Самые красивые легенды народов России (15 фото). Российские легенды


Мистические легенды российских городов / Туристический спутник

Ученые связывают популярность ужастиков с тем, что современному человеку не хватает живых эмоций. Мы, обитатели каменных джунглей, больше не охотимся на мамонтов и не прячемся от саблезубых тигров. А потому, чтобы пощекотать себе нервы, часто тянемся к чему-то таинственному и неизведанному. Восполнить дефицит адреналина предлагаю прочтением увлекательных городских легенд.1. Раифский Богородицкий мужской монастырь, КазаньЛегенда Раифского монастыря, одного из крупнейших в Казанской епархии, — пример обыкновенного чуда. Настолько обыкновенного, что его можно наблюдать здесь же, на территории обители, — местные лягушки обладают исключительно молчаливым нравом. По преданию, монахи долгое время страдали от громогласных квакушек, мешающих им петь, и однажды попросили Господа избавить их от этой напасти. Говорят, что со временем все лягушки, заполонившие берег озера, где стоит монастырь, словно воды в рот набрали. Российские и зарубежные ученые, узнавшие о необычном явлении, не раз пытались найти тому объяснение. Согласно ряду источников для необычного эксперимента даже использовались французские жабы, которые вблизи монастыря внезапно замолкали. Местные же лягушки, напротив, всего в километре от Раифской святыни начинали безудержно квакать, истосковавшись по громкоголосому пению.2. Спасо-Евфимиев монастырь, Суздаль По легенде, Спасо-Евфимиев монастырь стал последним пристанищем монаха Авеля — русского Нострадамуса, с поразительной точностью предсказавшего даты смерти Екатерины II и Павла I, взятие Москвы французами, а также Первую и Вторую мировые войны. Говорят, что, внимая таинственному голосу, который призывал делиться видениями с сильными мира сего, Авель написал несколько книг, на страницах которых подробно описал будущее. Впрочем, прозорливость сослужила Авелю плохую службу — 20 лет своей жизни прорицатель провел в мытарствах, пережил тюремные заключения в Петропавловской и Шлиссельбургской крепостях, ссылку в Кострому, жил в Соловецком монастыре, который ему было не велено покидать, а окончил дни в Спасо-Евфимиевой обители, куда отправился по приказу Николая I. Эта легенда имеет все шансы оказаться былью, ведь, говорят, что Авель не ошибся ни в одном своем предсказании.3. Красноярский краевой краеведческий музей, Красноярск Кто бы мог подумать: скелеты в шкафу есть даже у краеведческого музея Красноярска! По его коридорам, говорят, спокойно бродит призрак арктического исследователя Фритьофа Нансена — тому свидетель норвежский ученый Макс Моор. Заочное знакомство Моора с известным полярным исследователем началось с книги «Путешествие в страну будущего», в которой Нансен весьма благосклонно отзывался о возможностях Красноярского края. Моора заинтересовали причины, по которым знаменитый полярник провел целую зиму в одном из сибирских сел. Ходили даже слухи, что в здешних местах могут жить потомки Фритьофа. Жажда подробностей так захватила Моора, что он дни и ночи напролет проводил в музейных архивах, работая со старинными документами. И вот тогда, когда он, казалось бы, был близок к разгадке, кто-то настойчиво потряс его за плечо. Обернувшись, Моор увидел пожилого господина с густой бородой и длинными волосами. «Не лезьте в чужие дела. Не ваше это дело. Предупреждаю по-хорошему», — произнес таинственный бородач на чистом норвежском. Моор хотел было возмутиться, но лицо ночного посетителя показалось ему знакомым. И только он собирался встать, как незнакомец растворился в воздухе. Поговаривают, что после случившегося Моор сбежал из музея, оставив вещи в сильном беспорядке, а через два дня и вовсе покинул город и больше не возвращался.4. Камерный театр, Челябинск Челябинский храм искусства, в прошлом особняк купца Бреслина, оказывается, тоже полон сюрпризов. Так, при капитальном ремонте здания рабочие, взломав бетонный пол, обнаружили настоящие театральные подземелья — кирпичные ходы шириной 2,6 м, ведущие к набережной реки Миасс. Позже подземелье было тщательно изучено, однако ни бестелесных барышень, ни страшных привидений здесь обнаружено не было. Тем не менее вокруг особняка ходит множество легенд. Одна из версий происхождения лаза указывает на разработку золотоносной жилы, другая — на контрабандистов, что использовали подземный ход для поставки золота в секретную мастерскую, занимавшуюся чеканкой фальшивых монет. Так или иначе, но сегодня подземелья Камерного театра стали неофициальной достопримечательностью города, так что некоторые искусствоведы предлагают отреставрировать необычный памятник и водить сюда подземные экскурсии.5. Усадьба Железнова, Екатеринбург Призрак красавицы клептоманки бродит рядом с усадьбой Железнова в Екатеринбурге. Говорят, ее присутствие можно ощутить по запаху духов, мурашкам по коже и… пустым карманам. По легенде, при жизни красавица была женой купца и мецената Железнова. В отличие от жизнелюбивого супруга, Мария Ефимовна слыла особой замкнутой, к тому же склонной к клептомании. Отпуская жену в город, заботливый муж следом отправлял верного слугу, чтобы тот следил за невинными проказами барышни и оплачивал все, что было ею украдено. По слухам, призрак Железновой до сих пор бродит вокруг старинного особняка, не в силах совладать с пагубной привычкой. 6. Кунсткамера, Санкт-Петербург Северная столица — один из самых мистических и таинственных городов России. Здесь полтергейст гуляет по улицам, заглядывает в окна домов, а в музеях и вовсе бывает частым гостем. Весьма колоритным «экспонатом» может похвастаться Кунсткамера. Это привидение французского великана, чей скелет в смуте 1917 года нежданно оказался без черепа. Говорят, что именно после этого и началось хождение гигантского привидения по коридорам музея. Правда, вел он себя прилично и лишь в периоды особой тоски показывался посетителям. Привидение великана еще долго беспокоило бы незадачливых посетителей, если б не сознательность музейных работников, которые в порыве сочувствия подарили неугомонному гиганту новый череп. Только после этого великан успокоился и перестал пугать впечатлительных гостей.7. Подземный город с центром под Оперным театром, Новосибирск Легенда о подземном Новосибирске поразительно живуча. И хотя подтверждения тому нет, сибиряки упорно продолжают верить в фантастическую историю о городе, расположенном под землей. Считается, что центром подземной обители является Оперный театр, под которым не только расположен бункер для вождя, но также два подземных озера и железная дорога. Верить или нет — решать вам. Известно только, что в районе площади Ленина, на улице Коммунистической, действительно есть бомбоубежище, помещение которого частично используется местным кафе. 8. Улица Кузнецкий Мост, Москва Кузнецкий Мост — улица бутиков и ресторанов — сегодня, как и 200 лет назад, считается одной из самых модных в Москве. А еще, говорят, на ней можно встретить привидение. По слухам, именно здесь обитает дух прекрасной Жужу, что трагически погибла на модной мостовой в начале XX века. Известно, что очаровательная француженка была пассией ситцевого фабриканта и мецената Саввы Морозова и работала моделью в одном из модных домов на Кузнецком Мосту. Как-то утром, проезжая в экипаже, Жужу услышала крики мальчишки-газетчика, возвещавшего о смерти ее поклонника. «Савва Морозов покончил с собой!» — беспечно горланил газетчик. Обезумевшая от горя Жужу выскочила из кареты на проезжую часть и попала под колеса встречного экипажа. Несчастная умерла в тот же день, а вечером припозднившийся прохожий обнаружил бездыханное тело мальчика-газетчика с шелковым французским чулком вокруг шеи. Чулок, конечно же, принадлежал Жужу, которая к моменту совершения преступления была уже мертва. С той поры газетчики обходили Кузнецкий Мост стороной, дабы не попасть в крепкие объятья мстительной Жужу.9. Улица Гагарина, дом №9, Томск Эта история приключилась в Томской губернии в то удивительное время, когда гусарский мундир наводил оцепенение на томных барышень, а сами владельцы оных одинаково бесстрашно рвались как в бой, так и под венец. Жила-была милая девушка по имени Маша. Пришло время, барышня расцвела и влюбилась в бравого офицера при погонах, шпаге и с усами, разумеется. Только вот родители девушки были против неравного союза и в благословении своем отказали. Тогда влюбленные решились на побег, прибегнув к помощи горничной, что должна была сопроводить беглянку к возлюбленному. Однако горничная, будучи молодой и предприимчивой особой, решила увести жениха у доверчивой хозяйки. Попытка удалась — жених оказался не слишком разборчив. Напрасно ждала невеста своего суженого. Легенда гласит, что до сих пор призрак несчастной девушки нет-нет да и появляется в окне дома.

tursputnik.com

Самые красивые легенды народов России (15 фото)

Не всегда научное или историческое обоснование появления географического объекта, достопримечательности или целого города бывает интересным и увлекательным. Поэтому люди всегда придумывали красочные и захватывающие истории и называли их легендами. Предлагаю вашему вниманию эту интереснейшую подборку.

Легенда о происхождение озера Селигер

Очень давно жили родные братья: Селигер и Ильмень. Они полюбили одну девушку – Волгу. Но в женихи она выбрала Селигера. Ильмень, позавидовав счастью брата, послал ему проклятье: «Оборотись ты в озеро, и пусть вырастут на твоей спине сто горбов». Ночью Ильменю приснился сон, что его брат лежит и не может встать. Пожалел он о проклятье, да поздно. «Раз брат не может встать, так я тоже буду лежать»- решил Ильмень. Так и лежат до сегодняшнего дня. Селигер с горбом – множеством островов, а Ильмень без горба — без единого острова. А Волга погоревала и ушла к Каспию.

Легенда о «Горе Кольцо» в Кисловодске

Жил здесь храбрый народ Нарты. Вождь Нартов воспылал страстью к юной красавице Машуке, но она преданно любила своего жениха. Тогда старик отправил молодого нарта далеко в горы на охоту, что бы самому жениться на Машуке. К счастью Машуке удалось с помощью хитрости скрыться от вождя. Убегая, она бросила на землю кольцо, которое подарил ей жених. Кольцо покатилось по степи, поднялось в горы и попало прямо в руки возлюбленного Машуки. Тот вернулся домой, сразился с вождем и победил его. Вскоре на месте сражения появилась гора с вершиной в виде кольца. И на сегодняшний день «Кольцо Гора» является одной из достопримечательности г. Кисловодска

Легенда о Эльбрусе

Во время Всемирного потопа ковчег Ноя задел торчащую из воды вершину Эльбруса. Задел с такой силой, что вершина горы раскололась надвое. Ной, уставший плыть по воле волн, попросил у горы прибежища. Не простив непочтительного отношения, гора отказала. Проклял тогда Ной вершину: «И даже если у ног твоих будет весна, и цветы будут цвести, середина пусть осенью будет всегда, а вершины – вечной зимой». И с тех самых пор раздвоенная ковчегом вершина Эльбруса покрыта вечным льдом и снегом.

Легенда о водопаде Кивач

Предание гласит о двух сестрах-реках Шуя и Сунна, которые так любили друг друга, что все время текли рядом. В один из дней, утомленная Сунна решила уступить сестре путь по более удобному руслу, а сама отправилась отдохнуть на камушке, да и уснула. Проснувшись, Сунна обнаружила, что сестрица Шуя уже далеко впереди и принялась догонять ее. Во время погони Сунна сносила все на своем пути, дробила и переворачивала скальные глыбы и камни. В том месте, где Сунна проломила скалу, и появился на свет живописный водопад.

Легенда о дочери Байкала

Старик Байкал берег дочь Ангару пуще своего сердца. Однажды, когда Байкал заснул, бросилась Ангара бежать к юноше Енисею. Проснулся отец, гневно всплеснул волнами, ударил по седой горе, отломил от неё скалу и бросил вслед убегающей дочери. Скала упала на самое горло красавице. Взмолилась синеглазая Ангара, задыхаясь и рыдая, стала просить: — Отец, я умираю от жажды, прости меня и дай мне хоть одну капельку воды.

Байкал гневно крикнул:

— Я могу дать только свои слезы!

Тысячи лет течет Ангара в Енисей водой-слезой, а седой одинокий Байкал стал хмурым и страшным. Скалу, которую бросил Байкал вслед дочери, назвали люди Шаманским камнем. Люди говорили: «Байкал разгневается, сорвет Шаманский камень, вода хлынет и зальет всю землю».

Другие статьи:

nlo-mir.ru

Русские легенды и предания | Часть 1

ПРЕДИСЛОВИЕ

Русы… Слово это вобрало в себя просторы от Балтийского моря — до Адриатики и от Эльбы — до Волги, — просторы, овеянные ветрами вечности. Именно поэтому в нашей энциклопедии встречаются упоминания о самых различных племенах, от южных до варяжских, хотя в основном речь в ней идет о преданиях русских, белорусов, украинцев.

История наших пращуров причудлива и полна загадок. Верно ли, что во времена великого переселения народов они явились в Европу из глубин Азии, из Индии, с Иранского нагорья? Каков был их единый праязык, из которого, как из семечка — яблоко, вырос и расцвел широкошумный сад наречий и говоров? Над этими вопросами ученые ломают головы уже не одно столетие. Их затруднения понятны: материальных свидетельств нашей глубочайшей древности почти не сохранилось, как, впрочем, и изображений богов. А. С. Кайсаров в 1804 году в «Славянской и российской мифологии» писал, что в России потому не осталось следов языческих, дохристианских верований, что «предки наши весьма ревностно принялись за новую свою веру; они разбили, уничтожили все и не хотели, чтобы потомству их остались признаки заблуждения, которому они дотоле предавались».

Такой непримиримостью отличались новые христиане во всех странах, однако если в Греции или Италии время сберегло хотя бы малое количество дивных мраморных изваяний, то деревянная Русь стояла среди лесов, а как известно, Царь-огонь, разбушевавшись, не щадил ничего: ни людских жилищ ни храмов, ни деревянных изображений богов, ни сведений о них, писанных древнейшими рунами на деревянных дощечках. Вот так и случилось, что лишь негромкие отголоски донеслись до нас из далей языческих, когда жил, цвел, владычествовал причудливый мир.

Мифы и легенды в энциклопедии понимаются достаточно широко: не только имена богов и героев, но и все чудесное, магическое, с чем была связана жизнь нашего предка-славянина, — заговорное слово, волшебная сила трав и камней, понятия о небесных светилах, явлениях природы и прочем.

Древо жизни славян-русов тянется своими корнями в глубины первобытных эпох, палеолита и мезозоя. Тогда-то и зародились перворостки, первообразы нашего фольклора: богатырь Медвежье Ушко, получеловек-полумедведь, культ медвежьей лапы, культ Волоса-Велеса, заговоры сил природы, сказки о животных и стихийных явлениях природы (Морозко).

Первобытные охотники изначально поклонялись, как сказано в «Слове об идолах» (XII век), «упырям» и «берегиням», затем верховному владыке Роду и рожаницам Ладе и Леле — божествам живительных сил природы.

Переход к земледелию (IV–III тысячелетия до н. э.) отмечен возникновением земного божества Мать Сыра Земля (Мокошь). Землепашец уже обращает внимание на движение Солнца, Луны и звезд, ведет счет по аграрно-магическому календарю. Возникает культ бога солнца Сварога и его отпрыска Сварожича-огня, культ солнечноликого Дажьбога.

Первое тысячелетие до н. э. — время возникновения богатырского эпоса, мифов и сказаний, дошедших до нас в обличье волшебных сказок, поверий, преданий о Золотом царстве, о богатыре — победителе Змея.

В последующие столетия на передний план в пантеоне язычества выдвигается громоносный Перун, покровитель воинов и князей. С его именем связан расцвет языческих верований накануне образования Киевской державы и в период ее становления (IX–X вв.). Здесь язычество стало единственной государственной религией, а Перун — первобогом.

Принятие христианства почти не затронуло религиозные устои деревни.

Но и в городах языческие заговоры, обряды, поверья, выработанные на протяжении долгих веков, не могли исчезнуть бесследно. Даже князья, княгини и дружинники по-прежнему принимали участие в общенародных игрищах и празднествах, например в русалиях. Предводители дружин наведываются к волхвам, а их домочадцев врачуют вещие женки и чародейки. По свидетельству современников, церкви нередко пустовали, а гусляры, кощунники (сказители мифов и преданий) занимали толпы народа в любую погоду.

К началу XIII века на Руси окончательно сложилось двоеверие, дожившее и до наших дней, ибо в сознании нашего народа остатки древнейших языческих верований мирно уживаются с православной религией…

Древние боги были грозны, но справедливы, добры. Они как бы родственны людям, но в то же время призваны исполнять все их чаяния. Перун поражал молнией злодеев, Лель и Лада покровительствовали влюбленным, Чур оберегал границы владений, ну а лукавец Припекало приглядывал за гуляками… Мир языческих богов был величавым — и в то же время простым, естественно слитым с бытом и бытием. Именно поэтому никак, даже под угрозой самых суровых запретов и расправ, не могла душа народная отрешиться от древних поэтических верований. Верований, коими жили наши предки, обожествлявшие — наравне с человекоподобными властителями громов, ветров и солнца — и самые малые, самые слабые, самые невинные явления природы и натуры человеческой. Как писал в прошлом веке знаток русских пословиц и обрядов И. М. Снегирев, славянское язычество — это обожествление стихий. Ему вторил великий русский этнограф Ф. И. Буслаев:

«Язычники породнили душу со стихиями…»

И пусть ослабела в нашем славянском роде память о Радегасте, Белбоге, Полеле и Позвизде, но и по сю пору шутят с нами лешие, помогают домовые, озоруют водяные, соблазняют русалки — и в то же время умоляют не забывать тех, в кого истово верили наши предки. Кто знает, может быть, эти духи и боги и впрямь не исчезнут, будут живы в своем вышнем, заоблачном, божественном мире, если мы их не позабудем?..

Елена Грушко,

Юрий Медведев, лауреат Пушкинской премии

АЛАТЫРЬ-КАМЕНЬ

Всем камням отец

Поздним вечером вернулись охотники из Перуновой пади с богатой добычей: двух косуль подстрелили, дюжину уток, а главное — здоровенного вепря, пудов на десять. Одно худо: обороняясь от рогатин, разъяренный зверь распорол клыком бедро юному Ратибору. Отец отрока разодрал свою сорочку, перевязал, как мог, глубокую рану и донес сына, взвалив на могучую спину, до родного дома. Лежит Ратибор на лавке, стонет, а кровь-руда все не унимается, сочится-расплывается красным пятном.

Делать нечего — пришлось отцу Ратибора идти на поклон к знахарю, что жил одиноко в избушке на склоне Змеиной горы. Пришел седобородый старец, рану оглядел, зеленоватой мазью помазал, приложил листьев и травушек пахучих. И велел всем домочадцам выйти из избы. Оставшись вдвоем с Ратибором, знахарь склонился над раной и зашептал:

На море на Окияне, на острове Буяне

Лежит бел-горюч камень Алатырь.

На том камне стоит стол престольный,

На столе сидит красна девица,

Швея-мастерица, заря-заряница,

Держит иглу булатную,

Вдевает нитку рудо-желтую,

Зашивает рану кровавую.

Нитка оборвись — кровь запекись!

Водит знахарь над раною камушком самоцветным, в свете лучины гранями играющим, шепчет, закрыв глаза…

Две ночи и два дня проспал беспросыпно Ратибор. А когда очнулся — ни боли в ноге, ни знахаря в избе. И рана уже затянулась.

По преданиям, камень Алатырь существовал еще до начала мира. На остров Буян посреди моря-окияна он упал с неба, и на нем были начертаны письмена с законами бога Сварога.

Остров Буян — возможно, так в средние века называли современный остров Рюген в Балтийском (Алатырском море). Тут возлежал волшебный камень Алатырь, на который садится красная девица Заря, прежде чем расстелить по небу свою розовую фату и пробудить весь мир от ночного сна; тут росло мировое

www.royal-agency.ru

15 главных мифов российской истории

МИФ 14 „РУССКИЙ ЯЗЫК” – великий и могучий, именно так нас учили в школе, это он «первый», а все остальные славяне вокруг него. Русский сформировался в 16-17 веках, а грамматика и строй созданы еще позже уже Ломоносовым, который взяв за основу учебники и книги Руських княжеств ВКЛ создавал, шаг за шагом, грамматику и строй русского языка. А Пушкин привнес в сей язык много интересного и нового. При этом сегодня усиленно подается мысль, что украинский это „ополяченный” русский язык потому, что в нем как будто много польских слов. Но этим просто пытаются объяснить его отличие от русского для самих же русских – чтобы не задумывались о лишнем. На самом деле, за этим скрывается попытка прикрыть огромное количество заимствований в русском языке из тюркских языков, особенно татарского, языков фино-угров, мери, веся, чуди т.е. русифицированных народов уральской и северной части современной России. А на деле, слов в украинском больше не польських, а общесловянских, именно поэтому белорус и украинец лучше русского понимает польский и чешский, сербско-хорвацкий и еще лучше словацький. Ну, а словацкой оккупации Украины уж точно не было. Лексика же с белорусским языком совпадает на 60%. И это четко показывает какой именно народ имеет настоящие, а не вымышленные, исторические и культурные корни и на какой территории – на территории истинной Руси, а не выдуманной “Московии”. Потому что эти два народа и есть наследники и продолжатели Руси. Известный российский лингвист Даль писал, что не мог полноценно общаться с крестьянами в Подмосковье. Они не понимали тот язык, на котором он говорил и изучал. И это происходило всего в 100-150 верстах от Москвы, что же можно говорить о российской глубинке!? Неоднократно Даль заявлял, что язык Руси называется руським, и пишется именно с одним «с», но Даля никто не слушал, прислушивались к указам Петра I. А ведь именно руським называли свой язык на Руси и старики в Украине даже в 20-м веке, но четко противоставляя его языку московскому который есть новопридуманный „русский” с 2-мя „с”. О происхождении многих «исконно русских» слов, в „русскости” этих слов, сегодня не возникает сомнения даже у преподавателей русского языка в самой России. Однако если проанализировать лексический состав русского языка, то оказывается, что от славянских языков осталось в нем не очень много. Но осталось достаточно от искусственного и использовавшегося только для письма и службы церковнославянского. И это не удивительно ибо Ломоносов брал за основу именно церковнославянский и используя учебники ученых руських мужей Руси средних веков – в то время части Великого Княжества Литовского, создавал и систематизировал московский русский язык. Именно поэтому современный русский язык пронизан многими заимствованиями из церковнославянского, который на Руси до конца 17 века выполнял функцию письменного языка. Огромное количество слов пришло в русский из языков уральских народностей и из финно-угорских языков северной и европейской части России – вепсов, мери, коми, веси, муромов, финов, угров. По мере завоевания и заселения этих территорий люд Московского княжества сталкивался с явлениями, названиями предметов у местных народов и перенимал их для обозначений в собственном языке.

Так, например «русская» околица происходит от карельск. okollisa, волость от карел. volost, фин. volosti, округ(а) от карел. okruuka, коми oukruga, деревня от вепс. deruun, deron, derevn, погост от вепс. рagast и карелс. pogostu, поселок от карельск. posolku, гряда от карельск. kriadu(a), капуста от карел-финск. kapustahuuhta, нива от карел-финск. niiva, огород от карел. ogrodu и коми akgarod, пусто, пустошь от карел. puustos и вепс., puust, усадьба от карел. и коми usat’bu, участок от карл. ucuasku, поляна от карел. pluanu, роща от карел. roshsu и коми rossha, roshta, тундра от прибалт-финск. tunturi, tuntur, канава от карел. kanoava, konuava, пруд от карел.и ср.финск. pruttu, pruudu, брод от карел. brodu и коми brцdu, верста от коми vers и карел. virsta, путь от карел. puwtti и коми „PUTINA” (происхождение фамилии Путин), телега, тележница от карел. telegu и коми telezhnei, тропа от карел. troppu и коми trioppu, крюк от карело-финск. kruwga, kruwkka, волок от коми vцlek, vцlцk, место от карел.и коми mesta, кряж (крутой берег) от вепс. krдz, krez, омут от коми-карел. omutta, плешь от карел. plesatti, родник от финск-карел. rodniekku, rodňikka, бугор от карел. buguriccu и т.д. и т.д. Кто-то может возразить, что эти слова на оборот пришли из русского в карелльский, вепс. и т.д. Но, увы, это не так, похожих с ними однокоренных слов почти нет в других славянских языках.Для русского человека именно такие слова звучат особенно «по-русски» он с ними живет веками, при этом белорусские и украинские слова кажутся чужими (отсюда версия об ополячивании) – а ведь именно эти народы всегда жили и живут на Руси истинной и являются носителями ее культуры. Позже некоторые слова северных народов попали и в украинский и белорусский языки уже через русификацию. Но происходил и обратный процесс. Например, такие слова как билет, станция, могила, село, хутор, и т.д. были заимствованы в коми, карельский и другие языки из русского языка. О многих тюркских, иранских и европейских заимствованиях в русском языке также знают лишь лингвисты: ТОВАР, ЛОШАДЬ, САРАЙ, КАРАВАН, АРБУЗ, СОБАКА, ХЛЕБ, КРУЖКА, ЗОНТИК, КОТ, ОБЕЗЬЯНА, БЛОКНОТ, ГАЛСТУК, КОМПОТ, МУЗЫКА, ТРАКТОР, ТАНК, ГАВАНЬ, ПАРУС, ИКОНА, ЦЕРКОВЬ, СПОРТ, РЫНОК, ВОКЗАЛ, МАШИНА, ГОЛ, ИЗБА, СТЕКЛО, СЕЛЕДКА, СУП, СТУЛ, СТОЛ, ОГУРЕЦ, КОТЛЕТА, КАРТОШКА, КАСТРЮЛЯ, ТАРЕЛКА, САХАР, ХОР, ИДИЛЛИЯ, ПОЭЗИЯ, ГОСПИТАЛЬ, ЯРМАРКА, ШАНС, АЗАРТ, ТЕНТ, МАЙОНЕЗ, ДОМ, ШАМПУНЬ, ПРОБЛЕМА, СИСТЕМА, ТЕМА и многие тысячи других, и это без учета латинизмов и ранних заимствований из греческого языка. Научно-технический лексикон русского языка почти на 100 % состоит из голландских, немецких, английских заимствований. Общественно-политическая лексика состоит почти на 100% полностью из греческих, французских и английских заимствований. Так где же собственно сам «великий и могучий» русский язык? И о какой «древнерусскости» можно вообще говорить? Русский язык, как ветвь восточнославянского – по сути гремучая смесь письменного церковнославянского (искуственного, не разговорного языка!) с десятками различных языков завоеванных, порабощенных и ассимилированных народов. Это естественный процесс – при тесном контакте не только завоеватель насаждает свое, но и сам заимствует чужое. Имперские же и советские историки везде, где только можно, термин „восточнославянский” заменяли на мифический «древнерусский». Но не было такого народа, не было никогда языка такого. В Киеве говор был свой, в Новгороде совсем другой. Писали по-церковнославянски, но на этом языке никто никогда не говорил! Зачем же врать и создавать миф о «древнерусскости»? Очень уж царям московским древности хотелось.

fishki.net

мифы и легенды о героях и богах

Самое интересное из культурной сокровищницы цивилизаций – это мифы. Все страны и народы имели свои легенды о могуществе богов, о храбрости героев, о силе правителей. Не исключение и Древняя Русь. Мифы её говорят о двадцати тысячах лет, в течение которых она гибла и заново рождалась. Наше время – момент возрождения давно ушедшей веры, и начался он от издания книг о древних славянских традициях.

В книгах этих – напоминание о прародинах. Это те земли, которые рождали тот или иной русский род. А также говорится в них о прародителях. Одной из самых древних земель славян, судя по содержанию книги «Русские Веды», считается священное Беловодье, русский Север.

Отсюда наши пращуры, которых вели бог Солнца и князь Яр, выдвинулись поначалу на Урал, затем в степи Семиречья. И наконец освоили они Иран и Индию. Здесь уже арийские, то есть индоиранские, роды выделили собственно славян, тех, кто славил пращуров и богов.

Другие источники

Получилось так, что подлинники славянских текстов до нас не дошли. Целостность язычества была практически до основания разрушена, когда не только мифы, но и сами традиции искоренялись христианством.

Вся полностью картина мистических представлений, какие имела Древняя Русь (мифы, былины, сказания), может быть составлена или реконструирована только на использовании вторичных вещественных и письменных источников. Из самых важных – средневековые хроники наблюдателей (германских и латинских) и книги, сохранившиеся от чешских и польских племён. Также интересны сочинения византийских авторов, арабских и европейских.

Фольклор

Как это ни странно, но многие сведения о представлениях и верованиях, которые исповедовала Древняя Русь, мифы её в самом упрощённом и часто нарочито извращённом состоянии можно почерпнуть из поучений гонителей язычества – христианских миссионеров. Там говорится о лживости тех или иных обрядов, где подробно действия язычников комментируются. Низшую мифологию всё ещё можно добыть из фольклора: различные духи, ведьмы, русалки, кикиморы и кощеи бессмертные приходят из поверий, сказок, обрядов, заговоров.

Это уже более поздние мифы, когда на смену стихиям и животным стали приходить божества, хотя бы отдаленно похожие на человека. Как, например, леший. Вообще-то поначалу он считался добрым, помогающим найти дорогу в лесу, и только тем, кто вёл себя в его владениях неправильно, мог навредить. Такой человек мог заплутать и даже погибнуть. После появления христианства лешие стали однозначно злыми персонажами.

Плодородие невозможно без воды, и для хорошего урожая древним людям необходимы были берегини, проливающие росу на поля. Наполовину птицы, наполовину девушки, хозяйки всех колодцев и водоёмов сначала прилетали с небес, а потом «отрастили» рыбий хвост и стали русалками. В христианских поучениях они – также отрицательные персонажи.

Археология

Некоторые сведения даёт археология: на местах ритуальных молений найдены многие клады с мужскими и женскими украшениями, где присутствует языческая символика. Помогают также и сохранившиеся остатки древних верований у соседних народов. И конечно, большая часть наших знаний связана с эпическими сказаниями, например, былинами, коими славится Древняя Русь. Мифы её не умерли, они просто подзабыты.

Верования

Для верований славянских племён характерно двоемирие, анимизм и тотемизм. Миры были в их представлении равнозначными и крепко взаимосвязанными: человеческий, реальный, и другой, в котором обитали только боги – злые или добрые, которые и привечали души предков.

Иной мир одновременно и труднодостижим, и далёк, и знаком, и близок, как будто место, часто посещаемое, как родные леса, горы или степи. Там верховенствовал прародитель – главное божество.

Тотемность

В глубине если не тысячелетий, то многих и многих веков, когда народы славян жили только охотой, они знали и верили, что прародители, ожидающие их в ином мире, – те самые лесные жители, которые дают им еду, одежду, предметы быта и даже лекарства. За это животным искренне поклонялись, видя в них могущественных и умных богов-покровителей.

Каждое племя имело свой тотем – священного зверя. Например, люди, считающие своим покровителем Волка, в праздник зимнего солнцестояния надевали шкуры и как бы ощущали себя волками, общаясь со своими предками и получая от них силу, мудрость и защиту. Такой сильной, умной и была Древняя Русь, мифы её именно об этом и слагались.

Языческий лес всегда имел хозяина – самого сильного. Львы в славянских землях никогда не водились, поэтому царём зверей был Медведь. Он не только защищал от всякого зла, но и покровительствовал урожаям. Проснулся медведь весной – пора земледелием заниматься. Медвежья лапа в доме – талисман и оберег: и от колдовства защитит, и от болезней всяческих. Самая сильная клятва была именем медведя, и охотник, нарушивший её, неминуемо погибал в лесу.

Копытные

Охотничья эпоха была богата на тотемы, и одним из самых ярких и распространённых почитаемых животных был олень (или лось). Причём на полотенцах вышивали явно олениху – древнейшую богиню плодородия, а также солнечного света и самого неба. Лесные жители изображались славянами не буквально. Рогатых олених не бывает в природе, но на вышивках у каждого зверя – рога. На них он несёт солнце. Рога в доме – символ солнечных лучей, тепла. Лось и олень часто назывались сохатыми (да и теперь так называются), от слова «соха», называющего земледельческое орудие.

Небесные лосиха и лосёнок – созвездия Большой и Малой Медведиц на небосводе. А Кассиопея – два мужика с косами, которые небесную траву косят. Золотой конь небесный – солнце, позже – колесница, но тоже запряжённая лошадьми. В представлениях древних людей конь со времён кочевой жизни – самое полезное и самое умное животное. Конёк на крыше до сих пор устанавливается строителями новых деревенских домов, хотя люди уже наверняка забыли, почему и зачем это нужно. Подкова на счастье и теперь считается вполне действенным оберегом. Все дело в том, что у древних славян был культ коня.

Образ мира

Сохранились легенды о том, как произошло сотворение мира, откуда он появился и кто такие обитатели его. Древние китайцы, иранцы, греки верили в то, что мир наш вылупился из яйца. Похожие мифы есть и у славян. Например, такие. Три царства, которые царевич получил в нижних мирах от трёх царевен, были сложены в яйца, и царевич просто развернул их, когда поднялся на землю, разбив скорлупу. Царства – медное, серебряное и золотое.

Другая легенда говорит об утке, что летела над пустым океаном и уронила яйцо в воду. Оно раскололось надвое. Из нижней половинки получилась сырая земля, а из верхней – свод небесный. Есть и о змее легенда, который охранял золотое яйцо. Пришёл герой, змея порешил, яйцо расколол, и вышли из него три царства – подземное, земное и небесное.

Карпатская песня

В Карпатах поют о сотворении мира так: когда не было ни света, ни неба, ни земли, а только море синее, рос посреди воды высокий дуб. Прилетели два голубя, присели на ветки и стали размышлять о том, как основать белый свет.

Спустились они на морское дно, принесли мелкого песочку в клювиках, золотых камешков захватили. Посеяли песок, посыпали камешками золотыми. И взошла чёрная землица, полилась студёная водица, зазеленела трава, засинело небо, воссияло солнце, вышел ясный месяц и все звёздочки.

Ну а как именно произошло сотворение мира на самом деле, пусть каждый решит сам.

Тройственность

В образе мира, окружавшего древние племена, явно прослеживается трёхчастность. Земля представляет собой средний мир, лежащий на трёх головах предводителя преисподней посреди океана.

Недра среднего мира – нижний подмир. Это пекло с неугасимым огнём. Верхний же мир – это небеса, многими сводами простирающиеся над землёй, с обитающими там светилами и стихиями. Седьмое небо – вечно сияющее. Это место обители самых высших сил.

Страна Ир

Особое слово об Океане (как его называли – Киян, с пупом земли посредине, а именно священным камнем Алатырем, который лежит у самых корней Дерева Мирового) говорит, что в легендах чаще всего описывается дуб на острове Буяне. Это и есть центр всего мироздания. Святые горы иногда берут на себя понятие Дерева Мирового.

Последнее иногда называется деревом Ирий из страны блаженной, носящей имя Ир. Это то самое место, куда улетают осенью все птички и где проводит зиму Весна. Наиболее древние поверья говорят о том, что страна Ир находится на самом дне моря-океана, что именно там проживают постоянно высшие силы, которые и решают все судьбы людей.

География

Все стороны света в представлениях древних славян имели свои функции, связанные с обожествлением природных сил. Самые благодатные края находились на востоке. Там расположилась чудесная священная страна с обителью богов. А вот северо-запад оказался краем смерти и зимы.

Большое значение в древних верованиях имело расположение рек. Дон и Дунай считались границами мира людей, далее – уже мир иной, прародина, где души умерших предков ожидают каждого, кто готов преодолеть непроходимые леса, огромные горы и свирепые реки. Только там ждёт человека вечное упокоение. Или непокой, потому что провинившиеся при жизни, нарушившие хоть один нравственный закон, будут непременно наказаны.

Сварог и сыновья

У древних славян верховные божества были супружеской парой: Мать-Земля и Отец-Небо. Сияющий, блестящий бог Сварог почитался наравне с матушкой Землёй. Другое его имя – Стрибог, что означает Бог-Отец. Он и принёс людям в каменном веке железные орудия труда (кузнечные клещи), научил выплавлять медь, а потом и железо. Сыновья, которых бог Сварог тоже научил помогать людям, звались Даждьбог Сварожич и Перун Сварожич. О последнем интереснейшие мифы сложились, почти как о греческом Геракле.

Подвиги Перуна описываются весьма пространно даже в художественной литературе вплоть до двадцатого века. Это древний бог грозы, грома и молнии. Имя его переводится в нескольких вариантах как «Разящий», «Первый» и даже «Правый». Молнии у него разные: золотые – живительные, лиловые – смертоносные. Оружие его – топор, с которым и до сих пор связываются некоторые обычаи в крестьянском хозяйстве. Громоотвод в форме колеса с шестью спицами и сейчас можно увидеть на старых постройках. Это тоже знак Перуна. Но он был не только божеством, но и героем. Основные качества и даже некоторые подвиги Перуна как бы по наследству перешли к Илье Пророку с появлением христианства.

Дый

Бог, родившийся от козы, заведовал ночным небом. Появившись на свет, он даже затмил солнце ясное, а потом поселился в Уральских горах, родил сына Чурилу. Собрал Чурила друзей-великанов и начал обижать воинов Сварога. Сварог и Дый – оба боги, пришлось им разбираться друг с другом по-божески. Сначала Сварог побил Дыя, загнал его людей в подгорную землю. А потом смилостивился, обустроил пир в Дыевых хоромах. Чурила золотом и камешками драгоценными поделился со Сварогом. Тот оттаял окончательно и взял Чурилу к себе на службу.

Велес и Ясуня

Покровитель богатства и домашней скотины, защитник и помощник всем торговцам, скотоводам, охотникам, землепашцам, господин над всеми низшими духами, древнеславянский бог этот отличался неплохим характером и большим везением. Только женился он на Азовушке, а любил-то Ясуню с её зелёной кожей, отвратным характером, драчливостью и отсутствием гостеприимства. Баба-Яга Костяная Нога да и только. Однако не совсем так. Звалась Ясуня иначе – Буря-Яга Золотая Нога. Но, похоже, сумел Велес рассмотреть в Яге заколдованную Ясуню Святогоровну, да не смог получить благословения родительского, разлучили его с Ясуней.

fb.ru

Городские мистические легенды России | FernFlower Group

В статье про трансформации необъясненных фактов мы искали схожие черты и отличия между ними и городскими легендами. Как мы выяснили, реальная история легко может трансформироваться в страшилку, а страшилка - принимать вид паранормального факта. История может проходить множество преобразований, прежде чем ее узнает слушатель. От реального случая, красочно пересказанного очевидцем, история может передаваться от одного рассказчика к другому, при этом сильно трансформироваться, приобретая новые подробности и теряя детали. Она легко может стать городской легендой, потеряв любую связь с первоначальным свидетельством очевидца. Городская легенда может лечь в основу художественного произведения, а то, в свою очередь, всколыхнет новую волну историй и пересказов. Однако она может возникнуть и на основе заведомо недостоверной информации (слухов или газетной "утки").

Современная городская легенда, имеющая мистический подтекст, - это переработанная и помещенная в современные условия быличка. Подобные истории, передаваемые от человека к человеку как описания реальных происшествий, исключают волшебство в общепринятом его понятии, но часто наполнены сверхъестественными событиями. Их героями обычно являются близкие слушателю люди (сам рассказчик, его родственники, друзья или сослуживцы), а также обычно указывается конкретное место событий. Считается, что в основе таких рассказов могут лежать действительные случаи, своеобразно интерпретированные под дейсвием господствующих мифологических представлений.

В этой статье мы рассмотрим сюжеты подобных историй, распространенные на территории России.

Исследователи приходят к выводу, что жанр быличек существовал на Руси ещё задолго до XVII века. В статье Верования древних славян мы подробно описывали основных персонажей подобных произведений - покойников, ведьм, домовых, леших, оборотней и т.п. Здесь мы не будем подробно на них останавливаться. Мы разберемся, как изменились эти былички, дойдя до 21 века.

Благодаря глобализации сюжетов быличек стало значительно больше. Так, в селах практически любой области за последние 15 лет появились сюжеты про "чупакабру", пришедшие в Россию из Пуэрто-Рико.

Мой дед прошлым летом видел чупакабру. Она у него кур таскала. Он вышел ночью во двор, видит - она! Глаза горят, сама не большая, но прыткая. Посмотрела на него и ускакала.

Интересно, что для многих родителей чупакабра даже стала предметом запугивания своих детей, чтобы те не гуляли ночью или просто слушались старших. В известной мере она заменила собой сюжеты про волков, цыган и Бабу Ягу.

До последнего времени в быличках напрямую не упоминают НЛО, при этом часто встречаются рассказы о летящих по небу змеях, конницах и тому подобное.

Нет, вот и в наше время такие вещи происходят. Мой дядя - он вообще в такие вещи не верит. Ну вот, он под Новый год шёл домой через кладбище. Ночь, луна светит, полная, снег такой белый. Тишина вокруг, кресты стоят. И, вдруг, он видит - по небу кони скачут. Четверка, вроде, знаете, как свадьбы ездят, и в ней, вроде, люди сидят. Дядя перекрестился и упал лицом в снег. Поднялся - никого нет. Так он всю дорогу домой крестился. А могли и забрать. Запросто забирают. Думаете, почему люди без вести пропадают?!!

 

Вышла я на крыльцо вечером. Смотрю, а на востоке шар огромный светится. Думала сначала, что Луна или Солнце, очень по размеру похоже, но нет. Луна тонким серпом взошла ночью, а Солнце уже садилось на западе. Я пошла мужа с детьми позвать, чтобы тоже поглядели, но он потом пропал.

Появились и сюжеты про инопланетян.

Я тогда ночью домой шел. Не очень поздно. Вижу, в траве стоит. Не большого роста и светится весь. Точно инопланетянин был.

В остальном в селах мало что изменились. Там все еще широко распространены сюжеты о ведьмах, покойниках, водяных и домовых.

Приведем еще несколько примеров историй, рассказанных не так давно.

Тем летом болела я спиной очень сильно, думала помру. Скотину жалко только было, ведь за ей, окромя меня, некому ухаживать. Собралась с силами и пошла кормить. Наклонилась я чего-то, вдруг вижу, а под порогом газета скомканная лежит. Развернула, а там волосы. Тогда меня как молнией прострелило - это же порчу кто-то навел. Сожгла я тогда ту газету и выздоровела на следующий день.

 

Помер как-то мой сосед. Хороший был человек. На сорок дней я домой вернулась с поминок, сижу нитки перебираю. Дернуло меня в окно глянуть. А вечерело уже. Смотрю, а он в окно смотрит. Повернулся потом и ушел. Попрощаться, стало быть, приходил. Я испугалась и телевизор включила, чтобы как бы не одной быть. Так, пока мои не вернулись, и просидела.

 

Просыпаюсь я как-то ночью, а меня как бы давит что-то, душит. Я стал жену звать, а слова сказать не могу, да и пошевелиться тоже. Чувствовал, что рука какая-то очень волосатая. А потом ушло.

 

Рыбачил я как-то за ивами. Как клюнуло, я тянуть стал. А оно даже не дергается, точно не рыба. Подумал, что за корягу зацепил. Вдруг вижу, а из-под поплавка на меня глаза смотрят. Ничего больше не было видно, только глаза. Я думал, что ребята шутят, но иначе бы было волосы видно, лицо, руки, а там только глаза были. Я ему говорю: "Водяной-водяной! Отпусти!". И после этого глаза пропали, и я смог удочку вытянуть. Даже крючок не оборвался.

В городе же простор для сюжетов меньше. Там нет банников, чупакабры и подобных существ, зависящих от сельского быта. Там люди ограничены своей квартирой (если не брать в расчет передвижения по городу и области). Однако присутствуют домовые, которые даже освоили компьютерную технику, покойники, призраки и ведьмы.

Мне нужно было срочно напечатать документ, но принтер отказывался работать. Тогда я вслух три раза попросила домового и принтер напечатал мне нужную страницу.

 

В тот день я дома был совершенно один. Пошел в туалет, где решил не закрываться, просто прикрыл, чтобы запахи сильно не шли. У нас там такая щеколдочка маленькая. Когда решил выходить, то понял, что дверь не открывается. Обычно-то она легко ходит, а тут будто держит снаружи кто. Я ее тогда долго выбивал, очень испугался. Потом она сама как-то ослабла и открылась. Дома все еще никого не было.

В городской среде больше развиваются истории о призраках, живущих в том или ином месте. Обычно это место гибели человека. По сюжету такие истории схожи с рассказами о призраках на дороге.

Я очень поздно возвращалась с учебы. У нас дворы вообще плохо освещены, поэтому свет был только из окон и от одного фонаря возле подъезда. После того как пройти через двор, я должна была пройти рядом с мусоркой к своему дому. Так вот, на повороте к мусорке, среди теней деревьев, я увидела силуэт. Как призрак такой, прозрачный. Он был метрах в 8-10 от меня, почти у поворота. Я испугалась и развернулась, чтобы пойти в другую сторону. Я почти ткнулась в человека, который шел за мной и разговаривал по телефону. Я хотела предупредить его о призраке, но побоялась, что он примет меня за сумасшедшую. Я не успела пройти до конца двора обратно, как услышала визг тормозов. Когда я прибежала к мусорке, то поняла, что машина, резко вывернувшая на дорогу, выехала на тротуар и сбила того человека. Домой я тогда попала не скоро. До сих пор считаю, что призрак меня спас, ведь там могла быть я. И я до сих пор виню себя, что не предупредила человека с телефоном. Мама мне рассказала, что на том месте как-то давно хулиганы зарезали девушку. Наверно, это был ее призрак.

Несомненно, каждый народ в своем населенном пункте может рассказать былички, впитавшие колорит этой местности. Например, таежные жители больше рассказывают о Хозяине леса и блужданиях в знакомых местах. Ну Урале есть предания о существах, охраняющих руды и клады.

Мы коснулись здесь только общих сюжетов. Если вы можете добавить что-то, что мы упустили, - пишите их в комментариях.

Былички традиционно считаются жанром-прародителем волшебных сказок. Дети, зачастую основываясь на взрослых сюжетах, рассказывают свои истории - страшилки. Они разделяются на классические (хорошо известны как "пионерские") страшилки, и адаптированные под детскую аудиторию былички.

Страшилки обычно не имеют под собой когда-либо существовавшей реальной основы. Их героями являются дети, а олицетворение мистических персонажей смещено в сторону окружающих предметов, наделенных определенными отрицательными и опасными чертами.

Мистическая сущность представлена обычно в виде пятен, рук, пальцев, глаз различной цветовой гаммы. Наверное, всем детям советского и постсоветского периода известны страшилки про Красную руку, Зеленые пальцы. Практически каждый помнит песенку: "Бегут, бегут по стенке Зеленые глаза! Сейчас они задушат Тебя, тебя, тебя! " и ее многочисленные вариации.

Одна семья получила новую квартиру, но на стене было красное пятно. Его хотели стереть, но ничего не получилось. Тогда пятно заклеили обоями, но оно проступило сквозь обои. И каждую ночь кто-нибудь умирал. А пятно после каждой смерти становилось еще ярче.

Очень часто обычные окружающие определенного окраса предметы имеют какое-то страшное мистическое свойство: Черная простыня, Красные перчатки, Черные колготки, Красные сапожки, Белые занавески, Белые тапочки, Зеленая пластинка, Черное/Красное/Белое/Старое пианино и т.п. Особую роль в этих историях играет похоронная и кладбищенская атрибутика (гроб на колесиках, цветы с кладбища и т.п.) и предметы умершего.

Девчонка одна не послушалась мать и купила черные занавески. Легла спать. Ровно в 12 часов видит: к стеклу прислоняется зеленое лицо. Девочка испугалась и увидела, что ее мать мертвая лежит. Ну, опять на вторую ночь легла она. Видит опять зеленое лицо. Утром глядит: у нее отец мертвый лежит. На третью ночь девчонка пошла в милицию, подозвала дяденьку милиционера. Ровно в 12 часов открывается окно, и зеленое лицо в комнату забирается. Милиционер выстрелил и убил его.

Опасность также могут представлять обычные люди, наделенные мистическими свойствами или знаниями: женщина с красным лицом, поджигающая дома, страшная старуха, убивающая детей, и т.п.

Практически все сюжеты имеют схожую структуру "предупреждение/запрет - его нарушение - кара". Это выдает в них "взрослый источник" - родителей и близких родственников, пытающихся уберечь таким образом своих детей от плохих поступков. Это очень похоже на источники формирования суеверий, рассматриваемых нами в другой статье. Несмотря на то, что на основе этого рода страшилок написано и снято некоторое количество произведений и они явно влияют на представления людей о мистическом, в качестве необъясненных фактов они практически совсем не встречаются.

С точки зрения исследователя паранормального, интересна другая часть детских страшилок - адаптированные былички. Они содержат описания известных и привычных мистических персонажей, а также иногда имеют в качестве основы реальную историю.

Такие страшилки рассказываются уже как классические былички. Источниками указываются сам рассказчик, его родственники, друзья или СМИ (газета, передача по телевизору, публикация в сети Интернет). Мистическими героями быличек становятся классические призраки, ведьмы, пришельцы и т.п., а окружающие предметы наделяются необычными свойствами не просто так, а путем вселения духов, проклятия или источника из иного мира.

Один художник рисовал картину. Рисовал он ее не один день, и по ночам и стал замечать как по ней по ночам огоньки бегают. Сначала он думал, что ему показалось, а потом заметил, что чем больше рисует, тем огоньки ярче становятся. Картина у него получалась красивая, поэтому выкинуть ее было жалко. Он ее дорисовал и огоньки совсем яркие стали, а потом у него дом сгорел.

Основой этого рассказа, вероятно, стала история про картину «Водяные лилии» Клода Моне. В интернете можно найти довольно много упоминаний об опасности этой картины.

Дело в том, что за картиной «Водяные лилии» тянется длинный шлейф пожаров, самый первый из которых случился в доме самого Клода Моне. После того, как художник закончил работать над картиной, в мастерской художника случился пожар, в результате которого она почти полностью сгорела, однако несколько картин, в том числе и «Водяные лилии», удалось спасти.

Бывает также, что быличка, рассказанная фольклористу ребенком, встречается в том или ином виде и у взрослых:

Одна девушка пошла на танцы. Ее пригласил танцевать один парень. Они друг другу понравились. И он ей сказал, что придет к ней завтра в 12 вечера. Она его ждет, и пришла к ней соседка и говорит: "Ты когда будешь подавать первое или второе, урони вилку или ложку. И увидишь, что будет." Он пришел к ней, и когда она подавала обед, то уронила вилку. Смотрит, а у него на ногах копыта. На третий день он не пришел. Но в 12 вечера кто-то позвонил в дверь. Девушка открыла дверь, а там никого нет. Но кто-то невидимый прошел в комнату. А когда она легла спать, кто-то схватил ее и удушил.

Сравните эту историю с быличкой из сборника "Русские сказки Забайкалья, былички и бывальщина":

Знаете, девчонки, сама в это не верю. Мне это моя бабка рассказывала.Был у одной женщины муж. Потом умер он. То ли болел, то ли чё. Вдруг стал он к ней ночью приходить. Приходит и есть просит. Она его покормит, и он уходит. Потом уже она бояться стала. Рассказала все соседке. А та ворожейкой была и говорит:- А ты урони вилку на пол, потом посмотришь, что будет.Вот к этой опять вечером муж приходит. Она вроде нечаянно вилку уронила на пол, нагнулась её поднимать. Видит, у мужика её копыта и хвост. Только она это увидела, как тот заорет диким голосом - и исчез!Так та женщина тоже вскоре померла.Говорят, это черт...

Существует также ряд детских страшилок, связанных с вызыванием духов. Самым известным призываемым образом является Пиковая дама. Вряд ли найдется человек, который в детстве не вызывал ее. Это российский аналог легенды о Кровавой Мэри. Яркий образ злой таинственной ведьмы, некой демонической сущности, не ограничился детскими страшилками. Его довольно активно использовали в литературе и киноискусстве, тем самым еще больше подогревая интерес к легенде. Эти идеи и мотивы также перешли детям от взрослых - можно вспомнить, например, те же святочные гадания. Ими занимались как молодые девушки и юноши, так и люди старшего возраста.

Некоторые литературоведы, изучающие детский фольклор, считают, что страшилки в настоящее время постепенно уходят. Дети рассказывают их все меньше, не придумываются новые сюжеты и т.п. Однако современные дети (да и многие взрослые) не так давно перешли к рассказам крипипаст (не только в текстовом формате, но и в виде картинок и видео). По своей сути это те же былички, страшилки и городские легенды, но с другим, более современным названием. Герои и сюжеты также модернизируются. Благодаря глобализации они дополнились героями фольклоров других стран и народов и породили новых. Например, тот же слендермен, придуманный не так давно на одном из форумов, или страшилки, в которых таинственные сообщения приходят по электронной почте, месенджеру или в соцсети.

Таким образом, городские легенды России, названные здесь так по аналогии с urban legend в американском фольклоре, но отличающиеся наличием мистического подтекста, образовались из фольклорного жанра быличек. Все они, независимо от рассказчика, имеют героев, сюжеты и логику повествования. Они легко выживут в современном мире, претерпевая незначительные изменения. Часто в их основе лежит реальный случай, до которого можно проследить историю. На базе этих историй легко можно создать полноценное художественное произведение, но они самодостаточны и одним своим существованием накладывают отпечаток на представления людей о мистическом с детского возраста.

www.fern-flower.org

Самые красивые легенды народов России!

Не всегда научное или историческое обоснование появления географического объекта, достопримечательности или целого города бывает интересным и увлекательным. Поэтому люди всегда придумывали красочные и захватывающие истории и называли их легендами. Предлагаю вашему вниманию эту интереснейшую подборку.

Легенда о происхождение озера Селигер

Очень давно жили родные братья: Селигер и Ильмень. Они полюбили одну девушку – Волгу. Но в женихи она выбрала Селигера. Ильмень, позавидовав счастью брата, послал ему проклятье: «Оборотись ты в озеро, и пусть вырастут на твоей спине сто горбов». Ночью Ильменю приснился сон, что его брат лежит и не может встать. Пожалел он о проклятье, да поздно. «Раз брат не может встать, так я тоже буду лежать»- решил Ильмень. Так и лежат до сегодняшнего дня. Селигер с горбом – множеством островов, а Ильмень без горба - без единого острова. А Волга погоревала и ушла к Каспию.

Легенда о "Горе Кольцо" в Кисловодске

Жил здесь храбрый народ Нарты. Вождь Нартов воспылал страстью к юной красавице Машуке, но она преданно любила своего жениха. Тогда старик отправил молодого нарта далеко в горы на охоту, что бы самому жениться на Машуке. К счастью Машуке удалось с помощью хитрости скрыться от вождя. Убегая, она бросила на землю кольцо, которое подарил ей жених. Кольцо покатилось по степи, поднялось в горы и попало прямо в руки возлюбленного Машуки. Тот вернулся домой, сразился с вождем и победил его. Вскоре на месте сражения появилась гора с вершиной в виде кольца. И на сегодняшний день «Кольцо Гора» является одной из достопримечательности г. Кисловодска

Легенда о Эльбрусе 

Во время Всемирного потопа ковчег Ноя задел торчащую из воды вершину Эльбруса. Задел с такой силой, что вершина горы раскололась надвое. Ной, уставший плыть по воле волн, попросил у горы прибежища. Не простив непочтительного отношения, гора отказала. Проклял тогда Ной вершину: «И даже если у ног твоих будет весна, и цветы будут цвести, середина пусть осенью будет всегда, а вершины – вечной зимой». И с тех самых пор раздвоенная ковчегом вершина Эльбруса покрыта вечным льдом и снегом. Легенда о водопаде Кивач Предание гласит о двух сестрах-реках Шуя и Сунна, которые так любили друг друга, что все время текли рядом. В один из дней, утомленная Сунна решила уступить сестре путь по более удобному руслу, а сама отправилась отдохнуть на камушке, да и уснула. Проснувшись, Сунна обнаружила, что сестрица Шуя уже далеко впереди и принялась догонять ее. Во время погони Сунна сносила все на своем пути, дробила и переворачивала скальные глыбы и камни. В том месте, где Сунна проломила скалу, и появился на свет живописный водопад.

Легенда о дочери Байкала

Старик Байкал берег дочь Ангару пуще своего сердца. Однажды, когда Байкал заснул, бросилась Ангара бежать к юноше Енисею. Проснулся отец, гневно всплеснул волнами, ударил по седой горе, отломил от неё скалу и бросил вслед убегающей дочери. Скала упала на самое горло красавице. Взмолилась синеглазая Ангара, задыхаясь и рыдая, стала просить: — Отец, я умираю от жажды, прости меня и дай мне хоть одну капельку воды. Байкал гневно крикнул:— Я могу дать только свои слезы!

Тысячи лет течет Ангара в Енисей водой-слезой, а седой одинокий Байкал стал хмурым и страшным. Скалу, которую бросил Байкал вслед дочери, назвали люди Шаманским камнем. Люди говорили: «Байкал разгневается, сорвет Шаманский камень, вода хлынет и зальет всю землю».

rus-dor.blogspot.com