ЛЕКАРНА.ру Блог о здоровье и медицине. Советы для здорового образа жизни. Змея медицинская


Почему змея стала одним из главных символов медицины?

Всем известно, что изображение змеи, обвивающей посох, широко используется в медицинской сфере. Этот символ часто красуется и на упаковке фармацевтической продукции, и на зданиях медучреждений. Отчего же на эмблеме именно это животное, ведь укус змеи не сулит ничего хорошего?

Ответ на этот вопрос скрыт в глубокой древности и существует две версии происхождения данного знака.

Первая — «крылатый» вариант эмблемы, известный как кадуций, принесён с Олимпа богом Гермесом. В греческой мифологии Гермеса считали посредником между богами и людьми (этим объясняется наличие на знаке крыльев) и проводником в потусторонний мир (этим истолковывается присутствие посоха). Гермес был также покровителем путешественников, что роднит его с медициной, так как в давние времена врачевателям приходилось преодолевать огромные расстояния на пути к больному.

Согласно одной легенде, Гермес получил посох в дар от Аполлона, бога исцеления. Согласно другой – от Зевса, верховного бога, причём этот посох был оплетён двумя белыми лентами. Позднее ленты были заменены змеями. Предание повествует о том, как Гермес разнял двух сражающихся змей с помощью посоха, после чего те обвили этот посох и остались там.

Другое, более раннее, описание медицинского символа, характерно отсутствием крыльев и наличием лишь одной змеи. Это посох Асклепия. Асклепий — греческий полубог медицины, сын бога Аполлона и смертной принцессы Коронис. Асклепий обладал даром врачевателя и даже умел возвращать умерших к жизни.

Один вариант легенды рассказывает о том, что Зевс убил Асклепия ударом молнии, испугавшись, что благодаря ему люди обретут бессмертие. Согласно другой версии, Асклепий был сражён громовержцем в наказание за то, что взял деньги в уплату за воскрешение. После этого Зевс поместил Асклепия на небо, превратив его в созвездие Змееносца.

В знак почтения к Асклепию в исцеляющих обрядах греки использовали змей. Эти животные, сбрасывающие кожу, были символом возрождения и возобновления. Они считались священными, а их яд – целебным. Именно об этом и стоит вспоминать при виде несколько зловещего медицинского символа.

По материалам: Life's Little Mysteries

lekarna.ru

Змея и крест. Как появилась медицинская символика | История | Общество

Всем известная пословица «По одёжке встречают» как нельзя больше применима к военным, священнослужителям и врачам. Их униформу не спутаешь ни между собой, ни с другими. Впрочем, последние в этом ряду имеют некоторые преимущества. Даже если врача лишить белого халата, а машину «скорой помощи» — спецсигналов и боевой раскраски, всё равно останется легко узнаваемая символика — красный крест.

Ассоциация настолько тесная, что мы уже не отделяем одно от другого. Врач — это красный крест в белом поле. И наоборот. Кажется, что так было всегда и нет на земле более гуманного символа, чем этот.

Некоторая доля правды в этом есть. Но только некоторая. Красный крест, появившись сравнительно недавно, в 1864 году, логично наследовал более древним символам, которыми обзавелось врачебное дело за несколько тысяч лет своего существования. И не просто наследовал, а являлся их продолжением и переосмыслением. В полном соответствии с такими тонкими и сложными дисциплинами, как геральдика, семиотика и семантика.

Асклепий — бог медицины и врачевания. Фото: Commons.wikimedia.org/ Nina Aldin Thune

Гады ползучие?

Если взглянуть на более-менее известные медицинские символы, то в глаза бросится явная закономерность. Кадуцей, жезл Асклепия, чаша Гигиеи — всё это эмблемы древние, почтенные. Все они знакомы нам с детства — та же чаша Гигиеи висела на каждой советской аптеке. Два других точно так же узнаваемы за рубежом: Кадуцей — медицинская эмблема США, а жезл Асклепия вообще находится на флаге Всемирной организации здравоохранения. Так вот. В каждом случае главную роль в символе играет такая малоприятная рептилия, как змея. Которую, к слову, в старославянском языке, ничуть не смущаясь, называли не иначе как гада или гадина. С чего бы ей такая честь?

Придётся погрузиться в пучины мифологии. И признать, что мы целиком и полностью находимся в пространстве мифов народа, которого не существует уже очень давно.

В Древней Греции насчёт змеи мнение было неоднозначным, что, собственно, и показывает история одного из древнейших медицинских символов — жезла Асклепия. Сам Асклепий был смертным человеком, однако настолько преуспел в искусстве врачевания, что был принят в сонм богов и занял подобающее место на Олимпе. Но это произойдёт ещё нескоро. Пока что Асклепий, уже известный врач, идёт к критскому царю Миносу, чтобы вернуть к жизни его малолетнего сына Главка. Тот то ли играл в мяч, то ли гонялся за мышью — неважно. Важно, что свалился в чан с мёдом и вроде бы захлебнулся.

Асклепий шёл, опираясь на посох. Внезапно посох обвила змея, по виду ядовитая. Дело кончилось бы плохо, но реакция у врача была боксёрская — змею удалось убить с первой попытки. И тут ему крупно повезло — следом явилась ещё одна змея, которая принесла во рту какую-то травку и с её помощью воскресила убитого сородича. Наблюдательность — великое дело. Асклепий смекнул, что травка полезная, и озаботился найти её и сделать запас. С помощью которого сумел воскресить и Главка, и многих других.

Любопытнее всего, что у Асклепия была дочь Гигиея. Та унаследовала от отца не только профессиональные склонности, но и особое почитание змей. Классическое изображение этого персонажа — молодая женщина со змеёй в одной руке и жертвенной чашей в другой. Что именно происходит по сюжету, сказать нельзя. То ли Гигиея поит змею жертвенной кровью, то ли, наоборот, змея добровольно расстаётся со своим ядом, сцеживая его в чашу. В любом случае ясно, что змея уже во втором поколении мифологических врачей Древней Греции плотно завязана на медицину. Кстати, эта самая дочь Асклепия дала название целой медицинской отрасли — термин «гигиена» напрямую происходит от имени Гигиея.

Обратим внимание: змея не просто «помогает» в лечении. Змея буквально указывает путь, как победить саму смерть и вернуть человека с того света. Причём делает это по доброй воле.

Египетский след

В совсем примитивных архаических культах такого нет и быть не может. Там змея — однозначное зло, связанное с подземными богами, тьмой и ужасом. Дорасти до понимания змеи-целительницы нужно было либо самостоятельно, что очень долго, либо подсмотрев нечто подобное у более развитых народов. В те времена, когда складывались греческие мифы с участием змей, Асклепия и Гигиеи, таким народом для того региона были только египтяне.

Вот у них действительно кроме жуткого змея Апопа, символизирующего мрак, жуть и хаос, была божественная кобра Уаджит, которая выкормила Гора — бога Солнца и Неба. И в том, что касается медицины, египтяне понимали куда больше, чем нахлынувшие неведомо откуда греки, которые тогда были сущими дикарями и варварами.

То, что такие возвышенные эллины сильно отставали от египтян, зафиксировано самым солидным греческим авторитетом. Вот что сказал о ситуации Платон: «Мы, греки, в действительности просто дети по сравнению с этим народом, чьи традиции в десять раз древнее. Египет записывает и сохраняет навечно мудрость древних времён. Стены их храмов покрыты надписями, и у жрецов всегда перед глазами их божественное наследие... Поколения продолжают передавать последующим поколениям всё, что пришло с незапамятных времен, когда боги правили землёй».

То, что змея как медицинский символ, очевидно, имеет египетское происхождение, косвенно подтверждает другая история, связанная на этот раз не с греками, а с древними евреями. В Библии змея, или змей, — безусловное зло, олицетворяющее всё самое скверное, что только можно придумать. Это антипод Бога — дьявол. Вспомните хотя бы историю грехопадения Адама и Евы — кто соблазнил нашу общую праматерь яблоком?

Но внезапно, через несколько глав, ситуация в Библии меняется. Исход евреев из Египта. Ведёт свой народ Моисей. Ведёт, как известно, по пустыне. И очень долго — целых 40 лет. Народ начинает роптать. Что было дальше, можно найти в Книге Чисел русского синодального перевода Библии: «И говорил народ против Бога и против Моисея: зачем вывели вы нас из Египта? И послал Господь на народ ядовитых змеев, которые жалили народ, и умерло множество народа из сынов Израилевых. И сделал Моисей медного змея и выставил его на знамя, и когда змей ужалил человека, он, взглянув на медного змея, оставался жив».

Жизнь земная и жизнь вечная

Загадочное «знамя» представляло собой длинный шест или жезл с кресто­образным навершием, обвитый медным змеем. А теперь желающие могут найти десять отличий жезла Асклепия от жезла Моисея. Поражает не только чисто внешнее сходство. Поражает и функциональность предмета — змея или её изображение призваны не просто исцелять, а возвращать из мёртвых. То есть способствовать воскрешению людей.

Евреи, изначально примитивный народ кочевников‑скотоводов, действительно взяли очень многое от своего египетского соседа — одной из древнейших цивилизаций. В том числе и кое-какую символику, до которой самостоятельно просто не смог бы дойти. Забавно, что эта символика не была растеряна или кардинально переосмыслена. Более того, уже на рубеже нашей эры одна весьма известная фигура дала образу змеи новую жизнь. Вот что говорит Иисус Христос в Новом Завете, Евангелие от Иоанна: «И как Моисей вознёс змию в пустыне, так должно вознесену быть Сыну Человеческому, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную».

Символ наделён новой силой. Между змеёй и Спасителем возникает прочная смысловая связь. Если первая воскрешала людей для жизни земной, то Спаситель обещает Воскресение для жизни вечной. Более того, Христос змею вообще не демонизирует, говоря апостолам: «Вот, Я посылаю вас как овец среди волков: итак, будьте мудры, как змии, и просты, как голуби».

Точно таким же смысловым преобразованиям подвергается крест. Вот только что он был символом позора и ужаса — на крестах распинали самых мерзких убийц и разбойников, а смерть на нём была исключительно долгой и мучительной. Но после Христа крест становится символом уже не смерти, а воскрешения. Его упоминают и по существу, и всуе, как, например, царь Иван Грозный в фильме «Иван Васильевич меняет профессию»: «Вот что Крест Животворящий делает!» Оно, конечно, смешно, но смысл не меняется. Крест — животворящий. Воскрешающий.

То, что именно красный крест и змея были избраны в качестве основных медицинских символов — не просто дань традиции. Эти эмблемы имеют чёткую смысловую нагрузку, своего рода посыл, побуждение к действию: «Смерть, подвинься, тебе здесь не место. Человек будет жить».

www.aif.ru

Происхождение медицинских символов: ЗМЕЯ - Медицинский центр «Доктор 2000»

  В разные времена в разных культурах медицинские символы отражали восприятие жизни и смерти, здоровья и болезни, напоминали об образе врачевателя и методах лечения. Говоря о происхождении медицинских символов, мы вспомним известные нам имена богов — покровителей врачебного искусства, а также древние способы врачевания, о которых рассказывают предания и священные тексты многих народов.

  Наиболее распространенный символ медицины — чаша со змеей. История его возникновения уходит в тысячелетнюю историю древних цивилизаций Востока, Египта и Греции, Нового света. Змея обвивает тело Изиды — покровительницы врачевания в Древнем Египте.

  Изображение змеи предваряет надпись на стеле Сезоостриса I в Карнаке: Бог говорит:  «Я дарую жизнь, долголетие, здоровье... царю верхнего и нижнего Египта». В этом тексте несколько раз встречается египетский крест анк — олицетворение жизни и здоровья . В поздний период истории Египта этот символ стал профессиональным знаком отличия врачей. Современный символ медицины соединяет в себе изображения змеи и чаши. Каждое из них заслуживает отдельного внимания.

Змея — традиционный символ мудрости и могущества. В мифах и легендах стран Древнего Востока

нашли отражение отголоски культа змей, часто связанного с водной стихией. Древнеегипетская сказка повествует о мореходе, потерпевшем кораблекрушение и выброшенном волной на чудесный остров. Вскоре он услышал сильный шум: «деревья трепетали, земля тряслась. Я открыл лицо мое и понял, что это змей, который приближался. Длина его 30 локтей, борода его более 2 локтей, члены его вызолочены, брови его из настоящей ляпис-лазури. Он продвигался вперед». Змей называется в этой сказке «князем Пунта» — легендарной страны благовоний, «страны богов». Другая, более поздняя египетская сказка рассказывает о бессмертном змее, стерегущем чудесную книгу на дне моря.

  Предания Вавилона и Ассирии, еврейские и абиссинские легенды связывают доисторические времена с царством змея. Вот что говорит об этом абиссинская легенда: «Есть великий змей; он царь земли эфиопской; ему кланяются все правители и приносят ему в дар прекрасную деву. Разукрасив ее, они приводят пред этого змея и оставляют одну, и пожирает ее этот змей... Длина этого змея 170 локтей, а толщина — 4; зубы его длиною в локоть, а глаза подобны пламени огненному, брови его черны, как ворон, а весь вид похож на олово и медь... На нем рог в три локтя. Когда он двигается, шум слышен на семь дней пути». Предания об островах, населенных змеями, сохранились в греческих хрониках. Геродот и Теофраст упоминали о змеях, стерегущих драгоценности на чудесных островах, Диодор Сицилийский рассказывает о «змеином острове», наполненном драгоценностями, и описывает охоту на змея длиной в 30 локтей, в пасти которого погиб один из охотников.

  Змея была и символом вечной юности: ежегодная смена кожи символизировала омоложение. Это представление нашло интересное воплощение в религии египтян. Смена дня и ночи связывалась с тем, что в полночь бог Солнца Ра выходит со своей свитой из солнечной ладьи и входит в тело огромного змея, из которого утром все выходят «детьми», вновь садятся в ладью и продолжают путешествие по небу. Африканские сказки и легенды рассказывают о первых людях, которые могли, подобно змеям, менять старую кожу на новую и жить вечно. В шумерском мифе Гильгамеш находит в глубине вод цветок вечной молодости, однако, пока он купался, змея похитила цветок и сразу помолодела, сбросив кожу. С тех пор, учит предание, змеи обрели бессмертие, а люди так и остались смертными существами. Греческий миф повествует о чудесном средстве, которое Зевс подарил людям.  Оно могло вернуть человеку молодость.  Однако люди не захотели сами нести этот бесценный дар и положили его на осла, который отдал его змее. С тех пор люди несут тяжелое бремя старости, а змеи наслаждаются вечной молодостью.

  Исторические параллели: Легенды Древнего Китая называют огромного змея — дракона родоначальником первых императоров, наделяют его когти, зубы, слюну и рога целебными свойствами. На спине дракона можно было достичь страны бессмертных . Дракон, согласно легенде, некогда вышел из Желтой реки и впервые показал императору знаменитое изображение тайцзы, в котором отражена взаимосвязь инь и ян .

Йога уподобляет змее духовную энергию человека — кундалини .

  За тысячу лет до нашей эры культ змеи как символа мудрости, науки и познания возник у греков. Именно змея, согласно греческой мифологии, навела Асклепия на мысль о возможности воскрешать мертвых. Однажды знаменитый исцелитель был приглашен во дворец критского царя Миноса, чтобы воскресить его умершего сына. На своем посохе Асклепий неожиданно увидел змею и убил ее. Тотчас появилась другая змея с целебной травой во рту и воскресила убитую. Асклепий воспользовался этой травой и воскресил умершего.

  В античном мире змея играла роль хранительницы домашнего очага. Во время раскопок Помпеи на стенах и домашних алтарях многих домов было обнаружено изображение змеи, которая символизировала покой и здоровье обитателей дома. Как мы знаем, змеи были непременной принадлежностью асклепийонов . Древнеримские хроники сохранили свидетельства о том, что во время эпидемии чумы Асклепий символически был перевезен из Эпидавра в Рим в виде змеи . Согласно одной их гипотез о происхождении имени бога врачебного искусства Асклепия, оно произошло от названия особого рода змей — «аскалабос». Позже эти змеи, безвредные для человека, стали называться «асклепиевыми ужами». Змея изображалась на походной аптечке римского военного врача.

  Однако в истории медицины с образом змей и червей часто связывали не только жизнь и здоровье, но также болезни и смерть. В Египте олицетворением бога Тота был ибис — птица, пожирающая змей и червей, которые вызывают болезни . Вавилонские маги-врачеватели часто изображались с кнутом для изгнания всех ползающих животных, прежде всего — змей и червей. Вавилонское заклинание связывает происхождение зубной боли с проникновением червя внутрь зуба . В индийском эпосе и буддийской литературе священная птица Гаруда  нередко называется «пожирателем змей». Китайская легенда приписывает червям смерть древнего мудреца Янь-ди, который пытался пробовать лекарства по примеру Шэнь-нуна, мифического покровителя врачей и аптекарей : «Рассказывают, будто у Шэнь-нуна тело было из прозрачного нефрита и можно было видеть все его внутренности; и это правда. Как иначе удавалось бы избавлять его от смертельной опасности, когда он пробовал по двенадцати ядов в день? Но вот рассказывают, будто Янь-ди пробовал лекарства и спасался от всех ядов, но проглотил сороконожку, каждая нога которой превратилась в червяка, червяки же тоже начали   размножаться и Янь-ди, не сумев побороть их, умер...»

  Римский писатель Плиний Старший писал, что укус змеи в любой момент может положить предел жизни человека, что даже под землей черви не оставляют людей в покое и пожирают умерших. Некоторые исследователи считают, что в основе «змеиной символики» в медицине лежит страх человека перед змеей, желание умилостивить грозную «богиню смерти» или отпугнуть болезнь, используя грозный вид змеи. Древние предания содержат множество упоминаний о мифических змееподобных существах, угрожающих жизни человека. В то же время части их тела и яд считались сильными и универсальными лекарствами. Так, Плиний Старший в «Естественной истории»  писал о целебных свойствах амбисфены (греч. «двигающаяся в двух направлениях») — змеи с двумя головами: одна расположена в обычном месте, другая на хвосте: «... словно одной головы ей мало, чтобы извергнуть свой яд»

  Змея символизировала смерть и бессмертие, добро и зло. Их олицетворял и ее раздвоенный язык, и ядовитость ее укусов наряду с целебным действием яда, и загадочная способность гипнотизировать мелких животных и птиц. Это видимое противоречие, соединение в одном изображении двух разных, часто противоположных начал, характерно для символов, пришедших к нам из глубокой древности. Другой пример воплощения этого противоречия — чаша. Происхождение этой эмблемы врачевания различные гипотезы связывают с целительным действием воды и традицией приготовления лекарств в ритуальной чаше.

Источник: Медицина в зеркале истории (Светлана Марковна Марчукова)

doctor-2000.livejournal.com

Змея как символ медицины / Центр восточной традиционной медицины, лечение, диагностика, аптека, фитопрепараты

У современного человека змея ассоциируется, скорее, с чем-то неприятным. Тем не менее, именно змея является общепринятым символом медицины во всем мире, причем с давних времен.

В первобытном обществе, когда складывались тотемизм и анимализм, отражавшие беспомощность первобытного человека перед окружающим миром, змея была одним из основных тотемных животных. С возникновением культа змеи ей приписывалась двойная роль: зла и добра. С одной стороны, змея была символом хитрости и коварства, с другой — бессмертия, мудрости и знаний.

Змея у многих народов символизирует добрые начала, обеспечивающие благосостояние дому и здоровье живущих там, а также обладает магической силой исцелять раны и учить людей лекарскому мастерству.

Характерно, что в античном мире медицину символизировала не ядовитая змея, а безобидный уж. Именно ужи - эскулаповы змеи - жили в центрах культа бога врачевания Эскулапа в Греции и Риме. Записи античных авторов-медиков указывают, что ужи ползали по дому во время "священного сна", часто вылизывали больные места - глаза, раны. Римляне очень любили этих змей, содержали их при банях и купальнях. Полагают, что в некоторые страны Европы эскулапова змея попала благодаря римским завоевателям.

Можно по-разному объяснять то, что многие народы издавна связывали змей с исцелением больных.

Некоторые исследователи считают, что болезни, а тем более смерть всегда были для людей явлениями таинственными и непонятными. Непонятны были и причины болезней и смертей. Змея тоже всегда оставалась существом таинственным и непонятным. Может быть, полагают эти исследователи, люди связывают непонятные явления с непонятными существами. Возможно, хотя объяснение, пожалуй, не очень убедительное. Тем более, что змея всегда была символом мудрости, учености, т.е. альтернативы незнания.

В мифологии стран Древнего Востока змеи фигурировали часто, обычно вместе с божествами, которых связывали со здоровьем людей и врачеванием их. У африканских народов змея тоже часто была связана с врачеванием. Объясняется это, очевидно, тем, что в Африке врачеванием занимались колдуны, они же, как правило, были и заклинателями змей. Символом колдуна была змея. Вот так и получалось: змея колдун - лечебная магия. Потом колдун почему-то выпал из этой цепочки, и остались змея и лечебная магия.

В Европе же змея не просто символизировала лекаря, как в Африке - колдуна, она символизировала мудрость и знание в целом. Возможно, врачи, как представители особой профессии раньше других выделились из среды «ученых людей» а, может быть, и вовсе были первыми учеными на Земле. Поэтому именно змея осталась их профессиональной эмблемой.

И всё же, трудно с определённостью сказать, почему так случилось: у нас нет почти никаких фактов, кроме одного факта - символа медицины - змеи.

Предполагается, что в качестве эмблемы врачевания символ змеи впервые был использован около II тысячелетия до нашей эры в Древнем Вавилоне, где в эпоху рабовладения сохранялось поклонение животным.

Как эмблема медицины первоначально змея изображалась без каких-либо атрибутов. Позднее появились изображения змеи в сочетании с различными предметами. Известна эмблема медицины в виде треножника Аполлона, обвитого змеей. В Европе (Франция, Бельгия, Греция и др.) с 18 в. существовала медицинская эмблема в виде зеркала, обвитого змеей. Зеркало было символом чистоты и осторожности — качеств, необходимых врачу.

Однако самыми известными стали три эмблемы медицины: посох Асклепия, кадуцей и чаша со змеёй.

Посох Асклепия

 

Посох Асклепия - суковатая палка, вокруг которой обвилась змея головой вверх — является одним из наиболее узнаваемых символов медицины примерно с VIII в. до н. э.

Греческие мифы повествуют, что Асклепий (у римлян - Эскулап, восх. к финикийскому Эшмуну) - сын бога света, правды и пророчеств Аполлона - обучился своему мастерству исцеления у кентавра Хирона и был известен как искуснейший врач, умевший воскрешать мертвых. Однако Зевс, испугавшись того, что благодаря искусству Асклепия люди станут бессмертными, убил его ударом молнии. Асклепий стал почитаться как бог врачевания.

В одном из древнегреческих мифов рассказывается, что Асклепий был приглашен во дворец Миноса — царя Крита, чтобы воскресить его умершего сына. Врач шел, опираясь на посох, и вдруг посох обвила змея. Испугавшись, Асклепий убил змею. Но едва он это сделал, как появилась вторая змея, несшая во рту какую-то траву. Эта трава воскресила убитую. Видимо, Асклепию уже было предначертано судьбой стать богом, поэтому он, обладая нечеловеческой прозорливостью, тут же все понял, нашел траву, которую принесла змея, собрал ее и, прибыв на Крит, воскресил ею сына царя Миноса. Эта легенда объясняет, почему в большинстве случаев Асклепий изображается стоя, в длинном плаще, держащим в руках посох, обвитый змеей. Его фигура стала первой международной эмблемой медицины.

В настоящее время вертикально расположенный посох, обвитый змеей, изображаемый на фоне окаймленного лавровыми ветвями земного шара, является эмблемой Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) при Организации Объединенных Наций. Эта эмблема были принята на I Всемирной ассамблее здравоохранения в 1948 г. и состоит в сущности из двух эмблем: эмблемы ООН (земной шар в обрамлении лавровых ветвей) и эмблемы медицины (посох, обвитый змеей). Символика этой эмблемы отражает господство медицины над целебными, охраняющими жизнь силами природы (змея). 

 

Кадуцей (жезл Меркурия)

Это наиболее распространенная в нашей стране медицинская эмблема.

Первые изображения чаши со змеей относятся к 800— 600 гг. до н. э. При этом вначале змея и чаша фигурировали раздельно и были атрибутами дочери Эскулапа, богини здоровья Тигеи, которая обычно изображалась со змеей в одной руке и с чашей в другой.

Точного и узаконенного символа медицины в виде изображения змеи, обвивающейся вокруг чаши или изображенной рядом с ней, ни в древние времена, ни много позже не было. По данным академика Е. Н. Павловского, такое появилось лишь в XVI веке, благодаря знаменитому врачу Парацельсу, впервые предложившему подобное сочетание взамен традиционного на то время кадуцея.

Истинное значение этой эмблемы остается спорным. Возможно, что она олицетворяет собой лечебные свойства змеиного яда, так широко использовавшегося в медицине, и означает сосуд, где хранился змеиный яд. Змея же символизирует мудрость, знание, бессмертие и вообще все добрые начала.

Одним из первых российских историков медицины, обратившихся к анализу содержания символа чаши, обвитой змеей, был Ф.Р. Бородулин. Он высказался так: "Мы склонны рассматривать эту эмблему как напоминание врачу о необходимости быть мудрым, а мудрость черпать из чаши познания природы". То есть, в наше время чаша в медицинской эмблеме представлена как чаша человеческого разума, объемлющего весь мир.

В России эта эмблема под названием «Гиппократова чаша» стала основным медицинским символом в 18 веке, хотя никаких официальных государственных документов, подтверждающих это, не обнаружено.

Как отличие врачебной службы в армии чаша со змеей (двумя змеями) была введена еще при Петре I. Змея, обвивающая ножку чаши и склонившая голову над самой чашей, как символ военной медицины, был утвержден в нашей стране Реввоенсоветом в 1924 (1922?) году. Этот знак эмблема сохраняется в России до сих пор в качестве официальной эмблемы военно-медицинского состава всех родов.

Наиболее общепринятой является применение эмблемы в виде чаши со змеей для фармацевтической деятельности. Во всяком случае, именно это считается абсолютным основанием для отказа в регистрации этого символа в качестве товарного знака фармацевтических фирм.Видимо стоит упомянуть и две очень распространенные шутливые интерпретации эмблемы «Чаша со змеей». Первая - девиз медиков: «Хитер, как змей, и выпить не дурак». Вторая - общенародная с многочисленными вариациями: «Тёща ест мороженное».

ctvm.kz

История медицинского символа - Чаша со змеей

Эта эмблема в течение многих веков символизировала труд представителей самой гуманной профессии в мире. Нельзя не согласиться с мнением, высказанным в журнале "Здоровье мира" (май 1970 г.), что эмблемой врачевания в античном мире стала не ядовитая змея, а безобидный, хорошо лазающий, водоплавающий уж, который по латыни носит название "Асклепиев уж". Именно этих змей находят до сих пор на местах бывших построек римских легионеров около целебных источников в тех странах, где такая змея обычно не водится: в Швейцарии (в Валиссе и Нижнем Тессине), в Австрии (у Бадена около Вены), в Германии (у Шлагенбада). Их завезли сюда римляне.

Ужи, а не ядовитые змеи жили в центрах культа Асклепия (Эскулапа) в Греции и Риме. Данные многочисленных античных авторов указывают на то, что змеи ползали по абатону во время "священного сна", часто вылизывали больные места (глаза, раны и др.), и считалось даже необходимым, чтобы больные притрагивались к ним, так как в их облике якобы представал сам бог Асклепий. Выше уже упоминалось, что первоначально в Греции Асклепий изображался в виде змеи и только позже принял облик человека. В одном из мифов в облике змеи выступает даже мать Асклепия, т.е. происходило постепенное очеловечивание животных, в то время как сами они превращались в атрибуты очеловеченных божеств. Г. В. Плеханов писал: "Когда животнообразное представление о боге уступает место человекообразному представлению о нём, тогда животное, бывшее прежде тотемом, становится так называемым атрибутом". (Плеханов Г. В. Соч. М., 1923/27, т. XVII, с. 220.)

Таким образом, можно с уверенностью сказать, что в эмблеме чаши со змеёй змея символизирует мудрость, знания, бессмертие и вообще все добрые начала. Тем не менее отдельные авторы считают, что в эмблеме чаши со змеёй последнее олицетворяет зло. "Изображение змей в медицинской эмблеме, очевидно, символизирует собой начало, приносящее людям страдание, болезнь и смерть, так как змея обозначает все то, против чего борется медицина", - пишет, например, В. М. Тарасонов. Подобное мнение, на наш взгляд, нелогично, так как трудно себе представить, чтобы символом такого гуманного дела, как лечение, было избрано зло, чтобы змея – злой гений была использована как единственное украшение на крышках бронзовых карманных аптечек римских врачей, чтобы бога врачевания Асклепия, изображавшегося в виде змеи, представляли в образе зла, и т.п.

Что же означает в эмблеме чаша? На этот счёт существуют различные мнения. Одни учёные полагают, что это сосуд для воды, другие – сосуд для лекарственного яда, т.е. противоядия, третьи – сосуд со специальным жертвенным составом (меликратоном) и т. п.

Предположения некоторых исследователей о том, что чаша представляет собой сосуд для хранения воды, которая имела жизненно важное значение для людей, а её добывание требовало большой мудрости, малоубедительны. Это объяснение правомерно лишь по отношению к безводным местностям, пустыням, где, действительно, вода представляла исключительною ценность для жизни и где особо почитались люди, умевшие находить воду (например, так называемые Кую-Устае в пустыне Кара-Кум). Однако человек издревне селился на берегах рек, озер, морей, где добывание воды не требовало никакой мудрости.

Гораздо убедительнее точка зрения, что чаша – это сосуд с противоядием. Древние греки термином "фармакос" называли и яды, и лекарства. Змеиный яд собирался и хранился в специальных чашах. Лекарства в древности были очень сложного состава, иногда включали свыше 70 ингредиентов, и в качестве противоядия в них входил змеиный яд.

В Древнем мире хорошо знали действие змеиного яда и противоядия. Аристотель – воспитатель Александра Македонского – занимался изучением ядов животного происхождения. Никандр Колофонийский (200-230г.г.н.э.) в своём произведении "Териак" описал яды животных, в том числе и змеиный, и указал способы лечений отравлений ими. Последняя александрийская императрица из рода Птолемеев – гордая Клеопатра VII Филопатор (правила в 51-30г.г. до н.э.), написавшая ряд работ по венерологии и женским болезням, испытывала змеиный яд на рабах, а затем приняла его сама, испугавшись возможности пленения после победы римлян над её возлюбленным Антонием. Гораций сказал по этому поводу, что змеи оказали услугу римлянам.

Известно предание о понтийском царе Митридате VI Эвпаторе (120-63г.г. до н.э.), который из-за боязни, что его отравят, приучал себя к принятию яда в возрастающих дозах. Когда после поражения в войне с Римом он принял яд, желая покончить с собой, то яд не подействовал. Пришлось приказать рабу убить себя. Поэт Марциал (43-104г.г.) писал:

Частым отравы питьём принёс Митридат себе пользу,

Ибо вредить не могли лютые яды ему.

(Перевод Ю. Ф. Шульца)

Противоядие, приготовленное Митридатом, состояло из 54 различных компонентов. Оно помогало и при укусе змей. Когда Помпей победил Митридата, он прежде всего стал искать рецепт этого противоядия, получившего позже название "митридатикум".

Средство попало и в руки императора Нерона, также боявшегося отравления ядом. Он поручил своему первому придворному врачу Андромаху исследовать состав лекарства. Андромах усовершенствовал рецепт "митридатикума", изъяв оттуда ряд старых и введя новые ингредиенты и доведя их общее число до 74. Он, в частности, увеличил количество опиума и добавил масло гадюки. Последнее он ввёл исходя из принципа "подобное лечится подобным". Андромах преподнёс Нерону новый рецепт "митридатикума" под названием "териак", сопроводив его поэмой из 180 строк, которая позже была включена крупнейшим врачом Рима Галеном в работу "О противоядиях" и упоминалась им в ряде писем.

"Митридатикум-териак" просуществовал в фармакопеях Европы вплоть до XIX в., хотя ещё в период средневековья подвергался критике. Так, в работе "Искусство лечения болезней ожиданием" (1689г.) английский автор Гидеон Гарвей писал: "Лев, медведь, тигр, кошка, волк, собака и сотня других диких зверей вдобавок, собранные вместе, не могли бы произвести в воздухе такого шума, как все неукротимые элементы "мидриатикума-териака" производили в желудке, если бы опиум, находящийся среди них, не успокаивал бы их бешенства и не сдерживал бы их ненормальность".

Использование змеиного яда в лечебных целях получило особенно большее распространение в эпоху средневековья, о чём свидетельствуют рукописные и печатные фармакопеи от начала книгопечатания в XV в. и до конца XVIII в. При дворе французского "короля-солнца" Людовика XIV "митридатикум" пользовался большим успехом. Также рекомендовался суп из змей, чтобы стать сильным, а полные люди,  чтобы похудеть, принимали порошок из змей. Часто мясо змей давали курам и уткам, а затем готовили из них пищу: печень и жир змей ели в сыром виде с целью "очищения крови".

Крупнейший французский хирург XVI в. Амбруаз Парэ написал "Трактат о ядах", в котором высказал ценные теоретические соображения в этой области. На памятнике ему в его родном Лавале высечены слова: " Хирург с мрачным лицом насыщает ядом больного".

В настоящее время змеиный яд вновь получил применение в медицине в виде многих препаратов. В нашей стране в Средней Азии и других местах до сих пор существует древняя профессия собирателей змеиного яда.

Таким образом, вполне вероятно, что чаша в медицинской эмблеме в какой-то мере отражала увлечение ядами и противоядиями. Однако сводить значение чаши в эмблеме медицины только к сосуду для хранения яда – вряд ли  правильно. По нашему мнению, значение чаши как символа имеет тесную связь с мировоззрением далёкого прошлого и было обусловлено условиями их жизни, их наивным пониманием сущности природных явлений и зависимостью от них. С развитием рабовладельческого строя чаша превращается из символа мудрости высших сил природы в символ почитания мудрости жрецов, фараонов и царей, действующих на земле как бы от имени и по поручению богов, передавших судьбы людей в их руки. Греческая чаша без ножки (фиала) использовалась в различных ритуалах. Именно с нею чаще всего изображена Гигиея и очень редко Асклепий. Она изготовлялась из дорогих материалов и украшалась изнутри лепестками лотоса, который являлся символом жизни.

Ф. Р. Бородулин – один из первых советских историков медицины, обратившийся к анализу содержания символа чаши, обвитой змеёй, как медицинской эмблемы, пишет: "Мы склонны рассматривать эту эмблему как напоминание врачу о необходимости быть мудрым, а мудрость черпать из чаши познания природы". То есть в наше время чаша в медицинской эмблеме определена им как чаша человеческого разума, объемлющего весь мир.

В античной мифологии боги пили из чаши напиток бессмертия. По нашему мнению, вероятнее всего, чашу в медицинской эмблеме можно трактовать как символ исцеляющих сил природы вообще.

Древние мифы были своеобразной формой осмысливания мира и его глубокого познания человеком. С веками многие представления менялись. Но смысл основных медицинских эмблем сохранился до сих пор.

После падения Римской империи, в период средневековья, изображения чаши и змеи долгое время не употреблялись. Они в модифицированном виде были возрождены в некоторых странах в XVII-XVIII вв., но уже не как символ Гигиеи, а как общемедицинский символ. Профессор факультета фармации Парижского университета Ж. Диллеман, занимающийся историей военно-медицинских и фармацевтических эмблем, высказал мнение, что идею соединения змеи и чаши в одной эмблеме в её современном виде подали в начале XIII в. аптекари Падуи.

В России эта эмблема под названием "Гиппократова чаша" стала основным медицинским символом также в XVIII в., однако никаких официальных государственных документов об этом не обнаружено. Она стала помещаться на различных медицинских изданиях, например, на изданных в 1828г.  И. В. Буяльским "Анатомо-хирургических таблицах", большой формат которых позволил дать гравюрные изображения человеческих органов в натуральную величину; на памятниках, на памятных медалях (в честь 50-летия деятельности русского анатома П. А. Загородского, 150-летия со дня рождения русского хирурга Н. И. Пирогова и др.), жетонах, значках, также на книжных знаках (экслибрисах) медиков и фармацевтов.

Нередко эмблему "чаша со змеёй" художники изображают произвольно, не учитывая исторически сложившейся традиции. Они изображают змею и слева, и справа от чаши. Такое изображение возможно лишь в том случае, если эмблема располагается в центре какого-либо предмета (титульного листа, вывески, печати и т. п.). Если же эмблема расположена на краю предмета, змея должна быть обращена головой в центр поля предмета: на эмблеме, помещённой слева, головка змеи должна быть обращена вправо и наоборот.

Человечество живёт с большим количеством устойчивых и укоренившихся привычек и традиций, которые уже утратили свой первоначальный смысл.



biofile.ru

Стоковые векторные изображения Медицинская змея

Tribaliumivanka

2800 x 1982

funwayillustration

2659 x 2400

barcova.natalia

5000 x 2326

alliesinteract

6000 x 4499

alliesinteract

6000 x 4499

barcova.natalia

5000 x 5160

[email protected]

5000 x 5000

[email protected]

5008 x 5008

Tribaliumivanka

2800 x 2331

Fourleaflovers

5000 x 4886

ru.depositphotos.com

Медицинская змея — Какой вид змеи является символом медицины ? — 22 ответа



эмблема медицины

В разделе Дикая природа на вопрос Какой вид змеи является символом медицины ? заданный автором Ђатьяна лучший ответ это Самыме известные три эмблемы медицины: посох Асклепия, кадуцей и чаша со змеёй.Посох Асклепия – суковатая палка, вокруг которой обвилась змея головой вверх –является символом медицины примерно с VIII в. до н. э. На этом символе Elaphe longissima,получившая название по имени Эскулапа. Дочь Эскулапа Гигейя (отсюда происходит слово «гигиена» ) изображалась со змеей, пьющей из чаши. Сейчас это эмблемоа Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) при ООН. Но эта змея не ядовита!!!! Она жила в центрах культа Эскулапа в Греции и Риме, она вылизывала больные места – глаза, раны. Греческим словом «кадуцей» называли волшебный жезл посланника греческих богов Гермеса, обвитый двумя змеями. В римской мифологии Меркурий использовал жезл, чтобы помирить двух дерущихся змей. Общемедицинским символом кадуцей стал в эпоху Возрождения, это связано с тем, что в XVI столетии стала развиваться алхимия, покровителем которой считался Гермес. Основной целью алхимиков этого времени было получение лекарств. На сосудах с лекарственными препаратами алхимики ставили печать с изображением Гермеса. Жезл, обвитый двумя змеями, сочетает в себе сразу несколько символических элементов: центральный стержень символизирует Древо Жизни; двойная спираль, сформированная змеями, — символ двойственности, змеи — силы земного и потустороннего миров, жизни и смерти. Значит здесь уже речь идет о ядовитой змее!!! Чаша с обвившейся змеей появилась лишь в XVI веке, благодаря знаменитому врачу Парацельсу, впервые предложившему подобное сочетание взамен традиционного на то время кадуцея. В России эта эмблема под названием «Гиппократова чаша» стала основным медицинским символом в 18 веке. Российский исследователь П. Е. Заблудовский считает, что изображение чаши рядом со змеей означает сосуд, где хранился змеиный яд. Так какая же змея была на эмблеме Парацельса?М. Расулов, кандидат медицинских наук, считает, что это гюрза! Эмблема возникла в конце X—начале XI века и связана с именем Абуали ибни Синои Авиценны. А в чаше противоядие- лекарство. В источнике легенды возникновения

Первоисточник ссылка

Ответ от 2 ответа[гуру]

Привет! Вот подборка тем с ответами на Ваш вопрос: Какой вид змеи является символом медицины ?

Ответ от Axes-e[гуру]Эскулапов полоз

Ответ от Andreus-ПАПА-Ndrey[гуру]Cимвол медицины — чаша со змеей. История его возникновения уходит в тысячелетнюю историю древних цивилизаций Востока, Египта и Греции, Нового света. Змея обвивает тело Изиды — покровительницы врачевания в Древнем Египте Изображение змеи предваряет надпись на стеле Сезоостриса I в Карнаке: Бог говорит: «Я дарую жизнь, долголетие, здоровье.. .царю верхнего и нижнего Египта» . В этом тексте несколько раз встречается египетский крест анк — олицетворение жизни и здоровья . В поздний период истории Египта этот символ стал профессиональным знаком отличия врачей. Современный символ медицины соединяет в себе изображения змеи и чаши.За тысячу лет до нашей эры культ змеи как символа мудрости, науки и познания возник у греков. Именно змея, согласно греческой мифологии, навела Асклепия на мысль о возможности воскрешать мертвых. Однажды знаменитый исцелитель был приглашен во дворец критского царя Миноса, чтобы воскресить его умершего сына. На своем посохе Асклепий неожиданно увидел змею и убил ее. Тотчас появилась другая змея с целебной травой во рту и воскресила убитую. Асклепий воспользовался этой травой и воскресил умершего. ссылкаДревние предания содержат множество упоминаний о мифических змееподобных существах, угрожающих жизни человека. В то же время части их тела и яд считались сильными и универсальными лекарствами. Так, Плиний Старший в «Естественной истории» (с. 152-157) писал о целебных свойствах амбисфены (греч. «двигающаяся в двух направлениях» ) — змеи с двумя головами: одна расположена в обычном месте, другая на хвосте: «... словно одной головы ей мало, чтобы извергнуть свой яд» ссылкаИногда происхождение чаши со змеей как медицинского символа связывают систорией ядов и противоядий. Лекарства часто имели сложный состав и включали всебя змеиный яд, который хранили в специальных чашах. О действии змеиного ядаписали многие врачи и философы Древней Греции и Рима. Изучением ядов животного происхождения, в том числе змеиного, занимался Аристотель. Клеопатра (I в до н. э.) , последняя александрийская царица из рода Птолемеев, изучала змеиный яд и испытывала его на рабах. Греческий врач Никандр Колофонийский (III в. ) описал действие змеиного яда и указал состав противоядий В 1948 г. была утверждена международная эмблема здравоохранения, в центре которой помещен посох, обвитый змеей. Посох Асклепия, вокруг которого обвивается змея, обычно изображался в виде необработанной деревянной палки с сучьями. Он символизирует связь с землей и дорожный посох, означающий долгие странствия врача. Медицинские трактаты Древней Индии рекомендовали врачу иметь посох, поскольку больные больше доверяли опытным и пожилым людям. Об этом писали Сушрута и Чарака

Ответ от Ева[гуру]Полоз

Ответ от Ptenchik 777[гуру]С возникновением культа змеи ей приписывалась двойная роль: зла и добра. С одной стороны, змея была символом хитрости и коварства, с другой — бессмертия, мудрости и знаний.Змея у многих народов символизирует добрые начала, обеспечивающие благосостояние дому и здоровье живущих там, а также обладает магической силой исцелять раны и учить людей лекарскому мастерству.Характерно, что в античном мире медицину символизировала не ядовитая змея, а безобидный уж. Именно ужи – эскулаповы змеи – жили в центрах культа бога врачевания Эскулапа в Греции и Риме. Записи античных авторов-медиков указывают, что ужи ползали по дому во время "священного сна", часто вылизывали больные места – глаза, раны. Римляне очень любили этих змей, содержали их при банях и купальнях. Полагают, что в некоторые страны Европы эскулапова змея попала благодаря римским завоевателям.

Ответ от Їеловек и все тут=))[гуру]Elaphe longissima

Ответ от Огненная[гуру]У современного человека змея ассоциируется, скорее, с чем-то неприятным. Тем не менее именно змея является общепринятым символом медицины во всем мире, причем с давних времен. В первобытном обществе, когда складывались тотемизм и анимализм, отражавшие беспомощность первобытного человека перед окружающим миром, змея была одним из основных тотемных животных. С возникновением культа змеи ей приписывалась двойная роль: зла и добра. С одной стороны, змея была символом хитрости и коварства, с другой — бессмертия, мудрости и знаний. Змея у многих народов символизирует добрые начала, обеспечивающие благосостояние дому и здоровье живущих там, а также обладает магической силой исцелять раны и учить людей лекарскому мастерству. Характерно, что в античном мире медицину символизировала не ядовитая змея, а безобидный уж. Записи античных авторов-медиков указывают, что ужи ползали по дому во время "священного сна", часто вылизывали больные места – глаза, раны. Римляне очень любили этих змей, содержали их при банях и купальнях. Полагают, что в некоторые страны Европы эскулапова змея попала благодаря римским завоевателям.В мифологии стран Древнего Востока змеи фигурировали часто, обычно вместе с божествами, которых связывали со здоровьем людей и врачеванием их. У африканских народов змея тоже часто была связана с врачеванием. Объясняется это, очевидно, тем, что в Африке врачеванием занимались колдуны, они же, как правило, были и заклинателями змей. Символом колдуна была змея. Вот так и получалось: змея колдун - лечебная магия. Потом колдун почему-то выпал из этой цепочки, и остались змея и лечебная магия. В Европе же змея не просто символизировала лекаря, как в Африке - колдуна, она символизировала мудрость и знание в целом. Возможно, врачи, как представители особой профессии раньше других выделились из среды «ученых людей» а, может быть, и вовсе были первыми учеными на Земле. Поэтому именно змея осталась их профессиональной эмблемой.Предполагается, что в качестве эмблемы врачевания символ змеи впервые был использован около II тысячелетия до нашей эры в Древнем Вавилоне, где в эпоху рабовладения сохранялось поклонение животным.Как эмблема медицины первоначально змея изображалась без каких-либо атрибутов. Позднее появились изображения змеи в сочетании с различными предметами. Известна эмблема медицины в виде треножника Аполлона, обвитого змеей. В Европе (Франция, Бельгия, Греция и др. ) с 18 в. существовала медицинская эмблема в виде зеркала, обвитого змеей. Зеркало было символом чистоты и осторожности — качеств, необходимых врачу.Долгое время некоторые историки науки трактовали символ медицины - змею, обвивающую чашу, - как утверждение целебного свойства змеиного яда. В частности, российский исследователь П. Е. Заблудовский считает, что изображение чаши рядом со змеей появилось на рубеже нашей эры, и означает сосуд, где хранился змеиный яд. Однако, по данным академика Павловского, такое изображение появилось лишь в XVI веке, благодаря знаменитому врачу Парацельсу, впервые предложившему подобное сочетание. Возможно, истина лежит посередине. Действительно, точного и узаконенного символа, то есть змеи, обвивающейся вокруг чаши или изображенной рядом с ней, ни в древние времена, ни много позже не было. Более или менее определенным этот символ стал благодаря Парацельсу. Кстати, символ был совсем не таким, каким мы знаем его сейчас: современная эмблема медицины - змея, обвивающая ножку чаши и склоняющая голову над самой чашей, - утверждена в нашей стране в 1924 году, а затем уже широко распространилась и за пределами нашей страны. Сама же змея сопровождает медиков издавна.

Ответ от Маннанна[новичек]Я помню как она выглядит. Она тёмно серая с двумя зубами, думаю, что гадюка.

Ответ от [email protected][гуру]Эскулапова змея. Он же - Эскулапов полоз. Эти змеи обитали в храме бога врачей Эскулапа в Греции, и стали символом медицины.

Ответ от VanyaV[гуру]на медецинской эмблеме змея скорее собирательный образ, который олицетворяет то, что большинство лекарств - это дозированные яды, которые не устраняют причину болезни, а снимают ее симптомы. Сама болезнь при этом остается один на один с человеком. Если победит организм, то болезнь больше не проявится, если победит болезнь, то появится через некоторое время тот же самый или какой-нибудь новый симптом. Потребуется новая порция яда. Или, возможно, более радикальное лечение. Вот и подумалось вдруг, что ведь сам символ медицины отражает весьма точно ее принцип.... поэтому на эмблеме из змеи как бы капает яд.. . вот.

Ответ от 2 ответа[гуру]

Привет! Вот еще темы с нужными ответами:

 

Ответить на вопрос:

22oa.ru