Татары сибирские, их культура и обычаи. Татары в России. Сибирские татары внешность фото


Внешность татар. Как отличить татарина. Черты лица :: SYL.ru

Каждый народ имеет свои отличительные черты, которые позволяют почти без ошибок определить национальность человека. Стоит заметить, что азиатские народы весьма схожи между собой, поскольку все являются потомками монголоидной расы. Как можно определить татарина? Чем отличается внешность татар?

Уникальность

Без сомнения, каждый человек уникален, независимо от национальной принадлежности. И всё-таки имеются некие общие черты, которые объединяют представителей расы или национальности. Татар принято относить к так называемой алтайской семье. Это тюркская группа. Предки татар были известны как земледельцы. В отличие от других представителей монголоидной расы, татары не имеют ярко выраженных черт облика.

Внешность татар и изменения, которые нынче проявляются у них, вызваны во многом ассимиляцией со славянскими народами. И правда, среди татар иногда обнаруживают светловолосых, порой даже рыжих представителей. Этого, например, нельзя сказать об узбеках, монголах или таджиках. Имеют ли особенности глаза татар? У них не обязательно имеется узкий разрез глаз и смуглая кожа. Есть ли некие общие черты внешности татар?

Описание татар: немного истории

К числу наиболее древнейших и многолюдных этносов относятся татары. В Средние века упоминания о них будоражили всех вокруг: на востоке от берегов Тихого океана и до Атлантического побережья. Самые разные ученые включали упоминания об этом народе в свои труды. Настроение этих записей было явно полярное: одни писали с упоением и восхищением, другие же ученые выказывали страх. Но объединяло всех одно — никто не оставался равнодушным. Совершенно очевидно, что именно татары оказали огромное влияние на ход развития Евразии. Им удалось создать самобытную цивилизацию, которая воздействовала на самые разные культуры.

В истории татарского народа были как взлеты, так и падения. Периоды мира сменялись жестоким временем кровопролития. Предки современных татар приняли участие в создании сразу нескольких сильных государств. Несмотря на все превратности судьбы, им удалось сохранять как свой народ, так и самобытность.

Этнические группы

Благодаря трудам антропологов стало известно, что предками татар были не только представители монголоидной расы, но и европейцы. Именно этот фактор обусловил разнообразие во внешности. Более того, самих татар принято разделять на группы: крымские, уральские, поволжско-сибирские, южно-камские. Поволжско-сибирские татары, черты лица которых имеют наибольшие признаки монголоидной расы, отличаются следующими признаками: темные волосы, ярко выраженные скулы, карие глаза, широкий нос, складка над верхним веком. Представители этого типа немногочисленны.

Лицо поволжских татар продолговатое, скулы не слишком выражены. Глаза большие и серые (или карие). Нос с горбинкой, восточного типа. Телосложение правильное. Вообще мужчины этой группы достаточно рослые и выносливые. Кожа у них не смуглая. Такова внешность татар с Поволжья.

Казанские татары: внешность и обычаи

Облик казанских татар описывается так: крепко сложенный сильный мужчина. От монголов заметен широкий овал лица и несколько суженный разрез глаз. Шея короткая и крепкая. Мужчины редко носят густую бороду. Подобные особенности объясняются слиянием татарской крови с разными финскими народностями.

Брачный обряд не похож на религиозное действо. От религиозности — лишь чтение первой главы Корана да особая молитва. После брака молодая девушка не сразу переселяется в дом своего супруга: еще год она будет жить в своей семье. Любопытно, что её новоиспеченный муж приходит к ней как гость. Татарские девушки готовы ждать своего возлюбленного.

Лишь немногие имеют двух жен. И в тех случаях, когда это происходит, есть свои причины: например, когда первая уже состарилась, а вторая — более молодая — теперь ведёт домашнее хозяйство.

Наиболее часто встречаются татары европейского типа — обладатели русых волос и светлых глаз. Нос узкий, орлиный или с горбинкой. Рост невысокий — у женщин около 165 см.

Особенности

В характере мужчины-татарина были замечены некоторые особенности: трудолюбие, чистоплотность и гостеприимство граничат с упрямством, самолюбием и равнодушием. Уважение к старшим — вот что особенно отличает татар. Было отмечено, что представители этого народа склонны руководствоваться разумом, подстраиваются под ситуацию, законопослушны. Вообще синтез всех этих качеств, особенно трудолюбия и упорства, делает мужчину-татарина очень целеустремлённым. Такие люди способны добиваться успеха в карьере. Работу доводят до конца, имеют привычку добиваться своего.

Чистокровный татарин стремится получать новые знания, проявляя завидную усидчивость и ответственность. У крымских татар отмечается особое равнодушие и спокойствие в стрессовых ситуациях. Татары весьма любопытны и разговорчивы, а вот во время работы упорно молчат, видимо, чтобы не потерять концентрацию.

Одна из характерных черт — чувство собственного достоинства. Проявляется в том, что татарин считает себя особенным. Как следствие наблюдается некое высокомерие и даже надменность.

Чистоплотность выделяет татар. В своих жилищах они не терпят беспорядка и грязи. Причем это не зависит от финансовых возможностей — как богатый, так и бедный татарин ревностно следит за чистотой.

Мой дом — твой дом

Татары — народ очень гостеприимный. Готовы принимать у себя человека, независимо от его статуса, веры или национальной принадлежности. Даже при скромном достатке они проявляют радушное гостеприимство, готовые разделить с гостем скромный обед.

Огромной любознательностью выделяются татарские женщины. Их привлекает красивая одежда, они с интересом наблюдают за людьми других национальностей, следят за модой. Татарки весьма привязаны к своему дому, посвящают себя воспитанию детей.

Татарские женщины

Какое же удивительно создание — татарская женщина! В её сердце заложена безмерная, глубочайшая любовь к своим близким, к детям. Её предназначение — нести мир людям, служить образцом миролюбия и нравственности. Женщину-татарку отличают чувство гармонии и особая музыкальность. Она излучает некую одухотворенность и благородство души. Внутренний мир татарки полон богатств!

Татарские девушки с юных лет нацелены на крепкий, долговечный брак. Ведь они хотят любить мужа и воспитывать будущих детей за прочными стенами надежности и доверия. Недаром гласит татарская поговорка: «Женщина без мужа, что конь без узды!» Слово мужа для неё — закон. Хотя остроумные татарки дополняют — на любой закон, однако, найдется и своя поправка! И всё же это преданные женщины, которые свято чтят традиции и обычаи. Однако не надейтесь увидеть татарку в черной парандже — это стильная дама, которой свойственно чувство собственного достоинства.

Внешность татар весьма ухоженная. У модниц в гардеробе можно наблюдать стилизованные вещи, которые подчеркивают её национальную принадлежность. Вот, к примеру, есть обувь, которая имитирует читек — национальные кожаные сапожки, которые надевают татарские девушки. Еще один пример — аппликации, где узоры передают потрясающую красоту земной флоры.

А что к столу?

Женщина-татарка — прекрасная хозяйка, любящая, гостеприимная. Кстати, немного о кухне. Национальная кухня татар достаточно предсказуема в том, что основу главных блюд нередко составляют тесто и жир. Даже много теста, много жира! Конечно, это далекое не самое здоровое питание, хотя гостям, как правило, предлагаются экзотические блюда: казылык (или вяленая конина), губадия (представляет собой слоеный пирог с большим разнообразием начинок, от творога до мяса), талкыш-калева (невероятно калорийный десерт из муки, масли и меда). Запить же всё это богатое угощение можно айраном (смесь катыка и воды) или традиционным чаем.

Подобно мужчинам-татарам, женщины отличаются целеустремлённостью и настойчивостью в достижении целей. Преодолевая трудности, они проявляют смекалку и находчивость. Всё это дополняется большой скромностью, щедростью и добротой. Поистине, татарская женщина — это прекрасный дар свыше!

www.syl.ru

Самые красивые татарки (40 фото)

38-е место: Дина Валиева - певица. Страничка "В Контакте" - vk.com/id35008023

 

37-е место: Алина Шакирзянова - модель, 2-я вице-Мисс Татарстан 2008. Рост 174 см., параметры фигуры 80-63-88.

 

36-е место: Диляра Вагапова (род. 14 сентября 1985) - певица, солистка группы "Мураками". Страница Диляры "В Контакте" - http://vk.com/id4594706

 

35-е место: Альбина Замалеева - Мисс "Молодежь Татарстана-2012". Страничка "В Контакте" - vk.com/id3999240

 

 34-е место: Эльмира Хамиранова (род. 10 октября 1990) - модель из Уфы. Страница "ВКонтакте" - http://vk.com/elmira070

 

 

33-е место: Яна (Янина) Батыршина (род. 7 октября 1979) - российская спортсменка, пятикратная чемпионка Европы и семикратная чемпионка мира по художественной гимнастике. После окончания спортивной карьеры начала карьеру телеведущей. Отец Яны - татарин, мать - еврейка. Официальный сайт Яны Батыршиной - yanabatyrshina.com

 

32-е место: Альбина Гилязова (род. 12 августа 1987, Магнитогорск) - модель, победительница в номинации "Мисс Совершенство" на конкурсе "Краса России 2009". Страничка "В Контакте" - vk.com/id10527714

 

31-е место: Диляра Ларина (род. 29 марта 1987) - модель, телеведущая и актриса. Рост 165 см., параметры фигуры 108-85-118. Страничка Диляры на сайте "В Контакте" - vk.com/dilarina

 

30-е место: Алсу Зайнутдинова, более известная под сценическим псевдонимом АсылъЯр (род. 14 июля 1986) - певица. Поёт на татарском языке. Впервые за всю историю национальных отборов на международный конкурс "Евровидение" исполнила песню на татарском языке ("Карлыгачлар").

 

АсылъЯр - "Карлыгачлар" (видео):

 

 

29-е место: Гульназ Батталова - певица. Страница "В Контакте" - http://vk.com/gulnaz_battalova

 

28-е место: Альфина Насырова - Мисс Казахстан 2007. Страница Альфины "В Контакте" - http://vk.com/id125038791

 

27-е место: Эльвира Сабирова (род. 23 апреля 1988) - модель. Рост 178 см., параметры фигуры 92-60-90. Официальный сайт - elvira-sabirova.jimdo.com

 

26-е место: Зарина Мухитдинова (род. 7 января 1989) - российская спортсменка, чемпионка Европы по художественной гимнастике. Сейчас Зарина - начинающая актриса и телеведущая. Официальный сайт - zarinochka.ru

 

25-е место: Резеда Хазеева (род. 12 ноября 1987) - Мисс Казань 2009. Рост 176 см., параметры фигуры 85-61-92.  Страничка Резеды Хазеевой на сайте "В Контакте" - vkontakte.ru/id6738585

 

24-е место:  Камилла Гафурзянова (род. 18 мая 1988) - российская фехтовальщица, серебряный призёр Олимпийских игр в Лондоне.

 

23-е место: Ирида Хусаинова (род. 16 октября 1987, Казань) - актриса, певица, победительница II международного фестиваля пародий "Большая разница в Одессе". Ирида Хусаинова "В Контакте" - http://vk.com/id5959572

 

22-е место: Диана Фархуллина (род. 1 января 1992) - модель. Рост 180 см., параметры фигуры 80-59-86. Страничка"В Контакте" - vk.com/dianafarki

 

21-е место: Алина Кабаева (род. 12 мая 1983) - прославленная российская спортсменка: Олимпийская чемпионка по художественной гимнастике, неоднократная чемпионка мира, Европы и России. Сейчас Алина - депутат Государственной думы. Рост Ирины Кабаевой 166 см., параметры фигуры 86-64-86. Алина - дочь известного футболиста, татарина по национальности, Марата Кабаева. На своём официальном сайте Алина Кабаева пишет, что понимает татарский язык: "Мне повезло и с бабушкой по папиной линии. Она всегда разговаривала со мной только на татарском языке, и я ее понимала. Благодаря ей я и сейчас понимаю татарский язык, правда, говорить уже не могу. В детстве могла, у меня же папа татарин. И бабушка татарка, и дедушка" (kabaeva-alina.ru/life/about/46/).

 

20-е место: Алия Шарафутдинова - певица. Поёт на татарском языке.

 

Алия Шарафутдинова "Күңел пәрдәләре" (видео):

 

 

19-е место: Нафиса Хайруллина (род. 3 февраля 1988) - актриса Татарского государственного Академического театра имени Галиаскара Камала. Страничка Нафисы Хайруллиной на сайте "В Контакте"- vkontakte.ru/id62165727

 

 18-е место: Рима Ямалтдинова (род. 29 мая 1990) - победительница конкурса татарских красавиц Башкортостана «Навруз Гузале-2013».  Страница Римы "ВКонтакте" - http://vk.com/id86301591

 

 

 17-е место: Эльмира Абдразакова (род. 7 октября 1994, Железинский район, Павлодарская область, Казахстан) - Мисс Россия 2013. Отец Эльмиры - татарин, мать - русская. 

 

 16 место: Аида Гарифуллина (род. 30 сентября 1987, Казань) - певица, победительница вокального конкурса Operalia для молодых певцов (этот конкурс учредил Пласидо Доминго). Официальный сайт Аиды - http://www.aidagarifullina.com

 

 

15-е место: Айгуль Мирзаянова - журналист, телеведущая, генеральный директор телеканала ITV, лауреат премии "ТЭФИ".

 

 14-е место: Дина Гарипова (род. 25 марта 1991, Зеленодольск, Татарстан) - певица, победительница проекта "Голос" на Первом канале,  Заслуженная артистка Республики Татарстан, представляла Россию на конкурсе "Евровидение 2013".

 

13-е место: Рената Байкова (род. 7 марта 1987, Уфа) - певица, выступающая под сценическим псевдонимом Rene. Официальный сайт - rene-music.ru

  

Rene - "Снегом"

 

 

12-е место: Дания (Дана) Агишева (род. 30 декабря 1980, Ташкент) - киноактриса. Сыграла молодую Анну Ахматову в фильме "Татарская княжна" (2009).

 

11-е место: Эльмира Калимуллина (род. 25 января 1988, Нижнекамск, Татарстан) - певица, занявшая второе место в пректе "Голос" на Первом канале, Заслуженная артистка Республики Татарстан. Официальный сайт - http://kalimullina.ru/ Страница "ВКонтакте" - http://vk.com/id5390429

 

 

10-е место: Венера Гимадиева (род. 28 мая 1984, Казань) - солистка Государственного академического Большого театра России, лауреат Международного конкурса имени Н.Римского-Корсакова (Санкт-Петербург, 2008), дипломантка Международного конкурса оперных певцов (Дрезден, 2009), обладательница I премии Международного Шаляпинского конкурса «Голоса над Плёсом» (2010), лауреат премии Президента Российской Федерации для молодых деятелей культуры 2012 года. Венера Гимадиева в социальных сетях: В Контакте - vk.com/id6273377, Фейсбук - facebook.com/venera.gimadieva

 

9-е место: Айдан Шенер (род. 1 марта 1963) - турецкая актриса татарского происхождения, известная ролью Фериде в сериале "Королёк — птичка певчая". В 1877 году татарские предки Айдан Шенер уехали из Казани в Турцию, спасаясь от насильственной христианизации. Айдан Шанер помнит свои татарские корни и дважды (в 2004 и 2007 годах) посетила Казань. Мать Айдан - крымская татарка.

8-е место:Элина Киреева - модель, Краса России 2012, будет представлять Россию на конкурсе Мисс Земля 2013. Страница "В Контакте" - http://vk.com/elina.kireeva

 

7-е место: Лилия Аймалетдинова (род. 8 июля 1990) - Вице-Мисс конкурса "Российская красавица 2012"

 

6-е место: Динара Садретдинова - ведущая программы "Мусульмане" на канале "Россия".

     

 

5-е место: Рената Зайнулина (род. 4 декабря 1987, Обнинск) - модель, победительница конкурса красоты "Miss World Fashion 2012". Рост 177 см., параметры фигуры 81-61-90. Страничка "В Контакте" - vk.com/renata_miss

 

 

 

4-е место: Чулпан Хаматова (род. 1.10.1975) - актриса театра и кино, Народная артистка России.

 3-е место: Ирина Шайхлисламова, более известная как Ирина Шейк / Irina Shayk. Род. 6 января 1986 в небольшом городе Еманжелинск Челябинской области. Ирина Шайхлисламова - татарка по отцу. Карьера фотомодели для Ирины началась с победы в челябинском конкурсе красоты "Супермодель 2004". Скаут Гия Джикидзе, который также открыл Наталью Водянову, Евгению Володину и других известных сейчас моделей, заметил Ирину и предложил ей стать профессиональной моделью. С 2005 года она начала работать в качестве модели в Европе, а потом и в США. Помимо того, что Ирина Шейк регулярно появляется на обложках журналов, она в последнее время фигурирует в СМИ как невеста одного из самых успешных футболистов мира - португальца Криштиану Роналду. Пара собирается вступить в брак летом 2012 года. Рост Ирины Шейк 178 см., параметры фигуры 86,5-58-88.

 

2-е место: Алия Мустафина (род. 30 сентября 1994, Егорьевск, Московская область) - российская спортсменка, Олимпийская чемпионка Лондона, чемпионка мира и Европы по спортивной гимнастике. Официальный сайт - aliyamustafina.ru

 

1-е место: Алсу (род. 27 июня 1983) - певица, Народная артистка Республики Татарстан. Девичья фамилия Алсу - Сафина, после замужества взяла фамилию мужа - Абрамова. В 2008 году Алсу выпустила альбом песен на татарском языке: "Я горжусь, что татарка, и всегда помню свои корни. Первую песню на татарском языке я записала еще в 2000 г., но это - мой первый альбом, где исполняю все песни на родном языке. Я давно обещала осуществить этот проект, счастлива, что сдержала слово и рада представить альбом своим землякам - татарстанцам". Официальный сайт Алсу - alsou.ru

см. также:

top-antropos.com

Самые красивые татарки: фото

Самые красивые татарки уже давно покоряют мужчин по всему миру. О самых выдающихся представительницах этой национальности расскажем в этой статье.

Ляйсан Утяшева

Самые красивые татарки сегодня обосновались во всех престижнейших областях и сферах жизни - моде, телевидении, шоу-бизнесе, спорте высоких достижений. Яркий пример - Ляйсан Утяшева.

Сегодня она обладательница почетного звания заслуженного мастера спорта по художественной гимнастике. Не раз становилась победительницей соревнований в России и за рубежом. Становилась чемпионкой мира по этому виду спорта, целых шесть раз выигрывала европейское первенство. Общее количество ее наград и медалей сложно перечислить.

После завершения официальной спортивной карьеры стала популярной телеведущей. Сначала вела программу "Главная дорога" на канале НТВ, затем проект "Фитнес со звездами" на канале "Живи".

У нее большое количество авторских проектов, среди которых можно выделить танцевальное шоу "Знак бесконечности", программы "Личный тренер" на канале "Спорт Плюс", авторскую программу "Академия красоты с Ляйсан Утяшевой". С 2014 года на постоянной основе ведет программу "Танцы" на ТНТ.

Поклонники хорошо осведомлены и о ее личной жизни. В 2012 году она стала супругой известного шоумена Павла Воли, спустя год родила ему сына Роберта, а затем и дочь Софию.

Ирина Шейк

Немногие знают, что к самым красивым татаркам относится и Ирина Шейк. Это супермодель с мировой популярностью. Многие отмечают, что своей внешностью она обязана своему смешанному происхождению - ее отец татарин, а мать русская.

Карьера в модельном бизнесе началась для нее с успеха на конкурсе красоты в Челябинске, сама девушка родилась в одном из райцентров этого региона. Заметил ее известный скаут Гия Джикидзе, который открыл миру модельного бизнеса многих других первоклассных моделей (Евгению Володину, Наталья Водянову, Ольгу Шерер). С 2005 года она начала выступать на подиумах Америки и Европы.

Стоит признать, что всемирную славу она получила все же не как модель, а благодаря статьям с желтой прессе. С 2010 по 2015 года все мировые таблоиды пристально следили за ее романом с одним из лучших футболистов планеты Криштиану Роналду. Знаменитый португальский форвард на протяжении нескольких лет официально встречался с одной из самых красивых татарок.

После того, как они расстались, Ирина Шейк завела роман с американским актером, четырехкратным номинантом премии "Оскар" Брэдли Купером. В 2017 году у них родилась дочь.

Алсу

В топ самых красивых татарок, безусловно, входит известная певица Алсу. Ее отец крупный предприниматель, нефтяник Ралиф Сафин. В свое время занимал пост вице-президента компании "Лукойл".

Алсу начала свою карьеру, когда ей было всего 15 лет. На пике славы и популярности оказалась в 2000 году, когда удостоилась права представлять Россию на конкурсе "Евровидение". В том году музыкальный фестиваль проходил в шведском Стокгольме. Алсу исполнила на английском языке песню "Solo". Она заняла второе место, уступив только дуэту из Дании - братьям Олсен с композицией "Лети на крыльях любви". На тот момент это было наивысшее достижение россиян на конкурсе "Евровидение". Побить его смог только Дима Билан, ставший через 8 лет победителем.

Алсу сразу после этого успеха причислили к самым красивым татаркам России. Сольную карьеру она продолжает до сих пор. Фанаты внимательно следят и за ее личной жизнью. В 2006 году она стала супругой бизнесмена Яна Абрамова. На данный момент у них уже родились две дочери и сын.

Чулпан Хаматова

Самые красивые татарки-актрисы уже не первый год завоевывают отечественные экраны. Сегодня Хаматова (к тому же заместитель художественного руководителя театра "Современник" и известный в стране меценат) - одна из ключевых учредительниц фонда "Подари жизнь".

В переводе с татарского ее имя означает "звезда рассвета". Она блестяще училась в школе, занималась фигурным катанием, без экзаменов была зачислена в Казанский университет на финансово-экономический факультет, но не проучилась в вузе ни дня. Вместо этого она забрала документы и стала студенткой театрального училища в столице Татарстана.

Преподаватели еще на первых курсах оценили ее талант и перспективы, посоветовав перевестись в ГИТИС. Она занималась в творческой мастерской народного артиста РСФСР Алексея Бородина. Дебютировала на сцене Российского академического молодежного театра.

Уже на третьем курсе дебютировала на экране. Ее первая роль - Катя в драме Вадима Абдрашитова "Время танцора". В 1998 году 23-летняя Чулпан Хаматова снялась в культовой драме Валерий Тодоровского "Страна глухих" вместе с Диной Корзун. Фильм имел оглушительный успех, участвовал в десятках фестивалей. После него Хаматова действительно почувствовала себя знаменитой. Вошла в число самых красивых татарок мира.

Среди ее ключевых ролей также стоит отметить драму Алексея Германа-младшего "Гарпастум", многосерийную экранизацию романа Бориса Пастернака "Юрий Живаго", еще одну драму Алексея Германа-младшего "Бумажный солдат".

Алина Кабаева

Самые красивые девушки-татарки нередко встречаются в художественной гимнастике. Помимо Ляйсан Утяшевой, это еще и олимпийская чемпионка Алина Кабаева. Одна из самых известных представительниц отечественной школы этого вида спорта.

На Олимпийских играх она дебютировала в 2000 году, когда ей было всего 17 лет. В личном многоборье Кабаева уступила белоруске Юлии Раскиной и соотечественнице Юлии Барсуковой, завоевав бронзовую медаль.

Триумфальными стали для нее Олимпийские игры 2004 года в Афинах. На этот раз ей не было равных, Кабаева стала олимпийской чемпионкой. В 2007 году она официально завершила спортивную карьеру. После этого занялась общественной и политической деятельностью. С 2007 по 2014 годы была депутатом Государственной думы двух созывов.

Личная жизнь спортсменки окутана тайнами. В мае 2015 года СМИ сообщили, что Кабаева родила ребенка в Швейцарии. Опровержения от нее не последовало. В 2008 году издание "Московский комсомолец" опубликовало материал о ее возможной свадьбе с Путиным. Гимнастка потребовала от газеты напечатать опровержение, сам президент на пресс-конференции также заявил, что все это неправда.

Дина Гарипова

Понять, почему татарки самые красивые, не получается практически ни у кого. Поэтому большинство просто предпочитает ими любоваться, например, победительницей шоу "Голос" Диной Гариповой. Она заслуженная артистка республики Татарстан.

На пике славы певица оказалась в 2013 году, когда стала участницей престижного песенного конкурса "Евровидение".

На фестивале, проходившем в шведском Мальме, Гарипова исполнила песню "Что, если...". Она получила достаточно высокие оценки при голосовании, но они ей позволили занять только пятое место. Победительницей стала англичанка Эммили де Форест.

Гарипова - обладательница классической татарской внешности. Известно, что в 2015 году она вышла замуж. Ее супруг не имеет никакого отношения к шоу-бизнесу. Его имя не разглашается.

Роза Сябитова

Среди красивых татарок немало и зрелых женщин, например, телеведущая Роза Сябитова.

Свою карьеру на телевидении она начала в 2007 году, когда стала вести шоу "Ищу любовь" на малоизвестном канале "Стрим-ТВ". Периодически принимала участие в проекте "Доброе утро" на "Первом".

Слава к Сябитовой пришла в 2008 году, когда она стала одной из ведущих популярного телешоу "Давай поженимся". Она выступала в амплуа профессиональной свахи, которая помогала соединиться любящим сердцам. Шоу до сих пор остается популярным, скорое отметит свое 10-летие в эфире.

Земфира

Кумир молодежи - российская рок-певица татарского происхождения Земфира. Ее полное имя Земфира Рамазанова. Родом она из Уфы, где и начала музыкальную карьеру. В отечественной музыке стала основательницей целого движения, прозванного критиками "женский рок". По ее стопам последовали Диана Арбенина, Светлана Сурганова и многие другие.

В 1999 году Земфира удостоилась эпитета "прорвавшийся голос поколения" от журнала "Огонек". На протяжении всей карьеры ее песни неоднократно оказывались на первых строчках музыкальных чартов. Самые известные из них - "Ариведерчи", "Трафик", "Без шансов", "Прогулка", "Мы разбиваемся" и многие другие.

В 2000-е Земфира оказала колоссальное влияние на молодое поколение. О ней даже упоминается в учебнике истории за 9 класс в разделе "Духовное развитие", как о родоначальнице уникальной и ни на что не похожей молодежной музыкальной культуры.

Фарида Курбангалеева

Многие считают самой красивой татаркой телеведущую и журналистку Фариду Курбангалееву. Свою карьеру она начала на ГТРК "Татарстан". В 2007 году стала специальным корреспондентом телеканала "Россия" в Поволжье. А вскоре стала ведущей программы "Вести".

Также участвовала в создании документальных телевизионных фильмов "Незаметные герои Неизвестной войны", "Близко к сердцу", "Война непрощенных".

Айдан Шенер

Кстати, не все красивые татарки являются русскоговорящими. Весьма популярна турецкая киноактриса и модель татарского происхождения Айдан Шенер.

Ее звездный час наступил в 1986 году, когда на экране вышел популярный, в том числе и у нас, сериал "Королек - птичка певчая". В нем она исполнила главную роль. События фильма разворачиваются в Турции во время Первой мировой войны, параллельно зрители становятся свидетелями развала Османской империи.

Айдан Шенер играет девушку по имени Фериде. Еще в детстве за игривость и шаловливость все окружающие прозвали ее корольком. В доме своей тети она встречает своего кузена Кямрана. Он ей сразу полюбился, но из-за волнения обошлась с ним не очень вежливо, поэтому окружающим могло показаться, что молодые люди не переносят друг друга. Отношениям между ними на фоне важных для Турции и всей Европы исторических событий и посвящен этот увлекательный сериал.

Интересно, что в 2004 году знаменитая турецкая актриса приехала в Казань, на родину предков. Ее лично пригласило министерство республики Татарстан.

В 1981 году Айдан Шенер выиграла национальный конкурс красоты "Мисс Турция".

Эльзара Баталова

Самые красивые крымские татарки также удостаиваются внимания общественности. В первую очередь, к ним стоит отнести заслуженную артистку Украины и заслуженную артистку автономной республики Крым, певицу Эльзару Баталову.

Она, безусловно, входит в топ самых красивых крымских татарок. Она появилась на свет в маленьком городке на юго-востоке полуострова. Проявила себя еще в составе детского ансамбля. Со временем заслуженно стала одной из талантливейших артисток республики.

Вместо заключения

Секрет успеха всех этих женщин заключается, конечно же, не только в красоте внешней. Многие считают их духовно привлекательными. Нельзя не отметить, что все татарские женщины являются прекрасными матерями и благочестивыми женами, они целеустремленные и очень гибко приспосабливаются к постоянно меняющимся условиям жизни. Еще одним секретом популярности красивых татарских женщин является их безупречная репутация, они не были замешаны ни в одном громком "грязном" скандале. Все вышеописанные черты присущи национальному татарскому характеру, что вместе с природной красотой позволяет этим представительницам прекрасной половины человечества радовать своих поклонников в той или иной сфере.

fb.ru

Самые красивые татары (30 фото)

 см. также Самые красивые футболисты мира

 

29-е место: Ирек Мухамедов (род. 8 марта 1960 года, Казань) - артист балета. Был солистом Большого театра в Москве и Королевского балета в Лондоне. В 1988 году награжден призом Ганса Христиана Андерсена как лучший танцовщик мира.

 

 28-е место: Ренат Мамашев (род. 31 марта 1983, Москва) — российский хоккеист. Рост 186 см, вес 86 кг.

 

 

27-е место: Раниль Нуриев - татарский певец. Страничка "В Контакте" - vk.com/id18749782

 

26-е место: Раяз Фасихов - певец, исполняет песни на татарском языке.

 

25-е место: Айдар Гайнуллин (род. 12 января 1981) - российский баянист с мировым именем, известный вокалист и композитор, академик кинематографических искусств.

 

 

24-е место: Алмаз Гараев (род. 16 сентября 1987) - телеведущий.

 

 23-е место: Марат Измайлов - модель. Принимал участие в съемках многих известных рекламных брендов, таких как Camelot, Armani, Black Star, Dammat, Carrera. Рост 182 см, вес 70 кг. Страница "ВКонтакте" - http://vk.com/izmailov

 

22-е место: Тимур Юнусов (род. 15 августа 1983, Москва), более известный как Тимати - российский рэп/хип-хоп/R’n’B-исполнитель, композитор, музыкальный продюсер, актёр и предприниматель.

 

 

21-е место: Тимур Батрутдинов (род. 11 февраля 1978, село Вороново, Московская область) - российский комедийный актёр и телеведущий. Участвует в телепроекте "Comedy Club".

 

20-е место: Чарльз Деннис Бучинский (3 ноября 1921, Эренфелд, США - 30 августа 2003), более известный под псевдонимом Чарльз Бронсон (англ. Charles Bronson) — американский киноактёр, популярный исполнитель мужественных ролей в боевиках.  Предки актёра по отцовской линии были липками (польско-литовскими татарами).

 

19-е место: Сергей Шакуров - советский и российский актёр театра и кино, народный артист РСФСР. Родился 1 января 1942 год в Москве в интернациональной семье (отец - татарин, мать - русская).

 

18-е место: Данис Зарипов (род. 26 марта 1981, Челябинск) - российский хоккеист, левый крайний нападающий магнитогорского "Металлурга" и сборной России по хоккею, в составе которой в 2008, 2009 и 2014 годах стал чемпионом мира. Трехкратный обладатель Кубка Гагарина: дважды в составе казанского "Ак Барса" и один раз в сотаве магнитогорского "Металлурга".

 

17-е место: Рудольф Нуреев / Нуриев - всемирно известный артист балета, балетмейстер. Родился под Иркутском 17 марта 1938 года, начал танцевать в детском фольклорном ансамбле в Уфе, а в 1955 году поступил в Ленинградское хореографическое училище. После его окончания в 1958 году Нуреев стал солистом балета театра имени С. М. Кирова (в настоящее время — Мариинский театр). 16 июня 1961 года, находясь на гастролях в Париже, отказался вернуться в СССР. Более пятнадцати лет Нуреев был звездой лондонского Королевского балета. С 1983 по 1989 год Нуреев являлся директором балетной труппы парижской Гранд-опера. Умер 6 января 1993 года. В своей "Автобиографии" Рудольф Нуреев писал о своих татарских корнях: "Мать моя родилась в прекрасном древнем городе Казани. Мы мусульмане. Отец родился в небольшой деревушке около Уфы, столицы республики Башкирии. Таким образом, с обеих сторон наша родня — это татары и башкиры. Я не могу точно определить, что значит для меня быть татарином, а не русским, но я в себе ощущаю эту разницу. Наша татарская кровь течет как-то быстре и готова вскипеть всегда. И однако мне представляется, что мы более вялые, чем русские, более чувственные; в нас некая азиатская мягкость и вместе с тем горячность наших предков, этих великолепных худощавых всадников. Мы - странная смесь нежности и грубости, сочетание, которое редко встречается у русских; вероятно, именно поэтому я обнаружил такую близость со многими героями Достоевского. Татары быстро воспламеняются, быстро лезут в драку. Они самонадеянные, но в то же самое время страстные, а временами хитрые, как лисы. Татарин - хороший комплекс звериных черт, - и это то, что есть я".

 

16-е место: Рустем Хайрутдинов - пианист. Родился в Казани, где закончил музыкальную школу при Казанской государственной консерватории, продолжил свое образование в Московской государственной консерватории и в Королевской академии в Лондоне. В настоящий момент Рустем Хайрутдинов проживает в Великобритании и является профессором Королевской академии музыки. Официальный сайт - hayroudinoff.co.uk

 

15-е место: Динияр Билялетдинов (род. 27 февраля 1985, Москва) - футболист, известный по выступлениям за клубы "Локомотив" (Москва), "Спартак" (Москва), "Эвертон" (Ливерпуль), Анжи (Махачкала). Сыграл 46 матчей за сборную России, бронзовый призёр чемпионата Европы по футболу 2008 года.

 

 

14-е место: Наиль Якупов (род. 6 октября 1993, Нижнекамск) - хоккеист, серебряный призёр молодёжного чемпионата мира 2012 года в составе сборной России. В сезоне 2009/10 Наиль выступал за команду МХЛ "Реактор" (Нижнекамск), с 2010 по 2012 год играл за канадский юниорский клуб "Сарния Стинг". В 2012 году Наиль Якупов, будучи первым номером драфта НХЛ и был выбран командой "Эдмонтон Ойлерз". Наиль Якупов - третий в истории российский игрок (после Ильи Ковальчука и Александра Овечкина), ставший первым номером драфта НХЛ.

 

13-е место: Камиль Ларин (род. 10 ноября 1966 года, Волгоград) - российский актёр, один из основателей комического театра Квартет И.

 

12-е место: Рустем Асаев (род. 1977, деревня Балышлы, Башкортостан) - оперный и эстрадный певец, исполнитель песен и романсов русских и татарских композиторов.

 

11-е место: Марат Башаров (род. 22 августа 1974, Москва) - актёр театра и кино.

 

 10-е место: Риналь Мухаметов (род. 21 августа 1989, п. Алексеевское, Татарстан) - актёр.

 

9-е место: Алмаз Сабирзанов (род. 14 декабря 1983, дер. Тат.Елтань Чистопольского района Татарстана) - актёр театра имени Г.Камала.

 

8-е место: Шамиль Хаматов (род. 29 января 1985, Казань) - актёр театра и кино, младший брат известной актрисы Чулпан Хаматовой.

 

 7-е место: Ришат Тухватуллин - татарский певец. Страница "ВКонтакте" - http://vk.com/id20231335

 

6-е место: Эмиль Талипов (27 января 1984, Казань) - актёр театра имени Г.Камала.

 

5-е место: Фанис Зиганшин (род. 1 июля 1972, дер. Кубянь Атнинского района Татарстана) - актёр театра имени Г.Камала, Заслуженный артист Республики Татарстан.

 

4-е место: Ринат Дасаев (род. 13 июня 1957, Астрахань) - советский футболист (вратарь), один из лучших голкиперов мира 1980-х годов. Выступал за клубы "Волгарь" (Астрахань), "Спартак" (Москва), "Севилья". Дасаев провёл 91 игру за сборную СССР, завоевав серебряную медаль чемпионата Европы 1988 года, а также сыграл 6 игр за футбольную олимпийскую сборную СССР, завоевав бронзовую медаль Олимпийских игр в Москве 1980 года. Ринат Дасаев занимает второе место среди футболистов сборной СССР (после Олега  Блохина) по количеству проведённых за неё матчей. С 2003 года — президент основанной им Академии футбола и вратарского искусства Рината Дасаева.

 

3-е место: Марат Измайлов (род. 21 сентября 1982, Москва) - футболист, с 2000 по 2008 год выступавший за "Локомотив" (Москва), в составе которого дважды (2002, 2004) становился чемпионом России. Играл также за португальские клубы "Спортинг" (Лиссабон) и "Порту". Провел 35 матчей за сборную России.

 

 

2-е место: Марат Сафин (род. 27 января 1980, Москва) - один из самых успешных российских теннисистов, выигравший 15 турниров в мужском одиночном разряде. Сафин - второй после Евгения Кафельникова россиянин, становившийся первой ракеткой мира. Марат чаще всех (4 раза) отечественных теннисистов играл в финалах турниров серии Большого шлема. В двух финалах Сафин выиграл (на Открытом чемпионате США в 2000 году и на Открытом чемпионате Австралии в 2005) и в двух проиграл (на Открытом чемпионате Австралии в 2002 и 2004 годах). Марат - родной брат теннисистки Динары Сафиной, также становившейся первой ракеткой мира. Это единственные в истории родные брат и сестра, становившиеся первыми ракетками мира.

 

 

top-antropos.com

Татары сибирские, их культура и обычаи. Татары в России

Всем нам наверняка приходилось слышать, что татары – сибирские, казанские или крымские – это народность, которая достаточно давно населяет территории нашей необъятной родины. На сегодняшний день некоторые из них ассимилировались, и теперь их достаточно сложно отличить от славян, но есть и те, которые, несмотря ни на что, продолжают чтить традиции и культуру своих предков.

Данная статья направлена на то, чтобы дать как можно более точную характеристику такому представителю многонационального русского народа, как русский татарин. Читатель узнает много новой, а иногда и вообще уникальной информации об этих людях. Статья будет весьма интересной и в познавательном плане. Недаром ведь на сегодняшний день обычаи татар считаются одними из самых древних и необычных на планете.

Общая информация о народе

Татары в России представляют собой народность, которая густо населяет центральную европейскую часть нашего государства, а также Приуралье, Поволжье, Сибирь и Дальний Восток. За пределами страны они встречаются в Казахстане и Средней Азии.

Согласно мнению ученых-этнографов, их приблизительная численность на данный момент составляет 5523 тыс. человек. Если говорить в целом про данный народ, татары, стоит отметить, могут разделяться по своему этно-территориальному признаку на три основные категории: волго-уральские, астраханские и сибирские.

Последние, в свою очередь, как правило, называют себя сибиртатарларами, или сибиртарами. Только на территории России их проживает приблизительно 190 тыс. человек, а еще около 20 тыс. можно встретить в некоторых странах Средней Азии и в Казахстане.

Татары сибирские. Этнические группы

Среди данной народности выделяют следующие этнические группы:

  • тоболо-иртышскую, включающую в себя курдакско-саргатских, тюменских, тарских и ясколбинских татар;
  • барабинскую, в которую входят барабинско-туражские, теренинско-чойские и любейско-тунусские татары;
  • томскую, состоящую из калмаков, эуштинцев и чатов.

Антропология и язык

Вопреки распространенному мнению, в антропологическом плане татары считаются крайне неоднородными.

Все дело в том, что, скажем, татары сибирские по своему физическому облику очень близки к так называемому южно-сибирскому типу, принадлежащему к огромной монголоидной расе. Татары, постоянно проживающие в Сибири, а также те, которые населяют Приуралье и Поволжье, разговаривают на собственном татарском языке, что принадлежит к кыпчакской подгруппе весьма распространенной тюркской группы (алтайская языковая семья).

Их литературный язык некогда сформировался на основе так называемого среднего диалекта. По мнению специалистов, письменность, называемую тюркской руникой, вполне можно отнести к одной из самых древнейших на планете.

Культура сибирских татар и предметы национального гардероба

Далеко не всем известно о том, что еще в самом начале прошлого века местные жители татарских поселений не носили нижнего белья. Во взглядах на этот счет русские и татары значительно отличались друг от друга. Нательной одеждой последним служили довольно просторные штаны и рубахи. Как мужчины, так и женщины поверх надевали национальные бешметы, представляющие собой очень обширные кафтаны с длинными рукавами.

Также весьма популярными считались камзолы, которые изготавливались, как с рукавами, так и без них. Особое предпочтение долгое время отдавалось специальным местным халатам-чапанам. Их татарские женщины шили из прочной домотканой материи. От зимних стуж такие наряды, конечно же, не спасали, поэтому в холодное время года из сундуков доставались теплые пальто и шубы, называемые на местном языке тонами или тунами соответственно.

Где-то на рубеже веков в моду вошли русские дохи, полушубки, тулупы и армяки. Так одевались мужчины. А вот женщины предпочитали наряжаться в щедро украшенные народными узорами платья. Кстати, считается, что казанские татары ассимилировались скорее, чем сибирские. По крайней мере, сейчас первые в плане одежды практически ничем не отличаются от коренных славян, в то время как последние держатся весьма обособленно, и модными у них до сих пор считаются те, кто придерживается национальных традиций.

Как устроено традиционное жилище данного народа

Удивительно, но русские и татары, долгое время прожившие рядом, имеют совершенно разное представление о строительстве так называемого домашнего очага. В течение многих веков свои поселения последние называли юртами и аулами. Такие деревни в большинстве случаев располагались по берегам озёр и рек.

Нельзя не отметить, что местные градоначальники распоряжались и тщательно следили за тем, чтобы все улицы, будь то города или скромной деревеньки, располагались прямолинейно, пересекаясь строго под прямым углом. Казанские татары, к слову сказать, данного принципа никогда не придерживались. У них центр населенного пункта представлял собой практически ровный круг с расходящимися во все стороны улочками-лучиками.

Дома татар, проживающих в Сибири, до сих пор находятся по обе стороны дороги, и только в некоторых случаях, например у водоема, наблюдается односторонняя застройка. Избы были деревянными, а вот мечети, как правило, строились из кирпича.

На общем фоне всегда выделялись почтовые станции, училища, многочисленные магазины и лавки, а также кузни.

Татарское жилище достаточно редко украшается какими-либо узорами. Лишь иногда можно встретить геометрические фигуры, нанесенные на оконные наличники, карнизы домов или ворота целой усадьбы. И это далеко не случайно. Изображать животных, птиц или тем более человека запрещалось исламом.

Что же касается внутреннего убранства, то даже сейчас современные татары Москвы, Питера и других крупных городов нашей страны очень часто украшают свои дома и квартиры столиками на низких ножках и затейливыми полками для посуды.

Хозяйственная деятельность

Во все времена традиционным занятием данной группы татар являлось земледелие. Оно существовало в традиции народа еще до прихода русских. Его особенности до сих пор определяются географией места проживания. Например, в самой южной части Сибири преимущественно выращивали просо, пшеницу, овес и рожь. На северных же территориях в большом почете было и продолжает оставаться озерное и речное рыболовство.

Скотоводством можно заниматься на лесостепных участках либо же на степных солонцах, которые во все времена славились своим разнотравьем. Если позволяла территория, и растительность региона была относительно буйной, татары сибирские, в отличие от тех же татарских, всегда разводили лошадей и крупный рогатый скот.

Рассказывая о ремеслах, нельзя не упомянуть кожевенное дело, изготовление особо прочных веревок, сделанных из специального липового лыка, плетение коробов, вязание сетей и практически массовое производство как для собственных нужд, так и для обмена берестяной посуды, лодок, телег, лыж и саней.

Верования представителей данной народности

Еще с 18-го века в российской Сибири большинство татар являются мусульманами-суннитами, и на сегодняшний день их религиозный центр находится в городе Уфе. Самыми главными и широко отмечаемыми праздниками считаются Курбан-байрам и Ураза-рамазан.

Практически сразу после прихода русских существенная часть татар приняли христианство и стали исповедовать православие. Однако нельзя не отметить, что такие представители данной народности, как правило, отрывались от своей исторически этнической группы и продолжали ассимилироваться с русским населением.

Еще приблизительно до второй половины 19-го века в деревнях массово существовали служители различных древнейших языческих культов, процветал шаманизм, а местные знахари лечили больных. Встречались и жертвоприношения, во время которых использовался бубен и особая колотушка в виде лопатки.

Кстати, нельзя не отметить, что шаманами могли быть как мужчины, так и женщины.

Поверья, мифы и легенды

Своими верховными божествами сибирские татары считали кудая и тангри. Также верили и в существование злого подземного духа айна, который приносил неприятности, болезни и даже смерть.

Мифы свидетельствуют и о специальных духах-идолах. Их, согласно поверью, нужно было изготавливать из березовой коры и веток, после чего оставлять в специальном месте в лесу, чаще всего в дуплах деревьев. Считалось, что они могли защитить целую деревню от напастей.

Нередко бывало и так, что таких вот деревянных божков приходилось приколачивать к крышам домов. Они должны были оберегать всех домочадцев.

Считалось, что духи умерших могут напасть на деревню, поэтому местные жители время от времени изготавливали из ткани специальных кукол-курчаков. Их необходимо было держать в плетеных корзинах под разлапистыми деревьями недалеко от кладбища.

Особенности национальной кухни

Нельзя не отметить, что даже сегодня татары Москвы, Питера, Казани и Уфы с огромной гордостью хвастают деликатесами и изысками своей кухни. Что же в ней такого особенного? Да, собственно говоря, ничего особенного, кроме, пожалуй, того факта, что буквально все тут на самом деле является очень вкусным.

В своей пище сибирские татары предпочитают использовать в основном мясные (свинину, лосятину, крольчатину и птицу) и молочные (айран, сливки, масло, сыры и творог) продукты.

Огромной популярностью пользуются супы. Сейчас посетители модных татарских ресторанов с удовольствием заказывают шурпу или весьма своеобразный мучной суп, а также национальные первые блюда из пшена, риса или рыбы.

Традиционные каши на основе молока или воды готовятся с добавлением ячменя или овса.

Татары – известные любители мучного. При первой же возможности стоит попробовать их лепешки, пироги и блюда, чем-то отдаленно напоминающие наши блины.

Социальная организация сибирских татар

Во времена правления Сибирского ханства у данного народа существовали так называемые родоплеменные отношения с присутствующими в них элементами территориальной общины. Изначально таких общин было две: селение и волость. Управление обществом проводилось при помощи демократичных сходов. Кстати, взаимопомощь у этого народа – это далеко не редкость, а обычный порядок вещей.

Нельзя не упомянуть и о существовании тугума, который представлял собой целую группу семей с установленными между ними родственными связями. Этот административный орган, как правило, использовался для регулирования как семейных, так и хозяйственно-бытовых отношений, а также руководил исполнением различного рода народных и религиозных обрядов.

Система современного татарского образования

В целом на сегодняшний день данный вопрос считается одним из самых насущных. Нет ничего удивительного в том, что сибирские татары прилагают массу усилий, чтобы приобщить своих малышей к национальным традициям и многовековой культуре.

Несмотря на это ассимиляция все равно идет полным ходом. Только небольшая часть татар имеет возможность отправить своих детей на лето в деревни к бабушкам и дедушкам, и тем самым дает им шанс принять участие в народных празднованиях или попрактиковаться в языке. Огромная доля подростков остается в городах, давно разговаривает только на русском языке и имеет весьма смутные представления о культуре своих предков.

В местах массовых поселений татар, как правило, выходят газеты на их родном языке, несколько раз в неделю; как по радио, так и по телевидению транслируется цикл передач на татарском. В некоторых школах, правда, в основном сельских, проводятся специализированные уроки.

К сожалению, получить высшее образование на татарском языке в России невозможно. Правда, с прошлого года в университетах была введена новая специальность «татарский язык и литература». Считается, что будущие учителя, закончив данный факультет, смогут преподавать язык в татарской школе.

fb.ru

Вопрос о татарах: кто булгар, а кто нет?

Этот пост я вынашивал давно. На фоне неутихающих споров о происхождении татар, мне давно хотелось разобраться в этногенезе татарского народа и ответить на вопрос: какая же группа современных татар относится к булгарам, а какая нет? Можно ли всех современных татар объединить под одним этнонимом "булгары", как это пытаются сделать булгаристы? Может это полная бессмыслица? Эти вопросы принципиальны для меня, т.к. я убеждён, что любой народ имеет право знать свою историю и идентифицировать себя тем, кем он является на самом деле. Ни один народ не должен ходить с ложным ярлыком, которого на него повесили другие. Напомню, что настоящие монгольские племена под названием "татары" жили в VI—XIII веках далеко в степях Центральной Азии и к современным татарам никакого отношения не имеют. У современных татар в предках значится совсем другие народы, поэтому справедливости ради "татарами" они называться не могут. В этом посте попробую это показать.

Восточная Европа 9-11 веках.

Итак, официально выделяются следующие группы татар:

• Казанские татары

• Мишари

• Касимовские и бордаковские татары

• Сибирские татары

• Астраханские татары

• Тептяри

• Пермские татары

• Польско-литовские татары

• Кряшены

• Нагайбаки

Ведущую группу из всего "татарского" этноса составляют казанские татары. С 20-х годов прошлого века их язык считается образцовым, на него равняется вся татарская литература, алфавит, произношение, правописание, по нему обучаются дети в школах, все остальные отклонения языка перешли в разряд диалектов. Никто уже не сомневается в том (разве что безнадежно неизлечимых монголистов-татаристов-империалистов и некоторых чуваш, которые не хотят делиться булгарским наследием с казанцами), что этническую основу казанских татар составили булгары. В 7 веке причерноморская Великая Болгария распадается, под натиском хазар булгары в поисках спасения разбегаются кто куда. Часть болгар, под предводительством Аспаруха, переселяется на Дунай и на берегах реки создает Дунайскую Болгарию, часть, под предводительством Котрага, уходит в Волго-Камье и основывает Волжскую Булгарию. На новых землях они смешиваются с местными племенами, со славянами ("именьковская культура" большинством учёных признана славянской) и финно-уграми. В 865 году дунайские болгары окончательно принимают христианство (Борис I), а их собратья волжские булгары через 57 лет в целях защиты от хазар приглашают Багдадских богословов и принимают ислам (Алмуш, 922 год). Стоит отметить, что христианство же в среду болгар начинает проникать еще в Причерноморье. Кубрат - основатель Первой (Великой) Болгарии, воспитывался в Византийском дворе, был крещен в 12 лет, а его дядя хан Органа (Бу-Юргана) основал первую булгарскую архиепископию в городе Корсунь. Правда, ислам принимают не все волжские болгары, и не так, как хотело Багдадское посольство. Дело в том, что взамен на принятие ислама, Алмуш хотел получить деньги на строительство крепости, но деньги он не получил. После скандала с посольством, ислам он все-таки принимает, т.к. понимает, что будучи мусульманином, хазары на него нападать не будут. (Войско у хазар было наемное из мусульман, а мусульмане не воевали с мусульманами). В последствии Волжская Болгария разгромляется татаро-монгольским нашествием и, после нескольких восстаний, включается в состав Золотой Орды (1240 год). Позднее радикальный исламист - хан Узбек, убив всех своих соперников, приходит к власти в Золотой Орде, разгоняет всех христиан с язычниками и объявляет Золотую Орду мусульманским государством (1313 год). Триста лет волжские болгары находятся в подчинении завоевателей, хотя при этом сильно влияют на них в культурном плане. Когда Орда распадается, один из чингизидов крымско-татарского происхождения Улуг-Мухаммед на месте Волжской Болгарии основывает новое ханство, называемое Казанским (1438 год). Стоит отметить, что все последующие ханы Казанского ханства не были из числа местного населения булгар, а были чингизиды из разных династий: то крымских (десять), то сибирских (один), то астраханских (три) ханов. Правителей с булгарскими корнями не было в Казанском крае с тех самых пор, как пала Волжская Болгария. Хотя, известно, что в первые года, булгарские цари, так же как и русские, получали ясак на правление. Благодаря этим - фактически чужим - правителям на булгар вывешивается ярлык "татары". Русские же имели дело с ханами, а не с местным населением, как ханы называли себя, так русские называли и болгар, то есть - татарами. Действительно, последние исследования генетиков говорят о том, что казанские татары в сути своей не являются тюркской народностью, а являются финно-уграми, сменившие когда-то изначальный язык на тюркский. Возможно, тюркизация произошла вместе с исламизацией. Ибн-Фадлан, посетивший Волжскую Болгарию в составе Багдадского посольства, четко называет булгар славянами, при этом других тюрков (огузов, печенегов, башкир) он называет тюрками, а значит он понимал кто есть кто. А персидский путешественник Истархи, тоже с 10 века, пишет, что язык хазар не похож на язык тюрков, а похож на язык булгар. Эти и другие факты говорят о том, что булгары изначально не были тюрками. (Как-нибудь я обязательно напишу о языке булгар). Лишь незначительная часть татар (примерно 10-15 %%) имеет восточное происхождение. Казань со времен Золотой Орды вознеслась, как центр татарской цивилизации, она всегда притягивала тюрков и татар небулгарского происхождения. Вливание извне было неизбежно. Поэтому в Казани можно встретить любого представителя из татарских групп. Примерная численность казанских татар на сегодняшний день - 2 млн.человек.Семья богатого казанского татарина. Фото последней трети XIX в.

Казанские татары

Казанская татарка

Мишари - второй крупный субэтнос татар Среднего Поволжья и Приуралья. Разговаривают на мишарском (западном) диалекте татарского языка. Формирование мишарей происходило на правобережье Волги, вплоть до правобережья Оки на севере. Существует две основные версий о происхождении этого народа. Мещерекская – согласно этой теории мишари возникли путем тюркизации финно-угорского народа мещереков. Другая версия предпологает, что мишари потомки буртас, жившие в V-XI вв. по обоим берегам Волги (примерно от современной Сызрани до Волгограда). Этническая принадлежность буратс до сих пор остается не ясной. Некоторые учены считают их близким народом к ираноязычным аланам, другие - к финно-уграм, третьи - к булгарам. Но судя по всему мещереки и буртасы были родственными или даже одним и тем же народом, но с разными названиями. По внешнему виду современные мишари - типичные европеиды со светлыми волосами и часто с голубыми глазами. Выделяются чокающие и цокающие. Можно заметить, что цокающие в основном живут там, где жили мещереки, а чокающию живут там, где жили буртасы. Есть ли тут какая-то связь?.. Вполне возможно. Последний раз как отдельный народ мишари отмечались в 1926 году и численность их была около 1 миллиона (сегодня по некоторым оценкам может дойти до 2,5 млн.). Можно ли мишар назвать булгарами? Отчасти: может, они и не были булгарами, но генетическое родство на лицо. Любая теория о происхождении мишарей сближает их с булгарами.

Мещерячки. Гравюра из атласа к французскому изданию «Путешествий по разным провинциям Российского государства» Палласа. 1794 год.

Мишари Сергачевского уезда 1890-е

Деревенские старшины сергачевских мишар

Примерные границы некоторых мишарских княжеств в Мещере в XV—XVI веках. Обратите внимание на языческие имена мишарских князей на карте.

Касимовские татары – их название связано с Касимовским царством - феодального государства со столицей в городе Касимов, существовавшего в 1452-1681 годах в западной части Мещёры. Основу их этнического субстрата составили мишари и другие финно-угорские племена, обитавшие на землях Мещерского края еще до образования Касимовского ханства. В качестве этнического субстрата выступили выходцы из Казани, Астрахани, Крыма, Сибири, казахских и ногайских орд, оседавшие на территории царства в течение XV—XVII вв. Этногенетическое взаимодействие этих племен и народностей оказало большое влияние на формирование и развитие традиционной культуры касимовских татар. В ней наиболее наглядно проявились сложные процессы политической и социально-экономической истории данной группы татар. Ныне - это территория Рязанской области. Бордаковские татары - это православные касимовские татары.

Рязанская (касимовская) татарка,1930-еСибирские татары - коренной этнос Западной и Южной Сибири. По расовым признакам сибирские татары относятся к южносибирскому, западносибирскому и центральноазиатскому расовому типам. Этногенетические процессы средневековья и более поздних периодов антропологически сближают сибирских татар с жителями Средней Азии (сартами), казахами, башкирами. Дерматоглифический материал позволяет отнести сибирских татар к кругу метисных монголоидно-европеоидных форм со значительным преобладанием монголоидного компонента. Заболотные татары чрезвычайно близки к берёзовским хантам. Несмотря на многие общие культурные сходства сибирских, волго-уральских и астраханских татар, антропологи всё же выделяют сибирский тип как отдельный этнос! С тех пор как Татарстан стал центром и средоточием татарской культуры, влияние поволжских татар на все остальные группы татар привело к тому, что усилился процесс культурной консолидации всех татарских групп. Книги, фильмы, газеты, выпускаемые в Татарстане и доступные по всей России, концерты творческих коллективов из Татарстана в татарской диаспоре, неизбежно привели к нивелировке местных различий. Тем не менее, в среде сибирских татар сильно чувствуется их близость с казахами и отличия от казанских татар. Сибирские татары – не являются генетическими родственниками казанским татарам и булгарами их называть нельзя. Они - отдельный народ. Численность доходит до 200 тыс.чел.

Сибирские татары начала ХХ века

Астраханские татары - территориальная группа татар, сформировавшаяся на территории современной Астраханской области. В XV—XVII вв. астраханские татары, населявшие Астраханское ханство (1459—1556), частично Ногайскую Орду и отдельные ногайские княжества (Большие и Малые Ногаи и др.), испытало сильное воздействие ногайцев (которые в свою очередь имеют монгольское происхождение - мангыты). Астраханские татары, равно как и многие другие представители татарского и других тюркских этносов, употребляют несколько эндоэтнонимов для обозначения субэтнической и родовой принадлежности (нугай и карагаши). В прошлом от оседлых астраханских татар особняком стояли кочевые татарские группы - так называемые юртовые татары. Сегодняшние астраханские татары по внешности скорее монголоидны, чем европеидны. Можно ли астраханских татар называть булгарами? Нет! Хотя Л.Н.Гумилев считает, что астраханские татары частично потомки хазар. А хазары в свою очередь, хоть и враждовали с булгарами, но были им родственны. Астраханских татар насчитывается всего ок. 2 тыс.чел.

Начало ХХ века

Тептяри - субэтнос татар, возник в 17 веке на территории Башкортостана, после переселения туда казанских татар, чувашей и финно-угорских народов и смешения их между собой. Часть исследователей рассматривают тептярей как сословие, а часть как этносословную группу. В последний раз тептяри были зафиксированы в переписи 1926 года - 27 387 человек. В Башкортостане и сейчас все не мишарские татары в народе называются тептярами. Их количество при соблюдении коэффициента 1926 года на сегодняшний день получится ок. 50 тыс.чел. Тептри - это булгары? Да!

Рядовой Тептярских полков, 1819-1825

Пермские татары этнографические группы татар, проживающие на территории Пермского края. Татары проживают почти во всех населённых пунктах Пермского края. Татары в Пермском крае не единая в этнографическом отношении группа. В Прикамье сформировалось несколько этнографических групп татар. Выделяют сылвенско-иренских, муллинских, тулвинских татар, татарское населения Куединского района. На территории Прикамья издавна протекали активные контакты татар и башкир, поэтому в некоторых случаях достаточно сложно провести этнокультурную границу между татарами и башкирами. Прежде всего, это касается тулвинских татар и башкир. Численность татар в Прикамье в 1989 году составила 150 460 человек. Перепись 2002 года отметила сокращение их численности до 136 597 татар. Часть этих татар можно отнести к булгарам, часть - к башкирам.

Деревня Танып Бардымский район Пермской области, дореволюционное фото

Польско-литовские татары - самостоятельная этнотерриториальная общность татар. Общая численность свыше 11 тыс. человек (начало XXI века), из них в Белоруссии 7,3 тыс., в Литве около 3,2 тыс. и в Польше около 500 человек. Отдельные представители проживают также в Латвии, Молдове, Украине, России и других странах. Письменность на основе кириллицы и латинской графики. Верующие - в основном мусульмане-сунниты, есть также христиане (православные, католики и протестанты). Прежде эти татары называли свое вероисповедание верой бисурманской, а себя - бисурманами. Однако после войн с турками слово «бисурман» приобрело в устах христиан пренебрежительный оттенок и перестало употребляться татарами в качестве самоназвания. Согласно собственной традиции первые татары (в основном это были мужчины-воины) пришли в Великое Княжество Литовское из Золотой Орды вместе с бежавшим в Литву ханом Тохтамышем. В качестве самостоятельной этнической группы татарского народа сформировались в конце XIV — начале XV веков на территории Великого княжества литовского из поступивших на службу к литовским князьям выходцев из Золотой Орды, позже из Большой и Ногайской Орд, Крымского ханства, в том числе потомков Мамая и его воинов. В первой половине XV века образовали вассальные Литве княжества — Джаголдаева тьма и княжество Мансура. На протяжении веков военная служба являлась основным занятием польско-литовских татар. Татары составляли значительную часть конных войск Великого Княжества Литовского (например Грюнвальдская битва). В XVIII веке в войске Речи Посполитой насчитывалось несколько татарских полков. В Российской империи в 1797 году был создан Литовско-татарский конный полк. В 1812 году в гвардии Наполеона был сформирован эскадрон литовских татар. В современной Литве татары компактно проживают в Вильнюсском и Алитусском районах, разрозненно - по всей стране. Особые политические и социально-экономические условия, в которых оказалось татарское население Великого княжества Литовского, сыграло основную роль в формировании специфических черт в культуре и языке польско-литовских татар. Отсутствие мусульманских женщин вынудило смешанные браки. Родного языка у них не было, т.к. племена были разноязычны. Уже к концу XVI века перешли на старобелорусский язык, позднее часть перешла на польский. Для религиозной литературы использовался модифицированный арабский алфавит. Булгары ли польско-литовские татары? Однозначно нет! Хотя, возможно, среди них были мужчины из булгар. Но не думаю, что их было много. Булгары - земледельцы, и в войсках золоордынских ханов их было в меньшинстве, если вообще были. Основной костяк польско-литовских татар составляют потомки крымских татар и ногайцев (это были мужчины воины, которые взяли в жены литовских и польских женщин).

Польско-литовские татары

Кряшены (крещёные тата́ры) - этноконфессиональная группа в составе татар волжского и уральского регионов. Исповедуют православие, проживают, в основном, в Татарстане, в небольшом количестве в Башкортостане, Удмуртии, Челябинской области, а также Самарской и Кировской областях. По неофициальным данным их численность доходит до 700 тыс. человек, из них, по словам отца Павла - уважаемого кряшенского священника из Тихвинской церкви г. Казани, в Татарстане проживает 400 тыс. кряшен. Хотя при этом на переписях казанскими властями официально выделяется не более 30 тыс. кряшен. Все это делается для того, чтобы держать численность татар больше половины от числа всех жителей Татарстана и поэтому остальных кряшен причисляют к татарам.

Согласно традиционной (и сильно раздутой мусульманской интеллигенцией) точки зрения кряшены возникли в процессе поэтапной насильственной христианизации тюркских и финно-угорских народов после падения Казанского ханства. Однако в последнее время появляется все больше доказательств, что насильственной христианизации не было. Христианизация была добровольная, и многие кряшены до этого не были мусульманами. К тому же имеются множество фактов существования христиан среди предков казанских татар еще со времен Причерноморской и Волжской Болгарии. Например, историк и богослов А. В. Журавский. утверждает, что крещёные татары не являются крещёнными в 16 веке татарами, а являются потомками тюркоязычных племён - булгар, крещёных не позднее 12 века, проживавших в Волго-Камском регионе и ко времени падения Казанского ханства пребывавших в полуязыческом-полухристианском состоянии. Так в статье газеты «Татьянин день» Журавский, аргументируя эту точку зрения, отмечает: «Известен, например, христианский мученик XIII века Авраамий Болгарский (купец из Волжской Булгарии), умученный единоплеменниками-мусульманами в 1229 г. за отказ отречься от православия. Известно, что в Булгарах имелась древняя армянская (монофизитская) церковь, руины которой были уничтожены уже в советское время» и т.д. Подробнее об этом читайте:

Авраамий Болгарский: святой из волжских булгар, "Греческая палата": следы средневекового христианства в Болгаре (Татарстан), Петр и Стефан Казанские: святые из казанских татар (булгар), Турсас - Преподобный Серапион Кожеозерский: святой из казанских татар (булгар), Святая Мученица Платонида: святая из казанских татар (булгар).Предки современных татар были христианами? Интересные факты.

Ещё одну версию выдвинул казанский историк и кряшен по национальности Максим Глухов. Он считал, что этноним «кряшены» восходит к историческому племени керчин — монгольскому племени, известному как кераиты и исповедовавшему христианство несторианского толка с Х века. В конце XII века кераиты были покорены Чингисханом, но не утратили своей идентичности. Участие в завоевательных походах привело к появлению кераитов в Средней Азии и Восточной Европе. Позднее, при образовании самостоятельных Крымского и Казанского ханств большое число кераитов оказались в Крыму и на Средней Волге. Есть версия, что название династии крымских ханов Гиреи восходит к слову "кереиты". Согласно Глухову потомки кереитов поныне живут в восточных районах Татарстана, сохраняя этноним в несколько деформированной виде, как реликт исторической памяти.

Однако вариант М.Глухова на мой взгляд выглядит мало убедительно. Кереиты были монгольским племенем, а не тюркским, и выглядели они как настоящие монголы (были монголоидами), в то время, если посмотреть на современных кряшен, то внешне они типичные европеиды. Вряд ли за столь короткое время они кардинально изменили свою внешность. И нет фактов того, что кереиты переселялись в Казанское ханство. Среди тюркских народов кереиты остались лишь в составе казахов. Они оставили свое самоназвание и являются одним из казахских родов. По свидетельству Ч.Валиханова, кереиты после образования казахской народности вошли в состав Старшего жуза, но вскоре часть отделилась от него и ушла к узбекским сородичам. Сейчас кереиты в виде родов в составе национальности халха населяют различные аймаги Монголии. В Южной (Внутренней) Монголии они входят в состав национальностей Цахар, Ордос и Баарин. Кроме того они входят в состав торгоудов Монголии, России и Китая. Не смотря на это, в кряшенских кругах (может быть из уважения к родному ученому), ходит эта версия. Но при этом мало кто понимает, что желая откреститься от этнонима "татары", они наоборот причисляют себя к татарам, ибо кереиты - это и есть те самые настоящие татары (только не те, что живут в Татарстане, а те, которые обитали в Монголии). Если татаристы считают, что казанские татары - это потомки татаро-монгол, то и Глухов, получается, такой же, как они, - татарист. Булгарская версия их отпугивает лишь потому, что у всех на устах звучит, словно мантра, "булгары были мусульманами", что, конечно же, не правда. Но это всего лишь следствие незнания ими булгарской истории.

У кряшен есть замечательный народный стих, где говорится, что они родом из булгар:

Ургый гына ургый урак урдым

Ата-бабабызның кәсебе.

Керәшеннәр кем дип сорасагыз,

Болгарлардан килгән нәселе.

Кстати, есть мнение, что предки кряшен – керечины – выходцы из государства Керии, части гуннской им­перии, когда в 619 г. булгарский князь Бу-Юрган (дядя Кана Кубрата) для заключения союза с Византией принял с частью булгар греческое (православное) христианство в византийском городе Кряшен (вероятно, – Корсунь или Херсонес) и с той поры православных булгар называют кряшенами. Данная гипотеза так же довольно популярна в кряшенской среде, т.к. многие национальные лидеры высказывают сегодня несогласие с происхождением этно­нима своего народа от слова «крещеный»

Заведующий Центральной крещено-татарской школы с 1895 по 1917 гг. Среди учащихся женского отделения Казанской крещено-татарской школы.

Семья священника Тихона Леонтьева справа налево: священник Тихон Леонтьев, его дочь Мария Тихоновна, сестра жены Софья Никитична (в замужестве Харитонова), его жена, Мавра Никитична Леонтьева (в девичестве Старцева), его сын Иван. Фото из семейного архива праправнука священника Тихона Леонтьева - Константина Демидова

Нагайбаки. Язык нагайбаков очень близок к татарскому, хотя нагайбаки исповедуют православную веру и именуют себя "нагайбаками" и сильно дружат с казанскими кряшенами. Среди нагайбаков существует предание о том, что этот гордый народ принял христианство задолго до русских. Историк нагайбакского народа, житель села Фершампенуаз Александр Григорьевич Тептеев утверждает, что тюркский язык был таким международным языком средневековой Азии, как нынешний английский для современного мира. И нагайбаки так же приняли новую для себя речь, как болгары приняли универсальный язык Балкан - славянский. Какой была речь нагайбаков изначально, не знает никто; да и о самом происхождении нагайбаков доминирующей теории не существует. Есть очень красивая легенда о том, что нагайбаки произошли от ногайских воинов – охранников Суйембекэ (она была дочерью ногайского хана) - жены Казанского хана Джан-Али. Их нанимали ханы как искусных и честных воинов, благородных рыцарей азиатского Средневековья. Когда пала Казань, ногайцы, ведомые некоим Ногай-Беком, искали другой службы и нашли ее у Московского царя. Нагайбаки, когда Москва затеяла войну с Казанью, с низовьев Камы ушли южнее, в долину реки Ик. Когда Москва затеяла войну с башкирскими и киргиз-кайсакскими племенами, нагайбаки приняли в ней самое деятельное участие. За верность российской короне в 1736 году именным указом Анны Иоанновны нагайбаки были определены в казачье сословие. На реке Ик была основана крепость Нагайбакская (см. Село Нагайбаково: история, достопримечательности и заветные места). Первым воеводою стал В.Суворов (отец великого полководца Александра Суворова), уступивший в 1745 году место первому атаману нагайбакских казаков А.Ермекину. В 1812 году казаки Нагайбакской станицы под командованием атамана Серебрякова вступили в состав российской армии для борьбы с французскими войсками и участвовали в сражениях за Берлин, Кассель, под городом Лейпцигом, вошедшим в историю как "Битва народов". В марте 1814 года казаки бились при Арси-сюр-Об, Фершампенуазе-на Марне и проявили себя храбрыми и преданными Отечеству воинами. Оренбургский край испокон веков не знал покоя. Башкиры нападали на киргиз-кайсаков, они - на башкир, калмыки - на тех и других. Так продолжалось сотни лет. Для установления мира решили враждующие между собой народы разделить широкой полосой казачьих поселений. Для этого проложили новую сторожевую линию от Троицка до Орска протяженностью в пятсот верст. Весь "новолинейный” район вошел в состав Оренбургского казачьего войска. Весной 1842 года казаки-нагайбаки с семьями из Бакалинской и Нагайбакской станиц, погрузив свои пожитки на подводы за установленные 24 часа, длинными обозами пустились в долгий путь, пересекли Уральский хребет и оказались на "новолинейных” землях. Каждая переселенная семья получила для постройки дома от 50 до 75 стволов строевого леса. На каждую мужскую душу нарезалось до 30 десятин земли. По ходатайству генерала-губернатора Оренбургского края П.Сухтелена казачьим постам, крепостям и станицам присвоены названия, связанные с победами русского оружия: Кассель, Остроленка, Фершампенуаз, Париж, Треббия, Балканы, Лейпциг и т.п. Всего - 31 название, по местам сражений в Европе. Так началась история уникальной страны нагайбаков. Нагайбаки служили исправно. Особенной неприветливостью к нагайбакам относились башкиры, и их неоднократно усмиряли. До сих пор башкиры словосочетанием "вот придет нагай

rus-luck.livejournal.com

Внешность татар из разных регионов: сходства, различия и особенности

Крымские татары как отдельная народность появились ориентировочно в XV веке. До этого на территории полуострова проживали разнообразные племена и народы, из которых и была образована данная национальность. Сейчас внешность татар слабо напоминает ту, которой она была 500 лет назад. Более того, люди, проживающие в различных странах и регионах, совершенно не похожи друг на друга.

Живут представители этой нации в основном на юге Украины, в России, Румынии, Турции и Узбекистане (куда были массово депортированы из Крыма в середине прошлого столетия). В связи с этим переселением крымские татары (внешность которых на тот момент была в основном близкой к славянской) были вынуждены соседствовать с азиатскими народами, вследствие чего многие национальные признаки были утеряны.

Сейчас, после возврата на историческую родину (еще в конце прошлого века они начали возвращаться в Крым), этот народ старается возродить свои традиции. Но в изгнании были потеряны не только культурные и исторические ценности, изменилась и внешность татар. «Чистокровные» представители этой нации - довольно высокие люди со светлыми (часто русыми или рыжими) волосами, светлыми глазами и кожей. Однако, смешавшись с узбеками и другими представителями восточных народов, многие татары стали смуглыми, кареглазыми, с темными волосами и характерным азиатским типом лица.

Несмотря на это внешнее различие, жизнь вдали от родины не привела к существенному внутреннему раздору. Сейчас, как и десятки лет назад, крымские татары стараются жить дружно, дети в семьях воспитываются с учетом традиционной морали и религии (большая часть из них исповедует ислам), уважения к старшим, взаимопомощи и поддержки.

Несмотря на то, что татарская молодежь некоторые обряды не соблюдает и по поведению все больше похожа на европейцев, основные традиции (уважение к старшим, праздники, свадьбы и некоторые другие мероприятия) все же сохранили самобытность. Конечно же, внешность татар сейчас мало отличается от внешности представителей других народностей: никто не носит национальные костюмы, женщины, несмотря на принадлежность к исламу, позволяют себе пользоваться косметикой, носить откровенные наряды и посещать в одиночестве различные мероприятия (что было абсолютно недопустимо еще несколько десятилетий назад).

Но все это в основном касается жителей крупных городов, в отдаленных населенных пунктах и глубинке крымских степей многие живут совсем не так, как в городе, в том числе и татары. Внешность (мужчины, женщины, ребенка) больше напоминает тех представителей нации, которые жили в прошлом веке. Девушки ведут себя скромнее, дети - послушнее. Во многих деревнях все традиции соблюдаются с ювелирной точностью, включая посты и праздники, свадьбы и похороны.

С географической точки зрения представители этого народа делятся на горно-предгорных (татлар), степных (ногаи) и южнобережных (бойлю). Внешность татар также зависит от этой принадлежности. Так, ногаи имеют более выраженные азиатские черты лица, плотное телосложение и невысокий рост. Татлар больше похожи на славян - они светлокожие и высокого роста. Что касается бойлю, они, как правило, смуглые, но выше ногайцев и татлар, черты лица у них более приятные, хотя и крупные. В настоящее время представители всех трех направлений настолько смешались, что четкой границы между ними уже не существует.

fb.ru