Современные цивилизации (стр. 1 из 2). Современная цивилизация это


Современные цивилизации

Содержание

Введение.......................................................................................................... 2

Проблемы современных цивилизаций........................................................... 3

Неизбежно ли столкновение цивилизаций?................................................... 6

Заключение. Особенности российской цивилизации................................... 10

Список используемой литературы............................................................... 11

Введение

Во время холодной войны мир был поделен на "первый", "второй" и "третий". Но затем такое деление утратило смысл. Сейчас гораздо уместнее группировать страны, основываясь не на их политических или экономических системах, не по уровню экономического развития, а исходя из культурных и цивилизационных критериев.

Что имеется в виду, когда речь идет о цивилизации? Цивилизация представляет собой некую культурную сущность. Деревни, регионы, этнические группы, народы, религиозные общины — все они обладают своей особой культурой, отражающей различные уровни культурной неоднородности. Деревня в Южной Италии по своей культуре может отличаться от такой же деревни в Северной Италик, но при этом они остаются именно итальянскими селами, их не спутаешь с немецкими. В свою очередь европейские страны имеют общие культурные черты, которые отличают их от китайского или арабского мира.

Но западный мир, арабский регион и Китай не являются частями более широкой культурной общности. Они представляют собой цивилизации. Мы можем определить цивилизацию как культурную общность наивысшего ранга, как самый широкий уровень культурной идентичности людей. Следующую ступень составляет уже то, что отличает род человеческий от других видов живых существ. Цивилизации определяются наличием общих черт объективного порядка, таких как язык, история, религия, обычаи, институты, — а также субъективной самоидентификацией людей. Есть различные уровни самоидентификации: так житель Рима может характеризовать себя как римлянина, итальянца, католика, христианина, европейца, человека западного мира. Цивилизация — это самый широкий уровень общности, с которой он себя соотносит. Культурная самоидентификация людей может меняться, и в результате меняются состав и границы той или иной цивилизации.

Цивилизация может включать в себя несколько наций-государств, как в случае с западной, латиноамериканской или арабской цивилизациями, либо одно—единственное — как в случае с Японией. Очевидно, что цивилизации могут смешиваться, накладываться одна на другую, включать субцивилизации. Западная цивилизация существует в двух основных вариантах: европейском и североамериканском, а исламская подразделяется на арабскую, турецкую и малайскую. Несмотря на все это, цивилизации представляют собой определенные целостности. Границы между ними редко бывают четкими, но они реальны.

На Западе принято считать, что нации-государства — главные действующие лица на международной арене. Но они выступают в этой роли лишь несколько столетий. Большая часть человеческой истории — это история цивилизаций. По подсчетам А.Тойнби, история человечества знала 21 цивилизацию. Только восемь из них существуют в современном мире. Это цивилизации: западная, китайская, исламская, индуистская, латиноамериканская, африканская, православная.

Проблемы современных цивилизаций

Проблемы, стоящие сегодня перед миром, очень серьезны. Признание того факта, что самому существованию человечества угрожает глобальный экологический кризис, обусловленный главным образом техногенной деятельностью развитых стран, стало общим местом практически всех работ, в которых рассматриваются перспективы мировой цивилизации. Разброс мнений присутствует лишь в оценке времени наступления катастрофы, которой не удастся избежать, если не произойдет радикальной перестройки хозяйственной деятельности человечества.

Наряду с противоречиями между техносферой и окружающей средой, между Западом и миром развивающихся стран западная цивилизация имеет дело с комплексом острых внутренних противоречий. Эти противоречия носят многоплановый характер. Иногда высказывается мнение, будто современное западное общество перестало быть капиталистическим и эволюционным путем трансформировалось в некую другую общественную формацию. Однако представляется, что точнее было бы говорить, что сам капитализм способен к радикальным структурным переменам, и сегодня он уже не тот, каким был в XIX веке, и даже не тот, что 30 лет назад.

Если начальный этап индустриализации означал для трудящихся "ярмо почти рабское", то теперь материальное благосостояние стало почти общим достоянием населения развитых стран. Вот некоторые цифры, относящиеся к современному положению в США: 80% населения в той или иной форме являются соучастниками коллективного капитала. Порядка 70% работников создают прибавочной стоимости меньше, чем получают из общественных фондов, и, таким образом, являются частичными иждивенцами наиболее квалифицированной части общества.

Еще более значительные перемены произошли в экономической структуре капиталистического хозяйства Запада: ведущая роль перешла к ТНК, транснациональным корпорациям. По данным Н. Моисеева, ТНК владеют 30% всех производственных фондов планеты, осуществляют 80% торговли высшими технологиями, контролируют более 90% вывоза капитала. Рыночное хозяйство, оказавшееся под контролем ТНК, приобрело общепланетный характер.

Эти перемены в производственной системе Запада привели к отделению капитала-функции от капитала-собственности, к появлению слоя менеджеров и технократов как новой элиты капиталистического общества. На этом фоне неизбежно возникновение модернизаторской идеологии, проникнутой административным восторгом и убежденностью в абсолютной силе тотального знания и тотальной .управляемости. Эта монистическая идеология общепланетарной вестернизации недавно с большой помпой была провозглашена Ф. Фукуямий. Однако опыт истории учит: гегемонистские претензии на право управлять миром - не что иное, как первая фаза грядущей социокультурной катастрофы.

Научно-техническая революция привела к тому, что в последние десятилетия XX века западный мир осуществил переход к пятому, информационному технологическому укладу. Согласно Ю. Яковцу, в настоящее время до 40% валового внутреннего продукта США относится к информационной производственной сфере, а по данным С. Глазьева, скорость роста пятого уклада в США составляет 2-2,5% в год. Идеологи информационного общества вроде самого богатого человека планеты президента корпорации "Майкрософт" Б. Гейтса обещают резкое повышение уровня жизни людей, так как управление хозяйственной деятельностью станет более разумным.

Таблица I

Мировые цивилизации в XXI веке

Но райское информационное общество – это, скорее всего, очередная социальная утопия. Всеобщая информатизация порождает новые проблемы. Искусственный интеллект усиливает не только человеческий ум, но и глупость. Чрезмерная информативность может привести к тому, что люди почти перестанут общаться друг с другом. Предсказывают также возможность поставить под тотальный контроль поголовно все население западных стран.

Продолжающийся рост численности населения отсталых стран и реализация ими программ промышленного развития еще более усугубят проблемы, стоящие перед западной цивилизацией. В табл. 1 приведен составленный им прогноз роста доли населения и валового мирового продукта (ВМП) для основных цивилизационных центров на период времени до 2025 года. Судя по этим данным, Запад ждут в XXI веке непростые испытания.

Если западной цивилизации удастся избежать социально-политической и экологической катастрофы, то достичь этого она сможет лишь на пути радикальной системной трансформации. Нельзя исключить и возможность утраты ею социокультурного единства, достигнутого в результате тысячелетнего развития, скатывания к безвременью нового средневековья, о чем предупреждал еще Н. Бердяев.

Не исключено и другое. Завершение эволюционной программы капитализма не равнозначно исчерпанию эволюционного потенциала западной цивилизации. Новый исторический субъект может выковаться в процессе очередного витка научно-технической революции.

mirznanii.com

Современные цивилизации.. Современный этап мирового цивилизованного развития

Похожие главы из других работ:

Интернет как социальные медиа

Современные социальные медиа

Сегодня мы стали свидетелями четвертой волны "социального" использования компьютеров. Оно бросает новый вызов тому, что мы считаем "привычным бизнесом". Онлайновый социальный граф пронизывает все пространство Интернета...

Информационное общество

1. Глобализация и причины кризиса современной цивилизации

Попытаемся разобраться в причинах глобального кризиса. Философско-мировоззренческая критика основ современной цивилизации, поставившей в центр бытия обладание и покорение природы, началось давно...

Информационные коммуникации и общество

2. Глобализация как феномен современного развития цивилизации

Иллюзия гармонии нового миропорядка в результате разрушения коммунистических режимов в 90-х годах XX века не могла долго просуществовать. Очевидно, что в контексте глубинного противоречия современной цивилизации...

Молодёжная политика: международное молодёжное движение сегодня

2. Современные язычники

Среди современных язычников достаточно много молодежи в возрасте 15-35 лет, часто с высшим техническим образованием. И их не так уж мало, особенно в крупных городах. В их квартирах могут спокойно уживаться домотканые одежды...

Особенности современной цивилизации и глобальные проблемы современности

1. Понятие мировой системы и цивилизации

Мировую систему надо понимать в узком и широком значении. И.Валлерштайн (1976) предложил различать: а)мировые империи, б)мировые экономически системы. Мировая империя включает несколько территорий, объединенных военной и политической властью...

Особенности современной цивилизации и глобальные проблемы современности

2. Основные особенности современной цивилизации

Проблемы глобализации мирового общественного пространства являются основными в развитии современной цивилизации. Ученые мира активно обсуждают эту проблему и до сих пор не пришли к определенному консенсусу...

Особенности участия восточных славян в миграционных процессах

1. Межкультурная коммуникация цивилизации восточных славян

Восточнославянский мир - особая цивилизация, существование которой в мировой истории неоднократно ставилось под сомнение и которой в современном общественном процессе, осуществляющемся по сценарию глобализма, отводится место периферии...

Политизация Эроса: язык описания порно в философии и социальных науках

1.3 Взаимоотношения Эроса и цивилизации в синтетической теории Герберта Маркузе

В 1950-х появляются работы Герберта Маркузе, соединяющие фрейдизм и марксизм. Ключевым трудом, придающим сексу политическое измерение, становится «Эрос и цивилизация» (Маркузе 2003)...

Понятие и структура цивилизации

2. Мировые и локальные цивилизации

Мировая цивилизация как современный тип общественного устроения, характерный для высокоразвитых стран Запада и других регионов, которые достигли передового уровня технологического развития, в той или иной степени внедрили гражданские...

Понятие и структура цивилизации

5. Динамика российской локальной цивилизации

Констатируя тяжелейшее состояние отечественной экономики, невозможно не согласиться с критикой В.Л. Иноземцевым бытующего в литературе подхода к оценке направлений дальнейшего развития страны...

Проблема удовлетворения потребностей человека

4. Первые цивилизации и «осевое время»

Экономической основой первых цивилизаций стали, так называемые раннеземледельческие культуры: В бассейнах крупных рек в теплом поясе Земли (Нил, Инд и Ганг, Хуанхэ и Янцзы...

Современный этап мирового цивилизованного развития

Экономическое развитие современной цивилизации.

Слово «экономика» греческого происхождения. Первоначально оно означало искусство управления домашним хозяйством. В наше время понятием «экономика» обозначают широкую область в жизни общества, включающую экономику предприятий, отраслей...

Социология в современном обществе

3. Современные социологические теории

В современном мире существует большое разнообразие специальных социологических теорий. Идея их разработки и сам термин принадлежат американскому социологу Роберту Мертону. Но возникли теории значительно раньше...

Феномен идентичности России: угрозы и перспективы как цивилизации

5. Жизнеспособность России как цивилизации

В трудах Данилевского, Шпенглера, Тойнби и Сорокина были предложены признаки и критерии для выделения и различения "локальных" цивилизаций. Сложился цивилизационный подход к взгляду на историю. Из него исходили философы и политики...

Феномен идентичности России: угрозы и перспективы как цивилизации

6. Угрозы на пути формирования России как цивилизации

Угрозы цивилизации выглядят как факторы снижения ее "жизнеспособности". В обыденное сознание вошел образ гибели цивилизации. Приводятся примеры таких исторических событий - гибель Древнего Египта или Рима...

soc.bobrodobro.ru

Современная цивилизация. Её особенности и противоречия

1. /моя философия/1.doc2. /моя философия/10.doc3. /моя философия/11.doc4. /моя философия/12.doc5. /моя философия/13 урезка.doc6. /моя философия/14.doc7. /моя философия/15.doc8. /моя философия/16.doc9. /моя философия/18.doc10. /моя философия/19,21.doc11. /моя философия/19.doc12. /моя философия/20.doc13. /моя философия/22.doc14. /моя философия/23.doc15. /моя философия/25.doc16. /моя философия/26.doc17. /моя философия/27.doc18. /моя философия/28.doc19. /моя философия/29.doc20. /моя философия/30( ДВИЖЕНИЕ и развитие.doc21. /моя философия/31.doc22. /моя философия/32.doc23. /моя философия/33.doc24. /моя философия/34.doc25. /моя философия/35.doc26. /моя философия/36.doc27. /моя философия/39.doc28. /моя философия/4.doc29. /моя философия/41.txt30. /моя философия/42.doc31. /моя философия/43.doc32. /моя философия/44(.doc33. /моя философия/45.doc34. /моя философия/46.doc35. /моя философия/47.doc36. /моя философия/48( понятия.doc37. /моя философия/49.doc38. /моя философия/4О.doc39. /моя философия/5( Функции философии.doc40. /моя философия/50.doc41. /моя философия/51.doc42. /моя философия/52.doc43. /моя философия/53.doc44. /моя философия/54.txt45. /моя философия/6.doc46. /моя философия/7.doc47. /моя философия/8( Сократ.doc48. /моя философия/9.docВопрос Объект и предмет философииВопрос 10. Средневековая философия: Патристика и схоластикаВопрос №54. Философия эпохи ВозрожденияМетафизических сверхопытных "гипотез"Иммануил Кант (1724 1804) титан философской мыслиВысшим достижением немецкой классической философии являлась диалектика Гегеля41 Философия Нового времени: эмпиризмФидеизму и иррационализмуФилософия жизни, иррационалистическое философское течение конца 19 начала 20 ввСлавянофильствоФилософская мысль в России формировалась под влиянием общемировой философииКраткое вступлениеОснователем позитивизма является французский философ Огюст Конт (1798-1857). Конт исходил из того, что человеческое познание проходит три стадии: религиозную, метафизическую (философскую) и научную (позитивную)Стержневых проблем, вокруг которой происходит развитие философской мысли в XX веке, является отношение к классической философииСовременная западная философия : герменевтикаОсновные категории философской онтологии: бытие, природа, материя, пространство, время, развитие, эволюция25 Современная научная и философская картины мира Картина мираРеферат: Пространство и время как философские категории29 Материя и ее основные свойства Понятие «материя» прошло несколько этапов в своем развитии. Первый этапЕсть любое изменение материальных и идеальных объектовПроблема сознания в философииПознаваемость мираЧто есть истина?Специфика научного познания и знанияДиалектика и ее Исторические ФормыДетерминизм детерминизм и индетерминизмВопрос №13. деятельность как способ существования общества; деятельность и общественные отношенияМатериальная основаПроблема общественного прогресса и его критериевСовременная цивилизация. Её особенности и противоречияВопрос смысл и направленность исторического процесса. Исторический процесс и проблемы выбора путей развитияКультура как проблема философииТакже пытался с помощью теории ценностей избежать10 философские аспекты глобальных проблем современностиЧеловек Центром обыденного мировоззрения является представление о я, самосознание индивида, и самый интересный вопрос мировоззрения это вопрос о том, кто я.8. Проблема сущности человека. Биологическое и социальное. Их взаимодействие. Биологическое и социальное в человеке4 общество как система. Основные сферы жизни обществаПредназначение философии, ее смысл и функцииФеномены человеческого бытияВопрос 24. Проблема смысла жизни человекаЛичность это человеческий индивид в аспекте его социальныхВопрос 53. Древнегреческая философия: Эллинистический периодОсновные понятияФилософия древней греции: досократический периодСократ – античный философ, гражданин Афин. Не имел денег, чтобы получить выдающееся образованиеАристотель (384-322 гг до Р. Х.)
скачать doc

Вопрос №7. Современная цивилизация. Её особенности и противоречия.

Понятия цивилизация, как научное понятие, появилось в середине 18 века. Ввел шотландский историк и экономист А. Фергес.

Французские просветители подразумевали под цивилизацией идеальное общество, построенное на принципах разумности и справедливости.

Цивилизацией называют такую ступень развития общества, которая характеризуется определенным уровнем развития производительных сил и общественных отношений, социальных и политических институтов, материальной и духовной культуры. Цивилизации также присущи единая система ценностей, однотипность социальных норм, регулирующих поведение людей, определенные формы организации власти, идеологии и религии.

Понимание цивилизации:

  • Синоним понятия культуры
  • Цивилизация-это определенный достигнутый уровень развития материальной и духовной культуры в данном обществе
  • Понимание цивилизации как особой стадии развития человеческого общества следующей за стадией дикости и варварства
  • Как этапа смерти культуры, упадка культуры.
Различные исследователи подходили к вопросу цивилизации поразному. Рассмотрим некоторые из них.

Арнольд Тойнби (1889-1975гг.) в своей работе «Постижение истории» определяет цивилизацию как устойчивую общность людей, объединённых духовными традициями, сходными образом жизни, географическими и историческими рамками. По его мнению, ценным в цивилизации является религия и развитие цивилизации дело рук творческих индивидуумов. Не одна из цивилизаций не охватывает всего человечества.

Цивилизации различаются:

  1. Степенью их технико-экономической развитости.
  2. Скоростью экономических и социальных процессов.
  3. Особенностями господствующих религиозных и мировоззренческих установок.
  4. способами кодирования, хранения и передачи информации.
Классификация цивилизаций.
  1. космогенная (от греч. cosmos - мир, Вселенная; genes - рождающийся, рожденный),
  2. техногенная или индустриальная (промышленная),
  3. антропогенная (или информационное общество).
Космогенная цивилизация охватывает Древний мир и эпоху Средневековья. Она базировалась на орудийной технике и ручной технологии, характеризовалась большой зависимостью человека и общества от природы, от условий окружающей среды. Мировой космос здесь определяет формы жизнедеятельности людей и выступает как естественная пространственная и временная граница существования цивилизации.

Основу техногенной цивилизации составляют машинная техника и машинные технологии, научно-технический прогресс, превращение науки в непосредственную производительную силу общества. Социальные основы этой цивилизации образуют наемный труд, рыночные отношения, высокий уровень производительности труда и профессиональной выучки. Противоречия, возникающие в этой цивилизации, разрешаются либо социально-экономическими реформами, либо социальными революциями, в разрушительных последствиях которых ХХ век убедился достаточно основательно. К концу ХХ века индустриальные технологии и основанный на них тип цивилизации исчерпали возможности дальнейшего развития общества, что нашло свое выражение в появлении и обострении целой серии глобальных проблем, вызывающих кризисные явления.

Сегодня мы находимся у истоков цивилизации нового типа - антропогенной цивилизации или постиндустриального общества. Основой производства здесь становится информационная база. Информационная насыщенность технологических процессов требует постоянного повышения уровня культуры и образования, квалификации и способностей каждой личности и всего общества. Происходят глобальные изменения в социальной сфере, меняется социальная структура общества, наемная рабочая сила превращается в средний класс.

ОСОБЕННОСТИ. Современная цивилизация находится на переломном этапе, этапе перехода от индустриального общества к постиндустриальному. Она характеризуется своими особенностями и противоречиями.

Основу современной цивилизации составляет научно-технический и информационный прогресс. Посредством автоматизации и кибернетизации производства он привел к достижению такого уровня хозяйственной жизни, которого никогда в прошлом не знала история. Научно-технический прогресс произвел революционный переворот в системе производительных сил общества, ведущими направлениями в которых стали микроэлектроника, информатика, робототехника, биотехнология, лазерная техника, приборостроение, ядерная энергетика и др. Все это привело к беспрецедентному повышению производительности труда. Характер и уровень современного производства таковы, что человечество впервые за всю свою историю имеет материальную возможность создать нормальные условия для жизни каждого человека. Правда, эта возможность пока еще остается нереализованной. Развитие современного производства ведет к колоссальному увеличению массы и ассортимента продуктов и товаров, материальных благ и услуг, потребных для жизни людей. Все это делает жизнь человека более богатой и многогранной.

Научно-технический прогресс вызывает изменения в социальной структуре общества. В ней все большее место занимают социальные слои и группы, связанные с развитием производственных отраслей и сфер жизни, определяющих состояние и развитие современной цивилизации. Изменяются характер и содержание труда, осуществляется переход к более сложным видам труда, создающим в единицу времени значительно больше продукции. В промышленном производстве сокращается число рабочих, но существенно увеличивается количество специалистов и роботов. Возникает новый слой работников с высокой интеллектуальной квалификацией.

В сложившейся ситуации существенно возрастают требования к человеку как агенту производственного процесса и главной производительной силе общества. Для обслуживания современного производства нужен специалист с богатым и постоянно пополняемым багажом знаний, с незаурядными способностями и большим творческим потенциалом. Необходимо существенное повышение общей культуры, способствующей формированию широкого кругозора личности.

Таким образом, процессы, происходящие в современном мире, предъявляют к человеку новые требования, изменяют его.

Противоречия современной цивилизации. С одной стороны, человечество демонстрирует высочайшие достижения общечеловеческого прогресса, выраженные в высоких технологиях, эффективном промышленном и сельскохозяйственном производстве, разветвленной информационной сети, утонченном искусстве, в ряде стран высоком уровне благосостояния и т.д. С другой стороны, сохранение архаичных образований в ряде регионов мира, низкий уровень их экономического развития, массовая бедность, всеобщая неграмотность, бурный рост населения и т.п. свидетельствуют о том, что значительная часть человечества не имеет возможности пользоваться благами цивилизации.

Выходит, что прогресс общества в одном отношении неизбежно сопровождается застоем или даже регрессом в другом. Создавая и развивая производительные силы и общественные институты, цивилизация облекает их в такие формы, которые приводят к негативным последствиям.

На волне научно-технического прогресса перед человечеством возникли глобальные проблемы современности, требующие решения. К их числу относятся:

  1. экологическая проблема;
  2. беспрецедентное накопление оружия массового поражения;
  3. исчерпаемость ресурсов, в частности, источников энергии;
  4. демографическая проблема;
  5. голод, нищета, неграмотность;
  6. наркомания и алкоголизм;
  7. проблема СПИДа и другие.
Глобальные проблемы взаимосвязаны, и в этой взаимосвязи они влияют на все стороны жизни человека и общества, а именно материальное производство и культуру, политику и идеологию, мировоззрение и мораль.

Незападные цивилизации, или традиционное общество

Этот тип общества, получивший название традиционного, сохранился до наших дней. Он представлен многими государствами “третьего мира”: странами Азии и Африки, сравнительно недавно освободившимися от колониального гнета. И сегодня среди духовных ценностей в них одно из ведущих мест занимает установка на адаптацию к природным условиям, не поощряется стремление к их целенаправленному преобразованию. Ценна активность на самореализацию человека. Особое значение имеют традиции, обычаи, передаваемые от поколения к поколению. В целом ценностно-духовная сфера человеческого бытия ставится выше экономической.

Западная цивилизация

Исследователи западной цивилизации называют ее по-разному: техногенная, индустриальная, научно-техническая. Но независимо от названия западное общество во многих чертах противоположно традиционному восточному обществу, хотя также имеет достаточно глубокие исторические корни.

Данная цивилизация существует чуть более 300 лет. Формировалась новая система ценностей. На первый план выдвигалась активная, творческая, преобразующая деятельность человека. Идеалами цивилизации стали постоянное обновление, могучая поступь прогресса. Безусловную ценность приобрело научное познание, существенно расширяющее интеллектуальные силы, изобретательные способности человека, его возможности преобразовывать мир.

В отличие от традиционных обществ, где первостепенное значение имеют коллективные формы человеческого общежития, западная цивилизация выдвинула в качестве важнейшей ценности независимую, автономную личность, что, в свою очередь, послужило основой для выработки идей о неотъемлемых правах человека, о гражданском обществе и правовом государстве.

Научные открытия и технические новшества, в частности изобретение конвейера, позволили наладить массовое производство. Индустриальный мир стремился к наращиванию объемов, скоростей, мощностей.

Восточная цивилизация.

Это исторически первый тип сложившейся цивилизации (3столетие до н.э.). Основные черты: 1.Господство религиозно-мифологических представлений. 2.Устройство общественной жизни на принципах коллективизма. 3.Политическая организация жизни предполагает абсолютное преобладание государства над обществом. (деспотия). 4.Основной метод управления – принуждение. 5.Корпоративная и государственная формы собственности

netnado.ru

Современная цивилизация это

Результаты поиска по запросу Современная цивилизация это: найдено 1000 страницы.

  • Современная цивилизация и дзен

    ... прелесть. Однако как же всё-таки обстоит дело насчёт цели существования человека — как индивидуального, так и коллективного? В этом смысле истинную окраску современной цивилизации хорошо раскрывают следующие слова Арнолда Тойнби: «Современная цивилизация — это не что иное как первородный грех Адама, оснащённый бесконечным количеством энергии и взрывчатой силы». Задача преодоления духовной тревоги ...

    https://www.sunhome.ru/religion/12090

  • Хронолого-эзотерический анализ развития современной цивилизации

    ... с наследием Древних давно ушедших Культур – Великой Орианы-Гипербореи и её южной колонии Атлантиды, их влиянием на современную цивилизацию, показывает причины и следствия этого влияния. Автору удалось убедительно показать, что процессы на планете Земля управляются не только посредством религии, идеологии и ... именно последнее, невидимое и скрытое, является основным и самым действенным. То, о чём обыватель даже не подозревает... Не будь этой силы и мир мог бы развиваться совсем в ином направлении.

    https://www.sunhome.ru/books/hronologo-jezotericheskiy-analiz-razvitiya-sovremennoy-tsivilizatsii.html

  • Современный либерализм – политическая форма сатанизма

    ... низкие ступени лестницы космической иерархии, в низшие круги бытия, то есть приводит к низшим метаперевоплощениям (это и есть «Ад» теистических религий), из череды которых бывает невозможно вырваться в течение тысяч и тысяч лет. Современная Западная «денежно-технологическая» цивилизация является по своей сути наследницей семитского торгашеского Карфагена, а не наследницей арийского героического Древнего Рима. Известный ...

    https://www.sunhome.ru/journal/142338

  • Это было?

    Это было всё в моей памяти, потом забылось, опять искать ответа милость, его подати выво- рачивание души похоти, поиска того что знал, воспоминания причал, а то, что ещё предстоит где он таит, тот гранит, краеугольный камень, что скрепляет...

    https://www.sunhome.ru/poetry/1107705

  • Цивилизация Атлантиды

    ... существовали значительные участки суши, ныне затопленные. В основном это были территории современного континентального шельфа. Различные группы атлантологов выставляют массу доказательств ... цивилизации. Особенно хорошо эта взаимосвязь прослеживается на примере Египта, который в древности считался одной из самых интеллектуально развитых стран. До нашего времени от этих знаний дошла лишь малая крупица, тем не менее мы знаем, что египтяне считали себя выходцами из страны Пунт. Большинство современных ...

    https://www.sunhome.ru/navigator/tsivilizatsiya-atlantidyi.html

  • Цивилизация знаний: проблемы модернизации России

    ... нуждается в некоем принципе идеального творчества. При этом он должен понять, что от «качества» идей, порождаемых им, меняется прогресс страны и современной цивилизации. Необходимо появление творчески обостренного, духовно обогащенного, ... художественного (или иного) творчества, с учетом взаимодействия такой личности с наукой, культурой, образованием (современными парадигмами в этих областях), а также философских проблем, связанных с глобальными постановками креатологии. В рамках 2-й фазы ...

    https://www.sunhome.ru/journal/145007

  • Цивилизация

    ... это только переходная стадия: утраченные элементы обязательно обретут былое значение, как только завершится коммерческий период современного прогресса, и с их восстановлением, еще отдаленным, но неизбежным, мы получим все элементы, необходимые для развития человека как ментального существа. Древняя эллинистическая или греко-римская цивилизация ... или показное, служащее целям рекламы. Его идея цивилизации - это комфорт, его идея морали - выполнение светских условностей, его идея политики ...

    https://www.sunhome.ru/religion/11643

  • Это сладкое слово - Бессмертие

    ... бодрым и энергичным. При попытке с ним поговорить простого диалога не получилось, т.к. отшельник не говорил ни на одном из современных индийских языков, а изъяснялся только на санскрите - священном языке древней Индии. И все же из рассказа Тапасвиджи узнал, что ... реалии. А что касается суматошных потуг наших всезнающих ученых по поводу вот-вот полученного бессмертия человека нашей цивилизации - это шутка. И шутка прямо скажем весьма не умная. Я бы даже сказал - преобладание Надежды над Разумом ...

    https://www.sunhome.ru/journal/144275

  • Современный лабиринт

    ... избыточная конвертация лабиринта в символ чего угодно – признак того дефицита символов, с которым столкнулась современная цивилизация. Ничем не ограниченная конвертация символов в знаки и редукция усилия понимания к автоматизму знания привели ... перспективы и дезинтеграцией городских микрорайонов превращают город в однородное пространство запутанных переходов. В этом смысле современный мегаполис «повторяет» судьбу тупикового лабиринта-апории, который из машины предельной концентрации превращается ...

    https://www.sunhome.ru/journal/143110

  • Современная наука и единый метод обоснования

    ... химерности научных моделей, о которой пишет Ивченков, или о тенях на стене пещеры по Платону. Если перевести это на язык современной философии, то речь идет о том, дает ли нам наука подлинную онтологию. То обстоятельство, что наука время ... формулирует свои ощущения таким образом, но, тем не менее ощущает (справедливо или нет) «химерность» современной науки. А это меняет мировоззрение общества, порождая нигилизм. Неверие в науку порождает неверие в необходимость соблюдения морали. Последствия ...

    https://www.sunhome.ru/journal/145394

www.sunhome.ru

Современная цивилизация, её особенности и противоречия.

Современный период развития общества определяется прогрессом техногенной цивилизации. Этот тип сформировался в европейском регионе, но реализуется в различных вариантах как на Западе, так и на Востоке, сталкиваясь с традиционными обществами. Важнейший признак – ускоренный НТП, что делает техногенную цивилизацию чрезвычайно динамичным обществом.

Сейчас стремительно развертывается новый этап научно-технической революции, начавшийся на рубеже 70-80-х годов XX века и открывающий необозримые перспективы дальнейшего развития производительных сил общества и обогащения его духовной жизни. Ведущие, приоритетные направления: микроэлектроника, информатика, робототехника, биотехнология, создание материалов с заранее заданными свойствами, приборостроение, ядерная энергетика, аэрокосмическая промышленность и т.д. Многообещающие перспективы возникают в связи с открытием высокотемпературной сверхпроводимости.

Новому этапу развертывания научно-технической революции должен соответствовать и новый этап социального состояния общества. В грядущем обществе будут доминировать задачи приобретения нового знания, овладения им в процессе непрерывного образования, а также его технологического и человеческого применения.

Глубинные ценности техногенной цивилизации складывались исторически. Их предпосылки – достижения культуры античности и европейского средневековья, затем развитые в эпоху Реформации и Просвещения. Человек – активное существо, находится в деятельном отношении к миру. Главная идея – преобразование мира и подчинения человеком природы. Преобразующая деятельность – главное предназначение человека. Идеалы техногенной цивилизации – это возможность суверенного индивида свободно включиться в самые различные социальные общности и корпорации. Власть и господство в этой системе отношений предполагает владение и присвоение результатов деятельности в форме товаров. Важная составляющая в системе ценностей техногенной цивилизации – особая ценность научной рациональности, НТ взгляда на мир, создающая уверенность в том, что человек способен, контролируя внешние обстоятельства, рационально устроить природу и социальную жизнь.

В основе современного кризиса цивилизации лежит противоречие между возрастающими потребностями общества и возможностями природной среды их удовлетворять. Это противоречие является трудноразрешимым. Не разрешив данного противоречия, невозможно осуществить переход мировой цивилизации к устойчивому развитию

Именно сегодня проблемы и перспективы современной цивилизации приобретают особый смысл, вследствие противоречий и проблем глобального порядка, приобретающих все более острый характер.

Рекомендуем прочитать:

Конспект по философии

rgrtu-640.ru

Современная цивилизация История

Основы современной цивилизации заложили процессы расширения демократии и утверждения конституционного правового строя после окончания Первой мировой войны. На месте Германской, Австрийской и Российской империй образовались республиканские государства. Сложилась многопартийная система. Стала формироваться либеральная концепция "социального государства", "государства благоденствия". Она базировалась на следующих принципах: никакая частная собственность не может быть признана чистой (по происхождению) и абсолютной, ибо общество и разные его классы многими способами участвуют в её создании, умножении, охране.

Отсюда следует, что утверждение "индивид сам создает свою собственность и поэтому обладает на неё абсолютными правами", ложно. Государство вправе регулировать функционирование частной собственности с учётом интересов общества и особенно слоёв, имеющих непосредственное отношение к её созданию. Общество может претендовать особенно на ту часть частной собственности, которая не зависит от способностей, трудолюбия и предприимчивости собственника (прибыль монополий или привилегированного характера). Сдвигаясь влево либерализм начинает всё чаще оперировать понятиями: "позитивные свободы" и роль государства в их реализации, "социальная справедливость", "умеренный эгалитаризм", "демократия участия".

Крупный английский экономист Джон Мейнард Кейнс (1883—1946) так обосновывал государственное вмешательство в экономику: • активное государственное манипулирование основополагающим капиталистическим производственным механизмом "предложение - спрос" обосновывалось необходимостью обеспечения равновесия между двумя его частями; • резкое увеличение государственных расходов, даже ценой создания бюджетного дефицита, считалось необходимым в целях расширения покупательной способности населения и инвестиционных вливаний в "затухающие", но жизненно важные отрасли; • социальные расходы рассматривались как средство повышения покупательной способности; • недопущение безработицы имело как социальную, так и экономическую мотивацию.

После периода Великой депрессии Кейнс приходит к окончательному выводу о том, что вся старая экономическая теория, а не только ее денежные аспекты, нуждается в кардинальном обновлении, в приведении ее в соответствие с новым экономическими реалиями, характеризующими капитализм 20 столетия. Так рождается замысел книги «Общая теория занятости, процента и денег», которую он публикует в 1936 году. В ней были заложены основы новой макроэкономической теории функционирования системы в условиях неопределенности и негибкости цен. Кейнсианская теория оказалась революцией в экономической мысли, где до того господствовала неоклассическая школа. В докейнсианской теории преобладал микроэкономический подход к анализу экономических процессов. В центре анализа находился отдельный индивид с его потребностями, отдельная фирма, проблема минимизации ее издержек и максимизации прибыли как источника накопления капитала. Предполагалось, что она функционирует в условиях гибких цен и свободной конкуренции, что обеспечивает полное и эффективное использование имеющихся ресурсов общества.

Этому микроэкономическому подходу Кейнс противопоставил макроэкономический метод исследования, т. е. исследование зависимостей и пропорций между совокупными народнохозяйственными величинами — национальным доходом, сбережениями, инвестициями, рыночным спросом и потреблением, — определяющими эффективный спрос. В его теории именно эффективный спрос диктовал уровень использования производственных ресурсов, а, следовательно, и уровень национального продукта (дохода). Установленные Кейнсом функциональные зависимости между этими величинами доказывали, что экономика может в течение длительного времени находиться в состоянии «равновесия с неполной занятостью». Отсюда были сделаны выводы о необходимости регулирования ключевых экономических параметров, образующих эффективный спрос, с помощью финансовых инструментов, то есть кредитно-денежной и бюджетной политики правительства.

История древних цивилизаций →

Либерализм и социализм 20 века →

godsbay.ru

Современные цивилизации

Скачать: Современные цивилизации

Содержание реферата

Введение

Проблемы современных цивилизаций

Неизбежно ли столкновение цивилизаций?

Заключение. Особенности российской цивилизации

Список используемой литературы

Введение

Во время холодной войны мир был поделен на "первый", "второй" и "третий". Но затем такое деление утратило смысл. Сейчас гораздо уместнее группировать страны, основываясь не на их политических или экономических системах, не по уровню экономического развития, а исходя из культурных и цивилизационных критериев.

Что имеется в виду, когда речь идет о цивилизации? Цивилизация представляет собой некую культурную сущность. Деревни, регионы, этнические группы, народы, религиозные общины — все они обладают своей особой культурой, отражающей различные уровни культурной неоднородности. Деревня в Южной Италии по своей культуре может отличаться от такой же деревни в Северной Италик, но при этом они остаются именно итальянскими селами, их не спутаешь с немецкими. В свою очередь европейские страны имеют общие культурные черты, которые отличают их от китайского или арабского мира.

Но западный мир, арабский регион и Китай не являются частями более широкой культурной общности. Они представляют собой цивилизации. Мы можем определить цивилизацию как культурную общность наивысшего ранга, как самый широкий уровень культурной идентичности людей. Следующую ступень составляет уже то, что отличает род человеческий от других видов живых существ. Цивилизации определяются наличием общих черт объективного порядка, таких как язык, история, религия, обычаи, институты, — а также субъективной самоидентификацией людей. Есть различные уровни самоидентификации: так житель Рима может характеризовать себя как римлянина, итальянца, католика, христианина, европейца, человека западного мира. Цивилизация — это самый широкий уровень общности, с которой он себя соотносит. Культурная самоидентификация людей может меняться, и в результате меняются состав и границы той или иной цивилизации.

Цивилизация может включать в себя несколько наций-государств, как в случае с западной, латиноамериканской или арабской цивилизациями, либо одно—единственное — как в случае с Японией. Очевидно, что цивилизации могут смешиваться, накладываться одна на другую, включать субцивилизации. Западная цивилизация существует в двух основных вариантах: европейском и североамериканском, а исламская подразделяется на арабскую, турецкую и малайскую. Несмотря на все это, цивилизации представляют собой определенные целостности. Границы между ними редко бывают четкими, но они реальны.

На Западе принято считать, что нации-государства — главные действующие лица на международной арене. Но они выступают в этой роли лишь несколько столетий. Большая часть человеческой истории — это история цивилизаций. По подсчетам А.Тойнби, история человечества знала 21 цивилизацию. Только восемь из них существуют в современном мире. Это цивилизации: западная, китайская, исламская, индуистская, латиноамериканская, африканская, православная.

Проблемы современных цивилизаций

Проблемы, стоящие сегодня перед миром, очень серьезны. Признание того факта, что самому существованию человечества угрожает глобальный экологический кризис, обусловленный главным образом техногенной деятельностью развитых стран, стало общим местом практически всех работ, в которых рассматриваются перспективы мировой цивилизации. Разброс мнений присутствует лишь в оценке времени наступления катастрофы, которой не удастся избежать, если не произойдет радикальной перестройки хозяйственной деятельности человечества.

Наряду с противоречиями между техносферой и окружающей средой, между Западом и миром развивающихся стран западная цивилизация имеет дело с комплексом острых внутренних противоречий. Эти противоречия носят многоплановый характер. Иногда высказывается мнение, будто современное западное общество перестало быть капиталистическим и эволюционным путем трансформировалось в некую другую общественную формацию. Однако представляется, что точнее было бы говорить, что сам капитализм способен к радикальным структурным переменам, и сегодня он уже не тот, каким был в XIX веке, и даже не тот, что 30 лет назад.

Если начальный этап индустриализации означал для трудящихся "ярмо почти рабское", то теперь материальное благосостояние стало почти общим достоянием населения развитых стран. Вот некоторые цифры, относящиеся к современному положению в США: 80% населения в той или иной форме являются соучастниками коллективного капитала. Порядка 70% работников создают прибавочной стоимости меньше, чем получают из общественных фондов, и, таким образом, являются частичными иждивенцами наиболее квалифицированной части общества.

Еще более значительные перемены произошли в экономической структуре капиталистического хозяйства Запада: ведущая роль перешла к ТНК, транснациональным корпорациям. По данным Н. Моисеева, ТНК владеют 30% всех производственных фондов планеты, осуществляют 80% торговли высшими технологиями, контролируют более 90% вывоза капитала. Рыночное хозяйство, оказавшееся под контролем ТНК, приобрело общепланетный характер.

Эти перемены в производственной системе Запада привели к отделению капитала-функции от капитала-собственности, к появлению слоя менеджеров и технократов как новой элиты капиталистического общества. На этом фоне неизбежно возникновение модернизаторской идеологии, проникнутой административным восторгом и убежденностью в абсолютной силе тотального знания и тотальной .управляемости. Эта монистическая идеология общепланетарной вестернизации недавно с большой помпой была провозглашена Ф. Фукуямий. Однако опыт истории учит: гегемонистские претензии на право управлять миром - не что иное, как первая фаза грядущей социокультурной катастрофы.

Научно-техническая революция привела к тому, что в последние десятилетия XX века западный мир осуществил переход к пятому, информационному технологическому укладу. Согласно Ю. Яковцу, в настоящее время до 40% валового внутреннего продукта США относится к информационной производственной сфере, а по данным С. Глазьева, скорость роста пятого уклада в США составляет 2-2,5% в год. Идеологи информационного общества вроде самого богатого человека планеты президента корпорации "Майкрософт" Б. Гейтса обещают резкое повышение уровня жизни людей, так как управление хозяйственной деятельностью станет более разумным.

Таблица I

Мировые цивилизации в XXI веке

Типы цивилизаций

Доля населения, %

Доля ВМП. %

1995 г

2010 г

2025 г

1995 г

2010 г

2025 г

Западная

13

11

10

47

46

43

Китайская

25

24

23

11

14

17

Исламская

14

18

21

11

12

15

Индуистская

15

16

17

2

1,5

3

Латиноамериканская

9

10

9

8

8

9

Африканская

9

11

14

1

1

1

Православная

8

7

6

5

4

5

Японская

2

1.5

1

8

8

8

Но райское информационное общество – это, скорее всего, очередная социальная утопия. Всеобщая информатизация порождает новые проблемы. Искусственный интеллект усиливает не только человеческий ум, но и глупость. Чрезмерная информативность может привести к тому, что люди почти перестанут общаться друг с другом. Предсказывают также возможность поставить под тотальный контроль поголовно все население западных стран.

Продолжающийся рост численности населения отсталых стран и реализация ими программ промышленного развития еще более усугубят проблемы, стоящие перед западной цивилизацией. В табл. 1 приведен составленный им прогноз роста доли населения и валового мирового продукта (ВМП) для основных цивилизационных центров на период времени до 2025 года. Судя по этим данным, Запад ждут в XXI веке непростые испытания.

Если западной цивилизации удастся избежать социально-политической и экологической катастрофы, то достичь этого она сможет лишь на пути радикальной системной трансформации. Нельзя исключить и возможность утраты ею социокультурного единства, достигнутого в результате тысячелетнего развития, скатывания к безвременью нового средневековья, о чем предупреждал еще Н. Бердяев.

Не исключено и другое. Завершение эволюционной программы капитализма не равнозначно исчерпанию эволюционного потенциала западной цивилизации. Новый исторический субъект может выковаться в процессе очередного витка научно-технической революции.

Неизбежно ли столкновение цивилизаций?

Идентичность на уровне цивилизации будет становиться все более важной, и облик мира будет в значительной мере формироваться в ходе взаимодействия семи-восьми крупных цивилизаций. Самые значительные конфликты будущего развернутся вдоль линий разлома между цивилизациями. Почему?

Во-первых, различия между цивилизациями не просто реальны. Они — наиболее существенны. Цивилизации несхожи по своей истории, языку, культуре, традициям и, что самое важное, — религии. Люди разных цивилизаций по-разному смотрят на отношения между Богом и человеком, индивидом и группой, гражданином и государством, родителями и детьми, мужем и женой, имеют разные представления о соотносительной значимости прав и обязанностей, свободы и принуждения, равенства и иерархии. Эти различия складывались столетиями. Они не исчезнут в обозримом будущем. Они более фундаментальны, чем различия между политическими идеологиями и политическими режимами.

Во-вторых, мир становится более тесным. Взаимодействие между народами разных цивилизаций усиливается. Это ведет к росту цивилизационного самосознания, к углублению понимания различий между цивилизациями и общности в рамках цивилизации. Североафриканская иммиграция во Францию вызвала у французов враждебное отношение, и в то же время укрепила доброжелательность к другим иммигрантам — "добропорядочным католикам и европейцам из Польши". Американцы гораздо болезненнее реагируют на японские капиталовложения, чем на куда более крупные инвестиции из Канады и европейских стран. Взаимодействие между представителями разных цивилизаций укрепляет их цивилизационное самосознание.

В-третьих, процессы экономической модернизации и социальных изменений во всем мире размывают традиционную идентификацию людей с местом жительства, одновременно ослабевает и роль нации-государства как источника идентификации. Образовавшиеся в результате пустоты по большей части заполняются религией, нередко в форме фундаменталистских движений. Подобные движения сложились не только в исламе, но и в западном христианстве, иудаизме, буддизме, индуизме. Возрождение религии ("реванш Бога") создает основу для идентификации и сопричастности с общностью, выходящей за рамки национальных границ — для объединения цивилизаций.

В — четвертых, рост цивилизационного самосознания диктуется раздвоением роли Запада. С одной стороны, Запад находится на вершине своего могущества, а с другой, и возможно как раз поэтому, среди незападных цивилизаций происходит возврат к собственным корням. Все чаще приходится слышать о "возврате в Азию" Японии, о конце влияния идей Неру и "индуизации" Индии, о провале западных идей социализма и национализма к "реисламизации" Ближнего Востока, а в последнее время и споры о вестернизации или же русификации России. На вершине своего могущества Запад сталкивается с незападными странами, у которых достаточно стремления, воли и ресурсов, чтобы придать миру незападный облик.

И, наконец, усиливается экономический регионализм. Доля внутрирегионального торгового оборота возросла за период с 1980 по 1989 г. с 51 до 59% в Европе, с 33 до 37 % в Юго-Восточной Азии, и с 32 до 36 % — в Северной Америке. Судя по всему, роль региональных экономических связей будет усиливаться. С одной стороны, успех экономического регионализма укрепляет сознание принадлежности к одной цивилизации. А с другой — экономический регионализм может быть успешным, только если он коренится в общности цивилизации. Европейское Сообщество покоится на общих основаниях европейской культуры и западного христианства. Успех " НАФТА (североамериканской зоны свободной торговли) зависит от продолжающегося сближения культур Мексики, Канады и Америки. А Япония, напротив, испытывает затруднения с созданием такого же экономического сообщества в Юго-Восточной Азии, т. к. Япония — это единственное в своем роде общество и цивилизация. Какими бы мощными ни были торговые и финансовые связи Японии с остальными странами Юго-Восточной Азии, культурные различия между ними мешают продвижению по пути региональной экономической интеграции по образцу Западной Европы или Северной Америки.

Общность культуры, напротив, явно способствует стремительному росту экономических связей между Китайской Народной Республикой, с одной стороны, и Гонконгом, Тайванем, Сингапуром и заморскими китайскими общинами в других странах Азии — с другой. С окончанием холодной войны общность культуры быстро вытесняет идеологические различия. Материковый Китай и Тайвань все больше сближаются. Если общность культуры — это предпосылка экономической интеграции, то центр будущего восточноазиатского экономического блока скорее всего будет в Китае. По сути дела этот блок уже складывается. Культурно-религиозная схожесть лежит также в основе Организации экономического сотрудничества, объединяющей 10 неарабских мусульманских стран: Иран, Пакистан, Турцию, Азербайджан, Казахстан, Киргизстан, Туркмению, Таджикистан, Узбекистан и Афганистан. Точно так же КАРИКОМ, центральноамериканский общий рынок и МЕРКОСУР базируются на общей культурной основе. Но попытки создать более широкую экономическую общность, которая бы объединила страны островов Карибского бассейна и Центральную Америку, не увенчались успехом — навести мосты между английской и латинской культурой пока еще не удалось.

Судя по всему, центральной осью мировой политики в будущем станет конфликт между "Западом и остальным миром", и реакция незападных цивилизаций на западную мощь и ценности. Такого рода реакция, как правило, принимает одну из трех форм, или же их сочетание.

Во-первых, и это самый крайний вариант, незападные страны могут последовать примеру Северной Кореи или Бирмы и взять курс на изоляцию — оградить свои страны от западного проникновения и разложения и в сущности устраниться от участия в жизни мирового сообщества, где доминирует Запад.

Вторая возможность — попробовать примкнуть к Западу и принять его ценности и институты. На языке теории международных отношений это называется "вскочить на подножку поезда".

Третья возможность — попытаться создать противовес Западу, развивая экономическую и военную мощь и сотрудничая с другими незападными странами против Запада. Одновременно можно сохранять исконные национальные ценности и институты — иными словами, модернизироваться, но не вестернизироваться.

Заключение. Особенности российской цивилизации

Мыслители и ученые, которые пытались в прошлом уловить цивилизационную специфику России, указывали, как правило, на ее особенный характер, на сочетание и взаимное переплетение западных и восточных элементов. Хотя исследователи Российской специфики указывали на конфликтность сочетания разных традиций в рамках российской общности, именно они ставили задачу синтеза различных начал - западных и восточных. Так или иначе, в соединении западных и восточных элементов и те, и другие видели определяющую черту России, которая обуславливала уникальность ее социокультурного облика.

Российская цивилизация - сочетание крайне противоречивых тенденций. В ней страстная тяга к христианской вере и святости сосуществует с мощными проявлениями в самых различных формах языческого начала. С одной стороны, в духовном складе русского человека наблюдалась тенденция (особенно явно у крестьянства) к подчинению природным ритмам; с другой, - в российской духовности всегда было стремление, наиболее четко проявившееся к рубежу XIX - XX веков, устанавливать абсолютный контроля над природой. Это наиболее ярко проявилось в русском космизме (Федоров, Циолковский и другие), а затем в идеологии и практике большевизма. Для российской жизни была характерна тенденция к полному растворению индивидуального начала в общности (община), к тотальному контролю над личностью со стороны социальных институтов - от общины до государства, и одновременно мощное стремление к свободе без границ - знаменитой российской "воле", которая периодически выходила на поверхность российской жизни.

Список используемой литературы

1. Кеннеди П. Вступая в XXI век. М., 1997.

2. Лесков Л. В. Синергетическое моделирование будущего России // Теория предвидения и будущее. М., 1997.

3. Моисеев Н.Н. Есть ли у России будущее? М., 1997

4. Панарин А.С. Политология. М., 1997

5. Фукуяма Ф. Конец истории? // Вопросы философии. 1991. № 1

6. Яковец Ю.В. История цивилизаций. М., 1997

  © Реферат плюс

referatplus.ru