Первый полет человека в космос вехи большого пути 2 (стр. 2 из 2). Второй полет человека в космос


50 летию второго космического полета человека в космос - 12:36

Об удивительных победах СТАЛИНСКОГО СССР. Страна социализма открывает человечеству дорогу в космос.

6 Августа 1961 года Начало космического полёта Г.С.Титова

Г.С.Титов был членом первого отряда космонавтов и вошел в группу отобранных кандидатов для полета первого человека в космос. Государственная комиссия выбрала Гагарина, но Титов так же готовился к первому полету, ибо был назначен дублером Гагарина. Титов понравился С.П.Королеву сразу после первой встречи: живой, активный, энергичный. Он мечтал о космическом полете, тщательно тренировался.

Лекции для будущих космонавтов по указанию Королева читали по авиационной и космической медицине, по ракетной технике, динамике полета, конструкции корабля и его системам. Читали ближайшие соратники Королева К.Д.Бушуев, М.К.Тихонравов, Б.В.Раушенбах и молодые способные инженеры: К.П.Феоктистов, А.С.Елисеев и другие (потом тоже ставшие космонавтами). Была и лекция об устройстве космического скафандра. Систематически проводились летная и парашютная тренировки. Много времени уделялось физической закалке.

Второй полет предназначался Титову. Программа полета космонавта №2 заранее не готовилась: она зависела от итогов предыдущего полета. Но второй полет должен был быть более сложным и продолжительным. Королев планировал суточный полет с посадкой в степном Заволжье. Медики предлагали 3-4 витка, их поддерживали Н.П.Каманин, Е.А.Карпов и другие руководители. Победило предложение Королева, намечавшего решительные шаги по освоению космоса. Титов был союзником Королева. Суточная программа включала проверку ручного управления, киносъемку Земли, изучение состояния человека во время принятия пищи, сна и т.д. Все было впервые, ибо охватывало суточный цикл. Своим дублером Герман Степанович выбрал А.Г.Николаева.

Их тщательно готовил к длительному полету академик В.В.Парин, внесший большой вклад в развитие Института медико-биологических проблем.

На космодроме стояла жара, степь вокруг потрескалась от зноя. Накануне пуска Титов посидел полчаса в корабле, который уже готовили к старту. Вечером Королев беседовал с Титовым: "Каждый полет неповторим. Надо замечать все новое, ведь мы исследователи, первооткрыватели...” Титов и Николаев ночевали в том же домике, где перед стартом отдыхали Гагарин и Титов.

6 августа 1961 года на корабле "Восток-2” начался суточный полет Титова. Официальные сообщения шли с обычными формулировками: все нормально, самочувствие космонавта отличное. С технической точки зрения полет, действительно, проходил прекрасно: Титов дважды брал на себя управление и быстро, четко ориентировал корабль. Он удачно провел киносъемку, и первые космические кадры стали сенсацией, вел визуальные наблюдения Земли. Дважды в час вел сеансы коротковолновой связи, делал физзарядку. Но чувствовал он себя неважно, состояние было близкое к укачиванию, с легким головокружением и поташниванием. Есть не мог, хотя были запланировали обед из 3-х блюд (в тюбиках) и ужин. Однако все задания продолжал выполнять отлично, вестибулярные пробы (рисунки) получались хорошо. После 12-го витка стало легче, а перед финишем все пришло в норму.

7 августа "Восток-2” приземлился в Саратовской области, в 50 километрах от железной дороги. Встречавшие Титова отметили его возбуждение, громкий смех, с трудом его усадили, чтобы взять кровь на анализ. До заседания Госкомиссии Титов поделился с Николаевым и другими космонавтами о плохом самочувствии в начале полета.

Решили, что докладывать надо всю правду. После полета Титова была пересмотрена программа тренировок вестибулярного аппарата. Но хорошее самочувствие к концу полета космонавта №2 давало надежду на успех многосуточных полетов, что подтвердилось в будущем.

Второго космонавта встречали в Москве не менее торжественно, чем первого. На Красной площади были митинг и демонстрация в честь Титова. 9 августа 1961 года в Кремле был устроен праздничный прием по случаю первого в мире суточного полета в космос.

После медицинских обследований и обобщения данных академик Парин посвятил специальную статью практическим проблемам полета человека в космосе в медико-биологическом аспекте. 11 октября 1961 года Академия наук СССР и общество "Знание” организовали встречу ученых с первыми летчиками-космонавтами СССР Ю.Гагариным и Г.Титовым. Подводились итоги первых полетов, намечались следующие. Штурм космоса продолжался.

kvistrel.su

18 марта 1965 года — первый выход человека в открытый космос

46 лет назад, 18 марта 1965 года космонавт СССР Алексей Леонов совершил первый в истории человечества выход в открытый космос.

Событие произошло во время полета КК «Восход-2». Командир корабля — Павел Иванович Беляев, пилот — Алексей Архипович Леонов.

Корабль был оснащен надувной шлюзовой камерой «Волга». Перед стартом камера складывалась и имела размеры 70 см в диаметре и 77 — в длину. В космосе камера надувалась и имела следующие размеры: 2,5 метра в длину, внутренний диаметр — 1 метр, внешний — 1,2 метра. Масса камеры — 250 кг. Перед сходом с орбиты камера отстреливалась от корабля.

Для выхода в космос был разработан скафандр «Беркут». Он обеспечивал пребывание в открытом космосе в течение 30 минут. Первый же выход занял 23 минуту 41 секунду (вне корабля 12 минут 9 секунд).

Интересно, что тренировки перед этим полетом проводились на борту самолета Ту-104АК, в котором был установлен макет корабля «Восход-2» в натуральную величину с реальной шлюзовой камерой (именно она и полетела в космос позже). При полете самолета по параболической траектории, когда на несколько минут в салоне наступала невесомость, космонавты отрабатывали выход в скафандре через шлюзовую камеру.

«Восход-2» стартовал 18 марта 1965 г. в 10:00 по Москве. Шлюзовая камера была надута уже на первом витке. Оба космонавта были в скафандрах. По программе Беляев должен был помочь Леонову вернуться в корабль в случае возникновения нештатной ситуации.

Выход в космос начался на втором витке. Леонов перебрался в шлюзовую камеру и Беляев закрыл за ним люк. Затем воздух из камеры был стравлен и в 11:32:54 Беляев со своего пульта в корабле открыл наружный люк шлюзовой камеры. В 11:34:51 Алексей Леонов покинул шлюз и оказался в открытом космосе.

Леонов мягко оттолкнулся и почувствовал, что корабль дрогнул от его толчка. Первое, что он увидел, было черное небо. Тут же послышался голос Беляева:— «Алмаз-2» начал выход. Кинокамера включена? — этот вопрос командир адресовал своему товарищу.— Понял. Я «Алмаз-2». Снимаю крышку. Выбрасываю. Кавказ! Кавказ! Кавказ вижу под собой! Начал отход (от корабля).Прежде чем выбросить крышку, Леонов на секунду задумался, куда ее направить — на орбиту спутника или вниз, к Земле. Бросил к Земле. Пульс космонавта составлял 164 удара в минуту, момент выхода был очень напряженным.

Беляев передал на Землю:—Внимание! Человек вышел в космическое пространство!Телевизионное изображение парящего на фоне Земли Леонова транслировалась по всем телеканалам.

Источник

12 минут… Общий вес «выходного костюма» был приблизился 100 кг… Пять раз космонавт улетал от корабля и возвращался на фале, длиной 5,35 м.. Все это время в скафандре поддерживалась «комнатная» температура, а его наружная поверхность разогревалась на солнце до +60° и охлаждалась в тени до –100°С…

Полет “Востока-2″ вошел в историю дважды. В первой, официальной и открытой, говорилось, что все прошло блестяще. Во второй, которая раскрывалась постепенно и в деталях так и не была опубликована, насчитывается по крайней мере три ЧП.

Леонова наблюдали по телевидению и транслировали изображение в Москву. При выходе из корабля на пять метров он помахивал рукой в открытом космосе. Вне шлюза Леонов находился 12 минут и 9 секунд. Но оказалось, что выйти было легче, чем вернуться обратно. Скафандр в космосе раздулся и никак не втискивался в шлюз. Леонов вынужден был сбросить давление, чтобы “похудеть” и сделать его мягче. Все-таки ему пришлось лезть обратно не ногами, как это было предусмотрено, а головой. Все перипетии происходившего при возвращении в корабль мы узнали только после приземления космонавтов.

Скафандр А.А.Леонова после пребывания в космосе потерял свою гибкость и не позволял космонавту войти в люк. А.А.Леонов делал попытку за попыткой, но безрезультатно. Положение осложнялось тем, что запас кислорода в скафандре был рассчитан всего на двадцать минут, и каждая неудача повышала степень риска для жизни космонавта. Леонов ограничил расход кислорода, но от волнения и нагрузок его пульс и частота дыхания резко возросли, а значит, и кислорода требовалось больше. С.П.Королев пытался его успокоить, вселить уверенность. На Земле слышали доклады А.А.Леонова: «Я не могу, я снова не смог».

По циклограмме Алексей должен был вплыть в камеру ногами, затем, полностью войдя в шлюз, закрыть за собой люк и загерметизировать его. В реальности ему пришлось стравить воздух из скафандра почти до критического давления. После нескольких попыток космонавт решил «вплыть» в кабину лицом вперед. Это ему удалось, но при этом он ударился стеклом гермошлема о ее стенку. Это было страшно — ведь стекло могло лопнуть. В 08:49 UTCвыходной люк шлюзовой камеры был закрыт а в 08:52 UTC начался наддув шлюзовой камеры.

Сообщение ТАСС от 18 марта 1965 года:Сегодня, 18 марта 1965 года, в 11 часов 30 минут по московскому времени при полете космического корабля «Восход-2» впервые осуществлен выход человека в космическое пространство. На втором витке полета второй пилот летчик-космонавт подполковник Леонов Алексей Архипович в специальном скафандре с автономной системой жизнеобеспечения совершил выход в космическое пространство, удалился от корабля на расстоянии до пяти метров, успешно провел комплекс намеченных исследований и наблюдений и благополучно возвратился в корабль. С помощью бортовой телевизионной системы процесс выхода товарища Леонова в космическое пространство, его работа вне корабля и возвращение в корабль передавались на Землю и наблюдались сетью наземных пунктов. Самочувствие товарища Леонова Алексея Архиповича в период его нахождения вне корабля и после возвращения в корабль хорошее. Командир корабля товарищ Беляев Павел Иванович чувствует себя также хорошо.

После возвращения в корабль неприятности продолжились.

Вторым ЧП было непонятное падение давления в баллонах наддува кабины с 75 до 25 атмосфер после возвращения Леонова. Надо было производить посадку не позднее 17 витка, хотя Григорий Воронин – главный конструктор этой части системы жизнедеятельности – успокоил, что кислорода хватит еще на сутки. Вот как описывает события Алексей Архипович:

…начало расти парциальное давление кислорода (в кабине), которое дошло до 460 мм и продолжало расти. Это при норме 160 мм! Но ведь 460 мм — это гремучий газ, ведь Бондаренко сгорел на этом… Вначале мы в оцепенении сидели. Все понимали, но сделать почти ничего не могли: до конца убрали влажность, убрали температуру (стало 10-12°). А давление растет… Малейшая искра — и все превратилось бы в молекулярное состояние, и мы это понимали. Семь часов в таком состоянии, а потом заснули… видимо, от стресса. Потом мы разобрались, что я шлангом от скафандра задел за тумблер наддува… Что произошло фактически? Поскольку корабль был долгое время стабилизирован относительно Солнца, то, естественно, возникла деформация; ведь с одной стороны охлаждение до -140°С, с другой нагрев до +150°С… Датчики закрытия люка сработали, но осталась щель. Система регенерации начала нагнетать давление, и кислород стал расти, мы его не успевали потреблять… Общее давление достигло 920 мм. Эти несколько тонн давления придавили люк — и рост давления прекратился. Потом давление стало падать на глазах.

Дальше больше. ТДУ (тормозная двигательная установка) не сработала в автоматическом режиме и корабль продолжал полет. Экипажу дали команду сажать корабль в ручном режиме на 18 или 22 витке. Далее снова цитата Леонова:

Мы шли над Москвой, наклонение 65°. Надо было садиться именно на этом витке, и мы сами выбрали район для посадки — в 150 км от Соликамска с курсовым углом 270°, потому что там была тайга. Никаких предприятий, никаких линий электропередач. Могли сесть в Харькове, в Казани, в Москве, но это было опасно. Версия, что мы туда попали из-за нарушения балансировки, — полная ерунда. Мы сами выбрали место посадки, так как это было безопаснее и возможные отклонения в работе двигателя смещали точку посадки тоже в безопасные районы. Только в Китай нельзя было садиться — тогда отношения были очень напряженными. В результате при скорости 28000 км/ч мы сели всего в 80 км от нами же рассчитанной точки. Это хороший результат. А резервных мест посадки тогда не было. И нас там не ждали…

Наконец поступил доклад от поискового вертолета. Он обнаружил красный парашют и двух космонавтов в 30 километрах юго-западнее города Березняки. Густой лес и глубокий снег не давали возможности вертолетам совершить посадку вблизи космонавтов. Населенных пунктов поблизости тоже не было.Посадка в глухой тайге была последним ЧП в истории “Восхода-2″. Космонавты ночевали в лесу Северного Урала. Вертолеты только и могли, что летать над ними и докладывать, что “один рубит дрова, другой подкладывает их в костер”.

С вертолетов космонавтам сбрасывали теплые вещи и продукты, но вытащить Беляева и Леонова из тайги не удавалось. Группа лыжников с врачом, высадившаяся в полутора километрах, добралась до них по снегу за четыре часа, но вывести из тайги не решилась.

За спасение космонавтов развернулось настоящее соревнование. Служба полигона, подогреваемая Тюлиным и Королевым, выслала в Пермь свою спасательную экспедицию во главе с подполковником Беляевым и мастером нашего завода Лыгиным. Из Перми они на вертолете добрались до площадки в двух километрах от “Восхода-2″ и вскоре обнимались с космонавтами. Маршал Руденко запретил своей спасательной службе эвакуировать космонавтов с земли на зависающий вертолет. Они остались в тайге на вторую холодную ночевку, правда теперь у них была палатка, теплое меховое обмундирование и вдоволь продовольствия. Дело дошло до Брежнева. Его убедили, что подъем космонавтов в зависший у земли вертолет – дело опасное.

Брежнев согласился и одобрил предложение вырубить поблизости деревья для подготовки посадочной площадки.

Когда мы приземлились, нас нашли не сразу… Мы сидели в скафандрах двое суток, у нас не было другой одежды. На третьи сутки нас оттуда вытащили. Из-за пота у меня в скафандре было по колено влаги, примерно 6 литров. Так в ногах и булькало. Потом, уже ночью, я говорю Паше: «Ну все, я замерз». Мы сняли скафандры, разделись догола, выжали белье, надели его вновь. Затем спороли экранно-вакуумную теплоизоляцию. Всю жесткую часть выбросили, а остальное надели на себя. Это девять слоев алюминизированной фольги, покрытой сверху дедероном. Сверху обмотались парашютными стропами, как две сосиски. И так остались там на ночь. А в 12 дня прилетел вертолет, который сел в 9 км. Другой вертолет в корзинке спустил прямо к нам Юру Лыгина. Потом к нам пришли на лыжах Слава Волков (Владислав Волков, будущий космонавт ЦКБЭМ) и другие. Они привезли нам теплую одежду, налили коньяка, а мы им свой спирт отдали — и жизнь стала веселее. Костер развели, котел поставили. Мы помылись. Часа за два срубили нам маленькую избушку, где мы и переночевали нормально. Там даже постель была.

21 марта была подготовлена площадка для посадки вертолета. И в тот же день на борту Ми-4 космонавты прибыли в Пермь, откуда и сделали официальный доклад о завершении полета.

И все же, несмотря на все проблемы, возникшие во время полета, это был первый, самый первый выход человека в космическое пространство. Вот как Алексей Леонов описывает свои впечатления:

Я хочу вам сказать, что картина космической бездны, которую я увидел, своей грандиозностью, необъятностью, яркостью красок и резкостью контрастов чистой темноты с ослепительным сиянием звезд просто поразила и очаровала меня. В довершение картины представьте себе — на этом фоне я вижу наш советский корабль, озаренный ярким светом солнечных лучей. Когда я выходил из шлюза, то ощутил мощный поток света и тепла, напоминающий электросварку. Надо мной было черное небо и яркие немигающие звезды. Солнце представлялось мне, как раскаленный огненный диск…

 

 

А также здесь можно ознакомиться с книгой Алексея Леонова «Выхожу в космос». Рисунки, между прочим, — авторские и очень красочные!

Источник 1Источник 2

______________

Источники:Б.Е. Черток “Ракеты и люди”, т. 3 (1999)Источники:

http://www.spacephys.ru/18-marta-1965-goda-pervyi-vykhod-cheloveka-v-otkrytyi-kosmoshttp://copypast.ru/2009/03/18/pervyjj_vykhod_v_otkrytyjj_kosmos.htmlhttp://www.pupils.ru/eto-interesno/1192/http://www.airwar.ru/enc/other/tu104ak.htmlhttp://spacenet.h2.ru/voshod/1965-022a.htmhttp://ru.wikipedia.org/wiki/Леонов,_Алексей_Архиповичhttp://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%92%D0%BE%D1%81%D1%85%D0%BE%D0%B4-2http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%92%D1%8B%D1%85%D0%BE%D0%B4_%D0%B2_%D0%BE%D1%82%D0%BA%D1%80%D1%8B%D1%82%D1%8B%D0%B9_%D0%BA%D0%BE%D1%81%D0%BC%D0%BE%D1%81http://news.online.ua/573123/pervyy-vyhod-cheloveka-v-otkrytyy-kosmos-12-foto/

www.pravda-tv.ru

Годовщине второго космического полета человека в космос - 18:00

Космонавт Герман Титов

Об удивительных победах СТАЛИНСКОГО СССР. Страна социализма открывает человечеству дорогу в космос.

6 Августа 1961 года Начало космического полёта Г.С.Титова

Г.С.Титов был членом первого отряда космонавтов и вошел в группу отобранных кандидатов для полета первого человека в космос. Государственная комиссия выбрала Гагарина, но Титов так же готовился к первому полету, ибо был назначен дублером Гагарина. Титов понравился С.П.Королеву сразу после первой встречи: живой, активный, энергичный. Он мечтал о космическом полете, тщательно тренировался.

Лекции для будущих космонавтов по указанию Королева читали по авиационной и космической медицине, по ракетной технике, динамике полета, конструкции корабля и его системам. Читали ближайшие соратники Королева К.Д.Бушуев, М.К.Тихонравов, Б.В.Раушенбах и молодые способные инженеры: К.П.Феоктистов, А.С.Елисеев и другие (потом тоже ставшие космонавтами). Была и лекция об устройстве космического скафандра. Систематически проводились летная и парашютная тренировки. Много времени уделялось физической закалке.

Второй полет предназначался Титову. Программа полета космонавта №2 заранее не готовилась: она зависела от итогов предыдущего полета. Но второй полет должен был быть более сложным и продолжительным. Королев планировал суточный полет с посадкой в степном Заволжье. Медики предлагали 3-4 витка, их поддерживали Н.П.Каманин, Е.А.Карпов и другие руководители. Победило предложение Королева, намечавшего решительные шаги по освоению космоса. Титов был союзником Королева. Суточная программа включала проверку ручного управления, киносъемку Земли, изучение состояния человека во время принятия пищи, сна и т.д. Все было впервые, ибо охватывало суточный цикл. Своим дублером Герман Степанович выбрал А.Г.Николаева.

Их тщательно готовил к длительному полету академик В.В.Парин, внесший большой вклад в развитие Института медико-биологических проблем.

На космодроме стояла жара, степь вокруг потрескалась от зноя. Накануне пуска Титов посидел полчаса в корабле, который уже готовили к старту. Вечером Королев беседовал с Титовым: "Каждый полет неповторим. Надо замечать все новое, ведь мы исследователи, первооткрыватели...” Титов и Николаев ночевали в том же домике, где перед стартом отдыхали Гагарин и Титов.

6 августа 1961 года на корабле "Восток-2” начался суточный полет Титова. Официальные сообщения шли с обычными формулировками: все нормально, самочувствие космонавта отличное. С технической точки зрения полет, действительно, проходил прекрасно: Титов дважды брал на себя управление и быстро, четко ориентировал корабль. Он удачно провел киносъемку, и первые космические кадры стали сенсацией, вел визуальные наблюдения Земли. Дважды в час вел сеансы коротковолновой связи, делал физзарядку. Но чувствовал он себя неважно, состояние было близкое к укачиванию, с легким головокружением и поташниванием. Есть не мог, хотя были запланировали обед из 3-х блюд (в тюбиках) и ужин. Однако все задания продолжал выполнять отлично, вестибулярные пробы (рисунки) получались хорошо. После 12-го витка стало легче, а перед финишем все пришло в норму.

7 августа "Восток-2” приземлился в Саратовской области, в 50 километрах от железной дороги. Встречавшие Титова отметили его возбуждение, громкий смех, с трудом его усадили, чтобы взять кровь на анализ. До заседания Госкомиссии Титов поделился с Николаевым и другими космонавтами о плохом самочувствии в начале полета.

Решили, что докладывать надо всю правду. После полета Титова была пересмотрена программа тренировок вестибулярного аппарата. Но хорошее самочувствие к концу полета космонавта №2 давало надежду на успех многосуточных полетов, что подтвердилось в будущем.

Второго космонавта встречали в Москве не менее торжественно, чем первого. На Красной площади были митинг и демонстрация в честь Титова. 9 августа 1961 года в Кремле был устроен праздничный прием по случаю первого в мире суточного полета в космос.

После медицинских обследований и обобщения данных академик Парин посвятил специальную статью практическим проблемам полета человека в космосе в медико-биологическом аспекте. 11 октября 1961 года Академия наук СССР и общество "Знание” организовали встречу ученых с первыми летчиками-космонавтами СССР Ю.Гагариным и Г.Титовым. Подводились итоги первых полетов, намечались следующие. Штурм космоса продолжался.

kvistrel.su

Глава 3. Полёты человека в космос. Космические достижения СССР в 1957-1961 годах

Похожие главы из других работ:

Влияние космической погоды на планету Земля

4. КОСМОС И ЧЕЛОВЕК

Все описанные выше проявления космической погоды можно условно характеризовать как технические, а физические основы их влияния в общем известны - это прямое воздействие потоков заряженных частиц и электромагнитных вариаций...

Влияние космической погоды на планету Земля

5. КОСМОС И ЭПИДЕМИИ

Болезни и эпидемии, которые преследовали человечество на протяжении всей его истории, зависят от условий в космосе и, прежде всего на солнце. Они определенным образом зависят от солнечной активности. Связь эпидемий с космосом, а точнее...

Земля как планета солнечной системы. Проблемы целостного освоения Земли

3. Взаимосвязь Земли и космоса (Опасность которую несёт в себе космос для Земли)

...

Космическая съемка и картографирование Марса

2.3.1 Пилотируемые полеты

Разработка пилотируемого полета ведётся с 1950-х годов. В СССР рассматривались разные варианты космических кораблей для пилотируемого полёта на Марс...

Космические достижения СССР

Первые полеты человека в космос

спутник полет космос ракета Первым космонавтом должен быть человек, который помимо хорошего здоровья, обладает сильной волей, быстрыми реакциями...

Космические достижения СССР

Групповые полеты

Новым этапом в исследовании необъятных просторов Вселенной явился запуск 12 октября 1964 г. в СССР трехместного корабля «Восход». Экипаж корабля состоял из трех человек: командира корабля инженера-полковника Владимира Михайловича Комарова...

Космічна погода

4. Космос та людина

В цілому ж вплив космічної погоди на наше життя можна, ймовірно, визнати істотним, але не катастрофічним. Магнітосфера і іоносфера Землі непогано захищають нас від космічних погроз...

Месяц ясный

2.3 Влияние фаз Луны на самочувствие человека

Цель исследования: Убедиться в наличии влияния фаз Луны на самочувствие человека Метод: Анкетирование, опрос. Схема опыта: В школе проводила анкетирование. Учащимся и учителям был задан один вопрос: «Влияют ли фазы Луны на ваш сон...

Наша Солнечная система

7. Полеты к малым телам Солнечной системы

Вероятность найти реликтовое вещество существенно повышаются, если обратиться к малым телам Солнечной системы - кометам, астероидам и малым спутникам планет...

Перспективы освоения космоса и Луны

2 Опасности выходов в открытый космос

Помочь космонавту, вышедшему в открытый космос, очень трудно. Выходы в открытый космос опасны по множеству различных причин. Первая -- возможность столкновения с космическим мусором...

Спутниковые, межпланетные, межзвездные полеты

1. Спутниковые полеты

Искусственный спутник в отличие от самолета не может летать над Землей по любому маршруту. Нет, например, ни малейшей возможности заставить искусственный спутник летать вдоль тропиков или, тем более...

Спутниковые, межпланетные, межзвездные полеты

2. Межпланетные полеты

Межпланетные полеты в Советском Союзе открыли межпланетные автоматические станции серии "Луна", "Марс", "Венера". Межпланетные станции типа "Луна" решили ряд сложных научных задач. Ими сфотографирована обратная поверхность Луны...

kosmos.bobrodobro.ru

полёт Гагарина 12 апреля 1961 года

Легендарный первый полёт человека в космос, осуществлённый 12 апреля 1961 года — великое событие не только для СССР и его правопреемницы России, но и для всего мира. В этом раунде космической гонки СССР безоговорочно выиграл у своего главного конкурента — США. Но как осуществлялась подготовка и сам полёт? и Что было после того, как Гагарин пролетел над нашей землёй и приземлился обратно? Всё это, безусловно, по-прежнему вызывает интерес у многих людей.

Как осуществлялась подготовка

К отправке человека в космос ведущие советские специалисты готовились очень тщательно. Претенденты на роль первого космонавта (изначально их было 20) не являлись самыми лучшими асами, но в этом и не было необходимости — их отбирали по другим параметрам. Королёву, главному конструктору корабля-спутника «Восток-1» и пионеру практической космонавтики, требовался лётчик до тридцати лет, весом до семидесяти двух килограмм и ростом до ста семидесяти сантиметров, имеющий великолепное психофизическое здоровье.

Гагарин в Центре подготовки космонавтов: Королёву требовался кандидат с идеальным здоровьем

Такие требования были продиктованы сложностью космических полётов и конструкцией кабины модуля «Восток-1» — в ней помещался только один человек с определёнными данными. Плюс ко всему было необходимо, чтобы космонавт был настоящим коммунистом, а не беспартийным.

При конструировании «Востока» было придумано несколько простых, но весьма эффективных решений, которые потом использовались и на других космических ракетах. Сделать некоторые вещи в срок не получилось, и, например, по этой причине было принято решение не вставлять сюда систему аварийного спасения при старте. Вдобавок ко всему из конструкции уже строящегося корабля удалили вторую тормозную систему, дублирующую первую. Отказ от неё обосновали тем, что «Востока-1», войдя на не слишком высокую орбиту (до 200 километров), всё равно в течение десяти суток слетел бы с неё из-за торможения о высшие атмосферные слои и возвратился бы обратно на нашу планету. И систем жизнеобеспечения на корабле-спутнике тоже хватало максимум на десять суток.

«Восток-1» в открытом космосе (художественное изображение)

Сергей Королёв хотел как можно быстрее запустить в космическое пространство свой аппарат, ведь имелась информация, что Штаты планируют осуществить нечто аналогичное уже во второй половине апреля 1961 года. Сначала из 20 претендентов выбрали 6, а окончательное решение, кто именно должен лететь, приняли на одном из заседаний госкомиссии — была одобрена кандидатура Юрия Гагарина (дублёром назначили Германа Титова). А в качестве даты для запуска «Востока-1» было выбрано 12 апреля.

Биография Гагарина до дня полёта

Юрий Алексеевич Гагарин появился на свет 9 марта 1934 года в обычной семье рабочих. Большую часть детства он провёл в городке Гжатске (теперь этот город в Смоленской области называется Гагарин) и соседних деревнях, пережил, будучи маленьким мальчиком, фашистскую оккупацию. В октябре 1955 года Гагарина призвали в вооружённые силы и направили в Чкалов (этот город сегодня называется Оренбург) в местное авиационное училище. Учился Гагарин у лётчика Ядкара Акбулатова, который в то время считался одним из лучших специалистов в своей сфере.

Юрий Гагарин во времена своей учёбы в Оренбургском высшем авиационном училище

В учёбе Юрий по всем предметам имел весьма высокие оценки и его даже назначили помощником командира взвода. Но при этом он никак не мог в совершенстве овладеть посадкой — нос самолёта всё время немного клонился вниз. В один момент из-за этого было даже принято решение отчислить его. Но Гагарин умолял дать ему ещё шанс, заявлял, что не представляет свою жизнь без неба. В итоге ему удалось осуществить идеальную посадку. В октябре 1957 года документ об окончании училища всё-таки был выдан Юрию Гагарину.

Затем он два года служил в истребительном авиаполку под Мурманском. А в конце 1959 года его включили в список кандидатов в космонавты и попросили приехать в столицу на медкомиссию. К этому времени он имел звание «старлея» (старшего лейтенанта).

Вероятность успеха запуска не была стопроцентной

Факт запуска «Востока-1» никак не освещался заранее — власти стремились обеспечить секретность. И вообще у многих были сомнения в успехе этого полёта — об этом говорят многие факты. Например, известно, что накануне полёта Гагарин написал жене и детям трогательное прощальное письмо. Но так как он всё-таки смог вернуться обратно на Землю, в тот день письмо адресатам не показали. Лишь после гибели космонавта в 1968 году его передали жене.

Гагарин с женой и одной из дочек

А ТАСС (главное информационное агентство Советского Союза) заготовило заранее, ещё перед 12 апреля, три разных сообщения об этом полёте: на случай успешного его завершения, на случай поисков космонавта за рубежом и на случай летальной катастрофы.

Нельзя сбрасывать со счетов и то, что до апрельского полёта «Востока-1» уже было произведено шесть тестовых стартов и три из них завершились трагедиями. 15 мая 1960 года поднятый на орбиту корабль-спутник из-за неполадок в ориентационной системе не смог спуститься к земле — он летает вокруг нашей планеты и сейчас. В сентябре 1960 года непосредственно при взлёте произошёл взрыв ракеты, на её борту находились две собаки. Запуск от 1 декабря начинался неплохо: собаки Пчёлка и Мушка поднялись, как было задумано, на орбиту. А вот спусковая траектория в конце полёта оказалась неправильной — корабль с животными внутри него взорвался и полностью сгорел.

Легендарный полёт: 108 минут, которые изменили историю

«Восток-1», пилотируемый Юрием Гагариным, стартовал с Байконура 12 апреля 1961 года в 09:07 (время московское). Руководителем старта являлся ракетный инженер Анатолий Кириллов — он давал команды по стадиям пуска ракеты и осуществлял контроль за их выполнением, следя за ситуацией из командной рубки.

Взлёт ракеты-носителя утром 12 апреля 1961 года

Как только ракета-носитель начала подъём, Гагарин сказал то самое знаменитое слово: «Поехали!». В целом ракета-носитель исполнила свои функции без каких-либо проблем. Лишь на заключительной стадии не сработала система, отвечающая за отключение двигателей третьей ступени. Двигатели выключились лишь после того, как сработал дублирующий механизм. К этому моменту корабль-спутник уже находился на сто километров выше запланированной орбиты.

Гагарин, будучи на орбите, рассказывал о собственных наблюдениях. Он в окно иллюминатора смотрел на Землю с её облаками, горами, океанами и реками, видел облака и атмосферу из черноты космоса, Солнце и далёкие звёзды. Ему понравился открывшийся ему вид нашей планеты. Он даже призвал людей хранить эту красоту, а не разрушать её. Больше всего Гагарина впечатлила линия горизонта — она отделяла земной шар от очень чёрного неба.

Гагарин первым увидел Землю из космоса и восхитился её красотой

Гагарин также провёл несколько экспериментов: поел, выпил воду, сделал пару записей простым карандашом. В какой-то момент он отпустил карандаш, и тот сразу же начал уплывать от него. Гагарин пришёл к выводу, что подобные вещи в невесомости следует фиксировать.

До полёта оставалось загадкой, как психика человека может отреагировать на условия космоса, поэтому внутри корабля была реализована особая защита от умопомешательства пилота. Чтобы управлять кораблём, Гагарин должен был перейти на ручное управление. А для этого ему необходимо было открыть конверт с одним листочком, на котором была записана математическая задача. Только решив её, можно было узнать код доступа к панели управления.

В целом полёт прошёл спокойно, серьёзных нештатных ситуаций не случилось. Длительность этого полёта составила 108 минут, за это время корабль-спутник сделал один-единственный оборот вокруг земного шара.

Но при возвращении на Землю, во время посадки, тормозная система немного подвела и произошло небольшое отклонение от курса.

На высоте семи километров в полном соответствии с планом Гагарин осуществил катапультирование, после чего модуль и космонавт в скафандре стали спускаться вниз на двух разных парашютах (этот способ посадки использовался, кстати, и в других пяти ракетах «Восток»). Регулируя парашютные стропы, космонавт смог избежать попадания в прохладные воды Волги и приземлился на берегу. Так закончился этот космический полёт.

Капсула «Востока-1» после приземления

После полёта

После приземления Гагарина случайно встретили жена лесничего и её внучка — они просто прогуливались в этих местах. Затем в районе приземления появились военные — они доставили пилота-космонавта в военную часть. Здесь он вышел на связь с командованием и сообщил, что поставленная перед ним задача выполнена.

Как только об этом стало известно Хрущёву, он позвонил министру обороны Малиновскому. В ходе разговора Хрущёв попросил о том, чтобы Гагарину как можно быстрее было присвоено звание майора. И, кстати, в сообщениях ТАСС от 12 апреля фигурировал уже майор Юрии Гагарин. А вот сам космонавт узнал о своём новом звании лишь после приземления. А ещё чуть позднее ему присвоили звание «Герой Советского Союза».

Изначально не планировалось никаких празднеств, связанных с появлением Гагарина в Москве. Но внезапно планы переменились, в спешном темпе была организована торжественная встреча. На самолёте Ил-18 космонавт прибыл в столичный аэропорт Внуково, где его уже ожидала восторженная толпа, представители СМИ, первые лица советского государства. Далее Гагарина повозили по главным улицам Москвы в автомобиле ЗИЛ с открытым верхом. Гагарин ехал стоя и приветствовал тех, кто пришёл его встречать. Со всех сторон звучали поздравления, многие принесли с собой плакаты. Какой-то мужчина даже пробрался сквозь выставленное оцепление и передал Гагарину цветы.

Гагарин едет по Москве на машине с открытом верхом

Потом на Красной площади космонавт, пройдя по красной ковровой дорожке, доложил об успешном полёте Никите Хрущёву. Некоторые люди, смотревшие эту кинохронику, обратили внимание на развязанный шнурок на Гагаринском ботинке. Эта забавная деталька сделала космонавта ещё более любимым в народе.

Легендарные кадры Гагарина в увесистом шлеме, говорящего «Поехали», были сняты не перед самим запуском, а значительно позже — то есть это чистой воды имитация. 12 апреля никому из главных участников запуска было не до съёмок. Потом эти кадры решили воссоздать — Юрий Гагарин и Сергей Королёв перед камерами повторили всё, что говорили и делали в утро перед запуском.

Юрий Гагарин и Сергей Королёв (на переднем плане)

Этот космический полёт привлёк внимание людей со всего земного шара, а Гагарин стал знаменитостью международного, общепланетарного масштаба. По приглашениям первых лиц других государств он посетил приблизительно три десятка стран. Много поездок космонавт осуществил и по территории Советского Союза. Интересно, что в шестидесятые годы прошлого века наиболее популярным мужским именем в СССР стало имя Юрий. Многие пары захотели назвать детей в честь человека, летавшего в космос.

Гагарин выступает перед аудиторией: на него восторженно смотрит итальянская актриса Джина Лоллобриджида

В шестидесятые годы Гагарин вёл заметную общественную деятельность, трудился в Центре подготовки космонавтов, в планах у него был второй космический полёт...

Однако 27 марта 1968 года Гагарин неожиданно и преждевременно погиб в авиакатастрофе во Владимирской области. Он разбился, когда вместе с инструктором Владимиром Серёгиным осуществлял плановый полёт на самолёте МиГ-15УТИ. Обстоятельства катастрофы не выяснены до конца и по сей день. Просто с МиГом пропала связь, а затем его обломки нашлись в нескольких десятках километров от аэродрома.

В связи со смертью Гагарина в Советском Союзе объявили траур. В честь лётчика-космонавта были названы населённые пункты, отдельные проспекты, переулки и улицы. Вдобавок ко всему в разных уголках Земли было открыто огромное количество памятников и скульптур, посвящённых Гагарину.

Марка 1984 года с изображением Юрия Гагарина

Значение полёта Гагарина на «Востоке-1»

Данный полёт, безусловно, открыл новую эпоху — эпоху освоения человечеством ранее неизведанных и поражающих своими масштабами космических просторов. Как далеко зайдёт это освоение, чего мы сможем достичь на этом пути, пока не очень ясно. К примеру, сейчас ведутся разговоры о колонизации Луны и Марса.

Но нет сомнений, что этот путь начался 12 апреля 1961 года. И вполне закономерно, что каждый год именно в этот весенний день отмечается такой праздник, как День Космонавтики.

С полёта Гагарина началась история освоения космоса человеком

Навсегда советский гражданин Юрий Гагарин будет в нашей памяти и памяти наших потомков первым человеком, оказавшимся в космосе. Этот статус и это звание у него никто никогда не отберёт.

Документальный фильм «Звезда по имени Гагарин» 

knowhistory.ru

Хронология космических полётов | Галактические новости

Человека всегда пленяли звезды. Именно поэтому история познания космоса насчитывает едва ли не столько же веков, сколько и самому человечеству.Известны древнейшие астрономические обсерватории, звездные карты, астрономические наблюдения, которые любознательное человечество старательно накапливало многие годы для практического применения.Существует три версии о первенстве изобретения оптического телескопа. Иоганн Липперсгей и Захарий Янсен, которые поделили честь изобретения телескопа построили свои приборы в 1608 году, а Галилео Галилей создал свой телескоп в 1609 году. Именно Галилей с помощью своего устройства сделал первые значительные космические открытия. История развития «большого» телескопостроения начинается в 1880 году в Ницце, где установлен один из крупнейших оптических телескопов.В 1931 году радиоинженер Карл Янский строит поляризованную однонаправленную антенну для изучения атмосферы и после нескольких лет экспериментов с ней предлагает конструкцию параболической антенны (радиотелескопа), но не получает поддержки. В 1937 году Гроут Ребер, воспользовавшись идеей Янского, строит антенну с параболическим рефлектором, а уже в 1939 году публикует первые результаты работы радиотелескопа. В 1944 году Ребер составляет первые радиокарты, полученные с помощью своего, уже усовершенствованного, радиотелескопа.Первый орбитальный (космический) телескоп был запущен Великобританией в 1962 году для изучения Солнца, в 1966 и 1968 годах США запускают две космические обсерватории, которые работали до 1972 года. В 1970 году НАСА начинает проект большого космического телескопа, который получил название Хаббл (Хабл), и был выведен на орбиту 25 апреля 1990 года. Считается, что Хаббл (Хабл) в его нынешнем состоянии прослужит еще до 2014 года.

Физическое освоение космоса человеком началось в 1944 году при испытаниях немецкой ракеты «Фау-2», которая вышла в космическое пространство, поднявшись на высоту 188 км.1957 год – СССР запускает первый орбитальный спутник Земли «Спутник-1» (4 октября) и отправляет в космос первое живое существо, собаку Лайку (3 ноября). В 1958 году США отправляют в космический полет первого примата – обезьяну Гордо (13 декабря).28 мая 1959 года – шимпанзе Бейкер и Эйбл совершают кратковременный суборбитальный полет.1960 год – Стрелка и Белка, две собаки совершили орбитальный полет с 19 по 20 августа на прототипе корабля «Восток» и благополучно вернулись на Землю.12 апреля 1961 года в космос отправляется первый человек – Юрий Гагарин на космическом корабле «Восток». Время полета составило 1 час 48 минут. Он положил начало пилотируемым космическим полетам. В этом же году США совершили два суборбитальных полета продолжительностью по 15 минут на аппаратах «Меркурий», а космонавт Герман Титов на космическом аппарате «Восток-2» совершил первый суточный полет (1 день 1 час 11 мин.). Также космос «посетили» двое американских шимпанзе – Хэм (31 января) и Энос (29 ноября).В 1962 году космические корабли «Восток-3» и «Восток-4» совершили первый групповой полет.16 июня 1963 год – в космос отправляется Валентина Терешкова, первая женщина-космонавт, на аппарате «Восток-6».1964 год – первый многоместный космический корабль «Восход» (СССР) с тремя космонавтами на борту.1965 – Алексей Леонов совершил первый выход человека в открытый космос (18 марта). 3 июня в открытый космос выходит американский астронавт, а 15 декабря в полет впервые отправляются 4 американских астронавта.1966 – американский астронавт проводит первую стыковку в космосе с непилотируемым объектом.1967 – в космос отправился советский космический корабль нового образца – «Союз-1». А 24 апреля впервые во время полета погибает космонавт – Владимир Комаров.1968 — «Аполлон-8» совершил первый пилотируемый полет на Луну. Уолтер Ширра стал первым космонавтом, который трижды побывал в космосе.1969 – была проведена первая стыковка двух пилотируемых кораблей – «Союз-4» и «Союз-5». Во время того же полета впервые был совершен переход с одного корабля на другой через открытый космос. Двое американских космонавтов высадились на Луне 21 июля. Нил Армстронг – первый человек, ступивший на Луну.1970 – на корабле «Союз-9» был совершен двухнедельный полет в космос.1971 –впервые погибает весь экипаж корабля «Союз-11»– в составе трех человек 30 июня при возвращении на Землю.1973 – первый полет, который длился больше месяца. А также впервые в космос одновременно отправились советские и американские астронавты.1974 – первое празднование Нового года на орбите.1980 – продолжительность полета достигла полугода. 23 июля в космос отправился первый азиатский космонавт – Фам Туан и 18 сентября – первый космонавт из Латинской Америки – Арнальдо Тамайо Мендес.1981 – впервые в космос отправляется шаттл «Колумбия» STS-1.1982 – впервые в состав экипажа входит женщина-космонавт Светлана Савицкая.1984 – женщина-астронавт Светлана Савицкая 25 июля впервые выходит в открытый космос.1986 – катастрофа шаттла «Челленджер» и гибель семи астронавтов 28 января. Впервые 4 мая был совершен межорбитальный перелет с одной станции на другую – «Мир» — «Салют-7» — «Союз Т-17».1988 – совершен полет, который продлился один год – с 21 декабря 1987 года до 21 декабря 1988 года. Запуск многоразового транспортного корабля «Буран» при помощи ракеты-носителя – 15 ноября.

1995 – 29 июня была проведена первая стыковка шаттла и орбитальной станции «Мир».

2000 – на МКС отправился первый экипаж.2001 – впервые в космос полетел не космонавт – Деннис Тито, заплатив за полет.На сегодняшний день пока только две державы могут похвастать богатой космической историей — это США и Россия, которой в наследство достались все удачи и ошибки, совершенные СССР. К этим странам присоединился Китай, четвертой космической державой планирует стать Индия. Разработки в области космических технологий ведутся также в Иране, Японии, Турции и Малайзии. Что интересно, в период холодной войны и гонки вооружений каждая страна стремилась опередить другую, что дало мощное развитие космических летательных аппаратов и ускорило освоение космоса. Сегодня, безусловно, все работают на благо своей державы, но благодаря глобализации все чаще разработки и полеты ведутся совместно, а экипажи, как правило, многонациональны. Такая тенденция также ведет к плодотворной работе, принося немалые результаты. Освоение космического пространства продолжается, а хронология на этом не заканчивается.

Мой блог находят по следующим фразам

Похожие статьи о космосе

www.galacticnews.ru

Первый полет человека в космос вехи большого пути 2

С войной пришлось столкнуться рано.

“Сам погибай, а товарища выручай” – эту пословицу ему пришлось не раз слышать позже от бывших фронтовиков, от инструкторов в аэроклубе, от командиров в авиационных частях, в которых он служил.

В техникуме в Саратове пришлось изучать физику на высоком уровне. В физическом кружке он подготовил и сделал два доклада. Первый – о работе русского ученого Лебедева о световом давлении. Тема второго выступления называлась “К. Э. Циолковский и его учение о ракетных двигателях и межпланетных путешествиях”. Чтобы подготовится к докладу, пришлось прочитать сборник научно-фантастических произведений Циолковского и много других книг.

Лет двенадцати он, как и все ребята, зачитывался произведениями Джека Лондона, Жюля Верна, Александра Беляева. На фантастические романы в гжатской библиотека была очередь. Ребята их пересказывали друг другу, завидовали тому, кто прочитал книгу первым.

Пожалуй, именно с доклада о работах Циолковского и начались “космическая” биография Гагарина. Занятия в аэроклубе, полеты на планере, прыжки с парашюта, Оренбургское авиационное училище - так продолжалась жизнь и учеба будущего первого космонавта.

К величайшему сожалению Ю. Гагарин ушёл из жизни очень рано. 27 марта 1968 года он разбился во время тренировочного полёта вместе с полковником В. Серёгиным вблизи деревни Новоселово Владимирской области.

Но с его гибелью эпоха космических достижений не окончилась.

Следующим космонавтом – космонавтом №2 был Герман Титов. Затем первый групповой полёт в космос ( космонавты Андриан Николаев и Павел Попович, август 1962 года на корабле «Восток -3»), первый выход человека в космическое пространство А. Леонова 18 марта 1965 года. Затем полетела в космос первая женщина – Валентина Терешкова.

Первых космонавтов весь мир знал по именам. Затем полёты стали всё более обычными и заурядными явлениями. В настоящее время (даже 10 – 15 лет назад) только специалисты могут перечислить все имена космонавтов и даты их полётов.

Однако, следует отметить, что слова из песни, выписанные в эпиграфе, очень быстро осуществились: американцы произвели первый полёт человека на Луну. Этим человеком был Н. Армстронг, первым вступивший на поверхность Луны, оставивший на ней свои следы.

На сегодняшний день уже осуществлён первый полёт космического туриста. Недалеко то время, когда полёт в космос, по крайней мере в пределах Солнечной системы, станет таким заурядным событием, как полёт на самолёте через океан.

С окончанием века завершился первый этап космических свершений. Навсегда в историю ХХ века и мировой цивилизации вошли имена К. Циолковского и Р.Годдарда, Г.Оберта и Р.Эно-Пельтри, Ф.Цандера и Ю.Кондратюка, С.Королёва, В.фон Брауна, В.Глушко, ну и, конечно, Ю.Гагарина, В.Терешковой, А.Леонова, Н.Армстронга и др.

4 октября 1957 года - день начала космической эры, 12 апреля 1961 - день первого в мире пилотируемого полёта в космос, 18 марта 1965 года – день, когда впервые стало ясно, что люди могут работать и в открытом космосе, 20 июля 1969 года – день, когда первый в мире землянин ступил на Луну, а затем – запуск первой орбитальной станции, первый международный космический полёт, первый полёт многоразовой космической системы, эпопея станции «Мир» и , наконец, начало строительства международной космической станции. Эти вехи освоения космоса навсегда войдут в учебники истории земной цивилизации.

Список использованной литературы

1. Виницкий А.М. Ракетные двигатели на твердом топливе. Москва 1973год

2. История России ХХ век. Учебник. Москва 2001год

3. Космонавтика. Маленькая энциклопедия. Гл. ред. В.П.Глушко. Москва 1970год

4. The Yonge Street Review. Проф. Г.Хозин. Сверхвзгляд Юрия Гагарина

Творческая работа по физике

на тему:

«Первый полет человека в космос. (Вехи большого пути)»

Ученицы 9-а класса

МОУ «Лицей-4»

Назаровой Анастасии

Красногорск 2005г.

mirznanii.com