Командный режим работы с внешней вспышкой. Ведомая и ведущая вспышка


Что такое ведущая и ведомая вспышка? - Мои статьи - Каталог статей

Добавив к снаряжению фотографа несколько вспышек, можно значительно улучшить качество фотографий. Создание систем из ведущих и ведомых вспышек позволяет реализовывать необычные творческие замыслы и освещать объекты больших размеров.

Разделение вспышек на ведущие и ведомые

Ведущей вспышкой может стать любое устройство, которое способно дать яркий импульс - внешняя или встроенная вспышка, а также инфракрасный пускатель. Импульс пускателя отличается от обычной вспышки своим спектром, человеческому глазу он не виден.

Современные вспышки имеют на своем корпусе специальную светоловушку, подающую команду для срабатывания. Такие ловушки можно найти как на дорогих топовых моделях ведущих производителей, так и на самых дешевых устройствах. Они есть даже на вспышках, выполненных в виде лампочки, которая вкручивается в стандартный патрон и работает от сети 220 В.

С помощью светоловушек вспышки можно разделить на ведущие и ведомые. Как правило, встроенную в фотоаппарат вспышку назначают ведомой, а остальные — ведомыми. Главное условие - ведущая вспышка должна работать в ручном режиме. Управление ведомым устройством можно осуществлять несколькими способами — инфракрасным, оптическим или по радиоканалу. Новейшие аппараты и большие студийные вспышки поддерживают все три режима одновременно, также они могут работать с использованием сихрокабеля.

Системы из нескольких вспышек

Если выстроить несколько вспышек, находящихся на определенном расстоянии друг от друга, в одну линию, то каждая из них будет улавливать импульс предыдущей и поджигаться от него. Своим собственным импульсом она заставляет срабатывать другие устройства.

Подобная система работает благодаря тому, что продолжительность импульса большинства вспышек составляет 1/1000 секунды, в то время как при съемке работают на более длительных выдержках — от 1/30 до 1/200 секунд. У каждой вспышки данной системы достаточно времени, чтобы сработать, она все равно попадет в выдержку фотоаппарата и ее свет будет зарегистрирован в кадре.

Беспроводные вспышки

Беспроводные вспышки могут быть размещены в любом месте, однако есть некоторые ограничения, обусловленные принципом их действия. Инфракрасные и оптические системы должны работать в пределах видимости, в особенности если они находятся на открытом воздухе, а также там, где нет поверхностей, от которых может отражаться сигнал. Одним из ограничивающих факторов является расстояние, у оптических и инфракрасных систем сигнал будет слишком слабым при удалении на 18 метров. Радиосистемы лишены этого недостатка, но их цена значительно выше.

rodina-ucoz.do.am

Что такое ведущая и ведомая вспышка?

Добавив к снаряжению фотографа несколько вспышек, можно значительно улучшить качество фотографий. Создание систем из ведущих и ведомых вспышек позволяет реализовывать необычные творческие замыслы и освещать объекты больших размеров.

Разделение вспышек на ведущие и ведомыеВедущей вспышкой может стать любое устройство, которое способно дать яркий импульс - внешняя или встроенная вспышка, а также инфракрасный пускатель. Импульс пускателя отличается от обычной вспышки своим спектром, человеческому глазу он не виден.Современные вспышки имеют на своем корпусе специальную светоловушку, подающую команду для срабатывания. Такие ловушки можно найти как на дорогих топовых моделях ведущих производителей, так и на самых дешевых устройствах. Они есть даже на вспышках, выполненных в виде лампочки, которая вкручивается в стандартный патрон и работает от сети 220 В. С помощью светоловушек вспышки можно разделить на ведущие и ведомые. Как правило, встроенную в фотоаппарат вспышку назначают ведомой, а остальные — ведомыми. Главное условие - ведущая вспышка должна работать в ручном режиме. Управление ведомым устройством можно осуществлять несколькими способами — инфракрасным, оптическим или по радиоканалу. Новейшие аппараты и большие студийные вспышки поддерживают все три режима одновременно, также они могут работать с использованием сихрокабеля.Системы из нескольких вспышекЕсли выстроить несколько вспышек, находящихся на определенном расстоянии друг от друга, в одну линию, то каждая из них будет улавливать импульс предыдущей и поджигаться от него. Своим собственным импульсом она заставляет срабатывать другие устройства. Подобная система работает благодаря тому, что продолжительность импульса большинства вспышек составляет 1/1000 секунды, в то время как при съемке работают на более длительных выдержках — от 1/30 до 1/200 секунд. У каждой вспышки данной системы достаточно времени, чтобы сработать, она все равно попадет в выдержку фотоаппарата и ее свет будет зарегистрирован в кадре.Беспроводные вспышкиБеспроводные вспышки могут быть размещены в любом месте, однако есть некоторые ограничения, обусловленные принципом их действия. Инфракрасные и оптические системы должны работать в пределах видимости, в особенности если они находятся на открытом воздухе, а также там, где нет поверхностей, от которых может отражаться сигнал. Одним из ограничивающих факторов является расстояние, у оптических и инфракрасных систем сигнал будет слишком слабым при удалении на 18 метров. Радиосистемы лишены этого недостатка, но их цена значительно выше.

Оцените статью!

imguru.ru

Повышаем мастерство • Выбор фотовспышки

Общение с победителем одного из наших фотоконкурсов, получившего приз за победу - фотовспышку, натолкнуло на мысль о пробеле в уроках фотошколы сайта: как и по каким критериям выбирать фотовспышку.  Конечно же, этот урок надо было разместить в курсе "Совершенствуем знания", но раз уж объявили об окончании публикаций материалов этого раздела, но помещаем его в курс "Повышения мастерства". Как говорится: лучше поздно, чем никогда. Практически все современные фотокамеры оснащены встроенными фотовспышками. Но, как мы уже выяснили в нашем уроке по основам работы со вспышками - толку от них мало, «минусов» не меньше, чем «плюсов». Тогда как «накамерная», внешняя вспышка, монтируемая на разъем "горячий башмак" (убедитесь, что он есть у вашей камеры), не только более мощная, но и позволяет использовать и прямой, и отраженный свет (поскольку ее «голову» можно направить вверх или повернуть в сторону), подсветить тени или, например, фотографировать длиннофокусной оптикой. Учитывая разнообразные потребности фотографов, производители выпускают разнообразные вспышки. 

 

 

Итак, вы твердо решили купить вспышку для своего фотоаппарата. И это правильно! Как правильно сделать выбор? Какую вспышку выбрать? Эти вопросы часто беспокоят начинающего фотографа, который решился на покупку серьезного источника света и недоволен встроенной вспышкой. 

Фирмы-бренды, производящие вспышки

 

Сегодняшний рынок по продаже фототехники предлагает большое количество различных вспышек от различных производителей. Большинство компаний, такие как Nikon, Canon, Sony и другие, производящие фотоаппараты, выпускают свои, "фирменные" вспышки. На эту категорию, обычно, обращают внимание в первую очередь при выборе вспышки. 

 

Но есть и несколько независимых производителей, таких как Metz, Nissin или Sigma, а также набирающие силу китайские изготовители, как Yongnuo. Разница в цене с фирменными может заставить вас обратить внимание именно на эту категорию. Но прежде, чем купить ту или иную "не родную" вспышку, нужно убедится в том, что она подходит в вашей модели фотокамеры. Это указывается в маркировке вспышки (например, for Canon).

 

"Горячий башмак" камер Canon и Nikon

Очень важно, чтобы вспышка интегрировалась с системой автоэкспозиции вашего фотоаппарата, а также включала в себя другие полезные функции. Вспышки, которые не совместимы с "горячим башкаком" вашей камеры - работать не будут.

 

Типы внешних вспышек

 

Вспышки бывают разных форм и размеров, что может относить их к различным жанрам фотографии. 

 

Camera-top вспышки, которые монтируются сверху фотоаппарата непосредственно на «горячий башмак», над видоискателем. Это самые распространенные и популярные вспышки. 

Ringflash – кольцевые вспышки, которые наиболее часто используют макро- и фэшн-фотографы. Кольцевая вспышка концентрирует свет вокруг объектива и убирает тени. Надевается, как правило, непосредственно на объектив и подсоединяется к «горячему башмаку» через устройство сопряжения.

 

Twinflash – работают по тому же принципу, что и кольцевые вспышки, подсвечивают объект съемки и исключают тени. Можно подсоединять дополнительные вспышки и вращать их вокруг объектива.

 

Hammerhead – (типа «молоток») благодаря своей мощности и дальнобойности – это любимая вспышка свадебных фотографов и репортеров. Крепится сбоку фотоаппарата на резьбу для штатива через кронштейн. 

  

Выбор правильного типа вспышки зависит от ваших потребностей в жанре, в котором вы снимаете. 

 

Характеристики фотовспышек

1. Ведущее число. Все вспышки принято оценивать по ведущему числу. ВЧ – это максимальное расстояние (в метрах) от фотовспышки до снимаемого объекта при котором обеспечивается получение нормально экспонированного изображения (в зависимости от светосилы вашего объектива и значения светочувствительности матрицы) и означает максимальную энергию светового импульса фотовспышки.

 

Если в паспорте вашей вспышки указано, что ведущее число равно, например, 38 при ISO 100, то это значит, что для широко распространенных китовых зум-объективов с максимальной диафрагмой 3,5 вы получите расстояние работы вспышки 38/3,5=10,8 метров. Для увеличения этого расстояния необходимо увеличивать чувствительность матрицы ISO, но до значений, при которых не будет повышенных шумов.

2. Система экспозамера фотовспышки. Существует 3 способа определения экспозиции при работе со вспышкой.

1 - Ручной режим. В ручном режиме вы сами определяете какие установить экспозиционные параметры. Для этого используются специальные таблицы зависимости экспозиции от режима мощности вспышки и расстояния до объекта.  Или изменять мощность в зависимости от результатов съемки путем внесения коррекции, оценивая результат по гистограмме. Мы не будем вдаваться в подробности этого способа, поскольку он может понадобиться только в довольно редких случаях студийной съемки. 

2 - Автоматический режим. В этом режиме перед главным импульсом вспышка производит ряд очень коротких импульсов, практически незаметных глазом, датчик вспышки анализирует отраженный сигнал и на основании расчета устанавливает режим работы для получения правильной экспозиции. Все происходит очень быстро и практически незаметно для фотографа. Преимущество этого способа состоит в том, что он может использоваться с фотоаппаратами любого типа, в том числе устаревших моделей. 

 

3 - Автоматический TTL ("through the lens") режим. Также как и в простом автоматическом режиме, вспышка производит предварительный каскад импульсов, но приемник сигнала стоит не в самой вспышке, а в фотоаппарате, после объектива. Это самый точный способ экспозамера, поскольку световой поток анализируется после прохождения через объектив, т. е. это именно тот свет, который создает изображение на матрице. Конкретная техническая реализация автоматического TTL режима в фотоаппаратах различных марок различна, но принцип действия аналогичен рассмотренному. Плюс режима TTL в том, что вспышка работает в автоматическом режиме, и вы не делаете каких-то специальных настроек. Минус в том, что TTL-вспышки стоят дороже. 

Во многих современных фотовспышках присутствуют все три режима, что расширяет сферу их применения для разных фотоаппаратов и условий съемки. 

 

3. Минимальное время перезарядки — это промежуток времени, за которое фотовспышка зарядится и будет готова к съёмке следующего кадра. Чем меньше это значение, тем лучше вспышка и она более удобная в работе.

 

4. Поворот головки вспышки в различных плоскостях. Самые маловыразительные кадры получаются при фронтальном освещении, поэтому возможность направлять поток света в разные стороны — очень полезное свойство вспышки.

5. Наличие зума рефлектора фотовспышки согласовывает угол рассеяния светового потока от вспышки с углом поля зрения объектива. Очень полезная функция, поскольку позволяет увеличить расстояние до снимаемого объекта при использовании зуммирования или сменных объективов с разным фокусным расстоянием.

6. Наличие дополнительных рассеивателей. Многие производители выпускают для своих вспышек специальные светорассеивающие приспособления, позволяющие еще больше устранить влияние резкого направленного света и получить мягкое естественное освещение.

7. Возможность создания системы освещения из нескольких фотовспышек. Современная электроника позволяет создать систему из связанных между собой фотовспышек, в которой одна является ведущей и посредством своего импульса управляет остальными ведомыми через встроенные в них специальные датчики. На ведомых вспышках можно установить необходимую мощность импульса и тем самым реализовать практически любую систему освещения объекта аналогично студийному свету.

 

 

8. Наличие светодиодной подсветки для съемки видео. Последние разработки вспышек стали содержать эту удобную функцию.

 

9. Габариты и вес вспышек напрямую зависят от перечисленных выше харакетристик. Согласитесь, что компактную по размерам вспышку сложно оснастить большим количеством функций и элементов питания.

 

Другие характеристики - наличие гнезда подключения внешнего источника питания, возможность съемки определенно большого количества кадров, качество дисплея вспышки и объем выводимой на него информации - не столь важны для любителя, и нами не рассмотрены. При необходимости, вы легко разберетесь с ними.

И последний совет по теме. Перед покупкой очень внимательно изучите инструкцию к той вспышке, которую вы собираетесь приобрести. Современная фотовспышка – довольно сложный электронный прибор, с множеством функций и возможностей. Поэтому внимательно прочитав руководство пользователя, возможно, вы откроете для себя много нового и интересного, и сделаете окончательный выбор.

На сегодня - это все, что мы хотели вам рассказать. Удачного вам выбора и всего самого фотографического!

dphotoworld.net

Командный режим работы со вспышкой. Nikon CLS. Дистанционное управления вспышками

Одной из самых важных возможностей камер Nikon является система креативного освещения Nikon CLS (Nikon Creative Lighting System — система креативного освещения Nikon). Данная система позволяет удаленно управлять вспышками.

Nikon CLS - статья от Радоживы

Nikon CLS — статья от Радоживы

Важно: Nikon CLS может управлять вспышками в автоматическом TTL режиме. Для примера, самый дешевый триггер для дистанционного TTL управления стоит в районе 200 у.е. Самый простой метод заставить удаленную вспышку срабатывать при спуске затвора удаленно — это использовать встроенную вспышку в Master режиме.

Вспышка Nikon SpeedLight SB-910 была запущено удаленно с помощью встроенной вспышки на камере Nikon D700

Вспышка Nikon SpeedLight SB-910 была запущено удаленно с помощью встроенной вспышки на камере Nikon D700. Вспышка находилась справа от модели.

Камеры, которые поддерживают автоматический командный режим управления вспышками Nikon CLS с помощью встроенной вспышки

Nikon D70, Nikon D70s, D80, D90, D200, D300, D300s, D7000, D7100, D7200, D7500, D700, D600, D610, D750, D800, D800E, D810, D810a + Fujifilm FinePix S5 Pro, IS PRO(это точный список)

Обратите внимание, что Nikon D70, Nikon D70s умеют управлять только одной групой вспышек и только по одному каналу (группа А, канал 3), в то время как остальные из приведенного мной списка, могут управлять двумя группами по 4 каналам.

Пример работы Nikon CLS

Пример работы Nikon CLS

Что такое группа вспышки

Под группами понимают разделение используемых вспышек. Группы имеют названия латинских букв: «А», «B», «C». Nikon поддерживает автоматическое управление вспышками, которые максимум состоят в 3-х группах. Например, у Вас 2 вспышки, вы разделяете их на две группы, в каждой по одной вспышке. Камера будет рассчитывать мощности для каждой из них в отдельности. Также, для каждой из них в отдельности можно будет задать свой режим работы и поправку мощности. Например, одна вспышка в группе А может работать в ручном режиме М с мощностью 1\4, для заполнения заднего фона, а вторая может работать в автоматическом режиме TTL для создания нужного освещения. Разделения по группам — это очень удобно. В группе может быть неограниченное количество вспышек. Правда, фактически камера для каждой вспышки в группе будет посылать одинаковые команды, и все вспышки в одной группе будут работать одинаково.

Внешняя вспышка была запущена с помощью встроенной вспышки на камере. Снято с использованием зонта на просвет

Внешняя вспышка была запущена с помощью встроенной вспышки на камере. Снято с использованием зонта на просвет

Что такое канал (channel) вспышки

Под каналами понимают возможность пересечения управляемых импульсов от командной вспышки. Это очень актуально, если работают несколько фотографов одновременно. Например, я снимаю вместе с моим коллегой, я работаю на первом канале со своими настройками вспышек и их количества, а мой коллега на втором канале. При этом «его» и «мои» вспышки не работают от чужого канала.

Подсветка внешней вспышкой с использованием Nikon CLS

Подсветка внешней вспышкой с использованием Nikon CLS

Чтобы настроить управление вспышками, нужно выбрать группу и канал для управляющей вспышки и такую же группу и канал для вспышки, которой управляют.

Управляющую вспышку называют Master (мастер, командир, командующая вспышка), а вспышку, которой управляют называют Slave (ведомая). Часто говорят, что Мастер поджигает ведомую вспышку, это связано с тем, что ведомая вспышка срабатывает только после командных импульсов Мастера, складывается впечателения, что Мастер реально зажигает «свет» во второй вспышке.

Пример работы Nikon CLS. Вспышка использовалась в дневное время для подсветки модели.

Пример работы Nikon CLS. Вспышка использовалась в дневное время для подсветки модели.

Настройка накамерной вспышки для дистанционного управления ведомой вспышки

Найдите в меню камеры настройку вспышки. Выберите режим C (Commander mode — командный режим управления). В этом режиме выберите группу (А или B), режим работы (TTL, AA, M, —), канал (1, 2, 3, 4) и поправку мощности. На внешней вспышке активируйте режим Slave mode, установите там такую же группу и канал, как и в камере.

Важно: для каждой камеры меню и настройки немного отличаются, потому, найдите инструкцию именно к своей камере и почитайте что к чему.

Внимание 1: при использовании встроенной вспышки в качестве Мастера (режим управления «С») можно саму встроенную вспышку отключить для подсветки объекта (должен стоять режим встр. всп. «—«). Таким образом, встроенная вспышка будет подавать только командные сигналы и не будет принимать участие в общей световой схеме.

Пример фото сделанного с помощью дистанционного управления вспышкой

Пример фото сделанного с помощью дистанционного управления вспышкой. Вспышка SB-900.

Внимание 2: даже при использовании командного режима встроенной вспышки и отключенной функции подачи импульса, вспышка все же дает лишний свет, который может нарушить световую схему общей композиции. Короче, все таки встроенная вспышка немного подсвечивает при съемке.

Очень важное дополнение, полученное опытным путем. Если очень хочется полностью избавиться от лишней подсветки, которую создает встроенная вспышка (даже если она находится в режиме встр. всп. «—«), используйте короткие выдержки (короче выдержки синхронизации камеры). При этом съемка будет происходить в режиме высокоскоростной синхронизации, что позволит избавиться от света, создающегося встроенной вспышкой. Например, при использовании камеры Nikon D700 с выдержками 1/400 с и короче, или при использовании камеры Nikon D80 с выдержками 1/250 с и короче, на снимках не будет никаких бликов или подсветок от встроенной вспышки :)

Также, полностью избавиться от вмешательства в экспозицию встроенной вспышки может помочь специальная насадка Nikon SG-31R. Она преобразует видимый свет вспышки в инфракрасный, который не видим на фотографии. С ее помощью можно проще использовать систему Nikon CLS и не заботиться про свет от встроенной вспышки.

Внимание 3: если Вы не отключите встроенную вспышку на подачу импульса (должен стоять режим встр. всп. «—«), то не сможете снимать с короткими выдержками в режиме FP (режим высокоскоростной синхронизации). Встроенная вспышка ни на одной камере не может работать с выдержками короче 1\500 с.

Пример фото сделанного с помощью дистанционного управления вспышкой

Пример фото сделанного с помощью дистанционного управления вспышкой. Расположение вспышки для съемки и сам снимок.

Внимание 4: нужно располагать ведомые вспышки только в зоне видимости их вспышкой Мастером. Чтобы увеличить угол работы вспышки Мастера можно использовать разного рода отражающие поверхности. Это просто поле для экспериментов. Дистанционное автоматическое управление вспышками происходит посредством световых импульсов, которые создают вспышки. Это не радио управление. Потому ведущие и ведомые вспышки должны визуально ‘видеть’ друг друга.

Интересная особенность: внешними вспышками можно дистанционно управлять не только в автоматическом режиме TTL, но и в автоматическом режиме вспышки без TTL с приоритетом диафрагмы. Для этого следует выбрать режим ‘AA’ (Auto Aperture).

CLS в чистом виде

CLS в чистом виде

Что делать если встроенная вспышка на моей камере не умеет дистанционно управлять внешними вспышками?
Есть три простых решения:
  1. Воспользоваться внешней вспышкой, которая будет установлена на камеру и будет управлять другими, дистанционно установленными внешними вспышками.
  2. Воспользоваться модулем SU-800.
  3. Воспользоваться модулями WR-R10/WR-T10/WR-A10 и SB-5000
  4. Воспользоваться режимом SU-4.
Подсвечено зонтом, вспышка для на зонте запущена посредством CLS

Подсвечено зонтом, вспышка для на зонте запущена посредством CLS

Внешняя вспышка, установленная на камеру, работающая в режиме Commander Mode:

Например, если у Вас любительская камера, которая не имеет командного режима работы со вспышкой, то для того, чтобы управлять другими вспышками удаленно с помощью Nikon CLS на камеру достаточно установить вспышку с возможностью работы в режиме Мастера (Master mode). Таким образом вспышка на камере будет «командовать» другими вспышками, которые можно расположить удаленно.

Точный список камер, у которых встроенная вспышка не поддерживает режим Мастере (Commander Mode):

D40, D40x, D60, D3000, D3100, D3200, D3300, D3400, D5000, D5100, D5200, D5300, D5500, D5600, Df, D100 (+ фотоаппараты D500, D850, D1, D1h, D1x, D2x, D2h, D2xs, D2hs, D3, D3s, D3x, D4, D4s, D5, у которых нет встроенной вспышки).

Точный список внешних вспышек Nikon, которые могут работать в режиме Мастера (Commander Mode):

Nikon SB-700, SB-500, SB-800, SB-900, SB-910, SB-5000

Точно так же, как и в случае со встроенной вспышкой, внешнюю вспышку, установленную на камеру и используемую для управления другими вспышками, можно настроить только на подачу «управляющих» сигналов. Конечно, она может и управлять и одновременно работать как обычная вспышка на камере. Серьезным достоинством накамерной вспышки в режиме управления является тот факт, что головку вспышки можно повернуть в любую сторону и управлять вспышками, которые находятся даже за спиной фотографа (сзади камеры). Со встроенной вспышкой в командном режиме такой фокус не пройдет.

Внешняя вспышка располагалась на стойке справа от модели. Вспышка была запущена с помощью встроенной вспышки камеры Nikon D700. Во время съемки использовался режим FP

Внешняя вспышка располагалась на стойке справа от модели. Вспышка была запущена с помощью встроенной вспышки камеры Nikon D300s. Во время съемки использовался режим FP

Модуль SU-800

SU-800 — это специальный блок дистанционного управления внешними вспышками. Это одна из лучших панацей для удаленного управления вспышками. Его достоинствами является:

  1. Модуль может управлять тремя группами вспышек, в отличие от накамерной вспышки ряда фотоаппаратов, которые могут управлять только двумя или одной группой вспышек.
  2. Для управления используется инфракрасный спектр. При подаче командных импульсов модуль не производит видимых вспыхов для человеческого глаза. Таким образом снимок не получает никакого света от модуля, в отличие от командного управления встроенной вспышкой.
  3. В сравнении с внешней вспышкой, которая используется в качестве Мастера, модуль имеет меньший размер и вес. Фактически, Модуль SU-800 — это нижний блок вспышки.
  4. Модуль имеет инфракрасную подсветку для автофокусировки.
  5. Модуль не перегревается при управлении вспышками. Встроенная вспышка часто перегревается при частом использовании или не успевает перезаряжаться, при этом спуск затвора заблокирован.
  6. Поддержка I-TTL и удобное меню поправки мощностей и режимов работы вспышек по группам.
  7. Это «родное» решение от Nikon.

Недостатки Su-800

  1. Все таки ведомые вспышки должны быть в зоне видимости модуля.
  2. Головка модуля не вращается в отличие от внешней вспышки на камере. Внешнюю вспышку в командном режиме можно направить в любую сторону и командовать ведомыми вспышками, которые находятся даже сзади фотографа.
  3. Цена. Управляющий модуль стоит примерно как обычная внешняя вспышка. Постоянно возникает вопрос «не купить ли еще одну вспышку с командным режимом».
Подсветка через обычный светорассеиватель. Вспышка на триноге в FP режиме

Подсветка через обычный светорассеиватель. Вспышка на треноге в FP режиме

Светоловушка в режиме SU-4.

Обратите внимание на этот режим, его имеют практически все внешние вспышки Nikon. В данном режиме «поджиг» ведомой вспышки можно осуществить любой вспышкой, в том числе и встроенной вспышкой любого фотоаппарата. Режим не поддерживает TTL, а просто срабатывает на другую вспышку.

Точный список современных внешних вспышек Nikon, которые поддерживают режим SU-4:

SB-700, SB-800, SB-900, SB-910, SB-5000

Режим SU-4 не поддерживает высокоскоростную синхронизацию FP и работает как обычная светоловушка. Для настройки SU-4 следует:

  • На камере зайти в меню управления вспышкой. Выбрать режим управления ‘М’ (Ручной режим управления вспышкой). Установить мощность 1\128  или 1\64 или любую другую по своему вкусу, или по необходимости. Встроенная вспышка будет просто поджигать внешнюю вспышку. Сохранить настройки.
  • Зайти в меню внешней вспышки, найти там режим SU-4 и включите его.
  • Перевести вспышку в режим ‘Slave’, обычно это делается с помощью рычага включения вспышки.
  • На внешней вспышке выбрать режим управления ‘М’ (ручной, обычно делается с помощью кнопки ‘Mode’). Установить нужную для съемки мощность. С этой мощностью внешняя вспышка будет срабатывать при дистанционном управлении.
  • Установить внешнюю вспышку в поле зрения камеры.
  • Во время съемки встроенная вспышка будет давать один световой импульс, который будет поджигать внешнюю вспышку.

В любом случае, придется привыкнуть к некоторым особенностям при такой работе. Детально, про то, как настроить SU-4 я уже писал в фотохитростях.

Командный режим работы со вспышкой. Nikon CLS

Командный режим работы со вспышкой. Nikon CLS

Личный опыт

Я использую обычный командный режим управления вспышками с помощью встроенной накамерной вспышки (на моих камреах Nikon D90, D200, D80, D700). Мне очень важен TTL режим при работе со вспышками, так как в основном я работаю с динамическими сценами, где настраивать мощность вспышки вручную нет времени. Да, команды не всегда доходят до приемника ведомой вспышки и с этим нужно бороться, но в основном, на практике я выставляю «свет» таким образом, что не имею проблем с управлением. Если есть немного времени, то «командую» ведомыми вспышками в ручном режиме с нужной мощностью, либо комбинирую нужный мне вариант. Управления всего 2-мя группами вполне достаточно, так как на мощности вспышек еще влияет и положения зума и ориентация в пространстве. Вообще, использование вспышек удаленно — это неимоверно увлекательное занятие, потому, я всем рекомендую камеры, которые умеют управлять вспышками удаленно — это поможет сэкономить кучу денег и использовать все прелести Nikon CLS. Правда, вся прелесть работы с креативным освещением открывается только при работе с помощником. А еще, очень удобно снять большую внешнюю вспышку с камеры, переключить ее в Slave режим, поднять встроенную вспышку на камере в режиме управления и получить не вспышку «в лоб», а что-то более интересное. С триггерами, модулем Su-800, кабелем синхронизации такой быстрый фокус не получится.

Фото сделано с использованием Nikon CLS. Внешняя вспышка установлена удаленно для подсветки модели в контровом свете.

Фото сделано с использованием Nikon CLS. Внешняя вспышка установлена удаленно для подсветки модели в контровом свете. На камере использовался ручной режим управления экспозиции, а на для внешней вспышки — автоматический TTL режим с поправкой мощности.

Выводы:

Nikon CLS — незаменимая вещь для работы со вспышками удаленно. Можно очень просто использовать систему креативного освещения с помощью встроенной вспышки вашей камеры.

Можете заглянуть в смежную тему — Какую внешюю вспышку выбрать для камер Nikon?.

Ставим лайк. Спасибо за внимание. Аркадий Шаповал.

radojuva.com

Ведомая вспышка или мечта начинающего фотографа - Xirr

Ведомая вспышка или мечта начинающего фотографа [Sep. 24th, 2006|11:39 pm]

xirr

[music |PUSSYCAT DOLLS -Beep (feat.Will.I.Am)]
К начинающим себя не отношу (благо не одна тысяча снимков по делу), но и к продолжающим как-то стесняюсь... :) Давно мечтаю о внешней нормальной вспышке для своего фотоаппарата, но все как то не доходили руки... да денег не то чтобы жалко, просто всегда есть на что потратить, что кажется в данный момент нужнее... Вот и чаще всего в руках появлялись отражатели для встроенной вспышки из листиков, многократное отражение... экраны... В общем, известное русское желание сделать конфетку из всего, что подвернется под руку, но только не платить деньги и экономить время.. важен сам процесс :)) Проходил мимо салона ION, точнее вынужден был разглядывать витрину, поскольку продавец-девушка из магазинчика напротив посчитала, что выкурить сигарету важнее, чем продать мне паркер :)И, собственно, увидел на витрине сиё чудо AcmePower SF10Игрушка, но полезная... и тут же вспомнил про ведомые вспышки...Просили за это чудо китайского электропрома более 1000 RUR.Мысль отложилась... Потом был куплен Паркер, день рождения друга, легкое забытье...Мысль вернулась через неделю и я, как всегда, начал вскрывать информацию по Инету.Обнаружил гораздо более интересный вариант Unomat B14 Servoстоимостью около 500 RUR с более приятными батарейками АА, креплением в гнездо и ведущим числом 14.Думаю остановлюсь на приобретении последней, штучек так трех... и доделаю лайтбокс для макросъемки.При поисках вышел на очень интересный сайт Электроника СТУДИЙНЫХ ВСПЫШЕК. В одном месте собраны очень удачные схемы вспышек, светосинхронизаторов и прочей разности и вкусности насчет студийного фотосвета. Можно собрать синхронизатор практически для любой вспышки, который превратит старую вспышку в прекрасного и мощного спутника любой цифрокамеры в качестве ведомой вспышки.

Ну а для чего все это нужно? Вот простой пример от той же фирмы AcmePower:

xirr.livejournal.com

Командный режим работы с внешней вспышкой

Одной из важных возможностей современных профессиональных и любительских продвинутых камер является система удаленного управления внешними вспышками. В моей Nikon D700, как и в предыдущей D90, она имеется и называется Nikon CLS и может управлять вспышками в автоматическом TTL-режиме. Это очень удобно и, главное, экономично: самый дешевый триггер для камеры, у которой данной функции нет, обойдется ее владельцу, в случае необходимости, в несколько десятков, а то и сотен долларов. 

 

Давайте разберемся, как настроить камеру для дистанционного управления вспышкой. 

 

Заходим в меню камеры: МЕНЮ ПОЛЬЗ. НАСТРОЕК —> (e) Брекетинг/вспышка —> (e3) Управлен. встр. вспышкой и выбираем Сϟ Режим управления (Commander mode — командный режим управления). Видим в предлагаемом меню:

 

Канал... Группа... Сжатие... Что все это значит? Без паники, разбираемся! :)

 

Под группами понимают разделение используемых вспышек. Группы, как вы видите в меню, имеют названия латинских букв: «А», «B», «C». Nikon поддерживает автоматическое управление вспышками, которые состоят максимум в 3-х группах. Например, у вас 3 вспышки, вы разделяете их на две группы, в одной - две, а во второй, соответственно, одна вспышка. Камера будет рассчитывать мощности для каждой группы в отдельности. Также, для каждой из них в отдельности можно будет задать свой режим работы и поправку мощности. Например, две ваши вспышки в группе А можно настроить в ручной режим М с мощностью 1/4 (для заполнения заднего фона), а третья вспышка может работать в автоматическом режиме TTL для создания нужного освещения. Разделения по группам, как вы поняли, очень удобно. В группе может быть неограниченное количество вспышек. Камера для каждой вспышки в группе будет посылать одинаковые команды, и все вспышки в одной группе будут работать абсолютно одинаково. Разобрались. Едем дальше. Что такое канал?

 

Под каналами понимают возможность управления внешними вспышками различными импульсами от командной вспышки. Это актуально, если работают, например, несколько фотографов одновременно: вы снимаете, например, на первом канале со своими настройками вспышек, а ваш коллега - на втором. При этом "ваши"  вспышки не работают от команд камеры вашего коллеги и наоборот.

 

Итак, чтобы настроить управление вспышками, вам нужно выбрать группу и канал (канал 1 по умолчанию) для управляющей вспышки и такую же группу и канал для вспышки, которой управляют.

 

Управляющую вспышку называют Master (мастер, ведущая вспышка), а вспышку, которой управляют называют Slave (ведомая). Вы, очевидно, слышали выражение: Мастер поджигает ведомую вспышку. Это связано с тем, что ведомая вспышка срабатывает только после командных импульсов Мастера.

 

Теперь настроим вашу накамерную (ведущую) вспышку для дистанционного управления ведомыми. Выберите группу (А или B), режим работы (TTL (автоматический режим), AA (Auto Aperture - режим с приоритетом диафрагмы), M (Manual - ручной режим), --), канал (1, 2, 3, 4) и поправку мощности (сжатие). На внешней вспышке активируйте режим ведомой вспышки (для моей SB-900 он называется REMOTE), установите там те же группу и канал, что и в камере. При использовании встроенной вспышки в качестве Мастера можно саму вспышку отключить, для чего установите режим встр. всп. «--». Таким образом, встроенная вспышка будет подавать только командные сигналы и не будет принимать участие в общей световой схеме.

 

Точно так же, как и в случае со встроенной вспышкой, внешнюю вспышку, установленную на камеру, можно настроить на подачу «управляющих» сигналов ведомым вспышкам. Это актуально, когда вспышка участвует в общей световой схеме. Для этого на активируйте на вспышке режим MASTER.

 

Обратите внимание!

 

1. У каждой камеры и вспышки меню и настройки немного отличаются, потому найдите и изучите инструкцию именно вашей камеры и вспышки.

 

2. Даже при использовании командного режима встроенной вспышки и отключенной функции подачи импульса (в меню - "--"), накамерная вспышка все же дает освещение объекта, который может нарушить общую световую схему композиции. Если очень хочется полностью избавиться от этого эффекта, используйте выдержки короче выдержки синхронизации камеры. При этом съемка будет происходить в режиме высокоскоростной синхронизации, что позволит избавиться от света, создающегося встроенной вспышкой. 

 

Все, ваша камера и вспышка (-ки) настроены работать совместно. Теперь нужно правильно расположить их для съемки. 

 

 

Ведомые вспышки необходимо обязательно расположить в зоне "видимости" вспышкой-Мастером. Дистанционное автоматическое управление вспышками происходит посредством световых импульсов, которые создают вспышки. Это не радио управление. Потому ведущие и ведомые вспышки должны визуально "видеть" друг друга. Чтобы увеличить угол работы вспышки Мастера, можно использовать разного рода отражающие поверхности. И тут просто не паханная целина для экспериментов. 

 

 

Резюме

Режим дистанционного управления внешними вспышками - незаменимая вещь для съемки! Можно очень просто создать и использовать систему креативного освещения, что значительно расширит возможности по созданию световой схемы снимка.

 

dphotoworld.net

Дистанционное управление фотовспышкой в режимах Advanced и SU-4 | FotoCamers.Info

Рано или поздно, но многие фотолюбители приходят к моменту когда одного источника света становится мало и конечно в качестве дополнительного источника света в основном выступает внешняя фотовспышка. Но не всегда фотовспышка установленная на камере может нам позволить воплотить задуманное, а значит необходимо внешняя фотовспышка установленная в стороне от объекта съемки и дающая нам рисующий свет. И тут остро встает вопрос управления внешней вспышкой или вспышками. Какие есть варианты управления внешней вспышкой? Можно по старинке использовать синхрокабель – которым вы будете «связанны по рукам  и ногам» и ограниченны его длинной. Второй вариант: использовать радио синхронизаторы, но он требует как минимум наличие этого оборудования в арсенале фотографа.

 

Но, что делать если под рукой только внешняя вспышка и фотоаппарат? Как управлять внешней фотовспышкой не имея под рукой синхронизаторов и синхрокабеля?   Вот тут нам на помощь придет третий способ: светоловушка фотовспышки. В данный момент практически все модели современных фотовспышек  оборудованы светоловушками. Как действует светоловушки? Не будем вдаваться в технические аспекты работы – фотовспышка работающая в режиме светоловушки срабатывает в момент срабатывания любой фотовспышки в пределах видимости светодатчика. А фотовспышки Nikon имеют и более интересный режим «креативное освещение Nikon» и заключается он прежде всего тем, что фотовспышка будет управляться только вашей фотовспышкой работающей рядом и при этом работая в данном режиме, фотовспышки поддерживают TTL.

Рассмотрим работу ведомой вспышки на примере фотовспышки Nikon SB-700. Фотовспышка Nikon SB-700 поддерживает оба режима: SU-4 (режим обычной светоловушки) и Advanced (креативное освещение никон). Начнем пожалуй с простого, а именно с режима SU-4. Для использования данного режима необходимо перевести переключатель фотовспышки в режим Remote (режим ведомой вспышки), а в меню проверить установку в пункте Remote – SU-4. Все, наша фотовспышка готова к работе. Теперь как только происходит спуск затвора фотоаппарата и срабатывает накамерная (встроенная) вспышка, наша ведомая вспышка тоже срабатывает. Используя SU-4 стоит помнить и о «подводных камнях» данного режима, фотоаппараты у которых в настройках стоит предварительный замер экспозиции (авто режимы со вспышкой) делает предварительную вспышку для замера, а затем происходит основное срабатывание. Но внешняя вспышка в режиме SU-4 среагирует на эту предварительную вспышку и велика вероятность того, что она не успеет перезарядится (особенно если работает на полной мощности). Другими словами внешняя вспышка отработает до того, как будет открыт затвор фотоаппарата. В фотокамерах необходимо отключить предварительную вспышку, в большинстве зеркальных камер такая настройка присутствует. Второй «подводный камень» заключается в том, что накамерная ( встроенная) фотовспышка «стреляет в лоб» модели, принимая участие в световой схеме. Если вам нужно чтобы в световой модели присутствовали только «внешняя рисующая» вспышка, то необходимо преградить световой поток накамерной фотовспышки рассеяв его в стороны. Это можно сделать подручными средствами или специальной заглушкой Nikon SG-3IR . При использовании Nikon SG-3IR желательно приклеить на внутреннюю часть пластины пищевую фольгу.

Nikon SG - 3IR.jpg

Все, с управлением внешней фотовспышкой в режиме SU-4 думаю все понятно.

Режим Advanced (креативное освещение никон) – более «продвинутый», чем SU-4. Но его использование подразумевает, что управляющая вспышка имеет возможность работать в режиме Master, то есть в режиме ведущей вспышки. В режиме ведущей вспышки например можно использовать встроенную вспышку Nikon D7000, в младших моделях такая функция отсутствует. Также в режиме ведущей вспышки можно использовать внешнюю накамерную вспышку, установив ее в режим Ведущей (Master). Ведомую вспышку, как и в случае с SU-4, необходимо включить в режим Remote, и в меню Remote выбрать  Advanced. В данном режиме работаем с управлением внешних ведомых вспышек как и в случае с радио синхронизаторами, то есть настройка мощности внешних вспышек устанавливаются на ведущей фотовспышке. Чтобы вспышки срабатывали, им необходимо назначить группу и канал, и установить настройки мощности на ведущей внешней вспышки, или ведущей встроенной вспышки (если камера имеет такую возможность) в соответствующем меню фотоаппарата ( Управление встроенной вспышкой). На примере фотовспышки Nikon SB-700 рассмотрим наглядно как выглядят установки.    

Вспышка в режиме Remote  - Advanced (ведомая вспышка в режиме креативного освещения никон)

  1. Установка режима ведомой вспышки.
  2. Группа в которой работает вспышка (в данном случае выбрана группа А).
  3. Номер канала в котором работает фотовспышка (в данном случае выбран 1 канал.

Вспышка в режиме Remote - Advanced (ведомая вспышка в режиме креативного освещения никон  

Вспышка в режиме Master, вспышка установлена на камеру.

  1. Установка режима ведущей вспышки.
  2. Мощность с которой будет работать данная вспышка.
  3. Мощность фотовспышек которые включены в группе А. ( в данном случае установлена полная мощность – 1/1).
  4. Мощность фотовспышек которые включены в группу В (в данном случае вспышки группы В срабатывать не будут ).  
  5. Канал в котором работает вспышка.

Пример работы внешней вспышки в режиме Advanced (креативное освещения никон).

Пример работы внешней вспышки в режиме Advanced (креативное освещения никон).  

Надеюсь эта краткая инструкция поможет избежать возможных проблем при настройке внешних фотовспышек.

06.08.2013 в 18:31 | Aleks

fotocamers.info