Фридрих Ницше: «То, что нас не убивает, делает нас сильнее» - смысл. То что нас не убивает делает нас сильней


Фридрих Ницше: «То, что нас не убивает, делает нас сильнее»

У многих из нас есть собственная копилка любимых цитат. Эти высказывания великих людей вдохновляют нас в трудных ситуациях, ими можно украсить свою речь, употребить в переписке, на своей странице в социальных сетях. Кто-то выбирает особо понравившуюся цитату своим девизом, а кто-то делает с ней тату. Одной из любимых многими таких фраз является "Что не убивает нас, делает нас сильнее". Давайте познакомимся с ее автором, оригиналом, смыслом и прочими интересными подробностями.

Кто сказал: "То, что нас не убивает, делает нас сильнее?". Смысл

Автором крылатой фразы был весьма неоднозначный мыслитель Фридрих Ницше. Цитату понимают в разных смыслах, но суть толкований одна: только преодолев значительные трудности, а то и беды, пережив горе, человек станет поистине духовно сильной личностью.

Фраза, однако, была вырвана из контекста. Ницше не хотел вложить в нее романтический, мотивационный смысл и как-то призвать своих последователей не бояться жизненных невзгод. Эти слова связаны с его учением о сверхчеловеке.

Цитата в оригинале

Фридрих Ницше, как известно, был немцем. Поэтому интересно будет определиться, как "Что не убивает нас, делает нас сильнее" звучит на родном языке автора.

Was mich nicht umbringt, macht mich stärker - так будет выглядеть эта цитата на немецком.

Сверхчеловек Ницше

Фридрих Ницше много времени посвятил исследованию предельных возможностей людей. И он считал, что именно сверхчеловек может зайти за эти границы, чтобы стать тем, кем он есть. Отметим, что Ницше характеризовал сверхлюдей немаленьким списком качеств, где выход за пределы эмоциональных сил являлся всего лишь одним из пунктов.

Подробнее ознакомиться с этой темой вы можете, прочтя труд "Так говорил Заратустра". Сверхчеловек (Übermensch) у Ницше - это образ, которым он обозначал существо, которое духовным могуществом настолько превзойдет современных людей, насколько мы превосходим обезьян. Согласно гипотезе ученого, Übermensch - это следующая эволюционная ступень, которая последует за человеком.

Однако Ф. Ницше при этом отмечал, что сверхлюди уже есть среди нас, более того - они рождались давно. К этой категории он относил Юлия Цезаря, Ч. Борджиа, Наполеона.

Об авторе

Фридрих Вильгельм Ницше (Friedrich Wilhelm Nietzsche) - это немецкий философ, мыслитель, филолог, поэт, композитор. К тому же, он известен миру как создатель самобытного философского течения.

Если мы посмотрим на лейтмотив трудов Ницше, отметим его новые критерии оценки всей окружающей действительности. Он подставил под сомнение все существующие в его эпоху принципы и формы морали, культуры, искусства, общественных отношений.

Самыми известными его трудами выступают "Так говорил Заратустра", "По ту сторону добра и зла", "Сумерки идолов", "Антихрист", Ecce Homo.

Ницше и афористичность

Не секрет, что учение мыслителя разобрано на цитаты. Причина в том, что, будучи филологом по образованию, Ницше уделял большое значение стилю изложения своих мыслей и взглядов. Они не представлены у него стройной системой, а выступают в роли афоризмов - лаконичного краткого высказывания, полностью законченной мысли. В этой фразе автор пытается максимально сконцентрировать суть своих суждений и отразить контекст выражения.

Конечно, Ницше выбрал такой стиль изложения не для того, чтобы прославиться цитированием своих слов. Он много времени проводил в длительных прогулках, а также ему было сложно долго сидеть над записями - у мыслителя начинались сильные рези в глазах. В частности поэтому им была выбрана такая короткая и емкая форма повествования и рассуждения.

Как понять фразу?

Каждый из нас волен искать свой смысл во фразе "То, что нас не убивает, делает нас сильнее". Но все же давайте посмотрим, как ее понимают другие люди:

  • "Не нужно бояться трудностей и испытаний, "киснуть", если случилась неудача. Это все нужно нам, чтобы закалить свой характер".
  • "Нельзя пытаться избегать проблем, нужно не бояться встретить их лицом к лицу. Только тогда, преодолев их, мы получим бесценный жизненный опыт".
  • "Если вам сейчас плохо, это временно. Вы обязательно пройдете через испытание, преобразившись, став более сильными".
  • "Чтобы что-то понять, чего-то достичь, необходимо преодолеть препятствия, разочарования, боль. Только это сделает вас духовно сильной личностью".
  • "Человеку нужен отрицательный опыт, чтобы что-то понять, переосмыслить. Только личное переживание какой-либо трудности может оставить отпечаток на личности, характере, мировоззрении".
  • "Есть сложности и препятствия, которые могут раздавить человека морально - смерть близкого, потеря всего, чем дорожил, крах своих идеалов, веры, любви. Но, если он справится с собой, найдет силы идти дальше, жить и радоваться, это и будет его победой. Он стал сильным.".

Ницше не прав?

Не все вторят автору "Что не убивает, делает нас сильнее". Вот как люди объясняют свое несогласие с цитатой:

  • "Чем больше человек переживает трудностей, тем больше он становится равнодушнее, черствее. Но, сильнее ли?".
  • "Когда личность встречается с чем-то, что способно убить ее, духовно или физически, ей нужно стать жестокой, лишь бы победить это, не дать одолеть себя. Так что правильнее сказать: что не убивает нас, делает нас жестокими".
  • "Не все трудности и беды, с которыми встречается человек, обязательно сделают его сильными. Что-то лишит его веры в людей, доброты, доверчивости, веры в счастливое будущее. А некоторые трудности могут фактически свести с ума".
  • "Постоянно повторяющие беды приводят к неврозам, страхам, депрессиям, фобиям. Они делают человека озлобленнее, отчаяннее, но, вряд ли, сильнее".
  • "Фраза применима только к душевным испытаниям. Человека не сделает сильнее раковая опухоль, с которой он сумел справиться, серьезная травма, которая подкосила его здоровье, но не убила".
  • "Из этой фразы следует, что каждый когда-то встретится с таким испытанием, с которым не сможет справиться, и оно убьет его. Не очень-то оптимистичная цитата".

Что не убивает нас, делает нас сильнее?

Авторитет Фридриха Ницше, как и слова его авторства, так убедительны, что многие принимают им сказанное на веру. И продолжают жить по принципу: чем больше трудностей я пройду, тем сильнее буду как личность. Но так ли это?

Наверняка вас заинтересует любопытное исследование, которое провела команда ученых Калифорнийского университета (США) во главе с С. Чарлз. Специалисты, конечно, не пытались проверить именно актуальность гениальной фразы "Что нас не убивает, делает нас сильнее", но решили доказать тот факт, что негативный опыт приводит далеко не к хорошим последствиям.

В 1995 г. психолог Д. Альмейда (США, Пенсильвания) провел обширный опрос, в котором приняли участие 1483 разновозрастных респондента, мужчины и женщины. Им предлагалось оценить по 5-бальной шкале (от "никогда" до "всегда"), как часто за последний месяц они испытывали негативные состояния: чувствовали себя несчастными, ненужными, нервными. Люди должны были отметить также, сколько раз они ощущали состояние депрессии, чувство, что ничего не получается, весь мир против них.

В другой части теста респондент отмечал, находился ли он в состоянии стресса за день до участия в опросе. Последняя часть анкеты включала в себя вопросы о том, лечился ли когда-то участник от эмоциональных расстройств, затянувшейся депрессии и проч.

Через десять лет Д. Альмейда вновь попытался связаться с респондентами. Однако кого-то к тому времени уже не было в живых, кто-то не захотел проходить опрос повторно. В результате второй тест прошли 711 человек. Вопросы в анкете были теми же сами.

Группа ученых во главе с С. Чарлз проанализировала результаты исследований Д. Альмейды. То, что показала эта деятельность, в корне отрицало фразу "Что не убивает нас, делает нас сильнее!". Оказывается, чем чаще человек чувствовал десять лет назад себя ненужным, покинутым, бесполезным, впадал в депрессию и находился в стрессовых ситуациях, тем вероятнее, что в настоящее время он имеет серьезное психическое расстройство.

Конечно, такая тенденция индивидуальна. Кого-то трудности закаляют, а кого-то морально уничтожают. Но нельзя не отрицать тот факт, что жизненные неурядицы, слабые или сильные, могут не только укрепить психику, но и сильно ослабить ее. Поэтому фраза Ницше "Что не убивает нас, делает нас сильнее" актуальна не для всех и каждого.

Другие цитаты автора

Представим вам и менее известные афоризмы Фридриха Ницше, но такие же интересные, вдохновляющие и содержательные:

  • "Поверхностные люди всегда лгут. Ведь они лишены какого-то содержания".
  • "Я не понимаю, зачем злословить? Если хотите насолить кому-то, расскажите о нем какую-то правду".
  • "Победители не верят в случайности".
  • "Стадо ничем не привлекательно. Даже если оно следует за тобой".
  • "Кто беден любовью, тот поскупится даже на вежливость".
  • "Хороший брак строится на дружбе и таланте".
  • "Долг - это право других на нас".
  • "Опасность попасть под экипаж есть у человека, который выскочил из-под другого экипажа".
  • "Человек есть то, что он преодолел".
  • "Чрезмерность - лучший залог успеха".

Вот мы и познакомились поближе как с самой фразой, так и ее автором. Хоть она известна далеко не в том глубоком смысле, что вложил в нее Ницше, цитата весьма распространена, вызывает множество споров и рассуждений.

www.syl.ru

Все, что нас не убивает, делает нас сильнее?

ФОТО Getty Images 

Ницше был неправ, считает группа американских ученых во главе с Сьюзен Чарлз (Susan Charles) из Калифорнийского университета (США). Их исследования позволяют сделать вывод, что негативный опыт оказывает на многих из нас прямо противоположное воздействие1.

Еще в 1995 году психолог из Университета штата Пенсильвания Дэвид Альмейда (David M. Almeida) начал эксперимент, в котором приняли участие 1483 человека, мужчины и женщины разных возрастов. Им было предложено пройти два теста. В первом требовалось оценить по шкале от 1 до 5 (где 1 означало «никогда», а 5 — «всегда»), как часто в течение последних 30 дней они ощущали себя: а) бесполезными/безнадежными/нервными/ дергаными/ беспокойными, б) как часто им казалось, что все, что они делают, требует больших усилий, в) как часто им бывало так грустно, что ничто, казалось, не могло их развеселить.

читайте также7 фактов о депрессии

Во втором тесте участников просили ответить, испытывали ли они какой-либо из указанных видов стресса за день до опроса. Виды стресса включали в себя споры, ситуации, в которых воздержались от назревавших споров, проблемы на работе, проблемы дома, переживания по поводу проблем друзей. И наконец, респондентов спросили, приходилось ли им в течение предыдущего года лечиться от тревоги, депрессии или любого другого эмоционального расстройства.

По прошествии 10 лет Дэвид Альмейда попробовал снова связаться с теми же респондентами. Кто-то уже умер, кто-то отказался во второй раз принимать участие в опросе, кто-то переехал. Откликнулись около половины участников — 711 человек от 25 до 74 лет. Альмейда попросил их оценить по той же шкале, как часто они испытывали различные отрицательные эмоции в течение последних 30 дней. Он также снова спросил, приходилось ли им лечиться от каких-то эмоциональных расстройств в течение последних 12 месяцев.

читайте также

Как наш стресс отражается на здоровье наших детей?

Результаты двух опросов были проанализированы группой ученых из разных американских университетов. Они обнаружили, что, вопреки идее Ницше, казалось бы, мелкие источники повседневного стресса, случившегося в прошлом, оказали долгосрочное влияние на психическое здоровье респондентов.

«Чем чаще люди ощущали себя бесполезными/безнадежными/нервными/ дергаными/беспокойными (хотя им еще не требовалось лечение по поводу психических расстройств), тем с большей вероятностью 10 лет спустя у них развивалось психическое расстройство», — делают вывод авторы.

Конечно, причина может быть в личных особенностях, а не в сложных обстоятельствах. Понятно, что разные люди по-разному реагируют на схожие неприятные события. Что одного человека заставит чувствовать себя ничтожеством, на то другой лишь махнет рукой. Тем не менее результаты исследования показывают, что для некоторых людей даже небольшие неурядицы могут иметь негативные последствия — ослабляя, а не укрепляя психику. Другими словами, чем болезненней мы воспринимаем повседневные мелкие трудности, тем уязвимей окажется в будущем наше психическое здоровье. Так что крылатая фраза Ницще если и справедлива, то, увы, не для всех.

Подробнее см. на сайте издания The Economist.

1 Psychological Science, May 2013, vol. 24, № 5.

Читайте также

«Меня всегда учили, что болезнь — наказание, страдания — наказание, и, в конце концов, сама жизнь — наказание. А теперь я читаю Ницше и понимаю: болезнь — вызов, страдание — вызов, и жизнь — вызов».

Когда мы задаемся вопросом, в чем смысл жизни, это указывает на то, что мы утратили живую эмоциональную связь с миром, уверен психолог Илья Латыпов.

www.psychologies.ru

То, что не убивает нас, делает нас сильнее - Сайт психолога

Эти замечательные слова когда-то сказал Фридрих Ницше, и в новой статье очень хочется посмотреть на эту фразу с психологической точки зрения. Что нас «не убивает»? Наверное, что-то тяжелое, болезненное, катастрофическое, что приносит огромную фрустрацию, но при этом оставляет нас физически вполне функционирующими. Почему это что-то «делает нас сильнее»? Как ни странно, именно негативные ситуации в большей степени чем позитивные приводят к очень серьезному скачку в душевном развитии человека и могут спровоцировать значимые изменения в его мировоззрении. Известны случаи, когда неожиданные тяжелые события меняли курс жизни людей. Например, человек живет по инерции, почти не задумываясь, каждый день похож на предыдущий, и все в порядке, но вдруг – случайность, он чудом избегает смерти в страшной аварии. Такое глобальное расшатывание всей системы может натолкнуть на вопросы о смысле жизни, истинных желаниях и многом другом. В итоге мысли могут привести к интересным переменам, когда люди меняют образ жизни, призвание, ценностные приоритеты. Но конечно, в момент, когда больно, тяжело, страшно, вряд ли мы думаем о перспективах позитивных перемен.Можно обратить внимание, что для каждого человека это «не убивает» совсем разное – для кого-то это серьезная болезнь, для кого-то неудача на работе, для третьего – царапина на автомобиле. У каждого свой порог чувствительности – кто-то не переносит уколов, а кто-то может выдержать операцию без анестезии, это пример из физических проявлений. А что насчет душевных? Почему мы чувствительны к одному и нечувствительны к другому, почему одна сложная ситуация вводит нас в депрессию, а с другой мы справляемся легко? Дело в том, что в каждом человеке есть «болевые точки», особенно  о них можно говорить очевидно, если реакция на ситуацию несоразмерно больше, чем стоит того повод. Например, вы звоните человеку, а он отвечает, что не может пока говорить и быстро кладет трубку – и вы испытываете обиду; или вы опоздали на встречу к человеку, а он расценил это как оскорбление и устроил вам скандал и т.д. Таких примеров очень много, и мы часто сами не замечаем эту несоразмерность, несоответствие реакции ситуации. Для одного, казалось бы, ничего страшного не случилось, а для другого – это целая трагедия. Почему так? Все дело в структуре нашей личности, характера, в установках. В моменты, когда нам душевно тяжело, хоть умом мы понимаем, что повод почти незначимый и даже пустяковый, стоит задуматься, а что внутри мешает пережить это событие на более оптимистичной волне? Это не значит, что нужно делать вид, что все хорошо, наоборот, если вы, например, чувствуете обиду, стоит поплакать, получить утешение. Переживания лучше не глушить, ведь это потребует много сил и энергии. Но можно попробовать понять, почему вам так плохо, больно и мучительно.Упражнение: Вспомните подобное событие в жизни и попробуйте «включиться» в ощущения, в то состояние. Что чувствует тело, какие у вас мысли, переживания, ассоциации, события из прошлого опыта со сходными ощущениями, что вспоминается? Попробуйте сесть и отразить все это на листочке или проговорить то, что вас мучает. Отпустите на время голос разума, который говорит, что все это ерунда, и вы зря переживаете.Включившись в свое переживание, вы можете узнать о себе довольно много неожиданного, если будете открыты своим чувствам.

baroflight.ru

Что нас не убивает, делает нас сильнее

Самую главную опасность для нашего душевного равновесия, составляют не проблемы, которые каждый день вокруг нас, а то, как мы относимся к своим проблемам. Самая большая опасность для нас составляет скорее не сама проблема, а что она после себя несёт, то состояние дискомфорта, разочарованности, бессилия.  Сама проблема не отражается на нашем состоянии физическом, но чувства, которые она приносит — могут погубить.

Нужно проводит чёткое различие между тем, что происходит, и нашей реакцией на происходящее. Запомните, любую проблему можно решить, главное как это сделать, нанеся себе и окружающим минимум вреда. Мы не всегда в силах повлиять на то, что происходит. Но повлиять на своё состояние можем. Многие успешные люди выработали в себе силы принимать проблемы жизни, как естественное явление, и управлять своей реакцией на ситуацию. Почему же нам так сложно этому научиться.

Сперва необходимо понять: «что нас не убивает,  делает нас сильнее». Научитесь относиться к проблемам, как к урокам жизни. Из любой проблемы можно научиться чему то новому. Смотрите на проблему, как на возможность приобрести новый опыт в том, что Вам ещё до сих пор не знакомо.

Не считайте проблему неразрешимой. Всегда всё можно изменить, главное этого желать. Не опускайте руки и не сдавайтесь. Обычно мы тратим больше энергии на переживания проблемы, нежели на её решение, хотя должно быть наоборот.

Не допускайте, чтобы проблема затрагивала все сферы жизни. Если в какой то сфере вашей жизни произошла проблемная ситуация, не допускайте что бы она отразилась на другие сферы жизни. Что случилось на работе, должно оставаться на работе, что в семье-в семье.

Не считайте причиной возникновения проблемы свои личные качества. Смотрите на проблему как на новый вызов своим возможностям, не укоряйте себя, а решайте проблему, не будьте жалким. Судьба любит сильных.

Не ждите пока проблема исчезнет, а решайте её.  Как любая сильная личность, отнеситесь к проблеме, как к задаче, которую нужно решить. Не относитесь к проблеме слишком серьёзно, а постарайтесь решить её. Решив одну проблему в своей жизни, мы встретим другую, третью, четвёртую… Со временем мы научимся решать все проблемы разом, как задачу со множеством решениями.

Расширяйте свои взгляды.  Смотрите на проблему со всех сторон, ведь решение на ту или иную задачу может быть самым неожиданным.

Именно решая проблемы, мы сможем достичь успеха, ведь только тогда мы заставляем себя задуматься, что является тренировкой для нашего серого вещества. Решая проблемы, мы развиваем в себе уйму хороших качеств. Не существует проблем, решив которые  Вас не ждала бы награда, Вы хозяин ситуации, а не наоборот.

Существуют три вида проблем, а соответственно и вида их решения. Подумайте, какой вид проблемы у Вас и как решить её, исходя из вида:

  1. Проблемы, которые мы можем контролировать непосредственно. Их мы можем решить меняя свои привычки. Например, проблема нехватки денег. Что б решить эту проблему, мы должны изменить привычку тратить деньги на всё подряд и научиться экономить.
  2. Проблемы, которые мы можем решить косвенно. Их решить мы сможем лишь поменяв сферу влияния, т.е. научившись чему то новому, обретя опыт, поменяв свои взгляды на жизнь
  3. Проблемы, которые находятся вне нашего контроля. Обычно такие проблемы нам не решить, и единственное что остаётся-взять себя в руки и не расстраиваться.

Принцип решения проблемы каждого из вида состоит из шести несложных шагов:

1.        Подумайте, что полезного в этой проблеме? Из любой проблемы можно извлечь урок. Подумайте, какой урок преподносит конкретно эта проблема.2.       Какие недостатки моей жизни способствовали проблеме? Ответив на этот вопрос  Вы избавитесь от чувства жертвы. Возможно, проблемы возникла не из-за Вас, а из-за кого то другого.3.       Что я должен сделать, чтобы не попадать вновь в такое положение? Подумайте, какие действия Вам необходимо сделать, что бы вновь не столкнуться с данной проблемой.4.       Какие пути решения существуют? Подумайте о ВСЕХ вариантах решения проблемы, поверьте, их очень много. Взгляните на ситуацию с разных сторон.5.       Какое решение самое оптимальное? Взвесив все «за» и «против» выберете одно, самое верное решение.6.       Как решение проблемы сможет доставить мне удовольствие? Простыми словами к каким перспективам ведёт решение той или иной проблемы.

Жизнь полна сложных ситуаций, и нельзя сказать, что кому то легче, кому то сложнее. У всех, когда то случались проблемы, но лишь сильные личности находили достойные пути выхода из ситуации. Жизнь не наказывает нас, а воспитывает, и то что нас, не убивает, делает наш сильнее.

Если Вам понравилась статья, пожалуйста поделитесь ей в соц. сетях, с помощью кнопок выше. Это очень нам поможет!34

your-happy-life.com

Психологии доказали: «То, что нас не убивает, делает сильнее»

Все мы знаем фразу «То, что нас не убивает, делает сильнее». Американским психологам удалось с помощью исследования доказать, что это не просто слова. Жизненные испытания действительно делают сильнее! А если сделать анализ жизни успешных людей, то в биографии многих из них, можно найти периоды серьезных испытаний. Исследование, посвященное влиянию неблагоприятных жизненных событий на психическое здоровье, показало, что испытания учат человека лучше адаптироваться и быстрее восстанавливать душевное равновесие. Если у Вас сейчас сложный период в жизни, держитесь! Подробнее об исследовании здесь…

Жизненные испытания действительно делают сильнее

Участники исследования сообщали о негативных событиях, произошедших на протяжении всей их жизни; также у них регистрировали некоторые показатели психического здоровья.

По данным других исследований, жизненные испытания отрицательно сказываются на психическом здоровье и благополучии.

В данном исследовании участвовали 2389 человек. Ученые обнаружили, что люди, сталкивавшиеся с неблагоприятными жизненными событиями, обладают более крепким психическим здоровьем и благополучием, чем те, кто с ними не сталкивался.

«Мы проанализировали влияние неблагоприятных событий на такие показатели как общее психическое истощение, функциональные нарушения, посттравматический стресс, удовлетворение жизнью. Согласно более ранним исследованиям, неблагоприятные жизненные события оказывают прямое отрицательное влияние на показатели психического благополучия. Однако нам удалось обнаружить U-образную связь, то есть у людей, перенесших большое количество жизненных неприятностей, а также у людей, вообще их не переносивших, выявляются хорошие показатели психического здоровья и удовлетворенности жизнью», — объясняет главные автор исследования Mark Seery (Университет Баффало, США).

Также выяснилось, что люди, сталкивавшиеся ранее с жизненными испытаниями, лучше, чем другие, справлялись с недавними неблагоприятными событиями.

Хотя невозможно установить причинно-следственную связь, авторы исследования предполагают, что, в какой-то степени, жизненные испытания учат сохранять и восстанавливать душевное равновесие.

«Хотя мы брали в расчет только серьезные жизненные испытание, такие как потеря любимого человека, по всей вероятности, менее трагические события также способствуют выработке душевной стойкости», — добавляет Mark Seery.

По материалам «Journal of Personality and Social Psychology».Подготовила Анастасия Мальцева. Источник: Medlinks.ru

P.S. Материал был рекомендован к публикации Ольгой Тутиной (постоянной читательницей блога и участницей дистанционного тренинга «АнтиСкука» ). Публикуя результаты исследований на блоге, я надеюсь на то, что это поможет многим людям с достоинством принять и преодолеть жизненные испытания. Все проходит. То, что нас не убивает, делает сильнее. Благодарю Вас Ольга!

С уважением,Дмитрий Пославский.

Похожие записи:

Георгий Трофимов: «Я начал бизнесс нуля, 5 месяцев назад. Мой совет — Действуйте!» 15 историй успеха, которые сломают Ваше «невозможно»Ирина Тарасова: «За 6 месяцев я похудела на 9 кг, и вышла на ежемесячный доход $1000 Взлететь вверх поможет верное определение целиЛюдмила Терентьева: «Запомни, нужно пробовать! Даже если ошибаешься — снова пробуй!

Понравилось? Отправьте ссылку друзьям ↓↓↓↓↓(смело жмите на кнопку откроется новое окно)

www.geniusmaster.name

Ницше Ф.. Библиотека избранных сочинений. То, что не убивает нас, делает нас сильнее

Ницше Ф.

Фри́дрих Ви́льгельм Ни́цше (нем. Friedrich Wilhelm Nietzsche; 15 октября 1844 — 25 августа 1900) — немецкий философ, культуролог, представитель иррационализма. Он подверг резкой критике религию, культуру и мораль своего времени и разработал собственную этическую теорию. Ницше был скорее литературным, чем академическим философом, и его сочинения носят афористический характер. Философия Ницше оказала большое влияние на формирование экзистенциализма и постмодернизма, и также стала весьма популярна в литературных и артистических кругах. Интерпретация его трудов довольно затруднительна и до сих пор вызывает много споров.

Биография

Родился в Рёккене (недалеко от Лейпцига, восточная Германия), в семье лютеранского пастора Карла Людвига Ницше (1813—1849). Во время обучения в гимназии проявил значительные способности к филологии и музыке. В 1864-69 Ницше изучал теологию и классическую филологию в Боннском и Лейпцигском университетах. В этот же период познакомился с сочинениями Шопенгауэра и стал поклонником его философии. На развитие Ницше также благоприятно повлияла дружба с Рихардом Вагнером, продолжавшаяся многие годы. В возрасте 23 лет был призван в прусскую армию и зачислен в конную артиллерию, но, получив травму, демобилизовался.

Ницше был блестящим студентом и приобрёл прекрасную репутацию в научных кругах. Благодаря этому он уже в 1869 году получил должность профессора классической филологии Базельского университета (в возрасте всего 25 лет). Там он проработал около 10 лет, несмотря на многочисленные болезни. Вопрос о гражданстве Ницше до сих пор вызывает острые разногласия. Согласно одним источникам, он оставался лицом без гражданства после отказа от гражданства Пруссии в 1869 году; однако другие источники утверждают, что Ницше стал гражданином Швейцарии.

В 1879 году Ницше был вынужден уйти в отставку по состоянию здоровья. В 1879-89 годах он вёл образ жизни независимого писателя, переезжая из города в город, и создал в этот период все свои основные произведения. Лето Ницше обычно проводил в Швейцарии (в окрестностях горы Санкт-Мориц (Граубюнден), а зиму в итальянских городах Генуя, Турин и Рапалло и французской Ницце. Он весьма бедно жил на пенсию по инвалидности от университета Базеля, но также получал финансовую помощь от своих друзей. Доходы Ницше от публикации своих произведений были минимальными. Популярность пришла к нему лишь после смерти.

Творческая деятельность Ницше оборвалась в начале 1889 года в связи с душевной болезнью, состоявшей в неадекватном и беспорядочном поведении, мании величия и утрате способности к умственной работе. Возможно, болезнь была вызвана сифилисом, но её предыдущее течение было нетипичным для сифилиса. С тех пор Ницше проживал в Германии, где о нём заботились мать и сестра. Скончался 25 августа 1900 г в психиатрической лечебнице в Веймаре.

Философия

Философия Ницше не организована в систему. «Волю к системе» Ницше считал недобросовестной. [1] Его изыскания охватывают все возможные вопросы философии, религии, этики, психологии, социологии и т. д. Наследуя мысль Шопенгауэра, Ницше противопоставляет свою философию классической традиции рациональности, подвергая сомнению и вопрошанию все «очевидности» разума. Наибольший интерес у Ницше вызывают вопросы морали, «переоценки всех ценностей». Ницше одним из первых подверг сомнению единство субъекта, причинность воли, истину как единое основание мира, возможность рационального обоснования поступков. Его метафорическое, афористическое изложение своих взглядов снискало ему славу великого стилиста. Однако, афоризм для Ницше не просто стиль, но философская установка — не давать окончательных ответов, а создавать напряжение мысли, давать возможность самому читателю «разрешать» возникающие парадоксы мысли.

Ницше уточняет шопенгауэровскую «волю к жизни» как «волю к власти», поскольку жизнь есть ничто иное, как стремление расширять свою власть. Однако, Ницше критикует Шопенгауэра за нигилизм, за его отрицательное отношение к жизни. Рассматривая всю культуру человечества как способ, каким человек приспосабливается к жизни, Ницше исходит из примата самоутверждения жизни, ее избытка и полноты. В этом смысле всякая религия и философия должна прославлять жизнь во всех ее проявлениях, а все, что отрицает жизнь, ее самоутверждение, — достойно смерти. Таким великим отрицанием жизни Ницше считал христианство. Ницше первым заявил, что «нет никаких моральных феноменов, есть только моральное истолкование феноменов» [2], тем самым подвергнув все моральные положения релятивизму. Согласно Ницше, здоровая мораль должна прославлять и укреплять жизнь, ее волю к власти. Всякая иная мораль — упадочна, есть симптом болезни, decadence. Человечество инстинктивно использует мораль для того, чтобы добиваться своей цели — цели расширения своей власти. Вопрос не в том, истинна ли мораль, а в том, служит ли она своей цели. Такую «прагматическую» постановку вопроса мы наблюдаем у Ницше в отношении к философии и культуре вообще. Ницше ратует за приход таких «свободных умов», которые поставят себе сознательные цели «улучшения» человечества, умы которых уже не будут «задурманены» никакой моралью, никакими ограничениями. Такого «сверхнравственного», «по ту сторону добра и зла» человека Ницще и называет «сверхчеловеком».

В отношении познания, «воли к истине» Ницше опять же придерживается своего «прагматического» подхода, спрашивая «для чего нам нужна истина?» Для целей жизни истина не нужна, скорее иллюзия, самообман ведут человечество к его цели — самосовершенствованию в смысле расширения воли к власти. Но «свободные умы», избранные должны знать правду, чтобы мочь управлять этим движением. Эти избранные, имморалисты человечества, созидатели ценностей должны знать основания своих поступков, отдавать отчет о своих целях и средствах. Этой «школе» свободных умов Ницше посвящает многие свои произведения.

Мифология

Образность и метафоричность произведений Ницше позволяет выделить у него определенную мифологию:

  • Ницше исходит из двойственности (дуализма) культуры, где борются начала Аполлона и Диониса. Аполлон (греческий бог света) символизирует собой порядок и гармонию, а Дионис (греческий бог виноделия) — тьму, хаос и избыток силы. Эти начала не равнозначны. Темный бог древнее. Сила вызывает порядок, Дионис порождает Аполлона. Дионисийская воля (der Wille — в германских языках означает желание) всегда оказывается волей к власти — это интерпретация онтологической основы сущего. Ницше подобно Марксу испытал влияние дарвинизма. Весь ход эволюции и борьба за выживание (англ. struggle for existence) не что иное, как проявление этой воли к власти. Больные и слабые должны погибнуть, а сильнейшие — победить. Отсюда афоризм Ницше: «Падающего толкни!», который следует понимать не в том упрощённом смысле, что не следует помогать ближним, но в том, что самая действенная помощь ближнему — дать ему возможность достигнуть крайности, в которой можно будет положиться только на свои инстинкты выживания, чтобы оттуда возродиться или погибнуть. В этом проявляется вера Ницше в жизнь, в её возможность самовозрождения и сопротивления всему роковому. «То, что не убивает нас, делает нас сильнее»!
  • Как от обезьяны произошел человек, так в результате этой борьбы человек должен эволюционировать в Сверхчеловека (Übermensch). Разум и все т. н. духовные ценности — это всего лишь орудие для достижения господства. Поэтому сверхчеловек отличается от простых людей прежде всего несокрушимой волей. Это скорее гений или бунтарь, чем правитель или герой. Подлинный сверхчеловек — это разрушитель старых ценностей и творец новых. Он господствует не над стадом, а над целыми поколениями. Однако воля не имеет поступательного движения вперед. Её основными врагами являются собственные проявления, то, что Маркс называл силой отчуждения духа. Единственные оковы волевого человека — это его собственные обещания. Создавая новые ценности, сверхчеловек порождает культуру — Дракона или Духа тяжести, подобно льду, сковывающему реку воли. Поэтому должен прийти новый сверхчеловек — Антихрист. Он не разрушает старые ценности. Они исчерпали себя сами, ибо, утверждает Ницше, Бог мертв. Наступила эпоха европейского нигилизма, для преодоления которого Антихрист должен создать новые ценности. Смиренной и завистливой морали рабов он противопоставит мораль господ. Однако потом будет рожден новый Дракон и придет новый сверхчеловек. Так будет до бесконечности, ибо в этом проявляется вечное возвращение. Одним из основных понятий в философии Ницше является decadence (декаданс).

Цитаты

«"Цель", "надобность" достаточно часто оказываются лишь благовидным предлогом, добавочным самоослеплением тщеславия, не желающего признаться, что корабль следует течению, в которое он случайно попал»

«...Как будто ценности скрыты в вещах и все дело только в том, чтобы овладеть ими!»

«Ах, как удобно вы пристроились! У вас есть закон и дурной глаз на того, кто только в помыслах обращен против закона. Мы же свободны - что знаете вы о муке ответственности в отношении самого себя!»

«Вся наша социология не знает другого инстинкта, кроме инстинкта стада, т.е. суммированных нулей, - где каждый нуль имеет «одинаковые права», где считается добродетелью быть нулем…»

«Добродетель опровергается, если спрашивать, «зачем?»…»

«Если вы хотите высоко подняться, пользуйтесь собственными ногами! Не позволяйте нести себя, не садитесь на чужие плечи и головы!»

«Если долго всматриваться в бездну - бездна начнет всматриваться в тебя»

«Есть два вида одиночества. Для одного одиночество - это бегство больного, для другого - бегство от больных»

«Есть два пути избавить вас от страдания: быстрая смерть и продолжительная любовь»

«Каждый малейший шаг на поле свободного мышления и лично формируемой жизни всегда завоевывается ценой духовных и физических мучений»

«Критика новейшей философии: ошибочность отправного пункта, будто существуют «факты сознания» - будто в области самонаблюдения нет места феноменализму»

«Кто подвергается нападкам со стороны своего времени, тот еще недостаточно опередил его - или отстал от него»

«Мы — наследники совершавшихся в течение двух тысячелетий вивисекции совести и самораспятия.»

«Наедине с собою мы представляем себе всех простодушнее себя: таким образом мы даем себе отдых от наших ближних»

«Ничто не покупается за большую цену, чем частица человеческого разума и свободы…»

«Ничто не поражает так глубоко, ничто так не разрушает, как «безличный долг», как жертва молоху абстракции…»

«Познавший самого себя - собственный палач»

«С человеком происходит то же, что и с деревом. Чем больше стремится он вверх, к свету, тем глубже уходят корни его в землю, вниз, в мрак и глубину - ко злу.»

«Смерть достаточно близка, чтобы можно было не страшиться жизни»

«Человек понемногу стал фантастическим животным, которое в большей степени, чем любое другое животное, тщится оправдать условие существования: человеку должно время от времени казаться, что он знает, почему он существует, его порода не в состоянии преуспевать без периодического доверия к жизни, без веры в разум, присущий жизни»

«Человек предпочитает желать небытие, нежели вообще не желать»

«Человечество является скорее средством, а не целью. Человечество является просто подопытным материалом»

«Чтобы моральные ценности могли достигнуть господства, они должны опираться исключительно на силы и аффекты безнравственного характера.»

«Я не бегу близости людей: как раз даль, извечная даль, пролегающая между человеком и человеком, гонит меня в одиночество»

«…Но то, что убеждает, тем самым еще не становится истинным: оно только убедительно. Примечание для ослов.»

  • «Бог умер» (Эта фраза встречается в произведении "так говорил Заратустра")
  • «Бог мертв; из-за сострадания своего к людям умер Бог» («Так говорил Заратустра», глава «О сострадательных»)
  • «„Сам Бог не может существовать без мудрых людей“, — сказал Лютер, и с полным правом; но „Бог ещё менее может существовать без неумных людей“ — этого Лютер не сказал!»
  • «Если Бог хотел стать предметом любви, то ему следовало бы сперва отречься от должности судьи, вершащего правосудие: судья, и даже милосердный судья, не есть предмет любви»
  • «Злой бог нужен не менее доброго — ведь и своим собственным существованием ты обязан отнюдь не терпимости и филантропии… Какой прок от бога, которому неведомы гнев, зависть, хитрость, насмешка, мстительность и насилие?»
  • «Без догматов веры никто не смог бы прожить и мгновения! Но тем самым догматы эти еще отнюдь не доказаны. Жизнь вовсе не аргумент; в числе условий жизни могло бы оказаться и заблуждение»
  • «Темой для великого поэта могла бы стать скука Всевышнего после седьмого дня Творения»
  • «В каждой религии религиозный человек есть исключение»
  • «Верховный тезис: „Бог прощает кающемуся“, — то же в переводе: прощает тому, кто покорствует жрецу…»
  • «Догмат о „непорочном зачатии“?.. Да ведь им опорочено зачатие…»
  • «Чистый дух — чистая ложь»
  • «Фанатики красочны, а человечеству приятнее видеть жесты, нежели выслушивать доводы»
  • «Слово „христианство“ основано на недоразумении; в сущности, был один христианин, и тот умер на кресте»
  • «Основатель христианства полагал, что ни от чего не страдали люди сильнее, чем от своих грехов: это было его заблуждением, заблуждением того, кто чувствовал себя без греха, кому здесь недоставало опыта!»
  • «Учение и апостол, который не видит слабости своего учения, своей религии и т. д., ослеплённый авторитетом учителя и благоговением к нему, обыкновенно обладает большей силой, чем учитель. Никогда ещё влияние человека и его дела не разрастались без слепых учеников»
  • «Вера спасает, — следовательно, она лжёт»
  • «Буддизм не обещает, а держит слово, христианство обещает всё, а слова не держит»
  • «Мученики только вредили истине»
  • «Человек забывает свою вину, когда исповедуется в ней другому, но этот последний обыкновенно не забывает её»
  • «Кровь — самый худший свидетель истины; кровью отравляют самое чистое учение до степени безумия и ненависти сердец»
  • «Добродетель только тем дает счастье и некоторое блаженство, кто твёрдо верит в свою добродетель, — отнюдь не тем более утончённым душам, чья добродетель состоит в глубоком недоверии к себе и ко всякой добродетели. В конце концов и здесь „вера делает блаженным“! — а не, хорошенько заметьте это, добродетель!»
  • «Моральные люди испытывают самодовольство при угрызениях совести»
  • «Школа выживания: что нас не убивает, делает нас сильнее»
  • «Любите, пожалуй, своего ближнего, как самого себя. Но прежде всего будьте такими, которые любят самих себя»
  • «Еврей-биржевик есть самое гнусное изобретение всего человеческого рода.» (Данная фраза была дописана сестрой Ницше, в годы его безумия, сам Ницше презирал антисемитов)
  • «Идёшь к женщине — бери плётку»
  • «Без музыки жизнь была бы ошибкой»
  • «Благословенны забывающие, ибо не помнят они собственных ошибок»

Произведения

Основные произведения

  • «Рождение трагедии, или Эллинство и пессимизм» (Die Geburt der Tragödie, 1871)
  • «Несвоевременные размышления» (Unzeitgemässe Betrachtungen, 1872—1876)
  1. «Давид Штраус в роли исповедника и писателя» (David Strauss: der Bekenner und der Schriftsteller, 1873)
  2. «О пользе и вреде истории для жизни» (Vom Nutzen und Nachtheil der Historie für das Leben, 1874)
  3. «Шопенгауэр как воспитатель» (Schopenhauer als Erzieher, 1874)
  4. «Рихард Вагнер в Байрейте» (Richard Wagner in Bayreuth, 1876)
  • «Человеческое, слишком человеческое. Книга для свободных умов» (Menschliches, Allzumenschliches, 1878)
  • «Смешанные мнения и изречения» (Vermischte Meinungen und Sprüche, 1879)
  • «Странник и его тень» (Der Wanderer und sein Schatten, 1879)
  • «Утренняя заря, или мысли о моральных предрассудках» (Morgenröte, 1881)
  • «Веселая наука» (Die fröhliche Wissenschaft, 1882, 1887)
  • «Так говорил Заратустра. Книга для всех и ни для кого» (Also sprach Zarathustra, 1883—1887)
  • «По ту сторону добра и зла. Прелюдия к философии будущего» (Jenseits von Gut und Böse, 1886)
  • «К генеалогии морали. Полемическое сочинение» (Zur Genealogie der Moral, 1887)
  • «Казус Вагнер» (Der Fall Wagner, 1888)
  • «Сумерки идолов, или как философствуют молотом» (Götzen-Dämmerung, 1888), книга также известна под названием «Сумерки богов»
  • «Антихрист. Проклятие христианству» (Der Antichrist, 1888)
  • «Ecce Homo. Как становятся сами собою» (Ecce Homo, 1888)
  • «Воля к власти» (Der Wille zur Macht, 1886—1888, изд. 1901), книга, собранная из заметок Ницше редакторами Э. Фёрстер-Ницше и П. Гастом. Как доказал М. Монтинари, хотя Ницше и планировал написать книгу «Воля к власти. Опыт переоценки всех ценностей» (Der Wille zur Macht — Versuch einer Umwertung aller Werte), о чем упоминается в конце произведения «К генеалогии морали», но оставил этот замысел, при этом черновики послужили материалом для книг «Сумерки идолов» и «Антихрист» (обе написаны в 1888).

Прочие произведения

  • «Гомер и классическая филология» (Homer und die klassische Philologie, 1869)
  • «О будущности наших образовательных учреждений» (Über die Zukunft unserer Bildungsanstalten, 1871—1872)
  • «Пять предисловий к пяти ненаписанным книгам» (Fünf Vorreden zu fünf ungeschriebenen Büchern, 1871—1872)
  1. «О пафосе истины» (Über das Pathos der Wahrheit)
  2. «Мысли о будущности наших образовательных учреждений» (Gedanken über die Zukunft unserer Bildungsanstalten)
  3. «Греческое государство» (Der griechische Staat)
  4. «Соотношение между философией Шопенгауэра и немецкой культурой (Das Verhältnis der Schopenhauerischen Philosophie zu einer deutschen Cultur)
  5. „Гомеровское соревнование“ (Homers Wettkampf)
  • „Об истине и лжи во вненравственном смысле“ (Über Wahrheit und Lüge im außermoralischen Sinn, 1873)
  • „Философия в трагическую эпоху Греции“ (Die Philosophie im tragischen Zeitalter der Griechen)
  • „Ницше против Вагнера“ (Nietzsche contra Wagner, 1888)

Юношеские произведения

  • „Из моей жизни“ (Aus meinem Leben, 1858)
  • „О музыке“ (Über Musik, 1858)
  • „Наполеон III как президент“ (Napoleon III als Praesident, 1862)
  • „Фатум и история“ (Fatum und Geschichte, 1862)
  • „Свободная воля и фатум“ (Willensfreiheit und Fatum, 1862)
  • „Может ли завистник быть действительно счастливым?“ (Kann der Neidische je wahrhaft glücklich sein?, 1863)
  • „О настроениях“ (Über Stimmungen, 1864)
  • „Моя жизнь“ (Mein Leben, 1864)

Библиография

  • Ницше Ф. Полное собрание сочинений: В 13 томах / Пер. с нем. В. М. Бакусева; Ред. совет: А. А. Гусейнов и др.; Ин-т философии РАН. — М.: Культурная революция, 2005.
  • Ницше Ф. Полное собрание сочинений: В 13 томах: Т. 12: Черновики и наброски, 1885—1887 гг. — М.: Культурная революция, 2005. — 556 с ISBN 5-902764-07-6
  • Марков, Б. В. Человек, государство и Бог в философии Ницше. — СПб.: Владимир Даль: Русский остров, 2005. — 786 с — (Мировая Ницшеана). — ISBN 5-93615-031-3 ISBN 5-902565-09-X

Примечания

Ссылки

Источник: Ницше Ф.

dic.academic.ru

Все, что нас не убивает, делает нас сильнее?

Афоризм Ницше звучит так вдохновляюще, что мы охотно принимаем его на веру, не заботясь о доказательствах. Но всегда ли травмирующий опыт нас закаляет?

Ницше был неправ, считает группа американских ученых во главе с Сьюзен Чарлз (Susan Charles) из Калифорнийского университета (США). Их исследования позволяют сделать вывод, что негативный опыт оказывает на многих из нас прямо противоположное воздействие1.

Еще в 1995 году психолог из Университета штата Пенсильвания Дэвид Альмейда (David M. Almeida) начал эксперимент, в котором приняли участие 1483 человека, мужчины и женщины разных возрастов. Им было предложено пройти два теста. В первом требовалось оценить по шкале от 1 до 5 (где 1 означало «никогда», а 5 – «всегда»), как часто в течение последних 30 дней они ощущали себя: а) бесполезными/безнадежными/нервными/ дергаными/ беспокойными, б) как часто им казалось, что все, что они делают, требует больших усилий, в) как часто им бывало так грустно, что ничто, казалось, не могло их развеселить.

Во втором тесте участников просили ответить, испытывали ли они какой-либо из указанных видов стресса за день до опроса. Виды стресса включали в себя споры, ситуации, в которых воздержались от назревавших споров, проблемы на работе, проблемы дома, переживания по поводу проблем друзей. И наконец, респондентов спросили, приходилось ли им в течение предыдущего года лечиться от тревоги, депрессии или любого другого эмоционального расстройства.

По прошествии 10 лет Дэвид Альмейда попробовал снова связаться с теми же респондентами. Кто-то уже умер, кто-то отказался во второй раз принимать участие в опросе, кто-то переехал. Откликнулись около половины участников – 711 человек от 25 до 74 лет. Альмейда попросил их оценить по той же шкале, как часто они испытывали различные отрицательные эмоции в течение последних 30 дней. Он также снова спросил, приходилось ли им лечиться от каких-то эмоциональных расстройств в течение последних 12 месяцев.

Результаты двух опросов были проанализированы группой ученых из разных американских университетов. Они обнаружили, что, вопреки идее Ницше, казалось бы, мелкие источники повседневного стресса, случившегося в прошлом, оказали долгосрочное влияние на психическое здоровье респондентов.

«Чем чаще люди ощущали себя бесполезными/безнадежными/нервными/ дергаными/беспокойными (хотя им еще не требовалось лечение по поводу психических расстройств), тем с большей вероятностью 10 лет спустя у них развивалось психическое расстройство», – делают вывод авторы.

Конечно, причина может быть в личных особенностях, а не в сложных обстоятельствах. Понятно, что разные люди по-разному реагируют на схожие неприятные события. Что одного человека заставит чувствовать себя ничтожеством, на то другой лишь махнет рукой. Тем не менее результаты исследования показывают, что для некоторых людей даже небольшие неурядицы могут иметь негативные последствия – ослабляя, а не укрепляя психику. Другими словами, чем болезненней мы воспринимаем повседневные мелкие трудности, тем уязвимей окажется в будущем наше психическое здоровье. Так что крылатая фраза Ницще если и справедлива, то, увы, не для всех.

 

Источник

Похожие статьи

feel-feed.ru