Как узнать, сколько знаков при ключе в тональности, Музыкальный класс. Сколько знаков в ре миноре


Как узнать, сколько знаков при ключе в тональности

Вообще количество ключевых знаков и собственно сами эти знаки (диезы с бемолями) нужно просто запомнить и просто знать. Рано или поздно они запоминаются автоматически – хотите вы этого или не хотите. А на начальном этапе можно пользоваться разнообразными шпаргалками. Одна из таких шпаргалок по сольфеджио – градусник тональностей.

О градуснике тональностей я уже рассказывал – почитать и посмотреть шикарный красочный градусник тональностей можно здесь. В прошлой статье я рассказывал о том, как с помощью этой схемы можно легко определять знаки в одноимённых тональностях (то есть таких, в которых тоника одинаковая, а лад – разный: например, ля-мажор и ля-минор).

Кроме того, градусник удобен в тех случаях, когда нужно точно и быстро определить: на сколько знаков одна тональность удалена от другой, на какое количество знаков различаются две тональности.

Теперь спешу сообщить, что градуснику нашлось и ещё одно практическое применение. Если этот самый градусник немножко модернизировать, то он станет более наглядным и станет показывать не только, сколько знаков в тональности, но ещё и конкретно, какие знаки в том-то мажоре и в том-то миноре. Сейчас всё объясню.

Обычный градусник тональностей: покажет фантик, но конфетку не даст…

На картинке вы видите градусник таким, какой он обычно предстаёт в учебнике: «градусная» шкала с количеством знаков, а рядом с ней написаны тональности (мажорная и параллельная её минорная – в них ведь одинаковое количество диезов или бемолей).

Как пользоваться таким градусником? Если вам известны порядок диезов и порядок бемолей, то нет никаких проблем: просто смотрите количество знаков и отсчитываете по порядку ровно столько, сколько нужно. Скажем, в ля мажоре три знака – три диеза: сразу ясно, что в ля мажоре фа, до и соль диезы.

Но если ряды диезов и бемолей вы ещё не запомнили, то, что и говорить, такой градусник вам не поможет: покажет фантик (число знаков), а конфетку не даст (не назовёт конкретные диезы и бемоли).

Новый градусник тональностей: раздаёт «конфетки» прям как дедушка Мороз

К шкале с количеством знаков я решил «прилепить» другую шкалу, которая ещё бы и называла все диезы и бемоли по их порядку. В верхней половине градусной шкалы красным цветом выделены все диезы – от 1 до 7 (фа до соль ре ля ми си), в нижней половине, синим цветом, выделены все бемоли – также от 1 до 7 (си ми ля ре соль до фа). В центре – «нулевые тональности», то есть тональности без ключевых знаков – это, как известно, до мажор и ля минор.

Как пользоваться? Очень просто! Находите нужную тональность: например, фа-диез мажор. Дальше отсчитываем и называем все знаки подряд, начиная с нуля, поднимаясь вверх, пока не дойдём до отметки, которая соответствует заданной тональности. То есть в данном случае, прежде чем мы снова вернёмся глазами к найденному уже фа-диез мажору, мы назовём по порядку все его 6 диезов: фа, до, соль, ре и ля!

Или другой пример: нужно найти знаки в тональности ля-бемоль мажор. Эта тональность у нас среди «бемольных» – находим её и, начиная от нуля, спускаясь вниз, называем всё её бемоли, а их 4: си, ми, ля и ре! Гениально! =)

Да, кстати, если вам уже надоело пользоваться всякими шпаргалками, то можете ими и не пользоваться, а почитать статью о том, как запомнить ключевые знаки, после которой знаки в тональностях не забудешь, даже если специально стараться выбросить их из головы! Удачи!

© Автор – (админ)

music-education.ru

Ключевые знаки в тональностях

Приветствую всех читателей нашего музыкального блога! Я уже ни раз в своих статьях говорил, что для хорошего музыканта важно обладать не только техникой игры, но и знать теоретические основы музыки. Ознакомительная статья о теории музыки у нас уже была. Очень рекомендую внимательно ознакомиться с ней. А сегодня объект нашего разговора – знаки в тональностях.Хочу напомнить вам, что тональности в музыке бывают мажорными и минорными. Мажорные тональности можно образно охарактеризовать, как яркие и позитивные, а минорные – мрачные и грустные. Каждая тональность имеет свои характерные особенности в виде набора диезов или бемолей. Их называют знаками тональности. Также их могут ещё называть ключевыми знаками в тональностях или знаками при ключе в тональностях потому, что прежде чем написать какие-либо ноты и знаки, нужно изобразить скрипичный или басовый ключ.

По наличию ключевых знаков тональности можно разделить на три группы: без знаков, с диезами при ключе, с бемолями при ключе. Не бывает в музыке такого, что знаками в одной тональности будут и диезы и бемоли одновременно.

А теперь привожу для Вас список тональностей и соответствующие им ключевые знаки.

Таблица тональностей

Итак, внимательно рассмотрев этот список, необходимо отметить несколько важных моментов.По очереди к тональностям приплюсовывается по одному диезу или бемолю. Их добавление строго оговорено. Для диезов последовательность следующая: фа, до, соль, ре, ля, ми, си. И никак иначе.Для бемолей цепочка выглядит так: си, ми, ля, ре, соль, до, фа. Заметьте, что она обратна последовательности диезов.

Вы наверняка отметили такой факт, что одинаковое количество знаков имеют по две тональности. Они называются параллельными тональностями. Об этом на нашем сайте есть отдельная подробная статья. Советую прочитать её.

Определение знаков тональности

Теперь следует важный момент. Нам нужно научиться определять по названию тональности, какие у неё ключевые знаки и сколько их. Прежде всего необходимо запомнить, что знаки определяются по мажорным тональностям. Это значит, что для минорных тональностей придется сначала найти параллельную мажорную тональность, а дальше уже действовать по общей схеме.

Если в названии мажора (кроме фа мажора) вообще не упоминаются знаки, либо присутствует только диез (например, фа диез мажор), то это мажорные тональности с диезными знаками. Для Фа мажора нужно запомнить, что си бемоль при ключе. Далее начинаем перечислять последовательность диезов, которая была определена выше в тексте. Нужно остановить перечисление, когда очередная нота с диезом будет на ноту ниже тоники нашего мажора.

  • Например, нужно определить знаки тональности Ля мажор. Перечисляем диезные ноты: фа, до, соль. Соль на ноту ниже, чем тоника ля, следовательно, у тональности ля мажор три диеза (фа, до, соль).

Для мажорных бемольных тональностей правило немного другое. Перечисляем последовательность бемолей до ноты, которая следует за названием тоники.

  • Например, у нас тональность Ля бемоль мажор. Начинаем перечислять бемоли: си, ми, ля, ре. Ре – это следующая нота после название тоники (ля). Поэтому в тональности Ля бемоль мажор четыре бемоля.

Квинтовый круг

Квинтовый круг тональностей – это графическое изображение связей разных тональностей и соответствующих им знаков. Можно сказать, что всё то, что я объяснял вам до этого, наглядно присутствует на этой схеме.

В таблице квинтового круга тональностей исходной нотой или точкой отсчета является До мажор. По часовой стрелке от неё отходят диезные мажорные тональности, а против часовой стрелки – бемольные мажорные тональности. Интервалом между ближайшими тональностями является квинта. Также на схеме изображены параллельные минорные тональности и знаки. С каждой последующей квинтой у нас прибавляются знаки.

Надеюсь, что при детальном изучении квинтового круга вам станет предельно понятно формирование ключевых знаков тональностей и их зависимости.

Советуем также прочитать:

на Ваш сайт.

guitarprofi.ru

какие знаки в ми миноре и ре миноре?

ми минор-Еm,ре минор-Dm....

в ми миноре - фа диез)) ) в ре миноре - си бемоль)))

В Ми миноре - Фа диез, а в Ре миноре - Си бемоль

Эти гаммы с одним знаком при ключе- Ре-минор- си бемоль, а ми-минор- фа диез, при условии, что гамма натурального вида, но есть еще гармонический и мелодический минор, где повышаются VII ступень ( в гармоническом миноре) в обоих направлениях, и повышаются Vi и VII ступени в восходящем движении ( в мелодическом миноре) , при нисходящем движении повышение ступеней отменяется

Алёнка! Предлагаю запомнить на всю жизнь Правила Дяди Коли Иванова. Их всего три. 1. Тон вверх даёт два знака плюс. (вниз, соответственно, два бемоля, то есть два "минуса"). 2. Параллельные тональности отличаются на три полутона (мажор - выше) . 3. Одноименные тональности отличаются на три знака (у мажора - больше) . А теперь учу пользоваться Правилами: "Чистый ключ" - До-мажор. (И Ля-минор, соответственно Правилам) . До - Ре - один тон. Значит, плюс два знака. Но До-минор - минус три от До Мажора. Значит, будет -3 + 2 = -1. То есть, Ре-минор имеет один бемоль. Для ми-минора нужно прибавить "два плюса". Итого : -1 + 2 = 1 диез. Вообще-то эти тональности выучиваются быстро. Однако запомнив всего ТРИ (!) Правила, очень легко высчитать количество знаков, скажем, в Фа# мажоре: До - Ре - Ми - Фа# = 6 диезов. Или в Миb миноре: Ля - Соль - Фа - Миb = 0-2-2-2 = 6 бемолей. Считаем, от чего удобнее. Чтобы было легче и быстрее. Три правила - это немного. Слегка попрактиковаться, и данный вопрос НАВСЕГДА будет снят с повестки дня. Успехов! С ув. Дядя Коля Иванов.

В Ми миноре - до диез, фа диез

1. Ми минор - параллельная соль мажор, следовательная это ФА -ДИЕЗ 2. Ре минор- параллельная фа мажор, следовательно это СИ-БЕМОЛЬ Гармонический вид - при движении вверх и вниз повышается 7 ступень (РЕ-ДИЕЗ) Мелодический вид -придвижениивверх повышается 6 и 7 ступени (ДО-ДИЕЗ и РЕ - ДИЕЗ) , при нисходящем играть натуральный Т. Е. только 1 - ФА-ДИЕЗ 2 СИ- БЕМОЛЬ

Ми минор фа диез а Ре минор фа диез и до диез

1. Ми минор - параллельная соль мажор, следовательная это ФА -ДИЕЗ 2. Ре минор- параллельная фа мажор, следовательно это СИ-БЕМОЛЬ

1. Ми минор - параллельная соль мажор, следовательная это ФА -ДИЕЗ 2. Ре минор- параллельная фа мажор, следовательно это СИ-БЕМОЛЬ Гармонический вид - при движении вверх и вниз повышается 7 ступень (РЕ-ДИЕЗ) Мелодический вид -придвижениивверх повышается 6 и 7 ступени (ДО-ДИЕЗ и РЕ - ДИЕЗ) , при нисходящем играть натуральный Т. Е. только 1 - ФА-ДИЕЗ 2 СИ- БЕМОЛЬ

culture.ques.ru

Осваиваем три вида минора | Музыкальный класс

В музыкальной практике используется большое число разнообразных музыкальных ладов. Из них два лада наиболее распространены и практически универсальны: это мажор и минор. Так вот и мажор, и минор бывают трёх видов: натуральным, гармоническим и мелодическим. Только не нужно этого пугаться, всё просто: разница лишь в деталях (1-2 звука), остальное в них совпадает. Сегодня в поле нашего зрения – три вида минора.

3 вида минора: первый – натуральный

Натуральный минор – это простая гамма без всяких случайных знаков, в таком виде в каком она есть. Учитываются только ключевые знаки. Звукоряд этой гаммы один и тот же при движении и вверх, и вниз. Ничего лишнего. Звучание – простое, немного строгое, печальное.

Вот, например, что представляет собой звукоряд натурального ля минора:

 

3 вида минора: второй – гармонический

Гармонический минор – в нём при движении и вверх, и вниз повышается седьмая ступень (VII#). Повышается она не с бухты-барахты, а ради того, чтобы обострить её тяготение в первую ступень (то есть в тонику).

Давайте посмотрим на звукоряд гармонического ля минора:

 

В результате седьмая (вводная) ступень действительно хорошо и естественно переходит в тонику, зато между шестой и седьмой ступенями (VI и VII#) образуется «дыра» – интервал увеличенной секунды (ув2).

Впрочем, в этом есть своя прелесть: ведь благодаря этой увеличенной секунде гармонический минор звучит как-то на арабский (восточный) лад – очень красиво, изысканно и очень характерно (то есть гармонический минор легко узнаётся на слух).

3 вида минора: третий – мелодический

Мелодический минор – это минор, в котором при движении гаммы вверх повышаются сразу две ступени – шестая и седьмая (VI# и VII#), зато при обратном (нисходящем) движении эти повышения отменяются, и играется (или поётся) фактически натуральный минор.

Вот пример мелодического вида того же ля минора:

 

Почему нужно было повысить эти две ступени? С седьмой мы уже разбирались – она хочет быть ближе к тонике. А вот шестая повышается для того, чтобы закрыть ту «дыру» (ув2), которая образовалась в гармоническом миноре.

Почему это так важно? Да потому что минор МЕЛОДИЧЕСКИЙ, а по строгим правилам ходы на увеличенные интервалы в МЕЛОДИИ запрещены.

Что даёт повышение VI и VII ступеней? С одной стороны, более направленное движение к тонике, с другой стороны, это движение смягчается.

Зачем тогда отменять эти повышения (альтерацию) при движении вниз? Тут всё очень просто: если мы будем играть гамму сверху вниз, то при возвращении на повышенную седьмую ступень нам снова захочется вернуться к тонике, притом что это уже не нужно (мы, преодолев напряжение, уже завоевали эту вершину (тонику) и спускаемся вниз, где можно отдохнуть). И ещё: мы просто не должны забывать, что находимся в миноре, а эти две подружки (повышенные шестая и седьмая ступени) как-то добавляют весёлости. Этой весёлости в первый раз может быть и в самый раз, но во второй – уже лишка.

Звучание мелодического минора полностью оправдывает своё название: он действительно звучит как-то по-особому МЕЛОДИЧНО, мягко, лирично и тепло. Такой лад часто встречается в романсах и песнях (например, о природе или в колыбельных).

Повторенье – мать ученья

О, как я тут разошёлся, сколько про мелодический минор написал. Скажу вам по секрету, что чаще всего вам предстоит иметь дело с гармоническим минором, поэтому про «госпожу седьмую ступень» не забывайте – иногда ей нужно «повыситься».

Давайте еще раз повторим, какие три вида минора есть в музыке. Это минор натуральный (простой , без прибамбасов и наворотов), гармонический (с повышенной седьмой ступенью – VII#) и мелодический (в котором при движении вверх нужно повысить шестую и седьмую ступени – VI# и VII#, а при движении вниз – играть просто натуральный минор). Вот вам в помощь рисуночек:

ОБЯЗАТЕЛЬНО ПОСМОТРИТЕ ЭТО ВИДЕО!

Правила теперь вы знаете, сейчас предлагаю посмотреть просто шикарное видео в тему. После просмотра этого короткого видео-урока вы раз и навсегда научитесь отличать один вид минора от другого (в том числе и на слух). В видео предлагается разучить песенку (на украинском языке) – очень интересно.

Три вида минора – другие примеры

Что это у нас всё ля минор да ля минор? Что же? других тональностей нет? Есть, конечно. Сейчас и посмотрим примеры натурального, гармонического и мелодического минора еще и в других нескольких тональностях.

Ми минор – три вида: в этом примере цветом выделены изменения ступеней (в соответствии с правилами) – поэтому не буду давать лишних комментариев.

Тональность си минор с двумя диезами при ключе, в гармоническом виде – появляется ля-диез, в мелодическом – к нему добавляется еще и соль-диез, а затем при движении гаммы вниз оба повышения отменяются (ля бекар, соль бекар).

Тональность фа-диез минор: в ней при ключе три знака – фа, до и соль диезы. В гармоническом фа-диез миноре повышается седьмая ступень (ми-диез),а в мелодическом – повышаются шестая и седьмая ступени (ре-диез и ми-диез), при нисходящем движении гаммы эта альтерация отменяется.

До-диез минор в трёх видах. При ключе у нас четыре диеза. В гармоническом виде – си-диез, в мелодическом – ля-диез и си-диез в восходящем движении, и натуральный до-диез минор в нисходящем движении.

Тональность фа минор. Ключевые знаки – бемоли в количестве 4-х штук. В гармоническом фа миноре повышается седьмая ступень (ми-бекар), в мелодическом – повышается шестая (ре-бекар) и седьмая (ми-бекар), при движении вниз повышения, разумеется, отменяются.

Три вида до минора. Тональность с трёмя бемолями при ключе (си, ми и ля). Седьмая ступень в гармоническом виде повышена (си-бекар), в мелодическом виде – кроме седьмой повышена ещё и шестая (ля-бекар), в нисходящем движении гаммы мелодического вида эти повышения отменяются и возвращаются си-бемоль и ля-бемоль, которые есть в натуральном виде.

Тональность соль минор: здесь при ключе выставляется два бемоля. В гармоническом соль миноре – фа-диез, в мелодическом – кроме фа-диеза, ещё и ми-бекар (повышение VI ступени), при движении вниз в мелодическом соль миноре – по правилу возвращаются знаки натурального минора (то есть фа-бекар и ми-бемоль).

Ре минор в своих трёх видах. Натуральный без какой-либо дополнительной альтерации (не забывайте только про знак си-бемоля при ключе). Гармонический ре минор – с повышенной седьмой (до-диез). Мелодический ре минор – при восходящем движении гаммы си-бекар и до-диез (повышенные шестая и седьмая ступень), при нисходящем движении – возвращение натурального вида (до-бекар и си-бемоль).

Ну вот, на этом и остановимся. Можете добавить страничку с этими примерами в закладки (наверняка пригодится). Ещё рекомендую подписаться на обновления странички сайта в контакте, чтобы быть в курсе всех обновлений и быстро находить нужный материал.

music-education.ru

Ключевые знаки

Подробности Категория: Словарь музыкальных терминов

Детские правила-считалки порядка прибавления ключевых знаков:для диезов: фа-до-соль-ре-ля-ми-сидля бемолей: си-ми-ля-ре-соль-до-фа

Ключевые знаки – это знаки (диезы либо бемоли), которые выставляются справа от ключа (скрипичного, альтового, басового и т.п.) в строго определенном порядке. Прибавление диеза всякий раз указывает на продвижение по часовой стрелке в квинтовом кругу тональностей. Прибавление бемоля – на продвижение против часовой стрелки. Прибавленный диез (отнятый бемоль) всякий раз дает шаг тональности на квинту вверх (тональность доминанты), прибавленный бемоль (отнятый диез) – шаг на квинту вниз (тональность субдоминанты).

Другое неправильное название "тональные знаки".

Не рекомендуем называть ключевые знаки знаками альтерации, выставляемыми справа от ключа, по одной простой причине: тональность До мажор - не является центром музыкальной вселенной. И, напротив, бекар (как знак отсутствия альтерации) во многих тональностях является именно знаком альтерации (пример: ля бекар в фа миноре). Поэтому логичнее ключевые знаки признавать тональными или ладовыми знаками.

 

Далее информация по ключевым знакам для учащихся (см. ниже):

Как определить, сколько ключевых знаков в какой тональности находится (без зазубривания)

Для того чтобы проверить, это не обязательно помнить, нужно уметь считать в пределах менее 10-и и строить квинты вверх и вниз от любого звука. На экзаменах в музыкальных учебных заведениях всегда есть время подумать, и всегда имеется инструмент фортепиано, на который можно посмотреть (если уж совсем плохо со знанием клавиатуры).Правило: «До мажор и Ля минор – тональности без ключевых знаков (чистые)» - знают все. От этого и нужно исходить.

Прибавление диезов

Для мажоров

диез – знак повышающий, значит, квинты строятся вверх (для бемолей будет наоборот)

Каждый шаг на квинту вверх от ноты До дает прибавление одного диеза.Пример 1: Соль – первая квинта от До, следовательно: в Соль мажоре 1 диез.Пример 2: Ре – вторая квинта от До, следовательно: в Ре мажоре 2 диеза.Пример 3: Ля – третья квинта от До, следовательно: в Ля мажоре 3 диеза.Пример 4: Ми – четвертая квинта от До, следовательно: в Ми мажоре 4 диеза.Пример 5: Си – пятая квинта от До, следовательно: в Си мажоре 5 диезов.Пример 6: Фа диез – шестая квинта от До, следовательно: в Фа диез мажоре 6 диезов.Пример 7: До диез – седьмая квинта от До, следовательно: в До диез мажоре 7 диезов. Примечание: в музыке чаще вместо тональности До диез мажор используется тональность Ре бемоль мажор (как энгармонически более удобный вариант, содержащий меньшее количество ключевых знаков).

Правило для прибавления диезов тоже можно не учить, а также считать от Фа диеза по квинтам вверх.Пример: три диеза при ключе – это Фа диез, До диез, Соль диез.

Для миноровКаждый шаг на квинту вверх от ноты Ля дает прибавление одного диеза.Пример 1: Ми – первая квинта от Ля, следовательно: в Ми миноре 1 диез.Пример 2: Си – вторая квинта от Ля, следовательно: в Си миноре 2 диеза.Пример 3: Фа диез – третья квинта от Ля, следовательно: в Фа диез миноре 3 диеза.Пример 4: До диез – четвертая квинта от Ля, следовательно: в До диез миноре 4 диеза.Пример 5: Соль диез – пятая квинта от Ля, следовательно: в Соль диез миноре 5 диезов.Пример 6: Ре диез – шестая квинта от Ля, следовательно: в Ре диез миноре 6 диезов.Пример 7: Ля диез – седьмая квинта от Ля, следовательно: в Ля диез миноре 7 диезов. Примечание: в музыке чаще вместо тональности Ля диез минор используется тональность Си бемоль минор (как энгармонически более удобный вариант, содержащий меньшее количество ключевых знаков).

Правило для прибавления диезов такое же, считать от Фа диеза по квинтам вверх.Пример: четыре диеза при ключе – это Фа диез, До диез, Соль диез, Ре диез.

Параллельные тональности содержат одинаковое количество ключевых знаков. Это также можно использовать для проверки. Параллельные тональности (их тоники) находятся друг от друга на расстоянии диатонической (по факту малой) терции, в порядке: минор ниже, мажор выше.

Прибавление бемолей

Для мажоровбемоль – знак понижающий, значит, квинты строятся вниз (для диезов было наоборот)

Каждый шаг на квинту вниз от ноты До дает прибавление одного бемоля.Пример 1: Фа – первая квинта от До, следовательно: в Фа мажоре 1 бемоль.Пример 2: Си бемоль – вторая квинта от До, следовательно: в Си бемоль мажоре 2 бемоля.Пример 3: Ми бемоль – третья квинта от До, следовательно: в Ми бемоль мажоре 3 бемоля.Пример 4: Ля бемоль – четвертая квинта от До, следовательно: в Ля бемоль мажоре 4 бемоля.Пример 5: Ре бемоль – пятая квинта от До, следовательно: в Ре бемоль мажоре 5 бемолей.Пример 6: Соль бемоль – шестая квинта от До, следовательно: в Соль бемоль мажоре 6 бемолей.Пример 7: До бемоль – седьмая квинта от До, следовательно: в До бемоль мажоре 7 бемолей. Примечание: в музыке чаще вместо тональности До бемоль мажор используется тональность Си мажор (как энгармонически более удобный вариант, содержащий меньшее количество ключевых знаков).

Правило для прибавления бемолей тоже можно не учить, а также считать от Си бемоля по квинтам вниз.Пример: три бемоля при ключе – это Си бемоль, Ми бемоль, Ля бемоль.

Для миноровКаждый шаг на квинту вниз от ноты Ля дает прибавление одного бемоля.Пример 1: Ре – первая квинта от Ля, следовательно: в Ре миноре 1 бемоль.Пример 2: Соль – вторая квинта от Ля, следовательно: в Соль миноре 2 бемоля.Пример 3: До – третья квинта от Ля, следовательно: в До миноре 3 бемоля.Пример 4: Фа – четвертая квинта от Ля, следовательно: в Фа миноре 4 бемоля.Пример 5: Си бемоль – пятая квинта от Ля, следовательно: в Ми бемоль миноре 5 бемолей.Пример 6: Ми бемоль – шестая квинта от Ля, следовательно: в Ми бемоль миноре 6 бемолей.Пример 7: Ля бемоль – седьмая квинта от Ля, следовательно: в Ля бемоль миноре 7 бемолей. Примечание: в музыке чаще вместо тональности Ля бемоль минор используется тональность Соль диез минор (как энгармонически более удобный вариант, содержащий меньшее количество ключевых знаков).

Правило для прибавления бемолей тоже можно не учить, а также считать от Си бемоля по квинтам вниз.Пример: пять бемолей при ключе – это Си бемоль, Ми бемоль, Ля бемоль, Ре бемоль, Соль бемоль.Параллельные тональности содержат одинаковое количество ключевых знаков. Это также можно использовать для проверки. Параллельные тональности (их тоники) находятся друг от друга на расстоянии диатонической (по факту малой) терции, в порядке: минор ниже, мажор выше.

  • < Назад
  • Вперёд >

karaokejazz.com

Как узнать, сколько знаков при ключе в тональности, Музыкальный класс |

Вообще количество ключевых знаков и собственно сами эти знаки (диезы с бемолями) нужно просто запомнить и просто знать. Рано или поздно они запоминаются автоматически – хотите вы этого или не хотите. А на начальном этапе можно пользоваться разнообразными шпаргалками. Одна из таких шпаргалок по сольфеджио – градусник тональностей.

О градуснике тональностей я уже рассказывал – почитать и посмотреть шикарный красочный градусник тональностей можно здесь. В прошлой статье я рассказывал о том, как с помощью этой схемы можно легко определять знаки в одноимённых тональностях (то есть таких, в которых тоника одинаковая, а лад – разный: например, ля-мажор и ля-минор).

Кроме того, градусник удобен в тех случаях, когда нужно точно и быстро определить: на сколько знаков одна тональность удалена от другой, на какое количество знаков различаются две тональности.

Теперь спешу сообщить, что градуснику нашлось и ещё одно практическое применение. Если этот самый градусник немножко модернизировать, то он станет более наглядным и станет показывать не только, сколько знаков в тональности, но ещё и конкретно, какие знаки в том-то мажоре и в том-то миноре. Сейчас всё объясню.

Обычный градусник тональностей: покажет фантик, но конфетку не даст…

На картинке вы видите градусник таким, какой он обычно предстаёт в учебнике: «градусная» шкала с количеством знаков, а рядом с ней написаны тональности (мажорная и параллельная её минорная – в них ведь одинаковое количество диезов или бемолей).

Как пользоваться таким градусником? Если вам известны порядок диезов и порядок бемолей, то нет никаких проблем: просто смотрите количество знаков и отсчитываете по порядку ровно столько, сколько нужно. Скажем, в ля мажоре три знака – три диеза: сразу ясно, что в ля мажоре фа, до и соль диезы.

Но если ряды диезов и бемолей вы ещё не запомнили, то, что и говорить, такой градусник вам не поможет: покажет фантик (число знаков), а конфетку не даст (не назовёт конкретные диезы и бемоли).

Новый градусник тональностей: раздаёт «конфетки» прям как дедушка Мороз

К шкале с количеством знаков я решил «прилепить» другую шкалу, которая ещё бы и называла все диезы и бемоли по их порядку. В верхней половине градусной шкалы красным цветом выделены все диезы – от 1 до 7 (фа до соль ре ля ми си), в нижней половине, синим цветом, выделены все бемоли – также от 1 до 7 (си ми ля ре соль до фа). В центре – «нулевые тональности», то есть тональности без ключевых знаков – это, как известно, до мажор и ля минор.

Как пользоваться? Очень просто! Находите нужную тональность: например, фа-диез мажор. Дальше отсчитываем и называем все знаки подряд, начиная с нуля, поднимаясь вверх, пока не дойдём до отметки, которая соответствует заданной тональности. То есть в данном случае, прежде чем мы снова вернёмся глазами к найденному уже фа-диез мажору, мы назовём по порядку все его 6 диезов: фа, до, соль, ре и ля!

Или другой пример: нужно найти знаки в тональности ля-бемоль мажор. Эта тональность у нас среди «бемольных» – находим её и, начиная от нуля, спускаясь вниз, называем всё её бемоли, а их 4: си, ми, ля и ре! Гениально! =)

Да, кстати, если вам уже надоело пользоваться всякими шпаргалками, то можете ими и не пользоваться, а почитать статью о том, как запомнить ключевые знаки, после которой знаки в тональностях не забудешь, даже если специально стараться выбросить их из головы! Удачи!

Хочу обратить внимание автора на ошибку в тексте.

«Находите нужную тональность: например, фа-диез мажор. Дальше отсчитываем и называем все знаки подряд, начиная с нуля, поднимаясь вверх, пока не дойдём до отметки, которая соответствует заданной тональности. То есть в данном случае, прежде чем мы снова вернёмся глазами к найденному уже фа-диез мажору, мы назовём по порядку все его 6 диезов: фа, до, соль, ре и ля!»

Не хватает 6го диеза «ми»

Есть другой метод, при котором запоминать ничего не надо! Берём тональность (только мажорную! Если минорная, то находим параллельную — переносим тонику на м3 вверх!), и если она Диезная, то смотрим на седьмую ступень — седьмая ступень и будет последним диезом. (Не забываем про порядок диезов: фа до соль ре ля ми си) Если она бемольная — то тоника сама будет предпоследним бемолем. До-мажор надо запомнить — там знаков нет ВООБЩЕ. В названии бемольных тональностей всегда есть какой-то бемоль (кроме Фа-мажора, там один бемоль, тоже надо запомнить). В диезных тональностях в названиях либо просто нотка, либо диезная нотка (Ещё раз: До-мажор — это тональность без знаков, а фа-мажор — с одним бемолем).

tbf.su