Викторина по разделу "Летопись, былины, жития". 4-й класс. Значение слова былины 4 класс


Былины стр 13 / Рабочая тетрадь по литературному чтению

Как ты думаешь, от какого слова образовалось слово былина? Запиши.

Прочитай объяснение понятия в учебнике (с. 33), найди его значение в толковом словаре.

Изначально, я считал, что слово «былина» образовалось от «было».

Но потом я посмотрел в интернете и узнал, что оно образовано от слова «быль».

«Быль» - то, что когда-то произошло, то есть было.  А это значит, что я практически не ошибся.

Я прочел объяснение понятию «былина» в учебнике, а потом нашел его в толковом словаре Ожегова.

Описание в словаре и учебнике немного отличаются, но смысл тот же.

Согласно словарю,былина – это русская народная эпическая песня - сказание о богатырях.

Что их объединяет? Запиши, как ты понимаешь слово былина.

Хотя значение слова былина в учебнике и словаре Ожегова описывается разными словами, они имеют общую мысль.

В учебнике говорится, что это один из видов устного народного творчества.

А «эпическая песня», как сказано в словаре, и есть такой разновидностью.

И в учебнике, и в словаре указано, что в былинах рассказывается о знаменитых подвигах богатырей.

Объединив слова учебника и словаря, я для себя понял, что былина – это эпическая песня, которую исполнял русский народ и воспевал в них своих защитников-богатырей. 

Еще, используя интернет-ресурсы, я узнал, что былины никогда никто не записывал.

Обычно они передавались с поколения в поколение в устной форме.

Их напевали крестьяне во время скучной работы. В былинах они рассказывали о силе и храбрости русских богатырей, которые ходили в походы и всегда защищали свой народ.

Еще я знал, что ученые считают богатырей не вымышленными героями, а настоящими историческими особами.

К тому же многие из них упоминались не только в былинах, но и летописях.

Они часто ходили в Киевскую Русь, чтоб служить своему князю.

Из-за того, что былины постоянно передавались от родителей к детям, слава богатырей никогда не забывалась.

Даже в 20 веке, когда уже существовали поезда и появилось кино, в селах старые крестьяне по-прежнему продолжали напевать песни о своих знаменитых героях.

Особенно народу полюбился Добрыня, что был славным богатырем и храбрым воином Киевской Руси.

Он спас племянницу князя Владимира Забаву от страшного Змея.

Ответы на вопросы рабочей тетради литературное чтение Бойкина, Виноградская 4 класс. Былины стр. 13

gdz-gramota.ru

мне надо названия былин 3-4 класса?

что такое былина

Волха Всеслалович

кто придумал басню

«Добрыня и Змей» "Илья Муромец и Соловей-разбойник" «Ильины три поездочки» . "Илья-Муромец и Калин-царь" "Алёша Попович и Тугарин Змеёвич" "Садко" "Добрыня и Алёша" "Ставр Годинович" "Вавила и скоморохи" "Вольга и Микула Селянинович

«Добрыня и Змей» "Илья Муромец и Соловей-разбойник" «Ильины три поездочки» . "Илья-Муромец и Калин-царь" "Алёша Попович и Тугарин Змеёвич" "Садко" "Добрыня и Алёша" "Ставр Годинович" "Вавила и скоморохи" "Вольга и Микула Селянинович

«Добрыня и Змей» "Илья Муромец и Соловей-разбойник" «Ильины три поездочки» . "Илья-Муромец и Калин-царь" "Алёша Попович и Тугарин Змеёвич" "Садко" "Добрыня и Алёша" "Ставр Годинович" "Вавила и скоморохи" "Вольга и Микула Селянинович

"Добрыня и змей"

Былины, Алёша Попович и Тугарин Змеевич, Вавила и скоморохи, Вольга и Микула, Селянинович Добрыня и Алёша, добрыня и Змей, Иван - гостиный сын, Илья Муромец и Калин-царь, Илья Муромец и Соловей Разбойник, Садко, Ставр Годинович

«Добрыня и Змей» "Илья Муромец и Соловей-разбойник" «Ильины три поездочки» . "Илья-Муромец и Калин-царь" "Алёша Попович и Тугарин Змеёвич" "Садко" "Добрыня и Алёша" "Ставр Годинович" "Вавила и скоморохи" "Вольга и Микула Селянинович

touch.otvet.mail.ru

Былина это | Литературный портал

Былина это фольклорная эпическая песня о героическом событии или примечательном эпизоде древней русской истории. В первоначальном виде былины возникли в Киевской Руси, сложившись на почве архаичной эпической традиции и унаследовав от нее многие мифологические черты; однако фантастика оказалась подчиненной историзму видения и отображения действительности. С точки зрения народа значение былины заключалось в сохранении исторической памяти, поэтому их достоверность не подвергалась сомнению. Былины близки волшебным сказкам о богатырях. Они художественно обобщили историческую действительность 11-16 веков и бытовали до середины 20 века,соответствовали эпическому творчеству многих народов Европы и Азии. В народе их называли «старинами», т.е. песнями о действительных событиях далекого прошлого. Термин «былина» (научный) был введен в 1840-х на основании упоминаемых в «Слове о полку Игореве» «былинах сего времени».

В середине 18 века на Урале был создан рукописный сборник былин и исторических песен, позже получивший название «Древние российские стихотворения, собранные Киршею Даниловым». В 1830-40-х П.В.Киреевский возглавил собирание русских песен; позже в составе многотомного издания «Песни, собранные П.В.Киреевским» была опубликована так называемая «старая серия», в которую вошли былины и исторические песни. В середине 19 века П.Н.Рыбников обнаружил в Олонецком крае активно бытующую живую былинную традицию («Песни, собранные П.Н.Рыбниковым». М., 1861-67). Исполнителей былин и других эпических песен называли «сказителями». Во второй половине 19 и в 20 веке на Русском Севере была проведена огромная работа по выявлению и записи былин, вследствие которой появился ряд научных изданий: А.Ф.Гильфердинга, А.Маркова, А.Д.Григорьева, Н.Онучкова, А.М.Астаховой и др.

Былины и реалии

Былины отразили многие исторические реалии. Северные певцы передавали не знакомую им географию и пейзаж Киевской Руси («раздольице чисто поле»), изображали борьбу древнерусского государства против степняков-кочевников. С удивительной точностью были сохранены отдельные детали военного княжеско-дружинного быта. Сказители не стремились передать хроникальной последовательности истории, а изображали ее важнейшие моменты, находившие воплощение в центральных эпизодах былин. Исследователи отмечают их многослойность: донесли имена реально существовавших лиц: Владимира Святославовича и Владимира Мономаха, Добрыни, Садко, Александра (Алёши) Поповича, Ильи Муромца, половецких и татарских ханов (Тушркана, Батыя). Однако художественный вымысел позволял относить былины к более раннему или позднему историческому времени, допускал совмещения имен. В народной памяти происходило искажение географических расстояний, названий стран и городов. Представление о татарах как главном враге Руси вытеснило упоминания половцев и печенегов.

Расцвет былин

Расцвет былин самого раннего Владимирова цикла происходил в Киеве в 11-12 веках, а после ослабления Киева (со второй половины 12 века) они переместились на запад и на север, в Новгородский край. Дошедший до нас народный эпос позволяет судить лишь о содержании древних песен Киевской Руси, но не об их форме. Эпос был усвоен скоморохами, оказавшими на него значительное влияние: в былинах ряд сцен представляет скоморохов-певцов на пирах у князя Владимира, есть и собственно скоморошьи былины («Вавило и скоморохи»). В 16-17 веках содержание былин отразило быт высших классов Московской Руси, а также казачества (Илья Муромец называется «старым казаком»).

Науке известно около 100 сюжетов былин (всего с вариантами и версиями записано более 3000 текстов, значительная часть которых опубликована). В силу объективных исторических причин русский эпос не сложился в эпопею: борьба с кочевниками закончилась в то время, когда условия жизни уже не могли способствовать созданию цельного эпоса. Сюжеты былин остались разрозненными, но в них содержится тенденция к циклизации по месту действия (Киев, Новгород) и по героям (например, былина об Илье Муромце). Представители мифологической школы выделяли былины о старших богатырях, в образах которых отразились мифологические элементы (Волх, Святогор, Сухмантий, Дунай, Потык), и о младших богатырях, в образах которых мифологические следы незначительны, но выражены исторические черты (Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алёша Попович, Василий Буслаев). Глава исторической школы В.Ф.Миллер делил былины на два типа:

  1. Богатырские
  2. Новеллистические

Для первых он считал характерной героическую борьбу богатырей и ее государственные цели, для вторых — внутренние столкновения, социальные или бытовые. Современная наука, вводя былины в международный контекст эпического творчества, группирует их по следующим сюжетно-тематическим разделам:

  • О старших богатырях
  • О борьбе с чудовищами
  • О борьбе с иноземными врагами
  • О встречах и спасении родных
  • Об эпическом сватовстве и борьбе героя за жену
  • Об эпических состязаниях.
  • Особую группу составляют былины-пародии.

Поэтический язык былин

Поэтический язык былин подчинен задаче изображения грандиозного и значительного. Они исполнялись без музыкального сопровождения, речитативом. Их напевы торжественны, но монотонны (каждый сказитель знал не более двух-трех мелодий и разнообразил их за счет вибрации голоса). Предполагается, что в древности былины пели под аккомпанемент гуслей. Стих былин связан с напевом и относится к тоническому стихосложению, (см. Былинный стих). Композиционную основу сюжетов многих былин составляют антитеза и утроение. В репертуаре скоморохов возникли стилистические формулы внешней орнаментовки сюжета: запевы и исходы (самостоятельные мелкие произведения, не связанные с основным содержанием былин). Традиция эпического сказительства выработала формулы привычного изображения — loci communes (лат. «общие места»), которые использовались при повторении однотипных ситуаций: пир у князя Владимира, седлание коня, богатырская поездка на коне, расправа богатыря с врагами и пр. Повествование в былинах велось неторопливо, величаво. В развертывании сюжета обязательно присутствовали многочисленные повторения. Замедленность действия (ретардация) достигалась путем утроения эпизодов, повторения общих мест, речи героя. Поэтический стиль создавали повторения слов, которые могли быть тавтологическими («черным-черно», «много-множество») или синонимическими («злодей-разбойник», «драться-ратиться»).

Один из приемов соединения строк — палилогия (повторение последних слов предыдущей строки в начале последующей). Нередко смежные строки использовали синтаксический параллелизм. В былинах могло появиться единоначатие (анафора), а на концах строк иногда возникали созвучия однородных слов, напоминающие рифму. Появлялись аллитерации и ассонансы. Широкая типизация персонажей былин не исключала элементов индивидуализации, что отметил еще в 1871 Гильфердинг: князь Владимир — благодушный и лично совершенно бессильный правитель; Илья Муромец — спокойная и уверенная в себе сила; Добрыня — олицетворение вежливости и изящного благородства; Василий Игнатьевич — пьяница, отрезвляющийся в минуту беды и становящийся героем. Один из принципов эпической типизации — синекдоха: былины изображали не всю древнерусскую дружину, а отдельных воинов-богатырей, побеждающих полчища врагов; вражеская сила также могла изображаться в единичных образах (Тугарин Змеевич, Идолище). Главный художественный прием — гипербола. Собиратели засвидетельствовали, что певцы воспринимали гиперболы как достоверное изображение реальных качеств в их максимальном проявлении.

Сюжеты, образы, поэтика былин нашли отображение в русской литературе («Руслан и Людмила», 1820, А.С.Пушкина, «Песня про царя Ивана Васильевича…», 1838, М.Ю. «Лермонтова», «Кому на Руси жить хорошо», 1863-77, Н.А.Некрасова, «народные рассказы» Л.Н.Толстого). Былины являлись источником вдохновения художников, композиторов, кинематографистов.

Может быть интересно:

Рейтинг: 5/5. Из 0 голосов.

Please wait...

www.litdic.ru

Значение былин в русской литературе

Во времена седой старины появились особые песни. Они рассказывали о том, что было. За ними закрепилось слово «былины», а ещё «старины» и «старинки». В допетровскую эпоху по Руси разгуливали толпы певцов и потешных людей, своих и заезжих, среди которых были ряженые музыканты и скоморохи в коротких туниках с разрезными полами. В их репертуаре чередовались весёлые песни с серьёзными былинами о важных событиях и исторических лицах. В былинах имели место подлинные исторические факты, отражались думы и чувства народа, черты древности, которые давно забылись.

Исполнялись былины особым образом. Сказитель, певец былин, вводил слушателей своим «зачином» в соответствующее настроение степенной и мирной беседы. Он пробегал по струнам, вызывал вдохновение в себе и в слушателях, создавал особое настроение перед исполнением былины. Во всех этих «зачинах» сказывался не столько словесно-поэтический, сколько музыкальный приём. Но вот «зачин» исполнен, и певец приступает к содержанию былины.

Былины – это отголосок прошлого, того самого, которое мы изучаем, к которому бережно относимся. На основе прошлого строится будущее.

Каково же значение былин для русской литературы?

Былины исторические, героические, богатырские, социально-бытовые обогатили русскую литературу. Это произведения, лишенные всего искусственного, ненастоящего донесли до нас черты древних эпох, особенности столь милой старины.

Былины, этот бесценный опыт народного творчества, помогли распутать сложнейшие узлы истории, бескомпромиссно изобразив жизнь во всех её острейших конфликтах, перипетиях, событиях.

Былины явились базой для появления в литературе произведений героической и исторической направленности.

Каково значение былин для нас?

Былины пришли к нам вместе с теми заповедями, традициями и обрядами, которые были на Руси тысячи лет назад. Они имеют документальную ценность. Мир и борьба, обычаи и быт повседневной жизни составили основу былинного творчества. Именно из былин мы узнаем о том, как жили наши предки, русичи, как крестьянствовали, что их заботило и волновало.

Былины рассказывают нам о лучших примерах – как надо Родине служить, её защищать, как готовить себя к ратному подвигу, как воспитать в себе выносливость и храбрость.

Именно из песенных рассказов-былин мы можем почерпнуть сведения о подвигах воинов, о верности воинскому долгу, о стремлении народа ко всему незаурядному, исключительному, красочному.

Из былин узнаём мы о старой Руси, об устройстве городов, о русском богатырстве.

О сказителях былин

Сказители былин – люди особенные. Было замечено, что некоторые поющие ими былины они не знают наизусть, то есть не могут повторить старую былину слово в слово. В каждое новое повторение уже спетой ими раз былины они вносят новые приемы исполнения: то вводя ту или иную подробность, то опуская её, то видоизменяя отдельные стихи, то растягивая, то сжимая. При этом былина не теряет своего общего характера, она не является только заученной, окаменевшей в памяти певца, напротив, его роль в былине – роль свободного импровизатора на подробно разработанную, но уже готовую тему. Наблюдения над составом былины ведут ещё дальше в тайны этой импровизации, где наши сказители являются до известной степени и творцами былин.

detskiychas.ru

Викторина по разделу "Летопись, былины, жития". 4-й класс

Разделы: Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку»

Презентация к уроку

Загрузить презентацию (678,4 кБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цели урока: обобщить знание учащихся по разделу; учить прислушиваться в мнению товарищей, принимать правильное решение в коллективе, отстаивать свою точку зрения; развивать речь, мыслительные операции и творческие способности.

Комментарии к уроку: Урок основан на телевизионной игре “Своя игра”. Отличие в том, что ребята играют не индивидуально, а в коллективе. Класс делится на 3 команды (по рядам).

Карточка со значком O означает, что команда может сама задать вопрос любой из команд.

Оборудование: Презентация “Летописи, былины, жития”.

Летописи, былины, жития

Машина времени

10

20

30

40

50

Богатыри

10

20

30

40

50

Живая картинка

10

20

30\O

40

50

Колесо истории

10

20

30

40

50

Памятники культуры

10

20

30

40

50

Ход урока

I. Организационный момент

– Ребята у нас сегодня не обычный урок. Мы поиграем в “Свою игру” которая посвящена “Летописям, былинам, житию”. Прежде чем начать игру, разделимся на команды. Для того чтобы игра прошла организована, выберите капитана команды. Он будет называть тему, в которой будет играть команда и учащегося, который будет отвечать.

Заработанные очки складываются по командам, а в конце подсчитываются. Выявляется команда – победитель.

II. Проведение игры

Машина времени

10 – В каком веке впервые на Руси начали записывать сведения о происходивших событиях? (В XI веке)

20 – Одним из первых русских летописцев был … (Монах Киева – Печерского монастыря Нестор)

30 – Царьград – название, какого древнерусского города? (г. Константинополь, ныне Стамбул)

40 – Этой датой начинается отрывок из летописи “И повесил Олег щит свой на вратах Царьграда”, данный в учебнике? Назовите ее. (В лето 6415 (907) и в лето 6420 (912))

50 – Откуда мы узнаем, что Московский князь Дмитрий Иванович разбил на Дону полчища хана Мамая, за что был прозван Донским? (Из летописей)

Богатыри

10 – Прямо ехать – убитому быть! Влево ехать – женатому быть! Вправо ехать – богатому быть! Все судьбой сие предписано!

Откуда эти строки? (из былины “Ильины три поездочки”)

20 – “Богатыри”. Кто автор этой картины и кто на ней изображен? (Виктор Михайлович Васнецов. Добрыня Никитич, Алеша Попович и Илья Муромец)

30 – Объяснить значение слов:

Витязь – в Древней Руси: отважный воин.

Облатынивать – обращать в католическую веру.

Заподваливать – запирать в подвал.

40 – Почему летописец посчитал важным сохранить память о князе Олеге? (Сделал много всего для образования Древнерусского государства. В 822 году большинство племен объединил князь Олег, у которого была самая сильная дружина, правил в Киеве…)

50 – Вспомните, что вы знаете о русских народных волшебных сказках. Чем похожи сказки и былина об Илье Муромце? А чем они отличаются?

Живая картинка

10 – Прочитайте выразительно понравившийся отрывок из любого прочитанного произведения.

20 – Однажды мальчик Варфоломей встретил старца монаха, который помог ему выбраться из леса. И этот мальчик тоже решил стать монахом. Какое новое имя он получил и прославился на всю Русь? (Сергей Радонежский)

30\O – Можно задать вопрос другой команде.

40 – К какому произведению относятся следующие предметы: булатная броня, палица, лук. (“Ильины три поездочки”)

50 – Какое авторское произведение написано про князя Олега. Кто автор и как называется? (А.С. Пушкин “Песнь о вещем Олеге”)

Колесо истории

10 – Объясни, что такое былина. (Былина – один из видов устного народного творчества. В них рассказывается о подвигах богатырей – бескорыстных защитников своей Родины, всех обиженных и о бездонных людей, их удивительной силе, мужестве и доброте.)

20 – Объясни словами, что такое летопись? Откуда появилось такое название? Зачем создавались летописи?

30 –

“Ту дороженьку расчистил я Богатырь … . Вырыл клад, да без клада назад Воротился и опять небогат! А судьбу я за гриву ловлю, Норовистую объезживаю, И судьбина для меня – за коня!”

Чьи это слова и где были записаны? (Илья Муромец выдолбил новую надпись на камне)

40 – Что напророчил князю Олегу волхвы? Сбылось ли их предсказание? Расскажите. (Они напророчили Олегу умереть от любимого коня. Предсказание сбылось даже после смерти коня.)

50 – Почему авторы летописи и житья не названы? (В литературе древней Руси не обязательно было указывать имя автора. Главным становился рассказ о произошедших событиях, в них участвующих. Эти произведения не фольклорные.)

Памятники культуры

10 – Первая печатная книга. (Библия)

20 – Чем выводили каждую букву в летописи? (Гусиным пером)

30 – Объясни значение слов: знамение, черноризец, благословить.

(Знамение – знак, предзнаменование. Черноризец – монах. Благословить – напутствовать)

40 – Он основал монастырь, посвященный Святой Троице. Кто этот человек и назовите монастырь? (Сергей Радонежский основал Сергиеву лавру.)

50 – Назовите автора иконы “Троица”. (Ее создал ученик Сергея Радонежского великий иконописец Андрей Рублев.)

III. Подведение итогов

Подсчитывается количество очков у каждой команды, награждается победители. Включается “Бородинская симфония” А.П. Бородина и вручаются заранее приготовленные призы.

________________

Урок подготовлен с использование поурочных разработок по литературному чтению для 4 класса, Кутявиной С.В.

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

Что такое былина для 3-4 класса

Былины (стáрины) — русские героико-патриотические песни-сказания, повествующие о подвигах богатырей и отражающие жизнь Древней Руси IX—XIII веков; вид устного народного творчества, которому присущ песенно-эпический способ отражения действительности. Основным сюжетом былины является какое-либо героическое событие, либо примечательный эпизод истории Киевской Руси (отсюда народное название былины — «стáрина», «старинушка», подразумевающее, что действие, о котором идёт речь, происходило в прошлом). Былины, как правило, написаны тоническим стихом с двумя-четырьмя ударениями. Впервые термин «былины» был введён Иваном Сахаровым в сборнике «Песни русского народа» в 1839 году. Иван Сахаров предложил его, исходя из выражения «по былинам» в «Слове о полку Игореве», что значило «согласно фактам». Для объяснения происхождения и состава былин существует несколько теорий: 1) Теория мифологическая видит в былинах рассказы о стихийных явлениях, а в богатырях — олицетворение этих явлений и отождествление их с богами древних славян (Орест Миллер, Афанасьев). 2) Теория историческая объясняет былины как след исторических событий, спутанных порой в народной памяти (Леонид Майков, Квашнин-Самарин). 3) Теория заимствований указывает на литературное происхождение былин (Теодор Бенфей, Владимир Стасов, Веселовский, Игнатий Ягич), причём одни склонны видеть заимствования через влияние Востока (Стасов, Всеволод Миллер), другие — Запада (Веселовский, Созонович). В итоге односторонние теории уступили место смешанной, допускающей в былинах присутствие элементов народного быта, истории, литературы, заимствований восточных и западных. Первоначально предполагали, что былины, которые группируются по месту действия на циклы — киевские и новгородские, главным образом, — южнорусского происхождения и только позже перенесены на север; позже было высказано мнение о том, что былины — явление местное (Халанский). В течение веков былины претерпевали различные изменения, причём постоянно подвергались книжному влиянию и многое заимствовали из средневековой русской литературы, а также устных сказаний Запада и Востока. Приверженцы мифологической теории делили богатырей русского эпоса на старших и младших, пока Халанским не было предложено деление на эпохи: дотатарскую, времён татарщины и послетатарскую.

ремень в случае двойки

А что, есть определение былины специально для 3-4 классов?

touch.otvet.mail.ru

Урок литературного чтения на тему Былины. Как Илья из Мурома богатырём стал. (4 класс)

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 49 г. Шахты Ростовской области Урок литературного чтения в 4 классе по теме «Былины. Как Илья из Мурома богатырём стал.» УМК «Планета знаний» По учебнику «Литературное чтение» Э.Э. Кац. Подготовила учитель начальных классов МБОУ СОШ №49 г.Шахты Тарасенко Татьяна Николаевна г.Шахты 2015 г. Урок литературного чтения в 4 классепо УМК «Планета знаний» Тема: Как Илья из Мурома богатырем стал (первый урок по произведению)Цель урока: -сформировать у учащихся понятие о былине – виде устного народного творчества, создать у детей целостный образ героя.  Задачи урока:- расширение знаний учащихся об устном народном творчестве;- развитие речи учащихся;- совершенствование навыков чтения;- воспитание устойчивого интереса к чтению произведений устного народного творчества; - обогащение словарного запаса; - привитие любви к чтению. - формирование умения выражать своё отношение к героям, событиям, языку произведения; - обучение самостоятельной постановке вопросов к тексту по ходу чтения. Формирование УУД Познавательные УУД 1. Преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты. 2. Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя. 3. Ориентироваться на развороте учебника. 4. Находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях. Коммуникативные УУД 1. Развитие умения слушать и понимать речь других. 2. Выразительно читать и пересказывать текст. 3. Оформлять свои мысли в устной и письменной форме. 4. Умение работать в паре и в группах. Регулятивные УУД 1. Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя. 2. Проговаривать последовательность действий на уроке. 3. Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с заголовком произведения. 4. Учиться работать по предложенному учителем плану. Личностные результаты 1. Развитие умения высказывать своё отношение к героям, выражать эмоции. 2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией. 3. Формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности. Духовно-нравственное развитие и воспитание 1. Воспитание нравственного чувства, этического сознания и готовности совершать позитивные поступки, в том числе речевые. 2. Гражданско-патриотическое воспитание. 3. Воспитание трудолюбия, способности к познанию. 4. Воспитание здорового образа жизни. 5. Эстетическое воспитание. ОБОРУДОВАНИЕ: компьютер, мультимедийный проектор, презентация, рисунки учащихся, музыкальное сопровождение урока. ТИП УРОКА: получение новых знаний Ход урока 1.Организационный момент. Прозвенел звонок весёлыйВсе готовы? Всё готово?Мы, сейчас, не отдыхаем,Мы, работать начинаем.. (слайд) -А теперь улыбнемся друг другу и будем работать. 2. Актуализация знаний -Сегодня мы продолжаем путешествовать по страницам литературного чтения и снова приоткрываем маленькую дверь в большой мир. Путь наш не близок. Лежит он через холмы, горы и долины. Вот и первая преграда на нашем пути. Чтоб её миновать, надо загадку разгадать. Ладно скроен,Крепко сшит,За землю русскую стоит. (Богатырь) - Кто такой богатырь? Значение слова «богатырь» лучше всего даст словарь. Перед вами лежат листы. Прочитайте значение слова «богатырь». Богатырь –  1. Защитник родины, воин, отличающийся необычайной силой, мужеством, удалью. 2.Рослый, крепкого сложения, сильный человек. 3.Переносное значение.. Незаурядный, выдающийся в какой-либо области человек. -Сколько значений у этого слова? Что мы можем о нём сказать? (оно многозначное) - Попробуйте подобрать слова, близкие по смыслу слову «богатырь». (Силач,  воин, защитник, витязь)- Считалось, что богатыри – могучие витязи, наделённые богом  необыкновенной силой, светлым умом, смекалкой.  - Помимо силы и ума чем еще должен обладать богатырь? (Здоровьем)-Выберите на карточке слова, которые подходят для характеристики богатыря. (Работа в парах) Смелый, мужественный, трусливый, мудрый, умный, глупый, справедливый, хитрый, сильный, жестокий, добрый, жадный, патриот, обидчивый, преданный своему народу.(слайд) 3. Введение в тему. -Народ во все времена почитал своих защитников, воспевал их подвиги. Из поколения в поколение передавались рассказы о подвигах богатырей. Чтобы ярче передать события рядом с былью была выдумка. Так появился новый жанр русского народного творчества, название которого вы узнаете, поставив буквы по порядку: ЫЛЫНИБ (былины) (слайд) -Кто уже может назвать тему нашего урока? - Что предстоит нам сделать на уроке? Былины — русские народные эпические песни о подвигах богатырей. Богатырь -- герой русских былин, совершающий подвиги во имя Родины. 4.Беседа о былине как литературном жанре.(слайд )- Жили когда-то на Руси Великой люди – песенники-сказители. Они сочиняли и пели-рассказывали былины – разные истории про богатырей русских, про битвы с лютыми врагами, про царства-государства чужеземные. . И сложено было этих былин и ходило их по Руси великое множество. Более 200 лет назад в России, в 0804 г., вышла книга, в которой были напечатаны песни-старины или былины. Одним из первых стал записывать былины Павел Николаевич Рыбников. -Прочитайте на с.65, как он услышал былину о Садко – купце. Что его удивило? (Работа с текстом). -Былина – песня, исполняющаяся под звуки гуслей. -Гусли – старинный музыкальный инструмент. (слайд) -Послушайте, как звучит былина под звуки гуслей.. (Музыкальный фрагмент) -Каких былинных богатырей вы знаете? 5. Сообщение темы урока. -Сегодня на уроке мы больше узнаем об Илье Муромце. Былины об Илье Муромце пересказала для школьников Ирина Карнаухова. Она собирала сказки в Заонежье, на Печоре, в Поморье и пересказывала их. Позже она стала Бабушкой Ариной – сказочницей на Ленинградском радио. (слайд) -Откройте учебник на с. 66, прочитайте название. ( Как Илья из Мурома богатырём стал). - По названию былины постарайтесь определить о чём и о ком пойдёт речь. 6.Работа с текстом. -Прочитайте текст на с. 66 про себя. -Где жил Илья Муромец? -Почему плакали родители Ильи Муромца? (Прочитать) -Какие события происходили на родине Ильи Муромца? -Прочитайте, как Илья жаловался на свою судьбу? -Что быль в этом отрывке, а что выдумка? -С чем можно сравнить былину? 7. Чтение текста цепочкой. 8. Рассказ учителя об Илье Муромце. Илья Муромец – невыдуманный персонаж. В селе Карачарове, о котором говорится в былине, почитают до сих пор этого богатыря. На одном из домов даже висит мемориальная доска, надпись на которой повествует о том, что на этом месте много столетий назад стояла изба Гущиных, в которой до 33 лет сидел славный богатырь. - Это реальная историческая личность, воин, служивший киевскому князю и погибший за город Киев. Неспроста в древнем Муроме на высоком берегу установлен памятник легендарному богатырю, как символу не только физической, но и, что более важно, высокой нравственной силы.(слайд) 9.Словарная работа. - Для характеристики богатыря автор взяла слова «умом светел». Объясните их смысл. - Подберите синонимы к словосочетаниям :светлый день, светлая душа, худые дела, худой человек (слайд) -Как эти словосочетания связаны с Ильёй Муромцем?? 10.Физминутка -Вы хорошо поработали, а теперь отдохнём. Дружно встали – раз, два, три –Мы теперь богатыри.Мы ладонь к глазам приставим,Ноги крепкие расставим.Поворачиваясь вправо,Оглядимся величаво.И налево надо тожеПоглядеть из-под ладошек,И направо, и ещё через левое плечо.Буквой Л расставим ноги,Точно в танце – руки в боки,Наклонились влево, вправоПолучается на славу! 11.Самостоятельная работа с отрывком былины на с.67. -Вы отдохнули немного, а теперь за работу. Прочитайте про себя отрывок на с. 67. Подчеркните незнакомые слова. Объясните их. Корчевать Пахота Странники Калики перехожие (слайд) 12. Работа в группах. С отрывком на с.67 теперь вы работаете группами. Повернитесь к своим соседям, улыбнитесь и вспомним правила работы в группе. (слайд) «Вместе не трудно,вместе не тесно,вместе легкои всегда интересно!» Запомни и соблюдай простые правила: 1.​ Уважай своего товарища. 2.​ Умей каждого выслушать. 3.​ Не согласен – предлагай! (Работа в группах. Каждая группа получает указатель с названием и задание. Время работы – 4 мин.))1гр. «Чтецы» - Прочитать текст как сказку. 2гр. «Гусляры» - Спеть былину под звуки гуслей. 3гр. «Почемучки» - Составить вопросы к тексту. 4гр. «Иллюстраторы» - Подобрать рисунки к отрывку. Выстроить в правильной последовательности. 5гр. «Актёры» - Прочитать отрывок по ролям. (Проверка работы групп. Самооценка и оценивание слушателей)-13. Чтение продолжения былины учителем. - А теперь, ребята, послушайте, что было дальше. (Чтение отрывка на с. 68) 14. Проверка первичного восприятия. -Почему вода дала много силы Илье? -Насколько силён стал Илья? -Почему калики решили поубавить силушку Ильи? -С какой целью странники наделили Илью Муромца силой немеренной? - Восстановите наказ странников , вставив пропущенные глаголы (Рабочий лист, работа в паре) 1. ...... с врагами земли родной. 2...... вдов, сирот, малых деточек. 3. Со Святогором ..... 4. Ты .... с Микулой Селяниновичем. 5. .... на Вольгу Всеславьевича. (Проверка задания. Слайд)15.Итог урока Продолжите предложения: Былина – это… Герои былин - …. 33 года пролежал на печи … Сила богатырская Илье дана …(слайд) Д/з читать с.69 -71 Составить вопросы к тексту. Составить план отрывка былины с.69 – 71. Пересказать. Найти былины об Илье Муромце и других богатырях. 16.Рефлексия - Новое для меня на уроке было… Я могу рассказать… Мне понравилось… Я хочу узнать…



lib-5.ru