Сколько дней после смерти человека зеркала должны быть закрыты? Закрывать зеркала после смерти человека православная традиция


Когда открывать зеркала после похорон: ответ священника, православные традициии

Такое печальное событие, как похороны, связано с разными предзнаменованиями. Некоторые люди считают суеверия пережитками. Но есть приметы, которые соблюдают и сегодня.

Традиция занавешивать зеркала, когда в доме покойный, появилась с давних пор. Даже церковь не может точно сообщить, когда открывать зеркала после похорон, но ответ священника интересует верующих.

Почему закрывают зеркала

Древние славяне были уверены, что зеркальце открывает портал в потусторонний мир. Тело человека имеет не только физическую оболочку, но и душу. Закрывают зеркальные поверхности по ряду причин:

  • Душа, отделяясь от тела, может испугаться, увидев своё отражение в зеркале.
  • Если живой человек увидит усопшего в зеркальце, он скончается. Дух умершего может забрать с собой.
  • Душа может заплутать в зеркальном коридоре. Один раз отразившись в нём, дух не найдёт пути в Царствие Небесное. Он останется там, словно в западне. И в доме навек будет пребывать его мёртвая энергия.
  • Нечистая сила может забрать душу покойника, затянув через зеркало.
  • Энергия умершего причинит вред живым. Ведь зеркала могут впитывать и проводить разные энергии. Потому их нужно систематически чистить, а на пору похорон завешивать.
  • Человек, потерявший родственника, подавлен. Он чувствует утрату, душа его опустошена. Проходя мимо незакрытого зеркала, он может заглянуть в него и в состоянии депрессии увидеть некий образ.

Как церковь относится к обычаю

Священники не дают однозначного ответа на вопрос о завешивании зеркал после смерти и сколько дней они должны быть закрыты. Их мнение основывается на том, что стандартных указаний на обряд в православии нет.

Но некоторые служители храмов советуют знать, на какой день после смерти открывают зеркала. Зашторивать их нужно не только на время пребывания умершего в доме, но и на девятый и сороковой дни. На протяжении сорока дней душа остаётся на земле. Она не отдаляется от тела.

Когда можно открывать

Тем, кто верит в поверья о похоронах, нужно знать, когда снимают с зеркал покрывала после похорон. Принято, что раскрывать можно по истечении девяти дней. Но если человека одолевают сомнения, зачем нужно закрыть их, лучше выдержать сорок дней.

Первые девять дней душа ещё пребывает в комнате. Затем она отделяется от тела и уходит в мир иной. Энергия смерти пропадает из жилища. Некоторые отражающие поверхности, телевизор или компьютер, можно открыть раньше. Ведь человек, потерявший близкого, и так чувствует себя плохо, он не может проводить в тишине все время.

Но на время похорон отражающие поверхности открытыми оставлять запрещено. В это время даже несуеверные люди занавешивают их. Через день или два после церемонии погребения они открывают их.

Старинные зеркала

В старину их делали путём послойного наложения ртути на стекло. Умирая, человек испускает мозговые альфа-волны, а зеркало образы впитывает и создаёт голограмму. Образы воспроизводятся, появляются призраки.

Современные изделия уже производят по иной технологии, менее пригодной к сохранению информации. Но традиция закрывать зеркала или отворачивать их, осталась.

Были случаи, когда зеркало после кончины человека делалось мутным и на нём возникали замысловатые рисунки. Его сразу уничтожали. Иначе дух покойника не мог покинуть лабиринты зазеркалья.

Явления, связанные с приметой

Часто можно услышать мистические истории о том, что в доме не завесили зеркало после смерти жильца, а потом стали случаться странности. По ночам домочадцы слышали шаги, свет мигал, вещи падали, билась посуда. Это означает, что душа усопшего не упокоена.

В дом приглашали священнослужителя. Если же противоестественные явления не проходили после освящения жилища, зеркала выкидывали.

Даже если близкий человек скончался не дома, а похоронили его из траурного зала морга, зеркала нужно закрывать. Ещё 40 дней душа человека пребывает среди живых. Народные поверья гласят, что после смерти дух покойного приходит в дома родных и близких, чтобы попрощаться навсегда.

Другие поверья

Кроме традиции заклеивать зеркала или занавешивания их покрывалом на время нахождения покойного в доме есть иные приметы. Не надо смотреться в зеркальца на кладбище. Поскольку они отражают не только явный, но и иной мир, посмотревшегося человека будут преследовать несчастья.

В народе говорят, что зеркало, разбившееся во время погребений в доме, где находился покойный, обязательно предвещает беды и несчастья. Вскоре они падут на родственников усопшего.

Традиция закрывания зеркал тканью перешла со времён язычества и христианством не поддерживается. Когда накрывать простыней и открывать их, каждый человек решает сам. Иногда ничего плохого не случается, но в истории есть случаи, когда из-за незакрытых зеркал во время похорон потянулась череда трагических событий.

Правила и действия на похоронах

Проводить человека в последний путь нужно правильно. Ошибки, допущенные на похоронах, могут негативно сказаться на дальнейшей жизни домочадцев. Общепринятые правила:

  • Гроб с покойным можно нести только посторонним людям.
  • Бросают горсть земли на крышку гроба. Чтобы душа покойного не выходила ночью и не пугала живых.
  • На дно гроба кладут деньги в качестве откупа за новое место.
  • На кладбище и дома ставят стакан с водой. Покойный сможет попить.
  • В гроб кладут платочек, чтобы при общении с Господом было чем вытирать пот со лба.
  • Бывает, человек подготавливает гроб заблаговременно. Хранят изделие на чердаке. Но он не должен стоять пустой. В готовый гроб засыпают опилки, стружку или зерно. После ухода человека из жизни содержимое гроба зарывают в яму.
  • В момент ухода души из тела нужно читать Канон Божьей Матери. В процессе чтения православный в руке держит святой крест или горящую свечу.
  • При выходе души из тела человека охватывает страх. Он видит Ангела-Хранителя и бесов. Родственники должны читать молитвы, стараясь облегчить душевные страдания человека, но не плакать и причитать.
  • Умирающий должен попросить прощения у присутствующих и сам простить их.
  • Когда человек покидает этот мир, с него снимают мерку для изготовления гроба. На кровать её не кладут. Выносят из дома, а во время погребения кладут в гроб.
  • Тело покойника после смерти обмывают. Душа должна явиться чистой перед лицом Божиим после воскресения. Омывают все части тела.
  • Нельзя омывать покойника горячей водой, можно только тёплой. В процессе омовения читают: «Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Бессмертный, помилуй нас» или «Господи, помилуй». Голову омывают в последнюю очередь, затем усопшего причёсывают.
  • После процедуры покойника облекают в чистую светлую одежду. Надевают крестик.
  • Проводить процедуру лучше в светлое время суток. Воду вылить туда, где не ходят люди. Нельзя никому давать «мёртвую» воду, чародеи могут использовать их в чёрной магии.
  • Воду нельзя разливать по квартире. Домочадцы могут заболеть.
  • Беременным женщинам покойника обмывать нельзя.
  • На усопшем не должно быть узлов. Галстук или платок развязывают перед закрытием гроба. Руки и ноги покойного тоже развязывают. Если бинты разрезают ножницами, их кладут в гроб.
  • Правила эти для православных христиан. В буддизме торжествуют, когда человек уходит в мир иной. Это означает, что он прошёл земной путь и его ожидает новое перевоплощение.
  • После выноса гроба с умершим из квартиры в помещении нужно помыть и подмести полы, вымывая смерть из углов.

Если спросить в храме, когда можно снимать занавески с зеркал, священники дадут совет подождать сороковин. В это время душа усопшего покидает мир.

Конечно, в каждой семье сами решают, как предать земле тело покойного и когда можно открывать зеркала после смерти близкого. Но в приметы, касающиеся погребений, люди верят и стараются их соблюдать.

molitva.guru

Почему в доме покойника завешивают зеркала? — Благовест

Мне сказали, что по смерти родного мне человека необходимо завесить все зеркала. Для чего завешивать зеркала и на какое время? Скажите, пожалуйста, сколько держится траур по смерти матери?       Раба Божия Наталия.              Никакого церковного предписания относительно закрывания зеркал мы не имеем, однако традиция эта очень устойчивая и выполняется повсеместно. Зеркало воспринималось в народном сознании как магический предмет, открывающий некую непостижимую сторону бытия - зазеркалье, окно, через которое можно заглянуть в потусторонний мир.Объяснения завешивания зеркал с точки зрения современного сознания до смешного наивны. Зеркала закрывают для того, чтобы душа усопшего, увидев себя, не испугалась. Другой вариант толкования - чтобы покойный не напугал родственников. Есть даже поверье, что если человек увидит в зеркале покойного, то вскоре умрет.Из сказанного видно, что завешивание зеркал нужно рассматривать как простое суеверие, не имеющее никакого значения ни для мертвых, ни для живых. Так многие и считают, однако на всякий случай зеркала завешивают.Гораздо более важным представляется вопрос о продолжительности траура. Траур - слово мирское, не церковное. Оно обозначает время особого воспоминания об усопшем близком человеке, которому присущи определенные атрибуты: цвет одежды, поведение и т.д.В церкви смысл этого времени поминовения намного углубляется. Ведь одних воспоминаний недостаточно, поэтому Православные Христиане, поминая усопшего, стараются деятельно помочь ему определиться в вечной жизни. Это выражается в молитвах Церкви за усопших.Благочестивое предание Церкви устанавливает сорок дней (сорокоуст) особого поминовения усопших, в которые по ним служится Божественная литургия, возносятся молитвы и творится милостыня. Все это освобождает умершего от уз греха и переводит душу усопшего в лучшее состояние загробного существования.Особенно благотворное влияние на судьбу усопших имеет принесение безкровной жертвы за спасение их, или совершение Божественной литургии. На Литургии через погружение в таинственную Кровь Христову частиц, изъятых из просфор, омываются грехи поминаемых живых и умерших.Св. Иоанн Златоуст так говорит о молитве и милостыне за умерших: «Есть, подлинно есть возможность облегчить его наказание, если пожелаем. Так, если будем совершать за него частые молитвы, если будем подавать милостыню, то хотя он сам и был недостоин, Бог услышит нас... Это сообразно с человеколюбием Божиим. Многие получали пользу от милостынь, совершаемых за них другими. Если они и не совершенно помилованы, то, по крайней мере, получили некоторое утешение».Священное Писание представляет примеры молитвенного поминовения усопших и благотворительности в память их - для испрошения прощения грехов. В ветхозаветной Церкви существовал обычай преломлять над умершими хлебы и при их гробах раздавать хлеб неимущим (Тов. 4, 17). Был обычай по случаю кончины ближних налагать на себя пост: когда жители Иависа Галаадского хоронили царя Саула и его сыновей, они «взяли кости их, и погребли под дубом в Иависе, и постились семь дней» (l Цap. 31, 13), что, конечно, соединялось с соответствующими молитвами.Однако самое существенное отличие траура от Христианского поминовения заключается в том, что траур - это неизбывная, безысходная скорбь по ближним, утратившим свое бытие, поглощенным гробом, безсмысленно уничтоженным смертью. Христианское же поминовение - это молитвенная память о человеке, только что родившемся в вечную, блаженную жизнь во Христе Иисусе. иеромонах Серафим (Калугин) г. Астрахань. 16.09.2005

blagovest.cofe.ru

ответ священника на сколько дней завешивают зеркала после смерти человека

Из этой статьи вы узнаете, как правильно соблюдать и сколько держать траур по усопшему, как и на какое время закрывают отражающую поверхность в доме, где умирает человек, и когда открывать зеркала после похорон.

При написании текста использовались ответы православных священников.

Почему раньше завешивали зеркала в доме покойника

Раньше считалось, что зеркало – это своеобразная дверь, где встречаются два мира – мир живых людей и мир человеческих душ.

Закрывали их для того, чтобы душа умершего, отразившись в поверхности, не осталась в мире живых, не увидела своей плохой стороны, а упокоилась в другом мире.

Другая причина завешивания объясняется тем, что в траурное время нельзя прихорашиваться и, чтобы не взглянуть на себя в зеркало, его занавешивали покрывалом.

Ещё одно суеверие — зеркала отображают облик человека или предмет в обратную сторону, и суеверные люди считали, что отраженный крест получит противоположенное значение и будет не защищать, а нести обратную функцию. Для этого отражающие поверхности либо завешивались тканью, либо отворачивались к стене.

На сколько дней завешивали зеркала после смерти

Суеверные люди поступали в былые времена так: если покойный умер в доме, то темная ткань или покрывала на зеркалах оставались до 40 дней, так как душа умершего находится в мире живых 40 дней.

Если не занавесить отражающие поверхности, то душа может испугаться себя, если отразится в них, или может напугать близкого человека, если вдруг тот увидит душу покойного в зеркале. Если же покойный умер в другом месте, а домой его тело привезли на некоторое время, то именно на эти дни и приходилось завешивание поверхностей.

Когда открывали зеркала после похорон

Покойного выносили из дома, как правило, на третий день после смерти, в тот день покрывала или ткань снимали. Если же покойный умер в доме, то открыть зеркала можно было на 40 день, после того, как душа окончательно покинет мир живых.

Как относится Православная церковь к обряду завешивания зеркал

У православной церкви нет определенных правил относительно завешивания зеркал.

Священники считают это суеверием и страхом старины, а объяснения людей по этому поводу наивными и даже глупыми.

Человек, поступая таким образом, потому что так делала его бабушка, сам отвечает за свои поступки.

Как только люди начнут задумываться о том, что, как и когда они делают и почему, всё станет намного проще, многие вопросы просто отпадут сами собой.

Что такое траур в Православии и как его соблюдать

В Православной церкви нет такого понятия, как траур. Траур – это мирское понятие.

Каждый сам решает для себя, как и сколько соблюдать траур – не носить яркую одежду, не посещать увеселительные заведения, не слушать музыку, не отмечать праздники, не употреблять в пищу деликатесы и алкоголь, вести смиренный образ жизни в течение 40 дней.

Бракосочетание рекомендуется отложить, пока не пройдет год со дня смерти близкого человека.

Верующие люди, чтобы помочь душе умершего человека быстрее обрести покой, в течение 40 дней особенно усердно молятся, заказывают панихиды и сорокоусты по усопшему в разных храмах и монастырях, творят добрые дела и раздают милостыню. Вот это все и есть траур в Православии.

Заключение

Занавешивание зеркал в доме усопшего — это абсолютное суеверие, которое было распространено в давние времена, но вот что удивительно, многие люди и в наше время продолжают так поступать. Конечно, каждый решает сам, но стоит помнить слова св. Амвросия Оптинского «А ты не верь — и не сбудется».

1001molitva.ru

Почему в доме покойника завешивают зеркала?

На вопросы читателей отвечает иеромонах Серафим (Калугин), г. Астрахань.

На вопросы читателей отвечает иеромонах Серафим (Калугин), г. Астрахань.

Мне сказали, что по смерти родного мне человека необходимо завесить все зеркала. Для чего завешивать зеркала и на какое время? Скажите, пожалуйста, сколько держится траур по смерти матери?       Раба Божия Наталия.              Никакого церковного предписания относительно закрывания зеркал мы не имеем, однако традиция эта очень устойчивая и выполняется повсеместно. Зеркало воспринималось в народном сознании как магический предмет, открывающий некую непостижимую сторону бытия — зазеркалье, окно, через которое можно заглянуть в потусторонний мир.Объяснения завешивания зеркал с точки зрения современного сознания до смешного наивны. Зеркала закрывают для того, чтобы душа усопшего, увидев себя, не испугалась. Другой вариант толкования — чтобы покойный не напугал родственников. Есть даже поверье, что если человек увидит в зеркале покойного, то вскоре умрет.Из сказанного видно, что завешивание зеркал нужно рассматривать как простое суеверие, не имеющее никакого значения ни для мертвых, ни для живых. Так многие и считают, однако на всякий случай зеркала завешивают.Гораздо более важным представляется вопрос о продолжительности траура. Траур — слово мирское, не церковное. Оно обозначает время особого воспоминания об усопшем близком человеке, которому присущи определенные атрибуты: цвет одежды, поведение и т.д.В церкви смысл этого времени поминовения намного углубляется. Ведь одних воспоминаний недостаточно, поэтому Православные Христиане, поминая усопшего, стараются деятельно помочь ему определиться в вечной жизни. Это выражается в молитвах Церкви за усопших.Благочестивое предание Церкви устанавливает сорок дней (сорокоуст) особого поминовения усопших, в которые по ним служится Божественная литургия, возносятся молитвы и творится милостыня. Все это освобождает умершего от уз греха и переводит душу усопшего в лучшее состояние загробного существования.Особенно благотворное влияние на судьбу усопших имеет принесение безкровной жертвы за спасение их, или совершение Божественной литургии. На Литургии через погружение в таинственную Кровь Христову частиц, изъятых из просфор, омываются грехи поминаемых живых и умерших.Св. Иоанн Златоуст так говорит о молитве и милостыне за умерших: «Есть, подлинно есть возможность облегчить его наказание, если пожелаем. Так, если будем совершать за него частые молитвы, если будем подавать милостыню, то хотя он сам и был недостоин, Бог услышит нас... Это сообразно с человеколюбием Божиим. Многие получали пользу от милостынь, совершаемых за них другими. Если они и не совершенно помилованы, то, по крайней мере, получили некоторое утешение».Священное Писание представляет примеры молитвенного поминовения усопших и благотворительности в память их — для испрошения прощения грехов. В ветхозаветной Церкви существовал обычай преломлять над умершими хлебы и при их гробах раздавать хлеб неимущим (Тов. 4, 17). Был обычай по случаю кончины ближних налагать на себя пост: когда жители Иависа Галаадского хоронили царя Саула и его сыновей, они «взяли кости их, и погребли под дубом в Иависе, и постились семь дней» (l Цap. 31, 13), что, конечно, соединялось с соответствующими молитвами.Однако самое существенное отличие траура от Христианского поминовения заключается в том, что траур — это неизбывная, безысходная скорбь по ближним, утратившим свое бытие, поглощенным гробом, безсмысленно уничтоженным смертью. Христианское же поминовение — это молитвенная память о человеке, только что родившемся в вечную, блаженную жизнь во Христе Иисусе.

иеромонах Серафим (Калугин)г. Астрахань.16.09.2005Понравилось? Поделитесь с другими:

См. также:

xn--80aaaabhgr4cps3ajao.xn--p1ai

Погребальные обряды. Православный обряд погребения, заочное отпевание

Наверное, нет в нашей жизни ничего, что было бы более мифологизировано, пропитано суевериями, чем смерть человека и обряд его погребения.

Православное восприятие смерти и погребения тела усопшего кардинально противоположно тому восприятию, которое бытует, к сожалению, в нашей постсоветской стране среди вчерашних атеистов, в одночасье ставших «православными», т. е. прибегающими к Церкви в экстремальных случаях рождения (крещения), болезни и смерти человека. Эти «набеги» на Церковь столь массовы, что породили свою «похоронную» традицию, которая сейчас широко распространена в народном сознании.

С православной точки зрения, смерть человека (верующего, церковного, разумеется) есть «успение», засыпание, отсюда и «усопший», уснувший. Смерть есть переход в мир иной, рождение в вечность. Наш усопший дорог нам (ведь он не исчез, не уничтожился, он уснул телом, а душой отправился в дальнюю дорогу, на встречу с Богом), ему очень нужны наши молитвы, церковные заупокойные службы, милостыни, добрые дела, творимые в его память.

Тело человека в православной традиции понимается как храм души («разве вы не знаете, что вы храм Божий, и Дух Божий живёт в вас?» (1 Кор.3,16)). Благоговейное отношение к телу покойника напрямую связано с главным догматом христианства – догмата о Воскресении. Мы веруем не в то, что воскреснут наши души (мы знаем, что душа человеческая бессмертна), мы веруем, что при Втором Пришествии Спасителя наши тела воскреснут (где и в каком бы состоянии они не находились) и соединятся с нашими душами, и будем мы вновь целостными.

Поэтому и принято в Церкви тщательно подготавливать тело к погребению: обмывать, одевать в чистое, покрывать белым саваном, и хоронить в землю как в постель, где тело спит, ожидая гласа архангельской трубы. Тем самым, заботясь о достойном погребении человека, мы выражаем свою веру в воскресенье. Поэтому и священник надевает на отпевание белые ризы, показывая веру Церкви в этот догмат.

Если человек вне Церкви, то отношение к смерти у него совершенно иное. Смерть для этого человека есть катастрофа, стихийное бедствие. Приходилось такое слышать: «У нас дедушка умер скоропостижно, неожиданно! Ему 80 лет было…». Несмотря на обращение к Церкви за отпеванием, реально родственники умершего не верят в то, что он «усопший», «покойник» (т. е. тот, кто «в покое», «на отдыхе у Бога»). Покойник для них – это труп, мертвец. Представления о душе – самые размытые. Про душу говорят, но больше потому, что «так принято», на самом деле никто в посмертное существование души не верит.

А раз нет веры в вечность и в воскресенье, то есть панический страх перед смертью и всем, что с ней связано. Смерть для неверующих людей – это костлявая старуха с косой, пришедшая за своей добычей, и при этом не упускающая случая попугать живых своим хриплым смехом и огнём пустых глазниц. Что остаётся живым? Поскорее швырнуть ей в пасть её жертву и откупиться чем-нибудь («чем положено»), только бы не думать о её злобном оскале.

Где нет веры в Воскресшего Бога, там есть стремление вытеснить смерть (точнее, мысли о ней) на периферию сознания. Страх смерти в обществе находит своё отражение во всей культуре: в литературе, искусстве, кино и проч. Заметьте, что в обществе, где боятся смерти, очень любят юмористические передачи, комедийные, приключенческие фильмы. В литературе ценятся «жизнеутверждающие» жанры: романы о любви, о сексе, детективы. Зато вытесняются из культуры все мотивы, заставляющие задумываться о смысле жизни и смерти. Попробуйте предложить кому-нибудь почитать Достоевского – это лакмусовая бумажка, по которой можно проверить, относится ли человек серьёзно к проблеме жизни и смерти, или старается спрятаться от неё («да ну вашего Достоевского, тоска смертная!»).

Когда же смерть всё-таки приходит, и в доме появляется покойник, то родственники начинают искать пути, как «правильно» проводить его в последний путь. Соседняя бабушка (которая «всё» знает и в церковь триста лет как ходит) объясняет, «как» и «в какой последовательности» надо действовать. Вот некоторые «бабушкины» советы…

«Бабушкины» и «батюшкины» советы

Конечно, всё многообразие бабушкиных советов мне невозможно знать (бабушек много и живут они долго). Приведу лишь некоторые, с которыми самому приходилось сталкиваться.

Итак, когда человек умирает, что делают в первую очередь? Правильно: завешивают зеркала. Зачем? Чтобы душа, бродящая по квартире до 40-го дня (запомните: не до третьего, а аж до сорокового! Бедные родственники, хоть с квартиры на полтора месяца съезжай…), не увидала себя в зеркале. Наверное, в обморок упадёт, или застесняется своего неприглядного вида…

Это суеверие работает стопроцентно. За четыре года священства я ещё ни в одной квартире не видел, чтобы не было выполнено это золотое правило похорон. На вопрос: «зачем и почему» – все пожимают плечами: «так вроде надо, бабушка сказала…».

Следующее незыблемое правило: стакан с водкой (для мужчины) или с водой (для женщины) и кусок хлеба (кладут ещё конфеты, печенье). Душа, следовательно, не только гуляет по квартире, она ещё и кушать хочет. Правда, непонятно, почему так мало? Уж тогда все три блюда, да с бутылочкой… (На поминках, кстати, часто ставится тарелка с борщом для «нашего дорогого…»).

Один священник рассказывал такой эпизод: позвали его на поминки. Сидит он, кушает блин. Вдруг чувствует, все ему в рот смотрят… Стало ему не по себе, сидит, давится… Когда, наконец, доел, то все облегчённо вздохнули – оказывается, если батюшка доест блин до конца, то всё у покойничка будет нормально там…

Древние язычники, совершая тризны, всё-таки были последовательней наших современников: по крайней мере, они чётко знали, зачем они совершают тот или иной обряд, всё имело символический смысл. Современные «православные язычники» отличаются крайним скудоумием, когда возникает этот простой, казалось бы, вопрос: «ну зачем, граждане?!».

Важным моментом у них считается вопрос после выноса покойника: от чего (от двери или от окна) «замывать» полы? Не знаете? Ладно, отвечу: полы, граждане, нужно замывать от грязи!

Ну, ещё есть мелкие советы о том, что надо после покойника раздавать чашки с ложками; приносить в церковь суп-набор для него; раздавать вещи усопшего. Если покойник снится с просьбами, то надо выполнить эти просьбы буквально: просит одеть – отнести в церковь барахло какое-нибудь. Покушать просит – чая с батоном на канун принести… Но почему же никто не хочет увидеть в этих просьбах призыв помолиться, исправить свою жизнь, стать ближе к Богу, для того, чтобы молитвы за усопшего доходили поскорей? Почему все пытаются откупиться от покойника? Ответ прост: потому что нет веры в рай и ад, и нет любви к усопшему.

Да, недавно узнал, что существует ещё важнейший обряд проводов души на сороковой день. Что-то нужно прочитать, со свечкой выйти к калитке, открыть дверь, в общем, совершить таинственные действия, недвусмысленно намекающие душе, что, мол, пора и честь знать, до свидания… (Другой вариант проводов: нужно на сороковой день в 9 часов вечера открыть окно, чтобы душа плавно выплыла в сторону кладбища…)

Самое печальное то, что суеверия эти живучи настолько, что складывается впечатление, что мало кто из нас, священников, борется с ними. Практически всегда я слышу от людей на отпевании: «батюшка, мы первый раз это слышим от вас!». К сожалению, многие священники не проповедуют на отпевании, не объясняют людям, что это не безобидные народные традиции, а традиции, противоречащие православной вере. Но многие священники предпочитают молчать и не связываться. А некоторые ещё и сами способствуют распространению мракобесия, иначе не назовёшь.

Рассказ одного епископа: «На днях получил жалобу: прихожане жалуются на своего настоятеля, обвиняют батюшку в самом жутком грехе, какой только может быть… Пишут, что их батюшка душу покойного в рай не пустил. Создали комиссию, послали разбираться. Выяснилось, что на этом приходе до той поры служил священник с Западной Украины, довольно ремесленно относившийся к своему делу. При нём там сформировалась такая традиция: после отпевания покойника выносят из храма, ставят в церковном дворе, запирают ворота, ведущие с территории храма на улицу, выносят стакан с водкой, и батюшка должен эту водку выпить, а затем бросить стакан в железные ворота со словами: „Эх, понеслась душа в рай!“. После этого ворота распахиваются, и гроб уносят на кладбище. А новый батюшка, молодой, после семинарии, шибко грамотный оказался – и не стал этого делать. Прихожане обиделись и написали донос…». (Диакон Андрей Кураев. Неамериканский миссионер. Саратов, Изд-во Саратовской епархии, 2006.)

Было бы смешно, если бы не было так грустно. Стоит ли удивляться, что нормальные мыслящие люди, молодёжь за версту обходят храмы, где живёт тёмный, удушливый дух «православия от бабы-яги»…

Одним из порочных советов, исходящих от некоторых совсем не умных священников, является настойчивый совет освятить квартиру после покойника, «почистить». Конечно, ужасно желание заработать лишнюю сотню на людском горе… Но ведь таким образом и создаётся языческое учение о том, что покойник – это скверна, гадость, после которой надо освящать жилище. Мощи святых лежат в раках в храмах и источают токи исцелений и благодати, а мощи наших православных усопших – это, почему-то, по их мнению, осквернение наших жилищ! Это очень важный вопрос и, думается, стоило бы применять строгие дисциплинарные меры к таким попам, распространяющим «православное» язычество.

Один «ревностный» поп (30 лет прослуживший в сане!) даже требовал у молодого настоятеля, чтобы тот «окроплял крещенской водой лавки, на которых стоял гроб с покойником, чтобы не было болезней у тех, кто потом будет садиться на эти лавки»! А потом мы ещё удивляемся, почему у нас народ такой суеверный… Каков поп – таков приход.

Откуда есть пошла… погребальная земля?

Разговор в храме: «У нас бабушка умерла. Нам сказали, что её надо земельке предать. Можно у вас земли купить?..».

Не правда ли, повсеместная ситуация? Вот только задумываются ли люди (да и сами священники, практикующие подобное): зачем нужна эта земелька?

Откуда пошёл этот «земельный» обряд?

В России до 1917 г. практически на каждом кладбище был храм, совершенно обычным делом было то, что православного человека отпевали в таком храме. После отпевания священник шёл вместе со всеми к могиле, и когда гроб опускали в могилу, священник брал лопатой землю и бросал её на гроб, читая молитву: «Господня земля, и исполнение ея, вселенная, и вси живущие на ней». Тем самым, это символическое действие показывало всем окружающим, что из земли мы созданы и в землю возвращаемся. То есть: задумайтесь о бренности своего бытия. Всё. Нет другого смысла, кроме символического напоминания живым о смерти.

В советское время ситуация осложнилась. С храмами, да и со всем остальным, касающимся православного погребения, стало проблематично. Возникло заочное отпевание, после которого выдавалась освящённая земля для того, чтобы верующие родственники могли сами совершить этот символический обряд, напомнив себе о ждущей всех нас участи.

Но в дальнейшем в связи с катастрофическим уменьшением и верующих, и грамотных священников, это действие превратилось в самодостаточное, оторвалось от своего назидательного, педагогического символа, и стало бессмысленным и вредным. Сама земля стала считаться главным моментом, заменяющим даже отпевание.

К примеру, в современной брошюре, изданной Сретенским монастырём, читаем:

«Над гробом возглашается „Вечная память“. Священник посыпает крестообразно землю на тело умершего с произнесением слов: „Господня земля, и исполнение ея, вселенная, и вси живущие на ней“. Обряд предания земле может совершаться и в храме и на кладбище, если туда усопшего сопровождает священник. (с. 26)

(..) В наше время часто случается, что храм находится далеко от дома усопшего, а иногда и вообще отсутствует в данной местности. В такой ситуации кому-либо из родственников почившего следует в ближайшей церкви заказать заочное отпевание, по возможности в третий день. По его окончании священник даёт родственнику венчик, лист бумаги с разрешительной молитвой и землю с панихидного стола.

(..) Но бывает и так, что усопший погребается без церковного напутствия, и спустя длительное время близкие всё же решают его отпеть. Тогда после заочного отпевания земля крестообразно рассыпается на могиле, а венчик и молитва либо сжигаются и также рассыпаются, либо закапываются в могильный холм. (с. 26-27)

(..) Если отпевание бывает до кремации (как и положено), то икону из гроба надо убрать, а землю рассыпать по гробу. Если отпевали заочно и урну подхоранивают в могилу, то земля крестообразно рассыпается по ней. Если же урну помещают в колумбарий, то погребальную землю можно рассыпать по любой могиле христианина, как обычно, с чтением Трисвятого. Венчик и разрешительная молитва сжигаются вместе с телом. (с. 32)». («В путь всея земли». М., Сретенский м-рь, 2003).

И всё. Ни слова, объясняющего смысл этих земельных перемещений. Читая этот текст, я могу сделать только один вывод: главное – земелька и колдования со «сжиганием» и «закапыванием». Особенно дико выглядят советы рассыпать земельку на чужие могилы! Ну зачем?! Кому это надо? Усопшему? Глубоко сомнительно. Родственникам, которые будут тупо копаться в чужих могилах, рассыпая пепел и думая, что они совершают удивительно разумные действия? Или горе-священникам, получающим доход от торговли землёй и не желающим объяснить людям, что усопшему нужны только наши молитвы и добрые дела, исправление нашей жизни, наше приближение к Богу?..

И всё же, можно спросить: а что же делать, как ломать устоявшуюся ложную традицию? Проповедью, неустанным объяснением людям (и на отпевании и вне него), что главное – это духовное (молитва, покаяние, исправление жизни), а всё материальное (земля, венчик, саван, свечи и т. п.) – вторично, имеет только символическое, педагогическое значение, и становится бессмысленным в отрыве от разумного понимания данного действия.

Где отпевать?

В православной дореволюционной России этот вопрос даже не поднимался. Любой православный христианин отпевался или в своём приходском храме, к которому он всю жизнь был приписан (поэтому-то и были полны такого глубокого смысла слова разрешительной молитвы, которые произносил духовник усопшего: «Чадо, прощаются тебе грехи твои»; и поэтому так бессмысленны они сейчас, когда священник первый раз видит человека уже умершим) или в кладбищенском храме. Отказ родственников отпеть усопшего в храме мог быть расценен как акт отречения от своей веры. Заочное отпевание было возможно только в связи со смертью человека «на стране далече» (в море, на войне).

В советское время (довоенное особенно), разумеется, основным способом отпевания верующих людей (а неверующих не отпевали) из-за гонений стало заочное отпевание, в лучшем случае – на квартире.

Но ко времени перестройки и к нашим временам ситуация серьёзно изменилась. Стали отпевать всех подряд, по «традиции» (лишь бы был номинально крещёным), а у умирающих верующих бабушек в основном оставались неверующие родственники. И вот сейчас, когда церковная жизнь стабилизируется, в таких случаях возникают многие сложности с отпеванием.

Бабушка умершая – она-то верующая, и ей хотелось бы, чтобы её отпели в храме, вот только мы забываем, что цель её родственников – побыстрее и, главное, без лишних расходов избавиться от старушки. Поэтому они пойдут по пути наименьшего сопротивления: или купят земельку, или погребальная контора наведёт на них какого-нибудь «автономного» лжепопа-расстригу, подрабатывающего на религиозной безграмотности народа.

Такое «отпевание» только способствует отторжению людей от Церкви.

Поэтому, в нашей сегодняшней ситуации наиболее реальным представляется отпевание на дому. С одной стороны, это уход от покупки земельки. С другой стороны, неверующие люди смогут хоть полчаса у себя дома в привычной обстановке прикоснуться к красоте православного заупокойного богослужения. И самое главное: проповедь. Именно в момент проводов усопшего люди наиболее открыты к слову священника, наиболее способны задуматься о бренности своей жизни. Нельзя лишать их этой возможности. У них ещё нет сил переступить порог храма, а священник как миссионер, на законных правах придёт в их дом и что-то скажет о спасении души.

Конечно, прекрасно, когда люди понимают необходимость отпевания в храме, но когда этого нет, то лучше пойти им навстречу (им, а не их земельным суевериям!), войти к ним в дом и показать, что священник – это не придаток ритуальных услуг (многие в этом уверены), а человек, поставленный Богом на утешение скорбящих и вразумление заблудших.

Заключение

Однажды на отпевании я долго говорил проповедь, рассказывал о важности для усопшего всего духовного (молитвы, добрых дел) и неважности всего внешнего (земельки, завешивания зеркал и проч.). Объяснил, в чём смысл «земельки». В ответ одна интеллигентного вида тётушка мне заметила:

– Это вы всё, конечно, правильно говорите, хорошо. Одно только нехорошо: зря вы земельку-то в дом занесли, не положено.

А на мой вопрос:

– Откуда у неё такие глубокие познания в богословии, она, не смущаясь, ответила:

– Как откуда? Из церкви, разумеется, оттуда мы это слышали!

Что я мог ей ответить? Да, на нашу беду, люди приносят суеверия зачастую из наших храмов. Конечно, нечасто, но виноваты в распространении невежества сами священники (хотя и бывает), виноваты  чаще всего бабулечки, «главные по подсвечникам» и по «правильному» благочестию.

И, конечно, опять повторюсь: очень важна проповедь, не только с амвона, но и везде – на требах, на огласительных беседах, и просто на лавочке около храма. И очень важно, чтобы все священники так поступали, ибо только тогда есть надежда, что вера у нашего народа будет православной, а не «бабушкиной».

http://sueverie.net

www.memoriam.ru

Сколько дней после смерти человека зеркала должны быть закрыты?

Иудейские ритуалы, связанные со смертью и похоронами

После погребения все участники похорон возвращаются домой и едят особую трапезу, которая называется сеудат хавраа. Эта трапеза символизирует утешение для друзей и соседей. Традиционная часть этой трапезы сваренные вкрутую яйца, которые своей круглой формой напоминают о чередовании жизни и смерти. Статус родственников покойного онен (скорбящий) меняется на авель (в трауре) и для них начинается период траура, который называется шива (семь), так как длится 7 дней, в течение которых родственники не выходят из дома, в то время как соседи и друзья приносят им пищу. В течение этого времени скорбящие родственники не пользуются косметикой, не моются горячей водой, не бреются и не стригут волосы, так как это считается признаком тщеславия. Им запрещено носить кожаную обувь, есть мясо, пить вино и вступать в половую связь. Зеркала оставляют занавешенными или выносят из дому, чтобы избежать любой формы проявления тщеславия.

Мне сказали, что по смерти родного мне человека необходимо завесить все зеркала. Для чего завешивать зеркала и на какое время?

Никакого церковного предписания относительно закрывания зеркал мы не имеем, однако традиция эта очень устойчивая и выполняется повсеместно. Зеркало воспринималось в народном сознании как магический предмет, открывающий некую непостижимую сторону бытия - зазеркалье, окно, через которое можно заглянуть в потусторонний мир. Объяснения завешивания зеркал с точки зрения современного сознания до смешного наивны. Зеркала закрывают для того, чтобы душа усопшего, увидев себя, не испугалась. Другой вариант толкования - чтобы покойный не напугал родственников. Есть даже поверье, что если человек увидит в зеркале покойного, то вскоре умрет. Из сказанного видно, что завешивание зеркал нужно рассматривать как простое суеверие, не имеющее никакого значения ни для мертвых, ни для живых. Так многие и считают, однако на всякий случай зеркала завешивают. Гораздо более важным представляется вопрос о продолжительности траура. Траур - слово мирское, не церковное. Оно обозначает время особого воспоминания об усопшем близком человеке, которому присущи определенные атрибуты: цвет одежды, поведение и т. д. В церкви смысл этого времени поминовения намного углубляется. Ведь одних воспоминаний недостаточно, поэтому Православные Христиане, поминая усопшего, стараются деятельно помочь ему определиться в вечной жизни. Это выражается в молитвах Церкви за усопших. Благочестивое предание Церкви устанавливает сорок дней (сорокоуст) особого поминовения усопших, в которые по ним служится Божественная литургия, возносятся молитвы и творится милостыня. Все это освобождает умершего от уз греха и переводит душу усопшего в лучшее состояние загробного существования. Особенно благотворное влияние на судьбу усопших имеет принесение безкровной жертвы за спасение их, или совершение Божественной литургии. На Литургии через погружение в таинственную Кровь Христову частиц, изъятых из просфор, омываются грехи поминаемых живых и умерших. Св. Иоанн Златоуст так говорит о молитве и милостыне за умерших: Есть, подлинно есть возможность облегчить его наказание, если пожелаем. Так, если будем совершать за него частые молитвы, если будем подавать милостыню, то хотя он сам и был недостоин, Бог услышит нас.. . Это сообразно с человеколюбием Божиим. Многие получали пользу от милостынь, совершаемых за них другими. Если они и не совершенно помилованы, то, по крайней мере, получили некоторое утешение . Священное Писание представляет примеры молитвенного поминовения усопших и благотворительности в память их - для испрошения прощения грехов. В ветхозаветной Церкви существовал обычай преломлять над умершими хлебы и при их гробах раздавать хлеб неимущим (Тов. 4, 17). Был обычай по случаю кончины ближних налагать на себя пост: когда жители Иависа Галаадского хоронили царя Саула и его сыновей, они взяли кости их, и погребли под дубом в Иависе, и постились семь дней (l Цap. 31, 13), что, конечно, соединялось с соответствующими молитвами. Однако самое существенное отличие траура от Христианского поминовения заключается в том, что траур - это неизбывная, безысходная скорбь по ближним, утратившим свое бытие, поглощенным гробом, безсмысленно уничтоженным смертью. Христианское же поминовение - это молитвенная память о человеке, только что родившемся в вечную, блаженную жизнь во Христе Иисусе.

info-4all.ru

Сколько дней надо закрывать зеркала на похороны и почему их завешивают?

«Мир Вам!». Вступайте в наше новое сообщество в инстаграме Молитвы на каждый день. Нам важна ваша поддержка, подписывайтесь. «Ангела Хранителя Вам!»

Так сложилось исторически, что  в православном мире существует много различных пример и суеверий. Причем они касаются различных сфер жизни и событий. Не исключением является и такое печальное событие как похороны. Согласно православных правил, когда умирает человек нужно накрывать зеркала покрывалом или тканью, чтобы их не было видно. Зачем завешивать зеркала после смерти и когда их можно открывать? На эту тему существует много разных мнений. Но православие трактует такой запрет совершенно не суеверием.

Почему закрывают зеркала после смерти

Традиция завешивать зеркала после того как умер человек появилась еще из древних времен. Даже церковь не может сказать точных дат появления такого обычая.  Древние православные веряни были уверенны в том, что зеркало открывает портал в потусторонний мир, а как известно человек имеет не только тело, но и душу. Накрывают зеркальце по следующим причинам:

  • Когда душа отходит от тела, она может увидеть свое отображение и испугаться. Как следствие душа не сможет отлететь в потусторонний мир и обрести покой.
  • В случае если православный верянин увидит душу в зеркалне, сразу наступает летальный исход.
  • Если душа увидит себя в зеркале, тогда она заблудится в лабиринтах и не попадет в Царствие Небесное.
  • Злые силы могут забрать добрую душу покойника в ад через зеркало.
  • Зеркало накапливает негативную энергетику, которая исходит от покойника, как следствие после похорон семья в которой случилось горе испытывает неприятности.

Это не все перечисленные причины, почему применяют традицию. На самом деле перечислять можно много. Священники же не могут дать однозначного ответа на данный вопрос. Церковь не дает точного ответа и точных указаний сколько дней должны быть закрыты зеркала и через сколько снимать с зеркал покрывала после похорон. Но несмотря на это в некоторых храмах священнослужители рекомендуют накидывать покрывала не только в день смерти, но и на 9 и 40 день. Так как в эти дни душа посещает свой дом. И только на 40 день душа улетает на небо.

На 9 день душа отделяется от тела. На протяжении этого периода она находится в доме. Поэтому принято закрывать не только зеркала, но и телевизор, монитор компьютера и другие предметы, которые могут отзеркаливать отображение.

Когда можно снимать покрывала

На сколько дней закрыть зеркала после смерти человека зависит от самих родственников погибшего. Все зависит от того на сколько человек верит в суеверия и приметы. Существует мнение, что после смерти близкого на протяжении 40 дней не только нужно завешивать все что отзеркаливает образ, но и нельзя смотреть телевизор, компьютер. Люди которые не верят в суеверия снимают покрывала уже на 9 день. Что не считается не правильным. Но если человек сомневается в правильности решения, тогда лучше всего открывать их на 40 день.

Бывают такие случаи, когда человек умирает вне дома. Многие люди считают, что в таких ситуациях не нужно закрывать отображающие предметы. Так как умершего провожают в последний путь не с дома, а к примеру после больницы с морга. На самом деле это не верное мнение. Священники говорят о том, что в независимости от того где умер человек, его душа обязательно посещает дом и пребывает там до 40 дня после смерти. Поэтому очень важно соблюдать все православные традиции и знать когда открывать зеркала после похорон.

Другие приметы на похоронах

Кроме закрывания зеркал существует еще и много других примет, которые рекомендуют придерживаться, чтобы избежать неприятностей в будущем. К ним относят такие приметы как:

  • Выносить гроб из дому и нести его а кладбище,нужно только постороннему человеку для семьи. Если его нести будет родственник или близкий для семьи человек, тогда это будут трактовать как радость смерти близкого.
  • При захоронении обязательно бросайте горсть земли в могилу. Это делается для того, чтобы душа умершего не блуждала ночами по улице.
  • По дороге на кладбище принято бросать еловые ветки. Это делается для того, чтобы вместе с родственниками умершего смерть не вернулась в дом. А вот деньги в гроб нужно класть для того, чтобы покойник мог оплатить себе новое место в ином мире.

При обращении в храм священнослужитель расскажет намного больше примет, связанных с захоронением человека. Придерживаться их или нет решать может только каждый человек индивидуально.

Господь всегда с Вами!

Молитва при онкологии ВсецарицеКогда беда приходит в дом, люди впадают в уныние и отчаяние. Господь посылает те испытания, которые по силам человеку, а молитва Всецарице при онкологии за больного родственника будет в помощь. Раковая опухоль это своег... Read more Молитва Николаю Чудотворцу от тюрьмыЕсть такое высказывание в народе «От сумы и от тюрьмы не зарекайся». Жизнь наша очень переменчива и может случится все, что мы даже себе не можем представить. Нельзя быть уверенным в том, что Вас не подставят или Вы не бу... Read moreМолитва Николаю Чудотворцу о беременностиДля каждой женщины возможность родить ребенка – это неимоверное чудо, которое помогает укрепится семье и познать все прелести материнства. У кого-то забеременеть получается с первого раза, но у некоторых возникают с э... Read more

tolkovanie.info