Что такое собственное наименование? Собственные наименования: примеры. С большой буквы имена собственные


Что такое собственное наименование? Собственные наименования: примеры

В мире огромное количество самых разнообразных явлений. Для каждого из них в языке существует наименование. Если оно называет целую группу предметов, то такое слово является именем нарицательным. Когда существует необходимость назвать один предмет из ряда однородных, то в языке для этого есть собственные наименования.

Нарицательными называются такие имена существительные, которые обозначают сразу целый класс предметов, объединённых какими-то общими признаками. Например:

  • Каждый водный поток можно назвать одним словом – река.
  • Любое растение со стволом и ветками – это дерево.
  • Все животные серого цвета, большого размера, с хоботом вместо носа называются слонами.
  • Жираф – всякое животное с длинной шеей, маленькими рожками и высокого роста.

Собственные наименования – имена существительные, выделяющие один предмет из всего класса ему подобных явлений. Например:

  • Собаку зовут Дружок.
  • Кличка моей кошки - Мурка.
  • Эта река - Волга.
  • Самое глубокое озеро – Байкал.

Когда нам известно, что такое собственное наименование, можно выполнить следующее задание.

Практическое задание №1

Какие из существительных являются менами собственными?

Москва; город; Земля; планета; Жучка; собака; Влад; мальчик; радиостанция; «Маяк».

Большая буква в именах собственных

Как видно из первого задания, имена собственные, в отличие от нарицательных, пишутся с большой буквы. Иногда бывает так, что одно и то же слово пишется то с маленькой буквы, то с большой:

  • птица орёл, город Орёл, корабль "Орёл";
  • сильная любовь, девушка Любовь;
  • ранняя весна, лосьон "Весна";
  • приречная ива, ресторан "Ива".

Если знать, что такое собственное наименование, то понять причину этого явления просто: с большой буквы пишут слова, обозначающие единичные предметы, чтобы отделить их от других таких же.

Кавычки при собственных наименованиях

Чтобы знать, как правильно употреблять кавычки в собственных наименованиях, надо усвоить следующее: имена собственные, обозначающие явления в мире, созданные руками человека, обособляются. Знакам обособления в этом случае выступают кавычки:

  • газета «Новый мир»;
  • журнал «Сделай сам»;
  • фабрика «Амта»;
  • гостиница «Астория»;
  • корабль «Стремительный».

Переход слов из нарицательных в собственные и наоборот

Нельзя сказать, что разграничение между разрядами имён собственных и нарицательных незыблемо. Иногда нарицательные имена становятся собственными. О правилах их написания мы говорили выше. Какие можно назвать собственные наименования? Примеры перехода из разряда нарицательных существительных:

  • крем «Весна»;
  • духи «Жасмин»;
  • кинотеатр «Заря»;
  • журнал «Работница».

Имена собственные также легко становятся обобщёнными названиями однородных явлений. Ниже представлены собственные наименования, которые уже можно назвать нарицательными:

  • Эти уж мне молодые донжуаны!
  • Метим в Ньютоны, а сами формул не знаем;
  • Все вы Пушкины, пока диктант не пишете.

Практическое задание № 2

В каких предложениях присутствуют собственные имена существительные?

1. Мы решили встретиться у «Океана».

2. Летом я купалась в настоящем океане.

3. Антон решил подарить своей любимой духи «Роза».

4. Розу срезали утром.

5. Все мы Сократы у себя на кухне.

6. Эта мысль впервые выдвинул Сократ.

Классификация имён собственных

Казалось бы, легко усвоить, что такое собственное наименование, но нужно всё же повторить главное – имена собственные присваиваются одному предмету из целого ряда. Целесообразно классифицировать такие ряды явлений:

Ряд явлений

Собственные наименования, примеры

Имена людей, фамилии, отчества

Иван, Ваня, Илюшка, Татьяна, Танечка, Танюха, Иванов, Лысенко, Белых Геннадий Иванович, Александр Невский.

Клички животных

Бобик, Мурка, Зорька, Ряба, Карюха, Серая шейка.

Географические названия

Лена, Саяны, Байкал, Азовское, Чёрное, Новосибирск.

Названия предметов, созданных руками человека

«Красный октябрь», «Рот-фронт», «Аврора», «Здоровье», «Кис-кис», «Шанель№6», «Калашников».

Имена людей, фамилии, отчества, клички животных являются одушевлёнными существительными, а географические названия и обозначения всего, созданного человеком, – неодушевлёнными. Так характеризуются собственные наименования с точки зрения категории одушевленности.

Собственные наименования во множественном числе

Необходимо остановиться на одном моменте, который обусловлен семантикой изучаемых языковых единиц. Особенности собственных наименований в том, что они редко употребляются во множественном числе. Можно использовать их для обозначения нескольких предметов, если те имеют одно и то же собственное имя:

  • В нашем классе несколько Александров.
  • В младшей группе было шесть Насть.

Фамилия может быть использована во множ. числе в двух случаях. Во-первых, если обозначает семью, людей, состоящих в родственной связи:

  • У Ивановых было принято собираться к ужину всей семьёй.
  • Супруги Каренины жили в Петербурге.
  • Династия Журбиных имела на всех столетний стаж работы на металлургическом заводе.

Во-вторых, если называют однофамильцев:

  • В реестре можно найти сотни Ивановых.
  • Они мои полные тёзки: Григорьевы Александры.

Одно из заданий ЕГЭ по русскому языку требует знания о том, что такое собственное наименование. От выпускников требуется установить соответствия между предложениями и допущенными в них грамматическими ошибками. Одна из таких – нарушение в построении предложения с несогласованным приложением. Дело в том, что собственное наименование, являющееся несогласованным приложением, не изменяется по падежам при главном слове. Примеры таких предложений с грамматическими ошибками приведены ниже:

  • Лермонтов не был в восторге от своей поэмы «Демона» (поэмы «Демон»).
  • Достоевский описал духовный кризис своего времени в романе «Братьях Карамазовых» (в романе «Братья Карамазовы»).
  • О кинофильме «Тарасе Бульбе» говорят и пишут очень многое (О кинофильме «Тарас Бульба»).

Если же имя собственное выступает в роли дополнения, то есть в отсутствии определяемого слова, то оно может изменять свою форму:

  • Лермонтов не был в восторге от своего «Демона».
  • Достоевский описал духовный кризис своего времени в «Братьях Карамазовых».
  • О «Тарасе Бульбе» говорят и пишут очень многое.

Практическое задание № 3

В каких предложениях есть ошибки?

1. Мы подолгу стояли у картины «Бурлаков на Волге».

2. В «Герое своего времени» Лермонтов стремился раскрыть проблемы своей эпохи.

3. В «Журнале Печорина» раскрываются пороки светского человека.

4). В повести «Максим Максимыч» раскрывается образ прекрасного человека.

5. В своей опере «Снегурочке» Римский-Корсаков воспел любовь как самый высший идеал человечества.

fb.ru

Почему имена и фамилии пишут с большой буквы?

Почему имена и фамилии пишут с большой буквы?

  • Возможно эта традиция зародилась еще в то время когда вместо имен и фамилий употреблялись прозвища или обрядовые имена, у славян например Полкан (кентавр) или Кобыла (самка лошади, скамья), у индейцев Зоркий Глаз или Ястребиный Коготь.

    Для того чтобы отличать в тексте имя от обычного слова, обозначающего предмет, животное или явление личные имена и писались с большой буквы.

  • Фамилии, имена, названия городов, сел, улиц, кинотеатров, клички животных все пишется с большой буквы это имена собственные.

    Почему с большой буквы, вероятно чтобы выделить их из всего текста от нарицательных слов.

  • Имена, фамилии и даже отчества пишут с большой буквы, прежде всего для того, чтобы отличать на письме имена собственные от других слов.

    У наших глаз есть такая особенность, что большие буквы мы замечаем быстрее всего. А имя и фамилия являются уникальным идинтификатором, к тому же по смыслу бывает крайне важно их выделять.

    Можно сказать, что это такая традиция, закреплнная правилами написания.

    Представьте, если бы имена и фамилии писались с маленькой буквы, они бы просто потерялись в тексте среди остальных слов. А так мы - люди, поэтому и имена наши пишутся с большой буквы. Признак идентификации, уважения к родителям и предкам от которых нам достались имена и фамилии.

  • Я думаю, чтобы придать значимость. Все-таки имена и фамилии относятся к человеку, а человек это звучит гордо. Так вот чтобы звучало гордо имена и фамилии пишут с большой буквы. Это моя версия ответа на заданный вопрос.

  • Фамилии и имена, это имена собственные и пишутся они исключитеьно с большой буквы, для того что бы:

    Они выделялись в тексте, как в потоке информации, что бы было видно о ком идет речь.

    Просто отличать имена собственные от нарицательных имен.

    С целью проявления уважения.

  • Есть имена собственные, а есть имена нарицательные.

    Имена собственные это как раз имена, фамилии, отчества, прозвища конкретных людей, клички животных и так далее. В России все имена собственные пишутся с большой буквы, таким образом это подчеркивает уважение к этому человеку.

  • Почему-то мне кажется, что это может быть от ранее принятого императором говорить о себе во множественном числе, Мы - Вы. Наверное пошло, как уважительное местоимение, подчеркивающее вес человека в обществе и его заслуги.

  • В славянских языках, я думаю, из-за уважения к живому человеку. У нас и местоимение ВЫ есть, а в английском только ТЫ.

    Но не во всяких языках такое правило. В немецком языке все существительные с большой буквы пишутся. А в грузинском, если я не ошибаюсь, вообще больших букв нет.

  • Потому что имена собственные всегда пишутся с большой буквы.

  • info-4all.ru

    Когда используется заглавная буква

    Еще со школьной скамьи все усвоили простое правило, что слово, начинающее предложение, всегда пишется с большой буквы. Но не только в этом случае использование прописных букв становится уместным.

    Есть и другие случаи, в которых необходимо писать слово с большой буквы.

    1. Безусловно, каждое новое предложение следует начинать с прописной (заглавной) буквы, но есть и некоторые исключения.

    Примечание 1. В поэтических произведениях каждый стих начинается с большой буквы, независимо от того знака препинания, которым закончилась предыдущая строка:

    Несчастная кошка порезала лапу —Сидит, и ни шагу не может ступить.Скорей, чтобы вылечить кошкину лапуВоздушные шарики надо купить!

    И сразу столпился народ на дороге —Шумит, и кричит, и на кошку глядит.А кошка отчасти идет по дороге,Отчасти по воздуху плавно летит! (Д. Хармс, «Удивительная кошка»)

    Примечание 2. Если в предложении используется многоточие, указывающее на прерывистость в речи, то после него следует писать слова с маленькой буквы:

    • А у меня на этой неделе… того…. сын помер. (А. Чехов)

    Примечание 3. Прописная буква не используется и в том случае, если после прямой речи, заканчивающейся любым знаком препинания, кроме точки, следуют слова автора:

    • — Тихо! Не кричи! – сказал он мне.
    • — Мейстер Крессен, к нам пришли, — произнес Пилос мягко, словно не желая вторгаться в мрачные думы старика. (Джордж Мартин, «Битва королей»)

    2. Если в начале предложения стоит восклицание или междометие с восклицательным знаком, то после них предложение пишется с большой буквы.

    Однако, если междометие с восклицательным знаком употреблено в середине предложения, тогда следующее за ним слово пишется со строчной буквы. Например:

    • Ах! Какая славная нынче погода!
    • Я хотела передвинуть вазу, а она ах! и упала!

    3. После двоеточия следует заглавная буква только в тех случаях, если:

    а) Далее следует прямая речь. Например:

    Задумавшись на минуту, брат ответил: «Нет»;

    б) Далее следует цитата, которая сама по себе является самостоятельным предложением.

    Примечание. Однако если цитата вводится в предложение как его продолжение, в таком случае она начинается со строчной буквы.

    в) Далее следует перечисление рубрик, каждая из которых начинается с нового абзаца и заканчивается точкой.

    4. С заглавной буквы всегда пишутся все имена собственные, включая прозвища, названия географических объектов, городов, стран, рек, сел, республик, государств и т.д. также с большой буквы пишутся абсолютно все названия произведений, периодических изданий, передач, предприятий, магазинов, клубов, заведений разного рода и т.д. Однако, в отличие от первой группы имен собственных, вторые названия всегда заключаются в кавычки. Например:

    • Леонид Петрович, Никитина, Новосибирск, Обь, Плановый поселок, Шарик (кличка собаки), Плакса (прозвище человека), Мурка, Российская Федерация, Байкал, Телецкое озеро, республика Алтай, Альпы, Америка и т.д.;
    • газета «Труд», клуб «Отдых», передача «Пока все дома», фильм «Начало», картина «Девочка с персиками», магазин «Пятерочка», кафе «Райский сад» и т.д.

    Примечание 1. Имена людей, ранее бывшие индивидуальными, но в данном контексте употребляемые с оттенком презрения в качестве родового понятия, пишутся с маленькой буквы, например: иуды современного мира.

    Примечание 2. Названия предметов или явлений, которые произошли от имен собственных, пишутся со строчной буквы.

    Примечание 3. Титулы, звания, должности, — все это пишется с маленькой буквы: академик Королев, генерал Иванов, граф Нулин.

    Примечание 4. Однако наименования высших почетных должностей пишутся с заглавных букв: Председатель Президиума Верховного Совета, Председатель Совета Министров СССР, Герой Социалистического Труда, Герой Советского Союза, Маршал Советского Союза.

    5. С большой буквы пишутся следующие группы имен прилагательных:

    а) Являющиеся именами притяжательными и обозначающие принадлежность конкретной вещи конкретному лицу:

    • Ванина сумка, Далев словарь.

    б) Равные по смыслу выражению «памяти такого-то», «в честь такого-то», «имени такого-то»:

    • Пушкинские чтения.

    Примечание 1. Со строчной буквы пишутся:

    а) притяжательные прилагательные, не имеющее полноценного значения принадлежности:

    • лермонтовский стиль, суворовская тактика, рентгеновский кабинет и т.д.

    б) притяжательные прилагательные, обозначающие полноценную принадлежность. Но имеющие в своем составе суффиксы «-овск-», «-евск-», «-инск-»:

    • толстовская усадьба, тургеневские «Отцы и дети» и т.д.

    Примечание 2. Наречия, образованные от имен собственных людей, всегда пишутся с большой буквы.

    6. С большой буквы пишутся прилагательные, входящие в состав индивидуальных названий географических объектов, в следующих случаях:

    а) Если они входят в состав сложных географических наименований: Новосибирская область;

    б) Если они присоединяются к имени человека в качестве прозвища: Дмитрий Донской, Александр Невский.

    7. Название исторических эпох и периодов, событий и явлений, документов и бумаг, произведений искусства и иных материальных памятников культуры пишутся с большой буквы.

    Сюда относятся следующие группы:

    а) Существительные, ставшие именами собственными: Октябрь, Возрождение, Ренессанс, Депрессия,

    б) Сочетания имени прилагательного с существительным: Петрова реформа, Николаев указ, Версальский мир, Лаврентьевская летопись.

    в) Любые иные сочетания имен существительных и прилагательных.

    8. С заглавной буквы пишутся названия государственных праздников и знаменательных дат.Однако, названия религиозных праздников и постов всех религий пишутся со строчной буквы.

    9. Все слова в названиях верховных организаций и учреждений СССР пишутся с большой буквы, кроме служебных слов и слова «партия». Например:

    • Коммунистическая партия Советского Союза.
    • Центральный Комитет Коммунистической партии Советского Союза.
    • Президиум ЦК КПСС.
    • Всесоюзный Ленинский Коммунистический Союз Молодёжи.
    • Верховный Совет СССР (РСФСР, УССР и других республик).
    • Совет Союза.
    • Совет Национальностей.
    • Совет Министров СССР (РСФСР, УССР и других республик).
    • Верховный Суд СССР.
    • Всесоюзный Центральный Совет Профессиональных Союзов.

    Примечание. С заглавной буквы также пишутся все слова в названиях международных организаций: Всемирный Совет Мира, Организация Объединенных Наций и т.д.

    10. В названиях министерств и главных государственных аппаратов управления с большой буквы пишутся только первое слово и входящие в их состав имена собственные. Это же правило касается и культурных организаций крупного масштаба:

    • Министерство иностранных дел.
    • Государственный комитет Совета Министров СССР по новой технике.
    • Академия наук СССР.
    • Главное издательское управление Министерства культуры СССР. В полных официальных названиях советских учреждений местного значения, высших учебных заведений, зрелищных предприятий, промышленных и торговых организаций и т. п. с заглавной буквы пишется первое слово и входящие в состав названия имена собственные, например:
    • Совет депутатов трудящихся.
    • Ярославский областной исполнительный комитет Советов депутатов трудящихся.
    • Московский государственный педагогический институт имени В. И. Ленина.
    • Куйбышевский государственный театр оперы и балета.
    • Русский народный хор имени Пятницкого.

    Эти же правила касаются и названий зарубежных организаций и объединений подобного значения и масштаба.

    11. Официальные названия партий пишутся с большой буквы в том случае, если не начинаются на слово «партия»:

    • партия Земли, Коммунистическая партия Российской Федерации, партия Единство.

    12. В особенном стилистическом контексте, в агитационных призывах и текстах, в текстах с патриотическим содержанием такие слова как «родина», «человек», «свобода», «совесть», «равенство», «братство» и т.д. могут писаться с прописной буквы.

    gramatik.ru

    Русский язык. Имена собственные. Большая буква в написании имен собственных

    Разделы: Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку»

    Презентация к уроку

    Загрузить презентацию (1,7 МБ)

    Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

    Цель урока: подвести детей к осмыслению понятия "имена собственные" и написанию имен собственных с заглавной буквы.

    Задачи:

    • Формировать у учащихся понятие "имена собственные". Способствовать формированию умения писать имена, фамилии, географические названия, клички животных с большой буквы.
    • Использовать полученные знания на практике; развивать умение высказывать и аргументировать свою точку зрения; совершенствовать навык работы в малых группах
    • Развивать познавательный интерес к изучению русского языка, воспитывать любовь к русскому языку.

    Планируемые результаты:

    • Развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных учебных ситуациях, принятие и освоение роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
    • Формирование способности принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления; освоение способов решения проблем исследовательского характера; формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.
    • Дети на практическом уровне знакомятся с правилом написания большой буквы в именах людей, кличках животных, географических названиях. Проводят обобщение частных понятий в понятие "имена собственные".

    Оборудование:

    • мультимедиа проектор
    • доска
    • иллюстративный материал
    • учебник
    • книги, задания для групп, карта
    • символы для оценки

    Ход урока

    1. Организационный момент.

    Слайд 2.

    Добрый день уважаемые гости и ребята.

    Долгожданный дан звонок Начинается урок. Звуки с буквами пришли, чтоб порядок навести. Внимание, девочки! Внимание, мальчики! Приготовьте ваши ручки! Разомните пальчики!

    Минутка чистописания.

    Слайд 3.

    Начать урок мне поможет одна вещица.

    Отгадай, что за вещица, - Острый клювик, а не птица, Этим клювиком она Сеет-сеет семена Не на поле, не на грядке - На листах твоей тетрадки.

    Открываем тетради, записываем число.

    Волшебная ручка покажет нам, как красиво и правильно писать букву "Ш, ш". А вы расскажете, что она делает (анимированный плакат).

    Рассмотрите свои буквы и оцените свою работу. Для этого выберите подходящие смайлики в коробочках на столах.

    Слайд 4.

    3. Мотивация учащихся. Постановка проблемы.

    Наша гостья пришла на урок не одна. Хотелось бы вам узнать, кто с ней пришел? Тогда разгадайте ребус. (Приложение 3).

    Слайд 5.

    Запишите это слово в тетради.

    Кто хочет написать это слово на доске?

    Почему у вас появились разные варианты?

    Как правильно написать это слово?

    На доске появляются две иллюстрации (воздушный шарик и собака)

    Для чего нужна заглавная буква?

    Слайд 6.

    (Приложение 2).

    Чем мы будем заниматься на уроке?

    4. Физкультминутка.

    Слайд 7.

    Я буду называть слова. Если вы считаете, что слово нужно писать с заглавной буквы, то хлопаете в ладоши, если нет, то делаете наклоны вправо-влево.

    Москва, цветок, Цветочная (улица), город, море, Марина, Пушок.

    Почему вы по-разному выполняли движения?

    Каких знаний нам не хватает?

    Почему у вас возникли сомнения, когда вы услышали последнее слово?

    Что мы должны знать, чтобы точно определять, когда слово пишется с заглавной буквы, а когда нет?

    5. Поиск решения проблемы.

    Работа в группах (парах). (Приложение 1).

    Написание географических названий.

    Найди на карте названия 1 города, реки, страны. Выпиши их в тетрадь. Сделай вывод.

    Названия городов, рек, морей пишутся с:::..

    Написание имен и фамилий.

    Посмотрите, как подписана ваша тетрадь. Что вы заметили. Запишите имя и фамилию в тетрадь. Сделайте вывод.

    Имена и фамилии пишутся с::::::..

    Написание кличек животных.

    Прочитай стихотворение. Выпиши клички животных в свою тетрадь. Закончи стихотворение.

    Кошка - Маришка,

    Котенок - Тишка.

    Щенок - Дружок,

    Цыпленок - Пушок.

    Все клички до одной

    Пишем с буквы:::::::!

    Написание названий книг.

    Рассмотрите обложки книг. Спишите названия книг. Что вы заметили?

    Сделайте вывод.

    Слайд 8.

    На доске составляется схема- кластер.

    (Приложение 4).

    6. Обобщение знаний.

    Сделайте вывод, какие предметы имеют собственные имена?

    Как пишутся эти слова?

    Правило (с. 65)

    Давайте вернемся к нашим предположениям в начале урока. Какие из наших предположений оказались верными?

    Буква обычная выросла вдруг, Выросла выше всех букв - подруг. Буква расти не сама захотела, Букве поручено важное дело Ставится буква у строчки в начале, Чтобы начало все замечали. Имя, фамилия пишутся с нею, Чтобы заметней им быть и виднее Чтобы звучали громко и гордо Имя твое, имя улицы, города. Буква большая - совсем не пустяк! В букве большой уважения знак!

    7. Применение знаний на практике.

    №148. Самостоятельная работа.

    Запиши, выбирая правильное написание и согласовывая слова в предложении. Объясни выбор.

    8. Рефлексия. Итог урока.

    Слайд 9.

    Завершите фразы. Сегодня на уроке:

    • Я узнал:
    • Я понял:
    • Мне понравилось:
    • Мне было трудно:

    (Приложение 5).

    Что бы вы ещё хотели узнать об именах собственных?

    Слайд 10.

    Оцените вашу работу на уроке при помощи цветных шариков.

    • Красный - у меня все получилось.
    • Желтый - я старался.
    • Зеленый - я не знаю, все ли я смог сделать.
    • Голубой - мне нужно еще поработать.

    Слайд11.

    Использованная литература.

    1. Реализация нового образовательного стандарта: потенциал системы Л.В. Занкова. А. Г. Ванцян, Н. В. Нечаева и др. - Самара: Издательство " Учебная литература": Издательский дом "Федоров", 2010.
    2. О. Е. Жиренко. Учим русский с увлечением: Формирование орфографической грамотности: 1-4 классы. - М.: 5 за знания, 2007.
    3. В. И. Ковалько. Школа физкультминуток. - М.: Вако, 2005.
    4. Нечаева Н.В. Русский язык. Учебник для 1 класса. Самара: "Учебная литература": "Федоров", 2010.

    xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

    что такое имя собственное, примеры

    слово или словосочетание, предназначенное для называния конкретного, вполне определённого предмета или явления, выделяющее этот предмет или явление из ряда однотипных предметов или явлений это может быть географиеское название, названия небесных тел, периодические издания, имя человека, фамилия и т. д.

    <a rel="nofollow" href="http://ru.wikipedia.org/wiki/Имя_собственное" target="_blank">http://ru.wikipedia.org/wiki/Имя_собственное</a>

    Собственное (собственно имя) -названия, имена, клички животных -пишутся с большой буквы: Москва, Россия, Волга, планета Земля, Шарик и Матроскин, Добрыня Никитич. Нарицательное- то, что назвали чтобы определить предмет или действие, пишется с маленькой буквы- дождь, город, железная дорога, пёс, река, девочка, папа.

    Собственное (собственно имя) -названия, имена, клички животных -пишутся с большой буквы: Москва, Россия, Волга, планета Земля, Шарик и Матроскин, Добрыня Никитич. Нарицательное- то, что назвали чтобы определить предмет или действие, пишется с маленькой буквы- дождь, город, железная дорога, пёс, река, девочка, папа.

    Имя собственное - это имя существительное, выраженное словом или словосочетанием, называющее конкретный предмет или явление. В отличие от имени нарицательного, обозначающего сразу целый класс предметов или явлений, имя собственное предназначено для одного, вполне определенного объекта этого класса. Например, «книга» - это нарицательное имя существительное, тогда как «Война и мир» - собственное. Слово «река» представляет собой имя нарицательное, но «Амур» - имя собственное. Именами собственными могут быть имена людей, фамилии, отчества, названия книг, песен, фильмов, географические названия. Имена собственные пишутся с большой буквы. Для некоторых типов имен собственных нужны кавычки. Это относится к литературным произведениям («Евгений Онегин»), картинам («Мона Лиза»), фильмам («В бой идут одни старики»), театрам («Варьете»), и другим типам имен существительных. При переводе имен собственных на другие языки используются методы транскрипции и транслитерации: Gogolya-street (улица Гоголя), radio Mayak (радио «Маяк»). В английском языке имена собственные не выделяются специально кавычками. Имена собственные и имена нарицательные не отделены друг от друга непроницаемой стеной. Имена собственные могут переходить в имена нарицательные, и наоборот. Например, слово «аватар» было только лишь нарицательным именем, пока не сняли фильм «Аватар». Теперь это слово в зависимости от контекста играет роль нарицательного либо собственного имени существительного. «Шумахер» - фамилия определенного автогонщика, но постепенно «шумахерами» стали называть всех любителей быстрой езды. В имена нарицательные из имен собственных могут переходить товарные знаки, являющиеся уникальными производителями определенного вида товара или же просто монополистами. Ярким примером может служить фирма Xerox, выпускающая электрофотографические копировальные аппараты. Эта фирма существует и по сей день, но «ксероксами» сейчас называют все копировальные аппараты вообще. Подробнее: <a rel="nofollow" href="http://www.kakprosto.ru/kak-80364-chto-takoe-imya-sobstvennoe#ixzz416jgFgcw" target="_blank">http://www.kakprosto.ru/kak-80364-chto-takoe-imya-sobstvennoe#ixzz416jgFgcw</a>

    touch.otvet.mail.ru

    Большая буква и кавычки в именах собственных

    Русский язык, 5 Класcы
    • 1 класс
    • 2 класс
    • 3 класс
    • 4 класс
    • 5 класс
    • 6 класс
    • 7 класс
    • 8 класс
    • 9 класс
    • 10 класс
    • 11 класс
    • ЕГЭ
    Предметы
    • Алгебра
    • Геометрия
    • Математика
    • Информатика
    • Обществознание
    • ОБЖ

    web-dev01.interneturok.ru

    Русский язык. "Большая буква в именах собственных"

    МБОУ БГО СОШ № 12

    Большая буква в именах собственных

    (закрепление).

    урок русского языка, 2 класс

    Подготовила и провела

    учитель нач. классов Гаврилина Л.В.

    г. Борисоглебск

    Цели урока:

    • Закреплять и развивать умение писать большую букву в именах, фамилиях, отчествах людей, кличках животных и географических названиях;

    • Углубить представления учащихся об именах существительных, о правописании и грамматических признаках собственных имен существительных.

    • Учить решать проблемные задачи.

    • Закреплять ранее изученный материал;

    • Обогащать словарный запас, развивать речь;

    • Развивать мышление, внимание, речь учащихся

    • Воспитывать интерес к урокам русского языка.

    Тип урока: урок закрепление

    Формы работы: фронтальная, индивидуальная.

    Оборудование: карточки с заданиями для индивидуальной работы.

    Ожидаемые результаты: Умение распознавать в речи имена существительные собственные и нарицательные, приобретение знаний о правописании и грамматических признаках собственных имен существительных.

    Этапы урока

    Время

    Деятельность учителя

    Деятельность учащихся

    Организационный момент

    1 мин

    - Ребята, сегодня класс отправляется Страну больших букв

    Приветствие.

    Проверка готовности к уроку.

    Настройка на плодотворную работу.

    Орфографическая минутка

    1 мин

    - Посмотрите на доску и скажите, что надо сделать, чтобы получилась понятная фраза?

    СТРАНАБОЛЬШИХБУКВ

    Частично – поисковый метод, способствующий активизации познавательных процессов. Дети читают и делят слово. Их здесь всего три.

    Каллиграфическая минутка

    2 мин

    Запишите в тетрадь это предложение. - Что надо помнить, чтобы правильно написать?

    (Начало пишу с большой буквы, если предложение повествовательное, в конце предложения ставлю точку.)

    Анализируют конструкцию письменных букв. Вспоминают способы соединения букв. Каллиграфически прописывают предложение. Страна больших букв.

    Актуализация опорных знаний

    1мин

    Сегодня на уроке класс отправляется в страну больших букв. Нам предстоит обобщить правило написания слов с большой буквы

    Зрительно – слуховой диктант.

    4 мин

    - Давайте прочитаем стихотворение Измайлова и подумаем, в каких строчках заключена главная мысль.

    Буква обычная выросла вдруг,Выросла выше всех букв – подруг.Буква расти не сама захотела,Букве поручено важное дело.Ставится буква у строчки в начале,Чтобы начало все замечали.Имя, фамилия пишутся с ними, Чтобы заметней им быть и виднее,Чтобы звучали громко и гордоИмя твоё, имя улицы, города.Буква большая – совсем не пустяк!В букве большой уважения знак!

    - В каких строчках заключена главная мысль?- Найдите и прочитайте ещё раз то, что мы обязаны знать всегда.

    Один ученик читает в слух. Остальные читают глазами. И находят строчки заключающую главную мысль?

    (Буква расти не сама захотела, Букве поручено важное дело.)

    Дети читают и находят, что обязаны знать всегда.

    Буква расти не сама захотела,Букве поручено важное дело.Ставится буква у строчки в начале,Чтобы начало все замечали.Имя, фамилия пишутся с ними, Чтобы заметней им быть и виднее,Чтобы звучали громко и гордоИмя твоё, имя улицы, города.Буква большая – совсем не пустяк!В букве большой уважения знак!

    Проверка домашнего задания.

    3 мин

    -Что было задана на дом?

    - Открыли учебник и повторите правило.

    - Выучить правило.

    Ученики работают с учебником.

    Работа по теме урока.

    3мин

    1.Загадка.Тебе дано, а люди пользуются

    (Имя)- Прочитайте на доске имена.Миля Тома Надя Ада ЛенаМила Тима Нюра Аля ЛёняМаша Толя Неля Ася ЛиинаМаня Таня Нина Аня Лида

    - Какие имена вы услышали впервые?- Запишите их в тетрадь.

    - Ребята, имя человеку присваивается при рождении, а как человек получает отчество?

    (От имени своего отца)

    Дети отгадывают загадку. (Имя).

    Дети читают имена.

    Дети делают вывод, что имена людей пишутся с большой буквы. Имена людей – это имена собственные.

    Записывают их в тетради.

    - От имени своего отца.

    Работа по карточкам

    3 мин

    - У вас на партах лежит карточки. Образуйте отчества от следующих имен Николай, Пётр, Владимир.

    Николай- Николаевич, Николаевна

    Пётр- Петрович, Петровна

    Владимир- Владимирович, Владимировна.

    Обменяйтесь карточками и проверьте, правильно ли вы написали отчества. Отчества бывают женскими и мужскими.

    -А как вы думаете, всегда ли у людей были фамилии? - Фамилии у людей были не всегда. У большинства людей фамилий не было. Были прозвища. А потом стали образовывать фамилии от имён, от названий профессий, от места жительства, от названий животных, растений.

    Дети образуют отчества от следующих имен Николай, Пётр, Владимир.

    Николай- Николаевич, Николаевна

    Пётр- Петрович, Петровна

    Владимир- Владимирович, Владимировна.

    Дети делают вывод, что отчества людей пишутся с большой буквы. Отчества людей – это имена собственные.

    Дети получают новую информацию и тем самым углубляют свои знания.

    Игра «Придумай фамилию»

    3мин

    - Я буду предлагать вам слова, от которых нужно образовывать фамилию.а) Какая фамилия образовалась от имён Пётр, Василий? (Петров, Васильев)б) Какая фамилия могла быть у кузнеца, гончара? (Кузнецов, Гончаров)в) Какую фамилию могли дать с большой бородой?(Бородин)г) Какая фамилия могла образоваться от слова ворона, берёза, заяц, волк?

    - С какой буквы надо писать фамилии людей?

    - Назовите своё имя, отчество, фамилию. Запишите это в тетрадь.

    У детей развивается мышление, внимание, речь.

    Дети записывают своё ФИО. Делают вывод, что ФИО пишутся с большой буквы т.к. ФИО – это имена собственные.

    Чтение стихотворения учителем.

    2мин

    Жили – были дед да баба с маленькою внучкой.Кошку рыжую свою называли Жучкой.А Хохлаткою они звали жеребёнка.А ещё была у них курица Бурёнка.А ещё у них была собачонка Мурка.А ещё два козла Сивка да Бурка.

    - Почему вы улыбались?(Здесь поэт перепутал все клички)- Давайте наведём порядок.- Почему только кошке можно дать кличку Мурка?- Кого называют Бурёнкой?- Любую ли корову можно назвать Бурёнкой?- Клички каких животных вам известны?Как надо писать клички животных?

    (Клички животных пишутся с большой буквы. Это имена собственные.)

    -Здесь поэт перепутал все клички.

    Дети отвечают на вопросы и наводят порядок в стихотворении.

    Дети называют клички животных. И делают вывод, что клички пишутся с большой буквы т.к. кличка – это имена собственные.

    Физ. минутка

    1мин

    Работа со словами – географическими названиями. Работа с учебником.

    5мин

    Откройте учебник.

    - Ребята, о чём вам говорят данные слова:

    (Это географические названия)- С какой буквы написаны слова?(все географические названия пишутся с большой буквы)- Что мы имеем ввиду, когда говорим – географические названия?(Это названия городов, сёл, деревень, стран, рек, морей,

    океанов, островов, озёр.Всё это имена собственные)

    Напишите в один столбик названия городов нашей Родины, в другой – названия рек и озер, которые Вам известны.

    Работа с учебником.

    Читают задания.

    - Это географические названия

    -Все географические названия пишутся с большой буквы.

    -Это названия городов, сёл, деревень, стран, рек, морей,

    океанов, островов, озёр.Всё это имена собственные

    Дети работают самостоятельно.

    Письмо под диктовку с комментированием.

    5мин

    Дядя Фёдор и Матроскин жили в деревне Простоквашино. Летом мы отдыхали на Чёрном море. Город Москва – столица нашей Родины.

    Дети по очереди комментируют письмо предложений и записывая их на доске и в тетради.

    Работа по развитию речи.

    5мин

    - Составить рассказ устно по вопросам.а) Как тебя зовут?б) Какая у тебя фамилия?в) В каком городе ты живёшь, на какой улице?г) Как зовут твоего папу, твою маму?г) Какие реки протекают в нашем городе?

    Дети составляют рассказ по вопросам.

    Домашнее задание.

    2мин

    - Записать ответы на вопросы в тетрадь.

    Рефлексия

    2 мин

    • Я узнал …

    • Я научился …

    • Мне понравилось…

    • Я затруднялся…

    • Моё настроение…

    Отвечают на вопросы учителя, анализируют свою работу на уроке. Аспект – оценка собственного продвижения.

    Итог урока

    2 мин

    Выставление оценок.

    infourok.ru