Зачем ребенку нужна мама. Зачем мама нужна


Зачем ребенку нужна мама. - Психолог Елена Гуськова

Когда-то давно в книге Никитиных я прочитала, что основная функция матери — утешение.

Меня это поразило, потому что мой внутренний Родитель совершенно не собирался брать на себя такую функцию. Мой внутренний Родитель был гневный, критикующий.

Сейчас, спустя много лет, я сформировала видение, зачем ребенку нужна мама.

Во-первых, это обучение детей моделям поведения. Речь идет не столько о том, в какой руке правильно держать нож и вилку. Мама (папа тоже, конечно, но мама поболее) показывает ребенку модели реагирования на жизнь и проживания этой жизни.

Если мама радостна и активна, то ребенок учится радостно и активно жить. Если мама смущена в определенной ситуации, ребенок учится смущаться. Если мама терпит мужа-выпивоху, то дочка учится терпеть мужа-выпивоху.

Во-вторых, это и вправду утешение. Утешение, принятие, любовь.

У меня среди клиентов есть мамы, которые хотят наладить отношения со своими детьми. Их отношения с детьми действительно грустны. Бесконечное противодействие друг другу, желание прогнуть «соперника» под себя — это способ взаимодействия друг с другом и у мам, и у детей.

Методика работы в таких случаях такова.

Необходимо поменять внутреннего Ребенка, который довольно-таки покорежен и покоцан собственными родителями. Необходимо вернуть ему Радость, Интерес к жизни, Естественность, которые он потерял еще в детстве. Необходимо трансформировать все обиды на свою мать, а также ее предписания «не будь», «не живи счастливо» и т.д.

Тогда, имея внутри себя такого счастливого и спонтанного Ребенка, мама будет способна понять своё дитя и быть с ним на одной волне.

Далее необходимо поменять своего внутреннего Родителя. Изменить своего критикующего, контролирующего, гневного Родителя на Заботливого и Любящего Родителя.

Какую картину можно увидеть как итог подобной работы?

зачем ребенку нужна мама

Мама становится Мамой. Не подружкой ребенку (подружки у него есть, скорее всего и без мамы), не вечным критиканом (ребенок услышит критику в жизни не раз, зачем становиться в ряд с теми, кто обрушивает на ребенка свой гнев), не ребенком, о котором надо заботиться (а ведь такая история не редкость, когда родители хотят, чтобы о них заботились дети даже в малом возрасте).

Мама принимает на себя роль матери. Она может протянуть руки своему ребенку и стать для него покровом от ненастья, она может прижать его голову к своей в любой момент жизни, она сильна делиться парадоксальным ресурсом (парадоксальный ресурс — тот, который никогда не кончается, и чем больше его даешь, тем больше ощущаешь в себе) — любовью.

И эта мама не считает, что она чего-то лишена в жизни. (Лишиться она может только скандалов с ребенком). Она полна. Более, чем когда-либо.

Если вы еще не пробовали вкус такого материнства))- уверяю вас, это стоит того, чтобы его достичь.

До встречи).

elenaguskova.ru

Зачем детям нужна мама ?

Консультация для родителей

Тема: ЗАЧЕМ ДЕТЯМ НУЖНА МАМА

Подготовила воспитатель старшей группы Селиванова Надежда Петровна

По мнению многих матерей, родительская радость заключается в удовольствии видеть свое дитя ухоженным, накормленным, одетым и «продвинутым» лучше «разных прочих». Какая же уйма времени и сил уходит на это? И какой же незавидный получается результат…

КАКАЯ МАМА НУЖНА?

Зачем детям нужна мама? И смотря, какая мама?

Каждый человек должен знать, что есть существо, любящее его и принимающее его таким, какой он есть. Это самое главное в матери.

Главная обязанность матери – понимать. Мать, непонимающая своего ребенка, - это трагедия.

Мать – не судья, определяющий, что хорошо, что плохо, не пример для подражания, т.е. не какой-то жизненный эталон – оказывается, не этого ждут от нас дети! Быть вместе – вот чего хочет ребенок. С самого появления новорожденного малыша в доме надо учиться наблюдать, приглядываться и стараться понять, что малышу нужно, что хочется, а что ему неприятно, что значат его вопли, кряхтения, гримасы, чихания и т.д.

Итак, с самого начала мы, взрослые направляем поведение, развитие, психику ребенка, передаем ему свои нравственные критерии, представления о жизни. Я говорю «мы», но если этих «нас» много, неизбежен, как правило, разнобой. А если ребенку достается 1/30-тая замотанной няни в яслях или д/саду – что же он получит от такого «общения», кроме сухих штанишек?

Вот почему нужна малышу мать, с ее глубоко индивидуальной любовью, с ее возможностью и тонкой способностью с самого начала наблюдать первые пробы и шаги своего ребенка на долгом-долгом пути становления Человека, с ее неистощимым терпением и великим умением радоваться каждому, даже крохотному его успеху, чувствовать его боль. А при этом неизбежно оценивать все его проявления и тем самым ориентировать его в жизни.

Но для этого самой матери какой надо быть?

Ребенку нужны мать и отец. Они должны не подчинять друг друга, а приноравливаться друг к другу, особенно бережно обращаясь как раз с тем, что составляет суть каждого, его неповторимость, индивидуальность. Возникающие конфликтные ситуации необходимо пересмотреть, выслушав обе стороны. Чаще всего и мать и отец оба правы.

Семья, дети – это прекрасно.

Но как быть с работой?

Немного скажу по поводу мужской работы. Она должна заставлять мужчину втягиваться в нее всем своим существом. Легкая или облегченная работа никого еще не делала сильнее, мужественнее, находчивее, умнее. По-моему, она просто противопоказана сильной половине человечества. А как нужен детям увлеченный настоящим делом отец – мастер, для которого его дело – лучшее из всех дел на свете. Уважение к труду отца станет залогом уважения к труду всех людей. Подлинная увлеченность магнитом притянет к нему ребенка. Тут только надо не оттолкнуть – найти способ показать, на что ты способен.

Домашний труд может стать настоящей школой заботы и внимания к близкому человеку не на словах, а на деле.

Что могло оправдать огромный труд, вкладываемый в развитие ребенка?

Любая работа выглядит привлекательной, чем воспитание детей. Там 8 часов, да еще выходные, отпуск, а дети – это забота и работа круглые сутки, месяцы, годы без передышки. Там квалификация, мастерство, а с детьми – почти все ощупью, как в потемках.

Еще 100 лет назад проблемы не было. Раньше женщины не могли миновать материнства, потому что оно было неизбежно – так распорядилась природа. А зачем им теперь этот тяжелый пожизненный труд?

В наше время материнство может стать не просто подчинением природе, не только долгом перед обществом, но тем, чем оно и должно быть у людей,- главной духовной потребностью в прекраснейшем из творчеств – в сотворении нового человека как продолжения себя.

Ясно, что для воспитания личности, лучше всего хорошая семья. Если таковой нет и ребенок воспитывается «улицей» (к ней я отношу не только улицу, но и д/сад, школу, где воспитание детей «вверх» не может происходить нормально – всё и вся варится в собственном соку), то нет предпосылок появления неординарного человека.

Воспитание такого человека может происходить только в семье, т.к.

-только в семье, возможно, получить хорошее соотношение людей разного возраста на одного ребенка;

-только в семье, возможно, создать НОВЫЙ МИР, отличный и особый от остального мира – необходимое условие для создания нестандартной личности человека, не похожего на других;

-только в семье существуют серьезнейшие предпосылки создания доброй атмосферы вокруг ребенка, лелеяния в нем добрых качеств.

Б. Шоу: «Правильное воспитание детей в том, чтобы дети видели своих родителей такими, каковы они в действительности».

 

А.С.Пушкин: «САМОЕ ВЕЛИКОЕ В ЖИЗНИ ЖЕНЩИНЫ – МАТЕРИНСТВО, ПОТОМУ ЧТО ИМЕННО ОНО ДАЕТ ВСЕ ТВОРЧЕСКОЕ НАЧАЛО РОЖДЕННОМУ ЧЕЛОВЕКУ».

9.dsishimbay.ru

ЗАЧЕМ НУЖНА МАМА

Зачем нужна мама?

     Этот вопрос - зачем ребенку нужна мама, наверное, самый важный, но именно его реже всего задают себе родители, задумывающиеся о рождении нового члена семьи. На ранних стадиях развития (до рождения и в первые месяцы и даже годы после рождения) мать для ребенка - его мир, его Вселенная. Из этого «материала» ребенок строит самого себя и весь остальной мир (который «не-Я»). В психологии это называют «Рабочая модель «Я-Мир»». Именно рабочая. Мать - не просто источник удовлетворения потребностей ребенка, она именно средство и способ построения себя и представлений о мире. О том, каким этот мир является для меня, как он ко мне относится, что от него ждать. И эти функции матери в освоении ребенком мира все время изменяются, причем в сторону усложнения. Сначала ребенок полностью «сливается» с матерью, как бы используя ее для понимания себя, своих состояний, их оценки (что такое хорошо, и что такое плохо?). Этот процесс начинается еще в утробе матери, а закачивается только через несколько месяцев после рождения, но в некоторых отношения (например, освоении того, как относится к успеху и неудаче, в усвоении половой роли и т.п.) частично продолжается до конца детства и даже юности. Затем ребенок начинает «отделяться», и это тоже процесс постепенный и весьма сложный, а главное, «парциальный». Ребенок строит свою целостность как бы по частям, окончательно «собирая» себя только к юности. Наиболее интенсивно этот процесс происходит до трех лет, но начинается уже в конце первого полугодия жизни. Именно в этом возрасте (до трех лет) основной фигурой, в которой воплощается Мир, и является мать. Позже ей «помогают» и другие. Однако, для того, чтобы отделиться (стать самостоятельной, целостной личностью), надо сначала создать то, от чего отделяться (целостность, единство себя и матери). Если процесс «объединения» не удался, то эта задача будет стоять перед человеком всю жизнь, тормозя процесс отделения (то есть достижения личностной зрелости). Пока происходит объединение и первые этапы отделения, роли матери и отца (и других близких взрослых) практически одинаковы. Все они «объединяются» в позиции матери, создавая таким образом для ребенка более «разнообразную картину мира». Конечно, это мир обязательно должен быть стабильным, ведь он только еще строится самим ребенком (то есть это должны быть постоянные взрослые, а не часто меняющиеся). Пока еще нет существенной разницы в построении себя и мира мальчиками и девочками. Но позднее она появляется, то есть роль матери для детей разного пола становится не одинаковой. Для девочек после трех лет основная задача - освоение половой роли, для нее мать - образец, та часть мира, которую надо «примерять на себя», а заодно и все, что с этим связано: отношение другого пола (отца к матери и к ней как будущей женщине и матери), отношение детей (кукла - модель ребенка, по отношению к которой девочка выполняет роль матери, как ее мать - к ней самой). В этом возрасте (3-6 лет) может появиться пристальное внимание к матери, чувствительность к ее оценке, некоторая конкуренция за внимание отца и очень и особенная чуткость к тому, как отец относится к матери, а мать на это отвечает. Все меряется на себя и усваивается накрепко. 

У мальчиков в этом возрасте любовь к матери искренняя, нежная, они очень обидчивы и ревнивы по отношению к «конкурентам» (отцу, друзьям матери, своим братьям и сестрам и даже чужим детям). Не менее чутко, чем девочки, воспринимают и усваивают модель супружеских отношений. Для них важны со стороны матери ласка, сочувствие - и признание их «мужского достоинства» одновременно.

У детей обычно не возникает сомнения в том, что им нужна мама. Она есть, и это для них нормально, естественно. Дети, как правило, не задумываются, зачем она им. Этот вопрос должна задавать себе каждая мать. И от того, какой она даст ответ, зависит судьба ее ребенка.

С первых мгновений жизни, ребенок зависит от матери. Ласковые руки матери, ее нежный голос. Мама для малыша - это покой и уют, стабильность и порядок. С помощью мамы, осуществляется связь ребенка с внешним миром.      С каждым днем жизни, все больше крепнет эмоциональная связь между мамой и детьми. Как реагирует на происходящее мама, так же реагирует малыш. Если мама спокойна и уверена, то спокоен малыш. Если мама постоянно чем-то недовольна или встревожена, не удивительно, что дитя капризничает и плачет. Ребенок подрастает, но связь с мамой остается. Именно от мамы малыш узнает новое, вместе с ней познает мир. Мама для него - защита и опора. Материнская любовь безусловна. Мама - тот человек, который любит ребенка только за то, что он есть. Не надо бояться избаловать любовью. Если ребенок чувствует материнскую любовь, постоянно слышит от мамы, что он самый лучший, у него появляется уверенность в собственных силах.Но, вместе с любовью, в поведении мамы должна присутствовать и строгость. Разумные ограничения дисциплинируют малыша, а уверенность мамы в своей правоте обеспечивает ребенку спокойствие. Конечно, маму необходимо слушаться, ведь она все лучше знает и умеет. И, находясь рядом с такой мамой, ребенок спокоен, он не боится огромного мира, он уверен, что ему всегда придут на помощь.В тех случаях, когда капризное чадо умудряется командовать родными и близкими, происходит обратное. Ребенок не чувствует защищенности. Как ему может помочь мама, которая по первому воплю бежит выполнять его прихоти? Малышу страшно, у него такое чувство, что придется одному бороться с незнакомым миром.Ту любовь и привязанность, которую может дать ребенку мама, невозможно заменить ничем. От ее воспитания зависит, каким станет маленький человек. У матери дочь учится быть доброй, ласковой, нежной. А сын - заботливым, смелым и сильным.

Таким образом, мать нужна ребенку всегда, в любом возрасте, причем всегда «по-разному», но это различие выражается не количественном измерении, а в качественном.

 

oksana-karavaeva-dmdou20.edumsko.ru

Для чего нужна мама? - Мамин клуб

Этот вопрос может и глупый,но я решила в нем разобраться.Для чего мы нужны и как стать хорошей мамой для своих детей.Это статья моё душевное понимание и мысли с которыми я хочу с Вами поделиться.Надеюсь мамочки Вы меня поймете и возьмете на заметку.

Диляра Бакаева 01.05.20166152

Я человеку подарила мир,а миру подарила человека...

Эти слова из какого-то давно мною прочитанного стихотворения я недавно вспомнила.Их произносила молодая мать ,родившая- первенца.Я мама всего лишь десять лет,но я уже так много поняла за эти годы.Как много нужно вложить в крохотного человека,чтобы выростив его ,можно было сказать о себе эти справедливые слова.

Итак,зачем нужна мама?Действительно ,зачем?И смотря какая мама?Каждый ребенок должна знать,независимо от возраста,что есть человек ,любящее и принимающее её такой,какая она есть.Вот это понятие принимать ребенка таким ,какой он есть-самое главное в матери.Я мама четверых прекрасных детей.И они все разные,каждый со своим характером, поведением и понятием.И я принимаю каждого индивидуально, таким какой он есть.Не пытаюсь их изменить,только с помощью своего примера стараюсь ,чтобы он сам исправился,если что то делает не так.

Я не считаю себя идеальной мамой,у всех есть недостатки и я не исключение.Самое главное я понимаю что в материнстве самое главное-понимать.Мать не понимающая своего ребёнка -трагедия.

По примеру своей мамы хочу сказать ,мама должна быть :

в детстве спасение,забота,защита.В более старшем-советчик,утешение.В зрелости -друг,наставник.Должен быть человек,у которого на груди можно плакать и в пять лет и в пятьдесят.Я уверенна что все мамы нашего любимого Маминого клуба так думают.Ведь у всех мама -это спасательная желетка в которую можно по плакать..Которая всегда поймёт и укажет правильный путь.

Конечно среди мам есть и такие,псевдо мамы.Я их распределила на несколько групп.Наверняка Вы таких встречали.

  • Трусиха -это мать которая слишком всего боится и тресется за своего ребёнка чересчур.От себя не отпустит ни на шаг,от любой опасности спрячет под крылышко .Сцепится с любым и всегда его оправдает ,даже если кругом виноват.Это неправильно,чрезмерная опека сделает из ребёнка труса.
  • Жертва или Мученица -это мать которая думает,все-только детям,ради любой их прихоти откладывают все дела.Занимаются Самопожертвованием,самопоеданием.И ждет от детей возвращение долгов за такую жертву.И такая трагедия если долги эти она не получает.Я одно время была такой мамой,когда была после родовая депрессия. Но я прогнала это чувство и очень рада.
  • Плакса -это жалкая беспомощная во всем и одновременно обида на всех и все.На мужа что он на работе до поздна,на свекровь,на воспитателей,на своих детей.И всегда ноет Ну почему мне так не везёт,у всех дети как дети,а у меня? .

Таких мамочек я встречаю частенько в палеклиниах ,которые сидят с кислой миной на лице,как-будто жалеет что замуж вышла и родила.А на руках такой же плаксивый ребёнок .Мне жалко только ребёнка.

  • Кукушка -ребёнок ей совсем не нужен. Ей нужно сдать его поскорее бабушкам-дедушкам,тетям-дядям,учителям-воспитателям,лишь бы вздохнуть свободно и заняться своим делом.

Честно говоря я конечно не имею права осуждать никого.Но мне кажется если ты родила ребёнка,ты должна его воспитать и дать направление в жизни .А не пускать его жизнь на само тёк.У меня вокруг очень много примеров,это и моя мама и мужа,то есть свекровь.Моя мама всю свою жизнь посвятила нам,своим пятерым детям.25лет она была домохозяйкой.Она не жертвовали своей карьерой главного врача,а просто занималась нами и посвятила нам жизнь. При этом она успевала,всем вещи по стирать,накормить,вечером коров подаить .Всегда у нас было и соленье и варенье.Мы все помогали родителям,дружно и безвозмездно.Наша мама самая лучшая,во всех смыслах этого слова.Мы её очень любим и всегда благодарим за то внимание и тепло которое она нам дарила в детстве и сейчас.У наших родителей сейчас 14внуков и ещё ожидается 15-тый осенью.Теперь наша мама не только суппер мама ,но и -бабушка.Сейчас она живёт в Алмате ,работает.Делает УЗИ. Приезжает только по праздникам.Я стараюсь быть такой как моя мама.И мечтаю,что мои дети когда вырастут будут так же обо мне говорить.

А вот история свекрови совсем другая.Она наоборот посвятила себя карьере.Мой муж и его сестренка росли,с детства самостоятельными.И повзрослели умом очень быстро,так как родители развелись и им приходилось жить то у папы то у мамы.Конечно это был её выбор быть настоящей мамой или строить карьеру.Я её не осуждаю.Мне просто жаль моего мужа,который все детство мечтал,чтобы родители сошлись и жили вместе.Сейчас она живёт с нами и то время и тепло которое не да дала детям,даёт внукам.Она тоже мама и бабушка,но она до сих пор жалеет что упустила то время,когда действительно нужна была детям.Мы её любим и поняли её только сейчас ,когда сами стали родителями.

Суть в том, что мы с мужем из разных семей.Я из многодетной и беззаботной.А муж из семьи где, двое детей и родители,разведанные,а когда родители не вместе дети не могут быть беззаботными .

Может быть поэтому мы встретились и создали ту семью, о которой мечтали оба.Дружную,большую и крепкую.Мы знаем что у нас ещё много впереди.Но одно самое главное ,то что мы друг-друга любим и все приодалеем вместе.

Сделать детей счастливыми это самая главная задача -матери .Давайте делать это вместе.Мы нужны детям,а детям нужна МАМА.

Диляра Бакаева 01.05.20166152

maminclub.kz

Зачем нужна мама

Дети никогда не сомневаются, нужна ли им мама или нет. Она у них есть и ничего нормальней и естественней в жизни не бывает. Дети обычно даже не думают, зачем она им. Это вопрос для мамы. В зависимости от того, какой будет ответ, такова и будет судьба у ребенка.

С момента рождения ребенок полностью зависит от мамы. Ласка и нежность в прикосновениях и голосе мамы. Мама для малышка – стабильность, порядок, покой и уют. Мама – это звено, которое связывает ребенка с внешним миром.

Зачем нужна мама

Каждый день, каждый миг растет эмоциональная связь между мамой и её детьми. Мамина реакция на происходящее проецируется на ребенке – он берет с неё пример. Если мама умеет совладать со своими чувствами, ребенок также этому научится. Если у мамы на душе нелегко: её постоянно переполняет чувство тревоги, недовольство, тогда совсем не удивительно, что малыш плачет и капризничает.

Ребенок постоянно растет и связь с мамой никуда не девается. Именно благодаря маме он знакомится с чем-то новым, узнает окружающий мир. Мама его всегда защитит, поддержит. Материнская любовь – это то, что само собой разумеется. Мама – это тот человек, который должен любить ребенка только за то, что он есть. Не бойтесь разбаловать малыша своей любовью. Малыш должен чувствовать материнскую любовь, ведь когда он слышит слова о том, что он самый лучший – он становится уверенным в себе и в своих силах.

Тем не менее, руку об руку с любовью должна идти и строгость. Ограничения в пределах нормы, основанные на разуме и мудрости мамы, дисциплинируют малыша, а если мама уверена в том, что она права – это обеспечивает спокойствие ребенка. Разумеется, маму нужно слушать, ведь она все знает и умеет. Когда ребенок находится возле такой мамы, он сохраняет спокойствие, ведь его не пугает этот огромный мир, он уверен, что ему всегда помогут.

А вот тогда, когда капризное дитя командует родными и близкими, все происходит с точностью до наоборот. В такой семье ребенок не чувствует себя защищенным. Какую помощь может оказать ему мама, если она по первому крику готова сделать все, что он захочет? Таким способом у ребенка возникает страх, малыш думает, что он вынужден сам бороться с незнакомым миром.

Любовь и привязанность, которую мама отдает своему чаду, нереально чем-то заменить. И в зависимости от того, как она воспитает своего ребенка, таким он вырастет человеком. Мама может научить дочь быть доброй, ласковой и нежной. А сына – быть заботливым, отважным и сильным.

great.az

Консультация для родителей "Зачем нужна мама"

Зачем нужна мама

С первых мгновений жизни, ребенок зависит от матери. Ласковые руки матери, ее нежный голос. Мама для малыша - это покой и уют, стабильность и порядок. С помощью мамы, осуществляется связь ребенка с внешним миром. 

С каждым днем жизни, все больше крепнет эмоциональная связь между мамой и детьми. Как реагирует на происходящее мама, так же реагирует малыш. Если мама спокойна и уверена, то спокоен малыш. Если мама постоянно чем-то недовольна или встревожена, не удивительно, что дитя капризничает и плачет. 

Ребенок подрастает, но связь с мамой остается. Именно от мамы малыш узнает новое, вместе с ней познает мир. Мама для него - защита и опора. Материнская любовь безусловна. Мама - тот человек, который любит ребенка только за то, что он есть. Не надо бояться избаловать любовью. Если ребенок чувствует материнскую любовь, постоянно слышит от мамы, что он самый лучший, у него появляется уверенность в собственных силах.

Но, вместе с любовью, в поведении мамы должна присутствовать и строгость. Разумные ограничения дисциплинируют малыша, а уверенность мамы в своей правоте обеспечивает ребенку спокойствие. Конечно, маму необходимо слушаться, ведь она все лучше знает и умеет. И, находясь рядом с такой мамой, ребенок спокоен, он не боится огромного мира, он уверен, что ему всегда придут на помощь.

В тех случаях, когда капризное чадо умудряется командовать родными и близкими, происходит обратное. Ребенок не чувствует защищенности. Как ему может помочь мама, которая по первому воплю бежит выполнять его прихоти? Малышу страшно, у него такое чувство, что придется одному бороться с незнакомым миром.

Ту любовь и привязанность, которую может дать ребенку мама, невозможно заменить ничем. От ее воспитания зависит, каким станет маленький человек. У матери дочь учится быть доброй, ласковой, нежной. А сын - заботливым, смелым и сильным.

infourok.ru

Зачем нужна мама? | Милосердие.ru

«Наш приемный сын не понимал — зачем нужна мама — ведь с рождения до детдома он жил с отцом. Для Никиты я была причиной напряжения, агрессии и слез». Читайте новую историю из «Дневника усыновителя»

Анастасия, Сергей и Никита. Фото: facebook.com

Сентябрь 2006 года.Студентка

Меня зовут Настя, мне 18 лет, я – студентка Российского Государственного Гуманитарного университета в Москве. Жизнь только начинается, и она прекрасна! Волшебна и так непредсказуема!

Ноябрь 2006 годаВаля, все время пьющая чай

Студенчество приносит мне колоссальный жизненный опыт и буквально заставляет знакомиться с множеством новых людей. Одна из моих новых знакомых – рыжая девушка Валя из параллельной группы, в смешном пальто-мешке, всегда с гитарой за спиной – особенно интересна мне. Она много говорит о прочитанных книгах, поет песни и в каждый перерыв между лекциями стремится в буфет пить чай. На вопрос, почему ей все время хочется чаю, отвечает, что у них в Китеже все всегда его пьют. Дома, в гостях, с учителями между уроков — одним словом, все и всегда.Китеж? Что за место? Мне интересно абсолютно все.Общаясь с Валей, я узнаю, что она — сирота, а благозвучным летописным словом «Китеж» называется детский поселок в Калужской области, где она выросла. Там собрались и живут вместе вот уже 20 лет люди, взявшие в свои семьи приемных детей. Эти люди – и родители, и воспитатели, и учителя в собственной школе. Они ценят знание, творческий подход к жизни и сердечные отношения между людьми.Так я узнала о существовании удивительного места, где в скором времени оказалась в качестве волонтера – помогала по хозяйству, занималась с детьми русской литературой, училась дружить и понимать чувства других людей.

Июль 2011 года 

В новую жизньО, счастье — дипломная пора позади! Своей защиты я ждала как праздника, ведь решение о переезде было принято уже давно, а рюкзак с самыми необходимыми для жизни вещами терпеливо дожидался своего часа. Оставалось только университет закончить, и вот!В добрый путь!

2013 годЯ встретила Сергея

… Когда я переехала в поселок приемных семей Китеж, у меня началась новая жизнь. Самостоятельная, полная обычных «взрослых» трудностей. В Китежской школе я стала работать учителем русского языка, литературы и английского. Дети были рядом везде и всегда: на работе и дома, в будни и в выходные. Так устроена жизнь Китежа.

А еще рядом со мной всегда был прекрасный мужчина, верный в чувствах и в делах спутник – мой будущий муж Сергей. В прошлом фельдшер реанимационной бригады скорой помощи, он переехал в Китеж годом раньше меня: решил сменить образ жизни и профессию. Теперь он, помимо всего прочего, учитель биологии в нашей замечательной маленькой школе, где приемные дети учатся вместе с детьми родными и не чувствуют разницы в отношении к себе учителей-родителей.

Зима, 2014 годМы хотим ребенка

Идет время. То, что когда-то казалось трудным, даже страшным, теперь представляется обычным, понятным. В очередном разговоре с Сергеем мы приняли решение, созревшее у нас обоих, но не обсуждавшееся ранее: мы действительно готовы к тому, чтобы и в нашу жизнь пришел приемный ребенок. На тот момент мы уже испытали собственные силы, «притерлись» друг к другу, пережили ряд трудностей, давших возможность смотреть на вещи по- взрослому. Уверенность в том, что сейчас мы готовы помочь еще одной живой душе, была обоюдной и крепкой.Мы начали поиск. Поиск нашего ребенка. Того, с которым нам будет хорошо, и который будет рад нам.

Февраль 2014 годаИщем

Поездки по детским домам. Воспитатели, нянечки, директора. Дети. Их лица такие разные, — как рисунки, которые мы с ними рисуем при знакомстве. Они говорят о многом: у одного солнце, неопределенное дерево, собака. У другого – ночь, тюрьма, ветер в березах.

… Усиленный поиск дал результаты.

Май 2014 годаНашли

Недавно из Китежа уехала группа ребят и воспитателей из детского дома города Владимира. На тот момент это было нашей регулярной практикой –  приглашать детей из детских домов и реабилитационных центров в Китеж на каникулы и праздники, когда мы можем провести для них занимательную, развивающую программу.

У нас с Сергеем дома жило в эти дни два мальчика. Даня – голубые глаза, ресницы в два сантиметра, уши торчат из-под русых кудрей в обе стороны. И Никита – смуглый мальчишка восточной внешности. Взгляд – сталь. Однако видно, что это – не его, это приобретенное, защита. Никита шумный, активный. Из любого предмета стремится извлечь звук.Когда пришло время уезжать, мальчишки плакали. И чуть не плакали мы.

А очень скоро начали оформлять документы на опеку Никиты. А документами на опеку его друга Дани занялись наши соседи – другая молодая семья учителей из нашего поселка, уже воспитывавшая к тому моменту первого приемного сына. Тоже, кстати, Даню.

Август 2014 годаПризраки прошлого

Пройден долгий путь собирания справок, оформления документов, прохождения собеседований. И вот наконец мы стали родителями восьмилетнего мальчика. В нашем уютном деревянном домике появился маленький ураган, который перемещал все предметы с их мест, везде стремился поучаствовать, освоить любые секретные уголки, прыгал и шумел.

«Настя, ты куда уходишь? Ты когда вернешься? Мы будем вечером пить чай?». «Сергей, ты куда? Можно с тобой? Мы будем вечером пить чай?»Все процессы привыкания ребенка к семье шло по невероятно классической схеме, изученной нами на Школе приемного родителя.

Мы были готовы ко многому, ведь предупрежден – значит вооружен.Но будь ты тысячу раз предупрежден, всех трудностей не избежишь.Наш приемный сын оказался членом новой семьи уже будучи сознательным и довольно взрослым человеком. Еще бы, за 8 лет он многое увидел, услышал, испытал на себе, запомнил.

Так, например, он точно знал, что если во время вечернего чая случайно уронишь кусочек пирога, то нужно как можно скорее бежать в свою комнату, забираться там в самый дальний и пыльный угол и не издавать звуков. Так дольше будут искать, прежде чем бить.

А если неожиданно тебя застанет просьба, которая тебе не нравится (например, пойти чистить зубы перед сном), то самый надежный способ отсрочить мучение – обмякнуть всем телом там, где находишься в момент просьбы. Если сидел за столом – нужно обессиленно  растечься по нему, если стоял на полу – лечь на пол и не подавать признаков жизни, пока просьба сама не растает в воздухе…

Образы прошлой жизни мучали Никиту еще долго. А не находя в нас привычной ему реакции взрослого человека на свое поведение, он начинал настоящую истерику. Потому что просто не мог понять, что за проступок здесь не бьют, что, идя по улице, можно держаться за ручку, а не совать руки глубоко в карманы, что перед сном мама и папа обнимают ребенка и желают ему доброй ночи. Простые проявления нашего внимания оказались сильным стрессом для Никиты.

Этому периоду детской  адаптации мы дали спокойно начаться, достигнуть пика и миновать.

Сентябрь 2014 года

А мама – это кто?

Однако самая большая трудность поджидала нашу семью вот в чем: оказалось, что Никита никогда толком не общался с женщинами. Он попросту не знал, кто они такие.

Родная мама оставила ребенка сразу после рождения. Нам остается только благодарить родного папу Никиты, который сына не бросил и в моменты алкогольного просветления, по-своему, как получилось, научил его любить и ценить человеческие отношения. Где-то он его учил отцовской затрещиной, где-то добрым словом. А где-то и стаканом горячительного, который щедро делил с малолетним сыном.

Они продержались вместе 5 лет. Затем Никиту разлучили с отцом, и три года он жил в детских домах. И все же, несмотря ни на что и как бы там ни было, главное неблагополучному отцу удалось: он пытался быть рядом с сыном, как умел, и поэтому под слоями обид, боли, страхов у Никиты родился росток веры в людей. Ему нужно было лишь окрепнуть.

Однако по-прежнему для Никиты оставался вопрос: как быть с новой мамой, если у тебя и прежней-то никогда в жизни не было? Мама – это кто? С папой все понятно: его нужно слушаться, с ним можно играть, он – источник благ. А вот мама? Для Никиты поначалу я была по большей части причиной напряжения, агрессии, обид и слез.

Те ситуации, которые с Сергеем он проживал спокойно, сам того не замечая, со мной становились настоящей проверкой на прочность. Причем для обеих сторон. В те нелегкие полгода я хлебнула втрое больше, чем Сергей.

Что помогло: время, тишина, простые совместные действия типа просмотра фильмов, чтения книг, игры, рисования… Мы вместе пекли пирожки, занимались спортом, ухаживали за домашней любимицей – собакой-хаски Норой. Постепенно мой сын забыл про свою стратегию все время со мной ссориться. В дом вернулись радость жизни и уют, помноженные на счастье взаимопонимания.

Но вот что даже парадоксально: Никита, ничего специально не делая, буквально сцементировал отношения между мной и Сергеем.

Сентябрь 2015 года

Дожили до возраста «почемучки»

Нашему сыну уже 10 лет. Этой осенью он начал учиться в четвертом классе. Он совсем не любит читать, зато решает в уме сложные примеры по математике. Он очень изменился за лето: возмужал, вырос, стал намного мягче к людям и искреннее в проявлении своих чувств. К своим десяти годам он только-только достиг возраста «почемучки». «Ура, – думаю я, – значит, заполнились семьей, домом, любовью и заботой внутренние пустоты, и мир вокруг стал ему интересен, обнаружилось море всего непонятного и неисследованного!»

Наш сын принял нас, своих новых родителей, в свой трудный детский мир. И позволил нам о себе заботиться, помогать, обучать знанию жизни. Это самый настоящий «наш сын».

«Моя мечта»

На уроке в начале сентября с одноклассниками Никита писал сочинение «Моя мечта».

«Моя мечта — называть Сергея папой, а Настю мамой», – написал наш сынок.— Так почему ты все еще не назовешь своих родителей мамой и папой? Ведь ты с ними уже давно, – спросил его учитель.

— Пока стесняюсь. Но скоро обязательно начну! – заверил мальчик, довольный тем, что на его мечту обратили внимание.

Мы ждем

И мы ждем. Ждем того дня, когда наш сынок назовет нас «мама» и «папа». Мы ждем, когда его тревоги перестанут стоять непреодолимой стеной между ним и жизнью. Ну а пока… Что пока?

— Никита, спокойной ночи. Я тебя люблю.— И я вас с Сергеем. Тоже люблю. Насть, а давай завтра вместе рисовать собаку?— Давай. Засыпай, малыш… До завтра.

 

Сайт Милосердие.ру благодарит Фонд Тимченко, организовавший Первый Всероссийский конкурс дневников приемных семей «Наши истории» за предоставление материалов

www.miloserdie.ru