развития рынка услуг связи в области телерадиовещания в Российской Федерации на период до 2015 г., которая определяет перспективы развития, роль государственного регулирования и основные направления реструктуризации организаций связи и рынка услуг связи в области телерадиовещания.

В соответствии с решениями высшего руководства подготовлен проект Стратегии социально-экономического развития страны на период до 2020 г. и разрабатывается прогноз до 2030 г. Ставится задача — удвоить к 2020 г. валовой внутренний продукт и войти в число пяти самых крупных мировых экономик и на этой основе повысить уровень жизни населения страны. В стратегии ставится задача изменить направление развития и структуру национальной экономики и перейти на инновационный путь развития.

geographyofrussia.com

Россия развивается вопреки мифам | Земля Мастеров

Разрушая западные мифы о России...

Давайте посмотрим на интереснейшую статистику и попробуем разрушить мифы одемографической, экономической и других важных отраслях нашей страны. В принципе, все не так уж и плохо, хотя, конечно, хотелось бы лучше. 1. Население России «быстро сокращается» Это, возможно, самая распространённая ошибка в западных отчётах. На самом деле,  численность населения России сейчас, в начале 2013 года,  незначительно выше, чем в 2006 году. Население России быстро сокращалось  в конце девяностых и в начале двухтысячных годов,  но его падение прекратилось и численность населения стабилизировалась.  Население России вполне может снова начать сокращаться в будущем,  однако в настоящий момент оно таки растет (хотя и очень медленно). 2. Российская экономика испытывает «серьёзный спад» Идея, что российская экономика «схлопывается» или «сдувается»,  наиболее часто встречается среди правокрылых,  однако её также любят центристы типа Newsweek или The Economist.  Хотя Россию пока и нельзя назвать экономическим гегемоном,  её общие экономические показатели за последние десять лет были довольно приличными,  особенно если сравнить их с ужасными  посткризисными показателями многих бывших коммунистических стран Восточной Европы.  Может быть, российская экономика и начнёт схлопываться когда-нибудь в будущем,  но в настоящий момент она переживает умеренный рост. 3. Подобно Советскому Союзу Россия «тратит все свои деньги на армию» Напыщенное заявление российского правительства о намерении потратить до 2020 года $700 млрд  на закупку новых вооружений привело многих к мысли, что Россия возвращается в состояние гарнизонного государства,  каковым она была при коммунизме, когда военные расходы составляли 30% ВВП, и вся страна была доведена до нищеты из-за ненасытных  аппетитов «пожирателей металла» из Министерства обороны. Хоть я и соглашусь, что оборонные расходы России слегка выше,  чем они могли бы быть, фактический уровень расходов в процентах от ВВП является скромным не только по сравнению  с её собственным мучительным прошлым, но и даже по сравнению с США (данные из SIPRI и заканчиваются 2010 годом,  так как это последний доступный год). 4. Российская алкогольная эпидемия «не ослабевает» Русские много пьют, это бесспорно. Но, к счастью, они упиваются  до смерти гораздо реже, чем они делали это в прошлом.  Уровень смертности от алкогольных отравлений стремительно сокращался  в течение последних лет, и сейчас он даже ниже, чем был в разгар антиалкогольной кампании Горбачёва (во время которой советское  правительство делало вещи типа разравнивания бульдозерами виноградников). Уровень смертности от алкоголя в России по прежнему очень,  очень высок по сравнению с западными странами, однако он снижается. 5. У русских «больше абортов, чем детей» Это было верно в течение очень долгого времени, с начала 1960-х годов до примерно 2007 года.  Аборт в России и в самом деле был самым популярным методом контрацепции.  Но безо всякой помпы число абортов в России  (которое, впрочем, по прежнему высоко по сравнению со странами Запада) резко упало. В общем, эти графики показывают, что:1) Россия всё ещё имеет кучу проблем, и остается чрезвычайно проблемной по сравнению с развитыми западными странами.2) Дела в России на самом деле довольно быстро улучшаются.

zema.su

Развитие России

План.

1.    Введение.

2.    Основная часть:

1.        Развитие государства в конце 19 века.1.1. Экономическо-социальное развитие в конце 19 века.1.2. Политическое развитие в конце 19 века.

1.    Развитие государства в начале 20 века.

2.1. Экономическо-социальное развитие в начале 20 века.2.2. Политическое развитие в начале 20 века.

1.    Заключение.

2.    Список литературы.1.    Введение.

История описывает развитие государств и народностей, обобщает и обрабатывает человеческий опыт. Нельзя понять настоящее развитие, не зная прошлого. Исторический опыт прошлого помогает решать проблемы современности. «История – наставница науки», - говорили древние.В настоящее время Россия находится на рубеже веков: двадцатого и двадцать первого. И российское государство испытывает переломный период в своем развитии. Жесткое государственное регулирование советского периода нашего государства меняется на новые общественные отношения. Внедряется рыночный механизм в экономике, соответственно претерпевают отношения и все другие сферы жизни общества: социальная жизнь, политика, культура и т.д. В этот период перестройки общественных отношений необходимо каждому гражданину понимание дальнейшего пути развития нашего государства, осознание своего места и роли в современный период жизни. Поэтому меня заинтересовал период развития России на рубеже ХIХ -–ХХ веков, когда в стране проводились реформы, когда был такой же аналогичный неустойчивый период в общественных отношениях, как и в наше время. Целью дальнейшей работы является изучить прошлый период развития России на рубеже XIX и XX веков, понять необходимость желания обществом того времени перемен в жизни, что и его не устраивало, почему люди стремились к изменению отношений во всех сферах жизни. Попытаться понять этот прошлый период нашей истории, чтобы объяснить настоящий период России и какое может нас ожидать будущее.

1.        Развитие государства в конце 19 начале 20 века.1.1. Экономическо-социальное развитие в конце 19 века.

В конце 19 века Россия была государством с феодально-крепостнической системой хозяйства. По численности населения и по военной мощи Россия была первым государством в Европе, но экономика ее была слабая. А без твердой экономики государство не будет стабильно развиваться. Лишь 5% помещичьих хозяйств смогли перейти на новую ступень развития и модернизировать свое хозяйство. Остальные помещики толкали Россию назад: стремясь получить больше прибыли, они не модернизировали свое хозяйство, а стали повышать барщину и оброк. Во многом это случалось из-за плохой экономической политики царского правительства.Но самым главным тормозом на пути буржуазного развития оставалось крепостное право. Крымская война в полной степени это показала.Прямым следствием неустойчивой экономики и крепостнической политики стало снижение жизненного уровня народа, застой в экономике.Стали усиливаться социальные конфликты, начались крестьянские восстания и выступления. Вследствие этого Александр II заявил: «Гораздо лучше, чтоб это произошло свыше, нежели снизу», имея в виду революцию.В стране усиливалось настроение в пользу реформ. Государство всегда играет одну из главных ролей в реформе страны. Александр II это понимал и к моменту своего вступления на престол был хорошо подготовлен к государственной деятельности. Несколько лет он участвовал в работе Крестьянского комитета и, будучи реалистом, вполне понимал необходимость перемен.Александр II осознававший необходимость в отмене крепостного права поступил неординарно и создал вневедомственный орган – Редакционные комиссии, вместо ранее практиковавшихся ведомственных комитетов.Итоги работы этих комиссий отразились в манифесте царя 1861 года, объявившем отмену крепостного права в России. Манифест стал толчком для дальнейшего развития государства, он был компромиссом между крестьянами, помещиками и властью. В.И. Ленин, характеризуя состояние помещичьего хозяйства, отмечал: «Несомненно, прогресс помещичьего хозяйства, причем медленность этого прогресса не случайна, а неизбежна, пока сохраняются пережитки крепостничества».По этой реформе помещичьи крепостные крестьяне получали свободу бесплатно. Но все же это было не так: оплата за землю включала плату за свободу. Государство платило помещикам 80% от стоимости земли и поэтому крестьяне оставались должниками государства и в течение 49 лет выплачивали государству этот долг. Кроме этого крестьяне еще должны были выплатить государству подушную подать. Гарантом крестьянских платежей являлась община, сохранившаяся по реформе. Община не хотела брать на себя долг какого-либо крестьянина и поэтому не отпускала его.Далее последовали другие реформы: Земская и городская реформа, Судебная реформа, Военные реформы. Все-таки эти реформы не могли круто изменить положение народа, но способствовали дальнейшему буржуазному развитию России.В первые годы после реформ начался экономический подъем, развивался рынок, стал формироваться новый класс – рабочие. Сельское население началось дробиться на сельскую буржуазию, бедняков и середняков. К концу второй половины 19 века 2% населения страны составили крупная буржуазия, помещики, высшие чиновники и военные, 18% - зажиточные мелкие хозяйства, 29% - беднейшие мелкие хозяйства и 51% - пролетарий и полупролетарий. Численность рабочего класса с конца 19 до начала 20 века увеличилась в 3 раза, т.е. с 750 тыс. до 1800 тыс. человек.Изменения так же коснулись помещичьего хозяйства. Помещичьих хозяйств выделялось три типа: отработочное, капиталистическое и смешанное – с элементами капиталистического и отработочного хозяйства.Отработочная система – это полукрепостническая форма эксплуатации с низкой производительностью труда. Эта система обуславливалась малоземельем и безденежьем крестьян, вынужденных идти к помещику и арендовать у него землю.Капиталистическая система подразумевала применение вольнонаемного труда крестьян-батраков, обрабатывающих землю помещика его инвентарем. Именно в этих хозяйствах шире внедрялось сельскохозяйственная техника, поэтому росли урожаи, и быстрыми темпами росла его товарность.Смешанная система, при которой использовался вольнонаемный труд и отработки, была распространена на Украине, Белоруссии и в некоторых русских губерниях. К концу 19 века капиталистическая система стала постепенно вытеснять отработочную систему.Крестьянское хозяйство развивалось еще медленнее, чем помещичье. Это было вызвано малоземельем, отсутствием денежных средств из-за выкупных платежей и налогов, неграмотностью и темнотой крестьян. Большинство их хозяйств балансировало на грани выживания. В неурожайные годы массовый голод охватывал всю русскую деревню. Лишь отдельные крестьяне смогли создать хозяйства, которые стали окупаться.В общем, сельское хозяйство развивалось медленно, и то за счет расширения посевных площадей и освоения новых районов. Несмотря на все это, сельское хозяйство в России начало постепенно увеличивать темпы развития. Между тем противостояния крестьян и помещиков сохранилось.Отмена крепостного права обеспечила благоприятные условия для быстрого роста капитализма во всех отраслях промышленности. Появилась свободная рабочая сила, стал формироваться пролетариат, стал расширяться внутренний рынок и росли связи с мировым. Однако развитие капитализма в России имело ряд особенностей.Сохранилось многоукладность промышленности, поэтому крупная машинная индустрия соседствовала с мануфактурой и мелкотоварным производством.Еще одна особенность – это неравномерное развитие промышленности по территории России. Наряду с высокоразвитыми районами, оставались совсем неосвоенные районы Сибирь и Средняя Азия.Промышленность неравномерно развивалась и по отраслям. Ведущую роль играла легкая промышленность. Текстильное производство было самым передовым в техническом оснащении. Здесь было занято свыше ? промышленных рабочих. Быстрые темпы набирала и тяжелая промышленность. Однако отечественное машиностроение было слабо развито. Для России особенно было характерно сильное государственное вмешательство в промышленную сферу путем кредитов, правительственных субсидий, казенных заказов, финансовой и таможенной политики. Это заложило основу для формирования системы государственного капитализма.Недостаточность отечественных капиталов вызвала интенсивный приток иностранных. Инвесторов из Европы привлекала дешевая рабочая сила, богатые сырьевые ресурсы, и следовательно, возможность получения больших прибылей.Огромную роль в индустриализации России сыграло развитие механизированного транспорта, в основном железных дорог. Их создание имело хозяйственное, стратегическое и социальное значение. Железные дороги строились с широким привлечением частного капитала. Однако уже к середине 90-х годов большая часть железных дорог находилась под контролем государства. Наиболее интенсивно железные дороги развивались в Европейской части России. В 60-е годы в России протяженность железных дорог составляла 2 тысячи верст, а к концу 19 века она увеличилась до 53 тысяч верст. В.И. Ленин оценивал «желдороги» как «орудие угнетения миллиарда людей».Одновременно с железнодорожным транспортом совершенствовался и водный. Паровые суда были сосредоточены в Волжском бассейне. Речное пароходство развивалось на Днепре, Дону, Оби и Енисее. Численность морских пароходов во второй половине 19 века возросла в 10 раз.Во второй половине 19 века завершилось формирование российского рынка. Производство и потребление окончательно приобрели товарный характер. Главным товаром, который производили – это хлеб, более 50% которого шло на внутренний и внешний рынок. Быстро росла торговля промышленной продукцией, спрос на которую повысился не только в городе, но и в деревне. Широкое распространение получила продажа сырья: железная руда, уголь, лес, нефть и так далее.Россия все больше втягивалась в мировой рынок. Неуклонно возрастал объем внешней торговли. Попытки освоения азиатских рынков для массового сбыта российской промышленной продукции наталкивались на европейскую конкуренцию и остались малоэффективными. Основными внешнеторговыми партнерами России являлась Германия и Англия. Особое место занимал импорт хлопка, необходимого для развития текстильной промышленности. В конце 19 века Россия имела устойчивый внешнеторговый баланс, главным образом за счет вывоза хлеба.После реформ Александра II значительные изменения претерпела финансовая система России. Был создан Государственный банк, который получил право выпуска денежных знаков. Министерство финансов стало единственным распорядителем государственных средств. Особое значение имела денежная реформа С.Ю. Вите 1897 г. Одним из источников получения капитала было введение государственной монополии на винно-водочные изделия, ставшей основной доходной статьей бюджета. Были увеличены налоги, в первую очередь косвенные. Был введен золотой стандарт, т.е. свободный размен рубля на золото. Последнее позволило привлечь в российскую экономику иностранный капитал, так как иностранные инвесторы могли теперь вывозить из России золотые рубли. Успех проводимой Витте экономической политики обеспечивался тем, что инициатива частного предпринимательства удачно сочеталась с активным и эффективным участием государственных властных структур.Переходный характер исторического развития пореформенной России и многоукладность экономики обуславливали своеобразие социальной структуры и разнообразие социальных антагонизмов. Сохранилось сословное деление общества. Каждое сословие обладало четко зафиксированными привилегиями или ограничениями. Развитие капитализма постепенно меняло социальную структуру и облик сословия, формировало две новые социальные группы – классы капиталистического общества: буржуазия и пролетариата. В социальной структуре переплетались черты старого и нового общественного строя.Таким образом экономико-социальный подъем России в конце 19 века был очень высок. За несколько десятков лет Россия прошла тот путь, который Европа прошла за сотни лет. Отмена крепостного права – самый важный толчок в развитии России. Отмена крепостного права толкнуло Россию на новую ступень развития капитализма – империализм.

1.1. Политическое развитие в конце 19 века.

К середине ХIХ века явственно проявилось отставание России от передовых капиталистических государств в экономической и социально-политической сферах. Международные события середины века показали ее значительное ослабление России на международной арене. Поэтому главной целью внутренней политики правительства во второй половине 19 века было приведение экономической и социально-политической системы России в соответствие с потребностями времени. Одновременно внутренняя политика была направлена на сохранение самодержавия и господствующего положения дворян.На внутреннюю политику оказывали влияние многие факторы: изменение в социальной структуре (расслоение крестьян, появление сельской буржуазии и т.д.) и мощный подъем общественного движения.Окончание Крымской войны привело к коренному изменению ситуации в Европе. Сложившийся против России англо-французский блок, который был нацелен на сохранение ее политической изоляции и военно-стратегической слабости. Россия не утратила своего положения великой державы, но потеряла право решающего голоса при решении международных проблем, лишилась возможности укрепиться на Балканах.На западном направлении Россия стремилась ликвидировать свою внешнеполитическую изоляцию. Отношения с центрально-европейскими государствами определялись традиционными отношениями между династиями и их политическим и идеологическими устоями.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫКНИГИ:

1.     Балакина Г.И. История отечественной культуры: Ч.2. – М., 1995. –140 с. (или С. 100-131)

2.     Борисов Н.С., Левандовский А.А., Щетинов Ю.А. Ключ к истории Отечества: Пособие для абитуриентов. – М., 1993. – 192 с. (или С. 80 – 101)

3.     История России: Пособие по истории для поступающих в вузы: Т.2. ХIХ – начало ХХ в. – М., 1994. –196 с.

4.     Ш.М. Мунчаев, В.М. Устинов. История России, учебник для вузов. – М., 1997.

5.     А.С. Орлов, В.А. Георгиев, Н.Г. Георгиева, Т.А. Сивохина. История России. –М., 1997. – 544 с.

6.     Книга для чтения по истории Отечества, начало ХХ в.: Сост. К.Ф. Шацило. – М.: Просвещение, 1993. – 256 с.

7.     Пятецкий Л.М. История России для абитуриентов и старшеклассников: ХIХ век. –М.: Моск. Лицей, 1995 – 356 с.

8.     Россия и мир: Учебная кн. По истории: В 2-х частях. Ч.1. – М., 1994. – С. 262-478.

СТАТЬИ:

1.     Головатенко А. Аграрный вопрос в России: конец ХIХ – начало ХХ века. – 1996. – N 25.26.

2.     Захарова Е. Культура России в конце ХIХ – нач. ХХ века. – 1995. –N 7.8.

3.     Зырянов П. Российская государственность в ХIХ – нач. ХХ века. –1995. – N 8. – С. 110-117.

4.     Кеворкова Н., Полонский А. Россия в конце ХIХ – начале ХХ столетия.- 1998. –N 5. – С. 1 – 4.

5.     Россия во второй половине ХIХ века. – 1998. –N 34.

6.     Филлипова Т.А. Российское реформаторство второй половины ХIХ века. – 1995. – N 1. – С. 2 - 6.

www.coolreferat.com

Уровень экономического развития России: показатели, проблемы, прогноз

Вот уже два года наша страна находится под международными санкциями. Это событие совпало с такими явлениями, как кризис нефтедобывающей отрасли, замедление роста мировой экономики. Уровень экономического развития России зависит от всех этих факторов. Что нас ждет в будущем? уровень экономического развития россииКакие прогнозы дает Министерство экономического развития, возглавляемое долгое время знаменитым на сегодняшний день «коррупционером» Улюкаевым? Подробнее разберем далее.

Факторы развития экономики

Уровень экономического развития России включает в себя следующие индикаторы:

  • Валовой внутренний продукт и валовой национальный продукт на душу населения.
  • Экономическая конкурентоспособность.
  • Уровень коррупции.
  • Занимаемое место в мировых рейтингах.
  • Структура экономики.
  • Доля инвестиций в образование, науку, инновации.

ВВП традиционно является определяющим. О нем поговорим далее.

ВВП на душу населения: таблица

О том, насколько наша экономика «независима» от цен на нефть и мировых санкций, даст понять следующая таблица.

Страна

ВВП на душу населения в 2014 году, долларов

ВВП на душу населения в 2016 году, долларов

Россия

24 298 долларов (45 место)

7 742, 58 (73 место)

Саудовская Аравия

51 779 (10 место)

19,312 (40 место)

США

53 001 (9 место)

57 220 (6 место)

Если проанализировать ВВП на душу населения всех стран, то мы увидим, что именно экспортеры нефти больше всего пострадали, тогда как покупатели, наоборот, увеличили объем. Это говорит о кризисе нефтедобывающей отрасли. Однако для нашей страны ситуацию усугубили международные санкции и контрсанкции. Наш ВВП просел более чем в три раза. Это рекорд среди всех стран за два года.

Проблемы экономики России

Как видно из показателей, нам необходимо избавляться от чрезмерной зависимости экспорта углеводородов. Правительство и президент уже не один год заостряют на этом внимание. Однако доля бюджета от экспорта составляет более половины в процентном соотношении. Естественно, снижение цены на энергоресурсы сильно влияет на нашу экономку.

Вторая проблема - санкции. Не нужно ошибочно приписывать сюда контрсанкции. Запрет на польские яблочки и лосося из Норвегии - это политическая прерогатива наших властей в качестве ответных мер. Европа не собиралась отказываться от поставок продовольственных продуктов. Санкции коснулись банковского сектора, запрет инвестиций - блокирования счетов российский чиновников и бизнесменов. Это не афишируется, но это напрямую повлияло на наш бюджет. Связано это с тем, что Государственная Дума одобрила так называемый "Закон Роттенберга". Суть его в том, что при блокировании частных счетов в Европе Россия будет компенсировать это за счет всех налогоплательщиков. Хорошо это или плохо, мы рассуждать не будем.проблемы экономики россии [

Третья проблема - отсутствие инвестиций. Связано это с замедлением экономического роста не только в нашей стране, но и в мире. В периоды кризисов инвесторы стараются держать средства в гарантированных портфелях. Прибыли почти нет, однако и риск потерять все тоже минимален. Бум инвесторов пришелся на период с 2000 по 2008 год. Процент прибыли достигал более 50%. Даже обычные вклады по банкам были выше 12%. Ситуация сегодня изменилась. Та же прибыль в 12% в высокорискованных инвестициях является хорошим процентом.

Четвертая проблема - коррупция. Надеемся, что последние события с увольнениями министров и губернаторов за коррупцию - это начало борьбы с ней. Время покажет.

Пятая проблема - бюрократические барьеры. Даже крупная шведская компания IKEA объявила, что отказывается от расширения в России. Связано это с тем, что чиновники и бюрократы на всех уровнях вымогают взятки при согласовании. Последнее послание президента к Федеральному Собранию, надеемся, изменит эту ситуацию.

Уровень инфляции и «предсказания» Минэкономразвития

Уровень экономического развития России зависит от инфляции. Предыдущие годы она составляла более 11%. Однако власти решили удержать во что бы то ни стало инфляцию. Минэкономразвития прогнозирует ее на 2017 год не выше 4,9%, а рост ВВП - около 0,6%. Однако прогнозы этого ведомства еще ни разу не сбывались. Вот и сегодня оно три раза за месяц изменяло прогнозы на будущее. Первоначально было сказано, что рост ВВП будет на уровне 0,8-1% в 2017 году.

министерство экономического развития

Счетная палата оправдывает ведомство, утверждая, что до него доходит несвоевременная и некорректная информация от профильных министерств и ведомств. Отсюда такая погрешность в «предсказаниях», которая доходила до 2%.

Трамп нас спасет?

Неизвестно, как повлияет избрание президента Трампа в США на нашу экономику. Чего от него ждать? Конечно, появилось много оптимистов, которые заговорили о будущей перезагрузке отношений и о снятии санкций, что положительно повлияет на нашу экономику. Однако то же самое мы слышали и с приходом Б. Обамы в свое время. Некоторые аналитики серьезно полагают, что для нас Трамп будет «убийственной» личностью. Такой вывод напрашивается на основе анализа предвыборной риторики. Трамп собирается расконсервировать добычу углеводородов в своей стране, развить промышленное производство. Рынок нефти сегодня перенасыщен. Дорогие углеводороды невыгодны промышленному государству, которое покупает ресурсы у других. Переход на свою нефть уронит еще больше цену на «черное золото». Теперь подойдем к цифрам, которые показывают уровень экономического развития России.

Доля от энергоресурсов составляет более 50% доходов в бюджет. Минимальная цена до 2014 года для сбалансированного бюджета нашей страны должна быть 80 долларов за баррель. Сегодня она менее 50. Выводы напрашиваются сами: бюджет недополучил почти в два раза от запланированного.

ввп на душу населения таблица

Проблемы экономики России проявились на фоне падения цены на нефть. И главная из них - отсутствие диверсификации. Пока цены на нефть были выше 100 долларов за бочку, уровень жизни населения в России был высоким. Стоило им упасть до 50, и мы столкнулись с колоссальными проблемами: сокращениями штатов, оптимизациями расходов и т.д. Теперь Министерство экономического развития вместе с остальными чиновниками постоянно думает о том, как сбалансировать бюджет. Появились проекты повышения НДФЛ с 13 до 15%, введение «налога на тунеядство», повышение пенсионного возраста, заморозка индексаций пенсий, материнского капитала и т.д.

Корректировка государственного бюджета

Сегодня прогноз базового (нормального) бюджета сформирован на уровне цены на нефть - 40 долларов за баррель. Консервативный (критический) - на уровне 25. Но что будет, если цена упадет ниже? Это никому неизвестно.

25 долларов - это предел падения?

Существуют ли предпосылки падения нефти еще ниже? Перед ответом на этот вопрос хочется вспомнить крылатую фразу Путина: «Нефть упала со 100 до 50 долларов за баррель, но с 50 до нуля она ведь не может упасть». На самом деле может. Хоть не до нуля, но до 15-20 точно. Этому может способствовать ряд факторов:

  • Замедление роста мировой экономики. Это значит, что производство больше не развивается. Рынок перенасыщен. Почти у всех есть сегодня пылесосы, микроволновки и т.д. Единственное, что еще заставляет людей покупать, - появление новых айфонов. Китайская экономика тоже вышла на максимум возможностей. Ее темп замедлился.

уровень жизни населения в россии

  • Появление новой дешевой энергии. Германия недавно заявила на весь мир о ядерном синтезе. Эта страна все время переходила на возобновляемые и дешевые источники энергии. С появлением и развитием ядерного синтеза в Европе можно забыть о нефти и газе в будущем. Что ждет нас - нетрудно догадаться.
  • Развитие альтернативных источников энергии: ветра, воды, солнца и т.д. В Исландии, например, существует проект, по которому энергию собираются добывать из ядра Земли.

fb.ru