Возникновение общественного движения. Создание общественного движения


Регистрация общественного движения

Общественным движением является, состоящее из участников и не имеющее членства, массовое общественное объединение, преследующее социальные, политические и иные общественно полезные цели, поддерживаемые участниками общественного движения. Посредством участия в общественных движениях граждане имеют возможность в цивилизованных формах общаться с государством и обществом, донося свои требования.

Обычно общественные движения создаются для выражения гражданами своей позиции по различным социально-значимым вопросам. Отличительными чертами общественного движения от других общественных объединений являются многочисленность его участников, отсутствие фиксированного членства и четкой организационной структуры.

В соответствии со ст. 3 ФЗ «Об общественных объединениях», общественные организации могут регистрироваться в порядке, предусмотренном законом, и приобретать права юридического лица, либо функционировать без государственной регистрации и приобретения прав юридического лица.

Согласно этому же Закону, граждане могут быть учредителями и участниками общественных движений только по достижении 18 лет. При этом сказано, что участниками молодежных общественных движений могут быть граждане, достигшие 14 лет, а участниками детских общественных движений могут быть граждане, достигшие 8 лет. Условия и порядок участия, включая условия выбытия из участия в общественном движении по возрасту, определяются уставом соответствующего общественного движения. Государственная регистрация молодежных и детских общественных движений осуществляется в случае избрания граждан, достигших 18 лет, в руководящие органы указанных движений. То есть, учредителями любого общественного движения вправе выступать только полностью дееспособные граждане.

В случае госрегистрации общественного движения, его постоянно действующий руководящий орган осуществляет права юридического лица от имени общественного движения и исполняет его обязанности в соответствии с уставом, который является учредительным документом движения. Постоянно действующий орган общественного движения является коллегиальным и выборным, он подотчетен съезду (конференции) или общему собранию участников движения. Учредителями общественного движения могут быть физические лица, их должно быть не менее трех, а также другие зарегистрированные общественные объединения. Но только общественные объединения не могут создать общественное движение, в составе учредителей обязательно должны быть физические лица. Учредители не сохраняют прав на переданное ими в собственность организации имущество, не отвечают по обязательствам организации, а организация не отвечает по обязательствам своих учредителей.

Органом, осуществляющим государственную регистрацию общественных движений, является Министерство Юстиции РФ или его территориальные органы. Документы представленные в МинЮст для регистрации проходят доскональнейшую проверку. Проверяется правильность заполнения документов, достоверность указанных в них сведений, соответствие положений устава закону, и т. п. Поводом для отказа в госрегистрации может стать любая мелочь: неправильная форма гарантийного письма, подтверждающего адрес, непредставление решения органа исполнительной власти по месту нахождения движения, подтверждающего право на использование в названии имени государственного или общественного деятеля, несоответствие видов экономической деятельности целям создания движения и др. Особую сложность представляет приведение положений устава в соответствие с законом, но отказ в регистрации можно получить и за лишнюю галочку в каком-либо из приложений к заявлению. Поэтому, во избежание лишней траты денег и нервов, лучше доверить проведение государственной регистрации общественного движения специалистам.

www.logosinfo.ru

Общественные движения

Энциклопедия МИП » Гражданское право » Юр. лица » Общественные движения

Это некоммерческая организация, цели ее создания не связаны с извлечением и распределением прибыли между участниками.

СТ. 30 Конституции устанавливает возможность граждан на объединение и отстаивание своих коллективных интересов. Это обеспечивает развитие институтов гражданского общества. Одной из форм реализации этого права служит общественное движение.

Понятие и признаки общественного движения

Общие признаки, которыми характеризуется общественное движение, перечислены в ст. 123.7-1 ГК и в ст. 9 закона «Об общественных объединениях».

  • Оно отличается следующими особенностями:
  • Общественное движение – некоммерческая организация. Цели ее создания не связаны с извлечением и распределением прибыли между участниками.
  • Оно не подлежит обязательной государственной регистрации. В отличие от коммерческих юрлиц, общественное или общественно-политическое движение считается созданным с момента принятия соответствующего решения.

Однако возникновение правоспособности увязывается с процедурой госрегистрации.

  • Служит добровольным объединением граждан на основе общности интересов и единства целей. Участники общественного движения вступают в него на основании собственных убеждений и желаний. В их число могут входить и юрлица.
  • Не имеет членства. Участниками общественного движения становятся все граждане, так или иначе поддерживающие его деятельность. В отличии от политической партии, участие в таком объединении не предполагает выдачу документа о принадлежности к нему.

Благодаря этим характеристикам, можно получить следующее определение.

Общественное движение – это созданное гражданами и (или) юридическими лицами общественное объединение на основе общности интересов, преследующее любые общественно-полезные цели, не имеющее членства и получающее права юрлица после процедуры государственной регистрации.

Виды общественных движений

Закон «О общественных объединениях» и ГК устанавливают открытый перечень целей, которые преследуют общественные движения. Это служит удобным основанием для классификации.

Среди них выделяются социальные и политические.

Первые предполагают действия объединения, направленные на развитие общества. Нередко целью таких движений служит стремление обратить внимание социума на ту или иную проблему. Примерами служат организации, выступающие в защиту животных, отдельных категорий граждан (инвалиды, ветераны войн и другие).

Политическое общественное движение служит не формой борьбы за власть (акторами в этой сфере могут быть только политические партии), а способом повлиять на выборных лиц и чиновников по тому или иному вопросу.

Это можно назвать общественным лоббизмом. Примерами могут служить общественно-политические движения, выступающие за отмену смертной казни, за принятие или отмену того или иного закона, устанавливающего определенные права.

Хотя перечень целей и носит отрытый характер, любая из них связана с социальной или политической сферой жизни общества.

Правовое регулирование участия в работе общественных движений

Согласно ст. 18 закона, общественные или общественно-политические движения могут быть созданы не менее, чем 3-мя физическими или юридическими лицами, являющимися общественными объединениями.

Учредители становятся участниками в момент принятия решения о создании этой организации на общем собрании, съезде или конференции.Ст. 19 закона предъявляет требования к участникам. Ими могут быть граждане, достигшие совершеннолетия.

Исключение составляют молодежные общественные и общественно-политические движения. Права на участие в них возникают с 14 лет. Другим исключением являются детские общественные движения, куда граждане могут вступать с 8 лет.

Указанные нормы предусматривают ряд ограничений.

Не имеют такого права следующие категории лиц:

  • Иностранцы или апатриды, чье пребывание на территории России нежелательно. Соответствующие нормы должны предусматривать процедуру признания их таковыми.
  • Фигуранты перечня лиц, связанных с финансированием терроризма и легализацией преступных доходов.
  • Общественные объединения, признанные экстремистскими.
  • Лица, чья деятельность была признана экстремистской на основании судебных решений.
  • Лица, лишенные свободы по приговору суда и отбывающие наказание в местах лишения свободы.

Особенности регистрации общественных движений

Общественные или общественно-политические движения регистрируется в ином порядке, нежели коммерческая организация.

В отличие от последних, эта процедура осуществляется минюстом. Представленные документы проходят более тщательную проверку.

Они не должны содержать положения экстремистского толка. Кроме того, устав проходит проверку на предмет того, нарушаются ли права участников.

Перед регистрацией желательно передать документы юристам для предварительной экспертизы, поскольку любое несоответствие закону приведет к отказу.

Управление движением

Развитие общественных движений невозможно без управления. Ст. 9 закона устанавливает, что орган, выполняющий такие функции, должен быть коллегиальным.

Именно он осуществляет гражданскую правоспособность общественного движения.

Этот орган управляет всей собственностью объединения, которая необходима для обеспечения его деятельности.

В качестве таковой могут служить движимое и недвижимое имущество, ценные бумаги, а также другие объекты гражданских прав.

advokat-malov.ru

Топ 10 Общественных движений России

Словосочетание «общественное движение» вызывает у вас стойкие ассоциации с советским прошлым? А ведь сейчас в России они переживают новый виток своего развития. Что ж, Интернет и социальные сети дают возможность информировать о своей деятельности большее количество людей и легко координировать действия участников, а те общественные движения, которые умудряются двигаться в ногу с правительственными программами, вполне могут получить и финансовую поддержку… ну вы понимаете, вот и появляются они, как грибы после дождя. Расскажем о некоторых из них.

1 «Трезвая Россия»

«Трезвая Россия»Этот федеральный проект получил широкое распространение и сейчас на слуху у всех россиян – созданы и успешно функционируют его «клубы» во многих городах страны («Трезвый Архангельск», «Трезвый Урал» и др.). Общественное движение «Трезвая Россия» занимается тем, что выявляет факты незаконной продажи алкогольных напитков и табачных изделий, инициирует проведение различных мероприятий и спортивных соревнований (таких как легкоатлетический забег «Трезвая пробежка»), а также активно пропагандирует трезвость и здоровый образ жизни. Что ж, дело нужное… Но по мнению ряда экспертов, в России очень сильно алкогольное лобби, блокирующее антиалкогольные законы. В результате отсутствует даже настрой на борьбу с пьянством, о принятии серьезных мер и речи не идёт.

2 «Россия Православная»

«Россия Православная»Общероссийское общественное движение было создано еще в 1997 г. с благословения московского патриарха с целью формирования общественного сознания на основе православной культуры, исторических ценностей и христианской морали. ООД «Россия Православная» проводит ежегодные Покровские чтения, вечера «Жертвенное служение России», Рождественских фестивалей искусств, а также устанавливает памятные знаки на местах разрушенных храмов и церквей.

3 «Возрождение. Золотой век»

«Возрождение. Золотой век»Общественное движение, инициированное русским ученым-академиков Николаем Левашовым. Цель его – превращение зомбированного обывателя в (в управляемого зомби) Человека Разумного, пробуждение непонятной  «генетической памяти русского народа». Делается это мирными путями: движение занимается в основном проведением семинаров, конференций и докладов на философские (вроде «Борьба Добра со Злом»), исторические, культурологические темы, а также обсуждением научных трудов своего основателя.

4 «Матери России»

«Матери России»Созданное не так давно – в феврале 2012 года – это всероссийское движение объединило более 700 общественных организаций, направленных на защиту материнства, семьи и детства. Активисты движения «Матери России» помогают реализации всех законов, касающихся данных вопросов и принятых правительством. Их интересует все – от пропаганды здорового образа жизни в российских семьях до привлечения населения в проведении диспансеризации для выявления различных тяжелых заболеваний на начальных стадиях.

5 «Одаренные дети – будущее России»

«Одаренные дети – будущее России»Это движение выросло из Московского Международного форума «Одаренные дети» в 2003 году. Его основатели – педагоги, руководители учебных учреждений, руководители детских художественных коллективов сошлись на идее, что одаренный ребенок – это феномен, требующих особого внимания со стороны педагогов, психологов, родителей и государства. Теперь это движение инициирует проведение форумов по теме детской одаренности не только в столице, но и по всей России, а также проведение разнообразных творческих конкурсов, мероприятий и выставок, чтобы дать детям возможность раскрыть свои таланты.

6 РОД (Русское Общественное Движение)

РОД (Русское Общественное Движение)Существует с 2005 г. и имеет весьма конкретные цели: борьба с русофобией и информационная помощь русским, страдающим от дискриминации по национальному признаку. Оно нигде не зарегистрировано, и тем не менее принимает участие в различных протестных акциях и пытается влиять на решения судебных инстанций (дело Иванниковой, дело Аракчеева и Худякова). РОД участвовал в организации ряда культурных мероприятий – например, открытых семинаров «Русские чтения», «Русского марша» в День народного единства и т. д.Ребята, я знаю как победить русофобию, — нужно перестать бороться с теми кто и так вас боится, попробуйте с ними дружить!

7 «Антимайдан»

«Антимайдан»Созданное в январе 2015 года, это общественное движение обозначило своей целью противодействие силам, желающим организовать в России антиправительственные митинги по украинскому сценарию. Также «Антимайдан» занимается распространением информации о событиях на Донбассе.

8 «СтопХам»

«СтопХам»Это интересное общественное движение, которое не ставит перед собой глобальных (а значит, невыполнимых) целей вроде «изменить мир к лучшему» — они начинают с малого: борьбы с нарушителями правил дорожного движения. Припарковавшись на тротуаре или газоне, вполне можно получить наклейку «СтопХам» на свое авто – и попробуйте потом ее содрать… Движение получило большую популярность (видимо, всем уже надоели нахалы на крутых иномарках, решивших, что им все позволено) – видеоотчеты их мероприятий на YouTube набирают большое количество просмотров сразу после размещения.

9 «Русь сидящая»

«Русь сидящая»Примечательно, что его председатель – женщина, Романова Ольга, редактор и телеведущая, которая задумалась о проблеме «уголовников» после того, как состоялся суд над ее мужем, Алексеем Козловым (предприниматель, автор «Бутырка-блог»). «Русь сидящая» — это неформальное объединение родственников неправомерно осужденных граждан (и самих этих граждан, конечно), которое борется с судебным произволом, равнодушием прокуратуры и следственных органов, отстаивая права осужденных. Актуальная проблема, ну хоть расстреливать перестали.

10 «Оккупай Педофиляй»

«Оккупай Педофиляй»Как-то даже неловко упоминать об этом движении в одном списке с «Россией Православной», но и не упомянуть нельзя. Российское ОД правого толка, созданное Максимом Марцинкевичем («Тесак»), как утверждалось, для борьбы с педофилами, но эта борьба быстро выродилась в хулиганство, избиения и дискриминацию по национальному признаку (почему-то педофилами у Тесака чаще всего оказывались иностранцы, например, студенты). На Марцинкевича завели уголовное дело за экстремисткую деятельность, после чего его сторонники организовали сбор подписей против преследований Тесака – и насобирали-таки 100 000 подписей. Правда, они ни на что не повлияли: все-таки доказательств его вины никто не отменял. Интересно другое: почему у этой организации столько последователей и сторонников? Тесак в камере, но движение продолжает свою деятельность, такие группы возникают даже в других странах (многие из них преследуют геев). Эй, ребята, вам мешают педофилы? Пусть их судит суд, а не двухметровый накачанный экстремист!

Да уж, в чем-чем, а в однообразии наш сегодняшний рейтинг обвинить не получится…

dekatop.com

признаки, цели и примеры. Общественно-политические движения в России :: SYL.ru

Общественно-политические движения – это эффективный способ выражения большими массами людей политических идей, взглядов и интересов. Подобная форма реализации власти способна отразить взгляды на управление государством и обществом как со стороны отдельных граждан, так и со стороны многочисленных групп.

Граждане активно объединяются в массовые политические течения для выражения собственных взглядов и удовлетворения интересов. Именно поэтому общественно-политические движения обладали неимоверной популярностью в период с XIX по XX в. Как правило, они представляли собой рабочие ассоциации. Главной отличительной особенностью подобного выражения народной власти является отсутствие государственности. Здесь важно провести параллель с наличием государственных партий, которые поддерживаются правительством. Лёгкость создания же общественного движения заложена в том, что процесс формирования неподконтролен органам государственной власти.

Общественно-политические движения – это устойчивые социальные течения, которые надёжно скреплены едиными общественными интересами. Каждый участник стремится достичь одну цель, которая полностью идентична цели политического течения. Солидарность участников – то, благодаря чему существует и развивается общественная волна.

Ведущие и ведомые

Наиболее активными участниками движения являются личности, неудовлетворённые действующим в стране режимом, а также ведущие борьбу против действующей системы осуществления власти. При этом лидеры не стремятся заявлять о провозглашённых взглядах законными способами. Напротив, неудовлетворённость деятельностью многих политических институтов заставляет активистов вступать на путь вражды с главой государства и политическим режимом.

Ещё одной причиной формирования противоборствующих взглядов является «пестрота» входящего состава. Любые общественно-политические организации и движения включают в себя представителей различных слоёв общественности. В одном течении возможно встретить как представителей многообразных этнических культур, так и проповедников всевозможных религиозных концепций. Единая цель политических групп способна объединить даже тех, кто не знаком с толерантностью.

Задачи общественных движений

Любые общественно-политические движения, какой бы целью они ни обладали, призваны к выполнению двух основных задач:

  1. Защита групповых интересов. Основа народного течения заключается в выражении политических концепций. При этом ознакомиться со взглядами гражданских масс должны как общественность в целом, так и глава государства. Кроме того, деятельность течения направлена не только на волеизъявление желаний, но также и на дальнейшее претворение их в жизнь. Последняя задача достигается либо путём революции, либо мощными реформами со стороны государственного управленца.
  2. Реализация демократии. Полное отречение народных масс от управления делами государства говорит об активном создании народных движений. Именно поэтому в демократичном государстве и гражданском обществе антигосударственные общественно-политические движения – это скорее редкость, нежели обыденность среди граждан. Выражение политических взглядов незаконным путём говорит об отсутствии реализации принципа демократизма – основы процветания государства и гражданского общества.

Готовность гражданина следовать за движением…

Вряд ли участник гражданского общества с первых же призывов готов последовать за политическим движением, поддерживая его идеологию и взывая к скорейшему выполнению цели. Нет. Подобное решение зависит от многих факторов, которые постепенно формируются в сознании каждого гражданина государства в зависимости от внутренней политической обстановки:

  1. Главнейшим фактором выступает систематическое неудовлетворение потребностей человека и интересов личности. Здесь важно учитывать то, что подобные лишения на протяжении долгого периода времени отпечатываются в общественном сознании.
  2. Как только появляется чётко обозначенная проблема, в сознании личности формируется огромное количество путей разрешения негативной обстановки. Как правило, достижение цели общественно-политического движения характеризуется реализацией наиболее оптимальных и удобных шагов и средств.
  3. С каждым днём потребность в реализации народных реформ растёт. Именно поэтому, желая внести больший вклад в улучшение условий жизни как лично для себя, своей семьи, так и общества в целом, граждане активно следуют за лидерами политических течений.

Отправная точка политического движения граждан

Месяц за месяцем сознание каждого жителя государства пропитывается противоречивыми представлениями об идеальной государственной программе. Настают трудные времена; события, требующие перемен; время приближающихся реформ… И тут наступает отправная точка формирования протестной волны.

Общественно-политические движения не возникают на ровном месте и не начинают активно реализацию своих программ по улучшению общественной жизни, нет! После того как по определённому региону проходит небольшая волна митингов схожего содержания, своё существование начинают народные фронты и массовые народные движения. Причём изначально «корень зла» зарождается внутри молодёжных организаций, профсоюзных структур, политических партий. В дальнейшем течение приобретает большие масштабы, привлекая неимоверное количество населения. Постепенно формируются программы по достижению установленной цели, выдвигается название, обозначаются лидеры.

Признаки общественно-политических движений

Как и любая форма власти, волеизъявление народного течения обладает множеством отличительных особенностей. Признаки общественно-политических движений:

  • Отсутствие конкретных норм. Ни одно политическое движение не способно предоставить чёткий устав, регламентирующий деятельность и организующий структуру народного «ополчения». Более того, лидеры не способны представить ни одной программы, есть лишь впередиидущая цель.
  • Если в партиях имеется строго определённое количество мандатов, то в общественных движениях подобного не встретишь. Чем большее количество интересуется деятельностью политического течения, тем эффективнее оно осуществляет свою деятельность. В силу «размытости» состава народных масс невозможно определить количество приверженцев той или иной идеологии или реформы.
  • Отсутствие чётко обозначенной власти и центрального управления.
  • Любое общественное движение придерживается принципа добровольности, на основе которого предоставляет каждому гражданину право принятия или отказа от общественной идеи.

Разумеется, это далеко не полный перечень всех признаков, которыми характеризуются общественно-политические движения. Таблица, приведенная на фото ниже, способна показать полный перечень признаков, наиболее оптимизированных для понимания и запоминания.

Роль общественных движений в истории Российского государства

Попросите рассказать про общественно-политические движения в России во второй половине 19 века любого ученика средней школы, и наверняка вы сможете получить достойный рассказ. А всё благодаря тому, что формирование различных течений нашего государства, проведение реформ, организация народных выступлений – это небольшие, но стабильные шаги в сторону справедливого государства, демократичного управления и гражданского общества.

Страницы истории предоставляют яркие примеры общественно-политических движений:

  • всем известные декабристы;
  • социал-демократическое движение;
  • эссеры – социалисты-революционеры, главной целью которых стало свержение самодержавного правления и многие другие.

Активное формирование общественных организаций во второй половине XX века произошло из-за высокого недовольства народных масс государственным управлением. С одной стороны, изменение государственного строя насильственным путём несёт большое количество вреда для жителей страны, а с другой – это небольшие, нестабильные шаги к становлению гражданского общества.

Обратная сторона монеты…

Рассказывая про общественно-политические движения в России во второй половине 19 века, важно упомянуть о народных течениях, пользующихся популярностью по сей день. Так, например, созданные в прошлом веке союзы предпринимателей и банкиров до сих пор принимают «новобранцев» в свои ряды.

Народные движения, таким образом, способны повлиять на государственное финансирование, уведомить органы государственной власти о проблемах капиталовложения, заявить о введении дополнительных необходимых льгот, предложить решение финансовых проблем и так далее. Профессиональные союзы отстаивают права рабочих всей страны. Многие законодательные решения принимаются благодаря влиянию общественных течений. Порой народное движение, созданное несколько десятилетий назад, с каждым годом становится всё сильнее.

Влияние политических организаций на общественное сознание

Постоянство – не самый устойчивый фактор в жизни человека, именно поэтому народное сознание людей так легко поддаётся деформации. Особую роль в становлении новых принципов и идеалов играют средства массовой информации. При утверждении одних и тех же фактов, представлении их с лучшей стороны газетами, радио, телевидением человек задумывается над образом своей жизни и решает: «Пришла пора изменений!».

На протяжении долгой истории нашей страны данный лозунг неоднократно упоминался при принятии того или иного решения. Например, общественно-политические движения 19 века привлекали крестьян тем, что представители организаций разделяли труд работников. Помогая человеку в выполнении тяжёлой работы, лидеры политических течений давали доходчивое объяснение прихода лучшей жизни, если он поддержит взгляды общественности. И подобные меры влияния на сознание граждан вскоре приносили свои плоды, всё быстрее приближая к революции.

Общественные организации и молодое поколение

Несмотря на большое количество отрицательных качеств и негативное влияние на органы государственной власти, общественно-политические движения в России играют значимую роль в развитии и становлении молодого поколения.

Наверняка каждый житель СССР был октябрёнком, участвовал в работе комсомола. Благодаря деятельности подобных организаций интересы молодых людей были полностью защищены. Высокая организация и чувство долга перед Родиной вырастили мужественных молодых людей, а также добрых и отзывчивых девушек. Да и желание трудиться у ребят возникало намного чаще, нежели у современного поколения.

Массовые движения в круговороте современности

На сегодняшний день наиболее массовым общественно-политическим движением можно назвать борцов за права женщин. Также активной позицией могут похвастаться представители «зелёного» движения, борющиеся за экологическую чистоту.

Что касается государственных дел, то в силу развитости современного аппарата управления деятельность экстремистских организаций испепеляется на корню ещё в период зарождения идеи. Конституции развитых стран в качестве одного из главных естественных прав человека и гражданина провозглашают право на свободу слова. Таким образом, каждому желающему предоставляется возможность выразить своё недовольство как в официальной форме, так и путём проведения митингов.

Приглашение в политику

Многие граждане государства, в силу противоречивости взглядов на международные отношения, изъявляют большое желание поучаствовать в политике. Неимоверное число общественных движений приводит к формированию ещё большего количества политических взглядов, привлекая таким образом народные массы.

Возможность принять участие в осуществлении государственных программ предоставляется как образованным бизнесменам с двумя высшими образованиями, так и людям рабочих специальностей. В любом случае на данном этапе современности общественные движения больше характеризуются положительными качествами, нежели приносят вред обществу.

www.syl.ru

Возникновение общественного движения

Общественное движение имеет свою динамику, которая выражает уровень общественных напряжений, чувство угрозы и не осуще­ствившихся ожиданий. Это является очень характерным процессом, особенно в период пробуждения общественных притязаний в связи с проявляющимся с середины XIX в. преобладанием полномочий государства над свободой граждан. Поэтому ничего удивительного, что невыполнение требований порождает социальное недовольство. Оно может быть вызвано как экономической и общественной ситуа­цией (как, например, неблагоприятной экономической конъюнкту­рой), так и потребностью в защите гражданских прав.

Успех движения зависит от «мобилизационных средств». Они являются результатом существующих социальных связей. Фунда­ментальный вызов для каждого общественного движения касается способа и степени организации в рамках определенных формальных структур. Речь идет, прежде всего, о способах выявления лидеров движения, которые оказывают влияние на стиль руководства. Очередной вызов касается уровня информированности членов опреде­ленного движения о его позиции и задачах. Польское движение аграрного протеста 1999 г. апеллировало к союзам земледельцев, специальной прессе, кружкам сельских домохозяек, OSP (ячейкам взаимопомощи), пожарным оркестрам, народным ансамблям, пар­тийным структурам. Итак, должны появиться талантливые лидеры и организаторы. Задача состоит в создании программы движения («przekazu») настолько привлекательной, чтобы получить доступ к средствам общественной коммуникации. Организационные преде­лы могут быть определены с помощью традиционных форм социаль­ной организации. Не случайно, что размер поддержки (parafii) имеет столь большое значение для молодых общественных движений.

Существенным также является формирование благожелатель­ного окружения. Чтобы получить поддержку общественного мнения, общественные элиты, а еще более — политические элиты, некоторым образом, вынуждены выражать свою поддержку требованиям движе­ния. Это ясно видно, когда победоносные общественные движения вписывают свои положения в программы политических партий, которые в результате приобретают новый электорат.

Основной мерой динамики нарастания общественного движения является его эффективность. Члены движения должны быть уве­ренны, что их протест и акции повлияют на политические решения. Без этой уверенности чувство обиды прорывается в кратковременных демонстрациях или беспорядках, поскольку члены движения не будут поддерживать продолжительных действий, требующих времени, не­формального участия и риска.

Общественные движения требуют «катализатора». Показатель­ным примером явился случай Розы Парке (Rosa Parks) и бойкота ком­мунальных автобусов в Монтгомери (Алабама). В 1953 г. продолжала действовать расовая сегрегация не только в школах, но также и в ре­сторанах или в городских автобусах. Когда она отказалась уступить сидячее место, вошедшему белому мужчине, то была арестована. Весть об ее аресте вызвала протест: как было подсчитано, 42 CCD негров в те­чение 381 дня ходили пешком на работу и в школу. Была создана сеть частных и добровольных транспортных услуг. Таким образом, негры отказались от городского транспорта. В результате этого городской совет был вынужден отменить дискриминационное правило.

В общественном движении можно выделить три типа участ­ников:

(1) «крепкое ядро» активистов; (2) широкий круг деятелей, из недовольных групп, которые от случая к случаю включаются в протест и (3) публику протеста (тех, кто наблюдает и оценивает). Важны также связи между общественным движением и обществен­ными элитами. Чтобы добиться результата, общественное движение должно апеллировать ко всем трем типам участников. Оно должно поддерживать энтузиазм активистов, привлекать новых сторонников протеста и добиваться поддержки пострадавших групп. Кроме того, его задачей является получение общей поддержки общественного мнения и благожелательного отношения общественных элит.

По прошествии определенного времени, общественные движения сходят на нет. Успех также может привести к исчезновению обществен­ного движения, как и его поражение. Например, движение аболициони­стов в США исчезло вместе с принятием 13 поправки к Конституции в 1865 г., которая оказалась в конечном итоге, половинчатым успехом в борьбе за избирательные права негров. Как правило, общественное движение является амальгамой различных интересов, то есть, оно неоднородно. Если прибавить к этому попытки дойти со своими прин­ципами к различным адресатам, в том числе, к представителям полити­ческой власти и к потенциальным сочувствующим, то это порождает внутреннее напряжение, касающиеся методов достижения цели и по­литической стратегии, тем более, что проблемы, выражаемые активи­стами, обладают высоким уровнем драматизма и напряженности. Это означает неминуемый раскол внутри движения. Например, основную американскую молодежную организацию периода ее противостояния обществу — «Студенты за демократическое общество» — расколола идея применения насилия в политической борьбе.

Необычайно трудно в течение длительного периода под­держивать высокий уровень мобилизации активистов, поскольку общественное движение основывается на добровольных пожертво­ваниях и соучастии (времени, денег), а также на высокой степени риска — от потери работы, из-за преследования полицией, вплоть до потери жизни. Единственный ответ на указанные вызовы — это высокий уровень сплоченности, достигаемый высокой личной во­влеченностью. С помощью нематериальных стимулов усиливается склонность к участию в общественном движении. Иногда достаточно апеллировать к групповой солидарности или представить привлека­тельную цель. Иногда же необходима просто определенная идеоло­гия, доступно разъясняющая цели и ценности движения:

Таким образом, общественное движение может преобразоваться в движение гражданского протеста или прекратить существование как организованная и бюрократизированная группа интереса — как, например, американское феминистское движение, которое, в конце концов, оформилось как «Национальная организация женщин» (НОЖ). Одновременно может меняться содержание политического послания. Насколько общественные движения радикальны, резки и разрушительны, настолько организованные группы интереса, возникающие из них, становятся консервативными и осторожными в своих действиях. Первые из них имеют своей целью разрастание и проникновение в правящие группы, вторые же стремятся мобили­зовать сочувствующих делу. Процесс структурирования движения приводит к снижению основной энергии протеста, уменьшая при этом давление на правящие круги. Когда общественные движения создают жесткие организационные рамки, они начинают действовать как группы лоббирования. Чтобы отобразить динамику обществен­ных движений, а также их трансформацию рассмотрим основные общественные движения в истории Соединенных Штатов Амери­ки — этой живой лаборатории общественных перемен:

Аболиционисты

(активны были в северных штатах США в период, предшествующий Гражданской войне (1830-1860), главной целью которых, было уничтожение рабства на всей территории США

Популисты

движение фермеров, недовольных углубляющими­ся различиями между деревней и городом на Юге и Западе в восьмидесятые и девяностые годы XIX в.; фермеры требовали публичного контроля над банками, железными дорогами, зерновыми эле­ваторами, а также хотели «дешевых денег»

Прогрессисты

движение городской интеллигенции, сопротивля­ющейся «жесткому капитализму» на рубеже XIX и XX вв.; они требовали контроля над возникающи­ми монополиями (так называемый, закон Шермана), реформы города (санитарный контроль, простран­ственная застройка и т. д.), а также демократизации публичной жизни — например, непосредственных выборов сенаторов

Движение за права трудя­щихся (на труд)

движение городских рабочих, начавшееся еще до Гражданской войны и по настоящее время, требует действий в пользу охраны рабочих мест, обеспечения достойных заработков, гарантирования безопасности и условий труда; импульсы к самоор­ганизации имели место в восьмидесятые и девяно­стые годы XIX в., а также в годы Большого Кризиса

(Движение за эмансипацию женщин

движение женщин в пользу их участия в обще­ственной жизни (в том числе, в профессиональной и политической), начиная с пятидесятых годов XIX в. вплоть до настоящего времени; значительное оживление деятельности перед II Мировой войной и в шестидесятые годы; прежде требовало прав на образование, затем оно приобрело более специ­фический характер (включая защиту прав лесбиянок и гомосексуалистов)

Движение за гражданские права

целью движение являлось обретение гражданских прав неграми (особенно активным оно было в ше­стидесятые годы XX в.), затем оно распространи­лось на защиту прав индейцев (так называемая, «Красная сила»), а затем и сельскохозяйственных рабочих латиноамериканского происхождения

Наиболее впечатляющим общественным движением XX в. Был протест против власти коммунистической партии в Польской На­родной Республике. Его возвестили июльские забастовки в Свиднике и Люблине. 14 августа 1980 г. вспыхнула забастовка в Гданьской верфи им. Ленина. Бастующие потребовали возврата на работу Анны Валентинович (Anna Walentynowicz) — члена свободных профсою­зов, а также повышения зарплаты на 1000 злотых. Затем оставшиеся на верфи рабочие объявили забастовку солидарности, а потом со­звали Всеобщий забастовочный комитет, сосредоточивший пред­ставителей промышленных предприятий региона трех городов. 17 августа ВЗК обнародовал 21 положение. Первое из них касалось права на создание независимых профсоюзов. 23 августа начинаются переговоры с правительством, которые завершаются 30 августа под­писанием соглашений (которые с тех пор называют Августовскими соглашениями). В ноябре после кризиса с регистрацией Независимый самоуправляемый профсоюз «Солидарность» регистрируется офици­ально. Во главе союза становится Лех Валенса (Lech Walesa). Вскоре число членов «Солидарности» достигает 9 500 000. «Солидарность» становится мощным общественным движением за национальное возрождение. Постепенно дело доходит до состояния двоевластия: коммунистическую партию оттесняют на оборонительные пози­ции. Происходит быстрая эрозия аппарата власти. «Солидарность» от самозащиты переходит к фазе построения самоуправления (в том числе, рабочего самоуправления) и альтернативных политических институтов. Драматическим и показательным образом дело доходит до противопоставления гражданского общества государству. После сентябрьского съезда «Солидарности» наступает период конфронта­ции со структурами власти. 13 декабря генерал ВойцехЯрузельский объявляет о создании Военного совета национального возрождения. Это означало военное положение. НСПС «Солидарность» объявля­ется незаконным. С этого момента он образует структуры подполь­ного государства. Эрозия коммунистической системы, неудачные попытки либеральных реформ в экономике без либерализации политической системы приводят, в конце концов, к налаживанию политического диалога между партийной элитой и оппозиционной контрэлитой. Венцом этих контактов явились переговоры за Круглым

столом весной 1989 г.

Случай «Солидарности» представляет собой превосходный пример образования гражданского общества в недемократических условиях. Она явилась самоограниченным общественным движени­ем, поскольку в ходе построения гражданского общества, не сумела подвергнуть сомнению ведущую роль коммунистической партии. Речь шла скорее о создании социальной сферы, которая не под­чинялась бы административно навязываемым государственным предписаниям. Более того, самоорганизующееся общество, по за­мыслу руководителей движения, должно было быть нацелено на то, чтобы вынудить власти с помощью, выдвигаемых снизу программ, провести глубокие социальные реформы. Самоограничение состо­яло в отказе от революционных целей. «Солидарность» применяла тактику мирных ненасильственных перемен.

«Нельзя, все же сказать, чтобы «Солидарности» не удалось перехватить власть — поскольку «Солидарность» никогда не пыта­лась этого сделать. Это удивительное самоограничение было одной - из его многих характерных черт (поскольку религиозность рабочего класса была иной), которые делают невозможным классифицировать «Солидарность», не пересматривая самых важных понятий, в том числе, и понятия «революция». «Солидарность» явилась попыткой совершения эволюционной революции. Вопрос же звучит так: может ли самоорганизующееся общество преобразовать политическую систему в рамках советской империи путем натиска снизу без при­менения насилия?» (Т. Дж. Эш./Т. G. Кзк/^Полъская революция. «Солидарность» 1980-1982»),

all-politologija.ru

Устав общественного движения... | Докипедия

Действующий

Утвержденобщим собранием учредителейОбщественного движения

Протокол [N , число, месяц, год]

1.1. Общественным движением является состоящее из участников и не имеющее членства массовое общественное объединение, преследующее социальные, политические и иные общественно полезные цели, поддерживаемые участниками общественного движения.

1.2. Полное наименование: Общественное движение [официальное название общественного объединения должно содержать указание на его организационно-правовую форму, территориальную сферу и характер его деятельности] (далее по тексту - Общественное движение).

1.3. Местом нахождения Общественного движения является [вписать нужное].

1.5. Деятельность Общественного движения основывается на принципах добровольности, равноправия, самоуправления и законности.

1.6. Деятельность Общественного движения является гласной, а информация об его учредительных и программных документах - общедоступной.

1.7. Общественное движение может вступать в союзы (ассоциации) общественных объединений.

1.8. Общественное движение может создавать филиалы и открывать представительства на территории Российской Федерации в соответствии с действующим законодательством. 1.9. Общественное движение является юридическим лицом с момента его государственной регистрации в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.

1.10. Общественное движение имеет в собственности или в оперативном управлении обособленное имущество, отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.

1.11. Общественное движение имеет самостоятельный баланс/смету.

1.12. Общественное движение вправе в установленном порядке открывать счета в банках на территории Российской Федерации и за пределами ее территории.

1.13. Общественное движение имеет печать с полным наименованием на русском языке.

1.14. Общественное движение вправе иметь штампы и бланки со своим наименованием, а также зарегистрированную в установленном порядке эмблему.

1.15. Члены Общественного движения не сохраняют прав на переданное ими Организации в собственность имущество, в том числе на членские взносы.

1.16. Члены Общественного движения не отвечают по обязательствам Организации, а Организация не отвечает по обязательствам своих членов.

1.17. Общественное движение осуществляет свою деятельность в пределах территории [вписать нужное].

2.1. Целями Общественного движения являются: [вписать нужное].

2.2. Для осуществления уставных целей Общественное движение имеет право:

- свободно распространять информацию о своей деятельности;

- участвовать в выработке решений органов государственной власти и органов местного самоуправления в порядке и объеме, предусмотренными настоящим Федеральным законом и другими законами;

- проводить собрания, митинги, демонстрации, шествия и пикетирование;

- учреждать средства массовой информации и осуществлять издательскую деятельность;

- представлять и защищать свои права, законные интересы своих членов и участников, а также других граждан в органах государственной власти, органах местного самоуправления и общественных объединениях;

- осуществлять в полном объеме полномочия, предусмотренные законами об общественных объединениях;

- выступать с инициативами по различным вопросам общественной жизни, вносить предложения в органы государственной власти;

- участвовать в выборах и референдумах в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

2.3. Общественное движение может осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению уставных целей, ради которых оно создано, и соответствующую этим целям.

2.4. Общественное движение может создавать хозяйственные товарищества, общества и иные хозяйственные организации, а также приобретать имущество, предназначенное для ведения предпринимательской деятельности.

2.5. Доходы от предпринимательской деятельности Общественного движения должны использоваться только для достижения уставных целей, а также на благотворительные цели.

3.1. Учредителями Общественного движения являются физические лица и юридические лица - общественные объединения, созвавшие общее собрание, на котором принимается Устав Общественного движения, формируются его руководящие и контрольно-ревизионный органы. Учредители Общественного движения - физические и юридические лица - имеют равные права и несут равные обязанности.

3.2. Учредители Общественного движения имеют право:

- получать информацию о деятельности Общественного движения;

- вносить на рассмотрение Правления и должностных лиц Общественного движения любые предложения о совершенствовании его деятельности;

- участвовать в мероприятиях, проводимых Общественным движением;

- избирать и быть избранными в руководящие и контрольно-ревизионный органы Общественного движения;

- контролировать деятельность руководящих органов Общественного движения;

3.3. Участие в движении является добровольным.

3.4. Участниками Общественного движения являются физические лица и юридические лица - общественные объединения, выразившие поддержку целям данного движения и (или) его конкретным акциям, принимающие участие в его деятельности без обязательного оформления условий своего участия. Участники общественного объединения - физические и юридические лица - имеют равные права и несут равные обязанности.

3.5. Участники Общественного движения имеют право:

- получать информацию о деятельности Общественного движения;

- участвовать в мероприятиях, проводимых Общественным движением.

4.1. Высшим руководящим органом Общественного движения является Съезд (Конференция).

dokipedia.ru

Как создать общественное движение

Как создать общественное движениеФеномен общественных движений не достаточно изучен нашей социологической наукой. А зря, так как именно с появления общественных движений нередко начинаются глубинные преобразования общества и его социальных структур.

Большевистской революции 1917 года предшествовала целая волна социалистических движений. Руководство КПСС хорошо понимало этот факт, и потому в школьный курс истории советской школы вошли разделы, посвященные петрашевцам (еще «досоциалистам» и «дореволюционерам»), политико-литературным кружкам Белинского и Герцена. Казалось бы: ну, собирался десяток человек на «квартирниках», чего-то обсуждал, спорил - ну, и что? Капля в моремногомиллионной России. Но из этих малочисленных кружков в последующие годы разродилось широкое и вполне массовое движение народников-социалистов. Далее оно раскололось и породило новые волны общественных движений, которые, пройдя вновь стадию кружков, уже марксистких, привели к созданию большевистской партии, а потом к революции и созданию одной из двух сверхдержав ХХ века - СССР, уже полноценного мирового проекта.

Партия хорошо осознавала начало этой новой эпохи, где собственно проходил первоначальный генезис социалистического проекта, потому и попала история этих малочисленных групп в школьные учебники советской поры.

Так же с невеликих кружков диссидентского движения началась страница краха советского проекта. Те же несколько десятков человек, собирающиеся на кухнях своих квартир, те же споры-обсуждения. Итог - переворот начала 90-х и грандиозная последующая за этим событием деформация общества.

Конечно же, все эти повороты истории не следует сводить к появлению тех или иных кружков и движений. Понятно, что за всеми этими «зигзагами истории» стоят и объективные причины. Но кроме объективных причин, толкающих историю вперед, существуют и причины СУБЪЕКТИВНЫЕ, то есть те, которые зависят от воли и действий конкретных людей соответствующей поры. Именно от действий таких людей и зависит конкретный поворот общественного развития, когда объективные законы эпохи подводят страны и народы к очередной точке бифуркации. Тут и становится важным, чьи идеи, чей общественный проект, какой социальный генезис возьмет верх над остальными течениями. Законы этого противоборства и приоткрывает нам изучение общественных движений. Потому так важно осознать законы общественного генезиса, как формируется ЭТО САМОЕ НАЧАЛО, как оформляется тот самый СУБЪЕКТИВНЫЙ ФАКТОР.

И ведь анализировать есть что. Даже оглянувшись на несколько десятилетий назад, мы видим пеструю картину общественных движений, представителей которых еще нетрудно встретить по жизни и узнать подробности зарождения и развития движения из первых уст. В особенности интересны те из общественных движений, что появились снизу, и развивались часто не только без государственной поддержки, но порой даже преодолевая государственное давление.

К таким движениям относятся: движение КСП, поисковое движение, коммунарское движение, диссидентское движение, движение хиппи, движение КЛФ (клубы любителей фантастики), движение меломанов (русский рок, кельтский фолк и т.д.), ролевое движение, Fido-net, движение клубов исторической реконструкции и т.д.

Проанализировав их, нетрудно увидеть некоторые закономерности, свойственные всем движениям.

1. Движения развиваются волнами. И хотя определенный сдвиг фаз между ними имеет место быть (какое-то началось чуть раньше, а какое-то чуть позже), все же все указанные выше движения последних десятилетий можно поделить на две большие группы.Движения 1960-85 гг. - первые шесть из перечисленных движений, и движения другой волны 1985-2010 (как мы думаем) гг. - последних четыре.

Есть еще несколько движений типа скаутского движения, но мы его (их) выносим за скобку, так как нам наиболее интересны движения, не имеющие государственной поддержки, а, следовательно, демонстрирующие особую живучесть. Также вынесем за скобку движения, способные найти экономическую нишу, а, следовательно, перешедшие на качественно иной уровень. К ним можно отнести явление частных новаторских школ, тренинговых компаний и т.д. К этому явлению мы еще обратимся в будущем.

2. Анализ движений показывает, что все они имеют определенное время жизни. Наиболее яркие - около 25 лет, менее развитые - около 12-13 лет, причем последние являются, как правило, не столько отдельными движениями, сколько фазами или отдельными ветками 25-летних. Это эмпирический закон. Время жизни имеет, судя по всему, объяснения в законах социальной динамики. В качестве примеров таких отдельных веток можно указать на движения пионерских штабов, макаренковских педотрядов, культармейства в 70-х - начале 80-х годов ХХ века - все они ответвления и составные части более крупного коммунарского движения, все используют одинаковый набор базовых форм существования (лагерь-сбор, откровенные разговоры, КТД - коллективные творческие дела, Советы Дела и т.д.).

3. Новые движения появляются на стыках старых и используют в своем ГЕНЕЗИСЕ отдельные формы и элементы движений старых, создавая новую комбинацию. Например, ролевое движение появилось на стыке коммунарского движения, клубов КЛФ, движения хиппи, и КСП. Различные формы существования этих движений были взяты на вооружение и ролевиками: от КЛФ была взята культура конвентов, из КСП вылупились менестрели, от хиппи еженедельные тусовки ролевиков в парках и скверах, от коммунарских Советов Дела ролевые «мастерятники». А скажем, движение диссидентов в формировании ролевиков не участвовало. В итоге ролевое движение оказалось полностью аполитичным, так как не переняло соответствующей традиции.

Таким, образом, от качеств старых движений, участвующих в генезисе, зависят и характерные черты, ценности и формы существования движения нового. В некотором смысле старые движения передают «эстафетную палочку» новому.

Отметим, что стык движений старых - это тоже некоторая организационная форма, некая пространственная среда – «инкубатор». Ролевики вылупились в среде педагогов-коммунаров, посещавших КЛФ-ную «Аэлиту»; само коммунарское движение формировалось в рамках «Фрунзенской коммуны» и лагеря «Орленок». Некоторые из движений имеют иностранное происхождение и потому первичный инкубатор вычислить намного сложнее, например, хиппи или Fido-net.

4. Движение не рождается без выделения удобного транслятора форм существования. Для КСП - это песенный слет в лесу + школа авторской песни, где учат играть на гитаре и писать стихи; для коммунаров - коммунарский сбор + СД, готовящее его; для ролевиков - это тренировки по фехтованию + Игры и коны; для Fido - конференции (прообраз форумов в Интернете) и т.д.

Собственно в «инкубаторе» и идет рождение удобных трансляторов. Как только они созданы, движение «вылупляется» и распространяется в массы.

5. Зависимость от доступности материальной базы тоже играет существенную роль в генезисе многих движений. Так движение КСП обязано своим распространением появлению магнитофона, а движение FIDO-net (фидошники, они же сетевики) было бы не возможно без появления персонального компьютера. Здесь важно отметить, что в случае если транслятор и мультипликатор явления (как в случае КСП) зависят от некого материального ресурса, то он должен иметь широкое распространение в массах.

Данный пункт хорошо согласуется с известным марксистским тезисом о необходимости роста производительных сил. Качественно новое явление, как правило, предполагает проявление этого роста, что хорошо видно на примерах распространения магнитофонов и компьютеров. В этом случае движение имеет повышенные шансы для перехода в новую более высокую фазу, подразумевающее укоренение нового быта, и новые качественные возможности в общественной структуре, но об этом далее.

6. Отдельная тема - это потребностная сфера появления движения. Для КСП - это отсутствие свободы слова и потребность его выразить, для ролевиков - дефицит раскрытия творческого образовательного потенциала в период схлопывания старых экономических ниш и т.д. Эта черта - следствие влияния объективных факторов на появление и развитие движений. Эти же факторы обусловлены динамикой развития общественной формации как таковой, историко-культурными особенностями, выработанными к этому времени в общественной ткани данной страны или народа.

Тем не менее, не говорить об этом нельзя, так как во многом появление движения есть Ответ на Вызов современной эпохи, когда общественные противоречия толкают группу инициаторов, порождающих необходимый транслятор, на поиск новой формы существования общественной жизни. Общий Ответ на сходные противоречия, базовый транслятор, определяющий новые формы жизнедеятельности, новый быт и традиции, формирующиеся в это время, предопределили особенность данной фазы общественного генезиса, которую Л. Гумилев определил как «консорция – или общность судьбы», отражая тот факт, что мы наблюдаем сходную реакцию на одни и те же противоречия.

7. Зарождение движения имеет свои фазы развития. Учитывая этот факт, имеет смысл выделить три типа возможных консорций.

Первый - номинальная фаза, или консорция первого порядка, коллектив от 7-10 до 30-40 человек. Таков, как правило, размер, единичной неформальной группы, часто маркируемый как неформальный клуб или общественно-социальный (или политический) кружок. Логика жизни консорции первого порядка имеет свои закономерности, прекрасно описанные в знаменитой работе Ланцберга и Кордонского «Технология группы». Обычное время жизни такого объединения - 3-4 года, после чего состав полностью обновляется, сохраняется лишь лидер группы плюс один-два-три сторонника-помощника, которые и создают видимость долголетия клуба (отряда, кружка и т.д.) как целого.

В некотором смысле, если считать данное объединение, как детище соответствующего лидера, его авторский проект, то такое представление имеет право на существование. Но с точки зрения общности личностного состава, его персоналий, клуб распадается и начинает новый цикл своей жизни. В жизни такого клуба есть свои подфазы существования, типа описанного «бунта стариков», подробности легко найти в упомянутой «Технологии группы», и потому здесь мы не будем на них останавливаться.

Консорция второго порядка - это совокупность нескольких объединений первого порядка (обычно от 3 до 10), умеющих сохранять некую организационную общность. В неформальной среде подобные объединения получили названия «кругов» или «систем».

Круг отличается от системы более высоким уровнем автономии базовых коллективов. Как правило, эта автономия стремится быть абсолютной и один клуб не может <влезть> в дела другого через оговоренные процессуальные механизмы, а оказывает влияние лишь посредством завоеванного ранее авторитета. Общность круга поддерживается участием в общих делах (сборы у коммунаров, игры у ролевиков, слеты у КСП, общие сообщества-форумы-эхи у фидошников и т.п.). Часто члены - первичные объединения такого круга разбросаны по разным городам, лишь время от времени съезжаясь на совместные дела и посещая друг друга в качестве гостей. Забавно, когда объединения, относящиеся к одному «подвиду» не знают друг друга, или не хотят знать, а порой и откровенно враждуют в рамках одного и того же города, а круг свой строят с иногородними объединениями. Это показатель того, насколько лидеры объединения дорожат своей автономией. Влияние иногородних членов круга всегда лишь опосредованное и потому нестрашное, регулярные выезды к «своим» в другой город помогают сплотить клуб во время такой поездки. Внутри же города может начаться конкуренция за лидерство, переход народа из клуба в клуб, на что лидеры клубов часто реагируют очень резко, вплоть до разрыва контактов.

Системы - это такие номинальные объединения первого порядка консорций, которым удалось преодолеть болезнь «автономизации». Как правило, они наоборот поощряют (или не препятствуют) переход из объединения в объединение, имеют совместную кадровую, а часто финансовую и материальную базу, свои координационные органы управления Системой в целом. Поэтому в отличие от кругов они нередко представляют объединение групп в рамках одного города. Как объединения они куда менее рыхлые, чем круги, и имеют куда больший организационный потенциал, что часто превращает их в лидеров среди иных кругов или как минимум поднимает авторитет на очень значительную высоту.

Системы легко решают проблемы кризиса номинальной фазы, когда через три года народ просто растекается по разным членам-группам системы, сохраняя былую общность. Таким образом, системы, а часто и круги, образовавшиеся из распада былой консорции первого порядка, продлевают свою жизнь до 7-10 лет. После этого периода кризис накрывает и эти типы объединений, выкашивая личный состав почти полностью. Как и отдельный клуб, система или круг могут начать новый цикл жизни, сохранив ядро лидеров.

Движение - это консорция третьего, высшего порядка. Как круги и системы состоят из отдельных клубов и кружков, так и движение в целом состоит из множества кругов и систем, живущих и умирающих в его теле. Поэтому в движении часто выделяют поколения, возглавляемые различными лидерами на разных этапах своего существования. Собственно, движениям и переходу к ним от консорций более низкого порядка и посвящена эта статья.

8. Движение после смерти, то есть окончания 25-летнего цикла, не всегда исчезает бесследно. Хотя и окончательный распад тоже возможен. Так почти полностью исчезли тимуровцы - движение 30-х годов, поглощенные войной; почти не оставили следа после себя в виде реально действующих и объединенных в единый общественный формат клубов коммунары. Отдельные разрозненные коммунарские клубы еще встречаются, но единого движения уже не представляюти интегрированы в рамки иных. Те же, которым удалось избежать гибели, например, КСП, переходят, по выражению того же Л. Гумилева, в «мемориальную фазу» своего существования.

Фаза эта очень интересна. По массовости движение в этой фазе может быть значительным. Например, Грушинский фестиваль КСП ежегодно собирает десятки и сотни тысяч поклонников. Но в то же время лидерство в общественной жизни такое движение теряет. Пассионарии, ищущиеи создающие новые формы жизни, группируются в рамках новых движений.

Авторитетность же движения в «мемориальной фазе» резко падает. Оно с трудом набирает новых членов, проигрывая битву за молодежь. Массовость же отдельным формам существования движения придает былое поколение, ностальгирующее по прошлой эпохе, благо численно за многие годы существования движение нарастило огромные толпы былых поклонников. Мемориальная фаза может длиться достаточно долго до физического вымирания таких ностальгирующих носителей. Впрочем, такое движение вполне может принять участие в генезисе новых, и потому сохранение его имеет некоторый смысл. В некоторых случаях оно может даже возродиться и пойти на новый цикл существования, как это бывает с консорциями более низких порядков. Но исторически таких прецедентов немного, и событие это редкое. В качестве примера можно назвать лишь поисковиков, переживших два цикла существования в качестве полноценного движения.

9. Переход в новое качество - та планка, которую необходимо движению взять для того, чтобы не раствориться и не отвердеть в реликтовой, мемориальной форме дальнейшего существования, отжив свой 25-летний цикл. Для этого движению необходимо занять социально-экономическую нишу в общественном разделении труда. Если общество признает за движением выполнение соответствующих функций, то движение перерастает эту свою форму существования и становится явлением совершенно другого порядка. Л. Гумилев называет подобную фазу генезиса общества - конвикцией.

Из общественных движений до конвикций доросли пионерское движение 20-30-х годов в СССР, скаутское движение начала века на Западе, из последних примеров, это, судя по всему, движение сетевиков. Начавшись в рамках FIDO-net, оно благополучно преобразовалось в ЖЖ и уверенно заняло нишу в общественной коммуникации. Переход от консорции к конвикции говорит о серьезной победе движения в деле трансформации общества и продолжении социального генезиса уже на качественно ином уровне развития.

Традиции и формы существования, выработанные движением, утверждаются в обществе уже на куда более весомый временной цикл, разрастаясь до целой общественной страты. Новый быт (бытиЕ) этой страты утверждается в общественной ткани. Возможно, поэтому Л. Гумилев определяет конвикцию, как «общность быта», а не судьбы, как это было с консорциями.

ВЫВОДЫ:- волна 1985-2010 года на исходе. Это значит, что мы входим в то время, когда старые движения начинают отдавать инициативу движениям новым. Генезис этих новых движений начинается сегодня. Так, например, появляется новая левая молодежная волна. Она уже вполне проявила себя, хотя ее развитие еще далеко не окончено, и не понятно, будет ли завершено. Но оранжевые революции в СНГ привлекли внимание к происходящим процессам в нынешней молодежной среде, и потому высветили еще незавершенный генезис. Отметим, что движения в отдельной волне зарождаются целым «пакетом» при небольшом сдвиге фаз, друг относительно друга.

Поэтому сейчас вероятность появление новых движений будет нарастать. Мы имеем шанс оказать влияние на генезис этой новой волны, так как роль Субъективного фактора в начальных фазах генезиса очень велика. От процесса зарождения напрямую зависят и те качества, которые будет нести в себе и культивировать новое движение. Если же мы упустим момент, то образовавшийся вакуум заполнят иные общественные движения, и мы упустим шанс создать субъекта изменения социального пространства в нужном ключе возрождения нашего общества. Ждать нового столь благоприятно момента тогда придется долго - 20-25 лет, до генезиса новой волны.- Для зарождения движения, способного стать опорой и зародышем новой общественной системы, необходимо создание «инкубаторов» на стыках уже существующих позитивных общественных движений. Необходимо помнить, что кроме упоминавшихся в данной работе движений, существует еще целая волна, относящаяся, по мнению автора, к негативным движениям, разрушающим нашу страну и общество. Например, движение скинхедов. Материалом для создания нового движения сейчас могут выступить ролевики, сетевики (как уже говорилось, Fido-net ныне переформатировался в ЖЖ), а также субкультуры тренинговых компаний и частного образования. Последние дают возможность движению перерасти себя и занять определенную экономическую нишу, а через некоторое время расширить эту нишу и перейти к конвикциям.

При этом хорошо бы, чтобы новое движение воспринимало себя как политический субъект - только так можно будет ставить вопрос о серьезном, нешуточном изменении общества как такового. Для этого необходимо пересечение и с мемориальными политическими движениями былой поры. Оживление молодежного политического сектора говорит о том, что подобный генезис сейчас вполне вероятен.- Новое движение с большой вероятностью будет сетевым, объединено единым информационным пространством, его элементами будут проектная форма существования, школы, тренинговые компании и игровые сессии, различные предприятия новой экономики.- Потребностная сфера для появления движения очевидна – возрастающее недовольство распадающейся системой образования и человеческого общежития, отсутствие вертикальных лифтов, дальнейшее социальное расслоение и т.д. Это обстоятельство будет заставлять людей искать компенсирующие формы, как это было с КСП, коммунарами, ролевиками, КЛФ и другими общественными движениями. Поиск будет идти как в области культуры, так и в области организации производства и политики.

Текст: Михаил Кожаринов, основатель и руководитель негосударственной школы «Перспектива», г.Москва

Фото из архива «Иной газеты»

Рекомендуемые ссылки:

Забудьте всё, что вы знали, потому что здесь другие законы.

Это не сказка и это не фантазия, это происходит здесь и сейчас, на улицах Москвы начала XXI века. Тысячелетняя война Света и Тьмы ведётся за умы и души людей, ведь магическую энергию Иные черпают из людских эмоций.

Это Мир Иных: Магов и вампиров, ведьм и оборотней и других существ стоящих над человеком. Каприз природы подарил им власть над Сумраком, другим слоем реальности, на котором происходят магические войны.

www.beriki.ru